Кодификация международного права представляет из себя. Международное публичное право

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;

2) изменением или пересмотром устаревших норм;

3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

4) закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.

Несмотря на распространенную практику придания в исключительных случаях обязательной юридической силы актам конференций и совещаний, равно как и резолюциям международных организаций, в теории существует явное нежелание считать вышеуказанные акты источниками международного права.

В целом теоретики международного права считают перечень источников (международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области международного права), перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, приблизительным и неисчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в международной практике.

Предыдущая

Кодификация международного права – это разработка и заключение международных договоров, закрепляющих уже сложившиеся международные обычаи, а также письменная фиксация международных обычаев, осуществляемая на неофициальном уровне. Понятие “кодификация ” имеет и более широкое значение – объединение в едином правовом акте норм, образующих какую-либо отрасль права, имеющих общий объект регулирования. Это могут быть нормы и не одной отрасли права, регулирующие близкие, тесно связанные друг с другом категории общественных отношений.

Наряду с общей кодификацией , охватывающей нормы данной отрасли права, встречается частичная кодификация , применяемая лишь к определенной части норм той или иной отрасли права. Во внутригосударственной сфере кодификация, как правило, не связана с попыткой зафиксировать в письменном виде уже сложившиеся обычные правовые нормы. Главная ее задача – именно объединение той или иной большой категории правовых норм в едином правовом акте.

Кодификация международного права может носить официальный и доктринальный характер. Однако преобладает тенденция к его официальной кодификации, которая осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г.

Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Отмечая вклад авторитетных проектов и кодификационной работы Института международного права, приходится признать, что в целом практическая роль итогов подобного рода деятельности имела значение в тот период, когда официальная кодификация, осуществляемая сейчас главным образом через Комиссию международного права ООН, не заняла еще того места, которое она стала занимать во второй половине XX в. Доктринальная кодификация способствовала в прошлом уяснению содержания существующих международных обычаев либо стимулировала дальнейшее развитие международного права. Нельзя говорить о том, что она полностью вытеснена официальной кодификацией.

Кодификация международного права, особенно в современных условиях, непременно сопровождается его прогрессивным развитием. Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений непрерывно требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Но кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Задачу прогрессивного развития международного права также в первую очередь выполняют эти же договоры, поскольку в развитии международного права в целом заинтересовано все международное сообщество и решить занимающие его проблемы можно прежде всего посредством универсальных договоров.

Иногда кодификация и прогрессивное развитие международного права останавливаются на полпути, не достигнув завершающей стадии. Примером может служить Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., которая, будучи международным договором, так и не была ратифицирована и не вступила в силу. Однако она играет определенную роль как запись сложившихся в данной области международных обычаев.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:

1. По сфере действия: универсальные, региональные, локальные (партикулярные).

Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право. (например, Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961г.)

Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Общее международное право обеспечить такое регулирование не может. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Договор о Европейском союзе 1992 г.

Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно: служат средством их конкретизации применительно к частным случаям; способствуют их реализации в этих случаях; регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом. (например, Устав Содружества Независимых Государств 1993г., Договор по открытому небу 1992г., и др.)

2. По юридической силе: императивные и диспозитивные

Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Диапозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового регулирования.



Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

3. По характеру воздействия: запрещающие, разрешающие (обязывающие) и управомочивающие.

Запрещающие нормы обязывают государства воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие).

Обязывающие нормы устанавливают обязательство государства совершить указанные в норме действия (например, оповестить другие государства о ядерной аварии или ядерном инциденте)

Управомочивающие нормы признают за многими (всеми) субъектами международного права возможность осуществлять какие-либо действия (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства в мирных целях).

4. По функциям в системе: материальные и процессуальные

Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям (например, нормы, устанавливающие права и обязанности государств – участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г.)

К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Учитывая специфику регулируемых ими отношений, их функции и имеющийся нормативный материал, можно говорить о формировании международного процессуального права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.



Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые - определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие процессуального права в узком смысле. Но важно другое, а именно деление норм на первичные и вторичные.

Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм. (например, порядок деятельности различных международных судебных органов и др.)

5. По источнику: обычные, договорные и нормы решений международных организаций.

В международном праве существуют два вида обычных норм.

К традиционному виду относятся сложившиеся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юридическую силу. К новому виду относятся нормы, которые также являются неписаными правилами, признаваемые юридически обязательными, но создаются они не длительной практикой, а в результате признания одного или нескольких прецедентов. Для создания норм второго вида особое значение имеет нормативная практика, когда норма формулируется в неправовом акте, чаще всего в резолюции международной организации, а затем признается в качестве нормы международного права.

Обычная норма общего международного права принимается большинством государств, представляющим главные формы цивилизации и основные правовые системы мира, т.е. международным сообществом в целом.

Региональные и локальные обычные нормы принимаются с согласия всех непосредственно заинтересованных государств или организаций. Согласие субъекта на обязательность для него обычной нормы общего международного права может быть изъявлено путем ясно выраженного или молчаливого признания (отсутствие протеста). Согласие с региональной или локальной обычной нормой должно быть ясно выраженным.

Обычная норма необязательна для признавшего ее субъекта в отношении любого действия или факта, которые имели место до признания. Обычная норма должна толковаться добросовестно в свете ее объекта и цели, с учетом всех доказательств ее содержания, в духе основных целей и принципов Устава ООН.

Договорная или конвенционная норма представляет собой правило, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Поэтому важно отличать политические договоренности от международно-правовых договоров. Решающим фактором является намерение сторон, а судят о нем прежде всего по форме акта.

Кодификация норм международного права – это систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных, межправительственных организаций.

Кодификация может быть официальной и неофициальной.

Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного органа для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирующие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене – конвенции о дипломатических и консульских отношениях.

В рамках ООН задачи по кодификации по прогрессивному развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии (например, Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях), а также специализированные учреждения ООН.

Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительственными организациями (например, Ассоциация международного права, Институт международного права).

С другой стороны, международный договор может быть правовым обычаем; это бывает тогда, когда государства не дали согласия на юридическую обязательность договора, конвенции, но молчаливо соблюдают нормы, закрепленные в этих источниках. Например, СССР ратифицировал Венскую конвенцию о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. только в 1986 г., однако он все время соблюдал положения Конвенции. Закон СССР «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР» 1978 г. был принят в соответствии с положениями Венской конвенции.

Общие принципы права. О них говорится в п. «с» ст. 38 Статута Международного суда ООН. Международный суд применяет «общие принципы прав, признанные цивилизованными нациями». В науке международного права до сих пор идет дискуссия, что относится к общим принципам права; это:

  1. принципы естественного права и справедливости, и они представляют особый источник права;
  2. основные принципы международного права.

Более правильная точка зрения, что общие принципы права - это принципы, присущие всем правовым системам мира («правовым семьям »); они как бы отражают совпадающее правосознание народов (наций) и могут применяться в процессе реализации норм международного права . Например, к этим принципам относятся законность , равенство, справедливость, добросовестность. К таким общим принципам относятся и юридические постулаты, или максимы, правила юридической логики и юридической техники , в том числе пришедшие к нам из римского классического права (как правило, они пишутся на латинском языке). Можно назвать некоторые из них: «специальный закон отменяет общий»; «последующий закон отменяет предыдущий»; «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет»; «никто не может быть судьей в собственном деле»; «бремя доказательств возлагается на другую сторону, предъявившую иск» и др.

Судебные решения и доктрины. Это вспомогательные средства, один из путей для принятия решения судом.

Судебные решения, прежде всего акты международных судов, приближаются к прецедентному праву. Что касается доктрины, то еще в прошлом международное право называли доктринальным правом, или правом ученых (например, это труды Г. Гроция).

Как правило, Международный суд ООН в своих решениях не ссылается на доктрину. Она используется в мнениях судей и выступлениях представителей сторон. Таким образом, по ст. 38 Статута Международного суда ООН судебные решения и доктрина не являются источниками права, они могут быть основой для создания впоследствии норм обычного права и международного договора, если к такому соглашению придут государства.

Следует сказать несколько слов о ч. 2 ст. 38 Статута Международного суда ООН. Суд может решать дело на основе равенства и справедливости (ex aequo et bono). Речь идет о возникших фактах, отношения в связи с которыми не урегулированы нормами международного права или являются спорными. С согласия государств дело может быть передано на рассмотрение Международного суда ООН. Это особые случаи. Я. Броунли пишет: «Это право разрешать дело ex aequo et bono подразумевает достижение компромисса, примирения в порядке дружественного урегулирования».

Приводится такой пример применения принципа справедливости.

В 1969 г. Международный суд ООН вынес решение о континентальном шельфе Северного моря. Суду пришлось прибегнуть к формулированию принципа справедливости в вопросе о делимитации прилежащих зон континентального шельфа. Дело в том, что прибрежные государства, выступающие в качестве сторон в споре по поводу дна Северного моря, не были связаны никакими нормами обычного или договорного права.

Односторонние акты государств. К таким актам относятся заявления, ноты, признания, протесты, отказ от претензий, обещания и др.

По этим актам государство берет на себя определенные обязательства.

Но вопрос в том, являются ли эти обязательства юридическими и можно ли отнести их к источникам международного права. Например, государство заявляет о постоянном нейтралитете, о неприменении первым ядерного оружия , о признании какого-либо нового образования. Поскольку такие акты встречаются часто, то КМП ООН в 1996 г. предложила Генеральной Ассамблее ООН включить право, касающееся односторонних актов государств, в качестве темы, подходящей для кодификации и прогрессивного развития международного права.

Согласно разрабатываемому проекту конвенции это такие акты, которые представляют собой заявление, выражающее волю и согласие государства, и посредством которого это государство стремится создать обязательства или другие правовые последствия по международному праву. КМП ООН при разработке критериев классификации актов государств использовала три общепризнанные категории: акты, посредством которых государство принимает на себя обязательства (обещание и признание); акты, посредством которых государство отказывается от какого-либо права (отказ); акты, посредством которых государство подтверждает какое-либо право или притязание (протест).

Односторонние акты государств обсуждались в Международном суде ООН.

Такие конференции созываются специально для обсуждения и принятия источника международного права в письменной форме.

Международные конференции созываются также для обсуждения вопросов политических, экономических, безопасности, для решения тех или иных глобальных проблем. Как правило, на таких конференциях принимаются акты, имеющие рекомендательное значение, или нормы политических договоренностей. Например, к ним относятся нормы Парижской хартии для новой Европы 1990 г. Такие документы в отличие от источников международного права (договоры , конвенции) не регистрируются в ООН и не ратифицируются, они лишь подписываются участниками конференции (совещания).

Особо стоит вопрос о природе Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. Некоторые юристы считают, что Заключительный акт СБСЕ является источником международного права, содержит в себе принципы международного права и государства были наделены правами по осуществлению контроля за соблюдением принятых политических и правовых обязательств . В отличие от других международных договоров Акт не подлежит ратификации.

Что касается актов международных организаций, то их природа также неоднозначна. Такие акты называются специальными, а правотворчество международных организаций - нетрадиционным. Особенно часто обсуждается вопрос о роли и значении резолюций, деклараций Генеральной Ассамблеи ООН. Существуют разные подходы; например, если за резолюцию проголосовали все государства или 2/3 государств, то она - источник международного права. Более правильная позиция состоит в том, что резолюция является источником международного права, если она толкует и кодифицирует нормы Устава ООН. К ним, например, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. Эти акты имеют общепризнанную обязательную силу. Остальные резолюции являются рекомендациями, морально-политическими нормами, и они оказывают влияние в последующем на создание и реализацию норм международного права . Резолюции могут быть нормотворческими, когда они касаются поправок к Уставу ООН. Например, согласно ст. 108 Устава ООН и ст. 69 Статута Международного суда ООН резолюции Генеральной Ассамблеи служат юридической формой принятия поправок к Уставу и к Статуту. Эти поправки ратифицируются государствами - членами ООН. Таких поправок было уже несколько (например, поправки об увеличении числа членов Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета).

Есть акты, которые регулируют внутреннюю деятельность международных организаций (регламенты, порядок голосования, избрание на должности, взносы в бюджет и т.д.). Эти акты образуют так называемое внутреннее право международных организаций.

Кодификация норм международного права

В процессе нормообразования и создания источников международного права накапливается большой массив норм права . В связи с этим появляется необходимость в кодификации таких норм. Кодификация как один из видов систематизации международно-правовых актов преследует цель обеспечить ясное и четкое изложение действующих норм международного права . Кодификация исключает различное и неодинаковое толкование норм международного права и содействует единообразному и последовательному их применению.

Кодификация - это международная деятельность и правотворческий процесс1, она может быть официальной и неофициальной, общей и частичной. «Сущность кодификации международного права состоит в усовершенствовании действующих международных норм, означающем приведение их в определенную систему на основе единых принципов». За последние годы государства кодифицировали отдельные отрасли международного права путем принятия общего многостороннего договора или кодификационного акта.

Особую роль в кодификации международного права играет Комиссия международного права как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН , учрежденный на ее второй сессии. Согласно п. 1 «а» ст. 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации в целях прогрессивного развития международного права и его кодификации. Как записано в Положении КМП ООН от 21 ноября 1947 г., «Комиссия состоит из 34 членов, являющихся лицами с признанным авторитетом в области международного права».

Члены КМП избираются Генеральной Ассамблеей на пятилетний срок и выступают в личном качестве. В ст. 15 Положения о КМП под прогрессивным развитием понимаются вопросы, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств. Под кодификацией международного права понимается более точное формулирование и систематизация норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины. КМП занимается подготовкой проектов многосторонних конвенций. С этой целью КМП производит отбор тем для прогрессивного развития и кодификации права. Критерии отбора тем в КМП:

  • тема должна отражать потребности государств;
  • тема должна быть достаточно созревшей с точки зрения практики государств;
  • тема должна быть конкретной и реализуемой.

Кроме того, КМП считает, что необходимо не только ограничиваться нетрадиционными темами, но также рассматривать те темы, которые отражают новые изменения в области международного права и насущные интересы международного сообщества. На 60-й сессии в 2008 г. КМП постановила работать над следующими проектами тем: оговорки к международным договорам ; ответственность международных организаций; защита людей в случае бедствий; общие природные ресурсы; последствия вооруженных конфликтов для международных договоров; высылка иностранцев ; иммунитет должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции; обязательство выдавать или осуществлять судебное преследование (aut dedere aut iudicare).

Окончательно разработанный проект конвенции КМП представляет Генеральной Ассамблее ООН, которая принимает решение о созыве конференции государств для обсуждения и принятия текста конвенции.

Система международного права

За последние годы в научной литературе и в практике международных организаций появились термин и понятие нормы «твердого права» (англ. hard law) и нормы «мягкого права» (англ. soft law).

Нормы «твердого права» содержатся в международных договорах, в которых четко и ясно устанавливаются права и обязанности сторон.

Нормы «мягкого права» не порождают четких прав и обязанностей, они дают лишь общую установку, например, такие нормы содержатся в политических договорах («добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры») и в резолюциях международных организаций, конференций, в коммюнике, в совместных заявлениях.

В научной и учебной литературе все чаще пишут о нормах международного процессуального права. Многие процессуальные нормы содержатся в международном судопроизводстве , например в Статуте Международного уголовного суда (ч. 5, 6, 8).

Принципы международного права. Принципы международного права являются основой международного правопорядка . Это обобщенные, основополагающие и общепризнанные юридические нормы. Они обладают высшей юридической силой. Обязательства, вытекающие из основных принципов, носят универсальный и всеобщий характер (erga omnes), и все государства должны быть заинтересованы в защите принципов. Состояние международного правопорядка зависит от того, как соблюдаются и признаются принципы государствами. Нарушение одного принципа влечет нарушение всей системы международного права.

Государства постоянно стремятся кодифицировать и конкретизировать принципы международного права. В Уставе ООН закреплены семь принципов международного права: неприменение силы или угрозы силой; мирное разрешение споров; невмешательство во внутренние дела; сотрудничество; равноправие и самоопределение народов; суверенное равенство государств; добросовестное соблюдение обязательств по международному праву. Но Устав ООН называет эти принципы, а конкретное их содержание дано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г.

Пункт 6 ст. 2 Устава закрепил: «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности». Заключительный акт СБСЕ 1975 г. включил еще три принципа международного права: нерушимость границ; территориальная целостность государств; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

Поскольку принципы являются основой международного права, то нарушение одного принципа влечет подрыв устоев всей системы международного права и правопорядка. Все государства, независимо от времени их возникновения, членства или нечленства в ООН, обязаны соблюдать императивы принципов международного права.

Принципы права - комплекс обобщенных норм, составляющих ядро современного международного права и фундамент современного международного правопорядка. Принципы - это требование, несущее в себе должное, и это идеал, определяющий цели, ориентиры через законность , справедливость, добросовестное соблюдение международных обязательств. Как видим, принципы - это правила поведения особого рода и высшего порядка.

Все принципы международного права взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это подчеркнула Декларация о принципах международного права 1970 г.: «При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

Качеством принципов международного права является их императивность (jus cogens). Статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. дает понятие императивной нормы (jus cogens): «Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Статья 53 не назвала конкретно нормы jus cogens. КМП ООН в 2001 г. в Комментарии к Проектам статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния привела в качестве примера следующие нормы jus cogens: запрещение агрессии, рабства и работорговли, геноцида, расовой дискриминации и апартеида, пыток; основные нормы международного гуманитарного права, применимые в вооруженном конфликте ; право на самоопределение.

Помимо общих, основных принципов в международном праве существуют межотраслевые принципы (договоры должны соблюдаться, ответственность и др.) и отраслевые принципы (свобода судоходства в морском праве, исследование и использование космического пространства в мирных целях в космическом праве и т.д.).

Во многих международных документах, правовых актах и в национальном законодательстве государств часто ссылаются на принципы международного права.

Развитие системы международного права идет в соответствии с требованиями практики международно-правового регулирования. Диверсификация международных отношений и становление международного порядка оказывают непосредственное воздействие на систему международного права. Система международного права стабильна, динамична и постоянно развивается. Естественно, в этой системе возникают противоречия, но все же она остается единой и целостной.

В связи с развитием системы международного права, появлением в ней новых отраслей и институтов на универсальном и региональном уровне в последнее время стали обсуждать проблему фрагментации (разрыв частей) международного права. Речь идет о том, что в отраслях международного права, в практике международных судебных учреждений возникли такие нормы и решения, которые противоречат нормам других отраслей международного права или не совпадают с прежними решениями международных судебных учреждений (например, нормы о правах человека). И следовательно, фрагментация угрожает системе международного права. На эту проблему обратила внимание КМП ООН; Г. Хафнер, член Комиссии, посвятил ей специальный доклад. Он выделил следующие причины, способствующие усилению фрагментации системы международного права: отсутствие централизованных институтов, которые обеспечивали бы однородность и соответствие правовых норм; параллельное регулирование на универсальном или региональном уровне одного и того же вопроса; конкуренция норм. По мнению Р.А. Колодкина, члена КМП ООН, фрагментации системы международного права не существует, а ее угрозы тем более.

По каким бы путям ни шли международно-правовое регулирование и создаваемые нормы международного права, главное, чтобы это регулирование соответствовало принципам международного права, нормам jus cogens как верным «стражам» системы международного права. Да и сама кодификация международного права доказывает, что система развивается и устраняются причины для ее фрагментации.

Под кодификацией международного права понима­ется систематизация международно-правовых норм, осу­ществляемая субъектами международного права.

Первые упоминания в литературе по международно­му праву о полезности кодификации относятся к перио­ду буржуазных революций. Считается, что первым, вы­ступившим с идеей кодекса международного права, был английский юрист и философ И. Бентам. Он, в частно­сти, писал, что «мало можно найти в жизни вещей более необходимых, чем кодекс международного права».

Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев. Таким об­разом, современная кодификация международного пра­ва осуществляется путем:

а) установления точного содержания и четкого фор­мулирования уже существующих и действующих (обыч­ных или договорных) принципов и норм международ­ного права в определенной сфере отношений между го­сударствами (отрасли международного права);


б) изменения или пересмотра устаревших норм;

в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса, актуальных потребно­стей международных отношений, особенно в контексте разрешения глобальных проблем человеческой циви­лизации;

г) закрепления в согласованном виде всех этих прин­ципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенции, договоре, соглашении) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях и резолюциях конференций).

В научной литературе по международному праву до сих пор встречается деление кодификации междуна­родного права на официальную и неофициальную. По­водом к такому делению послужили неоднократные по­пытки неофициальной или доктринальной (научной) ко­дификации международного права, предпринятые отдельными юристами (например, Бустаманте, Блюнч-ли, Каченовским) и некоторыми международными и на­циональными неправительственными учреждениями и организациями (например, Институтом международно­го права, Ассоциацией международного права, латино­американскими организациями юристов-международ­ников). Однако международная практика свидетельст­вует о том, что кодификация международного права является сложным политико-правовым процессом нор-мотворчества в международных отношениях и поэтому всегда выступает в качестве межгосударственной дея­тельности. Следовательно, кодификация международно­го права может носить только официальный характер.



Официальная кодификация международного права реализуется в форме международных договоров. Осо­бое место в кодификационном процессе занимает Ор­ганизация Объединенных Наций. Устав ООН содержит положение о том, что «Генеральная Ассамблея (ГА ООН) организует исследования и делает рекомендации в це­лях: а)... поощрения прогрессивного развития между­народного права и его кодификации» (статья 13 Уста­ва). Таким образом, следует отметить, что понятия «ко-


дификация» и «прогрессивное развитие международ­ного права» являются составными, взаимосвязанными и взаимопроникающими элементами единого кодифи­кационного процесса.

Практической деятельностью по кодификации меж­дународного права в рамках ООН занимается Комиссия международного права (полное наименование - Комис­сия по прогрессивному развитию и кодификации меж­дународного права), которая является вспомогательным органом ГА ООН, ей подотчетна и подконтрольна. Ко­миссия учреждена резолюцией ГА ООН 174 (II). Дея­тельность Комиссии регулируется Положением 1947 го­да, (с последующими изменениями), утвержденным ГА ООН. В ее состав входят 34 (до 1981 года - 25) юриста-международника, «пользующихся признанным автори­тетом в области международного права». Члены Комис­сии избираются ГА на 5-летний срок и выступают в лич­ном качестве. В задачу Комиссии входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Положение о Комиссии предусматривает, что весь процесс ее деятельности должен быть подчинен задаче достижения таких результатов, которые были бы приемлемы для заинтересованных государств.



Хотя Комиссия занимается преимущественно вопро­сами международного публичного права, она рассмат­ривает и вопросы частного права. В основном Комис­сия занимается подготовкой проектов статей и конвен­ций в целом. В начале работы она обращается к правительствам государств-членов ООН с просьбой на­править ей тексты законов, судебных решений, догово­ров, дипломатической переписки и др. документов, не­обходимых для глубокого и подробного изучения коди­фицируемого вопроса. После этого предусматривается издание документа Комиссии, в котором содержатся проекты статей или конвенций совместно с пояснитель­ными и вспомогательными материалами и информаци­ей. Этот документ направляется правительствам от име­ни Комиссии с просьбой представить по нему свои за-


мечания. Впоследствии Комиссия учитывает эти заме­чания правительств при составлении- окончательного проекта, который представляется в ГА ООН для приня­тия соответствующего решения.

Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты Комиссией в области права международных договоров, права международных организаций, дипло­матического и консульского права, международного пра­ва в период вооруженных конфликтов.

Литература:

Василенко В.А. Основы теории международного права. - Киев, 1988.

Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. - М., 1974.

Лукашук И.И. Нормы международного права. - М., 1997.

Лукин П.И. Источники международного права. - М., 1960.

Минасян Н.М. Источники современного международного права. -,Ростов-на-Дону, 1960.

Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие меж­дународного права. - М., 1982.

Черниченко С.В. Международное право: современные тео­ретические проблемы. - М., 1993.