Как попасть в управляющую компанию на работу. Каков состав управляющей компании ЖКХ – структура организации, главные отделы и какие должности включает ее штат? Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Мастер участка ЖКХ наиболее близок к проживающим в многоквартирных домах (далее – МКД) собственникам и нанимателям как представитель обслуживающей организации.

Мастер ЖКХ — это штатный сотрудник коммунального предприятия,который всегда на виду, и к которому обращаются в случае проблем.

Профессия мастер ЖКХ предполагает, что он ведет приемы жильцов и решает их проблемы в пределах своей компетенции, или же объясняет, как и к кому обратиться.

Часто мастер является одновременно и смотрителем зданий и сооружений, определяющим, где в первую очередь нужно подремонтировать крышу, восстановить штукатурку фасада дома, заменить люк на колодце и пр.

Профессия мастер жилищно-коммунального хозяйства предоставляет этому представителю ЖКХ возможность командовать рабочими, и быть постоянно на связи с руководством – получать задания и докладывать обстановку.

Должностная инструкция мастера ЖКХ

Мастер участка ЖКХ относится к руководящему составу, его квалификационный уровень – специалист.

Принять на эту должность могут только обладателя диплома ВУЗа по строительному или коммунальному профилю, отработавшему не менее 2-х лет в аналогичной структуре.

Имеют значение и личностные качества: мастером должен быть человек общительный, коммуникабельный, умеющий не только руководить рабочими, но и вести диалог с жильцами, не допуская развития конфликтной ситуации.

По своему участку мастер является главным представителем ЖКХ и должен уметь погасить пламя недовольства обслуживанием, по максимуму решая возникающие вопросы .

Для того, чтобы рабочие смогли провести любой ремонт, нужны материалы, запчасти, и все эти материальные ценности находятся на подотчете именно у мастера участка.

Взаимодействуя с находящимися в его подчинении рабочих, это представитель ИТР ЖКХ отвечает за соблюдение правил ТБ и охраны труда, пожаробезопасности.

Должностная инструкция мастера участка ЖКХ управляющей компании имеет такие разделы:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

В разделе «Общие положения» указывается, какими знаниями по своей профессиональной деятельности, а также какими законодательными и нормативными актами должен владеть этот руководитель, кому непосредственно подчиняется, кто его заменяет во время отпуска или болезни.

Должностные обязанности мастера участка ЖКХ состоят в следующем:

  • обеспечивать техобслуживание и ремонт конструкций здания, а также оборудования и внутридомовых коммуникаций – сантехнических, электротехнических и пр.;
  • производить осмотры лестниц, подъездов, подвалов, чердаков, лифтов, крыш, теплопунктов, электрощитовых и др. помещений на предмет выявления недостатков, требующих срочного вмешательства – ремонтов, замены остекления, замены или ремонта деталей, узлов;
  • контролировать содержание в должном санитарном состоянии общедомовых помещений и территории, проводя уборку, очистку от снега и мусора, льда, посыпку тротуаров песком в холодное время года и пр.;
  • предупреждать травматизм жильцов, ограждая места проведения ремонта, земляных работ и других опасных зон;
  • участвовать в приеме жильцов и обеспечивать выполнение их заявок;
  • контролировать расход энергоресурсов на своем участке;
  • своевременно обеспечивать рабочих спецодеждой, инструментами, средствами индивидуальной защиты при проведении ремонтных работ и техобслуживания;
  • контролировать экономное расходование материалов;
  • оформлять своевременно первичную документацию, сдавать в бухгалтерию приходные накладные, вести учет рабочего времени подчиненных по табелю;
  • контролировать производственную и трудовую дисциплину подчиненных, выполнять расстановку людей в соответствии с принятыми руководством планами и решениями;
  • проводить списание израсходованных материалов, отчеты по работе за месяц;
  • участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов;
  • следить за соблюдением подчиненными правил и норм охраны труда, ТБ и пожаробезопасности;
  • вести документацию по ТБ и охране труда.

Мастер ЖКХ, обязанности которого скрывают в себе кропотливую работу с документами и каждодневную результативную деятельность, свою работу выполняет добросовестно, так как спрос за нее требуют не только руководители ТСЖ, но и жильцы.

Положение об охране труда

В хозяйстве ЖКХ мастеру участка приходится проводить под свои руководством работы разных направлений, среди которых многие требуют особого вниманию по охране труда – монтажные, сварочные, каменные, земляные, электромонтажные и пр.

Даже штукатурку и отделку нужно выполнять, используя только надежные и испытанные леса, подмости, не говоря об иных работах .

Инструкция по охране труда для мастера участка жкх содержит массу пунктов, среди них должны быть и все те, которые учтены Правилами, утвержденными .

Теперь это главный документ, регламентирующий ТБ и охрану труда в сфере ЖКХ.

Инструкция по охране труда для мастера участка ЖКХ содержит следующие основные пункты:


Для мастера участка ЖКХ степень ответственности чрезвычайно высока, так как этому специалисту придется руководить такими работами:

  • ремонты со сваркой, резкой;
  • производить осмотры и ремонты в колодцах, где могут скапливаться вредные газы;
  • ремонтировать и производить замены узлов теплового оборудования с теплоносителем, температура которого 70-90 градусов;
  • производить аварийные работы;
  • чистить от снега, льда, грязи проезжие части улиц при непрекращающемся движении транспорта, и пр.

Любое действие по охране труда требует фиксации его в соответствующих бумагах, и это не только обязанность мастера, но и его личная страховка на случай проверки или несчастного случая.

Уровень заработной платы

Огромный список обязанностей, мера ответственности, особенно с учетом мероприятий по охране труда, делают эту должность непростой и нелегкой.

Именно поэтому в сфере ЖКХ так велика текучесть кадров на этой должности, и постоянно есть вакантные места.

Уровень зарплаты мастера участка ЖКХ таков:

  • в Москве – 32-35 тыс. руб.;
  • в Санкт-Петербурге – 26-30 тыс. руб.;
  • в Калининграде, Екатеринбурге – 25-28 тыс. руб.;
  • в Туле – 22-25 тыс. руб.

Грамотный, исполнительный и дисциплинированный мастер участка в сфере ЖКХ ценится на вес золота, ведь это работа, требующая не только специальных знаний и умения пользоваться нормативной и законодательной базой, но и способности ладить с людьми по обе стороны – и с подчиненными, и с жильцами.

Надеемся, в нашей статье Вы узнали о том, что за профессия мастер ЖКХ и каковы его обязанности. Удачи!

Простые сотрудники бывших ЖЭКов – электрики, сантехники, дворники, кровельщики и др., ежедневно обеспечивают жильцов необходимыми бытовыми условиями. Однако, ни должного уважения, ни соответствующей зарплаты за это не получают. Новый закон о сфере ЖКХ в корне меняет саму службу, и будем надеяться, качество ее услуг.

Новые условия

В соответствии с законом об изменениях в сфере ЖКХ, теперь сами жители будут решать, какая коммунальная служба будет обслуживать их жилища.

Общим собранием выбирают управляющего для нескольких многоквартирных домов, который будет координировать работу подопечных или наемных сотрудников.

Размер заработной платы управляющего определяется на собрании жильцов и составляет от 10 до 25 тыс. руб . ($160 – 401) в месяц. Проживающие на данной территории, имеют право переизбрать управляющего, если он не справляется со своими обязанностями или использует не по назначению средства, оплаченные жильцами.


Наконец, у россиян появилась надежда, что в каждом дворе теперь будут детские и спортивные площадки, аккуратные тротуары и ограждения, облагороженные дворы и парковки.

Повышение окладов

На сегодняшний день средняя зарплата работников ЖКХ – 40000 руб . ($642).

При этом ощущается большой дефицит рабочих рук:

  • дворников;
  • сантехников;
  • сварщиков;
  • электриков;
  • специалистов бухгалтерии и т.д.

В связи с повышением МРОТ в мае 2018 года, зарплаты сотрудников ЖКХ возрастут на предполагаемый уровень инфляции – 4% .

Доходы сотрудников по специализации

Средние зарплаты коммунальщиков по России:

  • Ханты-Мансийский АО – 71000 ($1132);
  • Чувашская Республика – 66705 ($1066);
  • Республика Тыва – 46721 ($747);
  • Магаданская обл. – 29704 ($475);
  • Ленинградская обл. – 26333 ($421).

Доходы зависит от размера города, в котором работает ЖКХ, специализации сотрудника и занимаемой им должности. Конечно, больше всех зарабатывает начальство.


В среднюю зарплату входят доходы специалистов всех уровней, но на самом деле большинство работников ЖКХ получают мизерную зарплату.

Директор управляющей компании

В крупных городах обязанность по обслуживанию домов взяли на себя частные фирмы.

Они осуществляют вывоз мусора и нечистот, делают ремонт в подъездах, латают крыши и т.д.

Они создали достойную конкуренцию государственному ЖКХ. Директор УК зарабатывает совсем неплохо, но и со своими обязанностями справляется отлично.

В регионах России он зарабатывает:

  • Нижегородская обл. – 80000 руб. ($1279);
  • Московская – 70000 ($1118);
  • Ленинградская – 57500 ($919);
  • Самарская – 50000 ($799);
  • Рязанская – 45000 ($719);
  • Республика Татарстан – 40000 ($639).

В Москве директора зарабатывают значительно больше.


Их оклад зависит от компании, в которой они работают:

  • «Севтеплоэнерго » — 226600 руб. ($3622);
  • ООО «Благоустройство » — 200000 ($3197);
  • ГУП «Водоканал » — 148000 ($2366);
  • ООО «Управляющая компания » — 110200 ($1761);
  • УК Гагаринского района – 2 – 93600 ($1496);
  • УК «Центр » — 82600 ($1320).

Максимальное жалованье директора УК достигает 5 млн руб . в месяц ($79924). Зарплата управляющего ЖКХ в Московской области не превышает 75000 ($1199). Управляющий ТСЖ зарабатывает 61833 ($988).

Бухгалтер

Максимальную зарплату получает бухгалтер в Московской обл. – 63667 руб . ($1017). В столице его оклад составляет 52000 ($831).

Младшим сотрудникам бухгалтерии платят:

  • ЖКХ – 37333 руб. ($596);
  • ЖСК – 36687 ($586);
  • специалист по субсидиям – 34000 ($543).

Сантехник

Средние заработки сантехника в стране:

  • слесарь – 70000 ($1119);
  • мастер – 63334 ($1012);
  • прораб – 60000 ($9590;
  • дежурный – 26683 ($427);
  • 5 разряда – 19667 ($314);
  • 4 разряда – 17721 ($283).

Дежурный сантехник должен быть всегда начеку.

В случае прорыва водопровода или канализации, его могут вызвать по адресу в любое время дня и ночи.

Дворник

Дворниками в Москве устраиваются в основном пенсионеры и гастарбайтеры. Оплата труда не соответствует затраченным усилиям. За один участок сотрудник получает всего 15000 руб . ($240). Поэтому работники обслуживают по 3 – 4 участка и получают от 50000 ($799). За 1 час работы заработок составляет примерно 60 рублей .


В Новосибирске дворники зарабатывают от 9 до 11 тыс . ($144 – 176), это наименьшее значение по стране.

Выручка других специалистов

В коммунальном хозяйстве работают люди разных профессий.

Они получают оклады в размере:

  • завхоз – 44333 ($709);
  • электрик – 43335 ($693);
  • сварщик сантехник – 41333 ($661);
  • мастер по домофонам – 35000 ($559);
  • зам. директора – 32500 ($519);
  • ассенизатор – 31667 ($506);
  • трубочист – 29833 ($477);
  • садовник озеленитель – 29107 ($465);
  • слесарь – 28000 ($448);
  • гладильщица – 26000 ($416);
  • диспетчер одс – 24833 ($397);
  • вахтер-диспетчер – 18500 ($296);
  • заведующий хозяйством – 15000 ($239).


Специально для The Village корреспондент журнала «Коммерсант. Деньги» Анастасия Каримова выяснила, с какими трудностями сталкиваются частные управляющие компании, как они противодействуют чиновникам, почему их сотрудники взаимно недовольны жильцами и каково это - обеспечивать москвичей жилищно-коммунальными услугами.

Николай Бабич

руководитель Управляющей
компании

Частные управляющие компании
в системе ЖКХ

Я работаю в системе ЖКХ с 1986 года. До этого я был инженером, заместителем руководителя по производству на одном из заводов в Москве. Получилось так, что я пришёл на работу в Институт атомной энергии им. Курчатова. У Курчатовского института жилой фонд в Щукине состоял из сотни зданий. Это примерно треть всего жилфонда района. Мне доверили возглавить жилищно-коммунальный отдел (ЖКО) - поработай, мол, пару месяцев, а там посмотрим, если не справишься, найдём тебе замену. Пришлось браться за дело, вникать во все вопросы, начал работать - затянуло, да так, что остался в этой сфере на 28 лет. В то время в одном только ЖКО было 560 человек, а я подчинялся руководителю института, академику Анатолию Петровичу Александрову.

С 2000-го года началась реформа ЖКХ в Москве. Одним из её результатов стало решение о передаче в 2002 году всего жилого фонда Курчатовского института муниципальным органам власти. При этом всё, в том числе энергоносители и ресурсы, было передано городским службам - появились Мосгортепло, Мосводоканал. Раньше все сети были у нас на балансе, теперь они на балансе соответствующих компаний.

ОКОЛО 10 % НАШИХ ЖИТЕЛЕЙ ПЛАТЯТ ЗА ЖИЛИЩНЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ АБЫ КАК

С 2002 года на месте бывшего ЖКО Курчатовского института была создана ДЕЗ (Дирекция единого заказчика), основная задача которой, как и всех существовавших в городе, - управление, эксплуатация и надлежащее техническое содержание жилого и нежилого фонда Курчатовского института, в том числе путём привлечения других специализированных организаций - подрядчиков. Отсюда и название - ДЕЗ. Все дирекции в городе были муниципальными предприятиями - ГУПами. На этом можно поставить точку существованию ведомственного жилого фонда Курчатовского института. С этого момента всю ответственность за содержание этого жилого фонда взял на себя город Москва.

Изменения в жилищном законодательстве позволили нам в конце 2006 года зарегистрироваться в качестве частной управляющей компании и заявить о себе как о возможной альтернативе муниципальному управлению жилым фондом. Иными словами, мы решили взять в управление жилой фонд, на котором лично я проработал уже 20 лет. Многие, в том числе отдельные руководители района и округа, не могли разобраться в появлении частных управляющих компаний, не хотели оказывать содействие в переводе управления жилым фондом на коммерческую основу. Приходилось чуть ли не с боем отстаивать своё право на возможность заниматься деятельностью, которая декларирована законом.

Взаимодействие частных
УК с чиновниками

Практически любая частная управляющая компания, которая смогла пройти все необходимые процедуры и стать таковой, сталкивалась на местах с мощным противодействием со стороны отдельных чиновников районного и окружного масштаба. К сожалению, существовавшая в то время система управления городским хозяйством и нормативная база не совсем была готова к появлению компаний, с мнением которых надо было считаться при общении с жителями района. Собственники жилья проводили общие собрания, чтобы выбрать нас как управляющих, и в 2008 году мы уже заключили договоры управления многоквартирными домами с собственниками, получили свидетельство о том, что мы включены в Единый реестр по управлению многоквартирными домами города Москвы. Такой путь проделали многие частные управляющие компании, бывшие ДЕЗы, пять-шесть лет назад. Сегодня в Москве около 70 % жилого фонда осталось в управлении предприятий городского подчинения.

Сейчас идёт некий поворот в приоритетах в пользу государственных управляющих компаний. Почему это происходит - это тема отдельного разговора. Хотелось бы отметить, что несмотря на то, что компания наша частная, в своей работе мы руководствуемся федеральным и городским законодательством, при расчёте с жителями применяем ставки и расценки, утверждённые правительством города. Сами расчёты и выставление платёжных документов производим через городскую организацию, которая имеет в своём составе ЕИРЦ.

Проблемы частных УК

Сейчас у нас в управлении 54 многоквартирных дома, более 13 тысяч человек населения, 400 тысяч квадратных метров. В самой организации вместе с сотрудниками подрядных организаций работают около 300 человек: техники-смотрители, уборщики, маляры, плотники, электромонтёры, сантехники, кровельщики и инженеры по всем направлениям, сотрудники мусоровывозящей компании, специалисты, обслуживающие системы противопожарной охраны и дымоудаления, аварийная служба, лифтовое хозяйство, дератизационная обработка подвальных помещений, юристы, экономисты, ну и, конечно, управленческий персонал.

Есть проблемы, которые специфичны для каждой управляющей компании. Например, нам приходится сталкиваться с такой особенностью, как старый жилой фонд. Основная масса домов - постройки 1950-х годов. Чтобы жителям бесперебойно поставлять свет, воду, тепло, все инженерные коммуникации должны быть исправными. Произвести замену полностью невозможно, потому что на это нужны колоссальные финансовые средства. Мы по мере возможности ведём замену трубопроводов участками, наши подрядчики всё время начеку: при возникновении сложной ситуации они готовы произвести ремонт в любое время суток, в праздники и выходные. Содержание изношенного жилого фонда - дело непростое и затратное. Даже при ремонте мы сталкиваемся с полнейшим физическим износом всех коммуникаций, начиная от электрики и заканчивая водо- и теплоснабжением, канализацией.





Не секрет, что около 10 % наших жителей платят за жилищные и коммунальные услуги абы как, есть такие, которые и вовсе не платят. Конечно, мы как управляющая компания, ведём с ними постоянную работу, напоминаем о необходимости оплаты, подаём иски в суд, следим за тем, как проходит исполнительное производство, и так далее. Но тем не менее дефицит в поступлении финансовых средств ощущается. Если за год мы перечисляем поставщикам услуг около 180 миллионов рублей, то не трудно подсчитать, сколько мы теряем. А по существующим сегодня правилам мы должны вернуть поставщикам оплату за весь ресурс, отпущенный на дом (вода, тепло), заплатить подрядчикам за оказанные ими услуги, невзирая на то, что есть жители-неплательщики. Это одна из основных проблем в работе управляющих компаний. Чем больше у тебя домов в управлении, тем значительнее средства, которые фактически попадают в разряд убытков управляющей компании. Сегодня у нас в отношении отдельных злостных неплательщиков есть на руках по два-три судебных решения, но взыскать их мы не можем из-за пассивности судебных приставов.

Городские власти пытаются выстроить систему объективной оценки и контроля за деятельностью управляющих компаний, в большей степени частных. Но понятных и однозначных критериев до сих пор нет.

Проверки и штрафы

У меня есть правило - занимать активную позицию при проведении различного рода проверок. При проведении проверки отстаивать свою точку зрения, при малейших основаниях - обжаловать незаконные, с нашей точки зрения, постановления о привлечении к административной ответственности. Достаточно часто нам удаётся добиться в судах отмены актов Мосжилинспекции как противоречащих закону. Что, в свою очередь, порождает ответные шаги в наш адрес как к «строптивой организации».

Согласно Закону города Москвы, одной из основных задач Мосжилинспекции является предотвращение возникновения аварийных ситуаций в жилых домах, а среди главных мероприятий - «оказание организационно-технической и практической помощи собственникам, управляющим <...> в техническом обслуживании и ремонте помещений, конструкций и инженерных систем и оборудования». А на деле выходит, что главная задача - привлечь Управляющую организацию к ответственности и наказать штрафом, то есть пополнить бюджет за счёт штрафных санкций. Зачастую выносится заведомо невыполнимое предписание, по которому УК должна провести работы капитального характера. Но в смете доходов и расходов Управляющей организации нет такого рода затрат, и структура планово-нормативной ставки за содержание и ремонт общего имущества собственников (утверждённая, кстати, постановлением правительства Москвы) не предусматривает затраты капитального характера. А при обращении в Управу района с просьбой включить данный адрес в программу капремонта на 2014 год мы получили отказ, так как техническое состояние данного многоквартирного дома, согласно мониторингу Мосжилинспекции, признано удовлетворительным. Всё. Получается замкнутый круг. Но это не помешает Мосжилинспекции снова применить к нам штрафные санкции, не вдаваясь в ситуацию. Хотелось бы, чтобы жилинспекция из карающего органа превратилась в помощника в наведении порядка в домах.

Многие жалуются на высокие тарифы ЖКХ. Нашей вины тут нет: дорого стоят ресурсы

Вот пример: один из жителей написал обращение на портал жилинспекции, что холл в его подъезде захламлён. Выяснилось, что там всего лишь стоит детская коляска соседа. Это был период, когда сайт работал плохо, и мы не смогли отчитаться в срок. Жилинспекция нас оштрафовала по нераскрытию информации на 300 тысяч рублей. Или вот недавний случай: на нашем стенде инспекция нашла отчёт бухгалтерии, в котором не все листы были должным образом заверены печатью. Тоже подпадает под «нераскрытие информации», тоже штраф до 300 тысяч. Все суды мы проигрываем, только один раз нам снизили штраф с 300 тысяч до 250. Штрафы заложены в бюджете, поэтому нас штрафуют особенно активно к концу года: выполняют норматив.Чиновники не понимают, что таким образом отнимают деньги у жителей, ведь мы на эти деньги могли бы провести, например, ремонт подъездов.

Приходится платить зарплаты юристам, тратить силы и время на суды. Однажды мы отказались подписывать договор с Мосгазом, который требовал от жителей дополнительных расходов. Мы были единственной компанией, которая решила с ним судиться. К нам сразу же пришли с внеплановыми проверками.

О тарифах ЖКХ

Многие жалуются на высокие тарифы ЖКХ. Нашей вины тут нет: дорого стоят ресурсы, а не наши услуги. А ресурсы у нас в стране такие дорогие, потому что ими распоряжаются монополисты. Заморозка тарифов на ЖКХ - очень печальное явление. Инфляцию ведь никто не отменял. Как мы будем рассчитываться за уборку и вывоз мусора? Урезать объёмы?

Я затрудняюсь сказать, насколько должны подорожать ЖКУ, чтобы столичные подъезды выглядели более опрятно. Это от дома зависит: некоторым домам 20 лет, другим 60 лет, у одних есть мусоропровод, у других нет, где-то нужно менять трубы, где-то нет.

Есть выход из ситуации: принятие жильцами собственных ставок по содержанию и ремонту. Например, жильцы могут решить, что они будут платить 40 рублей с квадратного метра вместо установленных сегодня городом 24 рублей, чтобы жить достойно и иметь более уютные подъезды. Но никто сам себе повышать квартплату не будет. Ещё нужно учитывать, что при добровольном повышении ставок жильцами город перестанет платить за льготников, и мы лишимся бюджетных денег.

Работа тяжёлая, но лично я уже давно работаю в ЖКХ и привык к различным трудностям. Я знаю многих жителей, которые выбрали нас, оказали нам доверие. Знаю всех дворников, электриков. Я знаю, как развивался район. Жаль всё это бросать.

Сейчас УК под жёстким контролем государства. Рынок уже выдавил непорядочные компании, которые незаконно обогащались на жителях. Но общая репутация из-за таких проходимцев пострадала.

Я больше семи лет работаю в IT-бизнесе, при этом у меня много клиентов не из России. И как-то в конце прошлого года случайно ко мне попал проект по консалтингу на русскоговорящую аудиторию, который находится на пересечении двух сфер - IT и российского ЖКХ. Ух и гремучая это смесь, я вам скажу.

Безусловно, чтобы вести этот проект, пришлось разобраться в текущих реалиях жилищно-коммунального хозяйства, а также детально проанализировать текущие программы по автоматизации процессов в этой сфере.

Почему все через ж***?

Я уверена, что вы думаете об этом, когда в очередной раз входите в свой подъезд, который не блистает чистотой. Или столкнулись с тем, что ваш председатель ТСЖ - это как будто тот самый неуловимый Джо, который как бы что-то делает, но что загадка. И еще много других историй, с которыми мы встречаемся на регулярной основе. Вы наверняка хотя бы раз задумывались, почему ничего не работает в российском ЖКХ.

Эффективный бизнес-процесс формируется столетиями

Я уверена, что большинство проблем российской действительности проистекает из-за того, что нет многовековой истории упорядоченного зарождения и становления бизнес-процессов. Вы можете увидеть, что это происходит сплошь и рядом в коммерческих компаниях.

В нашей стране предпринимательство было вновь разрешено чуть больше, чем четверть века тому назад (29 лет, если быть точным), что на самом деле - ничтожно малый срок, если знать, что Силиконовая долина в США на 1988 год уже функционировала более 40 лет!

Конечно, за это время было построено много достойных коммерческих компаний в России, в том числе, и в сфере IT-технологий. Наверное, самыми большими и громкими следует считать «ВКонтакте» и Yandex. Однако те модели управления и процессы, которые они используют, переняты у Запада.

Сейчас, к примеру, по интернету ходит мем о том, что «Сбербанк» внедряет гибкую метолодогию управления IT-проектами - Scrum, которая также перенята из западного опыта. И я в этом ничего плохо не вижу; более того, я с удовольствием учусь у англоязычных коллег и считаю, что они действительно знают, как построить успешный бизнес.

На днях Domofond . ru представил результаты исследования отношения россиян к системе жилищно-коммунального хозяйства. Эксперты портала выяснили, с какими проблемами в сфере ЖКХ сталкиваются жители страны и оправданы ли, по их мнению, текущие тарифы на коммунальные услуги.

Вот что получилось:

А что с бизнес-процессами в ЖКХ?

Ситуация с ЖКХ в России не так проста, как с бизнесом. В бизнесе конкурентность рынка и необходимость постоянного притока клиентов заставляет нас работать над тем, чтобы наши процессы были всегда в ногу со временем. Очевидно, что такие силы не действуют в этой сфере.

Давайте попытаемся разобраться, что мешает сфере ЖКХ наладить свои бизнес-процессы:

  1. Отсутствие личной заинтересованности граждан. Поскольку граждане в этом случае влияют на систему больше всего. Если они не интересуются тем, что происходит, а только ежемесячно платят деньги, то это является серьезным препятствием.
  2. Слишком большая роль государства. Роль государства в сфере ЖКХ велика, и очень часто пассивность собственников связана именно с этим фактом. Потому государство иногда вынуждено играть первую скрипку, в противном случае все окончательно развалится и перестанет работать. Так, к примеру, в России все еще есть достаточно большой фонд неприватизированного жилья, который находится в ведении государства, а это тоже влияет на уровень вовлеченности чиновников в этот процесс.
  3. Отсутствие конкуренции среди подрядчиков и управляющих компаний. Рынок состоит из крупных игроков, которые не нуждаются в том, чтобы как-то улучшить сферу ЖКХ и пытаться привнести в нее инновацию. Их все устраивает, у них всегда будут клиенты, поскольку других вариантов все равно у собственников нет.
  4. Жилой фонд на 79% состоит из приватизированной собственности. В девятнадцатом - начале двадцатого века в России горожане жили в основном в частных домах, государственного или муниципального жилья не было. А потом произошла революция, и все стало общественным.

И вот с 1991 года вновь жилье стало опять чьей-то собственностью, которую можно купить, продать, а также приватизировать. И вся страна оказалась с приватизированным имуществом, за которое никто никогда ничего не платил.

Психология такова, что если ты не платил за это свои кровные деньги, то отношение у тебя к этому имуществу может легко сложиться наплевательское. А если тебе все равно, что будет с твоей собственностью, то до улучшения процессов ЖКХ тебе и дела нет.

Получается, что развитию бизнес-процессов в ЖКХ сфере в первую очередь мешают сами собственники, которые по логике вещей должны больше всего быть заинтересованы в благосостоянии своего имущества. Безусловно, случаются единичные случаи, когда кто-то проводит колоссальную работу и делает так, чтобы в его доме все работало. Но это скорее исключение, чем правило.

Если ЖКХ - это тоже бизнес-процесс, то…

Долгие часы кропотливой аналитической работы привели меня к тому, что ЖКХ - это такой же бизнес-процесс. И он также требует четкой структуры и специальных IT-инструментов.

Ниже вы узнаете, как я вижу настроенный бизнес-процесс ЖХК, где каждый участник четко знает свои права и обязанности. Также в этой системе должен быть отработанный механизм поощрения и наказаний, иначе она не будет работать. И последнее, но немаловажное, что требуется - это максимальная автоматизация всех процессов и поддержание уровня вовлеченности всех сторон через пуш-уведомления, email-письма и смс.

Собственники отвечают за следующие процессы помимо ежемесячной оплаты счетов по коммунальным расходам:

  • Своевременное оповещение о проблемах (будь это протечка или необходимость проведения капитального ремонта)
  • Активное участие в приоритизации проблем (это происходит путем голосования собственников)
  • Выбор методов решения приоритетных проблем (это происходит путем принятия ежегодного бюджета, который позволит решать наиболее важные проблемы)

Управляющий должен наладить работу по следующим направлениям:

  • Формировать актуальный список проблем на регулярной основе (категоризировать задачи на мелкие и крупные задачи, а также срочные и не очень)
  • Оперативно решать задачи, которые требуют немедленной реакции (перегорела лампочка, сломался лифт и так далее)
  • Предоставлять собственникам информацию об актуальном списке проблем для его последующей приоритизации ими (через организацию собраний собственников)
  • Решать своевременно и качественно долгосрочные проблемы, которые были приоритизированы жильцами (найти исполнителей, которые будут отвечать заложенному бюджету; контролировать качество работы подрядчиков; выявлять недочеты и их убирать)
  • Формировать отчеты о проделанной работе

И последние в этом списке - подрядчики, которые должны:

  • Качественно выполнять работы (в этом случае они должны быть крайне заинтересованы в продлении отношений с этим домом и оказании услуг на постоянной основе)
  • Отчитываться о проделанной работе управляющему

У меня получился достаточно простой процесс, но он требует системности. А чтобы соблюсти системность, необходима удобная среда, в которой можно выполнять перечисленные мной задачи.

Программы для ЖКХ

На данный момент есть некоторое количество сервисов, которое может облегчить жизнь собственников, управляющих и подрядчиков, но большинство из них решает только одну или несколько проблем, а не комплексно охватывает все сферы.

1. «Домсканер»

В этом сервисе вы сможете провести голосование онлайн, которое позволяет оперативно работать со списком текущих задач. Также в «Домсканере» вы можете воспользоваться функцией, которая позволит проконтролировать, что принятое на собрании решение было исполнено. Здесь есть функционал по контролю бюджета дома.

2. «Собрание-онлайн»

Сервис по проведению онлайн-собраний. Сайт выглядит симпатично, функционал примерно совпадает с «Домсканером». Единственное, что я не смогла понять - это ценовую политику, 100k рублей мне, кажется, неправильной ценой за это приложение. В особенности с учетом того, что «Домсканер» стоит от 80 до 300 рублей (в зависимости от площади) с квартиры в год.

3. «Сквер»

Это самый продуманный сервис, который покрывает наибольшую часть процессов. И, что немаловажно, эта программа совершенно бесплатна.

Вы сможете:

  • Оставлять жалобы и предложения, а также контролировать их исполнение
  • Иметь актуальный список документов и контактов
  • Проводить собрания в онлайн/оффлайн и смешанном режиме
  • Видеть текущее состояние бюджета, а также историю его изменения
  • Получать и просматривать отчеты по всем проведенным работам
  • Заводить подрядчиков и их оценивать

Есть, конечно, и некоторые проблемы у «Сквера», которые уже не связаны с функционалом, а скорее имеют отношение к юзабилити. Мне не всегда кажется логичной та реализация, которая у них есть, но, с другой стороны, сразу сделать хорошо - сложно.