Как поминают человека через год после смерти. В какие дни можно поминать ушедших

Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? В преддверии особого поминовения усопших в день Радоницы на эти и другие вопросы мы попросили ответить иерея Стефана Домусчи, кандидата богословия и философских наук.

№ 1. С усопшими можно говорить, просить их помощи и их молитв?

Как почти во всех вопросах, касающихся загробного мира, однозначного ответа здесь быть не может. Неслучайно преподобный Анастасий Синаит говорит, что человек, который пытается своим слабым умом разузнать тайны загробной жизни, впадет в самые страшные заблуждения, потому что это ему не полезно. То, что нам полезно, говорит преподобный, Бог нам открыл, и в той мере, в какой полезно.

Что касается молитвы, из древности идет обычай молиться усопшим христианам или, точнее, просить их, чтобы они молились Богу. В стародавнее время Церковь очень четко различала умершего христианина и умершего нехристианина. Человек, который умер, будучи связан со Христом, умер членом Церкви, он хотя и разлучается физически со своими братьями и сестрами, через Христа остается с ними глубоко связан! Когда мы говорим на Пасху, что Христос «смертию смерть попрал», речь идет о том, что Он победил нашу смерть, и физическую тоже, но в первую очередь победил смерть как разлучение души и Бога. Поэтому тот, кто умирает во Христе, хотя и умирает физически, больше не умирает духовно, то есть не отлучается от Бога и во Христе остается живым. И, когда Церковь хоронила своих усопших, она ощущала, что эти люди остаются связанными с остальными живыми членами общины.

В этом ключе, естественно, можно было просить молиться и умерших. Мы привыкли просить молитв только у святых, но в древности святыми называли всех членов христианской общины, потому что они род избранный, род священный: апостол Павел пишет, например, святым, находящимся в Коринфе , обращаясь таким образом ко всем христианам Коринфа. Поэтому люди могли просить молитв всех умерших членов общины. Например, в катакомбах находят надписи на надгробиях, в которых люди обращаются к умершим родственникам. На одном из надгробий в древнеримских катакомбах IV века есть просьба от христианина Пектория, чтобы они вспоминали его всякий раз, когда будут смотреть на Христа. Причем ясно, что его родственники были простыми христианами и умерли обычной смертью, не были мучениками.

И в таком смысле, конечно, общение с умершими возможно.

С другой стороны, преподобный Анастасий Синаит говорит, что душа после смерти теряет способность проявлять себя и воспринимать что-либо. То есть человек видит через глаза, слышит через уши, говорит посредством языка и связок, и, соответственно, когда все это умирает, душа не видит, не слышит, не говорит, не общается. Однако далее он разъясняет, что души,– перешедшие в бессмертие, будучи просвещенными Духом Святым, все-таки способны и видеть, и слышать, и молиться за ближних, и проявлять свою любовь. А те, кто не просвещены Духом Святым, находятся в некотором угрызении совести - и больше ничего…

Часто для людей разговор с умершими - это такой психотренинг, психологическая практика, которая помогает человеку успокоиться. Церковь больше поддерживает молитву об умершем, чем «разговор» с ним. Наверное, единственный контекст, в котором такой разговор возможен, это контекст молитв. Для этого человек действительно должен жить духовной жизнью - он должен быть верным членом Церкви.

№ 2. Вешать на стену фотографию усопшего близкого - это православная традиция?

Конечно, вешать портрет в красный угол, рядом с иконами, не стоит. Но мы совершенно спокойно можем вешать портреты родственников где-либо еще в доме - тут не должно быть никакого суеверного страха: усопшие ничего нам сделать не могут, они не могут принести человеку удачу или неудачу. Очевидная польза от такого портрета - молитвенная память: видя фотографию родственника, близкого человека, мы будем вспоминать его и молиться за него. Часто бывает, что человек умирает, теряется из вида и вскоре уходит и из памяти.

spbda/www.flickr.com

№ 3. Говорят: «Усопший стал моим ангелом-хранителем» или «Он мне помогает». Это правильно?

Никакого культа предков, которые охраняют, оберегают, в христианстве нет и в помине - это характерно для многих языческих верований, встречающихся и сегодня. В христианстве есть уважение к предкам, есть молитва за них, но понятия о том, что они охраняют живых, конечно, нет. Помогать своими молитвами, как я уже сказал, усопший может, если он был благочестивым христианином, верным членом Церкви, его любовь не покидает близких, хотя он уже покинул этот мир. Но, конечно, человек не становится никаким ангелом-хранителем.

№ 4. Иногда считают, что, если умер младенец, который не успел пожить, он может вернуться в семью в следующем ребенке. Допустимо так считать?

Никакой реинкарнации Церковь однозначно не допускает. Младенец, который умирает, он у Господа и, конечно, никак не может никуда вернуться. Так что это ошибка.

spbda/www.flickr.com

№ 5. Для самоубийц, людей, умерших некрещеными, или для тех, кто были при жизни ярыми атеистами, - нет никакой надежды на спасение?

Есть люди, которые утверждают уже здесь и сейчас о других, что они погибли, что они не спасутся, а будут в аду, но все же Церковь никогда не отрицала возможности молитвы за всех людей, покинувших этот мир. Есть даже Троицкая родительская суббота, в которую, по словам Василия Великого можно молиться даже о «иже во аде держимих». В этот день, как говорится в первой песне канона, мы молимся о всех«от века почивших», то есть обо всех людях. И это очень важно! Это означает, что Бог милостив, и последний суд -в Его руках, мы не имеем никакого права его предвосхищать и утверждать, спасется такой-то человек или погибнет.

Преподобному Силуану Афонскому была открыта такая «формула»: держи свой ум во аде и не отчаивайся. Мы можем сомневаться в своем спасении, но надеяться на него, а о том, что касается спасения других людей, апостол Павел прямо пишет в Послании к Коринфянам:Посему не суди те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4 :5). Мы не знаем отношений конкретного человека с Богом - как можно судить о том, спасен он или нет? В конце концов, у многих святых есть уверенность в том, что людей, которые не смогли при жизни услышать вести Христовой или услышали ее в искаженном виде, Господь будет судить не так, как тех, кто слышал Евангелие в полноте. Так что надежда всегда есть! И надежда, как говорит Писание, не постыжает (Рим 5 :5).

№ 6. Узнаем ли мы друг друга после смерти, сохраним ли родственные связи, ведь Христос сказал: «Там не будут ни жениться, ни выходить замуж»?

Христос не говорит, что не будет родственных привязанностей, - не стоит Ему приписывать того, что Он не имел в виду. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что муж и жена будут знать, что они муж и жена, но семейных отношений, супружеских отношений больше не будет: супруги будут любить друг друга, и совместно возрастать в любви к Господу. Поэтому неправы те, кто утверждает, что за гробом мы друг друга не узнаем, никому ни до кого не будет дела. Когда Христос говорит, что там уже не женятся и не выходят замуж, это означает, что люди уже не создают новых семей, не рожают детей, не живут такой бытовой семейной жизнью, к какой мы привыкли здесь. Это очевидно, на то оно и Царствие Небесное - совершенно иное состояние, а не просто какой-то очередной этап земного существования.

О наших телах после воскресения апостол Павел пишет, что они будут такими, какое было тело у Христа по его воскресении. Из этого иногда делают вывод, что мы все будем 33-летними… Да, мы знаем, каковы будут свойства нашего тела - как у тела Христова, но про возраст ничего нельзя сказать, нет такого однозначного церковного учения об этом! Хотя бы потому, что несложно представить себе, как воскреснет в 33-летнем теле 80-летний старик, но как, например, в этом возрасте воскреснет абортированный младенец, не сформировавшийся ни телесно, ни как личность?.. Мы не знаем.

Если вы посмотрите на святоотеческие творения, то почти не увидите в них каких-то подробных описаний загробного мира. Потому что акцент в христианском богословии всегда ставился на другое - на воскресение мертвых и на жизнь будущего века. Зачастую все подробные описания загробного мира мы находим в апокрифах, то есть в книгах неканонических, чей авторитет не абсолютен: «Мытарства блаженной Феодоры», например,- тоже апокриф, благочестивое педагогическое повествование, довольно позднее, которое на определенном уровне церковного сознания полезно, но не является точным, совершенно адекватным изображением того, что будет происходить после смерти.

Поэтому вопросы «Узнаем ли мы друг друга?», «Какого возраста будут наши родные в загробном мире?» и так далее - это вопросы о мире после воскресения мертвых, о Царствии Небесном, а не о загробном мире. А я думаю, что такое пристальное внимание к тому, что будет в Царствии Небесном, это большая ошибка, это неправильно. Православный христианин не должен этим интересоваться, он должен молиться, надеяться на Бога и не выспрашивать у Него, как Он собирается содержать души в Своем Царствии - это все не наше дело! Они у Бога, и Господь знает, где они, - всё, больше ничего не нужно. Это в том числе и вопрос доверия к Богу. Господь милостив, и мы должны понимать, что Он поступит с умершими с любовью и настолько благо по отношению к человеку, насколько это вообще возможно.

Лейбниц в свое время писал, что наш мир -наилучший из миров. То же самое можно сказать и о загробной участи человека: Бог поступит с ним наилучшим образом - настолько, насколько сам человек позволит с собою поступить (тут мы не должны забывать о свободе человека).

spbda/www.flickr.com

№ 7. Как поминать усопших вне храма: обязательно ли читать Псалтирь или можно молиться своими словами?

Молитва всегда очень индивидуальна. Несмотря на то, что есть общее правило, человек по договоренности со священником или по собственному разумению, если священника рядом нет, по собственным силам, по совести, может читать те молитвы, которые считает для себя целесообразными.

Молитвы об усопших есть в любом молитвослове, их можно читать и в церкви, и дома. И, конечно, никто не запрещает молиться своими словами. Традиционно в первые 40 дней читают Псалтирь по усопшему, и есть определенные правила чтения Псалтири - по одной кафизме каждый день, но в то же время человек этими правилами не ограничен! Он спокойно может читать Псалтирь и в другое время, и в том объеме, на который у него есть силы, на церковнославянском языке или на русском - как ему удобно.

Почему читается Псалтирь? Другие книги Ветхого Завета в основном -исторические, где идет повествование, учительные, где записана мудрость житейская, или пророческие, в которых идет разговор о грядущем, напоминание о Суде Божьем и так далее. А Псалтирь - книга молитв, постоянное обращение к Богу в надежде, в вере, в доверии к Нему, в просьбе о спасении. Поэтому, конечно, это самое лучшее чтение и для живого, и для умершего. И, мне кажется, не нужно разделять, читаем ли мы Псалтирь от лица усопшего или от своего лица, даже хотя бы в силу того, что мы, как члены Церкви, едины, и поэтому мы молимся не столько об усопшем, сколько вместе с усопшим.

№ 8. Нужно ли отмечать день рождения умершего человека и день его смерти?

Обычно люди просто заказывают панихиду в этот день и молятся.

Надо отдавать себе отчет в том, что поминки, которые обычно устраивают, имеют двойное значение и историческое происхождение. С одной стороны, к сожалению, часто бывает на поминках, что люди просто употребляют спиртное, начинают смеяться, шутить и просто хорошо проводить время. Повод, по которому люди собрались, теряется, об усопшем уже никто особенно не вспоминает. С другой стороны, у поминок есть глубокие христианские корни: дело в том, что на поминки собирались разные люди, все, кто мог, и знакомые, и незнакомые, и нищие, и богатые - всех людей кормили для того, чтобы они в благодарность за это угощение поминали усопшего, молились о нем. То есть поминки воспринимались как милость от его лица.

spbda/www.flickr.com

№ 9. Люди переживают, что редко приезжают на могилу родного человека. Насколько это важно?

Лучше бы люди переживали не о том, что не получается на кладбище попасть к могиле родного человека, а о том, что не получается молиться искренне за него, не получается стать членом Церкви, причащаться, исповедоваться и в молитве поминать родных! А то, что на кладбище не часто бываем и это повлечет за собой какие-то дурные последствия - это как раз суеверный страх, которого не должно быть.

В отношении к могиле усопшего, к телу усопшего, к сожалению, до сих пор есть элемент язычества: если мы говорим о попытках как-то «задобрить» покойника, позаботиться, чтоб «там у него все было хорошо» и он не беспокоил живых, как очень часто люди думают. Иногда считают, что умерший начинает сниться, что он таким образом сам влияет на это, и люди начинают какие-то ритуалы проводить, чтобы этого больше не было. Это неправильно.

Что касается вообще отношения в Церкви к телам усопших, тут были разные традиции. Мы знаем, что к телам святых у нас особое отношение - их почитают как мощи. Но и к телам простых христиан относятся с почтением и с уважением. Поэтому Православная Церковь не одобряет кремации, хотя и идет навстречу тем, кто иначе поступить не может, - отпевание, панихиду мы все равно служим, вне зависимости от способа погребения.

№ 10. Ходить на Пасху и на Светлой седмице на кладбище -грех?

На Пасху надо идти в храм: Пасха - это время празднования победы над смертью!

Так что советская традиция ездить на могилы родных на Пасху -ошибочная. В советских семьях вообще складывалось немало разных традиций, часто вполне ошибочных, с ними надо бороться.

Самый лучший вариант для посещения кладбищ - это, конечно, Радоница, вторник второй седмицы после Пасхи, специально установленный день для особого поминовения усопших. Но на кладбище можно съездить и заранее, перед Пасхой, многие люди так и делают, наводят на могиле родных порядок после зимы, стараются к празднику там убраться, если получается. Можно съездить туда в следующее воскресенье после Пасхи, если другого времени нет, если человек работает и знает, что на Радоницу никак не вырвется с работы. Это лучше, чем стремиться попасть к могилам родных именно в день Пасхи!

№ 11. Если человек годами тяжело переживает смерть близкого, как ему преодолеть скорбь и чувство отчаяния?

Скорбь, печаль - это естественно, но святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос, который прослезился на гробе Лазаря, показал нам меру нашей печали. То есть это должна быть именно печаль, грусть о том, что человек жил рядом с нами, а теперь умер, но это не должна быть чрезмерная скорбь, которая, как пишут многие авторы, оскорбляет Бога.

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной (т.е. ты сам должен помнить о смерти) и -надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское-говорят именно о воскресении!

Соответственно, если человек скорбит безмерно, то он своей жизнью показывает, что не имеет надежды, что он не до конца надеется на Бога, не верит в Его поддержку, не верит в Его утешение и в итоге, получается, не верит в бессмертие души и воскресение мертвых. Если он не верит, как же Церковь может ему помочь? А если верит, тогда не должен печалиться чрезмерно, и здесь Церковь дает ему утешение. Как пишет апостол Павел: Не хочу же оставить вас, братия,в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (…) Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами (1 Фес 4 :13–18).

Записала Валерия Михайлова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Богослужение, связанное со смертью христианина, начинается не тогда, когда человек подошел к неизбежному концу и останки его лежат в церкви в ожидании последнего обряда, а родные столпились вокруг, печальные и в то же время непричастные свидетели удаления усопшего из мира живых. Нет, это богослужение начинается каждое воскресенье в восхождении Церкви на небо, когда «всякое житейское попечение» отложено; оно начинается в каждый праздник, но глубже всего оно коренится в радости Пасхи Христовой. Можно сказать, что вся церковная жизнь — это таинство нашей смерти, потому что вся она — провозглашение Господней смерти и исповедание Его Воскресения.

Быть христианином всегда означало и означает следующее: знать таинственной, сверхразумной, но в то же время абсолютно определенной верой, что Христос — это сама сущность и основа жизни, ибо «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков » (Ин. 1,4).

ПОМИНОВЕНИЕ НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

(ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки н а проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы , которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Все христианские догматы суть объяснения, следствия, а не причины этой веры, ибо, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша » (1 Кор. 15, 14). Эта вера означает приятие Самого Христа как Жизни и Света, «ибо Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам » (1 Ин. 1, 2). Отправной точкой христианской веры является не «верование», а любовь. Всякое верование неполно и преходяще. «Ибо мы отчасти знаем, а отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится …» (1 Кор. 13, 9 — 10), «и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся», только «любовь никогда не перестае т» (1 Кор. 13, 8).

Только такое приятие Христа как Жизни, общения с Ним, уверенность в Его присутствии наполняют смыслом провозглашение Смерти Христовой и исповедание Его Воскресения .

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Третий день . Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день . Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина . Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

СОРОКОУСТ О УПОКОЕНИИ

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные и жившие христианской жизнью в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомиди ю, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь на том же основании творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцов и братий, по вере сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

СУББОТЫ

1. Суббота мясопустная .
Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь в виду этого Суда установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

2. Суббота Троицкая .
Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, на в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Уте?шителя, которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о «иже во аде держимых».

3. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы.
Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста не совершаются поминовения их (заупокойные ектении, литии, панихиды, 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

Во все эти родительские субботы служба совершается по особому Уставу, помещенному в Типиконе и Триоди постной.

4. Родительские дни в Русской Православной Церкви.

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Православной Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно:

Радоница — общее поминовение умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой недели (воскресенья). По Уставу , в этот день собственно не положено особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Православной Церкви. После рядового вечернего богослужения служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На Литургии присоединяются заупокойные прокимен, Апостол и Евангелие.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат, с одной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение Церковным Уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной, Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

ПАНИХИДА В ПАСХАЛЬНУЮ СЕДМИЦУ

Панихида в Пасхальную седмицу совершается особым образом. После возгласа священника и пения «Христос воскресе…» со стихами «Да воскреснет Бог…» произносится ектения за упокой: «Помилуй нас, Боже…», она завершается возгласом священника: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере» и т. д. Поется пасхальный канон. По 3-й и 6-й песнех произносится малая ектения за упокой; и по 3-й песни поется ипакой: «Предварившия утро, яже о Марии…», по 6-й песни: «Со святыми упокой…», по 9-й песни поются пасхальные стахиры. При пении этих стихир обычно полагают тело умершего во гроб. Затем бывает ектения за упокой: «Помилуй нас, Боже…» и т. д., как обычно на панихиде (см. в Требнике чин отпевания усопших в пасхальную седмицу).

Кроме того, что панихиды совершаются над еще не погребенным умершим, они бывают также в 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Также поминают умершего в дни его рождения, Ангела и смерти.

по статьям Православие.ру

В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Специально к Радонице протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том как правильно поминать усопших.

В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Специально к Радонице протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том как правильно поминать усопших.

Какой молитвой поминать усопших? Как часто поминать усопших?

Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она - неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Зачем поминать усопших?

Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы - мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего - это молитва о нем.

Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать?

Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, - но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи.

Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, - так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая - Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату:

 Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 5 марта 2016 года.

 Суббота Троицкая (суббота перед праздником Троицы). 18 июня 2016 года.

 Суббота Димитриевская (суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского, который отмечается 8 ноября). 5 ноября 2016 года.

Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением - на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.

Как поминают на 9 дней? Как поминают на 40 дней? Как поминать на
полгода? Как поминать на год?

Девятый и сороковой дни со дня смерти - особые вехи на пути от жизни земной в жизнь вечную. Этот переход происходит не сразу, а постепенно. В этот период (до сорокового дня) умерший человек дает ответ перед Господом. Этот момент чрезвычайно важен для усопшего, он сродни родам, появлению на свет маленького человечка. Поэтому в этот период почившему требуется наша помощь. Молитвой, добрыми делами, изменением себя в лучшую сторону в честь и память близкого нам.

Полгода - такого церковного поминовения не существует. Но не будет ничего плохого, если вы помяните и на полгода, например, прийдя в храм помолиться.

Годовщина - это день памяти, когда мы - те, кто любил человека, - собираемся все вместе. Господь завещал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18 20). И совместное поминовение, когда мы читаем молитву о родственниках и друзьях, которые уже не с нами, - это яркое, звучное свидетельство перед Господом о том, что умершие не забыты, что их любят.

Надо ли поминать в день рождения?

Да, я считаю, что на день рождения человека поминать нужно. Момент рождения - один из значимых, великих этапов в жизни каждого, поэтому будет хорошо, если вы сходите в храм, помолитесь дома, съездите на кладбище, чтобы помянуть человека.

Можно ли отпевать самоубийц? Как поминать самоубийц?

Вопрос по поводу отпевания и церковного поминовения самоубийц - очень неоднозначный. Дело в том, что грех самоубийства - один из тяжких. Это знак недоверия человека к Богу.

Каждый подобный случай нужно рассматривать отдельно, потому что самоубийства бывают разные - осознанные или неосознанные, то есть в состоянии тяжелого психического расстройства. Вопрос, можно ли отпевать и поминать в храме крещеного человека, который покончил с собой, целиком лежит на ответственности правящего архиерея. Если трагедия случилась с кем-то из ваших близких, вам необходимо прийти к правящему архиерею той области, где жил почивший, и попросить разрешение на отпевание. Архиерей рассмотрит этот вопрос и даст вам ответ.
Что касается домашней молитвы, то вы, безусловно, можете поминать человека, который покончил с собой. Но самое важное - в его честь и память творить добрые дела.

Чем можно помянуть? Можно ли помянуть водкой? Почему поминают блинами?

Тризны, поминальные трапезы, пришли к нам из глубины веков. Но в древности они выглядели по-другому. Это было угощение, застолье не для родственников умершего, а для нищих, калек, сирот, то есть тех, кто нуждается в помощи и никогда сам себе не сможет устроить подобную трапезу.

К сожалению, со временем тризна превратилась из дела милосердия в обычное домашнее застолье, причем часто с обильным употреблением алкоголя…

Разумеется, такие возлияния никакого отношения к настоящему христианскому поминовению не имеют и никак на посмертную судьбу покойного повлиять не могут.

Как помянуть некрещеного?

Человек, который не захотел соединить себя с Церковью Христовой, естественно, в храме поминаться не может. Его посмертная участь остается на усмотрение Господа, и мы здесь повлиять на ситуацию никак не можем.

Некрещеных родственников можно поминать, молясь о них дома и творя добрые дела в их честь и память. Стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верными Христу, вспоминая все хорошее, что сделал за свою жизнь тот, кто умер некрещеным.

Как поминают мусульман? Как поминают евреев? Как поминают католиков?

В этом вопросе нет разницы, мусульманин ли был умерший, католик или иудей. Они не находятся в лоне Православной Церкви, поэтому поминаются как некрещеные. Их имена нельзя писать в записках на проскомидию (проскомидия - часть Божественной Литургии, которая ее предваряет), но в их память можно творить добрые дела и молиться дома.

Как в храме поминать усопших?

В храме поминаются все те умершие, кто сочетал себя с Христовой Церковью в Таинстве Крещения. Даже если человек по каким-то причинам не ходил в храм в течении жизни, но крещен был, его можно и нужно поминать. Вы можете перед Божественной Литургией подать записочку «на проскомидию».

Проскомидия - часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец - большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан - живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия - из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».

В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

Также в храмах проходят специальные поминальные службы - панихиды.

Можно подать отдельно записку на панихиду. Но важно не только подать записку, но и постараться лично присутствовать на службе, где она будет читаться. О времени этой службы можно узнать у служителей храма, которым подается записка.

Как поминать усопших дома?

В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она - неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу.

Как поминать в пост?

Во время поста бывают особые дни поминовения усопших - Родительские субботы и воскресный день, когда служатся полные (в отличие от сокращенных в другие дни поста) Божественные Литургии. Во время этих богослужений совершается проскомидийное поминовение умерших, когда за каждого человека из большой просфоры вынимается частичка, символизирующая его душу.

Как поминать новопреставленного?

С первого дня упокоения человека над его телом читается Псалтирь. Если умерший - священник, то читается Евангелие. Псалтирь надо продолжать читать и после похорон - до сорокового дня.

Также новопреставленный поминается на отпевании. Отпевание положено совершать на третий день после смерти, и важно, чтобы проводилось оно не заочно, а над телом почившего. Дело в том, что на отпевание приходят все те, кто любил человека, и молитва их - особая, соборная.

Помянуть новопреставленного можно и жертвой. Например, раздать нуждающимся его хорошие, добротные вещи - одежду, предметы обихода. Делать это можно с первого дня после смерти человека.

Когда поминать родителей?

Особых дней, когда нужно поминать именно родителей, тех, кто дал нам жизнь, в Церкви нет. Родителей можно поминать всегда. И на Родительские субботы в храме, и ежедневно дома, и подавая записочки «на проскомидию». К Господу можно обращаться в любой день и час, Он обязательно вас услышит.

Как поминать животных?

Животных в христианстве поминать не принято. Учение Церкви говорит о том, что жизнь вечная уготована только человеку, так как душа, о которой мы молимся, есть лишь у человека. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

В нашей стране принято чествовать значимые даты: для живых людей это именины и дни рождения, а после кончины - поминки. Эта дата крайне важна для православных христиан, потому что они искренне верят в вечную жизнь и встречу с Создателем. Потому у души для верующих нет никакого окончания. Каким же образом следует поминать покинувшего этот мир человека в годовщину, поговорим подробнее.

Православные традиции

Древние славяне тоже поминали усопших. Это действо совершается в момент захоронения, а затем на 9-ый и 40-ой день. На год после кончины также принято организовывать соответствующую трапезу. Как нужно поминать покойного христианина? Главный «атрибут» - безусловно, молитва. Рекомендуется воздержаться и от употребления алкогольных напитков. Такое мероприятие, как поминки, никогда не должно превращаться в шумное застолье, так как это не соответствует православным традициям.

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Кроме частного молебна, на один год после кончины в Храме Господа заказывают:

На любом церковном обряде молиться должны все друзья и родственники усопшего. Потому что у батюшки нет возможности вложить в молитву те переживания, которые на данный момент ощущают близкие люди. Священник является лишь исполнителем службы. Безусловно, его слова сильны, но все нельзя передоверять кому-то другому, потому что в этом случае имеется в виду посмертная участь человека, который при жизни был очень дорог.

Помимо этого, на 1 год в церкви нередко заказывают псалтырь. Делается он на долгий срок. Тут все зависит от пожертвования.

В лавках при церкви также можно купить маленькие книжки: в них вписываются люди, которых нужно поминать. Эту вещицу можно брать с собой в храм, чтобы ничего не упустить при предоставлении записок. Во время чтения записки священником или дьяконом, молиться нужно и самим.

Есть как общепринятые церковные праздники, на которые следует посещать кладбища, так и обыкновенные частные поминки. Что касается общепринятых событий, то к ним следует отнести «родительский день». В это время также следует поминать покойных, независимо от даты их кончины.

Второй вторник Пасхи - день перехода . Во многих регионах РФ существует традиция ходить на кладбище непосредственно на Христово Воскресение, однако официально такое не одобряется - Пасха считается настолько светлым и чистым днем, что в это время нет мертвых.

Пускай это и не памятная дата с момента кончины, но радостное «Христос Воскресе» обязательно должны слышать любые покойные. У этого дня даже и название подходящее - Радоница. Для каждого человека имеется надежда на вечную жизнь с Господом, потому в этот день должны радоваться абсолютно все - и на земле, и на небесах. На могилах в этот день принято приносить выкрашенные куриные яйца и аппетитные блины, а оставшуюся пищу следует раздать нищим.

Достойное упокоение - это своеобразный венец всего существования истинного христианина. В молитвах на каждый день имеются прошения о том, чтобы Всевышний обеспечил непостыдную кончину. Люди православного вероисповедания хотят причаститься и исповедаться перед тем, как встретиться с Богом. Есть специальные обряды, совершаемые над погибающим, которые не повторяют после его кончины.

Чтобы отметить достойно годовщину кончины , поминовение необходимо начинать в церкви. Затем следует отправиться на кладбище к могиле и совершить над ней гражданскую панихиду. Лишь после этого следует обращаться к трапезе, убраться на могиле и вспомнить дела погибшего человека. Лить водку и пить ее не принято.

Лучше принести на могилу свежих цветов . Одно время, церковь планировала ограничить украшение гробов искусственными венками, однако справиться с этой традицией оказалось не так уж и просто. Этот обычай направлен на то, чтобы избежать вандализма, который нередко встречается на кладбищах нашего государства.

А вот от употребления алкогольных напитков рекомендуется полностью воздержаться. Боль и грусть от утраты огромна, однако следует отыскать другие варианты решения этой проблемы. Ведь и усопшего такое поведение отнюдь не порадует. Лучше не расходовать деньги на спиртное, а отдать их нуждающимся беднякам.

Что делать в годовщину смерти дома

Случается и такое, что нет никакой возможности отправиться на кладбище по разным причинам. В таком случае нужно пригласить к себе домой всех людей, которые пожелают участвовать в этом мероприятии. Обычаи, связанные с занавешиванием зеркал и выставлением приборов для усопшего, не имеют ничего общего с православием.

Перед трапезой нужно помолиться. Одному из близких друзей или родственников покойного нужно прочесть 17-ую кафизму или один из чинов панихиды. При этом следует зажечь освященные свечи . После этого начинается сама трапеза, при которой должны вестись исключительно приличные беседы, смех и шутки совершенно неуместны.

Трапезы языческих народов по усопшим осуществлялись крайне помпезно. Тогда думали, что чем пышнее и ярче будет организовано поминальное пиршеством, тем полезнее это будет для покойного человека в другом мире. Трапезы характеризовались не только обильным поглощением самых разных яств, но и песнями и плясками. Суть христианских поминок и захоронений абсолютно иная. Эти обряды должны поддерживать светлую память об усопшем, который считается перешедшим в другой мир, а даже не покойным.

Гостям даются особенные блюда. В обязательном порядке на стол ставится кутья, которая представляет собой сладкую пшеничную кашу, заправленную медом, сухофруктами и изюмом.

  • Традиционное кушанье на поминки - залитые киселем блины.
  • Стол должен сервироваться по-обычному. Можно на него поставить свежие ветки ели, а края скатерти отделать кружевами черного цвета.
  • При каждой смене угощений необходимо читать молитву. Молиться нужно и после окончания каждой трапезы.

После прочтения молитв, можно прочитать стихи на годовщину смерти. В этом плане нет никаких ограничений. При этом могут упоминаться какие-то достоинства покойного, его положительные черты характера и т. д. Понятно, что у любого человека есть недостатки, но на поминках о них не принято говорить.

Годовщину со дня кончины отмечают и в других странах. В Китае, Корее и Японии есть свои традиции. Они также постятся и избегают вина и мяса некоторое время.

Как самостоятельно почтить усопшего

Для почтения памяти покойного зачастую используется Псалтирь. Между отдельными псалмами читаются особенные молитвы, в которых упоминаются покойные. Читать можно и акафисты, однако Псалмы созданы гораздо раньше.

Бывает и такое, что устав Церкви воспрещает чтить усопших за Литургией и делать в их отношении отпевания и панихиды. Это касается покойных, которые были крещены, но не посещали храм регулярно, то есть не являлись воцерковленными. Таким может считаться лишь тот человек, который участвует в Причастии и исповеди. Остальные же люди называются «захожанами» .

Но в реальности от этого правила нередко делаются некоторые отступления. Здесь все зависит от архиерея. Так или иначе, этот момент следует обсудить с духовенством.

Однозначно Церковь не поминает покойных, которые свели счеты с жизнью самостоятельно. Если же усопший скончался на войне, обеспечивая защиту другим людям, то это не самоубийство. По сути, кончина на войне считается одной из наиболее достойных. А вот гибель от передозировки наркотических средств - это одна из разновидностей суицида.

Но церковь учит людей надеяться на Божью милость и благодать. Потому для самоубийц даже существует специальный акафист, который был разработан еще в минувшем веке.

Если человек завершил свой путь на Земле, то у него нет нужды ни в золотом гробе, ни в грандиозных похоронах, ни в памятнике из мрамора или бронзы. Самая главная помощь, которую могут оказать близкие и родственники, - искренняя молитва и теплые слова на годовщину смерти. Это не обычная традиция, это спасательная ниточка, ведущая усопшего в Божье Царство.

Для Русской Православной Церкви обряды погребения и поминовения умершего очень важны. Христиане верят, что после смерти душа человека расстается с телом, но не умирает, а отправляется в Царствие Божие. Поэтому Православная Церковь указывает на большую значимость помин. Таким образом люди отдают дань усопшему - брату, другу, мужу, папе, матери, молятся об упокоении его души, о прощении грехов.

Когда поминают усопших

После смерти человека его останки предаются земле. Там тело покоится до тех пор, пока не настанет всеобщее воскресение - второе пришествие Иисуса Христа, который свершит суд над человечеством. Но и после похорон церковь не прекратит заботиться о душе умершего. Она молится за упокоение души и приносит Бескровную Жертву.

Русские традиции включают особые поминальные дни - третий, девятый и сороковой. Их считать положено со дня кончины человека - день смерти будет первым. Поминание в эти дни выступает древним церковным обычаем.

В первые два дня человеческая душа остается на земле. В этот период времени с Ангелом она проходит по тем местам, которые манят ее к земным воспоминаниям: радости, горя, добрых или злых дел.

Всё это время грешная душа, которая не может отвыкнуть от тела, скитается возле своей земной обители. Она, словно птица, ищет себе гнездо. Если душа добродетельная, она видит те места, где происходили хорошие дела, что приносит покой. На третий день она возносится в Царствие Божие и поклоняется Господу.

9 дней

На девятый день душа вместе с Ангелом достигает райских ворот и наслаждается несказанной красотой окружающего мира. В этом состоянии она остается 6 дней. За данный период душа забывает о скорби, которую она испытывала в теле и 2 дня после его оставления.

Если она грешна, то скорбь не исчезнет. Душа укоряет себя, что, будучи в человеческом обличии, провела жизнь неправильно и не служила Господу. На 9 день Бог снова позовёт её на преклонение. Перед Всевышним она испытывает страх и трепет.

После этого Ангелы показывают душе ад. Там она созерцает муки и страдания грешников.

40 дней

На сороковой день душа снова отправляется на преклонение Богу. На данном этапе решается её участь, в зависимости от дел, вершившихся на земле.

Поэтому важно в эти дни проводить поминки и беспрерывно читать молитвы, чтобы навсегда упокоить душу новопреставленного.

Годовщина

Церковь совершает молитвы в годину смерти (годовщина, 1 год со дня кончины). Священники утверждают, что достаточно отметить эту дату сердечным поминовением. Это означает, что совершать посиделки с родственниками необязательно.

Церковью установлены еще дни, в какие поминают усопшего человека - родительские субботы, вселенские панихиды:

  • Мясопустная Суббота. В этот день поминают всех членов семьи, особенно, если они умерли внезапно.
  • Троицкая Суббота . Молятся о прощении грехов живых и усопших. Святой Василий Великий акцентирует, что Господь принимает молитвы и об умерших, находящихся в аду.
  • 2, 3, 4 субботы святой Четыредесятницы - дни Великого поста. Церковь призывает быть тесными в любви с живыми и умершими.
  • Радоница . Молиться за усопшего родственника следует во вторник по прошествии Фоминой недели. В этот день родные усопшего приходят к нему на могилу, чтобы рассказать о Воскрешении Иисуса Христа.

Ходить на кладбище разрешается Церковью в первый день Пасхи. В остальные дни это светлого праздника поминки не проводят.

О том, делают или нет поминки на полгода со дня смерти, стоит сказать, что необязательно, однако во многих семьях это практикуется. С утра читается 17 кафизма перед иконой, зажженной свечой и фотографией усопшего. Затем нужно сходить в храм, заказать Бескровную Жертву, поминание на проскомидии, положить пожертвование. Далее отстоять панихиду, поставить свечку за упокой и приобрести ещё одну.

Затем отправляются на могилку усопшего, зажигают купленную в церкви свечу и читают молитву об упокоении души умершего. По желанию, организовывают поминальный стол.

Что касается 20 дней со дня смерти, то специально поминки в это время не устраивают, хотя предки считали по-другому. Оказывается, люди на 20 день отправлялись на кладбище на могилку умершего, чтобы позвать его на собрание. Совершался обряд до заката. Покойник приглашался за общий стол специальными молитвами и заговорами.

Накануне готовились различные блюда: пироги, кисель. Родственники умершего за стол не садились. Еда готовилась только для усопшего. В процессе приготовления пелись молитвы, произносились поминальные стихи. Затем вечером покойника провожали из дома, читая молитвы и говоря прощальные слова.

Можно ли отмечать раньше или позже

Часто дата поминок выпадает на религиозный или другой праздник, на будний день, когда подготовка является практически невозможной (работа, неотложные дела и так далее). Отсюда возникает вопрос о том, можно ли переносить дату поминок, делать их заранее или позже.

Священники считают, что устраивать поминальную трапезу именно в годовщину смерти нельзя, если это:

  • неделя Пасхи;
  • Страстная неделя;
  • сочельник - 7 января, дату поминок лучше перенести на день позже - на 8 января, это выступает хорошим знаком.

Переносить поминовение по собственной инициативе нельзя. Для этого существуют специально отведенные дни. А вот сходить в храм и помолиться за усопшего в церкви, поставить свечу за упокой можно в любой день.

Если траурная дата выпадает на воскресенье или понедельник, это не выступает преградой для поминок. Церковь говорит, что можно молиться об усопших в любой день недели, лишь бы он не выпадал на большие христианские праздники.

А вот на вопрос о том, как отмечается день рождения умершего, присутствует другое мнение. Считается, что поминая душу человека в день его земного рождения, родные притягивают ее обратно в прежнее существование, не давая приобрести покой. Поэтому этот день не отмечают. Вспоминать усопшего следует только в ту дату, когда его душа отошла в мир иной, то есть в третий день его рождения.

Подготовка к године смерти

Подготовка к годовщине очень важна. Приглашать нужно только тех людей, которых приснопоминаемый точно желал видеть за столом.

Не стоит делать акцент на украшении помещения. Достаточно порядка, тишины и фотографии усопшего на видном месте, перетянутой чёрной лентой. Рядом зажигаются свечи и расставляются иконы.

Родственникам умершего следует запастись сладостями. Угощать нужно всех, кого хорошо знал усопший. При передаче просят помянуть умершего добрым словом и пожелать ему Царствия Божьего.

В годовщину смерти раздают вещи усопшего нищим и нуждающимся людям.

Как правильно одеться

Одежда имеет немаловажное значение. Женщинам нужно не забыть прихватить с собой платок на голову. Стиль в одежде также важен. Никаких ярких тонов - только чёрные, серые и коричневые цвета. Никаких шорт, юбок выше колен, глубоких декольте, платьев с открытыми плечами также быть не должно. В одежде и обуви приветствуются строгость, закрытость.

Молитва

На годовщину смерти говорят слова кафизмы № 17, что читается только в дни поминовения усопших. Называется она «поминальной». Особенно важно произносить кафизму в третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. Состоит она из тропаря и 118 псалма.

Чтение не доверяют другому человеку за отдельную плату или иное вознаграждение. Молитва будет сильнее, мощнее, чище и искреннее, если произносит её родной и близкий человек - это равносильно тому, что сам умерший просит помилования у Господа.

Кафизма № 17 отображает блаженство праведных христиан, которые старались жить по законам Божьим. В псалме № 118 говорится, что жизнь на земле - это путешествие, странствие, которые совершаются человеком для достижения Отечества и вечного местопребывания.

Скорее, в последних словах речь идет не о земной жизни, а загробной. Поэтому из этой фразы можно сделать вывод: существование человека на земле - это некая подготовка к загробной жизни рядом с Господом, к которой приводит только праведный путь, соблюдение заповедей Божьих. И если им следовать безукоснительно, то душа после расставания с телом никогда не заблудится и достигнет рая.

Молиться родные усопшего должны ежедневно 40 дней после смерти и за 40 дней до годовщины. Читается только Псалтырь об усопших.

Сколько по времени произносить молитвенные слова решает сам человек. Если времени не хватает, можно обойтись одной кафизмой в день.

Что заказывают в церкви

Поминать умершего человека в церкви следует как можно чаще и необязательно только в установленные дни. Среди служб, какие нужно отстоять, выделяют мольбу об упокоении усопших, которую в храме совершают на Божественной литургии. Для этого приносится Бескровная жертва Иисусу Христу.

Чтобы совершить обряд, следует заблаговременно (рано утром до начала литургии, либо накануне вечером) подать в церковь записку с именем усопшего - вписывать туда можно только крещеного в Православной Церкви.

На проскомидии (первая часть литургии, подготовка к евхаристии) от хлебов (просфоров) отламываются кусочки. Затем они окунаются в чашу с красным вином: омываются Кровью Сына Божьего. Обряд обладает мощной силой и это максимум, что родные могут совершить для усопшего человека.

Когда заказывают Бескровную Жертву, вверху записки должен находиться православный крест с восемью концами. Далее указывается, для каких целей проводится обряд («об упокоении»). Имя усопшего пишется крупными буквами, разборчиво и обязательно в родительном падеже (если это ребёнок, то рядом указывается слово «младенец»). Имена указываются только в церковной интерпретации: Артём - Артемий, Люба - Любовь, Алексей - Алексий и так далее. При подаче записки родные вносят пожертвование на нужды храма.

Молитва об усопших будет действеннее, если читающие ее слова сами причастятся и исповедаются.

После окончания литургии нужно отслужить панихиду. Совершается она перед кануном - столиком, на котором изображено распятие и расположен ряд подсвечников.

Очень важно после того, как близкий умер и в годовщину смерти заказать в церкви сорокоуст. Это беспрерывное поминовение в течение сорока дней после литургии. По окончании его можно заказать вновь. Есть и продолжительные сроки поминания - 6 месяцев, 1 год, 3 года, 5, 10 лет, а также вечное поминовение (пока стоит храм). Заказывать сорокоусты можно в нескольких Православных Храмах.

Посещение кладбища

В первую половину дня нужно сходить на кладбище. Лучше это делать после посещения храма. На могилу можно пригласить священника. Он совершит чин литии и зачитает акафист. Проведённый обряд - важная часть поминания, при котором усопшему прощаются все грехи.

Родственники, пришедшие на могилу, должны произносить добрые слова, мысленно извиняться за плохие поступки и дела.

Обязательно приносят живые цветы. Никакой еды, спиртных напитков, крошек, сигарет. Это признак язычества. Лучше принести свечи, лампады. Православной церковью запрещается кушать на могилке и употреблять алкогольные напитки. Это тоже языческий обряд.

В годовщину смерти убраться на могилке усопшего, посадить деревья - берёзу, тую, хвою или калину.

Поминальный обед

Как поминать усопшего за столом решают родственники. Приготовить нужно больше блюд, чем на заявленное количество гостей. Это важно, если на поминки придет незваный коллега или забытый родственниками старый друг усопшего.

Что касается поминального стола, то этот момент также очень важен. В некоторых семьях поминки превращаются в лишний повод встретиться с родственниками, обсудить насущные проблемы, поесть и так далее. Однако христиане за столом молятся об упокоении усопшего и только.

Перед принятием пищи проводят литию - краткую панихиду. Если на это нет времени, следует хотя бы прочесть псалом № 90 и «Отче наш».

Первое и основное блюдо на поминках - кутья (оно является и обязательным). Зерна, присутствующие в этом блюде, символизируют воскресение души, а мёд и изюм - наслаждение праведников в загробном мире.

Кутья должна обязательно освятиться особым чином. Если такая возможность отсутствует, окропить блюдо священной водой.

Нельзя ставить на стол спиртные напитки, в том числе вино. Последнее олицетворяет земную радость, поэтому на поминках его пить не разрешается. Не должно являться исключением даже пристрастие умершего к алкоголю.

Не нужно готовить слишком пестрые блюда. Это указывает на желание хозяйки выделиться, продемонстрировать кулинарные качества. А поминки - это постоянные мысли и воспоминания об усопшем, добрых делах, поступках родного человека. Поэтому лучше, помимо кутьи, приготовить:

  • блины;
  • пироги;
  • кисель;
  • борщ;
  • лапшу;
  • соленья;
  • мясную нарезку.

В некоторых семьях приветствуется обычай, когда на стол ставится кусок чёрного хлеба поверх стакана, наполненного водкой. Ничего общего с православием этот обряд не имеет.

Поминки проводятся в первой половине дня.

Почему нельзя вспоминать умерших на ночь, обусловлено тем, что думая о них перед сном, человек притягивает их душу обратно на землю. Кроме того, покойный может появиться во сне, что станет причиной кошмаров.

Слова в память об умершем человеке

Речь в память об умершем человеке произносится за поминальным столом и наедине с родственниками. Разрешается вручить пожелание семье усопшего, написанное в открытке.

Вариант 1

Речь может быть такой: «Соболезную вам и вашей семье от чистого сердца. Ваша мама (отец, брат и т. д.) была хорошим человеком. Нам будет её не хватать. От души желаю вам найти мир и утешение. Мы будем молиться за вас и вашу семью».

Вариант 2

В прозе: «Друзья, сегодня мы собрались, чтобы почтить память дорогого нам человека. Было время, когда мы вместе с усопшим сидели за одним столом, радовались, обсуждали последние новости. Сегодня мы скорбим совместно с вами и провожаем его в последний путь. Мы навсегда сохраним память о нашем друге в сердцах. Давайте помянем его добрым словом».

Вариант 3

«Дорогие (имена), мы глубоко сожалеем о смерти вашего дедушки. Он был замечательным человеком, примером для подражания, помощником в тяжелых делах. Это самый чистый, добродушный и открытый человек из тех, кого мы когда-либо знали. Мы скорбим вместе с вами. Желаем, чтобы вы быстрее оправились после потери. Если вам нужна помощь, мы всегда готовы оказать поддержку».

Вариант 4

Поминальные слова в стихах.

Когда родители от нас уходят,

То меркнет свет в окне,

Пустеет отчий дом

И, может, чаще снится мне.

Вариант 5

Мы знаем, тебя невозможно вернуть,

Твоим делам - вечная память,

И только душа твоя чистая с нами,

И ты озаряешь наш жизненный путь.

Вариант 6

Спасибо, родной, что ты жил на этом свете,

Спасибо, что сердцем ты меня любил,

Спасибо за годы, что мы были вместе,

Хочу, чтобы меня ты не забыл.

Родственники могут заказать некролог в газету - сообщение о смерти человека с краткой биографией и эпитафии на памятник.

Как подавать милостыню

Как говорил Товит при наставлении сына: «Подавай для упокоения души праведников, а не грешников». Но христианская любовь безгранична и уничтожает установленные праведником рамки. Церковь советует давать милостыню даже за тех, кто покончил жизнь самоубийством. И чем тяжелее грехи усопшего, тем больше подаяний совершают родственники.

Полезно, если в день годовщины смерти давать милостыню нищим с просьбой помолиться об умершем человеке. Обычно несут одежду, пищу, сладости. Исключение - мясо, алкогольные напитки (помимо красного церковного вина).

Есть и другой вид милостыни - духовная. Сейчас про неё мало кто вспоминает. Это доброе слово, совет, напутствие, сострадание, соболезнование. Если материальную помощь оказать невозможно, можно просто помолиться за человека. Это духовная милостыня. При этом необязательно в молитве произносить конкретную просьбу, Бог знает, кто в чём нуждается. Нужно попросить смилостивиться и отпустить грехи нуждающемуся.