Что из себя представляет пирамида маслоу. Понятие потребностей

У каждого человека есть свои потребности, некоторые из них схожи, к примеру, нужда в еде, воздухе и воде, а некоторые – отличаются. Наиболее подробно и доступно о потребностях рассказал Абрахам Маслоу. Американский психолог предложил теорию, согласно которой все нужды человека можно распределить на отдельные группы, находящиеся в определенной иерархии. Чтобы перейти на следующую ступень, человек должен удовлетворить потребности низшего уровня. Кстати, есть версия, что иерархическая теория потребностей Маслоу появилась благодаря, изучению психологом биографий успешных людей и найденной закономерности существующих желаний.

Иерархия человеческих потребностей по Маслоу

Уровни человеческих нужд представлены в виде пирамиды. Потребности постоянно заменяют друг друга, учитывая значимость, поэтому если человек не удовлетворил примитивные нужды, то и перейти на другие этапы он не сможет.

Виды потребностей по Маслоу:

  1. Уровень №1 – физиологические потребности. Основа пирамиды, куда входят нужды, которые есть у всех людей. Удовлетворять их нужно для того, чтобы жить, но сделать это один раз и на всю жизнь, невозможно. В эту категорию входит необходимость в еде, воде, жилье и др. Чтобы удовлетворить эти потребности, человек переходит к активным действиям и начинает работать.
  2. Уровень №2 – потребность в безопасности. Люди стремятся к стабильности и защищенности. Удовлетворяя эту потребность по иерархии Маслоу, человек хочет создать для себя и для близких людей комфортные условия, где он сможет укрыться от невзгод и проблем.
  3. Уровень №3 – потребность в любви. Людям необходимо ощущать свою значимость для окружающих, что проявляется как на социальном, так и на духовном уровне. Именно поэтому человек стремится создать семью, найти друзей, стать частью коллектива на работе и войти в другие группы людей.
  4. Уровень №4 – потребность в уважении. Люди, которые дошли до этого периода, обладают желанием стать успешными, достичь определенных и завоевать статус и престиж. Для этого человек учится, развивается, работает над собой, заводит важные знакомства и т.д. Потребность в самоуважении подразумевает становление личности.
  5. Уровень №5 – познавательные способности. Люди стремятся поглощать информацию, обучаются, а затем, применяют полученные знания на практике. Для этой цели человек также читает, смотрит обучающие передачи, в общем, получает информацию всеми существующими способами. Эта одна из основных потребностей человека по Маслоу, поскольку она позволяет быстро справляться с разными ситуациями и адаптироваться к жизненным обстоятельствам.
  6. Уровень №6 – эстетические потребности. Сюда входят стремления человека к прекрасному и гармонии. Люди применяют свою фантазию, художественный вкус и желание сделать мир прекрасней. Есть люди, у которых эстетические потребности бывают важнее физиологических, поэтому ради идеалов они могут многое вынести и даже умереть.
  7. Уровень №7 – потребность в самоактуализации. Высший уровень, до которого доходят не все люди. Эта нужда основывается на желании достичь поставленных целей, духовно развиться, а еще на применении своих способностей и . Человек живет с девизом – «только вперед».

Теория потребностей человека по Маслоу имеет свои недостатки. Многие современные ученые утверждают, что нельзя подобную иерархию брать за истину, поскольку есть много недочетов. К примеру, противоречит концепции человек, который решил выдерживать пост. К тому же не существует инструмента, который бы позволит измерить силу потребностей каждого человека.


Основные физиологические потребности человека по Маслоу

Человек рождается с уже определенными стремлениями. Однако существуют определенные желания, направленные на поддержку жизнеобеспечения. К физиологическим потребностям по А. Маслоу относится, в первую очередь, потребность в выживании.

Среди физиологических потребностей по Маслоу инстинкт выживания наиболее мощный. Только при наличии еды, воды и защиты человек способен думать об удовлетворении других желаний.

Второй важной физиологической потребностью по классификации А. Маслоу является потребность в безопасности. Сразу после удовлетворения примитивных нужд человек испытывает потребность в финансовой, эмоциональной и физической безопасности. Это значит, что он не хочет быть бедным, зависимым или нуждающимся в таких простых вещах, как еда и жилье.

Только после удовлетворения физиологических потребностей личность начинает нуждаться в:

  • комфорте;
  • свободном времени;
  • любви;
  • уважении;
  • самореализации.

В основе такой классификации лежит предположение, что поведение и мотивация человека определяются базовыми потребностями.

Первичные и вторичные потребности по Маслоу

В теории американского психолога выделяют первичные и вторичные желания человека.

Первичными потребностями согласно классификации Маслоу являютс я потребности в жизнеобеспечении и безопасности. Жизнеобеспечение – это элементарные нужды (вода, воздух, одежда, жилье, еда, секс). К безопасности относят чувство защищенности и стабильности. Эти потребности первичны, потому что при выборе между утолением голода и уважением окружающих большинство людей выберут еду.

Ко вторичным потребностям относятся:

  1. Социальные нужды – общение, совместная деятельность и т.д.
  2. Престиж – признание общества, уважение, карьерный рост, хорошая репутация и т.д.
  3. Духовность – самореализация, самоутверждение, саморазвитие и т.д.

В соответствии с теорией Маслоу человек не будет нуждаться в удовлетворении духовных потребностей без получения всех остальных.

Введение

Абрахам Маслоу родился в Бруклине (штат Нью-Йорк) в 1908 г. Он учился на психологическом факультете Висконсинского университета и стал сначала стипендиатом Карнеги в колледже, готовившем преподавателей колледжей, затем адьюнкт-профессором психологии в Бруклинском колледже. В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. Как пишет сам Маслоу, «мне хотелось синтезировать холистический, динамический и культурный подходы, которые были столь популярны у молодых психологов того времени. Я чувствовал глубинную взаимосвязь между этими подходами и воспринимал их как отдельные аспекты единого всеохватывающего целого» (Maslow, 1954, ix). Маслоу приступил к серьезной подготовке этого синтеза: он изучал гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой Школе Социальных Исследований и обучался психоанализу, в том числе и у Эриха Фромма. Ознакомившись с психоанализом, он продолжил изучение психологии под руководством Альфреда Адлера. Он изучал антропологию вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и участвовал в экспедиции, занимавшейся изучением индейского племени «Северных черноногих», одного из алгонкинских племен.

В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяемую им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949 г. Маслоу оставил академическую карьеру и организовал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться собственным бизнесом. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научной периодике и в этот период. Вернувшись к академической деятельности, он стал сначала адьюнкт-профессором, затем полным профессором и руководителем кафедры в массачусетском университете Brandeis. Поздние работы Маслоу приобретают все более утопический и даже мистический характер. Абрахам Маслоу умер в 1970 г.


1. Сущность теории иерархии потребностей А.Маслоу

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1.1).

Рисунок 1.1 Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания» (Maslow, 1943, p. 370). Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются» (Maslow, 1943, pp. 394–395). Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. Вот что он пишет:

Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новые туфли в экстренных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, - все они отметаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым. (Maslow, 1943, pp. 373–374)

Маслоу пишет, что в Соединенных Штатах и в других развитых сообществах подобный хронический острый голод является редким явлением. При этом он отмечает, что люди часто принимают за голод наличие здорового аппетита.

И действительно, в развитых обществах столь тяжелые условия жизни и голодная смерть могут быть, скорее всего, лишь следствием некоей чрезвычайной ситуации. Естественно, при этом должны удовлетворяться и другие физиологические потребности, такие, например, как потребность в воздухе или в воде.

Маслоу пишет:

Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «возвышенные») потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о том, что основные человеческие нужды образуют иерархию относительного доминирования… Доминантными для организма и его поведения являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности. (Maslow, 1943, p. 375)

Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном случае, потребности безопасности. Он полагает, что «все, сказанное о физиологических нуждах, может быть - пусть и в несколько меньшей степени - отнесено и к желаниям такого рода. Организм может быть охвачен только ими. Они могут выступать в качестве едва ли не единственных определяющих поведение начал, подчиняющих себе все способности организма, что позволяет нам в данном случае представить организм как механизм, стремящийся к обретению безопасности» (Maslow, 1943, p. 376). Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защищенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности. Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребности здорового, нормального, удачливого взрослого человека в безопасности в рамках нашей культуры находят достаточное удовлетворение… вследствие чего подобные потребности не играют активной мотивационной роли. Подобно тому, как сытый человек не чувствует голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает в этом смысле особого беспокойства» (Maslow, 1943, pp. 378–379). Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Так, «человек начинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку» (Maslow, 1943, pp. 380–381). В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее. Как указывает Маслоу, «невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий» (Maslow, 1943, p. 381). И вновь при достаточном удовлетворении этих потребностей возникают нужды иного рода. Маслоу пишет:

Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих… Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности. (Maslow, 1943, pp. 382–383)

Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник - писать картины, поэт - писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению» (Maslow, 1943, p. 382). Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. Он пишет: «Людей, удовлетворивших указанные потребности [первых четырех уровней], мы вправе назвать, «в основном, удовлетворенными людьми»; и отсюда следует, что мы можем ожидать от них наиболее полного (и здорового) творчества. Поскольку «в основном удовлетворенные люди» в нашем обществе являются исключением, мы плохо знакомы - и экспериментально, и клинически - с явлением самоактуализации. Его исследование - дело будущего» (Maslow, 1943, p. 385).

В мире существует довольно много разных пирамид. Вы, наверное, слышали о или о пирамидах, которые строили инки и ацтеки. Каждая из них имеет свою особенность и предназначение. Однако существуют и другие виды пирамид, принадлежащие к разряду интеллектуальных конструкций.

Сегодня мы поговорим о пирамиде Маслоу , названной так в честь американского психолога. Эта пирамида широко используется на сегодняшний день не только в , но и в теории менеджмента, и во множестве других сфер и знания.

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида Маслоу – это общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий – теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.

Выглядит пирамида в виде диаграммы, на которой показаны различные потребности человека. Важно отметить, что в работах самого ученого отсутствуют какие-либо изображения и чертежи, поскольку, по его мнению, этот иерархический порядок может меняться. Это напрямую зависит от каждого, отдельно взятого индивида.

Впервые о пирамиде Маслоу узнали в 70-х годах прошлого века. На данный момент времени, информацию о ней можно встретить во многих книгах по психологии и маркетингу.

Пирамида потребностей Маслоу широко применяется и в экономике, и имеет значительный вес в теории мотивации и поведения потребителей.

Примечательно, что сам Абрахам Маслоу не создавал пирамиду, а только сформировал потребности тех личностей, которые достигли в жизни определенных высот.

Уровни пирамиды Маслоу

По мнению Маслоу, каждый человек нуждается в 5 главных потребностях. Перечислим их по порядку, и приведем краткое объяснение каждой потребности:

  1. Физиологические потребности

Поскольку каждый живой организм нуждается в тех или иных физических потребностях, то они также присущи и каждому человеку. Таким образом, если тот или иной индивид не будет их удовлетворять – у него не получится нормально развиваться и совершенствоваться.

К примеру, если человек хочет в туалет, то в этот момент ему вряд ли захочется наслаждаться чтением, любоваться природой или думать о чем-либо другом.

Следовательно, пока он не удовлетворит свою физиологическую потребность, он не сможет нормально работать, принимать какие-нибудь решения и заниматься любым другим делом.

К физиологическим потребностям относятся голод, жажда и многие другие вещи.

  1. Безопасность

Каждый человек стремится обезопасить себя и иметь определенную стабильность, комфорт и постоянство условий жизни. Это можно легко понять на примере младенца.

Сразу после своего рождения он на подсознательном уровне стремиться получить защиту. И дать ее может только заботливая мать.

Подобную аналогию можно увидеть в ситуациях и с взрослыми людьми. Человек, желая себя обезопасить, может оформлять страховку на свою жизнь, устанавливать в собственном доме надежные замки, двери, сигнализацию и т.д.

  1. Социальные потребности

Речь идет о социальных потребностях: общении, привязанности, заботе о других и внимании к себе, совместной деятельности.

Когда люди пытаются с кем-то познакомиться, обзавестись друзьями или найти для себя спутника жизни – это и есть яркая демонстрация социальных потребностей.

Так или иначе, но любой человек остро нуждается в том, чтобы не только самому проявлять любовь, но чтобы и получать ее от других.

В окружении социума, индивиду удается на практике почувствовать свою значимость. Именно эта потребность мотивирует человека привязываться к кому-то и искать взаимности.

  1. Престижные потребности

Сюда относятся самоуважение, уважение со стороны других, признание, и высокой оценки своей деятельности, служебный рост. То есть все то, что связано с желанием получить уважение и авторитет.

Эти потребности Маслоу провоцируют человека демонстрировать социуму свои индивидуальные особенности, например, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Только получив признание среди близких и родных людей, человек становится уверенным в себе, и получает возможность реализовать собственный потенциал.

  1. Духовные потребности

Последний уровень пирамиды потребностей Маслоу – это духовность. Сюда относятся познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация и т.п.

На этой последней стадии личность стремится реализовать свои духовные потребности и желает саморазвиваться. Человек начинает увлекаться творчеством, ходит на разные культурные мероприятия, и пытается лучше развить присущие ему таланты.

Индивид, которому удалось удовлетворить 4 предыдущих ступени и оказаться на 5, начинает размышлять над смыслом жизни, интересуется окружающим его миром и пытается оставить после себя какой-то след.

У такого человека могут формироваться новые убеждения и взгляды на жизнь в целом.

Согласно теории Абрахама Маслоу, главные потребности человека выглядят именно так. Точны ли они и правдивы, – вы можете определить сами, проведя над собой самоанализ.

Однако справедливости ради нужно отметить, что в данной пирамиде существует несколько сомнительных факторов.

Авторство

В 1975 г., в книге малоизвестного У. Стоппа, был представлен график под названием «Иерархия потребностей». Маслоу умер В 1970 г., но в его трудах не было найдено ни одного подобного графика.

Поэтому имеются обоснованные сомнения в подлинном авторстве пирамиды потребностей, которая стойка связалась с именем Маслоу.

Удовлетворенная потребность перестает мотивировать

В этом случае возникает вопрос касательно актуальности потребностей для того или иного индивида. Например, если кому-то присуща гордость и безразличие по отношению к социуму, то естественно он не будет никоим образом к нему стремиться.

Также, тот, кто чувствует, что он защищен, – не станет еще больше защищать себя. Из этого следует, что удовлетворенная потребность теряет свой смысл, переходя на иную стадию.

Поэтому чтобы понять действительные потребности, достаточно просто узнать неудовлетворенные.

Теория и практика

Множество современных психологов критично относится к пирамиде Маслоу. Они считают, что применить ее принципы на практике весьма непросто, ведь сама схема может привести к совершенно неточным результатам.

Если не учитывать разные статистические данные, то сразу же появляется масса интересных вопросов. Например, насколько сильно подавлен человек, который не признан социумом, то есть, у которого хромает 4 уровень потребностей?

Или правильно ли считать постоянно недоедающего человека (уровень 1) совершенно безнадежным или несчастным? Согласитесь, что в мировой можно отыскать сотни, если не тысячи примеров , которым удалось достичь высот в разных областях деятельности благодаря тому или иному виду неудовлетворенности. Это, например, может быть безответная любовь или даже нищета.

Есть и другая версия, согласно которой Абрахам Маслоу отказался от собственной теории, и что в более позднее время его концепция была значительно доработана им же.

А пирамида, которую сегодня используют в психологии и в области маркетинга, вообще не имеет никакого серьезного веса.

Критика

Главным поводом для критики пирамиды Маслоу является иерархическая лестница, а также то, что, в конечном счете, человеческие потребности не могут быть удовлетворены.

Другие исследователи утверждают, что согласно данной пирамиде, человек представляется каким-то животным, которое постоянно в чем-то нуждается.

Есть и те, кто критически относится к теории Маслоу из-за того, что ее «законы» неприменимы на практике. Особенно, когда дело касается бизнеса, рекламы или маркетинга.

Однако тут надо сказать, что автор пирамиды потребностей Маслоу не ставил перед собой цель выстроить теорию под бизнес или рекламу. Ему больше хотелось найти ответы на важные вопросы, которые не могли объяснить бихевиоризм или фрейдизм.

Маслоу просто хотелось дать определение разным мотивам поступков человека. К его теории необходимо относиться не с методологической стороны, а рассматривать ее философски.

Преимущества и недостатки

Очевидно, что пирамида потребностей является не просто их классификацией, а выражает определенную иерархию: инстинктивные, базовые и возвышенные потребности.

Любой здоровый человек имеет все перечисленные потребности. Но тут в силу вступает четкая закономерность: базовые потребности человека считаются доминирующими, а более возвышенные потребности могут активизироваться при условии, когда удовлетворены базовые.

Однако очень важно помнить о том, что у каждого индивида потребности выражаются не одинаково. Это может происходить на любом этапе пирамиды Маслоу.

Из этого следует, что каждый человек обязан правильным образом анализировать свои желания, учиться их интерпретировать и правильно удовлетворять.

При несоблюдении данных условий, он будет находиться в состоянии неудовлетворенности и может даже депрессии. С точки зрения самого Маслоу, достигнуть 5, наивысшей ступени, может только 2% из всех людей.

Альтернативная версия пирамиды Маслоу

В конце стоит заметить, что существует более подробная классификация потребностей Маслоу. В этой системе выделяется семь основных уровней (приоритетов). Первые 6 считаются низшими потребностями, и только последний, 7 уровень – высшим:

  1. Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Теперь вы знаете, что такое пирамида Маслоу, и почему о ней часто говорят. Если у вас есть мысли по поводу этой классификации потребностей – напишите об этом в комментариях.

Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся на тему психологии, и т.п., – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Абрахам Маслоу известный психолог, который глубоко интересовался природой человека, является одним из основателей гуманистической психологии. В 1950 году он создал концепцию потребностей человека. По его мнению, творческий потенциал человека является результатом здорового и правильно направленного развития. Он считает, что это развитие происходит в результате поиска и осуществления целей утверждающих и обогащающих жизнь личности и придающей ей смысл. Личность является тем, чем становится в ходе осуществления всех этих целей, а именно виды этих целей определяют потребности. Потребности (по Маслоу) даны человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низших потребностей является условием для появления высших. На этом принципе он основал так называемую пирамиду потребностей, состоящую из пяти категорий. В основании находятся физиологические потребности, далее потребности в безопасности, в любви и привязанности, в признании и оценке, в самоактуализации (рис.1).

Рисунок 1. Иерархия потребностей человека А. Маслоу.

Физиологические потребности

Физиологические потребности, которые обычно принимаются в качестве отправной точки для теории мотивации, представляют собой так называемые физиологические влечения и желания.

Физиологические потребности доминируют над всеми остальными в организме и являются основой мотивации человека. Таким образом, человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального.

В это время все остальные потребности могут прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план. Поэтому состояние всего организма можно охарактеризовать, как человек голоден, поскольку голод владеет сознанием почти безраздельно. Все силы организма начинают обслуживать удовлетворение потребности в пище, а возможности, которые нельзя задействовать для достижения этой цели отодвигаются на задний план. Т.е. желание купить новые туфли, или автомобиль, в экстремальной ситуации становятся второстепенными.

Вместе с этим организм проявляет специфическую особенность, которая состоит в том, что во время, когда в человеке доминирует определяющая потребность, меняется философия его будущего. На нашем примере для хронически голодного человека утопия представляется местом, где полно еды .

Он начинает думать, что при условии гарантированного наличия пищи до конца жизни он будет совершенно счастлив и никогда не пожелает ничего более. Свобода любовь уважение отодвинуто, как бесполезные безделушки. Но это чрезвычайные обстоятельства, которые, встречаются редко в нормальном мирном обществе и у большинства людей она удовлетворена.

Когда физиологические потребности удовлетворены, появляются другие, более высокие по Маслоу, т.е. следующая потребность в безопасности.

Потребности в безопасности

Следующая группа потребностей: потребности в безопасности, защищенности, стабильности, покровителе, защите, отсутствии страха, тревоги и хаоса, потребности в структуре, порядке, законе и ограничениях, покровителе. По Маслоу к этим потребностям применимо почти тоже, что и к физиологическим. Организм может быть полностью ими охвачен. Если в случае с голодом определялось, как человек стремящийся утолить голод, то в этом случае человек, стремящийся к безопасности. Здесь вновь все силы, интеллект, рецепторы служат в первую очередь инструментом для поиска безопасности. И вновь доминирующая цель - это определяющий фактор не только для видения мира и философии в настоящий момент, но и философии будущего и философии ценностей. Кстати физиологические потребности, находясь в удовлетворенном состоянии, сейчас недооцениваются. В обычной жизни обнаруживаются проявление потребностей в безопасности в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, страхование и т.д. или предпочтение знакомых вещей незнакомым, известное неизвестному. Стремление иметь религию или философию, которая организует вселенную и людей в логически содержательное целое. Потребности в безопасности могут стать актуальными, когда возникает угроза закону, порядку, властям общества.

Но т.к. здоровые и счастливые взрослые люди в нашей культуре большей частью удовлетворили свои стремления в безопасности, следовательно, вполне реально, что они не имеют больше никаких потребностей в безопасности в качестве активных мотиваторов. Соответственно далее вновь проявляются более высокие, в пирамиде Маслоу это потребности третьего уровня, потребности в любви .

Потребности в любви и принадлежности

Если физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, появляются потребности в привязанности и принадлежности и все что сказано выше повторяется снова. Потребность в любви предполагает, как потребность давать, так и потребность получать любовь. Когда они неудовлетворенны, личность остро переживает отсутствие друзей или партнера. Человек будет жадно стремиться завязать отношения с людьми вообще, ради места в группе или семье и будет всеми силами стремиться к этой цели. Обретение всего этого будет для человека важнее всего на свете. И он даже может забыть, что когда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной .

Теперь острая боль от одиночества, неприятия и недружелюбия сильнее всего остального и соответственно он будет думать, что был бы абсолютно счастлив, если в его жизни появилась любовь. Для человека очень важно чувствовать принадлежность, добрососедские отношения на одной территории, среди класса, компании, коллег, т.к что их стремление сбиться в стаю держаться вместе, быть частью группы есть у них от природы. Если же у человека есть любовь, он любит, и любим, начинает проявляться новая группа потребностей, более высокого уровня - это потребность в уважении.

Потребность в уважении

Все люди в нашем обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной обычно высокой самооценке, в самоуважении, чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Эти потребности Маслоу разделяет на два класса. К первому классу относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность пред лицом внешнего мира, независимость и свобода. Ко второму классу Маслоу относит, то, что называется хорошей репутацией или желанием престижа (определяя их как оценку или уважение со стороны других людей), а также статус, известность и славу, превосходство, признание внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность.

Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, своей ценности, силе, способностях и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствие на пути к удовлетворению ведут к появлению чувства неполноценности, слабости беспомощности. Эти чувства ведут за собой, подавленность или невротические склонности. Нужно учесть, что формирование самооценки на основе мнения других людей таит в себе опасность, т.к она не учитывает реальные способности личности, ее компетентность. Наиболее стабильное и, следовательно, здоровое чувство самоуважения базируется на заслуженном уважении со стороны других людей, а не на показной славе и известности и неоправданной лести. Нужно уметь отличать действительные компетентность и достижения в основе, которой лежат исключительная сила воли, целеустремленность и ответственность, от того, что дается естественным путем, без всякого труда, одними врожденными качествами конституцией и биологической судьбой .

Даже если все вышеперечисленные потребности удовлетворены человек часто, если не всегда, может ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, они возникают, если человек не занимается тем, для чего он создан.

Потребность в самоактуализации

Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эта потребность и называется самоактуализацией. Она относиться к желанию людей реализовывать себя, проявлять в себе, то, что заложено в нем потенциально. Она может быть определена, как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен. Конкретное воплощение отличается значительным разнообразием. У одного это может быть желание быть непревзойденным родителем, у другого спортсменом.