Дистанционное обучение:основные термины, принципы и модели. Дистанционное обучение, что это

В настоящее время молодежь стремится к более удобным условиям жизни, которые дает Интернет. Виртуальные магазины, онлайн-консультации с врачами и даже дистанционное высшее образование! Отзывы студентов и выпускников, преимущества и недостатки, пожелания и предостережения - все это собрано в данной статье.

Дело в том, что много желающих обучаться, не выходя из дому, но у каждого такого человека возникают страхи и сомнения. Давайте разберемся, что представляет собой дистанционное обучение, какие подводные камни и плюсы оно имеет. Сведения даны на основе различных источников, в которых приведены реальные отзывы, обсуждения учащихся и бывалых студентов.

Что такое дистанционное образование

Для начала ознакомимся с понятием «дистанционное высшее образование», так как наверняка многие из вас только хотят узнать, что это такое. Представьте себе студента, которому сказали: «Не приезжайте в университет, все лекции и задания, а также список литературы я предоставлю по электронной почте». Наверное, современные студенты-очники, а также вечерники и заочники хотя бы однажды сталкивались с такой ситуацией, когда преподаватель не смог присутствовать лично, но дал задание на дом через компьютер.

Дистанционное образование в данном случае происходит на расстоянии постоянно. Зачастую студенты приезжают только на госэкзамены и защиту диплома. Все остальное время нужно обучаться хоть дома (на незначительном расстоянии от учебного заведения), хоть в другой точке земного шара.

Как происходит общение преподавателей и студентов

Дистанционное обучение происходит следующими способами:

  1. Преподаватель высылает студенту список литературы, план и цикл лекций, а также задания на электронную почту.
  2. Университет заводит на обучающегося личный кабинет на сайте, дает логин и пароль для входа. На внутреннем сервере студент должен скачать весь предоставляемый материал.
  3. Лектор дает ссылку на конспекты и список литературы.
  4. Обучение происходит в режиме онлайн, то есть создаются вебинары.

Стоит поговорить о последнем способе взаимодействия преподавателя и студента, так как далеко не все знают, что такое вебинар. Наверняка многие из вас общались по «Скайпу», в мессенджерах при помощи микрофона и веб-камеры. При этом можно как видеться, разговаривать, так и списываться. Примерно так же выглядит вебинар. Отличия лишь только в том, что:

  • преподаватель не видит и не слышит ни одного студента, но он может наблюдать, кто прибыл на обучение (обычно справа высвечивается список участников), а также, если он хочет получить ответ у студентов на свой вопрос, то он может прочитать ответы от каждого в общем чате;
  • прибыть на вебинар можно только в строго назначенное время.

Примерно так может выглядеть дистанционное высшее образование. Вузы должны стремиться при этом, чтобы серверы работали бесперебойно и имели расширенные функции для обучающихся, например возможность проверить курсовую работу на уникальность, скачать бланк титульных листов, отправить работу преподавателю через специальную форму, увидеть свои оценки, рейтинг и так далее.

Настоящие ли вузы

Можно иногда услышать вопросы в Интернете на форумах и в сообществах: а настоящие ли вузы или они виртуальные? Запомните: не бывает виртуальных институтов! Оформление документов, оплата за обучение, поступление - все это должно существовать в реальности, то есть университет/академия должны быть по-настоящему существующие.

Зачастую высшее образование дистанционно отзывы имеет достаточно критические в плане того, что деньги оплачены за учебу, а диплом не выдали. И невозможно понять, настоящий ли вуз или это всего лишь некий неаккредитованный центр. Поэтому, дорогие друзья, если вы твердо решили обучаться дистанционно, но учебное заведение вам незнакомо, то для начала посетите его.

Единый центр

Существуют единые центры дистанционного образования (сокращенно ЕЦДО). Отзывы о них разнятся. Но чаще всего негативные. Дело в том, что при подписании договора многие ленятся или стесняются читать абсолютно все. Кроме того, могут быть сомнительные пункты, и в этом случае зачастую люди воспринимают как должное. Поэтому желательно ознакомиться с единым центром или университетом лично, поинтересоваться у студентов (если возможно), постараться найти выпускников, чтобы расспросить, удалось ли успешно получить образование и диплом.

Кроме того, единый центр может оказаться ненастоящим, то есть владелец сайта не имеет никакого отношения к настоящим вузам. Поэтому следует тщательно изучать информацию.

И самое главное, чтобы получить действительно честное и достойное образование, рекомендуется посетить приемную комиссию того университета, который вас интересует. Лучше, чтобы это был аккредитованный

Кому подходит

Интересуются подобным видом обучения чаще всего:

  • занятые на производстве;
  • мамы в декрете;
  • инвалиды;
  • соотечественники, проживающие в других странах;
  • сельская молодежь без возможности регулярно выезжать на сессии, а также нежелающие проживать в общежитии и на съемных квартирах;
  • малоимущие.

Тем, кто не может пойти даже на заочное, будет доступно дистанционное обучение. Высшее образование в таком случае считается полноценным, как при заочной форме.

Как подать документы

В Интернете можно часто встретить заманчивое предложение, например: «Вам не нужно приезжать с документами! Вы можете оставить заявку здесь. Мы с вами связываемся, уточняем все детали, и вы поступаете в университет». Не поддавайтесь на подобные уловки мошенников! Подобные способы «поступления» могут предлагать единые центры высшего дистанционного образования, отзывы о которых можно найти только негативные.

Не стоит считать, что ни один ЕЦДО не работает честно. На самом деле это не так. Действительно, чаще всего предлагается оставить свои Ф.И.О. и контактные данные в форме заявки. Но все необходимые документы нужно привезти в университет лично. При этом должны быть следующие документы (копии):

  • паспорт (лицо и прописка) или свидетельство о рождении (если нет 18 лет);
  • документ о предыдущем образовании, включая вкладыш с оценками;
  • фото 3х4 см;
  • свидетельство о смене фамилии (если в дипломе и по паспорту отличается).

Помните о том, что ни один настоящий и серьезный вуз не будет принимать документы дистанционно!

Отзывы студентов и выпускников

А теперь поговорим о дистанционном высшем образовании в государственных вузах. Отзывы настоящих студентов и выпускников неоднозначные. Каждый по-своему видит и плюсы, и минусы. Кому-то нравится, что преподаватель дает задания по электронной почте, а кто-то любит задавать вопросы по теме учебы, и их очень много, но ответ сразу получить не удается.

Что касается получения образования как такового, то каждый обучающийся ожидает что-то свое: кому-то нужен просто диплом, а кто-то желает серьезно выучиться и стать грамотным специалистом. Нередко ожидания не оправдываются, поэтому давайте подробно разберем все нюансы ниже.

Достоинства дистанционного образования

Среди счастливых студентов, поступивших на дистанционное обучение, можно встретить положительные отзывы. Давайте ознакомимся с ними:

  • не нужно ездить на лекции и сессии, тратить время и деньги;
  • заниматься учебой можно в свободное от других дел время;
  • не нужно получать от лектора лишнюю и не по теме информацию;
  • знаний можно получить гораздо больше, чем на очном и вечернем обучении;
  • сроки обучения гораздо меньше, можно уже через 2-3 года стать специалистом.

Как видите, получить высшее образование дистанционно - дело выгодное.

Недостатки обучения дистанционно

Несмотря на столь прекрасные плюсы, следует учитывать и минусы, которые могут существенно повлиять на дальнейшую послевузовскую деятельность:

  • нет лабораторных и практических занятий;
  • преподаватели могут отвечать на вопросы при помощи Интернета очень долго (учитывая их занятость и большое количество дистанционных студентов);
  • приходится тренировать силу воли, чтобы взяться за учебу;
  • нет возможности пообщаться с однокурсниками, чтобы вместе разобрать материал.

Дистанционное высшее образование подразумевает только наличие компьютера или ноутбука, а также бесперебойного Интернета. В случае возникновения трудностей в ходе выполнения заданий придется действовать самостоятельно или просить помощи у тех, кто хорошо знает дисциплину (предмет).

Поэтому практически все студенты и выпускники данной формы обучения настоятельно рекомендуют серьезно подходить к учебе, так как зачеты, экзамены и защита диплома будут проходить так же, как при очной, вечерней и заочной формах обучения. Не следует ждать поблажек и послаблений со стороны экзаменаторов и комиссии.

Второе или первое высшее

Все чаще люди стремятся получать не одно высшее образование. Так, многие однажды в молодости поступили не на ту специальность, но время учиться упущено, или нет желания сидеть за одной партой с юным поколением. На данный момент есть шанс наверстать, получить второе высшее образование дистанционно. Вузы не отклоняют заявления от тех, у кого уже есть высшее образование. Напротив, есть даже те, кто получает его уже в третий или даже в четвертый, или пятый раз.

Что касается первого высшего, то можно выбрать дистанционное обучение в том случае, если человек имеет хотя бы среднее специальное образование, а также работает в той сфере, которая близка к той специальности, по которой он хочет учиться.

Переквалификация онлайн

Тем, кто уже имеет среднее специальное или высшее образование, совершенно необязательно поступать в колледж или вуз и учиться по пять-шесть лет, чтобы получить новые знания с правом на деятельность по полученной специальности.

Переквалификация на базе высшего образования дистанционно - мечта каждого, кто хочет сменить профессию на ту, которая нравится. Кроме того, совершенно необязательно тратить средства и время на получение новых знаний. Дистанционное обучение составляет в общей сложности не более одного года, а количество учебных часов - около 700-900.

О вузах

Выше мы обсуждали возможное мошенничество со стороны сайтов, называющих себя едиными центрами по дистанционному обучению. Кроме того, существуют вузы, которые на официальном сайте также принимают документы, присылают квитанции для оплаты за семестр или год. К сожалению, многие студенты остались без дипломов по причине того, что вуз не аккредитован. Есть и другой минус: «корочки» могут выдать, но они окажутся не государственного образца.

Чтобы не попасть в такую неприятность, нужно проверять номер аккредитации, смотреть, государственный вуз или нет, затем точно определяться с высшим образованием дистанционно. Отзывы студентов в Интернете могут быть как настоящими, так и ложными. Поэтому следует серьезно подходить к выбору самостоятельно или при помощи опытных в этом деле людней.

Сложно или легко учиться (мнения студентов)

В первую очередь нужно понять, что насильно заставлять делать задания в срок никто не будет. Студент должен сам распределить время, а также при решении задач или выполнении курсовых могут возникнуть вопросы. Зачастую это относится к техническим и экономическим специальностям. Поэтому дистанционное обучение по инженерным профессиям подойдет тем, у кого уже есть первое высшее

Легко учиться на расстоянии обычно на гуманитарных специальностях, таких как юриспруденция, социология, политология. Только следует, чтобы не ошибиться, выбирать высшее образование дистанционно в государственном вузе.

В целом, если ответственно относиться к учебе, то ничего сложного не будет.

Стоимость обучения

Многим кажется, что стоимость за дистанционное образование гораздо ниже, чем на «заочке», но это не везде так. В данном случае студент экономит средства на проезд и проживание (если вуз далеко от места жительства).

Кроме того, стоимость зависит от следующих факторов:

  • географического положения университета;
  • объема часов и сроков обучения;
  • специальности;
  • присваиваемой квалификации.

Здесь есть существенный плюс в том, что человек, проживающий в большом городе и не имеющий много средств для поступления на престижную специальность, может выбрать университет для дистанционного обучения в другом городе. При этом он должен приехать туда только для подачи документов и для защиты/получения диплома.

Поступать или нет? Общие выводы

Возможно, после прочтения статьи у вас возникнет дилемма: стоит ли получать высшее образование дистанционно, отзывы ведь не у всех положительные. На самом деле многое зависит от самих обучающихся. Допустим, если у вас первая специальность гуманитарная, а сейчас хотите пойти на инженера-строителя, то от идеи лучше отказаться. Вспомните обучение в школе по математике, физике и химии: без помощи учителя практически невозможно понять, как решать те или иные задачи. Зачастую приходится переспрашивать многократно до тех пор, пока не станет ясно. Так и с инженерными науками. Поэтому технические специальности подойдут тем, кто уже близко знаком со многими дисциплинами, которые требуется изучить на Напротив, после инженерной специальности можно без сомнений поступать на гуманитарные.

И в заключение снова затронем тему о едином центре высшего дистанционного образования. Отзывы студентов показывают, что лучше подавать документы только очно в выбранный вуз, а не через Интернет. Таким образом вы убережете себя от мошенничества. Желаем вам удачи в выборе дистанционного обучения!

Сегодня для человека, который хочет получать образование и обретать профессию не существует преград. Есть огромное количество возможностей учиться, даже если вы не можете посещать занятия в аудиториях. Наиболее гибким и удобным способом является дистанционное образование . Такая форма обучения становится все более востребованной, поэтому женский сайт Charla предлагает вам узнать подробнее о таком способе получения образования.

Что такое дистанционное образование? Это образование, которое вы получаете без посещения учебного заведения, используя набор определенных инструментов. Однозначно, что без компьютера и доступа в Интернет сделать это весьма проблематично. Хотя есть и такие формы обучения, где общение студента и преподавателя происходит посредством телефона, факса или обычной почты.

Получать знания удаленно вы можете на всевозможных курсах и образовательных программах, среди которых как обычные курсы повышения квалификации или переподготовки кадров, так и курсы высших учебных заведений для получения специального или высшего образования. Дистанционная форма обучения дает возможность получить образование тем, кто не мог ранее себе позволить посещать учебные заведения по определенному расписанию из-за занятости или других объективных причин.

Есть при таком способе обучения свои плюсы и свои минусы. Однозначным минусом является то, что в таком случае исключаются практические занятия, и студент не учится применять весь теоретический материал на практике. Всего придется потом добиваться самостоятельно. Отсутствует возможность общения с другими студентами для обмена опытом, а это так же немаловажная сторона всего процесса обучения в любом ВУЗе. Дистанционное обучение не подходит так же тем, кто не в состоянии самостоятельно мотивировать себя для занятий без контроля со стороны преподавателя.

Плюсы в дистанционной форме обучения так же есть. Во-первых, такая форма обучения позволяет получать образование не в том темпе, который задают учебные заведения, а в том, который удобен вам.

Во-вторых, дистанционно можно обучаться даже за границей, чего мало кто из студентов может себе позволить. И это все - не выходя из дома, экономя на переездах, жилье и питании. Кстати, об экономии. Заочно дистанционное образование обойдется вам вполовину дешевле, чем получение образования в заведениях с традиционной системой обучения. И такую возможность не упускают те студенты, финансовые возможности которых ограничены. Так ежегодно в мире получают образование около 100 миллионов человек!

Прежде чем бросаться на поиски подходящего учебного заведения, рекомендуем хорошо подумать: а сможете ли вы учиться дистанционно? Это только на первый взгляд все удобно и легко, но если ваша будет недостаточной, вы часто ленитесь или откладываете все важные вопросы на последний момент, то, скорее всего, это форма обучения не для вас.

Идеально подходит такое образование для людей:

  • Для тех, кто уже получил первое базовое образование и стремится к развитию, но не имеет достаточно времени, что бы посещать учебное заведение;
  • Для тех, кто хочет получить образование за рубежом, но не имеет достаточно средств для получения такого образования;
  • Для людей с ограниченными физическими способностями;
  • Для тех, кто проживает в отдаленных уголках нашей страны и хочет пройти курсы повышения квалификации или получить высшее образование;

Идеально подходит такое образование тем, кто уже получил базовое образование, а дистанционно хочет пройти специализированные курсы, которые предлагают учебные заведения или получить .

Если вы определенно задумываетесь о том, что бы получить дистанционное образование по новой специальности, необходимо сначала себя проверить. Вы действительно хотите освоить именно этот предмет? Купите учебник и попробуйте пройти несколько тем самостоятельно. Если ваш азарт и интерес к данной тематике не пропал и вам удобно учиться самостоятельно, тогда смело отправляйтесь на поиски достойного учебного заведения.

Выбор учебного заведении для дистанционной формы так же очень важен. В России эта форма стала популярной сравнительно недавно, поэтому можно попасть на мошенников в сети или откровенно слабый обучающий центр. Узнайте всю возможную информацию в интернете, прочитайте отзывы, пообщайтесь с теми, кто успешно получил дипломы таких заведений. Проанализируйте стоимость курса и программу, и только после такой тщательной подготовки выбирайте учебное заведение.

Поверить учебные заведения за рубежом очень просто, потому что дистанционная форма обучения уже давно популярна и в Европе, и в Америке. Информации в Интернете очень много. В первую очередь необходимо проверить наличие аккредитации у конкретного учебного заведения, которую выдают соответствующие органы. В США таким органом является Council for Higher Education Accreditation (Совет по Аккредитации Образовательных учреждений) . На сайте этой организации и можно посмотреть есть ли у выбранного заведения аккредитация. Такие же органы есть и в европейских государствах.

Если вы твердо решили получить образование таким способом, запомните, что успех принесет только жесткий контроль, самодисциплина и огромное желание учиться и достигать новых высот. Умение правильно распорядиться своим временем, расставить правильные акценты в жизни – это те качества, которые просто необходимы тем, кто получает образование дистанционно.

Зоя Самойлова

Инструкция

Само название «дистанционное» означает, что обучение проходит на расстояние. Зачастую у студентов есть желание учиться в престижном московском вузе, но приехать на длительный срок в столицу он не может, да и учиться не получается. Тогда на помощь приходит дистанционная форма обучения, которая имеет черты как очного, так и заочного обучения. Для такой учебы студенту понадобится всего лишь ноутбук или планшет, а также огромное желание учиться.

Дистанционное обучение начинается с подачи заявления и необходимых копий документов, заверенных нотариусом. Если студент, желающий поступить на дистанционную форму обучения, живет в другом городе, он посылает документы по почте. Затем с ним заключается договор и после оплаты обучения студента зачисляют в вуз.

Дистанционная форма обучения особенно распространена среди тех, кто хочет получать второе высшее образование, поступает на курсы повышения квалификации или на программы MBA. Таким образом, более всего подобное обучение подходит для людей взрослых и занятых, которые не имеют времени для посещения лекций в очном режиме, но все же хотят иметь возможность прослушать материал из уст лектора и разобрать проблемные вопросы с ним напрямую, а не с помощью одних лишь учебников, как это бывает при заочном обучении. Однако подобную форму обучения можно выбирать и в качестве первого высшего образования.

Обучение в удаленном формате проходит по расписанию при помощи материалов на сайте вуза, -записей, живого общения в виде -конференций, а также связи с учеником при помощи электронной почты, icq, или скайпа. Студентов дистанционной формы обучения так же, как и всех остальных учащихся, зачисляют в определенные группы, им выдается расписание занятий и пароль для доступа в свой личный кабинет на сайте. В этом личном кабинете студенты могут находить доступные для них материалы для изучения - записи лекций, конспекты, учебники, контрольные и прочие проверочные материалы. Там же им выдаются задания на неделю или на семестр. Все эти материалы могут приходить и на электронную почту ученика.

При таком обучении у студента нет индивидуального расписания, он должен подчиняться определенную графику, который запланирован в вузе. И все же ему необязательно проводить у монитора большую часть своего дня, ведь в формате живого общения, требующего обязательного присутствия студента, проводятся только семинары или коллоквиумы. Все остальные материалы студент может изучать тогда, когда ему это удобно. Однако дистанционная форма обучения требует от учащегося большой дисциплины, настойчивости и силы воли. Никто не будет здесь заставлять учиться, но все контрольные, зачеты, экзамены и курсовые в конце семестра сдавать все равно придется.

За каждым студентом закрепляется куратор, который будет ему помогать в обучении и отвечать на вопросы по организации всего процесса. Преподаватели обычно тоже выделяют время хотя бы раз в месяц для консультаций по предмету. Можно приезжать в город, где расположен вуз, для очных консультаций, но это необязательно. Обязательное присутствие студента обычно требуется в вузе только во время сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы.

) в наши дни становится очень популярной. Вузы нашей страны также все чаще и чаще стали предлагать такую форму обучения. Однако не все старшеклассники (потенциальные абитуриенты) понимают, что это такое и как же на самом деле проходит обучение. А потому обходят его своим вниманием. Мы предлагаем вашему вниманию статью о дистанционном обучении, о его плюсах и минусах, а также… о распространенных мифах.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - это способ обучения на расстоянии, когда преподаватель и учащийся или студент физически находятся в различных местах. Основной объем учебного материала доставляется с помощью различных технологий.

Когда в конце XVIII века в Европе установилась регулярная и доступная почтовая связь, стало возможным такое явление, как «корреспондентское обучение». Учащиеся вели переписку с преподавателями, получали по почте учебные материалы. А экзамены они сдавали либо доверенному лицу в своей местности, либо в виде научной работы отправляли своему руководителю опять же по почте. В России данный способ появился в конце XIX века.

В 1979 году в Китае впервые в истории дистанционного образования одностороннее взаимодействие университета со студентами стали осуществлять посредствам радио- и телепередач (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее же взаимодействие осуществлялось при помощи очных консультаций, краткосрочных курсов и переписки.

Сегодня, наряду с почтовыми пересылками печатных и медиа-материалов, всё чаще применяются современные компьютерные технологии: аудио/видеоконференции, E-Learning (электронное обучение), online Learning (онлайн-обучение), интернет-конференции, интернет-трансляции. Эти технологии позволяют студентам в режиме реального времени консультироваться с педагогами, где бы они ни находились, проходить тесты, сдавать экзамены.

Получить образование дистанционно могут люди различных возрастов и с разными физическими возможностями. При высокой доле самостоятельности обучающиеся могут практически в любое время связаться с преподавателем.

Плюс такого способа обучения заключается еще и в том, что проходит оно в психологически комфортной, привычной обстановке, при индивидуальном темпе.

По окончании курса обучения студентам, в зависимости от программы обучения, выдаются дипломы или сертификаты.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННО

Среди высших учебных заведений немало таких, которые предлагают получить образование с использованием дистанционных технологий. Всё потому, что, в отличие от тех же самых колледжей, у вузов информационно-техническая база на порядок лучше. Однако принцип организации дистанционного обучения ничем не отличается.

Студенты также посещают on-line лекции и участвуют в on-line семинарах, пользуются электронными библиотеками через Интернет, получают учебные материалы и задания на свой электронный почтовый ящик, имеют возможность консультироваться с тьюторами и преподавателями с помощью Интернет-телефонии. Если у вуза есть такая возможность (удаленный доступ к лабораторному оборудованию, компьютерные тренажеры), то студенты могут дистанционно выполнять и лабораторные, и практические работы. Однако обучение по некоторым специальностям (например, медицинским) нельзя осуществить дистанционно.

Как и при получении среднего профессионального образования удаленно, обучение в виртуальном вузе чаще представляет собой заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. То есть промежуточные и итоговые испытания студент должен проходить непосредственно в вузе или его филиале.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Плюсы

+ Возможность обучаться в любое время

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

+ Возможность обучаться в своем темпе

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

+ Возможность обучаться в любом месте

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

+ Учеба без отрыва от основной деятельности

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

+ Высокие результаты обучения

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

+ Мобильность

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

+ Доступность учебных материалов

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

+ Дистанционное образование дешевле

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

+ Обучение в спокойной обстановке

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

+ Удобство для преподавателя

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

+ Индивидуальный подход

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Минусы

- Необходима сильная мотивация

Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

- Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

- Недостаток практических знаний

Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

- Проблема идентификации пользователя

Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.

- Недостаточная компьютерная грамотность

В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.

МИФЫ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

1. При дистанционном обучении качество получаемых знаний ниже, чем при очном.

В какой бы форме ни предоставлялось образование, его качество, в первую очередь, зависит от самого учащегося. Дистанционное обучение предполагает большую степень самостоятельности. Если у студента сильная мотивация, то он наверняка успешно справится с учебной программой. В то же время, качество образования, полученного самостоятельно, часто бывает даже выше уровня знаний, полученных традиционно за партой.

Во-вторых, немаловажную роль играет статус учебного заведения. Согласитесь, диплом Гарварда, полученный даже после дистанционного обучения, ценится больше документа, полученного в одном из российских вузов после очного обучения.

В-третьих, применяя дистанционные технологии, учебным заведениям гораздо легче организовать семинары с высококвалифицированными педагогами и учеными.

2. Дистанционное обучение мало отличается от заочного.

Заочная форма обучения предполагает периодические очные занятия учащихся в учебном заведении: лекции, семинары, зачеты и экзамены.

Дистанционное образование предполагает удалённое изучение материала. Студенты встречаются с преподавателями только во время итоговой аттестации и защиты дипломной работы. Однако некоторые учебные заведения организуют обучение полностью дистанционно, включая сессии и защиту выпускных работ.

Второе существенное отличие - учебные материалы. Студенты-заочники пользуются традиционными бумажными учебниками. При дистанционном обучении применяются в основном электронные учебные пособия, виртуальные тренажеры.

3. Контакт с преподавателями и сокурсниками затруднен.

Проконсультироваться с преподавателем, обучаясь дистанционно, порой может быть даже легче, чем студентам-очникам и заочникам. Есть несколько способов связи с тьютором: электронная почта, система личных сообщений на сайте учебного заведения, чат-системы, Интернет-телефония. Эти же средства используются и для коммуникации со своими сокурсниками. Таким образом, можно практически ежедневно общаться как с преподавателями, так и с одногруппниками.

4. Чтобы успешно учиться дистанционно, нужно быть продвинутым пользователем ПК.

Вовсе не обязательно быть компьютерным гением, чтобы получать образование дистанционно. Часто достаточно уметь работать с основными программами: текстовыми редакторами, почтовыми программами, Интернет-браузером, чатами и Интернет-телефоном.

5. Учиться можно, когда захочешь. Плохая организация графика обучения.

Аккредитованные учебные заведения, предлагающее платное дистанционное образование, обычно устанавливают для своих студентов четкий график учебных занятий, практик и итоговых аттестаций. Следовать этому графику так же необходимо, как и при очной форме обучения. Неуспевающие студенты могут быть отчислены.

С другой стороны, некоторые организации, предоставляющие как платные, так и бесплатные образовательные услуги дистанционно, не имеют строгого графика занятий. Поэтому студенты могут растягивать свое обучение или откладывать его на длительный срок.

6. Нет практических занятий.

Дистанционно реализуются лишь те программы, по которым возможны практические занятия удаленно. При этом используются виртуальные тренажеры, компьютерные симуляторы, а также удаленный доступ к реальному оборудованию. Если и такими способами осуществить практические занятия невозможно, студенты выезжают для их прохождения непосредственно в вуз или его филиал.

Комментарии:

Здравствуйте. В каких ещё образовательных учреждениях в Беларуси есть дистанционное образование?

Роман Высогрец

Здравствуйте, а если я в этом году поступлю на очку или на заочку в другой университет и сюда можно на дистанционное обучение???жду ответа...

Я в мигуп поступил, через 2 года будет диплом гос. образца качество обучения норм, мне нравится, главное никуда гонять не надо, а то лень:) да, вот ссылка http://migup-distant.ru

Дни открытых дверей

День открытых дверей в: Аграрный колледж УО "Витебская государственная академия ветеринарной медицины " Академия управления при Президенте Республики Беларусь Академия финансов и бизнеса в Вистуле (Akademia finansów i biznesu Vistula) Академия Экономики в Радоме (Wyższa Szkoła Handlowa w Radomiu) Архитектурно-строительный колледж ГУВПО "Белорусско-российский университет" Белорусский государственный университет Белорусский национальный технический университет Бобруйский филиал УО "Белорусский государственный экономический университет" Брестский колледж – филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" Брестский филиал ЧУО "Колледж бизнеса и права" Вильнюсский колледж бизнеса (Vilnius business college) Вильнюсский технический университет им. Гядиминаса Витебский государственный политехнический колледж УО "Витебский государственный технологический университет" Витебский филиал УО "Белорусская государственная академия связи" Волковысский колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы" Восточно-Средиземноморский университет (Eastern Mediterranean University) Гомельский колледж - филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" Гомельский колледж - филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" Гомельский филиал ГУО "Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь" Горецкий педагогический колледж УО "Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова" Гродненский филиал ЧУО "БИП - Институт правоведения" Гуманитарный колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы" ГУО "Гимназия - колледж искусств имени И.О. Ахремчика" ГУО "Березинский аграрно-технический профессиональный лицей" ГУО "Бобруйский государственный механико-технологический колледж" ГУО "Брестское областное кадетское училище" ГУО "Витебское кадетское училище" ГУО "Гимназия-колледж искусств г. Молодечно" ГУО "Гродненское областное кадетское училище" ГУО "Жодинский профессиональный лицей" ГУО "Институт бизнеса Белорусского государственного университета" ГУО "Костюковичский профессиональный лицей № 8" ГУО "Лицей при Гомельском инженерном институте" МЧС Республики Беларусь ГУО "Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей" ГУО "Минский городской педагогический колледж" ГУО "Минское городское кадетское училище №2" ГУО "Минское областное кадетское училище" ГУО "Могилевский профессиональный лицей № 5" ГУО "Могилевское областное кадетское училище" ГУО "Областной аграрно-производственный профессиональный лицей" г. Дрогичин ГУО "Областной аграрно-технический профессиональный лицей" ГУО "Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки" ГУО "Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь" ГУО "Червенский профессиональный строительный лицей" Европейский гуманитарный университет Индустриально-педагогический колледж УО "Витебский государственный технологический университет" Институт пограничной службы Республики Беларусь Латвийский Бизнес-колледж Лидский колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы" Лунинецкий государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства Межгосударственное образовательное УВО "Белорусско-российский университет" Международный государственный экологический институт им. А.Д. Сахарова БГУ Минский филиал УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации" (ССО) Минский филиал УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации" (ВО) Минский филиал УО БТЭУ ПК Минский филиал ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова" (Республика Беларусь) Могилевский филиал УО "Белорусская государственная академия музыки" Могилевский филиал ЧУО "БИП - Институт правоведения" Оршанский колледж УО "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова" Оршанский колледж – филиал УО "Белорусский государственный университет транспорта" ОСП "Ляховичский государственный аграрный колледж" УО "БарГУ" Пинский колледж УО "Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина" Полоцкий государственный медицинский колледж им. Героя Советского Союза З.М.Туснолобовой-Марченко Полоцкий колледж УО "Витебский государственный университет им. П.М. Машерова" Республиканское государственное училище олимпийского резерва Социально-гуманитарный колледж УО "Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова" Технологический колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы" УО "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова" УО "Военная академия Республики Беларусь" УО " Слуцкий государственный медицинский колледж" УО "Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь" УО "Барановичский государственный колледж легкой промышленности им. В.Е. Чернышева" УО "Барановичский государственный музыкальный колледж" УО "Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания" УО "Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения" УО "Барановичский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Барановичский государственный университет" УО "Барановичский технологический колледж" Белкоопсоюза УО "Белоозерский государственный профессионально-технический колледж электротехники" УО "Белорусская государственная академия авиации" УО "Белорусская государственная академия авиации" УО "Белорусская государственная академия искусств" УО "Белорусская государственная академия музыки" УО "Белорусская государственная академия связи" УО "Белорусская государственная академия связи" УО "Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия" УО "Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж" УО "Белорусский государственный аграрный технический университет" УО "Белорусский государственный медицинский колледж" УО "Белорусский государственный медицинский университет" УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка" УО "Белорусский государственный технологический университет" УО "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники" УО "Белорусский государственный университет культуры и искусств" УО "Белорусский государственный университет транспорта" УО "Белорусский государственный университет физической культуры" УО "Белорусский государственный экономический университет" УО "Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации" УО "Белыничский профессиональный лицей № 17" УО "Березовский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Берестовицкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Бобруйский государственный аграрно-экономический колледж" УО "Бобруйский государственный колледж им. А.Е. Ларина" УО "Бобруйский государственный медицинский колледж" УО "Бобруйский государственный профессиональный лицей № 13" УО "Бобруйский государственный профессиональный электротехнический колледж им. А.И.Черныша" УО "Бобруйский государственный строительный профессионально-технический колледж" УО "Бобруйский государственный технологический колледж" УО "Бобруйский государственный торгово-экономический профессионально-технический колледж" УО "Бобруйское государственное училище олимпийского резерва" УО "Борисовский государственный колледж отраслевых технологий" УО "Борисовский государственный колледж" УО "Борисовский государственный колледж" УО "Борисовский государственный медицинский колледж" УО "Борисовский государственный строительный профессиональный лицей" УО "Брестский государственный колледж связи" УО "Брестский государственный колледж сферы обслуживания" УО "Брестский государственный медицинский колледж" УО "Брестский государственный музыкальный колледж им. Г.Ширмы" УО "Брестский государственный профессионально-технический колледж приборостроения" УО "Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта" УО "Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности" УО "Брестский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Брестский государственный технический университет" УО "Брестский государственный торгово-технологический колледж" УО "Брестский государственный торгово-технологический колледж" УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина" УО "Брестское государственное областное училище олимпийского резерва" УО "Буда-Кошелевский государственный аграрно-технический колледж" УО "Видзовский государственный профессионально-технический колледж" УО "Вилейский государственный колледж" УО "Витебская ордена "Знак Почета" государственная академия ветеринарной медицины" УО "Витебский государственный индустриально-технологический колледж" УО "Витебский государственный колледж культуры и искусств" УО "Витебский государственный медицинский колледж им. И. П. Антонова" УО "Витебский государственный музыкальный колледж им. И.И.Соллертинского" УО "Витебский государственный ордена Дружбы Народов медицинский университет" УО "Витебский государственный политехнический профессиональный лицей" УО "Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности" УО "Витебский государственный профессионально-технический колледж машиностроения им. М.Ф. Шмырева" УО "Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства" УО "Витебский государственный профессиональный лицей № 5 приборостроения" УО "Витебский государственный технический колледж" УО "Витебский государственный технологический университет" УО "Витебское государственное училище олимпийского резерва" УО "Волковысский государственный аграрный колледж" УО "Волковысский государственный строительный профессиональный лицей" УО "Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Вороновский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства" УО "Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж" УО "Высокский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Глубокский государственный профессиональный лицей" УО "Гомельский государственный аграрно-экономический колледж" УО "Гомельский государственный колледж искусств им. Н.Ф. Соколовского" УО "Гомельский государственный машиностроительный колледж" УО "Гомельский государственный медицинский колледж" УО "Гомельский государственный медицинский университет" УО "Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С. Выготского" УО "Гомельский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания" УО "Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии" УО "Гомельский государственный профессионально-технический колледж машиностроения" УО "Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов" УО "Гомельский государственный профессионально-технический колледж электротехники" УО "Гомельский государственный профессиональный аграрно-технический лицей" УО "Гомельский государственный профессиональный лицей приборостроения" УО "Гомельский государственный профессиональный лицей речного флота" УО "Гомельский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Гомельский государственный профессиональный лицей торговли" УО "Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей" УО "Гомельский государственный профессиональный политехнический лицей" УО "Гомельский государственный профессиональный технологический лицей" УО "Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого" УО "Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины" УО "Гомельский государственный художественный колледж" УО "Гомельский торгово-экономический колледж" Белкоопсоюза УО "Гомельский торгово-экономический колледж" Белкоопсоюза УО "Гомельское государственное училище олимпийского резерва" УО "Городокский государственный аграрно-технический колледж" УО "Государственная средняя школа-колледж искусств г. Бобруйска" УО "Государственный профессионально-технический колледж хлебопечения" УО "Государственный профессиональный лицей № 9 г. Могилева имени А.П. Старовойтова" УО "Гродненский государственный аграрный университет" УО "Гродненский государственный колледж искусств" УО "Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна" УО "Гродненский государственный медицинский колледж" УО "Гродненский государственный медицинский университет" УО "Гродненский государственный музыкальный колледж" УО "Гродненский государственный политехнический колледж" УО "Гродненский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания населения" УО "Гродненский государственный профессионально-технический колледж коммунального хозяйства" УО "Гродненский государственный профессионально-технический колледж приборостроения" УО "Гродненский государственный профессиональный лицей строителей №1" УО "Гродненский государственный профессиональный технологический колледж" УО "Гродненский государственный профессиональный электротехнический колледж им. И.Счастного" УО "Гродненский государственный строительный профессиональный лицей" УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы" УО "Гродненский государственный химико-технологический профессиональный лицей" УО "Гродненский торговый колледж" Белкоопсоюза УО "Гродненское государственное училище олимпийского резерва" УО "Добрушский государственный профессиональный политехнический лицей" УО "Дубровенский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж" УО "Жировичский государственный аграрно-технический колледж" УО "Житковичский государственный профессиональный лицей" УО "Жлобинский государственный металлургический колледж" УО "Жлобинский государственный профессионально-технический колледж" УО "Жлобинский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания" УО "Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Ивьевский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Ильянский государственный аграрный колледж" УО "Институт предпринимательской деятельности" УО "Калинковичский государственный профессиональный аграрно-технический лицей" УО "Клецкий сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Климовичский государственный аграрный колледж" УО "Климовичский государственный профессиональный лицей № 14" УО "Кличевский государственный аграрно-технический колледж" УО "Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания" УО "Кобринский государственный политехнический колледж" УО "Копыльский государственный колледж" УО "Кореличский государственный строительный профессиональный лицей" УО "Костюковский государственный аграрно-технический профессиональный лицей" УО "Кохановский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Краснобережский государственный аграрный колледж" УО "Кричевский государственный профессиональный агротехнический колледж" УО "Лельчицкий государственный профессиональный лицей" УО "Лепельский государственный аграрно-технический колледж" УО "Лепельский государственный профессиональный лицей" УО "Лидский государственный музыкальный колледж" УО "Лидский государственный профессиональный лицей мелиоративного строительства" УО "Лидский государственный профессиональный политехнический лицей" УО "Лоевский государственный педагогический колледж" УО "Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж" УО "Малоритский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Марьиногорский государственный ордена "Знак Почета" аграрно-технический колледж им. В.Е. Лобанка" УО "Минская государственная гимназия-колледж искусств" УО "Минская государственная областная средняя школа-училище олимпийского резерва" УО "Минский государственный колледж искусств" УО "Минский государственный колледж сферы обслуживания" УО "Минский государственный колледж сферы обслуживания" УО "Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности" УО "Минский государственный колледж электроники" УО "Минский государственный лингвистический университет" УО "Минский государственный медицинский колледж" УО "Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж" УО "Минский государственный музыкальный колледж имени М.И. Глинки" УО "Минский государственный областной колледж" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства им. Н.А. Кедышко" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта им. Е.П. Юшкевича" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж лёгкой промышленности и комплексной логистики" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж монтажных и подъемно-транспортных работ" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж полиграфии им. В.З. Хоружей" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж строителей им. В.Г. Каменского" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж строительства и коммунального хозяйства" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж торговли" УО "Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства" УО "Минский государственный профессионально–технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 10 строительства им.И.М.Жижеля" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 3 машиностроения" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 5 транспортного строительства" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 7 строительства" УО "Минский государственный профессиональный лицей № 9 автомобилестроения" УО "Минский государственный профессиональный лицей №12 строительства" УО "Минский государственный художественный колледж имени А.К. Глебова" УО "Минский государственный энергетический колледж " УО "Минский инновационный университет" УО "Минское cуворовское военное училище" УО "Минское государственное городское училище олимпийского резерва" УО "Мирский государственный художественный профессионально-технический колледж" УО "Могилевский государственный колледж искусств" УО "Могилёвский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж" УО "Могилевский государственный медицинский колледж" УО "Могилевский государственный музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова" УО "Могилевский государственный политехнический колледж" УО "Могилевский государственный профессиональный агролесотехнический колледж им. К.П.Орловского" УО "Могилевский государственный профессиональный лицей № 1" УО "Могилевский государственный профессиональный лицей № 2" УО "Могилевский государственный профессиональный лицей № 7" УО "Могилевский государственный технологический колледж УО "Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова" УО "Могилевский государственный университет продовольствия" УО "Могилевский государственный экономический профессионально-технический колледж" УО "Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь" УО "Могилевский профессиональный электротехнический колледж" УО "Могилевский торговый колледж потребительской кооперации" УО "Могилевский торговый колледж потребительской кооперации" УО "Могилевское государственное училище олимпийского резерва" УО "Мозырский государственный медицинский колледж" УО "Мозырский государственный музыкальный колледж" УО "Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина" УО "Мозырский государственный политехнический колледж" УО "Мозырский государственный профессиональный лицей геологии" УО "Мозырский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Мозырский государственный профессиональный лицей № 2 строителей" УО "Молодечненский государственный колледж" УО "Молодечненский государственный медицинский колледж" УО "Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М.К.Огинского" УО "Молодечненский торгово-экономический колледж" Белкоопсоюза УО "Мстиславский государственный профессиональный лицей № 6" УО "Мстиславский государственный строительный колледж" УО "Наровлянский государственный профессиональный лицей" УО "Неманский государственный профессиональный лицей" УО "Несвижский государственный колледж им. Я. Коласа" УО "Новогрудский государственный аграрный колледж" УО "Новогрудский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Новолукомльский государственный профессиональный лицей строителей имени Ф.Ф.Дубровского" УО "Новомышский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Новополоцкий государственный музыкальный колледж" УО "Новополоцкий государственный политехнический колледж" УО "Новополоцкий государственный профессионально-технический колледж строителей" УО "Новополоцкое государственное училище олимпийского резерва" УО "Новопольский государственный аграрно-экономический колледж" УО "Октябрьский государственный профессиональный лицей" УО "Оршанский государственный колледж продовольствия" УО "Оршанский государственный медицинский колледж" УО "Оршанский государственный механико-экономический колледж" УО "Оршанский государственный механико-экономический колледж" УО "Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж" УО "Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков имени Г.В.Семёнова" УО "Осиповичский государственный профессионально-технический колледж" УО "Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж" УО "Ошмянский государственный профессиональный аграрно-технический колледж" УО "Пинский государственный аграрно-технический колледж им. А.Е. Клещева" УО "Пинский государственный аграрный технологический колледж" УО "Пинский государственный колледж искусств" УО "Пинский государственный медицинский колледж" УО "Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения" УО "Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности" УО "Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Пинский государственный профессиональный лицей строителей" УО "Плещеницкая государственная областная средняя школа-училище олимпийского резерва" УО "Полесский государственный аграрный колледж им. В.Ф. Мицкевича" УО "Полесский государственный университет" УО "Полоцкий государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Полоцкий государственный профессиональный лицей строителей" УО "Полоцкий государственный университет" УО "Полоцкий государственный химико-технологический колледж" УО "Полоцкий государственный экономический колледж" УО "Полоцкий торгово-технологический колледж Белкоопсоюза" УО "Полоцкий торгово-технологический колледж" Белкоопсоюза УО "Поставский государственный колледж" УО "Приборский государственный профессиональный аграрно-технический лицей" УО "Пружанский государственный аграрно-технический колледж" УО "Речицкий государственный аграрный колледж" УО "Речицкий государственный педагогический колледж" УО "Речицкий государственный профессиональный аграрно-технический лицей" УО "Рогачевский государственный педагогический колледж" УО "Рогачевский государственный профессионально-технический колледж строителей" УО "Светлогорский государственный индустриальный колледж" УО "Скидельский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Слонимский государственный медицинский колледж" УО "Слонимский государственный политехнический профессиональный лицей" УО "Слонимский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства" УО "Слуцкий государственный колледж" УО "Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Смиловичский государственный аграрный колледж" УО "Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей" УО "Смольянский государственный аграрный колледж" УО "Сморгонский государственный политехнический профессиональный лицей" УО "Солигорский государственный колледж" УО "Специализированный лицей Министерства внутренних дел Республики Беларусь" УО "Столинский государственный аграрно-экономический колледж" УО "Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства" УО "Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Улльский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства имени Л.М. Доватора" УО "Хойникский государственный профессиональный лицей" УО "Хотимский государственный профессиональный лицей № 16" УО "Частный институт управления и предпринимательства" УО "Чериковский государственный профессиональный лицей № 11" УО "Чечерский государственный профессиональный лицей" УО "Шкловский государственный профессиональный лицей № 12" УО "Щучинский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей" УО "Юридический колледж БГУ" УО ФПБ "Международный университет "МИТСО" УО ФПБ "Международный университет "МИТСО". Витебский филиал УО ФПБ "Международный университет "МИТСО". Гомельский филиал Филиал "Гомельский государственный дорожно-строительный колледж им. Ленинского комсомола Белоруссии" УО РИПО Филиал "Индустриально-педагогический колледж" УО "Республиканский институт профессионального образования" Филиал "Колледж современных технологий в машиностроении и автосервисе" УО "Республиканский институт профессионального образования" Филиал "Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С. Высоцкого" УО РИПО Филиал "Молодечненский государственный политехнический колледж" УО РИПО Филиал «Кировский профессиональный лицей» УО «Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж» Филиал «Славгородский профессиональный лицей» УО «Кричевский государственный профессиональный агротехнический колледж» Филиал БГТУ "Белорусский государственный колледж промышленности строительных материалов" Филиал БГТУ "Витебский государственный технологический колледж" Филиал БГТУ "Витебский государственный технологический колледж" Филиал БГТУ "Гомельский государственный политехнический колледж" Филиал БГТУ "Полоцкий государственный лесной колледж" Филиал БГУИР "Минский радиотехнический колледж" Филиал БГЭУ "Минский торговый колледж" Филиал БГЭУ "Минский финансово-экономический колледж" Филиал БНТУ "Бобруйский государственный автотранспортный колледж" Филиал БНТУ "Борисовский государственный политехнический колледж" Филиал БНТУ "Жодинский государственный политехнический колледж" Филиал БНТУ "Минский государственный архитектурно-строительный колледж" Филиал БНТУ "Минский государственный машиностроительный колледж" Филиал БНТУ "Минский государственный машиностроительный колледж" Филиал БНТУ "Минский государственный политехнический колледж" Филиал БНТУ "Минский государственный технологический колледж" Филиал БНТУ "Солигорский государственный горно-химический колледж" Филиал ГОУВПО "Российский государственный социальный университет" в г. Минске Республики Беларусь Филиал МГЛУ «Лингвогуманитарный колледж» Филиал УО "БГТУ" Бобруйский государственный лесотехнический колледж Филиал УО "Белорусский государственный экономический университет" "Новогрудский торгово-экономический колледж" Филиал УО "Брестский государственный технический университет" Политехнический колледж Филиал УО БрГТУ "Пинский государственный индустриально-педагогический колледж" ЧУО "Барановичский экономико-юридический колледж" ЧУО "БИП - Институт правоведения" ЧУО "Гродненский колледж бизнеса и права" ЧУО "Институт парламентаризма и предпринимательства" ЧУО "Институт современных знаний им. Широкова" ЧУО "Колледж бизнеса и права" ЧУО "Международный гуманитарно-экономический институт" ЧУО "Минский колледж предпринимательства" ЧУО "Солигорский экономический колледж"

Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение - это

    новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. самостоятельная система обучения. более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности , дополнить свое образование новыми областями знаний

Особенности дистанционного обучения:

    предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их общение, общение учащихся между собой, а также наличие в системе учебника, необходимого комплекта средств обучения. учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия. предусматривается постоянный, систематический контакт с преподавателем, с другими учащимися кибераудитории.

Общее с другими формами обучения:

В этой системе так же, как и в других образовательных системах предусматривается наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, принципиально отличающимися от тех, которые используются в системе заочного обучения .

Дистанционное обучение может быть базовым и дополнительным. Дополнительное дистанционное обучение предполагает организацию дистанционных семинаров, конференций, олимпиад, викторин, пр.

Для организации дистанционной формы обучения необходимо создание единого информационно-образовательного пространства, включающего в себя всевозможные электронные источники информации (в том числе, сетевые): виртуальные библиотеки, разнообразные базы данных , консультационные службы, электронные учебные пособия , методические объединения, пр.

Концептуальная основа дистанционного обучения

Личностно-ориентированный подход, отражающий основные принципы гуманистической педагогики, признан мировым педагогическим сообществом приоритетным для всех форм современной образовательной системы. Это значит, что в центре обучения находится деятельность учения, а не преподавания, познавательная деятельность ученика, учитывающая его индивидуальные возможности и способности. Деятельность учителя должна быть направлена на организацию продуктивной деятельности учащихся, создание наиболее благоприятных условий для такой деятельности.

Основная цель системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Личностно-ориентированные технологии в дистанционном обучении, благодаря уникальным возможностям, которые предоставляет Интернет, значительно повышают образовательный уровень учебного процесса. " Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмыслить и применить полученную информацию".

Цели дистанционного обучения:

    подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном; подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля; углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла; базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени; дополнительное образование по интересам.

При дистанционном обучении важно так организовать учебный процесс, чтобы у учащихся была возможность:

    получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем; обсуждать со своими партнерами (в том числе, в ряде случаев и с зарубежными) возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы; работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи; вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные, доступные им Интернет-технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем; иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.

Это предполагает формирование критического мышления.

Критическое мышление–это "последовательное, аргументированное, целенаправленное думание". Критическое мышление характеризуется некоторыми факторами:

    стремление к планированию умственной и любой другой деятельности; гибкость, которая является антиподом догматизма, характеризующей "закрытость ума". Человек с типом догматического мышления изначально настроен негативно на все новое. "Я всегда так делал" - обычная реакция такого человека на любую свежую мысль; настойчивость, последовательность в достижении цели; готовность к самокоррекции.

Технологии и ресурсы дистанционного обучения:

Виртуальные библиотеки; Базы данных образовательных ресурсов; Веб-квесты, предназначенные для целей обучения. Телекоммуникационные проекты. Виртуальные методические объединения учителей. Телеконференции, форумы для учителей и учащихся; Консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей). Научные объединения школьников.

9. Курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для различных моделей дистанционного обучения).

Особенности педагогических технологий в дистанционном обучении

Разноуровневое обучение, предусматривающее достаточно четкую дифференциацию (уровни А, В, С) в очном обучении, в условиях дистанционного обучения реализуется за счет гипертекстовых технологий. "Портфель ученика" реализуется в виде личных веб-страничек учащихся. Есть определенная специфика и в реализации обучения в сотрудничестве и проектных методов.

В настоящее время большинство специалистов, занятых в дистанционном обучении, пришли к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах не только в системе очного, но и дистанционного обучения.

Итак, если требуется формирование определенного навыка, учащиеся объединяются в малые группы сотрудничества (по три-четыре человека). При этом соблюдается один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве - разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в дистанционном обучении ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется тьютору. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, они обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на Доске объявлений, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ на возникшее затруднение.

Процесс обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно либо с помощью преподавателя (объяснение). Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу "мозговой атаки", цель которой, выдвижение гипотез решения проблемы.

Во втором случае учащимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. Отличие от очной формы и здесь очевидно, поскольку слушать преподавателя в классе легче, чем читать текст с экрана. Психологи выявили определенную закономерность: внимание учащихся среднего и старшего возраста ослабевает через 10-12 минут объяснения учителя. Необходимы дополнительные средства наглядности, чтобы удержать внимание учащихся на должном уровне. Чем младше возраст, тем быстрее рассеивается внимание школьников. В условиях дистанционного обучения объем предлагаемого материала не должен превышать 2-3 экранов для учащихсяклассов и для взрослых. Для детей младшего возраста он не может превышать одного экрана. При этом средства наглядности используются для иллюстрации основных мыслей текста, а не для украшения экрана. После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. Необходимо формирование ориентировочной основы действий (ООД). В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки.

Цель таких упражнений - проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа. Но такая работа, во-первых, позволяет сосредоточить внимание ученика на ключевых мыслях, основных идеях изучаемой проблемы, во-вторых, позволяет учащимся проверить себя, правильно ли они поняли, осмыслили новый материал. Свои первые мысли по поводу изученного они могут занести на свою веб-страничку ("Портфель ученика"), постепенно занося туда свои собственные размышления, анализ, факты, аргументы, подтверждающие избранную позицию, контраргументы, доказывающие ошибочность позиции оппонентов.

Следующий шаг в познании - формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). При любой форме обучения (очной или дистанционной) здесь требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Это все принципы обучения в сотрудничестве. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте. Задание дается на группу ОДНО, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется тьютору и оценивается им ОДИНАКОВО для всей группы (это тоже один из принципов обучения в сотрудничестве). Вот такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом. Как правило, мотивация учебной деятельности в дистанционном обучении значительно выше, чем в очном, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить ЗНАНИЯ.

Метод «Телекоммуникационный проект».

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности, реализуемого в виде некоего совместного продукта.
При работе над проектом используется более свободная групповая деятельность учащихся. Это тоже малые группы, но они могут быть по 4-5 человек. Все члены группы имеют собственную роль (часть работы) в общем проекте, за которую они отвечают перед всей группой. Все решения принимаются на основе компромисса, т. е. согласия всех участников группы. Однако, может быть и индивидуальная, но аргументированная точка зрения отдельного ученика. Совместная деятельность учащихся так же структурирована, но свобода принятия решения действительно большая, чем при обучении в сотрудничестве. Возможна реализация проектов различной типологии .

Для типологии проектов можно выделить следующие типологические признаки:

    Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника телекоммуникационного проекта). Характер контактов (среди участников школы города, региона, страны, разных стран мира). Количество участников проекта. Продолжительность проекта.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знание особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало использования возможностей компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

    предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр; предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т. е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы; предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи:
    чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.),
    или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т. д. и т. п.); предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

При дистанционной форме обучения активизируются познавательная роль учащегося, самостоятельная деятельность каждого учащегося, применение им на практике приобретенных знаний и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Появляется возможность работать совместно, в сотрудничестве, при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.