Жильё в натуре для военнослужащих при увольнении со службы. Консультация юриста: Право на получение жилищной субсидии Жилье военнослужащим заключившим контракт после 1998

КонсультантПлюс: примечание.

О предоставлении жилья членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, погибших (умерших) после увольнения с военной службы, см. п. 3.1 ст. 24 настоящего закона.

Статья 15. Право на жилище

1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1

(см. текст в предыдущей редакции)

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

(см. текст в предыдущей редакции)

офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

(см. текст в предыдущей редакции)

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

(см. текст в предыдущей редакции)

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

(см. текст в предыдущей редакции)

К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащие - иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках).

Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

(см. текст в предыдущей редакции)

Жилого помещения в собственность бесплатно;

Жилого помещения по договору социального найма;

Единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.

При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

3. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащие - иностранные граждане регистрируются по адресам воинских частей.

4. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

6. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемые ими жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда бронируются, за исключением служебных жилых помещений, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов .

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов . Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах , которые определяются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и проходивший ее свыше пяти лет, имеет право на приобретение жилья на общих основаниях вне зависимости от наличия либо отсутствия перерывов в военной службе Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 15 октября 2013 г. N 202-КГ13-9 (Извлечение) Ленинградский окружной военный суд 11 марта 2013 г. отменил в апелляционном порядке решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2012 г. об удовлетворении заявления З., в котором он просил признать незаконными решения начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГУ "ЗРУЖО") о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении распределенного жилого помещения, и в удовлетворении заявления З. отказал. Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Военная коллегия Верховного Суда РФ 15 октября 2013 г. отменила апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда и оставила в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда, указав следующее. Согласно материалам дела З. в период обучения в Ульяновском высшем военном инженерном училище 15 сентября 1993 г. заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения и в течение пяти лет после окончания училища. После окончания военного училища заявитель приказом Министра обороны РФ от 20 июня 1997 г. был откомандирован в распоряжение командующего внутренними войсками МВД России, где 11 ноября 1997 г., т. е. до 1 января 1998 г., заключил контракт о прохождении военной службы сроком на пять лет. Из материалов дела также следует, что по истечении срока контракта, 14 ноября 2002 г., З. был уволен с военной службы в запас и вновь поступил на военную службу по контракту 11 июня 2003 г. 16 июня 2009 г. решением жилищной комиссии военной академии связи он на основании рапорта был признан нуждающимся в жилом помещении, однако решениями заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" от 1 и 18 октября 2012 г. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с заключением первого контракта о прохождении военной службы в 2003 году и в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ему было отказано. Признавая незаконными указанные решения начальника ФГУ "ЗРУЖО", суд первой инстанции указал, что первый контракт о прохождении военной службы заявителем был заключен до 1 января 1998 г., а все остальные контракты, в том числе от 11 июня 2003 г., являются последующими, что указывает на его право быть обеспеченным жилым помещением в период военной службы на общих основаниях. Окружной военный суд, принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, указал, что для предоставления военнослужащим жилых помещений на общих основаниях требуется соблюдение двух условий: заключение ими контракта о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и непрерывное прохождение военной службы свыше пятилетнего срока контракта, установленного ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", тогда как в военной службе заявителя был перерыв. Между тем вывод суда апелляционной инстанции о необходимости непрерывного прохождения военной службы военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 г., для приобретения им права на получение жилого помещения на общих основаниях на законе не основан. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что условиями, в зависимость от которых ставится приобретение военнослужащими права на жилые помещения на общих основаниях, являются начало несения ими военной службы по контракту до 1 января 1998 г. и прохождение военной службы свыше пяти лет. Каких-либо иных условий для предоставления военнослужащим жилья на общих основаниях, в том числе и необходимость непрерывного прохождения военной службы, законодательство не содержит. В суде установлено, что З. заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и срок его военной службы по контракту на момент признания нуждающимся в жилом помещении на общих основаниях составлял более пяти лет, что указывает на распространение на него положений абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Кроме того, согласно абз. 4 и 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей. В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, первый контракт заключают граждане, ранее не проходившие военную службу по контракту. Поскольку З. до повторного поступления на военную службу в 2003 году ранее проходил военную службу по контракту, заключенный им 11 июня 2003 г. новый контракт первым не являлся. В связи с изложенным ссылка заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" в решении от 18 октября 2012 г. на заключение заявителем первого контракта в июне 2003 г. как на основание отказа в предоставлении ему жилого помещения на общих основаниях является ошибочной. Таким образом, суд первой инстанции, признавая незаконными оспариваемые решения заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" от 1 и 18 октября 2012 г. о снятии З. с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, пришел к правильному выводу о том, что заявитель имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях, а вывод суда апелляционной инстанции об обратном основан на неправильном толковании норм материального права. ______________

Уточнен порядок обеспечения военнослужащих жильем. Федеральные законы от 2 ноября 2013 г. № 298-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и № 297-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", предусматривающие соответствующие поправки, подписаны Президентом РФ.

Так, военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, теперь наделены правом получения жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. Указанные категории лиц смогут получить жилье в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после 1 марта 2005 года. Помимо этого, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы свыше 10 лет, военнослужащие смогут получить жилье по избранному месту жительства. Напомним, что по действующему законодательству указанные граждане имеют право на служебные жилые помещения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ ).

В аналогичном порядке предусмотрено предоставление жилых помещений членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы при ее общей продолжительности 20 лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более, теперь не связывается с условием прохождения военной службы по контракту.

Кроме того, уволенные с военной службы граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, а затем переехавшие на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и принятые на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, получат право на обеспечение жилыми помещениями. Указанные граждане смогут реализовать право на получение жилья:

  • в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма);
  • в форме получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Внесенные поправки направлены на совершенствование норм федеральных законов от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ с учетом норм жилищного законодательства России.

ВОРОН КУС (03.02.2018 в 22:07:11)

Здравствуйте, уважаемый Сергей!

1) Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в помещений или в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054. Касаются тех уволенных, у кого продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет ко времени окончания службы, а также некоторых других категорий. В этих правилах речь идёт об учёте таких лиц и постановке на очередь. Нуждающимися по ним признаются военнослужащие (которые подают рапорт о направлении ходатайства в орган местного самоуправления не ранее чем за 3 года до увольнения) уже после увольнения, а также другие категории (семьи погибших и т.д.).

2) Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (назовём их Правилами признания) утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512.

В соответствии с п. 3 Правил признания для признания Вас нуждающимся в жилом помещении Вы подаёте в уполномоченный орган не рапорт, как в первом случае, а заявление (по форме согласно приложению к Правилам признания) с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются: а) копии Вашего паспорта и всех членов его семьи (с отметками о ), а также детей, не достигших 14-летнего возраста; б) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (); г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до ; д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эти правила касаются только тех категорий военнослужащих, которые указаны в ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", у которых контракты заключены до 01.01.1998. В Правилах признания написано, что уполномоченный орган рассматривает заявление в течение 30 дней и в течение 3 дней сообщает о принятом решении военнослужащему.

В соответствии с п. 5 Правил признания в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Поэтому, 6-месячный срок, думаю, вполне достаточный. Этот порядок более простой, удобный и быстрый, чем тот, который касается значительно большего круга нуждающихся, который определён Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054.

Правоотношения, связанные с реализацией права военнослужащих на жилье, закреплены статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».Эта норма определяет формы и порядок жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее – военнослужащие), в зависимости от продолжительности службы и их категорий.Закон предусматривает три основные формы: предоставление денежных средств (субсидии) на строительство или приобретение жилых помещений; предоставление жилых помещений (находящихся в федеральной собственности) в собственность либо по договору социального найма, выделение служебного жилья.Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, реализуют названное право посредством двух первых форм.Служебные жилые помещения на весь период службы предоставляются офицерам, прапорщикам, мичманам, рядовым и сержантам (гражданам Российской Федерации), поступившим на службу после 1 января 1998 года, офицерам, окончившим военные учебные заведения позже указанной даты, а также в закрытых военных городках.В случае отсутствия служебных квартир (комнат) командование арендует жилье для подчиненных либо выплачивает денежную компенсацию за его поднаем в соответствии с порядком и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.На первые пять лет службы за указанными категориями граждан сохраняются право на ранее занимаемое жилое помещение и сохранение очередности на улучшение жилищных условий по месту жительства до службы. По истечении 20 лет военной службы (при увольнении через 10 лет по состоянию здоровья, достижению предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями) названные военнослужащие приобретают право на получение субсидии либо квартиры (в собственность или по договору социального найма) по избранному месту жительства.При наличии у военнослужащих в собственности квартир (жилых домов), независимо от места их нахождения, им на период службы предоставляются исключительно служебные жилые помещения. Однако в случае несоответствия площадей таких квартир (домов) установленным нормам, военнослужащим предоставляются жилые помещения в дополнение к имеющимся в пределах норматива жилищного обеспечения. Помимо указанного, военнослужащие вправе вступать в жилищные строительные кооперативы, получать земельные участки под индивидуальное строительство.Военнослужащие по контракту из числа иностранных граждан на должностях рядового и сержантского состава на весь период службы обеспечиваются помещениями в общежитиях.В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» с 1 января 2005 года предусмотрена еще одна форма реализации названого права военнослужащих контрактной службы – внесение государством ежегодных накопительных взносов для погашения целевого жилищного займа при приобретении квартиры (дома) по системе ипотечного кредитования.Такое право имеют выпускники военных учебных заведений, окончившие их позже 1 января 2005 года (окончившие такие заведения в период с 1 января 2005 года по 1 января 2008 года и получившие первое офицерское звание во время учебы); офицеры, призванные на службу из запаса после 1 января 2005 года; прапорщики и мичманы, имеющие на 1 января 2005 года военную выслугу не менее трех лет; военнослужащие рядового и сержантского состава, заключившие второй контракт о прохождении службы; граждане, получившие первое офицерское звание в связи с назначением на воинскую должность, а также окончившие курсы подготовки младших офицеров после 1 января 2005 года.При этом каждый участник накопительно-ипотечной системы приобретает право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа не менее чем через три года его участия в данной системе.Заместитель начальника организационного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Павел Кочетов