Как развить функции левого полушария головного мозга. Правое полушарие мозга, его функции и развитие

Мозг – важнейший орган нашего организма. От его правильной работы зависит состояние всех органов и человека в целом. Оба полушария мозга работают в системе, но у каждого из них свои функции. Чем лучше взаимодействуют полушария, тем гармоничнее развитие человека.

Левое полушарие

Главная функция – логическое мышление. То есть в левом полушарии происходит анализ полученной информации и делаются выводы. Обрабатываются данные поэтапно. Дословное понимание значений выражений.

Распознание математических знаков и чисел, решение задач, основанных на вычислениях.

Координация движений правосторонних частей тела.

Обработка сведений, полученных не прямым путем, а за счет восприятия образов, символов, знаков. То есть за интуицию.

Ориентация в пространстве и определение местоположения.

Способность понимать иносказательные выражения – например, метафоры.

Возможность проникаться музыкальными произведениями. Но за обучение музыке в ответе левое полушарие.

Способность мечтать, придумывать, воображать, сочинять, рисовать.

Получение удовольствия от сексуальных отношений. Возможность отдаться ощущениям.

Мистические способности, религиозность, фанатизм.

Возможность видеть ситуацию в общем.

Координация движений левосторонних частей тела.

Полушария мозга отвечают за разные процессы. У одних хорошо развита логика, а у других – интуиция. Но для гармоничного развития личности оба полушария должны хорошо, слаженно работать. Ведь что толку в хорошем аналитическом уме, если ничего нового придумать не в состоянии. Или, наоборот, иметь множество идей, но не реализовывать их из-за непоследовательных действий.

Учеными доказано, что руки – наилучший инструмент совершенствования мозга. Не зря развитию мелкой моторики у детей уделяется повышенное внимание. Если обе руки работают, то и оба полушария взаимодействуют.

Идеально помогает музыка. Так, для восприятия музыки, работает одно полушарие, а для обучения игре на инструменте – другое. А игра, например, на пианино, во время которой обе руки согласовано работают – наилучшая тренировка обоих полушарий.

Существует ряд упражнений для тренировки мозга. Подходят и детям, и взрослым.

  1. Правую руку кладут на кончик носа, левую – на правое ухо; затем руками делают хлопок и руки меняют местами: левой берутся за нос, правой – за левое ухо.
  2. Двумя руками одновременно стараются рисовать зеркальные, симметричные узоры или пишут буквы.
  3. Выполняют упражнение из комплекса утренней зарядки: левую руку к правой поднятой ноге и наоборот.
  • пальцев делают колечко, соединяя поочередно большой палец с остальными. Делать максимально быстро, от указательного пальца к мизинцу и в обратном направлении. Сначала одной рукой, потом обеими.
  • Нужно вслух как можно быстрее назвать цвет, которым написано слово.
  • Эти упражнения отлично тренируют мозг, улучшают связь между полушариями.

    А чтобы понять насколько наш мозг умеет приспосабливаться, попробуйте прочитать текст:

    Развить интуицию и даже ясновидение можно через развитие правого полушария.

    Отметим, что у детей с рождения более развито правое полушарие, ведь они воспринимают мир только через ощущения.

    Интуитивное восприятие основано на образах, символах, неуловимых деталях. То, что человек замечает, не фиксируя этого в своем сознании. Но в подсознании эти факты откладываются и обрабатываются, так получаются интуитивные догадки.

    Следующей ступенью развития интуиции будет ясновидение. Ведь последние исследования указывают на то, что эти способности можно выработать.

    Целые учения основаны на мнении, что наши мысли материальны и вокруг нас огромное море информации. Нужно только найти путь к нужным сведениям.

    В нашей голове постоянно варится «каша» из мыслей. Это препятствует получению внешней информации. Но если удается остановить диалог внутри себя, то мозг настраивается на внешнюю среду. И, в виде образов, звуков, символов или знания, человек может получить нужные сведения из информационного мира.

    Итак, если поставить себе цель – добиться ясновидения, то работать над собой придется много. Задания направлены на развитие правого полушария головного мозга. Ведь в повседневной жизни в основном работает левое.

    Этапы развития ясновидения:

    1. Нужно стимулировать работу правого полушария мозга. Хорошо, если человек творчески развит, это значит, что правое полушарие и так доминирует. В другом случае нужно над собой работать.
    2. Стараться воспринимать какой-либо предмет без слов, опираясь только на образы, ассоциации, чувства, ощущения. К примеру, какие ощущения возникают при виде апельсина.
    3. Остановить ход мыслей в своей голове. То есть нужно научиться на время прекращать думать. В этом помогут техники медитации. В случае успешного опыта, наш мозг освободится и будет готов принимать информацию извне.

    Для удачного отключения мыслей, нужно:

    • расслабиться;
    • занять удобную позу;
    • сосредоточиться на одной мысли или созерцать один предмет;
    • можно слушать музыку, лучше без слов.

    При правильном выполнении инструкции в какое-то время наступит состояние транса.

    И, наконец, самым сложным будет понять и принять себя. Осознать, что именно вы достойны управлять своей жизнью. Нужно верить в себя, потому что неверие блокирует поток информации.

    Может сложиться впечатление, что заниматься развитием интуиции и ясновидения лучше в полном одиночестве, чтобы никто не отвлекал. Но практика доказывает обратное. Дело в том, что неодушевленные предметы обладают не такой сильной энергетикой, как люди. При занятиях с человеком гораздо проще уловить исходящую от него информацию.

    Вот несколько коллективных упражнений для развития способностей правого полушария:

    1. Каждый из участвующих пишет на бумаге свои данные.
    2. Во время письма нужно представлять, как листок заряжается личной энергетикой. Затем бумажки складываются и смешиваются.
    3. Каждый берет себе одну. И, не открывая, пытается прочувствовать личность писавшего. То есть нужно описать ощущения, которые возникают от свернутого листа. Это может быть чувство холода, тепла, злости… Могут быть и зрительные или звуковые образы.
    4. Затем листок разворачивается и сопоставляется личность человека и образ, который почувствовали.

    Следующее упражнение основано на тактильных ощущениях.

    1. Одному из участников закрывают глаза. И поочередно остальные подходят и прикасаются к нему: либо вкладывают руки в руки, или прикасаются ко лбу, или к затылку. А испытуемому нужно почувствовать информационный поток, исходящий от человека.
    2. В начале занятий нужно просто пытаться чувствовать, без анализа. Со временем различные ощущения будут складываться в конкретный образ.
    3. Упражнение направлено на калибровку внутренних часов. Нужно засечь определенный временной интервал – минуту, две, пять. Затем с закрытыми глазами, не считая, определить такой же период. Делать это следует до тех пор, пока биологические часы не выровняются с реальным временем.
    4. Если внутренние часы спешат – вам мешает чувство тревоги, а когда отстают – вы не уверены в себе.
    5. После устранения внутренних проблем, вам удастся настроиться на нужную волну.
    6. Развивать моторику левой части тела. Стараться выполнять действия левой рукой.

    Мы живем в век логики. Люди чаще всего опираются на факты, числа, доказательства, исследования. А интуиция, творческое восприятие находятся на втором плане. Поэтому так много говорится о развитии именно левого полушария.

    Для гармоничного развития личности оба полушария мозга должны работать хорошо. Но в случае если развита эмоциональная сфера и плохо работает логическое восприятие, нужно деликатно помочь «отстающему» полушарию. Что делать если доминирует правое?

    У детей изначально доминирует правое полушарие. Левое полушарие вступает в работу после года, ближе к двум. Когда у ребенка формируется речь. Примерно в это время современные родители отдают своих детей в школы развития, с самым разнообразным профилем.

    Если у ребенка отстает развитие левого полушария, ему трудно в социуме. Как помочь ребенку в этом случае:

    • Основными упражнениями в таком случае будет игры, направленные на развитие речи малыша, расширение словарного запаса.
    • Нужно учить детей выражать свои мысли словами, так им легче будет взаимодействовать с другими людьми.
    • Не менее важны и ролевые игры. С помощью таких занятий можно просто и доступно научить ребенка вести себя в больнице, школе, магазине; объяснить, чем занимаются люди разных профессий и многое другое.

    Не следует увлекаться развитием только левого полушария. Наряду с интеллектом, нужно уделять внимание и физическому развитию, не забывать о творчестве.

    Левое полушарие выполняет важнейшие функции. Очень важно, чтобы логическое мышление было развито на должном уровне. Особенно это касается взрослых, ведь любая работа требует применения логики.

    Для развития левого полушария можно выполнять упражнения:

    • Ежедневно заниматься решением задач по логике, математике. Чем больше, тем лучше.
    • Решение кроссвордов также отлично тренирует левое полушарие мозга.
    • Стараться выполнять большинство действий правой рукой.

    Для всестороннего развития человека очень важна синхронность в работе левого и правого полушарий. Ведь их функции не заменяют, а дополняют друг друга. Заниматься улучшением работы мозга никогда не поздно. Ученые доказали, что и 60 лет можно развиваться.

    Головной мозг человека принято сравнивать с компьютером. Он выполняет множество функций и обладает большими возможностями. Но люди используют его ресурсы лишь частично.

    За что отвечает левое и правое полушарие мозга

    Вы прекрасно знаете, что наш мозг состоит из двух полушарий — правого и левого — каждый из которых имеет свои функциональные особенности:

    • Левая сторона отвечает за логическое мышление, анализ, рациональность, речь и языковые способности.
    • Сферы специализации правой стороны головного мозга — творчество, генерирование идей, воображение, нестандартные решения, интуиция, эмоции.

    Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других — правое. Выигрывают же те, у кого их работа синхронизирована. Ведь часто встречаются люди с хорошим аналитическим умом, но без единой собственной идеи. А есть креативные личности, переполненные интересными и творческими идеями, ни одна из которых не реализовалась в жизнь. Поэтому так важно развивать гармоничную работу головного мозга, а не зацикливаться на одной из его половинок.

    В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении задействует технологии по гармонизации его левой и правой части, то увеличивается продуктивность и результативность самообразования.

    Что еще дает синхронизация мозга?

    • образование новых нейронных связей,
    • повышенную концентрацию и внимание,
    • нахождение в сознании «Здесь и Сейчас»,
    • остановку внутреннего диалога (схоже с ),
    • повышение интеллектуального уровня,
    • успехи в учебе, самообразовании,
    • продвижение по карьерной лестнице, реализация себя,
    • поддержание молодости и ясности ума многие годы,
    • профилактика многих заболеваний головного мозга.

    Также замечено, что люди с развитой мозговой деятельностью редко болеют и быстро восстанавливаются. А упражнения по синхронизации полушарий положительно сказываются на двигательных способностях человека.

    Заманчиво? Тогда начинаем переходить к способам тренировки и изменения работы мозга.

    Как развить полушария мозга. Синхронизация полушарий

    Очень важным органом, отвечающим за мышление человека, является шишковидная железа эпифиз. Она расположена между полушариями, несет ответственность за работу всей эндокринной системы и выработку мелатонина (гормона молодости).

    Во многих эзотерических учениях ее активизации придается очень большое значение. Так в даосизме (китайском традиционном учении) существуют такие понимания как «центр мозга», его «взращивание», «оперирование» им, что сводиться к элементарным понятиям концентрации. Сколько бы не шла речь о сосредоточенности и фокусировке, если сознание не синхронизировано, человек не будет владеть ими в полной мере. Он может лишь обладать наблюдением, связанным с работой того или иного отдела мозга.

    Чтобы привести к гармонии работу обеих его частей, следует выполнять определенные упражнения, разработанные психофизиологами. Главным инструментом здесь играют руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

    Вы готовы? Приступаем!

    Упражнения для синхронизирования полушарий мозга

    Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому не торопитесь. Когда начнет получаться — ускоряйте темп. Делать их надо ежедневно. Количество повторений каждого упражнения минимум 30 раз.

    «Кулак-ладонь». Поставьте руки перед собой: левая сжата в кулак, ладонь правой смотрит вниз и расположена на уровне противоположного запястья. Теперь одновременно меняем их положение. Сверху всегда должен быть кулак, снизу — ладошка.

    «Ухо-нос». Пальцами правой руки возьмитесь за кончик носа, а левой — за правое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и теперь возьмитесь левой рукой за нос, правой — за ухо.

    «Капитан». Одну руку ставим «козырьком» около лба, следите чтобы большой палец был спрятан, а не торчал в сторону. Пальцы на другой сложите в знак «класс». Как и в предыдущих упражнениях надо одновременно менять положение рук.

    Для усложнения можно добавить хлопок перед сменой рук.

    «Победитель». Пальцы на правой руке показывают знак «мир», на левой - «ок». Ваша задача заключается синхронно менять положение пальцев.

    «Колечко». Соедините кончик большого пальца правой руки с кончиком указательного левой. То же самое с большим пальцем левой руки с указательным правой. Таким образом образуется «кольцо».

    Большие пальцы — ведущие. Нижние пальцы отсоедините друг от друга, сделайте переворот вверх и снова их соедините. Повторите несколько раз.

    Когда упражнение начинает получаться, усложняем его: большой палец правой руки уже касается не указательного, а среднего левой руки; большой палец левой руки — среднего пальца правой руки… и т.д. Доходим до мизинцев и обратно.

    Упражнение «Колечко»:

    «Восьмерки». Руки прямые, вытянуты параллельно полу. Одновременно рисуйте ими встречные горизонтальные восьмерки (знак бесконечность «∞»). Повторите 15-20 раз.

    Теперь однонаправленные восьмерки (в одном направлении) — 15-20 раз. Сначала в левую сторону, потом в правую.

    После это правая рука продолжает рисовать восьмерку горизонтально — «∞», а левая вертикально — «8». Повторить 15-20 раз и поменять: левая — «∞», правая — «8».

    «Работаем локтями». Это упражнение, пожалуй, самое простое. Возьмите чистый лист бумаги формата А4. Нарисуйте на нем крест «+». Повесьте листок и встаньте перед ним. Смотрите на нарисованные перекрещенные линии и выполняйте следующие упражнения:

    — Спина прямая, левым локтем коснитесь правого колена, потом правым локтем левого колена. Количество повторений 15 раз.

    — Спина прямая, левым локтем коснитесь левого колена, потом правым локтем правого колена. Количество повторений 15 раз.

    — Повторите 15 перекрестных движений, а затем 15 параллельных и снова 15 перекрестных.

    После выполнения упражнений вы заметите, как ваш ум прояснился, мозг «разгрузился».

    Перечисленный комплекс упражнений очень важно выполнять каждый день, чтобы достичь положительных результатов. Главный их смысл — бросить вызов себе и победить! Синхронизация полушарий головного мозга поможет вам изменить свое мышление и жизнь. И это не пустые слова. При регулярном выполнении комплекса вы начнете замечать изменения: появляются новые идеи, решения задач приходят быстро, они креативны и логичны.

    Делитесь своими результатами с нами в комментариях! ;)

    Правое полушарие мозга отвечает за креатив, творчество. Вот почему так важно развивать правое полушарие, если вы хотите достичь в жизни больших профессиональных высот.

    У каждого полушария своя функция

    Если посмотреть с анатомической точки зрения, то у левого и правого полушария человеческого мозга есть свои функции. Они следующие:

    Правое полушарие отвечает за:

    1) Воображение, творческую функцию, фантазии, чувство прекрасного.

    2) Музыкальные способности.

    3) Вербальную информацию (восприятие слов, умение строить предложения и красиво изъясняться).

    4) Восприятие образов и символов.

    5) Ориентацию в пространстве.

    6) Интуицию.

    7) Параллельную обработку информации, понимание метафор.

    8) Контроль за движениями левой части тела.

    Левое полушарие отвечает за:

    1) Анализ и математическую логику.

    2) Языковые способности.

    3) Обучение письму.

    4) Умение выстраивать причинно-следственные цепочки.

    5) Контроль за движениями правой части тела.

    Как было установлено учеными, развитость того или иного полушария головного мозга не дается человеку с рождения. Она достигается многочисленными тренировками, «прокачкой».

    Разница между «М» и «Ж»

    Несмотря на то, что у человека, по сути, должно быть хорошо развиты оба полушария мозга, на практике такое встречается очень редко. Если связывать развитие полушарий мозга с гендером (полом), то на вопрос, какое полушарие мозга развито у мужчин, можно ответить: левое. Какое полушарие мозга развито у женщин? Правое.

    Также учение установили, что мужчины используют правое полушарие для визуально-пространственной ориентации и левое - при решении аналитических задач, а женщины постоянно думают при решении абстрактных задач сразу двумя полушариями.

    В целом же итог таков: мужчины обгоняют женщин по логике и аналитике, зато дамы явно более успешно справляются с задачами на креативное мышление.

    Как развить правое полушарие мозга

    Поскольку правое полушарие более «творческое», а в современном ритме жизни важно принимать не просто правильные, но и нестандартные решения, именно правое полушарие нуждается у многих людей в более сильной «прокачке». Попробуйте делать следующие упражнения.

    1) Слушайте красивую музыку, посещайте художественные выставки, начните рисовать сами. Любое занятие, связанное с искусством, будет способствовать развитию правого полушария.

    2) Начните вести дневник, пишите коротки рассказы или же просто эссе-зарисовки из собственной жизни.

    3) Медитируйте, контролируя дыхание. Научитесь погружаться в себя и «видеть» красивые образы и необычные ситуации.

    Развитие обоих полушарий

    Психофизиологи знают, как развивать оба полушария мозга. Вот что они советуют делать.

    1) Научиться хорошо владеть левой рукой и постоянно делать ей то же, что и правой: завязывать шнурки, чистить зубы, писать текст и т.д.

    2) Используйте как можно чаще «зеркальное рисование». Это простое упражнение выполняется так: испытуемый берет два листа бумаги и две ручки в каждую из рук. Теперь нужно синхронно рисовать на бумаге любые фигуры - зигзаги, каракули, круги, квадраты, треугольники, цветы, листья… Да что угодно! Главное - делать это одновременно обеими руками. Упражнение развивает сразу оба полушария мозга.

    Видео по теме статьи

    В этой статье:

    О том, что человеческий мозг разделён на правую и левую части и за что каждая из них отвечает, было известно ещё давно. Но детальные исследования в этом направлении стали вестись относительно недавно по историческим меркам. И доселе обычные факты засияли в совершенно ином свете. Однако обо всём по порядку.

    Налево – направо, или Смена караула

    Немного о работе мозга. Учеными доказано, что правое полушарие мозга отвечает за синтез и творчество, а левое – за анализ и логическое мышление. Последние тысячелетия упор в развитии детей делался в основном на левое полушарие. На тот период времени это было полностью оправдано: древнему человеку надо было понять природу вещей глубже, чем предлагают галлюцинации объевшегося мухоморами шамана.

    И сейчас большинство родителей по инерции обучают своих отпрысков по программам, которые развивают именно левое, логическое полушарие. И почти напрочь забывают о такой же важности правого, считая, что летать в облаках и строить воздушные замки в жизни совершенно не нужно. В принципе, так и есть. Но у этого процесса есть и обратная сторона: современные дети очень рано взрослеют и даже стареют именно в этом ментальном плане.

    Отключённое или практически полностью задавленное воображение создаёт вместо творческой личности серый винтик в глобальном механизме. Это можно сравнить с тем, если бы человек ходил в спортивный зал и тренировал только одну половину тела. Чем такое кончится, не трудно догадаться. Но в обучении данная патология, к сожалению, уже давно стала нормой.

    Из реальной жизни можно привести такой пример: в США учёные отслеживали детей с очень высоким IQ, а когда эти дети выросли, их собрали в одну группу и поставили задачи по фундаментальным разработкам в различных отраслях, но эта затея потерпела полный крах. А секрет прост и сложен одновременно: левое полушарие мозга может работать только с уже известной информацией и никогда не заменит собой правого, творческого. То, чего до этого не было, ему недоступно.

    Однако с развитием информационной эры ситуация стала меняться в лучшую сторону. И на развитие у детей функций правого полушария мозга специалисты по педагогике и психологии стали выделять всё больше и больше внимания. Прорывом можно считать введение шкалы так называемого эмоционального интеллекта — EI (Emotial Intelligence). Не последним примером в этом отношении стали люди, которые добились успеха в плане научных открытий в различных областях.

    Приручаем вдохновение, или Найти ваш баланс

    Делать одно и то же в надежде получить другой результат – верный признак шизофрении, но именно так поступает основная масса людей в вопросах воспитания и развития своих детей. Причём, что примечательно, из самых лучших побуждений. Современная система обучения разработана сугубо под развитие левого полушария мозга. Но если вы хотите, чтобы ваше чадо имело показатели лучше, чем у среднестатистического ребёнка, то и подходы ищите соответствующие.

    Как уже было сказано, левое полушарие работает только с уже известным. Функции правого – работа с непознанным. Существует гипотеза, что все решения уже существуют в некотором виртуальном банке информации Вселенной. А наш мозг является суперкомпьютером, который может к этому банку подключаться и выбирать наилучший вариант. За это у детей и взрослых отвечает правое полушарие. Т.е. правое занимается фундаментальными разработками. А левое – прикладными, а также окончательным выпуском «готового продукта» в жизнь.

    Процесс подключения обычно происходит спонтанно и называется он вдохновением. Ранее считалось, что его совершенно невозможно приручить, что приходит оно когда вздумается. Но в 21 веке стало понятно, что вдохновение есть не что иное, как состояние гармонии души и разума. Однако тем, кто решил полноценно тренироваться, на первых этапах логику и анализ нужно будет отключить или перенаправить в другое русло.

    Но не впадайте в крайности. Люди со слишком развитым правым полушарием в ущерб левому обычно психически нездоровы.
    Они живут в своём виртуальном мире по своим законам. Творческие люди, которые живут среди нас, нередко имеют репутацию чудаков, что не мешает им создавать шедевры.

    Бизнесмены, сумевшие добиться успеха и признания, особенно в области инноваций, – самый идеальный пример сбалансированности и развития обоих полушарий мозга. Они сами себе и начальники, и исполнители. И основная часть времени у них уходит не на монотонную работу, а на обдумывание того, что можно усовершенствовать, или, ещё лучше, как создать то, чего раньше не было. Билл Гейтс, Стив Джобс, Сергей Брин, Илон Маск – этот список можно продолжать долго.

    От генератора идей к всегда верному выбору, или Забегая вперёд

    Развивая у детей правое полушарие мозга, со временем родители приходят к тому, что ещё большего эффекта даёт развитие эпифиза, или шишковидной железы. И если первое отвечает за творчество в общем, то развитие второго даст возможность всегда выбирать самый выигрышный вариант из всех возможных. Представьте, каких высот можно достичь, всегда зная, образно говоря, под каким стаканом шарик. Это и есть то, что принято называть интуицией. Для тренировки эпифиза многими авторами разработаны различные системы упражнений, которые направлены на одну и ту же цель.

    Программа минимум

    Работоспособность мозга восстанавливается быстрее, если он через определённые промежутки времени переключается с одной работы на другую. Все нижеописанные упражнения для соответствующего развития можно применять как отдельной программой, так и в коротких мозговых разминках.

    • Массаж ушей.

    На ушной раковине расположено множество точек, напрямую влияющих на работу мозга. На более глубоком уровне этим пользуются мастера иглоукалывания, но неспециалистам хватит и обычного растирания. Указательным и большим пальцами начните с разминания мочек ушей, как будто пробуете тесто на твёрдость. Затем основанием ладони разотрите уши снаружи и изнутри. Это считается разминкой к основным упражнениям.

    • Кольца.

    Сделайте кольцо, соединив большой и указательный палец. Затем средний с большим, безымянный, мизинец и в обратном порядке. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Сначала упражнение делается одной рукой с небольшой скоростью, в прямом и обратном направлении. Затем другой рукой точно так же. Затем сразу двумя в обоих направлениях.

    • Кулак-ребро-ладонь.

    Упражнение выполняется за столом. На столешнице показывают три положения руки, которые по очереди сменяют друг друга. Первое – кисть, собранная в кулак, второе – ладонь перпендикулярно столешнице (ребром), третье – ладонь, распрямлённая на плоскости стола. Вначале вместе с наставником ребёнок должен сделать медленно 8-10 повторений одной рукой, затем другой, потом сразу двумя вместе. Допускается, чтобы малыш помогал себе словами-командами (кулак-ребро-ладонь) вслух или тихонько про себя.

    • Лезгинка, или лесенка.

    Левая рука собрана в кулак и повёрнута к груди (пальцами к туловищу), большой палец отведён вверх. Ладонь правой руки распрямлена в горизонтальном положении таким образом, чтобы её мизинец касался большого пальца левой. Затем положение рук меняется. Начинаете медленно, затем ускоряете темп. Сделать от 6 до 10 повторов.

    • Ухо-нос.

    Большим и указательным пальцем левой руки берётесь за кончик носа, теми же пальцами правой – за левое ухо. Смена положения (правая – за нос, левая – за правое ухо) и т.д.
    Каждая смена происходит через хлопок в ладоши. Это упражнение считается заданием повышенной сложности.

    • Змейка, или Обмани мозг.

    Кисти рук сведены накрест ладонями друг к другу, пальцы собраны в замок. Далее руки выворачиваются к себе, т.е. пальцы смотрят вверх. Задача – пошевелить тем пальцем, который укажет тренер. Вначале ребёнок путается, где левый, а где правый, но затем обычно быстро разбирается, что к чему.

    • Зеркальное и симметричное рисование.

    Или рисование в две руки. Положите перед малышом чистый лист бумаги и два карандаша любых цветов. Задача – научиться рисовать двумя руками сначала симметричные рисунки, а затем несимметричные, в «зеркальном» порядке.

    Эффект от вышеописанных упражнений будет только в том случае, если они выполняются системно. Результатом у детей станет улучшение памяти, внимания, речь станет чётче, разовьётся пространственное воображение, моторика рук. Но главное – это снижение утомляемости и повышение самодисциплины и самоконтроля.

    Все считают важным тренировать свою память и интеллект, делать что-то для совершенствования тела. Но лишь немногие уделяют внимание тренировке мозга, а ведь именно от мозга изменение всего вышеназванного и зависит. Ведь тело не станет меняться, если мозг к этому не будет готов!

    Мозг сформирован из двух полушарий, отвечающих за совершенно разные функции. У одних людей сильнее развито левое полушарие, у других правое, а есть и такие счастливчики, у которых хорошо работают оба. Таких людей действительно можно назвать счастливчиками, ведь они могут максимально использовать все природные возможности своего мозга.

    Левое полушарие несёт ответственность за логическое мышление, а правое – за творческое мышление. Но ведь встречаются математики, у которых прекрасно функционирует левое полушарие, но которые так и смогли придумать ничего уникального.

    А есть «творцы», которые выдают множество идей, но никак не могут реализовать ни одной из них, все их поступки непоследовательны и нелогичны. И всем этим людям нужно совершенствовать собственный мозг, настраивать его на гармоничное и согласованное функционирование – только тогда они смогут чего-то достичь в этой жизни.

    Как сделать работу обеих полушарий мозга согласованной и гармоничной?


    Психофизиологи смогли сформировать целый комплекс упражнений, способствующих гармоничной работе обеих полушарий мозга человека. А основным инструментом для повышения активности мозга являются руки. Когда человек действует обеими руками, равномерно развиваются оба полушария его мозга.

    Что же это за упражнения? С большинством из них все мы давно знакомы.

    1. «Ухо-нос» . Правой рукой нужно держать левое ухо, а левой рукой надо держаться за кончик носа. Руки нужно убрать одновременно, хлопнуть в ладоши, после чего поменять положение рук на противоположное.

    2. «Зеркальное рисование». На чистом листе нужно двумя руками в одно и то же время рисовать картинки, зеркально отображающие друг друга. При этом глаза и руки должны расслабиться, ведь когда работают сразу оба полушария, существенно возрастает эффективность работы мозга в целом.

    3. «Колечко» . По очереди перебираем пальцы рук, образуя кольцо из большого пальца и указательного, затем среднего, безымянного и мизинца. Для начала можно проделывать такое упражнение по очереди левой и правой рукой, затем сразу двумя руками.

    4. Упражнения со школьных уроков . К примеру, такое: достать левой рукой до колена правой ноги и наоборот.

    Техники НЛП, помогающие согласовать работу обеих полушарий мозга

    Заставить мозг функционировать более эффективно, а его полушария действовать согласованно, поможет нейролингвистическое программирование (НЛП). Существует специальная техника НЛП под названием «Скорая помощь» – она способствует снятию психического напряжения и усталости, повышению работоспособности, улучшению памяти и внимания.

    Упражнение «Скорая помощь» хотя и тяжёлое, но очень интересное. Действия такие.

    На бумаге написана большая часть букв алфавита, а под каждой из них указаны буквы Л, П или В. Верхнюю букву нужно проговаривать, а по указанию нижней буквы двигать руками: Л – надо поднимать левую руку, П – соответственно, правую руку, В – поднять надо обе руки сразу. Казалось бы, это очень легко, тем не менее, говорить и поднимать при этом руки оказывается не так уж и просто. Проделывать упражнение надо от первой буквы до последней, потом в обратном порядке.

    Запись выглядит так:

    А Б В Г Д

    Л П П В Л

    Е Ж З И К

    В Л П В Л

    Л М Н О П

    Л П Л Л П

    Р С Т У Ф

    В П Л П В

    Х Ц Ч Ш Я

    Л В В П Л

    Тренируйтесь с удовольствием, развивайте и совершенствуйте свой мозг! Совсем скоро вы сможете ощутить разницу между тем, какой вы были прежде, и тем, какой стали после тренировок.