Как наказывается нарушение права на свободу совести и свободу религиозного вероисповедания в России? История вопроса и мнения экспертов — в материале “Ъ”.

Оскорбление чувств верующих в России - это уголовное преступление. Только далеко не всегда можно привлечь гражданина-нарушителя к ответственности. А если и получается сделать это, то приходится изрядно постараться. В некоторых случаях даже разбираться по закону не стоит - уж больно легкие меры на практике применяются к нарушителям, оскорбляющих верующих. Поэтому многие стараются или вообще закрыть глаза на событие, или как-то самостоятельно борются с проблемой. Тем не менее в России существует закон об оскорблении чувств верующих. Точнее, в Уголовном кодексе есть статья, которая регламентирует наказания, положенные за совершенное деяние. В ней прописываются возможные случаи и нормы, помогающие судебным органам выносить правильные меры пресечения повторных нарушений свобод и прав вероисповедания. Так на что можно рассчитывать в том или ином случае?

На публику

Оскорбление чувств верующих может наказываться разными методами. Все зависит от того, как именно было совершено преступление. Разумеется, обстоятельства и даже мелкие детали способны оказать влияние на судебное решение. Начинается статья 148 УК РФ с того, что предлагает она самые простые и не очень серьезные меры за простое оскорбление чувств верующих и свобод человека на публике. То есть в без каких-либо Вообще, наказания за данное деяние могут быть разными. Некоторые меры никого не пугают и не отвращают от публичных оскорблений, направленных на веру и свободу человека.

Например, стоит обратить внимание на штраф за оскорбление чувств верующих. Он может быть разным, в зависимости от тяжести совершенного преступления. Если никаких отягчающих обстоятельств не было, можно надеяться на не самое тяжелое наказание. Чаще всего, как нетрудно догадаться, накладывается денежное взыскание.

Закон об оскорблении чувств верующих гласит, что при простом правонарушении, которое не отягощено никакими иными обстоятельствами, придется выплатить до 300 000 рублей. В принципе, это почти столько же, сколько на практике платят за моральный ущерб. Либо денежные выплаты могут выражаться в виде любого дохода правонарушителя. Преступник будет платить сумму, которую вынесет ему суд, но она при этом не должна превышать прибыль гражданина более чем за 2 года. Именно такие правила установлены в России на данный момент.

На работу

Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ) может также наказываться общественными работами. Правда, продолжительность оных будет варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. Чаще всего рассматриваются дела, которые не имеют никаких отягощающих обстоятельств. Например, что полагается за нарушение, описанное в первой части настоящей статьи? Речь идет о случаях, когда оскорбление свобод вероисповедания произошло публично, но не в каких-то религиозных заведениях.

То есть можно не только штраф получить. Оскорбление чувств верующих, согласно законодательству РФ, карается также общественными работами. Обязательными или принудительными. Не столь распространенные меры, но они имеют место. На практике чаще всего назначается денежная выплата. Она считается и менее неприятной, и более действенной. Обязательные работы при совершении такого преступления будут продолжаться до 240 часов, а принудительные - в несколько раз дольше. Суд имеет право вынести решение, согласно которому общественный труд длится до 12 месяцев. Это уже более серьезная мера, но она, как показывает практика, не особо стимулирует нарушителей к соблюдению законов. А вот штраф - вполне.

За решетку

Оскорбление чувств верующих (статья 148) - это не только общественные работы и денежные выплаты. Это еще и более серьезные меры, а также последствия. На практике без отягощающих обстоятельств следующий вариант развития событий назначается крайне редко, но он имеет место. Речь идет о лишении свободы.

То есть за оскорбление чувств верующих можно и попасть за решетку. Если вы просто совершили данное преступление в общественном месте, бойтесь! Ведь при подобном раскладе полагается тюремное заключение в колониях разного режима (по усмотрению суда, чаще исправительные или общие имеют место) на 1 год максимум. Не слишком много, но и не мало.

К счастью, как уже было сказано, подобный расклад событий редко имеет место. Ведь оскорбление чувств и свобод в России очень часто попросту не рассматривается в качестве преступления уголовного характера из-за отсутствия исков от потерпевших. Никому лишние разбирательства не нужны, особенно если просто кто-то оскорбил вашу веру в общественном месте. Это, к сожалению, не столь редкое явление, чтобы тут же бежать в суд. Хотя по закону вы имеете на это полное право. А пользоваться им или нет, решайте самостоятельно.

Специальные места

Статья "Оскорбление чувств верующих" (УК РФ) - это, как мы уже выяснили, уголовное преступление. И оно наказывается разными методами. Какие-то из них пугают, некоторые же - вообще простая формальность, которая не мотивирует граждан на соблюдение законов. Более серьезные меры применяются к нарушителям, если оскорбление веры человека произошло в специально отведенных религиозных местах. Например, в церкви или около какого-нибудь алтаря для проведения богослужения. Это уже считается отягощающим обстоятельством. И поэтому стоит готовиться к более серьезным мерам пресечения повторного преступления.

Оскорбление чувств верующих суд способен наказать, опять же, денежными выплатами. Разумеется, речь идет о штрафе. В данном случае он возрастает, причем уже значительно. За оскорбление свобод и прав вероисповедания в специально отведенных религиозных местах придется отдать максимум 500 000 рублей. Или же можно лишиться собственного дохода за 3 года. Это предельная величина. Не обязательно доход должен выражаться в виде заработной платы, учтите это. Главное, что учитывается только официальная прибыль.

Труд

Оскорбление религиозных чувств верующих, которое было совершено в специально отведенных местах для подобных граждан, карается, как уже стало понятно, более серьезно, нежели обычные разногласия и принижения на публике. Это все отражается и на штрафе, и на всех остальных вышеперечисленных мерах. Так в России стоятся многие законы. То есть применяются одни и те же меры, но при этом они как бы становятся более серьезными.

Общественный труд за совершенное правонарушение тоже имеет место. Обязательные и принудительные работы - их никто не отменял. Да, на практике оскорбление чувств верующих (УК, 148 статья, РФ) подобными наказаниями почти не карается, но согласно закону, они имеют место.

Срок обязательных работ увеличится. Теперь вместо 480 часов труда вам будет положено максимум 360. Это не так уж и много, если задуматься. По сравнению с принудительными. Ведь отныне их продолжительность возрастет в несколько раз. Теперь она составит 3 года максимум. А конкретный срок будет установлен только при судебных прениях с учетом всех возникших обстоятельств и событий.

На свободу

Закон об оскорблении чувств верующих, как мы уже выяснили, подразумевает еще и лишение свободы. То есть можно "загреметь" за решетку на определенный срок. На какой именно и с какими последствиями, зависит от многочисленных обстоятельств. Но, как показывает практика, уже после совершенного нарушения в специально отведенных религиозных местах будет применено к оступившемуся особое правило. Какое именно? Об этом немного позже.

Для начала стоит отметить, что оскорбление чувств верующих (УК РФ, статья 148) наказывается тюремным заключением. Если преступление было совершено в специально отведенных для верующих местах, продолжительность наказания составит максимум 3 года - столько же, сколько и принудительные работы могут продолжаться. Это уже действительно серьезная мера, которой многие опасаются. Но на данном этапе наказания не заканчиваются. Статья УК "Оскорбление чувств верующих" предусматривает дополнительные меры, которые будут назначаться (или нет - на усмотрение судебных органов) после освобождения из тюрьмы.

Дополнительно

Дело все в том, что во второй части ст. 148 УК РФ можно заметить: помимо лишения свободы, к нарушителям имеют право применить особые меры. Не самые страшные, но, можно сказать, стимулирующие к исправлению поведения.

О чем идет речь? Помимо лишения свободы, в некоторых случаях (каких именно, решит суд при разбирательствах в каждом деле) полагается еще и ограничение свободы. Его называют еще условным сроком. В ходе оного вы будете осуждены, нужно будет отмечаться в милиции, а также просто учитывать, что вы совершили преступление. - это просто то же отбывание наказания, но в привычной для нас среде, в ходе которого нарушать закон нельзя. Иначе при любых разбирательствах подобная мера будет рассматриваться в качестве отягощающего обстоятельства.

За оскорбление чувств верующих в специально отведенных религиозных местах, а также на местности, предназначенной для богослужений и полагается не только лишение свободы, но и условный срок. Если он будет назначен вам, учтите: максимальная его продолжительность составляет всего 1 год. По сравнению с тюремным заключением, данная цифра ничтожна. Тем не менее, как уже было сказано, ограничение свободы подразумевается в законе, как мера наказания, не всегда. На практике же оно имеет место в большинстве случаев. Это прекрасная мотивация для исправления собственного поведения.

Препятствие

Также в законодательстве рассматриваются очень интересные случаи. Например, что полагается преступнику, который незаконно воспрепятствовал деятельности или аналогичным событиям? Как ни странно, но это деяние тоже расценивается как оскорбление чувств верующих (УК РФ). И, разумеется, к нарушителям обязательно будут применять определенные меры пресечения повторного преступления. Например, штраф. Это, как можно заметить, мера, применяемая в большинстве случаев. И не только при оскорблении свобод и веры. На практике она назначается крайне часто. При незаконном учинении препятствий для проведения религиозных обрядов, а также воспрепятствии законной деятельности вероисповедающих объединений, полагается денежное взыскание. Оно точно такое же, как и при обычном оскорблении, - либо 300 000 максимум, либо заработная плата/доход осуждаемого за период, не превышающих 24 месяцев. В принципе, многих уже данная мера стимулирует.

Обязательные и тоже имеют место. Только они не слишком уж и часто назначаются при учинении препятствий законной религиозной деятельности. Ведь в первом случае наказание продлится максимум 360 часов, во втором - до 12 месяцев. Не самые серьезные меры, но они имеют место. По сравнению с оскорблениями в общественных местах, предназначенными для обрядов, приведенные наказания не столь страшны.

Еще одна, но нестандартная мера для нашей сегодняшней статьи - это арест. Оскорбление чувств верующих (УК) может наказываться и такой мерой. Арест при этом будет наложен на гражданина, если он препятствовал законной деятельности религиозных объединений, а также мешал всеми силами (или пытался сделать это) проведению обрядов. Разумеется, речь идет только о законных случаях, не более того.

Арест при подобном развитии событий будет не слишком продолжительным - 3 месяца, это предел. На практике же чаще всего тот, кого привлекли за оскорбление чувств верующих (список возможных наказаний нам уже известен), отделывается штрафом и арестом на 15 суток. Это вполне нормальное явление в России. Скорее, подобное событие можно назвать негласным законом.

Служебное положение

Но на этом статья Уголовного кодекса не заканчивается. Дело все в том, что имеют место некоторые отягощающие обстоятельства, которые действительно наказываются по высшим мерам. Оскорбление чувств верующих (статья 148, РФ УК), а точнее, незаконное препятствие религиозным событиям при применении служебного положения - это действительно серьезное преступление. И оно, как показывает практика, тяжелее всего наказывается.

Например, штраф. Он здесь не такой большой, поэтому на практике назначается редко. Всего придется отдать либо до 200 000 рублей, либо свой доход за период до 1 года. Это не слишком много, если задуматься. Обязательные, исправительные и принудительные работы тоже имеют место. Их судебные органы на практике назначают куда чаще, чем штрафы в данном случае.

Сколько будет длиться подобное наказание? Все зависит от типа назначенных работ. К примеру, обязательные - 480 часов, принудительные - 1 год, исправительные - 24 месяца. Данные сроки считаются максимальными, при тех или иных случаях они способны уменьшаться по усмотрению суда. Но на деле такое происходит крайне редко.

Лишение свободы с некоторыми дополнительными мерами тоже имеет место. При подобном раскладе событий, когда нарушение сопровождалось использованием служебного положения, придется "отсидеть" до 1 года, а также на 2 года лишиться права занимать определенные посты и должности (обычно руководящие), а также вести ту или иную деятельность на этот же период. Именно такая мера (вместо ареста) будет применяться к нарушителю. Пожалуй, при для того, чтобы совершить оскорбление чувств верующих (статья УК 148), это самый распространенный случай.

Угрозы и насилие

Последняя ситуация, которая только может рассматриваться в нашей сегодняшней статье, - это угрозы применения насилия либо непосредственное исполнение оных действий. Речь идет, конечно же, о случаях, в ходе которых вы незаконно пытались препятствовать религиозным мероприятиям, а также деятельности подобных организаций.

Дело все в том, что за данное нарушение полагаются уже известные нам меры пресечения повторного преступления. Какие именно? Точно такие же, как и за использование служебного положения.

То есть можно получить штраф в виде 200 тысяч рублей или взыскание любого вашего официального дохода за 12 месяцев. Кроме того, имеет место назначение разнообразных типов общественных работ - обязательных, принудительных и исправительных. Их максимальная продолжительность уже известна. Это 480 часов, 12 месяцев и 2 года соответственно. Сесть в тюрьму (какую именно, решает суд) тоже можно, да еще и лишиться дополнительно права вести ту или иную деятельность. На труд ограничения тоже распространяются. Вы не сможете работать в каких-то сферах, а также занимать определенные посты. На практике чаще всего речь идет о руководящих должностях. Подобного рода ограничение накладывается на 2 года максимум. А вот "отсидеть" придется около года. Может, и меньше, если так решат судебные органы.

Как видите, оскорбление чувств верующих (статья, регламентирующая наказания за совершенное преступление в том или ином случае, нам известна) - это действительно серьезное нарушение. И если правильно подойти к решению поставленного вопроса, можно всегда защитить свои права и свободы вероисповедания. На практике, как уже было сказано, такое происходит не слишком часто. Ведь редко кто будет доказывать, что его взгляды были как-то задеты.

Основная проблема, которая может возникнуть в ходе судебных прений, - это доказательства. То есть вы должны будете доказать, что принадлежите к той или иной вере, а также следуете ей. Иначе статья попросту не будет действовать. Желательно при этом иметь каких-то незаинтересованных свидетелей, которые способны подтвердить ваши слова.

Разумеется, действовать закон будет, как уже было сказано, только если религиозные обряды и события, а также деяния религиозных объединений признаны законными. В противном случае защиту найти не удастся. Плюс ко всему, не распространяются приведенные наказания на веру, признанную опасной и незаконной. Например, на не могут пользоваться законодательством. Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ) не относится к сатанистам, так как данная "вера" официально запрещена в России. А вот все остальные имеют полное право на оперирование российским законодательством. Такие правила установлены в стране. Как видите, все не столь сложно, как кажется на первый взгляд. Главное - не бойтесь защищать свои права на вероисповедание, если они были задеты. Суд обязательно встанет на вашу сторону, если деятельность ваша не несет никакой опасности для общества и является адекватной, законной.

Российское законодательство не содержит единого определения публичности, она понимается по-разному в каждой отрасли права. И если говорить об уголовном праве, то совершение деяния публично является обязательным признаком во многих составах, например, в ст. 205.2, 280, 280.1, иных преступлениях экстремистской и террористической направленности. Верховный суд России в связи с этим указал, что «под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения… Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.)».

Можно резюмировать, что публичность подразумевает совершение действий в месте, где они могут стать достоянием неопределённого круга лиц, среди которых должны быть «верующие» лица (от двух, так как слово употреблено во множественном числе). Если же субъект может ограничить и контролировать круг лиц, которые с ней ознакомятся (к примеру, ограничив доступ к интернет-блогу , даже сделав приписку вроде «Верующим не читать»), то такое распространение информации не может быть признано публичным. Субъект должен умышленно совершать действия публично, и умышленно желать быть услышанным «верующими», то есть он должен знать или иметь достаточные основания полагать, что они будут находиться среди публики.

Что понимать под «явным неуважением к обществу»? Считаю, что с учетом совпадения формулировок ст. 148 и ст. 213 Уголовного Кодекса РФ, можно обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда, посвященному уголовным делам о хулиганстве, исходя из которого «явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним». Очевидно, что эта категория опять же является оценочной, и не может быть с точностью определена, поскольку эти «общепризнанные нормы и правила поведения» не могут быть нигде закреплены, они определяются исключительно образом жизни, сложившемся в течение длительного времени в определенном обществе.

Важно, что публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу, должны быть умышленно совершены в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Здесь возникает сразу несколько вопросов: что понимать под оскорблением, что такое религиозные чувства, кого считать верующими и как установить, что деяние совершено именно с целью оскорбления?

С учетом отсутствия правоприменительной практики по данному вопросу, дать четкое определение понятию «религиозные чувства» невозможно. Если опираться на общие положения философии, религиоведения и иных неюридических гуманитарных дисциплин, религиозные чувства можно определить как систему жизненных целей, ценностей, установок, запретов и дозволений, которой человек руководствуется в связи с причастностью к тому или иному религиозному учению. Чувство сопричастности к этой системе, наверное, и есть чувство религиозное.

Сразу возникает вопрос - какое религиозное учение можно иметь в виду? Что вообще есть религия и вероисповедание? И подразумеваются ли только «мировые» религии (то есть христианство, ислам и буддизм, во всем разнообразии их течений), или все существующие в мире? Может быть, только религии, «составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России»? В российском законодательстве определение конфессии (опять же - вопрос о соотношении понятий «религия», «вера», «вероисповедание» и «конфессия ») имеется лишь в одном акте (и то не связанном напрямую с регулированием подобного рода отношений), где указано, что «под конфессией или вероисповеданием понимается особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Конфессиональное деление присуще всякой религии. Так, например, христианство делится на три основные конфессии - православие, католицизм, протестантизм, а ислам - на такие конфессии , как суннизм, шиизм и ваххабизм». Данное определение крайне расплывчато, содержит логическую ошибку (определение «вероисповедания» через «особенность вероисповедания»), и, по сути, ничего не поясняет.

С учетом того, что список всех существующих в мире религий составить в принципе невозможно, а также для исключения возможности злоупотреблений, под религиозными учениями, на мой взгляд, стоит понимать только те, которые имеют последователей, объединённых в форме религиозной организации или группы в соответствии с законодательством Российской Федерации либо иного государства.

Следующая неясность возникает с «верующими». Кого под ними необходимо понимать? И, получается, что законодатель вводит новый субъект права? С учетом того, что в названии закона используется слово «граждане», а в тексте оно не фигурирует ни разу, логика, мягко говоря, не ясна. Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», являющегося основным регулятором религиозных отношений, также гласит о недопустимости умышленного оскорбления чувств граждан в связи с их отношением к религии (значит, можно сделать логический вывод о том, что запрещается также оскорбление чувств атеистов в связи с их непринятием религий, и чувств агностиков в аспекте их убежденности в невозможности познания наличия или отсутствия существования бога). Примечательно, что в этом законе слово «верующие» также не употреблено ни разу. Уголовный кодекс содержит дискриминационны положения в ст. 148, согласно которой защите подлежат исключительно чувства верующих. В российском законодательстве термин «атеист» вообще упоминается всего несколько раз (да и то в сочетании со словом «верующий», а не самостоятельно) - в ст. 39 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», гласящей об обязанности медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, содействовать в осуществлении права на свободу совести верующих и атеистов; а также в нескольких ГОСТах , регулирующих вопросы предоставления населению социальных услуг, в аспекте установления их форм и объемов в рамках «предоставления помещений для отправления религиозных обрядов, создания для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка работы учреждения и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов». С толкованием данного термина, думается, проблем не возникает - большинство словарей сходятся на рассмотрении атеиста как лица, отрицающего существование бога, безбожника, неверующего.

Примечательно, что официальные документы вообще не содержат определения понятию «верующие» ни в одном акте, в котором данное слово упоминается (например, «Концепция внешней политики Российской Федерации», содержащая крайне настораживающее положение о первоочередности недопущения оскорбления чувств верующих в аспекте наращивания взаимодействия с иностранными государствами в сфере укрепления норм защиты прав и свобод человека, или те же ГОСТы ). Проанализируем значение слова «верующий» с точки зрения русского языка, обратившись к толковым словарям. Так, С.И. Ожегов под «верующим» понимает человека, признающего существование бога. Д.Н. Ушаков определяет верующего аналогично С.И. Ожегову, но с дополнением о религиозности («Признающий существование бога , религиозный человек» ). Как это трактовать? Религиозный человек априорно подразумевается верующим (хотя вполне может быть и неверующим, просто подчиняющимся каким-либо правилам в силу воспитания, привычки и т.п.), живущим в строгом соответствии с религиозными предписаниями, отправляющим религиозные обряды? Словарь В.И. Даля не содержит слова «верующие», но дает понятие «вере» в нескольких аспектах, определяя её как «уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе бога; безусловное признание истин, открытых богом;
совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство».

Резюмируя, можно сделать вывод о толковании слова «верующие» в двух взаимосвязанных аспектах - как лиц, признающих существование бога, и как лиц религиозных, живущих в соответствии с канонами определенной религии. Думаю, для правоприменительной практики, в целях недопущения чрезвычайно широкого толкования и злоупотреблений, под верующими логично будет понимать лиц, живущих в соответствии с признанными большинством исповедующих канонами религии, имеющей последователей, объединённых в форме религиозной организации или группы в соответствии с законом России или иностранного государства (а не просто лиц, признающих существование бога, конкретного или абстрактного). Однако, проблематично будет установить «каноны» в религиях, не имеющих собрания текстов, равно как и то, живет ли человек в соответствии с этими канонами или нет, что в очередной раз показывает недопустимость включения в текст закона такой дискриминационной категории как «верующие». Важно учесть, что, поскольку в субъективной стороне данного состава преступления обязателен прямой умысел (так как имеется конкретная цель - оскорбление чувств верующих), необходимо установление признака заведомости - то есть субъект должен знать, что перед ним находятся верующие лица, вне зависимости от того, какую именно религию они исповедуют.

Рассмотрим толкование «оскорбления». Под оскорблением вообще в уголовном праве понималось (до отмены ст. 130 УК РФ) выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности, имеющая обобщенный характер и унижающая её честь и достоинство. Неприличная форма подразумевает под собой откровенно циничную (опять же - оценочная категория, толкование которой не определено, понятие «цинизм» относимо больше к философским категориям, воспринимается каждым человеком субъективно), резко противоречащую принятой в данном обществе манеру общения. Значит, оскорбление религиозных чувств верующих можно определить, как отрицательную оценку того или иного религиозного учения, выраженную в неприличной, унизительной форме (к примеру, с употреблением мата). То есть под действие данной статьи не должно подпадать выражение мнений, взглядов, суждений, даже публично и среди верующих и продиктованных неприятием к какому-либо религиозному учению, но выраженных в «приличной» форме, а также не несущей признаков явного неуважения к обществу, не нарушающей общепризнанных норм и правил поведения. Важно установление наличия обоих признаков в совокупности - и явного неуважения к обществу и, одновременно, оскорбления религиозных чувств верующих.

Установить цель оскорбления будет достаточно сложно, так как цель - это фактический результат, который субъект желает достичь посредством совершения деяния, то есть это то, что находится исключительно в его сознании. Наличие цели должно проявляется в конкретных действиях, направленных на её достижение, поэтому о том, с какой целью действовал человек, необходимо судить, исходя не только из его личных показаний, но и из объективной характеристики его действий. Думаю, что любое действие, совершенное в месте отправления религиозных обрядов (опять же, вопрос - что под ними понимать? Какие именно это должны быть обряды? Как установить, относятся ли они к конкретному вероисповеданию? А если обряд будет неким «новшеством»?), идущее вразрез с устоявшимися там правилами поведения, если оно является агрессивным и циничным (опять же - субъективная оценка), будет являться действием, совершенным с целью оскорбления религиозных чувств людей. Сочетание содержания действия и места в данном случае однозначно указывает на цель.

Резюмируя сказанное, можно сделать выводы о том, что:

  1. Действующая редакция ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации не отвечает правилам логики и юридической техники, поскольку состоит лишь из не поясненных законодателем оценочных категорий.
  2. Федеральное законодательство, в той или иной степени касающееся общественных отношений в религиозной сфере, также не дает определения терминам, значимым для её правового регулирования.
  3. Под «публичностью» применительно к рассматриваемой статье Уголовного кодекса предлагается считать совершение действий в месте, где они могут стать достоянием неопределённого круга лиц, среди которых заведомо должны быть «верующие» лица (от двух, так как слово употреблено во множественном числе).
  4. «Религиозные чувства» можно рассматривать как систему жизненных целей, ценностей, установок, запретов и дозволений, которой человек руководствуется в связи с причастностью к тому или иному религиозному учению. Чувство сопричастности к этой системе можно назвать религиозным чувством.
  5. Под «религиозными учениями» предлагается понимать только те, которые имеют последователей, объединённых в форме религиозной организации или группы в соответствии с законодательством Российской Федерации либо иного государства.
  6. «Верующих» предлагается определить как лиц, живущих в соответствии с признанными большинством исповедующих канонами религии, имеющей последователей, объединённых в форме религиозной организации или группы в соответствии с законом России или иностранного государства.
  7. «Оскорбление религиозных чувств верующих» можно определить как отрицательную оценку того или иного религиозного учения, выраженную в неприличной, унизительной форме (к примеру, с употреблением мата) - то есть под действие данной статьи не должно подпадать выражение мнений, взглядов, суждений, даже публично и среди верующих и продиктованных неприятием к какому-либо религиозному учению, но выраженных в «приличной» форме, а также не несущей признаков явного неуважения к обществу, не нарушающей общепризнанных норм и правил поведения. Таким образом, важно установление наличия обоих признаков в совокупности - и явного неуважения к обществу и, одновременно, оскорбления религиозных чувств верующих.
  1. Обязательным также является установление прямого умысла и цели «оскорбления религиозных чувств верующих».
  1. Нынешняя редакция ст. 148 Уголовного кодекса должна подлежать немедленному видоизменению, поскольку данные законодательные недочеты повлекут существенные трудности для правоприменителя . Предлагается возможным сформулировать ст. 148 в следующей редакции:

«Статья 148. Нарушение законодательства о свободе совести и вероисповеданий.

  1. Воспрепятствование законным формам реализации права на свободу совести и вероисповеданий,

наказывается штрафом в размере до 100 тысяч рублей.

  1. Нарушение положений законодательства об отделении религиозных организаций от государства,

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.

  1. Деяния, предусмотренные частью 1 или 2 данной статьи, совершенные:

А) лицом с использованием своего служебного положения;

Б) с применением насилия или с угрозой его применения,

наказываются штрафом в размере до миллионы рублей, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет».

Текст публикуется из источника:

ФЕДОТОВА Ю.Е.,
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кафедра уголовного права;
Уральский государственный
юридический университет,
620137, г. Екатеринбург,
ул. Комсомольская, 21

ОСКОРБЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ
И УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
LEGAL SCIENCE AND LAW ENFORCEMENT PRACTICE
YURIDICHESKAYA NAUKA I PRAVOOKHRANITEL’NAYA PRAKTIKA
2016
N 1 (35)

стр.199

Реферат. Анализируются изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федера-
ции Федеральным законом «О внесении изменений в статью 148 и отдельные законодательные
акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и
чувств граждан» в связи с нашумевшим делом «Пусси Райот». Исследуются дефекты редакции
статьи, дается разъяснение оценочных категорий, объясняется несоответствие отдельных ее по-
ложений правилам логики и юридической техники, обосновывается необходимость изменения
формулировки нормы. Указывается на отсутствие в российском законодательстве федераль-
ного уровня определений понятий, необходимых для адекватного и справедливого норматив-
но-правового регулирования отношений, связанных с религиозной сферой человеческой дея-
тельности. Предлагаются авторские определения понятий «публичность», «религиозное учение»,
«верующие», «религиозные чувства», «оскорбление религиозных чувств верующих». Говорится
о необходимости совершения деяния с прямым умыслом и определенной целью, а именно по-
средством «оскорбления религиозных чувств верующих», поясняются сложности, связанные с
наличием оценочных, не разъясненных категорий, которые неизбежно должны возникнуть в де-
ятельности правоохранительных органов (следствия, прокуратуры, суда) при установлении нали-
чия или отсутствия данной цели для объективного, полного и беспристрастного расследования,
рассмотрения уголовного дела, а также вынесения законного, обоснованного и справедливого
судебного решения. Предлагается новая редакция рассматриваемой статьи, устанавливающей
уголовную ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и вероисповеда-
ний в виде воспрепятствования законным формам реализации права на свободу совести и веро-
исповеданий и нарушения положений законодательства об отделении религиозных организаций
от государства.
Ключевые слова: уголовный кодекс; верующие; религия; оскорбление; религиозные чув-
ства; публичные действия.
INSULTING RELIGIOUS FEELINGS OF BELIEVERS
AND THE CRIMINAL LAW: CORRECTION OF MISTAKES
Abstract. The changes made to the RF Criminal Code by the Federal law “On amendments to
article 148 and certain legislative acts of the RF to counter insulting religious beliefs and feelings of
citizens” in connection with “Pussy Riot” case are analyzed. The defects of the article’s wording are
studied, evaluation categories are explained, discrepancy between its individual provisions and the rules
of logic and legal technique is analyzed, the need to change the wording of the norm is proved. The author
indicates the lack of definitions of the concepts necessary for an adequate and fair legal regulation
of relations connected with the religious sphere of human activity in the Russian federal legislation. The
author’s definitions of “publicity”, “religious doctrine”, “believers”, “religious feelings”, “insulting religious
feelings of believers” are proposed. The necessity of committing the act with deliberate intent, namely,
by “insulting religious feelings of believers” is described. The author analyzes the difficulties connected
with evaluation categories (which aren’t explained) that should inevitably arise in law enforcement
agencies’ activities (investigation, prosecution, court) when establishing the presence or absence of such
intent for the objective, complete and impartial investigation of the criminal case and criminal proceedings,
as well as passing a lawful, reasoned and fair court decision. A new wording of the considered
article, establishing criminal liability for violation of legislation on freedom of conscience and religion by
preventing legal forms of realization of the right to freedom of conscience and religion, as well as on
separation of religious organizations from the state, is proposed.
Keywords: Criminal code; believers; religion; insult; religious feelings; public actions.

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -


наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.


2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, -


наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.


3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -


наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.


4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:


а) лицом с использованием своего служебного положения;


б) с применением насилия или с угрозой его применения, -


наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.




Комментарии к ст. 148 УК РФ


1. Статьей 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эта конституционная свобода является объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

2. Незаконным является вмешательство в деятельность религиозных организаций или совершение религиозных обрядов, совершаемое в нарушение законодательства РФ о свободе вероисповедания.

Воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов может осуществляться путем необоснованного отказа в регистрации религиозной организации, наложения запретов на эту деятельность, ликвидации религиозных объединений, изъятия их имущества, закрытия храмов или молельных домов, уничтожения или повреждения имущества, угроз причинения имущественного вреда или посягательства на личность, срыва массового мероприятия. Формой воспрепятствования является оказание давления на верующих, а также иное умышленное создание условий, препятствующих деятельности религиозных организаций и отправлению религиозных обрядов.

В тех случаях, когда при совершении деяния, предусмотренного ст. 148 УК, причиняется вред и другим охраняемым уголовным законом интересам (службы, собственности, личности, общественному порядку, общественной безопасности и т.д.), содеянное образует совокупность преступлений.

3. Преступление является оконченным с момента совершения предусмотренного законом деяния.

4. Субъективная сторона предусматривает вину в виде прямого умысла.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

В случае использования виновным при совершении этого преступления служебного положения содеянное следует квалифицировать по ст. ст. 148 и 285 УК.