Экономическими основами конституционного строя являются. Образовательный портал - все для студента юриста

Конституционное право РФ. Конспект лекций Некрасов Сергей Иванович

6.3. Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества. Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики. Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе.

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции; многообразие и равенство форм собственности.

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Отношения собственности - отношения гражданско-правовые, хотя институт права собственности, вне всякого сомнения, является комплексным, межотраслевым. Здесь можно вычленить, помимо собственно правового, философский, экономический, социальный, этический, нравственный, психологический и иные аспекты. Именно собственность определяет политическую, экономическую, социальную системы, духовную сферу жизни общества. Существуют вполне обоснованные взгляды на право собственности как на политическое право. Именно поэтому как принципиально важные (а во многом - революционные) следует рассматривать положения ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Принцип неприкосновенности собственности в Российской Федерации нельзя трактовать как абсолютный: право собственности (и частной, и публичной) в любом современном цивилизованном государстве уже не рассматривается как «священное и неприкосновенное», как и всякое право, оно может быть ограничено. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Это положение требует разъяснения.

Во-первых, речь здесь идет не о собственности в узком смысле слова, а об имуществе вообще, включая и имущественные права (например, заключенные в ценных бумагах, а также заработная плата, в том числе и неполученная, и т. п.).

Во-вторых, термин «решение суда» следует толковать расширительно, понимая под ним решение как таковое, т. е. процессуальный акт суда, рассматривающего гражданские дела, и приговор суда, рассматривающего дела уголовные (в частности, при применении конфискации имущества или штрафа).

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с банковских счетов налогоплательщиков - юридических лиц недоимок по налогам, об изъятии в административном порядке имущества, составляющего предмет контрабанды, не прошедшего надлежащего таможенного оформления, орудий совершения преступления, незаконного промысла, улова и т. п.

При оценке и разрешении подобных юридических коллизий нельзя обойтись без учета правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно высказывавшейся в ряде постановлений и определений. Конституционный Суд РФ подтвердил незыблемость конституционного положения о невозможности лишения кого-либо права на имущество (прежде всего права собственности) без судебного решения, признав неконституционность соответствующих положений оспариваемых нормативных актов (Таможенного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества, исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Тема 6 Основы конституционного строя России 6.1. Понятие конституционного строя и его основ Конституционный строй - понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем

6.1. Понятие конституционного строя и его основ Конституционный строй - понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его

Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.2. Наименования Российская Федерация и Россия

Глава 1 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.2. Наименования Российская Федерация и Россия

27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными

2.2 Основы конституционного строя Конституционный строй представляет собой определенную форму, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СТАТЬЯ 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КОНКУРЕНЦИИ Конкурентный рынок позволяет максимально эффективно распределять ограниченные ресурсы, в рамках конкурентного рынка достигается наиболее точный баланс спроса и предложения. В реальности такая ситуация недостижима: на рынок

Преобразования конституционного строя В период государственно-политической диктатуры собственно единого нового конституционного закона выработано не было. Но это была в принципе другая государственная организация, в основании которой лежали совершенно иные, чем

Эволюция конституционного строя ГДР Государственно-политическое определение Восточной Германии - Германской Демократической республики - пошло по принципиально иному пути создания социалистической государственности, причем, в силу особой значимости для СССР

15. Основы конституционного строя Российской Федерации Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в первой главе Конституции РФ. Поэтому никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Конституция РФ

15. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Конституционный строй – организация государственной и общественной жизни, при которой власть государства имеет демократический, правовой характер, а права, свободы, честь и достоинство человека признаются высшей ценностью, их

§ 19. Основы конституционного строя Конституция РФ начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Эта торжественная преамбула имеет огромное юридическое значение. В ней выражены важнейшие государственно-правовые идеи Конституции, говорится о

Под экономической основой конституционного строя понимаются закрепленные Конституцией РФ формы собственности и принципы управления экономикой.

Собственность – исторически определенная общественная форма присвоения материальных благ. Согласно ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Частная собственность является более широким понятием, чем личная собственность, которая упоминалась в российских конституциях советского этапа развития. В отличие от личной собственности частная собственность распространяется не только на предметы потребления (дом, машина, дача, гараж), но и средства производства, преследующие извлечение прибыли. Субъектами права частной собственности могут быть не только юридические лица, но и граждане. Владельцы частной собственности обязаны соблюдать законы, платить налоги, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Государство гарантирует право наследования частной собственности.

Государственная собственность распространяется на имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Круг объектов государственной собственности практически не ограничен. Более того, существуют такие объекты, которые могут находиться только в государственной собственности. Это: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; оборонное производство; производство ядовитых веществ, наркотических средств и т.п. Государство определяет систему управления государственной собственностью.

Муниципальная собственность принадлежит населению, которое им владеет, пользуется и распоряжается (ст. 130 Конституции РФ), а органы местного самоуправления вправе самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ). В муниципальной собственности находятся небольшие промышленные предприятия, торговые организации, жилые дома, учреждения просвещения и здравоохранения, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

К иным формам собственности относится собственность общественных объединений – политических партий, профсоюзов, религиозных объединений. Объектами собственности общественных объединений могут быть: санатории, гостиницы, дома отдыха, профилактории, административные здания, автобазы, промышленные предприятия, денежные средства.

К иным формам собственности также относятся разновидности коллективной собственности: общая, совместная, общая долевая.

Особым объектом различных форм собственности является земля и другие природные ресурсы. Конституция РФ в ст. 9 закрепляет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В части 1 ст. 8 Конституция РФ закреплены принципы рыночной экономики . В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Единство экономического пространства предполагает единое правовое регулирование отношений в экономической сфере общества, форм и методов защиты нарушенных прав и свобод личности на всей территории России, единство стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета. Вопросы обеспечения единства экономического пространства получили закрепление в Указе Президента РСФСР от 12.12.1991 № 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР".

Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств означает отсутствие внутренних таможенных границ, одинаковый правовой и фактический статус предпринимателей на всей территории РФ вне зависимости от места их регистрации или расположения.

Отношения в этой сфере экономической жизни общества урегулированы Федеральным законом от 22.05.2001 № 55-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., заключенным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.

Поддержка конкуренции обеспечивается ограничением монополистической деятельности, подталкиванием производителей к необходимости снижения издержек производства, а следовательно, и к использованию достижений научно-технического прогресса. Конкуренция выступает мощной движущей силой в механизме распределения и перераспределения ресурсов между предприятиями, отраслями, регионами. Конкуренция служит улучшению качества и разнообразия товаров, повышению жизненного уровня населения. Детальную регламентацию конкуренция получила в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Свобода экономической деятельности состоит в правовой защите интересов производителей и потребителей. Экономическая свобода тех и других наиболее эффективным образом обеспечивается институтом частной собственности, логическим обрамлением охраны права собственности между хозяйствующими субъектами. Например, государство определяет общие условия заключения договоров купли- продажи, аренды, поставок, определяет стандарты качества, контролирует их соблюдение, добивается ответственности за соблюдение условий контрактов. Важную роль в обеспечении свободы экономической деятельности является формирование разветвленной банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний, бирж, торгово-промышленных палат и иных институтов подобного рода.

Экономическая основа конституционного строя представляет собой строй экономической жизни, характеризующийся многообразием и равноправием форм собственности, свободой экономической деятельности, а также наличием гарантий, обеспечивающих свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержкой конкуренции.

Элементом экономической основы конституционного строя являются формы собственности - конституционно закрепленный режим владения, пользования и распоряжения отдельными объектами собственности. В РФ законодательно закреплено многообразие форм собственности - конституционный принцип, в соответствии с которым государство признает и гарантирует равную защиту всех форм и видов собственности. Согласно Конституции (ч. 2 ст. 8) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Составной частью экономической основы конституционного строя является свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств - конституционный принцип экономической основы конституционного строя России, предполагающий снятие всех ограничений на пути перемещения товаров и финансовых средств на всей территории РФ. Гарантиями данного принципа являются: закрепленный в Конституции запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; введение единых правил лицензирования видов предпринимательской деятельности; введение единых государственных стандартов правового регулирования порядка создания и деятельности предприятий; введение единых стандартов сертификации товаров и услуг. Действие этих гарантий призвано обеспечить свободу торговли и банковской деятельности, создать механизмы, блокирующие местный экономический сепаратизм.

Основой конституционного строя является также поддержка конкуренции - комплекс государственно-правовых мер, направленных на ограничение недобросовестной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг. Совокупность такого рода основных мер определена Федеральными законами «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» установлено, что признание положения доминирующим (монопольным) возможно, если доля товаров на рынке превышает 35% и существует возможность ограничить конкуренцию. Достижению целей данного Закона служит создание Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, имеющего свои территориальные управления. Антимонопольные органы вправе давать предписания о прекращении действий, носящих монополистический характер, а также налагать штрафы. Причиненные гражданам убытки от монополистической деятельности могут быть возмещены в судебном порядке.


Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» запрещает и квалифицирует как правонарушающие действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, которые затрудняют доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям или оказывают негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг. Закон (ст. 6) признает полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с соответствующими органами власти, юридическими лицами, если таковые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке услуг (в том числе если такие соглашения или действия направлены на установление цен, скидок, надбавок, доплат, наценок, процентных ставок, повышение, снижение или поддержание цен на торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по видам услуг и др.). Закон (ст. 8) требует, чтобы финансовые организации направляли уведомление в Федеральный антимонопольный орган обо всех заключенных в любой форме соглашениях или о принятых решениях о ведении согласованных действий. По иску Федерального антимонопольного органа соглашения или сделки, совершенные в результате согласованных действий финансовых организаций, приводящие к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, в судебном порядке могут быть полностью или частично признаны недействительными. Указанным целям служит также положение Закона о том, что создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия Федерального антимонопольного органа.

Законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» установлено, что государственный контроль за концентрацией капитала на рынке (контроль за приобретением активов или акций - долей в уставном капитале финансовых организаций) осуществляется в случаях: а) приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом более 20% акций финансовой организации; б) приобретения в результате одной или нескольких сделок, связанных с уступкой прав требования, юридическим или физическим лицом активов финансовой организации, величина которых превышает величину активов финансовой организации, установленную Правительством; в) создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации; г) слияния, присоединения финансовых организаций.

Для обеспечения государственной политики по антимонопольному регулированию и развитию конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг Федеральный антимонопольный орган вправе: давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о защите конкуренции; направлять в Правительство РФ, Банк России предложения об отмене принятых федеральными органами исполнительной власти нормативных и иных правовых актов или о приостановлении их действия, если таковые противоречат антимонопольному законодательству; вносить предложения о лишении финансовых организаций лицензий, устанавливать наличие доминирующего положения финансовых организаций на рынке финансовых услуг; издавать (в том числе Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти) нормативные акты, рекомендации и указания по защите конкуренции на товарных рынках и рынке финансовых услуг.

Глава 9. Конституционный статус (конституционные основы) Российского государства (Российской Федерации)
39. § 1. Понятие конституционного статуса Российской Федерации
40. § 2. Демократическое государство как основа конституционного строя
41. § 3. Правовое государство как основа конституционного строя Российской Федерации
42. § 4. Республиканская форма правления как основа конституционного строя России
43. § 5. Федеративный характер государства как основа конституционного строя России
44. § 6. Социальное государство как основа конституционного строя России
45. § 7. Светский характер государства как основа конституционного строя России

Экономической основой конституционного строя России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В Российской Федерации, - установлено в ст.8 п.2 Конституции РФ, - признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Данное положение дополняется нормами ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведен только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность - это собственность города, района или другого муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. К иным формам собственности можно отнести собственность общественных объединений, некоммерческих организаций.

Право частной собственности, дополняется также правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной закрепленной законом экономической деятельности (ст. 34 п.1 Конституции РФ).

По-иному, чем ранее действовавшая Конституция, Конституция 1993 года устанавливает правовой режим земли. В ст.9 Конституции закреплено, что «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности». Положения этой статьи дополняются нормами ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В 2001 г. принят Земельный кодекс РФ, который устанавливает правовой режим нескольких категорий земель (земли поселений, лесного фонда, земли специального назначения - обороны, транспорта и др.), разрешает их свободный оборот (куплю-продажу земель населённых пунктов, земель под строениями, дачных, садовых участков и др.). Из оборота исключаются земли лесного фонда, водоохранные земли, особо охраняемых территорий и др. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом. Сельскохозяйственные земли могут находиться только в российской собственности (государства, муниципальных образований, граждан РФ, юридических лиц РФ). Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля неграждан РФ в уставном (складочном) капитале составляет более 50%, могут обладать участками земель сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются субъектами Федерации. Так, в соответствии с п.2 ст.9 Закона «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области» от 31 декабря 2003г. минимальный размер земельного участка не может быть менее 50гектаров.2 В случае ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель участок может быть принудительно изъят через суд. Участок земли может быть реквизирован (за плату) в случае стихийных бедствий и других ситуаций, изъят по суду (за плату) или национализирован для государственных или муниципальных нужд (переход частной собственности в публичную), но только на возмездных началах и при справедливой оплате, которая не может устанавливаться принудительно государственными или муниципальными органами.

Развитие частной собственности в России связано с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, участков земли, а также жилья. В настоящее время приватизация продолжается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» путём продажи на аукционах (публичных торгах). Правительство ежегодно устанавливает сроки и списки предприятий, подлежащих приватизации. Эти списки рассматриваются парламентом одновременно с утверждением бюджета. Конституция РФ разрешает и обратный процесс: принудительное отчуждение частной собственности (в том числе юридических лиц) в интересах общества и государства (ч.3 ст.35). Это может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст.8 п.1 Конституции РФ). Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг, финансовых средств, не принимать решений не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений.

Гарантия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств состоит в обеспечении режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечиваться едиными стандартами правового регулирования порядка образования и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами лицензирования различных видов предпринимательской деятельности.

Экономическая основа

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:

1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). В соответствии со ст. 74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Такие ограничения вводятся в случае, например, чрезвычайного экологического бедствия в соответствии с Законом «06 охране окружающей природной среды». Введение ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается.

Все нормы, касающиеся деятельности хозяйствующих субъектов, подчиняются конституционной позиции о единстве экономического пространства, поскольку именно она возлагает ответственность на государство за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране, особенно там, где в наибольшей степени затрагиваются интересы населения: надежность снабжения всем необходимым; гарантии роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (занятость населения); смягчение последствий нестабильности в экономике (например, регулирование цен) или колебания спроса на международном рынке; снятие внутреннего напряжения в регионах. Кузовкин Д.В. Единство экономического пространства как основа конституционного строя Российской Федерации // Научный вестник Омской академии МВД России. №1 (25). 2007. С.10-13.

2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Регулирование прав предпринимателей в России осуществляется Гражданским кодексом, а регулирование ограничения монополий - Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон, в частности, запрещает действия субъектов, доминирующих на рынке (соглашения между субъектами, доминирующими на рынке), и действия со стороны органов государственной власти (в том числе принятие актов), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;

3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;

4) многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции Российской Федерации, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности нет. Кроме того, государственная и муниципальная собственность могут быть объединены под названием «публичная собственность» - собственность, принадлежащая всему народу (государственная собственность) или населению определенных территорий (муниципальная собственность), при этом правомочия собственника осуществляются государственными или муниципальными органами. Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. При конкуренции субъектов права государственной и частной собственности не допускается предпочтение какого-либо из них.

Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В качестве «народов, проживающих на соответствующей территории» Конституция РФ прежде всего имеет в виду коренные малочисленные народы, пользующиеся особой охраной Конституции РФ (ст. 69). Собственность на землю и другие природные ресурсы ограничена также необходимостью воздерживаться от нанесения ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ).

Социальное государство

Российская Федерация является социальным государством. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные характеристики данного принципа:

1) цели государственной социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь - такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека) URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. Свободное развитие - основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя. Это:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты;

3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация - социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство.

Таким образом, социальное государство в понимании Конституции РФ должно стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Средством, которое использует социальное государство для преодоления социального неравенства является социальное обеспечение. Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике - это часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных или духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 608 с.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности, которая должна решаться в тесном единстве с экономической политикой.

Сегодня в России осуществляется ряд очень важных социальных реформ. Это реформирование систем здравоохранения, образования, ЖКХ, пенсионной системы. Однако несмотря на столь масштабное реформирование и некоторые позитивные изменения, в обществе преобладают мнения о том, что эти реформы не удаются.

Так, например, не утихают споры вокруг численности занятого населения в бюджетной сфере в России. Занятость в бюджетной сфере в России по уровню занятости, доли занятости в общей численности занятых Россия отстает только от 3-х европейских стран, причем, одних из самых богатых типа скандинавских стран, стран Северной Европы. Все остальные страны Европы, даже самые социально ориентированные, имеют меньшую занятость в бюджетной сфере. Это говорит о том, что они способны оказывать социальные услуги своему населению, гораздо меньшей численностью людей, которые обладают гораздо большей производительностью труда, то есть работают гораздо эффективней, чем в нашей бюджетной сфере. Но платить зарплату этим неэффективным, непроизводительным работникам никто наше государство не освобождает -- мы вынуждены платить зарплату. А это значит, что каждое повышение денег, выплат бюджетникам без повышения отдачи от деятельности бюджетной сферы означает неэффективное расходование средств. Потому что граждане как налогоплательщики эти деньги платят, бюджетники получают зарплату, но качество их работы, качество здравоохранения и образования улучшается несоразмерно или не улучшается вообще. Вот, собственно, это проблема, унаследованная от советской системы, которая и является главной бедой нашей социальной политики и камнем преткновения для большинства социальных реформ. URL: http://Vedomosti.ru

Такими же острыми как и вопрос о размере зарплат бюджетников являются вопросы о расслоении общества, малочисленности среднего класса в России, разнице в уровне жизни москвичей и провинциалов, качестве бесплатной медицины и образования и многие другие.

Таким образом, реформирование социальной сферы очень животрепещущая тема в России. Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства. Но в настоящее время она находится только в начале пути к достижению этой цели.