Государственное образовательное учреждение
«Балаковский автомобильно – электромеханический техникум»
Реферат
История развития Гражданской обороны в России
Выполнил:
обучающийся группы 21ГС
Капитов Александр
Руководитель:
Балаково 2010 г.
Введение
1. Начальный этап (первый)
3. Третий этап (июнь г. г.)
8. Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время)------8
9. История МЧС-9
10. МЧС России: Двадцать лет – юбилейная дата! -10
11. Просторы требуют особого контроля--11
12. Все выше, выше, и выше…----12
13. Катастроф – меньше, спасенных жизней – больше!
14. Этапы большого пути4
15. Слово министра
16. ГО третьего тысячелетия
Заключение
Библиогрфический список7
Введение
В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника.
Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны .
1. Начальный этап (первый)
Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.
Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось полностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы.
Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени.
3. Третий этап (июнь г. г.)
Третий этап (июнь г. г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск.
В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашистской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, проводить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г. г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.
Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.
В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура , подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г. г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО.
С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству . Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.
Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г. г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.
Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.
Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.
На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.
Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества.
Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись:
- бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации; прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете.
О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты: в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек; в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств; в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.
Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.
В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР. Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации.
министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Герой Российской Федерации, Генерал армии.
Родился 21 мая1955 года в г. Чадан Тувинской АССР.
В 1977 году окончил Красноярский политехнический институт.
С 1978 работает на руководящих должностях.
В 1991 году назначен председателем Российского корпуса спасателей, позже председателем Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям.
гг. – председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 1994 года – министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Награжден орденами «За личное мужество», «За заслуги», «За заслуги перед Отечеством» III степени, «Данакер», Почетным гражданским орденом «Серебряный Крест» I степени, Почетной золотой медалью имени Льва Толстого, медалью «Защитник свободной России».
12. Все выше, выше, и выше…
Отдельного упоминания заслуживает авиация МЧС России. Она была образована в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России». Поэтому и для авиаторов МЧС 2010 год – год особый. За 15 лет своего существования авиация МЧС приняла участие в нескольких сотнях спасательных и гуманитарных операциях международного, федерального и регионального уровней. При этом многое из того, что сделано авиацией МЧС – сделано впервые в истории МЧС, России и мира. Недаром сотни летчиков, инженеров и техников награждено высокими государственными наградами.
Так, основу аэромобильных спасательных комплексов авиации МЧС составляет транспортный самолет Ил-76ТД. Он доставляет в район чрезвычайной ситуации вертолеты легкого класса Бо-105 и БК-117, которые могут вести поиск терпящих бедствие и эвакуировать пострадавших из района катастрофы. Сам же самолет Ил-76ТД, превращается в «пожарный бомбардировщик-штурмовик », способный тушить лесные пожары с высоты 50-100 м. Для этой задачи он оборудуется не имеющими аналогов в мире выливными авиационными приборами ВАП-2, которые вмещают 42 тонны воды.
Уникальны и технологии тушения очаговых пожаров с вертолетов Ми-8, Ка-32 и Ми-26 с использованием водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15. А для ликвидации последствий крупных разливов нефтепродуктов на морских акваториях МСЧ России была разработана уникальная система ВОП-3 (вертолетный опрыскиватель подвесной) и способы очистки загрязненных участков побережья при помощи специальных диспергентов и биопрепаратов, а также дегазации и дезактивации зараженных участков местности. Так что и авиации МЧС, и МЧС России есть чем гордиться.
13. Катастроф – меньше, спасенных жизней – больше!
Особенно сложным для МЧС России был 2009 год: он вошел в историю как год крупнейших техногенных катастроф. Тем не менее, и в этих экстремальных условиях МЧС России продемонстрировала результативную работу. Цена этой работы – тысячи спасенных жизней и снижение на 18,8% количества чрезвычайных ситуаций. И что еще важнее – в 2009 году количество погибших в результате чрезвычайных ситуация людей по сравнению с 2008 годом было уменьшено более чем на 10 процентов. В целом за год в ходе аварийно-спасательных работ, тушения пожаров и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в России было спасено более 153 тысяч человек и обезврежено более 28,8 тысяч взрывоопасных предметов, в том числе 462 авиабомбы.
При этом МЧС России неуклонно наращивает свой потенциал.
Уже второй год функционирует Национальный центр управления в кризисных ситуациях, объединяющий органы управления на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и обеспечивающий координацию и оперативное управление силами и средствами МЧС России.
14. Этапы большого пути
27 декабря 1990 года
– образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается днем основания Чрезвычайной службы России и МЧС России в частности. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС)
19 ноября 1991 года
– на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.
30 сентября 1992 года – Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
10 января 1994 года
– Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Январь 2002 года
– 278 тысяч сотрудников Государственной
противопожарной службы во-шли состав МЧС, имевший до этого численность 70 тысяч сотрудников.
15. Слово министра
Сергей Шойгу: Главное – двигаясь вперед, сохранить наш корпоративный и ощущение спасательного братства – 2010 год для нас особый – в этом году МЧС России отмечает свое 20-летие!
Уже два десятка лет мы с вами, плечо к плечу, создаем нашу систему. Стремимся сделать ее эффективной, мобильной. Шаг за шагом, преодолевая серьезные трудности, нарабатываем бесценный опыт спасения людей, оттачиваем мастерство, укрепляем кадровый потенциал, внедряем новейшие технологии , основанные на передовых научных разработках, совершенствуем техническое оснащение. Тогда, в теперь уже далеком девяностом, корпус спасателей насчитывал несколько десятков человек, настоящих подвижников, готовых противопоставить суровой стихии свое бесстрашие,
мужество, профессионализм.
Сегодня МЧС России – это более 300 тысяч человек личного состава, это суперсовременная техника и оборудование, которые делают нашу структуру эффективной, мощной, способной противостоять любым угрозам природного и техногенного характера, реально помочь людям.
Гордость Министерства – его сотрудники. Человек, безразличный к чужому горю, не сможет работать в МЧС. Спасатель и пожарный –
не просто профессии. Это образ жизни, постоянная готовность к самопожертвованию, к подвигу, который у нас считают просто – работой. Результат этой работы – сотни тысяч спасенных жизней.
Впереди много задач. Главное – двигаясь вперед, наращивая мощь и совершенствуя оперативную систему реагирования, сохранить наш корпоративный дух, то ощущение спасательного братства, которое позволяет каждому из нас с гордостью сказать: «Служу Российской Федерации и МЧС России».
16. ГО третьего тысячелетия
В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся военно-политической обстановкой происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения. Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию. Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране. Диктуется это тем, что до настоящего времени продолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще в период 1962 - 1976 годов. Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.
Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной.
Во-первых , должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет самостоятельность.
Во-вторых , настает время постепенно отказываться от военных элементов в ее организации, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, т. к. части и соединения ГО - это ее самое организованное и боеготовое ядро.
В-третьих , ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку".
В-четвертых , она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В XXI веке надо менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.
Заключение
В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство , органы управления - должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени.
В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.
Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.
Библиографический список
1. «Гражданская оборона в ракетно-ядерной войне».Атомиздат,1989г 2. «Наставление по организации и ведению гражданской обороны …».Воениздат,1990г. 3. «Лекции по гражданской обороне».Досааф,1989г. 4. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика. - М., 20Журнал "Право и безопасность" № 1 (30), Апрель 2“Гражданская оборона”. Под редакцией генерала армии - М.: Воениздат, 1982.
7. http://www. /
- список литературы к теме 8, содержание и список литературы к темам 9-12 |
Гражданская оборона – это система мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей военного времени, но и от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и террористического характера.
С детства хорошо знакомые слова «гражданская оборона» тесно связаны со всем, что касается безопасности жизнедеятельности человека в условиях постоянного риска экстремальных и военных угроз. В таких ситуациях население любой страны не смогло бы ощущать уверенность в быстром восстановлении стабильности, когда отсутствует специально разработанный режим противодействия.
В нашей стране датой официального признания данной сферы деятельности признан день 4 октября 1932 года. Это дата публикации Совнаркомом первого нормативного Положения, а 2017 год – это год 85-летнего юбилея.
Становление и развитие
О том, почему история развития гражданской обороны в России началась с осуществления действий противовоздушной направленности и о том, как зарождались основы грамотного поведения человека в экстраординарных ситуациях, следует знать каждому, кто живет в XXI веке. Ведь это век подвержен экологическим, техногенным, межнациональным, межэтническим и другим потенциальным опасностям.
Человечество воюет на протяжении всей своей сознательной истории существования. По подсчету историков только за последние пять с половиной тысячелетий прошло около 15 тысяч войн. За этот же период – всего 292 года были для планеты кратковременными периодами относительно мирной жизни.
Эволюция и технический прогресс, помимо объективной пользы, подвергают гражданское население еще и опасности. Статистика погибших на протяжении XX века гражданских лиц свидетельствует, что если в Первую Мировую их процент равнялся пяти, то во время Второй Мировой цифра выросла в десять раз, а во время военных действий во Вьетнаме дошла до 90%.
Почему общегосударственные функции стали общегражданскими?
Государство во все времена принимало на себя обязанности осуществлять оборонные действия в случае угроз со стороны иностранных захватчиков. По мере совершенствования и роста разнообразия видов оружия, а также – стратегических и тактических технологий, возникла необходимость привлечения гражданского населения к участию в оборонительных мероприятиях. И, если в Древнем Риме император Август набирал свою гвардию из профессиональных воинов, не доверяя местному населению, которое считал «развращенным» культурой, то XX век внес свои коррективы в данный вопрос.
В Великобритании времен Первой Мировой войны уже применялось понятие «гражданская оборона», потому что усилий воинских подразделений было явно недостаточно.
Развитие авиации поставило Советское государство перед необходимостью деятельности специальных точек, в которых граждане снабжались инструкциями о том, что делать, чтобы не отравиться ядовитыми газами, было организовано обеспечение противогазовой жидкостью и защитными масками. Предпосылки для дальнейшего формирования и развития будущих пунктов ГО были заложены в 1915 году в дореволюционном Петрограде, а продолжены в 1918-ом.
Не только Петроград стал форпостом деятельности оборонных мероприятий, в которых принимало участие мирное население. Одесским военным округом были предприняты важные шаги. С появлением аэростатов во многих местах были сформированы пункты службы воздушного наблюдения, позволяющие информировать граждан о приближающейся опасности и необходимости принятия мер.
Молодая ГО СССР решает самые насущные задачи!
После выхода «Положения» от 1932 года история развития гражданской обороны в России в мировом сообществе стала набирать обороты.
Уже тогда задачами данного вида деятельности становились следующие мероприятия:
- организация обучения населения действиям во время бомбежек (тушение пожаров, укрытие в , оказание первой медицинской помощи);
- подготовка запасов топлива для детских учреждений;
- изучение возможностей эвакуации нетрудоспособных граждан;
- организация восстановительной деятельности коммунальных служб, разборка завалов;
- освоение основ ;
- захоронение тел.
Многие функции добавились с началом II Мировой войны. В ее начале более 200 законодательных актов, направленных на совершенствование структуры МПВО утвердили правительство совместно с Госкомобороны. Например, изданное в начале июля 1941 года Постановление призывающее к всеобщей обязательной подготовке населения в области местной противовоздушной обороны. Этот документ стал важным шагом становления и развития гражданской обороны в нашей стране.
Основными мероприятиями МПВО было осуществление ликвидации очагов возгорания, необходимая помощь раненым, предупреждение населения о скорых воздушных налетах. Когда была оборона Москвы (1941-1942 г.) люди входящие в МПВО обезвредили около 40 тысяч зажигательных бомб, ликвидировали свыше 2 тысяч пожаров и 3 тысячи крупных аварий, спасли большое количество людей из завалов. Только в Москве силы МПВО насчитывали 650 тысяч человек.
Этапы послевоенной деятельности
Российская организация ГО претерпела значительные изменения в июле 1961 года, когда стала реальной ядерно-ракетная угроза. Масштаб функционирования возрос до общегосударственного, структура действия распространилась на все территории страны. Необходимо было решать, какие меры способствуют эффективной эвакуации людей и их спасению в тех случаях, когда оружие массового поражения будет применено.
Правительство конструктивно реагировало на все социально-политические перемены. Март 1976 г. стал годом реформационного «Положения о Гражданской обороне СССР». Масштаб деятельности принял широкий охват, в министерствах и ведомствах на местах была проведена реструктуризация, в результате которой образовались новые отделы, призванные решать задачи бесперебойного функционирования всех хозяйственных отраслей даже в ситуации войны.
Трагедии в Чернобыли и Спитаке потребовали активного участия всех структурных единиц ГО СССР в ситуации крайнего экстрима и последующего рассмотрения методик сотрудничества с представителями зарубежных стран, имеющих подобный опыт. Нормативные акты и рекомендации по дальнейшей оптимизации деятельности отрасли интенсивно видоизменялись, как изменялась и сама отрасль.
Издавалась специальная литература и ОГП (общегосударственная подготовка) шла полным ходом. Наконец, в 1987 году, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. «О мерах по коренной перестройки». Как следствие – еще один важный шаг: организация региональных и областных постоянно действующих чрезвычайных комиссий, регулирующих вопросы специальных мобильных отрядов и соединений, всегда готовых к принятию экстренных мер.
На современном этапе
Дальнейшее становление и развитие гражданской обороны, соотносится с развитием общеполитической системы страны. Распад Союза совпадает с ликвидацией существующего формирования и последующим возникновением Гражданской Обороны Российской Федерации. 1996 год становится временем воплощения мер по формированию системы в ее новом облике. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» дает информацию по контрольным показателям численности и состав войск, определяет возможности доукомплектования, предусматривает меры по деструктуризации и обновлению идейного содержания деятельности.
Структурные изменения в корне изменили статус ГО: из структуры корректирующей направленности она становится контролирующей структурой.
Дальнейшие изменения в тактике и стратегии разрешения военных конфликтов (появление высокоточного инфразвукового оружия, беспилотников, роботизированных морских судов и так далее) стали толчком для последующих преобразований в системе ГО РФ.
Сегодняшние перспективы и задачи дальнейшего развития данной деятельности определены Указом Президента РФ № 696.
В последние годы Россия особенно активно сотрудничает с Международной организацией ГО по таким направлениям, как сбор и анализ данных о масштабных ЧС, мониторинг и прогнозирование потенциальных угроз, дистанционное обучение специалистов.
Конспект по данной теме Вы можете скачать .
Основные задачи
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №-28 ФЗ «О гражданской обороне» выделяют 15 основных задач в области гражданской обороны:
- Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
- Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
- Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
- Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.
- Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
- Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.
- Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.
- Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
- Срочное захоронение погибших в военное время.
- Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
- Обеспечение постоянной готовности СиС ГО страны.
Ищите дополнительную информацию? В этом Вам поможет в нашей библиотеке
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства , составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
Защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров , взрывов , выбросов сильнодействующих ядовитых веществ , эпидемий и т. д.);
Координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
Создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной , химической и биологической обстановкой ;
Повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях ;
Поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов , вертолётов и других летательных аппаратов;
Специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
Накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
Эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
Организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
Обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
История в СССР и РФ
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года , когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны . МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.
Введение
Обучение по гражданской обороне (ГО), является всеобщим для всех граждан России. Недавние события в Косово, и сегодняшние события, происходящие в Украине еще раз доказывают, то что никто в наше время не застрахован от нападения. Поэтому вопрос обучения населения по гражданской обороне актуален и по сей день.
В своей работе я раскрою тему: "Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны", а так же расскажу о её истории создания, предназначении и задачах по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или в вследствие их; так же раскрою вопросы об организации управления гражданской обороной, о структуре и органах управления.
Обучение населения защите от воздействия оружия массового поражения и других средств нападения противника - одна из основных задач Гражданской обороны Российской Федерации. Оно организуется и проводится на основании указаний старших начальников ГО и их штабов, а также указаний и решений местных партийных и советских органов по вопросам ГО.
История создания и развития ГО в СССР и РФ
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.
В 1940 году в качестве главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство - на начальника ГО - заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности - сводные отряды и команды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).
Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
- · Ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- · Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
- · Проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
- · Проведение пиротехнических работ;
- · Участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
- · Участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры.
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (с 1994 - МЧС) России.
Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР
- 1940--1949 -- В. В. Осокин -- генерал-лейтенант,
- 1949--1959 -- И. С. Шередега -- генерал-лейтенант.
Начальники ГО СССР
- 1961--1972 -- В. И. Чуйков -- Маршал Советского Союза,
- 1972--1986 -- А. Т. Алтунин -- генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
- 1986--1991 -- В. Л. Говоров -- генерал армии,
- 1991--1991 -- Б. Е. Пьянков -- генерал-полковник.
Начальники (Руководители) ГО России
Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации - Медведев Д.А.
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости - с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо - спасательные воинские формирования).
Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15000 человек. В 2012 году - 18000 человек.
В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы Гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.
Советское правительство начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны. К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите.
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена как на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулировать следующим образом:
1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
5) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
6) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
7) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
8) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта.
Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым. Он включает в себя вводный инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т. д.