Основные ценности консерватизма. В Основные принципы и ценности Консерватизма

Неоконсерватизм представляет собой идеологию консерваторов США, выступающих за использование военного и экономического превосходства страны для подчинения и установления демократии в странах с враждебными режимами.

Направление неоконсерватизма появилось в 1970-х годах 20 века. Появление данной идеологии связывают с недовольством демократов, выступающих против войны во Вьетнаме и скептически настроенных в отношении социальных программ. В целом, неоконсерватизм поддерживал теорию свободного рынка, но менее выражал недовольство государственным в жизнь общества, чем консерватизм. Например, неоконсерваторы выступали против увеличения налогов.

В 60-70 годах представители данной идеологии оставались по многим вопросам на левых позициях, но в отношении внешней политики часто придерживались правых взглядов. Первыми неоконсерваторами были небольшие группы, состоящие преимущественно из либералов. В 1980 годах большинство представителей данной идеологии оказались членами Республиканской партии, оказывающей поддержку Рейгану в вопросах продолжения жесткой конфронтации с СССР.

Основные принципы неоконсерватизма

Первый и основной принцип сводится к мнению неоконсерваторов, что внутренний режим страны оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику. Именно поэтому социально-демократические государства должны оказывать давление и интересоваться внутренней политикой других государств.

Второй принцип заключается в убеждении США в своей мощи, в том числе и военной, которая должна использоваться в нравственных целях.

Скептицизм и недоверие к программам социального планирования и крупным социальным проектам – это третий принцип неоконсерватизма.

Недоверие к нормам международного права. Под сомнение ставится как их эффективность для обеспечения справедливости и безопасности, так и легитимность.

Таким образом, неоконсерватизма сводятся к гегемонии США и выполнении этой страной роли «мирового полицейского» на основе своего авторитета, военной и экономической мощи. Гарантом выполнения данных положений, по мнению неоконсерваторов, должно стать значительное увеличение расходов на вооружение, пропаганду патриотизма и вербовку большего числа добровольцев , распространение во всем мире своих главных принципов, какими являются свобода, демократия и рыночная экономика.

Вопросы по политологии (интегрированный модуль)

Уч.г.

Cущность и структура и политической идеологии

Функции политической идеологии, её место и роль в жизни общества.

Особенности современных идеологических процессов.

Зарождение и развитие либерализма, его основные принципы и

Ценности. Неолиберализм.

В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций ХVІІ – ХІХ вв. Либерализм рассматривается как разновидность идеологии отстаивающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства.

Основные принципы и ценности классического либерализма:

· абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей;

· признание определенных естественных, неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность).

· идея индивидуализма, индивидуальной свободы и автономии индивидуальной воли;

· сущностная рациональность (разумные действия человека, направленные на удовлетворение собственных потребностей) и добродетель человека (соблюдение норм протестантской этики: трудолюбие, бережливость, дисциплинированность и т.д.);

· экономическая платформа (господство частной собственности и ее неприкосновенность; идеалы свободного рынка, предпринимательства, личной инициативы, «честной конкуренции»; освобождение экономической деятельности от надзора государства, которое должно выполнять роль «ночного сторожа», охраняя жизнь, права и собственность граждан);

· приоритеты в политической среде (идея суверенности народа как источника и контролера власти; конституционализм; правовое государство, основанное на верховенстве закона и равенстве всех людей перед ним; принцип разделения властей с целью их взаимного контроля; парламентаризм; политическая свобода и представительная демократия);



· идея гражданского общества как общества прежде всего экономического, основанного на частной собственности и рынке, независимого от государства и политических институтов;

· в социальной сфере обосновывается идея «естественного неравенства людей» как естественный биологический социальный и исторический факт, связанный с неравенством способностей, талантов, трудолюбия;

· в духовной сфере провозглашается свобода волеизъявления – свобода совести, слова, печати, социального и национального самосознания, а также дух терпимости и компромисса;

концепция социального прогресса выделяет два типа общественной эволюции: искусственную, насаждаемую государством сверху, и естественную, происходящую в гражданском обществе. Естественная эволюция опирается на свободу частно капиталистических отношений, автоматически обеспечивая социальную гармонию в обществе и его безкризисное развитие.

Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему. Он изменялся на каждом крупном историческом повороте, стремясь приспособиться к новым условиям. Классический либерализм рассматривал буржуазное общество как механизм, находящийся в процессе непрерывного совершенствования, обусловленного свойственной рыночной экономике способностью к саморегулированию. Как уже отмечалось, представители классического либерализма считали, что свобода частнокапиталистических отношений должна была обеспечить социальную гармонию в обществе, его стабильность и безкризисное развитие.

Однако в конце ХІХ в. классический либерализм вступил в полосу кризиса. В это время явственно обнаружилось, что свободная, ничем не ограниченная игра рыночных сил отнюдь не обеспечивает, как предполагалось, социальную гармонию, справедливость и расцвет экономики. Кроме того, реализация принципов свободной конкуренции, по сути дела служивших оправданию подавления и поглощения слабых более сильными конкурентами, привела к концентрации и централизации производства и капитала, резкому возрастанию веса и влияния промышленных и финансовых магнатов. В результате произошло изменение функций свободного рынка.

Кризис классического либерализма потребовал пересмотра как теоретических, так и политических принципов либерального движения. На смену классическому варианту была выдвинута идея нового, или социального либерализма (неолиберализма ). У его истоков стояли такие мыслители, как Дж. Милль, Дж. Кейнс, Дж. Гоббсон, Т. Грин, Л. Хобхауз, сформулировавшие новые принципы либерализма. К ним можно отнести следующие:

· целью общества является прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка;

· на смену идее о «государстве – ночном стороже» пришла идея активного вмешательства государства в социально – экономическую сферу, государственного регулирования экономической деятельности с целью недопущения разрушительных экономических кризисов и минимизации социальных конфликтов. Инструментами такого регулирования выступают формирование государственного сектора экономики, планирование, налоговая и бюджетная политика, обеспечение «полной» занятости населения, регулирование заработной платы и др. В ежегодном Послании 1998 года Президента Республики Беларусь белорусскому Парламенту сформулирована идея эффективного государства, регулирующего и планирующего процессы экономического и социалдьного развития.

· концепция «государства всеобщего благосостояния» отражала новую роль государства в социальной сфере западных стран. Она предусматривала увеличение государственных ассигнований на поддержку наиболее обездоленных слоев населения, создание эффективной системы социального обеспечения, введение бесплатного образования, доступность для всех граждан медицинского обслуживания;

· развитие плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных групп в области политической власти. Плюралистическая демократия включает в себя принцип разделения властей, свободную конкуренцию между потенциальными политическими и государственными лидерами и элитами за голоса избирателей, открытость принятия решений на уровне представительных органов при условии, что граждане обладают всей полнотой информации по решаемым проблемам и возможностями для воздействия на выработку их решений;

· внедрение в общественную практику принципа справедливости, понимаемого как предоставление всем гражданам равных политических прав и возможностей для самореализации в различных сферах жизни, равенство всех перед законом.

Основные принципы и ценности консерватизма. Неоконсерватизм.

В нынешних условиях консерватизм практикуется как идеология, предполагающая развитие на основе сохранения традиций и устоев государственного и общественного устройства, ценностей семьи, морального долга, религии, собственности.

К основным принципам и ценностям консерватизма относятся:

· нравственный абсолютизм, обосновывающий объективный и неизменный характер нравственных ценностей, представляющих собой основу для стабильного и последовательного развития общества;

· традиционализм как приверженность обычаям, традициям, ценностям и социальным институтам прошлого. К ним консерваторы относят брак, семью, религию, частную собственность, национальный опыт и культуру, историю народа, патриотизм;

· отрицательное отношение к идее социального равенства и вера в естественную иерархию, порождаемую различием в способностях, трудолюбии, активности, предприимчивости людей и существующей системой разделения общественного труда. Социальное выравнивание может привести к господству посредственностей, моральной деградации общества, резкому снижению стимулов к творческому и напряженному труду;

· политический реализм, означающий сдержанное отношение к сознательному переустройству общества в отрыве от существующей реальности. Любые социальные изменения должны проводиться постепенно и продуманно при сохранении основных ценностей и устоев общества, преемственности в развитии;

· отрицательное отношение к вере в неизбежность социального прогресса в силу того, что природа человека неизменна и порочна, нуждается в постоянном сдерживании нормами общественной морали и специальными институтами;

· критическое отношение к активному участию в политике широких народных масс, которым, по мнению консерваторов, присущи идеологический и политический иррационализм, эмоциональная неуравновешенность и радикализм. Суть демократии состоит в том, что управление обществом отдано элитам, избираемым народом. Поэтому политический процесс – это смена демократических элит у власти на основе строгого соблюдения демократических правил;

· развитие местного самоуправления, так как сам процесс социально-экономического развития объективно требует децентрализации государственной власти, более четкого и сбалансированного перераспределения властных полномочий между центром и периферией. Кроме того, провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого, дух патриотизма.

В этих условиях все большую популярность и влияние стал приобретать неоконсерватизм – идейно-политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития. Развернулась так называемая «неоконсервативная революция» или наступление эпохи «новой консервативной волны». Неоконсерватизм был ответом на «вызов» кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации власти. Он оказался в данной ситуации более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения социально-экономических проблем в условиях перехода к постиндустриальному этапу развития общества. Видными идеологами неоконсерватизма явились Дж. Белл, З. Бжезинский (США), Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.

Основными положениями неоконсервативной идеологии являются:

в мировоззренческом плане -

· пессимистическая оценка человеческой природы, разума, стремлений и возможностей человека;

· противопоставление индивидуализма коллективизму. Коллективизм рассматривается как «дорога к рабству», ведущая к подавлению личности и ее нивелировке;

· поддержка предприимчивости и стремления к индивидуальному успеху;

· отрицание возможности социального равенства, совместимости его со свободой. Равенство понимается как равенство перед законом, политических прав и возможностей;

в экономической области -

· ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, достижение оптимального сочетания рыночных и регулирующих механизмов в ее функционировании;

· содействие развитию свободного предпринимательства, частной инициативы, создание благоприятных условий для накопления капитала посредством снижения налоговой нагрузки, упразднения контроля над доходами и валютного контроля;

· приватизация государственных предприятий;

в политической сфере -

· недопустимость неограниченного расширения демократии, могущего привести к диктатуре и гибели западноевропейской культуры. Суть демократии заключается в правлении профессиональных элит, избираемых народом;

· обоснование необходимости деэтатизации и дебюрократизации общества;

в области социальной политики -

· отрицательное отношение к идее «государства всеобщего благосостояния»;

· ограничение социальных программ с целью изживания настроения социального иждивенчества и стимулирования заинтересованности каждого трудоспособного гражданина в раскрытии своего творческого потенциала и стремления к самообеспечению.

В заключение следует отметить, что политика неоконсервативных партий в социально-экономической сфере, с одной стороны, способствовала росту производительности труда, подъему общего жизненного уровня, а, с другой стороны, наряду с этим привела в ряде стран к увеличению бедности и безработицы, ухудшению состояния систем образования и здравоохранения, обострению социальных конфликтов.

Консерватизм - это идейно-политическое учение, а также политическое течение, которое ориентировано на сохранение устоявшихся традиций и осторожное отношение к радикальным революционным переменам.

Как уже отмечалось, консерватизм возник в конце ХVІІІ в., как реакция на Великую французскую революцию, Просвещение и развитие капитализма. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Основоположниками традиционного консервативного были англичанин Э. Берк (1729 – 1797), французы Ж. де Местр (1754 - 1821), Л. де Бональд (1754 – 1840). Они выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального положения и сословных привилегий.

В нынешних условиях консерватизм практикуется как идеология, предполагающая развитие на основе сохранения традиций и устоев государственного и общественного устройства, ценностей семьи, морального долга, религии, собственности.

К основным принципам и ценностям консерватизма относятся:

Нравственный абсолютизм,обосновывающий объективный и неизменный характер нравственных ценностей, представляющих собой основу для стабильного и последовательного развития общества;

Традиционализм как приверженность обычаям, традициям, ценностям и социальным институтам прошлого. К ним консерваторы относят брак, семью, религию, частную собственность, национальный опыт и культуру, историю народа, патриотизм;

Отрицательное отношение к идее социального равенства.Социальное выравнивание может привести к господству посредственностей, моральной деградации общества, резкому снижению стимулов к творческому и напряженному труду;

Политический реализм, означающий сдержанное отношение к сознательному переустройству общества в отрыве от существующей реальности.

Отрицательное отношение к вере в неизбежность социального прогресса в силу того, что природа человека неизменна и порочна, нуждается в постоянном сдерживании нормами общественной морали и специальными институтами;

Критическое отношение к активному участию в политике широких народных масс, которым, по мнению консерваторов, присущи идеологический и политический иррационализм, эмоциональная неуравновешенность и радикализм

развитие местного самоуправления, так как сам процесс социально-экономического развития объективно требует децентрализации государственной власти, более четкого и сбалансированного перераспределения властных полномочий между центром и периферией.

Неоконсерватизм – идейно-политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития. Развернулась так называемая «неоконсервативная революция» или наступление эпохи «новой консервативной волны». Неоконсерватизм был ответом на «вызов» кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев.. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения социально-экономических проблем в условиях перехода к постиндустриальному этапу развития общества. Видными идеологами неоконсерватизма явились Дж. Белл, З. Бжезинский (США), Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.

Основными положениями неоконсервативной идеологии являются:

в мировоззренческом плане -

Пессимистическая оценка человеческой природы, разума, стремлений и возможностей человека;

Противопоставление индивидуализма коллективизму. Коллективизм рассматривается как «дорога к рабству», ведущая к подавлению личности и ее нивелировке;

Поддержка предприимчивости и стремления к индивидуальному успеху;

Отрицание возможности социального равенства, совместимости его со свободой. Равенство понимается как равенство перед законом, политических прав и возможностей;

в экономическойобласти-

Ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, достижение оптимального сочетания рыночных и регулирующих механизмов в ее функционировании;

Содействие развитию свободного предпринимательства, частной инициативы, создание благоприятных условий для накопления капитала посредством снижения налоговой нагрузки, упразднения контроля над доходами и валютного контроля;

Приватизациягосударственныхпредприятий;

Недопустимость неограниченного расширения демократии, могущего привести к диктатуре и гибели западноевропейской культуры. Суть демократии заключается в правлении профессиональных элит, избираемых народом;

Обоснование необходимости деэтатизации и дебюрократизации общества;

в областисоциальнойполитики-

Отрицательное отношение к идее «государства всеобщего благосостояния»;

Ограничение социальных программ с целью изживания настроения социального иждивенчества и стимулирования заинтересованности каждого трудоспособного гражданина в раскрытии своего творческого потенциала и стремления к самообеспечению.

политика неоконсервативных партий в социально-экономической сфере, с одной стороны, способствовала росту производительности труда, подъему общего жизненного уровня, а, с другой стороны, наряду с этим привела в ряде стран к увеличению бедности и безработицы, ухудшению состояния систем образования и здравоохранения, обострению социальных конфликтов.

Во второй половине 20в. возникает неоконсерваторское течение.

Отличительные признаки неоконсерватизма:

1.не отрицает полностью идеи демократии

2.отдаёт предпочтения сильной власти и сильному государству; считает, что его вмешательство в экономику должно быть ограниченно

3.признавал бедность, страдание и несправедливость неизбежным злом, неоконсерваторы выступают за осторожные и ограниченные социальные реформы

Неоконсерваторы выступают за упразднение контроля над доходами, ценами; приватизацию государственных предприятий

Термин «консерватизм» происходит от лат.conservare— сохранятъ. Впервые его употребил французский писатель Ф.Р. де Шатобриан в журнале «Консерватор», издавшемся в 1818-1820 годах и выражавшем реакцию французской аристократии на Великую французскую революцию. Основоположниками консерватизма являются Э. Берк (1729-1797), Ж. де Местр (1753-1821), Л. де Бональд (1754-1840).

Консерватизм выражал интересы тех сословий, которые больше всего пострадали в революции, т.е. дворянства и духовенства. Но принципы консерватизма оказались привлекательными для очень многих, кто устал от революции (крестьянство, буржуазия). Поэтому консерватизм к XIX в. превращается в буржуазную идеологию.

Консервативная идеология — идеология охранительная. Само слово «консерватизм» означает сохранение. Консерваторы считали, что главное в обществе — традиция преемственности, защита нравственных ценностей. Над обществом нельзя экспериментировать. Революционные и гражданские войны приносят чрезвычайный вред обществу. Изменение в обществе должно носить медленный эволюционный характер. Надо ценить обычную жизнь, человеческие устои, моральные ценности.

По мнению С. Хантингтона, консерватизм - это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, каким бы этот порядок не был. Консерватизм возникает тогда, когда социальные институты сталкиваются с угрозой коренных преобразований. Поэтому идейное содержание консерватизма противоположно той доктрине, от которой исходит угроза перемен. Собственного же содержания он не имеет. Тем не менее, сам тезис о защите существующего порядка выступает в роли основы идеологии консерватизма, которая остается неизменной на протяжении всего существования консерватизма.

В сфере политики консерваторы были сторонниками элитарного правления. Власть должна принадлежать лучшим, профи, подготовленным людям. Это меритократия — власть достойных. Наверх могут подняться и люди из низов, но если они достойны и профессионально подготовлены.

Общие установки консерватизма:

Нравственный абсолютизм. Человек, в понимании консерваторов, существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке нравственных и религиозных ориентиров (заповедей, моральных принципов).

Традиционализм. Общественная жизнь должна опираться на традиции, обычаи, ценности прошлого.

Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и к торжеству посредственностей.

Антипрогрессизм. Скептицизм относительно перемен, недоверие к реформам, неприятие революций.

Политический реализм. Любые социальные абстракции и проекты лучшего общества должны быть отвергнуты, поскольку таят в себе неизвестность.

Антиэгалитаризм. Недоверие к социальному равенству и обоснование иерархической структуры общества, предполагающей наделение преимуществами тех, кто этого достоин.

Идеал сильного правительства. Властные функции должны принадлежать людям, способным нести ответственность за принятие и реализацию политических решений.

Осуждение вовлечения масс в политику. Политика, по мнению консерваторов, дело профессионалов, а не народа.

Приоритет местных ценностей. Консерваторы отдают предпочтение периферии, поскольку провинция сохраняет традиции и ценности прошлого.

В XIX в. консерватизм воспринял некоторые идеи либерализма — равенство перед законом, представительное правление, разделение властей.
Неоконсерватизм как идеологическая доктрина окончательно оформился в 70-80-х годах XX века. После экономического кризиса в 1973-1974 годов именно эта идеология оказалась наиболее действенной альтернативой либерализму и социал-демократизму. Это ознаменовалось приходом к власти консерваторов в США (Республиканская партии во главе с Р. Рейганом) и в Великобритании (Консервативная партия во главе с М. Тэтчер). Представителями неоконсерватизма являются Д. Белл, И. Кристалл, М. Новак (США), Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа, Ж.-Ф. Равель (Франция) и др.

Основные установки неоконсерватизма:

Идеологический детерминизм, заключающийся в пересмотре отношения к идейным доктринам, так как для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

Признание демократии как «необходимого зла», поскольку человечество в современных условиях не имеет лучшего способа правления.

Агностицизм. Признание амбивалентности (двойственности) природы человека, т.е. человек может быть и хорош и плох одновременно.

Преимущество культурных форм (морали, нравственности) над экономическими, политическими, социальными.

Минимизация функций государства в экономической и социальной сфере. Государство не должно оказывать социальную помощь тем, кто может заработать сам.

Среди консервативных идеологий можно выделить реформистский консерватизм, возникший во второй половине XIX века, и ориентировавшийся на интересы не только дворянства, но и буржуазии, а также рыночный консерватизм, отстаивающий либеральные ценности - свободу частного предпринимательства и невмешательство государства в экономику.
На международной арене консерваторы осуществляют свою деятельность в рамках Международного демократического союза, более известного как Консервативный интернационал, учрежденного в 1983 году.

В Беларуси консерватизм как идеология не имел условий для развития ввиду отсутствия социальной базы, тем не менее, определенная доля консервативных идей присутствует в идеологии белорусского государства.

Консерватизм, так же как и либерализм, - развивающееся явление. При господстве частной собственности в условиях раннего капитализма он воспринял либеральные идеи свободного рынка и конкуренции, а после кризиса 1929-1933 гг. - и кейнсианские идеи умеренного социального реформаторства и государства благосостояния. После Второй мировой войны сложился либерально-консервативный консенсус по поводу основных ценностей. Современных консерваторов уже нельзя рассматривать как противников прогрессивных преобразований, антидемократов, выступающих против капитализма или свободного рынка. Наоборот, когда послевоенный «реформистский консерватизм» сменился в 70-80-е гг. современным типом консерватизма, то именно последний выступил зачинщиком перемен и решительно и эффективно провел те преобразования, на которые не отваживались западноевропейские демократы и социалисты.

В традиционном «лево-правом» измерении консерватизм ассоциируется с правым флангом, правее - только ультраправые экстремистские течения типа фашизма. В середине 70-х гг. на позиции консерватизма перешли многие интеллектуалы, сформировалась плеяда политиков, которые взяли на вооружение идеи консерватизма. Говоря о современном консерватизме, имеют в виду «новых правых», неоконсерваторов, консерваторов-традиционалистов и др.

Когда говорят о современном консерватизме на уровне партий, имеют в виду Консервативную партию Великобритании, Объединение в поддержку республики - голлистскую партию во Франции, партии христианско-демократической направленности в европейских странах и др. Современные консерваторы, так же как и представители других идеологических течений, образуют и международные организации, в рамках которых поддерживаются связи между родственными партиями. Так, например, христианско-демократические партии объединены в Европейский союз христианских демократов и Европейскую народную партию. Консервативные, христианско-демократические и неколлективистские партии объединены в Европейский демократический союз. В Международный демократический союз наряду с европейскими демократическими партиями из Европейского демократического союза входят такие крупные партии, как Республиканская партия США, консерваторы Канады, либеральные демократы Японии и консервативная партия Австралии и Новой Зеландии. Наконец, существует и такая организация, как Христианско-демократический Интернационал. В конце 70-х - начале 80-х гг. во многих странах эти партии пришли к власти.

Основной идеей неоконсерваторов, пришедших к власти в Великобритании (тэтчеризм) и США (рейганомика), стал антиэтатизм. С их точки зрения, государство в предшествующий период при власти либералов и социал-демократов оказалось «перегруженным» функциями экономического регулирования и социальной защиты, что привело к усилению бюрократизма в работе государственного аппарата, снизило роль личной инициативы и конкуренцию. Как говорил Р. Рейган, имея в виду в первую очередь ценность индивидуализма, рост социального иждивенчества (ожидание помощи от государства) подрывает традиционные ценности американского образа жизни. Неоконсерваторы превозносили капитализм эпохи свободной конкуренции, выступали за ограничение государственного вмешательства в экономику, поощряли частную инициативу. Также они выступили с концепцией демократического (народного) капитализма. Все эти идеи представляются чисто либеральными идеями прошлого. Вот почему так болезненно некоторые экономисты отнеслись к тому, что пресса представила их как консерваторов. Например, М. Фридман, получивший в 1976 г. Нобелевскую премию за разработку монетаристского курса, ставшего основой неоконсервативной экономической политики, сказал: «Слово “консерватизм” - это ничего не значащий термин. Я не являюсь и никогда не был консерватором. Я либерал в истинном смысле этого слова, приверженный свободе».

В практической политике неоконсерваторы сократили численность госаппарата, активно внедряли методы управления, показавшие свою эффективность в частном секторе, всемерно стимулировали мелкий бизнес, способствовали распространению систем участия в прибылях, приобретению акций предприятий широким кругом лиц, и в первую очередь работниками этих предприятий, переводу ряда предприятий из государственной собственности в собственность его работников. Они старались внедрять в производство различные системы участия персонала в повышении качества продукции (кружки качества, бригадный метод работы), что, с их точки зрения, так же как и отмеченные выше меры, должно было ослабить отчуждение как собственника, так и работника от средств производства и результатов труда. Вместе с тем, несмотря на первоначальную риторику неоконсерваторов по поводу чрезмерных социальных функций государства, они не сократили государственные ассигнования в этой жизненно важной сфере, что могло привести к широкому социальному недовольству. Столь радикальные преобразования неоконсерваторов позволили заключить, что неоконсерватор - это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития. Действительно, взгляды и политика современных консерваторов не ограничиваются неолиберальной экономической политикой.

По мнению немецкого консерватора либерального направления Г. Люббе, неоконсерватизм в ФРГ, в ряде важных аспектов аналогичный американскому, исходит прежде всего из определенной философии истории и захватывает взгляды вчерашних либералов. Для взглядов этого направления главной идеей и ценностью, по словам Г. Люббе, является уважение традиций как главного средства сохранения социального порядка и стабильности. Среди этих традиций приоритетными являются гражданские добродетели и общественная мораль. Таким образом, для неоконсерваторов либерального направления характерен традиционализм, который противопоставляется «прогрессизму» либералов. Но размежевание между ними не выводится прямо из прошлого. Сегодня, считает Люббе, не скорлупа традиций давит на нас, как это было в прошлом, когда либералы боролись с традициями феодального общества, а консерваторы им противостояли. Главный вопрос теории современного традиционализма - каким образом вообще формировать традиции, т.е. практически значимые и само собой разумеющиеся ориентиры культуры при динамично развивающейся цивилизации и нестабильности жизненных условий.

Политическая философия другого - правого - консерватизма строится не вокруг идеи стабильности, а вокруг идеи «охраны» общества от его врагов. Ее исходной концепцией стала политическая философия К. Шмитта, на основании которой сформулирована ключевая проблема политической философии правых - проблема противостояния «врагу». Главным врагом для них был коммунизм, а главной задачей - освобождение Европы от коммунизма. Согласно теоретикам этого направления, главная опасность современного политического сознания, взращенного либерализмом, - недооценка опасности и неспособность к враждебности: процесс морального упадка в западных обществах зашел так далеко, что борьба не на жизнь, а на смерть рассматривается как преступление, люди становятся ручными и мирными. «Неспособность к враждебности» есть болезнь западной демократии благосостояния, порождение идеологии социальной справедливости, ориентированной на равенство, материальные интересы и т.д.

Помимо «охранительной» идеи, правые консерваторы развивают традиционную для консерватизма в целом интегративную идею, в соответствии с которой индивид всегда выступает как представитель какой-либо общности, главным образом нации как высшей духовной общности. Западный либерализм, с точки зрения правых консерваторов ФРГ, развил в народе потребительство, озабоченность узкоматериальными интересами, групповой эгоизм. Свою задачу они видят в том, чтобы вернуть народу духовность, и прежде всего историческое сознание, позволяющее ощутить единство со всей историей Германии, включая период Третьего рейха, и таким путем постигнуть суть немецкой нации. Несмотря на то что ряд представителей ультраправого националистического консерватизма в ФРГ, таких как Г. Зудхольт, Б. Вильмс, А. Молер и др., смыкается с неофашизмом, в целом о консерваторах говорить как о расистах нельзя.

Идеологам консерватизма в отличие от радикал-экстремистов чуждо деление наций и рас на высшие и неполноценные. Так, идейные предшественники неоконсерватизма «новые правые» - узкая прослойка интеллектуалов середины 70-х гг., обвиненные в расизме, - на самом деле выступали за этноплюрализм, самобытность рас, народов и культур, которые, не смешиваясь, должны были мирно уживаться друг с другом. Они отвергали попытки достижения «расовой гармонии» за счет смешения рас, унификации условий жизни в рамках «индустриального общества». Теория этноплюрализма, или мультикультурности, была взята на вооружение неоконсервативными правительствами в США, Великобритании, Франции, Германии. Хотя на практике меры, которые они принимали в сфере межнациональных и расовых отношений, часто расходились с декларируемыми принципами «этнического плюрализма».

Согласно взглядам известных теоретиков неоконсерватизма, главным источником обострения расовых проблем и расизма вообще стала политика «равенства рас», или «расизма наоборот», в том виде как ее осуществляли либералы: в США, например, она означала введение квот для афро-американцев, поступающих в высшие учебные заведения, предоставление льгот при приеме на работу в госучреждения и др. Неоконсервативные теоретики настаивали, что вне зависимости от этнорасового положения все должны быть поставлены в одинаковые условия, но, учитывая, что у представителей меньшинств неравные с белыми исходные возможности, государство не должно отказываться от вмешательства в сферу межэтнических отношений. Однако это вмешательство не должно принимать форму правительственной опеки, а лишь косвенно содействовать развитию мелкого бизнеса в среде расовых меньшинств, чтобы для них было создано достаточное количество рабочих мест с такими формами и условиями занятости, которые отвечают возможностям и устремлениям меньшинств. В целом значение современного консерватизма в решении комплекса проблем, вставших перед западным обществом в конце XX в., можно сравнить с либеральным «новым курсом», разрешившим кризисную ситуацию в первой половине XX в.