Бжд практические работы. Методичка БЖД

Департамент образования и науки

Кемеровской области

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Таштагольский горный техникум»

Безопасность жизнедеятельности

для студентов 3 курса специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых очной формы обучения

Таштагол

2012

Рассмотрено на заседании Составлено

Математических и в соответствии с ФГОС СПО

Естественнонаучных дисциплин по специальности 130405

протокол № ______ Подземная разработка «_____» ____________ 20___ месторождений полезных

Ископаемых

Одобрено методсоветом Утверждено:

протокол № _______ зам. директора по УР

от «____» __________ 20____ «____» __________ 20____

И.З. Черноусова

Рецензенты:

Гармашова Тамара Афанасьевна заведующая учебно-методическим отделом, ГОУ НПО ПЛ №39, высшей квалификационной категории.

Кропотова Светлана Павловна методист, ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум», высшей квалификационной категории.

Протокол № _______ от «______» ______________ 20_____г.

1. Введение

2. Пояснительная записка

3. Перечень практических работ

4. Указания по выполнению практических работ

5. Приложение

Введение

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) изучается студентами на третьем курсе. Юноши по окончанию курса проходят военно-полевые сборы (40 часов). Методические рекомендации по выполнению практических работ обеспечивают реализацию рабочей программы по Безопасности жизнедеятельности.

Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма в период вступления в самостоятельную жизнь.

Пояснительная записка

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

В результате изучения учебной дисциплины в области жизнедеятельности студент должен

знать:

  1. принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  2. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  3. основы военной службы и обороны государства;
  4. задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
  5. способы защиты населения от оружия массового поражения
  6. меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  7. организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
  8. основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
  9. область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  10. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

Уметь:

  1. организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  2. предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  3. использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  4. применять первичные средства пожаротушения;
  5. владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности;
  6. оказывать первую помощь пострадавшим

Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами.

Перечень практических работ

Практическая работа № 3

I.Тема Применение первичных средств пожаротушения

II. Цель. Закрепление знаний о мерах пожарной безопасности и правилах безопасного поведения при пожарах. Приобретение умений использования первичных средств пожаротушения.

III. Задачи.

1.Изучить закон «О пожарной безопасности»

2.Изучить памятки по правилам безопасного поведения при пожарах.

3 Научиться пользоваться огнетушителем

IV. Время выполнения 2ч

V. Оборудование. Памятки, огнетушитель, учебный фильм, ФЗ «О пожарной безопасности» (Приложение 2)

VI. Задание

1.Просмотреть учебный фильм

2. Изучить ФЭ «О пожарной безопасности»

3. Законспектировать статьи, раскрывающие права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности.

4. Изучить памятки.

5. Ответить на вопросы

6 . Практическое использование огнетушителя.

VII Контрольные вопросы.

  1. Перечислите поражающие факторы пожара.
  2. Как оказать помощь пострадавшим при пожаре, взрыве?
  3. Перечислите средства пожаротушения.
  4. Назовите ФЗ, который отражает права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности
  5. Назовите алгоритм правил при пожаре в помещении.

VIII Литература

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ О пожарной безопасности. Приложение 2

Практическая работа № 4

I.Тема Выявление роли и места ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум» в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

II. Цель. Закрепление теоретических знаний о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), решение ситуационных задач, отражающих роль и место ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум» в РСЧС.

III. Задачи.

1. Закрепить знания о РСЧС

2. Определить роль и место ГОУ СПО « Таштагольский горный техникум» в РСЧС

IV. Время выполнения 2ч

VI. Задание

1.Найти в ФЗ цели и задачи РСЧС

2. Решить ситуационные задачи.

3. Определить роль и место ГОУ СПО « Таштагольский горный техникум» в РСЧС

VII Контрольные вопросы.

  1. Назовите цель и задачи РСЧС.
  2. Перечислите основные способы защиты населения в ЧС.
  3. Какую роль выполняет ГОУ СПО «ТГТ» в РСЧС

VIII Литература

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»(Приложение3)

Практическая работа № 5

I.Тема Решение ситуационных задач по ФЗ №65 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

II. Цель. Закрепление теоретических знаний о РСЧС, о защите населения и территорий от ЧС и приобретение практических умений в решении ситуационных задач.

III. Задачи.

1.Закрепить знания о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

2. Развивать умения принимать правильные решения при ЧС.

3. Закрепить умения решать ситуационные задачи.

IV. Время выполнения 2ч.

V. Оборудование. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», ситуационные задачи, тетрадь для практических работ.

VI. Задание.

1.Изучить ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

2.Составить конспект.

3. Решить ситуационные задачи.

VII Контрольные вопросы.

  1. Сколько глав, статей содержит закон?
  2. Когда вступил в силу ФЗ?
  3. Какие основные понятия раскрываются в 1 статье?
  4. В какой статье раскрываются обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС? Перечислите их.
  5. В какой статье раскрывается подготовка населения в области защиты от ЧС.
  6. Каким образом проводится пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС?

VIII Литература

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (Приложение 3)

Практическая работа № 6

I.Тема. Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны.

II. Цель. Закрепление теоретических знаний о ГО и приобретение практических умений работать с ФЗ, планировать мероприятия ГО.

III. Задачи.

1.Закрепить знания о ГО

2.Изучить материал по составлению плана ГО

3. Составить план мероприятий по ГО

IV. Время выполнения 2ч.

V. Оборудование. ФЗ «О гражданской обороне», тетрадь для практических работ, Г. С. Ястребов «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф», тест

VI. Задание.

1.Ответиь на тесты по ФЗ «О гражданской обороне»

Тест состоит из 15 вопросов, содержит 4 варианта ответов, один из них правильный.

2. Изучить материал учебника стр.104-112

В практических тетрадях начертить схему организации ГО в учебном заведении.

3. Изучить план мероприятий, схему оповещения, составить план мероприятий по ГО. (Приложение4)

4. Ответить на вопросы учителя

VII Контрольные вопросы.

  1. Назначение и задачи ГО.
  2. Кто является начальником штаба ГО?
  3. Какие формирования ГО создаются в учебном учреждении?
  4. Как составить план оповещения?
  5. Где осуществляется подготовка формирований ГО?

VIII Литература

Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г.Я. Ястребов; под редакцией Б.В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д:

Феникс, 2007. – 397 с.

ФЗ «О гражданской обороне» (Приложение 5)

Практическая работа № 7

I.Тема. Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК)

II. Цель. Закрепление теоретических знаний о СИЗ кожи, СИЗОД, о медицинских средствах защиты и приобретение практических умений изготавливать и использовать индивидуальные средства защиты.

III. Задачи.

1. Закрепить знания о СИЗ, СИЗОД, о медицинских средствах защиты.

2. Научиться изготавливать ватно-марлевую повязку.

3. Научиться использовать СИЗОД (противогаз, ВМП)

4. Научиться одевать ОЗК

IV. Время выполнения 2ч

V. Оборудование. Учебник БЖД, плакаты «Средства индивидуальной защиты», противогазы, вата, марля, ОЗК, ножницы, тетрадь для практических работ.

VI. Задание.

1. Записать в тетрадь СИЗ, СИЗОД, мед. средства защиты (учебник БЖД стр.83-89)

2. Изготовить ВМП

Для изготовления ВМП необходимо взять кусок марли размером 100 на 50см. на него кладем слой ваты толщиной 1-2см, края марли загибаем с обеих сторон и накладываем на вату, концы по длине разрезаем на 30-40см с каждой стороны. Повязка закрывает подбородок, рот, нос. (Рис.стр. 88)

3. Надеть противогаз, ОЗК

4. Надеть ВМП

VII Контрольные вопросы.

  1. СИЗ это?
  2. СИЗОД это?
  3. Перечислите СИЗОД.
  4. Перечислите СИЗ кожи.
  5. Перечислите медицинские средства защиты?
  6. Назовите порядок изготовления ВМП.

VIII Литература

Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для среднего профессионального образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 9-е – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – С 83 – 89.

Практическая работа № 8

I.Тема. Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики.

II. Цель. Закрепление теоретических знаний по планированию и организации выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики и приобретение практических умений по эвакуационным мероприятиям.

III. Задачи.

1. Закрепить знания об эвакуационных мероприятиях.

2. Научиться составлять план оповещения, план эвакуации

IV. Время выполнения 2ч

V. Оборудование. Методические указания. Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики, тетрадь для практических работ

VI. Задание.

  1. Составить план ответа по теме. Информация сайт www.42.mchs.gov.ru/.../bd0dfb6eb1327b9839c9126a43b08e9b.rtf (Приложение6)
  2. Составление плана оповещения, плана эвакуации.
  3. Эвакуация из помещения в различных ситуациях.

VII Контрольные вопросы.

VIII Литература

Предупреждение и ликвидация ЧС Эвакуационные мероприятия

Практическая работа № 9

I.Тема Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты

II. Цель. Закрепление теоретических знаний об индивидуальных средствах защиты, их хранении и использовании и приобретение практических умений работы с разными источниками, умений упаковывать противогаз, ОЗК.

III. Задачи.

1. Закрепить знания об индивидуальных средствах защиты.

IV. Время выполнения 2ч

V. Оборудование. Сайт http://www.balama.ru , http://rudocs.exdat.com/ (Приложение7)

учебник БЖД Г. С. Ястребов, тетрадь для практических работ, тест, противогазы, ОЗК.

VI. Задание.

1. Выполнить тест «Индивидуальные средства защиты»

2. Изучить документы, регламентирующие хранение, использование, приобретение индивидуальных средств защиты.

Учебник БЖД Г. С. Ястребов стр. 120-140; http://www.balama.ru , http://rudocs.exdat.com/

3. Ответить на контрольные вопросы

4. Надеть противогаз, ОЗК.

5. Снять противогаз, ОЗК

6. Упаковать для хранения противогаз, ОЗК.

VII Контрольные вопросы.

  1. Перечислите индивидуальные средства органов дыхания
  2. Перечислите средства защиты кожи
  3. Перечислите медицинские средства защиты
  4. Чем определяется надежность противогаза?
  5. Что значит фильтрующий противогаз?
  6. Что значит изолирующий противогаз?
  7. Перед применением противогаза, что необходимо проверить?
  8. В каком положении может находиться противогаз?
  9. Что необходимо сделать при переводе противогаза в «боевое» положение?
  10. Когда считается, что противогаз одет правильно?
  11. О чем нужно помнить при пользовании противогазом зимой?
  12. Как правильно хранить противогаз?
  13. Что необходимо сделать при загрязнении шлем - маски?
  14. Каков гарантийный срок хранения противогазов?

VIII Литература

  1. http://www.balama.ru
  2. http://rudocs.exdat.com/
  3. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г.Я. Ястребов; под редакцией Б.В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 397 с.

Практическая работа № 10,11

I.Тема. Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации.

II. Цель. Закрепление теоретических знаний по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях ЧС и приобретение практических умений по составлению плана-графика по повышению устойчивости объекта экономики в ЧС.

III. Задачи.

1.Закрепить понятия устойчивости работы объектов экономики.

2. Выявить факторы, определяющие устойчивость работы объектов.

3. Составить план-график по повышению устойчивости объекта экономики в ЧС.

IV. Время выполнения 4ч

V. Оборудование. Учебник Э.А. Арустамов БЖД, тетради для практических работ, ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

VI. Задание.

2. Работа с учебником стр. 95-101. Прочитать текст. Ответить на вопросы письменно.

Что понимается под устойчивостью работы ОЭ?

Назовите основные этапы исследования устойчивости объекта экономики.

Какие объекты экономики относятся к категории опасных производственных объектов?

Назовите общие факторы, определяющие устойчивость работы объектов экономики.

На какие факторы обращается внимание при изучении зданий, сооружений?

Назовите мероприятия по защите работников в условиях ЧС различного характера.

Какие факторы влияют на устойчивость объектов?

Какие мероприятия способствуют повышению устойчивости инженерно-технического комплекса?

Каковы способы повышения надежности технологического оборудования?

  1. Составить план-график по повышению устойчивости объекта экономики в ЧС.

VIII. Литература.

  1. Конституция РФ (Приложение11)
  2. Определение правовой основы военной службы сайт http://teachpro.ru/EOR/School%5COBJSupplies11/Html/der11083.htm

Практическая работа № 18

  1. http://yourlib.net/content/view/10924/126/ ,

Практическая работа № 19, 20

I.Тема. Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО

II. Цель. Закрепление теоретических знаний об основных видах вооружения, военной техники, специального снаряжения состоящих на вооружении ВС РФ, приобретение практических навыков разборки, сборки автомата Калашникова, стрельбы из пневматического оружия.

III. Задачи.

  1. Познакомиться с основными видами вооружения.
  2. Научиться разбирать, собирать автомат.
  3. Научиться стрелять из пневматического оружия.

IV. Время выполнения 4ч

V. Оборудование. Видеофильм, проектор, компьютер, тир, автомат, пневматическое оружие, тетради для практических работ.

VI. Задание.

1. Просмотреть видеофильм (Приложение 14)

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Разборка, сборка автомата.

4. Записать в тетрадях порядок разборки, сборки автомата.

5. Стрельба из пневматического оружия.

VII Контрольные вопросы.

  1. Характеристика нового русского автомата.
  2. Что планируется в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020г?

VIII. Литература.

Практическая работа № 21

I.Тема Отработка порядка приема Военной присяги.

II. Цель. Закрепление теоретических знаний о порядке приема Военной присяги, заучивание Военной присяги наизусть.

III. Задачи.

  1. Закрепить теоретические знания о порядке приема Военной присяги.
  2. Выучить слова Военной присяги наизусть

IV. Время выполнения 2ч.

V. Оборудование. Презентация, видеофильм, проектор, компьютер, индивидуальные карточки со словами присяги, тетради для практических работ.

VI. Задание.

  1. Просмотреть презентацию.
  2. Просмотреть видеофильм (Приложение 15)
  3. Записать слова присяги в тетрадь для практических работ
  4. Рассказать присягу наизусть

VII Контрольные вопросы.

  1. Что такое присяга?
  2. Каким законом утвержден текст ныне действующей военной присяги?
  3. В каком Уставе описана процедура приведения к военной присяге?
  4. Расскажите слова присяги наизусть.

VIII. Литература.

Принятие присяги http://www.google.ru/s (видео)

Практическая работа № 22

I.Тема Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.

II. Цель. Закрепление знаний о героизме, войсковом товариществе и приобретение практических умений при работе с учебником.

III. Задачи.

  1. Изучить материал учебника.
  2. Составить тезисный конспект
  3. Ответить на контрольные вопросы.

IV. Время выполнения 2ч.

V. Оборудование.

VI. Задание.

2. Составить тезисный конспект.

3. Ответить на вопросы.

VII Контрольные вопросы.

  1. Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина.
  2. В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?
  3. Каково значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений?

VIII. Литература.

  1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2008. – 161 с.

Практическая работа № 23

I.Тема. Оказание реанимационной помощи.

II. Цель. Закрепление теоретических знаний по проведению реанимационной помощи, приобретение практических умений искусственной вентиляции легких, непрямого массажа сердца.

III. Задачи.

1.Составить алгоритм проведения реанимации.

2. Научиться проводить искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца на тренажере.

IV. Время выполнения 2ч.

V. Оборудование. Учебник ОБЖ, тренажер-Гоша, тетрадь для практических работ, ситуационные задачи

VI. Задание.

1.Изучить материал учебника стр.136-141

2. Составить алгоритм реанимационной помощи.

3. Проведение реанимационной помощи на тренажере - Гоша.

4. Решение ситуационных задач.

VII Контрольные вопросы.

1.Что означает терминальное состояние?

2.Сколько терминальных состояний знаете?

3.Опишите терминальные состояния.

4.Признаки клинической смерти.

5.Этапы реанимации.

6.Назовите способы искусственной вентиляции легких.

VIII Литература

1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2009. – С 136 141.

Практическая работа № 24

I.Тема. Оказание первой помощи пострадавшим

II. Цель. Закрепление теоретических знаний оказания помощи при кровотечениях, переломах, профилактике осложнений ран, приобретение практических умений наложения повязок, закрутки, шин.

Задачи.

1. Решить ситуационные задачи.

2. Научиться останавливать кровотечение при помощи закрутки.

3. Научиться накладывать повязки на голову, руки, ноги.

4. Научиться накладывать шины

IV. Время выполнения 2ч.

V. Оборудование. Ситуационные задачи, учебник БЖД, закрутки, бинты, шины.

VI. Задание.

1.Решить ситуационные задачи.

2. Изучить материал учебника БЖД стр. 248-266. Ответить на контрольные вопросы письменно.

3. Работа в парах: наложить закрутку, наложить повязки на руку, голову, ногу, наложить шину при переломе голени.

VII. Контрольные вопросы.

  1. Дайте формулировку кровотечению.
  2. Перечислите виды кровотечений.
  3. Что такое асептика?
  4. Что такое антисептика?
  5. Перечислите виды ран.
  6. Какие способы остановки кровотечений существуют?
  7. Назовите виды переломов, перечислите признаки переломов.
  8. Как оказать помощь при открытом переломе?
  9. Как оказать помощь при закрытом переломе?

VIII Литература

1. Фефилова, Л. К. Оказание экстренной медицинской помощи в ЧС [Текст] Учебно-методическое пособие / Л.К. Фефилова, Н. Ф.Королева. Кемерово, 2008. С. 128-134.

2. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г.Я. Ястребов; под редакцией Б.В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – С. 248-266


Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Московской области

« Губернский колледж»

Безопасность жизнедеятельности

для студентов очной формы обучения

Серпухов 2017г.

Введение

Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма в период вступления в самостоятельную жизнь.

Пояснительная записка

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений , необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий , работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

В результате изучения учебной дисциплины в области жизнедеятельности студент должен знать:

    принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

    основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

    основы военной службы и обороны государства;

    задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

    способы защиты населения от оружия массового поражения

    меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

    организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

    основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

    область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;

    порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

Уметь:

    организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

    предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

    использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

    применять первичные средства пожаротушения;

    владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности;

    оказывать первую помощь пострадавшим

Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами.

Перечень практических работ

п/п

Тема практической работы

Изучение классификации чрезвычайных ситуаций

Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы

Применение первичных средств пожаротушения

Выявление роли и места ГАПОУ МО «Губернский колледж» в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Решение ситуационных задач по ФЗ №65 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны

Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК)

Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики

Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты

Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации

Выявление правовой основы и главных направлений обеспечения национальной безопасности России

Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму

Определение роли Вооружённых Сил РФ как основы обороны государства

Определение правовой основы военной службы

Выявление порядка подготовки военных кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации

Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО

Отработка порядка приема Военной присяги

Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов

Оказание реанимационной помощи

Оказание первой помощи пострадавшим

Практическая работа № 1

I .Тема. Изучение классификации чрезвычайных ситуаций

II . Цель. Закрепление теоретических знаний о классификации ЧС и приобретение практических умений в составлении памяток поведение населения в ЧС

III . Задачи.

1. Заполнить таблицу «Классификация ЧС»

2. Составить памятки поведения населения в ЧС

IV . Время выполнения 2ч

V . Оборудование. Учебник Э.А. Арустамова стр.16-47, лист А4, карандаши, линейка, тетради для практических работ

VI . Задание

1.Прочитайте текст

2. Заполните таблицу «Классификация ЧС»

3. Прочитайте текст

4. Составьте памятки поведения населения в ЧС

VII Контрольные вопросы.

  1. Что означает ЧС?

    Перечислите ЧС по природе возникновения.

    Перечислите ЧС по масштабам распространения последствий.

    Перечислите ЧС по причине возникновения.

    Перечислите ЧС по скорости развития

    Перечислите ЧС по ведомственной принадлежности.

    Дайте характеристику ЧС природного происхождения.

    Дайте характеристику ЧС техногенного характера.

VIII Литература.

Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для среднего профессионального образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 9-е – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 173 с.

Практическая работа № 2

I .Тема. Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.

II . Цель. Закрепление знаний по техногенным катастрофам, приобретение практических умений работать с разными источниками, составлять глоссарий.

III . Задачи.

1.Изучить разные источники интернет-сайтов.

2. Научиться составлять глоссарий по разным источникам

IV . Время выполнения 2ч.

V . Оборудование. Видео – фильм, компьютер, проектор, тетради для практических работ, распечатанный материал из разных источников. (Приложение1)

VI . Задание.

1.Просмотр видео - фильма

2. Изучить материалы нтернет-сайтов

3. Составить глоссарий по теме

VII Контрольные вопросы.

1.Что такое техногенная катастрофа?

2. Что такое взрыв?

3. Что такое пожар?

4. Причины техногенных катастроф.

VIII Литература Интернет-сайты:

ному материалу. Работать в паре. (Приложение 13)

Опорная схема представляет собой словесно - графическое отображение учебного материала , логически разделенного на основные и второстепенные элементы .

Применяя устно – графическое изложение материала учащийся взаимодействует с другими членами коллектива при выделении главных элементов схемы , ее второстепенных частей , выстраивании между ними логических взаимосвязей , проявлении творческой инициативы . Это позволяет ориентироваться в изученном материале , так как ученик сам участвует в процессе получения информации . В результате изучения той или иной темы учащийся придумывает форму схемы и заполняет её.

VII Контрольные вопросы.

1. Виды военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны РФ.

2. Порядок подготовки для поступления в военные образовательные учреждения.

3. Проведение профессионального отбора среди кандидатов для поступления в военно–учебные заведения.

4. Предметы (дисциплины), по которым проводятся вступительные экзамены.

VIII . Литература.

    Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения

    ,

Практическая работа № 16

I .Тема. Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО

II . Цель. Закрепление теоретических знаний об основных видах вооружения, военной техники, специального снаряжения состоящих на вооружении ВС РФ, приобретение практических навыков разборки, сборки автомата Калашникова, стрельбы из пневматического оружия.

III . Задачи.

    Познакомиться с основными видами вооружения.

    Научиться разбирать, собирать автомат.

    Научиться стрелять из пневматического оружия.

IV . Время выполнения 4ч

V . Оборудование. Видеофильм, проектор, компьютер, тир, автомат, пневматическое оружие, тетради для практических работ.

VI . Задание.

1. Просмотреть видеофильм (Приложение 14)

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Разборка, сборка автомата.

4. Записать в тетрадях порядок разборки, сборки автомата.

5. Стрельба из пневматического оружия.

VII Контрольные вопросы.

    Характеристика нового русского автомата.

    Что планируется в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020г?

VIII . Литература.

Практическая работа № 17

I .Тема Отработка порядка приема Военной присяги.

II . Цель. Закрепление теоретических знаний о порядке приема Военной присяги, заучивание Военной присяги наизусть.

III . Задачи.

    Закрепить теоретические знания о порядке приема Военной присяги.

    Выучить слова Военной присяги наизусть

IV . Время выполнения 2ч.

V . Оборудование. Презентация, видеофильм, проектор, компьютер, индивидуальные карточки со словами присяги, тетради для практических работ.

VI . Задание.

    Просмотреть презентацию.

    Просмотреть видеофильм (Приложение 15)

    Записать слова присяги в тетрадь для практических работ

    Рассказать присягу наизусть

VII Контрольные вопросы.

    Что такое присяга?

    Расскажите слова присяги наизусть.

VIII . Литература.

Принятие присяги (видео)

Практическая работа № 18

I .Тема Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.

II . Цель. Закрепление знаний о героизме, войсковом товариществе и приобретение практических умений при работе с учебником.

III . Задачи.

    Изучить материал учебника.

    Составить тезисный конспект

    Ответить на контрольные вопросы.

IV . Время выполнения 2ч.

V . Оборудование.

VI . Задание.

2. Составить тезисный конспект.

3. Ответить на вопросы.

VII Контрольные вопросы.

    Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина.

    В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?

    Каково значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений?

    Что такое присяга?

    Каким законом утвержден текст ныне действующей военной присяги?

    В каком Уставе описана процедура приведения к военной присяге?

VIII . Литература.

    Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2008. – 161 с.

Практическая работа № 19

I .Тема. Оказание реанимационной помощи.

II . Цель. Закрепление теоретических знаний по проведению реанимационной помощи, приобретение практических умений искусственной вентиляции легких, непрямого массажа сердца.

III . Задачи.

1.Составить алгоритм проведения реанимации.

2. Научиться проводить искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца на тренажере.

IV . Время выполнения 2ч.

V . Оборудование. Учебник ОБЖ, тренажер-Гоша, тетрадь для практических работ, ситуационные задачи

VI . Задание.

1.Изучить материал учебника стр.136-141

2. Составить алгоритм реанимационной помощи.

3. Проведение реанимационной помощи на тренажере - Гоша.

4. Решение ситуационных задач.

VII Контрольные вопросы.

1.Что означает терминальное состояние?

2.Сколько терминальных состояний знаете?

3.Опишите терминальные состояния.

4.Признаки клинической смерти.

5.Этапы реанимации.

6.Назовите способы искусственной вентиляции легких.

VIII Литература

1. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2009. – С 136 141.

Практическая работа № 20

I .Тема. Оказание первой помощи пострадавшим

II . Цель. Закрепление теоретических знаний оказания помощи при кровотечениях, переломах, профилактике осложнений ран, приобретение практических умений наложения повязок, закрутки, шин.

Задачи.

1. Решить ситуационные задачи.

2. Научиться останавливать кровотечение при помощи закрутки.

3. Научиться накладывать повязки на голову, руки, ноги.

4. Научиться накладывать шины

IV . Время выполнения 2ч.

V . Оборудование. Ситуационные задачи, учебник БЖД, закрутки, бинты, шины.

VI . Задание.

1.Решить ситуационные задачи.

2. Изучить материал учебника БЖД стр. 248-266. Ответить на контрольные вопросы письменно.

3. Работа в парах: наложить закрутку, наложить повязки на руку, голову, ногу, наложить шину при переломе голени.

VII . Контрольные вопросы.

    Дайте формулировку кровотечению.

    Перечислите виды кровотечений.

    Что такое асептика?

    Что такое антисептика?

    Перечислите виды ран.

    Какие способы остановки кровотечений существуют?

    Назовите виды переломов, перечислите признаки переломов.

    Как оказать помощь при открытом переломе?

    Как оказать помощь при закрытом переломе?

VIII Литература

1. Фефилова, Л. К. Оказание экстренной медицинской помощи в ЧС [Текст] Учебно-методическое пособие / Л.К. Фефилова, Н. Ф.Королева. Кемерово, 2008. С. 128-134.

2. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г.Я. Ястребов; под редакцией Б.В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – С. 248-266

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для специальностей:

230113 «Компьютерные системы и комплексы»

230115 «Программирование в компьютерных системах»

210723 «Сети связи и системы коммутации»

090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем »

210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы»

280703 «Пожарная безопасность»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Предисловие

Практическая работа № 1 «Оценка опасности аварии с выбросом АХОВ»

Практическая работа № 2 «Оценка радиационной обстановки»

Практическая работа № 3 «Первичные средства пожаротушения и порядок их использования»

Практическая работа № 4 «Первая доврачебная помощь при ранениях и травмах»

Практическая работа № 5 «Подготовка инженерных сооружений для защиты населения»

Практическая работа № 6 «Организация получения и использования средств индивидуальной защиты»

Практическая работа № 7 «Расчет сил и средств для выполнения аварийно-спасательных работ»

Практическая работа № 8 «Составы военнослужащих, воинские звания. Взаимоотношения между военнослужащими»

Практическая работа № 9 «Военно-учетные специальности, соответствующие профилю подготовки колледжа , их вооружение и оснащение. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы»

Практическая работа № 10 «Огневая подготовка»

ПРЕДИСЛОВИЕ


Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы Государственного образовательной учреждения среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники» по специальностям СПО 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных системах», 210723 «Сети связи и системы коммутации», 090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»,210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы», 280703 «Пожарная безопасность»в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной, заочной и заочной с элементами дистанционных технологий формы обучения.

Методические указания созданы в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, необходимо внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе необходимо выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе необходимо выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.

1. Студент должен прийти на лабораторное занятие подготовленным к выполнению лабораторной работы.

2. После проведения лабораторной работы студент должен представить отчет о проделанной работе.

3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в журнале лабораторных работ на листах формата А4 с одной стороны листа.

Оценку по лабораторной работе студент получает, если:

· студентом работа выполнена в полном объеме;

· студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

· отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы ;

· студент отвечает на контрольные вопросы на удовлетворительную оценку и выше.

Зачет по выполнению лабораторных работ студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой лабораторных работ после сдачи журнала с отчетами по работам и оценкам.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Практическая работа № 1

«Оценка опасности аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ»


Учебная цель: Ознакомиться с методикой оценки опасности аварии с выбросом аварийно химически опасными веществами (АХОВ) для жилого района.

Учебные задачи:

1. Ознакомиться с исходными данными для оценки последствий аварии с выбросом АХОВ.

2. Научиться определять глубину зоны заражения в соответствии с методикой.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

уметь:

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

знать:

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации.

Обеспеченность занятия:

1. Учебно-методическая литература:

И др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176с.

Микрюков жизнедеятельности. – М.: КНОРУС, 2010. – 288 с. – (Среднее профессиональное образование)

Новиков безопасность. - М. 2002, - 336 с.

2. Калькулятор.

3. Карандаш простой.

4. Чертежные принадлежности: линейка, транспортир.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Понятие об АХОВ

Растет ассортимент применяемых в промышленности, сельском хозяйстве и быту химических веществ. Некоторые из них токсичны и вредны. При проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовые поражения людей, животных, приводят к заражению воздуха, почвы, воды, растений. Их называют аварийно опасными химическими веществами (АХОВ). Определенные виды АХОВ находятся в больших количествах на предприятиях, их производящих или использующих в производстве. В случае аварии может произойти поражение людей не только непосредственно на объекте, но и за его пределами, в ближайших населенных пунктах.

Крупными запасами ядовитых веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Г.А. Аверьянов, И.А. Екимова, Н.Е. Петровская, М.В. Тихонова, В.И.Туев

Методические указания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра радиоэлектронных технологий и экологического мониторинга (РЭТЭМ)

УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой РЭТЭМ, д.т.н.

В.И. Туев «___» ________2012 г.

Безопасность жизнедеятельности

Методические указания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения всех направлений и специальностей

Аверьянов Г.А., Екимова И.А., Петровская Н.Е., Тихонова М.В., Туев В.И. Безопасность жизнедеятельности. Методические указания для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов очного и заочного обучения всех направлений и специальностей. – Томск:

Методические указания по безопасности жизнедеятельности предназначены для всех специальностей изучающих курс «Безопасность жизнедеятельности». Включает сборник задач по безопасности жизнедеятельности, описание занятий по оказанию первой неотложная медицинской помощи, оценке уровня радиации, алгоритмизации безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера.

© Томский государственный университет систем управления и

радиоэлектроники (ТУСУР), 2012

Введение

(семинаров)

2.1 Темы для самостоятельной работы

Задачи для практических занятий и самостоятельного решения

3.1 Ответы к задачам

Тестовые вопросы для самоконтроля

4.1 Ответы к тестам

Перечень вопросов для экзамена

Перечень вопросов для зачета

Индивидуальные задания

Практическое занятие «Первая неотложная медицинская помощь»

Практическое занятие «Оценка уровня радиации»

10. Практическое занятие «Алгоритмы безопасного поведения при

угрозе и возникновении ЧС природного и техногенного характера»

Заключение

Список литературы

Интернет-источники

Глоссарий

Введение

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от негативных факторов во всех сферах жизни человеческой деятельности.

К формированию учения о безопасности жизнедеятельности привели ряд причин. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является, прежде всего, продолжительность жизни. В настоящее время в России по сравнению с предыдущими годами происходит значительное сокращение продолжительности жизни (особенно у мужчин). Это связано с низким уровнем дохода на душу населения, ухудшением медицинского обслуживания, несоблюдением норм здорового образа жизни, деградацией среды обитания, снижением требований безопасности на производстве. Численность населения существенно сократилась за последние годы, так как наблюдается низкая рождаемость и высокая смертность. Высокая смертность обусловлена некоторыми причинами, и одна из которых – высокий уровень травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) третье место занимает травматизм после сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Причем от травматизма погибают молодые трудоспособные люди. Одно из первых мест занимает также детская смертность. Высокая смертность среди взрослого населения обусловлена внешними факторами (дорожно-транспортные происшествия, пожары, травматизм на производстве и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о недостаточном уровне обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому основная цель курса «Безопасность жизнедеятельности» – это формирование представлений, получение знаний направленных на сохранение здоровья и жизни населения, формирование культуры безопасности.

Большое влияние на наше здоровье оказывает состояние среды обитания. Качественное состояние среды обитания достигается рациональным обращением с ресурсами, использованием объектов техносферы в соответствии с нормами по безопасности и экологичности. Кроме того, каждый человек должен соблюдать личную безопасность: это соблюдение правил и норм охраны труда, здоровый образ жизни, безопасность в быту и т.д. В свою очередь государство должно обеспечивать коллективные меры безопасности: безопасные условия деятельности и быта, эффективную систему мер предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Эффективная профессиональная деятельность также непосредственно связана с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Таким образом, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» − это общепрофессиональная дисциплина, обязательная при подготовке высококвалифицированных специалистов, деятельность которых связана с

сокращением вредного влияния промышленного производства на окружающую среду и направлена на создание экологически ориентированной индустрии.

Обучение студентов технического Вуза направлено на изучение разделов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), связанных с дальнейшей профессиональной деятельностью. Самостоятельное изучение дисциплины БЖД, как часть комплексного самообразования студентов, является необходимой составляющей в подготовке современных инженеров способных обеспечить нормальное функционирование системы «человек − техника − среда обитания» − сложного динамического комплекса с множеством прямых и обратных связей, которые, в общем виде, представляют совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Приступая к изучению дисциплины необходимо детально проработать методические указания и материал, указанный в списке литературы. Кроме литературы, указанной в списке, студентом могут использоваться другие информационные источники, в том числе Интернет-ресурсы при помощи поисковых систем.

Цель занятий: познакомить студентов с основами безопасности жизнедеятельности, основными понятиями, закономерностями безопасного функционирования технических систем, с задачами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», с ее основными разделами, с выводами, которые находят применение в различных областях практической деятельности. Кроме того, основополагающим в процессе проведения практических занятий является формирование представлений о безопасной профессиональной деятельности, направленной на защиту человека от негативных факторов производственной среды и защиту персонала в условиях чрезвычайных ситуаций.

- изучение негативных факторов производственной и бытовой среды и методов защиты от них;

- изучение нормативных документов в области безопасности жизнедеятельности;

- изучение алгоритма действий в случае чрезвычайных ситуаций;

- изучение правил оказания первой медицинской помощи и методов снижения производственного травматизма.

Материальное оснащение занятий: Учебные и методические пособия;

учебники; тесты, расположенные в компьютерной сети ТУСУРа. Два учебных класса, оборудованных плакатами по основам промышленной безопасности.

Учебные видеофильмы: десять фильмов по ЧС и основам БЖД («Стихийные бедствия», «Пожарная безопасность», «Оружие массового поражения», «Транспортировка пострадавших в походных условиях» и др.). Фотоальбом на СD-диске: «Последствия техногенных аварий и катастроф».

Для проведения практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» помимо традиционных форм обучения, характерных для Высшей школы (лекции, практические и лабораторные занятия) курс должен сопровождаться активными формами обучения. При изучении тем:

«Охрана труда » − ситуационные задачи и их решения, анализ конкретных ситуаций (или кейс-метод);

«Безопасность АЭС » − диспуты, деловые и ролевые игры; «Психология безопасности » − круглый стол;

« Принципы оказания первой неотложной медицинской помощи при несчастных случаях» − диалог, работа в малых группах;

« Алгоритмы безопасного поведения» − проблемный метод и метод проектов.

Во время практических занятий по данному курсу необходимо обсуждать и анализировать чрезвычайные ситуации разного характера, произошедшие в городе, в стране и мире. Студенты должны занимать в обсуждении активную

позицию, излагать свое видение причин этих чрезвычайных ситуаций, предлагать пути выхода. При проведении практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» используются те методы обучения, которые позволяют наиболее полно освоить программу дисциплины.

Предполагается создание студентами презентаций и слайд-шоу для лучшего усвоения знаний по предлагаемому курсу и целенаправленного применения их на практике. Также необходимо побуждение студентов к исследовательской деятельности.

Контроль усвоения студентами пройденных тем на семинарских занятиях осуществляется через вопросы и задания, а также с помощью тестирования. Баллы, полученные студентами во время практических занятий, учитываются при сдаче экзамена или зачета. Критерии оценки студента во время практических занятий: активность индивидуальной работы в группах, наличие теоретических знаний, понимание основных понятий, умение применять теоретические знания при решении практических задач, умение мыслить самостоятельно.

1.1 Основные вопросы, рассматриваемые на практических занятиях

Раздел 1. Основные положения и принципы обеспечения безопасности.

1. Основные понятия и определения.

2. Квантификация опасностей.

3. Типы рисков.

4. Концепция приемлемого риска.

5. Методологические основы управления безопасностью.

Вопросы для самоконтроля:

1. Безопасность как ключевая потребность.

2. Проблема безопасности в современных условиях.

3. Предмет дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

4. Цели и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».

5. Методы и средства обеспечения БЖД.

6. Вскройте различия терминов «авария», «катастрофа» и «стихийное бедствие».

7. Какие, по Вашему мнению, причины развития аварий и катастроф? Является ли «человеческий фактор» одной из главных причин ЧС?

8. Раскройте понятие «риск».

9. Перечислите основные типы рисков и дайте их характеристику.

10. Поясните сущность концепции приемлемого риска.

Раздел 2. Негативные факторы воздействия в системе « человек − среда обитания».

1. Опасность, признаки и источники ее формирования.

2. Виды негативных факторов производственной и бытовой сред.

3. Безопасность и ее виды.

Вопросы для самоконтроля:

1. Виды негативных воздействий в системе «человек – среда обитания».

2. Что такое опасность? Поясните признаки и источники ее формирования.

3. По каким параметрам можно классифицировать негативные факторы?

4. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной и бытовой сред.

5. На основании какого документа опасные и вредные производственные факторы (ОВПФ) подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические?

6. Что относится к физическим ОВПФ?

7. Что относится к химическим ОВПФ?

8. Что относится к биологическим ОВПФ?

9. Что относится к психофизиологическим ОВПФ?

10. Приведите примеры природных, техногенных, антропогенных, социальнополитических и экологических негативных факторов.

11. Раскройте понятие «безопасность».

12. Какие виды безопасности Вы знаете?

Раздел 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности.

1. Эргономика.

2. Психология безопасности деятельности.

3. Анализаторы человека в производственной деятельности.

4. Типы анализаторов человека.

5. Классификация основных форм деятельности человека.

6. Классификация условий труда.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает эргономика?

2. Дайте определения средствам отображения информации и сенсорному полю.

3. В чем заключается задача эргономики?

4. Виды совместимости в эргономике.

5. Что часто лежит в основе аварийности и травматизма?

6. Какие группы компонентов различают в психической деятельности человека?

7. Перечислите виды психических процессов.

8. Что определяет общее понятие «человеческий фактор»?

9. Назовите виды психических состояний.

10. Поясните процесс гипермобилизации.

11. Что можно отнести к особым психическим состояниям?

12. Какие бывают стрессовые состояния?

13. Раскройте термин «анализатор».

14. Типы анализаторов человека в производственной деятельности.

15. Что выступает в качестве датчиков сенсорных систем организма?

16. Перечислите основные виды деятельности человека.

17. Охарактеризуйте физический труд.

18. На какие категории подразделяется физическая тяжесть работы?

19. Перечислите показатели динамической нагрузки.

20. Перечислите показатели статической нагрузки.

21. Что можно отнести к механизированным формам физического труда?

22. На какие типы подразделяются формы умственного труда?

23. Поясните классификацию условий труда.

24. Чем характеризуются экстремальные условия труда?

25. Напряженность работы и факторы её характеризующие.

26. Функциональное состояние оператора как комплекс различных функций и качеств человека в его трудовой деятельности.

Раздел 4. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.

4.1. Освещение.

4.1.1. Нормирование освещения.

4.1.2. Инфракрасное излучение.

4.1.3. Ультрафиолетовое излучение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие основные виды производственного освещения Вы знаете?

2. Перечислите виды естественного освещения.

3. Какие системы искусственного освещения применяются в производственных помещениях?

4. Допускается ли применение одного местного освещения на производственных рабочих местах?

5. Что характеризует показатель ослепленности?

6. Критерием чего является коэффициент пульсации?

7. К какому диапазону длин волн относится видимое излучение?

8. Какой параметр нормируется при использовании естественного освещения?

9. Какие параметры нормируются при использовании искусственного освещения?

10. В зависимости от каких параметров определяется нормируемое значение освещенности на рабочем месте при использовании искусственного освещения?

11. В зависимости от каких параметров определяется нормируемое значение КЕО при использовании естественного освещения?

12. Какие приборы используются для измерения и контроля освещенности на рабочих местах?

13. Влияние на организм ИК- и УФ-излучений.

14. Перечислите средства индивидуальной и коллективной защиты от инфракрасного и ультрафиолетового излучений.

4.2. Микроклимат.

4.2.1. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что относится к параметрам, характеризующим микроклимат производственных помещений?

2. Чем характеризуется холодный период года?

3. Чем характеризуется теплый период года?

4. В каких случаях устанавливаются допустимые величины показателей микроклимата в производственных помещениях?


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Допущено Учебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 280100 – Безопасность жизнедеятельности

ИЖЕВСК 2006

Составители: Девисилов В.А., к.т.н, доцент
Севастьянов Б.В., д.т.н., профессор
Лисина Е.Б., к.т.н., доцент
Николаева Л.С., ст. преподаватель

Селюнина Н.В., ст. преподаватель

Четверикова Н.Г., ассистент

Рецензенты:

Савиных В.В., к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Безопасность жизнедеятельности и промышленная экология» ГОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет», заместитель Председателя Приволжского регионального отделения Научно-методического совета по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

Ханхунов Ю.М., к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Промышленная экология и защита в чрезвычайных ситуациях» ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный технический университет»
Рекомендовано к изданию на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности», 5 сентября 2005 года, протокол № 1.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - Ижевск: Изд-во ИжГТУ,2005. – 96с.

© Издательство ИжГТУ, 2006


Введение

5.2. Расчет средств защиты от шума

5.2.1. Расчет звукоизолирующих устройств

5.2.2. Расчет звукопоглощающих устройств


6. Расчет средств защиты от вибрации

7. Расчет средств защиты от поражения электрическим током

7.1. Расчет защитного заземления

7.2. Расчет зануления


8. Расчет площади легкосбрасываемых конструкций

9. Расчет нагрузок, создаваемых ударной волной

10. Оценка тяжести трудового процесса

11. Категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Цель методического пособия – обеспечить четкую организацию проведения практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», оформление отчета, максимально приближенное к оформлению курсовых и дипломных работ, дать возможность студентам самостоятельно выбрать необходимый данные по заданному преподавателем варианту, оформить отчет и своевременно защитить его.

1. Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе
Общие сведения
Для обеспечения жизнедеятельности человека необходима воздушная среда определенного качественного и количественного состава. Нормальный газовый состав воздуха следующий (об. %): азот – 78,02; кислород – 20,95; углекислый газ – 0,03; аргон, неон, криптон, ксенон, радон, озон, водород – суммарно до 0,94. В реальном воздухе, кроме того, содержатся различные примеси (пыль, газы, пары), оказывающие вредное воздействие на организм человека.
Нормирование
Основной физической характеристикой примесей в атмосферном воздухе и воздухе производственных помещений является концентрация массы (мг) вещества в единице объема (м 3) воздуха при нормальных метеорологических условиях.

От вида, концентрации примесей и длительности воздействия зависит их влияние на природные объекты.

Нормирование содержания вредных веществ (пыль, газы, пары и т.д.) в воздухе проводят по предельно допустимым концентрациям (ПДК).

ПДК – максимальная концентрация вредных веществ в воздухе, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает ни на него, ни на окружающую среду в целом вредного воздействия (включая отдаленные последствия) .

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов нормируют по максимально разовой и среднесуточной концентрации примесей.

ПДК max – основная характеристика опасности вредного вещества, которая установлена для предупреждения возникновения рефлекторных реакций человека (ощущение запаха, световая чувствительность и др.) при кратковременном воздействии (не более 30 мин.)

ПДК сс – установлена для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вредного вещества при воздействии более 30 мин.

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны – это такая концентрация, которая при ежедневном воздействии (но не более 41 часа в неделю) в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека, обнаруживаемых современными методами исследований, в период работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
Задание на практическую работу

« Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе» :

Оценить соответствие концентрации вредных веществ, находящихся в воздухе рабочий зоны нормативным показателям.
Порядок выполнения задания
1. Ознакомиться с методикой.

2. Переписать форму табл.1.1 на чистый лист бумаги.
Образец заполнения
Таблица 1.1

Исходные данные и нормируемые значения содержания

вредных веществ


Вариант

Вещество

Концентрация вредного

вещества


Класс опасности

Особенности воздействия

Соответствие нормам каждого из веществ

Фактическая

В воздухе рабочей зоны

В воздухе населенных пунктов

В воздухе рабочей зоны



Максимально разовая

Сред-несуточная

>30 мин



>30 мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

01

Оксид углерода

5

20

5

3

4

0


=ПДК

>ПДК

3. Заполнить графы 1…3 (табл. 1.1) согласно варианту задания.

4. Используя нормативно-техническую документацию (табл. 1.2) , заполнить графы 4…8 табл. 1.1.

Таблица 1.2

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, мг/ м 3


Вещество

В воздухе рабочей зоны

В воздухе населенных пунктов

Класс опасности

Особенности

воздействия


Максимально

разовая; воздействие


Среднесуточная;

воздействие

> 30 мин


Азота диоксид

2

0,085

0,04

2

О

Азота оксиды

5

0,6

0,06

3

О

Азотная кислота

2

0,4

0,15

2

-

Акролеин

0,2

0,03

0,03

3

-

Алюминия оксид

6

0,2

0,04

4

Ф

Аммиак

20

0,2

0,04

4

-

Ацетон

20

0,2

0,04

4

-

Аэрозоль ванадия пентооксида

0,1

-

0,002

1

-

Бензол

5

1,5

0,1

2

К

Винилацетат

10

0,15

0,15

3

-

Вольфрам

6

-

0,1

3

Ф

Вольфрамовый ангидрид

6

-

0,15

3

Ф

Гексан

300

60

-

4

-

Дихлорэтан

10

3

1

2

-

Кремния диоксид

1

0,15

0,06

3

Ф

Ксилол

50

0,2

0,2

3

Ф

Метанол

5

1

0,5

3

-

Озон

0,1

0,16

0,03

1

О

Полипропилен

10

3

3

3

-

Ртуть

0,01/

-

0,0003

1

-

Серная кислота

1

0,3

0,1

2

-

Сернистый

ангидрид


10

0,5

0,05

3

-

Сода кальцинированная

2

-

-

3

-

Соляная кислота

5

-

-

2

-

Толуол

50

0,6

0,6

3

-

Углерода оксид

20

5

3

4

Ф

Фенол

0,3

0,01

0,003

2

-

Формальдегид

0,5

0,035

0,003

2

О, А

Хлор

1

0,1

0,03

2

О

Хрома оксид

1

-

-

3

А

Хрома триоксид

0,01

0,0015

0,0015

1

К, А

Цементная пыль

6

-

-

4

Ф

Этилендиамин

2

0,001

0,001

3

-

Этанол

1000

5

5

4

-

Примечание: О – вещества с остронаправленным действием, за содержанием которых в воздухе требуется автоматический контроль; А – вещества, способные вызвать аллергические заболевания в производственных условиях; К – канцерогены, Ф – аэрозоли преимущественно фиброгенного действия.

5. Сопоставить заданные по варианту (табл. 1.3) концентрации вещества с предельно допустимыми (табл. 1.2) и сделать вывод о соответствии нормам содержания каждого из веществ в графах 9…11 (табл. 1.1), т.е. ПДК, = ПДК, обозначая соответствие нормам знаком «+», а несоответствие знаком «-».

6. Подписать отчет и сдать преподавателю.

Примечание . В настоящем задании рассматривается только независимое действие представленных в варианте вредных веществ.
Варианты заданий

к практической работе по теме

«Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе»
Таблица 1.3


Вариант

Вещество

Фактическая концентрация

Вариант

Вещество

Фактическая концентрация

Вариант

Вещество

Фактическая концентрация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

01

Фенол

0,001

02

Аммиак

0,01

03

Акролеин

0,01

Азота оксиды

0,1

Ацетон

150

Дихлорэтан

4

Углерода оксид

10

Бензол

0,05

Хлор

0,02

Вольфрам

5

Озон

0,001

Углерода оксид

10

Полипропилен

5

Дихлорэтан

5

Сернистый

ангидрид


0,03

Ацетон

0,5

Фенол

0,5

Хрома оксид

0,1

04

Озон

0,01

05

Этиловый спирт

150

06

Азота диоксид

0,04

Метиловый спирт

0,2

Сернистый

ангидрид


0,5

Сернистый

ангидрид


0,5

Ксилол

0,5

Озон

0,01

Хрома оксид

0,2

Азота диоксид

0,5

Серная кислота

0,05

Аммиак

0,5

Формальдегид

0,01

Соляная кислота

5

Ртуть

0,001

Толуол

0,05

Углерода оксид

15

Акролеин

0,01

07

Акролеин

0,01

08

Ацетон

0,3

09

Метанол

0,3

Дихлорэтан

5

Фенол

0,005

Этанол

100

Озон

0,01

Формальдегид

0,02

Цементная пыль

200

Углерода оксид

15

Полипропилен

8

Углерода оксид

15

Формальдегид

0,02

Толуол

0,07

Ртуть

0,001

Вольфрам

4

Винилацетат

0,15

Ксилол

0,5

10

Аммиак

0,5

11

Азота диоксид

5

12

Хлор

0,02

Азота диоксид

1

Озон

0,001

Хрома триоксид

0,1

Вольфрамовый ангидрид

5

Сода кальцинированная

1

Аэрозоль ванадия пентаоксида

0,1

Хрома оксид

0,2

Дихлорэтан

5

Углерода оксид

10

Озон

0,001

Углерода оксид

10

Азота диоксид

1

Дихлорэтан

5

Ртуть

0,001

Озон

0,1

Продолжение таблицы 1.3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

13

Азота диоксид

0,5

14

Акролеин

0,01

15

Углерода оксид

10

Ацетон

0,2

Дихлорэтан

5

Этилендиамин

0,1

Бензол

0,05

Хлор

0,01

Аммиак

0,1

Фенол

0,01

Хрома триоксид

0,1

Азота диоксид

5

Углерода оксид

10

Ксилол

0,3

Ацетон

100

Винилацетат

0,1

Ацетон

150

Бензол

0,05

16

Серная кислота

0,5

17

Аммиак

0,001

18

Ацетон

0,2

Вольфрам

5

Азота оксиды

0,1

Углерода оксид

15

Кремния диоксид

0,2

Вольфрам

4

Кремния диоксид

0,2

Фенол

0,01

Алюминия оксид

5

Фенол

0,003

Ацетон

0,2

Углерода оксид

5

Формальдегид

0,02

Озон

0,001

Фенол

0,01

Толуол

0,5

19

Азота оксиды

0,1

20

Углерода оксид

10

21

Азотная кислота

0,5

Алюминия оксид

5

Азота диоксид

1,0

Толуол

0,6

Фенол

0,01

Формальдегид

0,02

Винилацетат

0,15

Бензол

0,05

Акролеин

0,01

Углерода оксид

10

Формальдегид

0,01

Дихлорэтан

5

Алюминия оксид

5

Винилацетат

0,1

Озон

0,02

Гексан

0,01

22

Сернистый

ангидрид


0,5

23

Алюминия

оксид


5

24

Аммиак

0,05

Серная кислота

0,05

Азота оксиды

0,1

Азота оксид

0,1

Вольфрамовый ангидрид

5

Формальдегид

0,02

Алюминия

оксид


5

Хрома оксид

0,2

Винилацетат

0,1

Углерода оксид

15

Азота диоксид

0,05

Бензол

0,05

Фенол

0,005

Аммиак

0,5

Фенол

0,005

Вольфрам

4

25

Азотная кислота

0,5

26

Азотная кислота

0,5

27

Акролеин

0,01

Серная кислота

0,5

Аммиак

0,5

Дихлорэтан

5

Ацетон

100

Ацетон

100

Озон

0,01

Кремния

диоксид


0,2

Кремния

диоксид


0,2

Углерода оксид

20

Фенол

0,001

Фенол

0,005

Вольфрам

5

Озон

0,001

Озон

0,02

Формальдегид

0,02

28

Аммиак

0,02

29

Озон

0,05

30

Аммиак

0,4

Азота диоксид

5

Азота диоксид

1

Азота диоксид

0,5

Хрома оксид

0,2

Углерода оксид

15

Хрома оксид

0,18

Ксилол

0,5

Хлор

0,2

Соляная кислота

4

Ртуть

0,0005

Хрома триоксид

0,09

Серная кислота

0,04

Гексан

0,01

Аэрозоль ванадия пентаоксида

0,05

Сернистый

ангидрид


0,4

Таблица 1.4

Пример заполнения таблицы при оценке воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе.


Вариант

Вещество

Концентрация вредного вещества, мг/м 3

Класс опасности

Особенности воздействия

Соответствие нормам каждого из веществ в отдельности

Фактическая

В воздухе рабочей зоны

Максимально разовая

мин


Среднесуточная

В воздухе рабочей зоны

В воздухе населенных пунктов при времени воздействия

>30

Азота

диоксид


0,5

2

0,085

0,04

2

0

ПДК

ПДК

ПДК

Ацетон

0,2

200

0,35

0,35

4

-

ПДК

ПДК

ПДК

Бензол

0,05

5

1,5

0,1

2

К

ПДК

ПДК

ПДК

Фенол

0,01

0,3

0,01

0,003

2

_

ПДК

=ПДК

ПДК

Углерода оксид

10

20

5

3

4

Ф

ПДК

ПДК

ПДК

Винилацетат

0,1

10

0,15

0,15

3

-

ПДК

ПДК

ПДК

Вывод: ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны находится в норме. В воздухе населенных пунктов при времени воздействия менее или 30 минут ПДК диоксида азота, оксида углерода превышает норму, при воздействии свыше 30 минут, также ПДК диоксида азота, оксида углерода и фенола. Следовательно, производство является вредным для людей, проживающих рядом. Необходимо принять соответствующие меры.
2. ОБЩЕОБМЕННАЯ И МЕСТНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ
Общие сведения
Вентиляция – организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения воздуха, загрязненного вредными примесями (газами, парами, пылью), и подачу в него свежего воздуха .

По способу подачи в помещение свежего воздуха и удалению загрязненного системы вентиляции подразделяют на естественную, механическую и смешанную. По назначению вентиляция может быть общеобменной и местной .

2.1. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОГО ВОЗДУХООБМЕНА ПРИ

ОБЩЕОБМЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ
Методика расчета
При общеобменной вентиляции потребный воздухообмен определяют из условия удаления избыточной теплоты и разбавления вредных выделений свежим воздухом до допустимых концентраций . Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают по ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны и гигиеническим нормативам .

Количество воздуха, которое надо подать системой вентиляции для поглощения избыточной теплоты в помещении L 1 вычисляется по формуле:
, м 3 /ч, (2.1)
где Q изб – избыточное количество теплоты , кДж·ч; с – теплоемкость воздуха, Дж/кг·К; с = 1,2 кДж/кг·К; ρ – плотность воздуха, кг/м 3 ; t уд – температура воздуха, удаляемого из помещения, принимается равной температуре воздуха в рабочей зоне, t пр – температура приточного воздуха, о С.
Расчетное значение температуры приточного воздуха зависит от географического расположения предприятия; для Москвы ее принимают равной 22,3 о С.

Температуру воздуха в рабочей зоне принимают на 3…5 о С выше расчетной температуры наружного воздуха.

Плотность воздуха, поступающего в помещение:

, (2.2)
Избыточное количество теплоты, подлежащей удалению из производственного помещения, определяют по тепловому балансу:
Q изб = Q пр - Q расх , (2.3)
где Q пр – теплота, поступающая в помещение от различных источников, кДжч, Q расх - потери теплоты в помещении через конструкции зданий, кДж/ч.
К основным источникам тепловыделений в производственных помещениях относятся:

1. Горячие поверхности оборудования (печи, сушильные камеры, трубопроводы и др.)

2. Оборудование с приводом от электродвигателей;

3. Солнечная радиация

4. Персонал, работающий в помещении;

5. Различные остывающие массы (металл, вода и др.)

Поскольку перепад температур воздуха внутри и снаружи здания в теплый период года незначительный (3…5 С), то при расчете воздухообмена по избытку тепловыделений потери теплоты через конструкции зданий можно не учитывать. При этом некоторое увеличение воздухообмена благоприятно влияет на условия труда работающих в наиболее жаркие дни теплого периода года.

С учетом изложенного формула (2.3) принимает следующий вид:
Q изб = Q пр (2.4)
В настоящем расчетном задании избыточное количество теплоты определяется только с учетом тепловыделений электрооборудования и работающего персонала:
Q пр =Q э.о. + Q р ,(2.5)
где Q э.о. - теплота, выделяемая при работе электродвигателей оборудования, кДж/ч, Q р – теплота, выделяемая работающим персоналом, кДж/ч
Теплота, выделяемая электродвигателями оборудования:

Q э.о. = 3528· ·N ,(2.6)
где - коэффициент, учитывающий загрузку оборудования, одновременность его работы, режим работы; = 0,25… 0,35; N – общая установочная мощность электродвигателей , кВт.
Теплота, выделяемая работающим персоналом:

Q р = n ·K p , (2.7)
где n – число работающих человек; К р – теплота, выделяемая одним человеком, кДж/ч, принимается равной при легкой работе 300 кДж/ч, при работе средней тяжести 400 кДжч; при тяжелой работе 500 кДжч.

Расход приточного воздуха, м 3 ч, необходимый для поддержания концентрации вредных веществ в заданных пределах:

, (2.8)
где G – количество выделяемых вредных веществ, мг/ч, q уд – концентрация вредных веществ в удаляемом воздухе, которая не должна превышать предельно допустимую, мг/м 3 , т.е. q уд q пдк ; q пр – концентрация вредных веществ в приточном воздухе, мг/м 3 .
q пр  0,3q уд. (2.9)
Определение потребного воздухообмена.

Для определения потребного воздухообмена L необходимо сравнить величины L 1 и L 2 , рассчитанные по формулам (2.1) и (2.8) и выбрать наибольшую из них.

Кратность воздухообмена, 1/ч:

,(2.10)
где L – потребный воздухообмен, м 3 ч; V c – внутренний свободный объем помещения, м 3

Кратность воздухообмена помещений обычно составляет от 1 до 10 (большие значения для помещений со значительными выделениями теплоты, вредных веществ или небольших по объему).

«Расчет потребного воздухообмена при общеобменной вентиляции».
Рассчитать необходимый расход приточного воздуха и кратность потребного воздухообмена помещения.