Сотрудника вызывают на военные сборы. Что делать кадровику

По состоянию на: 07.02.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011
Автор: Коваленко Т. П.
Тема: Документы кадровой службы, Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

    Шаблоны документов
      Письмо Приказ

    Нормативные документы

      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечение) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинс Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2008 № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»« (извлечен Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевани Приказ Министра обороны Российской Федерации от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333» (извлечение)
      Нужно ли платить зарплату работнику, проходящему военные сборы?

Отдел кадров - это первая инстанция, куда обращается работник со своими вопросами. А значит, его сотрудники сталкиваются с множеством нестандартных ситуаций и «незнакомых» документов. Разобраться в большом количестве представляемых бумаг - дело непростое и ответственное.

Работник принес справку о призыве на военные сборы. «А почему не повестка?» - спросите вы, и правильно сделаете. Как мы сейчас убедимся, по невнимательности учебные сборы можно спутать с военными. Какие будут последствия? Достаточно серьезные: неправильное оформление документов, ошибочные начисления выплат сотруднику и налогов, нарушения правил бухгалтерского учета. Все это в конечном итоге может привести к необоснованным финансовым потерям организации.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о военной службе). Пункт 1 ст. 1 этого Закона включает в состав воинской обязанности граждан РФ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Толковый словарь Военные сборы - это комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органахб.

На основе Закона о военной службе разработано Положение о военных сборах, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 (далее - Положение о военных сборах). Названное Положение определяет:
виды военных сборов, порядок определения их начала и окончания;
функции Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, их территориальных органов, осуществляющих воинский учет, по проведению военных сборов;
порядок призыва граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы;
порядок организации проведения военных сборов;
порядок и размеры материального обеспечения граждан, проходящих военные сборы;
права и обязанности должностных лиц организаций и граждан, связанные с проведением военных сборов.

Для чего работодателю ориентироваться во всех этих нормах? Дело в том, что закон устанавливает для него определенные обязанности, связанные с военными сборами.

Прохождение военных сборов является государственной обязанностью гражданина, поэтому работодатель, сотрудник которого призван на военные сборы, должен освободить его от выполнения трудовых обязанностей на этот период. При этом за работником сохраняются место работы и должность (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Работнику, призванному на военные сборы, не только гарантировано сохранение места работы. Если ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудника приходится на период военных сборов, он сможет продлить его или перенести на другой срок (ст. 124 ТК РФ). Время пребывания на военных сборах включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ).

ДЛЯ СБОРОВ НЕ ГОДЕН!

Например, от военных сборов освобождаются граждане женского пола; граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях; граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы.

Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в п. 3 ст. 23 Закона о военной службе. Это те же лица, которые не подлежат призыву на военную службу:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

При наличии уважительных причин работника может освободить от сборов военный комиссар (п. 3 ст. 55 Закона о военной службе).

Например, при прохождении обязательного в таких случаях медосмотра гражданин может оказаться не годным к призыву на военные сборы по состоянию здоровья.

ВОЕННЫЕ СБОРЫ: ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Законом о военной службе предусмотрена военная служба.

Обратите внимание!

Военные сборы подразделяются на два вида:
– учебные сборы;
– сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы)

При этом должны соблюдаться следующие правила.

Правило 1. Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев.

Правило 2. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.

Правило 3. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Правило 4. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.

Обратите внимание!

Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ

Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

О призыве на учебные сборы граждане оповещаются заблаговременно. Для этого им - не позднее чем за 10 дней до начала прохождения учебных сборов - вручаются повестки. Форма повестки приведена в приложении № 1 к Положению о военных сборах. Повестка содержит отрывную часть - извещение руководителю организации.

Обратите внимание!

Руководитель организации должен быть извещен о призыве граждан, которые у него работают, на военные сборы

Таким образом, заблаговременно извещается и работодатель. Пункт 17 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом министра обороны России от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333», содержит на этот счет специальное правило: о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых они работают.

В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призывается работник. В этот срок войдет не только период пребывания сотрудника в воинской части, но и время в пути до места сбора и обратно.

В нашу организацию пришли повестки о призыве двух работников на военные сборы. Мы удивлены, что повестки поступили на адрес организации. Обычно работники приносят нам эти документы сами, получая их на свой домашний адрес. Каковы наши действия в такой ситуации?

Повестка военного комиссариата действительно может быть направлена не по месту жительства гражданина, призываемого на военные сборы, а по месту его работы.

Пункт 1 ст. 4 Закона о военной службе в числе обязанностей организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности предусматривает и то, что руководители организации, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

Итак, получив повестку, вы обязаны не только не препятствовать явке вашего работника в военкомат, но и обеспечить ему возможность своевременно явиться в военкомат для прохождения военных сборов.

На основании повестки необходимо издать приказ об освобождении работника от работы на период военных сборов. Унифицированной формы такого приказа нет, его можно оформить в произвольной текстовой форме на бланке приказа (приложение 1 ).

Такой приказ должен содержать следующие сведения:
фамилия, имя и отчество работника;
занимаемая им должность и структурное подразделение, где он работает;
период освобождения от работы (с указанием даты начала и окончания сборов);
информация о сохранении среднего заработка.

В период отсутствия работника в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 или Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) в соответствующей ячейке проставляется буквенный код Г или цифровой код 23 - «Исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству».

ОПЛАТА ПЕРИОДА ВОЕННЫХ СБОРОВ

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, можно классифицировать следующим образом:
1. Обеспечение продовольствием и имуществом во время прохождения военных сборов (подп. «а» и «б» п. 24 Положения о военных сборах).
2. Выплаты, осуществляемые соответствующими воинскими частями (федеральными бюджетными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, по месту прохождения военных сборов.

К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 2-3 ст. 6 Закона о военной службе относятся:
выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию;
выплата коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Цитируем документ

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности,

федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Пункт 1 ст. 2 Закона о военной службе

Расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению № 3 к Положению о военных сборах.

3. Выплаты, осуществляемые работодателем, с последующей компенсацией военными комиссариатами.
К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 1 и 2 ст. 6 Закона о военной службе относятся:
выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;
возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;
выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

Обратите внимание!

Минобороны России обязано компенсировать организации расходы, понесенные в связи с оплатой военных сборов

Минобороны России компенсирует организации понесенные расходы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"».

Разберем ситуацию на примере среднего заработка, выплачиваемого работнику, призванному на военные сборы.

Так, средний заработок за время призыва работника на военные сборы выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты - федеральный бюджет. Работодатель в этих отношениях - «промежуточное звено»: сначала такую выплату производит он, а потом (после прохождения работником военных сборов) эти деньги ему возмещаются из бюджета (табл. 1 ).

Таблица 1

Порядок финансирования расходов

Таблица 2

Налогообложение выплат работнику, призванному на военные сборы

Как уже было отмечено, организациям в полном объеме компенсируются за счет бюджета расходы, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда. При этом военкоматы не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций уплаты каких-либо налогов с выплат работнику за время прохождения им военных сборов (письмо Минфина России от 27.05.2008 № 03-04-07-02/11).

Мнение эксперта

Е. В. Орлова,
директор Департамента внутреннего аудита ООО «Комо»

Как работодателю компенсировать расходы за счет средств федерального бюджета

Обратите внимание, что работодатель фактически не несет расходов, связанных с призывом его работников на военные сборы.

Расходы организаций, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, компенсируются им в полном объеме за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели для Минобороны России по разделу «Национальная оборона» (подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки»), целевая статья «Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации» (подп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее - Правила компенсации расходов).

Эту компенсацию организации вправе получить от военных комиссариатов (подп. «д» п. 8 Положения о военных сборах).

Для получения компенсации работодателю необходимо в первую очередь надлежащим образом оформить время нахождения работника на военных сборах: издать приказ об освобождении его от работы, отметить этот период в табеле учета рабочего времени.

Пункт 26 Положения о военных сборах содержит норму: подтверждением времени фактического пребывания призывника на сборах и основанием для расчета среднего заработка за этот период является справка о прохождении военного сбора (форма утверждена приложением № 2 к Положению). Справка выдается призывнику не позднее даты его убытия из военкомата и представляется им работодателю. В такой справке указываются: Ф. И.О. гражданина, период фактического прохождения сборов (даты начала и окончания сборов), место прохождения сборов (адрес).

Далее работодатель рассчитывает средний заработок по общим правилам, предусмотренным Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Основанием для расчета и выплаты среднего заработка за период сборов будет являться платежная или расчетно-платежная ведомость (унифицированные формы № Т-53 или № Т-49, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

После оформления этих документов и расчетов с работником работодатель может получить компенсацию из бюджета. Для этого необходимо направить в соответствующий военный комиссариат письмо с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы (приложение 2).

Пункт 5 Правил компенсации расходов предусматривает, что выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Обратите внимание: если какие-либо расходы, которые могут быть компенсированы организациям, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие расходы в сведениях, направляемых в военный комиссариат для получения компенсации, не отражаются (письмо Минфина России от 27.05.2008 № 03-04-07-02/11). К сожалению, в настоящее время в Правилах компенсации расходов не установлен срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на военных сборах. Ранее военкоматам отводился на это месячный срок после представления организациями необходимых документов (см. п. 5 недействующего постановления Правительства РФ от 03.03.2001 № 157 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"», а также письмо Минфина России от 01.06.2007 № 03-04-06-02/104).

4. Выплаты, осуществляемые организацией согласно коллективному договору.

Коллективным договором может быть предусмотрена дополнительная компенсация или дополнительное время освобождения от работы лиц, проходящих военные сборы. В таком случае в коллективном договоре оговаривается период освобождения от работы, размер и источник выплаты.

СБОРЫ - ВОЕННЫЕ ИЛИ «УЧЕБНЫЕ»?

На практике может возникнуть ситуация, когда работник, обучающийся в вузе, имеющем факультет военного обучения, обращается к работодателю с просьбой освободить его от работы на время прохождения военных сборов и сдачи государственного выпускного экзамена по программе подготовки офицеров запаса. При этом работник представляет справку, выданную образовательным учреждением.

Что делать в такой ситуации? Безусловно, освобождать работника от работы на период, указанный в справке. А вот нужно ли оплачивать этот период по правилам, рассмотренными нами выше? Давайте разберемся.

Учебные сборы являются составной частью военной подготовки, осуществляемой факультетами военного обучения (военными кафедрами), и проводятся один раз за все время обучения, что закреплено в Положении о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - Положение о ФВО), утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.2008 № 152.

Проведение учебных сборов, права и обязанности граждан, проходящих военную подготовку, определяются Положением о ФВО и уставом вуза. Гражданам, проходящим военную подготовку, один раз в месяц выплачивается дополнительная стипендия (п. 40 гл. V Положения о ФВО).

Высшее учебное заведение представляет списки граждан, подлежащих направлению на учебные сборы, а также сведения, которые подлежат внесению в документы воинского учета, в военный комиссариат по месту расположения высшего учебного заведения (подп. «б» и «г» п. 23 гл. IV Положения о ФВО). Согласно п. 24 гл. IV Положения о ФВО направление граждан на учебные сборы производится военным комиссариатом по месту расположения высшего учебного заведения на основании планов проведения учебных сборов.

Кстати сказать

С вступлением в силу распоряжения Правительства РФ от 06.03.2008 № 275-р, утверждающего Перечень создаваемых учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и Перечень факультетов военного обучения и

военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в России значительно сократилось количество военных кафедр.

Что касается студентов, которые сейчас обучаются в вузах, то в связи с ликвидацией военных

кафедр в армию их не заберут, так как отсрочку для студентов очной формы обучения никто пока не отменял. В отношении военных сборов также действует освобождение для граждан, не подлежащих призыву, куда входит эта категория (подп. «з» п. 2 ст. 55 Закона о военной службе).

Также вузы оповещают граждан об их направлении на учебные сборы. По просьбе студента может быть оформлен и оправдательный документ для работодателя (справка).

Хотя на лиц, направленных на учебные военные сборы, и распространяются права и обязанности граждан, призванных на военные сборы (п. 36 гл. IV Положения о ФВО), в то же время военные учебные и военные сборы имеют отличия в части:
законодательной базы;
порядка оформления документов;
компенсационных выплат.

Обратите внимание!

Выплата среднего заработка за период учебных военных сборов студентов-очников в вузах, имеющих факультет военного обучения и входящих в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 06.03.2008 № 275-р, законом не предусмотрена (ст. 173 ТК РФ)

Согласно ст. 173 ТК РФ студентам очной формы обучения разрешено совмещать учебу с работой. При этом им гарантируется предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по месту работы в части, касающейся обычного учебного процесса, что, однако, не относится к обучению на военной кафедре и не отражается в Положении о ФВО.

Справка из вуза может служить документом, подтверждающим уважительную причину отсутствия на работе сотрудника, но, чтобы оформить отпуск без сохранения заработной платы, сторонам нужно достичь соглашения об этом. Полагаем, что в подобной ситуации, конечно же, следует не препятствовать работнику и предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы на период прохождения учебных сборов.

Максимальное время отсутствия сотрудника на рабочем месте может складываться из времени учебных сборов - 26 дней, итоговой аттестации, на которую выделяется не менее четырех дней, времени в пути до места прохождения учебных сборов. Время следования граждан на учебные военные сборы и обратно в продолжительность учебных сборов не засчиты-вается, а оплата проезда осуществляется за счет средств, предусмотренных Минобороны России (пп. 21 и 26 гл. IV Положения о ФВО).

Итак, мы отметили существенную разницу между военными сборами, которые являются составной частью военной подготовки, проводимой факультетом военного обучения (военными кафедрами) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и военными сборами, призыв на которые определяет Минобороны России. Учебные военные сборы не оплачиваются, не компенсируются и не документируются в отличие от военных сборов граждан РФ, пребывающих в запасе. Работодателю необходимо четко разграничивать эти случаи, так как от этого зависит и порядок оформления документов, и гарантии, предоставляемые работникам.

Вопрос

Сотрудник был на сборах с 07.09.2017 по 09.09.2017 включительно, штамп в справке есть на 3 дня по графику, сотрудник работает на пятидневке. Сколько дней по среднему необходимо оплатить работодателю по военным сборам, все 3 дня или только дни по графику?

Ответ

Организация обязана выплатить работнику средний заработок за дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе в период военных сборов, (т.е. за рабочие дни).

Обоснование

Прохождение военных сборов, на которые гражданин был призван в установленном порядке, является обязанностью гражданина РФ (П. 1 ст. 1, Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».

Подтверждением времени пребывания сотрудника на военных сборах является справка военного комиссариата (по форме согласно приложению 2 к Положению о проведении военных сборов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333.

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ).

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Осуществленные расходы (в виде суммы среднего заработка и соответствующих начислений на фонд оплаты труда) компенсируются работодателям за счет средств федерального бюджета в соответствии с Порядком , установленным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ).

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов.

Учитывая вышеизложенное, организация обязана не только освободить работника от работы на время призыва на военные сборы, но и выплатить ему средний заработок за время прохождения работником военных сборов, т.е. дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе.

Итак, организация обязана выплатить работнику средний заработок за дни по рабочему графику работника, приходящиеся на дни его отсутствия на работе в период военных сборов, (т.е. за рабочие дни).

Сотрудник, появляющийся на пороге с повесткой – страшный сон кадровика, потому что, согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О воинской обязанности и военной службе», компания-работодатель должна не только отпустить призванного на сколько потребуется, но и всё это время начислять ему зарплату, да ещё и позаботиться о том, чтобы работу выполнял заместитель.

Но по факту не всё так страшно. Если работник-резервист должен отметиться в военкомате и пройти очередной инструктаж на проверочных сборах, то это займёт от одного до нескольких дней. Когда же приходит повестка на учебные сборы, работодателю предстоит расстаться с сотрудником на срок до двух месяцев. Всё это время за ним сохраняется должность и средняя ежемесячная зарплата. Чтобы документально оформить , издаётся приказ в свободной форме, в котором точно указывают дату начала и окончания военных сборов из повестки, и человека, который будет исполнять обязанности отсутствующего. Период проведения сборов обычно включает день отъезда из военного комиссариата и прибытия обратно, а не только непосредственно время, проведённое на учениях.

Общая длительность военных сборов у одного «запасника» не превышает 12 месяцев, а призывают их не чаще одного раза в три года, но по факту – гораздо реже. И если призывной возраст в России – от 18 до 27 лет, то в сборах участвуют вплоть до 60-70 лет в зависимости от воинского звания. Перворазрядников – солдат, старшин, прапорщиков и мичманов – могут призывать на сборы до 35 лет, младших офицеров – до 45 лет, второразрядников – до 45 и 50 лет соответственно, третьеразрядников – до 50 и 55 лет соответственно. Чем старше звание сотрудника, находящегося в запасе, тем больше предельно допустимый возраст для участия в сборах, поэтому старшие офицеры несут службу и до 70 лет.

Не следует путать призыв в армию и вызов на сборы. В случае с армией за организацией нет никаких обязательств, и она вправе расторгнуть трудовой договор с новобранцем (п. 1 ст. 83 ТК РФ).

Что делать, если повестка пришла в организацию

Бывает, что извещение о призыве на военные сборы присылают не на домашний адрес, а по месту работы. В этом случае она имеет точно такую же силу – обязывает сотрудника отправиться к месту сборов, – но при этом ответственность за это несёт ещё и работодатель. Он обязан вручить военнообязанному повестку, и заплатит штраф, если по каким-то причинам она вдруг не дойдёт до адресата. Этим могут воспользоваться , не желающие служить. Если не взять расписку в получении повестки, то у кадровика, руководителя организации или другого сотрудника, ответственного за воинский учёт, не будет доказательств её передачи. В этом случае на него наложат штраф от 500 до 1000 рублей. В Кодексе об административных правонарушениях РФ указано, что столько же руководитель заплатит за препятствование явке коллеги в военкомат, если вдруг вздумает скрыть или уничтожить повестку, запретить участие в сборах, заставить работника продолжать исполнять свои обязанности во время сборов.

Также работодатель обязан перенести или продлить отпуск сотрудника, если в это время его призовут на учения.

Можно ли не отправлять сотрудников на сборы

Официально и по закону – нельзя! Но можно брать на работу тех, кому не придётся отсутствовать на работе по два месяца каждые три года. Идеальный вариант в этом отношении – женщины, а также мужчины, отслужившие альтернативно или отцы троих и более детей. Призыву на сборы не подлежат студенты-очники и очно-заочники, но для них отсрочка действует только на период обучения. Заочников не призовут на сборы только во время сессий и подготовки дипломной работы.

Нередко по такому принципу на работу не берут молодых замужних женщин, потому что в ближайшем будущем они уйдут в декретный отпуск, или женщин с детьми, потому что они почти наверняка будут часто уходить на больничные. Но по сути всё это – , поэтому отвергнутый по причине воинской обязанности кандидат может подать в суд, и работодатель должен быть к этому готов.

Однако иногда само место работы не предполагает постоянных отлучений персонала на военные учения. Например, если сотрудник компании по долгу службы постоянно находится за границей, то призвать его не могут. Не мобилизуют тех, кто забронирован за госорганами и местным самоуправлением, пожарных, сотрудников МВД и уголовно-исполнительной системы, наркоконтроля и таможни, гражданский персонал Вооружённых Сил РФ, служащих авиационного и железнодорожного транспорта, даже если они занимаются его ремонтом и сервисным обслуживанием, моряков в период навигации, преподавателей и сельхозработников на период посевной и уборочной кампаний.

Кто будет работать, пока персонал на сборах

Если сотрудника долго нет на рабочем месте – это всегда проблема. Кто выполнит его обязанности, справится с работой? Поскольку к военным сборам невозможно подготовиться заранее, как, например, к декрету, чтобы закрыть текущие проекты или перенести их на более удобное время, когда в бизнесе наступит «мёртвый сезон», то придётся быстро подыскать замену военнообязанному.

Выхода три. Во-первых, можно договориться с кем-то из персонала о совмещении двух должностей. Если в штате есть мобильный сотрудник, легко перемещаемый с одной позиции на другую, то его просят временно заместить призванного на военные сборы. Оба процесса сугубо добровольные, поэтому идти навстречу руководству работники не обязаны. Однако привлекательный процент от оклада может изменить ситуацию – мало кто отказывается от неплохого приработка.

Когда внутреннее совмещение невозможно, или не удалось договориться о нём ни с кем из штатных сотрудников, организация привлекает – человека, который будет работать в компании только во время отсутствия основного персонала по срочному трудовому договору.


Кто, как и сколько платит зарплату призывнику

Что касается размера зарплаты на период военных сборов, то в законе чётко прописано, что получать сотрудник будет свой средний заработок. Считается он точно так же, как отпускные и командировочные – тут ничего необычного нет. Но если сотрудник не работает, а получает зарплату, у начисляющего её бухгалтера может возникнуть ряд вопросов. Платить ли, к примеру, единый социальный налог или НДФЛ?

Вообще-то законодательно закреплено, что платить налог на доходы физических лиц с зарплаты, полученной во время сборов, нужно. Но некоторые организации готовы в суде отстаивать мнение, что эти выплаты – не оплата труда, а компенсация, которая НДФЛ не облагается. Теоретически такая позиция возможна, но практически на её отстаивание потребуется слишком много времени и сил. Примерно так же обстоят дела и с единым социальным налогом, пенсионными отчислениями и «несчастным» страхованием. Зарплата в период сборов не связана с выполнением трудовых обязанностей, а значит, «социалку» можно не платить. Но если компания примет решение от неё отказаться, то пусть подготовится к судебным тяжбам с проверяющими и контролирующими органами.

Илья Рейзер

Адвокат, руководитель проекта «Народный адвокат» по ЮВАО города Москвы

Выплаты среднего заработка на призывника компания может компенсировать средствами из бюджета – их выплачивает Министерство Обороны РФ. Специального бланка для этих целей нет, всё можно описать в свободной форме. Для этого необходимо изложить ситуацию на фирменном бланке организации с просьбой вернуть фактические расходы на сотрудника, приложить справки, которые участник сборов получил в военном комиссариате, и документы, подтверждающие расходы организации и заверенные печатью организации. Весь пакет документов необходимо отправить в военкомат. В качестве подтверждения расходов приложите например, выписку из расчётной ведомости организации. Документ-подтверждение заверьте у нотариуса, согласно п. 5 правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года. Выплаты среднего заработка сотруднику на время сборов можно включить в расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ). А сумму-компенсацию, которая поступит из госбюджета, вписать в статью внереализационных доходов.

Минобороны обязательно перечислит деньги за военнообязанного сотрудника, но вот когда? Нигде не указано, в какой срок компенсируют расходы организации, но обычно процесс не затягивается дольше двух-трёх месяцев.

Что же касается стажа, предоставления очередного отпуска или записей в трудовой, то участие в военных сборах на них никак не влияет – будто сотрудник никуда и не отлучался.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Почти в каждой организации есть военнообязанные, которых могут призвать на военные сборы, несмотря на работу. Обычно такие мероприятия проводят летом, а указ об их проведении Президент подписывает в начале года. Владимир Путин уже подписал такой указ на 2019 год: 19 марта он был официально опубликован на государственном портале правовой информации и с этого же дня вступил в силу. Итак, вскоре сотрудники многих компаний отправятся на военные сборы. Как оформить на работе такое длительное отсутствие специалиста, разберемся в этом материале.

Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 .

Важные факты о сборах, на которые могут призвать граждан, находящихся в запасе:

  1. Такие учения могут проходить не чаще, чем 1 раз в 3 года для каждого военнообязанного.
  2. Общая их продолжительность не может превышать 12 месяцев за весь период нахождения в запасе.
  3. Военнослужащие, находящиеся в запасе, в 2019 году в соответсвии с указом президента призываются на сборы на срок до 2 месяцев.
  4. Предельный возраст военнообязанного, которого могут призвать на сборы, — 50 лет (это ограничение для рядовых и сержантов запаса, для офицеров ценз может быть иным).

Работодатель воспрепятствовать призыву не может, ведь участие в этом мероприятии — государственная обязанность гражданина. А значит, его придется на какое-то время освободить от работы. В результате возникают резонные вопросы: как оформить освобождение сотрудника от трудовых обязанностей, нужен ли приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы, нужно ли как-то оплатить ему это время и, соответственно, начислить с выплаты налоги. Давайте рассмотрим, как это сделать правильно, ведь всем этим приходится заниматься бухгалтеру и кадровику.

Освобождение от работы и военные сборы — оформление приказа на работе

Освобождение от работы предусмотрено в статье 170 Трудового кодекса РФ . Что-либо предпринимать нужно только после того, как у работодателя будет отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Извещение работодателю — это составная часть повестки, она остается у работодателя.

Этот документ:

  • принесет сам сотрудник, если повестка придет к нему по месту жительства;
  • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель должен вручить повестку сотруднику, оставив у себя извещение. Причем обязательно возьмите с сотрудника расписку в получении повестки. Иначе может случиться, что гражданин не явится в военкомат, а потом заявит, что не получал повестку по месту работы. И тогда, если у работодателя не будет доказательств вручения повестки по месту работы, руководителя или сотрудника, ответственного за воинский учет, военкомат может оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей.

В извещении работодателю будут указаны время начала и окончания военных сборов (то есть период, на который придется освободить сотрудника от работы).

На основании полученного извещения о призыве на военные сборы издается приказ на работе об освобождении сотрудника от труда на это время. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он в произвольной форме.

При необходимости в этом же приказе можно решить вопрос о возложении на работе обязанностей этого специалиста на другого сотрудника (разумеется, при предварительном согласии этого сотрудника).

Оплата военных сборов работнику в 2019 году производится исходя из его среднего заработка, что нужно отразить в приказе. Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны России.

Итак, работника призвали на военные сборы; как оформить приказ, покажет этот пример (форма приблизительная):

Если период отсутствия приходится на отпуск сотрудника, то по его желанию отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов. Это предусмотрено в статье 124 Трудового кодекса РФ . Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в «отпускной» стаж специалиста. Ведь хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется место работы (должность).

Учет отсутствия на работе

Отсутствие сотрудника на работе из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени:

  • (или) буквенным кодом «Г»;
  • (или) цифровым кодом «23».

В трудовой книжке никаких записей по этому поводу делать не нужно.

Оплата военных сборов работнику 2019

За период военных сборов сотруднику выплачивается компенсация в размере среднего заработка, на основании статьи 6 Закона N 53-ФЗ. Количество дней, проведенных на военном мероприятии, определяется по справке о прохождении военных сборов. Ее работнику должен выдать военкомат. Эту справку сотрудник должен представить по месту работы. Порядок определения компенсации определен в пункте 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704. Расчет среднего заработка производится по правилам, установленным ТК РФ, поскольку специального порядка его исчисления для рассматриваемого случая не предусмотрено.

Возмещение организации затрат, связанных с выплатой работнику среднего заработка, производится за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Выплату компенсации производит военкомат на основании представленных работодателем копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить письмо, где указать размер среднего заработка работника. Это письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации. Письмо в военкомат составляется в произвольной форме.

К сожалению, в Правилах не установлен конкретный срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на сборах. В среднем затраченные средства возмещаются из казны приблизительно в месячный срок с момента предоставления документов.

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала выплату компенсации производит он, а потом эти деньги ему возмещает бюджет. Тем не менее, выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ , и облагают:

  • НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ , Письмо Минфина России от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование (гл. 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; Письма ПФР, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19);
  • взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (нормы Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются в соответствии со статьей 264 НК РФ , как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок отражения в учете самих выплат работникам за время участия в воинских мероприятиях зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны 2 варианта отражения таких выплат:

  1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
  2. В связи с тем что данные выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

Полученная компенсация не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата работодателю за оказанные последним услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности. Однако эта позиция не основана на законе. Ведь деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — компенсация его расходов на выплату среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Поэтому они НДС не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Ответственность за отсутствие на военных сборах

Если руководство организации не обеспечило своевременную явку своего работника по вызову военного комиссариата, то к нему будут применены санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей.

В свою очередь, для самого работника неявка в военкомат без уважительной причины в силу статьи 21.5 КоАП РФ повлечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Уклонение от воинских обязанностей является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена статьей 339 УК РФ .

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 Закона N 53-ФЗ. Это, к примеру, может быть болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю лучше обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем, как для себя, так и для работника.

В процессе осуществления деятельности организации работодатель может столкнуться с тем, что военнообязанного работника призывают на военные сборы. На практике такая ситуация возникает не так уж часто, но коснуться она может каждого. Поэтому работодатель должен знать, что делать в этом случае, обязан ли он отпускать работника, должен ли он сохранить за ним рабочее место и оплатить время отсутствия, какие документы при этом оформить и т. д. На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

Военные сборы как одна из составляющих воинской обязанности

Правовое регулирование в области воинской обязанности осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ), согласно п. 1 ст. 1 которого воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

— обязательную подготовку к военной службе;

— призыв на военную службу;

— прохождение военной службы по призыву;

— пребывание в запасе;

— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В целях подготовки граждан, пребывающих в запасе, к военной службе они могут призываться на военные сборы. Порядок призыва, порядок определения начала и окончания сборов, организации их проведения, порядок и размеры материального обеспечения граждан, права и обязанности граждан и должностных лиц организаций, связанных с проведением сборов, определяются Законом N 53-ФЗ и Положением о порядке проведения военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 (далее — Положение).

Кроме этого, Президент РФ ежегодно издает указы о призыве граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы. Так, о призыве на военные сборы в 2012 году издан Указ от 08.02.2012 N 147.

Из числа каких граждан создается запас Вооруженных Сил, говорится в ст. 52 Закона N 53-ФЗ. Он состоит из:

— уволенных с военной службы;

— успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения;

— не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

— не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;

— уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;

— прошедших альтернативную гражданскую службу;

— женского пола, имеющих военно-учетную специальность (ст. 52 Закона N 53-ФЗ).

Граждане, пребывающие в запасе, делятся на три разряда, по которым в зависимости от воинского звания устанавливается предельный возраст пребывания в запасе. Например, женщины, пребывающие в запасе, имеющие воинские звания офицеров, пребывают в запасе до достижения возраста 50 лет, а имеющие другие звания — до 45 лет (ст. 53 Закона N 53-ФЗ).

Согласно ст. 54 Закона N 53-ФЗ военные сборы делятся на:

— учебные сборы — приписного состава, по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса;

— проверочные сборы — сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.

Однако не все граждане, находящиеся в запасе, призываются на сборы. Статьей 55 Закона N 53-ФЗ установлен достаточно большой перечень освобожденных от военных сборов, среди которых женщины, сотрудники ОВД, педагогические работники, граждане, имеющие трех и более детей, и др.

Порядок призыва и прохождения сборов

До того, как рассмотреть порядок призыва, отметим: ТК РФ установил, что работодатель обязан освобождать своего сотрудника от работы с сохранением за ним места работы в случаях привлечения его к исполнению государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ). Одной из государственных обязанностей как раз является призыв работника на военные сборы.

Итак, призыв граждан на сборы осуществляют военные комиссариаты. Они же прежде, чем призвать работника на учебные сборы, проводят отбор граждан (на проверочные сборы такой отбор не производится). В период отбора граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Организация медицинского освидетельствования входит в обязанности военных комиссариатов.

Обратите внимание! В силу ст. 5 Закона N 53-ФЗ мероприятия по медицинскому освидетельствованию при призыве гражданина к военной службе также относятся к государственным обязанностям, поэтому работодатель обязан соблюдать положения ст. 170 ТК РФ — освободить работника на время медицинского освидетельствования, а также других мероприятий, связанных с призывом на военные сборы.

Решение военного комиссариата о призыве гражданина оформляется приказом, после чего призывнику не позднее чем за десять дней до начала военных сборов вручается повестка по форме согласно приложению 1 к Положению. Повестка состоит из трех частей: расписка о получении, собственно повестка и извещение руководителю организации. В извещении должны быть указаны дата и время, с которой и на которое работник призывается на военную службу, или дата и время нахождения его в военном комиссариате.

Обращаем внимание, что повестка может быть направлена как непосредственно работнику, так и на адрес организации. В последнем случае руководитель (или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо (работник) организации) обязан не только оповестить работника о вызове (повестке) военного комиссариата, но и обеспечить ему возможность своевременной явки по повестке (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ). В противном случае руководитель (ответственное лицо) может быть привлечен к административной ответственности по ст. 21.2 КоАП РФ. Оповещение работника лучше осуществить путем вручения ему повестки под расписку.

Доставку граждан к месту военных сборов и обратно обеспечивает военный комиссариат.

Согласно п. 2 ст. 54 Закона N 53-ФЗ продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых данным законом предусмотрена военная служба. Продолжительность сборов не может превышать два месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. При этом пребывающие в запасе призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов (п. 3, 4 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).

Примечание. Если работник призывается для прохождения военных сборов в период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, такой отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (ст. 124 ТК РФ).

В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста.

Какие дни считать началом и окончанием сборов, определено п. 5 Положения. Так, если гражданин доставляется к месту проведения сборов в день его отправки из военного комиссариата (пункт сбора), началом военных сборов считается день зачисления в списки личного состава воинской части, а если доставка к месту военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем отправки из пункта сбора, — день убытия гражданина к месту проведения сборов, указанный в его командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом.

Что касается окончания военных сборов, для гражданина, доставка которого в военный комиссариат осуществляется в день его отправки с места проведения сбора, это день исключения из списков личного состава воинской части, а для гражданина, прибытие которого в военный комиссариат осуществляется в дни, последующие за днем его отправки с места проведения сбора, — день прибытия в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении, выданном этим комиссариатом.

В соответствии с п. 26 Положения гражданину, проходившему военные сборы (медицинское освидетельствование), не позднее даты его убытия из военного комиссариата по окончании сборов выдается справка о прохождении военных сборов по форме, приведенной в приложении 2 к Положению, которая должна быть представлена по месту работы.

Гарантии и компенсации призывнику

В связи с выполнением гражданином государственной обязанности ему предоставляются следующие гарантии и компенсации:

1. Сохранение на время военных сборов (медицинского обследования и других связанных со сборами мероприятий) места работы (должности).

2. Выплаты, осуществляемые организацией по месту работы призывника, к которым относится средний его заработок, возмещение расходов на проезд к месту сборов и наем жилья, а также командировочных расходов (суточных) (п. 25, 26 Положения, ст. 6 Закона N 53-ФЗ).

Пунктом 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ установлено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением его положений, является расходным обязательством государства и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее — Правила). Так, в силу пп. 5 п. 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с проездом последних к месту прохождения сборов и обратно, с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, в случае:

— прохождения медицинского освидетельствования для решения вопроса о призыве на военные сборы;

— прохождения военных сборов;

— вызова военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с призывом на военные сборы и их прохождением.

Примечание. Порядок расчета среднего заработка работника за время нахождения на военных сборах установлен ст. 139 ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Основание для осуществления выплаты компенсации военным комиссариатом — заявление организации, выполненное на ее официальном бланке. В этом документе указываются:

— ФИО работника;

— период прохождения военных сборов;

— сведения о размере фактических расходов (сумма), в том числе среднего заработка с учетом налоговых вычетов;

Обратите внимание! Если какие-либо из расходов, по которым организацией может быть получена компенсация, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие виды расходов в сведениях, направляемых в военный комиссариат, не указываются (Письмо Минфина РФ от 27.05.2008 N 03-04-07-02/11).

— реквизиты организации, в том числе банковские реквизиты для перечисления компенсации (п. 5 Правил).

Заявление скрепляется подписью руководителя и основной печатью организации. Для подтверждения указанных в заявлении расходов к нему прилагаются заверенные в установленном порядке копии документов (извещения военного комиссариата о призыве работника на военные сборы, приказа об освобождении работника от работы, выписки из табеля рабочего времени, справки о прохождении работником военных сборов).

К сожалению, Правилами не установлен срок возмещения военкоматами понесенных организацией расходов. Ранее он составлял один месяц.

Кроме того, что работодатель гарантирует сохранение места работы и среднего заработка работнику, на период военных сборов ему еще осуществляют выплаты соответствующие воинские части (федеральные бюджетные учреждения) федеральных органов исполнительной власти по месту прохождения сборов. Согласно п. 25, 26 Положения и п. 2, 3 ст. 6 Закона N 53-ФЗ это выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию, а также выплаты за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими условиями коэффициентов (в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки в размерах, установленных для граждан, проживающих и работающих в данных областях.

Также во время прохождения сборов призывники обеспечиваются продовольствием и имуществом (пп. «а» и «б» п. 24 Положения).

Оформляем документы

А теперь рассмотрим, какие документы работодатель должен оформить, если его работника призвали на военные сборы. Чтобы освободить его от работы, руководитель издает в произвольной форме приказ. Основанием для этого является извещение военного комиссариата. В приказе сообщается, что работник в соответствии со ст. 170 ТК РФ освобождается от работы для исполнения государственных обязанностей (с указанием срока) с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка. Как обычно, работника нужно ознакомить с приказом под роспись. Кроме этого, если на время отсутствия данного работника требуется его замена, в зависимости от того, каким способом она будет произведена, также следует оформить соответствующие документы. Замена может осуществляться с привлечением как другого работника организации, так и стороннего специалиста.

Работник организации может быть привлечен для замещения отсутствующего сотрудника путем совмещения профессий (должностей) в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В данном случае с согласия работника следует оформить с ним соглашение, указав в нем срок выполнения дополнительной работы, ее содержания, размер доплаты за совмещение. Можно оформить и внутреннее совместительство (ст. 60.1 ТК РФ) — тогда с работником заключается новый трудовой договор о работе по совместительству. Напомним, что если совмещение профессий (должностей) осуществляется в основное рабочее время работника, то работа по совместительству осуществляется в свободное от основной работы время и не может превышать четырех часов в день (ст. 284 ТК РФ).

Если работодатель решил взять работника со стороны, он должен заключить с ним срочный трудовой договор «на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы» (ст. 57, 59 ТК РФ). На основании такого договора издается приказ о приеме на работу.

Отсутствие работника необходимо отражать буквенным кодом «Г» (выполнение государственных обязанностей) в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, применяемом государственными (муниципальными) учреждениями, по форме 0504421, утвержденной Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н, или по форме 0301008 (Т-13).

Что касается личной карточки работника, требований о внесении в нее сведений о прохождении военных сборов нет. Но предусмотрено внесение во второй раздел сведений о воинском учете на основании военного билета или удостоверения.

И наконец, одним из наиболее важных документов, которые должны быть в организации, является справка о прохождении военных сборов, которая предоставляется работником по возращении со сборов. Поскольку данный документ нужен для возмещения затрат работодателя за период отсутствия работника, важно правильное заполнение. Приведем образец справки, утвержденный Положением.

Угловой штамп

Военного комиссариата

о прохождении военного сбора

Выдана гражданину Солдатову Ивану Борисовичу

──────────────────────────────────────────────────

(фамилия, имя, отчество)

_________________________________________________________________________

── ── ────────── ──

── ──────── ── ──────────────────────────

(наименование воинской части

606020, Нижегородская область, Дзержинский район, ПГТ Игумного, д. 12а

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

и ее юридический адрес)

Военный комиссар военного комиссариата Московского района г. Н. Новгорода

────────────────────────────────────────────────────────

(наименование военного комиссариата)

полковник Соколов П. Соколов

───────────────── ─────────────── ──────────────────────────────────

(воинское звание) (подпись) (инициал имени, фамилия

военного комиссара)

Период прохождения сборов при подсчете стажа

В заключение рассмотрим, как учитывается период прохождения военных сборов в стаже.

1. Страховой стаж для назначения пенсии. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы. Период нахождения работника на военных сборах учитывается в форме «Сведения об иных периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в страховой стаж» (СЗВ-СП), утвержденной Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п. В данном случае вид деятельности обозначается кодом «служба».

2. Стаж для расчета пособий по временной нетрудоспособности. Согласно п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91, в этот стаж входит период работы по трудовому договору. Поскольку на время военных сборов трудовой договор не расторгается, данный период засчитывается в стаж для расчета пособий по временной нетрудоспособности.

3. Стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска. В силу ст. 121 ТК РФ в такой стаж включается, в частности, время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность). Таким образом, период прохождения военных сборов включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.

4. Непрерывный трудовой стаж. Напомним, что непрерывный стаж в настоящее время применяется для получения работниками отдельных категорий определенных гарантий и компенсаций. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» периоды призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не только входят в трудовой стаж, но и не прерывают его.