«Заставь его замолчать»: почему внутренний критик мешает нам жить и как его укротить. Внутренний голос человека: как развить интуицию

Практически каждый человек знаком со своим внутренним голосом, но далеко не каждый знает что такое на самом деле внутренний голос (интуиция?), и когда к нему можно прислушиваться, а когда нет.


В различных психоаналитических и психотерапевтических школах (течениях) Я-состояния называют по-разному, обычно, на практике, у человека рассматриваются три части «Я»: 1) Я-стереотипное, контролирующее, критикующее — Родительское «Я»; 2) Я-рациональное, логичное, реальное — Взрослое «Я»; 3) Я-иррациональное, фантастичное, архитипичное — Детское «Я» (оно же творческое, креативное, интуитивное).

Каждый легко может осознать, а после некоторой тренировки (наблюдения за собой и другими), и опознать свои внутренние голоса практически в любой жизненной ситуации, в том числе, и в вымышленной, не реальной.

Например , вы просыпаетесь утром по будильнику на работу, в школу, универ, но вам неохота вставать, и вы как бы слышите внутренний голос «Ребенка» — может не ходить, прогулять, надоело все…поспать бы еще… Но тут же появляется голос внутреннего «Родителя» — я тебе прогуляю, ну ка быстро из постели и на работу… Далее включается во «внутренний разговор» Взрослое «Я»…оценивает ситуацию здесь и сейчас, тестирует реальность, выстраивает прогнозы на ближайшее будущее, и принимает окончательное решение — «встаю и иду на работу»…

Все это происходит быстро, и в реальности, буквально, вы можете и не слышать эти внутренние голоса (диалог) — если, конечно, у вас нет шизофрении и вы не принимали психотропные препараты, психоделики — скорее, вы их можете почувствовать, заметить по своему поведению и некоторым мыслям.

Точно так же и в любой жизненной, в том числе стрессовой ситуации у человека возникает внутренний голос какого-то одного из эго-состояний РВД (Родитель, Взрослый, Дитя). Все зависит от того, какое Я-больше развито (наделено психической энергией , силой и властью) (тест РВД).

Стоит ли прислушиваться к внутреннему голосу, и к какому, если их три?
Конечно, слушать свой внутренний голос полезно, но нужно сначала научиться различать в себе субличности — Я-состояния (РВД). Это довольно просто, просто наблюдайте за собой: за своими мыслями, чувствами и поведением в различных жизненных ситуациях.

Да, порой довольно трудно определить в каком вы эго-состоянии в конкретный момент времени, особенно в критической, стрессовой ситуации. Но не беда, вы всегда можете проработать эту ситуацию позже, в своем воображении, ярко и красочно вспоминая прошедшую ситуацию, и просматривая ее в голове как видеоролик — в этом момент можно проанализировать, какой именно внутренний голос (РВД) вам что-то говорил и на поводу у какого Я-состояния вы пошли.

А так как ваши реакции в схожих ситуациях почти одинаковые (сказывается сценарий, программа жизни , зафиксированная в детстве), то вы легко можете прислушиваться к нужному и полезному внутреннему голосу, советчику и часто защитнику и помощнику.


Как различить внутренние голоса (РВД)?
Опознать какой именно внутренний голос сейчас говорит в вас, или кто с кем внутри вашей головы ведет диалог или спор — довольно просто, нужно только понять и запомнить как проявляется то или иное Я-состояние — их легче наблюдать у других, проецируя на себя.

Как вы уже поняли (см. выше), что внутренний голос исходящий от Родительского «Я» критикует, порицает, ругает, приказывает, запрещает, предвзято оценивает… Его «любимые» слова: надо, должен, нельзя, положено, делай — не делай, требуется, будь — не будь, и т.п. Иногда внутренний Родитель и разрешает и защищает, со словами можно…и осторожно, и т.п.

Любимые чувства и эмоции внутреннего Родителя — это гнев, злость, раздражение…иногда, умиление и радость…но редко…

Его поза и жесты, вместе с мимикой — угрожающие, надменные, высокомерные, доминирующие и т.д.

Внутренний Ребенок живет по принципу «ХОЧУ», поэтому Родительское Я-состояние и Детское являются по сути антагонистами — они часто противостоят друг другу, что может привести к конфликту внутри личности, а значит, к личностным и психологическим расстройствам человека, вплоть до неврозов и психозов.

Любимые слова детского Я-состояния — хочу-не хочу, буду-не буду…речь обычно укороченная, часто используются короткие фразы и междометия, типа Вау!, Класс!, Клево! «Супер!…Ох, Ах и т.п.

Остается Взрослое, реалистичное и рациональное эго-состояние, со своим внутренним голосом, кстати, это «Я» в гармоничной личности должно иметь право последнего голоса, т.е. принятия решения в той или иной ситуации.

Взрослое «Я» — безэмоционально и бесчувственно — как робот. Только сухая логика, интеллект и разум — подобие живого компьютера. Ровные жесты и позы, «каменная» мимика, спокойный и ровный голос… Выверенные, точные слова и фразы без «воды»… Например — «сколько время» — «пять часов»…

Это рациональное «Я» буквально воспринимает реальность, без детских выдумок и родительских стереотипов, без игнорирования ситуации «здесь и сейчас». Именно голос внутреннего Взрослого «Я» должен дать вам последнюю, решающую информацию, именно во внутреннем Взрослом вам нужно переработать голоса Родителя и Ребенка, включая требования и интуицию, и принять решение.

Однако, частая проблема в том, что у многих людей Взрослое Эго-состояние, которое, по сути, является арбитром между противоречиями Родителя и Дитя, не имеет необходимой силы и власти (энергии), поэтому люди часто попадают в психологический тупик и зависают в психологических играх , не зная какой внутренний голос слушать. Начинаются эмоционально-психологические, душевные страдания , уход в себя, апатия, пассивность и депрессии…в других случаях,

В переводе означает (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) - беззвучная речь, возникающая, например, в процессе мышления в виде внутреннего голоса. Является производной формой внешней (звуковой) речи, приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. Что вы говорите себе, когда вы делаете ошибку или ненарочно что-то испортили? Некоторые в таком случае прокомментируют в слух, а некоторые обратятся к себе «внутренним голосом», некоторые вообще не обращаются к себе.

Для чего нужен внутренний голос?

Хотя речь в основном используется для общения с другими людьми, она также является средством общения с самим собой. Обращение самому себе означает, что мы разделены на две части, на ту которая посылает сообщение, и на вторую половину нас, которая должна принять посланную информацию. Некоторые рассматривают это как обращение одного «я», второму «я».
Во многих случаях внутренний голос фактически является монологом, когда одна часть личности комментирует вторую часть личности. Вторая часть личности слышит комментарий, но не отвечает на него, а более пассивно слушает и позволяет повлиять на неё. Комментарий самого себя и своих действий может включать в себя критику или похвалу.
Очень часто люди себя комментируют с негативной стороны, в определенных ситуациях снова и снова указывают стереотипные унижения самого себя и негативные стороны или действия. Например, когда что-то не так, самому себе могут сказать «ты идиот неспособный» или «ты совсем неспособный, посмотри на других».
Именно в этом и суть, что человек говорит себе в определенных ситуациях, особенно стрессовых, и это указывает на то какое отношение человек имеет к самому себе. Очень часто оказывается, что это очень негативное и пренебрежительное отношение к самому себе. Основываясь на содержание внутреннего голоса, можно предположить что кто-то имеет негативное отношение к самому себе. Отношение к себе безусловно, можно и нужно поменять, особенно если это негативное и пренебрежительное отношение.

  • принять себя как достойного человека это не означает что нужно принимать все свои действия.
  • развить чувство собственного достоинства, быть готовым исправить свои ошибки или неправильное поведение.
  • меняя своё отношение к самому себе, внутренний голос становится другим, более здоровым, потому что включает в себя более реалистичную критику и в нужной ситуации поощряет свои действия.

В отличии от заявлений, содержащих требования, которые заставляют их помнить и повторять, заявления, содержащие вопросы, мотивируют человека думать и искать ответ на этот вопрос. Поэтому, в стрессовой ситуации лучше задать себе вопрос, чтобы помочь себе думать и получить лучший ответ на стрессовую ситуацию. Это могут быть вопросы: Что происходит сейчас? Насколько важно то, что происходит? Что бы другие хотели чтобы я сделал?
Внутренняя речь очень важна, потому что она часто проводит нас дисфункциональным жизненным трудностям. Изучением внутренней речи занимается не только психотерапия, но и различные тренинги личностного роста и развития, а также в спорте для достижения лучших результатов.


Ни для кого ни секрет, что интуиция или внутренний голос является внутренним предчувствием тех или иных событий. Разные духовные наследия трактуют связь интуиции напрямую с Душой, Высшими планами, Ангелами-Хранителями и Богом.

Верить или не верить, прислушиваться или нет, этот вопрос человек решает для себя по-своему. У каждого в жизни был хотя бы один случай в жизни, когда человек получал ответ на свой вопрос в виде внутренних импульсов или прямое указание на неделание чего-либо или наоборот активное действие в отношении чего-то.

Этим как раз и объясняются моменты необъяснимой тревоги, приходящие ко многим пассажирам, избежавшим аварий, крушений различных транспортных средств и других трагических событий. В последствии, спасшиеся люди говорят, что получали четкое сообщение о том, что не следует совершать ту или иную поездку, вояж, путешествие.

Можно, конечно, очень скептически относится к подобным проявлениям интуиции, однако, есть один очень хороший тест на истинное отношение к обращениям, так называемого, внутреннего голоса. В критических ситуациях, в моменты опасности все без исключения люди, как то: верующие и неверующие, обращались именно к Богу и призывали силы Господни помочь им и спасти их жизнь.
Насколько же необходима интуиция?
Существует мнение скептиков, которое утверждает о том, что логика и сознание играют ведущую роль в жизни человека. Тем не менее, полное отрицание проявления интуиции в нашей жизни может говорить о том, что человек не научился «слышать» голос своего подсознания, а именно распознавать знаки, подаваемые им. Потому что интуитивные озарения присутствуют в жизни каждого человека. Просто кто-то научился «читать» и понимать сигналы которые передает внутренний голос , как к примеру, сигналы светофора: красный, желтый, зеленый, и понимать, что каждый из них значит. А другие, не осознавая высылаемых предупредительных посылов, начисто отрицают такие проявления.
Однако, отрицание никоим образом не может изменить модель мироощущений, которые заложены в человеческом организме и Душе. Последние три, четыре десятка лет интуиция из разряда чего-то необычного перешла в категорию свойств Души и тела, которые рассматриваются практически. Появился огромнейший потенциал для развития такого навыка, как распознавание сигналов интуиции. Написано большое количество книг, создано несметное количество тренингов и обучающих семинаров. Все эти практические наработки позволяют развить этот навык вполне серьезно и достигнуть практических результатов. Разработан даже специальный прибор одного знаменитого специалиста в области психологии. Данное изобретение представляет особый познавательный интерес, потому что создает болевые импульсы. Таким образом, человек учится очень быстро распознавать на уровне болевых ощущений, какие варианты решений для него верны, а какие –ошибочны. Внешне, кажется, это чем-то напоминает дрессировку животных. Тем не менее, многие видят конкретные «осязаемые» результаты и вполне довольны тем, что знают заранее решение бизнес-вопросов, получают ответы по теме: «Семья и взаимоотношения» и многие другие. В общем, прибор демонстрирует сразу практическое «научение» человека слушать свою интуицию.

Сложно сказать, насколько такой подход идеален. Тем не менее, если рассматривать интуитивные прогнозы на будущие события, то, как правило, ответ по принципу «Да\Нет», вряд ли может устроить. В таком случае, придется все же проходить обучающие семинары, которые от простого к сложному учат слушать свой внутренний голос , отключать сознание и, останавливая рой мыслей, получать информационный поток от подсознательной части человеческой сущности. Наверняка, каждый знает о правиле первого впечатления, когда при знакомстве с новым человеком мы четко сразу же получаем ответ внутри нас: нравится нам этот человек или нет. В этот момент, когда идет первичное восприятие нового человека, объекта, в один момент формируется оценка-ответ: хорошо это или плохо. Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который бы отверг правило первого впечатления, сказав, что это не работает. Потому что как раз первое восприятие, основанное на интуитивном видении, без обладания какой-либо информацией о человеке или предмете, дает полную информационную палитру. Отрицающие и этот аргумент могут вспомнить, что именно поэтому многие люди предпочитают одеваться хорошо и даже элегантно, помня о правиле первого впечатления. Часто один только взгляд на человека может дать полную характеристику личности. Поэтому, некоторые даже говорят, что не представится второго раза или случая создать первое впечатление.

Великие бизнесмены всех времен и народов, императоры и царедворцы часто наперекор всему делали нелогичные с точки зрения текущего момента шаги и действия. Они не опирались только на фактическую сторону дела, и не слушали свое сознание. Великими такие люди становились благодаря тому, что получали информацию о верном решении или движении от своего собственного внутреннего голоса. Потому что они-то знали, что обращение к голосу подсознания или к Ангелу-Хранителю, приданному нам на сохранение Души и тела, и является тем истинным и верным средством, которое дает правильный ответ на заданный вопрос.

Как бороться с внутренним критиком, который постоянно оценивает нас, пугает и указывает на промахи, сковывая наши действия? Публикуем отрывки из книги Дэнни Грегори «Заставь его замолчать» , в которой автор рассказывает о власти внутреннего голоса, его ложных принципах и правилах и тех ошибках, которые мы совершаем в борьбе с ним.

Мы постоянно слышим внутри себя голос, который нам что-то говорит. Он каждый раз раздается в голове, когда мы хотим изменить жизнь - предложить идею на работе, решиться на переезд или перемену в отношениях. Он предостерегает, пугает, указывает нам на ошибки и всегда знает, что думают о нас другие. Дэнни Грегори в книге «Заставь его замолчать» называет этот голос обезьяной: он надоедлив, противен и вреден. Грегори рассказывает, почему голос действует на нас деструктивно и как заставить его замолчать.

Кого преследует голос

Обезьяна - страшный противник.

Она более изворотлива, чем вы, и у нее полно времени. Она на месте круглосуточно: ждет, наблюдает, не начнете ли вы что-то делать (или хотя бы задумаетесь о том, чтобы что-то сделать), к тому же вы волей-неволей всюду берете ее с собой. Она может использовать против вас все, что вы знаете, нажимать на все кнопки, тянуть за все рычаги - и она безжалостна. У нее есть ключи от архива, и она знает код сейфа, спрятанного у вас в голове. Пусть это не лишает вас надежды. Но и недооценивать ее не стоит.

Чаще всего ее жертвы - творческие люди. Они часто сомневаются в себе, стремятся к новым горизонтам, поэтому становятся наиболее уязвимы. Каждая новая идея - это повод для обезьяны включить голос на полную мощность, потому что она терпеть не может риск и перемены.

Однако обезьяна не ограничивается творчеством. Она преследует нас даже в быту: когда мы думаем, что подарить, куда пойти, что надеть, она тут как тут. Новое нельзя контролировать, поэтому обезьяна так боится, что события пойдут не по ее сценарию.

Читайте также

Выслушайте свою обезьяну

Заткнуть свою обезьяну - своего рода избавление от некой привычки, после которого вы начинаете по-другому видеть мир. Не позволяйте обезьяне убедить вас, что «либо всё, либо ничего». Она любит впадать в крайности и придумывать правила.

Читайте также

Заставьте обезьяну защищаться. Но на этот раз попросите своего внутреннего адвоката допросить ее с пристрастием, растоптать ее доводы, один за другим. Вы должны действовать спокойно. Пусть говорит обезьяна, не перебивайте ее, просто поддакивайте.

К примеру, на работе вы хотите предложить начальнику хорошую идею.

Обезьяна говорит:

«Твоему начальнику она не понравится. Может, он вышвырнет тебя с работы».

Ладно, продолжим эту мысль. Что тогда?

Ничего себе, и все это всего лишь из-за одной новой идеи? Правда? Это должна быть очень мощная идея.

Садитесь за работу. Прямо сейчас

Мне кажется, что вы тратите слишком много времени на защиту от обезьяньей критики, а борьба с ней помогает лишь частично и на время. Все равно вы с обезьяной стоите лицом к лицу, схватив друг друга за горло.

Вместо этого мы будем использовать совершенно другую стратегию. Секрет ее очень прост и понятен, но у меня ушли годы, чтобы сформулировать его: забудьте про обезьяну и принимайтесь за работу.

Я беру ручку и, не задумываясь, начинаю рисовать. Я не пытаюсь понять, что я рисую. Не думаю, все ли в порядке с пропорциями, интересную ли тему я выбрал. Не размышляю о том, не затек ли мой зад, не просачиваются ли чернила сквозь бумагу.

Я сажусь за клавиатуру и начинаю писать. Что угодно, первые же слова, которые напечатают мои пальцы. Скоро слова потекут свободно и на экране один за другим начнут появляться абзацы. Я не перечитываю их, не правлю, даже не исправляю опечатки. Я просто слушаю чечетку, которую отбивают мои пальцы на пластиковых кнопках. Мои пальцы говорят, они поют, громче и громче, хор десяти - и голос обезьяны затихает.

Попробуйте.

Привычка против обезьяны

Обезьяна борется против перемен, поэтому создайте новую реальность, пусть перемены сопровождают вас постоянно. Установите жесткий режим. Заведите свои ритуалы. Будьте непреклонны в том, что касается самодисциплины. Двигайтесь вперед, к привычке работать творчески.

Что бы ни случилось, всегда садитесь за работу в одно и то же время. Всегда держите под рукой все необходимое для работы. Обустройте уютное рабочее место. Уберите все препятствия.

Заведите будильник. Обезьяна ленива. Просыпайтесь раньше нее. Работайте с утра до вечера. Одно движение - одна задача; на остановки и разговоры нет времени.

Обезьяна каждый день срабатывает, как пистолет в Овер-сюр-Уаз, прерывая карьеры творческих людей. Она душит идеи, ставит преграды на пути к новым горизонтам. Нельзя знать заранее, какое влияние окажет на мир ваша работа. Не позволяйте обезьяне решать за вас.

(Время чтения ответа - около 5 минут)

Обычно, на этот вопрос отвечают идеями Выготского и Уотсона о микродвижениях голосовых связок, сопровождающихся внутренним голосом, но я считаю, что эти объяснения отталкиваются от предположения, что люди, говорящие что слышат внутренний голос действительно что-то слышат. Но какое поведение подразумевается под "слышать" и чем отличается "слышать внутренний голос" от просто "слышать голос"? Я считаю, что мы говорим о внутреннем голосе не потому что существует нематериальный голос или из-за микродвижений голосовых связок, а потому что проще говорить о событиях, которые уже произошли или еще не произошли, так, как будто они происходят прямо сейчас, но "в голове". Мы слышим внутренний голос, потому что если его не слышать - объяснить поведение, контролируемое отдаленными событиями в прошлом или событиями в будущем будет очень проблематично. Сейчас объясню.

Я считаю, что "слышать" это "вести себя так, как будто есть источник звука", т.е. я говорю "Я слышу", когда могу в ответ на вопрос "А откуда звук?" указать источник в пространстве. Фраза "Он слышит звук" появляется, когда поведение меняется в присутствии источника звука, который можно убрать и вернуть поведение обратно. Например, я говорю "Он слушает музыку" (подразумевая под этим, что расположение "говорить, что он слушает музыку" совпадает с расположением моего тела в пространстве и времени) когда кто-то залипает в окно или не отвечает на мои реплики с воткнутыми наушниками, которые похожи на работающие (подключены к телефону, а телефон выглядит как работающий). Я не говорю "Он слушает музыку", когда в ушах отключенные от телефона наушники или когда человек с наушниками разговаривает со мной (понятно, что применение фразы "Он слушает музыку" не ограничивается только этими ситуациями, но возьмем их в качестве примера). Слышать звук - это вести себя как будто есть звук в присутствии источника звука.

Соответственно, "слышать голос" можно понимать как частный случай "слышать звук" (также как частный случай это "слушать музыку"), т.е. вести себя как будто есть голос в присутствии источника голоса. Я говорю "Джон услышал голос Джейн" когда Джон после какого-то звука ведет себя так, будто этот звук связан с Джейн (например, зовет ее; говорит, что это была Джейн). Я говорю "Я услышал голос Джейн" когда "слышать голос Джейн" (вести себя так, будто звук связан с Джейн (искать ее, звать, говорить, что это была она)) совпадает во времени и пространстве с моим телом.

Я считаю, что "слышать внутренний голос" означает "вести себя так, будто есть голос, когда источник голоса отделен от поведения не в пространстве, а во времени". "Слышать внутренний голос" от "слышать голос" можно отличить только по деталям контекста - я говорю "Джон услышал голос Джейн" когда есть Джейн, которую я могу попросить замолчать и поведение Джона изменится. В случае с "Джону послышалась Джейн" Джон ведет себя так, будто слышит голос Джейн, но нет Джейн, которую я мог бы попросить замолчать, чтобы поведение изменилось. В тоже время, такая ситуация не требует для объяснения отсылаться к ненаблюдаемому голосу в голове Джона.

Почему Джон ведет себя как будто слышит голос Джейн в отсутствие Джейн? Разберем поведение, которое подразумевается под "слышать голос Джейн". Например, я иду рядом с Джоном и вдруг он говорит, что голос Джейн заставляет его вернуться домой. Нужно ли для объяснения этого поведения говорить, что действительно был какой-то ненаблюдаемый голос (Джейн в этом время на другом конце города), который спровоцировал Джона сказать мне, что Джейн заставляет его вернуться домой и пойти домой? Необязательно, это поведение может быть понято, если посмотреть на контекст более широкий не в пространственном (как в случае когда источник звука находится далеко от поведения), а во временном плане.

Например, когда Джон ссорится с Джейн и уходит на улицу - по возвращению Джейн ругает его за то, что он убежал от разговора, соответственно, когда я зову Джона на улицу - он выходит, потому что на попытки отказаться я отвечаю уговорами, но рассказывает мне, что Джейн когда он вернется будет его пилить, чтобы я все же разрешил ему пойти домой и ведет себя как будто Джейн уже его пилит когда я пытаюсь поспорить с тем, что Джейн будет его пилить, потому что 1) это помогает убедить меня, 2) разговоры о Джейн провоцируют поведение, как будто Джейн здесь, потому что слово "Джейн" и события, связанные с Джейн связаны между собой. Соответственно, фразу "Ваня, извини, я домой, я прямо слышу, как она будет меня пилить если я еще погуляю" можно понять как "Ваня, я сейчас веду себя как будто Джейн уже здесь и пилит меня, поэтому я пойду домой, чтобы снизить частоту пиления". Отсылка к внутреннему голосу может быть проанализирована без отсылок к нематериальному внутреннему голосу, ее можно понять как отсылку к материальному голосу, который прозвучал когда-то давно или прозвучит в будущем.

Картинка ниже показывает различие в контексте, провоцирующем разговор о "реальном" и "воображаемом" голосе. Я говорю о реальном голосе, когда вижу голос, контролирующий текущее поведение, рядом с текущим поведением (например, говорят "Иди домой" и я иду домой - поведение и голос находятся почти в одном времени, но в разных точках пространства). Я говорю о воображаемом голосе, когда вижу текущее поведение, а голос, который его контролирует либо еще не раздался, либо раздался давно (см. картинку).

Еще пример. Звук из колонки "реален", потому что если выключить колонку ("убрать звук") - поведение сразу же изменится (если при включенной колонке человек танцует, а при выключенной перестает танцевать - мы говорим, что звук реален). Звук мыслей "воображаемый", потому что неясно, что сделать, чтобы "включить" или "выключить" его, т.е. сделать так, чтобы появилось поведение, соответствующее другим мыслям или отсутствия мыслей. Например, если человек танцует и я не вижу вокруг колонки, которую можно выключить, чтобы он перестал танцевать - я говорю, что у него в голове играет воображаемая музыка. Но есть ли смысл говорить, что в его голове играет какая-то музыка если все, что я вижу это что человек ведет себя, как будто где-то играет музыка? Я не вижу никакой музыки и не могу отличить "танец под воображаемую музыку" и "танец под реальную музыку", посмотрев на само поведение, я прихожу к такому выводу по отсутствию внешнего фактора, на который можно воздействовать чтобы изменить поведение. Это сомнительный критерий, потому что как "танец под реальную музыку" можно объяснить работой колонки (внешним фактором), так и "танец под воображаемую музыку" можно объяснить внешним фактором (например, в рекламе на улице в компании людей за танцем следовали улыбки и смех, поэтому в компании друзей я начинаю танцевать, они улыбаются и смеются). Никакой "воображаемой музыки" для объяснения этого поведения не нужно. Танец в отсутствие звука может быть понят в терминах событий, которые произошли раньше или произойдут позже.

Похожая логика применима и к кажущимся крайне сложными для объяснения без "воображаемого" звука случаев - например, для случаев, когда человек сидит и "слушает мысли". Кажется, что это поведение невозможно объяснить без признания, что звук мыслей нематериален или попыток сделать вид, что он материален, просто у нас нет оборудования, чтобы его зафиксировать (Выготский пытался прибегнуть к такой тактике), но подобное медитативное поведение можно объяснить внешними материальными событиями - например, что "слушание мыслей" это просто неподвижное сидение с закрытыми глазами, которое обозначается словом "слушание мыслей", потому что если сказать "я сижу неподвижно с закрытыми глазами", то это вызывает вопросы ("хаха зачем ты так сидишь?"), а самоотчет о мыслях, которые "слышатся", контролируется задаваемыми вопросами и ситуацией (например, "О чем ты сейчас думаешь?" провоцирует "О том, о чем я сейчас думаю" или "Ни о чем" или "Что поесть на вечер" или еще кучей вариантов, которые контролируются историей взаимодействия вербального поведения и среды, а не "ненаблюдаемыми" мыслями, находящимися внутри головы).

Резюмируя, я говорю о "реальном" голосе когда текущее поведение можно объяснить текущими событиями. Я говорю о внутреннем голосе когда текущее поведение нельзя объяснить текущими событиями; чтобы объяснить его нужно отсылаться к событиям, отдаленным во времени, а не только в пространстве. Практика каждодневного общения поощряет говорить о реальном голосе, который уже прозвучал или еще не прозвучал, как о находящемся в голове, потому что если объяснять свое поведение через подобные сложные пространственно-временные связи - наша речь станет ужасно перегруженной. Мы слышим внутренний голос, потому что если его не слышать - объяснить поведение, контролируемое отдаленными событиями в прошлом или событиями в будущем будет очень проблематично.