Что проверяют инспектора пожарного надзора. Что должно быть или, что проверяет пожарный инспектор и пожарная инспекция при проверке

В основные задачи пожарного инспектора входит проверка соблюдения организацией правил пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 г. Москва "О противопожарном режиме" , существует также ряд иных нормативных документов , устанавливающих требования в этой области.

В ходе проверки пожарный инспектор должен следовать Правилам Пожарной безопасности. В процессе осмотра инспектор проверяет:

1.Наличие и содержание приказа руководителя фирмы о соблюдении правил пожарной безопасности (о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям; за хранение и применение ЛВЖ и ГЖ, выделение мест для курения, инструктаж со трудников и т. п.);

2.Наличие плана здания и вывешенных на видном месте планов (схем) эвакуации людей в случае пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).

4.Наличие и исправность системы оповещения людей о возгорании, если в здании на одном этаже находится более 10 человек (акт приемки).

5.Наличие и исправность систем автоматической пожарной сигнализации и противопожарной защиты (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).

6.Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.

7.Наличие инструкций по пожарной безопасности и по действиям в случае пожара, если на этаже находится более 50-ти человек, разработанных для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т. д.). О том, как их составить, рассказано в приложении № 1 к ППБ 01-03;

8.Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.

9.Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).

10.Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).

11.Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.

12.Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.

13.Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов)

14.Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной

15.Техническое состояние электросетей:

16.Наличие специальных мест выделенных для курения, оборудованных пепельницами и урнами.

17.Наличие плакатов с ФИО ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.

18.Сертификаты на противопожарные двери – при их наличии.

«- Вам письмо из МЧС. - Что там? - Нас ждет проверка МЧС… - Что делать?»

Раз в три года проводится плановая проверка организации по вопросам защиты от распространения огня. К визиту инспектора Государственного пожарного надзора (ГПН) лучше подготовиться заранее. За три дня (или раньше) до ее начала к вам придет заказное письмо с копией соответствующего распоряжения. Основание:

  • истечение трех лет с момента ввода объекта в эксплуатацию;
  • изменение класса пожарной безопасности;
  • истечение трех лет с момента последнего визита представителя ГПН.

Периодичность проверки МЧС регламентируется Федеральным законом. Как не ударить лицом в грязь и избежать штрафов?

Сроки и полномочия

Чтобы начать ревизию, у инспекторов ГПН на руках должны быть соответствующие документы: заверенная копия распоряжения и удостоверение. По закону, длительность плановой процедуры до 20 рабочих дней. При особых обстоятельствах ее срок может увеличиться еще на 20 рабочих дней. Но для этого нужны веские основания (необходимо провести исследования, экспертизу, завести расследование и так далее). Как только вы получаете уведомление о плановом визите надзора, не паникуйте и спокойно готовьтесь к предстоящему событию.

Что проверяет пожарный инспектор?

Осмотр объекта и подготовка документации

В процессе планового мероприятия инспектор проверит наличие утвержденных документов, осмотрит помещения и может взять образец продукции вашей компании. На всех этапах руководителю или ответственному за пожарную безопасность организации лучше присутствовать. Это нужно хотя бы для того чтобы инспектор мог показать и объяснить нарушения, если они будут выявлены. Вам будет проще понять их природу и способы устранения. К моменту проверки вы обязаны предоставить:

  1. Журнал о проведенных инструктажах с подписями сотрудников.
  2. Приказы о запрете курения, назначении ответственного за пожарную безопасность, содержании эвакуационных выходов.
  3. Копии справок для ответственного и охраны о необходимом минимальном обучении пожарной безопасности.
  4. Техническую документацию (акты проверки, отчеты, договора, расчеты, схемы).

Требования при проверке

Требования при проверке МЧС основываются на законодательных и нормативных актах. Важно, чтобы нормам соответствовали:

  • планы эвакуации людей;
  • акты о состоянии огнетушителей;
  • документация по и их обслуживанию;
  • система оповещения;
  • исправность пожарной сигнализации и так далее.

Отдельных документов требуют деревянные конструкции, вентиляционные ходы, сцена, кровля, электрика, подтверждающих проведение противопожарной обработки конструкций.

Очень важно, чтобы эвакуационные входы и выходы, коридоры, подвал, чердак не были загромождены посторонними и тем более горючими предметами и ветошью. Состояние электропроводки и вентиляции необходимо постоянно поддерживать в исправном состоянии, регулярно проводить профилактические мероприятия и подтверждать их актами выполненных работ и отчетом. Ведение конструктивного диалога, знание законов, элементарное спокойствие и уверенность помогут уменьшить количество выявленных нарушений и штрафных санкций.

Очевидно, что сейчас, после трагедии в Кемерове, законодатели ужесточат правила пожарной безопасности и повысят ответственность за их несоблюдение; пройдут массовые проверки. В этой небольшой памятке мы хотим напомнить предпринимателям о том, какие документы обычно просят предъявить инспекторы. Проверьте, есть ли они в наличии, правильно ли составлены - как минимум это избавит от тех штрафов, избежать которых возможно.

Какую документацию проверит инспектор госпожнадзора

Итак, в ходе проверки объекта проводится анализ документов. Ниже — список документации, которую должностное лицо органа ГПН вправе потребовать для ознакомления (основание: эти документы необходимы для оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности):

  • правоустанавливающие документы на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя;
  • документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, и т. д.);
  • техническую документацию, связанную с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установки систем противопожарной защиты, договоров на обслуживание систем противопожарной защиты и т. д.;
  • технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами;
  • договоры аренды помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга;
  • лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности;
  • сертификаты соответствия на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
  • иную документацию, характеризующую пожбезопасность объекта.

При необходимости указанная документация или ее часть в копиях может быть приобщена к материалам проверки.

В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки технического состояния объекта, также делается отметка в акте проверки.

Перечень документов по пожарной безопасности на предприятии

1. Приказ руководителя об обеспечении пожарной безопасности.

Приказ содержит основные положения по обеспечению безопасности организации, зданий, сооружений, помещений. Этим же приказом утверждаются правила или инструкции о мерах пожбезопасности.

В приказе должна быть информация по следующим вопросам:

  • места и допустимое количество легковоспламеняющихся и горючих материалов;
  • порядок уборки помещений, горючих отходов и пыли;
  • порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
  • порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
  • порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
  • действия работников при обнаружении пожара;
  • порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и других видов обучения;
  • периодичность проведения тренировок по эвакуации.

Непосредственно в приказе или в списке, прилагаемом к приказу, назначаются ответственные за пожбезопасность зданий, сооружений и отдельных помещений, а также всей организации, при этом обязательно указываются фамилии ответственных.

3. Приказ о назначении лица (лиц), ответственных за эксплуатацию систем противопожарной защиты.

4. Приказ об организации и составе добровольной пожарной дружины (ДПД).

5. Приказ об организации и составе пожарно-технической комиссии (ПТК).

Издается для производственных предприятий, крупных организаций и служб эксплуатации зданий.

6. Правила и инструкции по пожарной безопасности:

  • Правила или Инструкция о мерах пожарной безопасности;
  • инструкция по содержанию и применению первичных средств пожаротушения;
  • инструкция о порядке действий работников предприятия в случае возникновения пожара и эвакуации;
  • инструкция по пожбезопасности при работе в производственном цехе (при наличии такого цеха);
  • журналы учета проведения вводного инструктажа по пожарной безопасности и др.

Правила разрабатываются в целом для предприятия или организации, а инструкции—для каждого структурного подразделения организации, зданий, сооружений, помещений, мастерских, складов, офисных помещений.

7. Планы эвакуации.

Разрабатываются для зданий и этажей зданий, помещений, сооружений, если единовременно на этаже находится более 10 человек.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей. В соответствии с этой инструкцией проводятся тренировки по эвакуации работников.

8. Инструкции для дежурного персонала по обеспечению пожарной безопасности, действиям при пожаре и при проведении эвакуации людей в случае пожара.

9. План противопожарных мероприятий.

Составляется на год или на перспективный период.

10. График проверок противопожарного состояния.

При наличии ПТК составляется членами пожарно-технической комиссии.

11. Акты проверок противопожарного состояния зданий и помещений, проверок систем противопожарной защиты, пожарных лестниц, огнезащитной обработки

12. Журналы учета (ведут ответственные лица):

  • пожарных кранов и рукавов;
  • пожарных гидрантов.

13. Документы по эксплуатации систем противопожарной защиты.

14. Документация по огнезащитной обработке сгораемых и металлических конструкций, занавесов и т. п.

15. Документы по обучению сотрудников вопросам пожарной безопасности:

  • приказ по организации обучения с определением периодичности, порядка проведения, назначением ответственных;
  • методические документы, если организация проводит обучение самостоятельно;
  • документы по обучению на специализированных курсах;
  • журналы по учету проведения обучения;

16. Документы по проведению практических занятий или тренировок по эвакуации и действиям при пожаре:

  • методические разработки;
  • планы проведения занятий;
  • приказы по организации занятий и подведению итогов.

17. Документация о техническом состоянии первичных средств пожаротушения, в том числе документы о перезарядке огнетушителей.

18. Сертификаты и паспорта на оборудование систем противопожарной защиты, средства пожаротушения и другое оборудование и материалы в соответствии с действующим перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации.

19. Проектная документация на здания и сооружения, включая все инженерные системы, а также дополнительно выпускаемые документы и проекты, в том числе содержащие положения о внесении изменений в проектную документацию.

20. Переписка с надзорными органами, в том числе документы, подтверждающие выполнение предписаний.

Благодарим Издательство Форум Медиа за предоставленный материал.

Внутренний аудит выявил в МЧС России множество проблем. Ведомство испытывает нехватку кадров, топлива, имеет проблемы с обмундированием, а также техникой для пожарных и спасателей. Об этом в четверг, 12 июля, сообщает РБК со ссылкой на доклад, представленный на одном из последних селекторных совещаний начальником Национального центра управления в кризисных ситуациях Виктора Яцуценко.

Двухнедельная проверка проводилась по требованию нового министра . Выявленные проблемы возникли в период, когда МЧС возглавлял , а бюджет ведомства постепенно сокращался.

Главным недостатком системы оказался дефицит кадров. В пожарной охране нехватка личного состава сейчас составляет более 23 тыс. человек, дежурных караулов - почти 11 тыс. "В министерстве существует ложное мнение о довольно благополучной ситуации с укомплектованностью дежурных караулов - около 90%. Штатная численность караулов не соответствует установленным требованиям. Например, численность боевого расчета на пожарном автомобиле составляет два-три человека вместо шести", - сказал Яцуценко.

Как стало известно по результатам проверки, после двукратного сокращения штата Государственного пожарного надзора на каждого из 9,8 тыс. инспекторов теперь приходится более тысячи объектов. Дефицит кадров объясняется оптимизацией персонала, проходившей в 2014-2018 годах. Яцуценко также отметил, что из-за системных ошибок и нарушений увеличилось количество пожаров, в том числе в торгово-развлекательных комплексах и торговых центрах.

"Так, за 6 месяцев текущего года произошло 56 пожаров, что на 75% выше, чем за аналогичный период 2017 года", - резюмировал Яцуценко. В его докладе говорится, что с 2014 года в МЧС были приняты управленческие решения, приведшие к "уничтожению системы материально-технического обеспечения", а положение дел с оснащением спасателей и пожарных можно назвать критическим.

"Обеспечение службы тыла и вооружения в 2018 году составляет: продовольствием - 88%, вещами - 21%, горюче-смазочными материалами - 36%, средствами на содержание техники - 20%", - подчеркивается в докладе. К тому же у 67% основной пожарной техники и 73% специальной техники превышены сроки эксплуатации. Свыше 30% пожарных автомобилей находится в эксплуатации более 25 лет.

Виктор Яцуценко заявил, что в последнее время практически отсутствует система обеспечения сотрудников жильем, разрушена система управления капитальным строительством. "Общий объем незавершенного строительства составил около 31 млрд рублей, не завершено строительство более 300 объектов, не достроены жилые дома с фондом 706 квартир", - указано в докладе.

27 января 2017 года вступил в силу Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644, в котором представлен новый Административный регламент исполнения МЧС функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Что устанавливает новый регламент? Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора. Установлены предмет надзора, права и обязанности ревизоров и проверяемых лиц, основания для проведения проверок, порядок, сроки их проведения, досудебный порядок обжалования решений и действий контролеров и др. В документе также частично затронуты вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.

Каково главное нововведение в порядке «пожарных» проверок? Главное нововведение заключается в том, что государственный пожарный надзор в России теперь будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода.

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска или классу опасности относится деятельность юрлица (ИП) или используемые этим лицом производственные объекты. Проще говоря, чем рискованнее, опаснее деятельность организации (ИП), тем чаще ее будут проверять в плановом порядке.

Зачем понадобились эти изменения?

Предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит уменьшить затраты госструктур на контрольные мероприятия. Проверяемые лица также смогут сократить соответствующие издержки, и кроме того будут избавлены от избыточного давления со стороны государственного аппарата. Процесс перехода системы госконтроля на риск-ориентированный подход был запущен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Этим документом установлены правила отнесения деятельности юрлиц (ИП) и используемых ими объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности, приведены виды проверок, которые необходимо осуществлять с применением риск-ориентированного подхода. В перечень попали и проверки, проводимые Госпожнадзором.

Но ведь сейчас действуют «надзорные каникулы» для малого бизнеса?

Действительно, на трехлетний период (с 2016 по 2018 гг.) установлен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Интересно, что «надзорные каникулы» были введены Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ, который ввел и такое понятие, как риск-ориентированный подход. Согласно этому закону риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля в обязательном порядке применяется с начала 2018 года. Однако Правительству РФ дано право досрочно определить те виды деятельности, в которых указанный подход может применяться раньше установленной даты. Правительство воспользовалось этим правом и «запустило» риск-ориентированный подход в систему «пожарных» проверок.

Как часто будут проходить «пожарные» проверки по новым правилам? Периодичность плановых проверок зависит от присвоенного класса риска, например:

  • для категории высокого риска - один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;
  • для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Эти сроки установлены в приложении N 9 к регламенту МЧС.

Как будет определяться класс риска?

При присвоении объектам различных категорий риска учитываются тяжесть возможных негативных последствий несоблюдения на объекте противопожарных требований. Так, например, объекты дошкольного, начального и среднего образования, детские лагери считаются объектами высокой категории риска, а офисные здания высотой менее 15 метров или кафе, рассчитанные на 50 человек - объектами умеренного риска. Порядок ведения перечней таких объектов установлен п. 28-30 регламента МЧС.

Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?

О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого она проводится, должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала (п. 59 регламента МЧС). Копию документа могут направить либо по почте заказным отправлением, либо с помощью электронной почты, причем отправлен должен быть электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как долго может продолжаться проверка?

По общему правилу, срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 26 регламента МЧС). По результатам проверок должен быть составлен акт.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарной безопасности? За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), а за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора - на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ).