Основы оперативно розыскной деятельности темы. Основы оперативно-розыскной деятельности

Введение (выдержка)

Прежде чем определить понятие “оперативно-розыскная деятельность”, требуется уяснить смысл сказанного термина. В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее Федеральный Закон об ОРД) определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Примечательно, что оперативно-розыскные законы стран СНГ и Балтии демонстрируют различный подход к определению правового содержания оперативно - розыскной деятельности. Вместе с тем в большинстве указанных законов, хотя и в различной форме, сделан акцент на процессуальном аспекте оперативно-розыскной деятельности. Специфика здесь в том, что ОРД рассматривается и как система оперативно-розыскных мер - Украина (“…гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств” - Закон Украины “Об ОРД” от 18 февраля 1992 г.), и как правовые действия (Латвия), и как государственно-правовое средство (Беларусь, Молдова), и как государственно-правовая форма (Литва). Рассмотрим, что надо понимать под этим определением.

Основная часть (выдержка)

Деятельность как таковая – это занятие, труд, а оперативно-розыскная – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.

Научное определение оперативно-розыскной деятельности

Базируясь на теории вопроса, можно сделать вывод о целесообразности трактовки ее определения в “узком” и “широком” смысле слова.(см. далее)

Заключение (выдержка)

Под юридической ответственностью понимается последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом (физическим или юридическим лицом) возложенных на него Федеральным Законом об ОРД и другими законодательными актами в области оперативно-розыскной деятельности обязанностей.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 Федерального Закона об ОРД нарушения этого Закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством России. Следовательно, для наступления юридической ответственности субъекта ОРД требует наличие двух условий – какое-либо нарушение Федерального Закона об ОРД (т.е. противоправное действие или бездействие лица, которое посягает на установленный порядок) и предусмотренность ответственности законодательством России.

Литература

Конституция Российской Федерации.

Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Комментарий/ Под ред. А.Ю.Шумилова, М.,Юрид. лит., 1994.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Таможенный кодекс Российской Федерации.

О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г.

О государственной охране: Федеральный Закон от 27 мая 1996 г. (с изм. от 18 июля 1997 г.).

О государственной границе Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. (с изм. от 31 мая 1999 г.).

О правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 1997 г. № 2 – ФКЗ.

Закон Российской Федерации “ Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы ” от 21 июля 1993 г. № 5473 - 1 в ред. Федеральных законов от 17 мая 1996 г. № 73-ФЗ, от 20 марта 1998 г. № 61 - ФЗ, от 3 июля 1998 г. № 117 - ФЗ, от 21 февраля 2001 г. № 25 - ФЗ.

Федеральный закон “ О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ” от 21 июля 1995 г. № 103 - ФЗ в ред. Федерального закона от 3 июля 1998 г. № 117 - ФЗ, от 21 февраля 2001 г. № 25 - ФЗ.

О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный Закон от 20 апреля 1995 г. (с изм. от 6 января 1999 г.).

Федеральный закон “ О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации ” от 13 июня 1996 г. № 64 - ФЗ ред. Федерального закона от 27 декабря 1996 г. № 161 - ФЗ.

Федеральный закон “ О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ ” от 8 января 1997 г. № 2 - ФЗ.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Утверждены приказом МВД России от 30 мая 1997 г. № 330.

Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждено приказом министра юстиции Российской Федерации от 25 января 1999 г. № 20 // Российская газета. 1999. 18 марта.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. (Женева).

О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485 – 1 (с изм. от 6 октября 1997 г.).

Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон от 20 февраля 1995 г. № - 24 ФЗ.

Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации: Федеральный Закон от 3 апреля 1995 г.

О внешней разведки: Федеральный Закон (Фонд НИЛ – 1 ВНИИ МВД России.)

О федеральных органах налоговой полиции: Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 г. (с изм. от 17 декабря 1995 г.).

О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный Закон от 8 января 1998 г.

О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: Федеральный Закон от 25 июля 1998 г. № 128 – ФЗ.

Закон Украины “ Об оперативно-розыскной деятельности ”: Научно-практический комментарий/ Кондратьев Я.Ю., Козаченко И.П. , Обушевский И.Ф. и др., Киев: РИО МВД Украины, 1993.

Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными./ Под ред. П.Г.Мищенкова. – М., 1997.

Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации./ Под общ. ред. А.И.Зубкова. – М., 1997.

Законодательные акты и законопроекты: Правовые основы прослушивания телефонных разговоров // Kriminalistik.,1975, № 8, S.336 – 343.

Законодательные и нормативные акты об органах внутренних дел Республики Казахстан. Караганда: МВД Республики Казахстан, 1992.

О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации: Указ от 3 апреля 1995 г. № 334.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне: утвержден Указом от 30 ноября 1995 г. № 1203.

О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации: Указ от 9 января 1996 г. № 21.

О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ от 18 апреля 1996 г. № 567.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом от 26 декабря 1997 г. № 1300.

О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ от 8 октября 1997 г. № 1100.

Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции – Интерпола: Указ от 30 июля 1996г.

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ И ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ

ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп: приложение к приказу Генерального прокурора РФ от 17 мая 1995г. № 32, министра внутренних дел РФ от 12 мая 1995 г. № 199, директора ФСБ России от 18 мая 1995 г. № 73 и директора Департамента налоговой полиции РФ от 22 мая 1995 г. № 278.

О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на электронных АТС на территории Российской Федерации: приказ Минсвязи РФ от 8 ноября 1995 г. № 135.

Инструкция “ Об основах организации и тактики проведения оперативно – технических мероприятий ”: утверждена приказом ФСБ России, МВД России, СВР России, ФСО России, СБ. Президента России, ФПС России, ФСНП России, ГТК России от 19 июня 1996 г. № 281/ дсп./ 306/ дсп./ 30/ дсп./ 215/ дсп./ 66/ дсп./ 390/ дсп./ 191/ дсп./ 374/ дсп. (зарегистрировано в Министерстве России 16 июля 1996 г. рег. № 1125 (с изм. от 7 апреля 1999 г.)).

О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального Закона об ОРД: указание Генерального прокурора РФ от 29 июля 1996 г. № 44/15 и Министра внутренних дел РФ от 25 июля 1996 г. № 1/ 12812.

Об организации надзора за исполнением Федерального Закона об ОРД: приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 48.

Соглашение между Министром связи Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России: утверждено ФСБ России 20 января 1997 г., Минсвязи России 22 января 1997 г.

О порядке взаимодействия организации связи и органов ФСБ России при внедрении технических средств системы ОРМ на сетях электросвязи России: приказ Минсвязи России от 18 февраля 1997 г. № 25.

О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести: указание МВД России от 24 сентября 1997 г. № 1/ 19934 и Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября № 83/36.

Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России: приказ Генеральной прокуратуры, МВД России, ФСБ России. И ГТК России от 25 ноября 1997г № 69/ 777/ 425/ 700.

Инструкция “ О порядке представления результатов оперативно – розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд ”: приложение к приказу ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/ 226/ 336/ 20/ 410/ 56 (зарегистрированный в Минюсте России 3 сентября 1998 г., рег. № 1603).

Об утверждении Общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи: приказ Госкомсвязи РФ от 27 марта 1999 г. № 47.

О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации: приказ Госкомсвязи РФ от 20 апреля 1999 г. № 70.

Об утверждении инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществе и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения: приказ МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России и ФПС России от 9 ноября 1999 г. № 840/ 320/ 388/ 472/ 726/ 530/ 585.

Положение о порядке, общих условиях и принципах использования на территории Российской Федерации систем глобальной подвижной спутниковой связи (ГППСС) и требованиях по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем: Российской Федерации утверждено приказом Председателя Гостелекома России от 21 июля 1999 г. № 22 (зарегистровано в Минюсте России 15 ноября 1999 г. № 1979).

Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России: Сб. М.: Московский институт МВД РФ, 1994.

Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сб. М.: Академия МВД России, 1996.

Алексеев А.И. Практика уголовного сыска. Научно-практический сборник., “Лига Разум ”, М., 1999.

Алексеев С.С. Государство и право: Научный курс, М., Юрид. лит.,1993.

Алексеев С.С. Проблемы теории права, Свердловск, 1972.

Бандурка А.М., Горбачев А.В., Оперативно-розыскная деятельность: правовой анализ, Киев: РИО МВД Украины, 1994.

Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие., М.: Изд–во “ Бек ”,1997.

Белкин Р.С. Общая теория советской криминалистики. Саратов: Изд- во Сарат ун – та, 1986.

Белкин Р.С. Очерки криминалистической тактики: Учебное пособие. Волгоград: ВШ МВД РФ, 1993.

Бобков Ф. КГБ и власть. М.: “ Ветеран МП ”, 1995.

Бобров В.Г. Проблемы конфиденциального содействия граждан органам внутренних дел: Тезисы. Проблемы теории и практики ОРД в современных условиях. Материалы научно-практической конференции (Калининград, 27 – 28 мая 1996 г.). Калининград: Калин Актуальные проблемы теории и практикинградская высшая школа МВД России, 1996.

Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М.: Наука, 1990.

Бухвалов А.Г., Власихин В.А. Правовые основы свода информации США// Экономика, политика, идеология, 1990, № 7.

Вагин О.А., Горлинов К.К. О правовой защите граждан, оказывающих содействие в осуществлении ОРД. Актуальные проблемы теории и практики ОРД ОВД: Материалы научно-практической конференции, М.: Академия МВД России, 1996.

Васильев Н.Н. Организованная преступность Актуальные проблемы теории и практики и актуальные проблемы взаимодействия криминальной милиции и подразделений ФСБ (оперативно-розыскной аспект)//В сб. Правовые, научные и организационно-тактические проблемы оперативно-розыскной деятельности в современных условиях. М.: Моск.юрид.ин – т МВД России, 1997.

Веретенников В.И. История Тайной канцелярии. 1731 – 1762 г.г., Харьков, 1911.

Видок Э. Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции./ Пер. с фран.: В 3-х т.Киев: изд – во СП “ Свенас ”, 1991.

Вилле Д. Служба по сбору информации об организованной преступности в Канаде, № 9, Т. 28, 1971.

Власихин В.А., Бухвалов А.Г. Правовые основы свода информации США// Экономика, политика, идеология., 1990, № 7.

Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений: Курс лекций. СПб.: ЮИ МВД России,1992.

Возный А.Ф. Уголовно-правовые и этические проблемы оперативно – розыскной деятельности органов внутренних дел, М.,1980.

Волженкин Б.В. Провокация или оперативный эксперимент.// Законность, 1996, № 6 (740).

Галахов С.С. Правовое регулирование ОРД в РФ: Лекция, Домодедово: РИПК МВД России, 1997.

Горбачев А.В., Бандурка А.М. Оперативно-розыскная деятельность: правовой анализ., Киев: РИО МВД Украины, 1994.

Горлинов К.К., Вагин О.А. О правовой защите граждан, оказывающих содействие в осуществлении ОРД. Актуальные проблемы теории и практики ОРД ОВД: Материалы научно-практической конференции., М.: Академия МВД России, 1996.

Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон “ Об оперативно-розыскной деятельности ”: Комментарий, М.: Международные отношения, 1997.

Гросс Г. Руководство для судебных следователей, Вып. 1, Смоленск, 1895.

Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.: Юрид. лит., 1990.

Гуров А.И. Тайна красной ртути. М.: МИКО “ Коммерческий вестник ”, 1995.

Гурлянд И.Я. Приказ великого государя Тайных дел., Ярославль, 1902, Российское законодательство Х – ХХ в.в., В 9-и томах, Т. 4., М., Юрид. лит., 1986.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. правоохранительные органы: Учебник для вузов., М.: БЕК, 1995.

Даллес А. Искусство разведки. / Пер. с анг. М.: Междунар.отношения; МП “ Улисс ” , 1992.

Денисова И.Б. Проблемы совершенствования информационно–аналитической работы подразделений уголовного розыска (тезисы)/ Труды Калининградской высшей школы МВД РФ, вып. 1. Калининград: Калининградская ВШ МВД РФ, 1995.

Доля Е.А. Использование в доказывании результатов ОРД. М.: Изд – во “ Сварк ”, 1996.

Зорин В.В. Учет динамики эффективности информационных процессов в сфере борьбы с экономическими проявлениями организованной преступности: Материалы научно-практической конференции “ Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики ” (18 – 19 апреля 1995 г.). М.: Московский институт МВД России, 1995.

Елинский В.И. Становление и развитие уголовного сыска в России (Х – начало ХХ в.в.), М.: МЮИ МВД России, 1997.

Инструкция о порядке использования полиграфа при опросе граждан. (Утверждена Приказом МВД РФ от 28 декабря 1994 г. № 437.).

Инструкция по организации и ведению внутреннего (агентурного) наблюдения полиции (Фонд НИЛ - ВНИИ МВД РФ).

Информационное обеспечение управления органами внутренних дел. М.: Академия МВД России, 1996.

История полиции дореволюционной России. М.,1981.

Ишин А.М. Некоторые вопросы использования средств массовой информации в ходе выявления, раскрытия и расследования преступлений // В сб.: Актуальные проблемы правоохранительной деятельности/ Труды Калининградской высшей школы МВД РФ., Вып. 1., Калининград, 1995.

Каманин В.И. Интернет (общие положения и немного истории)., М.,1996.

Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность./ Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: Изд – во Саратовского ун – та, 1989.

Кваша Ю.Ф., Сурков К.В., Горяинов К.К. Федеральный закон “ Об оперативно-розыскной деятельности ”: Комментарий, М.: Международные отношения, 1997.

Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Сущность, задачи, правовая основа и принципы ОРД: Лекция, СПб.: Санкт-Петербургский юрид. инс – т МВД России, 1994.

Климов И.А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности., М., 1993.

Крылов И.Ф., Быстрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие: Учеб. Пособие. Л.: Изд – во Ленинград. ун – та, 1984.

Кукушин В.М. Полицейская деонтология: Социологический анализ зарубежной концепций. М.: Академия МВД России, 1994.

Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М.: Новый Юрист, 1998.

Лавров В.П. Особенности расследования нераскрытых преступлений прошлых лет. М., 1972.

Лукашов В.А. Теоретические правовые и организационно-тактические основы ОРД органов внутренних дел. Ч.1., Сущность, предмет, задачи и структура теории ОРД внутренних дел. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994.

Мамиконов А.Г. Управление и информация. М.: Наука, 1975.

Маркушин А.Г. О правовом регулировании и правоотношениях в ОРД проблемы теории и практики ОРД в современных условиях: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МКШМ МВД РФ, 1993.

Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность – необходимость и законность. Н. Новгород: Нижегородская ВШ МВД РФ, 1995.

Мафтик С. Механизмы защиты в сетях ЭВМ./Пер. с англ. М.: Мир, 1993.

Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие., М., 1999.

Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция. Учебно-практическое пособие./ Под ред. Докт.юрид.наук А.Ю. Шумилова, 2-е издание – М., 2000.

Мулукаев Р.С. Полиция в России (IХ – начало ХХ в.в.). Нижний Новгород, 1993.

Некрасов В.Ф., Борисов А.В., Детков М.Г. и др. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М.: Объединенная редакция МВД России, 1996.

Новые правила документирования результатов оперативно-розыскной деятельности., 2-е издание, исправленное и дополненное., Издатель Шумилова И.И., М., 2000.

Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне. Сб. документов. т. 1., Накануне, Кн. 2 (1 января – 21 июня 1941 г.), М.: АО “ Книга и бизнес ”, 1995.

Очерки истории российской внешней разведки: В 6-и томах, Т.1., От древнейших времен до 1917 года. М.: Международные отношения, 1995.

Основы борьбы с организованной преступностью. Монография / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М.: ИНФРА – М, 1996.

Петраков А.В., Лагутин В.С. Утечка и защита информации в телефонных каналах. М.: Энергоатомиздат, 1997.

Пещак Я. Следственные версии. Криминалистическое исследование, М., Прогресс, 1976.

Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин, А.Я. Малыгин и др. М.: Наука,1995.

Попов В.Л., Мешков В.М. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие., М., 1999.

Попов В.Л. Оперативно-розыскные правоотношения и их виды.// В сб.: Проблемы теории и практики ОРД органов внутренних дел в современных условиях, Калининград: Калининградская ВШ МВД РФ, 1996.

Протасов В.Н. Правоотношение как система, М.: Юрид лит., 1991.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: БЕК,1995.

Российское законодательство Х – ХХ в.в. В 9-и томах. Т. 4. М.: Юрид. лит.,1986.

Сборник международных соглашений МВД России / сост. Т.Н. Москальникова, Н.Б. Слюсарь, М., СПАРК, 1996.

Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718 – 1917 г.г.). Вып. 2., М.: А. П. О., 1992.

Слинько М.И. Заказные убийства как вид преступного предпринимательства: Криминалистический анализ. М.: Рос.юрид. издат.дом., 1997.

Смирнов М.П. Полиция зарубежных стран и ее оперативно–розыскная деятельность: Учебное пособие / Под.ред. Е.Ф.Токарева. М.: Академия МВД РФ.

Современный словарь иностранных слов, М., 1993.

Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации, Омск, 1993.

Степашин С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые воросы): Монография. СПб.: Санкт-Петербургский юрид.инс – т МВД России, 1994.

Степашин С.В., Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации: Учебник, СПб.,1994.

Степашин С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебник для юрид.вузов.,СПб.,1999.

Сурков К.В., Горяйнов К.К., Кваша Ю.Ф., Федеральный закон “ Об оперативно-розыскной деятельности ”: Комментарий, М.: Международные отношения, 1997.

Сурков К.В. Принципы ОРД и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск: Монография, СПб.: Санкт-Петербургский юрид.инс – т МВД России, 1996.

Сурков К.В. Принципы полицейской разведки. СПб.: Санкт-Петербургский юрид.инс – т МВД России, 1995.

Тайны политического сыска: Инструкция о работе с секретными сотрудниками / Предисл.А.В. Островского, публ. З.И. Перегудовой, СПб., 1992.

Теория государства и права. М., 1987.

Торвальд Ю. Сто лет криминалистики. Пути развития криминалистики. М.: “ Прогресс ”, 1974.

Уголовный процесс: Учебник для студентов юрид.вузов и факультетов. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций, Казань: Изд – во Казан. ун-та, 1987.

Халяпин Д.Б., Ярочкин В.И. Основы защиты информации: Учебное пособие. М.: Институт повышения квалификации информационных работников (ИПКИР), 1994.

Хомколов В.П. Оперативно-розыскные аппараты органов внутренних дел в системе уголовной юстиции. Теоретические и прикладные проблемы: Дис. … канд.юрид.наук. М.: Международная академия информатизации, 1998.

Цитш У. Контроль за телефонными разговорами.// Переводы материалов о практике правоохранительных органов зарубежных стран, М., № 3, 1997.

Черников В.В. Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и Закон РФ “ О милиции ” // Закон РФ “ О милиции ” и совершенствование оперативно-служебной деятельности милиции республики. Омск: Омская ВШМ МВД РФ, 1992.

Шнейкерт Г. Тайна преступника и пути к ее раскрытию, М.,1925.

Шульц В.К. Состояние нормативного регулирование ОРД органов внутренних дел и пути его совершенствования // Правовые и тактические проблемы ОРД органов внутренних дел. Межвузовский сборник научных трудов Московской высшей школы МВД СССР., М., 1986.

Шумилов А.Ю. Закон и ОРД: Толковый словарь понятий и терминов, используемых в законодательстве в области ОРД. М.: Фирма АВС, 1996.

Шумилов А.Ю. Направления совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. М.: Криминологическая Ассоциация, 1996.

Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности)., Учебное пособие, М., 2000.

Шумилов А.Ю. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельностью. Спецкурс лекций., М., Фирма АВС, 1997.

Экономическая разведка и контрразведка: практическое пособие. Новосибирск, 1994.

Якимов И.Н. Криминалистика.Уголовная тактика., М.,1929.

Ярочкин В.И., Халяпин Д.Б., Основы защиты информации: Учебное пособие. М.: Институт повышения квалификации информационных работников (ИПКИР), 1994.

Ярочкин В.И. Предприниматель и безопасность. Ч. 1., М., “ Экспертное бюро ”, 1994.

Ярочкин В.И. Безопасность информационных систем. М., “ Ось – 89 ”, 1996.

Примечания

Защищено на отлично!

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - это вид правоохра­нительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оператив­ными подразделениями уполномоченных государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собст­венности, обеспечения безопасности общества и государства от пре­ступных посягательств.

Правовой основой ОРД является Федеральный закон «Об опера­тивно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Зада­чами оперативно-розыскной деятельности являются:

♦ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступле­ний, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

♦ осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

♦ добывание информации о событиях или действиях, создающих уг­розу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

К органам, осуществляющим ОРД, относятся: органы внутренних дел, органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, тамо­женные органы, органы Службы внешней разведки РФ, органы Феде­ральной службы исполнения наказаний, а также органы по контролю оборота наркотиков. Кроме того, правом на проведение ОРД наделено оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ - Главное разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ), но только целях обеспечения собственной безопасности и при условии, что это не затрагивает полномочий иных вышеуказан­ных органов.

При решении задач ОРД оперативные подразделения вправе:

♦ проводить гласно и негласно установленные законом оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), изымать предметы, материалы и сообщения, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица или угрозы государственной, военной, экономической или экологи­ческой безопасности РФ;

♦ устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отноше­ния сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать со­действие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД;

♦ использовать в ходе проведения ОРМ служебные помещения и иму­щество предприятий, учреждений, организаций и воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

♦ использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность орга­низаций, помещений и транспортных средств органов, осуществля­ющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;


♦ создавать в установленном законом порядке предприятия, учреж­дения, организации и подразделения, необходимые для решения возложенных на органы, осуществляющие ОРД, задач.

Основаниями для проведения ОРМ являются:

♦ наличие возбужденного уголовного дела.

♦ ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:

О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенно­го противо-правного деяния, а также о лицах, его подготавлива­ющих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

О лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

О лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

♦ запросы других органов, осуществляющих ОРД;

♦ постановление о применении мер безопасности в отношении защи­щаемых лиц;

♦ запросы международных правоохранительных организаций и пра­воохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, вправе также собирать сведения, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с лицом со­трудничества при подготовке и проведении ОРМ; по обеспечению соб­ственной безопасности органов, осуществляющих ОРД; о выдаче раз­решений на частную детективную и охранную деятельность.

Основным составным элементом оперативно-розыскной деятельно­сти являются оперативно-розыскные мероприятия, носящие разведы­вательно-поисковый характер и направленные на решение конкретных тактических задач. Статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрены следующие виды оператив­но-розыскных мероприятий.

Опрос, то есть специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения о расследуемом событии или причастных к нему лицах. Проведение опроса допускается только при добровольном согласии. При этом лица, отказавшиеся явиться для беседы, не могут быть подвергнуты принудительному приводу. Опрос может носить также негласный характер, когда оперативные работники, проводящие его, из тактических соображений скрывают его истинные цели либо свою профессиональную принадлеж­ность.

Наведение справок - сбор информации о лицах, причастных к пре­ступной деятельности, хранящейся в документах (в том числе ар­хивных). Сбор информации может осуществляться как гласно че­рез информационно-поисковые системы правоохранительных ор­ганов, по запросам в различные организации и учреждения, путем непосредственного изучения документов, так и негласно, когда це­ли получения информации, а также личность наводящего справки зашифровываются.

Сбор образцов для сравнительного исследования - действия, направ­ленные на получение объектов - носителей информации, необхо­димых для их последующего изучения, описания или сравнения с ранее добытыми аналогами (следами, предметами, текстами, фото­снимками, сырьем и др.) путем изъятия указанных объектов, их фо­тографирования, дактилоскопирования, звукозаписи или посредст­вом проверочной закупки. Данное ОРМ также может осуществлять­ся гласно, негласно и зашифрованно.

Проверочная закупка - один из методов сбора образцов для сравни­тельного исследования, предполагающий приобретение у объекта ОРД предметов, веществ и т. п., подтверждающих факт конкретного правонарушения. Данное ОРМ проводится в зашифрованной (под видом обычного покупателя) либо в негласной (когда сам факт про­ведения закупки скрывается от продавца) форме.

Исследование предметов и документов - непроцессуальная крими­налистическая экспертиза объектов, полученных в результате ОРМ (так называемая оперативно-розыскная экспертиза), проводимое, как правило, до возбуждения уголовного дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней прове­ряемых лиц. Данное ОРМ проводится негласно, как правило в ком­плексе со сбором образцов для сравнительного исследования и про­верочной закупкой, экспертно-криминалистическими службами пра­воохранительных органов.

Наблюдение (физическое, электронное, смешанное) - негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их на­хождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений или похищенного имущества. Данное ОРМ осуществляется как самими оперативными работниками, так и сотрудниками специальных оперативно-технических и поисковых подразделений.

Отождествление личности - способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключа­ющийся в непроцессуальном опознании личности по внешним при­знакам, голосу, запаху (с использованием служебных собак), а так­же с применением информационного поиска в оперативно-справоч­ных, розыскных и криминалистических учетах.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это оперативный (непроцессуальный) осмотр жилых и служебных помещений, транспортных средств и других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых преступников, а также полу­чения другой информации, необходимой для решения задач ОРД. Данное ОРМ может носить гласный, зашифрованный или неглас­ный характер.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (перлюстрация корреспонденции) - это разведывательный способ получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения со­держания корреспонденции и почтовых отправлений. Данное ОРМ осуществляется только оперативными подразделениями органов МВД, ФСБ и ФСКН России и может носить как разовый, так и для­щийся (до 6 месяцев) характер (в последнем случае мероприятие осуществляется оперативно-техническими подразделениями).

Прослушивание телефонных переговор"ов - это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, по линиям телефонной связи (в том числе по кана­лам сотовой и космической связи). Осуществляется только опера­тивно-техническими подразделениями органов МВД, ФСБ и ФСКН России. Предельная продолжительность данного мероприятия - 6 месяцев.

Снятие информации с технических каналов связи - это негласцое получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, по техническим каналам связи (компью­терным, телефаксным, телетайпным и др.).

Оперативное внедрение - это способ получения информации путем установления доверительных отношений между штатными неглас­ными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, или лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе и ли-цами, подозреваемыми в преступлениях, совершаемых организо­ванными группами, иначе говоря, - это легендированное внедрение в организованную преступную группу или преступное сообщество.

Контролируемая поставка - это перемещение под контролем пра­воохранительных органов, наделенных правом на осуществление ОРД, товаров, веществ и предметов (в том числе запрещенных или ограниченных в обороте) в целях выявления и пресечения преступ­лений (например, контрабанды), а также выявления лиц, причаст­ных к их совершению. Данное ОРМ предусматривает оказание кон­спиративного управляющего воздействия на развитие ситуации в выгодном для правоохранительных органов направлении. В прак­тике правоохранительной деятельности контролируемая поставка обычно осуществляется в рамках специальной (тактической) опе­рации, то есть совокупности организационных, следственных и опе­ративно-розыскных мероприятий, объединенных общим замыслом и направленных на достижение единой цели.

Оперативный эксперимент - это способ получения информации посредством проведения необходимых опытных действий по созда­нию потенциальному преступнику условий для совершения им пре­ступления при наличии у него возможности выбора законопослуш­ного поведения. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в пре­ступной деятельности (получении взяток, торговле наркотиками и т. п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совер­шающих серийные преступления путем применения различных «ловушек» и «приманок».

Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права чело­века и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, поч­товых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосно­венность жилища, допускается только на основании судебного ре­шения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которо­му производство предварительного следствия обязательно, а также о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ. Однако в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совер­шению тяжкого преступления, допускается на основании мотивиро­ванного постановления одного из руководителей органа, осуществля­ющего ОРД, проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о его проведении либо прекратить его проведение. Результаты ОРД используются для доказывания при расследовании преступлений.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОЦЕССА

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие, сущность и научное определение оперативно - розыскной деятельности

3. Элементы содержания, предмет, формы и цель оперативно-розыскной деятельности

4. Принципы оперативно-розыскной деятельности

5. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности

1. Понятие, сущность и научное определение оперативно–розыскной деятельности

Прежде чем определить понятие “оперативно-розыскная деятельность”, требуется уяснить смысл сказанного термина. В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее Федеральный Закон об ОРД) определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Примечательно, что оперативно-розыскные законы стран СНГ и Балтии демонстрируют различный

подход к определению правового содержания оперативно - розыскной деятельности. Вместе с тем в большинстве указанных законов, хотя и в различной форме, сделан акцент на процессуальном аспекте оперативно-розыскной деятельности. Специфика здесь в том, что ОРД рассматривается и как система оперативно-розыскных мер - Украина (“…гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств” - Закон Украины “Об ОРД” от 18 февраля 1992 г.), и как правовые действия (Латвия), и как государственно-правовое средство (Беларусь, Молдова), и как государственно-правовая форма (Литва). Рассмотрим, что надо понимать под этим определением.

Деятельность как таковая – это занятие, труд, а оперативно-розыскная – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.

Научное определение оперативно-розыскной деятельности

Базируясь на теории вопроса, можно сделать вывод о целесообразности трактовки ее определения в “узком” и “широком” смысле слова.(см. далее)

В “узком” смысле слова оперативно-розыскная деятельность – это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющих собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно - значимых , осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств (т.е. речь идет о Уголовно-розыскной деятельности).(см. далее)

В “широком” смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных субъективных элементов – цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью

данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

Таким образом, в определении оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы признаков:

1)объективные;

2)субъективные.

Субъективные признаки динамичны, подвижны. К ним относятся:

установление той или иной (“узкой” или “широкой”) цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части – большей или меньшей);

запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных действий);

определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной работы.

Особо отметим: использование в определении оперативно-розыскной деятельности (в “узком” смысле слова) фразы о том, что ее проведение возможно только тогда, когда “объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств”, подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов и мер следует понимать, прежде всего, те, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством.

О термине “оперативно-розыскная деятельность” и его использовании

В теории известны многочисленные попытки объединить одним термином суть всей негласной работы (оперативная, сыскная и т.д.). В законодательных же актах, принятых в течение последних

пяти лет, наибольшее развитие получил термин “оперативно-розыскная деятельность”, понимаемый, к сожалению, далеко не однозначно.

“Оперативный”, согласно толковому словарю русского языка под ред. Ожегова С.И. (стр. 452), означает:

1) во-первых, непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь;

2) во-вторых, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел.

Однако практика, зачастую, свидетельствует о противоположном. Анализ же содержания положений некоторых нормативных актов заставляет задуматься о якобы большей “быстроте” негласной работы по сравнению с другими видами правоохранительной деятельности, например предварительным следствием. Так, срок производства дел оперативного учета в Федеральном Законе об ОРД вообще не оговорен.

Отметим также и то, что термин “оперативный” недостаточно полно отражает направленность этой деятельности на достижение конкретного результата. Таким образом, при употреблении термина “оперативно-розыскная деятельность”, речь идет о непосредственно-розыскной, практически-розыскной или “быстро”-розыскной работе, как правило, осуществляемой в негласной форме.

2. Виды и направления оперативно-розыскной деятельности

Наличие в оперативно-розыскной деятельности различных правовых отношений определяет ее комплексный характер, где можно выделить определенные виды.

Основными из них являются:

1. Оперативно-розыскной процесс можно определить как применение в определенном порядке компетентными должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, положений оперативно-розыскного законодательства и детализирующих их норм подзаконных нормативных актов в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности сообразно предусмотренным законом основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Под ним мы понимаем основанную на законе и облеченную в форму правовых отношений деятельность правоохранительных органов, использующих негласные и иные специальные силы и средства, а также участвующих в ней лиц. Причем эта деятельность осуществляется в целях предупреждения совершения преступлений, поиска событий преступлений и розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, а также с целью способствования решению задач уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства.

Необходимо отметить, что характерная черта оперативно-розыскного процесса в том, что его участниками, действующими под руководством персонала оперативных подразделений, нередко являются частные физические лица:

а) гласно содействующие оперативным аппаратам как их внештатные сотрудники;

б) конфиденциально сотрудничающие с оперативными аппаратами. Эти участники оперативно-розыскного процесса имеют конкретные обязанности и права, которые закреплены на законодательном и ведомственном уровне. Следует отметить, что оперативно-розыскной процесс может быть характерен и наличием такой специфической фигуры, как частный детектив. Это вероятно в тех случаях, когда частный детектив заключает договор со своим клиентом - участником уголовного процесса на сбор сведений по уголовным делам, а также на поиск граждан, местонахождение которых неизвестно.

Следует отметить, что оперативно-розыскной процесс может быть характерен и наличием такой специфической фигуры, как частный детектив.

Характер этих услуг свидетельствует о том, что частный детектив может быть участником такого этапа оперативно-розыскного процесса, как оперативно-розыскное сопровождение дознания и предварительного следствия, а также той модификации оперативно-розыскного процесса, в рамках которой комплексно применяются различные ОРМ в интересах обнаружения разыскиваемых лиц.

Рассматривая осуществление частными детективами сыскной функции в интересах решения задач оперативно-розыскного характера, надо специально отметить три из них:

а) поиск без вести пропавших граждан, то есть тех, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными. При этом случаи безвестного исчезновения гражданина, имеющие возможные последствия уголовного характера, являются предметом обязательного впоследствии

рассмотрения криминальной милицией через ее уведомление частным детективом (убийство, наезд транспорта со смертельным исходом и т. д.);

б) поиск утраченного гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями имущества. При этом необходимо учитывать, что утрата имущества может носить криминальный характер, то есть быть результатом халатных действий или бездействия, а также присвоения преступниками. В этих случаях частный детектив также становится участником оперативно-розыскного процесса, т.к. окончательно разрешение проблем, связанными с криминальными фактами утраты имущества, относится к компетенции правоохранительных органов, куда частный детектив обязан представить информацию;

в) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. При этом частный детектив в течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений обязан письменно уведомить об этом дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Участие частного детектива в оперативно-розыскном процессе может быть различным. Прежде всего, он может тесно сотрудничать с оперативным работником, опираясь на его поддержку. Однако это возможно лишь в том случае, если интересы клиента частного детектива и оперативного работника или подразделения совпадают. В противном случае частный детектив будет работать в автономном режиме, осуществляя как бы параллельное официальному частнодетективное расследование. В этом случае возможности частного детектива по сравнению с условиями деятельности оперативного работника будут ограничены.

2. Обеспечение административно-правовых режимов (с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий).

Внутри основных видов оперативно-розыскной деятельности в зависимости от решения тех или иных задач различаются подвиды. Суть тех из них, которые непосредственно указаны в Федеральном Законе об ОРД, заключается в том, что эта деятельность осуществляется:

для предупреждения совершения общественно опасных противоправных деяний (абз. 2 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД);

для выявления, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (абз. 2 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД), пресечения (абз. 2 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД) и раскрытия преступлений (абз. 2 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД);

с целью розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (абз. 3 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД).

Эти подвиды оперативно-розыскной деятельности составляют уголовно-розыскной процесс.

Во втором виде (ч. 2 ст. 7 Федерального Закона об ОРД) выделяют так называемую оперативно-проверочную работу (то есть органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе собирать характеризующие личность сведения в строго указанных в Федеральном Законе об ОРД случаях).

Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности различают иные виды (не основные). Например, сбор информации, сведений, данных и иные действия по обеспечению безопасности государства и общества (Федеральный закон Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности: добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (абз. 4 ст. 2 гл. 1), а в ст. 2 содержится указание о том, что она может производиться для розыска без вести пропавших граждан (абз. 3 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД).

Направления оперативно-розыскной деятельности в зависимости от предусмотренных ст.1 Федерального Закона об ОРД целей можно выделить следующие:

а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств;

б) защита собственности от преступных посягательств;

в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

3. Элементы содержания, предмет, формы и цель оперативно - розыскной деятельности

Понимая содержание как внутреннюю основу существования предмета объективной действительности, являющейся источником развития предмета и перехода его в новое качество, невозможно раскрыть содержание предмета и перехода его в новое качество, невозможно раскрыть содержание оперативно-розыскной деятельности без уяснения ее цели и задач, объектов и субъектов, форм и видов, средств, методов и действий, а также определения так называемого оперативно-розыскного процесса и его стадий и др. Особую сложность в исследовании содержания ОРД вызывает ее многоаспектовый характер. Эта ее особенность проявляется в том, что оперативно-розыскная деятельность (в “широком” смысле слова) является

одним из наиболее эффективных средств государства в достижении поставленной цели с помощью применения специальных средств и сил. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества. Поэтому оперативно-розыскную деятельность можно представлять как системную составляющую политики государства, взаимосвязанную с фактическими усилиями ее субъектов и участников по решению задач и достижению целей применения специальных сил, средств и методов. Эта деятельность характеризуется единством теоретического познания “конспиративно-гласной” реальности и практического преобразования оперативно-розыскных отношений. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскным, социально-политическим и духовным сферам российского общества.

По поводу содержания и структуры практики оперативно–розыскной деятельности органов внутренних дел существуют различные точки зрения. Достаточно подробный анализ этих суждений провел В.А.Лукашов[См., Лукашов В.А. введение в курс "Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел". Киев., 1976, С. 13-15.]. Данный анализ позволяет отметить, что содержание ОРД раскрыть в полном объеме практически невозможно. Вместе с тем, исходя из понятия оперативно - розыскной деятельности, можно придти к единственно правильному выводу о ее содержании: содержание оперативно-розыскной деятельности представляет собой систему управленческих и разведывательно-поисковых мероприятий.

Различные аспекты оперативно-розыскной деятельности структурно выглядят следующим образом:

оперативно-розыскная деятельность как непосредственно практическая, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;

как составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный “голод” государственных органов власти России;

как компонент идеологической работы, направленной на повышение правовой культуры участников данной деятельности, а также правовой культуры общества в целом;

как организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работы оперативных сотрудников;

как научная работа;

как педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической оперативно-розыскной деятельности.

Для оперативно-розыскного процесса свойствен определенный круг субъектов, усилиями которых он осуществляется.

В их числе:

персонал оперативных подразделений, обладающих полномочиями в полном объеме применять все оперативно-розыскные мероприятия и действовать на всех стадиях производства по отдельным материалам или делам;

частные физические лица, гласно или конфиденциально содействующие сотрудникам оперативных подразделений;

сотрудники различных служб, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, действующие, как правило, по заданиям и поручениям сотрудников оперативных подразделений.

Объектом оперативно-розыскного процесса является сфера и инфраструктура социально-аномальных проявлений, прежде всего противоправных, совершаемых, как правило, профессионально и организованно.

Объектом познания теории оперативно-розыскной деятельности выступают следующие явления и процессы объективной действительности:

преступность как социальное явление;

оперативно-розыскная деятельность как вид общественной практики борьбы с преступностью;

правовое регулирование ОРД.

Преступность в качестве сложного социально опасного явления представляет собой не застывшую совокупность преступлений, а активный негативный социальный процесс. Суть его заключается в воспроизводстве запрещенных законом общественно опасных деяний и их последствий. Ликвидировать преступность практически невозможно. Но, изучив причины и условия ее существования, формы проявления и способы совершения преступлений, пути формирования общественного поведения личности, можно влиять на ее состояние. Для этого необходимо выработать систему мер борьбы с преступностью, направленных на профилактику, предупреждение и раскрытие преступлений.

Наличие вышеуказанного родового объекта оперативно-розыскной деятельности и обуславливает специфическую систему оперативно-розыскного процесса, который может складываться как “от лица”, относящегося к категории потенциально опасных с точки зрения преступного поведения граждан, так и “от факта” противоправного поведения, виновный, в совершении которого не установлен.

Родовой объект оперативно-розыскной деятельности, в свою очередь, дифференцируется на непосредственные объекты, которые упоминаются в различных статьях оперативно-розыскного закона.

Объектом познания теории ОРД наряду с преступностью является практика оперативных аппаратов. Данная наука предназначена для обслуживания практики борьбы с преступностью с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Между субъектами и объектами–физическими лицами оперативно-розыскного процесса – складываются определенные отношения. Они отличаются конфликтностью, противодействием, противоборством. Это вполне закономерно, так как субъекты оперативно-розыскного процесса должны разрешать задачи, связанные с выявлением криминальной информации, ее обработкой и использованием для предупреждения, пресечения и раскрытия противоправных деяний. В свою очередь, объекты оперативно-розыскного процесса – физические лица – прилагают усилия для того, чтобы остаться не разоблаченными и избежать соответствующих мер принуждения. При этом закон гарантирует осуществление оперативно-розыскного процесса на основе соблюдения прав и свобод человека, что нередко стараются использовать в своих интересах представители криминальной среды.

Предмет познания является производным от объекта познания. Он формируется в процессе определенных познавательных операций с объектом познания. В качестве предмета познания выступают свойства, связи, отношения, законы, присущие самому объекту познания.

Представление о предмете не является чем-то неизменным. Предмет познания в определенной отрасли знания формируется постепенно.

Формирование предмета теории ОРД как самостоятельной науки связано с процессом дифференциации юридической науки, выделением из нее самостоятельных отраслей знаний. Появление новых отраслей в юридической науке носит объективный характер и обусловлено не только потребностями практики, но и развитием науки.

Предметом теории оперативно-розыскной деятельности, как и любой другой науки, являются закономерности, отношения, связи и другие объективные стороны, присущие объекту исследования.

Главным структурным элементом предмета теории ОРД являются закономерности. Поэтому основная задача ОРД – изучение и выявление определенных закономерностей, присущих объекту исследования.

В специальной юридической литературе неоднократно делались попытки конкретизировать перечень, содержание и особенности проявления закономерностей в оперативно-розыскной работе. Отмечалась важность изучения закономерностей и закономерных связей возникновения, обнаружения и использования в оперативно-розыскной деятельности фактов, необходимых для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений.

Обобщив накопленные по этому вопросу знания, Д.В. Гребельский[См., Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел., М., 1977, С. 53 - 58.] провел научную классификацию и выделил основные группы закономерностей, проявляющихся:

в преступности;

в организации оперативно-розыскной деятельности;

в познавательной стороне ОРД;

в деятельной стороне оперативно-розыскной работы;

в правовой регламентации ОРД.

Вместе с тем следует отметить, что закономерности являются главным, но не единственным элементом структуры предмета теории оперативно-розыскной деятельности. Структура предмета теории оперативно-розыскной деятельности, наряду с закономерностями, включает в себя также общественные отношения, возникающие в практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

Общественные отношения, возникающие в оперативно-розыскной деятельности, носят объективный характер, через них проявляются свойства и специфические черты.

В.В. Сергеев полагает, что возможно двоякого рода отношений в ОРД. Одни из них составляют отношения между органом внутренних дел и оперативным аппаратом, между оперативными работниками и их начальником. Это - административные правоотношения, они не определяют сущность ОРД.

В другую группу входят правоотношения, возникающие в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения оперативно-розыскных средств и методов в целях предупреждения и раскрытия преступлений и привлечения виновных к ответственности. Именно эта группа фактических отношений обладает всеми необходимыми признаками правоотношений и принимает форму оперативно-розыскных правоотношений.

Анализ изложенного позволяет сформировать следующее определение

Предмет теории оперативно-розыскной деятельности включает в себя, наряду с закономерностями, общественными отношениями, определенного рода связи, возникающие между явлениями, процессами, элементами и т.д.

Формы осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделяются на два вида: гласно и негласно. Должностные лица государственных органов, осуществляющих ОРД, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим оперативный сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности, может осуществлять свои правомочия, предоставленные Федеральным Законом об ОРД, в негласной форме.

Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов, наряду с гласными, является вынужденной, защитной мерой общества и государства. Как правило, подготовку и совершение умышленных особо тяжких и тяжких преступлений достаточно хорошо конспирируют (в частности, при совершении преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и государство не только одобрили применение против общественно опасных деяний лиц, совершающих преступления, систему законных оперативно-розыскных мероприятий, но и обязали своих представителей (субъектов) осуществлять такого рода деятельность. При ином подходе было бы весьма затруднительно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для лиц, совершающих умышленные преступления скрытно, с различными ухищрениями.

Цель оперативно-розыскной деятельности – это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника), конфидента и других участников этой деятельности.

Направляя оперативно - розыскную деятельность на достижение социально полезных целей, законодатель выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты, т.к. в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Защита жизни человека от преступных посягательств с помощью оперативно-розыскных средств и методов наполняет конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации), реальным содержанием. Наряду с этим признанные и гарантированные гл. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина непосредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств.

В частности, таким “охранным” средством является осуществление оперативно-розыскной деятельности в необходимых и допустимых законом случаях.

С помощью оперативно-розыскной деятельности государство осуществляет охрану собственности. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Целью оперативно-розыскной деятельности является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 05 марта 1992 года “О безопасности” под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Причем под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности законодатель относит, в частности, общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность). Государство есть основной институт политической системы классового общества, оно осуществляет управление обществом. Его безопасность – это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интересов (прежде всего – конституционного строя) основного института политической системы современного общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться. Безопасность государства составляет один из важных элементов всей системы безопасности Российской Федерации.

Под обеспечением безопасности (общества и государства) следует понимать организацию и реализацию системы мер (различного характера) с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию и развитию российского общества и государства.

4. Принципы оперативно–розыскной деятельности

Под принципами данной деятельности понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и иных нормативных актах, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.

а.) В науке о праве принципы классифицируются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые (специальные). Изложенное относится и к принципам оперативно-розыскной деятельности, рассматриваемой нами как разновидность юридической науки.

б.) В данной деятельности общие (общеправовые) и межотраслевые принципы. Это такие, как законность, гуманизм, равенство граждан перед законом и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществление оперативно-розыскной деятельности. Среди межотраслевых принципов назовем, такие как конспирация, разведывательной активности, сочетание гласных и негласных методов и средств, сотрудничества с населением и опоре на его помощь, подотчетности и подконтрольности, высшим органам государственной власти и управления. Кроме того, должностные лица органов-субъектов оперативно-розыскной деятельности осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами, предусмотренными законами, определяющими нормативно-правовой статус органов, в штаты которых они входят.

в.) Для оперативно-розыскного процесса важно и то, что при использовании в установленном законом порядке результатов оперативно-розыскной деятельности должностные лица оперативных подразделений обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными или выводимыми из норм Уголовного, Уголовно-процессуального, Таможенного, Налогового, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях.

г.) Вместе с тем оперативно-розыскную деятельность характеризуют и специальные (отраслевые и внутриотраслевые) принципы (оперативность, применение конфидентов, всесторонность, полнота и объективность производства дела оперативного учета).

Подчеркнем, что все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

Рассмотрим каждый из перечисленных принципов в отдельности.

Конституционный принцип законности непосредственно указан в ст. 3 Федерального Закона об ОРД и состоит в том, что участники оперативно-розыскной деятельности (оперативники, конфиденты и др.) обязаны точно исполнять требования Конституции Российской Федерации, законодательства и иных правовых актов, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности.

Обеспечение законности в ОРД обязательно предполагает:

ее осуществление исключительно субъектами, уполномоченными на то оперативно-розыскным законодательством;

    Номер работы:

    Год сдачи:

    Количество страниц:

    Тема 1. Предмет и задачи курса «Организация оперативно-розыскной деятельности» 2
    Тема 2. Законодательство об оперативно-розыскной деятельности 3
    Тема 3. Субъекты организации и осуществления ОРД 4
    Тема 4. Полномочия органов и правовое положение должностных лиц, осуществляющих ОРД 8
    Тема 5. Оперативно-розыскные мероприятия и их система 11
    Опрос граждан как ОРМ. 11
    Наведение справок. 12
    Сбор образцов для сравнительных исследований. 12
    Исследование предметов и документов. 13
    Наблюдение. 14
    Отождествление личности. 14
    Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств. 15
    Тема 6. Информационное обеспечение ОРМ 15
    Тема 7. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД 17
    Тема 8. Основы оперативно-розыскной тактики 17
    Тема 9.Использование результатов ОРД 17
    Тема 10. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при организации ОРД 19
    Тема 11. Социально-правовая защита граждан, содействующих органам в процессе организации и проведения ОРД 19
    Тема 12. Контроль и надзор за деятельностью подразделений, осуществляющих ОРД. 20
    Тема 13. Организация ОРД по борьбе с орг.преступностью 20

    Выдержка из работы:

    Некоторые тезисы из работы по теме Лекции по оперативно-розыскной деятельности
    В последние годы существенно обогатилась теория науки, продолжал и продолжает накапливаться ценный материал ОРД. Возникла необходимость масштабного анализа и обобщения тех новаций, которые характеризуют современную ОРД. Это продиктовано повышением социальной значимости ОРД в условиях качественного и количественного изменения состояния преступности в нашей стране и, как представляется, связанными с этим потребностями оперативно-розыскной практики. В интересах уголовного процесса результаты ОРД используются для подготовки и осуществления двух видов действий: следственных и судебных. Причем их использование возможно как на этапе подготовки, так и на этапе непосредственного проведения.
    Стадии ОРД, определяются правовыми чертами оперативно-аналитического поиска, оперативной проверки оперативно-розыскной информации. Помимо этого исследуется правовой статус указанной информации и возможности ее доступа в иные виды процессуальной деятельности, а также правовой статус субъектов ОРД, как оперативных подразделений, так и их должностных лиц. Актуальность и новизна ОРД в том, что она объективно создает предпосылки для научного осмысления способов получения оперативно-розыскной информации и ее закрепление в качестве доказательств.
    Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.
    Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.
    Оперативно – розыскная деятельность-это компромисс – наверно наиболее тонкий и сложный акт морального выбора, где велик риск уничтожения нравственного характера цели в процессе ее достижения. Особенно контрастно этот риск проявляет¬ся, если проанализировать доминирующие мотивы, применительно к мотивационной сфере, по которым граждане конфиденциально со¬действуют органам, осуществляющим оперативно-розыскную дея¬тельность.
    Совершенно очевидно, что большинство лиц сотрудничающих с правоохранительными органами соци¬ально неблагополучны, имеют какие-либо отклонения от норм пове¬дения, часто преступное прошлое, и в первом случае тесно связаны с преступниками, их окружением и т.п.
    Исходя из этого, оперативным работникам нередко приходится находить компромисс между доминирующими в их сознании приоритетами нетерпимости в борьбе с преступностью и использованием помощи, исходящей от лиц, вхо¬дящих в состав криминогенной среды. Морально-оценочный фактор существен¬но сказывается на снижении эффективности деятельности ввиду формальной несовместимости идеалов борьбы с преступностью и фактического сотрудничества с лицами, являющимися представителями преступной среды
    Вопрос о роли этических начал в деятельности следователя становится актуальным в силу ряда особенностей его общения с участниками процесса на разных стадиях предварительного расследования. Прежде всего - это специфичность поводов для общения следователя с обвиняемым, подозреваемым, свидетелями, потерпевшим и т.д. Отрицательный эмоциональный фон накладывает отпечаток на всю струк¬туру общения следователя с участниками процесса, поэтому помимо возрастающих требований к уровню профессионального мастерства следователя актуализируются такие сугубо нравственные качеств его личности, как гуманность, справедливость, долг, совесть и т.д.