Космический объект в международном праве обладает юрисдикцией. Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов

Под космическим объектом понимается искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях.

Применительно к этому понятию дифференцируется и круг субъектов института: это запускающее государство, под которым понимается участник, осуществивший, организовавший запуск, предоставивший установки или территорию, в т.ч. и государство, осуществившее эти действия как член международной организации, занимающийся космической деятельностью на условиях, предусмотренных Договором о космосе 1967г.

Особое место в этом перечне государство регистрации космического объекта, т.к. оно обладает юрисдикцией в отношении последнего. По согласованию с другими участниками оно вносит номер объекта в свой национальный регистр, сообщает его и другие необходимые данные Генеральному секретарю ООН для внесения в реестр, который ведется с 1961 г.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекта и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, точнее, в полете, имея в виду также прохождение его через воздушное пространство иностранного государства.

Право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, ценности иного характера может принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и др. орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать космические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать их. Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности, о случаях обнаружения космических объектов и незамедлительно возвращать их государству регистрации. Части объектов, сами объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.



Правовое содержание института спасания космонавтов пилотируемых космических объектов, орбитальных станций в космическом пространстве и на небесных телах состоит в следующем. Космонавтом – членом космического экипажа – считается гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции независимо от гражданства находятся под юрисдикцией государства регистрации.

На все государства возлагаются следующие права и обязанности: оказывать всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на любой территории, включая международную; предоставлять терпящим бедствие лицам, находящимся на небесных телах, укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и др. установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения.

Итоговые тесты по разделу

Тест 1 Объектами отрасли международного космического права являются?

Варианты ответа:

1) космическое пространство, небесное тела, их ресурсы;

2) отношения государств, других субъектов международного права, связанные с деятельностью в космосе;

3) установление режимов отдельных видов космического пространства, естественных и искусственных небесных тел, определение круга субъектов космической деятельности;

4) космонавты, космические корабли, вопросы контроля и ответственности.

Тест 2 Космос является?

Варианты ответа:

1) демилитаризованной зоной;

2) нейтральной зоной;

3) частично демилитаризованной зоной;

4) нейтрализованной зоной.

Тест 3 Космическими объектами являются?

Варианты ответа:

1) искусственные спутники, космические станции, корабли, ракеты, оборудование, установки;

2) космические корабли, станции, Луна и другие небесные тела;

3) Луна и другие небесные тела.

Тест 4 Запускающим государством (организацией) считается?

Варианты ответа:

1) государство, которое осуществляет или организует запуск;

2) государство, с территории или установок которого осуществляется запуск;

3) все выше перечисленные варианты.

Тест 5 Под чьей юрисдикцией находится космонавт?

Варианты ответа:

1) государства своего гражданства;

2) государства регистрации корабля;

Литература:

Верещетин В.С. Правовые проблемы полета человека в космос. М., 1986;

Курс международного права. Отрасли международного права. Т. 5. М., 1992;

Международное космическое право. Отв. Ред. Пирадов А.С. М., 1985;

Новое в космическом праве (на пути к международному частному космическому праву). М., 1990;

Словарь международного космического права. М., 1992;

Постышев В.М. Концепция общего наследия человечества применительно к Луне и ее природным ресурсам. М., 1988;

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967;

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979;

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974;

Конвенция о Международной организации гражданской авиации 1944;

Договор по открытому небу 1992.

Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел - пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, а также космонавтов.

Находясь в космическом пространстве, они, естественно, подчиняются действующему правопорядку, описанному ранее в § 2. Тем не менее режим их имеет ряд особенностей, связанных в первую очередь с их антропогенной природой.

Под космическим объектом понимаются искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях*.

* В последнее время используется также понятие аэрокосмического объекта, так называемой "гибридной системы", проходящей через иностранное воздушное пространство при приземлении, при смене орбиты, а также обеспечивающей транспортное сообщение пунктов на Земле и в космосе.

Применительно к этому понятию дифференцируется и круг субъектов института: это запускающее государство*, под которым понимается участник, осуществивший, организовавший запуск, предоставивший установки или территорию, в том числе и государство, осуществившее эти действия как член международной организации, занимающейся космической деятельностью на условиях, предусмотренных Договором о космосе 1967 г. Особое место занимает в этом перечне государство регистрации космического объекта, так как оно обладает юрисдикцией в отношении последнего. По согласованию с другими участниками оно вносит номер объекта в свой национальный регистр, сообщает его и другие необходимые данные Генеральному секретарю ООН для внесения в Реестр, который ведется с 1961 г. В дальнейшем по номеру и другим данным Реестра ведется идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами территории государства регистрации или на международной территории и осуществляется возвращение государству регистрации.

* Запуск "Радиоастрона" - уникального телескопа на высоту 360 тыс. км осуществляют 18 стран; государство регистрации - Россия.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекта и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, точнее, в полете, имея в виду также прохождение его через воздушное пространство иностранного государства.



Право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, ценности иного характера может принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать космические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать их.

Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности; о случаях обнаружения космических объектов и незамедлительно возвращать их государству регистрации. Части объектов, сами объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

Правовое содержание института спасания космонавтов пилотируемых космических объектов, орбитальных станций в космическом пространстве и на небесных телах состоит в следующем. Космонавтом -членом космического экипажа - считается гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации.

Космонавты по Договору о космосе 1967 г., Соглашению о спасании 1968 г., Соглашению о Луне 1979 г. объявляются посланцами всего человечества. Тем самым на все государства возлагаются следующие права и обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на любой территории, включая международную; предоставлять терпящим бедствия лицам, находящимся на небесных телах, укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; информировать международную общественность, международное научное сообщество, Генерального секретаря ООН о любых устанйвленных ими явлениях в космическом пространстве и небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни или здоровью человека; использовать ресурсы небесных тел и космических объектов - орбитальных станций, баз на естественных небесных телах для поддержания жизнедеятельности экспедиций в необходимых для этого количествах.

9.2 Аттестация в форме теста (пример):

1. Правовой статус космических объектов:

а) космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки;

б) космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации;

в) космический объект является общим наследием всего человечества и национальная юрисдикция на него не распространяется.

2. Классификация международных споров:

а) по объекту (предмету) спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения, по числу участвующих субъектов;

б) по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по географии распространения, по числу участвующих субъектов;
в) по объекту (предмету) спора, по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по степени опасности для международного мира.

3. Как решается коллизионный вопрос применимого права к договору при отсутствии соглашения сторон?

а) применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан;

б) применяется международная унификация;

в) применяется право страны контрагента;

г) применимое право определяется на основе коллизионных норм.

4. Что образуют коллизионный и материально-правовой способы
регулирования правоотношений в международном частном праве?

а) предмет регулирования;

б) систему науки;

в) отрасль права;

г) метод регулирования.

5. Принцип неприменения силы или угрозы силой:

a) все государства-лены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

б) государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости государств, так и каким-либо другим образом

в) прежде чем прибегнуть к оружию, государства должны обращаться, насколько это позволяют обстоятельства, к мирным средствам решения международных столкновений.

6. Делимитация - это:

а) нанесение линии государственной границы на карту;

б) запрет на размещение военных объектов на территории государства;

в) обозначение на местности линии государственной границы.

7. Понятие территориального моря:

а) это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага – за архипелажными водами);

б) это моря и водоемы, расположенные на территории конкретного государства;

в) это моря и водоемы, расположенные на территории континента или архипелага.

8. Основной акт, регулирующий отношения, касающиеся международных договоров:
a) Нью-Йоркская конвенция 1974 г.;
б) Венская конвенция 1969 г.;
в) Гаагская конвенция 1955 г.

1. «Экстрадиция» - это
выдача преступника другому государству
согласие на исполнение дипломатом его обязанностей
доступ в открытые морские порты

2. Классификация международных споров
по объекту (предмету) спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения, по числу участвующих субъектов
по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по географии распространения, по числу участвующих субъектов
по объекту (предмету) спора, по месту и способу разрешения, по числу участвующих арбитров, по степени опасности для международного мира

3. Предмет регулирования права вооруженных конфликтов
общественные отношения третьих стран, возникающие при совершении актов агрессии
специфические общественные отношения, регулирующие положение победителя и проигравшего вооруженный конфликт
специфические общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права в ходе вооруженных конфликтов

4. Филиация – это
способ утраты гражданства
способ изменения гражданства
способ приобретения гражданства

5. Категории населения государства
совершеннолетние, несовершеннолетние, дееспособные, недееспособные
мужское население, женское население, взрослые, подростки, дети
граждане, иностранцы, лица без гражданства

6. Международные реки - это реки
протекающие по территории двух и более государств
как протекающие по территории двух и более государств, так и протекающие по границе двух или нескольких государств
протекающие по границе двух или нескольких государств

7. Зарубежные органы внешних сношений - это
правительственные и неправительственные дипломатические представительства и миссии, специальные миссии и делегации
дипломатические представительства, консульские учреждения
дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения, специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах

8. Дипломатические представительства - это
посольство, миссия посланника, миссия поверенного
посольство, миссия посланника, миссия поверенного, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях
посольство, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях

9. Виды норм международного права
Jus cogens, универсальные, партикулярные, диспозитивные, императивные, договорные, обычно-правовые нормы
административные, уголовные, гражданско-правовые, процессуальные, но осложненные иностранным элементом
нормы дипломатического этикета, обыкновения, резолюции международных конференций и организаций

10. Какие споры вправе принимать к рассмотрению Международный Суд ООН
экономические споры международного государства
политические споры между государствами
споры между государством и гражданином

11. Каким образом распределяется зарубежное недвижимое имущество при распаде государства
переходит к преемникам в справедливых долях
в зависимости от соотношения годовых бюджетов государств-преемников
переходит к преемникам в равных долях

12. Правовой статус космических объектов
космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации
космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки
космический объект является общим наследием всего человечества и национальная юрисдикция на него не распространяется

13. Отраслевые принципы международного экономического права
принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип сотрудничества государств
принцип получения наибольшей прибыли, принцип интеграции производства сложной техники, принцип наиболее полного и рационального использования природных богатств, принцип корпоративности стран одного региона
принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режим

14. К видам преступлений против человечности относятся
агрессия, угроза миру с помощью агрессии, подготовка к незаконному применению вооруженной силы, применение оружия массового уничтожения, пропаганда войны
геноцид, апартеид, расизм и расовая дискриминация, рабство, колониализм, экоцид
международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, рабство, колониализм, экоцид, пиратство, захват заложников

15. Натурализация – это
приобретение гражданства по ходатайству самого индивида
приобретение гражданства по рождению
восстановление гражданства

Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел - пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, а также космонавтов.

Находясь в космическом пространстве, они, естественно, подчиняются действующему правопорядку, описанному ранее в § 2. Тем не менее режим их имеет ряд особенностей, связанных в первую очередь с их антропогенной природой.

Под космическим объектом понимаются искусственное небесное тело, средства его доставки, другое его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях1.

Применительно к этому понятию дифференцируется и круг субъектов института: это запускающее государство2, под которым понимается участник, осуществивший, организовавший запуск, предоставивший установки или территорию, в том числе и государство, осуществившее эти действия как член международной организации, занимающейся космической деятельностью на условиях, предусмотренных Договором о космосе 1967 г. Особое место занимает в этом перечне государство регистрации космического объекта, так как оно обладает юрисдикцией в отношении последнего. По согласованию с другими участниками оно вносит номер объекта в свой национальный регистр, сообщает его и другие необходимые данные Генеральному секретарю ООН для внесения в Реестр, который ведется с 1961 г. В дальнейшем по номеру и другим данным Реестра ведется идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами территории государства регистрации или на международной территории и осуществляется возвращение государству регистрации.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекта и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, точнее, в полете, имея в виду также прохождение его через воздушное пространство иностранного государства.

Право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, ценности иного характера может принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другое орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать космические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать их.

Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности; о случаях обнаружения космических объектов и незамедлительно возвращать их государству регистрации. Части объектов, сами объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.


Правовое содержание института спасания космонавтов пилотируемых космических объектов, орбитальных станций в космическом пространстве и на небесных телах состоит в следующем. Космонавтом -членом космического экипажа - считается гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации.

Космонавты по Договору о космосе 1967 г., Соглашению о спасании 1968 г., Соглашению о Луне 1979 г. объявляются посланцами всего человечества. Тем самым на все государства возлагаются следующие права и обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на любой территории, включая международную; предоставлять терпящим бедствия лицам, находящимся на небесных телах, укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; информировать международную общественность, международное научное сообщество, Генерального секретаря ООН о любых установленных ими явлениях в космическом пространстве и небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни или здоровью человека; использовать ресурсы небесных тел и космических объектов - орбитальных станций, баз на естественных небесных телах для поддержания жизнедеятельности экспедиций в необходимых для этого количествах.

120. пр.режим международных проливов. Архипелажные воды.

Для целей настоящей Конвенции:

а) "государство-архипелаг " означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова;

b) "архипелаг " означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым.

Архипелажные воды отграничены от других частей Мирового океана вокруг государства-архипелага архипелажными исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага (если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью или частично на расстоянии, не превышающем ширину территориального моря от ближайшего острова). В пределы таких исходных линий должны быть включены основные острова и район, в котором соотношение между площадью воды и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Только те состоящие из островов государства, которые соответствуют этим критериям, могут иметь архипелажные воды.

Длина архипелажных исходных линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь до 3% их общего числа может превышать эту длину до максимальной длины в 125 морских миль. При их проведении не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага, также их нельзя проводить так, чтобы при этом территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Особый правовой статус архипелажных вод заключается в распространении суверенитета государства-архипелага на их водную толщу, воздушное пространство над ними, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы при условии признания государством-архипелагом режима архипелажного прохода по морским и воздушным коридорам исключительно в целях международного судоходства, международных полетов.

Пересекающие архипелажные воды морские коридоры (включают все обычные пути в архипелажных водах, используемые для международного судоходства при условии, что нет необходимости дублировать одинаковые удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода) и расположенные над ними воздушные коридоры должны быть приемлемы для непрерывного и быстрого прохода всех иностранных судов через архипелажные воды и прилегающее территориальное море и пролета всех иностранных летательных аппаратов над ними с целью быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.

Если государство-архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, архипелажный проход может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства. Морские и воздушные коридоры определяются серией непрерывных осевых линий от точек начала путей прохода до их конечных точек. Суда и летательные аппараты при архипелажном проходе по морским коридорам не должны отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от таких осевых линий при условии, что такие суда и летательные аппараты не будут приближаться к берегам ближе, чем на 10% расстояния между ближайшими точками на островах, граничащих с морским коридором. Для безопасности прохода судов по узким фарватерам в морских коридорах могут быть установлены схемы разделения движения. После надлежащего оповещения схемы разделения и даже морские коридоры можно заменить, однако эта деятельность должна соответствовать общепризнанным международным правилам и утверждаться компетентной международной организацией (в этом качестве выступает Международная морская организация), но ни при каких обстоятельствах не допускается приостановление архипелажного прохода.

В архипелажных водах вне морских коридоров суда всех государств пользуются правом мирного прохода, который может быть временно приостановлен после должного опубликования в определенных районах архипелажных вод без дискриминации иностранных судов, если это существенно важно для охраны безопасности государства-архипелага.