Что рассказать ребенку о терактах. Конспект занятия для детей младшего школьного возраста

Что такое терроризм?

Это одно из самых страшных преступлений. Цель террористов – убить за один раз как можно больше людей или захватить побольше заложников, чтобы держать их в неволе и мучить. Они думают, что так они всех запугают и получат все, что им нужно, – деньги, разрешение не подчиняться законам или что-то еще.

Террористы – это преступники, которые не могут победить армию и милицию и поэтому с оружием в руках нападают на простых людей, которые пришли в кино или едут на работу, или на детей, собравшихся на праздник в школе.

За терроризм полагается более строгое наказание, чем за обычное похищение людей или убийство. Поэтому бандиты знают, что им не на что надеяться, и очень жестоко обращаются с теми, на кого нападают.

Скорее всего вам не придется столкнуться с террористами, но узнать заранее, где, когда и на кого они нападут, очень трудно. Поэтому каждому надо быть готовым к такому нападению и помнить простые правила, которые помогут вам и вашей семье не пострадать от действий преступников.

Это не игра!

Главное: вы никогда не должны бояться. Но всегда должны быть настороже.

Нужно быть внимательным к тому, что происходит вокруг, замечать, все ли нормально.

Надо знать, где находятся выходы из здания, в котором вы находитесь – школе, кинотеатре, спортивном клубе.

Надо знать, где находятся ближайшие травмопункт и поликлиника, на случай если вы или кто-то из ваших родных или знакомых получил ранение или травму.

Всегда относитесь серьезно к просьбам покинуть здание (эвакуироваться), даже если вам говорят, что это учения. Такие просьбы надо выполнять обязательно!

Если объявили эвакуацию, помните, что надо держаться подальше от окон, стеклянных дверей и перегородок.

Нельзя принимать пакеты, сумки, коробки и ДАЖЕ ПОДАРКИ! от посторонних людей.

Ни в коем случае нельзя трогать никаких предметов, оставленных на улице, в транспорте, в магазинах и общественных местах, даже если это игрушки, мобильные телефоны.

В чрезвычайных ситуациях следуйте указаниям родителей и старших.

Если все же бедствие произошло, не мешайте работе спасателей, милиционеров, врачей, пожарных.

Там, где много людей, не всегда безопаснее

Террористы чаще всего нападают на правительственные здания, аэропорты, крупные магазины, электростанции, школы, большие праздники и концерты, поезда, самолеты, автобусы. Поэтому, посещая такие места, нужно быть внимательным и обращать внимание на все подозрительное и сообщать об этом родителям.

Террористические акты бывают нескольких видов: захват заложников, угоны транспортных средств вместе с пассажирами, взрывы.

Особые вещи

В вашей семье должен быть особый набор предметов первой необходимости. В нем должна быть аптечка (набор лекарств, бинтов), запас свежей воды и долго хранящихся продуктов, радио, фонарик, новые батарейки. Все это должно быть компактно упаковано, лучше всего в сумку, которую будет удобно нести.

Это поможет вам и вашим родителям, если будет нужно, быстро уехать или уйти в безопасное место, не теряя времени на сборы необходимых вещей.

Набор предметов, которые помогут вам пережить несколько дней вне вашего дома, скорее всего не понадобится, но лучше всегда держать его наготове.

Помимо этого набора, который должны собирать взрослые, вы также можете собрать свой. Его можно положить в старый портфель или сумку. Главное, чтобы его было легко нести.

Мы предлагаем поместить туда следующие вещи:

Пару любимых книжек,

Карандаши, ручки, бумагу,

Ножницы и клей,

Маленькую игрушку, головоломки,

Фотографии семьи и любимых домашних животных.

Семейный план

Вашей семье следует разработать план на случай теракта, чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. Надо, чтобы каждый член семьи знал, что ему делать и где встречаться с остальными родственниками.

Этот план надо запомнить, чтобы не потеряться, если вдруг что-то произойдет, когда вы будете далеко от дома. Ведь нередко бывает, что вы, например, находитесь в школе или в гостьях у товарища, ваши родители на работе, а сестренка или брат в детском саду.

Составлять план нужно всей семьей. Обсудите, какие происшествия могут случиться, что нужно сделать, чтобы быть к ним готовым, что делать, если начнется эвакуация из вашего дома или из вашего района.

Необходимо договориться всей семьей о том, где встречаться после эвакуации. Надо знать, куда звонить, чтобы проверить, где находятся ваши родственники. Например, стоит запомнить телефонный номер дяди, тети или бабушки, которые живут в другом конце города. Тогда, если что-то случится, вам следует позвонить им и сказать, где вы находитесь, чтобы родственники могли легко вас найти.

Будет неплохо, если вы договоритесь с соседями о том, как будете действовать в случае бедствия или теракта. Узнайте, нет ли среди них врачей, спасателей, милиционеров – это всегда может пригодиться.

Если вы попали в заложники

В этом случае надо помнить следующее:

Обычно скрыться с места, где появились террористы, собравшиеся захватить заложников, можно только в течение первых нескольких минут.

Если рядом с вами нет террористов, если вас никто не видит, нельзя стоять на месте. Если вы можете убежать, следует сделать это как можно скорее.

Не пытайтесь вырваться, пользуясь электрошокерами или газовыми баллончиками. Террористы – вооруженные и очень агрессивные люди, которым ребенок и даже многие взрослые не смогут оказать сопротивления.

Если скрыться нельзя, то верьте – вас обязательно спасут и освободят. Но сделают это не сразу. Поэтому надо настроиться на то, что какое-то время, возможно несколько дней, вы будете находиться вместе с террористами.

Ни в коем случае не нужно кричать, высказывать свое возмущение, громко плакать, потому что террористы все равно не откажутся от своих намерений. Плач и крики только еще больше раздражают и озлобляют террористов.

Надо быть готовыми и к тому, что в течение довольно длительного времени вам могут не давать есть и пить. Поэтому надо экономить силы. Особенно если в помещении будет мало воздуха. Если же вам запретят ходить по помещению, то надо делать простые физические упражнения: напрягать мышцы ног и рук, шевелить пальцами.

Не делайте резких движений – это тоже озлобляет террористов. Если террорист угрожает вам оружием, надо выполнить все его требования, потому что ваша главная задача – спасти свою жизнь.

Постарайтесь победить страх и испуг. Думайте о чем-нибудь хорошем, вспоминайте интересные книги, решайте в уме математические задачи, молитесь. Слушайте и запоминайте, о чем разговаривают террористы, как они выглядят, но делайте это как можно более незаметно. И помните, что с террористами ведут переговоры и вас освободят!

Если у вас есть раны, старайтесь как можно меньше двигаться – это уменьшит потерю крови.

Если вы поняли, что начался штурм, надо держаться как можно дальше от окон и дверей. Старайтесь найти укрытие и быть как можно дальше от террористов.

Если раздаются хлопки светошумовых гранат (когда яркий свет бьет в глаза, звук ударяет по ушам или вы чувствуете резкий запах), надо упасть на пол, закрыть глаза, ни в коем случае не тереть их, закрыть голову руками и ждать, пока спасатели не выведут вас из здания.

Ни в коем случае не хватайтесь за брошенное террористами оружие!

После освобождения надо обязательно сказать спасателям свои имя, фамилию, адрес, где вы живете.

Если взорвалась бомба

Главное правило: никогда не трогайте подозрительные предметы или оставленные кем-то вещи. Если вы увидели оставленную кем-то сумку, портфель, игрушку, мобильный телефон или другой предмет – даже не приближайтесь к нему, а сообщите о находке взрослым. Террористы стараются использовать как мины те вещи, которые очень хочется взять в руки и осмотреть.

При взрыве обязательно надо упасть на пол.

Если в здании или в помещении, где вы находитесь, произошел взрыв, главное – сохранять спокойствие.

Будьте уверены, что сможете выбраться. После того как взрыв произошел, надо как можно скорее покинуть это здание и помещение.

Ни в коем случае не задерживайтесь для того, чтобы собрать свои книги, игрушки, другие вещи, или для того, чтобы позвонить.

Если вокруг вас падают вещи, мебель, обломки, срочно спрячьтесь под партой или столом, пока не прекратится падение вещей, затем быстро выбегайте из помещения. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом!

Если после взрыва начался пожар, нужно пригнувшись или даже ползком как можно быстрее выбраться из здания. Обмотайте лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать через них. Если перед вами оказалась закрытая дверь, до того как открывать ее, потрогайте ручку тыльной стороной ладони.

Если ручка не горячая, медленно откройте дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь. Если их нет, выбирайтесь, низко пригибаясь к полу.

Если дым и огонь не дают вам пройти, обязательно закройте дверь и ищите другой выход из здания.

Если ручка или сама дверь горячая, никогда не открывайте ее. В крайнем случае выбираться из здания можно через окна.

Если вы не можете выбраться из здания, необходимо подать сигнал спасателям, что вам нужна помощь. Для этого нужно подойти к окну и размахивать каким-либо предметом или одеждой, чтобы вас заметили.

Если вас завалило

Не старайтесь самостоятельно выбраться. Осмотритесь, есть ли вокруг вас свободное место, в которое вы могли бы проползти. Если под рукой есть обломки стола или парты, надо постараться подпереть то, что над вами находится. Отодвиньте от себя острые предметы. Если у вас есть мобильный телефон – позвоните спасателям по телефону «112». После этого надо ждать.

Закройте нос и рот носовым платком и одеждой. Стучите по трубе или стене, чтобы спасатели могли услышать, где вы находитесь. Кричите только тогда, когда услышали рядом голоса спасателей. Помните, что, когда вы кричите, вы можете наглотаться пыли и даже задохнуться.

Если у вас есть вода – пейте как можно больше. Ни в коем случае не разжигайте огонь. Старайтесь сохранять спокойствие, думайте о чем-то хорошем и помните, что спасатели помогут вам.

Как быть с домашними животными?

Если случится бедствие или теракт, опасность будет угрожать не только вам, но и вашим домашним любимцам. Если вы должны срочно уехать или уйти в безопасное место (эвакуироваться), лучше всего взять вашего питомца с собой – не стоит оставлять его одного.

Брать с собой животных нельзя только тогда, когда вы идете в специальное убежище. Там могут находиться только люди.

Если вы не можете взять животное с собой, оставьте его в наиболее безопасной точке квартиры, например, в ванной. Не привязывайте вашего питомца. Не забудьте – у него должен быть достаточный запас еды и воды.

Важные советы

Бедствие или теракт могут произойти в любой момент, без предупреждения. Вам и вашим родителям может стать страшно. Может быть, вам придется покинуть дом и перебраться в убежище или временное жилище. Вы какое-то время не будете встречаться со своими школьными друзьями, спать в своей любимой постели. Но, что бы ни случилось, не забывайте, что:

Бедствие не будет длиться очень долго. Если вы очень сильно соскучились по дому, не печальтесь, лучше найдите себе какое-нибудь занятие. Думайте о том, что и на новом месте вы можете найти друзей и скоро все будет хорошо.

Если вам страшно, попросите родителей или других взрослых помочь. Они объяснят, что происходит, и обязательно помогут. Не бойтесь задавать такие вопросы, как «как долго мы будем находиться в убежище», «когда мы снова пойдем в школу».

Если вы будете запоминать или записывать, что вы видите, или рисовать картинки про то, что с вами происходит, это может вам помочь. Не беда, если хочется плакать. Плачьте, ничего плохого в этом нет. Но помните, что все обязательно наладится!

Кстати, вы ведь уже достаточно повзрослели и можете помочь взрослым победить бедствие. Например, если вы находитесь в убежище, вы можете посидеть с другими детьми, мыть полы или готовить еду.

Комментарий к слайдам:

Слайд 1
Все маленькие граждане страны должны знать, что в России действует На-циональный антитеррористический комитет. В его названии заключена и его ос-новная задача: сотрудники комитета борются с терроризмом.
10 марта 2006 года по Указу Президента Российской Федерации в соответст-вии с Законом РФ «О противодействии терроризму» был создан Национальный ан-титеррористический комитет (НАК). Сотрудники его не только придумывают, как защитить вокзалы, аэропорты, предприятия и каждого человека от угрозы терактов, но и разрабатывают специальные положения и законы. Эти документы помогают устранить причины терактов и предотвратить их.
Работа Национального антитеррористического комитета обеспечивает безо-пасность всех граждан России, в том числе и таких юных, как вы.
В нелёгком деле борьбы с террористами сотрудникам НАКа помогают:
- Федеральная служба безопасности (ФСБ);
- Милиция;
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

Что же такое терроризм?
Слово «terror» в переводе с латинского означает «страх», «ужас». Поэтому преступников, пытающихся своими действиями запугать людей, называют терро-ристами. Они применяют насилие или угрожают людям для того, чтобы добиться своих злых целей. И при совершении террористических актов страдают, как прави-ло, невиновные граждане.
Национальный антитеррористический комитет своей деятельностью защи-щает граждан нашей страны от таких преступников.

Среди наиболее известных терактов последнего десятилетия:
- Захват заложников в больнице 14 июля 1995 года в городе Буденновске, Ставропольский край.
- В сентябре 1999 года произошел ряд терактов в Москве и Волгодонске: 8 сентября на улице Гурьянова террористы взорвали жилой дом; 13 сентября про-изошел взрыв на Каширском шоссе; 16 сентября 1999 года был взорван дом в Вол-годонске.
- 23 октября 2002 года был совершен захват заложников в Театральном цен-тре на Дубровке во время представления мюзикла «Норд-Ост». Это продолжалось трое суток.
- 5 июля 2003 года у входа на аэродром Тушино, где проходил рок-фестиваль «Крылья», прогремело два взрыва.
- 6 февраля 2004 года произошел теракт в московском метро. Взрывное уст-ройство было приведено в действие во втором вагоне поезда на перегоне между станциями Павелецкая и Автозаводская.
- 1 сентября 2004 около 30 террористов захватили школу в северо-осетинском городе Беслан. В течение нескольких минут в их руках оказалось более тысячи заложников - учеников, учителей, родителей. Тремя днями позже наступила кровавая развязка.
- 13 августа 2007 года террористы подложили бомбу под поезд Москва – Санкт-Петербург. При взрыве пострадали 60 человек.
- 29 марта 2010 года в Москве снова прогремели два взрыва в Московском метро: первый на станции «Лубянка», второй, на станции «Парк культуры». По-гибло 40 человек, пострадали 60.

Думаю, что вы все знаете, что наша с вами встреча и обучение проходит не для того, чтобы мы просто весело общались. Основная задача учителей и родите-лей – научить вас противодействовать страшному злу – терроризму. Поэтому мы с вами должны знать, что делать, если возникает угроза, созданные специально службы для борьбы с терроризмом будут продолжать ловить тех преступников, ко-торые совершают террористические акты.

Слайд 2
Начнем с правил безопасного пользования мобильными телефонами:
- Не пользуйтесь дорогими мобильными телефонами, если вы еще ребенок и не в состоянии постоять за себя, чтобы никакой хулиган не польстился на дорого-визну.
- Никогда не доставайте мобильный телефон на улице без надобности, осо-бенно в безлюдных или темных местах. Поиграть и послушать музыку, написать или прочитать сообщение вы можете в спокойной обстановке дома или на перемене в классе.
- Настройте в телефоне клавишу «Быстрый вызов» на номер родителей или друзей, чтобы в случае опасности вы смогли нажато только одну клавишу, не вы-нимая телефона из кармана.
- Никогда не давай номер своего телефона незнакомым людям, а также, если у вас заметили телефон и попросили позвонить, откажите, сославшись на то, что нет денег на счету.
- Всегда сообщайте родителям о своем маршруте, например: «Я пришел из школы», «Я иду на секцию», «Я у друзей». Есть современные тарифы для детей, которые дозволяют дозвониться другим даже при отрицательном балансе.
Очень важно, чтобы все вы знали и запомнили номера экстренных служб различных операторов связи.

Слайд 3
Проведем три мини-урока.
Первый мини-урок: «Взрывы в общественных местах»
Вы знаете, что такое общественные места?
Да, это места, где собирается много людей.
Это бывают рынки, остановки городского транспорта, магазины, особенно супермаркеты, площади и парки во время проведения мероприятий. В этих местах террористы могут заложить взрывные устройства. Можете ли вы их найти? Конеч-но! Для этого надо быть всегда очень внимательным и знать признаки наличия взрывных устройств. Это могут быть: подброшенная сумка, антенна, провода, све-жевыкопанная земля, мобильные телефоны, банки из под пива; посторонний непо-нятный шум.
Самое страшное, что преступники маскируют мины под игрушки. Самыми доверчивыми людьми являются дети, поэтому они первыми кинутся поднять куклу, телефон, ручку или любой другой предмет. Вот тут и может произойти взрыв.
Что же делать? Во-первых, не трогать, не пинать на улице предметы, лежа-щие на земле! Во-вторых, сообщить об этом взрослым и отойти на безопасное рас-стояние: лучше всего вообще покинуть это место. Специалисты, которым сообщили об этом, сделают все, чтобы никто не пострадал.
Очень важно запомнить, что в таких ситуациях нельзя пользоваться мобиль-ными телефонами. Дело в том, что мина может быть запрограммирована на тех же волнах, что и ваш мобильный телефон. И, если вдруг так случиться, то при звонке (или вы звоните, или вам звонят) может произойти взрыв. Поэтому, когда вы заме-тили или вам сообщили, что найден подозрительный предмет, сразу отходите по-дальше и выключайте телефон.

Слайд 4
Второй мини-урок: «Похищение людей».
Как вы думаете, зачем преступникам похищать людей?
Не думайте, что похищают только богатых, которые могут заплатить боль-шую сумку денег за освобождение.
Исторические факты говорят о том, что похищают людей не только для вы-купа, но и для того, чтобы обратить людей в рабство, а также для того, чтобы ис-пользовать их здоровые органы.
Поэтому наша с вами задача – научиться вести себя так, чтобы, никогда не быть похищенным.
Во-первых, надо держаться подальше от дороги, чтобы преступники не смогли втолкнуть тебя в машину.
Во-вторых, свои маршруты по городу (станице) продумывайте так, чтобы всегда находиться на виду у многих людей.
В-третьих, старайтесь ходить с друзьями, родителями, но не в одиночку. Преступники боятся подходить к группе людей, так как появляется много свидете-лей.
Не забывайте правила пользования мобильными телефонами!

Слайд 5
Третий мини-урок: «Захват заложников».
Первое правило – не паниковать! Волнующийся человек не может трезво оценивать ситуацию, поэтому самое главное – сохранять спокойствие, не перечить преступникам и выполнять их просьбы.
Второе правило – отвлекаться от происходящего, вспоминая родных и близ-ких.
Третье правило – не делать резких движений, не смотреть террористам в гла-за, стараться быть незаметным.
Четвертое правило – не падать духом! Помните, что вас обязательно спасут!
Пятое правило – вы должны стараться запомнить все: как террористы одеты, как они называют друг друга, что они говорят, какие у них привычки и другое. Это поможет потом нашим службам разыскать преступников.

Слайд 6
Ложный вызов
Послушаем одну историю: Саша и Витя играли в парке. Вдруг они увидели лежащий на земле мобильный телефон. Остановились. Подумали.
- Давай вызовем милицию, предложил Саша.
- Давай, согласился Витя.
Как вы думаете, правильно поступили мальчики?
Приехала милиция. Оцепила место, где лежал брошенный мобильный теле-фон. В конце операции милиционер поблагодарил мальчиков.
Тут Витя сказал:
- Классно! Один звонок и столько шума...

Слайд 7
- Круто! Сказал Саша. Давай еще так сделаем?
Ребята позвонили повторно в милицию, сказав, что подброшен пакет и в нем что-то тикает...
Приехала милиция, снова серьезным образом проводилась операция по обез-вреживанию подброшенного устройства.
- Мальчики! Вы не видели, кто оставил пакет?
И тут девочка сказала, что видела, как пакет бросили мальчики.
Милиционер доложил, что вызов был ложным.
Мальчиков забрали в милицию, вызвали их родителей, которых предупреди-ли, что их детей поставят на учет.
- И все? Спросила Сашина мама.
- Ждите повестку в суд, - ответил милиционер, вы должны будете заплатить штраф за ложный вызов.

Слайд 8
ПАМЯТКА
по знаниям правил безопасности для детей

Слайд 9
ЕСЛИ
ты обнаружил неизвестный, бесхозный сверток или оставленную сумку, портфель, коробку в транспорте, подъезде, квартире, на остановке, на улице,
ТО
- не трогай его;
- не приближайся к нему;
- не пользуйся мобильным телефоном возле него;
- запомни время обнаружения предмета;
- сообщи взрослым (учителю, водителю, соседям, родителям) об этом;
- позвони по телефону 02.

Слайд 10
ЕСЛИ
в помещении возможен взрыв,
ТО
- быстро ляг;
- прикрой голову руками;
- опасайся падения штукатурки, арматуры;
- держись подальше от окон, шкафов, полок;
- не беги, не пользуйся лифтом;
- опасайся застекленных поверхностей;
- держись ближе к дверным проемам в несущих стенах.

Слайд 11
ЕСЛИ
возможен взрыв на улице,
ТО
- не беги к месту взрыва;
- не интересуйся, почему происходит взрыв у случайных прохожих;
- отбеги подальше в сторону;
- спрячься за угол, выступ здания;
- быстро ляг;
- прикрой голову руками;
- опасайся падения столбов и линий электропередач;
- старайся укрыться, но вдали от высотных зданий и сооружений.

Слайд 12
ЕСЛИ
ты, находясь в помещении, услышал выстрелы,
ТО
- не стой у окна, даже если оно закрыто занавеской;
- не поднимайся выше уровня подоконника;
- не входи в комнату, со стороны которой слышны выстрелы;
- позвони по телефону 02:
- не подходи к окну, ни к дверям, если будут звать и говорить, что это милиция;
- позвони родителям и сообщи им о выстрелах.

Слайд 13
ЕСЛИ
ты попал в заложники,
ТО
- не кричи;
- не плачь;
- не капризничай;
- не жалуйся;
- не паникуй;
- не встречайся взглядом с террористами;
- вспоминай что-нибудь хорошее;
- выполняй требования террористов;
- экономь силы.

Слайд 14
ЕСЛИ
ты попал в толпу,
ТО
- позволь толпе нести тебя;
- старайся продвинуться к краю толпы;
- не держи руки в карманах;
- разведи согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена;
- старайся удержаться на ногах любым способом;
- освободись от шарфа, сумки, галстука;
- стремись оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.

Слайд 15
ЕСЛИ
ты услышал запах газа,
ТО
- не зажигай свет, не чиркай спичками;
- немедленно открой окна, двери, форточки;
- закрой газовый кран на плите и газовой трубе;
- вызови службу по телефону «04»;
- покинь квартиру;
- забери домашних животных, если они есть.

Слайд 16
ЕСЛИ
ты эвакуируешься при сообщении о пожаре,
ТО
- позвони по телефону «01», сообщи, где происходит пожар, что горит, адрес, но-мер телефона, свою фамилию, как удобнее подъехать к дому, есть ли опасность для людей;
- говори по телефону четко и спокойно;
- покинь квартиру;
- двигайся ползком или, пригнувшись, надень на нос и рот повязку, смоченную во-дой;
- дверь в задымленное помещение открывай осторожно, чтобы быстрый поток воз-духа не вызвал вспышки пламени.

Слайд 17
ЕСЛИ
внезапно началось наводнение,
ТО
- захвати с собой еду, питьевую воду, теплые вещи, фонарик, спички, медицинскую аптечку, свой спасательный круг, веревку, другие средства спасения;
- поднимайся на верхние этажи или крышу дома;
- оставайся там до прибытия спасателей;
- подавай сигналы о месте своего нахождения с помощью флагов, света фонаря или свечи.

Слайд 18
ЕСЛИ
ты оказался в воде во время наводнения,
ТО
- сбрось с себя тяжелую одежду и обувь;
- воспользуйся плавающими вблизи предметами для удержания на поверхности во-ды;
- спокойно плыви по течению к берегу или ближайшим островкам, строениям и здесь жди спасателей;
- экономь силы;
- избегай водоворотов;
- не приближайся к электропроводам и электрическим столбам.

Слайд 19
ЕСЛИ
ты пользуешься электроприборами,
ТО
- не оставляй включенные электроприборы без присмотра;
- никогда не тяни за электрический провод руками;
- включай и выключай электроприборы только сухими руками;
- самостоятельно не пробуй отремонтировать электрические приборы;
- не засовывай в розетки посторонние предметы.

Слайд 20
ЕСЛИ
ты на улице интересуешься электричеством,
ТО
- не подходи к оголенным или свисающим проводам, не дотрагивайся до них;
- не набрасывай никакой провод на электропровода на столбах;
- не подходи к трансформаторным будкам, в них нельзя прятаться, их нельзя от-крывать.

Слайд 21
ЕСЛИ
ты собрался искупаться в море или реке,
ТО
- не ныряй в незнакомых местах;
- никогда не заплывай за буйки;
- не заходи на глубокое место, даже если хорошо плаваешь;
- не подплывай к лодкам, судам, тебя может затянуть под винт;
- не заплывай далеко на надувных матрасах, кругах;
- не играй на воде так, чтобы удерживать «противника» под водой, он может за-хлебнуться;
- никогда не заходи в воду во время шторма.
Слайд 22
При официальной поддержке Национального антитеррористического комитета издается детский журнал «Спасайкин». Читайте «Спасайкин», и вы научитесь безопасности и осторожности.

Безопасность собственной жизни. За последние десять лет мы утратили это ощущение. Едва ли не каждая неделя приносит с собой годовщину теракта, хронику которого средства массовой информации раз за разом восстанавливают с пугающими подробностями. Печальный календарь продолжает пополняться: информация о новых взрывах или захватах заложников попадает в каждый дом, где включен телевизор, работает радио или подключен к Интернету компьютер. Полностью оградить от нее детей невозможно, да и едва ли нужно: лишая их права знать о том, что происходит вокруг, мы рискуем не только создать у них искаженную картину мира, но и подвергаем их жизнь потенциальному риску.

Psychologies: Детям приходится взрослеть в небезопасном мире. Как тревожные реалии наших дней влияют на них?

Елена Морозова: Ребенку, как и взрослому, жить в неспокойном мире тяжело: пугающая информация заставляет нас остро ощущать собственную уязвимость, некоторые начинают бояться реальности, прятаться от нее. Однако для детей и подростков вопрос стоит еще более остро: они испытывают жизненную потребность в импульсах для развития, источником которых служит окружающий мир. Если же мир начинает восприниматься лишь как средоточие угрозы, то все когнитивные силы ребенка будут расходоваться не на познание и осмысление действительности, а на защиту от нее. Страх перед реальностью может стать препятствием на пути их взросления и развития.

К какой информации дети наиболее чувствительны?

Е. М.: Наибольший вред способны нанести теленовости. Ребенку трудно абстрагироваться от видеоряда и осознать границу между тем, что он видит на экране, и своей повседневной жизнью. Поэтому в особенно острые моменты не стоит смотреть информационные телепрограммы вместе с детьми. Вскоре после «Норд-Оста» многие родители жаловались на то, что у детей нарушились сон и аппетит, появились ночные страхи. Эти дети не были свидетелями или жертвами теракта – они лишь наблюдали за развитием событий по телевизору и стали их вторичными жертвами.

Разум против страха

Важно дать понять ребенку, что террористов мало – несравнимо меньше, чем обычных людей, уверен Александр Венгер. И их действия нацелены не на него.

«Ребенку важно объяснить: для того чтобы запугать нас, террористы выбирают особые места и даты, а на самом деле количество людей, которые страдают в результате взрывов или захвата заложников, несопоставимо с количеством тех, кто гибнет, к примеру, в автокатастрофах. Но при этом никто не боится ездить в автомобиле или в автобусе. Если мы разумные люди, то пристегиваемся и не садимся в машину к пьяному водителю. Иными словами, хорошо, если ребенок как можно раньше осознает, что для собственной безопасности необходимо соблюдать определенные правила, и в большинстве случаев этот принцип работает и по отношению к террористам».

ФОТО Dreamstime.com

А если теракт произошел не в России, а, скажем, в США?

Александр Венгер: Между географией терактов и количеством вторичных жертв существует прямая зависимость. Чем ближе к нашему дому происходит событие, тем сильнее произведенный им психологический эффект: так, после «Норд-Оста» число вторичных жертв в Москве было гораздо больше, чем после бесланских событий. Однако это правило действует лишь применительно ко взрослым: если мы говорим о детях, то для них не так важно, где именно произошел теракт, – эта информация всегда воспринимается болезненно.

Вероятность стать очевидцем теракта все же сравнительно невелика. Нужно ли готовить ребенка к такой возможности?

Е. М.: Ребенок должен знать алгоритм поведения в любой опасной ситуации – будь то пожар или теракт. Практические навыки помогут чувствовать себя более уверенно в случае встречи с опасностью. Кроме того, важно, чтобы ребенок понимал, что практически из любого сложного положения существует выход: это знание очень мобилизует. Еще важный момент – настроить ребенка на помощь, в том числе эмоциональную, тем, кто оказался рядом. Это отвлекает от собственных переживаний, страха и создает атмосферу общности.

В какой момент стоит начинать подобный разговор?

Е. М.: Нет смысла нагружать его избыточной информацией, опережая событие. Но если ребенок с ним соприкоснулся (например, увидел в новостях сюжет, посвященный теракту), разговор об этом необходим. Лучше отвечать на конкретные вопросы – ребенок сам подскажет, что ему важно сейчас узнать.

А. В.: Хорошо, если событие станет предметом семейного обсуждения. Ребенок поймет, что не он один тревожится и что взрослые, разделяя его чувства, тем не менее относятся к этой ситуации спокойно и по-деловому. Стоит учитывать и особенности возраста: до пяти лет дети едва ли способны осознать, что такое террор. Поэтому можно не разделять в разговоре такие понятия, как «терроризм» и «война». Можно сказать, например: «Плохие люди устроили войну». Для детей шести-девяти лет подробные разъяснения тоже могут оказаться избыточными, поэтому лучше в игре обсудить, какие действия в критической ситуации будут правильными, а какие – нет, акцентируя внимание именно на практической стороне дела.

Е. М.: Иное дело подростки: у них уже есть чувство ответственности за себя и за окружающих, а потому им необходимо понимать суть происходящего. С ребенком 11-15 лет стоит говорить о причинах и целях терроризма, о различных формах терактов. Подросток способен принимать самостоятельные решения, поэтому так важно проговаривать и разные стратегии поведения в случае непосредственного столкновения с террористами.

Какой совет вы могли бы дать родителям, которые стремятся сохранить у детей позитивное отношение к миру?

Е. М.: На мой взгляд, взрослым прежде всего стоит обратить внимание на себя. Ведь мы неосознанно заражаем собственными страхами своих детей. Разберитесь, что тревожит вас, и проанализируйте свое отношение к происходящему. Если вам удастся справиться со своими тревогами, очень может быть, что других усилий от вас и не потребуется: ребенок буквально из воздуха впитает позитивный взгляд на мир и научится радоваться жизни – несмотря ни на что.

Там, где взрывы звучат каждый день

В Израиле, несмотря на постоянную террористическую опасность, дети растут в атмосфере спокойствия и эмоционального комфорта, рассказывают Елена Морозова и Александр Венгер. Это обстоятельство – заслуга родителей, сумевших сформировать разумное отношение к терроризму. Другой важный момент – доверие к людям в форме: их команды выполняются беспрекословно, а само их присутствие вселяет уверенность. Кроме того, теракт воспринимается как общее горе, сплачивающее и мобилизующее все население страны, – каждый человек знает, что ни при каких обстоятельствах не окажется с опасностью один на один. И наконец, все население Израиля проинструктировано о том, что делать в случае теракта. Так, каждый израильский ребенок знает, как вести себя в случае даже минимальной угрозы.

  • Попытаться немедленно уйти как можно дальше от источника опасности.
  • Обратиться за помощью к взрослому, который вызывает доверие.
  • Выполнять то, что говорит взрослый, оказавшийся рядом, даже если это террорист.

Сценарий для акции «Дети против террора» «Чужого горя не бывает». Сценарий для школьников.


Истраткина Светлана Николаевна заведующая Новогуслевским СДК, Новогуслевский сельский Дом культуры филиал муниципального учреждения Н Ц Д К, Талдомского муниципального района, Московской области., село Новогуслево

Описание: Этот сценарий сделан для того, чтобы люди осознали всю серьёзность от угрозы терроризма. Чтобы привлечь внимание к проблеме террора в нашем обществе, об истории его существования.

Цель: Объяснить что такое терроризм, формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения, изучение правил поведения при теракте.

Задачи: Воспитать у участников акции умение сопереживать, почувствовать глобальную проблему в современном мире от угрозы террора. Привлечь внимание к этой проблеме, показать насколько невнимательно к этому наше сообщество. Обучить детей как вести себя при угрозе террора.

Оборудование: плакаты с различными лозунгами, гуашь, ведёрко с водой, полотенце, короткометражные обучающие мультфильмы, презентация.
Технические средства обучения: ПК, мультимедийное оборудование, экран.

Ход акции:
(Мелодия «С чего начинается родина»)

«Нет» - терроризму!
Скажем вместе:
- Терроризму-нет!
Миру нужен солнца яркий свет!
Чтоб не проливалась кровь людей,
Чтобы не было погибших детей!
Нет причины для смертей и слёз.
Взрослые,слышите, это всерьёз!
Мы не устанем опять повторять:
- Вы не должны людей убивать!
Не на могилу носить нам цветы -
Цветут они для мирной красоты.
Горе в семью вы нести не должны!
Дружба и счастье людям нужны!
Почему не хотят услышать нас?!
Мы повторить можем тысячу раз:
- Нет – терроризму! Нет –войне!
Мы хотим жить в мирной стане!
(

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами здесь потому, что наша акция связана с трагическим событиям, произошедшим в первые сентябрьские дни 2004 года в г. Беслане. Сегодня 3 сентября День солидарности в борьбе с терроризмом и сегодня мы с вами поговорим о терроре, что это такое и почему это так важно.
Я хочу задать вам вопрос: А что такое вообще «терроризм»? Как вы это понимаете?
(ответы детей)
Терроризм это - угроза обществу, то есть угроза людям, это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями.

А кто такой у нас террорист?
(ответы детей)
Террорист это, тот человек который применяет насилие для устрашения и убеждения кого либо.


Любой террористический акт, война - это боль, слезы, горечь. Это страшное потрясение для здравомыслящего человека. Страдают ни в чем неповинные люди. Погибают дети. В первые сентябрьские дни в школе №1 г. Беслана террористы удерживали 1128 заложников. Погибло свыше 350 человек. Ранено около 500 человек. Из них 186 детей. Самому маленькому из погибших исполнилось 6 месяцев.



Первый терроризм случился в1878 г, это революционный терроризм в Российской империи ещё в период правления Александра Второго. В Российской империи основным видом террора были индивидуальные убийства революционерами высокопоставленных чиновников.


Потом ещё были в период гражданской войны 1919 - в Москве в результате взрыва бомбы в Леонтьевском переулке, организованном анархистами, погибло 12 человек, ещё 55 были ранены.
Террористические акты в СССР где 25 сентября 1919 года левыми эсерами был устроен взрыв в здании Московского горкома РКП(б) на Леонтьевском переулке, где проходило заседание «анархистов подполья». И таких террористических актов было не мало.


Вот это разрушенное взрывом здание Московского комитета РКП(б) в Леонтьевском переулке.
8 января 1977 - в Москве прогремели три взрыва: в 17:33 в метро на перегоне между станциями «Измайловский парк» и «Первомайская», в 18:05 в продуктовом магазине № 15 Бауманского райпищеторга на площади Дзержинского (ныне Лубянская), в 18:10 в чугунной мусорной урне около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября (ныне Никольская) - в результате погибло 29 человек.По данным следствия, исполнителями этих терактов являлись жители Еревана: Степан Затикян, Акоп Степанян, Завен Багдасарян. У первого, признанного организатором группы, в квартире была обнаружена схема взрывного устройства, сработавшего в метро, у второго - детали новых взрывных устройств. Все трое являлись членами нелегальной армянской националистической партии. Все трое были приговорены к смертной казни и расстреляны.



Российская Федерация
В современной России самые громкие теракты связаны с Чеченской войной и деятельностью чеченских сепаратистов. Это в основном взрывы и захваты заложников.

Это Норд-ост, взрывы в аэропорту, взрывы в московском метро, покушения, террористический акт во Владикавказе, террористический акт в Ставрополе, террористический акт в Кизляре, всё перечислить мы сегодня не сможем, но мы сделаем вывод, дети всё это очень серьёзно и самое главное – страшно. Какие выводы сделали вы для себя из сегодняшней беседы-презентации?
(ответы детей)
А сейчас я предлагаю посмотреть обучающий короткометражный мультфильм и узнать как же детям вести в различных ситуациях связанные с угрозой терроризма.
(показ мультфильма)

Одна история.
Мама с ребёнком
Шли по дорожке.
Маленький сын
Отставал понемножку.
Вдруг он увидел
Красивый пакет,
И любопытство взяло над ним вверх!
Вот он бежит к дорогому пакету…
Мама увидела картину эту
И закричала она ему вслед:
«Нет, мой малыш, ты не трогай пакет!»
За руку мама сына взяла,
Со страшного места его увела,
Всё – всё сынишке она рассказала
И строго – настрого впредь наказала:
«Нужно быть бдительным, помни сынок,
Есть злые люди – им всё равно,
Что дети гибнут по их вине.
Должен поверить, сыночек, ты мне.
Всем ребятишкам, друзьям рассказать:
Всё, что лежит, нельзя поднимать.»
-Понял,- сказал ей ребенок в ответ.-
- Скажем мы, мама, террору: «Нет-нет!»
Я хочу видеть мирное небо,
Чтобы в достатке у всех было хлеба,
Фруктов, печенья, игрушек, конфет…
Нет! Терроризму – конечно же, нет!
Мама тихонечко грустно вздохнула,
Сына погладила и улыбнулась.
- Правильно, мальчик,- сказала она.-
- Нет, не нужна людям война!
Надо всем дружно мир сохранить!
Нам терроризма не допустить!
(

Ведущий: И чтобы поддержать акцию в эти дни, я предлагаю оформить наш совместный плакат.
(оформление плаката детскими цветными ладошками)


Хочется верить в то, что больше угрозы от террора не будет нигде, что мы больше не услышим взрывов, выстрелов, что больше никто никогда не будет никого захватывать. Разве можно убивать издеваться над людьми, над маленькими детьми. Всё остановить, предотвратить мы можем только тогда, когда все объединимся, когда станем одним единым против террора, когда перестанем думать только о себе и начнём переживать за окружающих. И тогда все вместе мы добьёмся мира на нашей земле. Надо начать с себя!
(песня «Солнечный круг»)