Церковные просвирки как их есть. Просвирка церковная как символ христа, рецепт приготовления и правила употребления

Часто раздают просфоры. Это маленький пресный хлеб, который считается настоящей святыней. К нему следует относиться очень бережно и следить за тем, чтобы он не испортился. Обычно его вкушают во время причастия . Кроме этого, необходимо знать некоторые правила его употребления.

Просфора - что это и для чего нужно

Просфора - это маленький хлеб, который имеет круглую форму. Готовится он из пшеничного теста , которое замешивается на святой воде. Об этом угощении известно несколько фактов:

  • слово «просфора» переводится с греческого языка как «приношение»;
  • кроме дрожжей и соли, в такую выпечку не вносятся никакие добавки;
  • в православной церкви считается, что такая выпечка состоит из двух частей, которые символизируют слияние человеческой и божественной сущности, соединившихся в Иисусе Христе;
  • сверху на просвире имеется печать в форме креста, которые имеют равные стороны. По углам присутствуют буквы IС ХС NI K. А. Подобная надпись имеет значение «Иисус Христос побеждает», а печать является олицетворением невидимой печати образа Господа;
  • изображает просфора хлеб Тайной Вечери , который Иисус разделял между учениками.

Формы церковного хлебца

Просвирка церковная бывает нескольких форм. Их различают пять видов по печатям для просфор:

  • Агничная. Такое изделие имеет большой размер с крестом. Из него специальным ножом вырезают агнец - хлеб, который имеет форму куба. В то время, когда проходит литургия , агнец становится истинным телом Христа. Ту часть, которая была не использована, называют антидором. После службы её раздают верующим .
  • Богородичная. На таком хлебце присутствует печать «Мария» или образ Богоматери. Когда проходит проскомидия, из верхней части вынимают часть, имеющую форму треугольника. Она кладётся на специальное блюдо рядом с агнцем.
  • Девятичинная. Такая просвирка посвящается всем святым, и во время службы из неё вынимают девять частей.
  • Заздравная. Из такой выпечки вынимают две части за всех, кто участвует в литургии.
  • Заупокойная. Из этой берут только одну часть сверху за всех упокоенных верующих.

Кроме этих видов, существует ещё несколько особых видов. Это артос - хлебец, который освящают в Пасхальную ночь. В это время священнослужитель просит у Бога благословения и помощи в исцелении недугов. Этот вид просфоры на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат. В субботний день его разделяют на маленькие части и раздают верующим прихожанам. Артос является символом воскрешения Иисуса Христа и должен напоминать о его нахождении на земле.

Употребление церковного хлеба

Имеется несколько правил насчет просфоры. Как употреблять её, необходимо знать всем верующим. В первую очередь делается это натощак в утреннее время. Рекомендуют первым делом расстелить на столе чистую салфетку и поставить уже на неё хлеб и немного воды. Когда хлебец вкушается дома, перед его употреблением следует прочитать специально предназначенную для таких случаев молитву . Необходимо есть хлебец над тарелкой и следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Не употребляют просвирку и на кладбищах. Также нельзя раскрашивать её там.

Чтобы разрезать священный хлеб, в храмах используется специально предназначенный для этого нож. Его называют копие. Он представляет из себя нож, который имеет наконечник в форме копья . Такой нож не хранится рядом с другими столовыми приборами. Священнослужители не рекомендуют разрезать просфоры обычным кухонным столовым прибором.



Принято считать, что прочтение молитвы перед тем, как съесть священный хлеб и выпить святую воду, приводит к освящению тела и духа и помогает ограждению от нечистой силы. Просфору, разделённую на части, выносят в конце богослужения, в это время прихожане должны сложить ладони крестом. При этом правая ладонь должна накрывать левую. После передачи хлебца следует целовать руку священника. После того как он будет принесён домой, его следует положить на чистую салфетку. Перед употреблением святой воды с просвиркой нужно прочесть молитву .

Если просфора заплесневела или испортилась

Иногда принесённый домой священный хлеб может засохнуть или заплесневеть. Верующим необходимо знать, что с ним делать и как правильно поступить. С засохшим хлебом можно поступить очень просто - следует его размочить, используя при этом святую воду, и съесть его. Хранится такое церковное угощение в том уголке, в котором стоят иконы. При длительном хранении лучше положить его в бумажный пакет.

Если просфора заплесневела - что делать? Это в первую очередь считают результатом небрежного обращения со святыней. Поэтому священнослужители считают это за грех и рекомендуют исповедаться. С заплесневевшим хлебцем поступают так же, как и с другими святынями, которые необходимо подвергнуть уничтожению. Поступить можно следующим образом:

  • закопать в том месте, где не ходят люди;
  • пустить по реке. При этом необходимо проследить за тем, чтобы она не пристала к берегу (можно её измельчить либо привязать к камню);
  • если хлебец испортился, то можно отнести его в церковь, где его сожгут;
  • священнослужителями разрешается измельчить хлеб и дать его птицам, однако бросать при этом крошки на землю запрещается, рекомендуется класть их на дощечку. Давать животным просфоры запрещено.

«Проскомидия» - слово греческое и значит принесение. Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа - Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя: IС-ХС и греческого слова NI-КА; это означает: Иисус Христос побеждает. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Ин. 6, 22-58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами так называемые «входные» молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет

первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Это значит проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает средину в форме куба с произнесением слов прор. Исаии: «Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) Его» (Ис. 53, 7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан. 1, 29) и полагается на дискос. Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение», и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19, 34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою.

Богородичная просфора. На печати — Вифлеемская звезда и надпись — Мария

Из второй просфоры, называемой «Богородичною», священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе.

Девятичинная просфора — в честь всех чинов святости

Из третьей просфоры, называемой «девятичинной», вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, святых, чья память совершается в нынешний день, и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти части полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд.

Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой - за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие «поминания» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор. Проскомидия совершается во время чтения Часов: 3-го и 6-го. На простых просфорах могут поминать о здравии и упокоении накануне на вечерней службе и на часах перед Литургией.

Для церковных ритуалов и действий используется специальный хлеб — просфора. Это церковное изделие состоит из 2 частей, которые изготавливаются не зависимо друг от друга из дрожжевого теста, а позднее соединяются в единое целое. Просфора является символом людского естества, состоящего из миллионов частиц, аналогично тому, как мир состоит из миллионов людей.

Одна из частей просфоры, а именно нижняя, символизирует плотскую часть человека. Верхняя часть, та, на которой крест и надпись «победа» на греческом языке, есть духовным началом человека.

Изготовление просфоры

Для изготовлении просфоры обязательно используется:
— святая вода, на которой замешивают тесто;
— дрожжи для выпекания;
— мука;
— соль.

Святая вода — это Божья благодать, а дрожжи, используемые для выпечки, есть символом Святого Духа, что дает жизнь всему живому на Земле. Для службы обязательны только свежие просфоры. Молитвы с черствым хлебом приравниваются к тяжкому греху. Форма просфоры в виде круга — символ вечности Спасителя, давшего жизнь всем людям, а также Его вечной жизни. Выпекают просфоры те, кто не состоит и никогда не состоял в браке или же те, кто вступал в него 1 раз. Просфору можно получить в храме по окончанию литургии, после подаяния записки «О здравии» или «За упокой». Все имена, записанные в списке будут прочтены во время литургии и из просфоры будет вынута ее частица. По окончанию литургии всем присутствующим выдаются части просфоры, которую нужно принимать с благоговением, скрестив ладони, при это правая рука должна быть поверх левой. А руку священника, дающего просфору необходимо поцеловать. Антидор (часть просфоры) необходимо съесть там же в храме натощак.

Что нужно знать об употреблении просфоры

Придя домой из храма нужно приготовить чистую скатерть, на которую следует положить просфору и поставить святую воду. Перед едой обязательно прочтите молитву и поблагодарите Господа за Его милость. Есть просфору нужно над тарелкой или чистым листом бумаги, дабы ни малейшая крошка не упала на стол или на пол.
Просфору нужно принимать со страхом и смирением, так как это святой небесный хлеб. Просфору следует резать специальным ножом, отведенным для этих целей. Использовать кухонный нож категорически не рекомендуется и даже запрещается. Нож, отведенный для просфоры, должен храниться отдельно от других столовых приборов в чистом месте.


Когда вы подаете записки в свечной лавке, служитель спросит (либо ожидает, что вы скажете), какой именно род поминовения вы предполагаете. Чаще всего подают «записки на проскомидию». И за этой простой запиской...



После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...


Словом «просфора» (в переводе с греческого «приносимое») в древности назывались приношения преимущественно из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм на Литургию. Часть этих приношений предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другую часть вкушали на братской трапезе.

Что такое просфора и что она символизирует?

Просфора в нынешней Церкви – это употребляемый при богослужении небольшой круглый хлебец. Он приготавливается только из квасного пшеничного теста. Просфора двухсоставная (имеет верхнюю и нижнюю части) – в напоминание о единстве двух природ Господа Иисуса Христа: божественной и человеческой.

Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NIKA», означающими «Иисус Христос Победитель». Бывают просфоры с изображением Божией Матери и святых угодников Божиих. Освященная в алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней.

Частицы из просфор вынимаются священником во время проскомидии (подготовительной части Литургии) и в это время читаются записки о здравии и упокоении, которые поданы в свечной ящик на проскомидию. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу из просфоры, говоря: «Помяни, Господи о здравии и спасении рабов твоих…» (и произносятся имена из записок о здравии); затем – «Помяни и упокой Господи души усопших раб Твоих…» (и произносятся имена из записок о упокоении).

По завершении Божественной литургии и Причащении мирян, священник влагает в потир частицы, вынутые в поминание живых и усопших со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

Это делается для того, чтобы живые и усопшие, за чьи имена вынимались частицы из просфор по запискам, омывшись Пречистой Кровью Сына Божия, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Как обращаться с просфорой?

Просфора это освященный церковный хлеб, относится к нему нужно с благоговением как к святыне. Хорошо разделить просфору на части, просушить и хранить в специальном мешочке из ткани, в святом углу рядом с иконами. Просфору принято вкушать натощак после утреннего молитвенного правила, прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», не допуская, чтобы крошки падали на пол.

Бумагу, в которую была завернута просфора, сжигают, так как на ней могут остаться крошки. Если в результате небрежного хранения освященный хлеб испортился, то его необходимо сжечь, а в будущем позаботиться о более тщательном хранении святыне.

Нельзя давать просфору животным.

Какая может быть польза от принятия просфоры и святой воды?

В молитве на принятие просфоры и святой воды содержаться такие слова: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». Если человек с верой и благоговением употребляет просфору и святую воду, то получает просимое в этой молитве.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни, угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны.

Можно ли давать просфору некрещеным?

Давать просфору некрещеным не имеет особого смысла. Некрещеный человек, как правило, или не имеет веры, или сомневается и потому, не имеет правильного отношения к святыне, поэтому и употребление ее, скорее всего не принесет ему духовной пользы. Из Евангелия известно, что Господь не совершал чудес там, где люди не имели веру (Мф. 13:58).

Можно ли на кладбище есть просфору?

Просфоры не едят «за мертвых» или «за живых». Эта святыня служит к освящению лишь тех, кто ее вкушает. Просфору есть на кладбище не надо, а надо вкушать ее дома, предварительно прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», которая есть в православных молитвословах.

Можно ли на могиле покрошить просфору?

Так как просфора – это святыня, то крошить ее на могиле не нужно. Усопшие не нуждаются в телесной пище, они нуждаются только в молитвах о них.

Что такое антидор? Когда и кому его можно принимать?

Антидор (в переводе с греческого «вместо дара») – это отсекаемые части главной просфоры, которые не употребляются для Таинства Евхаристии. Он преподается вместо Святых Даров для благословения и освящения души и тела, кто присутствовал на Литургии, но не причащался.

Антидор – святыня, ставшая ею через молитву священника и воспоминание крестных страданий Спасителя. Поэтому установлено употреблять антидор натощак со вниманием и осторожностью, чтобы не просыпать крошки на пол. Вкушать этот освященный хлеб лучше всего в храме, но можно брать и домой. Не полагается давать антидор некрещеным людям.

Что за хлеб раздают на всенощном бдении?

Это тоже освященный хлеб. В древние времена, когда всенощная продолжалась всю ночь, для подкрепления сил христиане вкушали хлеб и вино. Хотя продолжительность служб сейчас сократилась, этот обычай сохранился. Освященный на всенощном бдении хлеб можно есть сразу же после получения в храме, не натощак.

Что такое артос? Когда его раздают?

Артос (в переводе с греческого «квасной хлеб») – это особая просфора, освящаемая в Пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие.

Во всю Светлую седмицу артос пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В субботу на Светлой седмице его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле.

Частицы артосы хранятся верующими в святом углу и употребляются натощак с благоговением, молитвой и со словами «Христос воскресе!».

Что такое «святая вода»?

Это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие благодатные свойства после совершения особого молебна, именуемого водосвятным.

Что делать, если святая вода испортилась?

Испорченную святую воду выливают в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, проточную воду.

Что будет, если в обычную воду добавить крещенскую?

Крещенская вода освятит обычную воду, и вся она станет освященной.

Когда освящают и дают рождественскую воду?

Специального чина освящения воды на Рождество Христово не существует.

Можно ли из оставшейся святой воды сварить суп?

Святую воду можно добавлять в пищу для ее освящения, ею можно окропить продукты.

Что такое агиасма?

Агиасма (в переводе с греческого «святыня») – так называют воду, освященную по особому великому чину в праздник Крещения Господня или в Крещенский сочельник.

Как употреблять крещенскую воду?

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят. Святая вода имеет свойство не портиться долгие годы.

Из благоговения к святыне обычно употребляют крещенскую воду натощак. Однако при недугах пить ее можно в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище. Можно окроплять святой водой некрещеных и животных.

Можно ли святую воду малого освящения пить в течение дня или это разрешается только натощак?

Воду малого освящения можно пить в течение дня, предварительно помолившись и с благоговением.

Чем отличается богоявленская вода от крещенской?

Ничем не отличается. И 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же Великим чином. Это водоосвящение называется Великим по сравнению с другим, меньшим, совершаемым 1/14 августа в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и в другие дни, по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордан. Крещение и Богоявление – это два названия одного праздника. Мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, - крещенская, является ошибочным.

Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит напоминанием того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потом оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные.

После Литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господня, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам.

Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Мф. 4:16).

Зачем Церковь освящает воду и хлеб?

Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимых человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водой стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия – низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

Что такое «чин о Панагии», как он совершается?

Словом Панагия (в переводе с греческого «Пресвятая») называют Божию Матерь. В этом чине оно применяется к Богородичной просфоре, которая символизирует Царицу Небесную. Сосуд, в который помещается эта просфора, называется панагиаром.

Этот чин совершается в монастырях. После Литургии братия попарно выходит из храма на трапезу, неся впереди богослужебную просфору в честь Божией Матери. Шествие это сопровождается колокольным звоном и пением 144-го псалма.

В трапезной просфора ставится в центре стола. По окончании трапезы Панагия возносится перед иконами с прославлением Святой Троицы и молитвой к Пресвятой Богородице. Затем все вкушают частицы просфоры. Смысл чина состоит в том, чтобы представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресвятой Богородицы. На такое объявление чина указывает и предание о возникновении его.

По древнему преданию, апостолы, после сошествия на них Святого Духа, собираясь на общую трапезу, оставляли за столом незанятое место для Иисуса Христа, полагая там хлеб. По окончании трапезы и после благодарственной молитвы они этот кусок хлеба поднимали со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святой Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам».

На третий день после погребения Божией Матери апостолы также сидели вместе за трапезой. Во время возношения хлеба в память Христа, произнеся слова: «Велико имя…», они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную Ангелами. Она обещала быть с ними всегда. Обрадованные ученики Христовы от неожиданности воскликнули вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам» - «Пресвятая Богородице, помогай нам». Отправившись после этого ко гробу Богоматери и открывши его, апостолы не нашли там пречистого тела Ее и уверились, что Она вознесена на небо к Своему Божественному Сыну.

Просфора, Антидор и Артос — как правильно употреблять ? Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9)

Просфора своим происхождениемуходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи - животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти - вместо и ди орон - дар, то есть точный перевод этого слова - вместодарие.

«Антидор, - говорит святой Симеон Солунский, - есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, - как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует отнести в церковь.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.