Пророки и цари евреев – от Авраама и Моисея к Соломону. История Авраама

Авраам
[Еврейское Аврахам ]

I. Имя патриарха первоначально звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5 ). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам – «(мой) отец возвышен», причем под словом «отец» может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 Авраам истолковывается как «отец множества» [еврейское ав-хамон ]. Имеются подтверждения существования этого имени на Ближнем Востоке во II тысячелетии до Р.Х.

II. Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Авраама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5 ; Быт 25:26 ; Быт 47:9 ); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40 ). О конкретных современниках Авраама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными историческими личностями. Археологические находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религиозные представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половине II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил примерно с 2000 до 1800 года до Р.Х.

III. Авраам был сыном Фарры из рода Сима. У Авраама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и следующие). Жена Авраама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей (стих 29 и далее), была его сводной сестрой (Быт 20:12 ). Фарра вместе с Авраамом, Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет Авраам последовал дальше, к первоначальной цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4 ). По словам Стефана (Деян 7:4 ), это произошло после смерти Фарры.

IV. Авраам отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1-3 ), который вывел его из Ура Халдейского (сравните Быт 15:7 ; Неем 9:7 и Деян 7:2-4 ). Призывая Авраама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем – «все племена земные» (Быт 12:3 ). Вероятно, Авраам следовал из Харрана через Дамаск (примечательно, что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2 ) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За исключением Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидетельствует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане Авраам не обрел постоянного места жительства. Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6 ), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю (стих 7). После этого Авраам отправляется в местность, расположенной между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру (стихи 10-20). Возвратясь на юг Ханаана, Авраам вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1,3 ). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, которую тот сам выбрал (стихи 5-12). Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение Аврааму и его потомкам всю Ханаанскую землю (стихи 15-17), и Авраам располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне (стих 18). Авраам заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13 ). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, Авраам освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и Авраам отдает ему десятину от своей военной добычи (глава 14).

V. Авраам получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисленное потомство. Авраам поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (Быт 15:5 и следующие). Обещание дать землю заверяется торжественным заключением завета между Богом и Авраамом (стихи 7-21). Авраам пытается собственными усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельствуют тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2 ); таким образом, когда Аврааму было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и следующие). Через 13 лет (Быт 17:1 и следующие) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, которая с этого времени должна именоваться Саррой («княгиня/госпожа»), будет наследником Авраама (стих 15 и следующие). При этом Авраам принял знамение завета – обрезание, и Бог изменил его имя на «Авраам». Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама. Лот был спасен (глава 18 и далее). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (глава 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего Авраама родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению Авраам отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1-21 ). В Вирсавии («колодец клятвы») Авраам заключил союз с герарским царем Авимелехом (стихи 22-32) и еще долгое время оставался в этих местах (стих 33 и следующие). Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Авраам повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19 ). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончательно подтверждает все обетования, данные Аврааму, который вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).

VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, Авраам купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (глава 23). Описание этого события напоминает по форме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой. Этот участок был единственной земельной собственностью, приобрет Авраам. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, полученый во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (смотрите раздел IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10 ), расположенном вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии Авраам взял в жены Хеттуру, которая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25:1 и следующие). Всех своих наложниц (и их сыновей) Авраам отослал прочь (стих 6). Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле (стихи 7 и 9).

VIII. Господь избрал Авраама быть родоначальником Израиля (Быт 12:2 ; Быт 17:4-8 ; Ис 51:2 ), Божьего народа среди прочих народов. На это избрание Авраам отвечает послушанием (Быт 12:4 ) и верой (Быт 15:6 ; Евр 11:8 ), являя пример для всех верующих (Гал 3:29 ). Вера Авраама подвергается небывалому испытанию, и он становится «другом Божиим» (Ис 41:8 ; Иак 2:23 ) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6-14 ; Евр 11:8-19 ; Иак 2:21-24 ). → .

Со времен Ноя прошло четыреста лет и десять поколений, прежде чем были выполнены необходимые условия, позволившие Богу выбрать семью, которая бы исправила ошибки, совершенные в семьях Адама и Ноя. Центральной личностью, избранной Богом, стал Авраам, и перед семьей Авраама была поставлена задача– заложить основание веры и субстанциальное основание. Четыре поколения семьи Авраама успешно участвовали в создании основания для появления Истинных Родителей и формировании нового этапа в провидении восстановления, которое постепенно, начавшись с одного человека, вышло на мировой уровень.

Благодаря такому успеху Авраам стал пророком особого значения. Его семья положила начало роду, избранному принять Истинных Родителей. Авраам и его потомки получали откровения от Бога, в результате чего и возникли три основные монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам.

Однако, несмотря на то, что Авраам был такой великой личностью в провидении, в его семье не все шло гладко. Поскольку человеческой природе в падшем мире свойственно заблуждаться, было совершено несколько ошибок, которые привели к задержкам и осложнениям в промысле восстановления. Некоторые из этих ошибок посеяли семена раздора, обернувшиеся соперничеством и конфликтами на уровне родов, наций и мира, тем самым серьезно помешав Божьему провидению.

Подготовка Авраама к исполнению своей миссии

Самым важным условием, благодаря которому Авраам стал пророком и заложил основание для появления Истинных Родителей, являлся его род. Он был избран из потомков Сима, из рода, благословленного Богом, после того как сатана заявил свои права на Хама. Для создания основания для Авраама роду Сима пришлось заплатить огромное искупление. Не имея специальной подготовки и поддержки, провиденциальная личность такого масштаба, как Авраам, не смогла бы выполнить свою богоданную миссию.

В истории восстановления всякий человек, избранный в качестве центральной личности в Божьем провидении, сначала должен получить право на выполнение этой миссии, отделившись от падшего мира. Этот процесс очищения утверждает центральную личность в ее миссии и готовит ее к участию в Божьем труде. Только после того, как центральная личность выполнит условия для своего очищения и посвятит свою жизнь Богу, Бог сможет использовать ее в провидении.

Хотя Авраам вышел из благословленного рода, его отец поклонялся идолам и создал такую семейную среду, в которой властвовал сатана. Авраам должен был отделить себя от этой падшей среды, прежде чем начать исполнение своей миссии для Бога. В провиденциальном пути Ноя избранную семью отделил от падшего мира потоп, а в случае с Авраамом Бог приказал ему покинуть свой дом и отправиться на поиски земли, которая будет указана ему в качестве места, где он должен будет поселиться и заложить основание для появления безгрешной семьи.

Авраам послушался Бога. Он отверг идолопоклонничество отца и покинул свою родину в Халдее вместе с женой Сарой и племянником Лотом. Сара, которая олицетворяла Еву, не имела детей, поэтому в тот момент Лот занимал положение их ребенка. С Божьей помощью семья Авраама благополучно добралась до Ханаана, преодолев все препятствия, стоявшие на их пути. Последняя атака сатаны заключалась в том, что египетский фараон пытался соблазнить Сару, повторяя тем самым соблазн Евы Слугой, но фараон был предупрежден о последствиях такого поступка и в страхе позволил семье Авраама благополучно покинуть страну. Успешно отделив свою семью от внутреннего падшего мира своего отца и внешнего падшего мира Египта, Авраам был готов выполнить условия для создания основания веры.

Основание веры

Бог велел Аврааму совершить жертвоприношение, которое стало бы условием для восстановления основания веры. Авраам должен был взять телицу, овна, козу, голубя и горлицу, разделить их пополам и принести в жертву Богу. Авраам разрезал пополам животных, но не разрезал птиц. Оплошность, которую допустил Авраам, предоставила сатане, которого символизировали хищные птицы, возможность захватить жертвоприношение, что привело к двум последствиям. Во-первых, Аврааму было велено выполнить условие искупления в большей мере – принести в жертву собственного сына вместо животных и птиц, и, во-вторых, ему было сказано, что его потомков ожидает 400-летний период рабства в качестве искупления за ошибки.

Не разрезав птиц пополам, Авраам потерпел неудачу в создании необходимого условия для очищения жертвы, прежде чем принести ее Богу. В неразрезанном виде вся жертва находилась во власти сатаны, во многом аналогично Адаму после грехопадения. Подобно тому, как Адама нужно было разделить на Каина и Авеля, нужно было разрезать пополам и жертву, условно разделяя ее на сторону Каина и сторону Авеля, удаляя «падшую» кровь и отделяя падшую природу от изначальной.

Птицы мужского и женского пола символизировали мужчину и женщину на стадии формирования в восстановлении, овен и коза символизировали мужчину и женщину на стадии роста в восстановлении, а телица символизировала единство мужчины и женщины на стадии завершения. Совершая жертвоприношение, Авраам выполнял условие для восстановления человечества через три стадии. Когда птицы так и не были разрезаны, сатана захватил основополагающую стадию формирования в жертвоприношении, таким образом заявив свои права на всю жертву.

Авраам был полон решимости исправить свою ошибку и был готов принести в жертву собственного сына, как того требовал Бог. Прежде чем приступить к жертвоприношению, ему пришлось еще раз пройти процесс отделения от сатаны, который захватил его семью в результате неудачного жертвоприношения. Семья Авраама снова подверглась испытанию, которое было подобно тому, что произошло в Египте, но в этот раз соблазнить Сару пытался царь Авимелех. Как и в случае с фараоном, Бог предупредил царя о наказаниях, которые его ждут, в случае если тот оставит Сару у себя, и в страхе Авимелех вернул Сару Аврааму, который затем благополучно покинул его царство. Семья Авраама снова отделилась от сатаны и была готова к созданию основания веры.

Авраам приносит в жертву сына

Бог велел Аврааму принести в жертву сына (согласно Библии, он приготовился принести в жертву своего второго сына, Исаака, который был единственным ребенком Сары; в Коране не говорится, какой это был сын, но в исламской традиции принято считать, что это был первый сын, Измаил, рожденный от служанки Агари; согласно модели восстановления, которая раскрывается в Принципе, всегда в качестве Авеля жертвует собой второй сын, чтобы восстановить веру Адама). Отец и сын отправились в трехдневное путешествие, чтобы дойти до вершины горы, которая была указана им как место жертвоприношения. Авраам соорудил из дров алтарь, на котором намеревался принести сына в жертву. Он уже собирался пронзить тело мальчика, как вмешался ангел и остановил его, сказав, что вера его была достаточно сильна.

Великая вера Авраама, выраженная в его готовности пожертвовать для Бога собственным сыном, восстановила его семью в положении центральной семьи Божьего провидения. Самое главное здесь то, что его сын не противился тому, что собирался сделать отец, веруя, что в этом заключалась воля Бога. Трудно представить себе, как этот юноша мог быть настолько послушным, что даже помогал отцу в приготовлениях к собственной смерти. Продемонстрировав такую поразительную веру, он выполнил условие по восстановлению утраченной веры Хама в своего отца Ноя и созданию основания веры в семье Авраама.

Благодаря этой победе Исаак, второй сын, занимавший положение Авеля, полностью объединился с сердцем веры своего отца и мог занять его место в создании основания веры. Далее он помог своему отцу принести в жертву барана. Таким образом, в результате двух успешно созданных Авелем и Ноем оснований веры и благодаря великой вере Авраама во время принесения в жертву сына, Исаак перенял положение своего отца в качестве центральной личности по восстановлению веры Адама. Это сделало его, как это было прежде с Ноем и Авраамом, отцом веры.

Субстанциальное основание

В соответствии с принципами творения люди занимают центральное положение в творении, а все остальные существа созданы в качестве объектов для человека. Следовательно, Слуга, сотворенный до Адама, должен был слушаться Адама и получить через Адама Божьи благословения. В результате грехопадения Слуга получил неправедную власть над Адамом через Еву. Из-за этой смены позиций в творении Бог не мог благословить ни Адама, ни Слугу. Благословить их, когда они нарушали принципы творения, означало бы признать беспринципные отношения как соответствующие Принципу и наделить их вечной ценностью.

В соответствии с принципами восстановления, отношения между Адамом и Слугой необходимо вернуть в первоначальное состояние, что возможно, если представитель Слуги добровольно подчинится представителю Адама. Согласно модели восстановления, установленной в семье Адама, старший сын избирается как представитель Слуги, а младший – как представитель Адама. Как только отношения между Адамом и Слугой будут исправлены в результате того, что Каин подчинится любви Авеля, будет создано субстанциальное основание, а Каин и Авель смогут получить Божье благословение.

Если бы Авраам сам создал основание веры, то его сыновья, Измаил и Исаак, отвечали бы за восстановление отношений между Каином и Авелем и создали бы субстанциальное основание. В случае успеха оба сына получили бы Божье благословение, но из-за ошибки, которую допустил Авраам в первом жертвоприношении, Исаак перенял от Авраама положение отца веры, а два его сына, Исав и Иаков, переняли положение Измаила и Исаака (Каина и Авеля).

Измаил и Исаак

Измаил, как старший сын и ребенок служанки, должен был восстановить положение Каина и получить Божьи благословения благодаря единству с Исааком. Однако положение Авраама перешло к Исааку, и Измаил не смог участвовать в создании субстанциального основания совместно со своим братом и не мог получить благословения, которые Бог обещал дать сыновьям Авраама. Как подтверждают Библия и Коран, история восстановления, начавшаяся в семье Авраама, продолжилась в роду Исаака. Его сын Иаков стал отцом веры для 12 сыновей, которые сделались родоначальниками 12 племен Божьего избранного народа, сынов Израилевых. Только через несколько столетий, когда появился пророк Мухаммед, род Измаила начал играть центральную роль в провидении восстановления.

Измаил не по своей вине был исключен из участия в непосредственном провидении в семье Авраама. Благословение, обещанное Измаилу и его потомкам, было неизбежно связано с провидением Исаака, поскольку Бог рассматривал семью Авраама как один род. Тяжелое положение, в котором оказался Измаил, способствовало появлению у него затаенной обиды из-за того, что ему пришлось ожидать получения Божьего благословения. Тенденция питать обиду на Исаака и его род передалась от Измаила к его потомкам и стала одной из провиденциальных проблем, нуждающихся в разрешении. У Измаила было 12 сыновей, чьи потомки образовали 12 племен арабского народа. Именно ради выполнения Своего обещания, данного Измаилу, и ради прекращения исторической обиды, возникшей между семьями Исаака и Измаила, Бог послал арабам Мухаммеда примерно через 2500 лет после того, как семья Авраама перешла в духовный мир (см. Главу 19).

Обида разрушает человеческие отношения, поскольку она основывается на желании забирать себе то, что есть у других, вместо того, чтобы жертвовать свое другим. Обида деструктивно влияет как на объект обиды, так и на того, кто ее питает. Обида была основным мотивом восстания Слуги против Бога и его вторжения в отношения любви между Адамом и Евой. Ееможно победить только силой любви, которая подтверждает изначальную ценность своего объекта и освобождает падшее человечество от обид, позволяя людям реализовать свой потенциал. Таким образом, потомкам Исаака и Измаила надлежало любить друг друга, чтобы устранить обиду, посеянную в сердце Измаила, и разрушить барьеры, возникшие в результате неспособности Исаака и Измаила объединиться в провидении семьи Авраама.

Иаков и Исав

Подобно своему отцу Исааку и дяде Измаилу, Иаков и Исав являлись особо важными персонажами в истории восстановления. По этой причине на страницах данной книги им уделено значительное место. Исав и Иаков были близнецами, при этом Исав был первенцем. Иаков, занимая положение Авеля, должен был добиться добровольного подчинения Исава, хотя Исав, олицетворявший Каина, и занимал привилегированное положение старшего сына. Являясь падшим человеком, Исав был естественно склонен к тому, чтобы господствовать над Иаковом против воли Бога, но, в конце концов, Иаков сумел убедить своего брата-близнеца принять его как представителя Бога, и вместе им удалось создать субстанциальное основание.

Для достижения этой победы потребовалось предпринять ряд шагов. Во-первых, Иаков получил от Исава право первородства, обменяв его на пищу в тот момент, когда Исав был голоден и ценил пищу больше, чем свое положение в семье. Отношение Исава к своему положению старшего сына походило на отношение падшего Адама, для которого личное удовольствие стало выше, чем цель создания рода добра, тогда как Иаков понимал высшую ценность рода. Сорок лет спустя, когда Исаак был стар и слеп и находился на грани смерти, Иакову удалось заполучить благословение отца, предназначавшееся Исаву. Ревекка, жена Исаака, помогла в этом сыну, тем самым искупив обман Бога Евой и неспособность Евы передать своим детям Божье благословение.

Исав был в бешенстве, когда обнаружил, что Иаков получил благословение, предназначавшееся ему, Исаву, на правах старшего сына. Его зависть и гнев на Иакова были похожи на чувства, которые Слуга питал к Адаму и Еве в тот момент, когда ему казалось, что он теряет Божью любовь. Они также были сродни зависти Каина, побудившей его убить Авеля. Иаков не хотел предоставлять своему брату такой возможности и поэтому, снова не без помощи матери, бежал на родину своего дяди Лавана, в Харран.

Лаван был личностью в позиции Слуги, которого Иаков должен был завоевать на свою сторону служением и любовью. Иаков служил Лавану 7 лет, чтобы добиться руки его дочери Рахили, но Лаван обманул Иакова, подменив Рахиль ее сестрой Лией в первую брачную ночь. Ему пришлось отработать еще 7 лет, чтобы добиться Рахили, на которой он также женился.

Когда Иаков собирался вернуться домой, дядя не позволил ему взять с собой никакого имущества, хотя Иаков верой и правдой служил Лавану 14 лет и обогатил его. Поэтому Иакову пришлось отработать 7 лет в третий раз, чтобы заслужить материальные богатства. С упорством любя Лавана и служа ему вплоть до своей победы, Иаков условно восстановил субъектное положение Адама над Слугой. На основании этой победы он также получил власть над материальным миром, таким образом завершив выполнение условий для реализации трех благословений: восстановить себя, свою жену и материальные ценности.

На основании этой победы Иаков вернулся к себе на родину в Ханаан. На пути домой, переходя вброд реку Иавок, он встретил ангела, который вступил с ним в борьбу. Хотя ангел и повредил Иакову бедро, Иаков выстоял и в итоге поборол ангела. В этом случае Иаков восстановил правильные отношения между Слугой (ангел) и Адамом (он сам). Не поддавшись ангелу, Иаков выполнил условие для искупления грехопадения. Победив в этой борьбе, Иаков потребовал от ангела благословения и получил его, а также новое имя«Израиль», которое означает «тот, кто боролся с Богом». С тех пор Иакова называют Израилем, а его потомков – сынами Израилевыми.

Одержав победу над Лаваном и ангелом, Иаков продолжил свое путешествие в Ханаан, готовясь к встрече со старшим братом Исавом, который, в свою очередь, готовился напасть на Иакова, движимый неуемной злобой из-за потерянного права первородства и благословения отца. Иаков сознавал, что в сердце Исава кипели злость и обида, и перед своей встречей с ним мудро предложил Исаву свои богатства и все то, что было для него в жизни ценным. Исав, ожидавший, что брат вернется как завоеватель, был удивлен и тронут такой щедростью и любовью. Когда появился сам Иаков, Исав забыл о своей злости, и братья обнялись в слезах. Иаков полностью завоевал сердце своего брата Исава.

Мирное воссоединение Иакова и Исава означало восстановление отношений между Каином и Авелем, и впервые в провидении восстановления провиденциальная семья успешно заложила субстанциальное основание.

Основание для появления Истинных Родителей

Семья Авраама была первой семьей, избранной Богом для восстановления семьи Адама, успешно заложившей основание веры (созданное Исааком и унаследованное Иаковом) и субстанциальное основание (созданное Иаковом и Исавом). Мгновение, когда Исав и Иаков обнялись в любви, было самым обнадеживающим и радостным для Бога со времен грехопадения Адама и Евы. Благодаря этой великой провиденциальной победе наконец было создано основание для появления Истинных Родителей, и Бог мог начать разворачивать провидение восстановления на субстанциальном уровне, расширяя Свое влияние среди падших людей всего мира.

Однако Истинные Родители не могли появиться в то время, поскольку сначала семья и потомки Иакова должны были искупить неудачу Авраама в жертвоприношении животных и птиц. Периодом искупления для восстановления являлись 400 лет, которые израильтяне должны были провести в рабстве в Египте. Более того, во времена Авраама сатана получил господство над целыми странами, тогда как на стороне Бога была только одна семья. Как одна семья могла устоять перед целыми странами?

Фарес и Зара

Примирение Иакова и Исава стало для Бога крупной победой. Тем не менее, полного искупления грехопадения не произошло, поскольку это примирение олицетворяло лишь символическое очищение рода, тогда как субстанциальное очищение рода должно произойти в утробе матери, там, где зародилась падшая природа человека.

Именно это скрывается за парадоксальной историей Фамари. Лишь поняв, что Фамарь, подобно жене Исаака Ревекке, должна была восстановить падшую Еву, можно понять, почему Иисус родился в ее роду, произошедшем из племени Иуды. Она рисковала своей жизнью, когда, слушаясь повелению Бога, родила близнецов от своего свекра Иуды, одного из сыновей Иакова.

Во время родов положение близнецов в утробе изменилось, и младший сын Фарес, олицетворяющий Авеля, родился раньше своего брата Зары. Об изменении очередности рождения стало известно благодаря тому, что сначала из утробы Фамари появилась рука Зары, на которую была повязана красная нить, но потом она снова скрылась в утробе.

Очищение утробы Фамари стало основанием для рождения безгрешного Иисуса, что является первым условием для появления Мессии. Мессия Иисус должен был стать Истинным Родителем и основать очищенный род, свободный от сатанинского господства и вернувшийся во власть Бога.

Избранный род Иакова

Когда Иаков и Исав восстановили отношения Каина и Авеля, они заложили первое в истории основание для появления Истинных Родителей. Бог избрал потомков Иакова, которые стали 12 племенами Израиля, народом, призванным создать страну, в которой появится Мессия. Когда Фамарь восстановила чистоту утробы Евы, Бог избрал род Иуды, чтобы в нем родился Мессия. Таким образом, семья Авраама, и род Иакова в особенности, стала отправной точкой для расширения границ провидения восстановления от индивида до семьи, племени и, в итоге, страны, готовой принять Истинных Родителей. Так сыны Израиля стали избранным народом.

Основание семьи Иакова

Семья Иакова стала центром Божьего провидения. У Иакова было 12 сыновей, первые десять родились от трех женщин – Леи, служанки Леи и служанки Рахили. Два младших сына – Вениамин и Иосиф – были рождены от Рахили. Эти 12 сыновей образовали 12 племен Израиля – народ, избранный Богом, чтобы стать страной, которая примет Истинных Родителей.

Духовное, «авельское» отношение к жизни перенял от Иакова его предпоследний сын Иосиф. Братья Иосифа завидовали его положению любимого сына и продали его в рабство в Египет. Там Иосиф достиг процветания и стал главным вельможей фараона. Преодолев искушения падшего мира Египта, особенно искушения женщин, Иосиф утвердился в роли Авеля во втором поколении семьи Иакова.

Когда на его родине начался голод, братья Иосифа прибыли в Египет, чтобы купить зерна. Иосиф узнал их и, несмотря на жестокость, которую они проявили к нему ранее, принял их с любовью, дал им зерна и вернул деньги, которые они заплатили за это зерно. Братья не могли понять такой щедрости, но когда они снова прибыли в Египет для покупки зерна, Иосиф открылся им. Братья, воссоединившись, плакали от радости.

Иосиф действовал мудро, чтобы завоевать на свою сторону братьев и отца, во многом аналогично тому, как поступил его отец, стремясь завоевать любовь Исава. Одарив братьев, он показал им, что любит их, несмотря на зло, которое они ему причинили в прошлом. Они, со своей стороны, были готовы раскаяться и просить прощения за содеянное. В результате восстановления отношений между Каином и Авелем в семье Иакова, личное основание для появления Истинных Родителей, созданное Иаковом, вышло на семейный уровень благодаря его сыновьям.

Чему учит пример семьи Авраама

Во-первых, во время выполнения условий искупления помимо открытого сердца важно уделять внимание мелочам. Падшие люди не способны выполнить изначальную ответственность безгрешных Адама и Евы, поскольку их греховная природа не способна полностью взаимодействовать с Богом. Для того чтобы преодолеть это ограничение, Бог позволил падшим людям выполнять свою ответственность условно, путем жертвоприношений с использованием природы и самих себя. Таким образом, приношение Богу является условным исполнением человеческой ответственности, шагом к субстанциальному выполнению ответственности восстановленными людьми. Необходимость в жертвоприношениях возникла в результате того, что Адам и Ева не выполнили своей ответственности как сын и дочь Бога: они не восприняли предостережение Бога всерьез и, как следствие, не проявили усердия в выполнении Божьего наказа. Таким образом, приношение имеет смысл только в том случае, если оно совершается с правильным, ответственным отношением и при строгом соблюдении полученных инструкций.

Авраам серьезно относился к выполнению своей ответственности перед Богом, взявшись сделать приношение животных и птиц, но, завершив основную часть жертвоприношения, заключавшуюся в разрезании животных, он не придал значения меньшей задаче – разрезанию птиц. Из-за этой ошибки сатана смог захватить жертвоприношение целиком.

Тяжесть положения, возникшего в результате оплошности Авраама, отражает основополагающую реальность грехопадения. На первый взгляд можно сказать, что ошибки Адама и Евы в грехопадении незначительны по сравнению со злодеяниями в падшем мире. Однако их, казалось бы, незначительные ошибки стали причиной всех людских страданий и горя. Небольшая ошибка может иметь тяжелые последствия, если совершивший ее человек является центральной фигурой, от которой зависит очень многое. Адам и Ева были прародителями человечества, и их поступки отразились на всем человечестве. Аврааму была поручена миссия по созданию основания для восстановления всего человечества, и его ошибка имела последствия для всех в его роду и для всех участников провидения восстановления, т.е. в конечном итоге – для всех людей мира. В обоих случаях ввиду огромной провиденциальной значимости этих центральных личностей невыполнение данной Богом ответственности стало причиной тяжелейших испытаний для всего человечества. Если Бог требует от человека чего-то конкретного, то человек должен считать, что это очень важно, даже если со своей позиции не понимает, почему это так.

Во-вторых, полное смирение и послушание перед Богом является наиболее мощным оружием против сатаны. Полное смирение продемонстрировал сын Авраама, согласившись с решением отца послушаться Бога и принести его в жертву. Безусловная готовность Исаака отдать свою жизнь ради Божьей воли полностью расстроила планы сатаны по уничтожению семьи Авраама. В отношениях между Авраамом и его сыном не было места для сатаны, поскольку они оба преданно слушались Бога даже ценой своей жизни. Аврааму было легче пожертвовать собственной жизнью, чем убить любимого сына. Проявление их грандиозной веры позволило семье Авраама сохранить за собой центральное провиденциальное положение, которое оказалось под угрозой в результате ошибки, совершенной во время первого жертвоприношения.

Их вера является верой в своем высшем проявлении, отражая такую степень преданности, которая искупила утрату веры Адамом. Во время грехопадения Адам был духовно убит, когда пренебрег Божьим предостережением о последствиях вкушения плода. Он стремился утолить свои желания даже ценой жизни. Он не смог увидеть абсолютную ценность в том, что с его ограниченной точки зрения казалось незначительным. Исправление ошибочного отношения Адама происходит тогда, когда человек, занимающий положение Адама, жертвует своими желаниями ради Божьей воли даже ценой своей жизни. Именно такая готовность полностью следовать Богу способствует тому, что Бог может даровать человеку такой веры все, даже саму жизнь. Следовательно, поскольку сын Авраама был готов умереть ради Бога, умирать ему не пришлось.

Еще один важный урок из этой истории – необходимость Авеля завоевать сердце Каина служением и любовью. В истории восстановления Иаков был первым человеком в позиции Авеля, успешно заложившим субстанциальное основание, поскольку он приложил большие усилия, чтобы растопить обиду и злость Исава, проявляя любовь к нему даже в самых трудных обстоятельствах. Миссия Авеля заключается в том, чтобы добиться добровольного подчинения Каина. Достичь этого можно только любовью, а служение есть практика любви. Сын Иакова Иосиф хорошо научился этому у своего отца и завоевал сердца своих братьев, служа им с любовью, несмотря на то, что ранее они поступили с ним жестоко. Иаков и Иосиф смогли добиться добровольного сотрудничества Каина (Исава и одиннадцати братьев, соответственно) в создании субстанциального основания, значительно ускорив ход провидения восстановления.


Авраам жил в стране Халдейской. Он был потомком Сима и со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра, золота и много слуг, но не имел детей и скорбел об этом.

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру через его потомство для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей – язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: «Пойди из земли твоей... и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое… и благословятся в тебе все племена земные», то есть в этом народе – в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.

Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанской и была очень плодородной. Там жили тогда хананеи. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву. После этого земля Ханаанская стала называться обетованной, то есть обещанной, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиной. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.

Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись. Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня: если ты – направо, то я – налево». Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамре. Там, около дуба Маврийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу.

Однажды в знойный день Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатер, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал им навстречу, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.

Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. И они ели. И сказали они ему: «Где Сарра, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре».

И сказал один из них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын». Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: «Мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?» Но странник сказал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын». Сарра же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но он сказал ей: «Нет, ты засмеялась». Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог. Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре – 89.

Уходя от Авраама, Бог открыл ему, что Он истребит соседние города Содом и Гоморру, так как они самые нечестивые города на земле. В Содоме же жил племянник Авраама, праведный Лот. Авраам стал умолять Господа, чтобы Он помиловал эти города, если там найдутся пятьдесят праведников. Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то ради них помилую весь город». Авраам снова спросил: «Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?» Господь сказал: «Не истреблю, если найду там сорок пять праведников». Авраам же продолжал говорить с Господом и умолять Его, все уменьшая число праведников, пока не дошел до десяти; он сказал: «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?» Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но в этих несчастных городах жители были так злы и развращены, что там не нашлось и десяти праведных людей. Эти нечестивцы хотели даже надругаться над двумя Ангелами, пришедшими, чтобы спасти праведного Лота. Они уже готовы были выломать дверь, но Ангелы поразили их слепотой и вывели Лота с его семейством – с женой и двумя дочерями – за город. Они велели им бежать и не оглядываться назад, чтобы не погибнуть.

И тогда пролил Господь на Содом и Гоморру дождь из серы и огня и истребил эти города и всех людей в них. И опустошил все место это так, что в долине той, где они были, образовалось соляное озеро, известное теперь под именем Мертвого моря.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 12-20.

АВРААМ И САРРА

Через много поколений после Сима родился в Уре Халдейском Аврам. Его жена Сара была красива, но бездетна. И сказал Бог Авраму:

Пойди из земли своей и из дома отца своего в землю, которую я укажу. Великий народ я произведу от тебя, и благославятся в тебе все племена земные.

Взял Аврам жену свою, племянника своего Лота и отправился из Харрана в Месопотамии в землю Ханаанскую. Пришли они в Сихем к дубраве МорЕ , и явился там Бог Авраму.

Всю землю эту отдам я потомству твоему, - сказал Бог.

И поставил Аврам жертвенник Богу.

Оттуда двинулся Аврам к горе на восток от Вефиля и поставил жертвенник между Вефилем и Гаем.

Голод был повсюду в земле Ханаанской, Аврам продолжал двигаться к югу, пока не пришел в Египет.

И сказал Аврам Саре:

Как увидят египтяне твою красоту, так меня и убьют. Скажи, что ты не жена мне, а сестра, и я спасусь.

В самом деле, при виде Сары вельможи побежали хвалить ее фараону, и Сара была немедленно взята в его дом.

Авраму было хорошо: у него появился мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и лошади, и верблюды.

Но неладно стало в доме фараона, с тех пор как туда взяли Сару. Со временем догадался фараон, что Сара - не сестра, а жена Аврама.

Почему ты мне не сказал об этом? - спросил фараон Аврама. - Я едва не сделал ее своей женой.

Я подумал, что в ваших местах не боятся Бога и меня из-за нее убьют, - ответил Аврам.

Возьми ее и уходи, - распорядился фараон.

АВРАМ И ЛОТ

Поднялся Аврам из Египта к тому месту, где прежде ставил жертвенник Богу, между Вефилем и Гаем. Вместе с ним был и Лот со своими шатрами и стадами. Имущество обоих было так велико, что земля им казалась мала. Пастухи Аврама и пастухи Лота ссорились между собой.

И сказал Аврам Лоту:

Разве мы не родственники?! Зачем раздоры? Иди направо, а я - налево, или иди налево, а я - направо. Не вся ли земля перед нами?

Поднял Лот глаза, увидел землю, орошенную водой, словно Божий сад, и ушел на восток.

Он раскинул шатры свои до Содома, хоть и злы были жители содомские. Аврам же остался в земле Ханаанской.

И снова Бог обещал Авраму землю Ханаанскую.

Будет многочисленно потомство твое, как песок земной. Встань, пройди по земле этой во всю ее ширь - вся будет твоя, - говорил Бог.

ОБЕЩАНИЕ ПОТОМСТВА

После этих событий уснул Аврам, и во сне является ему Бог.

Я твой щит, Аврам, - сказал Господь, - и награда твоя велика.

Нет детей у меня, - пожаловался Аврам. - Наследником в доме моем Елиезер из Дамаска.

Потомков будет у тебя столько же, сколько на небе звезд. И весь этот край я тебе отдаю, - сказал Бог.

САРА И АГАРЬ

Но по-прежнему бездетной оставалась жена Аврамова Сара. Была у нее служанка из Египта по имени Агарь. И сказала Сара Авраму:

Если не дано иметь детей мне, пусть Агарь родит тебе сына.

Как только Агарь забеременела, начала возноситься над своей госпожой.

Это ты во всем виноват, - сказала Сара Авраму.

Твоя служанка, и делай с ней, что тебе угодно, - ответил Аврам.

И начала Сара притеснять Агарь. Так ее мучила, что служанка сбежала.

Отыскал ее ангел в пустыне у источника и велел вернуться к Саре, покориться ей.

И еще сказал ангел:

Родится сын у тебя, назови его Измаил.

Родила Агарь Авраму сына, и назвали его Измаил. Восемьдесять шесть лет было тогда Авраму.

НОВОЕ ОБЕЩАНИЕ ПОТОМСТВА

Девяносто девять лет было Авраму, когда снова явился к нему Бог и сказал:

Я сделаю тебя отцом множества народов, цари произойдут от тебя. И не будешь ты больше прозываться Аврам, но Авраам станет имя твое. И жену не зови больше Сарой, ибо имя ее теперь - Сарра. Я благословлю ее и через год в это самое время дам тебе от нее сына, которого назовешь Исаак.

Пал ниц Авраам и рассмеялся:

Неужели от столетнего будет сын и девяностолетняя Сарра неужели родит? Пусть хоть Измаил будет жив и здоров.

Измаилу суждено иметь большое потомство. Двенадцать князей будет в его роду, - сказал Бог. - Но Сарра родит тебе сына.

ГОСТИ

В жаркое время дня сидел Авраам у шатра своего и вдруг увидел перед собой трех мужей. Бросился к ним Авраам и поклонился до самой земли.

Владыка! - сказал Авраам, потому что все трое были одним Богом. - Если я обрел благословение в твоих глазах, не пройди мимо дома слуги своего!

Поспешил Авраам к Сарре, приказал ей взять лучшей муки и напечь пресного хлеба. А сам побежал к стаду и выбрал теленка для угощения.

Пошел Аврам к Хеврону и поставил там жертвенник Богу.

Вскоре случилась в тех местах война, и Лот с семьей был пленен. Как только узнал о том Аврам, вооружил рабов своих числом триста восемнадцать и напал на неприятеля ночью. Так вернул Аврам Лота, сродника своего, и имущество его сохранил.

Вскоре взял он масла, молока и теленка приготовленного, поставил перед гостями, а сам стоял у дерева, когда они ели.

Где же Сарра, жена твоя? - спросили его.

Здесь, в шатре, - отвечал Авраам.

Когда я приду сюда в следующий раз, у Сарры твоей будет сын, - сказал один из них.

Рассмеялась Сарра: «Мне ли, старухе, иметь ребенка?»

Это почему же Сарра твоя смеется? - спросил Бог. - Как я сказал, так и будет.

Испугалась Сарра и молвила из шатра:

Не смеялась я.

Нет, смеялась, - сказал Бог.

ЗАСТУПНИЧЕСТВО АВРААМА

Поднялись мужи и пошли к Содому. Авраам отправился их проводить.

Очень жалуются люди на жителей Содома и Гоморры, - сказал Бог. - Пойду посмотрю, так ли они поступают, как о них говорят. А если так, то я их уничтожу.

В то время, как двое продолжали свой путь к Содому, Авраам встал перед лицом Бога и спросил его:

Неужели ты погубишь праведных заодно с нечестивыми? Может быть, в том городе сыщется пятьдесят праведников. Если ты судия всей земли, как можешь погубить невиновных?

И сказал Аврааму Бог:

Если найдется в Содоме пятьдесят праведников, пощажу весь город.

Прости, что говорю это я, сам прах и пепел, - настаивал Авраам. - А если до пятидесяти не достанет пяти?

И ради сорока пяти никого не трону.

Ну а вдруг там будет сорок праведников? - продолжал Авраам.

И ради сорока город останется цел.

Не гневайся, Владыка, на мои слова, а что как их будет тридцать?

Не сделаю того, даже если их тридцать.

А двадцати не пожалеешь? - спросил Авраам.

Пожалею, - ответил Бог.

Не прогневайся, Владыка, позволь сказать, - тихо произнес Авраам. - А если их будет всего только десять?

И ответил ему Бог:

He истреблю и ради десяти.

Не стал Бог больше говорить с Авраамом.

Не было в Содоме и десяти праведных.

СОДОМ И ГОМОРРА

Ангелы подошли к Содому в вечерний час, когда Лот сидел у городских ворот. Увидел их Лот, встал и поклонился:

Войдите в дом мой!

Нет, мы на улице останемся, - ответили ангелы.

Лот долго упрашивал, и они наконец согласились войти и принять угощение.

Еще не легли они спать, как все содомляне - и млад и стар - окружили дом Лота.

Лот, выходи! - кричали они.

Вышел Лот, а содомляне стали требовать, чтобы вышли и его гости.

Мы хотим их видеть! - кричали люди.

Лот закрыл вход в свой дом и обратился к толпе:

Братья мои, не делайте зла! Не трогайте этих людей, ведь они пришли под кров дома моего.

Ты сам пришелец, не тебе рассуждать! - кричала толпа. - Их не спасешь и сам пострадаешь.

Они оттащили в сторону Лота и бросились ломать дверь.

Тут двери дома открылись, и показались ангелы. Они взяли Лота за руки, ввели его в дом, а люди, бывшие у порога, вдруг все ослепли.

Возьми всех своих и уходи, - сказали ангелы Лоту. - Мы посланы сюда уничтожить город.

Пошел Лот к мужьям своих дочерей, стал говорить, что город будет уничтожен, но те не поверили - думали, что он шутит. Долго упрашивал их Лот, но напрасно.

Когда взошла заря, начали ангелы торопить Лота, а тот все медлил. Тогда ангелы взяли за руки Лота, его жену и двух его незамужних дочерей и вывели их из города.

Идите на гору и не оглядывайтесь на Содом, иначе погибнете, - сказали им ангелы.

Взошло солнце, и на Содом и Гоморру пролился дождь из серы и огня. Исчезли с лица земли дома, и люди тех городов, и все, что растет из земли.

Истребление Содома и спасение Лота

Жена Лота, шедшая сзади, не выдержала и оглянулась и тут же превратилась в соляной столб.

Рано утром поднялся Авраам и пошел туда, где вчера говорил с Богом. Посмотрел он в сторону Содома и Гоморры и увидел дым, как из печи.

РОЖДЕНИЕ ИСААКА

Исполнилось то, что говорил Бог. Сарра родила Аврааму сына, и назвали его Исаак.

Сарра ворчала:

Кто ни услышит обо мне, рассмеется. Старуха кормит грудью младенца!

Когда дитя было отнято от груди, созвал Авраам большой пир. И увидела Сарра, что Измаил, сын египтянки Агари, насмехается над Исааком.

Выгони из дома эту рабыню вместе с сыном, - сказала она Аврааму. - Не бывать тому, чтобы он наследовал вместе с Исааком.

АГАРЬ

Не хотел Авраам выгонять первенца своего, но Бог велел ему слушаться Сарру.

Встал Авраам рано утром, взял хлеба и воды, возложил все на плечи Агари и послал ее вместе с отроком прочь.

Вскоре Агарь заблудилась в пустыне. Бродила она, бродила, пока не кончилась вода.

Оставила она сына своего под сухим кустом, а сама в сторону отошла, чтобы не видеть, как он умрет.

Долго плакала Агарь, пока не явился ангел и не сказал:

Раскрой глаза свои! Перед тобою колодец!

Стали они жить в пустыне. Измаил вырос и научился хорошо стрелять из лука. Мать нашла потом жену для него в земле Египетской.

Исполнилось все, что сказано было об Измаиле. Он имел двенадцать сыновей, которые стали во главе племен.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА

Сказал Бог Аврааму:

Возьми сына своего Исаака и принеси его во всесожжение на горе, о которой дам тебе знать.

Встал Авраам рано утром, оседлал осла, взял двух рабов, сына своего Исаака, дрова для всесожжения и пошел туда, куда велел Бог.

На третий день пришли они в то место. И сказал Авраам рабам:

Вы ждите здесь, а я с сыном вскоре вернусь.

Возложил Авраам дрова на сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли они вместе.

И спрашивает Исаак:

Вот огонь, вот дрова, где же агнец?

Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, - ответил Авраам.

Пришли они, разложил Авраам дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Взял Авраам нож и хотел заколоть сына, но в это время раздался голос ангела:

Авраам! Авраам!

Вот я, - отозвался Авраам.

Не поднимай руки на отрока. Теперь я знаю, что не жаль тебе сына для Бога.

Поднял глаза Авраам и увидел барана, который рогами запутался в чаще. Взял Авраам барана и принес его в жертву вместо сына своего. Снова раздался голос с неба:

За послушание твое, Авраам, много потомков у тебя будет - как звезд на небе, как песку на морском берегу.

СМЕРТЬ САРРЫ

Сарра умерла ста двадцати семи лет. Умерла она в земле Ханаанской, в которой был Авраам пришельцем. Чтобы похоронить ее, купил Авраам поле и пещеру для погребения на том поле. И стало поле владением Авраама.

Погребение Сарры

ЖЕНИТЬБА ИСААКА

Стар стал Авраам, и ощутима была ему тяжесть годов. Позвал он раба, управляющего всем в доме, и сказал:

Поклянись, что сыну моему ты не возьмешь в жены девушку из местных, но пойдешь на родину мою, в Месопотамию, и там выберешь ему жену.

А если не захочет девушка идти сюда, не нужно ли мне вернуть Исаака на твою родину? - спросил раб.

Нет, - ответил Авраам. - Эту землю Бог завещал моему потомству. Если девушка воспротивится, будешь свободен от этой клятвы.

Поклялся раб, взял десять верблюдов, всякие драгоценности для подарков и отправился в путь. В город Харран в Месопотамии пришел он под вечер и встал у колодца в то время, когда женщины выходят брать воду.

«Вот стою я у источника, - думал раб, - и женщины с кувшинами идут мимо. Есть ли среди них невеста Исаака и как ее узнать? Попрошу-ка я напиться, и та, которая скажет: пей сам и верблюдам твоим дам пить, - та и будет невеста».

Не успел он додумать этих слов до конца, как выходит Ревекка, дочь племянника Авраама, прекрасная и молодая. Набрала она воды, и раб выбежал ей навстречу.

Дай мне испить из твоего кувшина.

Пей, господин, - молвила Ревекка и наклонила кувшин.

Раб напился, а она говорит:

Я и верблюдам твоим начерпаю воды, пусть пьют.

И тут же принялась носить воду верблюдам.

Изумленный раб следил за ней молча, а когда верблюды кончили пить, подал ей золотую серьгу и запястья из золота.

Чья ты дочь? - спросил он. - И есть ли место для ночлега в вашем доме?

Ревекка сказала ему, чья она дочь и что в доме у них есть где ночевать и чем накормить верблюдов.

Удивился раб, что прямым путем попал к дому брата своего господина.

Побежала Ревекка в дом, все рассказала, показала серьгу и запястья, и тут же навстречу гостю пошел ее брат Лаван. Он расседлал верблюдов, дал им корму, принес гостю воды, чтобы тот умылся, а тем временем приготовили ужин.

Не буду есть, пока не скажу, зачем я пришел, - заявил гость.

И рассказал об Аврааме, о том, что думал он у колодца.

А теперь скажите мне, намерены ли вы оказать милость моему господину, или должен я уйти ни с чем? - спросил гость.

Это дело Божье, - ответили ему брат и отец Ревекки. - Вот Ревекка, бери ее и иди.

Поклонился им гость до земли, вынул золотые и серебряные вещи, а также одежды и щедро всех одарил.

Потом все ели и пили, а поутру начал гость собираться в путь.

Пусть побудет с нами Ревекка с десяток дней, - сказала ее мать.

Но гость никак не хотел остаться. Тогда Лаван привел Ревекку, и спросили ее:

Пойдешь ли ты с этим человеком?

Пойду, - молвила Ревекка.

Получила она отцовское благословение, взяла служанку свою, уселись все на верблюдов и отправились в путь.

Под вечер вышел Исаак в поле, поднял глаза и увидел небольшой караван.

Ревекка и раб

И Ревекка увидела Исаака. Быстро спустилась она с верблюда.

Кто это? - спросила Ревекка раба.

Мой господин, - сказал раб.

Взяла Ревекка платок и покрылась.

Рассказал раб Исааку обо всем, что он сделал, и ввел Исаак Ревекку в шатер матери своей Сарры. Так стала Ревекка женой Исаака.

АВРААМ

Авраам взял вторую жену, по имени Хеттура, и много еще имел с ней детей. Но все, что было у него, он отдал Исааку. Прожил Авраам сто семьдесят пять лет и был похоронен рядом с Саррой, женой своей.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему Авраам, оказавшись в Египте, а затем в филистимском Гераре, скрывал, что Сарра – его жена? Отправляясь в Египет, чтобы пережить там вызванный длительной засухой голод в Ханаане (Палестине), Авраам опасался стать жертвой какого-нибудь влиятельного египтянина,

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

17. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? "И пал Авраам на лице свое и рассмеялся?..." "В знак благоговения и благодарности к Богу, изрекшему обетование, Авраам повергается перед Ним.

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

9. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. 10. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его "И сказал один из них..." Еще в предшествующем стихе речь шла о

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

11. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось "Авраам же и Сарра были стары..." Вводное замечание бытописателя, служащее к обьяснению и оправданию последующего поступка

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

12. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. 13. И сказал Господь Аврааму: отчего это (сама в себе) рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась?" "И сказал Господь Аврааму:

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Глава 20 Авраам и Сарра поселяются в Гераре 1. Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гepape "Авраам поднялся оттуда к югу".. Когда пребывание в долине Мамре сделалось неудобным, вероятно, по причине тяжелых, удушливых газов,

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

19. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

2. и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, (который на долине,) что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее 2. "И умерла Сарра в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон..." Разрешая некоторое недоразумение, почему Сарра умерла в Хевроне, а не в Вирсавии, где жил

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

9. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10. на поле (и в пещере), которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11. По смерти Авраама Бог благословил Исаака,

Из книги автора

Из книги автора

АВРААМ И САРРА Через много поколений после Сима родился в Уре Халдейском Аврам. Его жена Сара была красива, но бездетна. И сказал Бог Авраму:- Пойди из земли своей и из дома отца своего в землю, которую я укажу. Великий народ я произведу от тебя, и благославятся в тебе все

Из книги автора

Авраам и Сарра у Авимелеха 1 Оттуда Авраам перебрался в область Негев и поселился между Кадешем и Суром. Он жил пришельцем в Гераре 2 и там сказал о своей жене Сарре: «Она - моя сестра». Авимелех, царь Герара, послал за Саррой и взял ее к себе.3 Но Бог явился к Авимелеху ночью

Из книги автора

Из книги автора

Праведный АВРААМ и САРРА (9/22 октября) Фарра, сын Иахора и внук Серуха, пребывая в том же халдейском городе, называемом Ур, в котором были и отец его и дед его, родил Аврама (см.: Быт. 11,26-27), названного впоследствии Богом именем Авраам, то есть отцом всех верных в поднебесной

Из книги автора

Глава 20. 1. Авраам и Сарра поселяются в Гераре. 1. Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гepape.“Авраам поднялся оттуда к югу..”Когда пребывание в долине Мамре сделалось неудобным, вероятно, по причине тяжелых, удушливых газов,

Из книги автора

3. Авраам и Сарра: путь призванных «Выйди из земли твоей» Три мировых религии, основанные на вере в Единого Бога-Творца – иудаизм, христианство и ислам, – называют иногда «авраамическими». Действительно, все они, так или иначе, ведут отсчет именно от Авраама (мусульмане

Женские образы Библии.Сарра

САРРА

САРРА (שָׂרָה , Сара ), жена Авраама, первая из четырех прародительниц еврейского народа,

мать Исаака; отличалась выдающейся красотой. По словам традиции, Сара была дочерью рано умершего брата Авраама Арана, ее звали также "Искои" от глагола הכם = смотреть, ибо своей поразительной красотой она обращала на себя всеобщее внимание.

Вынужденный вследствие голода переселиться на время в Египет, Авраам, опасаясь за свою жизнь, просил Сару. выдавать себя за сестру его. Сара была взята в дом фараона, но вследствие разразившейся в доме фараона эпидемии он стал подозревать истину и вернул Сару Аврааму. Когда Авраам переселился в Герар, с Сарой случилось то же, что и в Египте, — и Авраам должен был оправдать себя перед Авимелехом.

Сара была на 10 лет моложе Авраама и играла важную роль в деле, которому он себя посвятил, не уступая своему мужу в распространении веры, обращая в неё женщин, в то время как Авраам обращал мужчин.


Йожеф Молнар. Переселение Авраама. 1850г.

По словам р. Адина Штейнзальца: «Сара — это не покорная жена, пассивно сопровождающая мужа, но личность с твёрдой волей и сильным характером, побуждавшим её принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства.


Джеймс Тиссо . Авраам советуется с Сарой.

Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа. Авраѓам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить её согласие, прежде чем принять важное решение.»

Ханс Колларт. Сарра (гравюра, около 1581 г.)

Библия повествует о бесплодии Сары. Отчаявшись иметь собственных детей, Сара дала Аврааму в наложницы свою служанку Агарь, чтобы та родила ему детей вместо неё. По словам предания, Агарь была дочерью фараона, пожелавшего лучше отдать ее в качестве рабыни Саре, чем видеть госпожой в другом доме. Сара относилась к Агари очень хорошо, и только после того, как та, забеременев, возгордилась, Сара изменила свое отношение к ней.


Louis Jean Francois Lagrenee (1724-1805).

Сара вручает Агарь Аврааму

Бог объявляет Аврааму, что Он даст ему сына от Сарры, «и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё» (Быт.17:16).

Авраам, Сарра и три ангела.

Видение Авраама под мамрийским дубом.

Мозаика. 432-440 гг. Рим, церковь Санта-Мария Маджоре

Обещание Бога дать Аврааму и Сарре сына сопряжено с переименованием Авраама (прежде — Аврам) и Сарры (прежде Сара / Сарай) и заключением с ним завета, который сопровождается символическим предписанием обрезания (Быт.17:1-21).

Ян Провост.Авраам, Сарра и ангел.1520

Называясь сначала Сарай, дословно "моя владычица", она как бы признавалась владычицей своего лишь дома и своего племени, но с тех пор как ее стали звать Сарра (שרה ), она является общепризнанной владычицей - "княгиней всего человечества".

А. А. Иванов. Сарра, кормящая грудью Исаака
1850-е.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

По изменении имени Сарры к ней вернулась юность, и она родила Исаака в возрасте 90 лет. Никто не хотел этому верить; многие говорили, что Авраам имеет в доме приемыша. Тогда патриарх устроил пир. Женщин угощала Сарра на своей половине, при чем она накормила грудью детей, бывших на пиру с матерями, —и все поверили чуду рождения Исаака.

Она была единственной женщиной, получившей пророчество непосредственно от Бога, со всеми остальными говорили только ангелы. Сам Всевышний повелевает Аврааму: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара» (Быт.21:12). Следуя этому указанию, Авраам выполнил требование Сары изгнать Измаила (Ишмаэля) и Агарь — своего сына и его мать.

Pietro da Cortona (1596-1669). Изгнание Агари

Сарра умерла в Кирьят-Арбе (Хеврон). Согласно объяснениям мудрецов, "душа покинула ее", когда она услышала, что ее сын Исаак связанным возложен на жертвенник. Сохранились две версии. По одной, ангел Самаил возвестил Сарре: "Старик, муж твой, принес в жертву сына твоего; напрасны были плач ребенка и мольбы его!" — и с горя Сарра умерла.

Другая версия говорит, что сатана под видом старца явился к Сарре и поведал ей, что сын ее умер на жертвеннике. Огорченная мать стала горько плакать, но затем примирилась с этим фактом, понимая, что такова была воля Божия. Она направилась к Хеврон, расспрашивая по пути, не встретил ли кто Авраама. Тогда сатана явился снова к ней; на этот раз он оповестил ее, что Исаак жив, и Сарра умерла, не перенеся радости.

Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. 1635 г

Эрмитаж

Авраам вернулся в Беер-Шебу и не застал там Сарру, он отправился вслед за нею и нашел ее мертвой в Хевроне, где и похоронил в пещере Махпела, которую приобрел у хетта Эфрона за четыреста шекелей серебром (Быт. 23:3-20).

Г.Доре. Похороны Сарры

Пока С. была жива, жилище ее было гостеприимно открыто для всех и каждого, светильня в ее лампаде не угасала и горела с пятницы до пятницы следующей недели, и возле шатра Сарры всегда стояло Божественное облако.

Числовая символика, характерная для библейских сказаний о патриархах, играет большую роль в повествовании о Сарре. Так, Сарра родила Исаака в возрасте 90 лет, то есть прожив три четверти от 120 лет (такова в идеале продолжительность человеческой жизни), а умерла в возрасте 127 лет, то есть получила в дар еще семь (также значимое число) лет.