Подготовка к исповеди в церкви. Как правильно называть грехи на исповеди: какие грехи нужно называть

архим.
  • свящ. Димитрий Галкин
  • В. Пономарев
  • архимандрит Лазарь
  • прот.
  • протоиерей М. Шполянский
  • Екатерина Орлова
  • иеромонах Евстафий (Халиманков)
  • иеромонах Агапий (Голуб)
  • Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед .

    В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха.
    К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов - не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с , восстанавливает себя как члена .

    Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.

    От Таинства Покаяния следует отличать:
    — доверительную духовную беседу со священником;
    — покаянную беседу перед (не является обязательной).

    Где и когда можно исповедоваться?

    Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в в определённое расписанием время или по договорённости со . Исповедующийся должен быть крещёным.

    На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.

    Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет.

    Как готовиться к Исповеди?

    При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого , ни особого молитвенного правила.

    Прежде чем отправиться на исповедь уместно:
    — Сосредоточиться на покаянных молитвах.
    — Внимательно исследовать помыслы, мысли, дела; отметить, по возможности, все свои греховные черты (в качестве вспомогательного пособия привести и те обвинения, которые исходили со стороны родных, близких, прочих людей).
    — По возможности испросить прощение у тех, кого оскорбили грехом, обидели невниманием, равнодушием.
    — Обдумать план исповеди, а в случае необходимости подготовить вопросы священнику.
    — При тяжёлых грехах или редкой исповеди может быть рекомендован дополнительный пост.

    — Грехи исповедуют с момента последней исповеди, если никогда не исповедовались, то с момента Крещения.
    — В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством Покаяния , а не «Таинством перечисления всех совершённых грехов» .
    — Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно! Тактически исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной. Нельзя каяться в том, что ты «горд» – это бессмысленно. Потому что после такого твоего покаяния в нашей жизни ничего не меняется. Мы можем покаяться в том, что высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. Потому что, покаявшись в этом, в следующий раз мы подумаем, а стоит ли так делать. Нельзя каяться «вообще», абстрактно. Предметная исповедь позволяет одновременно составить план борьбы с теми или иными страстями. В то же время следует избегать мелочности, нет необходимости перечислять большое количество грехов одного вида.
    — Не используйте лукавых обобщений. Например, под фразой несправедливо поступил с ближним можно понимать как невольное огорчение, так и убийство.
    — Не следует подробно описывать половые грехи, достаточно назвать их. Например: согрешил ( , ).
    — При подготовке к Исповеди и на ней следует избегать самооправдания.
    — При нечувствии своих грехов рекомендуется обращаться к Богу с «Господи, даруй мне зрети моя согрешения ».

    Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?

    Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.

    Следует сравнивать себя в первую очередь со , тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.
    Чистая совесть — признак короткой памяти…

    Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?

    Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед при свидетельстве священника, это состояние , ненавидящей грех и избегающей его.
    Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в . Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации .
    Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести . Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.

    Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?

    Епископ Тихон (Шевкунов) : «Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной».

    Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит .

    У меня очень сложные жизненные обстоятельства, боюсь, что простой батюшка меня не поймёт.

    Господь в любом случае поймёт. Есть хороший рассказ по этому поводу: .

    Бог пожелал, чтобы мы каялись не перед безгрешными Ангелами, а перед людьми. Мы должны стыдиться совершения греха, а не покаяния. Если человек искренне возненавидел свои грехи, то он не постесняется признаться в них перед священником.

    Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми.
    Священник Филипп

    Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что Вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов Вы сможете сделать первые шаги.

    Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

    Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

    Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

    Апостол Иоанн говорит : «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

    Грехи против Бога

    • Неблагодарность Богу.
    • Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.
    • Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.
    • Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).
    • Клятва именем Господа.
    • Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.
    • Мысли о самоубийстве.
    • Игра в карты и прочие азартные игры.
    • Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.
    • Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.
    • Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.
    • Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.
    • Нарушение обетов, данных Богу.
    • Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.
    • Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.
    • Осуждение Церкви и ее служителей.
    • Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.
    • Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.
    • Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.
    • Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.
    • Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

    Грехи против ближних

    • Воспитание детей вне христианской веры.
    • Вспыльчивость, гнев, раздражительность.
    • Высокомерие.
    • Лжесвидетельство.
    • Месть.
    • Насмешливость.
    • Скупость.
    • Невозвращение долгов.
    • Неуплата за труд заработанных денег.
    • Неоказание помощи нуждающимся.
    • Непочитание родителей, раздражение их старостью.
    • Непочтение к старшим.
    • Неусердие в своей работе.
    • Осуждение.
    • Присвоение чужого - воровство.
    • Ссоры с соседями и ближними.
    • Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).
    • Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.
    • Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

    Грехи против самого себя

    • Многословие, пересуды, празднословие. ,
    • Беспричинный смех.
    • Сквернословие.
    • Самолюбие.
    • Делание добрых дел напоказ.
    • Тщеславие.
    • Желание обогатиться.
    • Сребролюбие.
    • Зависть.
    • Ложь.
    • Пьянство, употребление наркотиков.
    • Чревоугодие.
    • Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.
    • Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.
    • Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.
    • Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.
    • Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

    Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

    От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

    Как подготовиться к исповеди

    Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

    отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

    Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

    Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

    Как подготовить к исповеди детей

    Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

    Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

    Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, можно дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

    • - Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим утреннее молитвенное правило?
    • - Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?
    • - Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?
    • - Каждое ли воскресенье ходил в церковь?
    • - Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?
    • - Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?
    • - Не произносил ли без надобности имя Божие?
    • Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?
    • - Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?
    • - Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?
    • - Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?
    • - Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?
    • - Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?
    • - Не гадал ли, не ворожил?
    • - Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?
    • - Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?
    • - Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?
    • - Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?
    • - Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?
    • - Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?
    • - Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?
    • - Не обижал ли младших?
    • - Не мучил ли животных?
    • - Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?
    • - Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?
    • - Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?
    • - Не сквернословил ли?
    • - Не играл ли в карты?
    • - Не занимался ли рукоблудием?
    • - Не присваивал ли себе чужого?
    • - Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?
    • - Не ленился ли помогать родителям по дому?
    • Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?
    • - Не завидовал ли другим?

    Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

    Как происходит исповедь

    Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

    Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в предыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

    В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

    Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

    После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

    В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения греховных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

    Вопросы веры / Подготовка к исповеди

    Подготовка к исповеди

    Святые отцы о таинстве Исповеди

    «Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да исповедаем каждый свой грех, доколе согрешивший находится еще в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно пред Господом.»

    Святитель Киприан Карфагенский

    «Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, дабы все врачевство покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступит смерть, ибо покаяние имеет силу только на земле, во аде оно бессильно.

    Чтобы получить нам прощение от Бога, не довольно помолиться два или три дня; надобно произвести перемену во всей жизни и, оставив порок, постоянно пребывать в добродетели.

    Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов - лучший способ умилостивления и благодарения Бога.

    Покаянием я называю не только отвращение от прежних худых дел, но еще более - намерение делать добрые дела»

    Святитель Иоанн Златоуст

    «Для успешного покаяния необходимы: зрение греха своего, осознание его, раскаяние в нем, исповедание его.

    Нет конца покаянию до самой смерти - и для малых, и для великих.»

    Святитель Игнатий (Брянчанинов)

    Подготовка к исповеди взрослых

    Приходя на исповедь надо понимать, что мы приходим каяться не перед священником, а перед Богом. Священник является здесь лишь свидетелем. Исповедь — это не беседа с духовником о своих недостатках и сомнениях, а искреннее покаяние о содеянном грехе перед Богом, понимание, что грех губит жизнь. Богу не нужны Ваши оправдания и объяснения, важно искреннее раскаянье и желание добродетельной жизни. Сознание своих грехов, осуждение себя в них – вот смысл таинства. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Грехи сокращают нашу жизнь…

    Приступающий к Таинству Исповеди должен знать основы православной веры. Поэтому при подготовке к исповеди, надо с пониманием прочитать Символ Веры, прочитать хотя бы одно Евангелие.

    В этот день надо постараться соблюдать пост — исключить пищу животного происхождения, воздержаться от развлечений. В молитве просите Господа разума, умения и сил жить по-христиански.

    Чтобы перед исповедью поглубже рассмотреть себя, поточнее найти выражения, названия своих болезней прочитайте приведенный ниже перечень распространенных духовных болезней и грехов. Он поможет также выявить то, что было забыто или хотелось скрыть.

    Празднословие:

    Многословие, пустословие, празднословие. Нескромный смех, хохот. Насмешки, кощунства, издевки, пародии, анекдоты.

    Ложь:

    Обман, лжесвидетельства. Неискренность, двуличность. Человекоугодие, лицемерие. Нарушение клятв, обещаний, обязательств. Произнесение имени Божия всуе, божба. Неполная, неискренняя исповедь.

    Осуждение и клевета:

    Осуждение, злорадство, уничижение, оклеветывание ближних. Интерес к слухам, интригам, скандалам, сплетням. Пересуды и разузнавания о чужих грехах, ошибках, недостатках. Порицание властей, начальств, самонадеянное поверхностное суждение о сложных вопросах, явлениях, событиях.

    Чревоугодие:

    Неумеренное употребление пищи и пития. Объедение, лакомство, гурманство. Нарушение постов, ядение без молитвы. Отрицание духовного смысла православного поста и воздержания, взгляд на пост как на простое вегетарианство или диету. Чрезмерная забота о телесной красоте и здоровье вообще и о питании в частности. Пьянство, курение, наркомания.

    Леность:

    Непамятование о заповедях Божиих. Забвение, нечувствие, незнание грехов своих. Нерадение к молитве и посещению храма, церковным таинствам Исповеди и Причастия, чтению Священного Писания и творений святых Отцов. Недобросовестное исполнение своих дел и обязанностей, иждивенчество, тунеядство. Любовь к комфорту, неге, телесному покою, беззаботному веселью и суетному времяпровождению. Праздность, излишнее успокоение сном, рассеянность.

    Сребролюбие:

    Болезненное пристрастие к деньгам, вещам, роскоши. Желание и мечты обогатиться. Неверие Богу, не упование на Его Промысл. Страсть к азартным играм, легкой наживе, расточительству и растратам. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезни. Скупость, жадность. Приобретение без нужды, многостяжание.

    Воровство:

    Кража, присвоение чужого, взятие без разрешения. Неуплата долгов, налогов. Даяние денег взаймы под проценты, спекуляция, жульничество. Неуплата за проезд, обвешивание, обсчитывание. Неправедное приобретение имущества. Вымогательство, взяточничество.

    Тщеславие:

    Искание славы человеческой. Хвастовство, желание похвал и почестей, боязнь поношений. Зависть, лесть. Любление красивых нарядов, изящных предметов. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам телесным. Стыд исповедовать свои грехи. Лукавство, самооправдание. Брезгливость.

    Гордость:

    Высокомерие, презрение к ближним, дерзость, наглость. Эгоизм, своеволие, своенравие. Предпочтение себя всем. Особенное и завышенное о себе мнение. Хула, непокорность закону Божию и Церкви. Неповиновение властям. Потеря простоты, любви к Богу и ближнему.

    Жестокосердие:

    Неоправданная жестокость в обращении с людьми и животными. Немилосердие. Брань, ругань, злословие. Насмешки над престарелыми, увечными, больными.

    Гнев:

    Вспыльчивость, раздражительность, принятие гневных помыслов. Ярость, злоба, вражда, ненависть. Мечтание гнева и отмщения, не прощение обид, злопамятство. Воздаяние злом за зло. Убийство. Аборт. Разбой. Рукоприкладство, заушение. Злое жестокое слово, непристойный крик. Проклятие.

    Печаль, уныние:

    Тоска, малодушие, ропот, нетерпеливость. Неблагодарность и не упование на Бога, сомнение в милосердии и обетованиях Божиих. Уныние, ожесточение, отчаяние.

    Чародейство и волхвование:

    Чтение наговоров, заклинаний. Хождение к колдунам, ворожеям, гадалкам, экстрасенсам. Занятия оккультизмом, астрологией (гороскопы), теософией, магией.

    Блуд и прелюбодеяние:

    Не сохранение целомудрия и чистоты до брака. Нарушение супружеской верности. Сожительство без благословения в Церкви. Нарушение обетов, данных Богу жить в чистоте. Ношение нецеломудренной одежды, а также одежды, предназначенной для другого пола. Использование косметики, макияжа, татуировок. Нескромные речь, взгляд, походка. Услаждение нечистыми мыслями и мечтаниями. Пристрастие к зрелищам (телевизору, компьютерным играм). Просмотр блудных фильмов и фото, слушание сладострастных песен, чтение безнравственных и суетных книг. Страстные прикосновения и осязания. Рукоблудие, содомские и противоестественные грехи и извращения (гомосексуализм, лесбиянство, растление детей, скотоложство).

    Безбожие, ереси:

    Ложное понятие и суждение о вере. Религиозное невежество, незнание основных догматов и истории Православия. Отрицание истинности Божественного Откровения, несогласие с церковным вероучением. Небрежное и неблагоговейное отношение к церковным святыням, правилам, преданиям и установлениям. Суеверия, предрассудки. Маловерие, неверие, безбожие. Богохульство, богоборчество. Отречение от Христа, отступничество от Церкви. Уход в ересь или раскол, сатанизм, масонство, другие религии или культы. Чтение еретической и прочей антицерковной литературы. Посещение различных неправославных сектантских и псевдорелигиозных собраний.

    Подготовка к исповеди детей

    Детям таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.

    Ребенок должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Для этого ему помогут вопросы:

    Молишься ли Богу за себя, за родителей и ближних твоих, благодаришь ли Бога за все Его благодеяния и милости к тебе?

    Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим молитвенное правило?

    Не садился ли за стол, не помолившись, и не ложился ли спать без молитвы?

    Знаешь ли наизусть самые главные молитвы: «Отче наш», Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

    Каждое ли воскресенье ходишь в церковь?

    Не увлекался ли играми и забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

    Не вел ли себя неблагоговейно на церковной службе? Не шумел ли и не бегал по храму, не отвлекал ли сверстников разговорами, мешая им молиться и вводя тем самым в соблазн?

    Не произносил ли без надобности имя Божие, всуе?

    Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

    Умеешь ли делать поклоны? Знаешь ли, что такое исповедь, Причастие, Литургия?

    Не отвлекался ли во время молитвы на посторонние мысли? Не молился ли второпях, без внимания и благоговения?

    Читаешь ли Евангелие, Закон Божий, другие духовные книги?

    Знаешь ли Символ веры и учение Святой Православной Церкви?

    Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

    Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

    Не имеешь ли какие-либо амулеты, обереги с нехристианскими символами, например, знаки зодиака?

    Не наносил ли на свое тело татуировки, не пользуешься ли косметикой?

    Не носишь ли нецеломудренную одежду? Не смущаешь ли окружающих неопрятным видом и дерзким поведением?

    Не говорил ли неправду? Не обманывал ли других и не нарушал данные тобой обещания? Не говорил ли необдуманно лишние и пустые слова?

    Не скрывал ли на исповеди свои грехи из-за ложного стыда?

    Не гордился ли перед самим собой и перед другими, и не хвастался ли своими успехами, способностями?

    Не спорил ли с кем-нибудь - лишь бы только взять верх в споре?

    Не сплетничал ли о ком, не осуждал и не ябедничал ли на кого?

    Был ли послушен своим родителям? Не спорил ли с ними, не злословил ли их, не капризничал и не требовал ли от них дорогой покупки?

    Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромное, например, мороженое или другие непостные сладости?

    Не роптал ли, если получал плохую оценку или заслуженное наказание за совершенный тобою проступок?

    Не оправдывался ли в грехах своих, не перекладывал твою вину на других?

    Не воровал ли? Не утаивал ли деньги от родителей, например, сдачу от покупки в магазине?

    Не присваивал ли себе чужого?

    Не имеешь ли привычки брать без спроса те вещи, которые тебе не принадлежат?

    Не ездил ли без билета? Не смущал ли и не досаждал кому по телефону?

    Не грубил ли старшим, не ругался и не оскорблял ли кого злыми словами?

    Не хулиганил ли? Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

    Не обижал ли младших?

    Не мучил ли животных?

    Не смотрел ли неприличные фильмы, не губил ли в праздности время, засиживаясь за компьютером и в интернете без разрешения родителей?

    Не читал ли вредных безнравственных не православных книг и журналов?

    Не занимался ли рукоблудием?

    Не пробовал ли курить, выпивать или употреблять наркотики?

    Не играл ли в карты или другие азартные игры, на деньги?

    Не гадал ли, не интересовался гороскопами? Не веришь ли в приметы и прочие предрассудки?

    Прилежно ли стараешься учиться? Не опаздывал ли в школу? Не прогуливал ли занятия? Не списывал ли у своих сверстников, по шпаргалке?

    Не ленишься ли помогать родителям по дому?

    Не притворялся ли больным или усталым, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

    Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо увечья или телесные недостатки?

    Не завидовал ли в чем друзьям и знакомым? Не мстил ли, не радовался ли чужим бедам и неудачам? Не желал ли причинить зло или вред кому-нибудь?

    Составлено на основании:

    1. Построение исповеди по мытарствам.
    2. Игнатий (Брянчанинов), свт. В помощь кающимся. Цит. по:

    Исповедь - это одно из христианских таинств, когда христианин перед священником раскаивается в своих прегрешениях. Но мало кто из православных знает, как правильно исповедоваться, и что происходит после этого таинства. Священники считают покаяние вторым крещением: при исповедовании человек полностью очищается от грехов.

    Греховные деяния в христианстве

    Перед покаянием следует знать перечень действий, которые в христианстве считаются греховными. Грехи разделяют по таким критериям:

    • Против Бога.
    • Против себя.
    • Против ближних своих.

    Грехи против Господа

    Основные прегрешения против Господа должен знать каждый православный человек .

    Грехи против самого себя

    Можно подумать что грехи против самого себя не так уж важны, это заблуждение, ведь все мы частичка Господа. Мы должны очень бережно относиться к себе , своим мыслям, своему телу. Основные прегрешения против самого себя:

    Грехи против ближних своих

    Прегрешения против близких людей караются особо сильно. Мы должны относиться к ближним так, как хотим, чтобы относились к нам.

    Главные грехи против другого человека:

    К верующим женщинам в православной вере особые требования, ведь именно женщина растит детей и она должна привить им любовь к Богу на своём примере. Есть отдельный список грехов для исповеди женщин:

    Подготовка к исповеди

    Перед тем как идти в церковь, нужно знать как подготовится к исповеди и причастию. Для начала нужно осознать свои грехи и раскаяться в них искренне, иметь большое желание оставить свой грех позади и идти дальше с верой в Господа.

    Вы должны понимать, что настоящее исповедование - это больше, чем просто перечислить свои грехи перед священником. Господь и так знает все ваши прегрешения, он ждёт, когда вы сами осознаете свои грехи и искренне пожелаете от них избавиться. Только после истинного раскаяния можно ожидать, что на душе после исповеди станет легче .

    Можно взять листок и написать все свои грехи, которые тяготят душу. Исписанный листок можно отдать для прочистки духовному наставнику, но об особо тяжких грехах следует рассказать вслух.

    Раскаяние должно быть кратким, не нужно рассказывать всю историю вашей ссоры с близкими, расскажите только о том, как вы осуждали близких или родственников, вашу злость или зависть. Очень хорошая практика каждый вечер перед вечерней молитвой, анализировать прожитый день и приносить покаяние перед иконой.

    Чтобы исповедаться нужно предварительно узнать, когда в церкви происходит таинство исповеди. В больших храмах таинство исповеди проводится ежедневно. В тех храмах, где нет ежедневной службы, необходимо ознакомиться с расписанием.

    Если после исповеди вам так и не стало легче, вы недостаточно уверовали в Бога, благодать, которая исходит на православного верующего после искреннего раскаяния, вам пока недоступна.

    Церковь всегда рада всем людям, которые приходят на исповедь. Даже самые большие грешники имеют право верить в Бога и принести покаяние в своих грехах. Священники обычно очень радушно относятся к прихожанам и помогают им в процессе, подталкивая их на правильные слова и выводы.

    Исповедь проводится либо утром, либо вечером. Нельзя опаздывать на таинство, так как оно начинается с молитвы, в которой должен участвовать каждый кающийся. В процессе молебна священник обращается ко всем пришедшим с просьбой назвать своё имя. Женщинам нельзя присутствовать на таинстве во время месячных.

    Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, вы можете узнать у своих верующих родителей, которые проходили это таинство не раз. Вы должны знать, хороший духовник всегда поможет и направит вас. Грехи нужно называть кратко, важно назвать все грехи, нельзя произнести одни, а о других умолчать. Если в предыдущем Таинстве вам уже были отпущены грехи, называть их в этот раз не нужно. Всегда исповедуйтесь у одного и того же священника , не стоит искать другого из чувства собственного стыда, поступая так, вы пытаетесь обмануть Бога и самого себя.

    В больших храмах, когда очень много желающих исповедаться и нет возможности уделить время каждому, священник может проводить «общую исповедь». Духовник перечисляет самые распространённые грехи и стоящие перед ним каются в этих грехах. Если вы никогда ранее не исповедовались или прошло уже много времени с последнего покаяния, не кайтесь на общей исповеди, дождитесь, когда все разойдутся и попросите его выслушать вас. При индивидуальном отпущении грехов, священник положит вам на голову епитрахиль, которая внешне напоминает шарф, после отпущения грехов он её снимет.

    Во время таинства Батюшка может задать вам вопросы, не нужно смущаться, отвечайте спокойно. Вопросы может задавать и прихожанин, не стоит этого стыдиться, ведь исповедь для того и существует, чтобы человек нашёл праведный путь к Богу. После покаяния священник читает молитву об отпущении грехов, а каждый прихожанин целует крест и Евангелие. Если человек готовился заранее к исповеди, священник даёт разрешение на причащение.

    Выбирать одежду стоит очень внимательно, мужчины должны быть одеты в брюки и рубашку с длинным рукавом. Женщинам тоже нужно одеваться скромно, верхняя одежда должна закрывать плечи, зону декольте, на голову наденьте платок. Женщинам нельзя краситься на исповедь, не рекомендуется обувать туфли на высоком каблуке, выстоять службу в них будет сложно .

    Как подготовиться к исповеди ребёнку

    Дети до семи лет считаются младенцами, они могут причащаться без исповеди. Постарайтесь за несколько дней настроить младенца на причастие, читайте Священное Писание или детскую православную литературу. При подготовке уменьшите время просмотра телевизора или компьютера, помогайте малышу молиться. Если ребёнок совершает плохие поступки или сквернословит, нужно его пристыдить.

    После семи лет детей можно исповедовать наравне со взрослыми, в церкви есть определённые попущения к детским грехам, так как они могут совершать перечисленные выше грехи случайно.

    Как подготовиться к причастию

    После исповеди происходит таинство причастия, это может быть проведено в тот же день. Перед причастием нужно три дня соблюдать пост, а неделю перед этим читать акафисты святым и Богородице. Перед причастием нельзя пить и есть, утром после пробуждения нужно прочесть молитвы. На исповеди священник обязательно спросит вас об этом.

    Приготовление к причастию также подразумевает отказ от курения, алкоголя и близости с партнёром. Перед этим священным таинством нельзя сквернословить, это очень важно, ведь вы собираетесь принять кровь и тело Господа. Стоя перед Чашей Христовой нужно держать руки скрестно на груди, перед употреблением хлеба и вина нужно произнести своё имя.

    В церковной лавке есть много специальной литературы, которая поможет приготовиться к причастию правильно и подготовить к исповеди своего ребёнка.

    Помните, что исповедь и причастие должны войти в вашу духовную жизнь. Духовники рекомендуют ходить на таинство исповеди раз в полгода. Как часто это делать решать только вам, но после такого таинства вам станет намного легче и вы освободитесь от мыслей, которые вас тяготят.

    Священнику часто приходится у аналоя с Крестом и Евангелием не принимать исповедь кающихся, а выслушивать речи самооправдания и осуждения ближних (родственников, сотрудников, соседей и т. д.) Происходит это отчасти из-за непонимания православными смысла таинства Исповеди, отчасти из-за томительного нежелания поговорить со своей совестью, извлечь скверну греха наружу и омыть её покаянием.

    Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ духовнику о своей жизни. Исповедь — это покаяние сердца, рожденное жаждой очищения от скверны греха. Мы приходим на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через священника. Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бесплодна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрываешь свои грехи, исповедуешься формально, холодно, механически, не имея твердого намерения исправиться.

    Вот что необходимо исполнять при подготовке к Таинствам Покаяния и Евхаристии (Причащения):

    3 дня - пост (исключается пища животного происхождения, воздержание от развлечений).

    Выполнять следующее молитвенное правило :

    • МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ
    • МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ

    КАНОНЫ:

    • ПОКАЯННЫЙ КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ
    • МОЛЕБНЫЙ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
    • АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ

    По книге ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ составить исповедь на бумаге.

    В дни подготовки к исповеди надлежит посещать богослужение в храме, читать ЕВАНГЕЛИЕ.

      МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ

      КАНОН КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ.

    После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ натощак (нельзя курить).

    Утром прочитываются:

      МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ

      ПОСЛЕДОВАНИЕ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ, кроме канона, прочитанного накануне.

    По окончании службы надо поспешить домой, прочитать БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПО СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ и остаток дня провести в чтении духовных книг и помощи ближним, ограждая себя от пустых разговоров и развлечений.

      Молитвослов

      “Опыт построения исповеди”. И. Крестьянкин.

      Новый Завет

    Причащение — таинственное, непостижимое умом, глубочайшее и самое тесное из всех возможных для человека соединение с Богом через вкушение величайшей святыни — евхаристических Даров, Хлеба и Вина — истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Приступать к этому святейшему Таинству надо, по возможности, ежемесячно, но никак не реже 4 раз в год. К нему должно тщательно подготовиться, чтобы Причащение было не в суд и не в осуждение.

    Готовясь к причащению непременно примирись со всеми, с кем имел конфликт или ссору. Причащаться во вражде — тяжкий грех.

    Накануне дня причащения необходимо присутствовать на вечернем богослужении. Это непременное условие приготовления к таинству Причащения.

    Таинству Причащения обязательно должно предшествовать таинство Исповеди.

    На причастнике обязательно должен быть нательный крестик.

    Ко святой Чаше следует подходить с благоговением, никого не толкая, осознавая свое недостоинство. Руки на груди сложить крестообразно, правую на левую. Перед Чашей не креститься. назвать свое полное имя, данное при крещении. Осторожно принять св. Дары, поцеловать край Чаши и спокойно отойти. Дары сразу же, если нужно, разжевать и проглотить. Затем запить Дары “теплотой” и съесть частичку просфоры.

    Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности — “ничего особенного я не совершал, у меня только мелкие грехи, как у всех, — не крал, не убивал”. А самолюбие? Неперенесение укоров? Черствость? Человекоугодие, слабость веры, отсутствие любви к ближнему? Разве это все неважные грехи? Присмотримся к себе повнимательнее, вспомним, в чем обычно нас упрекают наши близкие и знакомые. Очень часто их обвинения и укоры справедливы. Разве достигли мы кротости, безгневия, смирения? Разве каждого человека мы любим так, как заповедано Спасителем?

    Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание: — искреннее и добросовестное, даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния, если и этот свой грех — окамененное нечувствие сердца — мы исповедуем мужественно и откровенно, без лицемерия. И все же, сокрушение сердца, скорбь о грехах своих есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь. Для смягчения нашего сердца и обострения покаянного чувства нужны молитвенные приготовления к исповеди и пост. Пост нарушает гибельное для духовной жизни телесное благополучие и благодушие, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, слово Божие, жития святых, творения Святых Отцов, а это, в свою очередь, придаст нам силы бороться с грехом и творить добрые дела.

    Не нужно на исповеди ждать вопросов, надо самому сделать усилия, ведь исповедь — это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Нужно отказаться от попыток оправдать себя “смягчающими обстоятельствами”, отказаться от ссылок на других, якобы введших во грех. Исповедь должна быть полной, то есть мы должны исповедовать все наши грехи, ничего не скрывая и не откладывая “на потом”. Нераскаянные грехи постоянно тяготят душу и готовят ей вечное осуждение. Должно стыдиться совершать грех, а не каяться в нем. Не смей думать, что твои грехи так велики, что не стоит и каяться. Кто принимает наше покаяние? Кто врачует наши греховные язвы? Всемогущий Бог. Всемогущий Врач! И как таковой Он и прощение делает возможным для всех самых тяжких грехов.

    Неверно думать, что после исповедания наших многих прегрешений священник станет пренебрегать нами, как грешниками. Напротив, любой священник радуется искреннему раскаянию грешника, как добрый пастырь радуется, найдя потерянную овцу. Зная наши недуги, он вернее сможет нам помочь, указать способ исцеления от наших греховных язв.

    Исповедоваться надо как можно чаще, промежутки между исповедями должны быть наполнены внутренней борьбой с греховными соблазнами, усилиями к праведной жизни, подкрепляемыми предыдущей исповедью, ожиданием и приготовлением к следующей.

    Перечень наиболее распространённых духовных болезней, грехов, злых навыков, страстей:

    Данный перечень приводится для того, чтобы готовящийся к исповеди мог поглубже рассмотреть себя, поточнее найти выражения, названия своих болезней. Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать сметка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открыть их пред Богом, вынимать их из своей души как гадких змей и с чувством отвращения избавляться от них.

    МАЛОВЕРИЕ. Сомнение во всемогуществе и милосердии Творца. Неблагодарение Бога за все, что с нами происходит. Приписывание успехов себе и ропот за неудачи на Бога. Взгляд на Православие, как на национальную традицию, набор внешних обрядов. Расхождение наших слов и дел в храме и за церковной оградой.

    СУЕВЕРИЕ И ЕРЕСЬ. Вера в приметы, сны, гороскопы, астрологические прогнозы. Обращение за помощью к посредникам бесовской силы — оккультистам, экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, гипнотизерам, народным целителям, колдунам, ворожеям, знахарям, гадалкам, астрологам, парапсихологам, сайентологам. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием, чтение оккультной литературы. (“Белых” колдунов и целителей не существует. Даже если они читают молитвы, вешают на сцене иконы и уверяют в своей любви к Церкви — не верьте! По учению Святых Отцов, это волки в овечьей шкуре). Участие в сеансах кодирования, снятия “порчи и сглаза”, спиритизма. Контактирование с НЛО и “высшим разумом”. Подключение к “космическим энергиям”. Изучение теософии, восточных единоборств и религиозных культов, занятие йогой, медитацией, обливанием по системе Порфирия Иванова. Изучение "живой этики" Рерихов, дианетики и сайентологии (учение Хаббарда) и участие в сеансах одитинга и Др.

    Посещение выступлений протестантских проповедников, участие в собраниях баптистов, евангелистов, адвентистов, пятидесятников (харизматиков), “церкви “Слово Жизни”, мунитов ("церковь объединения"), “свидетелей Иеговы”, “богородичного центра”, “белого братства” и других неправославных религиозных организаций. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием. Участие в неправославных богослужениях, принятие крещения у сектантов. Посещение служб и участие в Таинствах у раскольников, многие из которых именуют себя православными, но не состоят в общении с Русской Православной Церковью: староверов, униатов (греко-католиков) и прочих (“Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат”, “Свободная Православная Церковь”, “Истинная Православная Церковь” и т. п.). Агитация и распространение идей упомянутых сект, “церквей” и организаций. 1

    КОЩУНСТВО И БОЖБА. Ропот на Бога за страдания, которые кажутся нам незаслуженными. Неблагоговейное отношение к Богу, церковным святыням, Таинствам. Непочтительность к священнослужителям. Упоминание имени Божия или Пресвятой Богородицы всуе (в бытовых разговорах в качестве междометий: “Ах, ты, Господи!”, “Бог с ним”, “Все у нас не слава Богу” и др.). Упоминание священных слов в шутку, в гневе, наряду с оскорблениями. Молитва о наказании другого человека. Также греховно грозить гневом Господним своим недругам. Призывание нечистой силы в гневе или простом разговоре (чертыхание). Употребление бранных слов.

    НЕМОЛИТВЕННОСТЬ. Пренебрежение к церковной службе. Непосещение церкви по воскресным и праздничным дням. Опоздание на церковную службу по причине нерадения и уход из храма прежде окончания службы. Невнимательность и рассеянность на домашней и церковной молитве. Разговоры во время богослужения. Нечастая исповедь и причащение без должного приготовления. Непонимание смысла совершаемых Таинств и отсутствие интереса к этому познанию. Неисполнение утренних и вечерних молитвенных правил. Неисполнение молитвы до и после еды.

    ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ. Самолюбие. Высокое мнение о себе, о своих мнимых достоинствах. Высокоумие, потеря простоты. Своеволие, непослушание. Самооправдание, осуждение ближнего. Желание поучать и спасать других. Искание славы, похвалы от людей. Неодинаковое отношение к окружающим (лицеприятие). Творение добрых дел, милостыня и молитва на виду, на показ людям (лицемерие). Человекоугодие, хитрость, лесть. Гнев, раздражительность. Вспыльчивость, грубость. Эгоизм. Зависть. Упрямство.

    ДУХОВНАЯ ПРЕЛЕСТЬ. Мнение о своей избранности, почитание себя достойным и достигшим особого духовного совершенства. Принятие снов за божественные “откровения”. Доверчивое отношение к явлениям наяву видений и знамений.

    УНЫНИЕ. Угасание любви к окружающим, равнодушие к чужому страданию, неумение радоваться радости ближнего. Сомнение в возможности прощения своих грехов. Пустое времяпровождение, “убивание времени”. Лень. Излишний сон. Телевизионная всеядность. Чтение пустых книг.

    ПРАЗДНОСЛОВИЕ. Пустые, бесполезные разговоры. Сплетни, пересказ слухов. Любовь к спорам. Пустой смех, шутки, остроты.

    ЛОЖЬ. Введение ближнего в заблуждение словом, делом или молчанием. Неисполнение данных обещаний. Сплетни, выдумки и преувеличения в праздных беседах. Клевета. Смелое рассуждение о малопонятных вещах. Шутки, основанные на обмане.

    СРЕБРОЛЮБИЕ. Пристрастие к деньгам, вещам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей — скупости. Желание богатства. Зависть. Немилосердие, презрение к нищим. Чрезмерная забота о своем благосостоянии и страх его потерять. Азартные игры.

    ВОРОВСТВО. Незаконное присвоение чужого имущества (частного или государственного). Невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости. Нанесение ущерба имуществу ближнего. Взымание оплаты своего труда сверх положенного (лихоимство).

    ЧРЕВОУГОДИЕ. Отношение к еде, как к источнику удовольствия. Объедение. Пьянство. Курение. Несоблюдение постов (многодневных — Великого, Петрова, Успенского и Рождественского (Филиппова), однодневных — по средам и пятницам, и в особые, установленные Церковью, дни). Употребление пищи от скуки, от уныния, от безделья. Недовольство пищей.

    БЛУДОДЕЯНИЕ. Блуд (неосвященная таинством Брака плотская связь холостого мужчины и незамужней женщины). Прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Кровосмешение. Мужеложство, скотоложство, рукоблудие. Просмотр соблазнительных зрелищ, распутных фильмов, картин, книг. Соблазнительные разговоры, непристойные истории. Блудные мечтания. Невоздержание в супружеской жизни в постные дни.

    УБИЙСТВО. Лишение жизни другого человека. Попытка самоубийства. Аборт (равнозначен убийству). Рукоприкладство, нанесение побоев, ран, увечий. Подстрекание на драку, стравливание людей сплетнями, наговорами, клеветой. Неоказание помощи больному, умирающему, бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения. Убийство животных без нужды, истязание их. Не воспитание детей в православной вере. Жестокое слово, брань, издевательство, насмешка над чужим горем.