Обжалование решения федеральной антимонопольной службы. Как отменить постановления фас рф

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данная статья направлена на информирование граждан о том, как обжаловать решение ФАС.

Как обжаловать

Законодательство Российской Федерации предоставляет два способа обжалования решения ФАС:

  • Досудебный;
  • Судебный.

Рассмотрим каждый из способов подробнее.

Досудебный

Досудебное разбирательство предполагает подачу письменной жалобу от определенной организации. Анонимные жалобы не рассматриваются, поэтому необходимо указать личные данные представителя и печать компании. К составленному документу обязательно должно быть приложено документальное подтверждение полномочий представителя компании.

В документе обязательно должно быть указано наименование антимонопольной организации, в которое подается претензия.

Указывается полное наименование организации и данные о её представителе.

Жалоба должна содержать полное описание сути обращения и информацию о совершенном нарушении со стороны Федеральной антимонопольной службы. Важно понимать, что заявление может быть признано безосновательным. ФАС может принять такое решение, если ответы на подобное обращение уже были озвучены более двух раз, а в новой жалобе нет новых доводов, подтверждающих нарушение. В этом случае составитель обращения должен быть уведомлен об отказе в рассмотрении нового заявления.

Обращение должно сопровождаться документальной базой. Список необходимых документов мы рассмотрим в отдельном пункте статьи.

Инфо

Само обращение должно быть составлено в двух экземплярах. Один должен быть подан в ФАС, а второй остается у заявителя, причем на последнем экземпляре должна стоять отметка о принятии документа к рассмотрению.

Сроки рассмотрению подобных обращений обычно составляют не более тридцати дней с момента обращения, но они могут быть увеличены. Для этого руководитель ФАС должен уведомить заявителя об увеличении сроков рассмотрения и пояснить, объяснить причину увеличения.

После рассмотрения жалобы руководитель органа ФАС должен уведомить заявителя о принятом решении. Он обязан это сделать в течение 3-х дней.

В рассмотрении документа может быть отказано. Существует два основания отказа. В первом говорится, что рассмотрение такого обращение не будет проводиться, суд уже принял решение после подачи заявителем искового заявления. Второй причиной отказа является повторная подача претензии по аналогичному нарушению и основанию.

Судебный

В суде можно обжаловать не только решение УФАС, но и другие действия этой организации. Также с помощью обращения в арбитражный суд можно обжаловать ответ на жалобу, которая была направлена в вышестоящий орган ФАС. Срок обжалования решения и составления искового заявления в суд составляет 3 месяца с момента выявления нарушения.

После подачи жалобы в судебные органы все решения, принятые Федеральной антимонопольной службой приостанавливаются до вынесения судебного решения.

Инфо

Заявление должно быть подано в то отделение суда, которое территориально располагается в том же районе, что и отделение УФАС.

Документы

Для подачи искового заявления необходимо собрать необходимые документы:

  • Документ, подтверждающий осведомленность других лиц указанных в заявлении о подаче искового заявления;
  • Подтверждение уплаты Государственной пошлины;
  • Документальной подтверждение обоснованности требований заявителя;
  • Копии свидетельства о регистрации ИП;
  • Доверенность, подтверждающая полномочия представителя;
  • Документальное подтверждение соблюдения досудебного порядка;
  • Выписка из реестра о подтверждении у истца статуса ИП.

Заявление

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • Полная информация об органе, принявшем оспариваемое решение;
  • Всю информацию о принятом акте. Дата принятия, название и номер;
  • Законы, на основании которых заявитель может оспорить решение.
  • Законы, которые были нарушены в отношении истца;
  • Требования заявителя об аннулировании правового акта и связанных с ним действий.

Срок

Обратиться в арбитражный суд можно в течение 3 месяцев с того момента, как было обнаружено нарушение. Если срок обращения был превышен по уважительной причине, то при представлении документального подтверждения срок может быть увеличен .

Стоимость обжалования

Перед тем, как составлять обращение необходимо заблаговременно произвести оплату государственной пошлины. Если истцом выступает организация, то в этом случае она составляет 3000 рублей.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Арбитражный суд определил географические границы рынка и размер административного штрафа сетевой компании не в границах всей балансовой принадлежности присоединенных сетей компании, а в границах непосредственного технологического присоединения энергопринимающих устройств по конкретному адресу, тем самым снизив оборотный штраф до ста тысяч рублей (решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2015 по делу № А40-62215/2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по этому же делу).

Сетевая компания обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по г.Москве от 30.03.2015 по делу об административном правонарушении № 4-14.31-58/77-15 в части избранной меры наказания (размера штрафа). Рассматривающие дело суды удовлетворив заявление отметили, что для целей точного определения размера административного штрафа существенное значение имеет правильное определение географических границ товарного рынка, на котором совершено административное правонарушение. Географические границы рынка суды определили, как конкретное место расположения энергопринимающих устройств и объекта электросетевого хозяйства, доступного потребителю в рамках технологического присоединения. УФАС по г.Москве не представило в суд достаточных доказательств для определения точного размера штрафа исходя из указанной позиции судов. Поскольку определить точный размер административного наказания не представляется возможным, суды назначили наказание в минимальном размере санкции, установленной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ – сто тысяч рублей. Решением УФАС по г.Москве от 03.10.2014 по делу № 1-10-1276/77-14 установлен факт нарушения сетевой компанией части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который выразился в злоупотреблении обществом доминирующим положением на рынке оказания слуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям на территории г. Москвы (в границах присоединенной электрической сети), путем нарушения порядка осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств домовладения по конкретному адресу.

В [наименование арбитражного суда,
в который подается заявление]

Заявитель: [наименование юридического лица]
ИНН: [значение]
адрес: [вписать нужное]

Ответчик: [наименование территориального органа
федеральной антимонопольной службы]
адрес: [вписать нужное]

[Процессуальное положение]: [наименование/Ф. И. О.]
адрес: [вписать нужное]

Заявление
о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа

[Число, месяц, год] [наименование территориального органа федеральной антимонопольной службы] (далее - ответчик) на основании заявления [наименование/Ф. И. О. подателя жалобы] возбуждено дело N [значение] о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения [указать норму закона].

По результатам рассмотрения материалов дела ответчиком вынесено решение N [значение] от [число, месяц, год] [указать суть решения].

На основании указанного решения истцу выдано предписание N [значение] от [число, месяц, год] об устранении допущенных нарушений путем [вписать нужное].

Заявитель полагает, что оспариваемые решение и предписание ответчика [изложить доводы, на которых заявитель основывает свои требования, а именно: права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемыми решением и предписанием; законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемые решение и предписание].

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 52 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. ст. 198, 199 АПК РФ, прошу:

1) Признать недействительными решение N [значение] от [число, месяц, год] и предписание N [значение] от [число, месяц, год] [наименование территориального органа федеральной антимонопольной службы].

2) Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

Приложение:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

4) выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

5) копия решения N [значение] от [число, месяц, год];

6) копия предписания N [значение] от [число, месяц, год];

7) документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления;

8) [документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования].

[должность, подпись, инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

А вот приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки, напротив, может стать предметом обжалования. Поводом к такому решению послужило решение о проверке правильности наложения обеспечительных мер судебным приставом. ВС РФ счел, что антимонопольная служба превысила свои полномочия, назначив такую проверку, – ведь действия сотрудников ФССП России регламентированы законом и не могут влиять на состояние конкуренции.

Обжаловать можно и предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) предпринимателя, которые содержат признаки нарушения законодательства. Такое предупреждение Суд признал ненормативным правовым актом.

ВС РФ дал пояснения и по подведомственности некоторых дел. К примеру, граждане, которые решили обжаловать решение или предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, должны обращаться не в суд общей юрисдикции, а в арбитражный суд. Ключевым здесь будет не субъектный состав дела, а круг споров, которые могут разрешать арбитражные суды. К ним относятся в том числе возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (). Дела о защите конкуренции как раз включены в последнюю категорию (ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " "; далее – закон о защите конкуренции).

Важной для тех, кто допустил нарушение антимонопольного законодательства, будет позиция ВС РФ об определении дохода, который подлежит изъятию в бюджет (). В одном из дел было зафиксировано установление предпринимателем, реализовывавшим молочную продукцию, монопольно высоких цен. ФАС России посчитала, что нарушителя следует лишить всего дохода, полученного от продажи такой продукции. Однако ВС РФ с этим не согласился. Он указал, что перечислению в бюджет подлежит доход общества, полученный им только от неправомерных действий (бездействия), а не вся полученная от реализации такой продукции выручка.

Если ФАС провела проверку закупочной процедуры и выявила в ее проведении нарушения, по итогам которых выдала предписание об устранении, заказчик имеет право обжаловать решение ФАС.

Для этого ему необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Рассмотрим порядок обжалования постановлений ФАС и приведем образец заявления на обжалование.

Срок обжалования решений ФАС

В соответствии со ст. 53 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции, любое принятое антимонопольным органом решение или предписание, может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента принятия решения (выдачи предписания). Когда заказчик подает заявление на обжалование предписания ФАС в суд, исполнение этого предписания по закону приостанавливается до момента, когда суд вынесет решение по заявлению, и решение вступит в законную силу. Датой принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме, которая не может превышать срок в 10 рабочих дней с момента оглашения резолютивной части.

Обжалование решения и предписания ФАС

Так, в заявлении на обжалование следует подробно указать все фактические обстоятельства дела (только фактические и только те, которые имеют прямое отношение к сути рассматриваемого вопроса). Никакой оценки действий должностных лиц, за исключением аргументированного предположения их юридической неправоты, в заявлении присутствовать не должно.

Также заказчику необходимо четко определить и указать в своем заявлении, во-первых, какие именно его права каким образом были нарушены решением (предписанием) ФАС, и как его отмена их восстановит. Во-вторых заказчику при обжаловании решения УФАС следует указать, в чем именно действия антимонопольного органа не соответствуют закону (и приложить ссылки на конкретные нормы законодательства, подтверждающие правоту заказчика).

Таковыми незаконными действиями могут быть нарушения, которые контролеры допустили в ходе проверки, либо несоответствие требований выданного предписания полномочиям ФАС, и так далее, вплоть до того, что предписание было подписано не уполномоченным на это должностным лицом. Следует, однако, принять во внимание, что нарушения, на которые указал заказчик в своем заявлении, должны носить характер существенных, иначе они не будут приняты судом во внимание, как не влияющие на суть рассматриваемого вопроса.

Обжалование предписаний ФАС: образец

В части контактов заказчик указывает Арбитражный суд, в который он подает заявление, с его полным наименованием и адресом. Указываются заявитель (с полным наименованием и адресом) и заинтересованные лица (соответственно, УФАС, с полным наименованием отделения антимонопольного органа и его адресом).

В тексте самого заявления заказчик просит признать незаконным такое-то предписание за таким-то номером от такого-то числа, выданное таким-то отделением антимонопольного органа. Указывается краткое содержание предписания , какой законодательный акт, по мнению ФАС, оно нарушает, и какие обязанности оно накладывает на заказчика.

Далее заказчик в заявлении об обжаловании предписания ФАС формулирует свое несогласие с возложением на него данных обязанностей и заявляет, что он считает, что обязанности по исполнению предписания возложены на него незаконно. Перечисляются основания, по которым, как считает заказчик, УФАС вынесло незаконное решение, и далее в заявлении заказчик просит признать незаконным и отменить предписание (сведения о котором, номер и дата повторяются).

К заявлению также необходимо приложить документы, подтверждающие обстоятельства, к которым заказчик апеллирует в качестве доказательства своей правоты.

Ответы на любые рабочие вопросы вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»