Алименты на ребенка новый закон до какого. Алименты по новым правилам


ых выплат волнует как отцов, так и матерей. Матери хотят знать, на какую материальную помощь они гарантированно могут рассчитывать, отцы интересуются, сколько денег им придется выплачивать, чтобы выполнить алиментные обязательства перед ребенком. Показатели прожиточного минимума и минимальной заработной платы пересматриваются правительством регулярно, поэтому размер алиментов в 2019 году может отличаться от предыдущих.

Как известно, алименты могут назначаться двумя способами – самими родителями (путем заключения алиментного соглашения) и судом (при обращении одного из родителей в судебную инстанцию с заявлением). Рассмотрим, каким будет минимальный размер алиментов в каждом из случаев.

Назначение алиментов судом. Принципы

  1. Размер алиментов будет определяться в зависимости от количества детей;
  2. Если у алиментоплательщика есть официальный доход, алименты будут определяться в пропорциональном отношении к доходу (согласно статьи 81 СК РФ);
  3. Если доход алиментоплательщика неофициальный, размер алиментов будет рассчитываться в тех же пропорциях, но на основе МРОТ (согласно статьи 81 СК РФ);
  4. Если алиментоплательщик получает доход в натуральном виде или в иностранной валюте, а также в случае нерегулярных доходов, размер алиментов будет фиксированным;
  5. Размер алиментов может быть увеличен или уменьшен при наличии уважительных обстоятельств (материальное или семейное положение алиментоплательщика или получателя алиментов, особые потребности, состояние здоровья, дополнительные расходы на ребенка).

Каков минимальный размер алиментов в 2019 году?

Ни в одном законодательном акте РФ не установлен минимальный и максимальный размер алиментов. Алиментный платеж зависит от разных факторов: от места работы и заработка алиментоплательщика, от установленных правительством показателей прожиточного минимума и средней заработной платы по стране или региону.

Рассмотрим, каким будет минимальный размер алиментов, если алиментоплательщик работает (официально или неофициально) или является безработным.

Алиментоплательщик работает

Если алиментоплательщик имеет постоянное официальное место работы, алименты будут удерживаться из следующих видов заработка:

  • Заработная плата (алиментные выплаты удерживаются только из «белой» заработной платы, если алиментоплательщик получает заработную плату «в конверте» — с нее невозможно взыскать алименты. Если получателю алиментов известно, что плательщик зарабатывает гораздо больше, чем показывает суду, ему самому придется доказывать истинные заработки алиментоплательщика);
  • Заработная плата по дополнительным ставкам;
  • Премии и вознаграждения;
  • Доплаты;
  • Отпускные.

Если алиментоплательщик не работает, а получает государственные социальные выплаты, алименты взыскиваются с таких доходов:

  • Стипендии;
  • Пенсии;
  • Пособия.

Отдельно следует сказать, что аналогично алиментам из заработной платы, алиментные выплаты взыскиваются с доходов индивидуального предпринимателя, а также с доходов, полученных по условиям гражданско-правовых договоров.

Из перечисленных доходов удерживаются алименты:

  • На одного ребенка – четверть (25%);
  • На двоих детей – треть (33%);
  • На троих, четверых, пятерых и более детей – половина (50%).

Что же касается минимальных размеров, то надо сказать, что работодатель не имеет права выплачивать работникам заработную плату, ниже МРОТ. Стало быть, минимальные размеры алиментов можно рассчитать на основе МРОТ – об этом ниже.

Плательщик алиментов не работает

В том случае, если алиментоплательщик не работает, размер алиментов будет рассчитываться на основе МРОТ (минимального размера заработной платы). В 2018 году этот показатель составляет 11 163 рубля, стало быть, минимальный размер алиментов будет равен:

  • На одного ребенка — 2790 рублей;
  • На двух детей — 3683 рубля;
  • на троих и более детей — 5581 рубль.

Указанные суммы – тот минимум, на который гарантированно могут рассчитывать получатели алиментов, даже если алиментоплательщики не работают или «показывают» минимальные доходы.

Обратите внимание! Показатель МРОТ может меняться в зависимости от региона проживания алиментоплательщика.

Алименты фиксированного размера

Нередко суд устанавливает постоянную фиксированную сумму алиментов — вместо установленных в законе пропорциональных алиментных ставок.

Для определения постоянного размера алиментов берется за основу показатель регионального прожиточного минимума. Причем, размер алиментов не обязательно будет равен прожиточному минимуму – например, он может составлять как 2 или 3 ПМ, так и 0,5 или 0,1 ПМ.

Минимальный размер фиксированных алиментов законом не предусмотрен – этот вопрос решается исключительно судом, который учитывает такие факторы, как семейное положение обоих родителей, материальное положение алиментоплательщика, потребности ребенка.

Фиксированный размер алиментов, установленный судом, подлежит индексации в случае роста показателя прожиточного минимума. Кроме того, он может быть увеличен или уменьшен по исковым требованиям одного из родителей – при наличии уважительных причин.

Повышение или понижение размера алиментов

Даже если суд установил размер ежемесячной алиментной выплаты, это еще не значит, что он неизменен. По инициативе получателя или плательщика он может быть повышен или снижен – для этого следует обратиться в суд с исковым заявлением, обосновать свои исковые требования и предъявить документальные доказательства уважительных причин.

Например, родитель, воспитывающий ребенка, может потребовать увеличения алиментов в связи с необходимостью лечения, покупки медицинских препаратов, путевки в оздоровительное заведение, оплаты учебы в дошкольном заведении, спортивной секции, ВУЗе, покупки одежды и обуви.

Родитель, выплачивающий алименты, может просить суд уменьшить сумму в связи с болезнью, дорогостоящим лечением, потерей работы, рождением детей, уходом за престарелыми родителями.

Минимальный размер алиментов по соглашению

Отдельно следует сказать о том случае, когда размер алиментных платежей определяется не судом, а самим алиментоплательщиком и получателем. Отец и мать заключают письменный договор – алиментное соглашение, в котором указывают такой размер алиментов, который устраивает обоих.

Прежде чем решать вопрос взыскания алиментов через судебную инстанцию, вы можете попытаться договориться с родителем или будущим попечителем ребенка и оформить официальное соглашение.

Стоит объяснить алиментоплательщику, как рассчитать размер выплат:

  1. Подсчитайте общий доход родителей.
  2. Договориться о сумме, которую каждый может выделять на ребенка (нескольких детей). Важно опираться на статью 81 СК РФ и контролировать размеры алиментных выплаты в пределах 0,25-0,5 частей от заработка — не меньше!

При добровольном соглашении родитель вправе требовать на ребенка алименты:

  1. В долях от заработков алиментоплательщика;
  2. В доле от установленного по РФ (или по региону) прожиточного минимума – в твердой сумме, выплачиваемой регулярно;
  3. В твердой сумме, выплачиваемой единоразово или несколько раз.
  4. В виде имущества, подаренному ребенку.
  5. В другом виде, который будет удобен родителям и не вызовет разногласий между ними.

Вы можете выбрать один из перечисленных выше форм алиментных выплат и предложить алиментоплательщику составить соглашение.

Эта статья устарела!

Обо всех основных изменениях в алиментном законодательстве с 1 января 2019 года читайте в следующем материале на нашем сайте:

→ ←

На протяжении последних лет в российском обществе регулярно поднимается вопрос о том, что существующая сейчас в России модель взыскания алиментов далека от совершенства. Одна из самых острых проблем - большинство алиментоплательщиков «стройными рядами» переходят в разряды должников, оказываясь в сложном материальном положении, а нуждающиеся в выплатах дети в итоге остаются без получения ежемесячного денежного содержания от второго родителя (на практике это обычно отец ребенка и бывший муж его матери).

Ввиду такой неутешительной практики, нововведения в законодательство по алиментам, принятые в 2017 году, в первую очередь направлены на борьбу в 2018 году с должниками и алиментной задолженностью , а также на разработку дополнительных социальных гарантий для ущемленных в правах получателей.

Однако и для неплательщиков по алиментам сейчас принимаются незначительные поблажки (прежде всего, в части, касающейся привлечения их к ).

Что же касается , то они не претерпели каких-либо изменений ввиду своей достаточной эффективности (в частности, касательно процедуры взыскания алиментных платежей, способов назначения средств и процесса возбуждения и ведения исполнительного алиментного производства).

Новые законы об алиментах (изменения 2018 года)

Ежегодно в различных отраслях российского законодательства происходят изменения, и алиментные правоотношения в этом смысле тоже не являются исключением. Законотворческих инициатив в 2017 году предлагалось множество, однако не все они принимались к рассмотрению, а некоторые отклонялись депутатами Госдумы еще в первом чтении (как, например, предложение о введении алиментного минимума в размере 15 000 руб.).

Однако множество предложений все же получило утверждение в Госдуме (наверное, так много, как в 2017 году, со времен принятия Социального кодекса РФ их не было еще никогда). Итак, какие нововведения ждут плательщиков и получателей алиментов в 2018 году?

Вместо алиментов - пенсия по потере кормильца

Одно из самых неоднозначных предложений поступило из Министерства юстиции РФ. 4 октября 2017 года Правительство внесло в Госдуму законопроект № 277183-7 «О признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим, если его розыск оказался безрезультатным» . Эта мера была предложена Минюстом еще в феврале 2017 года и длительное время проходила активное общественное обсуждение. Федеральный закон был принят и вступил в силу 7 марта 2018 года, и уже имеются первые результаты признания должников без вести пропавшими.

Основной задачей проекта федерального закона является представление материальной гарантии ребенку, не получающему алименты по причине неустановленного местонахождения второго родителя (когда алименты судом были взысканы, но удерживать их не представляется возможным из-за того, что плательщика невозможно разыскать).

Согласно нововведению, судебный пристав-исполнитель при будет обязан осуществлять следующую процедуру:

  1. Спустя 1 год безуспешных розыскных мероприятий закрыть исполнительное производство.
  2. Вызвать получателя средств на прием и разъяснить ему право и регламент дальнейшего обращения в суд с исковым заявлением о признании неплательщика без вести отсутствующим лицом .

    В таком случае при обращении в суд взыскатель алиментов сможет рассчитывать на положительное решение суда о признании должника безвестно отсутствующим, на основании которого отделение Пенсионного фонда по месту жительства будет обязано назначить ребенку пенсию по потере кормильца . По действующим до 2018 года нормам сделать это крайне затруднительно.

Однако данная инициатива законодателей не нашла стопроцентной поддержки и вызвала оживленные споры среди практикующих юристов, депутатов Госдумы и сенаторов:

  • Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙

Ваш пол

Выберите свой пол.

Ваш прогресс ответов

  • Дело в том, что пенсия по потере кормильца, безусловно, является хорошей альтернативой отсутствующим алиментам, однако бремя неплательщиков, не исполняющих свои законные обязательства, при этом фактически перекладывается на государство и федеральный бюджет, что тоже не совсем справедливо.
  • Признание человека пропавшим без вести повлечет его освобождение также и от других невыплаченных обязательств (например, штрафов ГИБДД, кредитных долгов и т.д.), что недопустимо с точки зрения работы соответствующих структур и ведомств.

Привод и задержание должников судебными приставами

  • обязательным или исправительным работам;
  • выплате в размере до 20 000 руб.;
  • административному аресту на срок от 10 до 15 суток.

Однако, чтобы осуществить в отношении должника какую-либо административную меру, его необходимо вызвать на прием для дачи объяснений . А поскольку большая часть неплательщиков скрывается от правосудия, то необходимо применять принудительные задержание и доставление. За содействием по этим вопросам ранее должны были обращаться в органы внутренних дел (полицию).

В соответствии с новым законом от 30.10.2017 г. № 309-ФЗ в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ были внесены изменения, позволяющие судебным приставам-исполнителям самостоятельно осуществлять задержание и доставление должников в отделы для дачи объяснений, без привлечения сотрудников УМВД.

Практика применения уже показала, что это нововведение значительно сокращает время проведения дознания и упрощает механизм борьбы с задолженностью по алиментам.

Индексация алиментов работодателем

Еще одним новым законом были приняты изменения в ст. 117 Семейного кодекса РФ и некоторые статьи федерального закона № 229-ФЗ , касающиеся и задолженности из-за их . Теперь обязанность индексации выплат лежит на работодателе независимо от того, кем на рабочее место предъявлен - взыскателем или судебным приставом.

В связи с этим работодатель должен самостоятельно производить ежеквартальное увеличение алиментов, взысканных только , в соответствии с ростом прожиточного минимума населения в регионе проживания. Ранее подобная обязанность лежала на самих судебных приставах , что во многом усложняло их работу, и нередкими были случаи неисполнения индексации - и, как следствие, ущемление законных прав получателей. То есть в значительной мере это нововведение было принято для того, чтобы снять избыточную нагрузку с работников ФССП и защитить права несовершеннолетних детей на получение алиментов в предусмотренном законом размере.

Увеличение размера долга для наложения запрета на выезд заграницу

С 1 октября 2017 года вступили в силу поправки в законодательство в части увеличения минимальной суммы долга, запрещающего гражданину выезжать заграницу - для большинства долгов этот предел увеличился с 10 до 30 тысяч рублей.

Однако это нововведение не имеет отношения к неплательщикам алиментов - для них минимальная сумма долга для наложения остается прежней - от 10 тысяч. рублей (п. 1 ст. 67 федерального закона «Об исполнительном производстве» ).

Поэтому, как и раньше, при наличии суммы алиментной задолженности, превышающей 10000 рублей судебный пристав-исполнитель имеет полное право (более того - даже обязан) вынести постановление о запрете на покидание пределов страны «уклонисту», и ссылаться на изменения исполнительного законодательства последнему не имеет смысла.

Создание специального социального банковского счета

Сейчас судебные приставы-исполнители при наличии алиментной задолженности имеют право блокировки и снятия денежных средств, находящихся на всех без исключения счетах должника. Для этого они отправляют запросы в банки и иные кредитные организации с целью выявления у неплательщика открытых банковских счетов и средств на них. При этом судебный пристав не обязан выяснять целевое назначение этих средств (будь то , по старости или инвалидности, пенсия по потере кормильца для ребенка и т.д.).

Между тем существуют законные ограничения видов доходов, на которые может быть обращено взыскание. В частности, к доходам, которые не могут быть удержаны в счет погашения долгов и других обязательств, относят:

  • начисленные алименты в пользу несовершеннолетних детей;
  • пенсии по утрате кормильца;
  • возмещение вреда здоровью и др.

Чтобы выплаты, на которые не может быть обращено алиментное взыскание, оставались неприкосновенными и недоступными для списания судебными приставами, депутаты «Единой России» предложили предусмотреть специальные социальные банковские счета для физических лиц, получающих материальные социальные гарантии.

  • Открываться такие счета могут только физическими лицами, а зачислению на них будут подлежать доходы, запрещенные к взысканиям исполнительными органами.
  • Иные виды доходов гражданина (заработная плата, прибыль от , гонорары и т.д.) не смогут быть перечислены на подобный счет.
  • За несоблюдение требований неприкосновенности «социального счета» ответственные службы и ведомства будут нести административную ответственность в виде штрафных санкций в сумме до 50 тысяч рублей, а кредитной организации - до 1 миллиона рублей.

В июле 2017 года соответствующий законопроект № 221778-7 был внесен на рассмотрение в Госдуму и уже был принят в первом чтении 08.11.2017 г. Окончательное принятие закона планируется до начала 2018 года .

Содействие должникам в соискании рабочего места

Поскольку алиментные платежи относятся к первоочередным и имеют высокую социальную значимость, плательщики средств должны быть трудоустроены или иметь иной стабильный доход для реализации алиментной обязанности. Так как проблема безработицы в нашей стране достаточна остра, в 2018 году планируется внести изменения в закон «О занятости населения в Российской Федерации ».

Если законотворческая инициатива будет поддержана, судебные приставы смогут выписывать должникам по алиментам направления в центры занятости населения (ЦЗН) с целью соискания рабочего места, а службы занятости обяжут подыскивать рабочие места неплательщикам в первоочередном порядке .

  • Во время поиска рабочего места алиментообязанное лицо также будет иметь право на получение , с которого будет отчисляться алиментный долг в пользу взыскателя (в размере до 70% от полученного дохода).
  • Надо отметить, что подобная мера в РФ является весьма мягкой и гуманной по сравнению, например, с соседней Белоруссией, где неплательщиков и вовсе принудительно трудоустраивают по соответствующему решению суда.

Чего не будет с алиментщиками в 2018 году?

Несмотря на то, что многие получатели надеялись на дополнительные алиментные гарантии от государственных деятелей и ждали вступления в силу некоторых громких законопроектов, многие из них так и

Эта статья устарела!

Обо всех основных изменениях в порядке уплаты алиментов с 1 января 2019 года читайте в новой статье на нашем сайте:

В России на протяжении последних лет самым острым и волнующим вопросом семейного и алиментного законодательства является возникновение долга по алиментам . Общая сумма алиментной задолженности в России исчисляется 100 миллиардами рублей , однако существует эта цифра лишь на бумагах – фактически взыскатели алиментов на несовершеннолетних детей либо получают очень низкие суммы выплат, либо не получают их вовсе. А должники, численность которых более 800 тыс. человек , всячески избегают контакта как со взыскателями, так и с судебными приставами-исполнителями, и не несут ответственности за неуплату средств на содержание детей.

С 2018 года благодаря принятию Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» , который будет действовать до конца 2027 года, началась усиленная работа законодательных и исполнительных органов в области алиментов.

Также 2018 год в разрезе алиментного законодательства можно отметить тем, что начали действовать принятые в 2017 году нововведения в части усовершенствования доведения алиментных выплат до получателей посредством введения социальных гарантий и на должников. В 2018 году были предложены и отдельные законопроекты, также направленные на облегчение положения взыскателей алиментов, долгое время не получающих выплаты.

Новые законы об алиментах – изменения 2018 года, уже вступившие в силу

В связи с установлением новых значений прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ) по России в 2018 году произошли изменения в определении .

  • Согласно приказу Минтруда России от 25.06.2018 № 410н размер ПМ на детей за 1 квартал 2018 года равен 9959 рублей . Прожиточный минимум применяется при расчете алиментов, если отец не работает или имеет нестабильный доход. Таким образом, минимальные алименты на ребенка в 2018 году с неработающего могут быть взысканы в твердой денежной сумме, кратной величине ПМ в регионе проживания ребенка.
  • При долевом удержании алиментов с официально работающего родителя, взыскатель имеет право требовать ежемесячные алименты с работодателя не менее 2 790 руб.

    Следовательно, минимальные в 2018 году с работающего отца составят 11 163 / 4 = 2 790 руб .

Выплата пенсии по потере кормильца вместо алиментов

7 марта 2018 года вступил в законную силу и начал применяться на практике Федеральный закон №48-ФЗ « О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве » .

Законом предусматривается возможность взыскателя алиментов по рекомендации судебного пристава-исполнителя обращаться в суд с иском о признании должника безвестно отсутствующим , если он находится в безрезультатном не менее 1 года. В случае признания судом должника пропавшим без вести, ребенок считается имеющим право на получение пенсии по потере кормильца от Пенсионного фонда РФ вместо алиментов.

Чтобы получать пенсию по потере кормильца вместо алиментов, взыскателю необходимо соблюсти ряд условий :

  • наличие судебного приказа или о назначении алиментов;
  • возбуждение исполнительного производства в отделении управления федеральной службы судебных приставов (УФССП);
  • наличие (т.е. );
  • объявление должника приставом в исполнительный розыск в связи с неустановлением его местонахождения и наличие одноименного постановления;
  • отсутствие результата проводимых розыскных действий после истечения годичного срока объявления в розыск.

На основании вышеперечисленных обстоятельств судебный пристав самостоятельно или же по инициативе взыскателя должен разъяснить ему порядок выступления в районном суде с исковым заявлением «О признании должника безвестно отсутствующим лицом» . Основанием для принятия судом положительного решения станет предъявленная именно приставами информация о безрезультатности проведения розыскных действий , включая показания свидетелей.

Действуя в защиту прав несовершеннолетних, суды в большей части принимают положительные решения по данным искам.

Согласно данному закону обязанность по стала лежать не только на судебном приставе-исполнителе, но и на работодателе трудоустроенного алиментщика независимо от того, кем предъявлен к исполнению исполнительный лист на рабочее место плательщика.

Законодатели объяснили подобную поправку в Семейный кодекс тем, что работодателям гораздо проще будет отслеживать индексацию алиментов, поскольку единиц плательщиков в твердой сумме у них в разы меньше, нежели исполнительных производств у судебных приставов-исполнителей.

Пример. На одно предприятие N, насчитывающее 3 000 сотрудников, плательщик алиментов в ТДС всего один, а у судебного пристава, ведущего участок района N в этом же городе, свыше 400 исполнительных производств на алименты в ТДС. Естественно, работодателю проще отследить и грамотно рассчитать индексацию алиментов с одного работника, нежели приставу с 400 плательщиков.

Расширение полномочий судебного пристава исполнителя в отношении должника

Когда у неплательщика нет официального заработка, средств на счетах в банке и имущества, на которое можно обратить взыскание, при наличии задолженности свыше 10 000 руб. к нему можно применять меры административного воздействия.

Наиболее жесткими (помимо ) для должников в нашей стране являются нормы применения ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а именно:

  • обязательные работы на срок до 150 часов;
  • административный арест на срок от 10 до 15 суток;
  • штрафование должника в сумме 20 тыс. руб. в случае невозможности применения двух указанных выше мер.

Однако даже привлечение к этим видам ответственности требует от судебного пристава соблюдения ряда условий, одним из которых является неоднократное уведомление должника о возможном применении мер по ст. 5.35.1 КоАП и взятие с него письменных объяснений о причине наличия задолженности.

Получается замкнутый круг: должники не идут на контакт с приставами, не являются для дачи объяснений – а, следовательно, и привлечь их к ответственности не представляется возможным. Обращение в органы внутренних дел для осуществления задержания и доставления неплательщиков существенно замедляло и тормозило работу сотрудников УФССП.

В конце октября 2017 года проблема разрешилась: в ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ были внесены изменения, расширившие полномочия судебных приставов-исполнителей в части самостоятельного привода и задержания должников .

Теперь механизм привлечения к административной ответственности стал существенно проще и представляет собой следующую последовательность:

  1. Наличие алиментной задолженности.
  2. Вызов должника на прием в ФССП.
  3. Отсутствие реагирования неплательщика.
  4. Вынесение постановления о задержании и приводе.
  5. Доставление в отделение УФССП.
  6. Взятие объяснений судебным приставом у должника.
  7. Вынесение решения о привлечении к ответственности в случае непогашения алиментного долга.

Уменьшение размера неустойки за просрочку выплаты алиментов

16 мая 2018 года депутатом фракции КПРФ Тамарой Плетневой повторно был внесен в Государственную Думу законопроект об уменьшении размера взыскиваемой судом алиментных платежей. Суть законопроекта состояла в следующем:

  • снизить фактический размер неустойки с 0,5% до 0,1% в день от общей суммы просроченной алиментной задолженности;
  • наделить суды полномочиями по уменьшению размера неустойки с учетом материального и (или) семейного положения алиментщика, если взыскиваемая сумма несоразмерна выплате.

Закон направлен на обеспечение принципа соразмерности неустойки, поскольку зачастую ее размер достигает сотен тысяч рублей с одного должника, что в реальности становится по сути непосильной суммой к выплате алиментоплательщиком.

Инициативный документ успешно прошел три чтения Госдумы, и 24 июля 2018 г. был одобрен на заседании Совета Федерации. Соответствующий закон был подписан Президентом России В. Путиным от 29.07.2018 № 224-ФЗ.

Изменения в алиментном законодательстве, находящиеся на стадии рассмотрения в 2018 году

Законопроекты, находящиеся на стадии рассмотрения в Госдуме, являются положительными не только для взыскателей алиментов, но отчасти и для должников. Это положение относится к защите неких социальных гарантий обоих сторон алиментного производства. Например, предлагается в счет алиментов выплаченные лицу-должнику социальные гарантии (иные алименты на другого ребенка, возмещение вреда здоровью, средства материнского капитала и т.д.).

Ниже подробно рассматривается, какие законопроекты были внесены для рассмотрения в Госдуму в 2018 году и на какой стадии рассмотрения они находятся.

Создание специального социального банковского счета

Законопроект №221778-7 был внесен в Государственную Думу летом 2017 года, но в настоящее время прошел только одно чтение. Сутью законопроекта является то, что социальные выплаты физическим лицам (средства за возмещение причинения вреда здоровью, пенсия по потере кормильца, алиментные на иного ребенка), на которые не может быть обращено взыскание приставами для ликвидации алиментной задолженности, будут вноситься на специальный социальный банковский счет .

Обращение взыскания на средства с такового счета будут наказываться применением ответственности к должностному лицу в размере от 50 тыс. руб. до 1 млн. руб.

В настоящее же время судебные приставы-исполнители имеют право списания денежных средств со всех без исключения счетов должника и, более того, законом не предусмотрено выяснение приставом целевого назначения этих средств. Это влечет в некоторых случаях списание средств должника, запрещенных к взысканию, что в дальнейшем выливается в череду обжалований неплательщиками, чьи социальные права грубо нарушаются.

Законопроект уточняет, что иные средства должников, не имеющие отношения к социальным гарантиям, не будут иметь возможности зачисляться на специальный банковский счет.

Будет ли государство платить алименты за неплательщиков в 2018 году?

10 июля 2018 года в Госдуму был внесен законопроект №507182-7 о внесении изменений в ст. 112 СК РФ. 12 июля 2018 года законопроект направлен в Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей для дальнейшего его рассмотрения.

Основной задачей предлагаемого законопроекта является выплата алиментов государственным органом – социальной защитой населения – тем взыскателям, которые не получали алименты более 6 месяцев , а должники не имеют достаточного заработка и иного дохода для погашения задолженности.

Внося подобное предложение, законодатели ссылаются в первую очередь на защиту гарантий несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, признанных нуждающимися в алиментах лицами.

Что не изменилось в законодательстве по алиментам?

Некоторые громкие и широко обсуждаемые инициативы, которых так ждали взыскатели алиментов, так и не были утверждены депутатами Госдумы, поскольку, по их мнению, законодательство в этой части достаточным образом соблюдает гарантии алиментополучателей.

В итоге были отклонены такие законопроекты, как.

Задайте вопрос юристу бесплатно!

Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!

Задать вопрос

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу

Оперативно

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Согласно действующим нормам Семейного законодательства оба родителя несовершеннолетнего ребенка в равной степени должны принимать участие в его воспитании и финансовой поддержке. Но, как показывает практика, при расторжении брака второй из супругов забывает о возложенных на него законом обязательствах, поэтому приходится взывать к правосудию.

Ведение производств по алиментам едва ли заканчивается полной выплатой сформировавшейся задолженности, потому как нарушители прячутся за безработицей, ведут аморальный образ жизни или же уезжают в другие города якобы на заработки. Попутно за алиментоплательщиками формируется неподъемный долг, а дети так и не получают достаточной материальной поддержки.

Поэтому, дабы сделать процедуру взыскания алиментов проще и эффективнее, были приняты существенные правки законодательных норм в этой сфере.

Закон об алиментах в России 2018

Принятие правок в действующее законодательство обусловлено низким уровнем взыскания денежных средств в пользу детей разведенными или отдельно проживающими родителями. Но, многие из пунктов остались неизменными. И в предстоящем году, делопроизводство по таким задолженностям будет происходить на основании следующих важных принципов:

  • право на получение денежной помощи от родителя, проживающего отдельно, есть у каждого ребенка, без каких-либо исключений или ограничений;
  • если не удалось нотариально заверить добровольное соглашение между сторонами на выплату, то возникают основания для обращения в суд с соответствующим исковым заявлением;
  • дополнительной инстанцией влияния на должников является .

Интересно! Как сообщают пресс-службы правительства, в 2017 году было принято наибольшее число существенных правок семейного законодательства в рамках вопроса о взыскании алиментов с должников за все времена существования данного социального института. При этом размеры и суммы алиментов значительно не изменятся.

Но все еще остались законопроекты, которые не были приняты в 2017 году и, возможно, будут рассмотрены позже.

Так, в текущем году можно ожидать, что получат юридическую силу такие изменения:

  • массовое распространение сведений о должниках в общественном транспорте и публичных местах;
  • ограничение использования многими государственными услугами, среди которых регистрация брачных отношений в ЗАГСе, запрос на выдачу заграничного проездного документа и др.

Примечание: По мнению авторов этих законопроектов, подобные меры помогут стимулировать злостных неплательщиков к гашению долга. Противники же указанных изменений полагают, что обнародование сведений о должниках нарушает не только права самих плательщиков, но и их детей.

Изменения по алиментам прошлого года

В минувшем году была принята норма, которая предусматривает альтернативные виды выплат в пользу несовершеннолетних (законопроект № 277183-7), если не удалось установить местоположение должника или он был безвестно пропавшим. В таком случае, Федеральным Пенсионным Фондом должны производиться выплаты в пользу детей до их совершеннолетия, именуемые как пенсия по потере кормильца. Инициатива о начислении выплат может подаваться в суд по истечении одного года с начала поисков.

Законом предлагалось:

  1. Установить судебным приставам максимальный срок в 1 год для розыска должника;
  2. После его истечения закрыть исполнительное производство, пригласив на беседу взыскателя и оказав ему консультационную помощь по обращению в суд с иском о признании плательщика алиментов пропавшим безвести.
  3. Дождаться решения и на его основании получить на имя ребенка пенсию по потере кормильца.

Указанный законопроект пока что отправлен на доработку и, судя по предварительным отзывам, не имеет каких-либо шансов на успех.

Примечание: Необходимость дополнительного воздействия на плательщиков алиментов, скрывающихся от исполнения своих обязанностей, назрела давно. Сотни и даже тысячи плательщиков содержания уезжают в другие города где могут годами скрываться от возложенных на них законом и решением суда обязательств. Дети при этом остаются без какой-либо финансовой поддержки.

В июле 2017 был разработан и принят еще один законопроект, задача которого – формирование специальных банковских счетов, необходимых для зачисления только тех денежных сумм, которые предназначаются несовершеннолетним. Это сделано для того, чтобы кредиторы и государственные структуры не могли самостоятельно списывать деньги, предназначенные для малышей. То есть такие счета оформляются на имя родителя, с которым живет малыш и являются неприкосновенными.

Минимальные алименты на ребенка в 2018

Учитывая, что не был принят законопроект, фиксирующий минимальные объемы выплат в пользу несовершеннолетних детей, все еще остается действующим долевое распределение, которое основывается на уровне доходов алиментоплательщика.

Отчислению подлежат:

  • четверть суммы дохода при выплатах в пользу ;
  • треть заработанных средств, если оказывается помощь ;
  • половина всего заработка .

Поскольку заработная оплата официально трудоустроенного россиянина не может быть ниже минимального размера оплаты труда, то и минимальный размер алиментов будет рассчитываться исходя из этих показателей.

В этой части с 2018 года и плательщиков и получателей алиментов ждут весьма значительные изменения.

Так, с начала января 2018 года новая сумма МРОТ составит 9489 рублей.

Исходя из этого, выплаты в пользу несовершеннолетних детей не могут быть меньше:

  • 2372 рублей в пользу одного ребенка;
  • 3163 рубля на двоих чад;
  • 4744 рублей в пользу троих и больше малышей.

Кроме того, осталась возможность оплаты в твердой денежной сумме, которая оговаривается родителями при составлении добровольного соглашения у нотариуса. Данная сумма не зависит от доходов сторон, но не может быть ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум пока что остается без изменения.

Новшества при взыскании алиментов

Необходимость дальнейшего совершенствования процедуры взыскания связана с неутешительным уровнем выплат в пользу несовершеннолетних со стороны родителей, проживающих отдельно.

В частности, было акцентировано внимание на ограничении некоторых прав и свобод нерадивых должников. Так, принятые правовые нормы предусматривают такие возможности юридического влияния на алиментоплательщиков при злостном их уклонении от своих обязательств:

  • временная утеря возможности управления автомобилем и другими видами транспорта, связанная с ограничением использования удостоверения водителя;
  • невозможность выезжать за пределы государства (независимо от целевого назначения поездки) до полного погашения сформировавшейся задолженности;
  • применение административных санкций в виде исправительных работ, ареста или штрафных санкций.

Внимание! Практическое применение одной санкции не исключает возможность дополнительного использования другой.

Но самый важный шаг – это значительное расширение полномочий Службы Судебных приставов, которые получили полную свободу действий по задержанию и применению к нарушителю юридических санкций, фактически получив полномочия, схожие с правоохранительными структурами.

В компетенцию приставов входит привлечение неплательщика в ответственности как по ст. 5.35.1 КоАП РФ, так и по ст. 157 УК РФ.

ВАЖНО: Ключевой проблемой по-прежнему остается уклонение от уплаты алиментов с их формальной выплатой с минимальных доходов. Такие ситуации возникают, когда плательщик алиментов явно имеет достаточный для нормальной жизни заработок, но официально получает пособие по или же оплату в размере МРОТ, с которых и отчисляются .

Алименты в 2018 году должен индексировать пристав

Поправками в законодательство об исполнительном производстве, внесенными от 14.11.2017 года № 321-ФЗ, возложена прямая обязанность на судебного пристава производить индексацию алиментов на уровень инфляции ежегодно.

ВАЖНО: Эта обязанность касается лишь случаев взыскания алиментов в фиксированной сумме и не распространяется на удержание содержания в долях от всех видов заработка.

Законопроекты об алиментах

В 2017 году на рассмотрении правительства находилось несколько законопроектов. Некоторые из них были приняты и вступают в силу с января 2018 года. Другие же были отложены на неопределенное время. Оставшаяся часть канула в Лету и уже вряд ли будет когда-либо рассмотрена.

В частности в 2018 году не удалось дождаться следующим положительных изменений, касающихся совершенствования механизма содержания детей проживающими вне семьи родителями:

  1. На данный момент не установлено граничных сумм, в рамках которых могут взыскиваться деньги на удержание несовершеннолетних детей. Необходимый объем отчислений рассматривается в каждой ситуации отдельно. Принималось решение о принятии минимального размера, но этот проект был отклонен.
  2. Не была санкционирована и организация Алиментного Фонда, который подразумевал выплату минимального содержания из муниципального бюджета в пользу детей до тех пор, пока не удалось привлечь алиментоплательщика к ответственности. Затем планировалось выплаченную сумму компенсировать в пользу бюджета от нерадивого родителя. Проект не получил одобрительных отзывов Правительства ввиду отсутствия денежных средств и чрезмерной финансовой обременительности. Кроме того, в законопроекте не отражался механизм расчета алиментов, которые подлежали выплате за счет бюджетных средств.
  3. Рассматривалась возможность дополнительного взыскания денежных сумм на формирование надлежащих жилищных условий при условии нуждаемости ребенка, но и эта норма не была принята.
  4. Также было предложение продлить срок финансового содержания чада и , если ребенок проходит обучение в ВНЗ по аналогии с пенсионным обеспечением по потере кормильца. Но было решено оставить ограничение по времени выплат до 18-летия.

Таким образом, многие из текущих норм, касающихся механизма взыскания были изменены, но существенных нововведений не произошло. Как было сообщено правительством, многие законопроекты были отложены и, возможно, будут приняты позже, если новые правила не принесут достаточных результатов.

Алиментщик безработный?

Еще один интересный законопроект призван расширить полномочия судебных приставов, предоставив им право содействовать в трудоустройстве тех плательщиков алиментов, которые готовы исполнять свои обязанности, но не имеют для этого дохода.

По аналогии с уголовно-исполнительной инспекцией, имеющей право выдавать предписания на трудоустройство лицам, отбывающим исправительные работы, схожие полномочия предлагалось передать и ФССП.

По положениям законопроекта, приставам предлагалось дать право:

  • Направлять соискателей работы в ЦЗН или в организации при наличии сведений о наличии там вакансий;
  • Запрашивать информацию о вакансиях в учреждениях и организациях;
  • Сотрудничать с различными центрами по трудоустройству.

Пока что сведений о результате рассмотрения данного проекта нет, однако инициатива видится интересной и злободневной в свете острой нехватки рабочих мест в стране.

Нужна помощь юриста?

Очень часто многие граждане заблуждаются относительно законодательных изменений, касающихся взыскания алиментов в 2018 году. Во многом это вызвано муссированием слухов по тех или иных законопроектах, которые люди часто принимают за уже принятые и вступившие в силу законы.

Развеять мифы и определиться с правильной тактикой действий при истребовании алиментов помогут опытные юристы нашего сайта. Обратитесь за бесплатной консультацией прямо сейчас и получите исчерпывающий ответ на любой, имеющийся у вас вопрос!

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Задайте вопрос эксперту-юристу бесплатно!

Задайте юридический вопрос и получите бесплатную
консультацию. Мы подготовим ответ в течение 5 минут!

С 10 августа 2018 года начал действовать Закон от 29.07.2018 № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса России» (далее – Закон № 224-ФЗ). Его суть в том, что он ввёл новый порядок расчета неустойки по алиментам с 2018 года. Рассказываем, что конкретно изменилось и в чью пользу.

Цель нового закона

Сразу же отметим, что эти свежие изменения по алиментам в 2018 году выгодны самим плательщикам алиментов (по суду). Закон № 224-ФЗ смягчает законодательное регулирование размера неустойки за не вовремя перечисленные алименты.

Как было

До появления нового закона об изменениях по алиментам с 2018 года п. 2 ст. 115 Семейного кодекса России (СК РФ) предусматривал, что при возникновении задолженности по вине лица, обязанного отчислять алименты по решению суда, такое виновное лицо уплачивает получателю алиментов также неустойку. Её размер составляет 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.

Кроме того, уменьшение величины неустойки положениями данной статьи не было предусмотрено.

Как менялся закон

Пунктом 1 статьи 333 ГК РФ: если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (просрочки), суд может ее уменьшить. И суды до 2012 года применяли данную норму для снижения явно несоразмерной неустойки по алиментам.

Однако, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за 3-й квартал 2012 года (утв. Президиумом 26.12.2012) разъяснил, что особенности алиментных обязательств исключают возможность применения ст. 333 ГК РФ к возникающей согласно п. 2 ст. 115 СК РФ ответственности должника за несвоевременную уплату алиментов. Поэтому уменьшение неустойки на основании ст. 333 ГК РФ недопустимо.

Читайте также Пилотный проект ФСС: заполняем больничный лист

Закон от 30.06.2008 № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 115 Семейного кодекса РФ» увеличил размер неустойки в случае неуплаты алиментов с 0,1% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки до 0,5%. Эта поправка была направлена на повышение ответственности родителя за несвоевременную уплату алиментов на детей.

Тогда при обсуждении тоже предлагалось уменьшать неустойку с учетом материального и семейного положения плательщика алиментов, но данная норма была исключена из законопроекта.

В итоге повышение ответственности за несвоевременное исполнение алиментного обязательства в целом повлияло на поведение плательщиков и заставило их вовремя отчислять алименты.

К 2018 году в адрес Госдумы всё чаще стали поступать обращения граждан о снижении неустойки за несвоевременную уплату алиментов. Они отмечают, что при установленном размере неустойки 0,5% в день её годовой размер составляет 182,5%. А отсутствие законодательной нормы, позволяющей судам снижать размер неустойки за неуплату алиментов, приводит к назначению неустойки в несколько миллионов рублей. Её практически невозможно выплатить. В итоге должник:

  1. Оказывается в затруднительном материальном положении.
  2. Прекращает платить алименты.

Как стало

В первую очередь, изменения по алиментам в 2018 году снизили сам процент неустойки – с 0,5 до 0,1% (абзац 1 п. 2 ст. 115 СК РФ).