Маркировка аккумуляторных батарей и размеры. Маркировка и классификация автомобильных аккумуляторов

Аккумулятор — не мясо и не хлеб, но тоже имеет свой срок хранения, т.к. внутри этой маленькой, но тяжелой коробочки беспрерывно протекают химические реакции и процессы.

Поэтому, при покупке стартерной аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо обратить внимание на дату его выпуска. Просроченный АКБ, как в случае с мясом и хлебом — это зря потраченные деньги и время. "Лежалый" "не свежий" АКБ в любую минуту может "сесть". Причем, для свинцово-кислотных батарей, изготовленных по традиционной технологии с добавлением сурьмы, срок хранения не должен превышать 6-10 месяцев. Если аккумулятор с легированными серебром пластинами – 12-15 месяцев. Ну а в случае кальциевых АКБ, их саморазряд сведен к минимуму, но все равно в течение года-двух такие АКБ садятся практически в ноль. Но принимать за константу эти сроки хранения не стоит. Во многом, срок хранения (без периодической подзарядки) зависит от тех условий, в которых хранится аккумулятор.

В общем итоге — потребительские характеристики АКБ через 2-3 года хранения на складе ухудшаются настолько, что покупать батарею, пролежавшую в течение этого или более длительного срока, просто не рекомендуется. Конечно, бывают исключения, например, аккумуляторы BOSCH AGM, практически не теряют заряда даже после 3-х лет.

Другими словами, брать "лежалый" товар не рекомендуется, а так же, при покупке АКБ любого срока свежести — перед установкой на автомобиль крайне рекомендуется!

Всю необходимую информацию даст маркировка аккумуляторов. Единых стандартов маркировки АКБ по дате производства не существует, на разных батареях она ставится по-разному. Большинство производителей указывает дату изготовления аккумулятора в виде набора букв и цифр, а иногда и в виде цветовой маркировки.

Дата изготовления аккумулятора может быть указана на фронтальной этикетке, выбита на крышке или помещена на отдельной этикетке на боковой стенке. Здесь нет стандартов.

Самые распространенные способы шифрования информации:

Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:

— дату производства аккумуляторных батарей

— сведения о батарее и условиях производства.

Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе — шесть цифр, например: 1234 567890.

Схема маркировки:

1 – номер производственной линии

2, 3, 4 – индивидуальный код партии

5 – последняя цифра года

6 – полугодие

7 – порядковый номер месяца в полугодии: Первое полугодие: 1-январь, 2-февраль, 3-март, 4-апрель, 5-май, 6-июнь Второе полугодие: 1-июль, 2-август, 3-сентябрь, 4-октябрь, 5-ноябрь, 6-декабрь

8,9 — день (число месяца)

0 — номер бригады (возможны 2 цифры)

Пример маркировки: 2260 311321

Расшифровка: Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 — индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1

Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе. Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 14010243

Расшифровка: Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Аккумуляторы Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал

Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.

Пример маркировки: 102011

Расшифровка: Дата изготовления — октябрь 2011 года.

Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 1112 Расшифровка: Выпущена в 11 месяце 2012 года.

Актех, Орион, Зверь

Код маркировки нанесен на верхней крышке. Аккумуляторные батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.

Пример маркировки: 0511

Расшифровка: Дата изготовления — май 2011 года.

Cobat, Titan (Standart, Euro Silver, Arctic Silver, Asia Silver, Vaiper)

С августа 2011 г. дата изготовления наносится на аккумуляторы завода TUBOR при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру.

Код содержит 5 символов: 12345

1 – день недели

2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)

4 – год (латинская буква): 2011 (H), 2012 (V), 2013 (N), 2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2018 (T), 2019 (X), 2020 (L).

5 – номер смены.

Пример маркировки: 208Н1

Расшифровка: 2 — вторник 08 — восьмая неделя Н — 2011 год 1 — первая смена. АКБ выпущен 22 февраля 2011 года в первую смену.

В настоящее время аккумуляторы завода TUBOR поступают в продажу как в прежнем варианте маркировки, так и в новом – приведенном выше. Прежняя маркировка: Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: 2112042 21 декабря 2004 года, "2" – служебная информация.

VARTA, BOSCH

Официальный ответ компании БОШ

Согласно требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, информация о дате производства не обязательна для нанесения на аккумуляторные батареи. С начала 2014 года, дата производства не наносится на батареи. Серийный номер несет информацию необходимую только для производства. Показателем качества батареи является не дата производства, а напряжение разомкнутой цепи, оно должно составлять не менее 12,5В.

Your Bosch Company / Ваша компания Bosch

Но тем не менее, разбираться в маркировке для нас не будет лишним.

Код маркировки расположен на верхней крышке в производственном коде.

Код состоит из 24-х символов, четвертая позиция обозначает год, пятая-шестая – месяц.

Пример маркировки: G2С1050520991 536528 82E 09

На аккумуляторах BOSCH дата выпуска продублирована в центральной части лицевой наклейки, она содержит три цифры, говорящие о годе и месяце выпуска.

Например, 105 – май 2011 года. Кроме того, дату производства аккумулятора VARTA можно определить по цветному кружку, нанесенному на этикетку или крышку аккумулятора.

Цвет кружка соответствует определенному кварталу: I.2011 — зеленый, II.2011 — красный, III.2011 — розовый, IV.2011 — белый, I.2012 — серый, II.2012 — оранжевый, III.2012 — желтый, IV.2012 — голубой, I.2013 — зеленый, II.2013 — красный, III.2013 — розовый, IV.2013 — белый и т.д.

Полная расшифровка всего кода: Первая буква — территориальное расположение завода Varta и Bosch: H — Германия (Ганновер), С — Чехия (Чешска Липа), S — Швеция (Хальтсфред), А — Австрия (Вена), F или R — Франция (Руан), E или G — Испания (Гвардамар — Бургос); Далее следует цифра — это номер конвейера. Вторая буква — особенности отгрузки: V- для розничной продажи, E- для комплектации на автозаводах.

Далее снова следует цифра — последняя цифра в нумерации года (год выпуска), третья и четвертая цифры — порядковый номер месяца: 01-январь, 02-февраль, 03-март, 04-апрель, 05-май, 06-июнь, 07-июль, 08-август, 09-сентябрь, 10-октябрь, 11-ноябрь, 12-декабрь; Пятая и шестая цифры — день месяца, седьмая цифра — номер смены.

С 2014 года VARTA и BOSCH стали использовать новую кодировку даты изготовления батареи.

В длинном коде это 4,5,6 цифры. 4-я цифра год выпуска, 5-я и 6-я код месяца выпуска: 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.

Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ.

Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число.

Пример маркировки: 410819

Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)

Производственный код расположен на этикетке сверху (на крышке). Притом, на батареях Panasonic код нанесен краской, а на батареях Furukawa Battery – выдавлен.

Маркируются по принципу ЧЧ.ММ.ГГ

Пример маркировки: 181011А

Topla, Moratti

На аккумуляторах Topla код нанесен на верхнюю часть корпуса при помощи лазера.

Из четырнадцати символов третий, четвертый обозначают год, а пятый, шестой – неделю.

Пример маркировки: F1110600941864

Расшифровка маркировки: Батарея изготовлена в шестую неделю 2011 года (т.е. в феврале).

Дата выпуска расшифровывается по первым 4 буквам английского алфавита выжженным на крышки АКБ

Пример маркировки: DEBC DEBC — расшифровывается как порядковый номер каждой буквы в англ. алфавите: 1-я и 2-я буква означают неделю года, 3-я и 4-я буква последние 2 цифры года, порядковый счет идет от 0, т.е. A-0, B-1, C-2, D-3, E-4, F-5, G-6, H-7, I-8, J-9, K-10, L-11, M-12 и т.д. маркировка DEBC — это 34 нед. 12 год.

Atlas, Bost

Расшифровка кода (по первым 2м символам в маркировке на крышке (под ручкой)): KJD24 2 — последняя цифра года (2012 год) K — порядковая буква латинского алфавита (октябрь): А — январь, В — февраль, С — март, D — апрель, Е — май, F — июнь, G — июль, H — август, J — сентябрь, K — октябрь, L — ноябрь, M — декабрь. Буква «I» — в маркировке отсутствует.

Exide, Centra EXIDE Technologies (США)

принадлежат бренды Absolute, American, BIG, Centra (Польша, Познань), Champion, Chloride Motive Power, Deta, Emisa, Exide, Fulmen, Hagen, Luac Power, Marathon, Marshal, Exide Select Orbital, PAK, PCA, Prestolite, Saem, Sonnark, Sonnenchein, Sprinter, Trailblaizer, Tudor, York.

Код расположен на корпусе. Первая цифра — год выпуска, вторая буква – месяц (А-январь, В-февраль, С-март, D-апрель, E-май и т.д.).

Португалия, торговая марка принадлежит EXIDE

Буквенно-цифровой код, где Вторая буква — год: V — 2008 год, W — 2009, X — 2010, Y — 2011, Z — 2012, A — 2013, B — 2014 и т.д.; Пятая буква — месяц выпуска: от A до L (A-январь, В-февраль, С-март, D-апрель, Е-май, F-июнь, G-июль, H-август, I(пропускается)-сентябрь, J-октябрь, К-ноябрь, L-декабрь).

Пример: OY24HPX66J — дата выпуска август 2011 года. STECO Шестизначный код: 1-я цифра — линия, 2,3-я цифры — неделя, 4-я цифра — день недели, 5-я цифра — год выпуска, 6-я цифра — тип АКБ.

А-mеga

Маркировка на крышке АКБ: Первая, вторая и третья цифры — день года. Четвертая и пятая цифры — последние цифры года.

Пример: 210/12 — 210 день (конец июля) 2012 года.

Sznajder

Код на ребре крышки: Три предпоследних цифры – день года, последняя цифра минус 1 – год.

Код находится на крышке. Третья цифра – год, четвертая буква – месяц (А-январь, В-февраль, С-март, -D-апрель, E-май и т.д.).

Маркировка на минусовой клемме: Первая и вторая цифра – неделя (01-53), третья и четвертая цифра – год.

Delphi Freedom Delphi Automotive Systems, Польша

Место нанесения маркировки – верхняя часть корпуса со стороны индикатора в дальнем от него углу. Пример: 16 2GF, где 16 – день месяца, 4 – последняя цифра года (2012 год), G – месяц (июль), F – страна-изготовитель (Франция). (A–январь, B–февраль, C–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, H–август, I–сентябрь, J–октябрь, K–ноябрь, L–декабрь)

Inci Aku Exmet, Ultra Hugel Inci Exide Турция

Ista Standart ООО ДОЗ «Энергоавтоматика», Украина

Место нанесения маркировки – верхняя крышка, над этикеткой. Пример: 2144, где 2 – номер производства, 4 – последняя цифра года (2011 год), 44 – номер недели (ноябрь).

Для батарей, произведенных ЗАО «ISTA-Центр», маркировка иная, например: 131224, где 1 – номер производства, 3 – номер бригады, 12 – год выпуска, 24 – номер недели (начало июня).

Medalist Delkor (американо-корейское совместное предприятие)

Место нанесения маркировки – сбоку на корпусе.

Пример: 12.2011: 12 – месяц (декабрь), 2011 – год.

Power Bull Plus, Power Bull Banner, Banner Batterien Австрия

Место нанесения маркировки – задняя стенка батареи. Пример: 29Т6211 0 – 29-я неделя (начало июля) 2011 года (Т62 и 0 – служебная информация).

ПАЗ, Selenius ЗАО «Подольский Аккумуляторный Завод» (ПАЗ)

Место нанесения маркировки – продольный борт крышки. Пример: ОТК040112, где ОТК04 – штамп и номер контролера, 0112 – месяц и год выпуска (январь 2012 года).

Tyumen Battery ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", Россия

Место нанесения маркировки – продольная сторона крышки. Пример: 12 11 09 5, где 12 – месяц (декабрь), 11 – последние цифры года (2011), 09 – день, 5 – номер бригады.

Аком ЗАО «АКОМ»

Место нанесения маркировки – верхняя крышка, между клеммами.

Пример: 0912 16C, где 09 — месяц (сентябрь), 12 — последние цифры года, 16 — день месяца, С — смена.

Амур ОАО «Комсомольский-на-Амуре Аккумуляторный Завод»

Место нанесения маркировки – у плюсовой клеммы. Пример: 02 12, где 02 – месяц (февраль), 12 – год (2012).

ЗиД ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»

Зубр ООО СП «Полесские аккумуляторы»

Место нанесения маркировки – левый верхний угол крышки батареи.

Пример: 2G03E1. 2 – 2012 год, G – месяц (июль), 03 – число, Е – линия сборки, 1 – код емкости (55 А*ч). (А–январь, В–февраль, С–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, Н-август, J–сентябрь, K–октябрь, L–ноябрь, M–декабрь)

Катод СП «УзЭксайд» под контролем ООО «НПО «Катод»

Место нанесения маркировки – сбоку на корпусе. Аккумуляторы поступают с завода в сухом (незалитом) виде, а заливаются в Петербурге на производстве НПО «Катод».

Пример маркировки – «Залит заряжен декабрь, 2011».

Пауэр Интернэшнл Bronze Dong Ah Tire& Rubber Co., Ltd, Корея

Место нанесения маркировки – на крышке сверху напротив полюсных выводов.

Батарея поступает в Россию сухозаряженной – дата заливки указана сбоку на этикетке.

Пример: (маркировка даты изготовления, а не заливки!)

B2D01, где: В – номер производственной линии, 2 – 2012 год, D – месяц (A – январь, B – февраль, C – март, D – Апрель, E – май, F – июнь, G – июль, H – август, I – сентябрь, J – октябрь, K – ноябрь, L – декабрь), 01 – служебная информация.

Пример: (маркировка даты заливки) «залита, заряжена 07.12».

Пилот, Пилот Silver, Электроисточник OOO «Электроисточник», Россия, Саратов

Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса.

BARS Кainar Technologies Казахстан Место нанесения маркировки на крышке: 1 2 3 4 5 6 1,2,3 — день года 4 — номер бригады 5,6 — год

Gillette Magico, Extra Start, Graisburg, Golden Horse, Asian Horse, Black Horse, Power Horse, White Horse

Фабрика аккумуляторов SOMBOR (Сербия)

Место нанесения маркировки на крышке: 1,2 — последние цифры года, 3,4 — неделя года, 5,6 — службная информация. Пример: 115022 — 2011 год, 50 неделя (конец декабря).

ТІТАН Bi-Force Крымский Аккумуляторный завод "Укрпроминвест"

На крышке всех АКБ выпускаемых на Крымском Аккумуляторном заводе «Укрпроминвест» наносится специальный шестизначный код, например: 120520, где 12 – год выпуска (2012); 05 — месяц выпуска (май); 20 – неделя, на которой выпущена АКБ.

Optima USA

На корпусе на пластике сбоку выдавлено год и день производства (первая цифра — год, остальные три — день выпуска). Например, 3117, что означает 117 день 2013 г.

В качестве примера — ответ представительства Johnson Controls Autobatterie GmbH, касающегося сроков введения в эксплуатацию аккумуляторов Varta:

Выбор автомобильного аккумулятора – процедура не из легких. Как правило, она сопровождается длительным изучением информации профильных форумов и тестов авторитетных изданий. На основе полученных данных выбирается оптимальный вариант с точки зрения соотношения цены и качества. Казалось бы, остается сходить в магазин и приобрести искомый продукт. Однако есть один нюанс, который далеко не всеми автолюбителями берется во внимание. Речь идет о сроке хранения АКБ.

Нередки случаи, когда аккумулятор простаивает в местах реализации несколько месяцев. В этот период неизбежно ухудшаются его потребительские характеристики, особенно если условия хранения оказываются неблагоприятными. У разных типов аккумуляторов допустимое время простаивания без подзарядки отличается. Так, обычные аккумуляторы, изготовленные с применением сурьмы, имеют срок хранения 6-10 месяцев, кальциевые АКБ сохраняют свои свойства дольше – вплоть до двух лет. Есть, конечно, и более стойкие к саморазряду батареи (некоторая продукция BOSCH может храниться до 3-х лет). На все эти цифры можно ориентироваться, однако они зачастую не соответствуют реальным показателям, т.к. на практике условия хранения отличаются от оптимальных. В любом случае, среди двух идентичных АКБ лучше выбрать более «свежий» экземпляр. Возникает резонный вопрос – как узнать дату выпуска аккумулятора? Далеко не все продавцы готовы ответить на это вопрос, поэтому стоит взять дело в свои руки.

Любой автомобильный аккумулятор имеет маркировку, в которой зашифрована дата его изготовления. Проблема в том, что единых стандартов кодировки нет, равно как не регламентировано и место ее расположения. Буквенно-цифровой код, скрывающий дату выпуска аккумулятора, может быть выгравирован на корпусе или указан на одной из этикеток. Каждый производитель волен маркировать аккумуляторы по своему усмотрению. Ниже мы собрали информацию по принципам шифрования, используемым ведущими изготовителями автомобильных АКБ.

ООО «Курский аккумуляторный завод» (Курский аккумулятор, Исток)

Для аккумуляторов емкостью 45-110 Ач дата выпуска указывается в правом верхнем углу крышки. Используется 10-значный номер: первые две цифры указывают на месяц, следующие две – на год, последние шесть – идентификационный номер АКБ.

Пример: 1013 123456 – аккумулятор изготовлен в октябре 2013 года, 123456 – идентификационный номер.

«АКТЕХ» (Актех, Орион, Зверь)

Маркировка с датой производства наносится на верхнюю крышку. Код состоит из 4-х цифр: первые две обозначают месяц, другие две – год.

Пример: 0611 – аккумуляторная батарея произведена в июне 2011 года.

ООО «Компания ТМ» (Тюменский медведь, Tyumen Battery, Space, BURAN, ARCTIC, Ямал)

Обозначение даты изготовления наносится на заднюю стенку АКБ посредством лазерной перфорации. Состоит из шести цифр, где первые две указывают на месяц, а последующие четыре — на год

Пример: 082011 – дата производства аккумулятора август 2011 года

«Торговый дом TUBOR» (TITAN, Cobat, VAIPER, BAT)

Дата выпуска обозначается пятью символами: первая позиция – день недели (1-7), вторая и третья – номер недели (01-53), четвертая позиция – год производства латинской буквой (H – 2011, V – 2012, N – 2013, Z – 2014, P – 2015, A – 2016, S – 2017, T – 2018, X – 2019, L – 2020), пятая позиция – номер смены (1-3).

Пример: 309H1

Расшифровка:

3 – день недели (среда);

09 – номер недели (девятая неделя);

H – 2011 год;

1 – первая смена.

ЗАО «АКОМ» (Аком, BRAVO, Reactor, Ultimatum)

Дата выпуска аккумуляторов Аком нанесена на верхнюю крышку и состоит из 7 символов. Первые шесть – это цифры, указывающие на дату, а 7-й символ – это буква, представляющая собой шифр смены. Дата закодирована следующим образом: первые две цифры – месяц, вторые две – год, третья пара – день.

ООО СП «Полесские аккумуляторы» (Зубр)

Маркировка нанесена на верхней крышке, в левом верхнем углу. За дату изготовления отвечают первые четыре символа из шести. Первый соответствует году (одна цифра), второй – месяцу (одна буква), третий и четвертый – числу.

Месяц шифруется следующим образом: А – январь, В – февраль, С – март, D – апрель, E – май, F – июнь, G – июль, Н – август, J – сентябрь, K – октябрь, L – ноябрь, M – декабрь.

Пример: 2H06E1

2 – 2012 год;

H – август;

06 – конкретное число.

VARTA, BOSCH

У аккумуляторов до 2014 года дата выпуска указана в производственном коде, находящемся на верхней крышке. Четвертая позиция в маркировке обозначает год (последняя цифра в нумерации года), пятая-шестая указывают на месяц.

Пример: G2С1050520991 536528 82E 09

1 – 2011 год;

Дата изготовления аккумулятора – май 2011 года.

На АКБ BOSCH код из трех цифр в указанном выше формате продублирован на лицевой стороне в центре наклейки.

В таблице ниже представлены трехзначные коды для аккумуляторов BOSCH с 2000 по 2013 год.

Месяц/Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Январь 081 181 281 381 481 581 681 781 881 981 001 101 201 301
Февраль 082 182 282 382 482 582 682 782 882 982 002 102 202 302
Март 083 183 283 383 483 583 683 783 883 983 003 103 203 303
Апрель 084 184 284 384 484 584 684 784 884 984 004 104 204 304
Май 085 185 285 385 485 585 685 785 885 985 005 105 205 305
Июнь 086 186 286 386 486 586 686 786 886 986 006 106 206 306
Июль 087 187 287 387 487 587 687 787 887 987 007 107 207 307
Август 088 188 288 388 488 588 688 788 888 988 008 108 208 308
Сентябрь 089 189 289 389 489 589 689 789 889 989 009 109 209 309
Октябрь 090 190 290 390 490 590 690 790 890 990 010 110 210 310
Ноябрь 091 191 291 391 491 591 691 791 891 991 011 111 211 311
Декабрь 092 192 292 392 492 592 692 792 892 992 012 112 212 312

С 2014 года применяется иная кодировка даты выпуска аккумуляторов VARTA и BOSCH. Для обозначения используются те же 4, 5 и 6 позиции производственного кода, однако формат изменился. Теперь на 4-м месте находится цифра, указывающая на год выпуска, а на 5-м и 6-м местах – код месяца в формате: 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.

Mutlu

Аккумуляторные батареи турецкой фирмы Mutlu маркируются шестью цифрами, наносимыми на верхнюю часть корпуса. Первая цифра обозначает номер производственной линии, вторая – год выпуска, третья и четвертая – месяц, пятая и шестая – конкретное число.

TAB (TAB, Topla, Vesna)

Дата выпуска аккумуляторов словенской фирмы TAB зашифрована в 14-значном коде, расположенном на верхней части корпуса. Третья и четвертая позиции указывают на год, пятая и шестая – на неделю.

Пример: F1110600941864 – батарея выпущена в феврале 2011 года.

Ista (Ista, Oberon, Force, Volta, Dominator)

Код нанесен на верхнюю крышку и состоит из девяти цифр. Для маркировки года используется вторая позиция, недели – третья и четвертая.

Banner (Running Bull, Uni Bull, Starting Bull)

Дата выпуска аккумуляторов австрийской компании «Баннер» зашифрована в первых 4-х буквах выгравированного на крышке обозначения. Первая и вторая буквы квартета используются для маркировки недели, третья и четвертая – двух последних цифр года.

Соответствие букв и цифр следующее: A-0, B-1, C-2, D-3, E-4 и т.д.

Пример: DEBC

DE – 34 неделя (т.е. август);

BC – 12 год.

Итог: аккумуляторная батарея сделана в августе 2012 года.

Sebang Global Battery (Rocket)

Корейский производитель использует для обозначения даты шестизначный код, выгравированный на верхней крышке. Первые два символа (буквы) используются для указания завода-изготовителя. Третий символ указывает на год, четвертый – на месяц (A-январь, B-февраль, C-март и т.д.), пятый-шестой – на число.

Delkor (Delkor, Medalist)

Для маркировки даты производства аккумуляторов южнокорейской фирмы Delkor применяется пятизначный код, наносимый на верхнюю крышку. Первая позиция используется для шифрования года выпуска, вторая – месяца (A-январь, B-февраль, C-март и т.д.)

При покупке автомобильного аккумулятора вам необходимо знать, как выбрать модель, удовлетворяющую вашим требованиям. Мало просто знать основные параметры аккумулятора. Нужно уметь извлекать информацию о них из маркировки автомобильных аккумуляторов. Существует ряд международных стандартов, определяющих, какие данные должны быть отражены в маркировке аккумуляторной батареи. Большинство производителей придерживаются этого стандарта. Но проблема в том, что при нанесении одних и тех же данных разные компании используют свои разновидности маркировок.

Давайте, попробуем разобраться в дебрях маркировок автомобильных аккумуляторов. Для начала посмотрим, что наносят на свои батареи отечественные производители.

При нанесении маркировки на свои аккумуляторы отечественные производители ориентируются на требования ГОСТ 959-2002. Схема маркировки следующая:


Первая цифра в этом обозначении показывает, сколько банок имеется в составе аккумуляторной батареи. В зависимости от этого определяется номинальное напряжение АКБ. Второй блок с буквами показывает назначение аккумулятора. В этом случае, стартерная батарея. Затем идёт число, указывающее номинальную ёмкость автомобильного аккумулятора.

Четвёртая группа букв или цифр указывает на исполнение АКБ. В примере на изображении аккумулятор с общей крышкой, с полиэтиленовым сепаратором-конвертом, залитый и заряженный.

В большинстве случаев производители наносят все данные из маркировки на различных наклейках на АКБ. Перечисляется номинальная ёмкость, напряжение, пусковой ток и т. п. Но обычно все это делается в рекламных целях, подчёркивается информация, которая выгодна производителю. И скрываются данные, которые афишировать не хочется. Поэтому вам лучше уметь самостоятельно извлекать все необходимые параметры из заводской маркировки.

Маркировка американских АКБ

Маркировка американских аккумуляторов определяется в соответствии со стандартом SAE J537 (Society of Automotive Engineers).

Что обязательно должно быть указано на АКБ?

В большинстве стандартов есть требования по маркировке следующих параметров:

  • Номинальное значение ёмкости;
  • Знак компании-производителя;
  • Номинальное значение напряжения;
  • Ток холодной прокрутки, измеряемый при — 18 градусах Цельсия;
  • Дата производства АКБ;
  • Вес аккумуляторной батареи;
  • Обозначение полярности;
  • Необходимые предупреждающие обозначения («опасное едкое вещество» и т. п.);
  • Минимальная и максимальная метки уровня электролита.

Основной проблемой при чтении маркировки для автолюбителей является определение пускового тока. По стандартам ETN и SAE данные значения выше, чем в случае DIN. В первом случае (ETN и SAE) обозначается способность автомобильной батареи к разряду большими токами за короткий временной интервал. В течение этого интервала батарея должна выдавать ток 25 ампер. В случае DIN обозначается возможность АКБ к разряду небольшими токами длительное время.

Поэтому важно помнить, что если на аккумуляторе SAE указан высокий пусковой ток, это не говорит о его превосходстве над АКБ маркированной по стандарту DIN.

На некоторых специализированных форумах можно найти такие рекомендации по соотношению пусковых токов АКБ по стандартам SAE и DIN.

Ёмкость аккумулятора до 90 А-ч:

Ток SAE = 1,7 * ток DIN

Ёмкость аккумулятора от 90 до 200 А-ч:

Ток SAE = 1,6 * ток DIN

Дополнительно посмотрите короткое видео о параметрах аккумуляторов.

  • Основные конструкционные материалы, применяемые в автомобилестроении. Классификация
  • Вопрос9: Расчет численности производственных рабочих стоа Расчет численности производственных рабочих стоа.
  • Вопрос 10: Классификация подъёмно-осмотрового оборудования Классификация подъёмно-осмотрового оборудования
  • Вопрос11: Отказы в технике. Понятие о надежности, характер ее изменения в процессе эксплуатации Отказы в технике. Понятие о надежности, характер ее изменения в процессе эксплуатации
  • Вопрос12: Расчет годового объема работ городских и дорожных стоа. Расчет годового объема работ городских и дорожных стоа.
  • Вопрос13: Смазочно-заправочное оборудование, классификация.
  • Вопрос14: Факторы, влияющие на надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания Факторы, влияющие на надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания
  • Вопрос16: Стенды для проверки углов установки колес.
  • Вопрос17: Методы обеспечения надежности технических систем. Перспективы развития
  • Вопрос19: Контроль технического состояния дизельных двигателей по гост р 52160-2003 Контроль технического состояния дизельных двигателей по гост р 52160-2003
  • 5.1 Условия проведения испытаний
  • 5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
  • 5.3 Подготовка к измерениям
  • 5.4 Измерение дымности
  • Пересчет значений к в n (для дымомера с l, равной 0,43 м)
  • Вопрос 20: Понятие и определение технической системы. Ее составляющие Понятие и определение технической системы. Ее составляющие
  • Вопрос21: Разработка генерального плана стоа.
  • Вопрос22: Организация государственного учета транспортных средств в рф. Нормативные документы Организация государственного учета транспортных средств в рф. Нормативные документы.
  • Вопрос23: Расчет электрических нагрузок предприятий автосервиса Расчет электрических нагрузок предприятий автосервиса.
  • Вопрос24: Основные этапы технологического проектирования предприятий автосервиса. Основные этапы технологического проектирования предприятий автосервиса.
  • Вопрос25: Роль контрольно-диагностической информации при оценке технического состояния транспортных средств.
  • Вопрос26: Функциональная схема организации производственного процесса стоа.
  • Вопрос27: Топливная экономичность
  • Вопрос28: Основные элементы транспортного процесса
  • Вопрос29: Типы и функции предприятий автомобильного транспорта Типы и функции предприятий автомобильного транспорта.
  • Вопрос30: Подвеска. Виды. Назначение, принцип действия.
  • . Подвеска. Виды. Назначение, принцип действия.
  • Вопрос31: Классификация предприятий автосервиса
  • Вопрос32: Трансмиссия автомобиля. Назначение, устройство, принцип действия
  • Вопрос33: Транспортная подвижность населения
  • Вопрос34: Структура службы гибдд и её функции Структура службы гибдд и её функции
  • 2. Дорожно-патрульная служба, как структурное подразделение гибдд
  • 2.1.Организация дорожно-патрульной службы
  • Вопрос36: Система смазки. Назначение, устройство, принцип действия.
  • Вопрос37: Общее устройство и принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
  • Вопрос38: Система охлаждения. Виды. Назначение, устройство, принцип действия.
  • Вопрос39: Особенности конструкции и принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания
  • Вопрос40: Основные характеристики поршневых двигателей внутреннего сгорания. Принципы классификации и маркировка двигателей.
  • 2.1. Регулировочные характеристики
  • 2.2. Скоростные характеристики
  • 2.2.1. Внешняя скоростная характеристика
  • 2.2.2. Частичные скоростные характеристики
  • 2.2.3. Построение скоростных характеристик аналитическим методом
  • 2.4. Нагрузочная характеристика
  • Вопрос41: Система зажигания. Виды. Назначение, устройство, принцип действия.
  • 1.Контактная система зажигания
  • Вопрос42:Понятие электрооборудования траспортных машин. Его определение и толкование.
  • Вопрос43: Аккумуляторные батареи (АкБ). Назначение, условия работы. Основные требования к АкБ. Виды(типы) АкБ. Маркировка. Размещение АкБ на транспортных машинах.
  • Вопрос44: Типаж автомобилей. Компоновочные схемы автомобилей. Классификация.
  • Вопрос45: Генераторные установки. Назначение. Структурный состав. Характеристики генераторных установок.
  • Вопрос46: Система пуска. Назначение. Структурный состав системы пуска. Электрические схемы управления стартером.
  • Вопрос48: Система освещения. Принцип формирования светораспределения. Классификация систем освещения
  • Вопрос49: Техническая диагностика автомобиля. Цели, методы, применяемое оборудование.
  • 2 Цели:
  • 3 Методы:
  • 4 Оборудование:
  • Вопрос50: . Понятия технологического обслуживания и ремонта автомобиля. Виды, периодичность. Система планово-предупредительного ремонта.
  • 3.1. Виды технического обслуживания и ремонта
  • Переодичность технического обслуживания подвижного состава
  • 3.2. Организация технического обслуживания и ремонта в автотранспортных предприятиях
  • 3.3. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава
  • Характеристика категорий условий эксплуатации
  • Коэффициент корректирования переодичности технического обслуживания, трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов
  • Коэффициент учета природно-климатических условий при определении трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов
  • Вопрос51: Технология организации то и р на станция технического обслуживания и сервисных центрах. Перспективы развития.
  • 2.Организация технологического процесса в сто
  • 2.1. Организация технологических процессов то и
  • 2.2. Организация работ то и тр автоиобилей
  • Вопрос52: Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды от выбросов автомобильного транспорта
  • Вопрос53: трансмиссионные масла
  • Вопрос54: Детонационная стойкость бензинов
  • Вопрос55: Состав отработавших газов и его влияние на здоровье человека.
  • Вопрос56: моторные масла
  • Вопрос57: Общие требования, предъявляемые при испытаниях автомобильных двигателей.
  • Вопрос58: . Виды испытаний транспортных средств
  • Вопрос59: физические и химические свойства и показатели качества дизельного топлива. Цетановое число, методы определения.
  • Вопрос60:Расчет площади производственного участка на сто.
  • Вопрос43: Аккумуляторные батареи (АкБ). Назначение, условия работы. Основные требования к АкБ. Виды(типы) АкБ. Маркировка. Размещение АкБ на транспортных машинах.

    Аккумулятор - химический источник тока, в котором энергия химической реакции многократно преобразуется в электрическую и наоборот. Таким образом, аккумулятор, имея возможность преобразовывать химическую энергию в электрическую, способен запасать ее и хранить в течение длительного времени. Заряжаясь, аккумулятор накапливает электрическую энергию, разряжаясь, отдает ее потребителю. Стандартная современная 12-вольтовая автомобильная аккумуляторная батарея выполнена из шести последовательно соединенных между собой блоков разноименно заряженных пластин, каждый из которых и представляет собой простейший аккумулятор с выходным напряжением около 2 вольт. Положительно заряженная пластина (электрод) представляет собой свинцовую решетку с активной массой из двуокиси свинца (PbO 2), а электрод со знаком минус - решетку с активной массой из губчатого свинца (Pb). Полублоки разноименно заряженных пластин вставляются друг в друга. Во избежание возникновения короткого замыкания между пластинами, их разделяют пористыми сепараторами из изоляционного материала. Собранные блоки помещаются в корпус и заливаются электролитом (раствором серной кислоты плотностью 1.27-1.29 г/см 3). Полюса (баретки) крайних элементов соединяются с расположенными снаружи корпуса контактными выводами - борнами. Если к аккумулятору подключить нагрузку, то свинцовые пластины с активной массой, электролит и нагрузка образуют замкнутую цепь. Внутри аккумулятора начинается химическая реакция, в результате которой активная масса обоих электродов начнет менять первоначальный состав, преобразуясь из губчатого свинца и его двуокиси в сернокислый свинец (сульфат свинца PbSO 4), а плотность электролита начинает падать. В итоге, в цепи образуется направленное движение ионов, и течет электрический ток. Такой процесс представляет собой разряд аккумулятора. При подключении к аккумулятору внешнего источника тока начинается обратный процесс - заряд. При заряде активная масса пластин восстанавливает свой первоначальный состав, плотность электролита растет. Эти химические процессы можно описать следующими уравнениями: - на положительной пластине: PbO 2 + H 2 SO 4 = PbSO 4 + H 2 O + 2e; - на отрицательной пластине: Pb + H 2 SO 4 = PbSO 4 + H 2 - 2e. Из всего вышесказанного следует, что количество запасаемой аккумулятором энергии (емкость) определяется объемом активной массы и электролита. Поскольку автомобильная 12-вольтовая аккумуляторная батарея состоит из шести аккумуляторных элементов, соединенных в батарею последовательно, то по сути устройство, в повседневном обиходе просто называемое «аккумулятор», на самом деле является батареей из нескольких аккумуляторов. Впервые серийно аккумуляторные батареи стали устанавливать на автомобили Cadillac в 1912 г. На первых автомобилях аккумуляторные батареи были снимаемые, т.к. из-за отсутствия бортового генератора после разряда их приходилась подзаряжать от внешнего источника тока. В автомобиле аккумуляторная батарея выполняет три функции: во-первых, запускает двигатель, во-вторых, питает бортовые электрические устройства в то время, когда двигатель не работает, и, наконец, при работающем двигателе помогает генератору, когда тот не справляется с нагрузкой в бортовой электрической сети.

    Конструкция аккумуляторной батареи

    Современная аккумуляторная батарея состоит из следующих основных частей:

      моноблок (корпус), служащий резервуаром для электролита;

    • пластины;

      сепараторы;

      соединительные выводы.

    Основные типы конструкций аккумуляторных батарей

    В зависимости от конструктивных особенностей аккумуляторные батареи можно разделить на три типа:

      обслуживаемые;

      малообслуживаемые;

      полностью необслуживаемые.

    Обслуживаемые аккумуляторные батареи

    Обслуживаемые аккумуляторные батареи требуют постоянного контроля уровня электролита и его плотности. Это происходит из-за того, что при изготовлении пластин для повышения прочности их материала и улучшения его литьевых свойств в свинец добавляется сурьма (свыше 4,5%). Это приводит к тому, что разложение электролита (с одновременной потерей воды) происходит при невысоких (14,3-14,4 В) напряжениях. Для компенсации расхода воды ее приходится периодически доливать через отверстия, закрытые пробками. Если же момент резкого снижения уровня электролита упущен, то начнется необратимая сульфатация свинца, и, как следствие, разрушение активной массы пластин. Малообслуживаемые аккумуляторные батареи

    Малообслуживаемые аккумуляторные батареи обладают как ярко выраженными достоинствами, так и недостатками. К достоинствам можно отнести малое потребление воды, высокую коррозионную стойкость пластин и малый саморазряд. Недостатком является необратимое образование сульфата кальция при перезарядах (сопряженных с выкипанием электролита) и глубоких разрядах. Для уменьшения последнего явления некоторые производители изготавливают батареи комбинированной конструкции: отрицательные пластины выполняются из кальциевого сплава свинца, положительные - из малосурьмянистого (как у старых обслуживаемых батарей). Подавляющее большинство аккумуляторов, изготавливаемых отечественными заводами, являются малообслуживаемыми. В Европе, как и во всем мире, малообслуживаемые аккумуляторы вытесняются необслуживаемыми.

    Необслуживаемые аккумуляторные батареи

    По стандартам DIN «необслуживаемость» аккумуляторной батареи подразумевает расход воды меньше 6 г/А*час. На практике к необслуживаемым батареям относят такие, в конструкции которых применен комплекс решений, направленных на достижение крайне низкого темпа расхода воды. В результате чего предполагается, что срок выкипания критичного для работоспособности батареи объема электролита превышает срок службы батареи до ее естественного выхода из строя вследствие естественного коррозионного разрушения решеток. Доля сурьмы в свинце пластин необслуживаемых батарей составляет менее 2,5%.

    Параметры аккумуляторных батарей

    Аккумулятор обладает 100% эффективностью при 27 o С. При минус 18 o С эффективность батареи падает на 40%. Поэтому в условиях холодного климата значениям рабочих параметров придается особенное значение.

    Маркировка аккумуляторных батарей

    На аккумуляторные батареи наносятся обозначения, позволяющие однозначно определить их основные параметры: емкость, ток холодного запуска, тип корпуса. Обозначения даты и/или места производства являются не обязательными, поэтому не стандартизированы. Маркировку можно разделить (применительно к нашим условиям) на две большие группы:

      маркировка согласно ГОСТ;

      маркировка согласно DIN.

    Например, по стандарту ГОСТ маркировка батареи 6СТ-55ПМА несет следующую информацию: 6 - количество элементов (напряжением 2В) в батарее; СТ - назначение батареи (стартерная); 55 - номинальная емкость в ампер*часах; П - материал моноблока (сополимер полиэтилена с полипропиленом); М - материал сепаратора (мипласт); А - общая крышка; З - выпускается в залитом и заряженном виде. По стандарту DIN маркировка 5 74 012 068 несет следующую информацию: 5 - цифра, показывающая «порядок» значения емкости; (5 - до 100 А*час, 6 - от 100 до 200 А*час, 7 - свыше 200 А*час); 74 - емкость 74 А*час; 012 - заводское обозначение типа корпуса, из которого следуют габариты корпуса, тип крепления, расположение выводов; 068 - ток пуска 680 А по стандарту EN. Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости. Своеобразно маркируются также батареи, производимые в США или изготовленные для продажи на рынке США. Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.

    Эксплуатация аккумуляторной батареи

    Эксплуатация аккумуляторной батареи на транспортных средствах допускается только при исправном реле-регуляторе (при напряжении от 13.8В до 14.2В), токе утечки не более 25мА, плотности электролита согласно табл.1 и уровне электролита не ниже верхней кромки пластин.

    При пуске двигателя длительность работы стартера не должна превышать 10 секунд для карбюраторных автомобилей, 15 секунд для дизельных. Если попытка запуска не удалась, необходимо сделать перерыв на 1 минуту.

    При эксплуатации аккумуляторной батареи не реже одного раза в месяц необходимо:

    проверять и, при необходимости, очищать аккумуляторную батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность аккумуляторной батареи, удалять ветошью, смоченной в 10-процентном растворе аммиака или соды;

    проверять и, при необходимости, очищать вентиляционные отверстия на корпусе аккумуляторной батареи;

    проверять уровень электролита и, при необходимости доливать дистиллированную воду до нормального уровня (для аккумуляторных батарей, имеющих пробки); доливать электролит в аккумуляторную батарею можно только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания (в обслуживаемых батареях);

    проверять надежность крепления аккумуляторной батареи в установочном гнезде и плотность крепления соединительных клемм на полюсных выводах аккумуляторной батареи; соединительные клеммы смазывать техническим вазелином.

    в зимний период проверку состояния аккумуляторной батареи выполнять чаще.

    Не реже одного раза в квартал проверять степень заряженности аккумуляторной батареи. При необходимости заряжать батареею согласно разделу «Зарядка аккумуляторной батареи».

    Глубокий разряд аккумуляторной батареи при отрицательных температурах недопустим! Это приводит к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.

    Акб – это источник тока на химической основе, который способен запасать и в случае надобности отдавать электрическую энергию для того, чтобы провернуть стартер и завести двигатель автомобиля. Так как в современном мире появилось огромное разнообразие автомобилей разных марок, параллельно им постоянно разрабатываются и производятся различные источники питания. Маркировка аккумуляторных батарей является необходимым требованием для производителей этих приборов.

    Все устройство электрической цепи питается от автоаккумуляторов, обеспечивая работоспособностью все вспомогательные приборы авто.

    Стандартными устройствами для хранения электрической энергии являются свинцовые батареи стартерного типа, которые состоят из соединенных между собой последовательным способом отдельных частей, расположенных в одном блоке.

    Маркировка автомобильных аккумуляторов является неотъемлемой частью их производства и помогает автолюбителю подобрать подходящий экземпляр для своего автомобиля, именно о марках акб и пойдет речь в данной статье.

    Технические характеристики и классы источников питания

    Каждый вид аккумулятора изначально спроектирован и предназначен для использования в работе определенных систем, поэтому все батареи различаются по своим техническим особенностям. Стоит отметить, что существуют разнообразные маркировочные данные, наносимые на каждую единицу данной продукции. Также на законодательном уровне существуют принятые стандарты качества, соответствовать которым обязаны все производители аккумуляторов.

    В нашей стране действует межгосударственный ГОСТ 959 – 2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Под этот нормативный акт должны подходить все продаваемые агрегаты.

    Особым спросом в России пользуется продукция производителей varta и bosh. Эти батареи оптимально подходят для эксплуатации в нашей климатической зоне.

    Стоит перечислить основные технические данные акб:

    • Полярность . Показатель определяет месторасположение токовыводов на батареи (бывает прямой – плюсовая клемма расположена слева и обратной – плюсовая клемма расположена справа).
    • Ширина . Величина, которая рассчитана на установку батареи в стандартный поддон (показатели длины и высоты при этом могут значительно различаться).
    • Емкостной показатель . Общее количество электрической энергии, отдаваемой батареей в режиме 20 – и часового разряда при стандартных значениях окружающей среды.
    • Показатель резервной емкости . Количество минут, за которое акб полностью разряжается.
    • Сила тока при холодной прокрутке . Исходя из установленных ГОСТом значений, данная сила тока должна быть способной расходоваться полностью при температуре электролитной жидкости Равной -18 градусам на протяжении 10 секунд. Увеличение данного показателя прямо пропорционально более быстрому запуску двигателя в холодное время года.

    Стоит отметить, что на корпусе акб обязательно должны быть нанесены его обозначение и год выпуска.

    Батареи необслуживаемого типа имеют практически равноценные технические характеристики, но заметно отличаются от стандартных акб отсутствием расхода (выкипания и испарения) электролита, а точнее воды в его составе.

    Как маркируют аккумуляторные батареи

    ГОСТ 959 – 2002 предписывает ряд определенных показателей, которые обязательно должны быть нанесены на корпус источника питания для авто, а именно:

    • Дата производства.
    • Товарное обозначение или название производителя.
    • Условное обозначение полярности (месторасположение клемм).
    • Именной порядковый номер.
    • Емкостной показатель (а/час).
    • Показатель номинального напряжения (В).
    • Величина тока холодной прокрутки (А).
    • Показатели массы (при массе более 10 кг).
    • Знак класса опасности.
    • Знак обозначения дальнейшей утилизации или переработки.

    На аккумуляторных батареях, которые изготавливаются для экспорта, дополнительно наносят название и расшифровку ГОСТа, название страны – производителя и букву «Т» для экспорта в страны, имеющие тропический климат. Маркировка аккумуляторов является неотъемлемой обязанностью всех производителей батарей.

    Стандарты маркировки акб:

    • DIN (Deutsches Institut fur Normung). Этот немецкий стандарт является самым распространенным. Он подразумевает под собой маркировку батареи с помощью 5 – и цифр, где 3 первые цифры – это номинальная емкость источника питания (этот показатель идентичен для 6 – и вольтовых агрегатов, а для 12 – и вольтовых уже нет, в данном случае номинальная емкость обозначается как величина + 500). Последняя пара цифр обозначает конструктивные особенности (размер, тип расположения токовыводов, крепеж, наличие ручки и т. д.).
    • ETN (European Type Number). Данный стандарт является европейским и содержит в себе уже 9 цифр. Три первые цифры обозначают номинальную емкость, три следующие – конструктивные особенности, а вот последние три – обозначение 1/10 частью от общего показателя тока (А).
    • SAE (Society of Automotive, Engineers). Этот стандарт является американским и содержит 5 цифр. Две первые обозначают группу по типоразмеру и полярность, а три остальные цифры – это показатель тока холодной прокрутки (А).
    • ГОСТ . Является нашим российским стандартом и состоит из 5 – и цифр и нескольких букв в окончании. Первая цифра указывает на общее количество банок, далее три цифры определяют тип акб, далее через дефис наносятся еще две цифры, обозначающие показатель номинальной емкости (А/ч). В окончании стандарта прописывают буквы для обозначения общей крышки (А), полиэтиленового сепаратора (П) и заводскую заливку электролитной жидкости.
    • JIS (Japanese Industrial Standarts). Японский стандарт, обширно применяется в странах Азии. Маркировка имеет следующий вид: 2 цифры (отношение емкостных показателей к общей работе стартера, конкретней характеристики в эксплуатации) – буква (А – H, высота и ширина прибора) – 2 цифры (длина акб (см)) – последняя буква (расположение токовывода, R или L).
    • IEC (International Electrotechical Commission). Стандарт международного уровня. Прописывает показатели измерения пускового тока в результате разрядки источника питания до величины напряжения менее 8,4 В за минуту времени.

    Что нужно знать при покупке источника питания?

    Перед приобретением стоит уделить особое внимание маркировке на аккумуляторных батареях, особенно на дату ее производства и прикинуть, сколько она уже простояла на прилавке (сухозаряженные акб хранятся в течение 3 – ех лет, а залитые и заряженные – не более полугода).

    Следует хорошенько осмотреть визуально весь агрегат на предмет наличия повреждений. Маркировка по дате выпуска аккумулятора даст более подробные сведения о времени хранения батареи, у относительно давно произведенных источников питания иногда можно выявить незначительные подтеки электролита. Такая батарея уже не пригодна к эксплуатации.

    Отдельно стоит определить уровень электролита внутри прибора. Он должен соответствовать рискам минимального или максимального значения, в идеале должен находиться посередине между ними. Также электролитная жидкость должна скрывать пластины внутри батареи более чем на 15 мм выше от их уровня.

    Необходимо знать требуемую плотность электролита она составляет 1,25 – 1,26 грамм на кубический сантиметр. Нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор? Для этого нужно измерить напряжение на клеммах батареи, оно должно быть в пределах 12,4 вольта (для этого хорошо под рукой будет иметь любое устройство типа вольтметра). В случае долгого хранения этот показатель может упасть и даже новому акб потребуется дополнительная зарядка.

    У многих аккумуляторов есть специальный цветной индикатор показателя уровня заряда, от зеленого до красного. По нему легко ориентироваться при покупке.

    Сухозаряженные источники питания зачастую требуют среза приливов, которые закрывают отверстия для дальнейшей вентиляции.

    Гарантийные обязательства производителя

    ГОСТ 959 – 2002 предусматривает основные показатели для данного вида продукции:

    • Сухозаряженные батареи хранятся до 36 месяцев .
    • Гарантийные обязательства распространяются на товар до 18 месяцев с момента приобретения или до выработки ресурса в 60000 км пробега авто.
    • Гарантия на необслуживаемые акб составляет 1 год и пробег – не более 75000 км.

    Если отсутствует возможность контроля пробега автомобиля, то гарантийные обязательства производителя зависят только от наличия заводского брака, выявленного за время эксплуатации.

    Срок службы стандартного отечественного аккумулятора может составлять до 5 – и лет, но при более щадящих режимах эксплуатации этот показатель может быть значительно выше.

    Сроки службы необслуживаемой батареи напрямую зависят от условий эксплуатации агрегата и общего состояния электрической системы автомобиля в целом.

    В итоге стоит отметить, что в данной статье были рассмотрены основные вопросы о том, как проверить аккумулятор по маркировке, также были даны рекомендации по правильному подбору хорошего образца. Перед покупкой новой акб всегда лучше изучить все предъявляемые к ней требования со стороны стандартов качества, прочитать инструкцию по эксплуатации и по возможности измерить основные показатели с занесением их в гарантийный талон. Эти меры позволят значительно продлить эксплуатационные сроки батареи и оградить автовладельца от ненужных денежных расходов.