Группа стандартов. Организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности Сколько самостоятельных направлений включает управление безопасностью жизнедеятельности

Безопасность - это свойство системы "человек- среда обитания" сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

Под управлением безопасностью жизнедеятельности понимается организованное воздействие на систему "Человек - Среда" с целью достижения желаемых результатов.

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Тема 2

Управлять безопасностью жизнедеятельности - это значит осознанно переводить объект из одного состояния (опасного) в другое (безопасное, менее опасное), при условии соблюдения экономической и технической целесообразности.

Управление безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневой системы законодательных, подзаконных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций. В структуре управления безопасностью жизнедеятельности равноправное место занимает система профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для практической реализации основных функций управления необходимо знание особенностей объекта управления, методов и приемов эффективного воздействия на него с целью обеспечения комфортных или допустимых условий жизнедеятельности.

Взаимодействие человека с техносферой может быть :

· комфортным с оптимальными условиями жизнедеятельности;

· допустимым, гарантирующим невозможность возникновения и развития негативных процессов у человека и в среде обитания;

· опасным, вызывающим при длительном воздействии заболевания и (или) приводящие к деградации природной среды;

· чрезвычайно опасным, способным за короткий период времени нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушение природной среды.

При управлении безопасностью жизнедеятельности можно выделить такие стадии :

· анализ и оценка состояния объекта;

· прогнозирование и планирование мероприятий для достижения целей управления БЖД;

· формирование управляемой и управляющей систем;

· контроль за ходом управления безопасностью;

· определение эффекта от запланированных мероприятий;

· стимулирование участников управления творчески решать проблемы управления.

Безопасная жизнедеятельность может быть обеспечена только при комфортном (или допустимом) состояниях взаимодействия человека со средой обитания (опасное и чрезвычайное опасное - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды). Управление безопасностью жизнедеятельности строится на действии многоуровневой системы законодательных, подзаконных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций. Схема управления организацией безопасности жизнедеятельности приведена на рис.1.



Рис. 1 Схема управления безопасностью жизнедеятельности (по Федосееву В.Н., 2001)

На федеральном уровне оно осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами.

К ним относятся Министерство природных ресурсов (МПР РФ), Министерство здравоохранения и социального развития (Минздрав РФ) и Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ).

На региональном уровне управления охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль за состоянием этих сред.

2. Правовые основы управления качеством окружающей среды. Законы и нормативы.

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление охраны окружающей среды базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве управления БЖД можно представить следующим образом.

Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека (Приложение 1)

Кодексы законов и отдельные законы РФ. Указы и распоряжения Президента РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п.

Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

3. Управление качеством окружающей среды

Мониторинг окружающей природной среды, состояния объектов народного хозяйства и государственный надзор по вопросам природной и техногенной безопасности – важнейшие составляющие управления охраной окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.

Основой управления качеством окружающей среды является информация, получаемая системой мониторинга окружающей среды. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями окружающей среды, а также за естественной малоизмененной природой.

Сама система экологического мониторинга не включает непосредственную деятельность по управлению качеством окружающей среды, а лишь дает информационную базу, она - важнейший этап при разработке управленческих стратегий, поскольку экологический мониторинг можно считать информационной системой обеспечения экологической безопасности .

контрольная работа

1. Понятие об управлении безопасностью жизнедеятельности

Управление безопасностью жизнедеятельности - это управление охраной труда и обеспечением необходимых условий труда, управление охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

В силу объективных закономерностей неизбежен переход от осуществления разрозненных, частных мер по охране труда, экологии, ликвидации уже происшедших аварий, катастроф и других чрезвычайных событий к научному, системному управлению безопасностью человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на систему "человек-среда" в целях достижения желаемых результатов.

Управлять БЖД - это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное).

Управление безопасностью жизнедеятельности состоит в подготовке, принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получение выгод.

Система управления безопасностью жизнедеятельности (СУБЖ) - это совокупность органов управления, реализующая определенными методами функции управления в целях достижения заданного, социально приемлемого уровня безопасности. С точки зрения кибернетики СУБЖ, как и всякая система управления, представляет собой совокупность управляющей части - субъекта управления и управляемой - объекта управления, связанных каналами передачи информации.

Принципиальная схема СУБЖ

Сущность управления заключается в том, что управляющий орган на основании информации, поступающей по каналам обратной связи с объекта управления, вырабатывает управленческие решения и осуществляет соответствующие управляющие воздействия, направленные на регулирование входов системы "человек - среда обитания". В результате система "человек - среда обитания" переходит в более безопасное состояние, информация о параметрах которого передается по каналам обратной связи в управляющую систему. Таким образом, происходит целенаправленный замкнутый (циклический) процесс, обеспечивающий достижение приемлемого уровня безопасности.

Конечная цель управления безопасностью жизнедеятельности - обеспечение заданного уровня безопасности системы "человек - среда обитания".

Эта цель подразделяется, в свою очередь, на две подцели:

обеспечение безопасности среды обитания;

обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

Исходя из особенностей сферы деятельности человека, можно выделить следующие основные цели СУБЖ:

обеспечение безопасности производственной деятельности;

обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере;

обеспечение экологической безопасности;

предотвращение, снижение риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.

Достижение целей и задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения управляющим органом комплекса необходимых, повторяющихся работ - функций управления. Они характеризуют определенную сферу управленческой деятельности и отвечают на вопросы: что нужно делать в системе управления, какие виды управленческих работ необходимо выполнять.

Управление безопасностью жизнедеятельности состоит из следующих взаимосвязанных функций:

учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе "человек - среда обитания";

прогнозирование условий жизнедеятельности;

планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;

организация, координация выполнения работ и оперативное управление;

активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности;

определение эффективности мероприятий;

контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ.

Перечисленные функции в СУБЖ образуют замкнутый управленческий цикл.

Функции управления реализуются посредством системы методов управления, то есть способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.

В СУБЖ используются все группы методов, применяемых в организационных системах управления: экономические, административные, социально-психологические. Управление наиболее эффективно при комплексном использовании всех перечисленных методов. Однако в настоящих условиях особую актуальность приобретает проблема создания эффективного экономического механизма обеспечения безопасности жизнедеятельности.

К средствам управления БЖД относятся:

образование (подготовка) населения;

воспитание культуры безопасного поведения;

профессиональное обучение;

профессиональный отбор;

медицинский отбор;

психологические воздействия на субъекты управления;

рационализация режимов труда и отдыха;

технические и организационные средства коллективной защиты (СКЗ);

средства индивидуальной защиты (СИЗ);

система льгот и компенсаций и др.

СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам управления безопасностью относятся:

комплексность - реализуется путем построения системы управления, охватывающей все области деятельности, все функции управления, все уровни производственной и организационной структуры, все стадии жизненного цикла продукции, все этапы производственного процесса;

делимость - реализуется путем последовательного деления структуры системы управления на элементы: подсистемы, специальные функции управления, задачи управления и т. д.;

иерархичность - реализуется путем формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры системы управления;

целенаправленность - реализуется путем формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ;

замкнутость цикла управления - реализуется путем осуществления в СУБЖ полного управленческого цикла (прогнозирование, планирование, организация, координация, оперативное управление, активизация, стимулирование, учет и контроль, анализ и оценка).

В соответствии с принципом иерархичности СУБЖ любое предприятие (учреждение), будучи относительно обособленной информационной системой, является элементом системы управления безопасностью более высокого порядка (республика, регион, отрасль). В свою очередь, внутри предприятия также могут формироваться различные уровни организационно-функциональной структуры управления - от рабочего места, участка до предприятия в целом.

В рамках данной системы формируются самостоятельные целевые подсистемы:

управления безопасностью труда;

управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды; управление безопасность жизнедеятельность человек

управления в чрезвычайных ситуациях.

В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя одни и те же виды нормативно-правовых актов. Это федеральные законы, которые принимаются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Российской Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения.

Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления (приказы) специально уполномоченных органов в области управления БЖД, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.

Реализация требований правовых актов в каждой из подсистем законами Российской Федерации возложена на соответствующие органы исполнительной власти на всех уровнях, а также на руководство объектов экономики, предприятий и учреждений.

Безопасность общества и личности. Опасности и их воздействия на организм человека

Если уровень безопасности-опасности можно анализировать, оценивать, то на него можно и нужно влиять. Как правило, управление безопасностью включает минимизацию вредных и опасных факторов при помощи правовых, организационных...

Обеспечение безопасности человека

Защищенности человека напрямую связана с безопасностью техники и сложных технических систем. Рассматривая условия защищенности человека, следует сказать, что она определяется отсутствием: - производственных и непроизводственных аварий...

Условия труда это внешняя среда, которая окружает человека в процессе производства. Условия труда оказывают большое влияние на человеческий организм, не его физиологические и психические функции в процессе трудовой деятельности...

Обеспечение безопасных условий труда на производстве на примере компании ООО "Русская пробка"

Ключевым значением в системе обеспечения безопасности условий труда являются установленные работодателем и документально оформленные цели и задачи (обязательства) в области безопасности труда. Нужно отметить...

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие жизни и здоровью человека. В широком смысле слова...

Организация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Управление лесным фондом в России с 1 января 2007 г возлагается на субъекты РФ через механизмы предоставления субвенций...

Правовые и организационные вопросы охраны труда

Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний...

Силы, средства и ресурсы, обеспечивающие пожарную безопасность гостиничного предприятия

На эффективное управление пожарной безопасностью влияет несколько факторов: сотрудничество управленческого аппарата с местной военизированной пожарной частью, использование особых технических средств...

Совершенствование системы производственной безопасности при погрузочно-разгрузочных работах на "Ноябрьской центральной трубной базе"

ООО «Ноябрьская центральная трубная база» -- многопрофильное предприятие, оказывающее услуги по таким направлениям, как прием, хранение, погрузочно-разгрузочные работы...

а) в области охраны труда Основными законодательными актами по охране труда являются: Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральные законы "О пожарной...

Управление безопасностью жизнедеятельности

а) управление в области охраны труда Управление охраной труда осуществляется на федеральном (государственное) и объектовом уровнях. В соответствии со ст...

Управление безопасностью труда

Системный подход к анализу и управлению безопасностью непосредственно связан с определением факторов непосредственного риска. Для определения реальный (возможный) риск этих опасных факторов, надо сначала их идентифицировать...

Управление информационной безопасностью медицинских учреждений

Среди мер для повышения надежность систем безопасности медицинских информационных систем целесообразно использовать следующие основные методы и способы защиты: - кардинальное улучшение системы регистрации первичных медицинских данных на...

Усовершенствование системы управления охраной труда и пожарной безопасности на предприятии вино-водочный завод "Тейси"

Управление охраной труда на предприятии - это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни работника в процессе его производственной деятельности...

Органы управления безопасностью жизнедеятельности.

Законодательные и нормативно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.

Понятие об управлении безопасностью жизнедеятельности.

Тема 1. Управление безопасностью жизнедеятельности.

Управление безопасностью жизнедеятельности – это управление охраной труда и обеспечением необходимых условий труда, управление охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

В силу объективных закономерностей неизбежен переход от осуществления разрозненных, частных мер по охране труда, экологии, ликвидации уже происшедших аварий, катастроф и других чрезвычайных событий к научному, системному управлению безопасностью человека вовсех сферах его жизнедеятельности.

Под управлением БЖД понимаетсяорганизованное воздействие на систему «человек-среда» в целях достижения желаемых результатов.

Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное).

Управление безопасностью жизнедеятельности состоит в подготовке, принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получение выгод.

Система управления безопасностью жизнедеятельности (СУБЖ) – это совокупность органов управления, реализующая определенными методами функции управления в целях достижения заданного, социально приемлемого уровня безопасности.

С точки зрения кибернетики СУБЖ, как и всякая система управления, представляет собой совокупность управляющей части – субъекта управления и управляемой - объекта управления , связанных каналами передачи информации.

Принципиальная схема СУБЖ

Сущность управления заключается в том, что управляющий орган на основании информации, поступающей по каналам обратной связи с объекта управления, вырабатывает управленческие решения и осуществляет соответствующие управляющие воздействия, направленные на регулирование входов системы «человек – среда обитания». В результате система «человек - среда обитания» переходит в более безопасное состояние, информация о параметрах которого передается по каналам обратной связи в управляющую систему. Таким образом, происходит целенаправленный замкнутый (циклический) процесс, обеспечивающий достижение приемлемого уровня безопасности.


Конечная цель управления безопасностью жизнедеятельности – обеспечение заданного уровня безопасности системы «человек – среда обитания».

Эта цель подразделяется, в свою очередь, на две подцели :

обеспечение безопасности среды обитания;

обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

Исходя из особенностей сферы деятельности человека, можно выделить следующие основные цели СУБЖ:

обеспечение безопасности производственной деятельности;

обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере;

обеспечение экологической безопасности;

предотвращение, снижение риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.

Достижение целей и задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения управляющим органом комплекса необходимых, повторяющихся работ – функций управления. Они характеризуют определенную сферу управленческой деятельности и отвечают на вопросы: что нужно делать в системе управления, какие виды управленческих работ необходимо выполнять.

Управлениебезопасностью жизнедеятельности состоит из следующих взаимосвязанных функций :

учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе «человек – среда обитания»;

прогнозирование условий жизнедеятельности;

планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;

организация, координация выполнения работ и оперативное управление;

активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности;

определение эффективности мероприятий;

контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ.

Перечисленные функции в СУБЖ образуют замкнутый управленческий цикл.

Функции управления реализуются посредством системы методов управления, то есть способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.

В СУБЖ используются все группы методов , применяемых в организационных системах управления: экономические, административные, социально-психологические. Управление наиболее эффективно при комплексном использовании всех перечисленных методов. Однако в настоящих условиях особую актуальность приобретает проблема создания эффективного экономического механизма обеспечения безопасности жизнедеятельности.

К средствам управления БЖД относятся:

образование (подготовка) населения;

воспитание культуры безопасного поведения;

профессиональное обучение;

профессиональный отбор;

медицинский отбор;

психологические воздействия на субъекты управления;

рационализация режимов труда и отдыха;

технические и организационные средства коллективной защиты (СКЗ);

средства индивидуальной защиты (СИЗ);

система льгот и компенсаций и др.

СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам управления безопасностью относятся:

комплексность – реализуется путем построения системы управления, охватывающей все области деятельности, все функции управления, все уровни производственной и организационной структуры, все стадии жизненного цикла продукции, все этапы производственного процесса;

делимость – реализуется путем последовательного деления структуры системы управления на элементы: подсистемы, специальные функции управления, задачи управления и т. д.;

иерархичность многоуровневой организационно-функциональной структуры системы управления;

целенаправленность – реализуется путем формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ;

замкнутость цикла управления – реализуется путем осуществления в СУБЖ полного управленческого цикла (прогнозирование, планирование, организация, координация, оперативное управление, активизация, стимулирование, учет и контроль, анализ и оценка).

В соответствии с принципом иерархичности СУБЖ любое предприятие (учреждение) , будучи относительно обособленной информационной системой, является элементом системы управления безопасностью более высокого порядка (республика, регион, отрасль ). В свою очередь, внутри предприятия также могут формироваться различные уровни организационно-функциональной структуры управления – от рабочего места, участка до предприятия в целом.

В рамках данной системы формируются самостоятельные целевые подсистемы:

управления безопасностью труда;

управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды;

управления в чрезвычайных ситуациях.

В каждом из этих направлений соответ­ствующее законодательство вклю­чает в себя одни и те же виды нор­мативно-правовых актов. Это фе­деральные законы, которые прини­маются Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъ­ектов Российской Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, оп­ределяющих порядок их исполне­ния.

Защита окружающей среды. Защита человека и природы от глобального негативного воздействия техносферы носит во многом правовой характер. Основные направления деятельности мирового сообщества по защите окружающей среды (Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» 1979 г., Протокол по сокращению выбросов соединений серы или их трансграничных потоков 1985 г., Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков 1988 г., Киотский протокол 1997 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Международный протокол о сокращении выбросов озоноразрушающих веществ 1987 г.). «Программа ООН по защите окружающей среды» (ЮНЭП) (с 1973 г.), резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений» (1982 г.).

Система мониторинга окружающей среды (глобальный, государственный, региональный, локальный, фоновый), источников опасностей (объектовый, аэрокосмический), здоровья работающих и населения (аттестация рабочих мест, контроль воздействия на человека опасных факторов техносферы и т.д.).

Структура управления БЖД и ЗОС. Государственное управление охраной труда. ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (права на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, право на возмещение вреда, право на получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, право на отказ от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности, право на обеспечение средствами защиты). Трудовой кодекс РФ (режимы труда и отдыха, льготы, предоставляемые женщинам и лицам моложе 18 лет, льготы и компенсации при вредных и опасных работах, обязанности работника, дисциплина труда и т.д.). ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Федеральная служба по труду и занятости.



Государственное управление охраной окружающей среды. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Закон РФ «О защите прав потребителей». ФЗ «Об охране окружающей среды» (система природоохранительного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, принципы нормирования качества окружающей среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции и эксплуатации предприятий и т.д.). Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «Об использовании атомной энергии», ФЗ «Об отходах производства и потреблении». Система стандартов «Охрана природы». Международные стандарты «Система управления качеством окружающей среды» (1999 г.). Ведомственный и общественный экологический контроль.

Защита в чрезвычайных ситуациях. Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях составляют отдельные разделы законов «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», «Об охране окружающей среды». ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

6. Планы практических и семинарских занятий

Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Семинар «Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой».

Вопросы для обсуждения:

  1. Безопасность как одна из базовых человеческих потребностей.
  2. Основные причины возникновения и развития техносферы.
  3. Безопасность как научная категория, её предмет и центральные понятия.
  4. Целесообразность ноксологии как науки об опасностях материального мира Вселенной.
  5. Понятие «опасность». Основы классификации опасностей.
  6. Этапы становления человеко- и природозащитной деятельности в России.

Практическое занятие-конференция «Глобальные проблемы современности».

Доклад: «Связь глобальных изменений с эволюцией мира опасностей»

Основные темы для выступлений:

  1. Глобальные процессы и изменения (рост населения Земли, урбанизация, крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.)
  2. Глобальные проблемы современности: разрушение озонового слоя в верхних слоях атмосферы (потепление климата).
  3. Глобальные проблемы современности: истощение невозобновляемых природных ресурсов (опасность энергетического кризиса).
  4. Глобальные проблемы современности: нехватка чистой воды и продовольствия (проблема перенаселенности).

Обсуждение доклада и выступлений.

Тема 2. Естественные опасности и защита от них.

Семинар «Взаимодействие общества и природы. Защита человека от естественных опасностей».

Вопросы для обсуждения:

  1. Эволюция человечества и среды его обитания.
  2. Взаимодействие человека со средой обитания
  3. Защита от переменных климатических воздействий.
  4. Освещение и зрительная работоспособность.
  5. Водопользование. Предупреждение пищевых отравлений.
  6. Массовые заболевания. Эпидемии. Профилактика и контроль.

Практическое занятие-презентация «Стихийные бедствия».

Доклад на тему: «Стихийные бедствия нового и новейшего времени».

Сообщения с использованием видеоряда, наглядных пособий:

  1. Наводнение в Европе (2002 г.).
  2. Землетрясение в Индийском океане (2004 г.).
  3. Ураган «Катрина» (2005 г.).
  4. Сычуаньское землетрясение (2008 г.).
  5. Природные пожары в России (2010 г.).

В России действует система управления БЖД. В соответствии с действующей системой управляемые решения принимаются на основе информации о состоянии безопасности различных природных и антропогенных объектов и населения в районе, регионе, городе, области, стране, соседних странах, мире.

Как и любая система управления, эта система имеет объект управления БЖД, орган управления, решающий задачи управления в соответствии с целью - обеспечение безопасности населения и различных природных и антропогенных объектов. Эта цель достигается определенными методами и функциональными действиями управляющих структур на основе различных методов управления при соответствующих функциях управления.

Методы управления подразделяются на:

  • идеологические,
  • экономические,
  • социально-психологические,
  • организационно распределительные.

К функциям , решаемым управленческими структурами, относят:

  • контроль состояния БЖД с помощью средств метрологии на объекте;
  • учет, анализ и оценка факторов, влияющих на состояние БЖД на контролируемом объекте;
  • анализ источников риска (ИР) по явной и потенциальной угрозе;
  • проведение соответствующих экспертиз по долговременному использованию сооружений, техники с целью исключения аварий, катастроф техногенного характера, которые могут привести к ЧС, и ликвидации их последствий;
  • планировочные, исключающие опасности за счет правильного и рационального размещения ИР.
  • стимулирующие, изменяющие в лучшую сторону уровень безопасности;
  • образовательные, повышающие уровень воспитания и способствующие повышению профессионализма, культуры и укреплению дисциплины на всех уровнях исполняемых решений.

Организационные основы управления БЖД включают в себя организацию управлением: охраной ОС, охраной труда и деятельностью в ЧС.

3.3.1.1 Управление охраной окружающей среды.

Такое управление осуществляется как на федеральном, региональном, так и на всех других уровнях в соответствии с законом «Об охране окружающей среды», глава II и ИСО 1400 .

Управление на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием, Президентом, правительством РФ и уполномоченными на то органами.

На региональном уровне управление охраной ОС ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

Объектами управления законом «Об охране окружающей среды» являются:

  • Окружающая среда.
  • Природная среда.
  • Компоненты природной среды.
  • Природные объекты.
  • Природно-антропогенные объекты.
  • Качество природной среды.,

Окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природная среда (природа) - совокупность компонентов ПС, природных и природно-антропогенных объектов.

Компонентами природной среды являются земля. Недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Под природным объектом понимается естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект - природно-антропогенный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект рассматривается в виде объекта, созданного человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающего свойствами природных объектов.

Управление охраной ОС базируется на информации, получаемой системой мониторинга ОС. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза динамики возможных изменений.

В системе мониторинга различают три уровня:

  • санитарно-токсический,
  • экологический,
  • биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг . Наблюдению подлежит состояние качества ОС в соответствии с ИСО 14000, главным образом за степенью загрязнения ПР ВВ и влиянием этого процесса на человека, животных и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи.

Качество ОС определяет ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Контролю подлежат:

  • содержание в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов;
  • качество водных объектов;
  • степень загрязнения водных объектов различными веществами, нефтепродуктами.

Контрольпроводится с целью определения качества объектов ОС. Контролируется качество воды, воздуха, ПР, а также динамические качества ПС.

Качество воды выражает степень соответствия ее показателям потребностям людей и (или) технологическим требованиям.

Качество воздуха характеризуетсястепень соответствия его физико-химических и биологических характеристик потребностям человека и (или) технологическим требованиям.

Качество динамические природных систем - способность ПС изменяться и сохранять структурно-функциональные характеристики во времени.

Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также влияние динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга ОС. Проводится на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются на территории России.

3.3.1.2 Управление охраной труда

Управление ОТ осуществляется в соответствии с «Основами законодательства по охране труда». Представители организаций, занимающиеся управлением ОТ, наделены широкими полномочиями по контролю условий и охраны труда и всех объектов с точки зрения их эксплуатационной безопасности.

На предприятиях действует система управления охраной труда (СУОТ), предусматривающая участие в ней всех представителей администрации.

СУОТ предполагает выработку некоторых управленческих решений, принимаемых на основе учета, анализа, оценки показателей состояния охраны и условий труда по обобщенным показателям.