Масштабные ЧС последнего десятилетия. Оценка последствий

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Справочная служба ТАСС составила подборку крупнейших техногенных катастроф, произошедших в 2015 г.

Железнодорожная катастрофа

20 марта в Индии локомотив и два вагона пассажирского поезда Janata Express ("Джаната-экспресс"), следовавшего по маршруту Дехрадун - Варанаси, сошли с рельсов на станции Бахраван в округе Рай-Барели (штат Уттар-Прадеш). Погибли 58 человек, более 150 человек пострадали.

По информации министерства железных дорог Индии, катастрофа произошла из-за того, что поезд проехал на запрещающий сигнал светофора.

Пожар в общественном месте

Погибли 63 человек и еще около 200 пострадали.

Во время пиротехнического шоу на проходившем в заведении концерте группы Goodbye to Gravity загорелись элементы декора из пенопласта на потолке, возникло сильное задымление, а затем прогремел взрыв. Посетители в панике побежали к выходу, произошла давка.

4 ноября 2015 года премьер-министр Румынии Виктор Понта подал в отставку из-за охвативших страну антиправительственных демонстраций, участники которых требовали наказания чиновников, ответственных за пожар.

Пожар на предприятии

13 мая при пожаре на обувной фабрике компании Kentex в северном пригороде Манилы (Филиппины) погибли 72 человека, несколько десятков человек пострадали.

Огонь вспыхнул в ходе сварочных работ, проводившихся с нарушениями техники безопасности. В течение семи часов здание выгорело полностью.

Пожар стал третьим по числу жертв в истории страны, уступив только пожарам на дискотеке в городе Кесон в 1996 году (162 погибших) и в отеле в том же городе (2001 год, 75 погибших).

Взрыв на предприятии

12 августа в портовом городе Тяньцзинь (Китай) в результате возгорания на складе логистической компании Ruihai ("Жуйхай") произошли два взрыва мощностью три и 21 т в тротиловом эквиваленте, возник сильный пожар.

Погибли 173 человека, восемь пропали без вести, 797 получили ранения.

Несколько жилых зданий получили повреждения, взрывная волна ощущалась на расстоянии нескольких десятков км. Работа пожарных сильно осложнялась тем, что на складе хранилось большое количество химикатов, и для тушения огня было запрещено применять воду.

Авария на шахте

4 марта на шахте им. А.Ф. Засядько в Донецке на глубине 1 тыс. 230 м, произошел взрыв метана.

В момент инцидента под землей находились 230 горняков, 33 из них погибли на месте происшествия.

15 пострадавших были госпитализированы, один из них позднее скончался в больнице.

9 марта генеральная прокуратура провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) арестовала директора шахты по подозрению в нарушении правил горных работ.

Оползень техногенного характера

21 ноября в окрестностях города Хпакант (штат Качин, Мьянма) сошел оползень , в результате которого погибли по меньшей мере 113 человек. Под завалами оказались до 80 хижин самовольно организованного поселка горняков, работавших на шахте по добыче нефрита. Поселок накрыли массы земли и горной породы, складированные рядом с шахтой (высота террикона превышала 60 м).

ЧП на строительном объекте

12 сентября в Саудовской Аравии в результате падения башенного крана на крупнейшую мечеть Мекки - Аль-Масдждид аль-Харам - погибли по меньшей мере 111 человек, свыше 230 пострадали. Большинство жертв были паломниками, которые собрались на молитву.

Причиной обрушения крана, который пробил крышу мечети и рухнул на скопление людей в районе так называемой "восточной площади", стали сильные порывы ветра.

ЧП на буровой платформе

4 декабря в азербайджанском секторе Каспийского моря, на нефтяном месторождении "Гюнешли", из-за выхода из строя газопровода высокого давления возник пожар на морской платформе номер 10, где находились 63 специалиста. В результате восемь человек погибли, еще 23 - пропали без вести. 32 сотрудника платформы были спасены.

ЧП на автозаправочной станции

3 июня более 200 человек стали жертвами взрыва емкостей с топливом на автозаправочной станции в столице Ганы, Аккре. Около 100 человек погибли непосредственно во время взрыва, остальные - в результате многочисленных пожаров, возникших в окрестных кварталах. 10 августа был арестован подозреваемый - по данным следствия, он бросил около АЗС непогашенный окурок, что вызвало взрыв.

Крупнейшее техногенное ЧП в России

12 июля обрушилась часть стен и крыши здания одной из казарм 242-го учебного центра Воздушно-десантных войск РФ в поселке Светлый возле Омска.

На месте погибли 23 военнослужащих, еще 21 человек был госпитализирован в медицинские учреждения с ранениями разной степени тяжести. Один из пострадавших скончался 15 июля.

По факту ЧП было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 292 Уголовного кодекса РФ ("халатность"). 24 июля министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что обрушение произошло из-за некачественной постройки здания в 1975 году и некачественного ремонта в 2013 году.

30 декабря 2015 года в Светлом были сданы в эксплуатацию три новые казармы на 128 мест каждая, построенные вместо обрушившегося здания. Еще две казармы планируется сдать в январе 2016 года.

РАЗДЕЛ 1. «ЧС» МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.

Тема №1. ЧС природного, техногенного и военного характера.

Тема 1.1 Общая характеристика и классификация «ЧС» - УК Природные и техногенные «ЧС»

Цель: Закрепить знания школьной программы о «ЧС». Дать подробную характеристику природным и техногенным ЧС в РФ, о их роли в нашей жизни.

Литература:

1. БЖД. Э. А. Арустамов, учебник, М., В. школа, 2003.

2. Учебное пособие «ЧС, характеристика и классификация». М., журнал «Военные знания», 2002г.

3. Журнал ОБЖ №7 2003 стр.8, ОБЖ №7 2005 г, стр.48.

4. Журнал «Военные знания» №1 – 2001 г, .стр.37

Общая характеристика и классификация «ЧС».

Всегда существовали, и будут возникать такие условия и обстоятельства, когда здоровье, а иногда и жизнь человека будут зависеть исключительно от его своевременных и грамотных действий.

Академик Н.М Амосов утверждает, что запас прочности его конструкции = 10, т.е его органы могут выполнять нагрузки, в 10 раз больше, чем они выполняют. И это доказано практикой в экстремальных ситуациях.

Главное, чтобы эти действия были своевременные и грамотные, тогда есть шансы на успех даже в, казалось бы, безнадёжным деле.

А для этого необходимо иметь достаточный уровень знаний.

Человек в процессе своей деятельности всегда находится в какой-то одной из 5 жизненных ситуаций, внезапно переходя в другую:

1. Обычная – ситуация, повторяющаяся через определённое время и не являющаяся новой для нас.

2. Оптимальная – наиболее благоприятная для данного вида деятельности

3. Экстремальная – новизна и неожиданность возникновения, длительное воздействия негативных факторов О.С.

4. Опасная – в которой есть фактор риска и опасности для жизни.

5. «ЧС» - это обстановка на определённой территории в результате АКС (аварии, катастрофы, стихийного бедствия), которая:

Может повлечь или повлекла человеческие жертвы;

Нанесла ущерб здоровью или окружающей среде;

Значительный материальный ущерб;

Нарушила условия жизни людей.

Авария – повреждение машины, станка, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения.

Катастрофа –событие с трагическими последствиями, авария с гибелью людей.

Стихийное бедствие – опасное явление природного происхождения, вызывающее катастрофические ситуации для «Ч» и «ОС».

Классификация «ЧС»

Все «ЧС» классифицируются по 3 признакам:

I. По сферам возникновения:

1. Природные ЧС – 6 групп.

2. Техногенные ЧС – 6 групп.

3. Экологические ЧС – 3 группы.

4. Социальные ЧС – 5 групп.

II. По ведомственной принадлежности:

1. ЧС в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном)

2. ЧС в промышленности (атомной, хим., пищевой, металлург., и др.)

3. ЧС в КЭС (-водо, -газо, -тепло, -электро, -канализация) –коммунально-энергетич.сетях.

4. ЧС на транспорте (ж/д, автомобильном, воздушном, водном, метро)

III. По масштабам возможных последствий:

Вид «ЧС» Последствия Границы зон распр. поражающих факторов
Пострадало, чел. Нарушены условия жизни людей, чел. Матер. ущерб, МРОТ
Локальная ≤ 10 ≤ 100 ≤ 1 тыс. 1 объект
Местная 10-50 100-300 ≤ 5 тыс. 1 нас. пункт
Территориальная ≤ 500 ≤ 500 ≤ 0,5 млн. 1 субъект РФ
Региональная ≤ 500 ≤ 1000 ≤ 5 млн. 2 субъекта РФ
Федеральная > 500 > 1000 > 5 млн. > 2 субъектов РФ
Трансграничная Границы поражающих факторов выходят за пределы РФ, или ЧС произошла за рубежом

ЧС» природного характера.

ЧС природного характера угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации.

В целом на Земле от природных ЧС погибает каждый стотысячный человек, а за последние 100 лет – 16 тысяч ежегодно.

Говоря о природных ЧС, следует подчеркнуть роль антропогенного влияния на их проявления. Из-за нарушения равновесия в природной среде природа как бы мстит человеку за грубое вторжение в её владения.

Примеры:

Добыча полезных ископаемых, метро → пустоты

Подогрев атмосферы → таяние ледников

Уничтожение лесов

Озоновые дыры и др.

Все природные ЧС делятся на 6 групп:

1. ГеологическиеЧС : землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, лавины.

Землетрясения – это подземные толчки и колебания земной поверхности, вызванные геофизическими причинами.

Классифицируются по 12-б. шкале.

Извержения вулканов – это выброс расплавленных горных пород из горы конусообразной формы. (t=900-1000°С)

Оползни – скользящее смещение массы горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Сель – бурный водно-каменный грязевой поток.

h=1-25 м V>10 м/с Т=1-8 часов

Снежная лавина – низвергающаяся со склонов гор под действием силы тяжести масса снега или льда.

2. Метеорологические ЧС :

1. Вызываемые ветром при V≥25 м/с

2. Сильным дождем (n=50 мм за Т≤12ч)

3. Крупным градом (d гр ≥20 мм)

4. Сильным снегопадом (n=20 мм за Т≤12ч)

5. Сильными метелями V≥15 м/с

6. Пыльными бурями V≥15 м/с

7. Заморозками (t°=0 на поверхности земли)

8. Сильными морозами или жарой (|t|≥30°С) .

Эти природные ЧС приводят к стихийным бедствиям в 3-х случаях:

1. Когда они происходят на территории ≥1/3 области;

2. Когда захватывают несколько административных районов;

3. Когда продолжаются не менее 6 часов.

Ураган – ветер со V≥32 м/с, достигает V=200 км/ч, ширина урагана достигает до 1000 км, продолжительность 9-12 дней.

Тайфун– тропический ураган Тихого океана.

Буря – это ветер со V=15-31 м/с. Сильная буря – шторм. Снежные бури называют пургой, бураном, метелью.

Смерч (торнадо) – это восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха. Представляет собой быстро вращающуюся воронку, свисающую из грозового облака в виде хобота.

Vдвиж. возд.≤200 м/с S смерча=300 км V=50-60 км/ч.

3. ГидрологическиеЧС : наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами.

Наводнения – это затопление водой прилегающей к водоему местности, причиняющее материальный ущерб и человеческие жертвы.

50% всех жертв из природных ЧС → наводнения.

Причины возникновения наводнений – обезлесенья, потепление.

Без материального ущерба – разлив.

Половодье – ежегодно повторяющееся длительное повышение водоносности рек.

Паводок – кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды.

Затор – скопление льда в русле реки, ограничивающее ее движение; образуется весной при вскрытии рек.

Зажор – скопление рыхлого льда осенью, ограничивающее движение реки.

Главная причина образования заторов – задержка процесса вскрытия льда.

Нагон – подъем уровня воды от воздействия ветра. Встречается в устьях широких рек и на крупных водоемах.

Цунами – в переводе с японского «большая волна в гавани» - это морская гравитационная волна большой длины в результате подводного землетрясения,взрыва,падения метеорита.

Vв=100-1000 км/ч hв=5-40м.

4.Природные пожары :

Торфяные

Степные.

Лесные в свою очередь подразделяются на:

Низовые Vср.огня=1-3 м/мин

Верховые Vср.=100 м/мин

Почвенные - глубина прогорания грунта до 50см.

Средняя продолжительность крупного лесного пожара 10-15 суток, выгораемая площадь 450-500 гектаров, при периметре 8-16 км.

Степной пожар Vогня до 160 км/ч.

Торфяной пожар – глубина прогорания до 5,5 м; проблема тушения.

5. Биологические ЧС – эпидемии, пандемии, эпизоотии, эпифитотии.

Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый уровень на данной территории.

Пандемия – эпидемия, охватывающая несколько стран и материков.

Эпизоотии инфекционные болезни животных.

Эпифитотии – инфекционные болезни растений.

Инфекционное заболевание – заболевание, вызываемое живым возбудителем.

Существуют следующие виды инфекционных заболеваний :

1. Инфекции дыхательных путей: грипп, ОРЗ, ангина, дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, натуральная оспа.

Передаются воздушно-капельным путем, лечение – верхние дыхательные пути.

2. Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, паратифы, холера, гепатит, полиомиелит. Передача: продукты, вода, почва, грязные руки, мухи. Лечение – кишечник.

3. Кровяные инфекции: малярия, сыпной и возвратный тиф, клещевой энцефалит, чума, туляремия. Передача: укусы комаров, вшей, блох, клещей, москитов. Лечение – кровеносная система.

4. Инфекции наружных покровов: трахома, чесотка, сибирская язва, столбняк, венерические заболевания. Передача: контактным путем. Лечение – кожа, слизистые оболочки.

6. Космические ЧС – астероиды, солнечная радиация, ультрафиолетовое облучение.

Астероиды – малые планеты d=1-1000 км.

В космосе приблизительно 300 тысяч астероидов и комет.

ЧС» техногенного характера.

Техногенные «ЧС» связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды.

Аварии, катастрофы, пожары, взрывы за последние годы в России оказывают всё возрастающее негативное воздействие на социально-экономическую обстановку.

Они подразделяются на 6 групп:

ХОО – это предприятие, при аварии и разрушении которого могут произойти массовые поражения людей в результате выброса АХОВ.(химически-опасный объект).

АХОВ – это аварийно химически опасное вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе которого может произойти заражение ОС в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах).

(HNO 3 – азотная кислота, NH 3 – аммиак, H 2 S, Cl 2 , COCl 2 , фосген и др.)

РОО – это предприятие, при аварии на котором могут произойти массовые радиационные поражения людей.(радиационно-опасный объект)

ПВОО – это предприятие, на котором производятся, хранятся, транспортируются пожаровзрывоопасные вещества.(пожаро-взрыво-опасный объект)

ГДО – это сооружение, создающее разницу уровней воды до и после него.(гидродинамический объект).

Т – это ж.д., водный, воздушный, автомобильный транспорт, метро.

КЭС – водоснабжение, газо, электро, тепло, канализация.(коммунально-энергетические сети).

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение ЧС.

2. В чем различия между опасной и экстремальной ситуацией?

3. Дайте классификацию «ЧС».

4. Назовите ЧС природного характера.

5. Чем отличается буря от урагана?

6. Что относится к авариям на транспорте, в КЭС?

Тема 1.2 «ЧС» социального и экологического характера,


Похожая информация.


Характеристика и классификация ЧС техногенного характера – 10 мин.

Аварии, катастрофы, пожары, обрушения и другие бедствия в России за последние годы оказывают все возрастающее негативное воздействие на социально-экономическую обстановку. Рост числа техногенных чрезвычайных ситуаций, усугубление последствий и масштабов воздействия, массовые случаи инфекционных заболеваний, пищевых отравлений достигли такого размаха, что начали заметно сказываться на безопасности государства и его населения. Стоит вспомнить такие события, как Чернобыльская катастрофа, крупная авария с выбросом радиоактивного облака под Томском в апреле 1993 года, пожар на КАМАЗе, продолжавший несколько недель, пожар на Московском шинном заводе в феврале 1996 года, аварии на теплотрассах города Хабаровска и Владивостока, из-за него почти каждую зиму города оставались без теплоснабжения, ежегодно происходят и прорывы плотин и дамб, продолжаются случаи железнодорожных и авиационных катастроф, массовые пищевые отравления. Так, в течение года в среднем происходит 1700-2000 чрезвычайных ситуаций крупного масштаба 1100-1200 носят техногенный характер. От всех ЧС за год страдают 80-100 тыс. человек, гибнут 1500-1700. Высокая степень опасности сохраняется.

Невольно возникает вопрос: почему такое происходит? Основных причин две. Во-первых, современное производство все усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей. Во-вторых , упала производственная дисциплина. Невнимательность, расхлябанность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования. Все это приводит к трагическим последствиям, огромным материальным убыткам.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. По характеру явлений их подразделяют на 6 основных групп.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Аварии на химически опасных объектах
Аварии на радиационно опасных объектах
ЧС техногенного характера
Аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах
Аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро)
Аварии на коммунально-энергетических сетях

· Аварии на радиационно-опасном объекте

Радиационно-опасный объект (РОО) – предприятие, на котором при авариях могут произойти массовые радиационные поражения.

Радиационная авария – происшествие, приведшее к выходу (выбросу) радиоактивных продуктов и ионизирующих излучений за предусмотренные проектом пределы (границы) в количествах, превышающих установленные нормы безопасности.

Радиационные аварии подразделяются на три типа:

· Локальная – нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения;

· Местная – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия;

· Общая – нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм.

К типовым РОО следует отнести:

· атомные станции;

· предприятия по изготовлению ядерного топлива;

· предприятия по переработке отработавшего топлива и захоронению радиоактивных отходов;

· научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы;

· ядерные энергетические установки на транспорте.

· Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах

Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВВО) – предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

К ним прежде всего относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

При взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности все ПВВО подразделяются на пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Особенно опасны объекты, относящиеся к категории А, Б, В.

Возникновение пожаров прежде всего зависит от степени огнестойкости зданий и сооружений, которая подразделяется на пять основных групп.

Степень огнестойкости Части зданий и сооружений
несущие лестничных клеток лестничные площадки и марши несущие конструкции перекрытий элементы перекрытий
I 3 ч. несгораемы 1 ч. несгораемы 1 ч. несгораемы 0,5 ч. несгораемы
II 2,5 ч. несгораемы 1 ч. несгораемы 0,25 ч. несгораемы 0,25 ч. несгораемы
III 2 ч. несгораемы 1 ч. несгораемы 0,25 ч. несгораемы Сгораемы
IV 0,5 ч. трудносгораемы 0,25 ч. трудносгораемы 0,25 ч. трудносгораемы Сгораемы
V С Г О Р А Е М Ы Е

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на отдельные и массовые.

Отдельные – пожары в здании или сооружении.

Массовые – это совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Сильные пожары при определенных условиях могут перейти в огненный шторм.

· Аварии на гидродинамически опасных объектах

Гидродинамически опасный объект (ГОО) – сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до и после него. К ним относят гидротехнические сооружения напорного типа и естественные плотины. Особенностью таких сооружений является образование волны прорыва при разрушении.

Гидротехнические сооружения – это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения технологических процессов, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Гидротехнические сооружения напорного типа – это плотины, создающие подъем и, следовательно, напор воды, который затем используется для вращения каких-либо механизмов: турбин, лопастей мельниц.

Здесь следует различать три термина: запруда, плотина, гидроузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина – сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел – система сооружений и водохранилища, связанных единым режимом водоперетока. В горных районах в результате землетрясений, обвалов, оползней образуются естественные плотины (запруды), которые почти всегда представляют опасность для нижерасположенных населенных пунктов, объектов промышленности и сельского хозяйства.

Весьма опасно разрушение плотин. В таких случаях вода с большой высоты и с огромной скоростью устремляется вниз, заливая все на своем пути. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляют опасность.

· Аварии на транспорте:

· На железнодорожном

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения.

При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.

· автомобильные аварии и катастрофы

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это прежде всего нарушения правил дорожного движения, техническая неисправность автомобиля, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональная устойчивость. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автомобилем лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, не огороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Только в Москве на дорогах города за год погибают до 60 детей, это два полных класса. Травмы получают 1000 – целая школа. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают 36-37 тыс. человек. Это почти в три раза больше чем за 9 лет войны в Афганистане.

Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозящими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные формирования ГО, силы противопожарной службы.

· аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое из крепление.

В случае аварийных ситуаций на нефтеналивных судах (танкерах) прекращаются все работы по наливу или откачке нефтепродуктов, задраиваются крышки люков всех емкостей, проводится охлаждение горящих емкостей, бортов корабля. Пустые емкости наполняются водой. Принимаются меры по предотвращению растекания горящих жидкостей по акватории.

· авиационные аварии и катастрофы

Авиационные аварии – это авиапроисшествия, не приведшие к человеческим жертвам, но вызывающие разрушения самолета различной степени.

Катастрофа – это авария с человеческими жертвами. А происходит их достаточно много. Ежегодно в России происходит 50-60 авиационных происшествий, в том числе 10-15 авиакатастроф, в результате которых погибает до 200 человек.

Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

· аварии и пожары в метро

Сегодня метро стало одним из распространенных и наиболее надежных видов транспорта. Но и здесь нет-нет да и происходят весьма печатные события. Из-за аварий и пожаров в метро давка на станциях и составах становится ужасной. Передвигаться по пересадочным станциям становится невозможно. Народ кричит и толкается. Из-за перегрузок приходится останавливать многие эскалаторы.

За последние 6,5 лет пожар на «Новослободской» стал шестнадцатым в списке возгораний столичного метро. Замыкания, вспышки обмоток электродвигателей, катушек автоматов, коробок контактных рельсов – вот лишь небольшой перечень традиционных болячек подземного транспорта.

Поразительная регулярность подобных ЧС, одни и те же ее причины еще раз подтверждают тот факт, что главной причиной возникновения нештатных ситуаций остается отсутствие должного финансирования. Для нормальной работы столичного метро должны быть выделены средства из федерального бюджета. Иначе мы не застрахованы от неприятностей.

· аварии на химически опасном объекте

Разливы и выбросы АХОВ могут произойти при повреждениях и разрушениях емкостей при хранении, транспортировке или переработке. Кроме того, некоторые нетоксичные вещества в определенных условиях (взрыв, пожар) в результате химической реакции могут образовать АХОВ. В случае аварии происходит не только заражение приземного слоя атмосферы, но и заражение водных источников.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни 75 человек

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.

2 декабря 1997 года - взрыв метана на шахте "Зыряновская"

В результате взрыва метана на шахте "Зыряновская" в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

12 августа 2000 года - гибель атомной подлодки "Курск"

Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

4 июля 2001 года - катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске

Самолет авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

24 ноября 2003 года - пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями. Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание - два года лишения свободы в колонии-поселении.

14 февраля 2004 года - обрушение крыши аквапарка "Трансвааль"

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

23 февраля 2006 года - обрушение кровли Басманного рынка

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор "Трансвааль-парка", крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте "Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года - авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

5 декабря 2009 года - пожар в клубе "Хромая лошадь"

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

В редакции "РГ" на "Деловом завтраке" побывал министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков. Вызовы современной жизни, усиливающиеся техногенные риски, меняющийся климат - все это требует своевременной реакции как государства в целом, так и спасателей в частности. Они должны быть на шаг впереди, чтобы не только спасти, но и по возможности предотвратить беду.

Владимир Андреевич, складывается впечатление, что количество стихийных бедствий и техногенных аварий постоянно растет.

Владимир Пучков: Как раз наоборот. Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в последние пять лет в России снижается. Так, в 2017 году количество чрезвычайных ситуаций уменьшилось на 14 процентов по сравнению с 2016 годом.

В качестве примера скажу, что отмечается снижение аварийности на железных дорогах, в авиации, в энергетике. В то же время, к сожалению, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. При этом в целом за последние годы отмечается снижение на 30 процентов аварийности на дорогах. Этого удалось добиться благодаря улучшению дорожного покрытия и всей автомобильной инфраструктуры.

Однако развитие автопрома, совершенствование ходовых качеств автомобилей приводят к увеличению скорости на дорогах, самоуверенности водителей и как результат к тяжелым последствиям при ДТП.

Пожарно-спасательные подразделения реагируют на все сложные дорожно-транспортные происшествия, когда людям требуется помощь.

Бывает так, что ваши подчиненные опережают сотрудников ГИБДД и пребывают на месте происшествия первыми?

Владимир Пучков: В 70 процентах случаев именно спасатели первыми оказываются на месте. Тенденция последнего времени - на ДТП стали прибывать подразделения добровольной пожарной охраны, которые являются хорошими помощниками профессиональным спасателям.

В январе в 24 субъектах РФ произошло 86 аварий, которые удалось ликвидировать в течение суток

А что происходит с климатом? У нас зима не зима, лето не лето. В Якутии был мороз за 60, а в Магадане крещенские купания запретили из-за слишком тонкого льда.

Владимир Пучков: Сильные морозы отмечались в 24 субъектах нашей страны. На территориях, которые оказались под влиянием аномальных холодов, все силы и средства работали в режиме "Повышенная готовность". В таких условиях МЧС России совместно с регионами принимало дополнительные меры по оказанию помощи населению. Важно было обеспечить надежный режим работы объектов топливно-энергетического комплекса. Особое внимание уделялось учреждениям здравоохранения, образования, социальной сферы. В ряде учебных заведений были отменены занятия, дети обучались дистанционно.

Работали более 200 подвижных и мобильных пунктов обогрева, питания и заправки, где была оказана помощь 5 тысячам обратившихся. На автодорогах дежурили тягачи и автомобили технической поддержки, свыше 700 оперативных групп патрулировали наиболее сложные и опасные участки. Из снежных заносов было эвакуировано более 230 автомобилей.

Для предупреждения пожаров проводилась дополнительная профилактическая работа в частном жилом секторе с печным отоплением. Разворачивались 170 пунктов обогрева для социально незащищенных групп населения, где оказана помощь более 8 тысячам обратившихся.

К сожалению, полностью избежать аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики не удалось. В период с 12 по 30 января произошло 86 аварий, которые оперативно ликвидировались в течение суток. Для этого привлекались пожарно-спасательные подразделения, аварийно-восстановительные бригады энергетиков, служб водоснабжения и газового хозяйства, а также другие экстренные и оперативные службы.

Проводились необходимые мероприятия, направленные на обеспечение устойчивой работы систем жизнеобеспечения во всех населенных пунктах, включая отдаленные и труднодоступные поселения. В результате своевременного привлечения сил и средств и профессиональных действий всех служб удалось не допустить гибели людей и минимизировать последствия аварий.

Где-то сильные морозы, а в других регионах уже готовятся к паводку и пожароопасному сезону. Не рано ли?

Владимир Пучков: Уже сейчас необходимо уточнить все планы и провести мероприятия, которые позволят не допустить чрезвычайных ситуаций во время весеннего половодья, а также минимизировать ущерб в пожароопасный период.

Время не стоит на месте, совершенствуется система мониторинга и прогнозирования. Сейчас во многих регионах контроль за паводковой обстановкой проводится с применением авиации и беспилотных летательных аппаратов, задействуется система космического мониторинга.

В прошлом году МЧС России было принято и обработано более 2 тысяч космических снимков. Благодаря им выявлено более 104 тысяч термоточек - возможных очагов пожаров. Разработано более 220 моделей прогнозируемого подъема уровня воды на опасных участках. Вся полученная информация своевременно передавалась региональным и муниципальным властям для принятия соответствующих решений.

Что касается пожароопасного сезона, то уже через насколько недель на юге Сибири вероятны риски возникновения природных и лесных пожаров. Под угрозой регионы, где есть значительные площади торфяных месторождений и лесов. Поэтому подготовку к этому периоду также необходимо проводить заранее.

На протяжении пяти лет количество пожаров в целом по стране снижается в среднем на 4-5 процентов ежегодно

Если чрезвычайная ситуация все-таки случилась, на какую поддержку со стороны государства могут рассчитывать граждане?

Владимир Пучков: В 2017 году только в виде материальной помощи и компенсации за утрату имущества более 43 тысяч граждан получили помощь из федерального бюджета. Во время ликвидации ЧС действовали пункты временного размещения пострадавшего населения. Были задействованы в том числе медицинские работники, психологи, сотрудники полиции, работники социальных служб. Они в круглосуточном режиме выполняли возложенные на них задачи. Каждой пострадавшей семье оказывалась адресная конкретная помощь и всесторонняя поддержка. Конечно, хочется, чтобы происшествий было меньше, но если такое происходит, могу заверить, что наши граждане не остаются наедине с бедой.

Какая обстановка складывается с пожарами?

Владимир Пучков: На протяжении пяти лет обстановка с пожарами в целом по стране имеет устойчивую динамику к снижению, в среднем на 4 - 5 процентов ежегодно. В 2017 году потушено более 132 тысяч техногенных пожаров, на которых спасены более 166 тысяч человек. Благодаря активной профилактической работе число возгораний сократилось на 5 процентов по сравнению с 2016 годом.

За год, обработав 2 тысячи снимков из космоса, МЧС выявило более 104 тысяч возможных очагов пожаров. Фото: РИА Новости

Что касается эксплуатации газового хозяйства в 2017 году, то действительно было много проблем, которые требуют комплексного подхода для их решения, так же как и вопросы предупреждения пожаров. Именно поэтому 1 января 2018 года впервые за всю 360-летнюю историю пожарной охраны указом президента Российской Федерации утверждены "Основы государственной политики РФ в области пожарной безопасности на период до 2030 года". Это документ стратегического планирования, который определяет дальнейшие меры по предупреждению пожаров и усилению профилактической работы.

Нами подготовлены планы реализации этого стратегического документа. В них учитываются особенности регионов страны, будут задействованы органы местного самоуправления, все организации, занимающиеся вводом и эксплуатацией жилья, организации малого бизнеса, которые несут серьезные убытки от пожаров.

С 2018 года МЧС России также будет работать над реализацией еще одного указа президента - "Основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года". Сейчас разрабатываются планы и механизмы исполнения этого документа.

Реализация этих двух основ госполитики позволит скоординировать работу всех заинтересованных ведомств и вывести решение проблемных вопросов на новый уровень.

За счет чего удается снижать количество пожаров?

Владимир Пучков: МЧС России в течение двух лет проводит реформу контрольно-надзорной деятельности, внедряется риск-ориентированный подход в этой сфере. Основной задачей надзорных органов является профилактика правонарушений. Она будет составлять к 2025 году до 70 процентов от общей работы по контролю и надзору.

Чтобы этого достигнуть, также внесены изменения и в законодательство, и в механизмы реализации нормативных правовых актов. За счет того, что из-под надзора выведены объекты с минимальным уровнем риска, усилия сотрудников надзорных органов направлены на потенциально опасные объекты - учреждения здравоохранения, социально значимые объекты с круглосуточным пребыванием людей.

Пожар в большинстве случаев - это трагическая случайность. Каким образом можно эту случайность предотвратить?

Владимир Пучков: Вопросы пожарной безопасности касаются каждого: и руководителей, и простых граждан, которые несут ответственность за свое жилище. Поэтому, во-первых, необходимо учитывать вопросы пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий, применять огнеустойчивые отделочные материалы, использовать качественное оборудование при электрификации и газификации. Второе - это, конечно, соблюдение противопожарных правил при эксплуатации зданий. Если все жильцы грамотно пользуются бытовыми приборами, осторожно обращаются с огнем, разъясняют детям простые правила, то возгораний не произойдет.

Все это касается обычных многоэтажек. Но остается еще одна проблема больших городов, над которой бьются до сих пор во всем мире, - безопасность людей в высотных зданиях. Как спасти во время пожара тех, кто проживает на верхних этажах?

Владимир Пучков: Во всех регионах страны в крупных городах на вооружении пожарно-спасательных подразделений есть специальная техника для работы на высотных зданиях. В основном это автолестницы 30-метровой высоты, есть так называемые пятидесятки и даже автолестницы до 90 метров высотой. Все они отечественного производства или российской сборки и по надежности не уступают зарубежным образцам.

МЧС России решает вопросы защиты высотных зданий во взаимодействии с региональными и городскими властями. Например, когда запускается микрорайон с многоэтажными жилыми домами, пожарно-спасательные части, которые его будут прикрывать, дооснащаются специальной высотной техникой.

В настоящее время проблема строительства высотных зданий и защита жизни людей, проживающих на верхних этажах, решается на законодательном уровне. МЧС России вносит свои предложения и требования в соответствующие своды правил и стандарты строительства многоэтажных зданий. Проектировщики домов должны их неукоснительно соблюдать и предусмотреть комплекс мер по защите людей. Ведь в высотных домах особый риск несут не только пожары, но и аварии с теплом, с водоснабжением, работой лифтов и всех других систем жизнеобеспечения.

Если эти требования будут выполнены, люди окажутся в безопасности?

Владимир Пучков: Хотел бы подчеркнуть, что многое зависит и от самого человека. Наиболее распространенная причина пожаров в жилье - неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении или в состоянии алкогольного опьянения. Люди подвергают риску себя и окружающих.

Удивительно, но бывают случаи, когда жители не только проявляют беспечность, но еще и словно специально вредят себе. Например, житель Московской области обратился в МЧС России с жалобой на соседа. Тот после курения всегда пытался кинуть окурок на балкон соседей с нижнего этажа, так сказать, практиковался в меткости. Это привело к тому, что в итоге случился пожар, из-за которого пострадали люди и сам "шутник": по стояку дым с нижней квартиры пошел и в его квартиру.

Беспечность наших граждан иногда действительно поражает. Наиболее характерный пример с рыбаками. Каждый год спасатели предупреждают их не ходить на лед весной и в теплую погоду зимой. И все равно МЧС ежегодно спасает тех, кто провалился под лед. Что с этим делать?

Владимир Пучков: Спасатели всегда помогают людям, попавшим в беду, вне зависимости от обстоятельств происшествия.

Для того чтобы избежать несчастных случаев на воде, сотрудники МЧС России совместно с представителями органов местной власти, сотрудниками полиции проводят большую профилактическую работу с населением, разъясняют людям все опасности выхода или выезда на неокрепший лед.

В стране более 1700 мест массового выхода рыбаков на лед. МЧС все их держит на постоянном контроле. Фото: PНOTOXPRESS

В регионах сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России знают места массового выхода людей на зимний водоем - по стране их более 1700, и все они находятся на постоянном контроле. Выявляются несанкционированные ледовые переправы, где устанавливаются запрещающие информационные аншлаги.

Обстановку на водоемах в зимнее время контролируют патрульные группы, для мониторинга также применяется авиация и беспилотные летательные аппараты.

В этом году будет введен в эксплуатацию уникальный объект - Крымский мост. МЧС планирует какие-то особые меры для обеспечения безопасности? Может, ваши сотрудники будут дежурить на воде или на самом мосту?

Владимир Пучков: В Российской Федерации очень много сложных линейных и инженерных объектов: мосты, тоннели и другие сооружения. Все они эксплуатируются соответствующими службами, которые в случае аварии реагируют быстро и оперативно. Если им требуется помощь, подключаются подразделения МЧС России.

Сегодня сотрудники спасательного ведомства обеспечивают безопасность паромной переправы и со стороны Краснодарского края, и со стороны Крыма, то есть опыт работы на этих территориях у нас уже есть.

В январе вы и министр финансов встречались в Кремле с президентом. Об этом сообщали в прессе, но было ли что-то во время разговора, что особо не афишировалось? Наверняка речь шла о финансировании ведомства на год?

Владимир Пучков: Приоритет работы министерства - уровень социальной защищенности личного состава. МЧС России неуклонно повышает социальный пакет. Имеется в виду не только зарплата, но и улучшение условий труда. За последние два года отремонтировано более 3 тысяч помещений, где дежурят реагирующие подразделения. На очереди ремонт служебного жилья и общежитий высших учебных заведений и учебных центров Федеральной противопожарной службы. В 2017 году впервые в истории МЧС России были выделены значительные финансовые ресурсы на улучшение жилищных условий личного состава министерства. Жильем были обеспечены более 750 сотрудников ведомства, и эта работа будет продолжена.

МЧС России также реализует целый комплекс программ, направленных на улучшение мер социальной поддержки личного состава. Так, в 2016 и в 2017 годах 1800 семей, в которых воспитываются четверо и более детей, получили по 100 тысяч рублей. Ведомство также помогает сотрудникам со сложной кредитной историей, тем, кому требуется особая медицинская помощь.

За счет сокращения вспомогательных обеспечивающих подразделений и оптимизации структуры министерства удалось создать финансовый резерв, который направлялся на стимулирующие выплаты и материальную помощь. С 1 января 2018 года заработная плата сотрудников МЧС России проиндексирована на 4 процента. Это хороший тренд.

С начала года сильнейшие морозы уже зарегистрированы в 24 регионах нашей страны. Фото: РИА Новости

А разговор о техническом перевооружении шел?

Владимир Пучков: Да, речь шла и о новой экипировке, оснащении, приобретении авиационной и новой пожарной техники, в том числе для работы в сложных климатических условиях.

В плане реализации программ переоснащения МЧС России сделало хороший рывок за последние пять лет по приобретению техники российского производства.

В 2017 году для подразделений Федеральной противопожарной службы ГПС МЧС России поставлено более 400 единиц многофункциональной и высокоэффективной пожарно-спасательной техники. В поисково-спасательные подразделения, в том числе дислоцирующиеся в Арктической зоне России, и спасательные воинские формирования поставлены свыше 470 единиц вездеходной техники, плавсредств и техника для обеспечения ведения аварийно-спасательных работ, более 640 робототехнических средств.

Техническое переоснащение реагирующих подразделений в 2017 году позволило на высоком уровне обеспечить безопасность проведения Кубка Конфедераций и подготовиться к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году.

В прошлом году вы говорили о том, что планируете закупить новые самолеты-амфибии Бе-200. Получит ли МЧС новые самолеты в этом году и сколько?

Владимир Пучков: Для усиления группировки авиационно-спасательных подразделений в 2017 году поступило 6 единиц техники. Это вертолет Ми-8МТВ-1, два вертолетных медицинских эвакуационных модуля и три самолета-амфибии Бе-200ЧС. На 2018 год ожидаются поставки трех самолетов Бе-200ЧС и, возможно, будут сделаны дополнительные заказы.

Личный вопрос

Человеку свойственно избегать опасности. Как вы учите спасателей идти в огонь? Есть ли инструкции типа "не рискуйте своей жизнью" или жизнь спасаемых по инструкции важнее? Как вы сами себя приучали к риску?

Владимир Пучков: Во время общения с личным составом многие говорят мне о том, что спасать - это их призвание, они хотят выполнять настоящую мужскую работу. Пожарные и спасатели сознательно сделали свой выбор, понимая все сложности и опасности этой профессии.

Идти на риск спасателей не учат, это в крови каждого человека, который выбирает для себя экстремальную профессию, а я считаю, что спасатель как раз и является такой профессией. Люди, которые психологически не готовы рисковать, брать на себя ответственность, шагать в огонь, через какое-то время сами это понимают и уходят в другие более "спокойные" профессии.