Как оплатить налоги за третье лицо. Налоги организации оплачивает директор

Как платить налоги за третьих лиц? (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

По общему правилу налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Однако с недавних пор на законных основаниях можно заплатить налоги и за третьих лиц, а "чужие" взносы - с 1 января 2017 года. Разберемся, как должна быть оформлена платежка на уплату "чужих" налогов, и выясним, не опасно ли платить налоги за третьих лиц.

На практике нередко возникают ситуации, когда компания не может в срок заплатить налог. Причины на то могут быть различными. К примеру, у банка, в котором у организации открыт единственный "расчетник", отозвана лицензия на осуществление банковских операций. На открытие счета в другом банке и на поиск денег уйдет какое-то время. Предположим, что на этот период выпадает срок уплаты того или иного налога. Выходов из ситуации несколько.
Во-первых, можно подождать, пока ситуация с "расчетником" и поиском денег разрешится. Соответственно, стоит быть готовым к тому, что заплатить придется не только сумму налога, но и набежавшие пени, а также штрафные санкции.
Во-вторых, налог может заплатить директор компании или ее уполномоченный представитель наличными.
В-третьих, налог может заплатить контрагент организации, ее материнская компания и т.д.
Второй и третий варианты объединяет одно: налог уплачивается за третьих лиц. Закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ, можно сказать, узаконил такую возможность.

Предыстория вопроса

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса (в ред. до 30 ноября 2016 г.) было закреплено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Но что следует понимать под словом "самостоятельно"?
С одной стороны, Конституционный Суд в определении от 22 января 2004 г. N 41-О указал буквально следующее. Положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса (далее - Кодекс) в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик должен самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств. Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком.
С другой стороны, на практике уплата налога третьими лицами становилась целой проблемой. Как минимум требовалось доказать, что на уплату налога направлены именно собственные средства налогоплательщика. А что, если его собственные средства "заморожены" в банке? Выходит, что при таких обстоятельствах он просто вообще не сможет вовремя исполнить свою обязанность по уплате налога?

Налоговый исход

Очевидно, что при таком положении вещей в накладе остается не только сам налогоплательщик, но и бюджет, в который средства либо не поступают вовсе, либо поступают с запозданием. В связи с этим вполне логичным представляется решение законодателя дать возможность уплачивать налог за налогоплательщика третьими лицами. Закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ дополнил пункт 1 статьи 45 Кодекса фразой: "Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога".
Таким образом, обозначенная проблема решена. Однако теперь осталось только правильно оформить платежное поручение, чтобы налог ушел в "нужном направлении" и обязанность по уплате налога налогоплательщиком, за которого налог был уплачен, считалась исполненной.

Внимание - на реквизиты

Правила заполнения платежных поручений на перечисление средств в виде налогов и взносов утверждены Приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. N 107н. На момент вступления в силу Закона N 401-ФЗ в части, касающейся открывшейся возможности уплачивать налоги за налогоплательщика третьими лицами, в Правила изменения внесены не были. Однако это вовсе не значит, что пока эта возможность остается лишь на бумаге.
В информационном сообщении ФНС разъяснено, что должны учесть третьи лица, перечисляющие налоги за налогоплательщиков.
Так, в полях платежного поручения "ИНН плательщика" и "КПП плательщика" указываются реквизиты лица, чьи налоговые обязанности исполняются.
Обратите внимание! Если налог уплачивается за "физика", у которого нет ИНН, то в соответствующем поле ставится "0", но при этом обязательно должно быть заполнено поле "Код" - в нем нужно вписать уникальный идентификатор начисления (индекс документа). В любом случае в поле "КПП налогоплательщика" в этом случае ставится "0".
В поле "Плательщик" вписываются данные о лице, которое фактически уплачивает налог (взносы). А в графе "Назначение платежа" указываются ИНН и КПП (для физлиц - только ИНН) лица, производящего платеж, и наименование (Ф.И.О.) плательщика, чья обязанность перед бюджетом по уплате налога (взносов) исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//".
Обратите внимание на поле 101 "Статус плательщика". До внесения изменений в Правила в нем нужно указать статус того лица, за которое налог уплачивается:
- "01" - налог платится за юрлицо;
- "09" - за ИП;
- "10" - за нотариуса, занимающегося частной практикой;
- "11" - за адвоката, учредившего адвокатский кабинет;
- "12" - за главу крестьянского (фермерского) хозяйства;
- "13" - за физлицо;
- "14" - за налогоплательщика, производящего выплаты физлицам.
До внесения изменений в Правила следует четко следовать рекомендациям ФНС. Это необходимо для того, чтобы налоговики могли правильно идентифицировать плательщика и правильно "разносить" платежи в своих информационных базах.

На заметку

Между тем необходимо отметить, что Минфин уже подготовил проект изменений в Правила. И они несколько отличаются от рекомендованных ФНС. В частности, речь идет о порядке заполнения поля 101 "Статус плательщика". Предполагается, что в нем нужно будет указывать статус именно плательщика, а не лица, за которое уплачивается налог. С этой целью в Минфине предполагают ввести новые коды, определяющие статус плательщика ("28" - законный или уполномоченный представитель налогоплательщика; "29" - иные юрлица; "30" - иные физлица). Кроме того, в поле "Назначение платежа" согласно минфиновскому проекту нужно было бы помимо всего прочего приводить реквизиты доверенности (номер и дату), если налоги и взносы уплачиваются уполномоченным представителем налогоплательщика. Однако это пока только проект - документ официально не утвержден.

Оборотная сторона медали

Конечно, в том, что законодатель дал право третьим лицам платить налоги и взносы за налогоплательщиков, есть много положительного. Как минимум теперь нет необходимости "гонять" средства, например от дружественной компании, дочернего или материнского предприятия и т.п., с тем, чтобы непременно самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Однако у этой медали есть и оборотная сторона. Если компании регулярно будут платить налоги друг за друга, есть риск, что налоговики обнаружат в этом признаки взаимозависимости со всеми, что называется, вытекающими. Плюс ко всему необходимо учитывать, что на сегодняшний день это довольно новый способ исполнения обязанности по уплате налога и он еще не обкатан (даже в Правила заполнения платежек изменения еще не внесены). Так что велика вероятность, что налоги уйдут "не туда". Поэтому подобные платежи настоятельно рекомендуется отслеживать во избежание возникновения каких-либо недоразумений.

Еще в 2016 году, а если быть точнее, 30 ноября вступил в силу «сенсационный» закон №401-ФЗ, исходя из которого, появилась некоторая свобода в уплате налогов. Нет, конечно, речь не идет об их послаблении, а скорее о новых возможностях перечисления платежей. В частности, за организацию налоги могут быть уплачены «третьими лицами». Кто они такие эти «третьи лица»? Мы решили разобраться в этом вопросе, и нам удалось выяснить, что речь идет как о компаниях, так и простых гражданах страны. Спрашивается, зачем это стало нужно государству?

Нет ничего удивительно в том, что фискальный аппарат заинтересован в регулярных платежах со стороны юридических лиц. Нередки случаи, когда на расчетном счете организации просто не оказывается необходимой для этого суммы. В этой ситуации приходится прибегать к сторонней помощи, например, «выбивать» деньги со своих контрагентов, которым отгружался товар или оказывались услуги в долг. Или, что еще более неприятно, брать кредиты в банках. Не платить - вариант, предполагающий неблагоприятные перспективы на будущее. Ныне же можно кого-то «попросить» помочь. Мол, заплатите за нас налоги, а мы потом в долгу не останемся. «Свои люди - сочтемся», прям, как у Островского. В это разве можно поверить? Какие должны быть отношения между двумя юридическими лицами, которые не имеют между собой других связей, кроме деловых? Представить себе сложно. У нас же есть немного другая теория по этому вопросу.

Из истории одного бухгалтера

Один хорошо знакомый нам бухгалтер рассказал занимательную историю по поводу уплаты налогов третьими лицами. Ситуация такова, что у директора есть множество юридических лиц, которыми фактически управляет он сам. Более того, у него есть статус индивидуального предпринимателя. Раньше, если требовалось заплатить налоговые сборы, ему приходилось через нашего бухгалтера выводить средства с одной фирмы, а далее вносить их на расчетный счет другой организации. Затем они благополучно платили все начисленные им налоги. Теперь же ему не требуется проводить никаких сложных операций. Он просто поручает нашему бухгалтеру проводить платежи, скажет от ООО «Яблочко» в пользу ООО «ГрунтПластИнвест» и в назначении платежа прописать что-то похожее на «Налог на доходы физических лиц с зарплаты за май 2017 года за Общество с ограниченной ответственностью «ГрунтПластИнвест»» . В общем-то все, проблемы решены. Или же бывает другой случай, когда директор сам переводит деньги в счет оплаты налоговых начислений со своих личных средств (не со счета ИП). Такой вариант тоже возможен. «Государству выгодно, когда налоги платятся вовремя и штрафы начисляются большие за ошибки» - шутит наше контактное лицо. Собственно, поэтому ФНС стала более лояльна к подобным действиям. Кстати, раньше в статье 45 НК РФ еще до всех изменений, уплата налогов третьими лицами была категорически запрещена.

Мы смеем предположить, что текущими новшествами будут пользоваться руководители организаций для выполнения своих долговых обязательств в рамках пула «родственных» фирм, т.е. один «самый главный человек» будет платить налоги за свои фирмы и при этом помогать своим коллегам или контрагентам он вряд ли станет. Хотя… Но нам все же такие истории пока за более, чем полгода еще не встречались. Более того, нам не так уж часто попадаются истории коллег, в которых вообще встречается эта тема. Как спросишь: «Марья Ивановна, а ваша компания платит налоги за ваших контрагентов»? Слышим ответ: «За нас бы кто заплатил»! Ладно, хоть воспринимают вопросы с улыбкой. Значит, не все потеряно.

Правовые нюансы

Если обратиться к информации, поступившей от ФНС России от 20 декабря 2016 года, то становится понятным, что плательщиком налогов в нашем случае становится все-таки не лицо, фактически производящее уплату, а сам налоговый агент, на которого возложена такая обязанность . Для того, чтобы корректно оформить платежное поручение необходимо соблюсти следующие указания:

    ИНН плательщика, то есть лица, чья обязанность по уплате налогов исполняется;

    КПП плательщика;

    "Плательщик". Здесь указывается информация о лице, которое вносит деньги в счет уплаты налога (для юридических лиц – это наименование организации, для физических лиц – ФИО);

    «Назначение платежа». Указывается ИНН и КПП (для физлиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж, и наименование (ФИО) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//";

    «Статус плательщика». Здесь указывается статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджет исполняется. Для юрлица статус "01", для ИП – "09", нотариуса, занимающийся частной практикой – "10", адвоката, учредившего адвокатский кабинет – "11", главы крестьянского (фермерского) хозяйства – "12", физлица – "13", ИП производящего выплаты физлицам – "14".

Соблюдение вышеуказанных требований должно стать гарантией того, что платеж будет учтен ФНС и необходимости возвращать или уточнять платеж не придется.

Более детально с предписаниями Налоговой по данному вопросу пользователи « » могут ознакомиться на сайте .

Кто и за что платит?

Выяснилось, что не все платежи и взносы третьих лицам можно уплатить за основного плательщика. По факту такая возможно сохраняется за всеми теми налогами, которые находятся в ведомстве ФНС. К ним относятся: НДС, НДФЛ, Налог на прибыль, Водный налог, на добычу полезных ископаемых, госпошлины, ЕСХН, единый налог на УСН, налог на ПСН, ЕНВД, страховые взносы, Налог на имущество организаций, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог, Земельный налог, Налог на имущество физических лиц, Торговый сбор. Кажется, мы никого не пропустили.

Обратите внимание на то, что из этого списка выпадают взносы «на травматизм». Их уплата третьими лицами пока невозможна ввиду того, что они подведомственны ФСС. Что касается других страховых взносов, то платежи по ним уже принимает ФНС, следовательно, платить вашему товарищу за вас по ним можно, если соблюдать все правила, которые мы указали выше.

На самом деле платежи от третьих лиц – достаточно вариативная методика расчета с ФНС. Мы со своей стороны можем предложить несколько возможных ситуаций для наглядности, чтобы понимать, как эти правила могут работать на практике:

    К примеру, организация может заплатить налоги и сборы за другую организацию, ИП или физическое лицо;

    Или же индивидуальный предприниматель может перечислить налоги и сборы за другого ИП, организацию или физическое лицо;

    Также физическое лицо вправе оплатить налоги и сборы за другое физическое лицо, организацию или ИП.

Другими словами ФНС дает нам больше свободы в этом вопросе и это, надо признаться, должно быть удобным. Т.к, во-первых, от налоговых платежей нас все равно никто не освобождает, а, во-вторых, дает возможность помочь «своему ближнему» или чтобы он помог тебе, когда в этом будет прямая необходимость. Однако при этом при всем возникает вполне себе логичный вопрос: «Может ли лицо, совершившее платеж за другую организацию, требовать от нее компенсации»? Выяснилось, что права она такого не имеет, т.к. предполагается, что такая «благотворительность» была абсолютно безвозмездной услугой. Есть еще один: «Можно ли уточнить платеж на обязательное пенсионное страхование, если ПФР успело учесть на лицевых счетах застрахованных уплаченные суммы»? Опять-таки, нельзя. Если суммы были учтены, то считайте, что ваш поезд давно уехал и уточнять никто ничего не даст.

У каждой медали есть…

…ее обратная сторона. Да, и касаемо нашей темы это утверждение также применимо. Если поразмыслить над этим вопросом, то остается твердое ощущение того, что регулярные платы третьими лица налогов, начисляемых компании, могут вызвать некоторые подозрения со стороны ФНС. Основной причиной подозрений может стать явная «взаимозависимость» между предприятиями, что в теории может стать поводом для очередной налоговой проверки. Инспекторы ФНС, скорее всего, заходят уточнить, почему вроде бы самостоятельная фирма, у которой предполагаются хотя бы «средние» обороты по региону не в состоянии выполнить свои налоговые обязательства? Более того, на сегодняшний день мы имеем дело с «не обкатанной» методикой, к которой прибегают пока только в крайних случаях. Юридические лица и ФНС пока не успели «набить шишки» в этом деле, следовательно, пока остается высокая вероятность того, что платежи могут уйти «не туда». Все-таки все новшества у нас воспринимаются с опаской и прорабатываются с трудом, но это скорее наша национальная черта и от этого, к сожалению, пока никуда не деться.

Выводы

Если проанализировать всю подготовленную нами информацию, то получится, что данное новшество носит достаточно положительных характер. Возможность платить налоги третьим лицам позволит лишний раз не попасть в ту ситуацию, когда из-за никчемной просрочки по платежам будет заблокирован счет или когда руководителю организации приходится «собирать» деньги отовсюду лишь бы только рассчитаться по своим налоговым обязательствам. Хорошо, когда такая возможность есть. При этом при всем стоит помнить и о нежелательных последствиях злоупотребления такой возможностью, которые могут принести немало хлопот хозяйствующему субъекту и его руководству. Все же рекомендуем компаниям хотя бы один раз воспользоваться этой «опцией», дабы на практике проверить работоспособность этой методики. Если получится, считайте, что вы уже точно знаете, как поступить в критической ситуации.

Желаем Вам удачи и до новых встреч!

В соответствии с существующим порядком, плательщик налоговых сборов самостоятельно исполняет свои обязанности по уплате налогов. Однако сейчас заплатить налог реально и за третьих лиц.

В действительности довольно часто бывают ситуации, когда компания не способна уплатить налоги в определенный срок по различным причинам. Выходов из этой проблемы есть несколько.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Компания может подождать, когда у нее появятся свободные финансовые средства, и после этого уплатить налоги уже с учетом штрафных санкций за просрочку и набежавших пени. А может и не ждать, а налог за нее выплатит, к примеру, материнская организация.

Во втором случае производится уплата налогов за третьих лиц. При этом нет разницы, каким способом оплачиваются налоговые платежи: наличными или онлайн-оплатой. Аналогичным способом, любое физлицо может произвести оплату налога за кого-то.

Важно также знать, что за третьих лиц можно не только оплачивать налоги в срок, но и погашать их долги по налоговым обязательствам. Однако, после того, как платежи совершены, лицо, осуществившее их, уже не вправе потребовать возврата внесенной суммы.

Уплата налогов за третьих лиц регламентируется ФЗ № 401 от 30.11.2016. Он внес ряд поправок в Налоговый кодекс РФ. Согласно данному Федеральному Закону, за третьих (иных) лиц становится возможным заплатить на только налоги, но и госпошлины.

У погашении налоговых обязательств третьими лицами за плательщика налога есть множество нюансов.

Возможно ли это

Оплата налога за третье лицо не идет вразрез с налоговым законодательством России в 2019 году. Однако, это действие может быть затруднено из-за присутствия такого понятия, как «самостоятельное исполнение плательщиком обязательств по уплате налога».

В действующем на данный момент законодательстве предусмотрены варианты, когда налог может быть заплачен за прочих лиц:

  • при прибегании к помощи налоговых агентов;
  • в случае его уплаты лицами-представителями физлица, которое судебная инстанция признала недееспособным/безвестно отсутствующим;
  • при уплате штрафных санкций или налоговых платежей правоприемниками юрлица, которое было реорганизовано;
  • при взыскании долгов, связанных с уплатой налогов, которые числились на дочерние фирмы, со счетов основных фирм;
  • погашение наследниками погибшего лица долгов, связанных с поимущественными налогами;
  • в случае, если налоги и сборы ликвидируемой фирмы уплачиваются ликвидирующей комиссией;
  • при погашении долга, связанного с уплатой налогов, участниками (учредителями) ликвидируемой фирмы.

Во всех приведенных случаях за кого-то платится налог по прямому толкованию закона.

Однако, существующее требование именно о самостоятельности исполнения плательщиком налоговых обязательств порой не совсем однозначно толкуется налоговыми представителями и судебными инстанциями.

Большинство специалистов в области налогового законодательства допускают возможность оплаты налогов третьими лицами. Однако, при том важном условии, что финансовые средства, из которых платится налог, принадлежат самому плательщику налоговых обязательств, в третье лицо действует от его имени (иными словами, является представителем).

Это означает, что оплата налоговых платежей уполномоченным представителем плательщика не идет вразрез с основными позициями действующего налогового законодательства. Но при участии представителя плательщика в многостадийном процессе оплаты налога в бюджет операция усложняется понятием о самостоятельном исполнении налоговых обязательств.

Главные аспекты

Федеральный Закон № 401 внес поправку в 45 статью НК РФ. А именно, пункт первый данной статьи был дополнен фразой о возможности выплаты налогов иными лицами. Также поправки касаются и того, что эти лица не могут требовать возврата внесенных ими средств.

При внесении денежных средств третьими или иными лицами важно правильно заполнить платежное поручение. Это необходимо для того, чтобы платеж не потерялся и не ушел по неверному пути.

Как заполнить данный документ:

Строка «КПП» Указывается того лица, на которого возложена обязанность по уплате налога. Если налог платится за физлиц ‒ то в этой строке указывают «0».
«ИНН» Аналогично первому пункту, указывается . Для физлиц в этом реквизите необходимо указать «0».
«Плательщик» Вносится информация о том, кто фактически совершает платеж в пользу третьих лиц.
«Назначение платежа» Указываются КПП и ИНН совершающего платеж лица и данные о плательщике, чья обязанность выполняется.
«Статус плательщика» Указывается статус лица, за которое платится налог, к примеру:
  • «09» ‒ за индивидуального предпринимателя;
  • «01» ‒ за юрлицо;
  • «13» ‒ за физлицо;
  • «10» ‒ за нотариуса, использующего частную практику.

Детали обязательств

Налоговое обязательство представляет собой обязанность физ- или юрлица по уплате определенного налога при присутствии некоторых обстоятельств, которые установило законодательство в области налогообложения.

Налоговое обязательство является не обязанностью заплатить налог вообще, а обязанностью его уплаты за отчетный (определенный) период в установленные сроки. Оно появляется с момента возникновения объекта налогообложения.

Прекращается же данное обязательство при перечислении требуемой суммы, или когда закон прекращает его действие.

Налог может уплатить законный или уполномоченный представитель плательщика. Законные представители ‒ это такие лица, которые действуют от имени юрлица в силу учредительных документов или законодательства. Уполномоченный представитель же действует на основании доверенности. Ее нотариальное удостоверение необходимо при выдаче физическими лицами. Максимальный срок действия данного документа ‒ 3 года.

В пункте 2 37 статьи НК РФ установлена возможность уплаты налога через третьих лиц, которые действуют от своего имени. Но это не исключение из правила, по которому третьи лица не могут принимать участие в исполнении налоговых обязательств плательщика.

Таким образом, если третье лицо уплатит налог без соответствующих полномочий и из личных средств, то у него будет переплата налога, а аналогичное обязательство плательщика при этом не закроется.

Роль и полномочия представителей

Уплата налога денежными средствами, которые принадлежат плательщику, но находятся в распоряжении третьего лица, возможна.

26 статья Налогового кодекса предусматривает возможность действия через уполномоченного или законного представителя. Если законные представители назначаются императивно, то уполномоченные действуют обязательно на основании доверенности. Ее выдача может рассматриваться в качестве односторонней сделки.

Исполнение уплаты налогов за третьих лиц

В каких же случаях возможно прекращение третьим лицом налогового обязательства плательщика? Наиболее простой вариант ‒ это совершение платежа налоговым агентом. Налоговый агент обязан перечислить налог за плательщика, если он является для него источником финансовых выплат. Если доход выдаются в неденежном виде, то налоговый агент должен проинформировать налоговую о том, что необходимую сумму удержать невозможно.

При сдвиге сроков уплаты налога и пеней необходимо оформить договор поручительства. Договор составляется между налоговой инстанцией и поручителем. При неисполнении плательщиком обязательств по уплате налога денежная сумма будет взыскана с поручителя.

Прочие дополнения

Поправки, вносимые 401 Федеральным Законом в налоговое законодательство, были введены в действие не сразу, а постепенно.

Начиная с 30.11.2016 ФЗ-401 была разрешена оплата сборов и налоговых платежей в счет третьих лиц. А с 1.01.2017 разрешается выплачивать одним лица за других страховые взносы.

При этом возможны разные варианты оплаты. Так, фирма вправе внести средства в бюджет в счет налогов ИП и физлиц. Аналогичным образом, ИП и физлица могут оплатить налоги других ИП, физлиц и фирм.

Что учитывается

Важно знать некоторые особенности, которые учитываются при поступлении денежных средств в счет уплаты налогов от третьих лиц:

НДФЛ Если оплата за иные лица осуществляется в счет сборов/налогов за физлица, то она не числится в качестве дохода данных физлиц. Иными словами, НДФЛ с подобных платежей не подлежит выплате.
Единая сельскохозяйственная система
  • Когда оплата за третьи лица производится в счет плательщика налогов, работающего с ЕСХН, то применяется статья 346.5 НК РФ. Сначала на бюджетный счет переводятся финансовые средства, а потом плательщик компенсирует иным (третьим) лицам их денежные затраты.
  • В расходном документе допустимо учитывать не величину налоговой выплаты, а финансовые вложения, которые уплатили в счет возмещения долгового обязательства. И это не распространяется на налоги на добавочную стоимость и сельхозналог, поскольку они выплачены по счет-фактуре.
УСН
  • Оплату налогов за третьи лица можно осуществить и в ситуации, когда фирма или ИП работают с УСН. Может ли в таком случае платеж быть учтен в качестве расходов, берущихся для подсчета упрощенных налогов, и составлена соответствующая проводка? Нет, не может, оплата, касающаяся третьего лица, не учитывается в расходной базе фирмы или ИП.
  • Однако, 346 статья НК предусматривает исключение. Согласно нему, если плательщик налогов погашает долги перед третьими лицами за собственные выплаты, то они присоединяются к расходной базе.
  • Таким образом, когда осуществляется платеж за третьи лица, участвующие в УСН, то он учитывается в полном объеме при одном условии. А именно, если фирма или ИП погашает собственные долги, образующиеся перед плательщиком страховых, налоговых и прочих начислений.
  • Если же производится оплата третьих лиц на счет фирмы или ИП для погашения задолженности по страховым, налоговым и прочим взносам, то она учитывается в пределе долга (погашенного) за период, в котором фирма или ИП рассчиталась с третьими лицами.
  • Как говорит 401 ФЗ, предприниматель, желающий учесть платеж со стороны третьих лиц, обязан первоначально в полном объеме возместить величину выплаты.

Изменения и ограничения

В число платежей, которые сейчас можно выплачивать в счет других лиц, вошли:

  • акцизы;
  • государственные пошлины;
  • транспортный налог;
  • ЕСХН и пр.

Какие страховые взносы вошли в компетенцию нового Федерального Закона:

  • на пенсионное страхование;
  • на случаи временной потери трудоспособности и связанные с материнством;
  • на медстрахование.

Однако, взносы «на травматизм» все также остаются в настоящий момент под контролем ФСС.

Помимо ограничения, касающегося невозможности возврата суммы, уплаченной третьим лицом, был введен и еще один запрет. Так, невозможно уточнить платеж по страховым взносам, касающимся пенсионного страхования, если отделение Пенсионного Фонда уже успело учесть на счетах застрахованных поступившие суммы.

Льготы и каникулы

Кроме налоговых льгот, в области освобождения от выплат по НДФЛ, предусмотрены еще некоторые льготы:

Налоговые каникулы для граждан, работающих на себя К таковым относится, к примеру, домашний персонал, мастера, работающие на дому, фрилансеры и пр. Самозанятые граждане самостоятельно организуют собственную профессиональную деятельность, получают доходы, не привлекая наемных сотрудников. Фактически, это можно назвать предпринимательской деятельностью.

С 1 января текущего года окончательная редакция 401 Федерального Закона дополнила 70 пунктом 217 статью НК РФ. В ней приведен перечень видов деятельности, которые не облагаются налогом.

Поправки освобождают от уплаты НДФЛ на доходы, полученные:

  • от репетиторства;
  • от ухода и присмотра за престарелыми, детьми, больными и прочими лицами, нуждающимися в регулярном присмотре по заключению медорганизации;
  • от уборки жилья и ведения домашнего хозяйства.

При этом, чтобы использовать льготное право, такая категория граждан обязана уведомить об этом налоговую инстанцию. Иными словами, самозанятые категории граждан должны встать на налоговый учет по месту проживания.

Льготы по НДФЛ в области спорта Все тот же Закон № 401-ФЗ освободил от налогообложения НДФЛ те доходы, которые были получены от организаторов официальных соревнований или по решению органов местного самоуправления и государственной власти:
  • спортсменами из России по результатам спортивных состязаний, на которых был произведен отбор на летние XV Паралимпийские игры 2019 г.;
  • спортсменами из России по результатам выступлений на открытых спортивных состязаниях по тем видам спорта, которые были включены в программу летних XV Паралимпийских игр 2019 г.
Прочие льготы по НДФЛ Был увеличен список освобождения от налога на доходы физлиц сумм, которые выплачиваются из денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты законодательного органа госвласти субъекта РФ.

Еще одна льгота касается единовременной выплаты пенсионерам. Кроме того, были освобождены от НДФЛ денежные выплаты ветеранам боевых действий, приходящие ежемесячно.

Влияние поправок

Представители ФНС заявили, что введенные поправки в НК РФ направлены на совершенствование порядка уплаты сборов и налогов, а также регулирование задолженности по уплате штрафов и налогов. Очевидно, что разрешением уплаты налогов за третьих лиц законодатели преследует цель сокращения сроков пополнения бюджета. Таким образом, нововведения позволят сэкономить на пене, при том условии, что уплата налогов за третьи лица будет поступать в установленный срок.

Также нововведения в 45 статью НК допускают исправление ошибок в оформлении поручения на перевод налога в бюджетную систему РФ. На практике случаи указания неправильных реквизитов при оформлении платежных документов нередки.

Поэтому сейчас предусмотрена возможность подачи в налоговую инстанцию по месту учета заявления, где будет указано о допущенной ошибке. К указанному заявлению необходимо приложить бумаги, удостоверяющие факт уплаты налога.

Налоговый орган теперь может осуществить пересчет пеней, которые были начислены на величину налога, за период со дня его уплаты по факту до дня принятия налоговой инстанцией решения об уточнении оплаты. Для этого должно быть предоставлено заявление от плательщика налога и акт совместной сверки расчетов.

В чём заключается сложность

Заплатить налоги за кого-то стало возможным с внесением соответствующих поправок в законодательство. Однако, такое, казалось бы, полезное нововведение, повлекло за собой некоторые сложности.

Так, в Федеральной Налоговой Службе было зарегистрировано повышенное число обращений от граждан РФ с жалобами на то, что не могут вносить оплату по налогам для родственников: их родителей, детей, мужей и жен и пр.

С другой стороны, наоборот, некоторые юристы отметили, что раньше для того чтобы уплатить государственную пошлину от имени плательщика, требовалось приложить пакет документов, подтверждающих, что финансовые средства для уплаты были взяты именно у заявителя, а не у того лица, которые оплачивало по факту. С введением нововведений соответствующий пакет документов больше не требуется.

Многие юристы оценили поправки только с положительной стороны, отметив, что уплатить за другое лицо можно не только налоговые платежи, но и еще сборы, и пени.

Поправки в налоговое законодательство заставили столкнуться с трудностями и банки, принимающие платежи. Так, в начале года на плечи этих организаций легла увеличенная нагрузка по обработке платежей.

У тех граждан, которые поспешили воспользоваться нововведением, в большинстве случаев возникают трудности, что подтверждается числом обращений в ФНС. Ряд банковских организаций отказывается проводить подобные налоговые платежи за третьи лица, при этом ссылаясь на отсутствие достаточной нормативной базы.

В Сбербанке клиентам предложили воспользоваться альтернативным методом уплаты налогов за третьи лица. Так, физлицо может перевести финансовые средства на счет юрлица с назначением платежа и реквизитами, отвечающим смыслу операции. Осуществить подобное действие предлагается через филиал или пункт самообслуживания. А далее уже компания могла бы потратить поступившие на счет финансовые средства для уплаты налогов.

Юристы неоднозначны в вопросе, что делать, если не принимают платежи. Многие из них полагают, что банки не должны создавать трудности лицам, которые вправе оплатить налоги за третьих лиц, что подтверждается нововведениями в налоговое законодательство.

То есть, если лицо не нарушило порядок направления платежного документа в банковскую организацию с поручением о перечислении за кого-то налогов, а финансовая организация отказала, то ответственность ляжет именно на нее.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Были внесены изменения в п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которым третьим лицам разрешается оплачивать налоги за налогоплательщика, но при этом они не вправе требовать возврата налоговых платежей.

Таким образом, уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Оформление платежного поручения

Федеральная налоговая служба России в письме от 17.03.17 г. № ЗН-3-1/1850@ приводит информацию, как следует заполнять платежные документы, если фактически за организацию -налогоплательщика платеж производит другое лицо.

Для правильной идентификации плательщика и перечисленных денежных средств в бюджет необходимо руководствоваться следующим:

  • в поля для «ИНН» и «КПП» плательщика необходимо внести данные организации-налогоплательщика;
  • в поле «Плательщик» должна быть указана информация о фактическом плательщике — наименование юридического лица или Ф.И.О. физлица;
  • в поле «Назначение платежа» указываются ИНН и КПП организации — фактического плательщика или ИНН физлица — фактического плательщика, а также наименование организации-налогоплательщика. Инфор­мация о плательщике выделяется знаком «//«;
  • в поле «Статус плательщика» нужно внести статус лица, чья обязанность по перечислению средств в бюджет исполняется. Например, для юрлиц при уплате налогов или страховых взносов указывается 01, для ИП — 09 и 13 — для физлиц.

Гражданско-правовые отношения

Для того чтобы налоговая инспекция не посчитала налоговые платежи, оплаченные третьим лицом, безвозмездной помощью следует оформить договор займа между налогоплательщиком и лицом, которое исполняет за него налоговые обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

По общему правилу договор денежного займа предполагает уплату заемщиком процентов. Однако стороны могут договориться о предоставлении беспроцентного займа, при этом условие о предоставлении зай­ма без уплаты процентов за пользование заемными средствами должно быть предусмотрено договором (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма денежных средств, выданных по договору займа и подлежащих возврату заемщиком, не признается расходом организации применительно к п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 33н, поскольку при выдаче займа не происходит выбытия активов (денежных средств), приводящего к уменьшению экономических выгод или капитала организации.

В данном случае предоставленный заем является беспроцентным. Поэтому он не включается в состав финансовых вложений организации, так как не выполняется условие п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.02 г. № 126н, а учитывается в качестве дебиторской задолженности.

Соответственно предоставление такого займа отражается записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 51 «Расчетные счета» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н).

При возврате заемщиком денежных средств в погашение займа у организации-заимодавца не возникает дохода (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. № 32н).

По рассмотренным операциям с учетом изложенного в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, производятся следующие бухгалтерские записи:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 — сумма беспроцентного займа отражена в составе налоговых платежей;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 — отражен возв­рат займа.

Налоговый учет

НДС

Операции по предоставлению и возврату займов в денежной форме объектом обложения НДС не являются (п.п. 1 п. 2 ст. 146, п.п. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ). Аналогичный вывод в отношении операции по передаче заимодавцем заемщику денежных средств содержится в письме ФНС России от 29.04.13 г. № ЕД-4-3/7896. А в отношении операций по передаче и возврату денежных средств — в письме Минфина России от 29.11.10 г. № 03-07-11/460.

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, переданные по договору займа, а также суммы, полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов и доходов (п. 12 ст. 270, п.п. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В конце прошлого года в налоговом законодательстве появилась новая норма: уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Разбираемся, кто может быть этим "иным лицом" и что делать в случае излишней уплаты или ошибочности платежа, ведь иное лицо не вправе требовать возврата уплаченного налога.

Норма о том, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом ( ; ), по мнению автора, необходима и назрела.

Обычной является ситуация, когда счета налогоплательщика длительное время фактически заблокированы (ведется спор с налоговым органом, расследуется уголовное дело об уклонении об уплате налогов, возбуждено дело о банкротстве) или у него просто не хватает средств на расчетном счете. Заем (кредит) получить в этом случае невозможно, так как даже при поступлении средств затруднительно будет их направить на конкретные цели. Налогоплательщик даже лишается прямой возможности обратиться в суд, так как не в состоянии уплатить госпошлину.

Суд изыскивает возможность в рамках правового поля найти выход из ситуации.

Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена, вместе с тем налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (). Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого ().

В случае совершения преступлений, предусмотренных и (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента), возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов (сборов) которой вменяется лицу ().

Из вышеуказанных примеров можно сделать вывод, что плательщиком налога (сбора) могут стать не только представители, но и любые иные лица, которые не будут совпадать с самим налогоплательщиком. Для юридических лиц таковыми могут быть учредители, работники, члены правления, исполнительных органов, любые иные как аффилированные, так и неаффилированные, то есть посторонние, лица.

Автор полагает также, что аналогичные правила будут распространяться и на физических лиц, и на индивидуальных предпринимателей. Уплату налога за них сможет произвести любое физическое или юридическое лицо (в том числе члены семьи, другие физические и юридические лица).

Возможно, возникнут споры о том, может ли за индивидуального предпринимателя уплатить налог он сам, но уже в качестве физического лица? На взгляд автора, препятствий к этому нет. По смыслу гражданин обладает правоспособностью независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. Прекращение регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием для прекращения его обязательств, возникших при осуществлении предпринимательской деятельности. Следовательно, гражданин вполне может уплатить налоги и после утраты статуса индивидуального предпринимателя, а также при наличии статуса, но при недостатке средств, полученных именно при осуществлении предпринимательской деятельности.

Как заполнить платежку, если платим за третье лицо

С 30 ноября 2016 года можно перечислить в бюджет налоги и страховые взносы за другое лицо ( ; ). ФНС России разъяснила, как в таком случае следует заполнить платежное поручение. В частности, нужно указывать ИНН и КПП плательщика, то есть лица, чья обязанность по уплате налогов исполняется.

"Плательщик". Здесь вносят информацию о лице, которое перечисляет деньги в счет уплаты налога (для юрлиц это наименование организации, для физлиц - ФИО);

"Назначение платежа". Указывают ИНН и КПП (для физлиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж, и наименование (ФИО) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//";

"Статус плательщика". Здесь проставляют статус того лица, чья обязанность по уплате налога (взносов) исполняется: для юрлица - "01", для ИП - "09", физлица - "13", ИП, производящего выплаты физлицам, - "14".

Лев Лялин, адвокат, эксперт и член общественного совета Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции"