«Принцип честности пронизывает право. «Принцип честности пронизывает право Принцип веры и надежды

Однажды я садился в такси у дверей отеля в Канаде, и носильщик попросил водителя «доставить доктора Кови в аэропорт». Водитель решил, что я врач, и начал рассказывать о своих проблемах со здоровьем. Я пытался объяснить, что я вовсе не тот доктор, но он не очень хорошо понимал по-английски и не мог этого взять в толк. Так что я просто стал слушать.

Водитель говорил о своих болях, коликах, двоении в глазах. Чем больше он рассказывал, тем больше я убеждался, что причина его проблем в неспокойной совести. Он жаловался, что ему приходится обманывать систему, чтобы получить прибыль.

- Я не собираюсь играть по правилам, так денег не заработать, - затем выражение его лица изменилось. - Но если меня поймает полиция, у меня будут проблемы... Я потеряю лицензию... Как вы думаете, доктор, что мне делать?

Я сказал ему:

  • - Вам не кажется, что основная причина всех этих волнений и болезней в том, что вы не в ладу со своей совестью? В глубине души вы знаете, что вам нужно делать.
  • - Но иначе я не заработаю на жизнь!

Я рассказал ему о том, как важен мир в душе, и о мудрости, снисходящей на того, кто живет в гармонии со своей совестью.

  • - Не обманывайте. Не крадите. Обращайтесь с людьми уважительно.
  • - Вы вправду думаете, что это поможет?
  • - Я знаю, что поможет.

Когда он меня высаживал, то не взял моих чаевых. Вместо этого он обнял меня.

- Я последую вашим советам. Мне на самом деле уже стало лучше! (2)

Принцип «изнутри наружу» означает «начни с себя». Точнее, начни изнутри себя - со своих парадигм, своего характера и своих мотивов. Каждый раз, когда мы считаем, что «проблема где-то там», сама эта мысль является проблемой. Мы позволяем тому, что «где-то там», контролировать нас. Это принцип «снаружи вовнутрь»: мы не можем измениться, пока не изменится то, что снаружи - внешние обстоятельства. (7)

Жизнь в притворстве - нелегкое занятие. (4)

Регулярные посещения церкви не обязательно означают жизнь по принципам, проповедуемым ею. Можно быть активным в церкви и пассивным в следовании ее проповедям. (7)

Посещать церковь и быть духовной личностью - не одно и то же. Есть люди, которые настолько поглощены церковными обрядами и действами, что становятся безучастными к насущным человеческим потребностям. Их поведение начинает противоречить тем заповедям, которые они сами провозглашают. (7)

Не зацикливайтесь на слабостях других людей. Не зацикливайтесь на своих слабостях. Если вы совершили ошибку - признайте ее, исправьте и извлеките из нее урок - немедленно. (7)

С самого рождения человек подчиняется то одному, то другому социальному институту. Каждый из них оценивает и судит своих членов. Все эти суждения и оценки складываются и образуют ярлык, который навешивается на человека. (4)

Разочарование - это функция наших ожиданий, а наши ожидания чаще связаны с отражением в социальном зеркале, чем с нашими истинными ценностями и приоритетами. (7)

Быть искренним-это значит говорить правду, иными словами - обеспечивать соответствие наших слов реальности. Быть честным - это обеспечивать соответствие реальности нашим словам, то есть выполнять обещания и оправдывать ожидания. Это требует прямоты характера, а также единства и согласия - в первую очередь с собой, но также и с жизнью. (7)

Смирение - величайшая из добродетелей, потому что из него произрастают все остальные добродетели. (21)

Пытаясь стать всем для всех, человек в конце концов оказывается ничем - в первую очередь для себя. (3)

Развивая осознанность, или самосознание, мы часто обнаруживаем в себе неэффективные сценарии, глубоко укоренившиеся привычки, которые абсолютно не соответствуют нашим истинным жизненным ценностям. (7)

В конечном итоге то, что мы собой представляем, является более красноречивым, чем все, что мы говорим или делаем. (7)

Лояльность не должна быть более высокой ценностью, чем честность. По сути, честность - это и есть лояльность. Вы хотите, чтобы ваш врач сказал вам правду, даже если вам не хочется ее слышать. (8)

Дайте себе маленькое обещание и сдержите его. Затем - обещание чуть больше, а затем - еще больше. В результа-те ваше чувство собственного достоинства станет сильнее вашего настроения, и когда это произойдет, вы обнаружите истинный источник силы - моральный авторитет. (8)

Считается, что все, что нам нужно для успеха, - это талант, энергия и индивидуальность. Но история учит нас, что в долгосрочной перспективе то, чем мы являемся, более важно, чем то, чем мы кажемся. (8)

Многим людям, обладающим так называемым вторичным величием, то есть общественным признанием своих талантов, не хватает «первичного величия», то есть величия души и характера. Рано или поздно это проявляется во всех их долгосрочных отношениях - и с деловым партнером, и с супругом, и с другом, и с ребенком-подрост-ком, переживающим кризис самоопределения. Характер - вот что по-настоящему красноречиво. (7)

Нет ничего удивительного в том, что многие живут в заботах и страхе, притворяясь и пытаясь произвести впечатление. Они позволяют внешним силам наносить удары по своей жизни, вместо того чтобы найти твердую опору в неизменных истинных внутренних ценностях. (4)

Один из важнейших признаков честной, прямой личности - это лояльность к отсутствующим. Проявляя ее, мы взращиваем доверие к нам у тех, кто присутствует. (7)

Наш характер - это, по сути, производная наших привычек. Привычки постоянны и часто не осознаваемы. Следуя им, мы ежедневно красноречиво проявляем свой характер.

Люди не способны пережить перемены, если у них внутри нет неизменного стержня. Ключ к способности изменяться - в постоянном, неизменяемом осознании того, кто мы есть, чем мы живем, каковы наши ценности. (7)

Люди, живущие по принципам, не проповедуют экстремизм, не живут под лозунгом «все или ничего». Они не делят все на черное и белое, плохое и хорошее. Они мыслят в категориях постоянства, приоритетов, шкалы ценностей. (3)

Чем больше человека заботит мнение других людей, тем меньше он может позволить себе думать об этих чужих мнениях, ведь он перед ними слишком беззащитен. (3)

У проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашем мире, в нашей стране, в нашей семье и внутри себя, - духовные корни. Подобно листьям на дереве распускаются симптомы этих проблем - социальные, экономические и политические. Но корни этого дерева - моральные и духовные. И произрастают они в первую очередь в самой личности человека, а затем в его семье. (4)

Неудовлетворенный человек часто предпочитает отстраненно наблюдать за жизнью других. Исполняя одну воображаемую роль за другой, он вскоре теряет понимание своей истинной роли и ведет себя в соответствии с ожиданиями других. (4)

Нравственность утрачивается понемногу, маленькими порциями. (4)

Нам не добиться блестящей общественной победы, то есть не завершить стоящего дела, не одержав сначала блестящей личной победы. (4)

Мы часто слышим о «хищении персональных данных»-когда кто-то крадет ваш бумажник и притворяется вами. Но куда более серьезное «хищение» происходит, когда человек позволяет похоронить свою личность под ворохом представлений о себе других людей. (5)

Когда мы черпаем силу в ярлыках на наших футболках, свитерах, туфлях или платьях, в нашей карточке члена престижного клуба, в нашем положении в обществе, влиянии, могуществе и престиже, в нашей машине, прекрасном доме и других символах престижа и процветания или же в нашем внешнем облике, модном образе, красноречии, научных степенях и грамотах, - мы всего лишь пытаемся компенсировать нашу внутреннюю пустоту и отсутствие опоры. Но, базируясь на внешних символах успеха, мы лишь усиливаем свою зависимость от них. Мы живем напоказ, держимся за несвойственные нам ценности и тем самым усугубляем свою внутреннюю слабость. (4)

Мудрость - дитя честности, способности жить по принципам. А честность, в свою

очередь, -дитя смирения и отваги. По сути, можно сказать, что смирение - мать всех добродетелей, потому что смирение есть признание существования естественных законов, или принципов, которые управляют Вселенной. Они управляют миром. Гордость говорит нам, что это мы управляем миром. Смирение же учит нас понимать принципы и жить по ним, потому что в конечном итоге именно они определяют последствия наших поступков. Если смирение - это мать, то отвага - это отец мудрости. Потому что, чтобы продолжать следовать принципам, даже если они противоречат общественным нормам, обычаям и ценностям, нужна невиданная отвага. (8)

Разговорами не выпутаться из сложной ситуации, к которой привели вас действия. (7)

Вы должны решить, что есть ваши высшие приоритеты, и иметь смелость спокойно, с улыбкой, не извиняясь, сказать «нет» всему остальному. И поможет вам в этом большое «ДА», пылающее внутри вас. (7)

Ваши проблемы начинаются в вашем собственном сердце. (4)

Александр Гарин

Духовные основы государственности

Передача 4 (из 10)

АУДИО + ТЕКСТ

Дамы и господа, благодарю вас за внимание, с которым вы вместе со мною погрузились в 1075 год. Это очень актуальный вопрос. К сожалению, он не ясно артикулирован, обозначен. Когда встречаются две культуры: западная и не-западная, им очень трудно посмотреть на этот фундамент правовой культуры по очень простой причине: для Запада – это воздух, которым он дышит, Запад юридизирован.

Если мы возьмем философию Бердяева, богословие Сергия Булгакова, то им бросается в глаза, когда они смотрят на Запад, прежде всего, его юридизированность, юридизированность Католической церкви. Можно посмотреть на это и негативно. Самому же западному человеку трудно дать себе в этом отчет, как о чем-то положительном. Это такая же привычка, как привычка к чистому воздуху. Воздух замечается только тогда, когда его не хватает.

Если мы возьмем крайние примеры развития юридической культуры, например, США, то там в городе Вашингтон один из десяти жителей является адвокатом, а государственные чиновники боятся сделать шаг без того, чтобы три высокооплачиваемых адвоката не обсудили все возможные плюсы и минусы. И упаси Бог попасться под метелку какой-нибудь юридической инспекции – загребут непременно. Начнут, как с Клинтоном, проверять какие-нибудь налоги, а доберутся до таких пикантных историй, о которых лучше бы никто не знал вообще. Есть даже шутка из разряда черного юмора о том, что если вы едете на машине и задавили адвоката, что делать? Развернуться и проехать еще раз.

Но если мы смотрим с позиции культур, где эта юридическая сторона не укоренилась, то, поскольку жизнь сложная, ее можно и не заметить. Поэтому получается, что Запад, глядя на русскую культуру, видит, что там есть и криминализация, и всякие такие элементы, но он видит поверхность, а вглубь заглянуть довольно трудно. Где эта глубина? Как говорил Гёте: «Не каждый сознает, чем он живет. Кто это знает, тот нас привлечет». Я очень надеюсь, что я вас привлеку. Я передаю те теории западных ученых, которые участвуют в этом элитарном приключении «посмотреть в корень». Журналисты этим не озабочены. Они смотрят, прежде всего, не в корень, а на контраст, доступный публике. Когда американский журналист пишет статью о русской публике, зачем ему смотреть глубоко вглубь русских проблем? Его просто не поймут читатели «New York Times». И симметрично – если российский журналист будет описывать ситуацию с Клинтоном слишком глубоко и погрузится в дебри юридической культуры, то он потеряет на этом пути всякого читателя. Поэтому гораздо легче сделать карикатуру и изобразить из этого забавный анекдот. Но иначе обстоит дело, если мы возьмем теории известные, но не распространенные.

В прошлый раз я упоминал Гарольда Бермана. В чем же состояла особенность этого начального пункта, с которого начинается строительство новой юридической культуры на Западе? Берман утверждает, что и до 1075 г. между Западом и Востоком были различия, но если говорить о тех тенденциях, которые привели к уникальности создания западноевропейского государства, затянули со временем в этот процесс весь остальной мир, то тогда нам нужно выделить создание уникального правового пространства. Мне кажется, Берман в этом прав.

Итак, в 1075 г. папа Григорий VII десакрализировал роль императора тем, что объявил его инстанцией второго порядка, не последней инстанцией, и сумел утвердить автономию Церкви. Автономия Церкви состояла, прежде всего, в том, что папа получил возможность назначать епископов. Он смог поставить достойных людей. Мы знаем историю папства, особенно в эпоху Возрождения, там было много всего, но, тем не менее, он сумел добиться возможности назначать достойных людей, которые проводили примат не силы, а духа в том, что касалось Церкви. Этот чисто политический успех, случайно давший возможность папе выполнить свою программу, привел к тому, что постепенно автономия духовного начала, как остов, как база, начала трансформировать мир, основанный на культе языческой силы.

Что такое право в средние века? В значительной степени это так называемое «обычное» право, обычаи, то, как люди привыкли жить. Например, в дохристианской России это многоженство. Совершенно новый принцип приходит с христианством, и право обычаев, по которому допускалось многоженство, меняется, вытесняется новым правом, которое поначалу было только церковным. Новое право постепенно начинает защищать хрупкую человеческую личность, ее достоинство. О роли Церкви в развитии русской государственности, о том, как Церковь выступала в защиту вдов, женщин, которые в силовом отношении оказались в самой слабой позиции, писал Ключевский.

Чисто политический успех случайно привел к тому, что постепенно автономия духовного начала, как остов, как база, начала трансформировать мир, основанный на культе языческой силы.

Этот принцип, если мы возьмем благородное измерение, питает движение феминизма на Западе. В этом движении есть много привходящих, анекдотических факторов, но самый благородный именно этот фактор. Сегодня даже интимные отношения в браке на Западе формулируются юридически, чтобы защитить женщину перед грубым физическим насилием. Жена может подать в суд на мужа. Это, конечно, очень сложная юридическая ситуация, но, тем не менее, это все один принцип защиты духовного начала, достоинства личности перед грубой силой. Этот принцип начал трансформировать мир в 1075 г., и до сегодняшнего дня этот принцип сохраняется.

Это не значит, что все это понимают. Когда Гарольд Берман писал свою книгу, его заботил, прежде всего, Запад. К своему удивлению, я обнаружил, что Гарольд Берман, оказывается, был оригинальным гарвардским специалистом по советскому праву. И когда он изучал советское право, то пошел настолько вглубь, что ужаснулся тому, что Запад начинает забывать свои духовные истоки, и это очень опасно. Если юридическая система начинает забывать свои духовные истоки, то право становится просто крючкотворством, и главной задачей становится найти дыру между законами. Тогда вообще непонятно, чем занимаются адвокаты. Для Бермана это означало, что высший принцип трансформации жизни с помощью инструментов права, исходя из приоритета духовных ценностей, который сделал Запад Западом в хорошем смысле слова, начинает забываться, размываться.

Но давайте вернемся к уникальности нового правового пространства. Гарольд Берман написал свою книгу в 1983 году, постепенно она была переведена и стала известна более широкому кругу людей. Гарольд Берман отдает себе отчет в том, что он говорит много оригинальных вещей, которые могут вызвать возражения. Среди специалистов, тех интеллигентных людей, которые занимались этими вопросами, есть много стереотипов. Например, один из них о том, что на континенте было развито римское право, а в Англии был развит так называемый «общий закон». Америка в значительной степени унаследовала принципы права из Англии. И этот англосаксонский мир сильно отличается от континента. Это один из стереотипов. Западноевропейский континент, а это Германия, Франция, Италия, Испания и другие страны, заимствовали, приняли римское право. Это воспринималось, как хорошо развитая правовая культура, нашедшая свое воплощение в Кодексе Юстиниана. Эту правовую культуру восстановили, и на основе нее сложилось государственное право, сначала как церковное право, а затем государственное право Западной Европы.

Гарольд Берман возражает. Он говорит, что это правда, но не вся правда. Задача римских юристов никогда не состояла в том, чтобы сделать из права систему, подобную математике. Сегодня современная западная правовая система выглядит, как математика. Есть аксиомы, основные посылки, которые прописаны в Конституции, в основном законе. Затем есть логические следствия. Не должно быть противоречия, противоречия в праве – это скандал, так же как в математике: если есть противоречия, то можно вывести что угодно. Существуют специалисты, которые знают эту систему, как в математике, а человек с улицы с трудом разберется, что там внутри написано. Только специалисты в конечном итоге понимают, из чего состоит право. Судебные процессы происходят не на основании авторитетного суждения какого-то политического лица. Есть обвиняемый, есть защитник, есть судья как специалист, который на основании этой непротиворечивой системы выносит свое разумное рациональное заключение. Новые законы, которых требует жизнь, вводятся не по произволу какого-то лица, они должны быть интегрированы в эту систему. Более того, один из элементов правовой культуры состоит в том, что есть философия, стоящая за духовными принципами кодекса. Поэтому введение нового закона значит, прежде всего, выяснение его философской подоплеки: будет ли этот закон справедливым, отражает ли он общий подход, общую философию и так далее.

Введение нового закона значит, прежде всего, выяснение его философской подоплеки: будет ли этот закон справедливым, отражает ли он общий подход, общую философию.

Но если бы мы хотели нарисовать карикатуру на этот процесс, то, конечно, легко было бы вспомнить так называемое советское право, то, что называлось «телефонным правом». Часто встречались противоречия, вместо законов были указы. Мешало ли это кому-нибудь? Не очень, потому что нужно было просто набрать правильный телефонный номер и спросить, какой из противоречивых элементов сегодня в цене, чему надо следовать. Естественно, в этой системе адвокат был маленьким крючкотворцем, человеком, которому не очень много платили, он не защищал клиента, а мог только помочь ему вывернуться в этой системе, но апеллировать к независимому закону он вряд ли мог. Это, конечно, карикатура.

Если мы вспомним, чем же была оригинальная римская система, то она была похожа скорее на советскую систему, чем на западную систему. Римские юристы думали, что жизнь противоречива и считали, что стремится к непротиворечивости бессмысленно, они не ставили это требованием. Кроме того, они жили в мире, где был один император. Телефонов тогда не было, но были другие средства коммуникации, и император всегда мог сказать, что сегодня в цене. И право состояло в том, что существовал кодекс, где были прописаны все указы.

Тем не менее, логика существовала, но надо заметить, что в Византии почти не было юридических школ. Профессии юриста не было как таковой. Был пост юриста, интеллигентного человека, который был образован по меркам того времени, его назначали на пост судьи, ему достаточно было вспомнить тот мир, в котором он жил, обычное право, и посмотреть на кодекс, полистать его, тогда он становился судьей. Гильдии, цеха юристов не существовало. Короткое время существовали юридические школы, были попытки императоров Византии их ввести, но это было так же, как в Древнем Риме, занятием для желающих.

В Византии почти не было юридических школ, профессии юриста не было как таковой. Был пост юриста, интеллигентного человека, который был образован по меркам того времени, его назначали на пост судьи, ему достаточно было вспомнить тот мир, в котором он жил, обычное право.

Что возникло около 1075 г.? Поскольку у папы не было армии и не было прямого силового контроля, то управлять можно было только на основе непротиворечивого кодекса. Возьмем систему, радикально противоположную юридической – это мафия. В Южной Италии существует, как известно, три мафии под разными именами. Эти три мафии постоянно сражаются между собой. Лидеры этих мафий, конечно, понимают, что это самоубийство, что надо время от времени договариваться. И они пытаются договориться между собой. Договоренности приводят к перемирию, тем не менее, братоубийственный расстрел друг друга через некоторое время возникает опять. Почему?

Специалисты, когда изучают этот способ организации, отмечают, прежде всего, следующее. Мафия управляется принципом анти-юридическим, основанном на прямом личном контроле. Закон – это правила игры. Правила игры – это слово босса. Когда босс, шеф меняет свои правила игры, вся исполнительная вертикаль следует ему. Эта система управляема только в определенных размерах, потому что здесь должен быть личный контроль. Когда на определенном расстоянии личный контроль кончается, в этой системе возникают сбои, а Италия большая страна. Можно было бы выйти из этой проблемы: написать правила игры, сделать их непротиворечивыми, предоставить возможность человеку, который не может дозвониться до босса и получить от него прямое указание, самому судить о том, что можно и чего нельзя на основании написанного закона. Для того, чтобы это было возможно, этот человек должен быть образован, он должен знать закон; должна быть логика, только рационально можно судить о том, что хорошо, а что плохо. Этот закон должен быть непротиворечив. Но если мафия пропишет все это, сделает доступным другим людям, то без прямого контроля она кончит свое существование. У нее, как говорят американцы, безвыигрышная позиция: прямой контроль действителен только на сравнительно коротких территориальных расстояниях, а юридическую систему они не пускают. Поэтому специалисты говорят, что этот способ организации приводит к постоянным мафиозным разборкам, причем наверх выходят каннибалы все более крутого характера. Если предыдущим поколением мафиози считалось, что таким образом нельзя убивать друг друга, то приходят молодые дерзающие люди, которые предъявляют новую степень маразматического отношения к себе подобным, и они выходят наверх. Это каннибалистская система, сжирающая друг друга и парализующая всю ситуацию.

Поскольку у папы не было армии и не было прямого силового контроля, то управлять можно было только на основе непротиворечивого кодекса.

Для того, чтобы руководить без прямого политического контроля, где-то в 1075 г. в университете в Болонье, затем во втором богословском университете в Сорбонне и была придумана новая система. Эта новая система возникла благодаря большой наивности Запада, в отличие от Византии. Если в Византии греческий язык, школы, академии, философские кружки никогда не исчезали, то Западная Европа в результате разрушения германцами лежала в руинах, и единственным средоточием культуры были монастыри.

У западных мыслителей, а это были в основном монахи, в результате временного политического выигрыша папы в отношении назначений епископов, исходя из религиозных соображений, в результате возможности автономии, относительной независимости от политики, возникла оптимистическая наивная вера в то, что Кодекс Юстиниана, который нашли к этому времени, является памятником, высшим выражением юридического перфекционизма. Конечно, они видели, что там масса противоречий, но в своей наивности они думали, что это переписчики виноваты. Что на самом деле там противоречия никакого не должно быть. Поскольку архивов не существовало, в ситуации того времени это означало, что лучшие умы трудились над тем, как угадать, каков же тот совершенный прообраз юридической мысли, непротиворечивой, гармонической, стоит за тем, что они получили. Эти глоссаторы, комментаторы и занимаются тем, что видят противоречия и рассуждают так: конечно, это противоречие, но этого противоречия не должно быть, следовательно, оно только по внешности, поэтому, давайте-ка, найдем тот принцип, из которого будет видно, что это противоречие ликвидируется, а мы возвращаемся к непротиворечивым истокам.

Все это было сделано для утверждения примата духовности. Примат духовности для монаха – это, естественно, принципы Евангелия. Аксиомы Евангелия легли в основание переработки римского права с помощью латинского языка, который был тогда высшим языком для всей Европы, единственным языком цивилизованной культуры. Этот язык и лег в ту систему, из которой римское право вышло совершенно преображенным. Самого процесса трансформации его творцы, естественно, не заметили, им казалось, что они возвращались к истокам. На самом деле, они сотворили нечто совершенно новое. Например, поскольку, это право создавалось, прежде всего, для Церкви, в нем существовали принципы, обязательные для монахов. Например, честность. Когда происходят какие-то контрактные сделки, заключаются договоры, то Господь Бог видит, хочешь ты этого или нет, поэтому врать не надо. Принцип честности пронизывает все это право.

Мы можем противопоставить этому современную карикатуру: человек взял и расписался, не разобравшись, не прочитал мелкий шрифт. Попал, что называется, «как кур в ощип». В Германии есть законы, которые защищают человека, дают ему несколько дней, если этот мелкий шрифт в корне противоположен здравому смыслу, то тот, кто выиграл в результате такого псевдоконтракта, не может сказать: «Раз подписал, сам дурак, выполняй!» Суд человека защитит. Это следствие тех принципов, которые были когда-то вложены в это право.

Принцип честности, принцип доверия, потому что Господь Бог это видит, принцип гуманности, принцип примата духовного начала над грубой силой. Если у меня грубой силой что-то взяли, отобрали, и время прошло, но, тем не менее, меня защищают эти принципы, которые были вложены когда-то монахами. Результат, как утверждает Берман, состоял в том, что первым правовым государством в истории было папское государство. И это правовое государство, за неимением лучшего образца, послужило образцом для всего остального права. Начав с того, что создали правовую культуру внутри духовной автономии Церкви, не зависящей от власти, постепенно распространили ее на весь остальной политический мир, ввели право городов, коммерческое право, право королей и так далее. Перепахали обычное право, взяли из обычного права, из обычаев то, что не противоречило этому духовному принципу, дикости выкинули (это заняло почтенное время) и создали другую атмосферу правовой защищенности.

Бангалор, Индия

Вопросы & Ответы

В: Дорогой Гурудэв возможно ли восстановить доверие во взаимоотношениях после того, как партнер вам изменил? Как принять партнера после измены?

Шри Шри Рави Шанкар: Я могу сказать вам одно – представьте себя на месте своего партнера, совершающего ошибку, осознанно или неосознанно, или из-за какого-то принуждения. Если ваш партнер не прощает вас и держит против вас обиду, как бы вы себя чувствовали?

Поставьте себя на место своего партнера и посмотрите. Если бы вы сами были тем человеком, который совершил ошибку, и ваш партнер не прощал бы вас, вы бы себя хорошо чувствовали, или вы бы просили его или ее дать вам еще один шанс? Этого вполне достаточно, чтобы получить представление об этом.

Вы ожидаете, что ваш партнер – просветленный. Вы ждете, что он будет вести себя как просветленный. Вы ожидаете слишком многого. Если ваш партнер совершил ошибку один или два раза, вам следует простить его и дать ему еще один шанс. Именно поэтому духовное знание и духовный путь настолько необходим для человека, чтобы взращивать в себе чистоту и честность. Без этого не может быть искренности.

Если они совершили ошибку, ваш рост в том, чтобы простить их, вы не должны все время заставлять других ощущать чувство вины. Если они совершили ошибку, вам следует сказать: "Ничего страшного, забудь об этом! Давай двигаться дальше!" Но мы так не поступаем, вместо этого мы что делаем? Мы направляемся к ним с указующим перстом, который гласит: "Ты это сделал!" Тогда как они могут оставаться с вами друзьями?

Никто не хочет никого предавать, это искушение или страстное желание получения чего-то большего толкает человека на неэтичные действия. Ваша душа не останавливается пока не находит себя, пока не находит океана радости. До тех пор она продолжает стремиться к все большему, думая: "Я возможно получу это здесь". Вот что движет человеком.

В: У меня возникает постоянное чувство, что я не делаю для Вас достаточно. И также я чувствую зависть, когда Вы хвалите кого-то другого. Как мне справиться с этими чувствами?

Шри Шри Рави Шанкар: Это природа любви, вы всегда чувствуете, что хотите делать все больше и больше. Мать всегда чувствует, что хочет сделать больше для своей дочери. Она чувствует, что будто бы сделала недостаточно для нее. Это природа любви - хотеть сделать больше.

Когда любовь исчезает, тогда вы чувствуете или говорите: "О, я сделал достаточно! Я сделал все, что мог!" И в этот момент появляется разочарование. В тот день, когда вы такое почувствуете, знайте, что если есть какая-то усталость и разочарование, значит, дух теряет силу.

В: Дорогой Гурудэв, какой способ был бы наилучшим, чтобы поддерживать с Вами взаимосвязь во время преодоления политических моментов в организации?

Шри Шри Рави Шанкар: Послушайте, там, где есть люди, там есть политика. Что означает политика? Она означает – люди . В мире повсюду есть политика. Если вы думаете о политике, то она начинает казаться еще более значимой. Если вы считаете, что люди отличаются друг от друга, играют разные роли, обладают разными склонностями, и не обязательно чтобы все друг другу нравились, тогда вы не будете рассматривать это как политику. Кому-то вы нравитесь, а кому-то нет. Вибрации одного человека не сочетаются с вибрациями другого.

Почему вы называете это политикой? Потому что ваши вибрации не совпали с чьими-то. Вы не сможете найти убежище от таких вещей нигде во всем мире. Вы просто должны увидеть, что мы за пределами и выше любой политики.

Мы здесь для того, чтобы привнести счастье, и нам следует сконцентрироваться на этом. Если вы фокусируетесь на Знании и на том, как вы взаимосвязаны со мной, тогда ничто не сможет вам препятствовать.

В: Даже не смотря на то, что я знаю, что для меня полезно, я все еще пристращен к разрушительным привычкам, таким как лень и эгоизм. Я чувствую, что это имеет какую-то связь с моим детством. Какой наилучший способ вспомнить забытые события из раннего детства?

Шри Шри Рави Шанкар: Когда вы вешаете на себя ярлык, говоря: «Я ленивый», вы оправдываете свою лень. Если вы навешиваете на себя ярлык, говоря: «Я плохой», это дает вам лицензию, официальное разрешение оставаться плохим. Понимаете, о чем я говорю? Первый шаг – это убрать эти ярлыки, содрать их. Поймите, что вы не знаете, кто вы, и на сколько вы сильны и талантливы. Вам следует говорить: «Я не знаю, кто я». Когда вы не знаете, кто вы, тогда вы поддерживаете шанс на улучшение; вы получаете эту уверенность, определенность, чтобы сказать: «Хорошо, я это сделаю».

Начинайте с простых вещей, и твердо следуйте им. Например, скажите:: «Сегодня я пройду один километр», и сделайте это!

Я помню, когда я шел домой из школы, я считал каждый шаг. Расстояние было почти в пол километра, и я говорил: «Один шаг, два, три, четыре» и т.д. Я шел домой в полной осознанности. Даже когда вы гуляете, делайте это с осознанностью и твердостью. Скажите: «Сегодня я приду домой через 20 минут, завтра через 18. Потом я сделаю это за 15 минут, и с полной осознанностью».

Вы ставите для себя задачу и достигаете ее. Вот способ увеличить уверенность в себе и свои возможности.

В: Дорогой Гурудэв, люди все меньше наслаждаются личной свободой. Правительство и корпорации захватывают наши жизни все больше и больше. Что может сделать простой средний обыватель?

Шри Шри Рави Шанкар: Правила и нормы необходимы в любом обществе, но они не должны быть слишком жесткими. Личная жизнь также не должна быть слишком сухой. Когда вы чувствуете, что жизнь становится слишком скучной и слишком монотонной, тогда вам следует включиться в такую деятельность наподобие той, которой мы занимались на этих выходных (Продолженный курс Тишины) . Проходите эту программу по крайней мере два раза в год. Здесь есть пение, размышление, созерцание и происходит нечто большее. Нам также следует вовлекать себя в групповую деятельность по несколько часов на ежедневной основе.

Чем дольше мы находимся в своей зоне комфорта, заботясь только о себе и о близких членах семьи, тем больше наша жизнь начинает сжиматься. Тогда мы начинаем злиться, разочаровываться, раздражаться – начинают приходить все эти негативные чувства . Если вы будете вовлекать себя понемножку в общественную деятельность, вы будете меньше раздражаться дома, и в семейной жизни будет больше гармонии.

Принцип непредубежденности, прежде всего, предполагает возможность новой жизни, которая отличается от прожитой ранее. Все, что необходимо, чтобы изменить свою жизнь, - захотеть этого. Новая жизнь может кардинально отличаться от того, какой мы ее представляли себе, как нам о ней рассказывали другие. Вместе с тем, она будет гораздо лучше и разнообразнее, чем жизнь в употреблении. Непредубежденность предполагает восприимчивость к тому, чего мы сами не испытывали. Иными словами, это не отвержение нового опыта.

Чтобы понять, насколько человек смог избавиться от собственной предубежденности, необходимо ответить на некоторые вопросы:

  • Во что было сложно поверить из того, что я услышал на своем пути к выздоровлению? Просил ли я помощи и разъяснения для понимания того, что мне было непонятно?
  • Как проявляется моя непредубежденность?

Принцип готовности и открытости

В Первом шаге заложен принцип готовности. Он предполагает открытость к положительным изменениям, которые придут в жизнь зависимого после отказа от наркотиков. Многие не знают и не представляют, как будет происходить их исцеление, но все равно приступают к реабилитации, заранее готовые к положительному результату. Все действия, которые сопровождают выздоровление, предполагают готовность: несколько раньше прийти на собрание, помочь в организации мероприятия, выслушать того, кто нуждается в поддержке, и др.
Необходимо ответить себе на следующие вопросы:

  1. Готов ли я выполнять инструкции наставника?
  2. Готов ли я к регулярному посещению собраний?
  3. Готов ли я прикладывать усилия для собственного выздоровления? Какие именно?

Принцип смирения

Данный принцип предполагает признание собственного поражения перед веществом. При этом важно принимать себя таким, как есть, не стараясь выставить себя в лучшем или худшем свете. Для этого нужно честно ответить на следующие вопросы:

Принцип веры и надежды

Для того чтобы излечиться от наркозависимости , необходимо верить в то, что с помощью специалистов человек найдет в себе силы преодолеть пагубное пристрастие и начать новую жизнь. Только надежда на лучшее способна заставить его предпринимать какие-либо шаги для выздоровления.

Признавая себя зависимым, человек испытывает внутренние изменения. Он начинает ощущать умиротворение и все возрастающую надежду на исцеление. Мы примиряемся с зависимостью и с тем, что выздоровление возможно. Работа над собой ради исцеления становится частью обычной жизни. Попробуйте ответить на вопросы:

  • Примирился ли я со своей зависимостью?
  • Знаю ли я примеры успешного избавления от моего недуга?
  • Верю ли я в то, что это может случиться со мной? Почему? Что мешает мне избавиться от зависимости? Какие шаги необходимо предпринять для преодоления этих препятствий?
  • Почему для исцеления необходимо признание моей болезни?

Признав свою болезнь и невозможность справиться с ней собственными силами, человек должен найти в себе мужество принять помощь квалифицированных специалистов, к которым он испытывает доверие. Только в этом случае он может безоговорочно выполнять рекомендации и принимать оказываемую ему помощь.

Введение

В первоначальном проекте "Бангалорских принципов поведения судей" принцип честности и неподкупности приводился последним среди всех остальных принципов. Однако в ходе обсуждения данной редакции проекта многими судьями и экспертами различных стран были высказаны предложения указать данный принцип, в связи с его значимостью, сразу после принципов независимости и объективности. Данное замечание было принято.

Важность данного принципа в том, что он регулирует нравственную сторону деятельности судьи, как при исполнении профессиональных функций, так и во внеслужебной деятельности. Соблюдение судьями нравственных норм и их высокие моральные качества имеют важное значение для утверждения в обществе доверия к судебной власти, веры в ее справедливость, беспристрастность. Именно доверие общества к независимости судов, к честности и неподкупности судей, к беспристрастности и действенности судебных процессов поддерживает существование судебной системы в государстве. По этому поводу в тексте документа Бангалорских принципов приводятся слова одного из судей: "Авторитет суда …, не обладающего ни кошельком, ни мечом, зиждется, в конечном счете, на доверии общества к его моральному праву принимать решения..." Комментарий к Бангалорским принципам поведения судей, п.3 с.43. Доступно на сайте www.gtz.de/law-caucasus.

И, самое главное, честность и неподкупность судьи является важнейшим и обязательным условием для отправления им справедливого правосудия.

В случае отсутствия данных слагаемых, при наличии остальных прочих, судья не может выступать, в той роли, которую общество ему отводит - стоять на страже закона, судить справедливо, защищать интересы и права личности. Как не может быть врача без знания и умения лечить людей, так и не может быть судьи без честности и неподкупности. Конечно, лицо, занимающее должность судьи, может называться таковым, но без вышеперечисленных качеств судить справедливо - на что рассчитывает общество - не сможет. Следовательно, в своем истинном значении такое лицо судьей являться не будет.

Честность и неподкупность являются абсолютными категориями, не имеющими степеней. Это обязательное условие отправления правосудия и ношения звания судьи. Это не добродетель, а безусловная обязанность судьи, главное профессиональное требование к его личности.

О значении честности и неподкупности и морально-нравственного поведения судьи наиболее точно указано в Бангалорских принципах где приводятся слова одного из судей при обращении его ко вновь назначенным судьям своего судебного округа: "Роль судьи заключается в том, чтобы служить обществу в важнейшем деле отправления правосудия в точном соответствии с законом. Ваша должность дает вам такую возможность, и это привилегия, дарованная вам. Ваша должность требует служения, и это ваш долг. Несомненно, у вас было множество причин как личного, так и профессионального характера, в силу которых вы приняли это назначение, однако судье не суждено добиться успеха и испытывать удовлетворение от исполнения возложенных на него обязанностей, если только он не будет постоянно осознавать важность для общества того долга, которому он служит. Свобода, мир, правопорядок и надлежащее управление - т. е. основы общества, которые мы так ценим - зависят, в конечном счете, от того, насколько верно исполняет свой долг судья. Закон господствует в обществе только тогда, когда общество уверено в честности и неподкупности судей и их способности надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности . Зная это, вы должны преисполниться высочайшим мнением о своей должности - должности чрезвычайно важной. Когда работа потеряет свою новизну, когда бессчетное количество ожидающих вас дел станет напоминать вам сизифово бремя, когда вам начнет приедаться нескончаемое множество отложенных решений, единственным мотивом, побуждающим вас стремиться вперед, будет осознание того, что то, чему вы призваны служить, является основой основ для общества, в котором вы живете.

Вы наделены особым правом исполнять полномочия, которыми наделяет вас ваша должность, и вы обязаны оставить ее незапятнанной, когда придет время сложить с себя полномочия, связанные с этой должностью. Сказанное и сделанное вами в обществе ли, но в определенной степени также и в частной жизни, - будет влиять на восприятие обществом вашего служения ему и на уважение, которым такое служение должно пользоваться в обществе. Риск быть задержанным, будучи за рулем машины и возвращаясь вечером домой после званого обеда, или же занижение суммы доходов в налоговой декларации может иметь широкий общественный резонанс. Стандарты, применимые к жене Цезаря, которая, как известно, "должна быть вне подозрений" - это те стандарты, которыми будут мерить сказанное и сделанное вами, а поскольку вы придерживаетесь действительно высокого мнения о вашей должности, то это также и те стандарты, которыми будете руководствоваться вы. Эти стандарты касаются вопросов малых и вопросов больших.

Преисполняющая вас гордость в отношении судейской должности должна сочетаться со скромностью: вы должны смиренно задаваться вопросом о том, способны ли вы действительно соответствовать тем стандартам, которые установили ваши предшественники, и которых общество ожидает от вас. Есть судьи, настолько уверенные в себе, что им и в голову не приходит усомниться в своей способности достичь того уровня и качества работы, которых от них ожидает общество. Насколько мне известно, ни один из тех, кто был преисполнен подобной самоуверенности, так и не сумел этого сделать. Естественно, накапливая опыт, вы будете меньше волноваться по поводу того, насколько вы способны достойно исполнять обязанности, которые возлагает на вас ваша должность. Однако это связано не столько с удовлетворенностью достигнутым, сколько с осознанием и реалистичным приятием пределов собственных возможностей. Если человек действительно старается сделать все наилучшим образом, беспокойство по поводу каких-то собственных недостатков будет только вредить.

Интеллектуальная скромность, чувство долга и чувство собственного достоинства, осознание того, что за каждым твоим шагом в ходе судебного процесса наблюдает общество и коллеги, являются теми факторами, которые вдохновляют судей стремиться достичь максимума, на который они способны.

… Вы стали или сегодня становитесь частью этой элиты - элиты, гордящейся своим служением обществу, а не своим богатством; ваша причастность к ней может быть источником огромной личной удовлетворенности и немалой гордости. Вознаграждение, которое вы будете получать за свой труд, не сделает вас богачами; вы будете работать больше и дольше, чем большинство ваших друзей, избравших для себя иной путь; каждое сказанное вами в суде слово и каждое связанное с судом ваше действие, равно как и другие ваши слова и дела, могут стать объектом для критики со стороны общества; нападки, зачастую неоправданные и остающиеся без ответа, могут подорвать уважение общества к людям судебной профессии. Но если вы, тем не менее, разделяете с моими коллегами, которых вы глубоко почитаете, чувство служения обществу через правосудие, которое вы вершите в точном соответствии с законом, вас ждет жизнь, полная огромного удовлетворения. Будьте честны и великодушны, и все получится" Комментарий к Бангалорским принципам поведения судей. Преамбула п.15 с.44-45. Доступно на сайте www.gtz.de/law-caucasus .

В Бангалорских принципах каждому из шести принципов посвящается отдельная глава, вначале которой приводится описание данного принципа, далее, в части "Применение", устанавливаются стандарты поведения, предъявляемые к судье в соответствии с данным принципом. В части "Комментарии" дается пояснительный материал, раскрывающий смысл и содержание принципа и отраженных в нем стандартов поведения, и разъясняющий вопрос практического применения данного принципа к ситуациям и проблемам, с которыми, возможно, придется столкнуться судьям.

Бангалорский принцип честности и неподкупности имеет следующее описание:

"Честность и неподкупность являются необходимыми условиями надлежащего исполнения судьей своих обязанностей".

Применение

Стандарты поведения, которых судья должен придерживаться в соответствии с принципом честности и неподкупности:

  • 3.1. Судья демонстрирует поведение, безупречное даже на взгляд стороннего наблюдателя.
  • 3.2. Образ действия и поведение судьи должны поддерживать уверенность общества в честности и неподкупности судебных органов. Недостаточно просто осуществлять правосудие, нужно делать это открыто для общества.

Комментарий

Для судебной власти и судей честность и неподкупность - это не добродетель, а обязанность.

Составными элементами честности и неподкупности являются правдивость и моральные принципы судей. Судья всегда, а не только при исполнении им своих официальных обязанностей, должен вести себя достойно и честно, как подобает человеку, занимающему должность судьи: он должен быть свободен от лжи, обмана и мошенничества и проявлять достоинство и добропорядочность в своем поведении и характере.

Судья должен поддерживать высокие стандарты поведения как в частной, так и в общественной жизни. Судья, как и любой другой гражданин имеет право на частную жизнь и личную свободу, однако судья должен неизменно задаваться вопросом: не заставит ли его поведение в глазах стороннего наблюдателя, являющегося здравомыслящим и сведущим членом общества, - усомниться в его честности и неподкупности и не ослабит ли оно уважение к нему как к судье. Если это так, то подобного поведения следует избегать.

С точки зрения общества, судья дал обязательство не только служить идеалам справедливости и правды, на которых зиждется верховенство права и основы демократии, но также и воплощать их в себе. Соответственно, личные качества судьи, его поведение и образ в глазах общества оказывают влияние на судебную систему в целом и, следовательно, на доверие общества к судебной власти. Общество предъявляет к судье гораздо более высокие требования, нежели к обычным гражданам; оно ожидает от него стандартов поведения гораздо более высоких, нежели те, что существуют в обществе в целом. По сути, судебная функция, которая заключается в том, чтобы судить других, налагает на судью требование вести себя так, чтобы исключить какое-либо разумное осуждение со стороны других в связи с вопросами, которые могут иметь какое-либо отношение к роли судьи и судебной должности.

То, как воспринимает общество деятельность судьи, не менее важно, чем сама деятельность. Поэтому судья должен оставаться вне всяких подозрений. Судья не только должен быть честен, но и восприниматься как таковой. Долг судьи не только в том, чтобы вынести справедливое и объективное решение - он должен вынести его так, чтобы исключить какие-либо сомнения в справедливости и объективности вынесенного им решения, равно как и в собственной честности и неподкупности. Поэтому судья должен не только обладать высокой квалификацией по вопросам права; не менее важно судье действовать и вести себя так, чтобы стороны в судебном процессе были бы уверены в его беспристрастности и объективности.

Вопрос заключается не в том, является ли действие нравственным или безнравственным с точки зрения некоторых религиозных или этических убеждений, либо является ли оно приемлемым или неприемлемым с точки зрения принятых в обществе норм (что может привести к попыткам произвольно навязать узкие нормы морали), но в том, как это действие соотносится с важнейшими составляющими способности судьи исполнять доверенную ему работу (справедливость, независимость, уважение к обществу), а также с представлением общества о его соответствии занимаемой судейской должности. Соответственно, при оценке этого вопроса предлагается рассматривать шесть нижеперечисленных факторов:

  • 1) носит ли действие публичный или частный характер не противоречит ли оно действующему закону;
  • 2) в какой степени данное поведение защищено как право личности;
  • 3) в какой степени судья проявляет дискреционное право и предусмотрительность при исполнении своих обязанностей;
  • 4) причинило ли рассматриваемое действие или поведение значительный вред тем, кого оно затронуло в наибольшей степени, и было ли оно оскорбительным для других;
  • 5) какую степень уважения или отсутствия уважения к обществу или отдельным членам общества демонстрирует рассматриваемое действие или поведение;
  • 6) в какой степени рассматриваемое действие или поведение указывает на существование предвзятого отношения, предубеждения или ненадлежащего влияния.

Оценка поведения с учетом этих или аналогичных факторов поможет установить равновесие между ожиданиями общества и правами судьи.

Отражение принципа честности и неподкупности в законодательстве Кыргызской Республики

Нормы, регулирующие стандарты поведения судей и предъявляемые к ним обязательные требования, содержатся в ряде нормативных актов. Анализ данных норм показывает, что принцип честности и неподкупности отражен в них слишком косвенно.

Конституция Кыргызской Республики

В п. 1 ст. 95 Конституции КР закреплено положение о том, что судьи всех судов Кыргызской Республики занимают свои должности и сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным. Данное моральное требование вести себя безупречно, предъявляемое к судьям во время пребывания в должности, является единственным условием нахождения в судебной должности. Критериями безупречного поведения судей являются требования, предъявляемые к судье, изложенные в ст. 5-1 конституционного Закона "О статусе судей Кыргызской Республики" (далее конституционный Закон), среди которых отсутствует требование к судье быть честным. Возможно, в данном перечне требований и нет необходимости напрямую отражать показатель честности и неподкупности. Достаточно включить его в Кодекс чести судей Кыргызской Республики", соблюдение которого является обязательным требованием для судей согласно ст. 5-1 конституционного Закона.

Конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики":

1. В ст. 5 конституционного Закона содержится присяга, приносимая судьей при вступлении в должность судьи, согласно которой он берет на себя обязательство быть честным при осуществлении правосудие и строго соблюдать Кодекс чести судьи КР:

"Я, ..., вступая в должность судьи Кыргызской Республики, перед своим Отечеством и своим народом клянусь:

честно, добросовестно, беспристрастно и справедливо осуществлять правосудие в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики; строго соблюдать правила Кодекса чести судьи".

2. В ст. 5-1 конституционного Закона указано:

Судья обязан:

  • 1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, быть верным присяге судьи;
  • 2) соблюдать требования Кодекса чести судьи Кыргызской Республики , а также установленную законодательством этику государственных служащих и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи; …

Кодекс чести судьи Кыргызской Республики

В п. 6 ст. 2 Кодекса чести судьи КР предусматривается, что "в своей профессиональной деятельности судья должен противостоять проявлениям коррупции". В этом стандарте поведения судьи отражен показатель неподкупности.

Закон Кыргызской Республики "Об органах судейского самоуправления"

В соответствии со ст. 5 Закона КР "Об органах судейского самоуправления" на органы судейского самоуправления возлагается задача обеспечения выполнения судьями требований безупречности поведения судей.

1. Сегодня в обществе наблюдается недоверие к судебной системе. Справедливо звучат требования навести порядок в системе, повысить ответственность и подотчетность судей, которые могли бы дополнить принцип независимости судей и тем самым способствовать повышению уровня доверия общественности к судам.

Несмотря на то, что Бангалорские принципы, представляющие собой признанные международным сообществом этические нормы поведения судей, в какой-то степени нашли отражение в законодательстве Кыргызской Республики, тем не менее, необходимо продолжить их имплементацию в судебную систему республики. Принятие и соблюдение их послужит тем целям, без которых невозможно не только поступательное развитие, но и просто нормальное функционирование судов любого уровня.

  • 2. Принцип честности и неподкупности сложно формализовать как норму, тем не менее, более широкое его отражение в законодательстве страны позволит еще раз подчеркнуть его как доктринальную основу существования справедливого и независимого правосудия, и будет способствовать улучшению морально-нравственного аспекта поведения судей.
  • 3. Необходимо включить понятия честности и неподкупности в нормативные - правовые акты, регулирующие деятельность судей в Кыргызской Республике. В частности, например, в п. 1 ст. 3 конституционного Закона "О статусе судей Кыргызской Республики" установлены принципы осуществления правосудия, которыми судья должен руководствоваться при осуществлении правосудия. Одним из них является принцип ответственности судей. Целесообразно дополнить его, включив понятия честность и неподкупность. Таким образом, редакция обновленной нормы должна звучать следующим образом: "При осуществлении правосудия судьи руководствуются следующими основными принципами: ...ответственностью, честностью и неподкупностью судей". В ст. 2 Кодекса чести судей КР установлены нормы этических принципов поведения судьи, которые необходимо дополнить положением о том, что судья в своей профессиональной деятельности должен быть честным и неподкупным, быть верным своему долгу.
  • 4. Очень важно повысить требования также к морально-нравственным качествам и поведению членов Совета по отбору судей КР как органа, осуществляющего отбор кандидатов на вакантные должности судей. К людям, которые имеют прямое отношение к формированию судейского корпуса, общество должно также предъявлять высокие требования, в том числе к их личностным качествам, квалификации и поведению. Члены Совета по отбору судей КР должны быть честными и неподкупными, независимыми и способными противостоять внешнему давления, попыткам подкупа. В связи с этим, целесообразно будет дополнить Закон КР "О Совете по отбору судей Кыргызской Республики" положениями, направленными на повышение требований к кандидатам в члены Совета по отбору судей КР, на установление высоких стандартов поведения во время членства в Совете по отбору судей КР, включая обязанность вести себя безупречно. При этом важно определить критерии безупречного поведения, как это сделано в отношении судей, а также установить ответственность за нарушение данных требований.
  • 7. Сложившееся в обществе недоверие к судебной системе является, к сожалению, следствием ненадлежащего поведения судей в их профессиональной деятельности, нарушений с их стороны требований закона о безупречности поведения судей. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об органах судейского самоуправления" обеспечение выполнения судьями требований безупречности поведения судей, привлечения их к дисциплинарной ответственности за нарушение данных требований возложено на органы судейского самоуправления, в частности на Совет судей КР. Поэтому, на наш взгляд, необходимо осмыслить, и в первую очередь самому судейскому корпусу, причину того, почему органы судейского самоуправления по сути не справляются с поставленной перед ними задачей. Является ли причиной этого неэффективность существующей институциональности органов судейского самоуправления либо отсутствие необходимой нормативной базы, или это связано с персональным составом Совета судей КР. Необходимо, чтобы судейский корпус сам осуществлял постоянный процесс самоочищения внутри судебной системы, обеспечивал бы на более качественном уровне контроль за соблюдением судьями высоких стандартов и установленных законом требований безупречности поведения. В противном случае, в отсутствие способности Совета судей КР обеспечить соблюдение судьями установленных требований, будет возникать ситуация, когда в этот процесс будут включаться представители других ветвей власти, что нанесет урон независимости судебной ветви власти. Необходимо предпринять меры, направленные на улучшение работы Совета судей КР, других органов судейского самоуправления, принятие, возможно, новых подходов и методов в работе Совета судей КР.