Кем и как судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность? Конституционный Суд РФ: порядок назначения и статус судей Кто утверждает на должность судей конституционного суда.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ избираются Советом Федерации большинством голосов от общего числа его членов по представлению Президента РФ только на один 12-летний срок.

В соответствии с ст.8 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» судьей Конституционного Суда РФ может стать:

гражданин Российской Федерации;

старше 40 лет;

с безупречной репутацией;

имеющий высшее юридическое образование;

работающий по юридической специальности более 15 лет;

обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Указанные в статье 8 Закона требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда соответствуют высокому государственно-правовому статусу этого органа. Разумеется, назначить судьей Конституционного Суда можно только с согласия назначаемого.

Непосредственно Конституция не устанавливает требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда. Но конституции других государств выдвигают требования к кандидатам в судьи своих конституционных судов: высококвалифицированный специалист, имеющий, как правило, ученую степень (Беларусь); безукоризненная репутация, высшее юридическое образование и стаж юридической или научно-педагогической работы по специальности юриста не менее 10 лет (Литва); "шестеро из общего состава судей, назначенных Ассамблеей Республики и кооптированных, выбираются в обязательном порядке из числа судей других судов, а остальные - из числа юристов" (Португалия); достижение 40 лет, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет (Словакия); достижение 40 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживание в Украине в течение последних 20 лет и владение государственным языком (Украина); "из числа юристов, особенно судей, прокуроров, адвокатов и профессоров университетов права" (Хорватия); соответствие требованиям, предъявляемым для избрания в Сенат, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет (Чехия).

Российское гражданство судьи Конституционного Суда - объективное требование к представителю высшей судебной власти, участвующему в принятии решений, которые могут серьезно повлиять на судьбу страны. Поэтому судьей Конституционного Суда не может быть назначен гражданин РФ, имеющий гражданство какого-либо другого государства.

Гражданство другого государства ставило бы под сомнение независимость судьи от него, особенно при рассмотрении дел о конституционности международных договоров. Однако нельзя не отметить, что статья 8 Закона не содержит для судьи Конституционного Суда запрета иметь двойное гражданство. Такое требование установлено статьей 4 Закона о статусе судей.

Закон "О Конституционном Суде РСФСР" (статья 12) допускал назначение судьей гражданина, достигшего "не менее 35 и не более 60 лет". Действующий Закон "поднял нижнюю возрастную планку" до 40 лет, что значительно выше, чем для других судов РФ, но не установил "верхнюю планку". Но поскольку достижение судьей предельного возраста пребывания в должности является основанием прекращения его полномочий, судьей не может быть назначен гражданин, достигший 70 лет. Требование назначать судьями лиц, достигших 40 лет, обосновывается взаимосвязью с другими требованиями - наличием высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Что касается юридической профессии, то разработчики Закона и законодатель "понимали термин "юридическая профессия" широко, как всякую деятельность, где применяются (или могут применяться) юридические знания в объеме высшего юридического учебного заведения". Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": Комментарий. М.: Юридическая литература, 1996. С. 62. Теперь этот термин конкретизирован статьей 4 Закона о статусе судей.

Возраст действующих судей КС - объективное свидетельство становления их правосознания и предшествующего стажа работы по юридической профессии в системе Советского государства и права, не имеющих с РФ и действующей Конституцией почти ничего общего.

Одного 15-летнего стажа юридической профессии для назначения судьей Конституционного Суда недостаточно: имея большой юридический стаж, можно быть плохим юристом (об этом свидетельствовали жалобы в КС, подготовленные такими юристами). Требуется также, как устанавливает статья 8, "признанная высокая квалификация в области права". Обычно ее подтверждением являются ученые степени кандидата или доктора юридических наук: их имели большинство впоследствии назначенных судей Конституционного Суда.

Специальность, по которой получена ученая степень, тоже может иметь значение. С учетом того, положения актов какой отрасли законодательства оспариваются в Конституционном Суде чаще других, судьей может быть назначен кандидат, специализирующийся на такой отрасли.

В то же время ученая степень не является обязательным условием назначения судьей Конституционного Суда. Высокая квалификация в области права может быть признана не за теоретиками с ученой степенью, а, например, за судьей суда общей юрисдикции без ученой степени.

Безупречная репутация - довольно неопределенное требование к назначаемым судьями Конституционного Суда. Оценка репутации как безупречной зависит от участвующих в процессе назначения и их репутации. Но в любом случае кандидат в судьи должен обладать общепризнанными моральными качествами. Вряд ли безупречна репутация у привлекавшегося к ответственности за некоторые административные правонарушения, у ранее судимого, у лица с "нетрадиционной сексуальной ориентацией", а также у лиц, деятельность которых противоречит их публикациям по правовым вопросам.

Статья 8 Закона не выдвинула к кандидату на должность судьи Конституционного Суда требование о состоянии здоровья. Это тем более странно, что судьей Конституционного Суда можно стать не ранее достижения 40 лет. Такое требование установлено статьей 4 Закона о статусе судей.

Избрание или назначение судьей означает - по мнению избиравших и назначавших - соответствие кандидата всем установленным Законом о Конституционном Суде требованиям. Но не следует полагать, что действующим и бывшим судьям Конституционного Суда не было альтернативы. В России много юристов, соответствующих требованиям статьи 8 Закона.

Возможности предоставление некоторым органам и лицам вносить Президенту предложения о кандидатах на должность судьи имеет целью обеспечить сбалансированный состав Конституционного Суда: по юридической специализации кандидатов, их политическим взглядам, с различных территорий страны.

В число субъектов, которые могут предлагать Президенту кандидатуры судей Конституционного Суда, относятся прежде всего сам Конституционный Суд, а также ВС и ВАС (высшие судебные органы), Министерство юстиции и Генеральная прокуратура (федеральные юридические ведомства), Всероссийский съезд судей и Федеральная палата адвокатов, действующие соответственно на основании ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (всероссийские юридические сообщества), Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве (юридические научные заведения), высшие юридические учебные заведения (не обязательно государственные).

Указом Президента от 4 октября 2001 года N 1185 утверждалось Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, в том числе КС. Однако никакие предложения не обязывают Президента делать выбор из предложенных ему кандидатур. Он может внести на утверждение Совета Федерации собственную кандидатуру судьи, в т.ч. одновременно несколько кандидатур, предоставляя тем самым Совету Федерации право выбора судьи.

Порядок назначения судей Конституционного Суда детализирован Регламентом Совета Федерации от 30 января 2002 года N 33-СФ. В соответствии с ним Председатель Совета Федерации для назначения судьи Конституционного Суда в течение 14 дней при необходимости созывает внеочередное заседание Совета Федерации; представленные Президентом кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, который готовит для заседания Совета Федерации заключение по каждой кандидатуре; после обсуждения на заседании Совета Федерации каждая кандидатура включается в бюллетень для тайного голосования; назначение на должность или отклонение представленной Президентом кандидатуры оформляется постановлением Совета Федерации (статьи 173 - 175).

Назначение судьи Конституционного Суда производится голосованием большинства от общего числа членов Совета Федерации, а не от числа присутствующих на заседании его членов. Общее число членов Совета Федерации определяется исходя из статьи 95 (часть 2) Конституции, согласно которой в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Согласно части четвертой статьи Закона в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Данное положение взаимосвязано со статьей 18 Закона, в соответствии с которой о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Президента и Совет Федерации должен уведомить сам Конституционный Суд, что означает открытие вакансии. С целью поддержания полноты состава Конституционного Суда, необходимого для обеспечения кворума в его заседаниях, данные положения Закона обязывают Конституционный Суд уведомлять Президента и Совет Федерации об открытии вакансии незамедлительно.

конституционный судья контроль

  • 5) Понятие безопасности и ее обеспечение в рф
  • 6) Органы фсб рф: система, основные задачи, принципы деятельности
  • 7)Органы внешней разведки: правовые основы деятельности, задачи
  • 8)Органы государственной охраны
  • 9) Органы правительственной связи и информации: система, правовые основы деятельности, задачи
  • 10)Задачи и принципы деятельности органов внутренних дел. Система овд
  • 11) Мвд рф
  • 12,13,14) Полиция: права, задачи, принцип деятельности, обязанности
  • 15) Органы внутренних дел на транспорте: структура, задачи
  • 16)Федеральная миграционная служба рф: система и функции
  • 17)Правовые основы деятельности и полномочия территориальных органов фмс России
  • 13.1. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор:
  • 18) Понятие и система органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ рф
  • 19) Органы наркоконтроля, правовые основы деятельности, задачи и полномочия
  • 20)Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков: система, задачи, правовая основа деятельности
  • 21)Правоохранительная служба в органах наркоконтроля
  • 22) Понятие таможенного дела и таможенной политики. Цели таможенной деятельности
  • 23)Таможенные органы: система, структура, основные задачи
  • 24)Полномочия таможенных органов: взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль, осуществление правоохранительных функций
  • 25)Основные направления деятельности таможенных органов рф
  • 27)Основные направления деятельности органов юстиции рф
  • 28)Служба судебных приставов: правовые основы деятельности и задачи
  • 30)Уголовно исполнительная система
  • 31)Права и обязанности учреждений, исполняющих уголовное наказание, связанное с лишением свободы
  • 32)Нотариат в рф
  • 33)Место адвокатуры в системе правоохранительных органов рф
  • 34)Виды юридической помощи оказываемой адвокатурой
  • 35)Адвокат в рф и его правовой статус
  • 36. Прокуратура зарубежных стран.
  • 37. Прокуратура рф: правовые основы деятельности, структура прокуратуры.
  • 38. Предметы надзора прокуратуры в Российской Федерации.
  • 39. Акты прокурорского реагирования.
  • 40. Полиция в зарубежных странах.
  • 41. Частная детективная и охранная деятельность: правовые основы, порядок получения лицензии.
  • 42. Частный детектив: правовой статус, виды оказываемых услуг.
  • 43. Частный охранник: правовой статус, виды оказываемых услуг.
  • 44. Профессиональные объединения адвокатов.
  • 45. Органы предварительного следствия и их задачи.
  • 46. Органы дознания и их задачи.
  • 47. Характеристика судебной власти.
  • 48. Суд как орган судебной власти.
  • 49. Понятия правосудия и его основные свойства.
  • 50. Принципы правосудия.
  • 51. Место и полномочия Конституционного Суда рф в судебной системе рф.
  • 52. Порядок назначения на должность судей Конституционного Суда и их правовой статус.
  • 53. Законодательство о судебной системе.
  • 54. Система судов общей юрисдикции.
  • 55. Верховный суд рф: место в судебной системе рф, структура, состав.
  • 56. Пленум и Президиум Верховного суда рф.
  • 57. Судебные коллегии Верховного суда рф: порядок образования, состав, компетенция.
  • 58. Верховные суды республик, краевые (областные) суды: место в судебной системе, порядок образования, структура, полномочия.
  • 59. Районные суды в Российской Федерации: структура, состав, полномочия.
  • 60. Военные суды рф: структура, состав, полномочия.
  • 61. Система арбитражных судов, их соподчиненность.
  • 62. Высший арбитражный суд рф: структура, состав.
  • 63. Пленум и Президиум Высшего арбитражного суда рф.
  • 64. Судебные коллегии Высшего арбитражного суда рф: порядок образования, состав, компетенция.
  • 65. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
  • 66. Федеральные арбитражные суды округов: структура, состав, компетенция.
  • 67. Арбитражные суды субъектов рф: структура, состав, компетенция.
  • 68. Мировые судьи.
  • 69. Правовой статус судей в рф. Требования, предъявляемые к судьям и кандидатам в судьи.
  • 70. Обеспечение деятельности судов. Судебный департамент при Верховном Суде рф.
  • 71. Судебная система в зарубежных странах.
  • 52. Порядок назначения на должность судей Конституционного Суда и их правовой статус.

    Судьей КС может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

    Предложения о кандидатах на должность судей КС могут вноситься Президентом рФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

    Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации.

    Судья КС не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности.

    Судья КС не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

    Судья КС не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

    Судья КС не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

    На судей КС распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи КС обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.

    Деятельность КС включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом КС.

    Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

    53. Законодательство о судебной системе.

    Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

    Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

    1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

    Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

    Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

    К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

    Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

    2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

    Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

    Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

    С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

    Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».

    Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

    "

    Введение

    В действующем российском законодательстве отсутствует специальный закон о статусе судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Соответствующие нормы установлены общим законом - Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 года N 3132-1 (в ред. от 25.11.2013) . Думается, что принятие такого специального закона наряду с законом о конституционных (уставных) судах субъектов РФ, о необходимости разработки которых неоднократно высказывалось в юридической литературе, будет способствовать обеспечению независимости и самостоятельности судей конституционных (уставных) судов, а также их профессионализма и компетентности при осуществлении своих полномочий.

    Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ

    Согласно Закону РФ N 3132-1 судьей конституционного (уставного) суда может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершавший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен. Ранее законодательство 17 субъектов РФ, в которых действуют органы конституционного (уставного) контроля, нередко устанавливало более высокие, чем предусмотрено в федеральном законодательстве, требования к кандидатам на должности судей . Например, закреплялись более жесткие требования по возрасту (35 лет, при этом в законодательстве Чечни до сих пор присутствует аналогичное правило), стажу по юридической профессии (10 лет), наличию ученой степени в области права или активного избирательного права. В некоторых республиках кандидат на должность судьи был обязан иметь гражданство республики, что противоречило праву на свободу передвижения и выбор места жительства и ограничивало право граждан РФ на равный доступ к государственной службе и на доступ к отправлению правосудия .
    Конституционный Суд РФ в Определении от 27 декабря 2005 года N 491-О указал: в отсутствие федерального закона, регламентирующего правовое положение судей конституционных (уставных) судов, на них распространяются предписания Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", если они по смыслу согласуются с особенностями правовой природы конституционных (уставных) судов как органов конституционного (уставного) контроля, а также с их статусом и полномочиями, определенными конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Так, законодатель субъекта РФ вправе избрать любую организационную модель конституционной юстиции, ориентируясь в том числе и на нормы ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", но обязан предусмотреть необходимые гарантии сохранения баланса властей субъекта РФ и гарантии самостоятельности и независимости конституционного (уставного) суда .
    В Определении от 2 февраля 2006 г. N 37-О Конституционный Суд РФ констатировал, что федеральный законодатель может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов, касающиеся возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее полномочие законодательным органам субъектов РФ. При этом законодательство РФ не препятствует назначению на эти должности лиц, имеющих продолжительный стаж работы по юридической профессии, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию . Данная правовая позиция была использована при аргументации принятия Постановления от 2 июня 2006 года Конституционным Судом Республики Карелия, в котором признано соответствующим Конституции этой Республики положение о том, что судьей Конституционного Суда назначается лицо, достигшее возраста 25 лет и имеющее стаж работы по юридической профессии 5 лет . Отметим, что федеральному законодателю неоднократно поступали предложения об установлении более высоких требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов. Например, в 2003 году Московская областная Дума выступила с законодательной инициативой об изменении законодательных положений в части, касающейся требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов, с целью повышения возрастного ценза до 35 лет и необходимого стажа работы по юридической профессии до 10 лет . Однако это предложение законодателем было отклонено ввиду недостатка квалифицированных юридических кадров в субъектах РФ, хотя численный состав судей конституционных (уставных) судей колеблется в пределах от 3 (Адыгея, Тыва) до 7 (Саха (Якутия)), и найти такое количество специалистов в регионах, как думается, не такая уж и большая проблема.
    Вместе с тем субъекты РФ имеют право включать в свое законодательство нормы, позволяющие уточнять профессиональные качества кандидатов на должности судей. В частности, в Северной Осетии - Алании, Ингушетии, Саха (Якутии), Кабардино-Балкарии, Санкт-Петербурге и Тыве кандидат на должность судьи должен обладать высокой квалификацией в области права, а в Чечне - высоким уровнем профессиональных знаний и необходимыми моральными качествами. В Ингушетии и Тыве помимо прочего кандидат на должность судьи должен обладать безупречной репутацией. Содержание этого требования дается в ст. 8 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия": безупречная репутация не вызывает сомнений в том, что назначение его судьей Конституционного Суда не умалит авторитета судебной власти и что при исполнении полномочий судьи он будет объективен, справедлив и беспристрастен.

    Сроки осуществления судьями конституционных (уставных) судов субъектов РФ своих полномочий

    В субъектах РФ закрепляется предельный возраст нахождения на посту судьи - 65 лет (Свердловская область, Марий Эл, Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Калининградская область, Татарстан, Башкортостан) или 70 лет (Санкт-Петербург, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия), Татарстан, Северная Осетия - Алания, Дагестан, Чечня, Коми). Ранее законодательство субъектов РФ, как правило, предусматривало, что судьи конституционных (уставных) судов назначаются бессрочно, но в настоящее время в большинстве субъектов РФ используется принцип срочного исполнения своих обязанностей. Как указал Конституционный Суд РФ, установление законами субъектов РФ срока полномочий и предельного возраста пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, отличающихся от установленных для судей федеральных судов, предполагает одновременно и обязанность субъекта РФ вводить такой срок, который гарантировал бы эффективное осуществление правосудия . В настоящий момент судьи назначаются на сроки:
    - 5 лет (Северная Осетия - Алания, Бурятия, Тыва);
    - 6 лет (Санкт-Петербург, Свердловская область);
    - 10 лет (Татарстан, Ингушетия);
    - 12 лет (Башкортостан, Калининградская область, Марий Эл, Адыгея);
    - 15 лет в Саха (Якутия).
    До 2013 года в ст. 11 Закона Карелии о Конституционном Суде было установлено, что лицо, ранее не являющееся судьей, назначается сроком на 3 года, а далее - бессрочно. Однако Определением Конституционного Суда Республики Карелия эти положения были признаны неконституционными, поскольку не в полной мере обеспечивают реализацию конституционных принципов независимости и несменяемости судей . Е.С. Аничкин в связи с этим отмечает, что федеральный законодатель не установил на судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ трехгодичный первоначальный срок полномочий, предусмотренный для судей федеральных судов, но не исключил возможность его установления законами субъектов РФ . Но думается, что подобная норма имеет непосредственное отношение к независимости судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, поскольку предусматривает форму контроля за их деятельностью со стороны высших органов государственной власти субъекта РФ в форме неназначения впоследствии на неопределенный срок.
    Только в небольшом числе случаев полномочия судей конституционных (уставных) судов сроком не ограничены (Кабардино-Балкария, Карелия, Чечня, Дагестан, Коми). В науке конституционного права высказана точка зрения, согласно которой оптимальный срок полномочий судей конституционных (уставных) судов составляет 5 лет, поскольку трудовое законодательство допускает заключение срочного трудового договора максимум на такой период . Позволим себе не согласиться с таким утверждением и присоединиться к точке зрения, которую озвучили В.В. Гошуляк, Л.Е. Ховрина и Т.И. Геворкян: трудовой договор с судьями конституционных (уставных) судов может быть как бессрочным, так и срочным, причем согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ возможно заключение срочного трудового договора не только на срок не более 5 лет, но и на иной срок, установленный федеральным законодательством . По нашему мнению, таким актом является Закон РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1, который в ч. 4 ст. 11 содержит отсылочную норму к положениям регионального законодательства.
    Законодательство ряда субъектов РФ прямо запрещает повторное назначение судей конституционных (уставных) судов (Саха (Якутия), Адыгея, Татарстан), в то время как ст. 14 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республика Бурятия" предусматривает назначение судей сроком на 5 лет с возможностью последующего назначения на новый срок. В Калининградской области и в Тыве также допускается избрание судей повторно, но не более чем на два срока подряд. Отметим, что ранее законодательство Санкт-Петербурга допускало повторное переизбрание судей Уставного суда на второй 5-летний срок, но решением Уставного суда эта норма утратила силу, а потом решением законодателя отменена . Ряд авторов (в т.ч. и Е.В. Болдырева ) допускают возможность предусмотреть в законодательстве субъектов РФ в обязательном порядке нормы о пребывании в должности судьи конституционного (уставного) суда второй и последующий сроки. Нам представляется, что подобная практика не будет отвечать принципам независимости судей конституционных (уставных) судов, поскольку может поставить судей в зависимость от высших органов государственной власти субъекта РФ при положительном решении вопроса о переназначении судьи на последующий срок.

    Процедура назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ

    В юридической литературе ранее обосновывалась идея формирования судей конституционных (уставных) судов путем прямых выборов непосредственно населением . В Республике Тыва первоначально также предлагалось формировать Конституционный Суд путем всеобщих выборов по 5 одномандатным округам, но впоследствии региональный законодатель отказался от этой идеи. Согласимся с В.А. Кряжковым, что подобное вряд ли приемлемо, поскольку конституционное правосудие - это профессиональная деятельность, требующая специальных познаний и наличия высокой квалификации, а не политика, поскольку участие судей конституционных (уставных) судов в политической деятельности законодательством исключается .
    Назначаются на должность судьи конституционных (уставных) судов законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо установленной численности депутатов регионального парламента (1/3 в Калининградской области, 7 депутатов в Санкт-Петербурге) или председателя парламента (Татарстан). Представляет интерес норма ст. 9 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", согласно которой судьи назначаются в равном числе от каждой ветви государственной власти: депутатов и депутатских объединений регионального парламента, Главы Республики Адыгея и Верховного Суда Республики Адыгея. Считаем этот порядок наилучшим, так как обеспечивает баланс всех ветвей власти при назначении судей органа конституционной (уставной) юстиции, призванного быть арбитром в спорах между органами государственной власти субъекта РФ. Аналогичное мнение изложено и в зарубежной юридической литературе . Вместе с тем стоит согласиться и с О.В. Брежневым в той части, что действующее федеральное законодательство не предусматривает полномочий федеральных судов или советов судей субъектов РФ по участию в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, как это предусмотрено в ряде субъектов РФ . Поэтому федеральное законодательство в этой части нуждается в корректировке, чтобы легитимировать возможность участия судебной власти в назначении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
    На наш взгляд, не обеспечивает баланс ветвей государственной власти порядок, когда единственным субъектом, предлагающим кандидатуры на должности судей конституционных (уставных) судов, является высшее должностное лицо субъекта РФ (так предусмотрено в Кабардино-Балкарии, Бурятии). Согласно ст. 8 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания", главе Республики может предложить кандидатуры на должности судей только Председатель Конституционного Суда. Вместе с тем в большинстве субъектов РФ (кроме Калининградской области) законодательство не обязывает высшее должностное лицо представлять каких-либо альтернативных кандидатов и не исключает возможности представления снова уже ранее отклоненной кандидатуры. В законодательстве Карелии уточняется, что одна и та же кандидатура может вноситься только спустя год, а в Свердловской области - не чаще двух раз подряд. Лишь законодательство Чечни исключает возможность повторного внесения ранее отвергнутой кандидатуры.
    На необходимость соблюдения баланса полномочий органов власти в процедуре назначения судей органа конституционного контроля указывали конституционные (уставные) суды. В Постановлении N 129-П от 22 марта 2005 года Уставный суд Санкт-Петербурга разъяснил, что участие депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в назначении на должность судьи Уставного суда заключается не только в наделении группы депутатов численностью не менее 7 человек полномочием на внесение представлений кандидатов на должность судей Уставного суда (как и Губернатором), но и в праве каждого депутата непосредственно участвовать в принятии решения Законодательным Собранием о назначении на должность судьи Уставного суда. Таким образом, указанное соотношение правомочий исполнительной и законодательной ветвей государственной власти в вопросе о формировании Уставного суда нарушает закрепленный Уставом Санкт-Петербурга баланс властей в пользу депутатов Законодательного Собрания и, следовательно, не соответствует уставным принципам организации государственной власти в Санкт-Петербурге. Кроме того, как отметил Уставный суд, группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Совет судей Санкт-Петербурга, которые наделены правом вносить предложения о кандидатурах на должность судьи, не являются органами государственной власти, в чем видится нарушение принципа народовластия . Впоследствии законодатель Санкт-Петербурга предусмотрел, что Уставный суд не вправе рассматривать вопросы о проверке законодательных положений о формировании этого суда, чтобы исключить личную заинтересованность судей в принимаемых решениях. В Республике Тыва также были закреплены аналогичные ограничения.
    Некоторые субъекты РФ в законодательстве закрепили обязательное проведение конкурсного отбора кандидатур судей конституционных (уставных) судов (Санкт-Петербург, Саха (Якутия), Свердловская область, Дагестан, Бурятия, Адыгея, Карелия). Стоит отметить, что по законодательству субъектов РФ, как правило, квалификационная коллегия не участвует в процедуре отбора кандидатур судей конституционных или уставных судов (кроме Свердловской области, Карелии, Адыгеи). Но в юридической литературе отмечается, что, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 27 декабря 2005 г. N 491-О, квалификационная коллегия судей может не принимать участие в процедурах только прекращения полномочий судьи конституционного (уставного) суда, но не в выдаче рекомендации на назначение судей таких судов . Это действительно так, но вместе с тем в вышеуказанном решении содержится и такая позиция: положения законодательства, позволяющие субъекту РФ вводить особый порядок наделения полномочиями судей конституционного (уставного) суда, отличающимися от установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", не могут рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
    Другие субъекты РФ закрепили в своих законах о конституционных (уставных) судах по аналогии с ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" норму об органах, учреждениях и лицах, наделенных правом внесения высшему должностному лицу субъекта РФ предложений о кандидатах на должность судьи конституционного (уставного) суда. Однако отметим, что такая формулировка вовсе не обязывает высшее должностное лицо субъекта РФ соглашаться с предложенными кандидатурами. Кандидатуры на пост судей в большинстве субъектов РФ предлагают:
    - органы государственной власти субъекта РФ (Башкортостан);
    - органы местного самоуправления (Калининградская область) либо только представительные органы местного самоуправления (Свердловская область, Чечня, Башкортостан);
    - органы судейского сообщества (Башкортостан) и объединения профессиональных юристов или юридические сообщества (Свердловская область, Саха (Якутия), Тыва, Дагестан);
    - областные (республиканские) суды (Калининградская область, Тыва, Марий Эл, Чечня) или судебные органы (Ингушетия), конституционный (уставный) суд (Дагестан) или его председатель (Северная Осетия - Алания);
    - юридические учреждения (Саха (Якутия) и ведомства (Ингушетия, Тыва);
    - юридические научные и учебные заведения (Саха (Якутия), Свердловская область, Ингушетия, Чечня, Башкортостан, Марий Эл, Дагестан);
    - депутаты парламента (Свердловская область, Марий Эл, Тыва, Чечня, Башкортостан, Ингушетия) либо группы депутатов в Саха (Якутии) и депутатские объединения в Дагестане.

    Результаты

    В юридической литературе негативно оцениваются минимальные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов. Фактически такие же требования установлены к кандидатам на должности судей районных судов и мировых судей, рассматривающих несложные категории гражданских, уголовных и административных дел. В то время как судьи конституционных (уставных) судов рассматривают конституционно-правовые споры, что роднит их с научным анализом, а не обычной правоприменительной деятельностью. Думается, что для возможности быть назначенным судьей органа региональной конституционной (уставной) юстиции кандидат должен отвечать более высоким требованиям по возрасту (например, 35 лет).
    Считаем, что наиболее адекватным требованиям обеспечения независимости судей конституционных (уставных) судов был такой порядок, когда они назначаются без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста. Также допустимо назначать судей на большой срок, превышающий сроки полномочий высших органов государственной власти субъекта РФ. Поскольку кандидатуры судей в региональный парламент вносит, как правило, высшее должностное лицо субъекта РФ, которое может занимать свой пост не более 10 лет (два срока подряд), постольку судей конституционных (уставных) судов оптимально назначать на срок более 10 лет, во избежание частой смены состава судей в силу изменения политической конъюнктуры в регионе.
    О.А. Кожевников вплоть до принятия федерального закона, регулирующего статус судей конституционных (уставных) судов, предлагает предусмотреть норму, по которой кандидатуры судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ при наличии соответствующих рекомендаций квалификационных коллегий судей в субъектах РФ могут вноситься Президентом РФ для назначения в законодательные органы субъектов РФ . Однако конституционные (уставные) суды не рассматривают вопросы, связанные с осуществлением государственной власти Федерации, сосредоточившись на разрешении дел, связанных с обеспечением верховенства и защиты основных законов субъектов РФ. Поэтому и участие Президента РФ в процедуре назначения судей конституционных (уставных) судов как судов субъектов РФ нам видится излишним. Наоборот, поскольку конституционные (уставные) суды являются судами субъектов РФ, постольку является вполне обоснованной процедура внесения предложений о кандидатурах на должности соответствующих судей высшим должностным лицом субъекта РФ как главой субъекта РФ.
    Способом назначения на должность судей конституционных (уставных) судов, который наиболее полно отвечал принципу независимости судей и сохранения баланса между всеми ветвями государственной власти субъекта РФ власти, был бы такой, при котором судьи этих судов назначаются при участии всех ветвей государственной власти субъекта РФ. Наиболее отвечающим этим требованиям является тот порядок, который установлен в Республике Северная Осетия - Алания, в которой от каждой ветви государственной власти назначается треть судей Конституционного Суда.

    Выводы

    Подводя итог, следует подчеркнуть, что назначение судей конституционных (уставных) судов является самостоятельным явлением в российском праве, обусловленным особыми требованиями к кандидатам на должности судей, сроку полномочий и порядку назначения судей, отличным от общих норм, установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации". При регулировании порядка назначения на должность судей конституционных (уставных) судов имеют большое значение правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, на которых дальнейшее развитие регионального законодательства и будет основываться ввиду отсутствия соответствующего федерального закона, принятие которого наряду со специальным законом в конституционных (уставных) судах субъектов РФ представляется необходимым.

    Библиографический список

    1. Аничкин Е.С. "Преобразование" конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в решениях региональных органов конституционной юстиции // Рос. юстиция. 2010. N 2. С. 5 - 8.
    2. Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Геворкян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М.: Альфа-М, 2006. 240 с.
    3. Болдырева Е.В. Конституционное правосудие в субъектах федерации: Россия и зарубежный опыт (США и ФРГ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. 26 с.
    4. Брежнев О.В. Порядок образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 20. С. 34 - 37.
    5. Брежнев О.В. Проблемы федерального законодательного регулирования статуса судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституц. правосудия. 2008. N 5. С. 22 - 28.
    6. Давудов С.К., Шапиева О.Г. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации // Вестник Конституц. Суда. 1997. N 3. С. 36 - 37.
    7. Об Уставном суде Калининградской области: Закон Калинингр. обл. от 2 окт. 2000 г. N 247 (в ред. от 22.12.2009) // Дмитрий Донской. 2000. 14, 21, 28 окт.
    8. Об Уставном суде Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 5 июня 2000 года (в ред. от 23.04.2014) N 241-21 // Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. 2000. 28 июня.
    9. Об Уставном суде Свердловской области: Обл. закон от 6 мая 1997 г. N 29-ОЗ (в ред. от 06.02.2014) // Собр. законодательства Свердловской области. 1997. N 5. Ст. 930.
    10. О Конституционном Суде Республики Адыгея: Закон Респ. Адыгея от 17 июня 1996 г. N 11 (в ред. от 04.04.2013) // Ведомости ГС - Хасэ Республики Адыгея. 1996. 22 мая.
    11. О Конституционном Суде Республики Башкортостан: Закон Респ. Башкортостан от 27 окт. 1992 г. N ВС-13/7 (в ред. от 14.07.2010) // Известия Башкортостана. 1997. 29 января.
    12. О Конституционном Суде Республики Бурятия: Закон Респ. Бурятия от 25 окт. 1994 г. N 42-I (в ред. от 23.12.2013) // Бурятия. 1994. 13 нояб.
    13. О Конституционном Суде Республики Дагестан: Закон Респ. Дагестан от 2 февр. 2010 г. N 8 (в ред. от 30.12.2013) // Дагестанская правда. 2010. 5 февр.
    14. О Конституционном Суде Республики Ингушетия: Конституц. закон Респ. Ингушетия от 28 дек. 2001 г. N 10-РКЗ (в ред. от 09.04.2013) // Ингушетия. 2002. 16 янв.
    15. О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики: Закон Кабардино-Балкарской Респ. от 12 дек. 1997 г. N 38-РЗ (в ред. от 19.02.2013) // Кабардино-Балкарская правда. 1997. 23 - 25 дек.
    16. О Конституционном Суде Республики Карелия: Закон Респ. Карелия от 7 июля 2004 г. N 790-ЗРК (в ред. от 17.12.2013) // Карелия. 2004. 10 июля.
    17. О Конституционном Суде Республики Коми: Закон Респ. Коми от 31 окт. 1994 г. (в ред. от 04.03.2014) N 7-РЗ // Ведомости Верхов. Совета Респ. Коми. 1994. N 11. Ст. 160.
    18. О Конституционном Суде Республики Марий Эл: Закон Респ. Марий Эл от 11 марта 1997 г. (в ред. от 23.10.2013) N 14-З // Марийская правда. 1997. 19 марта.
    19. О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве: Конституц. закон Респ. Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 16-з N 363-II (в ред. от 05.12.2013) // Якутские ведомости. 2002. 3 июля.
    20. О Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания: Закон Респ. Северная Осетия - Алания от 15 июня 2001 г. N 17-РЗ (в ред. от 14.07.2011) // Северная Осетия. 2001. 15 июля.
    21. О Конституционном Суде Республики Татарстан: Закон Респ. Татарстан от 22 декабря 1992 года N 1708-XII (в ред. от 03.12.2009) // Республика Татарстан. 1998. 28 нояб.
    22. О Конституционном Суде Республики Тыва: Конституционный закон Республики Тыва от 4 янв. 2003 г. N 1300 ВХ-1 (в ред. от 14.01.2014) // Тувинская правда. 2002. 14 янв.
    23. О Конституционном Суде Чеченской Республики: Конституц. Закон Чеченской Респ. от 24 мая 2006 г. N 2-РКЗ (в ред. от 31.12.2010) // Вести Республики. 2006. 30 мая.
    24. Кожевников О.А. Законодательство о конституционной (уставной) юстиции субъектов РФ нуждается в совершенствовании // Рос. юстиция. 2010. N 9. С. 53 - 56.
    25. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М.: Формула права, 1999. 768 с.
    26. Ливеровский А.А. Правовые проблемы регулирования создания и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Ученые записки юридического факультета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 2001. Вып. 7. С. 118 - 121.
    27. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990 - 2000 гг.). М.: ИКЦ "МарТ", 2001. 672 с.
    28. Петров А.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституц. правосудия. 2013. N 3. С. 25 - 32.
    29. По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 2 статьи 11 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Ушакова Сергея Григорьевича: Постановление Конституц. Суда Респ. Карелия от 7 июля 2005 г. // Карелия. 2005. 21 июля.
    30. По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия некоторых положений статьи 8 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" в связи с обращением депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Ушакова Сергея Григорьевича: Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 2 июня 2006 г. // Собр. законодательства Респ. Карелия. 2006. N 6. Ст. 752.
    31. По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 2 и 3 статьи 15 и положений статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 24 мая 2000 года N 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" по запросу депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю.П. Гладкова, С.В. Гуляева, А.Г. Крамарева, В.Е. Мартыненко, К.Э. Сухенко: Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга N 129-П от 22 марта 2005 года // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 26 марта.
    32. По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации": Определение Конституц. Суда РФ от 2 февр. 2006 г. N 37-О // Вестник Конституц. Суда Рос. Федерации. 2006. N 3.
    33. По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 года N 491-О // Вестник Конституц. Суда Рос. Федерации. 2006. N 2.
    34. Российская газета. 1992. 29 июля.
    35. Favoreu L., Philip L. Les grandes decisions du Conseil constitutionnel. Paris, 1986. 778 p.
    36. Garlicky L. Sadownictwo konstitucyjne w Europe Zachodnief. Warsawa, 1987. P. 334.

    Судьи Конституционного Суда, согласно Конституции Российской Федерации, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Их статус установлен Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

    Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования и приводится к присяге. Срок полномочий судьи Конституционного Суда - 12 лет, предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Законом установлены гарантии независимости судьи Конституционного Суда, основные среди которых - несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

    Законом определено, что судьи Конституционного Суда не могут занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судьи Конституционного Суда не могут принадлежать к политическим партиям или движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях и избирательных кампаниях, заниматься иной политической деятельностью. Они также не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который является или может стать предметом рассмотрения Конституционного Суда.

    Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь избираются самими судьями Конституционного Суда тайным голосованием сроком на три года.

    В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

    Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. В соответствии с ними подбор кандидатов на должность судьи этого суда начинается с проведения работы по подготовке к рассмотрению Президентом РФ предложений, касающихся конкретных кандидатур. Право вносить такие предложения предоставлено членам (депутатам) Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, а также законодательным (представительным) органам субъектов РФ, высшим судебным органам и федеральным юридическим ведомствам, всероссийским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Другими словами, круг лиц и органов, которые могут проявить инициативу в данном вопросе, довольно широк.



    Указанная статья Закона о Конституционном Суде устанавливает также, что внесенное Президентом РФ представление должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок. Порядок предварительного обсуждения представленных кандидатов и принятия решения детально определен его Регламентом. Решение о назначении принимается на пленарных заседаниях Совета Федерации индивидуально по каждой предложенной кандидатуре путем тайного голосования. Назначенным считается тот кандидат, который наберет большинство голосов от общего количества членов (депутатов) Совета Федерации.

    Лицо, назначенное на должность, приводится к присяге Председателем Совета Федерации и после этого становится полноправным судьей Конституционного Суда РФ.

    Федеральный конституционный закон закрепил особое правовое положение конституционного суда, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий.

    Судьей конституционного суда может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

    Предложения о кандидатах на должность судей конституционного суда могут вноситься Президентом рФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

    Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации.

    Судья конституционного суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности.



    Судья конституционного суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

    Судья конституционного суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

    Судья конституционного суда не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

    На судей конституционного суда распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи конституционного суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.

    Деятельность конституционного суда включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом конституционного суда.

    Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

    Существенная сторона гарантий деятельности конституционного суда – обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях.

    Срок полномочий судьи КС РФ (ст.12 ФКЗ):

    § Судья КС назначается на должность на срок 15-ть лет.

    § Предельный возраст - 70 лет (с 01.01.2005г).

    § Назначение на должность судьи КС на второй срок не допускается.

    § Судья КС считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

    § Полномочия судьи КС прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

    Статус судьи КС РФ.

    Судьи КС не избираются, а назначаются Советом Федерациитлг числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Назначенного на должность судью КС Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге (ст. 10).

    Срок полномочий членов КС установлен 15 лет (ч. 1 ст. 12). Предельный возраст пребывания в должности судьи КС - 70 лет3. Председатель КС и его заместитель избираются на три года. По истечении этого срока они подлежат переизбранию. Полномочия же самого КС определенным сроком не ограничены. Назначение на должность судьи КС на второй срок не допускается. Судья КС считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, текст которой отражает специфику осуществляемых этими судьями полномочий: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» (ч. 2 ст. 10 Закона о Конституционном Суде).

    Полномочия судьи КС прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

    (Глава II. Статус судьи Конституционного Суда
    Российской Федерации- ФЗ)

    Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

    Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации , достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет , с безупречной репутацией , имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет , обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

  • 14.Методы науки конституционного права
  • 15.Понятие и сущность Конституции
  • 16.Юридические свойства Конституции рф
  • 17.Структура Конституции рф
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 18.Порядок пересмотра Конституции рф
  • 19.Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф
  • 21.Соотношение конституции рф и конституций субъектов рф
  • 23.Толкование Конституции рф
  • 24.Основные этапы развития российской конституции
  • 25.Разработка и принятие Конституции рф 1993 года
  • 27Народовластие как основа демократического характера российского государства. Формы осуществления народовластия
  • 30 Вопросы референдума
  • 31.Порядок назначения и проведения референдума
  • 35.Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности
  • 36.Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации
  • 37. Организационно-правовые формы общественных объединений в рф
  • 41. Декларация о государственном суверенитете России
  • 42. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф
  • 43.Конституционное закрепление рф как социального государства
  • 44.Рф – светское государство
  • 47.Понятие основ правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «Права и свободы человека и гражданина»;
  • 48.Принципы правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «права и свободы человека и гражданина»;
  • 49.Принцип равноправия граждан
  • 50.Понятие и принципы гражданства рф
  • 51. Развитие законодательства о российском гражданстве
  • 52.Основания и порядок приобретения гражданства рф
  • 53. Основания и порядок прекращения гражданства рф
  • 55. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства
  • 56.Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 57. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • 58.Личные права и свободы человека и гражданина в рф
  • 60.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах рф
  • 61.Порядок выезда и въезда на территорию рф
  • 63.Свобода мысли и слова. Право на информацию
  • 64.Политические права и свободы граждан рф
  • 65.Право граждан рф участвовать в управлении делами государства
  • 66. Законодательная регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов уличных шествий и демонстраций
  • 68.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
  • 72.Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в рф
  • 73.Уполномоченный по правам человека в рф
  • 74.Ограничение конституционных прав и свобод в условиях черезвычайного положения и военного положения
  • 75.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
  • 76.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф
  • 77.Порядок предоставления политического убежища рф
  • 79.Принципы федеративного устройства рф
  • Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
  • 80.Становление и развитие России как федеративного государства
  • 83.Предметы ведения рф
  • 84.Порядок принятия в рф и образования в ее составе нового субъекта рф
  • 86.Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф
  • Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
  • 88.Субъекты рф, их конституционно-правовой статус
  • 92.Понятие и виды автономии. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов
  • 93.Национально-культурная автономия в рф
  • 100.Правовое регулирование выборов в рф
  • 101.Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 102.Равное избирательное право: понятие, гарантии
  • 103.Прямое избирательное право
  • 105.Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в рф
  • 106.Порядок регистрации (учета) избирателей
  • 107.Избирательные округа, их виды, порядок образования
  • 108.Избирательные комиссии. Виды, порядок образования, полномочия
  • 111.Порядок регистрации списка кандидатов и список кандидатов. Избирательный залог
  • 113.Информационное обеспечение выборов. Предвыборная агитация
  • 114.Финансирование выборов. Избирательные фонды
  • 117.Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 119.Полномочия Президента рф
  • 120.Порядок выборов Президента рф
  • 129. Государственный совет рф (гс рф)
  • 131-133. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф. Отрешение Президента от должности. Гарантии Президенту, прекратившему исполнения своих полномочий
  • 135.Двухпалатная структура фс, ее отличия от двухпалатной структуры бывшего Верховного Совета
  • 136.Порядок формирования Совета Федерации фс рф
  • 137.Вопросы, отнесенные к ведению Госдумы фс рф
  • 138.Совет Федерации фс рф: вопросы ведения
  • 139.Внутренняя структура палат фс рф
  • 140.Совет палаты Совета Федерации и Совет Госдумы
  • 141.Комитеты и комиссии палат фс рф
  • 142.Порядок деятельности палат фс рф
  • 144.Основные стадии законодательного процесса
  • 147. Порядок одобрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • 148.Порядок опубликования и вступления в силу фз
  • 151.Правительство рф: порядок формирования, компетенция
  • 157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи
  • 158.Структура и организация деятельности Конституционного Суда рф (кс рф)
  • 159.Полномочия кс рф, виды и юридическая сила его решений
  • 162.Конституционные основы мсу в рф
  • 157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи

    Конституция РФ Глава 7;

    Судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ (возраст не менее 40 лет) с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

    158.Структура и организация деятельности Конституционного Суда рф (кс рф)

    Конституция РФ Глава 7;

    Регламент КС РФ от 01.03.1991;

    ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 (в редакции ФКЗ от 04.07.2003);

    ФКЗ «О КС РФ» от 21.07.1994 (в редакции ФКЗ 15.12.2001)

    КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены КРФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О КС РФ». Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

    КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

    КС РФ состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой. КС РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию

    Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом РФ в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

    Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

    Гарантии независимости судьи КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности.

    Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

    Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).