Структура и организация конституционного суда российской. Судебная система России: Конституционный Суд Российской Федерации

КС РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены КРФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О КС РФ». Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

КС РФ состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой. КС РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом РФ в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.



Гарантии независимости судьи КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности.

Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).

Организационные формы конституционного судопроизводства и внутренняя структура Конституционного Суда РФ пережили в 2010 г. радикальную реформу. Кратко говоря, Конституционный Суд по на­чальной редакции Закона 1994 г. рассматривал и разрешал дела в пле­нарных заседаниях и заседаниях палат Суда. Тогда Конституционный Суд состоял из двух палат, включающих соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определялся путем жеребьевки. С 2010 г. Конституционный Суд не делится на палаты, это единый орган, разре­шающий дела в своих заседаниях.

И все-таки до рассмотрения сегодняшней структуры Конституци­онного Суда обратимся сжато к истории вопроса. При прежней структуре в пленарных заседаниях участвовали все судьи Конститу­ционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входившие в состав соот­ветствующей палаты. Председатель и заместители Председателя Суда не могли входить в состав одной и той же палаты. Персональный со­став палат не должен был оставаться неизменным более чем три года подряд. В палатах председательствовали поочередно судьи. Очеред­ность исполнения судьями, входившими в состав палаты, полномо­чий председательствующего в ее заседаниях определялся на заседа­нии палаты.

Конституционный Суд был вправе рассмотреть в пленарном засе­дании любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Но при этом в ст. 21 Закона определялись дела, разрешаемые исключительно в пле­нарных заседаниях Конституционного Суда: 1) о соответствии Кон­ституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; 2) о толковании Конституции РФ; 3) о даче заключения о соблюде­нии установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступле­ния; 4) о принятии послания Конституционного Суда; 5) о выступле­нии с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

По прежнему регулированию Конституционный Суд в пленарных заседаниях также: формировал персональные составы палат Суда; принимал Регламент Суда и вносил в него изменения и дополнения; устанавливал очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Суда, а также распределял дела между палатами; принимал решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя и заместите­лей Председателя Конституционного Суда.

А в заседаниях палат Конституционный Суд разрешал дела, отне­сенные к ведению Конституционного Суда и не подлежавшие рас­смотрению исключительно в пленарных заседаниях. Несмотря на этот общий, условно говоря, остаточный принцип, Закон 1994 г. все же называл категории дел, рассматриваемые палатами: о соответст­вии Конституции РФ законов, иных нормативных актов, внутригосу­дарственных договоров, не вступивших в силу международных до­говоров РФ; споры о компетенции между органами государственной власти; жалобы граждан и запросы судов по поводу конституционно­сти закона, примененного или подлежащего применению в конкрет­ном деле.

Современное состояние характеризуется тем, что Конституционный Суд РФ - условно говоря, однопалатный (правда, Закон не применя­ет этот термин) орган. Согласно ст. 20, именуемой «Организацион­ные формы конституционного судопроизводства», «Конституцион­ный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с прове­дением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона, также без про­ведения слушаний».

Закон характеризует все, что относится к ведению Конституцион­ного Суда, как вопросы, «рассматриваемые в заседаниях Конституци­онного Суда Российской Федерации». Часть 1 ст. 21 гласит: «Консти­туционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным Конституцией Российской

Федерации и статьей 3 настоящего Федерального конституционного закона».

В ч. 2 ст. 21 говорится, что Конституционный Суд РФ в заседаниях также:

1) принимает послания Конституционного Суда РФ;

2) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда к награждению государственной наградой РФ, в том числе при­своению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Прези­денту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Кон­ституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностран­ного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении пол­номочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии осно­ваний для досрочного прекращения Советом Федерации по представ­лению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о Конституционном Суде.

Организуют деятельность Конституционного Суда три должност­ных лица - Председатель Конституционного Суда и два заместителя Председателя. Мы уже говорили неоднократно, что Федеральным за­коном от 2 июня 2009 г. должность судьи-секретаря Конституционно­го Суда упразднена и введена вторая должность заместителя Предсе­дателя. Закон не говорит о том, что они руководят деятельностью су­дей Конституционного Суда и между ними и судьями существуют отношения подчиненности, субординации. И это не случайно. Как указывалось ранее, принцип независимости судьи Конституционного Суда распространяется и на служебные функции, и на персональное положение судьи. Все решения в отношении судьи, в том числе и по­ручение ему подготовки дела, задач судьи-докладчика и т. п., осуще­ствляет Конституционный Суд в целом. Названные должностные ли­ца не вправе давать указания судьям, налагать на них дисциплинар­ные взыскания. Их руководящие функции распространяются на Аппарат Конституционного Суда.

Ранее в пленарном заседании Конституционного Суда судьи тай­ным голосованием большинством от общего числа судей избирали из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Предсе­дателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Суда; эти лица по истечении срока полномочий могли быть избраны на новый срок.

Напомним, что согласно ст. 23 Закона 1994 г. Председатель Кон­ституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федера­ции по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Два заместителя Председателя на­значаются на должность Советом Федерации по представлению Пре­зидента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Закон не говорит о том, что Председатель предлагает Пре­зиденту кандидатуры на эти должности или сообщает ему свои реко­мендации (предпочтения).

Председатель и заместители Председателя по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. И Председатель, и заместители могут по личному письменному заяв­лению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий кон­статируется решением Конституционного Суда РФ.

В прежней редакции Закона говорилось, что по инициативе не ме­нее пяти судей Конституционного Суда РФ, считающих, что Предсе­датель или заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не­добросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном осво­бождении от должности. Решение о досрочном освобождении от должности соответствующего лица принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конституционного Суда РФ тайным голосованием.

В редакции от 3 ноября 2010 г. записано несколько иначе: полно­мочия Председателя или заместителей Председателя Конституцион­ного Суда РФ могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае, если решением Консти­туционного Суда РФ установлено, что названное лицо не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда принимается большин­ством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конститу­ционного Суда тайным голосованием в порядке, установленном Рег­ламентом Конституционного Суда. Причем в ряде случаев, когда речь идет об обнаружении нарушения порядка назначения судьи на долж­ность либо о его виновном деянии, решается вопрос о прекращении полномочий судьи и должностных полномочий Председателя или за­местителя Председателя.

Согласно ст. 24 Закона 1994 г. Председатель Конституционного Суда: 1) руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созывает их и председательствует на них; 2) вносит на обсуждение Суда вопро­сы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат; 3) представляет Суд в отношениях с государственными органа­ми и организациями, общественными объединениями, по уполномо­чию Суда выступает с заявлениями от его имени; 4) осуществляет об­щее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда, а также Положе­ние о Секретариате Конституционного Суда РФ и структуру аппара­та; 5) осуществляет другие полномочия в соответствии с данным За­коном и Регламентом Суда. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместители Председателя Конституционного Суда осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда РФ.

Еще по теме § 4. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации:

  1. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
  2. § 6. Место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
  3. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Основные правила конституционного судопроизводства.
  4. 10.1. Конституционный суд Российской Федерации - судеб­ный орган конституционного контроля, самостоятельно и неза­висимо осуществляющий судебную власть посредством кон­ституционного судопроизводства. Его место в российской су­дебной системе. Полномочия и принципы деятельности Консти­туционного суда РФ
  5. § 1. Нормативно-правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
  6. 5.5. Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
  7. 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ
  8. 5. Гарантии статуса и деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации
  9. § 1. Основы организации Конституционного Суда Российской Федерации и его полномочия
  10. § 3. Порядок назначения на должность и статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации 1. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
  11. § 6. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, принятие, юридическая сила. 1. Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации
  12. 13.3. Конституционный Суд в Российской Федерации: правовой статус, прерогативы, организация деятельности
  13. 7. Назначение на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации
  14. § 2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации и вопросы их реализации 1. Дела о соответствии Конституции Российской Федерации определенных видов юридических актов
  15. 11.1 Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации, его место в судебной системе Российской Федерации. Состав, порядок образования, полномочия этого суда. Юридиче­ское значение принимаемых им решений
  16. 11.7. Прокуратура Российской Федерации: конституционные основы организации и надзорной деятельности

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право -

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний, а в случаях, указанных в Законе о Конституционном Суде, также без проведения слушаний.

Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда РФ, установленные Конституцией РФ, Законом о Конституционном Суде, а также:

  • 1) принимает послания Конституционного Суда РФ;
  • 2) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;
  • 3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
  • 4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ.

Разрешение дела без проведения слушаний осуществляется в заседании Конституционного Суда РФ.

В частности, Конституционный Суд РФ может проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу что:

  • 1) оспариваемые положения закона аналогичны нормам, ранее признанными несоответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ;
  • 2) подтверждение Конституционным Судом РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Производство в Конституционном Суде РФ осуществляется на основе принципов независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, непрерывности судебного заседания, государственного языка судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона о Конституционном Суде.

Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченными лицами.

Участниками процесса в Конституционном Суде РФ считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

  • 1) заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;
  • 2) органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  • 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон но должности могут выступать: руководитель органа, подписавшего обращение в Конституционный Суд; органа, издавшего оспариваемый акт; любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом, а также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Они могут знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи.

Стороны обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя не препятствует рассмотрению дела, кроме случаев, указанных в законе.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании. В ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей.

В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ именуется постановлением.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральными законами.

Решение Конституционного Суда РФ может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, а также органов и лиц, которым оно было направлено.

Официальным изданием Конституционного Суда РФ является "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации".

Местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является город Санкт-Петербург.

Конституционный Суд РФ может провести заседания в другом месте, когда сочтет это необходимым.

В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда РФ с иными органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ, содействия в осуществлении Конституционным Судом РФ своих полномочий создается представительство Конституционного Суда РФ в городе Москве.

В пленарном заседании 1 марта 1995 г. Конституционным Судом РФ был принят Регламент N 2-1/6, в соответствии с которым организуется вся работа Конституционного Суда.

Рассмотрение обращений после их регистрации осуществляется специалистами подразделений Секретариата Конституционного Суда.

Затем обращения передаются Председателю Конституционного Суда либо его заместителю для направления их судьям. В случае необходимости предварительного изучения специальных вопросов обращение направляется в соответствующие отделы, после чего с краткой справкой отдела по изученному вопросу оно возвращается начальнику Секретариата.

В случае повторного обращения заявителя в Конституционный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление Конституционного Суда, либо состоялось решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по основаниям, предусмотренным ст. 43 Закона о Конституционном Суде (т.е. разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду; обращение в соответствии с требованиями закона не является допустимым; по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу) и ст. 68 этого же Закона, либо вынесено решение в соответствии с ч. 2 § 10 Регламента, заявителю вторично высылается копия соответствующего решения Конституционного Суда с одновременным уведомлением заявителя о том, что в дальнейшем переписка с ним по данному вопросу прекращается. Дальнейшие заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу оставляются без ответа и передаются в канцелярию Конституционного Суда на хранение.

В случае, если заявителем оспаривается вывод о несоответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде, Председатель Конституционного Суда поручает одному или нескольким судьям провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения. Результаты проверки не позднее месяца докладываются судьей в пленарном заседании.

Признав решения Секретариата обоснованным, Конституционный Суд выносит определение о несоответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде. Копия определения направляется заявителю.

Еще по теме 29.3. Организация деятельности Конституционного Суда РФ:

  1. 64. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Организация экстремистского сообщества. Организация деятельности экстремисткой орга-низации.
  2. Фактические коллизии (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов республик в составе России о признании неконституционными нормативных правовых актов)
  3. Результаты деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по признанию неконституционными нормативных правовых актов
  4. 29.12. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Конституционного Суда РФ
  5. Глава 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы
  6. 4. Полномочия Конституционного Суда РФ по укреплению земельного правопорядка
  7. § 4. роль адвоката на стадии исполнения решений конституционного суда
  8. Глава 23. Третейский суд как предмет изучения в курсе арбитражного процессуального права. Краткая характеристика правовых основ организации и деятельности третейского суда
  9. § 2. Краткая характеристика правовых основ организации и деятельности третейского суда 1. Общая характеристика

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

  • - дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;
  • - толкование Конституции Российской Федерации;
  • - вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • - утверждение посланий Конституционного суда;
  • - решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

  • - федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • - законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;
  • - договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;
  • - не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:

  • - между федеральными органами государственной власти;
  • - между органами государственных властей Российской Федерации и ее субъектов;
  • - между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

  • - руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;
  • - вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
  • - представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;
  • - осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.

В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

При Суде действует также Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д..

Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские юристы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только со взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.