Есть ли в Библии тайны об Иисусе? Есть ли в Библии ошибки.

Коран был написан Мухаммедом. Книга Мормона — Джозефом Смитом. Библия же является уникальной книгой из числа многих других священных книг в мире. Ее писал не один человек. Книги Ветхого и Нового Завета создавались на протяжении 1600-летнего периода на территории Азии, Африки и Европы и принадлежат более 40 разным авторам.

Несмотря на такой продолжительный период времени, все авторы Библии передают одну и ту же основную идею: Бог - Творец неба и земли, предлагает каждому человеку познать Его лично.

Кроме своего уникального авторства, Библия также содержит множество пророчеств, в точности исполнившихся впоследствии. Например, существует более 300 конкретных пророчеств, принадлежащих разным ветхозаветным пророкам, о пришествии Мессии: месте его рождения, юношеских годах и т.д. Все эти пророчества были в полной мере исполнены Иисусом Христом спустя сотни лет. Они, как и многие другие исполнившиеся пророчества, объясняют, почему авторы Писания могли сказать: «Так говорит Господь...» - они говорили от имени Того, Кто знает «от начала, что будет в конце.» 1

Больше о библейских пророчествах

За семьсот лет до рождения Иисуса в книге Исайи (Ветхий Завет) было записано пророчество о приходе Мессии. В Иисусе исполнилось не только это пророчество, но и более 300 других особенных пророчеств о Мессии, записанных в Ветхом Завете. Ниже приводятся примеры пророчеств из книги Исайи в сравнении с параллельными местами из Нового Завета...

Ветхозаветное пророчество Исполнение его в Новом Завете
рожден от Девы
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Исаия 7:14)
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф... поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». (От Матфея 1:18,24,25)
Служение чудес
«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки.» (Исаия 35:5,6)
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». (От Матфея 11:4,5)
Умер за грехи человечества
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». (Исаия 53:5,6)
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». (От Иоанна 10:11)

«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет». (От Луки 18:31-33)

Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. (От Иоанна 19:1-3)

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его». (От Иоанна 19:17,18)


Комментарии Иисуса на ветхозаветные пророчества, говорящие о Нем Самом:

. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (От Иоанна 5:39)

. «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». (От Иоанна 5:46)

. «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет». (От Луки 18:31-33)

После того, как Он воскрес из мертвых...

Тогда Он сказал им: «О, неосмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. (От Луки 24:25-27)

И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедано быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему». (От Луки 24:44-48)

Археология также неоднократно подтвердила имена людей, исторические события и географические указания в точности так, как они были записаны в Ветхом и Новом Заветах. Хотя археология и не способна доказать духовную истинность Библии, но открытия в этой сфере подтверждают достоверность Библии как исторического документа.

Кроме того, по сравнению с другими древними книгами, текст Библии был удивительным образом защищен от изменений и сохранился до нашего времени. Для сравнения, на семь существующих рукописей трудов Платона приходится более 5000 рукописей Нового Завета. При сопоставлении текстов всех этих книг было установлено их сходство друг с другом на 99,5%.

Является ли Библия исторически правдивой? Подают ли Евангелия точные сведения об Иисусе?

Как можно удостовериться в правдивости биографий Иисуса Христа в Евангелиях? Когда историки исследуют достоверность чьей-то биографии, они часто задаются вопросом: «Подают ли другие многочисленные источники те же сведения об этом человеке?»

Вот как это работает. Представьте себе, что вы собираете биографические данные о бывшем президенте Джоне Кеннеди. Вы находите много информации о его семье, службе на посту президента, урегулировании ядерного кризиса на Кубе, и каждая исследуемая вами биография сообщает похожие факты. Но что если в одной из биографий вы находите информацию о том, что Джон Кеннеди 10 лет был священнослужителем в Южной Африке? Ни в одном из предыдущих источников не упоминалось ни о его карьере священнослужителя, ни о том, что он провел 10 лет в Южной Африке. Очевидно, этот факт биографии президента не является правдивым.

Что касается Иисуса из Назарета, находим ли мы многочисленные биографии, сообщающие похожие факты из его жизни? Ответ «да». Существует четыре книги Нового Завета (Евангелия), которые описывают многие подробности из жизни Христа. Кем были написаны Евангелия? Авторами двух книг были люди лично знавшие Иисуса. Более трех лет они провели вместе с ним (Матфей и Иоанн). Две другие книги были написаны близкими товарищами апостолов Христа.

Каждый из четырех авторов написал подробный рассказ о жизни Иисуса. Как и следовало ожидать, разные авторы, описывающие жизнь реального человека, сообщают факты, согласующиеся друг с другом, но их повествования уникальны и разнообразны в подаче информации. Каждая из биографий представлена без излишней чувствительности и помпезного творчества. Форма написания выдержана в газетном стиле «это было так». В Евангелиях упоминаются конкретные географические названия и культурные особенности, которые подтверждаются историками и археологами. Главные темы Евангелий также свидетельствует об их достоверности.

Заявления Христа соответствовали культуре и аудитории, к которой он обращался, однако его учения радикально отличались от того, что учили иудеи в то время. Из Евангелий видно, что в его учениях не было многих тем, о которых ранняя церковь вероятно бы хотела слышать от Иисуса. Этот факт свидетельствует о том, что биографы были предельно точны и, несмотря на последующие нужды церкви, ничего не добавляли к словам Христа.

Евангелия представлены в виде констатации фактов, «вот как это происходило». Даже описания совершенных Иисусом чудес написаны без сенсуализма и мистицизма. Типичный пример – рассказ в Евангелии от Луки, 8 глава, где Иисус воскрешает девочку. Обратите внимание на подробности и четкость передачи происходящего:

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.
Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Как и другие записанные случаи исцеления. Иисусом людей, этот несет отпечаток аутентичности. Если бы это был вымысел, тогда отдельные части этой истории были бы записаны по-другому. Например, в вымышленной истории не было бы места заминкам и вкраплениям историй о других происшествиях. Если бы это был вымысел, люди в трауре не смеялись бы в ответ на слова Иисуса, может, разозлились бы или обиделись, но не смеялись бы. И в вымышленной истории разве сказал бы Иисус родителям, чтобы они никому не рассказывали о происшедшем? Скорее описание исцеления подавалось бы как событие особой важности. Но в реальности жизнь не лишена задержек. Люди часто реагируют странно. У Иисуса были свои причины, чтобы удерживать родителей от разглашения факта воскрешения их дочки.

Лучший тест на подлинность Евангелий – это чтение их для самого себя. Как они выглядят: как отчет о событиях или как фикция? Если это подлинно, тогда Бог открыл Самого Себя нам. Иисус пришел, жил, учил, вдохновлял и дал жизнь миллионам живущих, читающим Его слова. Утверждения Иисуса, читаемые в Евангелиях, многие сочли достойными доверия: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Иоанна 10:10)

История Библии. Писали ли античные историки об Иисусе?

Да. Корнелий Тацит (55-120 гг. н.э.), римский историк первого столетия, «считается одним из историков древнего мира наиболее заслуживающих доверия.» 2 В одном из своих трудов он рассказывает о том, что Нерон «подвергнул жестоким пыткам людей, называвших себя христианами, от имени Христос, человека, приговоренного к высшей мере наказания и казненного во время правления Тиберия, по приказу одного из четырех прокураторов, Понтия Пилата...» 3 (Для сравнения, Коран, написанный через 600 лет после смерти Христа, сообщает о том, что Христос никогда не был распят на кресте, хотя этот факт был подтвержден многими светскими историками. 4)

Флавий Иосиф, еврейский историк (38-100+ гг. н.э.), писал об Иисусе в своей книге «Еврейские древности». От него мы узнаем, что «Иисус был мудрейшим человеком, который творил удивительные дела, учил многих людей и имел последователей среди иудеев и греков. Люди верили, что он был Мессией, а иудейские лидеры обвиняли его и добились вынесения Пилатом приговора о его распятии. Считалось, что он воскрес после смерти.» 5

Суэтоний, Плиний Младший и Талл также писали о поклонении христиан и гонениях на них, что соответствует событиям, описанным в Новом Завете.

Даже иудейский Талмуд, не самый благоприятный источник сведений об Иисусе, подает согласующиеся с другими источниками данные об основных событиях его жизни. Из Талмуда «мы узнаем, что Иисус был зачат вне брака, собирал возле себя учеников, делал богохульные заявления о себе и творил чудеса, которые, однако, приписывались его причастности к волшебству, а не Богу.» 6

Поразительно, что эти сведения находятся во многих исторических книгах, поскольку большинство античных историков в основном писали о политических деятелях и полководцах. Тем не менее, древние иудеи, греки и римляне (которые сами не являлись горячими последователями Иисуса) подтверждают главные события, описанные в четырех Евангелиях.

Был ли текст Нового Завета изменен или искажен со временем?

Некоторые люди считают, что Новый Завет переводился «так много раз», что его текст был искажен в процессе перевода. Если бы перевод производился из других переводов, то такая возможность действительно существовала бы. Однако перевод был сделан не из другого перевода, а из текста оригинала на греческом языке найденного в древних рукописях.

Мы знаем, что текст Нового Завета, дошедшего до наших дней, полностью соответствует оригиналу потому что:

  1. Существует множество рукописных копий, более 5000.
  2. Слова в текстах этих документов совпадают на 99,5%.
  3. Рукописи были найдены вскоре после их написания — смотрите линк в конце этого раздела.

Если сравнить текст одной рукописи с текстом другой, их сходство просто поразительно. Иногда написание или порядок слов может отличаться, но это никоим образом не влияет на общий смысл. Что касается порядка слов в предложении, Брюс Мэцгер, заслуженный профессор Принстонской Теологической Семинарии, объясняет: «В английском языке существует огромная разница между предложениями «Собака укусила человека» и «Человек укусил собаку» - последовательность слов имеет большое значение. Однако, в греческом языке, порядок слов ни на что не влияет. Одно слово служит подлежащим не зависимо от того, какое место в предложении оно занимает». 7

А как насчет несоответствия в рукописях? Разные варианты текста являются «настолько редкими случаями, что ученые Норман Гейслер и Уильям Никс пришли к заключению: «Новый Завет не только дошел до нас в огромном количестве рукописей, больше чем любая другая книга античности, но также, в отличие от остальных известных книг, сохранился в чистейшем виде — совпадение текстов составляет 99,5%.» 8

Доктор Рави Захариас, приглашенный ученый Кембриджского университета, также дает свои комментарии по этому вопросу: «В настоящих условиях Новый Завет является наиболее проверенным древним документом по количеству рукописей, периоду между событиями и временем его написания и множеству других имеющихся документов для подтверждения или опровержения его подлинности. Ничто не может служить таким веским доказательством подлинности древних рукописей, как доступность и целостность текста.» 9

Новый Завет — это наиболее заслуживающий доверия древний документ в истории человечества. Его текстуальная целостность превосходит труды Платона или «Илиаду» Гомера.

Вот сравнение Нового Завета с другими древними рукописями*:

Автор Книга Дата
написания
Ранние
копии
Временной
промежуток
Кол-во
копий
Гомер Илиада 800
до н.э.
400-й
год до н.э.
400 лет. 643
Геродот История 480-425
до н.э.
900-й
год н.э.
1,350 лет. 8
Cицидид История 460-400
до н.э.
900-й
год н.э.
1,300 лет. 8
Платон 400
до н.э.
900-й
год н.э.
1,300 лет. 7
Демосфен 300
до н.э.
1100-й
год н.э.
1,400 лет. 200
Цезарь Галльские
войны
100-44
до н.э.
900-
год н.э.
1,000 лет. 10
Тацит Анналы 100
год н.э.
1100-й
год н.э.
1,000 лет. 20
Плиний
второй
Естественная
история
61-113
гг. н.э.
850-
год н.э.
7500 лет. 7
Новый Завет 50-100
годы н.э.
114-й
год н.э.
(части)
200-й
год н.э.
(книги)
c. 325-й
год н.э.
(оконченный Н.З.)
50 лет.

225 лет.

5366

*Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства

Есть ли в Библии противоречия?

Некоторые утверждают, что Библия полна противоречий. Например, Пилат приказал поставить надпись над головой Иисуса, когда тот был распят на кресте. В трех Евангелиях говориться о том, что там было написано.

В Матфея : «Сей есть Иисус, Царь Иудейский.»
В Марка : «Царь Иудейский.»
В Иоанна : «Иисус Назорей, Царь Иудейский.»

Формулировка во всех троих случаях разная, но их смысл не противоречит друг другу. Но, что же дословно было там написано? В греческом языке, на котором были написаны Евангелия, не было знака кавычек. Так что, когда авторы писали об Иисусе, некоторые из них могли или перефразировать слова или процитировать в точности то, что было написано. Этого мы не знаем. Но это объясняет незначительные отличия в данных отрывках.

Вот еще один пример явного несоответствия. Сколько ночей до своего воскресения Иисус пролежал в гробнице: две или три? Еще до распятия Иисус сказал: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.» (Матфея 12:40). В Евангелии от Марка мы находим другое заявление Христа: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.» (Марка 10:33, 34)

Иисус умер в пятницу, и воскрес в воскресенье. Как же он мог провести три дня и три ночи в гробнице? Евреи считали любую часть дня или ночи за целый день и целую ночь. Так что в еврейской культуре, пятница, суббота и воскресение — это три дня и три ночи. Мы думаем и говорим также. Если человек сказал, что весь день ходил по магазинам, то мы понимаем, что он не имел в виду буквально 24 часа.

Это очень типично для явных противоречий в Новом Завете. Многие из них можно объяснить самим текстом или понять, зная исторический фон того времени.

Свидетельствует ли археология в пользу Нового Завета?

Археология не может доказать, что Библия является Божьим Словом, написанным для нас. Однако она может подтвердить (и подтверждает) историческую точность Библии. Археологи постоянно находят новые доказательства того, что многие государственные чиновники, цари, города и праздники, которые упоминаются в Библии, действительно существовали. Иногда историки даже считали, что этих людей или мест никогда на самом деле не было. Например, в Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил больного возле купальни Вифезда. В тексте даже описаны пять крытых ходов, ведущих в купальню. Ученые долгое время считали, что этой купальни не существовало, пока не нашли ее на глубине сорока футов под землей, полностью сохранившейся и имеющей пять ходов. 10

Библия вмещает огромное количество исторических подробностей. Так что еще не все то, что упоминается в Библии, было открыто археологией. Однако ни одна археологическая находка не противоречит тому, что написано в Библии. 11

В противовес этому, журналист Ли Стробэл комментирует «Книгу Мормона» следующим образом: «Археологам неоднократно не удавалось подтвердить заявления этой книги о событиях, которые некогда будто бы имели место на американском континенте. Помню, как-то я написал запрос в Смитсоновский Институт, чтобы узнать, существуют ли какие-то доказательства, подтверждающие заявления мормонизма, на что мне четко ответили, что археологи института «не видят прямой связи между археологией Нового Мира и главной темой книги». Археологи никогда не находили города, людей, имена или места, упомянутые в «Книге Мормона». 12

Для сравнения, многие из древних мест, названных Лукой в Книге Деяний в Новом Завете, были найдены археологами. «Всего Лука безошибочно указывает тридцать две страны, пятьдесят четыре города и девять островов» 13 .

Археология также опровергла многие необоснованные теории о Библии. Например, в некоторых университетах все еще преподается документальная гипотеза, которая предполагает, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия (первые пять книг Библии), потому что в то время еще не существовало письма. Однако археологи нашли черную стелу. «На ней были надписи из клинообразных символов и подробные законы Хаммураби. Принадлежала ли она периоду после Моисея? Нет! До Моисея. Более того, до Авраама (2000 до н.э.). Она опережала книги Моисея, по крайней мере, на три столетия... Документальная гипотеза все еще преподается, хотя ее первоначальное основание было уничтожено, и была доказана ее несостоятельность». 14

Еще одна важнейшая археологическая находка подтвердила существование раннего письма. В 1974 году на севере Сирии были найдены скрижали Эблы. Эти 14000 глиняных дощечек с надписями датируются 2300 г. до н.э., то есть за сотни лет до Авраама. 15 В них описываются культура, и жизнь того времени, что в точности напоминает 12-50 главы Бытия.

Археология последовательно и основательно подтверждает историческую точность Библии.

Основные археологические находки

Археологические находки Значение
Таблицы Мари Более 20000 клинописных табличек, которые датируются временами жизни Авраама, объясняют множество традиций патриархов, описанных в Бытии.
Таблицы Эблы Более 20000 табличек, многие содержат надписи из закона, подобные записям Второзакония. Ранее считающиеся вымышленными пять городов равнины в Бытие 14 главы (Содом, Гоммора, Адма, Сигор и Севоим) ныне идентифицированы.
Таблицы Нузи Передают подробности об обычаях 14-15 веков подобные описаниям из жизни патриархов. Например, служанка рожала детей, если ее госпожа была бесплодна.
Черная Стела Доказывает, что письменность и письменные законы существовали за три столетия до Закона Моисея.
Храмовые стены Карнака, Египт Ссылка на Авраама, 10-е столетие до н.э.
Законы Ешнуна (1950 до н.э.)

Кодекс Липит-Иштара (1860 до н.э.)

Законы Хамураби (1700 до н.э.)

Показывает, что кодекс законов Моисея не слишком замысловат и не исключение для этого временного периода.
Таблицы Рас Шамра Предоставляют сведения о еврейской поэзии.
Письма Лахиша Описывают вторжение Навуходоносора в Иудею и проливают свет на времена Иеремии.
Печать Годолии Упоминание о Годолии, о нем говорится в 4-м Царств 25:22.
Цилиндр Кира Подтверждает Библейское описание декрета Кира с разрешением для Иудеев о восстановлении храма в Иерусалиме. (смотри 2 Паралипоменон 36:23; Ездра 1:2-4)
Моавитский камень Дает информацию о шестом царе Израиля.
Черный обелиск Шалмоназара III Описывает как Иоахаз, царь израильский, должен был подчиниться ассирийскому царю.
Призма Тєйлора Содержит Ассирийский текст, который более подробно описывает нападение Сеннахирима на Иерусалим во время царя Езекии.
Обвинения критиков прошлого Ответы из археологии
Моисей не мог быть автором Пятикнижия, потому что он жил до изобретения письменности Письменность существовала задолго до жизни Моисея
Ур-город Авраама - никогда не существовал. Ур был обнаружен. На одной из колонн была надпись «Авраам».
Город, построенный из твердого камня, названный «Петра», не существует. Петра был обнаружен.
История падения Иерихона - миф. Город никогда не существовал. Город был найден и раскопан. Стало очевидно, что стены были разрушены точно таким же образом, как это изложено в библейском рассказе.
«Хитты» не существовали. Было найдено сотни ссылок на удивительную цивилизацию Хиттов. Можно написать докторскую диссертацию, изучая Хиттов в университете города Чикаго.
Валтасар не был царем Вавилона, его имени нет в записях. Таблицы Вавилона описывают правление этого царя, сына Навонида.

Кто был автором Нового Завета? Почему мы не признаем апокрифы, гностические евангелия или евангелие от Фомы?

У нас есть все основания верить в то, что книги, составляющие Новый Завет, являются каноническими. Авторы Евангелий Матфей, Марк, Лука и Иоанн уже упоминались нами как надежные источники. Двое из них близко знали Иисуса и были его верными последователями. Другие авторы Нового Завета также заслуживают доверия: Иаков и Иуда (единокровные братья Иисуса, которые сначала не верили в Него), Петр (один из 12 апостолов) и Павел (которого Христос сделал апостолом после Своей смерти и воскресения). Церковь хорошо знала этих людей и их отношения с Иисусом. Более того, все написанное ими, соответствовало тому, что люди сами слышали об Иисусе, видели собственными глазами и передавали это своим детям.

Когда же сотни лет спустя, начали появляться другие книги (например, евангелие Петра, хотя Петра тогда уже давно не было в живых), церковь легко распознала в них подделку.

Еще одним примером может служить Евангелие от Фомы (на которое Мухаммед ссылается в Коране). Евангелие от Фомы было написано в 140 г. н.э., много лет спустя после смерти самого Фомы. Хотя во многом оно походит на подлинное новозаветное Евангелие от Матфея, но в нем также звучат идеи, идущие вразрез с истинным посланием Евангелий. Описания Иисуса не соответствовали тому, что ранняя церковь знала о Нем.

Во времена ранней церкви, когда появлялись и распространялись такие книги как Евангелие от Фомы, людям не было трудно распознать в них подделку. Такие фальсификации и гностические евангелия опровергали известные учения Христа и Ветхого Завета и часто допускали множество исторических и географических ошибок. 18

В конечном счете, возникла потребность издать официальный перечень книг Нового Завета. Этому послужили следующие причины: 1) Когда христиане подверглись гонениям, их книги начали уничтожать (возник вопрос: какие из этих книг нужно было охранять?); 2) В процессе перевода на арамейский и латинский языки, было важно иметь список авторитетных книг; 3) Поддельные книги и лжеучения всегда бросали вызов церкви и ее руководству, поэтому для них важно было твердо стоять на своих убеждениях. В 367 г. н.э. Афанасий издал список из 27 новозаветных книг (те же книги, которые составляют Новый Завет сегодня). Вскоре после этого, Джером и Августин обнародовали тот же список.

История Нового Завета. Почему понадобилось 30 или 40 лет для того, чтобы написать новозаветные Евангелия?

Главной причиной, по которой Евангелия были написаны не сразу же после смерти и воскресения Христа, является то, что не было особой надобности в таких записях. В начале, Евангелие распространялось в Иерусалиме из уст в уста. Не было нужды в составлении письменного описания жизни Христа, поскольку жители Иерусалима и его окрестностей были очевидцами событий его жизни и прекрасно знали о его служении. 19

Однако когда распространение Евангелия вышло за пределы Иерусалима, где не было свидетелей жизни Иисуса, возникла необходимость создать письменные описания тех событий, чтобы учить других о жизни и служении Христа. Многие ученые относят время написания Евангелий к периоду от 17 до 32 лет после смерти Христа.

В начале своего Евангелия Лука объясняет, почему он решил написать его, и это позволяет нам больше понимать сложившуюся в то время ситуацию: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». 20

Иоанн также говорит о причинах, по которых он написал свое Евангелие: «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». 21

Если вы хотите узнать больше о Христе, в этой статье вы найдете короткое описание его жизни: Не просто слепая вера .

Важно ли то, насколько отвечают реальности действия и слова Иисуса, описанные в Евангелиях?

Несомненно. Чтобы иметь ценность, вера должна основываться на фактах, на реальности. Вот пример. Если вы летите в Лондон, вам, наверное, хочется верить в то, что самолет заправлен топливом и исправно работает, что пилоты знают свое дело, и на борту самолета нет террористов. Однако ваша вера не доставит вас в пункт назначения. Ваша вера помогла вам подняться на борт самолета, но что на самом деле позволит вам долететь до Лондона, так это исправность самолета и согласованная работа пилотов. Вам может помочь позитивный опыт в прошлом, но его будет недостаточно, чтобы самолет долетел до Лондона. На самом деле важен объект вашей веры — можете ли вы положиться на него?

Для веры в Бога нужны объективные основания, иначе она становится ни чем иным как просто слабой надеждой и изменяется каждый раз, когда человек переживает изменения в жизни. Если ты живешь во Франции, и жизнь прекрасна, то легко сделать вывод, что Бог есть и Он очень добрый. Но что говорить жителю Индии, жизнь которого не столь приятна? Есть ли Бог на самом деле? Слышит ли он и помогает ли он этому человеку? Как знать наверняка? Вопрос не в вере, а в том, что ее поддерживает.

Итак, это важный вопрос. Является ли Новый Завет точным и надежным представлением Христа? Да. Мы можем доверять Новому Завету, поскольку существует множество фактов, подтверждающих его истинность. В этой статье мы затронули следующие вопросы: историки сходятся во мнениях, археология подтверждает аутентичность Библии, биографии Иисуса в четырех Евангелиях согласуются между собой, сбывшиеся пророчества свидетельствуют о божественном провидении, целостность книг Ветхого Завета, принадлежащих разным авторам, удивительная сохранность рукописей Библии, большая точность в переводах, Библия представляет целостную картину Бога на протяжении 1600 лет. Все это дает нам полное основание верить тому, что написано в Новом Завете: Иисус есть Бог и Сын, который пришел, чтобы дать нам жизнь.

Пожалуйста, пишите нам, если у вас возникают вопросы .

У меня есть вопрос…
Как начать взаимоотношения с Богом…

1. Исаии 46:10
2. Макдауэл, Джош. (Thomas Nelson Publishers, 1999), стр. 55.
3. Тацит, A. 15.44.
4. Комментарии Доктора Уильяма Лейна Крэйга, из лекций студентам, декабрь, 2001: «Из книг еврейского историка Иосифа мы узнаем, что Иисус был подвергнут смертной казни через распятие римскими властями во время правления Понтия Пилата. Римский историк Тацит также называет Понтия Пилата ответственным за смерть Христа. Иосиф, а также сирийский писатель, Мара Бар-Серапион, утверждают, что иудейские власти принимали активное участие в этих событиях и добились казни Иисуса, оправдывая свои действия необходимостью принять надлежащие меры против лжеучителя. Итак, в дополнительных библейских источниках, как иудейских, так и римских, мы находим свидетельства о суде над Иисусом, участии в этом иудейских и римских властей и самой казни через распятие. Все эти факты запечатлены в истории. Ни один ученый или историк не станет отрицать их. Наоборот, они настолько глубоко вкоренились, что, по сути, сами служат критерием достоверности.»
5. Уилкинс Майкл и Мурлэнд, Иисус под огнем (Zondervan Publishing House, 1995), стр. 40.
6. Там же.
7. Стробэл, Ли. Христос под следствием (Zondervan Publishing House, 1998), стp. 83.
8. Там же., стp. 85.
9. Захариас, Рави. Может ли человек жить без Бога? (Word Publishing, 1994), стp. 162.
10. Стробэл, стp. 132.
11. Знаменитый еврейский археолог, Нельсон Глуэк, пишет: «Мы в праве категорически утверждать, что ни одно археологическое открытие никогда не противоречило Библии» - цитата из книги Джоша Макдауэла Новые неоспоримые свидетельства (Thomas Nelson Publishers, 1999), стр. 61.
12. Стробэл, стp. 143-144.
13. Гейслер, Норман. Энциклопедия христианской апологетики (Grand Rapids: Baker, 1998).
14. Макдауэл, Джош. Неоспоримые свидетельства (1972), стр. 19.
15. http://english.sdaglobal.org/story/advent/secret/ebla.htm
16. пропущено
17. пропущено
18. Брюс Ф.Ф. Книги и рукописи: Откуда взялась английская Библия (Fleming H. Revell Co., 1950), стp. 113.
19. Смотрите Деяния 2:22, 3:13, 4:13, 5:30, 5:42, 6:14, и т.д.
20. Луки 1:1-3
21. Иоанна 20:30,31

Спрашивает Ирина
Отвечает Василий Юнак, 05.08.2010


Приветствую Вас, Сестра Ирина!

Некоторые усматривают "Россию" в имени Роша: "Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы" (). Здесь подкупает само слово, очень созвучное слову "Россия", и то, что князя Рошы Господь обещает вывести от краев севера, что соответствует географическому положению России. Против такого истолкования выступает факт, что Библейские пророки произносили пророчества против существующих государств, даже если эти пророчества имели символическое значение и относились к далекому будущему. Именно по этой причине я считаю, что здесь имеется в виду не Россия, потому что во время произнесения этого пророчества никакой Росии или Руси не было, а предполагать о том, что слышавшим это пророчество были известны какие-то древние племена русов также сложно. Потому я не могу согласиться с тем, что здесь речь идет именно о России.

Другое место, в котором я усматриваю "русский след", находится в пророчествах Даниила.

"И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями, и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду. Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему" ().

Есть несколько разных толкований этой части пророчества Даниила. Но лично я склоняюсь к той версии, что здесь описана история Франции, в частности атеистическая французская революция, парижская коммуна и походы Наполеона в Палестину и Египет. И вот именно здесь, в словах "Но слухи с востока и севера встревожат его" (ст 44) подразумевается поражение Наполеона 1 Бонапарта в 1812 году в России, что стало началом его падения. На мой взгляд, это единственное конкретное упоминание России в Библии.

Есть и другие предположения, когда некоторые местности, упомянутые в Библии соотносят с местами в Крыму и на Кавказе. Но здесь есть два момента - (1) Крым и Кавказ не всегда составляли Россию, и (2) расположение всех этих мест достаточно спорное.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Непознанное":

Еще во времена апостолов было известно то, в чем современный читатель убеждается постоянно: совсем не просто понимать Библию. В Деяниях апостолов 8, 30-31 читаем: «Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним».

Хранитель сокровищ Кандакии, царицы Эфиопской, прибыл в Иерусалим, желая познакомиться с верой иудейского народа. Он приобрел свиток книги Исаии и принялся за его чтение. Бог позаботился о том, чтобы благовестник Филипп встретился на пути хранителю сокровищ и объяснил ему, как пророк Исаия еще за семьсот лет предсказал избавление человечества через жертву Христа. Поскольку хранитель сокровищ готов был уверовать, Филипп возвестил ему Евангелие и крестил его. (Деян. 8, 32-39).

Некоторые полагают, что могут толковать Библию, как угодно. Что ж, пожалуй, и впрямь могут, но будут ли их толкования соответствовать истинному смыслу библейских речений? В принципе всякую книгу можно «истолковывать» самым произвольным образом, но едва ли при этом что-либо останется от мыслей ее сочинителя.

Тот, кто хочет понять Библию, не искажая ее истинный смысл собственными домыслами, тот должен потрудиться познать, что хочет сказать Своим Словом Бог.

Библия написана не на каком-то «таинственном языке», преднамеренно закрытом для непосвященного читателя! Однако в ней встречаются места, понимание которых требует предварительных знаний. Хотя, конечно, и не всегда. Хранитель сокровищ из Эфиопии купил всего одну часть Библии - книгу пророка Исаии. Но уже в ней встретил он пророчество, требовавшее «истолкования», т. е. объяснения. Сегодня нам не грозит столкнуться с подобными трудностями, ибо мы располагаем Библиями, содержащими все Слово Божье, в котором одна книга дополняет и разъясняет другую.

Библия истолковьшает сама себя!

Мнение, что Библию можно истолковать по-разному, сложилось по мере возникновения разных христианских конфессий, ибо все они, основываясь на Библии, все-таки различаются в своих учениях.

Некоторые люди изумляются, когда узнают, что далеко не все церкви и общины полагают основанием веры только Библию! Как это ни странно, но большинство христиан действительно придерживаются веры, ориентированной не только на Книгу книг. Они верят, прославляют и почитают святым многое из того, чего в ней нет.

Чем дальше церковь отходит от Библии, тем больше поводов для дискуссий. В этом как раз и проявляется существенное различие между католической церковью и церквями Реформации. Католическая церковь объявляет обязательными для веры «не писанные предания» и ставит традиции в один ряд со Священным Писанием. А реформаторы настаивают на недопустимости смешения человеческого слова со Словом Божьим, видя в Библии единственный источник веры. Не случайно их принцип было выражение «соля скриптура» - «только Писание».

По католическому учению вопрос о том, что есть истина, решает церковь, для чего у нее есть непогрешимый папа. По реформаторскому учению только Библия - действительное мерило веры. Принципу: церкви надлежит истолковывать Библию Лютер противопоставил принцип: Библия истолковывает себя сама.

Если исходить из того, что Бог дал человеку Свое Слово в Библии и только в ней, и что в этом Слове есть все необходимое для веры, то принцип «Библия истолковывает себя сама».

Но как возможно подобное «самотолкование»? Это происходит так: одна книга объясняет другую, один текст - другой, Новый Завет объясняет - Ветхий и наоборот. Следовательно, все, что необходимо, так это старательное изучение Библии.

«Библия истолковывает сама себя. Одно место Писания следует сравнивать с другим. Исследующий текст должен научиться рассматривать Слово как одно целое, распознавать взаимосвязь его частей между собою». (Е. Уайт, Воспитание, с. 176).

Не стоит оставлять один на один с этим «теологическим» заданием человека несведущего. Оно для него - заведомо непосильный труд. Ведь сам Иисус Христос основал Свою Церковь и поручил ей возвещение Слова Божьего. «Учите их соблюдать все, что Я повелел вам:" (Мф. 28, 20), - говорит Иисус тем, кого Он посылает к народам.

Да, церковь, таким образом, имеет повеление учить, ее «служение учения» не имеет права основываться ни на чем ином, кроме как на Библии. Каждый верующий должен иметь возможность проверить правильность возвещения святым библейским Словом.

Есть ли в Библии противоречия?

Иногда слышны высказывания, будто бы в Библии содержатся противоречия и несоответствия. Но за подобными рассуждениями зачастую скрыто заурядное предубеждение. Если утверждающему подобное человеку предложить указать хотя бы на один пример, он чаще всего или скромно отмалчивается, или называет такие «противоречия», которые с головой выдают его некомпетентность.

«Откуда Каин взял себе жену?» - нередко спрашивают сомневающиеся. Каин и Авель были первыми детьми Адама. В 4 главе книги Бытия повествуется, что Каин убил своего брата, затем отправился в другую страну и взял себе жену (ст. 16-17). Откуда взялась жена, если на земле в те времена жили только Каин и его родители?

Очевидно, что спрашивающий читал эту часть Ветхого Завета недостаточно внимательно, иначе бы он заметил, что Каин, отправляясь в землю Нод, уже был женат.. Стих 17 сообщает лишь что она ему «родила Еноха», который первый основал город. Каин женился на одной из своих сестер, ибо Адам имел много сыновей и дочерей. (Быт. 5, 3-4). Брак с сестрой -нормальное явление на заре истории человечества.

Противоречия пытаются усмотреть и в других местах Писания. Матфей, Марк, Лука и Иоанн в Евангелиях описали жизнь Иисуса Христа. Внимательный читатель обнаруживает, что их повествования действительно не всегда и во всем сходятся. Что это - противоречия?

Когда школьники, побывав на экскурсии всем классом, затем описывают ее в своих сочинениях, никто и не ждет, что их описания полностью совпадают. Наоборот, они могут сильно различаться, поскольку разными детьми события оцениваются по-разному. То, что один выделит, другой едва упомянет. У четырех мужей, писавших о жизни Иисуса, также было разное восприятие событий. Их человеческую природу Дух Божий отнюдь не «отключал». Различие их описаний как раз и есть доказательство подлинности, ибо абсолютное совпадение прежде всего должно было бы возбудить подозрение, что они договорились и придумали всю тему повествования.

Очевидно, Богу было угодно, чтобы четыре мужа с различных точек зрения описали жизнь Сына Божьего. Именно благодаря различиям повествования взаимно дополняются и дают более полную картину.

Поскольку боговдохновенные авторы Библии писали, сохраняя индивидуальные подходы, они естественно, в каких-то малозначащих подробностях могли допустить неточности. Однако следует сдерживать себя, не торопясь вылавливать в Писании ошибки. Дистанция между нами и библейскими свидетелями слишком велика, мы просто не в состоянии справедливо судить о них.

Например, Матфей говорит о двух слепых, которым

Иисус вернул зрение перед Иерихоном (20, 29-30), а Марк (10, 46-52) и Лука (18, 35-43) упоминают только одного слепого. Противоречие? Может быть, но оно вовсе не имеет значения. Возможно это происходило иначе. Марк одного слепца называет по имени: Вартимей, сын Тимея. Следовательно, он был известен. Не исключено, что второй не был упомянут, потому неизвестным осталось его имя. Так ли, нет ли, бесспорно одно: сам факт исцеления сомнения не вызывает. Просто особые обстоятельства повлияли на построение повествования.

Аналогичный пример - исцеление одержимого в Гадаринской местности. Матфей пишет о двух людях (Мф. 8, 28-34), Марк - только об одном (Мк. 5, 1-20). Но Марк рассказывает о нем больше, чем Матфей. Он прослеживает путь этого человека и после его исцеления. Поскольку он хотел об этом одном сообщить нечто важное, он, возможно, не счел нужным описывать второго.

Лучше оставлять вопрос открытым, чем поспешно обвинять Библию в противоречиях. К тому же эти расхождения имеют столь отдаленное отношение к предмету, что ни в какой мере не влияют на понимание образа жизни Иисуса Христа.

Очень часто люди неправильно понимающие тексты Библии, встречая трудные места считают, что натолкнулись на противоречия. Такие люди не «истолковывают» Писания, а «втолковывают» собственное мнение, на что сетовал еще апостол Петр: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». (2 Петр. 3, 15-16).

Поскольку уже во время апостолов извращали и искажали библейские высказывания, стоит ли удивляться, когда то же самое происходит в наши дни.

Не застрахован от неправильного понимания, даже тот, кто стремится принять Библию дословно и ничего к ней не прибавлять. Так, например, некоторые ссылаясь на ЛК 22, 35-38 отстаивают мнение, что дело Христа и веры следует защищать с оружием в руках. Иисус советовал ученикам купить меч (ст. 36), и когда они показали два меча. Он сказал: «Довольно» (ст. 38).

Действительно ли Иисус думал так? Если это место рассматривать вне контекста, возможно толкование и такого рода. Но тогда мы станем утверждать явно противоположное тому, что хотел сделать Иисус. Когда Петр после того, как Иуда предал Иисуса отсек мечом ухо рабу, Господь повелел апостолу убрать меч, сказав:

«Все, взявшие меч, мечом погибнут». (Мф. 26, 52). Также и Пилату Иисус сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». (Ин. 18,36).

Только в этом контексте можно верно понять сказанное в Евангелии от Луки. 22, 35-38. Иисус хотел подготовить учеников к Его жертве и к предстоящей духовной битве. К сожалению, они не поняли Его. Когда они вновь достали мечи, чем окончательно подтвердили свое непонимание, Иисус прервал дискуссию: «Довольно». Имелось в виду не «довольно мечей», но «довольно говорить»!

Отдельные высказывания можно правильно понять лишь приняв во внимание весь текст, а также при условии понимания Священного Писания на определенную тему в целом. Библия истолковывает себя сама! Читатель же должен просить Бога ниспослать верное понимание, ибо это- Его Слово.

Библейская наука

Как уже упоминалось, Библии посвящено много научных трудов, в первую очередь - направленных на изучение текста. Древние рукописи тщательно исследуются. Откуда они? Хорошо ли они сохранились, как они сохранились? Кто их изготовил? Могут ли они способствовать получению подлинного первоначального текста?

В поисках ответа на эти вопросы сотрудничают специалисты самых разных областей науки: шрифтовики, химики, историки, археологи.

Особое значение имеет археология. Необходимо знать, как жили люди во времена написания Библии, ориентироваться в политике, культуре и просвещении того времени, то есть, в той «окружающей среде», когда были написаны библейские книги.

В течение столетий люди основывали свои знания о древности и ранней истории мира на том, что сообщает о них Библия и греческие и римские писатели. Каждый образованный человек кроме Библии имел в своей библиотеке произведения иудейского историка Иосифа, а также сочинения Геродота и Ксенофонта.

Положение изменилось с наступлением в XVIII веке эпохи Просвещения. Люди узнали, что многие научные представления, долгое время считавшиеся правильными, нуждаются в корректировке. Но касается ли это и традиционного понимания истории человечества? Подвергнув тщательному анализу, классиков древности, ученые обнаружили, что не все излагаемое древними греками и римлянами как факты истории, достоверно. В их наследии немало неправильного и откровенно легендарного.

И - как следствие переоценки ценностей - появились скептики, начавшие относиться с подозрением и к Библии. Дух Просвещения охватил также и теологов. Во второй половине XVIII в. родилась новая ветвь теологии, последователи которой поставили своей целью критическое исследование библейских исторических сообщений. Эту сферу научной деятельности претенциозно назвали «высшей библейской критикой».

Начали с критической оценки книги Бытие, и в этом направлении критиканство вскоре разрослось настолько, что все, не поддающиеся объяснению разумом, стали относить к легендам. Известно, например, что в Библии говорится о древних городах и народах, не упоминаемых ни греками, ни римлянами. Просвещенные ученые сразу же сделали вывод: здесь составители Библии просто-напросто все выдумали.

Довольно скоро Библией занялась еще одна новая наука - археология, рожденная «под лопатами» ведущих раскопки исследователей.

Памятники архитектуры древнего Египта были известны давно: пирамиды и храмы, статуи и могилы, стены, пьедесталы и надгробия, которые покрывали таинственные письмена - иероглифы прочитать их, однако, никто не мог. И вот во время египетского похода Наполеона в 1799 году один французский офицер нашел в 7 км от Розетты камень с надписями на трех языках. Он и стал ключом к расшифровке иероглифов. В 1822 году весь мир с удивлением узнал, что французу Жану Франсуа Шампольону удалось казавшееся невозможным: прочитать иероглифы. Внезапно перед исследователями открылся мир древних египтян, и Библия предстала в новом свете.

На равнинах Месопотамии, (сегодня - Ирак), «страны двух рек», между Евфратом и Тигром издревле стояли загадочные холмы (названные арабами «телль»), о которых знали лишь одно: под ними скрыты развалины. Еще в XVIII веке путешественники привозили отсюда копии текстов, написанных непонятными знаками. За внешнее сходство знаков с клиньями тексты получили название «клинопись». Истолковать их долго не могли, но в середине XIX в. началось время сенсационных открытий.

В 1843 году к расшифровке клинописи приступил англичанин Роулинсон. Через три года после того, как несколько других ученых выполнили подготовительные работы, он смог прочесть первую надпись.

В том же году французский консул Э. Ботта первый копнул лопатой строительный мусор, решив найти упомянутый в Библии город Ниневию, столицу Ассирийского царства. К счастью Э. Ботта не знал, что ученые историки, известные как серьезные знатоки, давно уже отнесли Ниневию в разряд мифов и легенд.

Перед удивленным Боттой из-под мусора показались украшенные скульптурами и рельефами стены. Это был летний дворец ассирийского царя Саргона II (721- 705 гг. до Р. X.), властелина, о котором писал пророк Исаия (Ис. 21, 1).

В 1845 г. англичанин О. Г. Лэйярд начал раскопки у Нимруда, а несколько позже он уже расчистил просторные дворцовые сооружения. Лэйярд открыл библейский Калах (Быт. 10, 11-12), столицу ассирийского царя Ашшурнасирпала II (883-859 гг. до Р. X.).

В 1846 году. Лэйярд продолжил раскопки Ниневии. В одном из дворцов в 1849 году он обнаружил библиотеку царя Ашшурбанипала II (668-631 гг. до Р. X.), состоявшую из 30 000 клинописных табличек!

Во тьме истории высветилось ассирийское царство. Внушительная часть находок попала в европейские музеи - надписи, рельефы, гигантские каменные фигуры человека и животных. Воодушевление охватило Европу и Америку. На дальнейшие исследования жертвовались миллионы долларов, снаряжались специальные экспедиции. Исследователи и их помощники не щадя своей жизни трудились в пустынях Ближнего Востока, несмотря на то, что расположенные там государства раздирали политические страсти.

В 1889 году американские археологи нашли Ниппур, библейский Халне (Быт. 10, 10). Так еще раз подтвердилось существование названных в Библии городов. Одновременно мир узнал о царстве шумеров, неизвестного прежде народа, праотца культуры Двуречья.

Последовали и другие открытия. В 1899-1917 гг. немецкие исследователи раскопали в песках пустыни древний Вавилон. Благодаря находке многие главы Библии приобрели плоть и кровь. Ныне в Берлинском музее можно любоваться воротами Иштар и частью парадной дороги, сооруженной по повелению Навуходоносора, основателя Нововавилонского мирового царства. Они служат наглядной иллюстрацией к повествованиям книги Даниила.

В 1922 году Леонард Вулли открыл Ур, родину Авраама. К 1934 году он был очищен от праха тысячелетий. От хеттов, бывших во втором тысячелетии до Христа властелинами Малой Азии, совсем не осталось следа в исторических памятниках. Даже греки и римляне ничего не знали о них. Только Библия упоминает об этом народе. Однако критики не преминули подвергнуть сомнению сам факт существования хеттов. Но вот в 1905 году были найдены первые следы великого некогда народа, и сегодня он занял положенное место в общей картине истории.

Так библейская критика была вынуждена сдавать одну позицию за другой. После первой мировой войны археология стала наукой, заслужившей мировое признание. Ей принадлежат бесчисленные открытия, подтверждающие истинность библейских повествований.

Но почему развалины и надписи оставались немыми в течение тысячелетий и начали говорить лишь тогда, когда Библия попала под перекрестный огонь критики? Не заключается ли в этом Божья воля?

Сегодня исторические указания Библии внимательно изучаются исследователями древности. По ее указаниям все еще открывают останки древних городов. В свою очередь и археологические исследования обогащают наше понимание текстов Библии, поскольку они четче определяют временно-исторические связи. Уже многие «темные» места стали благодаря археологам понятны.

Пример - 1 Царств 13, 21. В стихах 19 и 20 рассказывается, как филистимляне, оккупировав израильскую страну, запретили всем иудеям заниматься кузнечным ремеслом, дабы не допустить изготовления оружия для освободительной борьбы. Поэтому когда появлялась нужда отточить сошники, топоры и другие орудия труда, израильтянам приходилось идти к кузнецам-филистимлянам. За эту работу требовали «пим» - как сказано в древнееврейском тексте. Переводчики долгое время пребывали в растерянности, не зная, как перевести это слово. Его значение оставалось загадкой в течение столетий, до тех пор, пока при раскопках в Палестине не нашли каменную гирю с нацарапанным на ней словом «пим». Вот так узнали, что пим соответствовал двум третям сикля - меры, которой взвешивали серебро. Ныне в новых изданиях Библии мы читаем: «А точили за две трети сикля серебра сошники, мотыги, вилы, топоры или чтобы направить рожон».

Одновременно стало ясно, какую бесстыдную цену ломили филистимские кузнецы. Ведь за эту сумму в то время можно было купить 40 фунтов ячменя или 20 фунтов пшеницы, 4 фунта шерсти или 70 обожженных кирпичей.

Теология и Библия

Когда представители «высшей библейской критики» перед лицом представленных археологами доказательств, вынуждены были признать, что Библия вполне надежна, как исторический источник, они все же не оставили своих сомнений, найдя для них новые поводы. Сомнениям, например, стали подвергаться чудеса и сообщения о сверхъестественных событиях.

Никакая наука не в силах объяснить, почему друзья Даниила не сгорели в плавильной печи Навуходоносора (Дан. 3, 21-30) или как Иисус мог ходить по воде (Мф. 14, 22-23) и несколькими хлебами и рыбами насытить тысячи голодных (Мф. 14, 13-21). Божьи дела не могут быть поняты человеческим разумом. Поэтому все, что бессильно вместить рациональное мышление, было объявлено легендой.

Просвещение победило не только в мировоззрении, но также и в той области теологии, на которой основываются церковные учения. Из «высшей библейской критики» возник «историческо-критический метод», положенный сегодня в основу теологического университетского курса. Апологеты этого метода пытаются доказать, что в библейское время для возвещения божественной истины использовались мифы и легенды. Если речь идет о фактах, то в Библии, дескать, следует, различать между зерном и плевелом.

Но кто скажет, где зерно и где плевел? Кто кроме Бога может знать, что сказал непосредственно Бог, а что прибавили люди? Теологи? Теология остается «учением о Боге» только тогда, когда она действительно передает то, что Сам Бог открыл о Себе в Своем Слове. Когда же она отражает мысли людей о Боге, она мало чем может помочь и может только ввести в заблуждение. Авторитет Библии как Слова Божьего должен оставаться неприкосновенным. Если мы желаем знать, что хочет сообщить нам Бог, мы обязаны воздержаться от всяких умозрительных спекуляций и вслушиваться в слова Священного Писания.

Когда нас пытаются убедить, что повествование о творении есть не что иное, как свидетельство верующего человека, связанного с мировоззрением того времени, что якобы имеются два противоречащих одно другому повествования о творении, тогда мы ссылаемся на Высшего, посланного Богом Учителя Иисуса Христа. Он сказал: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?» (Мф. 19, 4). Вторая глава первой книги Моисея Бытие не содержит никакого второго повествования. Она излагает начало истории человечества, причем обращается к первой главе творения, дополнительно ее разъясняя.

Опровергая мнение, будто бы книги Моисея написаны не Моисеем, а составлены уже после его смерти каким-то неизвестным автором, мы также указываем на Иисуса Христа и его слова: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, - как поверите Моим словам?» (Ин. 5, 46-47).

Также когда утверждают, что книга Даниила создана не пророком VI века до Р. X., но анонимным писателем времени Маккавеев (то есть четыреста лет спустя), который «позаимствовал» имя Даниила, мы опять же полагаемся исключительно на слово Иисуса Христа. Он советует принять во внимание предсказания именно Пророка Даниила (Матф. 24, 15).

При желании, примеры можно продолжить. При этом мы вовсе не закрываем глаза на «доказательства», хотя они, в сущности, и не доказательства. Но мы отдаем предпочтение слову Христа перед человеческим, философско-спекулятивным мышлением.

Где признается авторитет Библии, там распространяется сила, вложенная Богом в Свое Слово. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». (Евр.4, 12).

Среди консервативных современных западных библеистов существуют два подхода к вопросу о разночтениях в Библии:

Первый вариант представлен в работах крупного современного библеиста Крейга Бломберга. Он автор двух больших работ по синоптикам и по ап. Иоанну, в которых он рассматривает все возможные противоречия или ошибки и приходит к выводу, что в Новом Завете есть различия, но не противоречия. А эти различия легко гармонизировать. Такой же позиции придерживается еще один библеист мирового уровня Дональд Карсон.

Второй вариант более распространен. Он заключается в том, что Св. Писание это продукт синергии Бога и человека, и поэтому наличие человеческих ошибок (например, грамматических или хронологических) никак не мешает богодухновенности благой вести о спасении. Как говорил Галилей, Писание учит людей, как попасть на небо, а не как оно устроено . Кроме того, нужно учитывать, что мы действительно неправильно понимаем, что такое противоречивость. Известный пример в истории это спор о праздновании Пасхи. В соответствии с Евангелием от Иоанна Христа распинают до наступления еврейской Пасхи, а по синоптикам Тайная вечеря была Пасхальной трапезой. Бломберг небезуспешо пытается гармонизировать этот парадокс, но большинство специалистов придерживаются мнения, что фактически прав Иоанн, а синоптики специально выбирают такую подачу текста, для достижения тематических и богословских целей.

Есть немало работ и светских историков, которые проверяли Новый Завет на наличие каких-то исторических ошибок. Например известный специалист по античности Шервин-Уайт написал монографию «Roman Society and Roman Law in the New Testament» , в которой очень очень четко продемонстрировал историческую достоверность многих фактов Нового Завета.

« Если мы смущены очевидным противоречием в Писании, то это не позволяет сказать, что Автор этой книги ошибался. Но то ли манускрипт испорчен, то ли перевод сделан неверно, то ли вы просто не поняли».

Любой критик Православия должен продумать одно очевидное обстоятельство: нам уже две тысячи лет. Две тысячи лет христиане вчитываются в свою Книгу; две тысячи лет лучшие умы человечества думали над ней. Поэтому неумно, случайно набредая в Библии на какое-то неудобовразумительное место, вопиять об обнаруженном «противоречии» или глупости. Христианские богословы наверняка еще в древности обращали внимание на это место и давали ему интерпретацию, соответствующую целостному общебиблейскому контексту.
диакон Андрей

Когда эти, казалось бы, простые и известные факты складываются в одну целую картину, то становится предельно очевидным и ясным, что Библия далеко не просто уникальна, а очень и очень сверхъестественна. Эти факты впечатляют даже неверующих людей и закоренелых атеистов, не говоря уже о христианах. Опубликовано на веб-портале

Соедините все эти факты в одну целую картину и это навсегда изменит ваше отношение к Библии. Божественная книга, аналогов которой не существует!

1. Библия - уникально точная книга.

Точность и достоверность копий Библии - это то, что чаще всего подвергалось критике со стороны скептиков. Наиболее древний свиток с текстом Ветхого Завета, известный к середине ХХ века, датировался 9 в н. э. Скептики резонно утверждали: «Канон библейских книг Ветхого Завета, был сформирован в 3 веке до н. э., а копии датируются - 9-м веком н. э. Поэтому, - утверждали они, - за 1200 лет в тексте могло появиться множество искажений, которые внесли переписчики. Вследствие этого, - утверждали они, - если Библию и писали Божьи пророки, то существующие на сегодняшний день копии свитков Библии, - это уже не совсем истинное Писание пророков.

И вот, запомните эту дату - 1947 год, Кумранские пещеры. Бедуинский пастушок Мухаммед Эд-Дзиб в поисках потерянной козы, обнаружил пещеры. В них были обнаружены свитки почти всех книг Священного Писания, которые были датированы 1 веком до н. э. Ученых это очень заинтересовало: они хотели сравнить этот свиток с теми, которые датировались 9 веком нашей эры. Хотелось сопоставить - сколько же все-таки ошибок накопилось в рукописях Библии за 1000 лет?

Через некоторое время были опубликованы впечатляющие результаты скрупулезных исследований: за тысячу лет Библия не претерпела никаких серьезных изменений, которые бы влияли на ее содержание. Скептики были чрезвычайно удивлены, как могли произведения Шекспира за 200 лет испытать немало серьезных разночтений, а Библия за 1000 лет - нет?

2. Библия - уникально целостная книга.

Давайте выберем в одном городе 10 известных врачей и соберем их, чтобы установить диагноз тяжело больному и назначить правильное лечение. Как вы считаете, они придут к общему согласию? Вряд ли. Или возьмем 20 знаменитых ученых и попросим их написать свое видение на одну из тем, о которых сейчас спорят. Они договорятся? Шутят, что там, где 20 ученых, будет 22 точки зрения, и каждый будет иметь весомые аргументы для обоснования своей позиции.

Посмотрите же на Библию! Ее писали не 10, а 40 писателей, она писалась не одним, а 60-ю поколениями, на протяжении почти 1600 лет. Библия писалась людьми не одного социального слоя, а разных: среди авторов были и пастухи, и премьер-министры, там есть и рыбаки, есть и генералы, и военачальники. Сто́ит заметить, что в Священном Писании обсуждаются не одна, а сотни спорных тем.Многие авторы Библии не были даже знакомы между собой, потому что жили в разные периоды истории. Но посмотрите, какое поразительное единство главной темы, а также учения, и без земного главного редактора!

Это приводит нас только к одному выводу: что на самом деле, во главе над всеми земными авторами действительно был Один главный Небесный Автор.

3. Библия уникально соответствует науке.

А если быть более точными, то, в итоге, наука приходит к соответствию с Библией.

В Библии записаны факты, которые на тысячи лет опередили научные открытия. Например, в книге Бытие 1:12 говорится о происхождении видов - и только в прошлом веке были открыты хромосомы и генетический код, благодаря чему, такая наука как генетика категорически отвергает возможность перехода из вида в вид, что, как мы отмечали ранее, ставит «крест» на научности теории эволюции.

Например, современники Иова считали, что Земля держится на слонах, китах, или на огромных черепахах. Но Бог открыл праведнику Иову следующее, что Он «повесил землю ни на чем» (Иов. 26:7). Только в 17 веке Исааком Ньютоном были открыты законы гравитации.

Древние ученые считали Землю квадратной, другие - треугольной, третьи - плоской. Но 2500 лет назад в библейской книге пророка Исаии утверждается, что Бог «есть Тот, Который восседает над кругом земли» (Ис. 40:22). И только в 16 веке испанский мореплаватель Фернан Магеллан своим всемирным путешествием доказал, что Земля действительно круглая. И, наконец, еще один факт. В книге Иова 28:25, за 3,5 тысячи лет до наших дней, утверждается, что воздух имеет вес, который был открыт в 17 веке итальянским физиком Э. Торричелли.

Поэтому, следует признать верность выводов Исаака Ньютона, который заявляет: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история».

4. Библия имеет уникальный общий тираж.

В то время, когда многие книги становятся ненужным хламом, год за годом, десятилетие за десятилетием, столетие за столетием, - одна Книга продолжает свое победное шествие.

По данным Библейских обществ, ежедневный тираж Библии (на 2012 год) составлял около 33 000 экземпляров, то есть в среднем каждые 2 секунды в мире печатается 5 экземпляров Священного Писания.

Я не отрицаю, что в определенный период тираж какой-то книги был больше, чем Библии, но если взять общую статистику, то какая другая книга может похвастаться выпуском, за полтора века, по разным данным от 6 до 8 млрд. экземпляров? Я уверен, что ни одна книга не может даже приблизительно претендовать на такой тираж, как Священное Писание.

5. Библия - уникально популярная книга.

Просмотрите историю, найдете ли вы аналогичную книгу, которую так безжалостно критиковали в течение длительного времени? Придирались к каждой строке, слову и фразе.

Ни одна другая книга не смогла бы выдержать такого напора критицизма и навсегда потеряла бы свой авторитет. Но тысячи молотов, которые ударялись об эту наковальню, разбились и забыты, она же чудом продолжает нерушимо стоять как непреложный авторитет для веры и жизни миллионов христиан. До сих пор короли, папы, множество президентов разных стран, давая клятву верности, кладут руку на Библию, что говорит о ее священном и общепризнанном авторитете. Хотя, следует признать, что те, кто присягают на Библии, часто, к сожалению, не знают ее содержания.

Однажды французский атеист Вольтер сказал: «Я довольно долго слушал, что 12 человек основали новую религию, но имею удовольствие доказать, что достаточно одного, чтобы искоренить религию навсегда». Известно, что разрушать легче, чем строить. Но кто-то сказал: «Если вы хотите основать новую религию, дайте себя безвинно распять и на третий день поднимитесь из могилы».Выглядит как насмешка судьбы, что на месте этой дерзкой речи Вольтера, где пророчилась смерть христианства и Библии, сейчас находится Женевское Библейское Общество, откуда сотни тысяч экземпляров Библии распространяются по всему миру.

6. Библия имеет уникальное количество переводов.

Переводы говорят об универсальности книги.

По состоянию на сентябрь 2012 года, Библия переведена на 2798 языков и диалектов. Продолжаются переводы еще на 2075 языков народов, на которых общаются даже не тысячи, а сотни людей!

Даже слепые могут читать Святую Книгу шрифтом Брайля на 84 языках, а для неграмотных и занятых людей выпускаются аудио-версии Библии. По данным Библейских обществ, 97% населения земного шара имеет Библию, или ее части, на родном языке.

7. Библия - книга для всестороннего развития.

В своем большинстве книги крайне узкоспециализированы. Многие из них развивают только разум, но не личность в целом. Некоторые не понимают, или не желают признать, что степень учености не зависит только от ученой степени. Существует ли какая-то книга, которая способствовала бы развитию целостной личности, гармонично развивая внутренний мир человека?

Библия является редкой исключительной книгой для всестороннего развития.

О книге, которая развивает человека всесторонне, писал в своих воспоминаниях известный Даниил Вебстер: «Если есть что-нибудь достойное уважения в моих мыслях и стиле, я обязан своим родителям, которые с раннего детства привили мне любовь к Священному Писанию». А Иоганн Гёте добавляет: «Библия есть основа всякого образования и развития».

8. Уникальное осуществление библейских пророчеств.

Считается, что в Священном Писании существует более 1000 пророчеств: около 800 - в Ветхом Завете и более 200 - в Новом. Но концентрировать внимание нужно не на количестве пророчеств, а на точности их исполнения. Например, существуют 332 пророчества Ветхого Завета, которые исполнились при Первом пришествии Христа. И это не расплывчатые предсказания, а четкое и точное исполнение тех или иных пророческих событий, которые мы рассмотрим в следующих темах.

Фантастическими выглядят успехи Библии на фоне даже самых успешных современных провидцев и прорицателей. Безусловные пророчества Библии сбываются на все 100%, причем со всеми описанными деталями.

Сбылось 98% библейских пророчеств прошлого и настоящего, остались только пророчества, касающиеся Второго пришествия Христа.

Подсчитано, что Священное Писание содержит множество сбывшихся пророчеств, касающихся древних и современных государств: Вавилона, Рима, Греции, Ассирии, Турции, Египта, США. В частности, таких известных городов, как Дамаск, Иерусалим, Тир и Сидон. А также отдельных личностей: Александра Македонского, Кира, Навуходоносора. Точное исполнение библейских пророчеств подтверждает нам очень важную мысль: Бог является неизменным и придерживается Своего Слова. Если Он исполнил всё относительно прошлого, то можем ли мы сомневаться в Его словах, касающиеся будущего Второго пришествия? Нет - Он верен Своим словам!

9. Библия обладает уникальной «живучестью».

Императоры, короли и немало религиозных деятелей на протяжении веков делали все возможное, чтобы Библия была стерта с лица Земли. Навсегда!

Глядя на ненависть и злобу к Библии тех, кого она упрекала за их греховную жизнь - достойный удивления факт, что Библия сохранилась и дошла до нас! Только особая Божья защита в страшные времена и особое вмешательство Господне позволили выжить Святой Книге среди горящих костров.

Если вы знакомы с историей христианской Церкви, то достаточно вспомнить страшные гонения Диоклетиана в начале 4-го века, когда, казалось, христианство и Библия перестанут существовать. Ни одну священную книгу не сжигали в таких масштабах, не объявляли столько раз вне закона. Это лишнее доказательство того, что враг человечества, который стоял за всем этим, прекрасно знает, которая из всех священных книг есть Божье Слово.

10. Уникальная сила Библии.

Известный ученый и врач Николай Иванович Пирогов признался: «Мне нужен был отвлечённый, недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда ещё не читывал, а мне уже было 38 лет от роду, - я нашёл для себя этот идеал. Я стал искренне верующим, не потеряв своих приобретенных разумом и опытом научных убеждений».

Действительно, Евангелие ведет к новым высотам, но оно имеет еще одну черту. Евангелие - это не просто указатель, а сила и способность от Бога для следования христианским путем, а также Его чудо для изменения не просто внешнего поведения, а сердца и состояния мыслей. Это отмечал один из самых известных русских мыслителей 19 века Федор Михайлович Достоевский: «Господи! Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с него человеку! … Люблю книгу сию!».

Свидетели этому - миллионы преступников, наркоманов, зависимых от алкоголя, блудников, ставших возрожденными и порядочными людьми.

Разве не сверхъестественная книга?! В которой и на которой так явно выражены Божье вмешательство, Божье благоволение, Его защита. Многие люди считают, что Бог находится слишком далеко от них. Но если только задуматься о том, насколько сверхъестественна и пропитана Богом Библия, то можем с полной уверенностью сказать, что Бог находится от нас на расстоянии вытянутой руки, в Своей книге - Библии.

Из работ Игоря Корещука, доктора теологии