Что такое «сигнал»? Его назначение основные сигнальные цвета. Сигналы, их назначение и классификация Какой цвет не является сигнальным на жд

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24 мая 1976 г. № 1267 срок введения установлен

Настоящий стандарт распространяется на сигнальные цвета и знаки безопасности для всех отраслей народного хозяйства и устанавливает назначение, характеристики и порядок применения сигнальных цветов, а также форму, размеры, цвета и порядок применения знаков безопасности.

Стандарт не распространяется на знаки, предназначенные для обеспечения безопасности движения всех видов транспорта, на знаки для грузов, требующих специальных условий транспортирования и хранения, а также на цвет, баллонов и других емкостей для хранения и транспортирования газов и жидкостей, предусмотренный правилами устройства, монтажа и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными Госгортехнадзором 19 мая 1970 года.

Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 3864, за исключением формы и цвета указательных знаков пожарной безопасности.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сигнальные цвета и знаки безопасности предназначены для привлечения внимания работающих к непосредственной опасности, предупреждения о возможной опасности, предписания и разрешения определенных действий с целью обеспечения безопасности, а также для необходимой информации.

1.2. Сигнальные цвета и знаки безопасности не заменяют необходимых мероприятий по безопасности труда и средств защиты работающих.

1.3. Сигнальные цвета следует применять для знаков безопасности поверхностей конструкций, приспособлений и элементов производственного оборудования, которые могут служить источниками опасности для работающих, поверхностей ограждений и других защитных устройств, а также пожарной техники.

1.4. Знаки безопасности следует устанавливать на территории предприятий, строительных площадок, в производственных помещениях, на рабочих местах, участках работ и на производственном оборудовании.

Места расположения знаков безопасности, номера их размеров, а также порядок применения поясняющих надписей к знакам безопасности на территории предприятия, в производственных помещениях и на рабочих местах устанавливает администрация предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом и соответствующими органами государственного надзора.

Места расположения и номера размеров знаков безопасности на производственном оборудовании, а также обозначение опасных элементов оборудования сигнальными цветами устанавливают в конструкторской документации на изделие (группу изделий).

1.3, 1.4. (Измененная редакция, Изм. № 2).

1.5. Знаки безопасности, установленные на воротах и входных дверях помещений, означают, что зона действия этих знаков охватывает все помещение. Знаки безопасности, установленные у въезда (входа) на объект (участок), означают, что их действие распространяется на объект (участок) в целом. При необходимости ограничить зону действия знака соответствующее указание следует приводить в поясняющей надписи.

1.6. Знаки безопасности должны контрастно выделяться на окружающем их фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Знаки безопасности должны быть расположены с таким расчетом, чтобы они были хорошо видны, не отвлекали внимания работающих и сами по себе не представляли опасности.

1.7. Окраску оборудования лакокрасочными материалами сигнальных цветов и нанесение (установку) знаков безопасности должно производить предприятие-изготовитель оборудования. В случае необходимости дополнительную окраску лакокрасочными материалами сигнальных цветов и нанесение (установку) знаков безопасности на оборудование, находящееся в эксплуатации, производит предприятие, эксплуатирующее это оборудование.

1.8. (Исключен, Изм. № 2).

1.9. Символическое изображение и поясняющие надписи на знаках безопасности отраслевого назначения устанавливаются отраслевыми стандартами при соблюдении требований настоящего стандарта.

1.10. (Исключен, Изм. № 2).

1.11. На местах и участках, являющихся временно опасными, следует устанавливать переносные знаки безопасности и временные ограждения, окрашенные лакокрасочными материалами сигнальных цветов.

Знаки и ограждения должны быть сняты после того, как отпадет необходимость в их применении.

1.11. (Измененная редакция, Изм. № 1).

СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА. НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Устанавливают следующие сигнальные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Допускаемые цветовые области сигнальных, а также контрастных белого и черного цветов, на фоне которых применяют сигнальные цвета, установлены в обязательном приложении 1.

Смысловое значение сигнальных цветов и номера образцов (эталонов) цвета "Картотеки образцов (эталонов) цвета лакокрасочных материалов" приведены в табл. 1.

Марки лакокрасочных материалов, цвета которых находятся в пределах допускаемых цветовых областей сигнальных, белого и черного цветов даны в справочном приложении 2.

Таблица 1

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.2. Для усиления контраста сигнальных цветов их следует применять на фоне контрастных цветов. Контрастные цвета (см. табл. 1) необходимо применять также для выполнения символов и поясняющих надписей.

2.3. (Исключен, Изм. № 2).

2.4-2.6. (Исключены, Изм. № 1).

2.7. Красный сигнальный цвет следует применять для:

а) (Исключен, Изм. № 1);

б) (Исключен, Изм. № 2).

в) обозначения отключающих устройств механизмов и машин, в том числе аварийных;

г) внутренних поверхностей крышек (дверец) шкафов с открытыми токоведущими элементами электрооборудования.

Если оборудование окрашено лакокрасочными материалами красного цвета, то указанные внутренние, поверхности крышек (дверец) должны быть желтого сигнального цвета;

д) рукояток кранов аварийного сброса давления;

е) корпусов масляных выключателей, находящихся в рабочем состоянии под напряжением;

ж) обозначения различных видов пожарной техники или ее элементов, требующих оперативного опознавания (пожарные машины, наземные части гидрант-колонок, огнетушители, баллоны и пусковые устройства установок пожаротушения, ручные пожарные извещатели и т. п.), а также средств общетехнического назначения, используемых в целях обеспечения пожарной безопасности (насосы спринклерных и дренчерных установок пожаротушения, клапанов внутренних пожарных кранов, телефоны прямой пожарной связи, ведра и лопаты в составе пожарных щитов и стендов и т. п.);

з) сигнальных ламп, извещающих о нарушении технологического процесса или условий безопасности: "Тревога", "Неисправность" и др.;

и) окантовки щитов белого цвета для крепления пожарного инструмента и огнетушителей. Ширина окантовки должна составлять от 30 до 100 мм.

к) захватных устройств промышленных роботов.

2.8. Не допускается окрашивать лакокрасочными материалами красного цвета спринклерные и дренчерные оросители, подводящие трубопроводы и другие стационарно устанавливаемые виды пожарной техники или ее элементы, не требующие оперативного опознавания.

2.9. (Исключен, Изм. № 1).

2.10. (Исключен, Изм. № 2).

2.11. Желтый сигнальный цвет следует применять для:

а) (Исключен, Изм. № 1).

б) элементов строительных конструкций, которые могут явиться причиной получения травм работающими: низких балок, выступов и перепадов в плоскости пола, малозаметных ступеней, пандусов, мест, в которых существует опасность падения (кромки погрузочных платформ, грузовых поддонов, неогражденных площадок, люков, проемов и т.д.), сужений проездов малозаметных распорок, узлов, колонн, стоек и опор в местах интенсивного движения внутризаводского транспорта и т. д.;

в) элементов производственного оборудования, неосторожное обращение с которыми представляет опасность для работающих: открытых движущихся частей оборудования, кромок оградительных устройств, неполностью закрывающих движущиеся элементы производственного оборудования (ограждения шлифовальных кругов, фрез, зубчатых колес, приводных ремней, цепей и т. п.), ограждающих конструкций площадок для работ, проводимых на высоте, а также постоянно подвешенной к потолку или стенам технологической арматуры, выступающей в рабочее пространство:

г) обозначения опасных при эксплуатации элементов внутризаводского транспорта, подъемно-транспортного оборудования и строительно-дорожных машин, площадок грузоподъемников, бамперов и боковых поверхностей электрокар, погрузчиков, тележек, поворотных платформ и боковых поверхностей стрел экскаваторов, захватов и площадок автопогрузчиков, рабочих органов сельскохозяйственных машин, элементов грузоподъемных кранов, обойм грузовых крюков и др.;

д) постоянных и временных ограждений или элементов ограждений, устанавливаемых на границах опасных зон, у проемов, ям, котлованов, выносных площадок, постоянных и временных ограждений лестниц, перекрытий строящихся зданий, балконов и других мест, в которых возможно падение с высоты;

е) подвижных монтажных устройств или их элементов и элементов грузозахватных приспособлений, подвижных частей кантователей, траверс, подъемников, подвижных частей монтажных вышек и лестниц;

ж) обозначения емкостей, содержащих опасные или токсичные вещества.

В зависимости от размеров поверхность емкости должна быть желтого сигнального цвета или иметь предупреждающую полосу желтого сигнального цвета шириной от 50 до 150 мм;

з) обозначения площадей, которые в целях оперативной эвакуации должны быть всегда свободными (площадки у эвакуационных выходов и подходы к ним, у мест подачи пожарной тревоги и др.). Границы этих площадей следует обозначать сплошными линиями желтого сигнального цвета шириной от 50 до 100 мм, а сами площади штриховкой пола полосами желтого сигнального цвета шириной от 50 до 100 мм под углом 45°;

г) внутренних поверхностей крышек, дверец, кожухов и других ограждений, закрывающих места расположения движущихся элементов производственного оборудования, требующих периодического доступа для контроля, ремонта, регулировки и т. п. Если указанные элементы производственного оборудования закрыты съемными ограждениями, то окраске лакокрасочными материалами желтого сигнального цвета подлежат сами движущиеся элементы или поверхности смежных с ними неподвижных деталей, закрываемые ограждениями.

2.12. Предупреждающую окраску объектов и элементов, указанных в п. 2.11 б, г, следует выполнять в виде чередующихся наклонных под углом 45-60° полос шириной от 30 до 200 мм желтого сигнального и черного цветов при соотношении ширины полос 1:1. Ширину полос следует устанавливать в зависимости от размера объекта и расстояния, с которого должно быть видно предупреждение.

Для строительно-дорожных машин и подъемно-транспортного оборудования, которые могут находиться на проезжей части, допускается применять предупреждающую окраску в виде чередующихся красных и белых полос.

Элементы производственного оборудования малого размера, которые не могут быть обозначены чередующимися наклонными полосами, следует обозначать желтым сигнальным цветом целиком.

Поверхность ограждения должна быть желтого цвета или иметь предупреждающие чередующиеся вертикальные или горизонтальные полосы желтого сигнального и черного цветов при соотношении ширины полос 1:1.

2.11, 2.12. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2.12а. Если производственное оборудование окрашено лакокрасочными материалами желтого цвета, то указанные в п. 2.11 (в, и) элементы этого оборудования должны быть обозначены чередующимися наклонными под углом 45-60° полосами желтого сигнального и черного цветов.

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

2.13. Синий сигнальный цвет следует применять для предписывающих знаков.

2.14. Зеленый сигнальный цвет следует применять для световых табло (надпись белого цвета на зеленом фоне), эвакуационных выходов и декомпрессионных камер, сигнальных ламп, извещающих о нормальном режиме работы машин или автоматических линий, и для указательного знака 4.11.

2.13, 2.14. (Измененная редакция, Изм. № 2).

2.15. (Исключен, Изм. № 2).


Похожая информация.


Ответ.

Сигнал – условный звуковой или видимый знак, при помощи которого подается приказ. Служат для обеспечения безопасности движения, а так же для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Что можно узнать по светофору:

Один зеленый – разрешает движение с установленной скоростью.

Один желтый мигающий – разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследовать его с уменьшенной скоростью.

Один желтый – разрешает движение с уменьшенной скоростью с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

Два желтых, верхний мигающий – разрешает движение с уменьшенной скоростью, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт.

Два желтых – разрешает движение с уменьшенной скоростью, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, с готовностью остановится у следующего светофора.

Один красный – стой, запрещается проезжать сигнал.

Один лунно-белый огонь – разрешается маневровому составу проследовать маневровый светофор и далее руководствоваться показаниями попутных светофоров или сигналам руководителя маневров.

Один синий – запрещается маневровому составу проследовать маневровый светофор.


3. Деление сигналов. Когда ночные сигналы применяются в дневное время?

Ответ.

Сигнал – условный, звуковой или видимый знак, при помощи которого передается приказ.

Служат для безопасности движения, а так же для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

По способу восприятия сигналы делятся на звуковые и видимые.

Звуковые – выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности.

Служат свистки локомотивов, моторновагонных поездов и специального самоходного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды.

Видимые – в зависимости от времени суток делятся на дневные, ночные и круглосуточные. Они выражаются - цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Светофоры, диски, шиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.

Дневные – подаваемые в светлое время суток: диски, шиты, флаги, сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения, устройства сбрасывания и гидравлических колонок).

Ночные – подаваемые в темное время суток, а так же в тоннелях и при плохой видимости: огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях на шестах и сигнальных указателях.

Сигналы должны применятся днем в неблагоприятных условиях, когда видимость сигналов остановки 1000м, сигнал уменьшения скорости менее 400м, при маневровой работе менее 200м.

Разновидности белого цвета.

Белый – на локомотивном светофоре в кабине машиниста, маршрутные указатели. Лунно-белый – маневровые светофоры, пригласительные сигналы. Прозрачно-белый – все фонари (указатели наличия неисправностей в поездах. Молочно-белый – стрелочные указатели, указатели путевого заграждения.

Требования к сигнальным цветам, знакам безопасности и сигнальной разметке для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных, общественных объектов и иных мест, где необходимо обеспечение безопасности установлены:

  • ГОСТ Р 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная»
  • ГОСТ 12.4.026-2015 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», который подготовлен на основе применения ГОСТ Р 12.4.026-2001.

Целью сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки является предотвращение несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.

Назначение сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки состоит в обеспечении однозначного понимания определенных требований, касающихся безопасности, сохранения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба, без применения слов или с их минимальным количеством.

Сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальную разметку следует применять для привлечения внимания людей, находящихся на производственных, общественных объектах и в иных местах, к опасности, опасной ситуации, для предостережения в целях избежания опасности, сообщения о возможном исходе в случае пренебрежения опасностью, предписания или требования определенных действий, а также для сообщения необходимой информации.

Применение сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки на производственных, общественных объектах и в иных местах не заменяет необходимости проведения организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, использования средств индивидуальной и коллективной защиты, обучения и инструктажа по охране труда.

Обязанности по применению сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки

Работодатель или уполномоченные им должностные лица должны с учетом требований госстандартов:

  1. Определять виды и места опасности на производственных, общественных объектах и в иных местах, исходя из условий обеспечения безопасности;
  2. Обозначать виды опасности, опасные места и возможные опасные ситуации сигнальными цветами, знаками безопасности и сигнальной разметкой;
  3. Проводить выбор соответствующих знаков безопасности (при необходимости подбирать текст поясняющих надписей на знаках безопасности);
  4. Определять размеры, виды и исполнения, степень защиты и места размещения (установки) знаков безопасности и сигнальной разметки;
  5. Обозначать с помощью знаков безопасности места размещения средств индивидуальной защиты и средств противопожарной защиты;
  6. Окрашивание узлов и элементов оборудования, машин, механизмов и т.п. лакокрасочными материалами сигнальных цветов и нанесение на них сигнальной разметки должна проводить организация-изготовитель.

В случае необходимости дополнительное окрашивание и нанесение сигнальной разметки на оборудование, машины, механизмы, находящиеся в эксплуатации, проводит организация, эксплуатирующая это оборудование, машины, механизмы.

Места размещения, установки и размеры знаков безопасности на оборудовании, машинах, механизмах должны быть установлены в конструкторской документации.

Размещение, установку знаков безопасности на оборудовании, машинах, механизмах должна проводить организация-изготовитель. При необходимости дополнительное размещение, установку знаков безопасности на оборудовании, машинах, механизмах, находящихся в эксплуатации, проводит эксплуатирующая их организация.

Знаки безопасности

Знак безопасности – это цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и/или поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и/или вредных факторов.

Знаки безопасности могут быть: основными, дополнительными, комбинированными и групповыми.

  • Основные знаки безопасности содержат однозначное смысловое выражение требований по обеспечению безопасности. Основные знаки используют самостоятельно или в составе комбинированных и групповых знаков безопасности.
  • Дополнительные знаки безопасности содержат поясняющую надпись, их используют в сочетании с основными знаками.
  • Комбинированные и групповые знаки безопасности состоят из основных и дополнительных знаков и являются носителями комплексных требований по обеспечению безопасности.

Знаки безопасности по видам применяемых материалов могут быть: несветящимися, световозвращающими и фотолюминесцентными, по конструктивному исполнению - плоскими или объемными. В качестве материала-носителя используют металл, пластик, силикатное или органическое стекло, самоклеющиеся полимерные пленки, самоклеющуюся бумагу, картон и другие материалы.

Знаки безопасности размещают (устанавливают) в поле зрения людей, для которых они предназначены. Их располагают таким образом, чтобы они были хорошо видны, не отвлекали внимания и не создавали неудобств при выполнении людьми своей профессиональной или иной деятельности, не загораживали проход, проезд, не препятствовали пере­мещению грузов.

Основные знаки принято разделять на следующие группы:

  1. Запрещающие знаки ;
  2. Предупреждающие знаки ;
  3. Знаки пожарной безопасности ;
  4. Предписывающие знаки ;
  5. Эвакуационные знаки ;
  6. Знаки медицинского и санитарного назначения ;
  7. Указательные знаки .

Форма основного знака безопасности представляет собой: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник.

Дополнительные знаки безопасности используют в сочетании с основными знаками и применяют в случаях, когда требуется уточнить, ограничить или усилить действие основных знаков безопасности, а так­же для информации. Как правило, дополнительные знаки располагают ниже или справа либо слева от основного знака. Форма дополнительных знаков безопасности – прямоугольник.

Сигнальные цвета

Сигнальный цвет – это цвет, предназначенный для привлечения внимания людей к непосредственной или возможной опасности, рабочим узлам оборудования, машин, механизмов и/или элементам конструкции, которые могут являться источниками опасных и/или вредных факторов, пожарной технике, средствам противопожарной и иной защиты, знакам безопасности и сигнальной разметке.

Применяют: красный , желтый , зеленый и синий сигнальные цвета.

Смысловые значения сигнальных цветов:

  • Красный цвет обозначает непосредственную опас­ность, аварийную или опасную ситуацию, пожарную технику, средства противопожарной защиты, их элементы. Областью применения крас­ного цвета являются: запрещение опасного поведения или действия, обозначение непосредственной опасности, сообщение об аварийном отключении или аварийном состоянии оборудования (технологического процесса), обозначение и определение мест нахождения пожарной техники, средств противопожарной защиты, их элементов.
  • Желтый цвет обозначает возможную опасность и применяется как предостережение для ее предупреждения.
  • Синий цвет обозначает предписание во избежание опасности или указание и требует обязательных действий в целях обеспечения без­опасности или разрешает определенные действия.
  • Зеленый цвет обозначает безопасность, безопасные условия, помощь, спасение. Зеленый цвет сообщает о нормальной ра­боте оборудования, нормальном состоянии технологического процесса, обозначает пути эвакуации, местонахождение аптечек, медкабинетов, средств по оказанию первой медицинской помощи.
  • Контрастные цвета используются для усиления зрительного восприятия и выделения на окружающем фоне знаков безопасности и сигнальной разметки, выполнения графических символов и поясняющих надписей. Используют белый и черный контрастные цвета.

Сигнальная разметка

Сигнальная разметка – это цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и пр. в целях обозначения опасности, а также для указания и информации.

Сигнальную разметку выполняют в виде чередующихся полос : красного и белого , желтого и черного , зеленого и белого сигнальных и контрастных цветов. Сигнальную разметку выполняют с применением несветящихся, световозвращающих, фотолюминесцентных материа­лов или их комбинации.

Сигнальная разметка, предназначенная для размещения в производственных условиях, содержащих агрессивные химические среды, должна выдерживать воздействие газообразных, парообразных и аэрозольных химических сред.

Если препятствия и места опасности существуют постоянно, то они должны быть обозначены сигнальной разметкой с чередующими­ся желто-черными полосами, а если препятствия и места опасности носят временный характер (например, при дорожных, строительных и аварийно-спасательных работах), тогда они обозначаются сигнальной разметкой с чередующимися красно-белыми полосами.

Зелено-белую сигнальную разметку следует применять для обо­значения границ полосы безопасного движения и указания направления движения по пути эвакуации (например, направляющие линии в виде «елочки»).

Введение стр. 2

Технические требования на изготовление постоянных дисков уменьшения скорости, переносных сигналов, сигнальных и путевых знаков стр. 3

Постоянные сигналы стр. 7

Переносные сигналы стр. 8

Переносные сигнальные знаки стр. 11

Постоянные сигнальные знаки стр. 14

Постоянные предупредительные сигнальные знаки стр. 22

Временные сигнальные знаки стр. 25

Путевые знаки стр. 30

Путевые знаки особые стр. 32

Предупреждающие сигнальные знаки у переездов стр. 37

Путевые упоры и поворотные брусья стр. 39

Порядок установки сигналов и сигнальных знаков стр. 44

Порядок снятия сигналов и сигнальных знаков стр. 46

Список использованной литературы стр. 48

Введение.

Сигналы их назначение и классификация.

Железнодорожный транспорт Российской Федерации оснащен совершенными устройствами и системами для автоматического и телемеханического управления различными производственными процессами во всех службах и хозяйствах железных дорог.

Поскольку движение поездов и маневровая работа на станциях осуществляется в условиях непрерывно изменяющейся обстановки, для быстрой передачи на расстояние различных приказов и извещений локомотивным бригадам и другим работникам, связанным с движением поездов, применяют железнодорожную сигнализацию.

Сигнализация на железных дрогах служит для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требований сигналов.

На железнодорожном транспорте сигналы по способу восприятия подразделяются на видимые и звуковые.

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их и днем и ночью одно и тоже. Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, ручные рожки, гудки, сирены и петарды. Обычно звуковые сигналы слышны на сравнительно небольшом расстоянии (ручной свисток – до 60 метров, духовой рожок – до 400 метров).

Видимые сигналы подаются светофорами, флагами, щитами, фонарями и дисками. Эти сигналы выражаются цветом огней, дисков, щитов, флажков; их числом и взаимным положением сигнальных показаний; режимом горения сигналов и формой сигнальных щитов. Видимые сигналы передаются на большее расстояние, чем звуковые.

По способу применения видимые сигналы подразделяются на :


o постоянные (напольные или путевые и локомотивные светофоры, постоянные диски уменьшения скорости, сигнальные знаки, предельные столбики, границы станции, подачи свистка и др.),

o переносные – щиты, флаги, фонари на шестах;

o ручные – флаги, диски, фонари;

o поездные – диски, флаги и фонари для обозначения головы и хвоста поезда.

По времени применения видимые сигналы подразделяются на :

o дневные – подаются в светлое время суток (диски, щиты, флаги, сигнальные указатели);

o ночные – подаются в темное время суток (огни установленных цветов ручных и поездных фонарей, фонарей на шестах и сигнальных указателей), так же ночные сигналы применяются в условиях плохой видимости, когда видимость дневных сигналов остановки менее 1000 метров, сигналов уменьшения скорости менее 400 метров и маневровых сигналов менее 200 метров;

o круглосуточные – подаются одинаково в светлое и темное время суток (огни светофоров, маршрутных и других указателей, постоянные диски уменьшения скорости, квадратные желтые (зеленые) щиты хвостовые сигналы грузового поезда) сигнальные указатели и знаки.

Сигнальным знаком называется условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников. К сигнальным знакам относятся предельные столбики, знаки, указывающие границы станции, подачи свистка, отключения и включения тока и др.

Каждый сигнальный знак в отличие от светофоров и сигнальных указателей, формирующих два и более показание, имеет только одно сигнальное значение. Сигнальные знаки отличаются еще тем, что не имеют собственных источников света, поэтому их размещают так, чтобы при приближении поезда они освещались прожектором.

Сигнальные знаки устанавливаются справой стороны по направлению движения на расстоянии не менее 3100 мм от оси крайнего пути. В выемках и на выходах из них сигнальные знаки устанавливаются за пределами кюветов и лотков. В сильно заносимых выемках и на выходах из них (в пределах до 100 м) знаки устанавливают на расстоянии не менее 5700 мм от оси крайнего пути. На электрифицированных участках сигнальные знаки могут устанавливаться на опорах контактной сети за исключением опор со светофорными головками, трансформаторными подстанциями, разрядниками и разъединителями.

Путевым знаком называется постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных линий. Путевые знаки устанавливаются с правой стороны по счету километров на расстоянии в соответствии с требованиями по установке сигнальных знаков.

СВЕТОФОРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ
СИГНАЛОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
Дисциплина: ОП.03 ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Группа:А-22

Цели урока:
Учебная (образоватнельная):
-студент после изучения темы должен знать обозначение
сигнальных показаний железных дорог РФ их назначение и
классификацию;
-знать общие сведения о железнодорожном транспорте;
- знать принципы организации железнодорожных перевозок и
управления движением поездов;
- знать основные звуковые и видимые приказы для машинистов.

Развивающая: студент должен уметь:
- классифицировать организационную структуру управления
на железнодорожном транспорте;
-классифицировать технические
железнодорожного транспорта.
средства
и
устройства
Воспитательная:
-совершенствовать стремление студентов пополнять знания и
умения, развивать механизмы психики учащихся (восприятие,
память, мышление);
-стимулировать потребность к самостоятельности в
различных видах деятельности.

Светофорная сигнализация, назначение сигналов и их классификация.

СВЕТОФОРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ,
НАЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛОВ И ИХ
КЛАССИФИКАЦИЯ.
Сигнализация на железнодорожном транспорте служит для
обеспечения безопасности движения, а так же для четкой
организации движения поездов и маневровой работы.

Светофоры Входные

СВЕТОФОРЫ ВХОДНЫЕ
Входные светофоры
ограждают раздельные
пункты со стороны
перегонов, т.е.
разрешают или
запрещают поезду
следовать на
раздельный пункт.

Светофоры выходные

СВЕТОФОРЫ ВЫХОДНЫЕ
Выходные
светофоры
разрешают или
запрещают
поезду
отправиться с
раздельного
пункта на перегон.

Светофоры проходные

СВЕТОФОРЫ ПРОХОДНЫЕ
Проходные
светофоры
разрешают или
запрещают поезду
проследовать с
одного блокучастка
(межпостового
перегона) на
другой.

Светофоры Маршрутные

СВЕТОФОРЫ МАРШРУТНЫЕ
Маршрутные
светофоры
разрешают или
запрещают поезду
проследовать из
одного района
станции в другой.

10. Светофоры прикрытия

СВЕТОФОРЫ ПРИКРЫТИЯ
Светофоры
прикрытия
ограждают
пересечения
дорог в одном
уровне,
разводные мосты
и участки,
проходимые с
проводником.

11. Светофоры предупредительные

СВЕТОФОРЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ
Предупредительн
ые светофоры
заблаговременно
предупреждают о
показании
светофоров:
входного,
проходного,
прикрытия,
заградительного.

12. Светофоры Маневровые

СВЕТОФОРЫ МАНЕВРОВЫЕ
Маневровые
светофоры
разрешают или
запрещают
проведение
маневровых
работ.

13. Светофоры заградительные

СВЕТОФОРЫ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ
Заградительные
светофоры требуют
остановки поезда
при опасности для
движения,
возникшей на
переездах, крупных
искусственных
сооружениях и
обвальных местах.

14. Светофоры повторительные

СВЕТОФОРЫ ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ
Повторительный
светофор одним
зеленым огнем
указывает, что
выходной или
маршрутный светофор
открыт.
Нормально сигнальные
огни повторительных
светофоров не горят, и в
этом положении
светофоры сигнального
значения не имеют

15. Светофор Локомотивный

СВЕТОФОР ЛОКОМОТИВНЫЙ
На участках,
оборудованных
автоблокировкой и
автоматической
локомотивной
сигнализацией,
локомотивными
светофорами подаются
сигналы указывающие
сигнал впередистоящей
сигнальной точки в
соответствии с кодом
АЛС

16. Переездной светофор

ПЕРЕЕЗДНОЙ СВЕТОФОР
Предназначен для запрета
выезда автомобильных
транспортных средств, в
местах пересечения
автомобильной и железной
дороги, в случае движения
железнодорожной поездной
единицы.

17. Светофоры, их устройство

СВЕТОФОРЫ, ИХ УСТРОЙСТВО
Мачтовые светофоры

18. Консольный светофор

КОНСОЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

19. Карликовый светофор

КАРЛИКОВЫЙ СВЕТОФОР

20. Основные сигнальные цвета и их значения.

ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ИХ
ЗНАЧЕНИЯ.
В светофорной сигнализации используются 5 цветов,
которые имеют следующие названия: красный, желтый,
зеленый, лунно-белый, синий. В локомотивных светофорах,
находящихся в кабине управления, имеются 5 светящихся
ячеек: белая, красная, красно-жёлтая (она состоит из
красной и жёлтой половин), жёлтая, зелёная.
При этом для основных поездных показаний светофоров
используются красный, жёлтый и зелёный цвета., значение
показаний строго регламентируется ИСИ (Инструкция по
сигнализации).

21.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии
«Один красный огонь»
Стой! Запрещается проезжать сигнал!
«Один жёлтый огонь»
Разрешает проследовать сигнал со
скоростью не более 60 км/ч,
следующий светофор закрыт.
«Один зелёный огонь»
Разрешает проследовать сигнал с
установленной скоростью, следующий
светофор открыт.
«Один жёлтый и один зелёный огни»
Применяется только на участках с
четырёхзначной автоблокировкой, и
разрешает проследовать сигнал с
установленной скоростью, и
предупреждает о том, что следующий
сигнал имеет показание «оди
Сигналы, применяемые при движении без отклонений по стрелочным переводам

22.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии

более 60км/ч (аналогично сигналу «один
«Два жёлтых огня и зелёная светящаяся полоса»
жёлтый») с отклонением по стрелочным

предупреждает, что следующий сигнал закрыт.
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не
более 80км/ч с отклонением по стрелочным
переводам с крестовинами пологих марок, и
«Два жёлтых огня, из них верхний мигающий, и
предупреждает, что следующий сигнал открыт и

требует проследования с уменьшенной скоростью
(обычно по умолчанию 40 км/ч; не применяется
перед сигналом один жёлтый огонь).
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не
более 80 км/ч с отклонением по стрелочным
переводам с крестовинами пологих марок, и
«Один зелёный мигающий и один жёлтый огни, и информирует, что следующий сигнал открыт и
одна зелёная светящаяся полоса»
разрешает движение со скоростью до 80 км/ч, но
возможно, и с установленной. (Здесь также не
различаются сигналы, разрешающие скорость
только до 80 км/ч и установленную).
«Один зелёный мигающий огонь»
Сигнал «один зелёный мигающий огонь»
разрешает проследовать сигнал с установленной
скоростью, и предупреждает, что следующий
сигнал открыт и требует проследовать сигнал со
скоростью не более 60 км/ч.
Сигналы, применяемые при движении с отклонением по скоростным стрелочным переводам. На оживлённых маршрутах устанавливаются
стрелочные переводы с крестовинами пологих марок, которые допускают бо́льшую скорость движения по отклонению. На железных дорогах стран
РФ из них применяются главном образом стрелочные переводы с крестовинами марки 1/18, допускающие движение по отклонению со скоростью
до 80 км/ч. Для указания требования такой скорости движения существует ещё ряд показаний. В них используется так называемая зелёная
светящаяся полоса - обычно это группа из трёх зелёных линзовых комплектов, расположенных горизонтально под общим козырьком.

23.

Изображение (примеры)
Название
Описание и комментарии
«Два жёлтых огня»
Разрешает проследовать
сигнал с уменьшенной

отклонение по стрелочному
переводу, и предупреждает, что
следующий сигнал закрыт.
«Два жёлтых огня, из них
верхний мигающий»
Разрешает проследовать
сигнал с уменьшенной
скоростью 40 км/ч, указывает на
отклонение по стрелочному
переводу, и информирует, что
следующий сигнал открыт.
«Один жёлтый мигающий
огонь»
Разрешает проследовать
сигнал с установленной
скоростью, и предупреждает,
что следующий сигнал открыт и
требует проследовать сигнал с
уменьшенной скоростью 40
км/ч.
Сигналы, применяемые при движении с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелочным
переводам.

24.

«Один жёлтый и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал (практически - со
скоростью, как правило, не более 60 км/ч), отправиться
на перегон и следовать далее по показаниям

сигнализации, и предупреждает, что впереди свободен
один блок-участок.
«Один зелёный и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал (с установленной
скоростью), отправиться на перегон и следовать далее
по показаниям локомотивного светофора
автоматической локомотивной сигнализации, и
информирует, что впереди свободны два (или более)
блок-участков.
«Один жёлтый мигающий и один лунно-белый огни»
Разрешает проследовать сигнал со скоростью не более
40 км/ч, отправиться на перегон двухпутного участка по
неправильному пути, и следовать далее по показаниям
локомотивного светофора автоматической локомотивной
сигнализации. Количество свободных блок-участков,
вообще говоря, не определяется, согласно инструкции.
Сигналы, применяемые на выходных светофорах при отправлении на перегон, движение по
которому будет осуществляться только по показаниям автоматической локомотивной сигнализации
(без напольных проходных светофоров).

25.

Название
Описание и комментарии
«Один лунно-белый огонь»
Разрешает маневровому составу двигаться за сигнал,
информирует о готовности маршрута. Двигаться разрешается
до следующего поездного или маневрового светофора, до
границы станции, или до каких-либо точек, определяемых
ТРА станции. Ничего не говорит о допускаемой скорости
движения по маршруту, и о свободности или занятости
участков маршрута. Применяется, как правило, на станциях,
оборудованных электрической централизацией, но не на всех
таких станциях.
«Один лунно-белый огонь»
Говорит о готовности маршрута отправления на перегон или
ответвление, не оборудованное путевой блокировкой (в том
числе такие, где применяется электрожезловая система,
движение по поездным телефонограммам, или иные способы
организации движения, кроме полуавтоматической
блокировки, автоблокировки или автоматической
локомотивной сигнализации как самостоятельного средства
сигнализации) только в пределах станции, но не является
разрешением для отправления на перегон.
Маневровое показание поездного сигнала, и показание при отправлении на перегон, не
оборудованный путевой блокировкой.

26.

Существует отдельный тип двухцветных
железнодорожных светофоров -
маневровые, которые подают следующие
сигналы:
один лунно-белый огонь «Разрешается
производить маневры»;
один синий огонь «Запрещается производить
маневры».

27. Сигнализация локомотивного светофора

СИГНАЛИЗАЦИЯ ЛОКОМОТИВНОГО
СВЕТОФОРАЭТО ИНТЕРЕСНО

29.

30. СЕмафор

СЕМАФОР
на железных дорогах – сигнальное устройство в
виде мачты с установленными на ней подвижными
крыльями и сигнальными фонарями, посредством
которых машинисту поезда подаются сигналы,
разрешающие или запрещающие движение поезда.
В России первые семафоры были изготовлены по
проектам профессора Я. Н. Гордиенко на
Путиловском заводе. Сигналы семафор подаёт
либо крылом (днём), либо цветными фонарями
(ночью): занятому пути соответствует
горизонтально расположенное крыло и красный
огонь; свободному – поднятое под углом крыло и
зелёный огонь фонаря.
С 1950-х гг. семафоры практически всюду
вытеснены более совершенным сигнальным
устройством – свветофором; сохранились только
на отдельных ветках малонапряжённых линий в
некоторых странах.

31. Почему красный запрещающий

ПОЧЕМУ КРАСНЫЙ ЗАПРЕЩАЮЩИЙ
В наихудших условиях
красный сигнал при
одинаковой силе света
виден лучше других
сигналов.

32. ЖЕЛТЫЙ ОГОНЬ

В тумане желтый огонь принимает
оттенок красного и благодаря этому
сигнал нельзя проехать в экстренной
ситуации, его нельзя перепутать с
зеленым сигналом.

33. Домашнее задание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сигнальное показание
Значение сигнального
показания
Входной светофор
Красный
Сигнал остановки
Желтый огонь
Снижение скорости,
повышение внимания
Зеленый огонь
Разрешает движение с
установленной скоростью
Разрешающий движение
Лунно- белый огонь
Примечание
На входных светофорах
разрешает
« Приглашает»
проследовать светофор с
готовностью остановиться.