Что такое защита персональных данных. Является ли ваша организация оператором персональных данных? Специфика защиты ПДн для различных вертикальных рынков

1. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

3. Правительство Российской Федерации с учетом возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых персональных данных, вида деятельности, при осуществлении которого обрабатываются персональные данные, актуальности угроз безопасности персональных данных устанавливает:

1) уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных;

2) требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные уровни защищенности персональных данных;

3) требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных.

4. Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются федеральным органом органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.

5. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы в пределах своих полномочий принимают нормативные правовые акты, в которых определяют угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

6. Наряду с угрозами безопасности персональных данных, определенных в нормативных правовых актах, принятых в соответствии с частью 5 настоящей статьи, ассоциации, союзы и иные объединения операторов своими решениями вправе определить дополнительные угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности членами таких ассоциаций, союзов и иных объединений операторов, с учетом содержания персональных данных, характера и способов их обработки.

7. Проекты нормативных правовых актов, указанных в части 5 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации. Проекты решений, указанных в части 6 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, об отказе в согласовании проектов решений, указанных в части 6 настоящей статьи, должно быть мотивированным.

8. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при обработке персональных данных в государственных информационных системах персональных данных осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий и без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, решением Правительства Российской Федерации с учетом значимости и содержания обрабатываемых персональных данных могут быть наделены полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных в соответствии с настоящей статьей, при их обработке в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении определенных видов деятельности и не являющихся государственными информационными системами персональных данных, без права ознакомления с персональными данными, обрабатываемыми в информационных системах персональных данных.

10. Использование и хранение биометрических персональных данных вне информационных систем персональных данных могут осуществляться только на таких материальных носителях информации и с применением такой технологии ее хранения, которые обеспечивают защиту этих данных от неправомерного или случайного доступа к ним, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения.

11. Для целей настоящей статьи под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных. Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Защита персональных данных – это комплекс мероприятий, позволяющих выполнить требования законодательства РФ, касающиеся обработки, хранения и передачи персональных данных граждан РФ. Согласно требованиям закона о защите персональных данных, оператор обязан применить ряд организационных и технических мер, касающихся процессов обработки персональных данных, а также информационных систем, в которых эти персональные данные обрабатываются.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Правоотношения в сфере персональных данных регулируются федеральным законодательством РФ (Федеральный Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), Трудовым кодексом РФ (глава 14), а также Гражданским кодексом РФ.

Основные положения Закона «О персональных данных»

  • Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, в строгом соответствии с установленными целями обработки персональных данных.
  • Недопустимо раскрытие персональных данных третьим лицам или распространение таких данных без соответствующего основания (согласия субъекта либо требований федеральных законов).
  • В ряде случаев обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных.
  • Информационные системы, обрабатывающие персональные данные, должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства о персональных данных.
  • Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда, обжаловав действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке;
  • Оператор обязан направить уведомление об обработке персональных данных в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных. Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (более известная как Роскомнадзор);
  • Нарушение требований Закона влечет гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

Комплекс мероприятий по обеспечению защиты персональных данных

Организационные меры по защите персональных данных включают в себя:
  • Назначение лиц, ответственных за организацию обработки и обеспечение безопасности персональных данных;
  • Разработку организационно-распорядительных документов, регламентирующих весь процесс получения, обработки, хранения, передачи и защиты персональных данных;
  • Внесение изменений в бизнес-процессы организации, ознакомление пользователей, осуществляющих обработку персональных данных с положениями нормативных документов;
  • Заключение дополнительных соглашений с контрагентами и третьими лицами, которым передаются персональные данные либо поручается их обработка;
  • Определение перечня мероприятий по защите персональных данных и реализация таких мероприятий;
  • Осуществление внутреннего контроля соответствия обработки и защиты персональных данных требованиям законодательства.
Технические меры по защите персональных данных предполагают внедрение и использование программно - аппаратных средств защиты информации. При осуществлении обработки ПДн с использованием средств автоматизации, применение технических мер защиты является обязательным условием, а их количество и степень защиты определяется исходя из уровня защищенности системы персональных данных.

Требования к информационным системам персональных данных

Определение уровня защищенности информационных систем персональных данных производится операторами самостоятельно в зависимости от объема и категории обрабатываемых персональных данных, а также типа актуальных угроз в соответствии с Постановлением Правительства № 1119 от 01.11.2012 г. «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Данное Постановление Правительства также определяет требования по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах в соответствии с их уровнем защищенности.

Помимо этого, детализированные требования по защите персональных данных установлены, в частности:

  • приказом ФСТЭК № 21 от 18.02.2013 г;
  • приказом ФСБ № 378 от 18.08.2014 г. (в случае необходимости применения для защиты персональных данных шифровальных (криптографических) средств защиты информации).
Также, согласно требованиям новой редакции Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. №242-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2014 г. №526-ФЗ, базы данных информационных систем, в которых осуществляется запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации должны быть расположены на территории РФ.

Контроль

Контроль за выполнением законодательства возложен на следующие органы:
  • Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) – основной надзорный орган в области персональных данных;
  • ФСБ – основной надзорный орган в части использования средств шифрования;
  • ФСТЭК – надзорный орган в части использования технических средств защиты информации.
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных проводит как плановые и внеплановые мероприятия по контролю (надзору) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.

Типичные позиции операторов персональных данных

  1. ”Наша компания не собирается ничего предпринимать и тратить время и деньги на решение этих вопросов, мы будем ждать развития событий”.

    Такая компания не собирается тратить деньги и время на изменение процессов обработки персональных данных, а также не задумывается о соответствующем обучении своих сотрудников. Она продолжает свою деятельность в привычном режиме, в надежде на то, что проверка Роскомнадзора ее не затронет. Однако, как показывает практика, действия проверяющих органов нельзя предугадать, под проверку может попасть любая организация и в этом случае компания может понести значительные убытки, вплоть до приостановки ее деятельности.

    Стоит также учитывать, что с 2016 года Роскомнадзор на регулярной основе проводит так называемые мероприятия систематического наблюдения, в результате которых на основании мониторинга веб-сайта любой организации может быть направлен запрос на предоставление необходимых сведений об осуществлении обработки и защиты персональных данных. Непредоставление необходимой информации в срок может послужить поводом для проведения внеплановой проверки в организации.

  2. “Мы уверены в том, что действия закона не будут распространяться на нашу компанию”.

    В любой компании, вне зависимости от её организационно-правовой формы, есть информация о сотрудниках, работающих в организации, а иногда и о её клиентах и контрагентах, а значит такая компания является оператором, следовательно, требования ФЗ-152 распространяются на неё в полном объеме.

Классическая ситуация: реализовать своими силами, или приглашать консультантов?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться со следующими вещами:
  • Готов ли руководитель компании взять на себя ответственность за успешную реализацию проекта по защите персональных данных?
  • Есть ли у компании квалифицированные сотрудники, обладающие глубоким пониманием требований законодательства, а также необходимыми юридическими и техническими знаниями и навыками?
  • Может ли руководство компании оценить сроки и стоимость такого проекта?
  • Как выполнить требования закона по защите персональных данных и при этом не нарушить деятельность критических бизнес-процессов компании?
  • Каким образом необходимо подавать уведомление в регулирующие органы?
Если вышеперечисленные задачи не могут быть реализованы собственными силами, следует привлекать внешних консультантов.

Компания “Pointlane” оказывает полный цикл услуг по консультационным вопросам в области соответствия требованиям законодательства о персональных данных:

  • Консультации по вопросам требований законодательства и определения их действия применительно к Вашей организации (в том числе консультации по вопросам соответствия требованиям новой редакции Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. №242-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2014 г. №526-ФЗ, касающимся вопросов обработки ПДн граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ);
  • Обследование процессов и информационных систем обработки персональных данных, формирование рекомендаций по обработке и защите персональных данных;
  • Подготовка необходимой организационно – распорядительной документации по вопросам обработки и защиты персональных данных;
  • Определение уровня защищенности ИСПДн (информационных систем персональных данных) и формирование необходимых требований к их защите в соответствии с выбранным уровнем защищенности;
  • Построение модели угроз и модели нарушителя безопасности персональных данных;
  • Проектирование системы защиты персональных данных;
  • Закупка и внедрение средств защиты;
  • Подготовка ИСПДн к аттестации (для государственных или муниципальных органов) либо декларирование соответствия требованиям законодательства о персональных данных (для всех остальных организаций);
  • Подготовка уведомления в Роскомнадзор для регистрации Вашей организации в качестве оператора персональных данных;
А также:
  • Сопровождение проверок Роскомнадзора;
  • Аутсорсинг обязанностей лица, ответственного за обработку и защиту персональных данных.

Преимущества проведения мероприятий по защите персональных данных

После внедрения системы защиты персональных данных Заказчик получит:
  • Защиту от претензий и штрафов со стороны регулирующих органов;
  • Преимущества перед конкурентами, т.к декларирование соответствия требованиям законодательства о персональных данных приведет к повышению прозрачности и доверия к компании со стороны потенциальных и существующих контрагентов и клиентов;
  • Отсуствие негативных отзывов в прессе и СМИ, связанных с неудовлетворительными результатами прохождения проверок регулирующих органов;
  • Возможность продолжать свою деятельность, не опасаясь претензий со стороны клиентов и собственных сотрудников;
  • Возможность работы с персональными данными не только внутри компании, но и при передаче их сторонним организациям;
  • Защиту от непредвиденной и принудительной остановки бизнеса;
  • Защиту от недобросовестных конкурентов;
  • Информационные системы, соответствующие всем стандартам и требованиям законодательства в области персональных данных.

Аннотация: Лекция позволяет изучить основные термины и базовые законы Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Регуляторами называются органы государственной власти, уполномоченные осуществлять мероприятия по контролю и надзору в отношении соблюдения требований федерального закона. В ФЗ "О персональных данных" установлены три регулятора:

  • Роскомнадзор (защита прав субъектов персональных данных)
  • ФСБ (требования в области криптографии)
  • ФСТЭК России (требования по защите информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам).

Так как ФЗ "О персональных данных" является лишь основой правового обеспечения защиты ПД, его требования в дальнейшем были конкретизированы в актах Правительства РФ и Министерства связи, нормативно-методических документах регуляторов.

2.2. Категории персональных данных

ФЗ "О персональных данных" выделяет следующие категории персональных данных.

Общедоступные ПД - данные, доступ к которым предоставлен неограниченному кругу лиц с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяются требования соблюдения конфиденциальности. Общедоступные источники персональных данных создаются в целях информационного обеспечения (например, справочники и адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес , абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные , предоставленные субъектом персональных данных.

Важно отметить, что сведения о субъекте ПД могут быть в любое время исключены из общедоступных источников по требованию субъекта либо по решению суда или уполномоченных государственных органов.

Специальные категории ПД - персональные данные , касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни. Их обработка допускается только в следующих случаях:

  • субъект ПД дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
  • персональные данные являются общедоступными;
  • персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта ПД и получение его согласия невозможно, либо обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
  • обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов ПД;
  • обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации или необходима в связи с осуществлением правосудия .

Совместный приказ ФСТЭК, ФСБ и Министерства информационных технологий и связи РФ от 13 февраля 2008 года N 55/86/20 "Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных" определяет следующие категории персональных данных , которые обрабатываются в ИСПД:

Определение биометрических данных в российском законодательстве предоставляет оператору персональных данных возможность принятия самостоятельного решения об отнесении тех или иных данных к биометрическим. Это породило немало споров. Рассмотрим пример с фотографией. С одной стороны, она характеризует физиологические особенности человека. Но человек с течением времени может сильно измениться или злоумышленник может подделать внешние признаки под законного субъекта. Так ли однозначно в данном случае установление личности? В настоящее время представители регуляторов подтверждают, что фотография и видеоизображения относятся к биометрическим данным.

2.3. Права субъекта персональных данных

Субъект персональных данных – это физическое лицо, которое может быть однозначно идентифицировано на основе персональных данных, то есть фактически тот, чьи данные необходимо защищать. Рассмотрим основные права субъекта ПД, установленные ФЗ-№152.

  1. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным. Это предполагает право субъекта на получение сведений об операторе персональных данных и о том, какие ПД, относящие к этому субъекту, он обрабатывает, а также непосредственный доступ к этим ПД. Субъект вправе требовать от оператора уточнения ПД, их блокирования или уничтожения, если они устаревшие, неполные или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. Доступ к своим ПД предоставляется субъекту(или его представителю) при обращении либо на основании запроса. Полученная информация может содержать следующие сведения:
    • цель обработки ПД
    • способы обработки ПД
    • сроки обработки ПД
    • перечень допущенных к обработке ПД лиц
    • перечень обрабатываемых ПД и источник их получения
    • сведения о возможных юридических последствиях обработки ПД для субъекта ПД.

    Закон определяет случаи, когда данное право субъекта ПД ограничивается, например, если речь идет о безопасности страны, нарушении конституционных прав и свобод других лиц или оперативно-розыскной деятельности.

  2. Права субъектов ПД при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации. В данном случае обработка осуществляется только при условии предварительного согласия субъекта. При этом важно отметить, что обработка признается осуществленной без согласия субъекта, если оператор не доказал обратное. Оператор обязан немедленно прекратить обработку ПД по требованию субъекта.
  3. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных. Закон запрещает принятие решений в отношении субъекта ПД исключительно на основании автоматизированной обработки, если не получено его согласия в письменной форме или в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  4. Право на обжалование действий или бездействия оператора. Если субъект ПД считает, что оператор обрабатывает его ПД ненадлежащим образом, то есть нарушает его права, он может обратиться в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

Необходимо отметить, что субъект ПД имеет право на возмещение убытков и компенсацию материального вреда в судебном порядке.

2.4. Обязанности оператора персональных данных

Ранее мы рассмотрели понятие оператора персональных данных и действия, являющиеся обработкой персональных данных . Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что все без исключения организации являются операторами ПД, так как они накапливают, собирают и обрабатывают информацию о своих сотрудниках в рамках Трудового кодекса РФ. Помимо этого многие организации собирают сведения о своих клиентах, подрядчиках, поставщиках и партнерах в рамках своей основной деятельности. Главными обязанностями оператора ПД является уведомление Роскомнадзора об обработке ПД и,собственно, защита ПД.

Законом предусмотрены случаи, когда оператор не обязан уведомлять Роскомнадзор об обработке ПД:

  1. если его связывают с субъектом трудовые отношения;
  2. если между оператором и субъектом существует договор и данные необходимы для исполнения обязательств по нему;
  3. если данные относятся к членам религиозных объединений и общественных организаций и обрабатываются в соответствии с учредительными документами и с законом.
  4. если данные являются общедоступными;
  5. если включают в себя только ФИО;
  6. данные необходимы для однократного пропуска на территорию оператора или аналогичных целей;
  7. если данные включены в федеральные автоматизированные информационные системы и государственные информационные системы персональных данных;
  8. если данные обрабатываются без использования средств автоматизации в соответствии с законами РФ.

Важно отметить, что оговаривается обязанность оператора не передавать персональные данные третьим лицам.

При этом многие организации допускают ошибку в том, что если они не обязаны уведомлять уполномоченный орган об обработке ПД, то можно не выполнять обязанности, возлагаемые законом на операторов ПД. Такие действия являются противозаконными, однозначно трактуются как невыполнение требований законодательства и караются мерами, предусмотренными Законом.

Рассмотрим основные обязанности оператора персональных данных, предусмотренные ФЗ-№152:

  1. Обеспечение безопасности обработки персональных данных, что означает обязанность "принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий".
  2. Уведомительный характер обработки персональных данных. В соответствии со статьей 2 ФЗ-№152 оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Роскомнадзор вносит сведения об операторе в реестр операторов. Информация, содержащаяся в реестре, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, является общедоступной.
  3. При получении персональных данных (в том числе от третьих лиц) оператор ПД до начала обработки обязан получить у субъекта этих ПД письменное разрешение на их обработку (за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если они являются общедоступными). Важно отметить, что субъект имеет право отозвать данное разрешение.
  4. Оператор обязан предоставить субъекту ПД по требованию все имеющиеся сведения о нем, целях и условиях обработки, способах защиты его персональных данных.

    Оператор также должен уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные, внести в них необходимые изменения по предоставлении субъектом ПД или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

    Более того, оператор ПД обязан предоставить доказательство получения согласия субъекта ПД на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных на него возлагается обязанность доказать, что обрабатываемые ПД являются общедоступными.

  5. Подконтрольность и поднадзорность деятельности операторов персональных данных государственным органам. Это означает обязанность оператора сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа. Функциями контроля и надзора государство наделило Роскомнадзор, ФСТЭК и ФСБ.

Законом также предусмотрены случаи, когда не требуется согласие субъекта ПД на обработку сведений о нем:

  1. обработка персональных данных осуществляется на основании других федеральных законов, например, некоторыми Федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом ПД своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. оператор и субъект ПД связаны договором на выполнение действий, которые требуют обработки персональных данных этого субъекта, например, договор, по которому туристическая фирма (оператор) имеет право использовать персональные данные субъекта для бронирования гостиницы;
  3. обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта ПД, если получение его согласия невозможно, например, госпитализация человека при несчастном случае;
  4. обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
  5. обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта ПД;
  6. осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе ПД лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Во всех других случаях оператор должен соблюдать требования российского законодательства по обработке персональных данных. Законом предусмотрена гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность за нарушение его требований.

Так, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает максимальный штраф в 500000 рублей за невыполнение законного предписания Роскомнадзора (ст. 19.5 КоАП). Тот же Кодекс предусматривает приостановку деятельности организации на срок до 90 суток при осуществлении деятельности по защите персональных данных без лицензии (ст. 19.20 КоАП).

В уголовном кодексе говорится о штрафе в 300000 руб., обязательных работах на срок до 1_го года, аресте до 6_ти месяцев и лишении права занимать должность на срок до 5_ти лет в случае осуществления защиты персональных данных без лицензии в случаях, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам (ст. 171 УК).

При систематических и грубых нарушениях Роскомнадзор имеет право ходатайствовать об отзыве лицензий на основной вид деятельности.

Комплекс мероприятий разного характера, проводимый для активного противодействия возможному несанкционированному доступу к персональным данным, состоящий из управленческих мер, эффективно действующих аппаратных средств защиты, составляет основу эффективно работающей Система защиты персональных данных (СЗПДн).

Целью внедрения надежно работающего комплекса мероприятий является:

Точное соответствие требованиям регулятора о соблюдении положений Федерального закона «О защите персональных данных», положениям утвержденных подзаконных актов, обеспечивающих должный уровень безопасности для используемых персональных данных;

Разработка инструкций, предписывающих выполнение определенных правил при преобразовании используемых ПДн, обеспечивающих их защиту.

  • Решаемые задачи
  • Используемое оборудование
  • Сферы применения

Разработка и внедрение системы защиты персональных данных (СЗПДн) — это ряд мероприятий технического и управленческого характера, ставящих перед собой цель обеспечить комплексную защиту сведений, которые признаются Федеральным Законом от 27.07. 2006 г. N 152-ФЗ персональными данными.

Оператор, которым являются госструктуры и коммерческие предприятия, выполняющие действия по работе с ПДн, заинтересованы в безопасной их обработке, тем самым, признавая необходимость внедрения системы защиты.

Учитывая накопленный при реализации проектов по созданию СЗПДн опыт, представляется возможным определить ряд важных преимуществ от внедрения системы:

На первом месте находится кардинальное снижение как правовых, так и репутационных рисков, возникающих при несоблюдении действующего законодательства относительно сохранности персональных данных.

Вторым важным моментом является тот факт, что научно-обоснованное построение системы защиты позволяет обрабатывать персональные данные сотрудников и клиентов, не опасаясь за их сохранность. Это может стать мощным конкурентным преимуществом при работе с конфиденциальными сведениями частных лиц и информацией, предназначенной лишь для служебного (внутреннего) использования. Грамотно выстроенная СЗПДн легко справляется с наиболее распространенными угрозами - блокирует воздействие вредоносных ПО, предотвращает воровство клиентских баз данных, что часто практикуют уволенные сотрудники.

Третьим фактором, мотивирующим внедрение эффективной СЗПДн, является создание у компании имиджа надежного партнера, которому можно доверять обеспечение конфиденциальности персональных данных.

Как указывают аналитики, частые скандалы, связанные с утечкой конфиденциальной информации, заставляют обращать внимание на систему безопасности при выборе партнера-контрагента. Уже привычными становятся договора о партнерстве либо условия тендера, в которых требуется предоставить задокументированное соответствие СЗПДн действующим нормативным актам.

Не следует забывать, что эффективная СЗПДн обеспечивает непрерывность всех бизнес-процессов в самой компании, устраняет вероятность появления клиентских претензий, обоснованных жалоб со стороны работников, грозных предписания от надзорных органов регулятора.

Этапы выполнения работ по приведению в соответствие 152-ФЗ

1. Инвентаризация, полноценный анализ состояния информационных структур, задействованных в обработке ПДн.

Подобный предпроектный аудит предоставляет объективные сведения о процессах, задействованных при обработке ПДн в компании и мерах по их защите. Специалистами Open Vision в обязательном порядке проводится проверка всей служебной документации, регулярности осуществляемых мероприятий, разработанных для исполнения требований правовой базы относительно безопасности используемых в работе данных ограниченного доступа.

2. Создание концепции системы безопасности, используемой для сохранности персональных данных, предоставление заказчику обоснованных рекомендаций по оптимизации самой обработки ПДн, обеспечению сохранности конфиденциальной информации.

На этом этапе работы квалифицированные специалисты оценивают возможные варианты осуществления проекта, определяют отправные точки для его реализации, устанавливают определенные ограничения по масштабам внедряемого в практику проекта. Определяются основные проблемы, создается обоснование предлагаемых решений. Клиенты получают перечень программно-аппаратных элементов разрабатываемого комплекса защиты информации, с обязательным указанием стоимости по каждому пункту.

3. Уточнение реального уровня защищенности ПДн

В процессе работы определяется возможный тип угроз для защищаемых ПДн, с привязкой к конкретной информационной системе, уточняется предполагаемый состав персональных данных, возможное количество субъектов. Учитывая весь объем полученных сведений, определяется реальное состояние системы безопасности персональных данных.

4. Разработка модели возможных угроз для системы безопасности ПДн, создание модели злоумышленника

Предоставляемый заказчику документ представляет собой систематизированный список возможных угроз для безопасности ПДн при работе с ними в информационных системах персональных данных (ИСПДн). Угрозы безопасности персональных данных (УБПДн) могут возникнуть в результате злонамеренных либо случайных действий физических лиц, деятельности иностранных спецслужб либо специализирующихся на шпионаже организаций, специализированных криминальных группировок, подготавливающих взлом безопасности ПДн, которое затронет права и свободы, как общества, так и государства либо граждан.

5. Разработка Техзадания на строительство СЗПДн

Частное техзадание на построение для определенной информационной структуры СЗПДн определяет ее назначение, преследуемые цели, требования к техническому и организационному обеспечению, план разработки и непосредственного создания СЗПДн.

6. Создание проекта СЗПДн

Создаваемая на этом этапе внедрения СЗПДн проектная документация предусматривает работу, учитывающую предписанные нормативными актами стандарты защищенности данных с ограниченным доступом.

7. Разработка организационно-распорядительной документации

Комплект документов, предписывающих правила обработки, защиты ПДн, состоит из десятков организационно-распорядительных предписаний, которые необходимы для приведения всех процессов по работе и сохранности персональных данных в соответствие с нормативами действующего законодательства.

8. Поставка программно-аппаратных средств информационной защиты

Клиенту поставляются программно-аппаратные элементы для внедрения СЗПДн, прошедшие проверку и соответствующие требованиям законов РФ относительно мер информационной безопасности.

9. Монтаж, настройка СЗИ

На данном этапе внедрения СЗПДн осуществляется монтаж оборудования, инсталлирование программного обеспечения, с соответствующей настройкой. В результате проведенных работ заказчик получает комплект СЗИ, совместимый с применяемой информационной структурой для работы с ПДн.

10. Оценка действенности предпринимаемых мер для создания эффективной защиты персональных данных

Определение эффективности разработанных мер безопасности для данных ограниченного доступа осуществляется до момента запуска СЗПДн в эксплуатацию. Контрольное тестирование системы, работающей в коммерческих структурах, требуется проводить каждые 3 года.

11. Аттестация используемых ИСПДн на соответствие современным требованиям информационной безопасности

Аттестация ИСПДн включает в себя комплекс организационно-технических проверок (аттестационных испытаний), направленных на подтверждение соответствия требованиям информационной безопасности. Предусмотрена для госорганизаций.

Одним из бурно развивающихся сегментов отечественного IT-рынка является интернет торговля, что обусловлено технической простотой внедрения данного проекта, прозрачностью бизнес-процессов. Электронная торговля признана эффективным и перспективным видом предпринимательства.


Вопросы информационной безопасности бизнеса в интернете не утрачивают своей актуальности, напротив, возрастание числа хакерских атак на крупнейшие финансовые учреждения, инвестирующие огромные средства в системы защиты, требует принятия своевременных мер. Вот только как этого добиться, а еще бы и с приемлемым уровнем затрат.


Многие, особенно на начальном этапе, не имеют возможности вырвать с оборота значительные суммы, вложив их в системы информационной безопасности. Бизнес новый, возможные «подводные камни» не известны, да и специфика бизнеса в интернете предполагает постоянные изменения.


В итоге, система безопасности создается, но разрабатывается она «по знакомству» либо делается заказ фрилансеру, в лучшем случае официально оформленной web-студии. Приобретение уже готового решения также нельзя расценивать как обеспечение серьезного уровня безопасности, поскольку возникают вопросы интеграции его в уже существующую IT-инфраструктуру.


А может, следует задуматься, действительно ли подобные системы обеспечивают должный уровень безопасности? Имеет ли сам предприниматель необходимую квалификацию, чтобы определить уровень подготовки «интернет-шабашников»? Может ли такая работа минимизировать возможные риски? К сожалению, в большинстве случаев, ответ отрицательный.


Хоть со стороны потребителя и нет особо жестких требований относительно сохранности тех персональных данных, которые он передает интернет-магазину, совершая покупку, это не может служить основным показателем для выбора способов организации обработки и хранения такой конфиденциальной информации. Покупатель вообще не имеет возможность оценить, насколько эффективно действует защита его персональных данных. Да это, до поры, особенно и не беспокоит, поскольку привлекательные цены, красиво сделанное описание товара, льготная доставка, достигают поставленной цели.


Большая часть покупательской аудитории даже не задается вопросом - куда она отправляет свои персональные данные. То ли это ИП либо частный предприниматель, развивающий свой интернет бизнес. Или это web-подразделение крупного ритейлера бытовой электроники. Естественно, что отношение к информбезопасности в крупной торговой сети более строгое, нежели у предпринимателя, которому иногда приходится самостоятельно заниматься доставкой товара клиентам.


Примечательно, что, несмотря на все возрастающую угрозу хищения конфиденциальной информации, доверие к интернет торговле постоянно растет. Покупатель вводит информацию о себе, заполняя бланк заказа, порой, даже не беспокоясь о том, как с ней будут обращаться сотрудники магазина. А может, она и не настолько востребована для существующих бизнес-процессов?


Возникающая избыточность запрашиваемых данных как раз и подпадает под действие ФЗ-152, поскольку отмечается несоответствие характера и объема получаемой информации существующим задачам ее обработки для предусмотренных в интернет магазине бизнес-процессов.


Технический уровень развития современной интернет торговли дает возможность предположить использование CRM-систем, благодаря чему и можно сохранять данные о клиенте для последующего с ним взаимодействия и предложения нового товара. Вот только необходимо ли это для уровня послепродажного взаимодействия с покупателем?


Согласно ФЗ-152 персональная информация может храниться лишь только тот период времени, который необходим для ее обработки. После того, как совершена покупка либо сделан отказ, все персональные данные должны уничтожаться, так как их хранение не соответствует специфике осуществляемых бизнес-процессов. Стоит ли сомневаться, что этим практически никто и не занимается.


В ФЗ-152 имеются положения, которые ставят под угрозу само существование интернет торговли. Любой проверяющий орган может потребовать от владельца интернет магазина предоставить именно письменное разрешение гражданина на применение его персональных данных в работе. Никто подобного разрешения в письменной форме не предоставляет, максимум ограничиваются отметкой об ознакомлении с правилами магазина.


Поскольку непосредственного контакта в условиях торговли через интернет не предполагается, исключая встречу покупателя с курьером по доставке товара, обеспечить соблюдение норм ФЗ-152 можно лишь путем обезличивания покупательских персональных данных, а это требует корректировки существующих бизнес-процессов.

Несомненно, что удобным инструментом, упрощающим доступ к различным информационным сервисам компании, обоснованно признаются корпоративные порталы. При развитой сети филиалов и отделений, находящихся от головного офиса на большом расстоянии, значительном количестве бизнес-партнеров, оптимальным средством коммуникации является соединение по VPN каналам, имеющим должный уровень защищенности. Выбор подобного высокотехнологичного решения, однако, обходится довольно дорого, доступен не каждой компании. При отсутствии свободных средств для защищенного соединения, более простым способом работы является точка доступа из сети Интернет.


Особенностью корпоративного портала, даже учитывая разный уровень инфраструктуры, является хранение как конфиденциальной информации сотрудников, клиентов фирмы и бизнес-партнеров юридического лица, так и размещение финансовой информации самой компании, разглашение которой может нанести ущерб. Эффективная организация всех процессов работы с персональными данными должна учитывать, что цели и способы обработки данных у каждой подгруппы субъектов отличаются. Именно дифференцированный подход к преобразованию данных ограниченного доступа должен быть заложен в концепцию корпоративной безопасности.


Несомненно, что финансовое положение компании, создающей корпоративный портал, дает возможность привлечь для работы опытных программистов либо приобрести уже готовое и неоднократно обкатанное решение. Следует, однако, не забывать, что безопасность кода является не единственным параметром, на который необходимо обращать внимание, разрабатывая эффективную систему информбезопасности. По большому счету, информационная безопасность должна признаваться руководством компании как неотъемлемая часть общей системы безопасности.

За последние несколько лет количество пользователей популярных соцсетей в Рунете возрастало невиданными темпами, перевалив 50 миллионный рубеж. Колоссальный объем накопленных в соцсетях персональных данных требует соответствующего контроля, что и предполагают нормы ФЗ-152.


Несмотря на первое впечатление, что имеющаяся в соцсетях информация может рассматриваться как «общедоступная», с каждым годом нарастающий объем данных классифицируется законом уже как «конфиденциальные персональные данные».


Факты хищения из соцсетей аккаунтов не редкость за рубежом и в России. Сотни тысяч аккаунтов становятся доступными злоумышленникам. Число хакерских атак на социальные сети не снижается, эксперты отмечают постоянное внимание киберпреступности к этой части Интернета.


Социально-ориентированные мошеннические схемы имеют большой потенциал, используя в своих целях фарминг-атаки, рассылку спама, фишинг. Весь этот набор инструментов современной киберпреступности может привести к хищению данных конфиденциального характера, чему способствует доверчивость и неопытность людей. Администраторам соцсетей требуется осуществлять постоянный мониторинг, выявляя инциденты, устраняя их последствия.

Услуга интернет-банкинга становится все более популярной в российской банковской сфере, несколько десятков финансовых учреждений полноценно предоставляет подобную услугу. Обусловлено это как отсутствием единой интеграционной платформы, так и недостаточным уровнем автоматизации многих учреждений.


Как и распространенные web-приложения, сервис интернет-банкинга, электронные платежные системы, основываются на общей клиент-серверной архитектуре. Признается, что «слабым звеном» такого взаимодействия является именно пользователь и те устройства, используя которые он распоряжается собственным счетом.


К сожалению, потребитель не имеет возможности объективно оценить все риски, неизбежно возникающие при управлении банковским счетом на расстоянии. Не говоря уж о том, чтобы принять соответствующие меры безопасности. Следовательно, восполнить знания клиентов по этим вопросам должны банки.


Примечательно, что злоумышленники уделяют свое внимание интернет-банкингу чаще всего не с целью хищения средств, поскольку финансовые учреждения обеспечивают максимальную безопасность транзакциям, а для того, чтобы получить доступ к персональным данным клиента. Именно благодаря этому и становятся возможны мошеннические схемы с банковскими картами, иные способы хищения финансов. Многие эксперты уверены, что на «черном» рынке простая запись о клиентских счетах имеет свою собственную стоимость.


Статистика наглядно свидетельствует, что создание и работа сервиса интернет-банкинга во многих структурах не соответствует отраслевым нормам и правилам. Чаще всего каждое финансовое учреждение занималось разработкой самостоятельно, а существовавшие стандарты имели лишь рекомендательный характер.


Начало действия ФЗ-152 создало многим банкам существенные проблемы, поскольку ужесточается контроль регулятора за сохранностью персональных данных, что требует усовершенствования существующих систем безопасности. Как ни пыталась ассоциация банков отсрочить начало действия ФЗ-152, выполнять его положения все же стало необходимо.

Технические меры защиты информации предполагают использование программно - аппаратных средств защиты информации. При обработке ПДн с использованием средств автоматизации применение технических мер защиты является обязательным условием, а их количество и степень защиты определяется в процессе предпроектного обследования информационных ресурсов предприятия.

Технические средства защиты информации делятся на два основных класса:

· средства защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) (системы разграничения доступа к информации; антивирусная защита; межсетевые экраны; средства блокировки устройств ввода-вывода информации, криптографические стредства и т.п.);

· средства защиты информации от утечки по техническим каналам (использование экранированных кабелей; установка высокочастотных фильтров на линии связи; установка активных систем зашумления и т.д.).

В отличие от организационных мер, техническая защита информации является сложным и трудоемким делом, при выполнении которого требуется соблюдать определенные условия, а именно:

· для выполнения работ по технической защите конфиденциальной информации (а персональные данные относятся к сведениям конфиденциального характера) требуются лицензии на выполнение такого вида деятельности;

· требуется тщательное обследование информационных ресурсов предприятия в соответствии с методическими рекомендациями ФСТЭК (определение перечня ПДн, подлежащих защите; определение состава и структуры каждой информационной системы ПДн (ИСПДн); анализ уязвимых звеньев и возможных угроз безопасности ПДн; оценка ущерба от реализации угроз безопасности ПДн; анализ имеющихся в распоряжении мер и средств защиты ПДн);

· на основании проведенного обследования осуществляется обоснование требований по обеспечению безопасности ПДн (разработка модели угроз и модели нарушителя безопасности ПДн; определение класса информационных систем ПДн; при необходимости обосновывается использование средств шифрования);

· далее проводятся работы по проектированию, созданию и вводу в эксплуатацию системы защиты ПДн (разработка перечня мероприятий по защите ПДн в соответствии с выбранным классом ИСПДн; согласование документов с регуляторами; разработка технического задания на создание системы защиты ПДн; развертывание и ввод в эксплуатацию системы защиты ПДн);

· аттестация (сертификация) информационных систем ПДн по требованиям безопасности информации (для ИСПДн 1-го и 2-го классов требуется аттестация соответствия требованиям информационной безопасности; сертификация средств защиты информации). Работы по аттестации (сертификации) выполняются при наличии соответствующих лицензий.


В любом случае, независимо от размера и организационной структуры предприятия, наличия или отсутствия собственных специалистов по информационной безопасности, своими силами или с привлечением сторонних организаций приступать к решению задачи под названием «Выполнение требований Закона О персональных данных » нужно как можно быстрее. Так как установленный законом срок выполнения требований не за горами, а сложность и масштабность работ по защите ПДн не предполагает быстрого их завершения.

Предприятия, которые уже приступили к реализации проектов по защите ПДн или приступят в ближайшее время имеют следующие преимущества:

· временной запас позволит тщательно изучить задачи и выбрать наиболее оптимальную конфигурацию защиты ПДн, соответствующую требованиям Закона;

· поэтапное выполнение работ обеспечит равномерное распределение затрат на создание системы защиты ПДн;

· выполнить работы в установленные сроки даже в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Можно занять выжидательную позицию, но в этом случае предприятие рискует испытать на себе жесткость санкций со стороны регуляторов за неисполнение требований законодательства и подвергнуть свой бизнес рискам, влекущим репутационные и финансовые потери.

Тема 1.6. Технология электронного документооборота.

Первые системы электронного документооборота (СЭД) состояли из трех час­тей: системы управления документами, системы массового ввода бумажных документов, системы автоматизации деловых процессов.

Система управления документами обеспечивает интеграцию с приложениями, хранение данных на разных устройствах, распределенную обработку данных, поиск, ин­дексацию электронных документов, коллективную работу с электронными документами.

Разнообразие электронных документов на предприятии порождают используемые приложения: общего назначения (word, excel, access и др.) и предметные (бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками, финансовый анализ и др.).Интеграция с ними осуществ­ляется на уровне операций с файлами, то есть операции приложения - открытие, закры­тие, создание, сохранение и другие - замещаются соответствующими операциями систе­мы управления документами. Интеграция выполняется автоматически. Ее достоинство в том, что сохраняются принятые в организации виды документов.

Следующей задачей является обеспечение хранения электронных документов на разных носителях (серверах, оптических дисках, библиотеках-автоматах и т.д.). К тому же надо обеспечить быстрый поиск и доступ к различным устройствам хранения инфор­мации, чтобы факторы доступности и стоимости хранения всегда были в оптимальном со­отношении в зависимости от важности и актуальности информации. Для этого использу­ют технологии информационных хранилищ HSM и Data Migration - автоматической миграции документов.

Для обеспечения распределенной обработки данныхв режиме реального времени (on-line) можно по сети посредством запросов, объединенных в транзакции, получить данные из информационного хранилища. Можно посредством Web-сервера предприятия подсоединиться к интернет и тем самым получить доступ к удаленным данным. Можно в почтовом режиме (off-line) по электронной почте послать запрос в информационное хра­нилище, задав критерии выбора данных. По этим критериям будет сформирован список документов и переправлен пользователю. Этим способом коммерческая служба может оказывать информационные услуги .

К традиционным функциям систем электронного документооборота относятся:

Библиотечные службы (хранение содержимого и атрибутов документов, регист­рация изменений, обеспечение поиска, средства безопасности);

Управление деловыми процессами (разработка маршрутов движения документов, автоматизация выполнения бизнес-процессов, контроль исполнения документов);

Работа с составными документами (определение структуры, формирование со­держания, опубликование);

Интеграция с внешними приложениями (офисными и предметными приложения­ми, электронной почтой).

К ним добавляются функции управления знаниями:

Автоматизация жизненного цикла документов;

Поддержка принятия решений.

Жизненный цикл представляет собой описание стадий использования документа в ходе делового процесса (история жизни документа) в целях управления этим процессом. Примерами стадий существования документа являются: создание документа, согласова­ние, использование, редактирование, уничтожение, хранение в архиве и др. Для каждой стадии жизненного цикла указываются бизнес-процессы и критерии перехода документа из одной стадии в другую.

Заметим, что жизненный цикл документа и маршрут движения (workflow) - прин­ципиально разные, хотя и тесно связанные между собой понятия. Маршрут движения показывает кто, что, в каком порядке делает в процессе движения документа. Например, на стадии жизненного цикла - согласование документа - могут применяться разные мар­шруты движения. В то же время в ходе исполнения единственного маршрута документ может пройти несколько стадий своего жизненного цикла

Технологии интеллектуального анализа данных обеспечивают:

Извлечение и накопление информации из внешних источников (файл-серверов,

серверов баз данных, почтовых систем, Web-серверов, принадлежащих различным ин­

формационным службам университетов, правительственных органов и даже конкурентов, доступным по интернету);

Анализ собранной информации с целью определения ее надежности и соответст­вия бизнесу на основании собственных внутренних баз данных;

Формирование и предоставление интеллектуального капитала (аналитических
данных) сотрудникам предприятия в нужное время в требуемом формате и в соответствии с их ролями и задачами в контексте бизнеса для принятия решений.

Модуль поддержки принятия решений состоит из графического редактора, систе­мы обеспечения жизненного цикла документов, инструментов извлечения аналитических данных, средств визуального программирования и др.

Для реализации большинства перечисленных функций разработаны специальные серверы, например, EDMS-сервер (Electronic Document Management System).

Использование технологий электронного документооборота и деловых интеллек­туальных технологий выбора данных позволили создать приложения по следующим на­правлениям:

Маркетинг и сбыт продукции;

Управление качеством;

Управление исследованиями;

Управление финансовыми рисками;

Управление проектами и командами разработчиков и др.

Во всех перечисленных направлениях работ требуется сбор и анализ «внешней» информации, чтобы определить спрос, конкурентов, поставщиков, ресурсы, заказчиков, состояние исследований и новых разработок у конкурентов и т.д. Этим занимаются спе­циальные службы организации.