10 катастроф в истории человечества. Самые страшные катастрофы мира

17.04.2013

Природные катастрофы непредсказуемы, разрушительны, их не остановить. Возможно, поэтому человечество боится их больше всего. Предлагаем вам топ рейтинг в истории, они унесли огромное количество жизней.

10. Крушение дамбы Баньцяо, 1975

Плотина была построена, чтобы сдерживать последствия около12 дюймов осадков ежедневно. Однако в августе 1975 года стало ясно, что этого недостаточно. В результате столкновения циклонов, тайфун Нина принес с собой обильные дожди –7,46 дюймовв час, а значит41,7 дюймов ежедневно. Кроме того, из-за засорения, плотина не могла уже выполнять своей роли. За несколько дней через нее прорвалось 15,738 миллиардов тонн воды, которые смертоносной волной прокатились по близлежайшей местности. Погибло более 231,000 людей.

9. Землетрясение в Хайянь, Китай, 1920

В результате землетрясения, которое находится на 9-строчке в топ рейтинге самые смертоносные природные катастрофы в истории, пострадали 7 провинций Китая. Только в регионе Хайнянь погибло 73 000 человек, всего по стране погибло более 200,000 человек. Подземные толчки продолжались в течение последующих трех лет. Оно вызвало оползни и крупные наземные трещины. Землетрясение оказалось настолько сильным, что некоторые реки изменили курс, в некоторых появились естественные дамбы.

8. Таншаньское Землетрясение, 1976

Оно произошло 28 июля 1976 года и названо сильнейшим землетрясением 20 века. Эпицентром стал город Таншань, расположенный в провинции Хебей, Китай. От густонаселенного, крупного промышленного города за 10 секунд практически ничего не осталось. Число жертв – около 220,000.

7. Землетрясение Антакье (Антиохия), 565 год

Несмотря на малое количество деталей, дошедших до наших дней, землетрясение стало одним из самых разрушительных и унесло с собой более 250 000 жизней и принесло огромный урон хозяйству.

6. Землетрясение в Индийском океане/ цунами, 2004


Произошло 24 декабря 2004 года, как раз на Рождество. Эпицентр находился близи побережья Суматры, Индонезия. Наиболее сильно пострадали Шри-Ланка, Индия, Индонезия, Таиланд. Второе в истории землетрясение величиной 9,1 -9,3. оно явилось причиной для ряда других землетрясений по всему земному шару, например на Аляске. Кроме того, повлекло смертельное цунами. Погибло более 225,000 человек.

5. Индийский циклон, 1839

В 1839 году в Индию пришел чрезвычайно большой циклон. 25 ноября шторм практически уничтожил город Коринга. Он разрушал буквально все, с чем вступал в контакт. 2000 судов, находившихся на стоянке в порту, снесены с лица земли. Город не был восстановлен. Штормовые волны, которые он привлек, убили более 300 000 человек.

4. Циклон Бола, 1970

После того, как Циклон Бола прошелся по землям Пакистана, более половины пахотных земель были загрязнены и испорчены, удалось спасти малую часть риса и зерновых, но голода было уже не избежать. Кроме того около 500 000 человек погибли от обильных дождей и наводнения, которые он повлек. Сила ветра –115 метров час, ураган – категории 3.

3. Землетрясение Шэньси, 1556

Самое разрушительное в истории землетрясение произошло 14 февраля 1556 года в Китае. Его эпицентр находился в долине реки Вэй и в результате пострадало около 97 провинций. Были разрушены здания, половина людей, в них живущих была убита. По некоторым данным погибло 60% населения провинции Хуаскиан. Всего умерло 830,000 человек. Подземные толчки продолжались еще полгода.

2. Наводнение Желтой реки, 1887

Желтая река в Китае крайне подвержена полноводию и выходу из берегов. В 1887 году это привело к затоплению 50,000 квадратных миль вокруг. По некоторым данным потоп унес жизни 900,000 – 2,000,000 людей. Фермеры, зная особенности реки, построили дамбы, которые спасали их от ежегодных полноводий, но в том году, вода снесла и фермеров и их дома.

1. Наводнение центрального Китая, 1931

По статистическим данным, наводнение, случившееся в 1931 году, стало самым страшным в истории . После долгой засухи в Китай пришло сразу 7 циклонов, которые принесли с собой сотни литров дождей. В итоге три реки вышли из берегов. Наводнение убило 4 млн человек.

13 октября отмечается Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий – чем не повод вспомнить самые страшные и смертоносные природные катаклизмы в истории человечества.

Землетрясение в Сирии. 1202 год

Землетрясение 1202 года, эпицентр которого находился в Мертвом море, было не столько мощным, сколько продолжительным и масштабным – оно ощущалось на огромной территории, расположенной между Сирией и Арменией. Точное количество погибших неизвестно – в XIII веке никто не вел подсчет населения, но даже по самым скромным подсчетам землетрясение унесло жизнь более миллиона человек.

Землетрясение в Китае. 1556 год

Одно из самых разрушительных землетрясений в истории человечества – в Китае – произошло 23 января1556 года. Его эпицентр находился в районе правого притока реки Хуанхэ – Вэйхэ, а затронуло оно 97 округов в нескольких китайских провинциях. Землетрясение сопровождалось обвалами, оползнями и изменением русел рек, что, в свою очередь, приводило к наводнениям, а разрушение домов и храмов – к сильным пожарам. Вследствие катастрофы грунт разжижался и затягивал под землю строения и людей, ее воздействие ощущалось даже на расстоянии 500 километров от эпицентра. Жертвами землетрясения стали 830 тысяч человек.

Землетрясение и цунами в Португалии. 1755 год

Печально знаменитое Лиссабонское землетрясение началось 1 ноября 1755 года в девять часов утра – от первых толчков в море до того момента, когда 15-метровая цунами накрыла центральную набережную города, прошло всего двадцать минут. Большинство его жителей находились на службе в церквях – праздновали День всех святых, поэтому шансов на спасение у них не было. В Лиссабоне начались пожары, которые продолжались в течение десяти дней. Помимо столицы пострадали еще шестнадцать португальских городов, а соседний Сетубал был почти полностью смыт цунами. Жертвами землетрясения стали от 40 до 60 тысяч человек. Были утрачены такие архитектурные жемчужины, как Оперный театр и Королевский дворец, и живописные шедевры Караваджо, Тициана и Рубенса.

Великий ураган. 1780 год

Великий ураган – или ураган Сан-Каликсто II – самый мощный и смертоносный в истории человечества тропический циклон. Он зародился в начале октября 1780 года в районе островов Зеленого мыса и бушевал неделю. 10 октября со скоростью 320 километров в час Сан-Каликсто II обрушился на Барбадос, Мартинику, Сент-Люсию и Синт-Эстатиус, везде оставляя после себя тысячи погибших. Пострадали также острова Доминика, Гваделупа, Антигуа и Сент-Китс. Великий ураган разрушал до основания дома и срывал с якорей и разбивал о скалы корабли, а тяжелые пушки летали в воздухе, как спички. Что касается человеческих жертв, то в общей сложности за время буйства Сан-Каликсто II погибло 27 тысяч человек.

Getty Images

История знает несколько извержений вулкана Кракатау, но наиболее губительным оказалось то, которое случилось 27 августа 1883 года. Тогда в результате самого мощного в истории человечества взрыва 20 кубических километров камней и пепла и струя пара высотой в 11 метров буквально разнесли на части вулканический остров в Зондском проливе – между островами Ява и Суматра. Ударные волны семь раз обошли вокруг Земного шара и образовали цунами высотой в 36 метров, обрушившуюся на побережье – она унесла жизни 36 тысяч человек. Всего же в результате извержения Кракатау погибло 200 тысяч человек.


Getty Images

Сразу несколько наводнений в Китае, последовавших один за другим, унесли в общей сложности 4 (!) миллиона жизней. Историки считают, что это самое крупное и трагическое стихийное бедствие в истории человечества. В августе 1931 года вышедшие из берегов в результате затяжных дождей реки Янцзы и Хуанхэ разрушили сдерживающие их дамбы и потекли, сметая все на своем пути. Вода полностью уничтожила сельское хозяйство в нескольких десятках провинций, а находившийся на берегу озера город Гаою был смыт полностью. Но страшнее всего были человеческие жертвы: те, кто не погиб от воды, умерли от разрухи, голода и эпидемий.


Getty Images

31 мая 1970 года из-за землетрясения, эпицентр которого находился в Тихом океане, от горы Уаскарана в Перу оторвалась каменно-ледяная лавина и, двигаясь со скоростью в тысячу километров в час, накрыла находящиеся в долине реки Рио-Санта городки Ранрагирк и Юнгай – от них осталось только кладбище с парящей над ним фигурой Христа. Всего за несколько минут лавина стерла их и еще несколько небольших поселков, включая порты Касма и Чимботе, с лица земли. Результат катаклизма: 70 тысяч погибших, среди которых оказались и чешские альпинисты, собиравшиеся покорить Анды, и 150 тысяч раненых. Память тех, жизни которых унесла лавина, в Перу почтили восьмидневным трауром.

Циклон Бхола. 1970 год


Getty Images
Джордж Харрисон на благотворительном концерте в Бангладеш.

Тропический циклон Бхола – одно из самых страшных стихийных бедствий ХХ века. 13 ноября 1970 года на острова и побережье Восточного Пакистана обрушилась волна высотой в 15 (!) метров, смывая на своем пути целые населенные пункты и сельскохозяйственные угодья. За короткое время погибли 500 тысяч человек – в основном это были пожилые люди и дети. Катастрофа имела политические последствия: начались бунты, участники которых обвиняли пакистанское правительство в бездействии и медленной ликвидации последствий. Началась гражданская война между Восточным Пакистаном и центральным правительством, результатом которой стало провозглашение независимости Бангладеш.

Весь мир помогал восстанавливать пострадавшие территории. Одной из самых известных благотворительных акций стал концерт, организованный Джорджем Харрисоном: пригласив многих знаменитых исполнителей, он за один день собрал четверть миллиона долларов.


Getty Images
Жара в Европе. 2003 год

Жара, накрывшая континент в 2003 году, – то лето стало самым жарким со времени окончания Второй мировой войной – застала врасплох систему здравоохранения европейских стран, которая оказалась не готовы к нагрузкам, когда в медицинской помощи нуждались не десятки, а сотни и тысячи человек. Особенно пострадали такие страны, как Франция, Австрия, Италия, Венгрия, Хорватия и Болгария. Температура в некоторых районах не опускалась ниже +40°С. Первыми под удар попали пожилые люди, а также аллергики и те, кто страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Всего в то лето на европейском континенте умерло около 70 тысяч человек.


Getty Images
Цунами в Индийском океане. 2004 год

Наряду с европейской жарой 2003-го у многих в памяти и цунами в Индийском океане, случившееся через полтора года – среди погибших были и граждане Украины. Смертоносная волна стала следствием самого крупного в истории Индийского океана землетрясения, произошедшего 26 декабря 2004 года. Его магнитуда по шкале Рихтера составила 9 баллов, в результате чего образовалась цунами, высота которой в прибрежной зоне составляла 15 метров, а в зоне всплеска – 30 метров. Через полтора часа после землетрясения она достигла берегов Таиланда, через два – Шри-Ланки и Индии, и унесла жизни 250 тысяч человек.

Поезда огромны, так что когда они сходят с рельсов или сталкиваются друг с другом, их невообразимая мощь становится болезненно очевидной. В ходе железнодорожной катастрофы поезд живёт своей жизнью - становится неуправляемым, и остановить его уже невозможно. Пассажиры не могут сделать ничего, чтобы предотвратить травмы, и зачастую болтаются в вагонах от стены к стене, получая переломы конечностей и травмы внутренних органов.

В ходе худших катастроф за нашу историю было унесено огромное количество человеческих жизней, но благодаря этому мы получили важную информацию о том, как мы можем улучшить железнодорожную инфраструктуру, а также обеспечить безопасность пассажиров.

10. Железнодорожная катастрофа в Аль-Аят (Al Ayyat) - Египет, 2002 год (383 жертвы)

В 2 часа утра 20 февраля 2002 года в пятом вагоне египетского поезда взорвался газовый цилиндр. Всепоглощающий огонь быстро распространился в другие вагоны, в то время как поезд продолжал мчаться по путям. Это продолжалось два часа, пока машинист, наконец, не остановился. В итоге семь вагонов полностью сгорело и почти 400 человек погибло. Однако количество жертв этой катастрофы многократно оспаривалось, так как полный список пассажиров отсутствовал. Также, из-за интенсивности пламени, многие трупы сгорели до состояния пепла, и их опознание было невозможным. Более того, поезд был перегружен и считается, что многие пассажиры погибли, выпрыгнув из горящего поезда. Хотя официальные данные гласят, что погибло 383 человека, многие считают, что более точной является оценка в 1000 жизней.

9. Железнодорожная катастрофа в Аваш (Awash) - Эфиопия, 1985 год (428 погибших)


Самая ужасная железнодорожная катастрофа за историю Африки произошла 14 января 1985 года, неподалёку от города Аваш. Город расположен на реке Аваш. Экспресс поезд сошёл с рельс на подходе к этому городку из-за того, что машинист не снизил скорость, проходя по изогнутому мосту, из-за чего несколько вагонов сорвалось в обрыв. Из 1000 пассажиров поезда 428 погибло, а почти все остальные пассажиры сильно пострадали. После ужасной катастрофы машинист был арестован, и ему предъявили обвинение в том, что он не снизил скорость при входе в поворот.

8. Железнодорожная катастрофа Торре-дель-Бьерсо (Torre del Bierzo) - Испания, 1944 год (200-500+ жертв)


3 января 1944 года неподалёку от деревни Торре-дель-Бьерсо в Испании, вышедший из под контроля почтовый поезд влетел в тоннель номер 20. Перед ним оказался маневровый локомотив с тремя вагонами, пытавшийся избежать столкновения. Два этих вагона были ещё в тоннеле, когда в них врезался почтовый поезд. С другой стороны приближался углевоз с 27 нагруженными вагонами-платформами. Машинист маневрового локомотива пытался предупредить углевоз, но тот всё же врезался в локомотив. Пламя катастрофы горело два дня. Так как многие люди путешествовали без билетов, а огонь полностью поглотил человеческие останки, точное количество пассажиров было сложно оценить, но выжившие утверждали, что поезд был переполнен, так как многие из них направлялись на рождественскую ярмарку.

7. Железнодорожная катастрофа Бальвано (Balvano) - Италия, 1944 год (521-600+ жертв)


Во время Второй Мировой войны острый дефицит привёл к развитию торговли на чёрном рынке. В 1944 году авантюристы и предприимчивые предприниматели тайком путешествовали на грузовых поездах для того, чтобы добраться до ферм поставщиков. В это же время ощущалась сильная нехватка высококачественного угля. Сжигание низкосортных заменителей выделяло большой объём непахнущего угарного газа. 2 марта 1944 года существенно перегруженный локомотив номер 8017 заглох внутри крутого туннеля. Обслуживающий персонал и пассажиры, включая несколько сотен «зайцев», погибли от удушья. Единственными выжившими были те, кто путешествовал в нескольких задних вагонах, оставшихся на открытом воздухе, когда поезд заглох.

6. Железнодорожная катастрофа под Уфой - Россия, 1989 год (575+ жертв)


Крупнейшая железнодорожная катастрофа за историю Советского Союза произошла 4 июня 1989 года. Щель в трубе продуктопровода позволила большому объему газа скопиться в низине между городами Уфа и Аша. Когда персонал заметил снижение давления, они просто увеличили давление до нормального уровня вместо того, чтобы найти возможную утечку. Около 1:15 два поезда, перевозящих более 1 200 пассажиров, многие из которых были детьми, проехали мимо друг друга. Искры, вызванные их проездом, подожгли легко воспламеняющееся облако, в результате чего произошёл взрыв, который был виден более чем за 100 километров. Вырвавшееся пламя выжгло деревья в радиусе 3,86 километров и разрушило оба поезда.

5. Железнодорожная катастрофа в Гвадалахаре (Guadalajara) - Мексика, 1915 год (600+ жертв)


В 1915 году мексиканская революция была в самом разгаре. Президент Венустиано Карранса (Venustiano Carranza) приказал перевезти семьи его армии в Гвадалахару, которую он недавно завоевал. 22 января 1915 года специально подготовленный поезд с двадцатью сильно перегруженными вагонами выехал из Колимы (Colima). Говорят, что вагоны были настолько забиты людьми, что пассажиры даже цеплялись к вагонам снизу и ехали на крышах. Во время крутого спуска машинист потерял управление составом. Поезд продолжал набирать скорость, спускаясь по рельсам, и в итоге вылетел в глубокий овраг. Менее катастрофу пережило трети людей из официального списка пассажиров.

4. Железнодорожная катастрофа в Бихаре (Bihar) - Индия, 1981 год (500-800 жертв)


6 июня 1981 года, во время сезона муссонов в Индии, поезд с девятью вагонами, перевозивший примерно тысячу пассажиров, упал в реку Багмати (Baghmati). Погодные условия в тот день были особо дождливыми и ветреными, и уровень воды в реке был выше обычного. В тот момент, когда поезд подъезжал к мосту, пересекающему реку, корова пересекла пути. Попытавшись избежать столкновения, машинист слишком сильно затормозил, из-за чего вагоны заскользили по влажным железнодорожным рельсам, и сошли с путей в реку. Помощь приехала только через несколько часов и большинство пассажиров, либо утонуло, либо их уже унесло водой к тому моменту, когда спасатели принялись за работу. Более 300 тел так и не было найдено.

3. Железнодорожная катастрофа в Чуря (Ciurea) - Румыния, 1917 год (600-1000 погибших)


Во время Первой Мировой войны у пассажирского поезда отказали тормоза во время спуска по крутому склону у станции Чуря. Поезд с 26 вагонами перевозил беженцев и раненных солдат, пытавшихся сбежать от наступающих немецких сил. Машинист попытался сделать всё возможное для замедления поезда, включив заднюю передачу и задействовав пескомёт для лучшего сцепления колёс, но поезд продолжал набирать скорость. Чтобы избежать столкновения со вторым поездом в конце спуска, убежавший поезд перенаправили в обгонный путь. Из-за высокой скорости поезд всё же, к сожалению, сошёл с путей и загорелся. В результате погибли сотни людей.

2. Крушение в Сен-Мишель-де-Морьен (Saint Michel-de-Maurienne), Франция, 1917 год (800-1000 жертв)


12 декабря 1917 года около 1 000 французских солдат возвращались домой на зимние праздники. По причине всеобщей нехватки, как локомотивов, так и недостаточной обеспеченности оборудованием, людей перевозило два соединённых воедино поезда, но под управлением одного локомотива. Из 19 вагонов поезда только у трёх первых были автоматические воздушные тормоза, в остальных были либо ручные тормоза, либо они отсутствовали вообще. Спускаясь в долину во французской части Альп, машинист приказал своим помощникам тормозить, но поезд продолжал набирать скорость. Тормоза перегрелись и под вагонами начало разгораться пламя. Спустя 6 километров первый вагон сошёл с путей, и остальные вагоны врезались в него, загоревшись за несколько минут. Из-за силы пламени были идентифицированы только 425 тела из примерно 1000 жертв.

1. Железнодорожная катастрофа и цунами в Шри-Ланке, 2004 год (1700+ жертв)


26 декабря 2004 года землетрясение в океане к северу от Суматры вызвало гигантское цунами, от которого погибло 280 тысяч человек. В тот ужасный день в «Королеве моря» ехало более 1 500 пассажиров. Поезд находился в 170 метрах от берега, когда обрушилась первая волна. Вода моментально остановила поезд. Местные жители и пассажиры, думая, что поезд будет спасением от воды, забрались на его крышу или спрятались за ним. Вторая волна была намного мощнее: она снесла поезд с железнодорожных путей и тащила за собой вагоны в джунгли. Те, кто не был раздавлен поездом, быстро тонули, так как оказались запертыми в ловушке вагонов. Только несколько пассажиров пережило эту трагедию.

На рубеже тысячелетий многие люди волей-неволей задумались о конце света, кинематографисты же не упустили возможность заработать на этих фобиях. Именно поэтому за последние несколько лет на экраны вышло огромное количество фильмов-катастроф с разнообразными разрушительными сценариями событий, а сам жанр стал одним из самых кассовых. АиФ.ru предлагает вспомнить 10 захватывающих кинолент, в которых жизнь на Земле оказалась под угрозой.

О чём фильм «Разлом Сан-Андреас»?

«Армагеддон», реж. Майкл Бэй, 1998 год

В 1998 году один из самых кассовых режиссёров планеты Майкл Бэй снял фильм «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом , Беном Аффлеком и Лив Тайлер в главных ролях. Картина напугала зрителей возможным столкновением с нашей планетой гигантского астероида. По сюжету фильма, чтобы спасти человечество, специалисты NASA хотят пробурить астероид и взорвать его изнутри. «Армагеддон» заслуженно номинировали на «Оскар» сразу в четырёх номинациях, ведь он сделан по всем законам жанра: грандиозные спецэффекты, душещипательная любовная линия, динамичный сюжет и циничный сценарий.

Брюс Уиллис. Особые приметы.

«Земное ядро: Бросок в преисподнюю», реж. Джон Эмиел, 2003 год

В отличие от «Армагеддона», картина «Земное ядро: Бросок в преисподнюю» не нашла отклика в сердцах большей части зрителей и не может похвастаться кассовыми успехами. Однако она заслуживает того, чтобы оказаться в нашем списке хотя бы из-за необычного варианта угрозы планете. По версии режиссёра Джона Эмиела , человечеству грозит «подземный апокалипсис»: ядро Земли перестанет вращаться. Это значит, что скоро всё живое на поверхности нашей планеты погибнет. Единственный способ спасти мир — взорвать сильнейшую ядерную бомбу глубоко под землёй, раскрутив таким образом ядро. Дело по спасению человечества в фильме возлагается на интернациональную команду (Аарон Экхарт , Хилари Суонк , Стэнли Туччи ). Судьба героев довольно предсказуема, но наблюдать за ними всё равно увлекательно.

«Послезавтра», реж. Роланд Эммерих, 2004 год

Фильм Роланда Эммериха «Послезавтра» посвящён другой, не космической катастрофе. Массовое таяние ледников приводит к тому, что температура мирового океана резко снижается, а климат Земли меняется. Над территорией США начинаются проливные дожди, переходящие в непрерывный снегопад, а температура очень быстро опускается (для усиления эффекта катастрофы голливудский режиссёр намеренно ускорил развитие всех климатических изменений). Картина «Послезавтра» буквально насыщена стихийными бедствиями и массовой гибелью людей. В ней красочно показано затопление Нью-Йорка, а особенно впечатляющим у Роланда Эммериха получился эпизод разрушения Лос-Анджелеса, который даже получил награду MTV Movie Awards как лучшая экшн-сцена в 2005 году.

«Пекло», реж. Дэнни Бойл, 2007 год

«Грядут тёмные дни» — таким слоганом предостерегает зрителей режиссёр фильма «Пекло» Дэнни Бойл . Действие киноленты разворачивается в 2057 году, когда Солнце постепенно гаснет, а жизнь человечества оказывается под угрозой. Земляне видят единственный способ спасения: один за другим отправляют космические корабли к яркой звезде, чтобы с помощью ядерного заряда вновь её воспламенить. Режиссёр «Миллионера из трущоб», «Пляжа» и «На игле» и в этот раз хотел покорить зрителей: в «Пекле» есть над чем подумать, чего испугаться и чем полюбоваться. Сценарий и игра талантливых актёров (Киллиан Мёрфи , Крис Эванс , Роуз Бирн ) держит в напряжении на протяжении всего фильма.

«Явление», реж. М. Найт Шьямалан, 2008 год.

Эффектный экологический триллер М. Найта Шьямалана знакомит зрителей с ещё одной возможной опасностью для землян. В нескольких штатах на восточном побережье США начинается массовая эпидемия самоубийств: вирус, который власти склонны связать с террористами, а обыватели — с властями, передаётся воздушно-капельным путем. На самом деле это токсины, которые случайно попали в воздух. В 2008 году фильм имел невероятный кассовый успех, а в Бридженде из-за серии самоубийств, охвативших город, «Явление» даже запретили к показу.

«2012», реж. Роланд Эммерих, 2009 год

Многие впечатлительные люди с ужасом ожидали декабрь 2012 года, когда, согласно календарю племени Майя, мог наступить конец света. Сюжет кинокартины «2012» Роланда Эммериха построен именно на этих событиях. Огромные цунами и сильные землетрясения превращают жизнь людей в ад. Каждый думает только о том, как спастись от потопа, ведь только 40 000 человек могут поместиться в заранее построенные «ковчеги». Фильм «2012» на форумах, в социальных сетях и блогах имел большой резонанс, люди по всему миру обсуждали возможность предстоящей катастрофы. Учёным даже пришлось комментировать кинокартину и успокаивать взбудораженную публику. В результате общие сборы голливудского фильма составили аж $769 млн.

«Знамение», Алекс Пройас, 2009 год

Мистический блокбастер Алекса Пройаса с Николасом Кейджем в главной роли повествует о неком послании в будущее, которое предостерегает людей о конце света. В руки молодому профессору попадает загадочный лист, исписанный цифрами. Учёный устанавливает связь между этими датами и крупнейшими мировыми бедствиями, произошедшими на Земле за последние 50 лет. Теперь миру известно о возможных катастрофах, осталось только узнать, как их предотвратить и что будет, когда цепочка этих дат закончится. Зрители отмечают, что «Знамение» сохраняет элемент непредсказуемости до последнего кадра, а все сцены крушений самолётов, аварий в метро и горящего леса показаны эффектно и естественно.

«Меланхолия», реж. Ларс фон Триер, 2011 год

«Меланхолия» — самый романтичный и загадочный фильм-катастрофа в нашем списке. Идея картины возникла у Ларса фон Триера во время одного из сеансов терапии, которые он посещал, чтобы избавиться от депрессии. Доктор рассказал культовому режиссёру, что люди, страдающие депрессивными состояниями, спокойнее реагируют на стрессовые ситуации, потому что они изначально настроены на самое худшее. Через несколько лет эти слова воплотились в сценарии фильма «Меланхолия». Картина показывает историю жизни Жюстин (Кирстен Данст ) на фоне грядущей катастрофы: к Земле приближается астероид Меланхолия, способный уничтожить всё живое на нашей планете. Ларс фон Триер сделал акцент на психологии человека, обречённого на смерть. Его герои мечутся между отчаянием, паникой, апатией и истерикой. А замедленная съёмка последних секунд жизни на Земле способна впечатлить даже самого искушённого зрителя.

«Метро», реж. Антон Мегердичев, 2013 год.

Хоть в фильме «Метро» показан апокалипсис не планетарного масштаба, но он всё равно вошёл в наш список, потому что посвящён одной из самых распространённых человеческих фобий. В 2013 году российский режиссёр Антон Мегердичев снял киноленту о катастрофе в московской подземке, основанную на романе Дмитрия Сафонова . По сюжету фильма, широко развернувшееся в центре Москвы строительство новых зданий приводит к тому, что в одном из тоннелей метро возникает трещина. В результате нарушения герметичности перекрытия в тоннель попадает вода из Москва-реки. Бешеный поток грозит не только обрушением тоннелей метро, но и разрушением всего города. По мнению многих кинокритиков, картина «Метро» если не зародила, то, как минимум возродила жанр фильмов-катастроф в России.

«Разлом Сан-Андреас», реж. Бред Пейтон, 2015 год.

Фильм-катастрофа Бреда Пейтона «Разлом Сан-Андреас» по итогам прошедших выходных возглавил рейтинги российского проката. В центре сюжета картины землетрясение, которое всколыхнуло Калифорнию и привело к образованию огромной расщелины в земле в районе города Сан-Андреас. Главный герой блокбастера — пилот-спасатель Рэй Гейнс (Дуэйн Джонсон ) отправляется на поиски пропавшей дочери, возможно, уцелевшей во время страшной стихии. Многие зрители, посмотревшие «Разлом Сан-Андреас» в 3D-формате, в восторге от увиденного. Ещё бы, ведь количество разрушений и дорогостоящих спецэффектов на одну минуту просмотра зашкаливает. Но главное, что можно вынести из картины Бреда Пейтона, — человек ничто в сравнении с силами природы и никакая сталь или дома его не спасут.

Порой оценить масштабы той или иной мировой катастрофы достаточно сложно, ведь последствия некоторых из них могут проявляться спустя много лет после самого происшествия.

В данной статье мы представим 10 самых страшных катастроф мира, которые не были вызваны целенаправленными действиями. Среди них происшествия, которые происходили на воде, в воздухе, и на земле.

Авария на Фукусиме

Катастрофа, которая произошла 11 марта 2011-го года, одновременно объединяет в себе черты техногенных и природных катастроф. Сильнейшее землетрясение мощностью в девять баллов, и последующее за ним цунами вызвали отказ системы электроснабжения ядерной установки Daiichi, в результате чего был остановлен процесс охлаждения реакторов с ядерным топливом.

Помимо чудовищных разрушений, которые были вызваны землетрясением и цунами, это происшествие привело к серьезному радиоактивному заражению территории и акватории. Кроме того, властям Японии пришлось эвакуировать более двухсот тысяч человек из-за высокой вероятности появления тяжелых заболеваний из-за попадания под жесткое радиоактивное облучение. Сочетание всех этих последствий дает право аварии на Фукусиме называться одной из самых страшных катастроф мира в двадцать первом веке.

Общий ущерб от аварии оценивается в 100 миллиардов долларов. В эту сумму включены расходы на ликвидацию последствий и выплату компенсаций. Но при этом нельзя забывать о том, что работы по устранению последствий катастрофы продолжаются до сих пор, что соответственно увеличивает эту сумму.

В 2013-м году фукусимская АЭС была официально закрыта, а на её территории производятся только работы по ликвидации последствий аварии. Специалисты считают, что для приведения в порядок здания и зараженной территории понадобится как минимум сорок лет.

Последствиями аварии на Фукусиме являются, переоценка мер безопасности в атомной энергетике, падение стоимости на природный уран, и соответственно снижение цен акций уранодобывающих компаний.

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос

Возможно самой большой катастрофой в мире, произошедшей в результате столкновения самолетов, произошла на Канарских островах (остров Тенерифе) в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос, на взлетной полосе столкнулись два авиалайнера Boeing 747, которые принадлежали компаниям KLM и Pan American. В результате погибло 583 из 644 человек, в числе которых как пассажиры, так и экипажи авиалайнеров.

Одной из главных причин возникновения подобной ситуации был теракт в аэропорту Лас-Пальмас, который устроили террористы из организации MPAIAC (Movimiento por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario). Сам теракт не повлек за собой человеческих жертв, но администрация аэропорта закрыла аэропорт и прекратила принимать самолеты, опасаясь повторных инцидентов.

Из-за этого Лос-Родеос оказался перегружен, поскольку к нему направляли самолеты, которые следовали в Лас-Пальмас, в частности два Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. При этом нельзя не отметить тот факт, что самолет, принадлежащий компании Pan

American, имел достаточный запас топлива для того, чтобы приземлиться в другом аэропорту, но пилоты подчинились приказу диспетчера.

Причиной самого столкновения являлись туман, который серьезно ограничивал видимость, а также сложности в переговорах между диспетчерами и пилотами, которые были вызваны сильным акцентом диспетчеров, и тем фактом, что пилоты постоянно перебивали друг друга.

Столкновение Донья Пас с танкером Вектор

20 декабря 1987 года зарегистрированный на Филлипинах пассажирский паром «Doña Paz» (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», что привело к самой крупной катастрофе в мире, которая произошла в мирное время на воде.

Во время столкновения паром следовал по своему стандартному маршруту Манила-Катбалоган, который он проходил два раза в неделю. Двадцатого декабря 1987-го года, около 06:30 «Донья Пас» отплыл от Таклобана и направился в Манилу. Примерно в 22:30 паром проходил пролив Таблас возле Мариндуке, по сообщению выживших очевидцев погода была ясной, но с волнением на море.

Столкновение произошло уже после того как пассажиры уснули, паром столкнулся с танкером «Вектор», который перевозил бензин и нефтепродукты. Сразу же после столкновения, возник сильный пожар, связанный с тем, что нефтепродукты разлились по морю. Сильный удар и пожар практически моментально вызвали панику среди пассажиров, кроме того, по утверждению выживших на пароме не было нужного количества спасательных жилетов.

Выжило всего 26 человек, из которых 24 пассажира Доньи Пас и два человека с танкера «Вектор».

Массовое отравление в Ираке 1971 год

В конце 1971-го года, в Ирак была ввезена из Мексики партия зерна обработанного метилртутью. Разумеется, зерно не было предназначено для переработки в продукты питания, и должно было использоваться только для посадки. К сожалению, местное население не знало испанского языка, и соответственно все предупреждающие надписи, которые гласили «Не употреблять в пищу».

Также нельзя не отметить тот факт, что зерно было доставлено в Ирак с опозданием, поскольку сезон посадки уже прошел. Все это привело к тому, что в некоторых селениях обработанное метилртутью зерно начали принимать в пищу.

После употребления этого зерна в пищу наблюдались такие симптомы как онемение конечностей, потерю зрения, нарушение координации. В результате преступной халатности отравление ртутью получило около ста тысяч человек, из которых погибло около шести тысяч.

Этот случай привел к тому, что Всемирная Организаций здравоохранения стала тщательнее контролировать оборот зерна, и более серьезно начала относиться к маркировке потенциально опасных продуктов.

Массовое уничтожение воробьев в Китае

Несмотря на то, что мы не вносим в наш список катастрофы, вызванные целенаправленными действиями людей, данный случай является исключением, поскольку он вызван банальной глупостью и недостаточным знанием экологии. Тем не менее данный случай полностью заслуживает звание одной из самых ужасных катастроф мира.

В рамках экономической политики «Большого скачка», проводилась масштабная борьба с сельскохозяйственными вредителями, среди которых власти Китая выделили четырех самых страшных - комаров, крыс, мух и воробьев.

Сотрудники китайского научно-исследовательского института зоологии подсчитал, что из-за воробьев в течение года терялся объем зерна, с помощью которого можно было бы прокормить около тридцати пяти миллионов человек. Основываясь на этом, был разработан план уничтожения этих птиц, который был одобрен Мао Цзэдуном 18-го марта 1958-го года.

Все крестьяне активно начали охотиться на птиц. Наиболее действенным методом было не давать им опуститься на землю. Для этого взрослые и дети кричали, били в тазы, размахивали шестами, тряпками и т.п. Это позволяло пугать воробьев и не давать им приземляться на землю в течение пятнадцати минут. В результате птицы просто падали замертво.

Спустя год охоты на воробьев урожай действительно увеличился. Однако позднее начали активно плодиться гусеницы, саранча, и другие вредители, которые поедали побеги. Это привело к тому, что еще через год урожаи сильно упали, и наступил голод, который привел к гибели от 10 до 30 миллионов человек.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

Платформа Piper Alpha была построена в 1975-м году, а добыча нефти на ней стартовала в 1976-м. Со временем её переоборудовали для добычи газа. Однако 6-го июля 1988 года произошла утечка газа, которая привела к взрыву.

Из-за нерешительных и непродуманных действий персонала умерло 167 человек из 226 находившихся на платформе.

Разумеется, после этого события добыча нефти и газа на этой платформе была полностью прекращена. Застрахованные потери составили около 3,4 миллиардов долларов США. Это одна из самых известных катастроф мира, связанная с нефтедобывающей отраслью.

Гибель Аральского моря

Данное происшествие является самой большой экологической катастрофой на территории бывшего Советского Союза. Когда-то Аральское море было четвертым по размеру озером, после Каспийского моря, Верхнего озера в Северной Америке, озера Виктория в Африке. Сейчас на его месте располагается пустыня Аралкум.

Причиной исчезновения Аральского моря является создание новых каналов орошения для сельскохозяйственных предприятий на территории Туркмении, которые забирали воду из рек Сырдарья и Амударья. Из-за этого озеро сильно отступило от берега, что привело к обнажению дна покрытого морской солью, пестицидами и химикатами.

Из-за естественного испарения Аральское за промежуток с 1960-го по 2007-й год, море потеряло около тысячи кубических километров воды. В 1989-м году водоем распался на две части, а в 2003-м году объем воды составил около 10% от изначального.

Результатом этого происшествия стали серьезные изменения климата и ландшафта. Кроме того, из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в акватории Аральского моря, осталось только 38.;

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Произошедший 20-го апреля 2010-го года взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon считается одной из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Непосредственно от взрыва погибло 11 человек, и пострадало 17. При ликвидации последствий катастрофы погибло еще два человека.

Из-за того, что от взрыва были повреждены трубы на глубине 1500 метров, за 152 дня в море вылилось примерно пять миллионов баррелей нефти, что создало пятно площадью в 75 тысяч километров, кроме того, было загрязнено 1770 километров побережья.

Разлив нефти создал угрозу для 400 видов животных, и также привел к введению запрета на рыбную ловлю

Извержение вулкана Мон-Пеле

Восьмого мая 1902-го года произошло одно из наиболее разрушительных извержений вулкана в истории человечества. Это происшествие привело к появлению новой классификации вулканических извержений, и поменяли отношение многих ученых к вулканологии.

Вулкан пробудился еще в апреле 1902-го года, и в течение месяца внутри скапливались раскаленные пары и газы, а также лава. Спустя месяц у подножия вулкана вырвалось огромное облако сероватого цвета. Особенностью данного извержения является то, что лава выходила не из вершины, а из побочных кратеров, которые располагались на склонах. В результате мощного взрыва был полностью уничтожен один из главных портов острова Мартиника, город Сент-Пьер. Катастрофа унесла жизни тридцати тысяч человек.

Тропический циклон Наргис

Эта катастрофа развивалась следующим образом:

  • Циклон Наргис образовался 27-го апреля 2008-го года, в Бенгальском заливе, и изначально двигался к побережью Индии, в северо-западном направлении;
  • 28 апреля он перестает двигаться, однако скорость движения ветра в спиральных завихрениях начала значительно увеличиваться. Из-за этого циклон начали классифицировать как ураган;
  • 29 апреля, скорость ветра достигла 160-ти километров в час, а циклон возобновил движение, но уже в северо-восточном направлении;
  • 1 мая направление движения ветра изменилось на восточное, и при этом ветер постоянно усиливался;
  • 2 мая скорость ветра достигла 215 километров в час, а в полдень достигает побережья Мьянманской провинции Иравади.

По данным ООН в результате буйства стихии пострадало 1,5 миллиона человек, из которых 90 тысяч погибло, а 56 тысяч пропало без вести. Кроме того, серьезно пострадал крупный город Янгон, а многие населенные пункты были полностью уничтожены. Часть страны, осталась без телефонной связи, интернета и электричества. Улицы были завалены мусором, обломками строений и деревьев.

Для устранения последствий этой катастрофы понадобились объединенные силы многих стран мира и таких международных организаций как ООН, ЕС, ЮНЕСКО.