Выплаты логопеду за вредные факторы. Дополнительный отпуск учителям за вредные условия труда

Действие опасных и вредных факторов условий труда и меры защиты от них

Вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающегоили его потомство

Вредные производственные факторы – факторы производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на работника при определенных условиях (интенсивность, длительностьи т.д.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:

Физические;

Химические;

Биологические;

Психофизиологические;

Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на следующие: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы, разрушающиеся конструкции

Повышенная запыленность, повышенная и пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенный: уровень шума, уровень вибрации, яркость света, уровень инфразвуковых колебанийи т.д.

Химическиеопасные и вредные производственные факторы подразделяются

по характеру воздействияна организм человека на:токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию;

по пути проникания в организм человека через: органы дыхания, желудочно-кишечный тракт; кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологическиеопасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения и животные)

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие: физические перегрузки(статические, динамические); нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, монотонность труда; эмоциональные перегрузки)

один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам, перечисленным выше.

Гигиенические критерии оценки условий труда - показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

Микроклимат производственных помещений.

Микроклимат производственных помещений- комплексфизических факторов, оказывающих влияние на теплообмен человека с окружающей средой, на тепловое состояние человека и определяющих самочувствие, работоспособность, здоровье и производительность труда.

Показатели микроклимата: температура воздуха и его относительная влажность, скорость его движения, мощность теплового излучения. Для сохранения постояннойтемпературы тела организм должен находиться в термостабильном состоянии, которое оцениваетсяпо тепловому балансу.

Микроклимат по степени влияния на тепловой баланс человека подразделяется на нейтральный, нагревающий, охлаждающий.

Нейтральный микроклимат при воздействии на человека в течении рабочей смены обеспечивает тепловой баланс организма.

Охлажденный микроклимат -сочетание параметров, при котором суммарная теплоотдача в окружающую среду превышает величинутеплопродукции организма. Охлажденный микроклимат приводит к обострению язвенной болезни, радикулита, обуславливает возникновение заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы

Охлаждениечеловека приводит к изменению его двигательной реакции, нарушает координацию и способность выполнять точные операции, вызывает тормозные процессы в коре головного мозга

Нагревающий микроклимат - сочетание параметров, при котором имеет место изменение теплообмена человека с окружающей средой, проявляющееся в накоплении тепла в организме и в увеличении доли потерь тепла испарением влаги.

Воздействие нагревающего климататакже вызывает нарушение состояния здоровья, снижение работоспособности и производительности труда. Он являетсяпричиной болезни

Оптимальные микроклиматическиеусловия характеризуются такими параметрами показателей микроклимата, которые при их сочетанном воздействии на человека в течение рабочей смены обеспечивают оптимальное тепловое состояниеорганизма

Допустимые микроклиматическиеусловия характеризуются такими параметрами показателей микроклимата, которые при их сочетанном воздействии на человека в течение рабочей смены могут вызывать изменение теплового состояния Это приводит к умеренному напряжению механизмов терморегуляции, незначительным дискомфортнымобщим и локальным теплоощущениям.

Вредные микроклиматические условия –параметры микроклимата, которые при их сочетанном действии на человека в течение рабочей смены вызывают изменениятеплового состояния организма, выраженные общие или локальные дискомфортные теплоощущения, значительное напряжение механизмов терморегуляции, снижение работоспособности. При этомне гарантируется термостабильность организма человека и сохранениездоровья в период трудовой деятельности и после ее окончания.

Опасные (экстремальные) микроклиматические условия - параметры микроклимата, которые при их сочетанном действии на человека, даже в течение непродолжительного времени (менее 1 часа) вызывают изменение теплового состояния организма,что может привестик нарушению состояния здоровья и возникновению риска смерти.

Если допустимые нормативные величины микроклимата поддерживать не представляетсявозможным, необходимо проводить мероприятия по защите работников от возможного перегревания и охлажденияЭто достигается: личными средствами; применением систем местного кондиционирования воздуха; использованием индивидуальных средств защиты от повышения(понижения) температуры; регламентацией периодов работы в неблагоприятном микроклимате и др.

Шум и его воздействие на организм работника.Защита от шума.

Шум – совокупностьзвуков разной интенсивности и частоты, беспорядочно изменяющихся во времени, возникающих в производственных условиях и вызывающих у работников неприятные ощущения и объективные изменения в различных функциональных системах организма. Для характеристики интенсивности звуков(или шума) принята измерительная система, учитывающая приближенную логарифмическуюзависимость между раздражением и слуховым восприятием- шкала бел или (децибел)

Техническиесредства борьбы с шумом: устранение причин возникновенияшума, снижение его в источникеили ослаблениешума на путях передачи, непосредственная защита работника (группы работников) от воздействия шума. Применение звукопоглащающих облицовок для потолка и стен приводит к изменению спектра шума в сторону более низких частот, что даже при относительно небольшом снижении уровня, существенноулучшает условия труда.

Воздействие производственного шума на работника оценивают по результатам медицинских осмотров. Слух считаетсянормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6 м. Разговорную речь человек с нормальным слухом воспринимаетна расстоянии до 60-80 м

Основная цель предварительных медицинских осмотров заключается в оценке состояния здоровья работников для решениявопросов пригодности к работе. Данные предварительногоосмотра имеют существенное значение для дальнейшего медицинского наблюдения за работниками.

Инфразвук и его воздействие на организм человека.

Под инфразвуком понимают звуковые колебания и волны с частотаминиже полосы слышимых (акустических) частот, в основном в пределах от 1 до 20 Гц. Этот частотный диапазон лежит ниже порога слышимости.Развитие современной техники и транспортных средств, совершенствование технологических процессов и оборудования сопровождаются увеличением мощности и габаритов машин, что обуславливает тенденцию повышенияудельного веса низкочастотных составляющих в спектрах шумов на рабочих местах и появлениеинфразвука.

Инфразвук легко проникает в помещения и обходит преграды, задерживающие слышимые звуки. Инфразвуклегко проникает в помещения и обходитпреграды, задерживающие слышимые звуки. Инфразвуковые колебания способны вызвать вибрацию

Техническиемеры защиты. Длясниженияуровней инфразвука следует: производить изоляцию объектов, являющихсяисточниками инфразвука, выделятьих в отдельные помещения; использовать кабины наблюденияс дистанционным управлением технологическим процессом (с применением

мер инфразвукового поглощения), вибропоглощения; использовать глушители инфразвука с механическим преобразованием частоты волны и др.

В производственных условиях при воздействиях инфразвука с уровнями, превышающими нормативные, следует применять режим труда и отдыха с введением 20-минутных перерывов через каждые 2ч работы, что должно быть отражено в технологических регламентах, инструкциях и др.

городского округа Тольятти

ИНСТРУКЦИЯ № __6_
по охране труда для педагогических работников

(педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога)

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К работе педагога-психолога допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При работе педагогу-психологу необходимо соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении групповых и индивидуальных занятий с детьми возможно воздействие на работающих и учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности помещения;
- нарушение осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- травмы при проведении подвижных занятий, при падении на мокром и скользком полу;
- поражение электрическим током при использовании неисправных электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов и инструментов.
1.4. В кабинете педагога-психолога, где проводятся индивидуальные занятия с детьми, должен быть вывешен комнатный термометр для контроля температурного режима.
1.5. Педагог-психолог обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при возникновении ЧС.
1.6. При несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации учреждения, врачу гимназии.
1.7. В процессе занятий и мероприятий педагог-психолог и обучающиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. В случае пропуска рабочего дня педагог-психолог обязан представить соответствующий документ, объясняющий причину отсутствия.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ


При проведении групповых и индивидуальных занятий с учащимися в своем или учебном кабинете педагог-психолог должен:
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминисцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4 – 2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха:

Наружная температура, град С. длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От –5 до –10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в допустимых пределах: температура воздуха в холодный период года – 22-240 С., в теплый период – 23-250 С., относительная влажность воздуха – 40-60%.
Оптимальная температура в пределах 18 – 200 С.
2.6. Включить видеомонитор и проверить стабильность и четкость изображения на экране.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ

3.1. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100 – 115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115 – 130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130 – 145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145 – 160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175 см.
3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
При использовании в гимназии аудиовизуальных ТСО деятельность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице:
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения:
Длительность просмотра (в мин.)
Классы Диафильмов, диапозитивов Кинофильмов Телепередач
1-2 7-15 15-20 15
3-4 15-20 15-20 20
5-7 20-25 20-25 20-25
8-11 - 25-30 25-30

3.5. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводиться очистка светильников не реже двух раз в год. Мытье окон и светильников разрешается только после проведения целевого инструктажа. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.8. Во избежание получения травмы учащиеся не должны самостоятельно открывать и закрывать мультимедийный экран.
3.9. Во время уроков психологии следует проводить физминутки для глаз, осанки, пальцев, групп мышц длительностью 1-2 минуты согласно приказу №121 от 3.09.2004 г. «Об организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся».

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Педагог-психолог должен:
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря – сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии и врачу гимназии, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.4. В случае появления неисправности в работе видеотерминала выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности.
4.5. При поражении пользователя ПЭВМ электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Ученик должен:
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом педагогу-психологу.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания педагога-психолога.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ ИЛИ РАБОТЫ:

5.1. Выключить демонстрационные электрические приборы.
5.2. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

Разработал

С инструкцией ознакомлены:

Государственное образовательное

учреждение для детей, нуждающихся

в психолого-педагогической и медико-социальной

помощи, центр психолого-медико-социального

сопровождения «Психолого-педагогический центр»

городского округа Тольятти

Инструкция № _18__

по охране труда при уборке помещений


1.1. К работе по уборке помещений допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Лица, допущенные к уборке помещений, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При уборке помещений возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
- приготовление дезинфицирующих растворов без использования защитных средств;
- поражение кожи рук, раздражения и аллергические реакции при работе с использованием дезрастворов и моющих средств без защитных средств;
- поражение электрическим током при использовании для подогрева воды электрокипятильников.

1.4. При уборке помещений должна использоваться следующая спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, косынка, рукавицы, а при уборке санузлов, дополнительно: сапоги резиновые и перчатки резиновые.
1.5. Уборочный инвентарь, используемый для уборки санузлов, должен иметь яркую сигнальную маркировку, отличную от маркировки уборочного инвентаря, используемого для уборки других помещений.
1.6. При уборке помещений соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец нечастного случая обязан сообщить администрации учреждения.

1.8. При уборке помещений соблюдать правила ношения спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, пользования коллективными средствами защиты, соблюдать правила личной гигиены.
Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, подготовить к работе необходимый уборочный инвентарь.
2.2. Приготовить теплую воду и необходимые растворы дезинфицирующих и моющих средств. Запрещается использовать для подогрева воды электрокипятильники.
2.3. Включить вентиляцию или открыть в убираемом помещении окна (фрамуги) и закрепить их крючками.

3.1. Уборку помещений производить:
- учебных кабинетов, мастерских - после окончания последнего урока и повторно после окончания подготовки уроков и работы кружков;
- коридоров и рекреаций - после каждой перемены;
- гардероба - после начала занятий каждой смены;
- спортзала - после каждого урока, влажную уборку два раза в день;
- игровых, административно-хозяйственных помещений, актового зала - в конце рабочего дня;
- обеденного зала - после каждого приема пищи;
- умывальных и туалетных комнат - после каждой перемены с применением дезинфицирующих средств;
- помещений дошкольных образовательных учреждений - не менее двух раз в день.

3.2. Не применять при уборке помещений бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
3.3. Не протирать влажной ветошью электророзетки, отключающие устройства и другие электрические приборы, находящиеся под напряжением.
3.4. Уборочный инвентарь, используемый для уборки туалетов, запрещается применять для уборки других помещений.

4.1. При попадании в глаза моющих или дезинфицирующих средств обильно промыть глаза водой и обратиться к врачу.
4.2. При появлении раздражения кожи рук в результате использования во время уборки моющих и дезинфицирующих средств тщательно вымыть руки с мылом и смазать питательным кремом.
4.3. При поражении электрическим током немедленно отключить напряжение и в случае отсутствия дыхания и пульса у пострадавшего сделать ему искусственное дыхание или провести непрямой (закрытый) массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5.1. Убрать уборочный инвентарь в специально отведенное место (инвентарь, используемый для уборки туалетов, хранится отдельно).
5.2. Выключить вентиляцию, закрыть окна (фрамуги) и отключить свет.
5.3. Снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, тщательно вымыть руки с мылом.

Разработал : ответственный за ОТ зам.директора Манойлова Э.Г.

С инструкцией ознакомлены:

«____»______________20_____ г.

Государственное образовательное

учреждение для детей, нуждающихся

в психолого-педагогической и медико-социальной

помощи, центр психолого-медико-социального

сопровождения «Психолого-педагогический центр»

городского округа Тольятти

Инструкция № _ 15__

по охране труда при работе на копировально-множительных аппаратах

    Общие требования охраны труда

1.1. К самостоятельной работе на копировально-множительных аппаратах (типа ксерокс, канон) допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение, в том числе на 1-ю квалификационную группу по электробезопасности, обязательный при приеме на работу и ежегодные медицинские освидетельствования на предмет пригодности для работы на копировально-множительных аппаратах, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный инструктаж по охране труда и инструктаж по охране труда на рабочем месте. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием средств копировально-множительной техники, не допускаются.
1.2. Лица, допущенные к работе на копировально-множительных аппаратах, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. Работа на копировально-множительных аппаратах относится к категории работ, связанных с опасными и вредными условиями труда. При работе на копировально-множительных-аппаратах возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
а) физических:
- повышенные уровни ультрафиолетового излучения;
- поражение электрическим током.
б) химических:
- повышенное содержание в воздухе рабочей зоны озона, азота оксида, ацетона, водорода селенистого, эпихлоргидрина.
1.4. Помещение для работы с копировально-множительной техникой должно быть оборудовано системами отопления и кондиционирования воздуха. Площадь помещения на одного работающего должна быть не менее 6,0 кв.м, при кубатуре не менее 15 куб.
м. Расстояние от стены до краев аппарата должно составлять не менее 0,6 м, а со стороны зоны обслуживания - не менее 1,0 м. Все копировально-множительные аппараты должны иметь гигиенические сертификаты, полученные в установленном порядке.
1.5. Лица, работающие на копировально-множительной технике, обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.6. При неисправности оборудования прекратить работу, отключить копировально-множительный аппарат от сети и сообщить об этом администрации учреждения.
1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения.
1.8. В процессе работы на копировально-множительных аппаратах соблюдать порядок работы в соответствии с инструкцией по эксплуатации, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Тщательно проветрить помещение для работы на копировально-множительных аппаратах, включить систему кондиционирования воздуха.
2.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место, убрать все лишнее.
2.3. Убедиться в достаточной освещенности рабочего места, которая должна быть не менее 300 лк. (20 Вт/кв. м).
2.4. Провести осмотр копировально-множительного аппарата, убедиться в отсутствии внешних повреждений, целостности подводящего электрокабеля и электровилки.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Подключить копировально-множительный аппарат к электросети и проверить его нормальную работу.
3.2. Не подключать копировально-множительный аппарат к электросети мокрыми и влажными руками.
3.3. Соблюдать правила эксплуатации копировально-множительного аппарата, не допускать попадания на него влаги.
3.4. Следить за исправной работой копировально-множительного аппарата, целостностью изоляции подводящего электрокабеля.
3.5. Не наклоняться над работающим копировально-множительным аппаратом, находиться возможно дальше от него.
3.6. Не класть и не ставить на копировально-множительный аппарат никаких посторонних предметов, не подвергать его механическим воздействиям.
3.7. Не оставлять включенный в электросеть и работающий копировально-множительный аппарат без присмотра.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При появлении неисправности в работе копировально-множительного аппарата, искрении, запаха гари, нарушении изоляции проводов прекратить работу, выключить питание и сообщить об аварийной ситуации администрации учреждения.
4.2. В случае короткого замыкания и загорания оборудования, немедленно отключить питание и принять меры к тушению очага возгорания при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и администрации учреждения.
4.3. При поражении электрическим током немедленно освободить пострадавшего от действия тока путем отключения электропитания, оказать ему первую доврачебную помощь, при необходимости от править пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Отключить копировально-множительный аппарат от электросети. При отключении от электророзетки не дергать за электрический шнур (кабель).
5.2. Привести в порядок рабочее место, отключить систему кондиционирования воздуха, тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Разработал : ответственный за ОТ зам.директора Манойлова Э.Г.

С инструкцией ознакомлены:

«____»______________20_____ г.

Государственное образовательное

учреждение для детей, нуждающихся

в психолого-педагогической и медико-социальной

помощи, центр психолого-медико-социального

сопровождения «Психолого-педагогический центр»

городского округа Тольятти

Инструкция № __13_

по охране труда для рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

1. Общие требования охраны труда

1.1. К самостоятельной работе рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж и проверку знаний по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При выполнении работ по комплексному обслуживанию и ремонту зданий возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

Травмы при работе неисправным инструментом;
- отравления при работе с красками и растворителями;
- возникновение пожара при работе с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;
- поражение электрическим током при работе неисправным переносным электроинструментом.

1.4. При выполнении различных работ по комплексному ремонту и обслуживанию зданий использовать соответствующую специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
1.5. При работе по комплексному обслуживанию и ремонту зданий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом администрации учреждения.
1.7. В процессе работы соблюдать установленный порядок выполнения работы, правила ношения спецодежды и правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1 .Надеть спецодежду, соответствующую выполняемой работе.
2.2. Подготовить к работе оборудование, приспособления и инструмент, проверить их исправность, заточку, убрать с рабочего места все лишнее.
2.3. Перед выполнением покрасочных и других пожароопасных работ убедиться в наличии первичных средств пожаротушения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Работу выполнять только исправным, хорошо налаженным и заточенным инструментом.
3.2. Рабочий инструмент использовать только по назначению.
3.3. Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей, строгание и др.) выполнять на верстаке в установленных местах, используя упоры, зажимы.
3.4. Во избежание травмирования рук при запиливании материала ножовкой применять направитель для опоры полотна инструмента.
3.5. При использовании в работе электроинструмента (электродрель, электрорубанок и др.) руководствоваться «Инструкцией по охране труда при работе с применением переносных электроинструментов».
3.6. При работе на высоте (более 1,5 м) использовать прочные, прошедшие испытания лестницы и стремянки с резиновыми наконечниками на концах, устанавливать их надежно и устойчиво, не подкладывать под упоры посторонние предметы.
3.7. При выполнении покрасочных работ работу выполнять в отсутствии детей в хорошо проветриваемом помещении.
3.8. Поддерживать на рабочем месте чистоту и порядок, не захламлять рабочее место посторонними предметами и отходами.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара немедленно сообщить об этом администрации учреждения, в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3. При выходе из строя рабочего инструмента или его поломке, прекратить работу и сообщить об этом администрации учреждения.
4.4. При поражении электрическим током немедленно отключить напряжение и в случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или провести непрямой (закрытый) массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, оборудование, инструмент и сдать их на хранение. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

Разработал : ответственный за ОТ зам.директора Манойлова Э.Г.

С инструкцией ознакомлены:

«____»______________20_____ г.

СОГЛАСОВАНО:

Председатель профкома ГОУ «ППЦ»

Л.В.Пронина

«______»_______________2010г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ «ППЦ»

Г.В.Муканина

«______»_______________2010г.

Транспортными средствами приведен в Инструкции . 1.3. Требования настоящей Инструкции обязательны для работников железнодорожного... составленным согласно требованиям настоящей Инструкции и заводских инструкций по техническому обслуживанию...

  • Инструкции Международного бюро труда

    Документ

    Буры должны эксплуатироваться и обслуживаться в соответствии с инструкциями производителя. 342. Операторы должны обеспечить... подъема и спуска, должно использоваться в соответствии с инструкциями производителя и не должно модифицироваться пользователем...

  • Инструкции по технике безопасности перечень инструкций

    Инструкция

    Муржухина Е.В. «___»____________20_ г «___»____________20__ г. ИНСТРУКЦИЯ № 122-ОШ Инструкция по охране труда для... ___________ Муржухина Е.В. «__» __________20_ г «___»____________20__ г. ИНСТРУКЦИЯ Инструкция по охране труда обучающихся на...

  • Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам российской федерации (утв минтрансом рф мвд рф и федеральной автомобильно-дорожной службой рф 27 мая 1996 г) (с изменениями от 22 января 2004 г)

    Инструкция

    Соответствии с п.п. 2.3 и 2.4 настоящей Инструкции . 3.12. Разрешение на осуществление перевозок... А. С основными положениями и требованиями Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов...

  • Инструкция к Договору о единых механизмах (процедурах) регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товара (географических указаний)

    Инструкция

    Согласно образцу, приведенному в Приложении № 1 к Инструкции , с заполнением обязательных и тех переменных реквизитов... представленных документов в соответствии с требованиями, предусмотренными Инструкцией , в том числе правильность составления перечня...

  • Вопрос:
    Основной удлиненный оплачиваемый отпуск у учителей - 56 календарных дней. Нужно ли добавлять 7 календарных дней за вредные условия труда к этому отпуску?

    Ответ:
    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Если условия труда на рабочих местах учителей отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, то указанным работникам, помимо ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст. 117 ТК РФ.
    Обоснование вывода:
    Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). Согласно ст. 120 ТК РФ при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
    Таким образом, ежегодный оплачиваемый отпуск включает в себя как основной отпуск (ст. 115 ТК РФ), так и дополнительные отпуска (статьи 116-119 ТК РФ), когда такие отпуска предоставляются работнику.
    По общему правилу, продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников составляет 28 календарных дней. Отдельным категориям работников предоставляется удлиненный основной отпуск продолжительностью более 28 дней в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 115 ТК РФ). Так, согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого в зависимости от места работы и занимаемой должности установлена в настоящее время постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». При этом по некоторым должностям педагогических работников (в том числе учителей общеобразовательных учреждений) предусмотрен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
    Условия предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков указаны в статьях 116-119 ТК РФ. При этом право работника на предоставление ему удлиненного основного ежегодного отпуска никаким образом не может ограничивать его право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск при наличии оснований для его предоставления.
    Статьей 117 ТК РФ установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

    Предоставление такого отпуска является одной из дополнительных гарантий, установленных законодательством и призванных компенсировать негативное воздействие на здоровье работников, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях (смотрите, например, определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 21-О). Таким образом, работа во вредных и (или) опасных условиях труда является самостоятельным основанием предоставления ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска, независимым от продолжительности основного отпуска.
    Соответственно, если в рассматриваемом случае условия труда на рабочих местах педагогических работников по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда)*(1) отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, указанным работникам, помимо основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ).
    ___________________________
    *(1) Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон N 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда. При этом ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

    Подскажите пожалуйста, выплачивается ли надбавка за вредные или опасные условия труда ЛОГОПЕДУ работающему в учреждении здравоохранения? За ранее благодарны

    Ответ

    Ответ на вопрос:

    Нет, не выплачивается, если надбавка за вредные условия труда не предусмотрена по результатам спецоценки (аттестации рабочих мест).

    Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно в зависимости от того, результаты какой проверки условий труда используются.

    1. Условия труда определены по результатам .

    Требование определять условия труда по итогам аттестации действовало до 1 января 2014 года согласно . Если после этого условия труда в организации не пересматривали, то для определения работ с вредностью можно использовать:

    • , утвержденный ;
    • , утвержденную .

    2. Условия труда определены по результатам .

    После 1 января 2014 года вредность и опасность условий труда определяют по результатам специальной оценки. В таком случае условия труда сотрудников относят к в зависимости от степени их вредности или опасности и предоставляют соответствующие по действующим нормам Трудового кодекса РФ.

    Виды компенсаций

    Какие компенсации положены сотруднику за работу во вредных и опасных условиях труда

    В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

    Сокращенная продолжительность рабочего времени в общем случае составляет не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе) при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах сотрудников отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору. И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами. Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов - при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов - при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях. При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

    Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки. Если дополнительный отпуск превышает минимальную продолжительность в семь календарных дней, то дни превышения могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми и межотраслевыми соглашениями, а также коллективными договорами.

    Оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливают в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретный порядок повышения работодатель устанавливает самостоятельно с учетом представительного органа работников в трудовом или коллективном договоре или в локальном акте в порядке, предусмотренном в Трудового кодекса РФ.

    Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в к , нормы профилактического питания - в к .

    Работодатель обязан в том числе обеспечить . По ее результатам определяется работа сотрудника в опасных и вредных условиях труда, а также решается вопрос об установлении ().

    Исходя из изложенного в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами спецоценки, компенсации за вредные условия труда сотрудникам не устанавливаются, а ранее установленные подлежат отмене ().

    Поскольку характеристика условий труда, размер оплаты, продолжительность рабочего времени и отпуска являются условиями трудового договора, приведение условий труда к нормальным (оптимальными или допустимым) требует об изменении условий трудового договора ().

    Если сотрудник отказывается от заключения дополнительного соглашения, отменяющего компенсации, работодатель вправе указанных условий, предупредив сотрудника не менее чем за два месяца, поскольку их отмена вызвана объективным изменением организационных и технологических условий труда, что подтверждают материалы специальной оценки (). Если сотрудник не согласится с изменением и в этом случае и его нельзя перевести на другую работу, работодатель по истечении двух месяцев вправе расторгнуть с ним трудовой договор ().

    Вопрос из практики: как внести изменения в трудовой договор сотрудника, если по результатам специальной оценки на его рабочем месте выявлены вредные или опасные условия труда

    Необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и закрепить в нем дополнительные гарантии.

    Если за работу во вредных или опасных условиях сотруднику полагаются среди прочего и , то, помимо дополнительного соглашения, издайте приказ об изменении условий договора в .

    Оформить дополнительные соглашения с сотрудниками, на чьих местах выявлена вредность, и распространить действия таких соглашений нужно с даты . Дата утверждения отчета свидетельствует о завершении спецоценки, и именно с этой даты следует применять и ее результаты. На это указывают и специалисты Минтруда России в .

    Вопрос из практики: положена ли сотруднику льготная пенсия и иные компенсации, если его должность входит в перечень профессий с вредными условиями труда. По результатам специальной оценки условий труда вредные условия труда на рабочем месте сотрудника не выявлены

    Нет, такому сотруднику не положена и за вредность.

    Перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию, приведен в . Время работы сотрудника по таким профессиям и должностям можно включить в стаж для назначения льготной пенсии, только если на его рабочем месте выявлен вредный или опасный по результатам . Поэтому если рабочему месту сотрудника не присвоен вредный или опасный класс, то и право на льготную пенсию он утрачивает. Это следует из статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

    Вопрос из практики: нужно ли сокращать рабочее время сотруднику, который периодически совмещает работу с вредными условиями труда. На основной работе вредных условий нет

    Да, нужно.

    При совмещении должностей (профессий) у сотрудника появляются дополнительные обязанности и изменяется трудовая функция. При этом он имеет право на предоставление льгот и гарантий, предусмотренных по совмещаемой работе. Поэтому если сотрудник в рамках совмещения занят на работах с вредными условиями труда, то он вправе претендовать на сокращенную продолжительность рабочего времени по такой работе в ().

    Поскольку приведенная норма не связывает предоставление гарантий с периодом работы во вредных условиях в течение рабочего дня: полный день или только его часть, а по правилам Трудового кодекса РФ проводится в то же время, что и основная работа, то время работы сотруднику, который периодически совмещает работу с вредными условиями труда, необходимо сократить в общем порядке. Таким образом, продолжительность рабочей недели такого сотрудника в общем случае должна составлять не более 36 часов.

    Вопрос из практики: можно ли сотрудникам с вредными условиями труда установить гарантии и компенсации с учетом действующего законодательства без проведения спецоценки. В организации до 2014 года была проведена аттестация рабочих мест, и сотрудники продолжают получать гарантии и компенсации в соответствии с ранее действовавшим порядком

    Нет, нельзя.

    До вступления в силу с 2014 года норм законодательства о проведении , а также сотрудникам с «вредностью» предоставляли гарантии и компенсации по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 , то порядок, условия и размеры таких компенсаций не могут быть изменены произвольно без проведения спецоценки (п. 3 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).

    Таким образом, виды и размеры гарантий и компенсаций, предоставляемые «сотрудникам-вредникам» в соответствии с результатами аттестации, необходимо сохранить до получения новой информации об условиях труда на рабочих местах по результатам . При желании , то есть до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации, и на основании полученных результатов пересмотреть гарантии в соответствии с . Это предусмотрено в статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в Квест-игра для кадровиков: проверьте, знаете ли вы, как изменилась работа с начала года
    В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Труд, который выделил человека из мира животных, который в процессе эволюции постоянно совершенствовал человека, делал его сильным, ловким, к сожалению, может и неблагоприятно влиять на работающего человека. Факторы самого процесса труда и среды, в которой он протекает, оказывающие вредное действие на организм человека, называют вредным производственным фактором или профвредностью. Их делят на 4 группы:

    • психофизические,
    • физические,
    • химические,
    • биологические.

    Вредное действие может проявиться быстрым утомлением (снижением работоспособности), снижением устойчивости организма к другим факторам, увеличению числа острых и хронических заболеваний и даже профессиональных, развитие которых связано действительно с условиями труда.

    Выделяют еще опасный производственный фактор , он является причиной травм (механических, физических, химических, электрических).

    Для предупреждения вредного действия на заводах, учреждениях проводится производственный контроль и аттестация рабочих мест. По условиям труда выделяютследующие классы:

    Таблица 1

    Классификация условий труда постепени вредности и опасности

    Наименование класса

    Риск для здоровья

    Оптимальный

    Условия, при которых сохраняется не только здоровье, но и создаются предпосылки для высокой работоспособности.

    Допустимый

    Факторы не превышают допустимых нормативов, а возможные изменения функционального характера восстанавливаются к началу следующей смены.

    Вредный

    Вредные производственные факторы превышают гигиенические нормативы и оказывают вредное действие.

    Функциональные изменения значительнее, возможно снижение работоспособности, сопротивляемости организма.

    Рост общей заболеваемости, заболеваемости с потерей трудоспособности, начальные признаки профессиональных заболеваний.

    Значительный рост общей заболеваемости, хронической патологии и профзаболеваний.

    Опасный

    В течение рабочей смены создается угроза жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых отравлений.

    Из лекции Вы узнаете:

    • к какому классу относится труд педагога
    • какие вредные факторы могут негативно повлиять на здоровье
    • каким путем эти неблагоприятные эффекты можно предупредить.

    Учитель находится с детьми в одном «эмоциональном кольце» и в одной среде. Они дышат одним воздухом, испытывают действие одних и тех же факторов внутришкольной среды (см. модуль 10, санитарно-гигиенический режим).

    Список прфвредностей приводится ниже (табл.2).

    Таблица 2

    Профвредности в труде учителя

    Психофизиологические

    (связаны с профессом труда)

    Средовые (внутришкольная среда)

    1. Нервно-психическое напряжение

    3. Гиподинамия

    4. Нерациональный режим труда и отдыха

    5. «Детская среда»

    1. Неблагоприятный микроклимат

    2. Нерациональное освещение

    3. Проникающий шум

    4. Радиочастотное излучение

    5. Летучие химические вещества

    6. Пыль сложного состава

    7. Аэроионы

    8. Бактерии

    Средовые факторы

    Учитель может испытывать действие как охлаждающего , так и нагревающего микроклимата , недостаточной освещенности , проникающего шума , загрязненного воздуха , пыли , содержащей мел, минеральные и органические примеси.

    Поскольку за условиями пребывания детей ведется производственный контроль, то влияние средовых факторов на учителя выражено значительно меньше, чем тех, что связано с процессом труда.

    Для учителей сохраняется опасность инфекций: гриппа, ОРВИ, гепатита А, туберкулеза, чесотки др. Поэтому они должны вакцинироваться наряду с детьми.

    Психоэмоциональное напряжение (ПЭН)

    Урок, занимающий в структуре времени основное место, является главной нагрузкой, которая предъявляет к его нервно-психической сфере наиболее высокие требования.

    связана с новыми программами, учебниками, технологиями, необходимостью повышать постоянно свой профессиональный уровень, ответственность за результаты труда. Высоки требования окружающих к профессии учителя, его культурному уровню, моральным качествам, внешности, одежде. А контроли, тесты, экзамены, не всегда ожидаемые результаты?

    Неблагоприятен и эмоциональный фон (общение с детьми, родителями, коллегами, возможные ссоры, срывы, конфликты).

    Своеобразная «детская среда» (беготня, шум, гвалт). Учитель и дети в одном «эмоциональном кольце» и раздражение одного передается другому, это неблагоприятно отражается на обучении и здоровье как педагогов, так и учащихся.

    Неравномерность учебной нагрузки в течение дня и недели еще одна особенность в учительском труде. Дополнительные занятия, мероприятия, проверка работ, классное руководство, «окна» в расписании.

    В школе, как правило, нет условий для внутрисменного отдыха, приема пищи , что усиливает развивающееся утомление в течение длинного рабочего дня, задерживает восстановление.

    Если по физическому напряжению труд педагога легкий (класс 1-2), то по напряженности он относится к третьему (вредному для здоровья классу) – 3.1-3.2.

    Возможные неблагоприятные последствия – чувство тревоги, невротические состояния, неврозы.

    Горловые нагрузки

    Большое напряжение голосовых связок, так как часто учебная нагрузка превышает 18 часов в неделю. Это способствует развитию профессиональных ларингитов , увеличивает риск фарингитов и болезней органов дыхания .
    При хроническом ларингите появляется:

    • хрипота,
    • быстрая утомляемость голоса,
    • ощущение першения,царапанье в горле, которое вызывает потребность постоянно откашляться.

    Спутник любого умственного труда – гиподинамия , которая приводит к детренированности сердечно-сосудистой системы, мышц, снижает сопротивляемость организма к воздействию других неблагоприятных факторов.

    Таким образом учитель находится в той же среде, что и дети и может испытывать воздействие неблагоприятного микроклимата, нерационального освещения, шума, запыленного и загазованного воздуха, статического электричества, радиочастотного излучения. Но, судя по результатам производственного контроля, процент неудовлетворительных анализов незначителен.
    Как правило, по вредности это будет второй, допустимый класс труда .

    К сожалению, из-за значительного нервно-психического напряжения и напряжения голосовых связок труд учителя относится к третьему классу (3.1; 3.2), следовательно названные выше факторы могут оказать вредное влияние. Напряженность труда обусловлена особенностью трудового процесса – обучением, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются невротические расстройства и хронические ларингиты.

    В характере учителя со временем появляется авторитарность , нетерпимость к чужому мнению , что, в свою очередь, может привести к конфликтам, нервно-психическому напряжению (нервно-психическая слабость, «эмоциональное изнашивание»), также развиваются неврозоподобные состояния или невроз (по разным данным у 60-98% обследованных). А это провоцирует другие болезни, например, вегето-сосудистую дистонию, гипертоническую болезнь, расстройства пищеварения.

    Весьма частой причиной невротических расстройств является хронический эмоциональный стресс , вызванный неумением или нежеланием найти правильный тон в повседневном общении людей друг с другом. Такого рода конфликты не всегда выражаются громкими ссорами, бранью, скандалами. Они могут проходить и на «высоком интеллектуальном уровне», когда внешне выражения неудовольствия, раздраженности, гнева затормаживаются и проявляются «только» неблагожелательными репликами, интонациями. Но и в этих случаях отрицательные эмоции влияют на здоровье участников конфликтной ситуации.

    Профилактикой подобных неврозов является «умение жить среди людей», т.е. умение благожелательно относиться ко всем, не уделять слишком много внимания чужим оплошностям (чаще вспоминать при этом о своих ошибках), а главное – уметь быстро «гасить» раздражение, гнев, переключать внимание на другие, более спокойные и приятные объекты.

    Умение жить среди людей по наследству не передается. Этому надо учиться.