Нереализованный с торгов автомобиль. Реализация арестованного имущества: сроки, порядок проведения

Все имущество должника, выявленное и арестованное в ходе исполнительного производства, подлежит реализации, а выручка от продажи подлежит передаче взыскателю. Реализация имущества должна быть осуществлена в двухмесячный срок, после ареста. Приставы оформляя акт описи и арест имущества могут производить оценку стоимости, как самостоятельно, так и через специализированные организации. Если должник в 30-и дневной срок погасит задолженность, имущество возвращается собственнику. Порядок реализации имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 87 « Реализация имущества должника» ФЗ-229 .

Самостоятельная реализация имущества должником

Если должник, собственник арестованного имущества согласен с оценкой стоимости и эта стоимость не более 30 тысяч рублей, то должник имеет право на реализацию своего имущества в срок до десяти дней. Операция купли-продажи осуществляется в присутствии сотрудников ФССП, стоимость от имущества передается приставам, с имущества снимается арест. Все действия документируются: оформляются договор купли-продажи, акты приема-передачи.

Если должник не смог продать имущество и взыскатель отказывается принять это имущество, то оно подлежит принудительной реализации.

Принудительная реализация имущества должника

Принудительная реализация может осуществляться двумя способами, в зависимости от стоимости имущества и его натуры.

1 способ: комиссионная продажа

Этот способ применяется к движимому и недвижимому имуществу стоимостью не более 500 000 рублей, и не заложенного третьим лицам.

В первую очередь так реализуется мелко- и крупно- бытовая техника, мебель, запасы товара широкого потребления, сельскохозяйственный скот и т.п.

Специализированные магазины принимают от местного УФССП по специальному поручению, имущество на реализацию по оценочной стоимости. Имущество может быть представлено в магазине, а может быть и на хранении у должника. Магазин имеет право снижать цену на реализуемое имущество, для успешной продажи. После продажи имущества вся вырученная сумма перечисляется на счет ФССП (если должник юридическое лицо, то взимается комиссия 18%), для передачи суммы взыскателю.

2 Способ: аукционная продажа

Применяется при реализации ценных бумаг, дебиторской задолженности, залогового имущества и имущества стоимостью свыше пятиста тысяч.

Особые организации в законном порядке в течение 10 дней, организуют аукционы – формируют лоты из имущества, начальную стоимость (соответствует оценочной стоимости), размещают информацию о торгах в общедоступных источниках, проводят торги.

Передача имущества должника взыскателю

В случае если имущество не было реализовано в двух месячный срок, то оно возвращается приставам. Судебные приставы обязаны передать имущество взыскателю (-ям) по оценочной стоимости минус 25%. (п. 13 ст. 87 ФЗ “Об исполнительном производстве»). Если взыскатели отказались принять имущество в качестве выплаты долга, то арестованное имущество возвращается должнику, арест с имущества снимается.

1. При отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

2. Имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

3. Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

4. Реализация дебиторской задолженности осуществляется путем проведения торгов в случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона.

5. Для реализации инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов судебный пристав-исполнитель предъявляет требования к управляющей компании об их погашении.

6. Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.

7. Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.

8. Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9. Цена дебиторской задолженности не может быть меньше стоимости дебиторской задолженности, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущественного права, за исключением случая перечисления дебитором денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии со настоящего Федерального закона. Цена дебиторской задолженности уменьшается пропорционально отношению суммы основного долга дебитора перед должником к сумме перечисленных дебитором денежных средств.

10. Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов.

11. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

12. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

13. В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям, а при отсутствии таковых (отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой) возвращается должнику.

14. О передаче нереализованного имущества должника взыскателю судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи.

15. Копии постановлений, указанных в настоящей статье, не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются сторонам исполнительного производства.

Положения статьи 87 закона №229-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Последствия объявления торгов несостоявшимися
    3. В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном статьей 87 настоящего Федерального закона.

Процедура банкротства редко приводит к полному удовлетворению требований кредиторов. Зачастую средства, полученные от продажи имущества должника, не могут покрыть даже текущие расходы. Если у должника есть ликвидное имущество, вероятность погашения требований кредиторов существенно увеличивается. Однако не всегда даже оно успешно реализуется с торгов. Что происходит с нереализованным имуществом должника? Могут ли кредиторы, заинтересованные в конкретном имуществе должника, получить его без торгов? Ответы на эти и другие вопросы - в материале «ЭЖ».

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) предусматривает реализацию имущества должника путем последовательного проведения двух торгов на повышение цены - аукционов (или конкурсов - для отдельных видов имущества). Если первые торги признаются несостоявшимися, то проводятся повторные торги при установлении начальной продажной цены ниже на 10% той, которая была установлена на первоначальных торгах. В случае если имущество не было продано и на повторных торгах, осуществляется продажа имущества посредством публичного предложения (ст. 110, 139 Закона о банкротстве). Такой порядок призван обеспечить возможность поступления максимально высокого дохода в конкурсную массу. Если все из предусмотренных законом последовательных торгов признаны несостоявшимися, включаются альтернативные способы погашения требований кредиторов, которые зачастую вызывают ряд практических вопросов у лиц, участвующих в конкурсных процедурах.

Способы востребования не реализованного на торгах имущества

В силу п. 8 ст. 142 Закона о банкротстве погашенными считаются удовлетворенные требования кредиторов, а также те требования, в связи с которыми достигнуто соглашение об отступном, или конкурсным управляющим заявлено о зачете требований, или имеются иные основания для прекращения обязательств. Закон указывает лишь на недопустимость новации как способа прекращения обязательств должника перед кредиторами (п. 9 ст. 142 Закона о банкротстве). Это обусловлено тем, что в результате прекращения одного обязательства новацией возникнет другое, по которому обязанным будет являться также должник, что недопустимо, исходя из целей конкурсного производства (соразмерное удовлетворение требований кредиторов и ликвидация должника).

Зачет встречных однородных требований должника и кредитора допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов (абз. 3 п. 8 ст. 142 Закона о банкротстве), а также исключая случаи недопустимости зачета, указанные в ст. 411 ГК РФ.

Для погашения требований кредиторов путем зачета необходимо совпадение одновременно нескольких обстоятельств, что бывает довольно редко.

В частности, у должника должно быть денежное требование к кредитору, а кредитор должен обладать встречным однородным требованием к должнику, которое удовлетворяется в приоритетном порядке перед другими кредиторами. Зачет чаще всего применяется для прекращения обязательств должника перед кредиторами по текущим платежам (см., например, Определение ВАС РФ от 16.04.2009 № 3649/09 по делу № А72-1253/08-19/75).

Соответственно, наиболее применяемым на практике способом прекращения обязательств должника перед кредиторами в процедуре банкротства, помимо исполнения требований кредиторов путем выплат денежных средств из конкурсной массы, является передача имущества должника в качестве отступного. Не всегда отсутствие предложений при продаже актива на торгах свидетельствует о том, что на него отсутствует спрос на рынке в принципе. Поэтому получение имущества должника в качестве отступного может быть выгодным для кредитора в ситуации, когда торги признаны несостоявшимися.

Передача имущества в качестве отступного по решению собрания кредиторов

Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества, вправе оставить за собой это имущество уже после проведения повторных торгов «на повышение» (аукциона) по стоимости на 10% ниже начальной продажной цены на повторных торгах, а также в ходе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения на любом этапе снижения цены (п. 4.1 и 4.2 ст. 138 Закона о банкротстве). При этом залоговые кредиторы вносят 30% от стоимости предмета залога (при публичном предложении эта стоимость определяется ценой, установленной для конкретного этапа снижения цены, на котором имущество передается кредитору) на специальный банковский счет для погашения требований кредиторов первой и второй очереди, а также некоторых текущих платежей - судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим (п. 1 и 2 ст. 138 Закона о банкротстве). В этом состоит преимущество положения залогового кредитора, который даже при неудачных попытках продать имущество может оставить его за собой в индивидуальном порядке, без учета мнения кредиторов, но с выплатой части стоимости предмета залога для удовлетворения требований приоритетных очередей.

Для конкурсных кредиторов, требования которых не обеспечены залогом, предусмотрена «коллективная» передача заложенного имущества, то есть в соответствии с решением собрания кредиторов. До 1 сентября 2016 г. (до вступления в силу изменений Закона о банкротстве, внесенных Федеральным законом от 23.06.2016 № 222-ФЗ) существовало правило о том, что погашение требований кредиторов путем заключения соглашения об отступном допускается в случае согласования данного соглашения с собранием кредиторов (комитетом кредиторов), а также при соблюдении очередности и пропорциональности (п. 8 и 9 ст. 142 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до 1 сентября 2016 г.).

С 21 декабря 2016 г. вступят в силу новые, более детальные правила погашения требований кредиторов путем предоставления отступного (ст. 142.1 Закона о банкротстве). Изменения внесены тем же Федеральным законом от 23.06.2016 № 222-ФЗ и будут применяться к процедурам, введенным после дня вступления в силу соответствующих изменений.

Интересно, что с 1 сентября 2016 г. утратили силу указанные выше правила заключения с кредиторами соглашения об отступном, в частности:

    о том, что в качестве отступного не может быть передано имущество, обремененное залогом (абз. 2 п. 8 ст. 142 Закона о банкротстве);

    о соблюдении очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов при передаче отступного (абз. 3 п. 8 ст. 142 Закона о банкротстве);

    о согласовании соглашения об отступном с собранием кредиторов (абз. 1 п. 9 ст. 142 Закона о банкротстве).

Представляется, что до вступления в силу норм ст. 142.1 Закона о банкротстве для процедур, введенных после 1 сентября 2016 г. и до 21 декабря 2016 г., будет действовать тот же порядок передачи имущества в качестве отступного, который применялся до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2016 № 222-ФЗ.

Что было до 1 сентября 2016 г.?

В постановлении Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 № 15419/12 по делу № А04-5355/2010 указано, что процедура реализации имущества, по общему правилу устанавливающая запрет на прямую передачу имущества в качестве отступного без предварительного выставления его на все необходимые торги, обусловлена необходимостью точного, справедливого и не вызывающего разногласий между кредиторами и иными участниками конкурсного процесса способа определения цены имущества. Эта процедура направлена на защиту не только интересов кредиторов, чьи требования включены в реестр требований кредиторов должника, но и кредиторов по текущим платежам и учредителей должника. В данном деле был сделан вывод о том, что прямая передача имущества в качестве отступного без проведения торгов возможна в том случае, если не нарушаются права иных кредиторов. В частности, речь шла о передаче единственному кредитору права требования к привлеченному к субсидиарной ответственности генеральному директору, который также являлся единственным учредителем должника, при том, что в объем субсидиарной ответственности не были включены текущие платежи и отсутствовали требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра.

Действительно, нет причин не допускать прямую передачу имущества, когда это приводит к эффективному достижению целей и задач конкурсного производства. Однако по общему правилу такая передача без проведения торгов не допускается (см., например, Определение ВАС РФ от 11.12.2013 № ВАС-17468/13 по делу № А35-5092/2010).

Более того, как указано в постановлении АС Северо-Западного округа от 23.06.2015 № Ф07-8896/2014 по делу № А56-39041/2013, прямая передача соответствующего права единственному кредитору не приводит к нарушению интересов кредиторов по текущим платежам только в том случае, если размер субсидиарной ответственности определяется в соответствии с требованиями п. 8 ст. 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ (без учета текущих платежей и требований «зареестровых» кредиторов).

По решению собрания кредиторов невозможна передача имущества в качестве отступного до проведения всех этапов торгов, даже если кредиторы, принимающие имущество в погашение своих требований, вносят средства для удовлетворения требований кредиторов приоритетных или той же очередей в полном объеме. Это обусловлено тем, что торги проводятся на повышение и направлены на продажу имущества по максимально возможной цене, а начальная продажная цена - лишь минимальная цена, по которой имущество может быть продано. Соглашения об отступном, заключенные пусть даже по решению собрания кредиторов, но до проведения всех этапов торгов, могут быть оспорены учредителями должника, которые в силу ст. 148 Закона о банкротстве имеют право получить имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами или так называемыми зареестровыми кредиторами, требования которых удовлетворяются после расчетов с реестровыми кредиторами.

В судебной практике сформирован подход, согласно которому требования текущих кредиторов, равно как и первой, а также второй очереди могут быть погашены путем предоставления отступного. ВАС РФ указал, что для передачи имущества в качестве отступного текущим кредиторам решения собрания кредиторов не требуется в принципе: «Порядок погашения требования текущего кредитора реестровые кредиторы решать не вправе, поскольку в силу п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам погашаются вне очереди за счет конкурсной массы должника» (Определение ВАС РФ от 16.04.2014 № ВАС-3780/14 по делу № А81-2014/2013).

Такая позиция, на наш взгляд, спорна, поскольку судьба нереализованного с торгов имущества должника должна определяться собранием кредиторов. Как минимум, цена, по которой имущество будет передаваться кредиторам, может быть слишком низкой, и большая часть требовании кредиторов по текущим платежам останется непогашенной и будет удовлетворяться из денежных средств, полученных от продажи иного имущества должника, что нарушит права реестровых и «зареестровых» кредиторов.

В другом деле (Определение Верховного суда РФ от 22.08.2016 № 303-ЭС16-5060 по делу № А51-16300/2013) суд признал соответствующими закону действия конкурсного управляющего, который при наличии решения собрания кредиторов о передаче имущества должника в качестве отступного передал имущество не реестровым кредиторам, а кредиторам по текущим платежам. При этом интересно, что начальная продажная цена данного имущества почти в четыре раза превышала сумму требований кредиторов по текущим платежам.

Оставление за собой нереализованного имущества отдельными кредиторами

Помимо коллективной процедуры передачи имущества в качестве отступного, закон упоминает возможность кредиторов оставить за собой имущество должника (п. 1 ст. 148 и п. 5 ст. 213.26 Закона о банкротстве). Здесь не используется термин «отступное», однако по своей сути передача имущества в погашение требований кредиторов согласно указанным нормам является не чем иным, как прекращением обязательств путем предоставления отступного, предусмотренным в ст. 409 ГК РФ.

Вывод о наличии двух процедур передачи имущества кредиторам в качестве отступного - по решению собрания кредиторов и путем предложения принять имущество должника каждому из кредиторов - подтверждается судебной практикой. Например, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 № 13АП-8970/2015 по делу № А56-42447/2006 указано: «На собрании кредиторов от 24.01.2013 было принято решение не принимать имущество в качестве отступного, после чего 25.01.2013 было направлено предложение конкурсным кредиторам принять спорное имущество. Также такое предложение было адресовано кредитору по текущим платежам ООО «Компания 207». Заявка о принятии имущества поступила лишь от ЗАО «Межрегиональная консалтинговая группа». Со ссылкой на положения ст. 148 Закона о банкротстве, имущество передано указанному кредитору, что оформлено Соглашением от 05.03.2013. ЗАО «Межрегиональная консалтинговая группа» направило 01.03.2013 гарантийное письмо о погашении требований кредиторов по текущим платежам... По смыслу положений ст. 148 Закона о банкротстве имущество должника, не реализованное в ходе конкурсного производства, в первую очередь предлагается кредиторам, чьи требования включены в реестр требований кредиторов и не погашены в ходе конкурсного производства». Однако с учетом немногочисленной судебной практики в части оставления кредиторами за собой имущества в порядке ст. 148 Закона о банкротстве применительно к данной процедуре остаются вопросы.

На наш взгляд, например, нельзя согласиться с тем, что закон предписывает предложить оставить за собой имущество, в первую очередь, конкурсным кредиторам. В приведенном выше Определении Верховного суда РФ от 22.08.2016 № 303-ЭС16-5060 по делу № А51-16300/2013 сформулирована иная позиция (что в первую очередь имущество следует предложить кредиторам по текущим требованиям), с которой стоит согласиться. В данном случае, однако, кредитор, оставивший за собой имущество, обязался погасить требования кредитов по текущим платежам. Необходимость принятия на себя такого обязательства представляется спорной, поскольку кредитор по текущим платежам не был лишен возможности выразить свою волю на оставление за собой имущества согласно уведомлению конкурсного управляющего.

В другом деле (постановление АС Северо-Западного округа от 09.07.2015 № Ф07-11014/2013 по делу № А13-10826/2012), несмотря на доводы кредиторов, которые ссылались на положения ст. 148 Закона о банкротстве и понуждали конкурсного управляющего заключить с ними соглашение о передаче им имущества в отсутствие положительного решения собрания кредиторов, суд указал: «Возможность утверждения арбитражным судом соглашения об отступном, заключаемого с отдельным кредитором, в случае если собрание кредиторов должника не приняло решения о заключении такого соглашения, положениями ст. 142 Закона о банкротстве не предусмотрена. Кроме того, судами установлено, что собранием кредиторов общества от 16.01.2015 принято решение об утверждении нового порядка продажи спорного имущества должника».

Возникает закономерный вопрос: что же имеется в виду в п. 1 ст. 148 Закона о банкротстве, когда речь идет об оставлении за собой имущества кредиторами? Почему эта процедура также не называется отступным, а соответствующие нормы не имеют отсылки к нормам о погашении требований кредиторов в качестве отступного? И какова судьба имущества, если было принято решение не принимать его в качестве отступного?

К сожалению, определенного ответа на эти вопросы ни в судебной практике, ни в законе нет. Логично признать, что действия управляющего по заключению соглашения об отступном без предварительного внесения в повестку дня собрания кредиторов вопроса о передаче имущества кредиторам не соответствуют законодательству (см., например, постановления АС Волго-Вятского округа от 14.01.2015 № Ф01-6079/2014 по делу № А29-7711/2013, ФАС Волго-Вятского округа от 07.07.2014 по делу № А29-1671/2008). Далее судебная практика расходится, и однозначного ответа на вопрос, можно ли передавать имущество в индивидуальном порядке кредиторам, если решение собрания кредиторов о принятии имущества в качестве отступного не принято, нет. На наш взгляд, это, безусловно, возможно, поскольку в противном случае вероятны злоупотребления со стороны недобросовестных кредиторов. Предположим, формально или фактически аффилированные с должником кредиторы большинством голосов приняли решение не принимать имущество в качестве отступного. Если предположить, что индивидуальная процедура погашения требований кредиторов за счет непроданного имущества недопустима, то имущество будет передано учредителям на основании ст. 148 Закона о банкротстве. Вряд ли это соответствует целям конкурсного производства.

Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что в результате недостаточного законодательного регулирования процедуры погашения требований кредиторов на практике возникают вопросы, связанные с реализацией этого способа прекращения обязательств должника перед кредиторами, которые не всегда решаются в судебной практике единообразно и вызывают довольно существенную для участников конкурсной процедуры правовую неопределенность.

Новый порядок передачи имущества в качестве отступного

С 21 декабря 2016 г. вступят в силу правила о погашении требований кредиторов путем предоставления отступного, которые будут применяться к процедурам, введенным после дня вступления в силу соответствующих изменений.

Статья 142.1 Закона о банкротстве предусматривает, что имущество может быть передано в качестве отступного по решению собрания или комитета кредиторов кредиторам третьей очереди при отсутствии непогашенных требований кредиторов по текущим платежам, первой и второй очереди. Конкурсный управляющий направляет кредиторам предложение о погашении их требований путем предоставления отступного. Кредиторы, в свою очередь, вправе направить управляющему заявление о согласии на принятие имущества в определенный, указанный в уведомлении управляющего срок.

Важными нововведениями являются нормы об упорядочении направления уведомлений о возможности принять имущество в качестве отступного и о распределении этого имущества между кредиторами, направившими согласие в установленный срок. Ранее эти вопросы не были урегулированы. Подобная процедура была установлена лишь для погашения требований к некоторым специальным субъектам - негосударственным пенсионным фондам и кредитным организациям (см. ст. 186.8 и 189.96 Закона о банкротстве, которые утратят силу с 21 декабря 2016 г.). Важнейшей новеллой является то, что кредиторы обязаны перечислить на специальный банковский счет должника сумму, достаточную для удовлетворения требований кредиторов, для которых законодательством допускается только денежная форма исполнения обязательств.

На первый взгляд, установление четкого порядка передачи имущества в качестве отступного можно только приветствовать, поскольку это будет способствовать правовой определенности. Но так ли это? Попробуем разобраться более детально.

Во-первых, в новой ст. 142.1 Закона о банкротстве указано, что приведенный в ней порядок действует в части погашения требований кредиторов к должнику - юридическому лицу. Однако в п. 5 ст. 213.26 Закона о банкротстве применительно к банкротству граждан речь идет о том, что кредиторы могут принять имущество и (или) права требования в счет погашения своих требований, если финансовый управляющий не сможет реализовать их в установленном порядке.

Очевидно, что в данной норме речь также идет о погашении требований кредиторов путем предоставления отступного, но в индивидуальном порядке, аналогично порядку, указанному в п. 1 ст. 148 Закона о банкротстве. Соответственно, возникает вопрос: применим ли новый порядок передачи имущества в качестве отступного и к должникам-гражданам?

Ранее в ст. 142 Закона о банкротстве содержались общие нормы, касавшиеся погашения требования кредиторов, в том числе путем предоставления отступного, которые в силу п. 1 ст. 213.1 Закона о банкротстве применялись к банкротству граждан постольку, поскольку соответствующие отношения не урегулированы главой X Закона банкротстве. А данная глава упоминает лишь оставление за собой имущества кредиторами в индивидуальном порядке (п. 5 ст. 213.26 Закона о банкротстве).

На наш взгляд, было бы неверно полагать, что ст. 142.1 Закона о банкротстве не может применяться к банкротству граждан, поскольку в противном случае для их банкротства не установлено никакой коллективной процедуры передачи имущества в качестве отступного, а оно сразу передается в индивидуальном порядке кредиторам.

Кроме того, неоправданно было бы устанавливать особое регулирование применительно к банкротству граждан в том случае, если специфика соответствующих отношений отсутствует применительно к конкретным субъектам.

Во-вторых, исходя из буквального толкования п. 1 ст. 142.1 Закона о банкротстве, теперь путем предоставления отступного смогут погашаться только требования кредиторов третьей очереди, включенные в реестр требований кредиторов, при отсутствии требований приоритетных очередей. Эта норма также вызывает ряд вопросов. В частности, если при наличии кредиторов по текущим платежам, первой и второй очереди имущество не будет передано кредиторам третьей очереди, то какова его дальнейшая судьба?

Представляется, что такое имущество должно предлагаться управляющим в рамках «индивидуальной» процедуры с соблюдением очередности всем кредиторам в порядке ст. 148 Закона о банкротстве, которая претерпела изменения, вступающие в силу 21 декабря 2016 г. Однако закон упоминает, как и в прежней редакции, возможность кредиторов принять имущество должника для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, называя такое имущество непроданным. Следовательно, исходя из системного толкования данной нормы с нормой ст. 142.1 Закона о банкротстве и прежней редакции ст. 142 и 148 Закона о банкротстве, можно сделать вывод, что после передачи имущества в качестве отступного по решению собрания кредиторов законодатель оставил возможность индивидуальной передачи имущества.

На наш взгляд, такое отступное, передаваемое уже в индивидуальном порядке, должно предлагаться кредиторам по текущим платежам, первой очереди и т.д. При внесении изменений в части передачи имущества в качестве отступного, очевидно, следовало бы предусмотреть более четкое разграничение упоминаемой в законе процедуры передачи имущества в качестве отступного и оставления кредиторами его за собой в порядке ст. 148 Закона о банкротстве. Вряд ли при введении запрета передачи имущества в качестве отступного в соответствии со ст. 142.1 Закона о банкротстве кредиторам по текущим платежам, первой и второй очереди целью было установление возможности передачи нереализованного имущества сразу учредителям или собственнику имущества унитарного предприятия.

В-третьих, п. 14 ст. 142.1 Закона о банкротстве предусматривает правило, согласно которому в случае, если законодательством РФ предусмотрена возможность удовлетворения требований кредитора или уполномоченного органа только в денежной форме, обязательным условием соглашения об отступном с кредитором той же или последующей очереди является внесение на специальный банковский счет должника суммы денежных средств в размере, достаточном для погашения соответствующих требований кредиторов или уполномоченного органа, удовлетворение которых законодательством Российской Федерации предусмотрено только в денежной форме, пропорционально размеру погашаемых требований кредитора, заключающего соглашение об отступном. Законодательство предусматривает погашение только в денежной форме, например, требований о компенсации морального вреда (ст. 237 ТК РФ, ст. 1101 ГК РФ, п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»), задолженности по уплате налогов (ст. 8 НК РФ).

Формулировка нормы является не совсем удачной, поскольку неочевидно, как рассчитывается пропорция.

Предположим, в реестр требований кредиторов включены только требования кредиторов третьей очереди на 100 руб., из них требования в размере 10 руб. принадлежат уполномоченному органу. Требования кредиторов по текущим платежам погашены. Один кредитор (кредитор С) с суммой требований 30 руб. отказался от принятия отступного. Два кредитора, чьи требования составляют 20 руб. (кредитор А) и 40 руб. (кредитор В), выразили в установленный конкурсным управляющим срок волю на принятие в качестве отступного делимого имущества стоимостью 20 руб. - например, дебиторской задолженности. Расчет суммы, которую каждый из таких кредиторов должен перечислить на специальный банковский счет должника, выглядит схематично следующим образом. Требование кредитора А составляет 33% от совокупности требований кредиторов А и В, требования кредитора В - 67%. Получается, право требования в размере 6,6 руб. (33% от общей стоимости имущества в 20 руб.) переходит к кредитору А, а в размере 13,4 руб. - к кредитору В. Как рассчитывать сумму, которую каждый из таких кредиторов должен перечислить на специальный банковский счет должника? Кредитор А перечисляет 33% от 10 руб. (размер требований уполномоченного органа) - 3,3 руб., кредитор В - 6,7 руб. То есть, исходя из данной нормы, требования уполномоченного органа будут погашены полностью, а требования кредиторов, принимающих имущество в качестве отступного, мало того, что не будут погашены в полном объеме, так кредиторы еще и понесут затраты на удовлетворение требований уполномоченного органа (см. таблицу).

Если же предположить, что в приведенном примере требования уполномоченного органа составят больше, чем стоимость имущества, передаваемого в качестве отступного, например, 30 руб. - принимать его кредиторам вообще нет никакого смысла, поскольку выплаты «денежным» кредиторам будут больше, чем принимаемое в качестве отступного имущество. Либо пропорция должна рассчитываться как-то иначе.

Из приведенных примеров видно, что законодательные нововведения не только не устраняют ранее имевшиеся в практике вопросы, возникавшие при передаче отступного кредиторам, но и порождают новые.

Если судебная практика пойдет по пути буквального толкования ст. 142.1 Закона о банкротстве, то погашение требований кредиторов путем передачи отступного станет крайне редким явлением, поскольку соблюдаться должно слишком много условий, а принятие отступного во многих случаях будет просто невыгодно кредиторам.

На наш взгляд, применение новых положений о востребовании не проданного с торгов имущества должника может быть распространено, если судебная практика пойдет не по пути полного погашения требований кредиторов, удовлетворение которых допускается только в денежной форме, а частичного погашения, в размере процентного соотношения, на которое погашается требование кредитора, принимающего отступное. Например, если требования трех кредиторов погашены на 5%, соответственно, такие кредиторы вместе перечисляют 5% на погашение требований «денежных» кредиторов. Однако и при таких условиях получается, что чем больше размер требований таких кредиторов, тем менее выгодно принимать отступное. Иные нормы ст. 142.1 Закона о банкротстве, как показано выше, также требуют доработки. Не исключено, что в Закон о банкротстве будут внесены изменения, корректирующие описанные нами недостатки.

Таблица

Наименование кредитора

Сумма требования кредитора по ­реестру, руб.

Сумма, получаемая кредиторами при передаче отступного (стоимость имущества 20 руб.) кредиторам А и В в порядке ст. 142.1 Закона о банкротстве, руб.

Удовлетворение (в %) от суммы ­заявленных в реестр требований, получаемое каждым кредитором при передаче отступного в порядке ст. 142.1 Закона о банкротстве кредиторам А и В

Затраты кредиторов на погашение денежных требований уполномоченного органа (пропорционально размеру погашаемых требований)

Кредитор А

3,3 руб. (33% от суммы требований кредиторов А и В)

Кредитор В

6,7 руб. (67% от суммы требований кредиторов А и В)

Кредитор С

Уполномоченный орган

    ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

    Ю.В. БЕЛЯНОВ

    В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

    Вместе с тем не следует пренебрегать также исполнением вынесенных судебных решений, в рамках которых взыскатель нередко сталкивается с проблемами реализации арестованного имущества.

    После проведения мероприятий по возбуждению исполнительного производства, розыску имущества должника, наложения на него ареста и определения рыночной стоимости арестованной вещи оцененное имущество должника должно быть направлено судебным приставом на реализацию. Сроки реализации регулируются ч. 6 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и исчисляются со дня вынесения постановления об оценке имущества. Не ранее 10 дней (предоставленных законом для обжалования результатов оценки) и не позднее 20 дней судебный пристав передает имущество на реализацию. Вместе с тем нормативные документы Федеральной службы судебных приставов устанавливают более строгие сроки для судебных приставов-исполнителей: в соответствии с п. 2.3 Приказа ФССП России N 347 от 25.07.2008 (далее - Приказ N 347) судебный пристав-исполнитель обязан передать в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) вещь, подлежащую реализации. Такое имущество передается в натуре или, в случае если имущество находится под охраной или на хранении у третьего лица, такая передача осуществляется путем составления акта приема-передачи. Кроме того, в п. 2.1 Приказа N 347 устанавливается четкий порядок действий должностных лиц с детализацией сроков. Так, судебный пристав-исполнитель не позднее чем на следующий день после вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию направляет в Росимущество уведомление о готовности имущества к реализации. Росимущество в течение 7 дней принимает решение либо о самостоятельной реализации арестованного имущества, либо о привлечении специализированной организации (в качестве которой могут выступать физические или юридические лица, отобранные Росимуществом на конкурсной основе), которая будет заниматься реализацией имущества должника, и затем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России о принятом решении, после чего между ФССП России с одной стороны и Росимуществом с другой стороны (в случае принятия решения о реализации через привлеченного контрагента - непосредственно со специализированной организацией) осуществляется фактическая передача имущества для последующей реализации в счет погашения задолженности в соответствии с ч. 7 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    Рассматривая проблемы, связанные с продажей арестованного имущества, прежде всего необходимо обусловить существующие способы, которые законодательно закреплены и применяются для реализации арестованного имущества должников. Закон об исполнительном производстве устанавливает два основных способа: реализация имущества проводится либо путем комиссионной продажи, либо посредством проведения публичных торгов. Способ реализации определяется в зависимости от вида имущества должника и его стоимости, определенной в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    Комиссионная продажа как вид реализации имущества должника предусмотрена для имущества и вещей стоимостью менее 500 тыс. руб., а также любых иных вещей, не подлежащих продаже путем проведения торгов. На основании ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве переданная Росимуществу вещь, подлежащая реализации на комиссионных началах в соответствии с принятым постановлением судебного пристава-исполнителя, должна быть реализована в срок, не превышающий одного месяца со дня передачи имущества на реализацию. Необходимо отметить, что если по истечении установленного срока указанное имущество не удалось реализовать, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, согласно которому цена снижается на 15%. Не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, оно должно быть направлено взыскателю с целью информирования о снижении цены. Вместе с тем в практике часто встречаются случаи, когда после снижения цены на 15% имущество не удается реализовать. Причинами этого может являться, например, неликвидность реализуемого имущества или его моральная устарелость (это актуально для компьютерной техники). Если такое имущество не было реализовано в течение месяца с момента снижения цены на 15%, в соответствии с ч. 11 ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель принимает решение о предложении взыскателю оставить имущество по цене на 25% ниже его первоначальной продажной стоимости. При получении такого предложения взыскатель обязан уведомить судебного пристава-исполнителя о принятом решении. Если решение взыскателя не предоставлено судебному приставу-исполнителю в определенный срок, такое бездействие расценивается как отказ от предложения оставить имущество за собой. В этом случае нереализованное имущество подлежит возврату должнику, и дальнейшее обращение взыскания на нереализованное имущество в счет погашения задолженности перед взыскателем по данному исполнительному производству более не осуществляется. Погашение задолженности в этом случае возможно за счет иного выявленного имущества должника.

    Срок проведения комиссионной продажи составляет 1 месяц, что также затягивает исполнительное производство. Нередко выявленное имущество должника не удается реализовать ввиду отсутствия эффективного механизма доведения информации о продаже до широкого круга лиц. Кроме того, большинство реализуемых вещей не представляют ценности ввиду того, что они находились в употреблении. Необходимо понимать, что с учетом истечения времени такая вещь теряет ценность и круг лиц, желающих ее приобрести, сужается. Решением проблемы ликвидности может стать создание сети комиссионных магазинов для реализации такого товара. В случае если имущество должников будет передаваться на реализацию в такие магазины, все слои населения получат доступ к товару в привычной и понятной каждому покупателю форме розничной торговли с возможностью физической визуализации приобретаемой вещи. Применение на практике таких мер позволит повысить процент реализации имущества должников и сократить сроки реализации, что, соответственно, оптимизирует сроки исполнения судебных актов. Аналогичный опыт реализации имущества должников через специализированные магазины применяется в ряде других государств, в том числе в Белоруссии и Казахстане .

    Реализация имущества должника в форме публичных торгов предполагает более сложную схему, вместе с тем отчасти похожую на процесс продажи на комиссионных торгах.

    Особенность такой формы реализации обусловливается ее взаимовыгодностью, на что указывают многие авторы, в том числе М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, которые отмечали: "Торги, призванные обеспечить заключение договора на оптимальных условиях, и прежде всего в отношении цены, защищают тем самым интересы того, кто прибегнул к торгам. Однако в получении самой высокой цены могут быть заинтересованы при определенных условиях и третьи лица. Прежде всего, это кредиторы должника. В роли такого третьего лица - кредитора или иного заинтересованного лица - может выступать также государство. Тем самым наряду с частным возможен и публичный интерес к торгам" .

    Основным отличием публичных торгов от комиссионной продажи является форма их проведения - аукцион с установлением начальной продажной стоимости реализуемого имущества должника. Однако необходимо отметить, что торги проводятся только в отношении некоторых видов имущества, установленных в ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    К имуществу, подлежащему реализации путем проведения торгов, относится прежде всего недвижимое имущество, имущество, обремененное залогом (в случае если на данное имущество обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем), имущественные права (в том числе дебиторская задолженность), а также ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов) и предметы, имеющие историческую или художественную ценность. К реализуемым на торгах вещам также относятся неделимые сложные вещи, а также главная и принадлежная вещь, т.е. связанная с ней общим назначением.

    Необходимо отметить: кроме Росимущества, право реализации имущества должника на торгах имеют лица и организации, аккредитованные Росимуществом. Единственной оговоркой является то, что такие организации уполномочены заниматься реализацией имущества определенного вида (ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве).

    Стоимость имущества, реализуемого на торгах, не должна быть ниже оценочной стоимости, указанной судебным приставом в постановлении об оценке вещи. При реализации имущества, обремененного залогом, цена устанавливается не ниже стоимости, определенной судебным актом, на основании которого происходит обращение взыскания.

    Общий срок реализации имущества должника на торгах не должен превышать двух месяцев (ст. 90 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, процесс реализации может затягивать срок исполнения судебного акта дополнительно на 2 месяца. Вместе с тем в соответствии с нормами ст. 36 Закона об исполнительном производстве совокупный срок для исполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет всего 2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства. Поскольку требования исполнительного документа предполагают более широкий перечень действий, направленных на выявление и арест имущества должника, процесс реализации имущества должен быть сокращен до минимального срока с целью недопущения коллизии норм права и обеспечения возможности осуществлять все необходимые исполнительные действия в максимально короткий срок, не нарушающий нормы ст. 36 Закона об исполнительном производстве.

    Реализация имущества должников в США осуществляется Службой маршалов путем аукциона и должна быть осуществлена в течение 90 дней , однако данный срок исчисляется с момента возбуждения исполнительного производства, и в перечень проводимых мероприятий входит также розыск имущества, который может занимать большую часть времени. В то же время срок реализации активов должника в Российской Федерации составляет совокупно 2 месяца без учета срока розыска активов и процесса наложения ареста на выявленное имущество должника, который дополнительно исчисляется двухмесячным сроком. Следовательно, при сопоставлении правовых норм, действующих в Российской Федерации и США, получается, что совокупный срок мероприятий в Российской Федерации составляет минимум 4 месяца (при этом срок не является пресекательным и может быть продлен), а согласно законодательству США данный срок составляет 3 месяца и не может быть нарушен. Полагаем необходимым оптимизировать данные сроки в нашей стране.

    В этой связи интересен опыт Армении в создании системы электронного аукциона для реализации имущества должников, действующей в республике с 2006 года . Длительность публичных торгов составляет всего 10 дней, этот срок продлевается на 10 минут в случае поступления нового ценового предложения. Следовательно, двухмесячный срок для проведения торгов, применяемый в нашей стране, слишком длинный и должен быть оптимизирован. Кроме того, применение аналогичных законодательных изменений в Российской Федерации позволит сократить сроки ведения исполнительного производства, в котором у должника выявлено имущество, подлежащее реализации на торгах.

    В законодательстве Финляндии применяется альтернативный способ реализации, в соответствии с которым судебный пристав обязан размещать объявления о проводимых торгах сразу в нескольких источниках информации, что позволяет охватить более широкий круг потенциальных покупателей, и, что особенно интересно, судебный пристав имеет право дополнительно делать предложения посредством телефонной связи или электронной почты, как следует из раздела 22 главы 5 Исполнительного кодекса Финляндской республики . Дополнительно пристав уполномочен проводить запрос предложений о размере покупной стоимости имущества еще до проведения аукциона по реализации имущества. Поступившие предложения в этом случае обязательно учитываются при подведении итога торгов.

    Такой механизм активных действий, направленных на поиск покупателей со стороны судебного пристава, значительно повышает вероятность реализации имущества должника и, следовательно, должен быть применен и в Российской Федерации.

    В настоящее время передача имущества на реализацию между ФССП России и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется путем подписания акта приема-передачи, составляемого на бумажном носителе. С целью оптимизации данного процесса необходимо внедрить систему электронного обмена документами. Это позволит сократить срок подписания актов по передаче имущества, поскольку сотрудниками тратится время на доставку и подписание соответствующих актов, в то время как электронный документ доставляется мгновенно, а электронные подписи обеспечивают достоверность документов.

    Также представляется целесообразным перевести все проводимые аукционы на электронную основу, что позволит в итоге сократить время проведения торгов. После осуществления таких мероприятий на законодательном уровне необходимо предусмотреть более короткие сроки и внести соответствующие изменения в ст. 90 Закона об исполнительном производстве. В настоящее время допустимый срок проведения реализации имущества должника составляет 2 месяца, как указывалось ранее, что противоречит нормам ст. 36 Закона об исполнительном производстве, в которой предусматривается, что совокупный срок для исполнения требований исполнительного листа не должен превышать двух месяцев.

    Важное изменение, которое необходимо отдельно отметить, заключается в обязанности Росимущества в срок, не превышающий 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, опубликовать информацию в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования. Данная обязанность предусмотрена в п. 2.6 Приказа N 347. Необходимо отметить, что вместо общепринятых публикаций в печатных изданиях информацию о предстоящих торгах в настоящее время следует получать на официальном сайте torgi.gov.ru, созданном специально для этих целей Постановлением Правительства РФ .

    Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы указанный интернет-ресурс установлен как единственный источник публикаций о предстоящих торгах. Таким образом, обязанность размещать извещение о проведении торгов по реализации имущества должника в периодическом печатном издании (а также на интернет-сайте организатора торгов) была упразднена с момента введения в действие интернет-ресурса torgi.gov.ru.

    Росимущество обязано публиковать информацию о предстоящей реализации не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

    Кроме того, при поступлении от реализатора информации о назначении торгов судебный пристав обязан также информировать о предстоящих торгах заинтересованные стороны исполнительного производства: взыскателя и должника.

    Срок, установленный для направления сторонам исполнительного производства извещения о проведении торгов, различается в зависимости от того, является реализуемое имущество обремененным или нет. Если реализуется имущество, являющееся предметом договора залога, извещение о предстоящих торгах должно быть направлено реализатором не позднее чем за 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, но не ранее чем за 30 дней до даты проведения торгов по реализации имущества должника. Данная обязанность предусмотрена в ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" . Если предметом реализации является имущество, не обремененное залогом, в соответствии со ст. 448 Гражданского кодекса РФ реализатор обязан опубликовать такую информацию не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

    После проведения вышеуказанных действий реализатор проводит публичные торги по реализации имущества. В случае если имущество должника удалось реализовать, торги объявляются состоявшимися и составляется соответствующий протокол. Завершающей стадией процесса реализации имущества должника на торгах является заключение договора с победителем торгов, определенным вышеуказанным протоколом, за которым следует фактическая оплата приобретаемого имущества покупателем и последующая передача вещи. Такой договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней, отсчитываемых с момента подписания протокола, а в случае если было размещено объявление в Интернете, такой срок отсчитывается с момента размещения данного объявления о торгах. Если имущество не удалось реализовать (например, ввиду отсутствия желающих приобрести имущество), такие торги признаются несостоявшимися.

    В соответствии с п. 2.1 Приказа N 347 Росимущество уведомляет судебного пристава-исполнителя в срок не позднее одного дня с момента признания торгов несостоявшимися.

    Исходя из норм законодательства, регулирующего порядок дальнейших действий пристава, необходимо понимать, что в случае признания торгов несостоявшимися основной причиной невозможности реализации имущества законодатель считает завышенную стоимость реализуемого имущества должника.

    Следовательно, судебный пристав-исполнитель обязан в день уведомления принять постановление о снижении цены. На основании ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в день получения уведомления от Росимущества о признании торгов несостоявшимися выносит постановление о снижении начальной продажной стоимости имущества на 15%. Необходимо отметить, что меры, направленные на снижение начальной продажной стоимости имущества, не всегда дают результат. Нередко реализуемое имущество представляет собой оборудование, предназначенное для производства техники или товаров узкой специализации, или какие-либо запчасти для такого оборудования.

    Таким образом, публикации в различных общедоступных источниках информации недостаточно для эффективной реализации имущества. Кроме того, потенциальными клиентами на приобретение имущества являются прежде всего компании, которые занимаются профильной деятельностью, исходя из специфики имущества. Следовательно, целесообразно наделить реализаторов правом направлять прямые предложения к участию в открытых торгах профильным компаниям, которые могут быть заинтересованы в приобретении нереализованного имущества должника.

    Для имущества широкого профиля возможно также принимать дополнительные меры, направленные на его продажу: например, законодательно наделить реализатора имущества правом привлекать риелторов или иных продавцов для оперативного поиска покупателей, что позволит повысить вероятность реализации продаваемого имущества. Для реализации автотранспортных средств возможно использовать крупнейшие публичные интернет-ресурсы, специализирующиеся на продаже автомобилей, или направлять предложения в местные компании по продаже автотранспортных средств, бывших в употреблении.

    В соответствии с ч. 1 ст. 92 Закона об исполнительном производстве организатор торгов обязан "не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися" назначить дату повторных торгов. Таким образом, получается, что реализатору предоставляется 20 дней для назначения даты проведения повторных торгов, что может необоснованно затянуть процесс реализации арестованного имущества должника. Следовательно, в настоящее время требуется оптимизация данного срока, которая может быть осуществлена введением дополнительных правовых норм в нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации имущества должников, прежде всего в Закон об исполнительном производстве. Данный срок может быть сокращен путем установления обязанности судебного пристава назначать дату повторных торгов незамедлительно по истечении десятидневного срока, предусмотренного на обжалование торгов.

    Все вышеуказанные проблемы, связанные с длительными сроками реализации арестованного имущества должников, являются важнейшими проблемами исполнения судебных актов в целом, в связи с чем обусловлена необходимость создания дополнительных способов скорейшей реализации имущества должника с целью сокращения сроков исполнения судебных актов и повышения действенности исполнительного производства.

    Для повышения эффективности следует разработать более короткие схемы реализации имущества должника, в том числе обратиться к опыту других стран.

    Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в рамках порядка и сроков проведения комиссионной продажи имущества, а также публичных торгов с целью сокращения сроков реализации имущества должников. Опыт иностранных государств может быть также использован в современной российской практике. Принятие мер по сокращению сроков позволит соответственно ускорить процесс исполнения судебных актов в Российской Федерации в целом.

    Список литературы

    1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения: 2-е изд., испр. М.: Статут, 1999.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    3. Кодекс об исполнительном производстве Финляндской Республики N 705/2007.
    4. Медведев В.В. Сравнительный анализ систем принудительного исполнения России и Соединенных Штатов Америки // Практика исполнительного производства. 2013. N 4.
    5. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федер. закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    6. Об исполнительном производстве: Федер. закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    7. Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (ред. от 07.02.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    8. Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество: Приказ ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 (ред. от 15.09.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    9. О направлении разъяснений по вопросам, связанным с размещением информации о проведении торгов по реализации арестованного и (или) заложенного имущества: письмо ФАС России от 03.10.2014 N АК/40175/14 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    10. О принудительном исполнении судебных актов: Закон Республики Армения от 05.05.1998 N ЗР-221.
    11. О службе по обеспечению принудительного исполнения судебных актов: Закон Республики Армения от 08.10.2001 N ЗР-224.

    References

    1. Braginskij M.I., Vitrjanskij V.V. Dogovornoe pravo. Kniga pervaja: obshhie polozhenija: 2-e izd., ispr. M.: Statut, 1999.
    2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaya): Feder. zakon ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 22.10.2014) // Dostup iz SPS "KonsultantPljus".
    3. Kodeks ob ispolnitel"nom proizvodstve Finljandskoj Respubliki N 705/2007.
    4. Medvedev V.V. Sravnitel"nyj analiz sistem prinuditel"nogo ispolnenija Rossii i Soedinennyh Shtatov Ameriki // Praktika ispolnitel"nogo proizvodstva. 2013. N 4.
    5. Ob ipoteke (zaloge nedvizhimosti): Feder. zakon ot 16.07.1998 N 102-FZ (red. ot 21.07.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    6. Ob ispolnitel"nom proizvodstve: Feder. zakon ot 02.10.2007 N 229-FZ (red. ot 08.03.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    7. Ob opredelenii oficial"nogo sajta Rossijskoj Federacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" dlja razmeshhenija informacii o provedenii torgov i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel"stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 10.09.2012 N 909 (red. ot 07.02.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    8. Ob utverzhdenii Porjadka vzaimodejstvija Federal"noj sluzhby sudebnyh pristavov i Federal"nogo agentstva po upravleniju gosudarstvennym imushhestvom po voprosam organizacii prodazhi imushhestva, arestovannogo vo ispolnenie sudebnyh reshenij ili aktov organov, kotorym predostavleno pravo prinimat" reshenija ob obrashhenii vzyskanija na imushhestvo: Prikaz FSSP Rossii N 347, Rosimushhestva N 149 ot 25.07.2008 (red. ot 15.09.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    9. O napravlenii raz"jasnenij po voprosam, svjazannym s razmeshheniem informacii o provedenii torgov po realizacii arestovannogo i (ili) zalozhennogo imushhestva: pis"mo FAS Rossii ot 03.10.2014 N AK/40175/14 // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    10. O prinuditel"nom ispolnenii sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 05.05.1998 N ZR-221.
    11. O sluzhbe po obespecheniju prinuditel"nogo ispolnenija sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 08.10.2001 N ZR-224.
    12. URL: http://pda.fssprus.ru/inter_razdel25/.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.