Правовое регулирование инновационной деятельности в организации. Организационные формы инновационной деятельности

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется посредством применения норм Конституции Российской Федерации,Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом регулирующим отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с учетом изменений) .Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.

Необходимость регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инноваций меняется структура экономики,так как инновации выступают непосредственно причиной возникновения новых производств,отраслей и постепенного отмирания уже существующих.

Правовое регулирование предполагает целенаправленное воздействие на тот или иной вид общественных отношений.Инновационная деятельность также выступает разновидностью общественных отношений, которые складываются в процессе создания и внедрения инноваций в жизнь общества. Под правовым регулированием следует понимать воздействие норм права на общественные отношения в целях их упорядочения и развития. Гончаренко Л П Менеджмент инвестиций и инноваций М.2014

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством использования различных правовых методов, средств и форм. Основным правовым средством государственного регулирования являются правовые акты.Это многочисленные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.Регулирование инновационной деятельности может осуществляться также на базе инновационных прогнозов стратегий, программ.

Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации с учетом предложений субъектов Российской Федерации.

Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет Бюджетный кодекс Российской Федерации. Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета.

Годовые возможности финансовой поддержки закрепляются в Федеральном законе о государственном бюджете на очередной год. Комплекс нормативов стимулирования по налогообложению отражается в дифференцированных ставках каждого вида финансовых изъятий в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Комплекс отношений собственности, субъектов, производящих объекты интеллектуальной собственности, в том числе государства, субъектами, производящими материальные продукты, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Процедура выхода инновационного объекта на внешний рынок, закрепляется в Таможенном кодексе Российской Федерации.

Ряд субъектов Российской Федерации приняли законодательные акты об инновационной деятельности. Маховикова Г А, Ефимова Н Ф инновационный менеджмент М.2014 с 107-109

Научно-техническая политика федеральных российских властей в настоящее время во многом направлена на инновационный путь развития. Разработан и принят ряд правовых документов, нацеленных на развитие научно-технических разработок и их внедрение.К таким документам относятся следующее:

  • - Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, содержащая цели и задачи государственной инновационной политики, стратегию инновационного развития, механизмы реализации инновационной политики;
  • -Федеральный закон от 19 июля 2007 года №139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий». В соответствии с данным законом корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализаций проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии;
  • - Федеральный закон от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ « О государственной корпорации ростехнологии». Целью деятельности государственной корпорации «ростехнологии» является содействие разработки, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции,привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности включая оборонно-промышленный комплекс;
  • - Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ « Об особых экономических зонах Российской Федерации » (с учетом изменений) . Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции,транспортной инфраструктуры. Кузнецов Б Т,Кузнецов А Б.инновационный менеджмент М.2013 с 114

Инновационный путь развития признан приоритетным для России на ближайшие годы. Об этом свидетельствует принятие федеральных целевых программ в области науки и инновационной деятельности, которые начинают претворяться в жизнь.

Государственные приоритеты российской - научнотехнической инновационной политики во много определены Федеральной целевой программой «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации ». Цель программы - создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии.

Программой, определяющей государственные приоритеты российской научно-технической и инновационной политики является Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы»

В эту программу входит подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы », Цель программы - обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных,ресурсосберегающих,экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Грибов В Д, Никитина Л П Инновационный менеджмент Учебное пособие М-2013

В рамках реализации программы заложены основы национальной инновационной системы,предприняты меры по развитию сектора исследований и разработок,формированию инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций. За последние годы значительно увеличено финансирование за счет средств государства фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006 -2008 годов) и прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования науки. Созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций,

Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005 - 2008 годах на эти цели было выделено 30 млрд. рублей).

Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (первый такой центр создан на базе федерального государственного учреждения "Российский научный центр "Курчатовский институт"). Развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, включающая технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, наукограды, технопарки.

Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ"О статусе наукограда Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определены следующие основные понятия: наукоград Российской Федерации (далее - наукоград) - это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом;

Научно-производственный комплекс наукограда - совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

Инфраструктура наукограда - совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, настоящим Федеральным законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

В этот период в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» Положено начало созданию территориально обособленного комплекса - инновационного центра "Сколково", в котором создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. В рамках инновационного центра "Сколково" создается технический университет с целью достижения им в перспективе уровня ведущих мировых университетов. Формируется система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний через управляющую компанию инновационного центра "Сколково", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития" и другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития. Указанным законом установлено: Инновационный центр «Сколково» - совокупность инфраструктуры территорий инновационного центра «Сколково» и механизма взаимодействия лиц,участвующих в реализации проекта,в том числе путем использования этой инфраструктуры;

территория центра -это земельные участки, которые находятся в границах территории,предназначенный для реализации проекта,и определенный в установленном Президентом РФ порядке,и принадлежат на праве собственности управляющий компанией;

инфраструктура территории Центра -совокупность территории Центра,а также зданий,строений,сооружений и иных обьектов,в том числе обьектов коммунальной инфраструктуры.

Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности.

Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р утверждена Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Российской Федерацией задачи в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.Стратегия, опираясь на положительные результаты, достигнутые в реализации инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее существенные недостатки, а также учитывает новые направления политики поддержки инноваций, сформированные в последние годы.

Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:

  • -увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40 - 50 процентов к 2020 году (в 2009 году - 9,4 процента);
  • -увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах экономики к 2020 году;
  • -увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году (в 2008 году - 0,25 процента);
  • -увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 - 20 процентов к 2020 году (в 2009 году - 12,7 процента);
  • -увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35 процентов к 2020 году (в 2010 году - 4,9 процента);
  • -повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 -3 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году (в 2010 году - 1,3 процента), из них больше половины - за счет частного сектора;
  • -увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 процентов к 2020 году (в 2010 году - 2,08 процента);
  • -увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов сог юридическими лицами в патентных ведомствах

Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году - 63 патента);

Увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 процентов.

При этом, общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления. Предполагается что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

Основными задачами Стратегии являются:

  • -развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
  • -повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
  • -максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
  • -формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
  • -обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
  • -активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
  • -Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:
  • -создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;
  • -повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;
  • -увеличение численности инновационных предпринимателей;
  • -создание в обществе атмосферы терпимости к риску;
  • -пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;
  • -адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.

Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий обеспечит в том числе формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного инновационного климата, включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

  • -выявление проблем и путей их решения с использованием набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью;
  • -тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;
  • -создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования; инновация интеллектуальный собственность документ
  • -обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;
  • -прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;
  • -ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на международные стандарты;
  • -стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок);
  • -координация и взаимоувязка бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.

Президентом Российской Федерации В В Путин в своем выступлении « О стратегии развития России до 2020 года » отметил: « Должно существовать единое правовое пространство страны. Региональная правовая база должна быть приведена в соответствие с федеральным законодательством, которое, в свою очередь, получит серьезное развитие,включая систематизацию законодательства » .

Инновационное предпринимательство осуществляется в двух формах: в форме индивидуального предпринимательства и путем создания юридического лица. В случае индивидуального предпринимательства речь идет о физических лицах, занятых предпринимательской деятельностью в научно-технической сфере без образования юридического лица. Фактически это начальная форма предпринимательской деятельности. Она связана с созданием и использованием нововведений физическими лицами. Субъектами инновационной деятельности в данном случае могут быть изобретатели, конструкторы и другие творческие личности, создавшие инновационный продукт. В качестве индивидуального предпринимателя в инновационной сфере может выступать физическое лицо, получившее право использования объекта промышленной собственности. Однако возможности индивидуального предпринимателя в создании и использовании инновационного продукта всегда ограничены.

Ведущими субъектами инновационной деятельности являются юридические лица. К ним независимо от форм собственности относятся научно-исследовательские и конструкторские бюро, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, среди которых особо выделяются по предмету инновационной деятельности научные организации. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции. Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.

Успешная инновационная деятельность должна быть обеспечена тесным взаимодействием промышленных предприятий с научно-исследовательскими организациями. Однако, механизм такого взаимодействия в процессе осуществления экономической реформы в России был разрушен. Грибов В Д, Никитина Л П Инновационный менеджмент Учебное пособие М-2013

Фактически в промышленности создается заново инфраструктура научно-технической деятельности. Формируются высокотехнологичные фирмы, способные вкладывать значительные средства в новые технологии. Они возникают и развиваются, в первую очередь, в рамках объединений предпринимательских организаций: концернов, холдингов, финансово-промышленных групп и других ассоциаций юридических лиц. Участие в качестве субъекта в инновационной деятельности не требует приобретения соответствующего статуса. Критерием отнесения того или иного лица к субъектам инновационной деятельности служит сам факт его участия в этой деятельности. В настоящее время получение льгот требует указания в уставе организации научно-технического характера деятельности и аккредитации, при этом научно-техническая продукция должна составлять не менее 70 процентов произведенной организацией продукции. В результате инновационной деятельности возникает инновационный продукт - результат интеллектуального труда. В процессе его создания и присвоения складывается система отношений собственности на этот продукт. Право собственности на инновационный продукт связано с исключительным правом использования результатов инновационной деятельности. В рыночной экономике права на интеллектуальную собственность выступают в качестве товара наряду со знаниями и технологиями. Объекты, составляющие инновационный продукт, представляют собой самые различные формы новшеств. Важнейшим объектом инновационного предпринимательства является интеллектуальная собственность, и в первую очередь промышленная интеллектуальная собственность (открытия, изобретения, рационализаторские предложения, ноу-хау, товарные знаки, новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы).

В соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 4) результатом интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; исполнения; фонограммы; сообщения в эфир; изобретения;полезные модели; селекционные достижения;топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау);фирменные наименования;товарные знаки и знаки обслуживания;наименования мест происхождения товаров;коммерческие обозначения.Интеллектуальная собственность охраняется законом. ГК РФ (часть 4) статья 1225

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства является авторскими правами.Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства;право автора на имя;право на неприкосновенность произведения; право на обнародования произведения; ГК РФ (часть 4) статья 1228-1255

Исключительное право на изобретение,полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения,полезные модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретения, полезную модель или промышленный образец.

Охрана интеллектуальных прав на изобретения,полезную модель или промышленный образец предоставляется на основании патента.Право на получение патента на изобретения, полезную модель или промышленный образец первоначально принадлежит автору изобретения, полезная модель или промышленного образца.Патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения,полезной модели или промышленного образца. ГК РФ (часть 4) статьи 1353,1357,1358

На товарный знак, тоесть на обозначение,служащие для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей,признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.В качестве товарных знаков могут быть могут быть зарегистрированы словесные,изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. ГК РФ (часть 4) статьи 1477,1478,1482

Инновационное развитие означает постоянное расширение перечня инновационных продуктов, обусловленное появлением новых научно-технических, производственных, управленческих и коммерческих знаний, промышленных или лабораторных процессов нового характера, новых систем обработки информации, новых программ. Не все объекты собственности на результаты инновационной деятельности пользуются прямой юридической защитой. Не регламентируется законодательными актами охрана ноу-хау, хотя ноу-хау может содержать весьма важную научно-техническую информацию.

Государство является непременным участником инновационного процесса,

выполняя одну из важнейших, ответственнейших функций требующих высокого профессионализма, стратегического мышления и усилий со стороны руководителей государства.Государственная инновационная политика -это составная часть социально-экономической политики;

должна быть направлена на увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения принципиально новых видов продукции и технологий,расширения рынков сбыта производимых в России товаров,работ, услуг. Она предполагает вытеснение устаревших технологий, повышение конкурентоспособности продукции.Широкое развитие должно получить взаимодействие коммерческих форм науки и производства.

Основными направлениями государственной инновационной политики являются:

Государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологических производств.Это может быть осуществлено путем обьединения усилий со стороны государства и частных инвесторов,

взаимодействие со странами дальнего и ближнего зарубежья. Стимулирование такого сотрудничества может осуществляться за счет введения определенных налоговых льгот относительно средств,

финансирующих инновационную деятельность,государственных гарантий и кредитов;

  • - создание механизма внешнеэкономической поддержки по формированию условий для совместной деятельности отечественных и зарубежных организации по выпуску отечественной наукоемкой продукции с учетом дальнейшей ее реализации на внешнем рынке;
  • - планирование в бюджетах разных уровней прямых государственных инвестиций для инновационных программ и проектов, имеющих государственные приоритеты;
  • - развитие системы лизинга для привлечения наукоемкого оборудования;
  • - стимулирование участия инновационно -активных предприятий в международных конкурсах.

Инновационная политика тесно связана с научной и научно-технической политикой, включая государственное регулирование науки и научно-технического развития. Гончаренко Л П Менеджмент инвестиций и инноваций М.2014

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

  • - финансирование научно-исследовательских,опытно-конструкторских и технологических работ,связанных с инновационной деятельностью;
  • - финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий,а так же деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • - финансирование потентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;
  • - инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • -размещение государственного заказа на закупку продукции,созданной в результате инновационной деятельности;
  • -предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
  • - поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субьектов инновационной деятельности и субьектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • -тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности высокотехнологической продукции российских производителей по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей производство, которой поддерживается соответствующими государствами;
  • - предоставление льгот субьектам инновационной деятельности и субьектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам,

сборам и иным платежам в бюджет;

Предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе обьектов интеллектуальной собственности.

Реализация основных целей и задач государственной инновационной политики осуществляется путем регулирования деятельности субьектов

инновационной деятельности. При этом государство гарантирует поддержку в первую очередь, приоритетных инновационных программ и проектов, создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, охрану интеллектуальной собственности,защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма, свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики,

привлечение на конкурсной основе к выполнению инновационных программ и проектов общественных организаций,развитие малого предпринимательства в научно-исследовательской и инновационной сферах. Гончаренко Л П Менеджмент инвестиций и инноваций М.2014

Ключевое значение в обеспечении инновационного развития экономики и общества в целом, принадлежит нормативно-правовому регулированию этих процессов.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса предполагает:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности;
  • охрана прав владения, пользования и распоряжения результатами инновационной деятельности;
  • защита промышленной и интеллектуальной собственности;
  • развитие договорных отношений, в частности, в области выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проектных и изыскательских работ, по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности и договоров (контрактов) с инвесторами.

В России первые нормативные правовые документы, регулирующие отношения в инновационной сфере, были сформулированы в 1990-х гг. Отчасти это объяснялось тем, что в стране еще не сложилось представление о содержании и формах инновационной деятельности. До этого, в плановой экономике существовала принципиально иная форма организации сферы НИОКР и распространения новшеств.

В Конституции СССР существовала норма, согласно которой внедрение результатов НИОКР рассматривалось как продолжение научно-технической деятельности и объявлялась функцией государства. Поэтому ряд аспектов реализации научно-технических разработок и изобретений в первые годы постсоветского периода находил отражение в актах, регулирующих науку и научную деятельность. Поскольку инновационная деятельность, по сути, является предпринимательской, отдельные ее вопросы также регулировались нормативными правовыми актами, ориентированными на предпринимательство, к примеру, Гражданским кодексом РФ .

Со временем стало очевидным, что подобная практика не решает проблемы, так как инновационная деятельность имеет четко выраженную специфику. Отразить их в должной мере возможно преимущественно в специальных законах и других вытекающих из них подзаконных актах.

В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая отношения в инновационной сфере, развивается, однако, медленно и подчас непоследовательно. Имеющейся национальной законодательной базы пока недостаточно, законы и подзаконные акты не в полной мере отражают разнородность юридических подсистем различных отраслей права. Законодательная база недостаточно отражает опыт нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в других странах.

Отсутствие системного подхода к нормативно-правовому регулированию инновационной сферы является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности, и, понимая это, органы власти субъектов РФ пытаются устранить этот недостаток принятием региональных документов. Сложность разработки нормативных правовых актов но инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия "инновация", "инновационная деятельность", "государственная инновационная политика" и другие термины трактуются неоднозначно.

Экономическая литература содержит исследования, посвященные методологическим и концептуальным проблемам инновационной деятельности, состоянию организационно-экономических механизмов функционирования инновационных составляющих. Объем же правовых исследований, относящихся к проблематике инновационных отношений, весьма незначителен. В чем причина того, что законодательная деятельность по вопросам инноваций сегодня оказалась не подкреплена необходимыми научными исследованиями в области права? Ведь отсутствие системных исследований по проблемам инновационных отношений делает невозможной разработку научно обоснованных практических рекомендаций для исполнительной и законодательной власти.

Инновационная тематика имеет экономические корни, поэтому до сих пор она разрабатывалась преимущественно экономистами. Но комплексность этой области знаний чрезвычайно высока. Представители правовой науки последовательно указывают на то, что создание четкого механизма правового регулирования в сфере инноваций есть необходимый элемент экономических реформ. Однако пока современная юридическая доктрина предметно не обращалась к тематике инновационной деятельности. Поэтому право призвано решать жизненные ситуации, немедленно и адекватно реагировать на них, отвечать сегодняшним требованиям изменяющихся общественных отношений.

Задача экономической науки в области теории инновации состоит в формировании системы знаний относительно сущности инновационной деятельности как экономического явления. Вклад юриспруденции в эту область должен состоять в осмыслении с позиций правоведения отношений в сфере инновационной деятельности, выработке научно обоснованных рекомендаций в адрес законодателя о формах и методах правового регулирования этих отношений.

Современное законодательство России включает большое число разрозненных нормативных актов, подчас, противоречащих друг другу. В такой ситуации рано или поздно возникает острая потребность в упорядочении действующей правовой системы, обработке законов, сведении их в единое целое. Одним из способов решения таких проблем является систематизация законодательства, которая предоставляет специалисту возможность оперативно находить и точно истолковывать необходимые нормы права, а законодателю, в частности, – стать основой для выработки единой правовой концепции, правового механизма, регулирующего инновационную деятельность.

Ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются около 2 тыс. нормативных актов. Более 1,5 тыс. правовых актов федерального уровня сегодня содержат инновационную тематику. В имеющемся массиве законодательных актов зачастую сложно найти нужный документ, а тем более изучить его во взаимосвязи с другими нормами права, выявить и установить взаимозависимость различных разделов права. Только систематизация законодательства, подготовленная специалистами в области права, способна облегчить работу с законами.

Для решения задач модернизации экономики, повышения общего уровня конкурентоспособности необходимо не только разрабатывать и принимать необходимые нормативные правовые документы, но и упорядочить и систематизировать действующие правовые нормы, выработать единый механизм правового регулирования инновационной деятельности. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

Необходимо отметить, что постепенно работа но формированию систематизированной нормативно-правовой базы сейчас началась. Кроме того, за последние несколько лет были разработаны и приняты принципиально важные законодательные документы, направленные как на регулирование отношений в инновационной сфере, так и определяющие характер ее развития в будущем. Огромную роль в вопросе развития законодательной базы призваны сыграть региональные власти.

Изначально Конституция РФ отнесла правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности к исключительному ведению РФ. Такой подход объясняется как важностью регулируемых общественных отношений, так и заинтересованностью всех субъектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования.

В большинстве государств, в том числе федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятельности человека, производителей и создателей интеллектуального продукта. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны, предотвращения его утечки за рубеж и эффективного использования для решения задач социально-экономического развития.

Отнесение названных вопросов к исключительному ведению РФ не означает, однако, что субъекты Федерации в своих нормативных актах не вправе касаться этих вопросов. В настоящее время региональные власти должны принимать активное участие в правовом регулировании инновационной деятельности, в систематизации местной законодательной базы, призваны расширять права и свободы граждан по сравнению с тем, как они определены федеральным законодательством .

В целом задачи, стоящие перед органами государственной власти в области разработки, систематизации и развития инновационного законодательства, должны быть направлены на то, чтобы обеспечивать:

  • развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок (формирование системы долгосрочного прогнозирования развития приоритетных направлений науки и технологий, а также приоритетов научно-технической и инновационной деятельности);
  • повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности и формирование рынков потребления научно-технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу);
  • правовую охрану и защиту результатов интеллектуальной деятельности;
  • совершенствование механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса – субъектами инновационной деятельности;
  • создание, сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического и инновационного комплексов, повышение престижа научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности;
  • организацию финансирования инновационной деятельности, повышение эффективности деятельности федеральных, межрегиональных фондов научного, научно-технического и технологического развития, интеграцию в этом направлении усилий государства и предпринимательского сектора экономики;
  • регулирование сферы международного научного, научно-технического и технологического сотрудничества, стимулирование создания международных научных организаций, научно-производственных структур, поддержку продвижения на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в России осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности.

Законодательную базу, определяющую отношения в инновационной сфере, можно сгруппировать следующим образом.

  • 1. Правовые акты , определяющие целевые установки государственной политики (концепции , программы, доктрины ). Документы этой группы, как правило, являются декларативными актами.
  • 2. Указы, законы, постановления и распоряжения, определяющие функции органов государственной и исполнительной власти, научных, негосударственных организаций и фондов в части инновационной деятельности.
  • 3. Распоряжения Правительства РФ, утверждающие планы действий в области модернизации экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Указанная группа нормативных актов содержит основные положения концепции реформирования науки, инновационного развития экономики, инфраструктуры инновационной деятельности, а также мероприятия по стимулированию инноваций.
  • 4. Законы, регулирующие статус инновационно-активных зон (наукоградов, академгородков и т.п.).
  • 5. Региональное законодательство об инновациях (законы и концепции).

Основные нормативные акты, регламентирующие государственную инновационную политику в области развития инновационной деятельности в стране, представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Основные нормативные акты, регламентирующие отношения и принципы развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Вид нормативного акта

Наименование нормативного акта

О науке и государственной научно-технической политике

О передаче прав на единые технологии

Федеральный закон

О статусе наукограда Российской Федерации

Федеральный закон

О коммерческой тайне

О Российской корпорации нанотехнологий

О патентных поверенных

Об образовании в Российской Федерации

Об особых экономических зонах в Российской Федерации

Часть IV (Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации)

Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации

О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации

О государственных научных центрах Российской Федерации

Указ Президента РФ

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу

О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологии

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации

Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации

Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий

О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения

О Федеральном агентстве по науке и инновациям

О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности

Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности

Об использовании результатов научно-технической деятельности

О государственном учете результате в научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года

Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций – исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

О комплексе мер и развитии государственной поддержки малых предприятий в сфере материального производства и содействии их инновационной деятельности

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013–2020 годы

Основные направления реализации государственной политики но вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности

О концепции долгосрочного соци- ально-эконом ичсского развития Российской Федерации на период до 2020 года

О перечне научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации

О создании банка данных высокоэффективных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и инновационных проектов

Протокол Межведомственной комиссии по научно- инновационной политике от 15 февраля 2006 г. № 1

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года

Ключевую роль в регулировании и развитии инновационной деятельности в стране играют стратегические документы федерального уровня. К их числу необходимо отнести прежде всего стратегии и концепции развития страны в целом (например, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу) и стратегических отраслей в частности, а также – долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г.

Для развития инновационных процессов в стране особое внимание также необходимо уделять законодательному регулированию процессов финансирования НИОКР. Основные нормативные правовые документы, регламентирующие порядок финансирования научных исследований и экспериментальных разработок представлены в табл. 4.4.

Анализ законодательства в инновационной сфере свидетельствует о значительном числе нормативных правовых документов. При этом наблюдается, о чем говорилось выше, отсутствие единой согласованной законодательной базы, несмотря на интенсивную работу усовершенствованию правового поля.

Таблица 4.4

Основные нормативные акты, регулирующие отношения в области финансирования научных исследований и экспериментальных разработок

Вид нормативного акта

Название нормативного акта

О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования

О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства

О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности

О единой государственной информационной системе учета научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения

Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок

Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации

Приказ Мининформсвязи РФ от 15 августа 2007 г. № 97 (зарегистрировано в Минюсте РФ 10 октября 2007 г. № 10295)

О Внебюджетном отраслевом фонде НИОКР Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации

В этой связи сегодня перед законодателями стоят две основные задачи:

  • упорядочение действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность;
  • принятие единого расширенного специального закона, регулирующего на федеральном уровне инновационную деятельность в Российской Федерации, причем с учетом анализа объективно существующего российского (федерального и регионального) и зарубежного законодательства, правоприменительной практики, результатов проведения научных, статистических, социологических и политологических исследований. Инкорпорация норм международного права в законодательство России является одним из важнейших способов согласования норм международного и национального права.

При принятии закона, регулирующего инновационную деятельность в Российской Федерации, в числе принципиальных позиций должны быть закреплены нормы права: о принципах, предмете, субъектах правового регулирования инновационных отношений, их правах и обязанностях; о целях инновационного законодательства и сто месте в системе действующего законодательства; об источниках финансирования, мерах государственной поддержки, основах стимулирования творчества и инновационной активности всех субъектов инновационных правоотношений; о юридической ответственности всех субъектов гражданских правоотношений за нарушение исключительных прав.

Появление инновационного сегмента в экономике – это расширение инфраструктуры рынка, увеличение количества его элементов. Поэтому инновационная сфера является органичной частью экономической системы, а значит, методы регулирования, используемые для управления инновационной составляющей, аналогичны методам управления экономической системой.

В то же время из-за особенностей субъектного и объектного состава отношений, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности, оказалось недостаточно:

  • существующих гражданско-правовых норм, относящихся к институту интеллектуальной собственности;
  • норм обязательственного права, опосредующих оборот имущественных и неимущественных прав;
  • норм договорных конструкций о порядке проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Необходимость участия государства, конечные цели деятельности субъектов, специфика научной сферы, в которой создаются потенциальные объекты инноваций, побуждают нас при регулировании инновационных отношений обращаться к нормам права, опосредующим деятельность в сфере управления, к институтам финансового и бюджетного права.

Правовая обеспеченность участников инновационного предпринимательства предполагает также наличие эффективного юридического механизма, оформляющего отношения его субъектов нс только с другими экономически обособленными участниками рынка, в основе поведения которых лежит законодательно предписанная диспозитивная модель поведения (отношения юридического равенства), но и с органами власти, в компетенцию которых входят действия в отношении субъектов инновационного предпринимательства – по разрешению, содействию, ресурсообеспечению, контролю.

Таким образом, вся совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения и обеспечивающих эффективное экономическое поведение его участников, образует правовую среду инновационного предпринимательства. Опираясь на имеющиеся достижения юридической науки о системе права и законодательства, инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, так как оно представляет собой совокупность разноотраслевых элементов.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (IV часть) от 18 декабря 2006 г. № 230-Φ3 (ред. от 23 июля 2013 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 сентября 2013 г.). Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
  • Управление инновациями для воспроизводства конкурентной экономики. С. 87.

Источники правового регулирования инновационной деятельности

Ранее регулирование (тогда научной) инновационной деятельности было достаточно хаотичным: не было единого закона, но было множество подзаконных актов различных министерств и ведомство. Нет базового нормативного акта нет и сейчас: ФЗ "О статусе наукограда РФ", "Об особых экономических зонах РФ", "О российской корпорации "Нанотехнологии", "О научном центре "Сколково", а также многие подзаконные нормативные правовые акты.

Под такой формой следует понимать внутренне упорядоченные объединения сил, ресурсов и средств, посредством которых достигаются цели инновационного проекта. Такое объединение характеризуется определенной иерархической структурой и соответствующим структуре инновационного процесса механизмом управления, то есть это не организационно-правовая форма юридического лица.

Действующим законодательством предусматриваются различные организационные формы, наиболее мощной из которых являются наукограды ("технополисы"), то есть сосредоточенный в границах одного региона комплекс научных организаций, занимающихся фундаментальными и прикладными исследованиями, вузов, промышленных предприятий и прочее, ориентированных на созданние и реализацию инноваций.

Впервые технополисы появились в США ("Силиконовая долина" вокруг Стенфордского университета). В РФ наукоградом считается МО, имеющее высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом (совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и иную деятельность). Научно-производственный комплекс должен располагаться на территории МО, быть градообразующим, отвечать установленным законом требованиям.

Статус наукограда с 01.01.2005 присваивается Правительством РФ (до этого - указом Президента РФ). Сейчас это 65 городских и сельских поселений, расположенных в основной зоне расселения в стране. Данный статус дает право на получение субсидий из федерального бюджета. В данный момент создает инновационный центр Сколково.

Следующей формой являются технико-внедренсческие особые экономические зоны (это одна из разновидностей экономических зон, родовым признаком которых является наличи особого режима осущетсвляения предпринимательской деятльености на определенной территории; позаимствовали опыт Китая и Сингапура).

На сегодняшний день на территории РФ имеется 4 технико-внедренсческие особые экономические зоны в Дубне, в Зеленограде, в Томске, в Найдорфе.

Технологические и научные парки - это уже структуры более мелкого масштаба. Это научно-производственные территориальные комплексы, включающие в себя научные учреждения, вузы, промышленные предприятия, малые наукоемкие фирмы и сервисные службы.


Технологические и научные парки функционируют на основе коммерциализации научной и научно-технической деятельности. Их целью являеся содействие малым инновационным формам и их развитию, воплощение научной и научно-технической продукции, готовой для размещения на рынке, создание новых видов производств.

Научный парк - структура, действующая в соответствии с договорами о сотрудничестве с университетами и исследовательскими центрами.

Инновационные предприятия при научных и образовательных учреждениях. Они должны создаваться и функционировать в соответствии с законом по вопросу создания государственными учреждениями организаций с целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям (научные и образовательные учреждения).

Бизнес-инкубаторы (парки инкубаторного типа) - многофункциональные комплексы, оказывающие обширный перечень инновационных и учебных услуг фирмам-клиентам, которые в зависимости от своего технологического профиля и производственной ориентации приобретают эти услуги, одновременно арендуя помещение инкубатора. Самоокупаемость бизнес-инкубатора обеспечивается за счет будущей прибыли таких фирм-клиентов.

Инженеринговые, внедренческие и венчурные организации - это малые инновационные предприятия, которые по сравнению с крупными формами обладают большими возможностями в области коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности за счет готовности идти на больший риск, более узкой предметной специализации

Инженеринговые организации занимаются доработкой инноваций до стадии их промышленной реализации, а также проводят консультации и оказывают услуги в процессе внедрения новых разработок (понятия инженеринговой деятельности есть в постановлении Правительства РФ №1207 1995 года). Выделяют технологический, общий и консультативный инженеринг.

Внедренческие организации продвигают на рынок перспективные изобретения, созданные отдельными изобретателями, а также посредством производства небольшими партиями отдельных изделий, воплощающих в себе охраняемые объекты промышленной собственности.

Венчурные организации создаются для доведения до стадии промышленной реализации наиболее рисковых инноваций; могут создаваться для конкретной цели или перспективной идеи. Их деятельности финансируется крупными компаниями, которые не решаются реализовывать какой-либо проект в силу его рисковости (никакой гарантии возврата средств нет).

В настоящее время не существует какого-либо единого нормативного акта, регулирующего отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности. Действующие нормативные акты определяют отдельные правовые аспекты этого процесса. Совокупность правовых источников, затрагивающих данную сферу предпринимательства, может быть представлена в виде следующей системы.

Законодательство об интеллектуальной собственности . В его состав входят законы, регламентирующие порядок оформления прав и правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, нетрадиционных объектов, средств индивидуализации, объектов авторского права. Также здесь следует назвать нормативные акты патентного ведомства, регламентирующие порядок регистрации отдельных объектов и некоторые другие вопросы.

Более подробно данный материал освещен в разделе настоящего учебника об интеллектуальной собственности субъектов предпринимательства, Нормы законодательства об интеллектуальной собственности регламентируют не только собственно правовой режим объектов и порядок оформления прав на них, но и затрагивают отдельные договорные формы взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, например лицензионные договоры, договоры о вознаграждении автору изобретения, договоры об уступке промышленных прав.



Гражданский кодекс РФ. Особое значение в рассматриваемой сфере имеют нормы Кодекса, касающиеся отдельных видов договоров - главным образом, договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров о возмездном оказании услуг, о совместной деятельности.

Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности. Прежде всего, к ним относятся документы программного, декларативного характера. Так, 5 августа 2005 г. Правительством РФ утверждены уже упоминавшиеся Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, определившие цели, задачи государственной инновационной политики, ее основные направления, механизмы, меры реализации. Также здесь можно назвать Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

В Указе было заявлено о приоритетности государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности как основного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд постановлений Правительства РФ об утверждении федеральных программ, касающихся отдельных сфер инновационной деятельности. К ним относятся: постановления Правительства РФ: от 21 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 годы)»; от 8 ноября 2001 г. № 779 «Об утверждении федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы»; от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий» и др.

К источникам данной группы относятся принятые Правительством РФ акты индивидуального регулирования, направленные на формирование специальных фондов поддержки инновационной деятельности. Это постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» Схожие по направлению деятельности некоммерческие организации могут создаваться и субъектами Федерации, муниципальными образованиями, ненормативные акты об учреждении которых также входят в рассматриваемую группу источников.

Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инновации финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость в принятии различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации.

Здесь могут быть названы, например, следующие источники: Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в ред. от 17 ноября 2005 г № 685).

Законодательство о науке и научно-технической деятельности . В первую очередь это Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также образовательное законодательство, представленное Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов . К ним относятся: Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 914, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (п. 55-57).

Подводя итог обзору правовых источников регулирования инновационной деятельности, отметим, что инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, поскольку оно представляет собой совокупность разноотраслевых элементов, причем «большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей - главным образом права гражданского».

Вместе с тем в России уже давно назрела необходимость в принятии комплексного законодательного акта об инновационной деятельности и инновациях, который содержал бы не набор положений декларативного характера, а воплощал в себе целостную систему норм права, органично встраивающих инновационные отношения в правовое поле современного предпринимательского законодательства.

Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается не только в развитых странах, но и в большинстве государств мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют недавно принятые на самом высоком уровне программные документы, в первую очередь "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". На реализацию данного выбора влияют многие факторы, как внутренние, так и внешние. Сегодня уже ясно, что без определения долгосрочных целей социально-экономического развития и путей их достижения, учитывающих как исторические, социально-экономические и геополитические реальности России, так и закономерности современного этапа общемирового развития, экономическая политика нашего государства не будет иметь реальной перспективы.

Понятие и признаки инновационной деятельности

Следует различать понятие инновационной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности. В настоящей главе используется преимущественно узкая трактовка понятия инновационной деятельности, областью применения которой является научно-техническая сфера.

Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществлялось посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Отсутствие четкого законодательного базиса развития научно-технического потенциала страны порождало селективность регулирования и не создавало стройной нормативно-правовой системы, которая была бы способна опосредовать реальные закономерности научно-технической революции, одной из движущих сил которой выступают нововведения.

Рассмотрим субъекты инновационной деятельности. В отсутствие законодательно установленного круга лиц, участвующих в инновационном процессе, возникают дополнительные трудности при определении фигуры, обладающей статусом субъекта инновационной деятельности.

Для того, чтобы стать участником инновационной деятельности, нет необходимости приобретать одноименный статус, как, например, того требует закон от предпринимателя. Этот вид деятельности не требует и лицензирования, по крайней мере в настоящее время. Вместе с тем нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации инновационной деятельности в РФ, и сам характер нововведений позволяют очертить круг субъектов, не только принимающих непосредственное участие в инновационном процессе, но и обеспечивающих этот процесс.

Что касается объектов инновационной деятельности, отмеченные выше признаки инновационной деятельности, характеризуют ее в экономическом смысле как процесс, имеющий содержанием ряд этапов, которые проходит научная или техническая идея, минуя “интеллектуальные” и “материальные” стадии инновационного цикла. Очевидно, что формы, в которые трансформируется инновационная идея в рамках каждой из стадий инновационного цикла, могут быть выявлены путем фиксации конечного продукта на “выходе” той либо иной стадии.

Если полагать в качестве объекта деятельности предмет, на который направлена активность субъекта и результат этой активности в форме продукта, то применительно к инновационной деятельности ее объект будет проявляться в форме комплексных и собирательных понятий “интеллектуального продукта” и “готового товара”. При дальнейшем анализе объектов инновационной деятельности мы будем опираться именно на такой подход к определению объекта.

К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности по законодательству РФ относятся:

Объекты патентных прав, включающие изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

Объекты, индивидуализирующие участников гражданского оборота и производимой ими продукции, включающие фирменные наименования и коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;

нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, включающие открытия, топологии интегральных микросхем, рационализаторские предложения, селекционные достижения, информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну.

К ним, в частности, могут быть отнесены научные теории и математические методы, научные принципы и факты, методы выполнения умственных операций, методы организации и управления хозяйством, решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, ноу-хау, концепции и т.д. (см., напр., п. 3 ст. 4 Патентного закона РФ, п. 4. ст. 8Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, ст.6,7 Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, п. 4 ст. 3 Закона РФ “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, а также иные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере создания, использования и охраны объектов интеллектуальной собственности).

Весь массив неохраняемых результатов интеллектуальной деятельности перечислить невозможно, ибо в него могут быть включены все результаты, основанные на рассудочной, умственной, мыслительной способностях человека, не охраняемые в соответствии с законодательством, а также охраноспособные результаты, по каким-либо причинам не получившие правовую охрану.

Рассмотрим равовые формы инновационной деятельности:

Рассматривая признаки инновационной деятельности и анализируя ее особенности, мы имели возможность убедиться в том, что создание, производство и реализация инновационного продукта требуют участия широкого круга субъектов: от изобретателей, конструкторов и технологов до профессиональных предпринимателей и специализированных организаций. Все они являются участниками единого инновационного процесса и в ходе осуществления тех или иных действий, результатом которых выступает конкретный интеллектуальный либо материальный продукт, вступают между собой в определенные взаимоотношения. Данные взаимоотношения весьма многообразны и складываются в рамках волевых отношений между людьми. Регулируя эти отношения, законодатель придает им определенные правовые формы, которые фиксируют общие направления решения проблем, связанных с инновационной деятельностью. Таких форм множество, но все они могут быть дифференцированы по двум уровням регулирования: публично-правовому и частно-правовому

На публично-правовом уровне регулирования основными являются правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность, доминантой которого выступает охрана совокупных интересов всех членов общества

На частно-правовом уровне регулирования основой, упорядочивающей отношения субъектов инновационной деятельности, является все то же государственное воздействие, но его доминирующим началом выступает охрана частных интересов отдельных лиц.

Государственная политика и регулирование инновационной деятельности.Государственная научно-техническая и инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития страны. Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.

Общие вопросы инновационной политики отражены в указах и распоряжениях Президента РФ, в подготовке которых участвуют аппарат Президента Российской Федерации, а также Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. Являясь консультативным органом, Совет вырабатывает предложения Президенту по определению приоритетных направлений государственной научно-технической и инновационной политики, политики в области образования и мер, направленных на их реализацию; систематически информирует Президента о положении дел в сфере науки, технологий и образования в России и за рубежом; и т.п.

Органы законодательной власти РФ -- Государственная Дума и Совет Федерации -- имеют право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности.

Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности -- руководство формированием федеральных целевых программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют два ведомства:

Министерство образования и науки Российской Федерации,

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и Федерального агентства по образованию.

3. Министерство образования и науки Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

а) образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, а также молодежная политика;

б) формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации;

в) координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;

г) разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

д) деятельность Высшей аттестационной комиссии;

е) развитие информационных технологий в сфере образования и науки.

4. Разрешить Министерству образования и науки Российской Федерации иметь 2 заместителей Министра, а также в структуре центрального аппарата до 6 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

5. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства образования и науки Российской Федерации в количестве 380 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

образование инновация педагогический