Психологическое состояние раскольникова. Теория и поведение раскольникова

«Легкое усвоение свободных мнений создает раздражение, подобное зуду; если отдаешься ему еще больше, то начинаешь тереть зудящие места, пока, наконец, не возникнет открытая болящая рана, т.е. пока свободное мнение не начинает мучить и беспокоить нас в нашем жизненном положении, в наших отношениях к людям». Ф.Ницше

Трудно понять, что хотел сказать Достоевский в «Преступлении и наказании». Особенно трудно согласиться с мнением, что Достоевский как-то опровергал «теорию» Раскольникова, и что это и есть основной мотив «Преступления и наказания». Существует такое мнение, что Достоевский хотел показать, как «жизненный процесс» опровергает все теории. При этом пользуются таким выражением, как «ложка жизни». Однако если рассуждать «логически», то предположение о том, что жизнь опровергает все теории, нуждается в определенном представлении о жизни, на котором оно и основывается. Таким образом, положение, что жизнь опровергает теории, уже само по себе является теорией, каковую «жизнь» согласно ей самой (т.е. теории) должна опровергать. Так что эта «логика жизни» опровергает сама себя. Вообще спор Достоевского с Раскольниковым – понятие, лишенное смысла, т.к. переспорить своего оппонента не представляет никакого труда, если сам сочиняешь его аргументы. Так чем же, в конце концов, была «теория» Раскольникова и о чем говорил Достоевский?

Нельзя понять какую-либо теорию, не зная ее корней и не видя лица человека, в котором она родилась! Только самый поверхностный взгляд может поставить Лужина, Свидригайлова и Раскольникова в один ряд. Да и если развить положение о том, что Достоевский опровергал Раскольникова указанием на Лужина – не значит ли это, что он противопоставлял Раскольникова Лужину? Иначе, зачем было показывать ему Лужина, – не затем ли, чтобы сказать: «Смотри, к чему ведет твоя «теория»: вот ее воплощение, – разве оно не противно тебе?..»

Так чем же было преступление Раскольникова, как не болезнью, умопомрачением, агонией загнанной лошади, прыжком в пропасть в надежде перепрыгнуть ее – хотя ее противоположного конца даже не видно, актом крайнего отчаянья, криком в пустыне?..

Раскольников – не Соня, которая есть олицетворение жертвы, самопожертвования, он не хочет ждать, ему нужен «весь капитал сразу», он не может «послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!» Конечно, он обречен в этом мире – ведь он не может приспособиться к нему так, как Лужин, или как Свидригайлов – что касается именно приспособления для своего удовольствия – или как Разумихин – здоровый человек и единственный из «хороших» в романе, у которого есть шанс на будущее. И обезумевший от кромешной тьмы Раскольников делает шаг наугад – и срывается в пропасть.

Но чем же предстает Раскольникову его «теория» после убийства? А дело теперь в том, что Раскольников, убив, сжигает свои мосты и привязывает себя к «теории» кровавыми узлами. Пути назад нет, он отрезал себя от всего мира, ему не за что больше ухватиться, кроме своей «теории»; он окончательно подавлен, – ему теперь труднее признать неправильной свою «теорию», чем признать себя недостойным ее! И Раскольников приносит в жертву «теории» свою душу и свою жизнь.

Теперь невозможно сказать, что Достоевский опровергал Раскольникова или его «теорию». Теорию он опровергал не в принадлежности ее Раскольникову, а в переадресовывании к Лужину; между Раскольниковым и Достоевским стоит не «теория», а … вера, вернее ее отсутствие у Раскольникова. Вера Достоевского в Бога: ведь кто такой Раскольников? Это Достоевский, не верующий в Бога; невозможно такому человеку, как Раскольников (или Достоевский) «действовать, жить и любить» без веры в Бога, без утешения в вере – вот главная мысль «Преступления и наказания».
(1992)

Иллюстрация - В.А.Фаворский "Достоевский"

Рецензии

А еще данный сюжет превосходно подкрепляется основами юнгианского психоанализа. По натуре Раскольников действительно сострадающий и глубоко чувстсвующий человек. Его восприятие как бы настроено на внутренний мир личности. Такие люди с развитой этической направленностью К.Г.Юнг относил к чувствующим интровертам. По его теории (снова теория:)) противоположной к чувствам является функция мышления (это рациональная пара, есть иррациональная - ощущение и интуиция - всего 4 функции). И у чувствующих типов абстрактное холодное мышление вытесняется в бессознатьельное в той или иной степени, в зависимости от силы связи эго-установки с той или иной психологической функцией. А бессознательное психики отличается своей слабо дифференцированными архаическими мотивами. Поэтому логическое мышление чувствующего типа упрощено. Действительно бросается в глаза в общем простая схема самой теории Раскольникова. Он был не критичен к ней, иначе учел бы массу других факторов связанных с условиями, типом характера, во имя чего человеку м.б. "все дозволено" и т.д. Наполеон, узнав что упоминание его имени могло стать оправданием убийства несчастной старухи и женщины, был бы крайне возмущен, если не оскорблен. С другой стороны огромная толпа мерзких убийц уж никак не претендует на звание "сверхчеловеков".
Другим свойством бессознательного является его спонтанность и навязчивость. Зараженное в результате каких-то неясных причин (возможно это неверие в Бога) данной теорией, оно постоянно и автономно, помимо воли набрасывается на эго-сознание, посылая разрушительные идеи и импульсы.
Это вкратце. Извините, ради Бога...
Другой занимательный вопрос - о самом Достоевском и его других произведениях, где часто можно найти схожие мотивы и параллели.
Спасибо!
С уважением, Павел

128.12kb.

  • , 438.39kb.
  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тип урок , 52.21kb.
  • Материалы к урокам по литературе в 11 классе Из цикла «Ф. М. Достоевский. Преступление , 74.26kb.
  • Урок зарубіжної літератури в 10 кл. Тема: Петербург в романе Достоевского «Преступление , 58.53kb.
  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» конспект , 242.9kb.
  • Урок по литературе в 10-м классе. Учитель Баранова Г. В. Тема: Ф. М. Достоевский: многоплановость , 43.74kb.
  • Достоевский Ф. М. Теория Раскольникова (по роману «Преступление и наказание») , 27.45kb.
  • , 115.33kb.
  • Гуманизм в романе Достоевского «Преступление и наказание» , 29.31kb.
  • ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

    Петербург в романе - это реальный город определенного време­ни, в котором произошла описанная трагедия.

    1. Город Достоевского имеет особый психологический климат, располагающий к преступлению. Раскольников вдыхает вонь распи­вочных, всюду видит грязь, страдает от духоты. Жизнь человека ока­зывается зависимой от этого «зараженного городом воздуха». Сы­рым осенним вечером у всех прохожих «бледно-зеленые больные
      лица». Нет движения воздуха даже зимой («снег без ветра») или осе­нью... Все к этому привыкли. «Господи, что за город?» - говорит мать Раскольникова. Сравнивает с комнатой, в которой не открыва­ется форточка. Свидригайлов тоже подчеркивает его ненормаль­ность: «город полусумасшедших», «странно сочинился».
    2. Петербург - город пороков, грязного разврата. Публич­ные дома, у трактиров пьяные преступники, а образованная моло­дежь «уродуется в теориях». Дети порочны в порочном мире взрос­лых. Свидригайлову снится пятилетняя девочка с порочными глазами. Конченый человек, он ужасается.
    3. Город страшных болезней и несчастных случаев. Никого не удивляют самоубийства. (Женщина на глазах у прохожих бросается в Неву, Свидригайлов стреляется на глазах охранника, попадает под колеса коляски Мармеладов.)
    4. Люди не имеют дома. Главные события в их жизни происхо­дят на улице. Катерина Ивановна умирает на улице, на улице Рас­кольников обдумывает последние детали преступления, на улице происходит его покаяние.
    «Климат» Петербурга делает человека «маленьким». «Малень­кий человек» живет ощущением надвигающейся катастрофы. Его жизнь сопровождается припадками, пьянством, лихорадкой. Он бо­лен своими несчастьями. «Нищета - порок», так как разрушает личность, ведет к отчаянию. В Петербурге человеку «некуда пойти».

    Миколка, начитавшийся «раскольничьих книг», выдает себя за преступника, потому что привык себя считать всегда виноватым. (Сектантская вера приводит к мысли: это социальная и нравственная причина, происходящая от желания вырваться за пределы города.)

    5. Привыкание к оскорблению, быть скотом дорого обходится людям. Катерина Ивановна сходит с ума, даже в «забытьи» вспоми­нает о былом «благородстве». Соня становится проституткой, чтобы спасти от голода семью. Милосердием, любовью к людям она и жива.

    «Маленький» человек у Достоевского обычно живет только сво­ими несчастьями, он ими упоен и не пытается что-то изменить в сво­ей жизни. Спасением же для него, по Достоевскому, является его лю­бовь к такому же человеку (Соня) или страдание. «Нет счастья в комфорте. Покупается счастье страданием», - писал Достоевский после опубликования «Преступления и наказания». Человек не ро­дился для счастья ни в какие времена.

    6. Петербург в романе является той исторической точкой, в кото­рой сосредоточились мировые проблемы. (Когда-то вера людей была поддержана воскресением Лазаря, который и воскрес, потому что ве­рил.) Сейчас Петербург - нервный узел истории, в его судьбе, в его социальных болезнях решаются судьбы всего человечества.

    Петербург в романе Достоевского дается в восприятии Расколь­никова и Свидригайлова. Город преследует Раскольникова, как кош­марный сон, неотвязчивый призрак, как наваждение.

    Куда бы ни повел нас писатель, мы не попадаем к человеческому очагу, к человеческому жилью. Комнаты называются «каморками», «проходными углами», «сараями». Господствующий мотив всех опи­саний - безобразная теснота и духота.

    Постоянные впечатления от города - толчея, давка. Человеку в этом городе не хватает воздуха. «Петербургские углы» производят впечатление чего-то нереального, призрачного. Человек не признает этот мир своим. Петербург - город, в котором невозможно жить, он бесчеловечен.

    Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».

    Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались ге­рои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

    Ход урока.

    I. Беседа по первичному восприятию романа «Преступление и наказа­ние».

    1. Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам?
      Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных
      вами.
    2. Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?
    3. Современник ФМ. Достоевского Н.К. Михайловский назвал та­лант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждени­ем?
    4. На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступле­ние и наказание»?
    5. В чем причина преступления Раскольникова?
    6. Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопро­сы вам интересно было бы получить ответ?
    7) Каково ваше отношение к героям романа?
    П. Оформление тетрадей.

    Роман «Преступление и наказание» (1866).

    Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагне­тено «ужасов», до неестественности...Но - бессилен,!

    А. Фадеев

    III. Вступительное слово учителя.

    В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторской отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, автор всем повествованием взывает: «О, люди возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т.е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибели в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево - на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

    Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступ­ление в защиту человеческой личности.

    IV. Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их. В «Петербурге Достоевского»:

    • Кто главный герой романа? Каким мы видим его?
    • Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?
      Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите
      внимание на общую атмосферу улицы.
      (Учащиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома
      процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).
    Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдил­ся и от которого морщился». Учащиеся отметят удушающую тесноту помеще­ния и укажут, что каморка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в кото­ром задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петер­буржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

    Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его по­лучат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изобра­жение летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поми­нутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

    Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора» котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухи полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

    Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

    Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и об-неряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»" Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процент­щица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.

    Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жал­кого, безобразного.

    Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение ос­новного пейзажного мотива. Каково ваше самое сильное впечатление, ко­гда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

    Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому чело­веку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не со­всем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький сто­лик».

    Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»

    Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров не­уклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

    Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов.

    Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики - типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, вроде паяца, с красным носом, но отчего-то чрезвычайно унылый», «прынцессы» увеселительных заведений почти «все с глазами подби­тыми». Трактирная и уличная стихия - противоестественная, нечеловеческая I вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактир «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности человеческого существования. Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли :

    1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2)
    2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)
    3. Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл. 4)
    4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1, гл. 5)
    5. Описание комнаты Сони (ч,4, гл. 4)
    6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)
    7.Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)
    Беседа по этим сценам :
    1. Какие эпизоды вас наиболее потрясли?
    2. Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?
    3. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них
      людей?
    4. Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в рас­пивочной?
    5. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку неку­да пойти»?
    6. В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых?
    7. Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?
    8.Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
    Цель этой беседы - подвести учащихся к пониманию неразрешимости трех противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический, образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу...Надорвалась-!»). Удушливой скученно­сти толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой песчинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездолен­ных. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоре­чия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе. Сделайте вывод по теме урока. Запишите его.

    С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Стрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

    Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть»

    Пейзажи : ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубий­ства Свидригайлова).

    Сцены уличной жизни : ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

    Интерьеры : ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл. 2 (кабак, где Рас­кольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната - «сарай» Сони),

    Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит...

    Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тя­жело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

    Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бро­дячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», В холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из. крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам иде т Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ива­новну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце If века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах d грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

    Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди оту­пели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними и может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, зло­радной насмешки.

    Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «ка­морка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, от­дельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все э то темные, сырые «гробы».

    Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, ин­терьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен че­ловеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скан­далы и преступления.

    Домашнее задание:

    1. По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу

    Российской империи»; «История семьи Мармеладовых».

    2. Подготовиться к беседе:

    • Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)
    • Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня...Так тому и быть!».)
    • Подумать над вопросами: Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти проти­воречия? Какие выводы о характере Раскольникова вы делае­те на основании поступков? Мотивы преступления?

    «Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных.

    Цель: Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство лю­дей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова. Оборудование: индивидуальные карточки.

    Ход урока.

    В ходе беседы, используя чтение с комментированием эпизодов, прихо­дим к мысли о неприятии Раскольниковым мира, в котором человек унижен и оскорблен.

    Во вступительном слове учитель рассказывает о Раскольникове, о его ду­шевном состоянии и материальном положении к началу действия романа. Герои мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова - Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

    Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идет делать «про­бу» «предприятию», мысли о котором возникли месяца полтора назад? Вспомните разговор студента с офицером в распивочной.

    - Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?

    Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устрой­ством общества и желанием помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя в пле­ну у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей камор­ки, «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься» Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».

    - В чем же сомневался герои?

    В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного созна­ния, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.

    - Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе -процентщице, в распивочной, после сна.

    «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!...И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пако­стно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор...и нечем тут было сму­щаться!» После сна о забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове,...Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучитель­ный разлад.

    - Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи
    Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2 - 4). Данные эпизоды
    говорят о противоречивости характера героя. Какие противоречия вы
    можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

    В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.

    Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал в душе Раскольникова?

    (монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели вы­копать, и пользуются!...Ко всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой на бульваре: «Бедная девочка!...- сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери).

    Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба, он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников - мыслитель, жизнь окружающих людей вызывает в нем глубо­кие размышления, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь при­ходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение.

    Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с це­лью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается.

    История преступления и наказания Родиона Раскольникова (день заднем): Первый день: ч. I, гл. 1-2; Второй день: ч.1, гл. 3-5; Третий день: ч. 1, гл. 6-7; Четвертый день: ч.2, гл. 1-2; Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1; Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч.4 , гл. 1-4; Десятый день: ч. 4, гл. 5-6; Тринадцатый день: ч. 4, гл. 1-6; Четырнадцатый день: ч. 4, гл. 7-8; Спустя полтора года - эпилог.

    Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к Ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, за­казывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: Убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство. - Вывод по теме урока:

    Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей? Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?

    1. Ответить на вопросы:
    a. В чем главная причина преступления Раскольникова?

    B. какой мотив убийства из тех, которые Раскольников на­зывает Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?

    Раскольников уже не смущался своим видом. Достоевский пишет: “... столько злобного презренья уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев”. Достоевский делает еще одно замечание о Раскольникове: “... трудно было еще больше опуститься и обнеряшиться, но Раскольнико-ву это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа. Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу.. . Так бывает у иных мономанов, слишком на чем-нибудь сосредоточившихся. Итак, Раскольников сосредоточился на какой-то идее, все же остальное отошло на задний план. Голодный, опустившийся, но полный презрения в душе, он задумал совершить какое-то дело, мысль о котором приводит его самого в состояние душевного разлада. Раскольников видит острые противоречия жизни в капиталистическом мире, он понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. Но как добыть деньги, чтобы бедняки были счастливы. Мучительное раздумье наталкивает Раскольникова на чудовищную мрачную идею - на убийство старухи процентщицы, с целью воспользоваться ее деньгами для улучшения своего положения и близких. Что же толкнуло его на это преступление? Несомненной причиной являются прежде всего социальные причины. Отчаянное положение Раскольникова, тупик, в котором он находится, будучи бедным студентом и живя на скудную поддержку матери, едва позволяют ему сводить концы с концами. Его мучила бедность близких, болезненно он ощущал безвыходность и унизительность своего положения, недоучившегося студента, мучался сознанием собственного бессилия облегчить свою судьбу и судьбу матери и сестры. Из письма матери он узнает, что сестра решила выйти замуж за Лужина с целью поддержать брата. Размышляя о судьбе матери и сестры, он невольно вспоминает слова Мармеладова: “... надобно, чтобы всякому человеку было куда пойти”. Письмо матери напоминает ему о жестокой необходимости действовать. В эту решающую минуту новое происшествие приводит его на грань катастрофы: Раскольников встречает девушку, преследуемую “жирным франтом”. Ему живо представляется ее неминуемая судьба, и снова он вспоминает сестру. Но есть и другие причины - они кроются в теории Раскольникова. После убийства Родион исповедуется Соне; он заявляет, что хотел узнать, вошь ли он или человек. Неслучайно проницательный Порфирий говорит Раскольникову, что “тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце”. Теория Раскольникова, который пожелал “Наполеоном сделаться”, могла возникнуть только в том обществе, в котором человек человеку волк и где живут по закону “либо всех грызи, либо сам лежи в грязи”, в обществе, где царят право и мораль угнетателей. В этой теории проявляется сущность морали буржуазного общества: насилие над человеком, произвол власти, решающая роль денег.

    «Преступление и наказание», анализ романа

    Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые философские учения также способствовали этому.

    Ф. Ницше стал основателем одного из таких молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира.

    Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

    Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был довольно таки талантливым, умным и гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и полное падение, как личности и в итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову пойти на панель, что бы прокормить себя и семью.

    Но к философским суждениям Ницше Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми. Такое убийство в восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда убивал старуху процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

    Сонечка советовала Родиону покаяться, что бы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи.
    На каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение – меняются его жизненные принципы.

    Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

    Кроме анализа «Преступление и наказание» также смотрите:

    • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
    • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
    • «Идиот», анализ романа

    10 класс

    Русский язык

    Литература

    (учебник: Схаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – 3-изд. – М., 2006.)

    Зачет №1: 1) Островский А.Н. «Гроза» : (учебник: Ч.1, стр. 158 – 173)


    1. Как раскрывается характер Катерины в ее разговоре с Варварой? (д. 2, явл.2).

    2. Почему Катерина полюбила Бориса?

    3. Был ли у Катерины иной путь?

    2) Гончаров И.А. «Обломов» : (учебник: Ч.1, стр. 184 – 208)


    1. Что изображено в “Сне Обломова”? Опишите жизнь обломовцев: Где она протекает? Как они относятся к природе? Почему в Обломовке исключен конфликт между “отцами” и “детьми”?

    2. Почему глава «Сон Обломова» – единственная озаглавленная часть романа? Какое место она занимает в идейно-композиционном пространстве романа?

    3. Каковы главные «вещественные» атрибуты обломовского образа жизни? Почему автор обращает особое внимание на восточный халат героя?

    4. В чем находит Обломов свою свободу и достоинство? Что реальнее для Обломова: жизнь или мечта? Почему Обломов остается “не у дел” в современном веке? На что обречен Обломов? Были ли в судьбе Обломова обретения? Или его судьба – лишь цепь утрат, «погасаний»? Продолжите фразу: “Обломов - это…”

    5. Является ли образ Андрея Штольца прямой антитезой Обломова? Какова главная черта характера Штольца? В чем «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца?

    6. Что самое главное в характере Ольги? Какие перемены произвела в Обломове Ольга?

    7. Какую роль сыграли в жизни Обломова две женщины – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына? Чем отличаются эти два женских типа? Чем мотивирован итоговый выбор героя?

    8. Каково итоговое звучание судьбы Обломова? Закономерна ли судьба Захара?
    Зачет №2: Тургенев И.С. «Отцы и дети» : (учебник: Ч.1, стр. 234 – 253)

    1. Историческая справка о времени, в котором был написан роман.

    2. Смысл, вложенный автором в заглавие романа.

    3. Что объединяет и что отличает старших Кирсановых? Закономерна ли судьба каждого из братьев в финале романа? Как вы понимаете авторский тезис: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса»?

    4. Принципы Базарова. Что составляет основу нигилистической философии Базарова и как осуществляется ее проверка на жизненность? В чем трагизм фигуры главного героя?

    5. Охарактеризуйте два «круга» движения тургеневского героя в романе. Что меняется в Базарове при втором посещении Марьина? Почему так нелепа, неестественна дуэль Базарова с Павлом Петровичем?

    6. Как раскрывается Базаров в «объятьях Любви и Смерти»?

    7. Каковы философские итоги романа? Меняется ли внутреннее звучание его названия?
    Зачет №3: (II п\г) 1) Толстой Л.Н. «Война и мир» : (учебник: Ч.2, стр. 146 – 185)

    1. Выделите основные жанровые признаки романа-эпопеи? Как в названии романа авторская концепция мира?

    2. Как во взгляде Толстого на сущность войны сталкиваются социально-политическая и философская точки зрения? Почему кампания 1805 – 1807 гг. явилась, по Толстому, периодом «поражений и срама»? Чем выделяется на этом фоне Шенграбенское сражение?

    3. В чем противопоставлены друг другу две исторические личности – Кутузов и Наполеон? Какие эпизоды романа иллюстрируют тезис Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»? Почему даже самых любимых своих героев Толстой заставил «переболеть» наполеоновской идеей?

    4. В чем суть умственных и нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова?

    5. В чем, по Толстому, истинная красота человека? Что стоит за понятиями «диалектика души», «ум сердца» и «ум ума» применительно к образной системе романа?

    6. Что выделяет Наташу Ростову среди других женских персонажей романа? Приведите наиболее значимые эпизоды, характеризующие духовный облик героини?

    7. В чем суть толстовской «мысли семейной»? как противопоставлены подлинно семейные отношения и семьи-имитации? Как представлена семейная тема в эпилоге романа?

    8. Как Толстой характеризует феномен «общей жизни», объединивший силы нации перед лицом вражеского нашествия? Раскройте смысл толстовской метафоры «дубина народной войны».

    2) Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» : (учебник: Ч.2, стр. 215 – 240)


    1. Назовите первоначальное название романа “Преступление и наказание”.

    2. Как вводится в повествование главный герой? Какова внешняя обстановка, окружающая Раскольникова?

    3. Как представлен в романе мир «униженных и оскорбленных» и в частности – семья Мармеладовых? Отчего так несчастны эти люди?

    4. Перечислите сны Раскольникова. Как они раскрывают его внутренний мир? Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

    5. Смысл теории Раскольникова. В чем проявляется несовместимость его теории с жизнью, с натурой самого героя? Какой эмоциональный отклик вызывает само описание убийства старухи-процентщицы и Лизаветы?

    6. Как меняется восприятие Раскольниковым мира и людей после совершенного им преступления? Какие «знаковые» события происходят с героем в этот период? Что приводит его к идее самоубийства? В чем его наказание?

    7. Что толкнуло Раскольникова на исповедь перед Соней? Чем знаменателен тот факт, что признание героя слышат два человека – Соня и Свидригайлов? Роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа.

    8. Завершается ли «история идеологического убийства» явкой Раскольникова с повинной? Каково значение эпилога в романе? Раскройте образно-символический смысл сна о «трихинах», увиденного Раскольниковым на каторге.

    9. “Двойники” Раскольникова, их роль в романе.