Существуют ли небиблейские свидетельства о жизни Иисуса? Доказательства существования Иисуса Христа: личность, история христианства, косвенные и исторические доказательства, теории и предположения.

В наше время людей, задумывающихся о религии, все больше, поэтому число вопросов, связанных с этой вечной темой, постоянно растет. Например, вопрос, существовал ли Иисус Христос на самом деле, остается очень популярным, ведь точного ответа на этот вопрос нет. В этой статье мы попробуем ответить на некоторые вопросы об этой личности. Разумеется, эта статья никоим образом не хочется оскорбить и задеть чувства верующих - мы всего лишь приведем некоторые факты и рассуждения; каждый выберет, соглашаться ему с ними или нет.

Иисус Христос: миф или историческая личность

На вопрос, был ли Иисус, отвечают две принципиально разных школы. Первая, мифологическая, она отрицает реальность Иисуса, как исторической личности и считает его исключительно мифологическим фактом. У этой школы выделяют три основных аргумента:

  • отсутствие упоминаний о чудесах Иисуса Христа в светских (нецерковных) источниках;
  • отсутствие в посланиях апостола Павла исторических сведений о жизни Иисуса;
  • наличие параллелей с восточными мифами об умирающих и воскресающих богах.

Сторонники же исторической школы даже не задаются, был ли Иисус Христос на самом деле. Они называют его реальной личностью, а не мифом. Предполагается, что он родился в период с 12 по 4 год до н.э., а умер в период с 26 по 36 год н.э..

Был ли Иисус Христос женат

Следующий вопрос, который интересует многих людей - был ли Иисус женат? Одна из причин такого вопроса - популярный фильм "Код да Винчи", где Иисуса считают женатым на Марии Магдалине. Теологи отрицают этот факт, ведь в Библии нет никаких упоминаний об этом факте. Пара гностических Евангелий упоминает о тесных связях Марии Магдалины и Иисуса, но романтическими их не называют нигде. Однако в сентябре 2012 года Карен Кинг, профессор Гарвардской школы богословия, на конгрессе коптских исследований заявила о новой находке, это фрагмент папируса, на котором упоминаются слова Иисуса "моя жена". Эту находку назвали "Евангелие от жены Иисуса" - название условное, так как есть сомнения и в подлинности папируса, и в принадлежности его к Евангелию.

Сама Карен Кинг особо подчеркивала, что этот фрагмент никак не доказывает, что Иисус Христос действительно был женат. Она лишь отмечает, что христиане четвертого века не исключали такой возможности. Людям века двадцать первого предлагается самим решить для себя этот вопрос - хотя чаще всего на вопрос, была ли у Иисуса жена, отвечают отрицательно, все-таки достоверных упоминаний об этом нет.

Божественная сущность Иисуса

Очень часто люди задаются вопросом божественной сущности Иисуса Христа. Бог ли Иисус? Ответ на этот вопрос у каждой религии свой, мы же попробуем рассказать основные точки зрения. Христиане вопросом о божественности Иисуса не задаются, ведь он - центральная личность в это религии. Христианство основано на жизни и учении Иисуса Христа, которые описаны в Новом Завете, большинство христианских конфессий считают его Сыном Божьим, воскресшим из мертвых.

С точки зрения, например, Ислама, Иисус (Иса) считается приближенным и посланником Аллаха, одним из его пяти главных пророков. Но согласно Корану, он не был ни распят, ни убит, а был живым вознесен Аллахом на небо. Его считают Мессией, приближенным, но о божественной сущности Иисуса не упоминается. Современный иудаизм отрицает религиозное значение личности Иисуса, поэтому Мессией сторонники иудаизма его не признают. Поэтому использование титула "Христос" по отношению к Иисусу они считают неприемлемым (Христос - это эпитет, указывающий на характер миссии Иисуса, означающий "помазанник").

В Юго-Восточной и Центральной Азии среди приверженцев буддизма распространено верование, что Иисус был в этих землях, путешествовал. Некоторые буддисты считают, что Иисус - бодхисаттва, посвятивший всю свою жизнь на благо людей. Учитель Дзен Гэсан, живший в XIV веке, счел Иисуса весьма близким к буддизму и просветленным человеком, услышав некоторые его высказывания из Евангелия. В гностицизме единое представление об Иисусе Христе отсутствовало, что объясняется множеством разных учений. Например, согласно манихейству, Иисус не был равным Богу, хотя и являлся сверхчеловеческим существом и одним из важнейших пророков.

В нашей статье мы постарались рассмотреть основные взгляды на жизнь Иисуса Христа, осветить наиболее часто возникающие вопросы о нем. Эти взгляды не претендуют на роль абсолютной истины, но могут дать краткую информацию и повод получения информации более полной. Надеемся, что ничьи религиозные чувства оскорблены не были - мы сохранили беспристрастность.

Хотя и крайне редко, но существуют историки, считающие, что Иисус был чисто мифической или вымышленной личностью. Но что важнее, многие далекие от истории люди склонны сомневаться, жил ли когда-либо Иисус вообще. В данной работе представлены пять доводов, подтверждающих историчность Иисуса Христа:

1- Свидетельства нехристианских источников
2- Довод, основанный на историческом критерии "несоответствия"
3- Свидетельства писем апостола Павла
4- Результаты жизни Иисуса
5- Соответствие истории жизни Иисуса археологическим находкам

Свидетельства нехристианских источников


1. Первый текст, который я приведу в подтверждение историчности Иисуса, принадлежит римскому историку Тациту, жившему в конце первого - начале второго веков.

Имя христианин произошло от Христа, который был казнен Понтием Пилатом во время правления Тиберия. Это пагубное суеверие было подавлено на некоторое время, но затем вспыхнуло снова не только в Иудее, начале всякого зла, но также и по всему городу… (Annals 15.44)

Этот текст подтверждает не только то, что Иисус существовал, но и что Он был распят, как об этом говорится в Новом Завете, и что Его смерть произошла во время прокураторства Понтия Пилата. Этот фрагмент с большим трудом можно посчитать христианской фальсификацией, как порой утверждают, поскольку Тацит называет христианство пагубным суеверием (exitiabilis superstitio).

Следующий текст принадлежит древнееврейскому историку Иосифу Флавию , который жил в последней половине первого века:

Примерно в это время жил Иисус, мудрый человек, если в действительности его следует называть человеком, поскольку он был тем, кто совершал удивительные подвиги и был учителем тех, кто с радостью принимал истину. Он обратил многих евреев и многих греков. Он был Машиахом. Когда Пилат услышал в его адрес обвинения людей в том, что он возносил себя среди них, он приговорил его к распятию . Те, кто пришли к нему сначала, чтобы любить его, не оставили своей привязанности к нему. На третий день он явился им, вернувшимся к жизни, как об этом, а также о многих других удивительных вещах касательно его предсказывали Божьи пророки. И род христиан, так названный в его честь, до сих пор не исчез (Antiquities 18.63f; translation in Feldman, Josephus).

Подчеркнутые места этой цитаты - явная интерполяция, внесенная христианами в текст Иосифа Флавия. Но является ли все это местом поддельным, неподлинным? Это маловероятно. Во-первых, у Иосифа Флавия есть еще одна ссылка на Иисуса (первосвященник приговорил Иакова, "брата Иисуса, называемого Христом", Antiquities 20.200), которая не содержит ни одного из чудесных описаний, упомянутых выше. Таким образом, Иосиф Флавий точно знал об Иисусе. Во-вторых, существует две другие версии работ Иосифа Флавия в дополнение к греческим рукописям. Славянская и, что особенно важно, арабская версии, которые являются более ранними и выверенными, не имеют фраз, которые мы встречаем в греческом тексте. В-третьих, Иосиф Флавий описывает историю другого человека, о котором повествуют Евангелия, - Иоанна Крестителя, уделяя ей достаточно внимания (Antiquities 18.116-119).

В этих фрагментах не заметно никаких признаков христианских интерполяций. Следовательно, можно сделать вывод: поскольку Иосиф Флавий знал об Иоанне и считал достаточно важным упомянуть о нем, тогда, вероятно, он сделал то же самое и с Иисусом. В-четвертых, место об Иисусе встречается в "Иудейских древностях" в каждой греческой рукописи (всего 133), так же, как и в латинском, сирийском, арабском и славянском переводах. В-пятых, христианский писатель, Ориген (3 в. н.э.), подтверждает, что его текст Иосифа Флавия содержит места об Иисусе без интерполяций (Commentary on Matthew 10:17). Ориген писал, что Иосиф Флавий поразил его тем, что последний не видел Машиаха-Мессию в Иисусе. Таким образом, нет никаких убедительных причин, чтобы сомневаться в подлинности места из рукописей Иосифа Флавия относительно Иисуса - при условии, что мы уберем подчеркнутые слова, включенные позднее христианами, переписывающими текст, который по праву принадлежит древнееврейскому историку Иосифу Флавию.

Таким образом, Иосиф Флавий подтверждает основное содержание всех четырех Евангелий. Иисус творил чудеса и был Учителем, за Которым следовало большое количество людей. Он был приговорен к смерти и распят Понтием Пилатом. Его последователи до сих пор верят в Него. Это, в основном, соответствует и информации, которую мы находим у Тацита.

В дополнение к этим двум очень важным фрагментам, существуют многочисленные упоминания Иисуса в еврейском Талмуде и у языческих авторов: Талла, Флегона, Лукиана из Самосата, Мара Бар Серапиона, Светония, Плиния. Эти источники, которые обычно содержат насмешку, а иногда даже враждебны по отношению к Иисусу, дают нам следующее представление о Нем. Во-первых, Иисус был учителем евреев. Во-вторых, многие люди верили в то, что Он исцелял и изгонял злых духов. В-третьих, некоторые верили в то, что Он был Мессией. В-четвертых, Его отвергали иудейские лидеры. В-пятых Его распяли при Понтии Пилате. В-шестых, несмотря на позорную казнь, число последователей, веривших, что Он все еще жив, распространились за пределы Палестины. В-седьмых, люди из городов и деревень поклонялись Ему как Богу (Lee Strobel, The Case for Christ, p. 115).

Вы можете соглашаться или не соглашаться с отношением ранних христиан к Иисусу, но отрицать факт, что Иисус реально жил на свете, в свете не христианских источников о Нем, кажется для меня очень затруднительным.

Довод, основанный на историческом критерии "несоответствия"


2. Исторический критерий "несоответствия" состоит в том, что люди склонны создавать нелестные, вымышленные фразы или истории о героях. Например, о шестнадцатом президенте Соединенных Штатов Америки, Аврааме Линкольне, обычно говорят, что он был некрасивым человеком; и якобы даже один ребенок посоветовал ему отпустить бороду, чтобы скрыть некрасивые черты лица. Конечно, лучший способ убедиться, что Линкольн был не красавец, это взглянуть на его портреты. Но и без этого, широко распространенное мнение о его непривлекательной внешности - мнение о человеке, высоко уважаемом американцами - убедило бы меня в том, что это действительно так. Мы бы не придумывали этого о человеке, к которому мы так относимся.

То же самое можно сказать и о Иисусе. Там где мы видим примеры несоответствия (того, что нам сообщается, с нашим априорным к Нему отношением), нам, наверное, следует согласиться, что они не были придуманы в первом веке. Приведем лишь частичный список примеров несоответствий в Евангелиях:

Некоторые люди подвергали сомнению законное рождение Иисуса (Иоанна 8:41);
- другие подозревали, что Ему не хватает образованности (Марка 6:3-4; Иоанна 7:15);
- Его не приняли как обещанного пророками Машиаха (или даже просто как учителя) в Его родном городе (Марка 6:5, Луки 4:29); собственная - - Его семья не верила в то, что Он был пророк или Мессия (Марка 3:21, Иоанна 7:5);
- были те, кто обвинял Его в том, что он изгонял злых духов пользуясь темными силами, - другими словами, они обвиняли его в колдовстве и волшебстве (Марка 3:23-30, Иоанна 7:20);
- Его предал один из Его ближайших последователей (Марка 14:10-11);
- когда Иисус был арестован, все Его ученики разбежались, спасая собственные жизни (Марка 14:50);
- апостол Петр отрекся от Иисуса, чтобы спасти свою жизнь (Марка 14:66-72);
- Его лишили жизни через распятие, которое считалось особенно позорной смертью в древнем мире (Марка 15:24);
- умирая на кресте, Он закричал: "Боже Мой! Боже Мой для чего Ты Меня оставил?", - полное выражение безнадежности;
- после Его смерти никто из ближайших учеников не пришел забрать Его тело, чтобы похоронить в соответствии с требованиями иудейской традиции (Марка 15:43).
Ни одно из этих событий не льстит Иисусу. Люди намекали на то, что Он был незаконнорожденный; говорили, что Он сумасшедший; утверждали, что Он занимался колдовством. Он умер самым постыдным способом, который только может себе представить древний человек. Конечно же, люди, почитающие мифическую личность, не придумывают для нее подобных черт!

Свидетельства писем апостола Павла


3. Одним из древнейших документов, свидетельствующих о жизни Иисуса, является 1-е послание Коринфянам апостола Павла, написанное около 54 года н.э. В нескольких местах Павел обращается к учению Иисуса и событиям Его Жизни (см. напр. 1 Кор. 7:10). Однако я хотел бы остановиться на двух местах из 1 Коринфянам: это стихи 11:23-26 и 15:3-11. В первом фрагменте Павел рассказывает об установлении Иисусом одного из таинств- евхаристии. Павел рассказывает, что Иисус установил Вечерю Господню в ту ночь, когда Он был предан, дав Своим ученикам на Пасхальном ужине хлеб и вино как Свое Тело и Свою Кровь.

Во втором отрывке Павел приводит список свидетелей, которые видели Иисуса живым после погребения в могиле. Павел говорит, что после того, как Иисус был распят и погребен, он явился Петру, потом остальным апостолам, своему неверующему брату Иакову, а затем более чем пятистам человек. Павел замечает, что большинство из этих свидетелей были еще живы в то время, когда он писал свое послание, и могут подтвердить его рассказ.

Важно не только то, что это написано, когда еще были живы свидетели, способные подтвердить сказанное, но и то, что Павел аккуратно использует языковые средства для передачи своей мысли. Он пишет: "То, что я получил, я преподаю вам". Так говорили в еврейских кругах, когда передавали материал от учителя ученику. Раввин запоминал то, что ему рассказывал его учитель, а затем учил этому своих учеников. Терминология, которую использует Павел, говорит, что описанные события тщательно передавались их свидетелями другим людям.

Результаты жизни Иисуса


4. Довольно трудно сделать вывод, что Иисуса не было, когда мы явно видим результаты и влияние Его жизни.

В первую очередь, существует церковь. Во всех описаниях, как языческих (Плиний, Тацит), так и христианских (см. Деяния Апостолов и у Евсевия, Ecclesiastical History), Христианство не сулило и не сулит легкой жизни. Многие христиане были гонимы и приговорены к смерти. Но несмотря на все опасности, многие люди в первом веке настаивали на том, что они знали Иисуса, видели Его после смерти (т.е. воскресшим), и верили в то, что Он был Спасителем и Божьим Сыном. Исторически невероятно, чтобы люди так лгали, чтобы навредить себе. Обычно лгут, чтобы избежать вреда, а не заработать неприятности.

Во-вторых, есть Новый Завет, который написан вскоре после смерти (и Воскресения) основателя христианства. Для сравнения: учение зороастризма, возникшего за 1000 лет до н.э., не было записано до третьего века н.э.; Будда жил в шестом веке до н.э., но его биография не была написана до первого века н.э. Даже биография Мухамеда, жившего в 570-632 годах н.э., была записана лишь в 767 году - почти через сто лет после его смерти (см. Strobel, The Case for Christ, стр. 114). Евангелия же были написаны в течение одного поколения после смерти Иисуса. Большинство историков соглашаются, что Евангелие от Иоанна написано последним из четырех. Сейчас мы располагаем манускриптом этого Евангелия, датируемым около 125 года н.э. Этот манускрипт, найденный в Египте, указывает, составлено Евангелие было еще раньше (не позднее, чем в 100 году н.э.). Если Евангелие от Иоанна - последнее по написанию, то другие три написаны еще раньше (возможно, в 60-х или 70-х годах). Я думаю, было бы трудно объяснить неожиданное появление четырех биографий, начиная с середины и до конца первого века н.э., излагающих вымышленную историю о личности, которая якобы существовала всего за 30-70 лет до момента их написания.

Соответствие истории жизни Иисуса археологическим находкам


5. Наконец, особенности биографий Иисуса соответствуют археологическим данным. Например, одно время бытовало мнение, что родной город Иисуса, Назарет (Мф. 2:23, Лк. 2:39, Мк. 1:24, Ин. 1:46), вымышлен. Действительно, Назарет не упоминается в Талмуде, в Ветхом Завете, Иосифом Флавием или каким-либо другим историком древнего мира. Однако это неудивительно, поскольку Назарет был маленьким городом. В то же время два вида вещественных доказательств подтверждают древность Назарета. В 1962 году, в Кесарии была найдена надпись.

Возможно, она находилась на стене иудейской синагоги в третьем веке н.э. Надпись говорит, что в Назарете жили священники. Во-вторых , археологи раскопали современный город в Галилее, который называется Назарет, возле Аравии, и открыли целое селение первого века. Население этого селения составляло 480 человек и, в основном, занималось сельским хозяйством (J. Finegan, Archaeology of the New Testament). Эта деталь из жизни Иисуса очень важна. Назарет, очевидно, был незначительным городом, так что древние источники не усматривали необходимости упоминать о нем. Можно ли поверить, что авторы всех четырех Евангелий плюс множество других раннехристианских авторов выбрали бы этот город в качестве родины для вымышленного великого героя?

Остановимся кратко еще на двух других деталях. Евангелия согласны в том, что Иисус распят Понтием Пилатом, во время, когда Иосиф Каиафа был первосвященником Иудеи. Оба эти человека упомянуты Иосифом Флавием, а Пилата упоминает и Тацит. Кроме того, сегодня мы располагаем надписями из Палестины, где идет речь о них. Надпись, в которой говорится о Пилате, найдена в Кесарии в 1961 году и называет его префектом Иудеи (Finegan, Archaeology). Надпись, в которой упоминается Каиафа, обнаружена в гробнице на юге Иерусалима. Слова "Иосиф Каиафа" находились на одной из сторон каменной гробницы с костями внутри. Другими словами, это были останки Каиафы" (R.Reich, "Caiaphas" Names Inscribed on Bone Boxes" Biblical Archaeology Review 18/5 (1992) 38ff).

Ко всему вышесказанному можно добавить и другие открытия, такие как данные раскопок в Капернауме, Вифсаиде и Иерусалиме. Я думаю, приведенных примеров достаточно, чтобы сделать вывод. Хотя эти реальные находки не доказывают существование Иисуса, они полностью согласуются с биографическими данными, представленными в Евангелиях Нового Завета. Они подтверждают правдоподобие Евангелий, которое является важным элементом, необходимым при исследовании любого исторического события или личности. Другими словами, археологические находки, вместе с другими древними историческими источниками, образуют картину, в которую хорошо вписываеться жизнь Иисуса. Я не думаю, что это было бы возможно по отношению к выдумке.

Представленные пять доводов, по моему мнению, являются сильным свидетельством того, что Иисус - действительно историческая Личность. Если все рассматривать их вместе, можно сделать вывод: Иисус из Назарета жил, был распят и, как верят многие, воскрес из мертвых.

Доказательства достоверности четырех жизнеописаний Иисуса, основанные на ранних Новозаветных рукописях, весьма убедительны...


В первую очередь хочу сказать, что данная статья не нацелена на оскорбление чувств верующих. Я лишь хочу собрать в одном месте исторические свидетельства о реальном существовании такого человека как Иисус Христос.

Споры о реальном существовании Иисуса Христа не утихают уже многие столетия. Сторонники христианской религии утверждают, что Иисус - это реальный человек, Мессия. Скептики и атеисты подвергают сомнению этот факт, указывая, что веских документальных нехристианских доказательств так и не было найдено. Давайте попробуем разобраться.

Начнем с того, что со времен жизни Иисуса прошло более двадцати веков, поэтому многие исторические свидетельства о нем могли сгореть, быть утерянными, истлеть и быть переписанными. Поэтому со 100% уверенностью сказать жил/не жил ли на свете такой человек как Иисус сказать нельзя.

Возьмем за пример описание иудеского историка Иосифа Фалвия. Он говорит, что Иисуса приговорил к казни Понтий Пилат, а через три дня после своей смерти он явился к своим ученикам. Казалось бы, вот оно - нехристианское доказательство, но описание было написано в I веке. За практически две тысячи лет оно могло попасть в руки к христианам и быть переписанным как им захочется. Этому есть несколько косвенных доказательств, среди которых противоречия во взглядах Иосифа Флавия по словам современников и в описании.

Однако этого недостаточно, чтобы опровергнуть существование Иисуса Христа, т.к. о нем писали римские историки, он упоминался в языческих источниках. В итоге, если взять все нехристианские упоминания о Христосе, то их получится больше, чем упоминаний римского императора, который правил в то время.

Нашлись и археологические доказательства существования таких людей как Понтий Пилат и Иосиф Каиаф.

Обломок камня с высеченным именем Понтий Пилат

Так же историчность Иисуса подтверждают археологические находки и другие документальные подтверждения, которые совпадают с Новым Заветом. Это косвенно может являться доказательством того, что Христос реально жил так, как описано в Новом Завете.

Ну и самое очевидное и серьезное доказательство - историческое влияние. Ни один мифический персонаж не смог бы так изменить историю человечества, как это сделал Иисус Христос. Его учение прошло сквозь века и стало одной из крупнейших религий за все время существования человечества. Хоть оно и распалось на несколько течений, но все они следуют заповедям Иисус Христа и его добродетельному учению.

Обычно, особа, задающая такой вопрос, определяет его как «не относящийся к Библии». Мы не поддерживаем точки зрения, что Библия не может рассматриваться как источник доказательств существования Иисуса. Новый Завет содержит сотни упоминаний об нем. Некоторые исследователи датируют написание Евангелий вторым столетием н.э., то есть за сто с лишним лет после смерти Иисуса. Даже если бы это было так (хотя мы сильно сомневаемся в этом), в исследовании древности письменные документы, созданные менее чем 200 лет после описанных событий, считаются очень надежными доказательствами. Более того, подавляющее большинство ученых (как христиан, так и нехристиан) согласится, что послания апостола Павла (или, по крайне мере, часть из них) были на самом деле написаны Павлом в средине первого столетия н.э., менее чем через 40 лет после смерти Иисуса. Говоря о древних рукописных материалах, это чрезвычайно мощное доказательство существования в Израиле человека по имени Иисус в начале первого столетия н.э.

Также нам важно помнить, что в 70 году н.э. римляне захватили и уничтожили Иерусалим, а также большую часть Израиля, зверски убивая его жителей. Целые города были буквально сравнены с землей! Поэтому не следует удивляться, что много доказательств существования Иисуса было утеряно. Много очевидцев Иисуса было убито. Эти факты, возможно, ограничили число уцелевших свидетельств очевидцев Иисуса.

Принимая во внимание то, что служение Иисуса было, в основном, ограничено территорией сравнительно незначительного морского залива в отдаленном уголке Римской империи, из светских исторических источников может быть получено поражающее количество информации об Иисусе. Ниже приведены некоторые из важнейших исторических свидетельств о Христе:

Римлянин Тацит, живший в первом столетии и считающийся одним из наиболее точных историков древнего мира, упоминал о суеверных «христианах» (производное от имени Иисуса Христа), которые пострадали при Понтии Пилате во время правления императора Тиберия. Светоний, главный секретарь императорской охраны, писал, что в первом столетии существовал человек по имени Крестус (или Христос) (Анналы 15.44).

Иосиф Флавий является наиболее известным иудейским историком. В своих «Древностях» он упоминает об Иакове, «брате Иисуса, называемого Христом». В этом произведении есть спорный текст (18:3), звучащий следующим образом: «В то время был Иисус, мудрый человек, если будет правильно называть его человеком. Ибо он совершал удивительные поступки… Он был Христом… он опять объявился им живым на третий день, как божественные пророки и предсказали это и десятки тысяч других чудесных вещей о нем». Один из переводов этого текста звучит так: «В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его поведение было достойным, и он был известен своей добродетелью. И многие люди из иудеев и других народов стали его последователями. Пилат приговорил его к распятию и смерти. Но ставшие его последователями не оставили его учения. Они сообщили, что он объявился им через три дня после распятия, будучи живым; соответственно, он, возможно, был Мессией, о котором пророки предсказывали удивительные вещи».

Юлий Африканский цитирует историка Талла, обсуждая тьму, последовавшую за распятием Христа (Сохранившиеся письмена, 18).

Плиний Младший в Письмах (10:96) упоминает о раннехристианской вере, включая тот факт, что христиане поклонялись Иисусу как Богу и были чрезвычайно моральны. Также он упоминает о Господней вечере.

Вавилонский талмуд (Синедрион 43а) подтверждает распятие Иисуса в канун Пасхи и его обвинения в колдовстве и поощрении отступничества людей от иудейской веры.

Луциан Самосатский, греческий писатель второго столетия, признавал, что христиане поклонялись Иисусу, который принес новое учение и был распят за это. Он упоминает, что учение Иисуса включало братские отношения между верующими, важность раскаяния и отказа от других богов. По его словам, христиане жили согласно законам Иисуса, считали себя бессмертными и характеризировались презрением к смерти, самопожертвованием и отречением от материальных благ.

Мара Бар-Серапион подтверждает, что Иисуса считали мудрым и добродетельным человеком, многими он почитался царем Израиля, был предан иудеями смерти и продолжал жить в учениях своих последователей.

Фактически, мы можем почти восстановить жизнеописание Иисуса Христа на основании ранних нехристианских источников: Иисус назывался Христом (Флавий), творил чудеса, принес в Израиль новое учение и был распят на Пасху (Вавилонский талмуд) в Иудее (Тацит), но говорил о Себе, что является Богом и вернется (Елиезер), во что верили Его последователи, поклоняясь Ему как Богу (Плиний Младший).

Таким образом, в светской и библейской истории существует огромное количество доказательств существования Иисуса Христа. Возможно, величайшим подтверждением того, что Иисус действительно существовал, является тот факт, что буквально тысячи христиан в первом веке н.э., включая 12 апостолов, были готовы умереть мученической смертью за Иисуса Христа. Люди готовы умереть за то, что они считают правдой, но никто не умрет за то, что, как заведомо известно, является ложью.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Н.Н. РОЗЕНТАЛЬ
Доктор исторических наук, профессор.

Верующие христиане считают, что их религия была основана богом, воплотившимся на земле в образе человека, которого звали Иисусом Христом; что по-русски значит «спаситель-помазанник».

По христианскому вероучению, Иисус Христос чудесно родился от непорочной девы. День его рождения, которое якобы произошло 1958 лет тому назад, христиане ежегодно отмечают как праздник «рождества Христова».

О чудесном рождении различных богов и героев есть много сказок, созданных еще задолго до возникновения христианской религии. Древние греки, например, верили, что их боги Дионис и Геракл были рождены от верховного божества Зевса смертными матерями Семелой и Алкменой; древние римляне приписывали основание города Рима двум братьям, Ромулу и Рему, - сыновьям бога Марса и весталки (девы, обреченной на безбрачие) Реи Сильвии.

Такая же сказка появилась в свое время и о происхождении Иисуса Христа. Теперь для многих христиан, - по крайней мере, для более просвещенных, - ясно, что рождение от девы, невозможно, что боги не становятся людьми. Эти просвещенные христиане готовы признать Иисуса Христа просто человеком, родившимся обычным способом, но они думают, что его религия содержит в себе безусловную божественную истину. Именно так относился к Иисусу Христу, между прочим, великий русский писатель Л. Н. Толстой. Но и эта точка зрения глубоко ошибочна.

В действительности человека, которого называют Иисусом Христом, основателем христианской религии, никогда не существовало. Что же касается христианства, то оно складывалось в течение столетий и всегда было подчинено интересам господствовавших эксплуататорских классов общества.

Могут задать вопрос: как-же это Христа не было, когда даже летосчисление ведется у нас с года его рождения? Все дело в том, что христианская система летосчисления, как и многие еще более древние, основана на вымышленных, никогда не происходивших событиях. Например, в России до Петра I счет лет начинался с «сотворения мира», хотя мир никогда и никем не был сотворен.

Руководители христианской церкви после долгих колебаний условились считать годом рождения Иисуса Христа 754-й год от предполагаемого основания города Рима или 30-й год единоличного правления первого римского императора Августа. Но ни для подтверждения самого существования Христа, ни для определения времени его существования у них не имелось никаких фактических данных.

По христианским расчетам, Иисус Христос родился при императоре Августе и был распят на кресте при преемнике Августа, императоре Тиберии. Но ни в то время, ни даже много лет спустя никто не упоминал о Христе ни одним словом. Впервые это имя появилось в сочинении, написанном только в 68 или 69 году (по установленному позднее христианскому летосчислению) и называвшемся «Откровение » (по-гречески «Апокалипсис»), Иоанна.

Нужно заметить, что в «Откровении» Христос рассматривается совсем не как реальная историческая личность, а как сверхъестественное, фантастическое существо, которое еще только должно было прийти с небес на землю в качестве божественного помазанника и спасителя людей. Автор «Откровения» выражал смутные мечты угнетенных народных масс рабовладельческой Римской империи о лучшей жизни. Отчаявшись добиться освобождения собственными силами, они стали утешать себя призрачными надеждами на воображаемое вмешательство божества. Таким образом, из «Откровения» Иоанна, самого раннего христианского произведения, явствует, что Иисуса Христа не было не только во времена императоров Августа и Тиберия, которые, как известно, умерли один в 14, а другой в 37 году, но не появлялся он на земле даже в конце 60-х годов.

Впоследствии церковь пыталась устранить это явное противоречие. Она объявила, что в «Откровении» имеется в виду не первое пришествие Иисуса Христа, а второе, которое, мол, должно состояться в неопределенном будущем. Так толковать «Откровение» совершенно неправильно. В этой книге ничего не говорится о земной жизни Иисуса Христа в образе человека. Иоанн, как и другие выразители наивных надежд обездоленных общественных низов того времени, мог только слепо верить в его предстоящий приход с небес. В низших классах общества тогда распространялась мистическая вера в спасителя, который будет послан богом. В различных областях Римской империи стали возникать религиозные организации, которые проповедовали скорое установление «царства божьего» и призывали рабов и бедноту к терпеливому ожиданию этого «царства».

Но время шло, а Христос все не приходил. Народные массы Римской империи продолжали изнемогать под рабовладельческим гнетом. В своем невыносимом положении они готовы были верить самым невероятным пророчествам и вымыслам. И вот среди них стали возникать слухи о том, что Иисус Христос уже когда-то жил на земле и оставил людям свое учение. Все, кто примет его, получат щедрую награду, если не при жизни, то после смерти, когда для них будто бы наступит вечное блаженство. Эти слухи и рассуждения были постепенно разработаны в литературных произведениях, из которых руководители христианской церкви впоследствии составили свои «священные книги» - евангелия.

Розенталь Н.Н. Существовал ли Иисус Христос? // Магнитогорский металл. - 1958 г., 31 октября, пятница. - № 130 (2906). - С. 2.