Кто является субъектами малого и среднего предпринимательства? Новые критерии малого и среднего бизнеса.

Нормативно-правовой основой развития малого бизнеса в России является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2008 г.
В соответствии с Законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы; коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесённые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленным законом.
Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства представлены в табл. 1.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учётом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящий момент критерии определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений средней численности работников и выручки от реализации, указанных в табл. 1, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации.

1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса

Средняя численность работников предприятия за календарный год определяется с учётом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учётом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.



Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:



1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

§ от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

§ до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиапов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

Микропредприятие – это один из следующих субъектов хозяйствования: индивидуальный предприниматель; частное предприятие; рыболовецкое крестьянское хозяйство, а иногда – общество с ограниченной ответственностью. Отнесение к другим категориям субъектов хозяйствования (например, к среднему и крупному бизнесу) возможно, если указанные выше граничные показали не соответствуют установленным нормам.

Микропредприятие – это плательщик, уплачивающий следующие налоги: с доходов физических лиц; на прибыль и различные пошлины. Порядок уплаты и ставка налога для микропредприятия Основная ставка при налогообложении – 9% от оборота за календарный год. Однако существуют некоторые особенности. Например, при превышении количества работников в квартал пяти человек, то к обозначенной налоговой ставке (9%) прибавляется за каждого отдельного работника 2%.

Микропредприятия – это предприятия сферы малого бизнеса В круг таких предприятий входят вновь созданные субъекты хозяйствования либо функционирующие на протяжении года с момента их регистрации. Таким образом, любая организация с незначительными оборотами и небольшой численностью работников может быть классифицирована как микропредприятие. Критерии указанных предприятий следующие: в штате работает около 15 человек, и среднегодовая выручка не превышает 60 млн руб. Необходимо обращать внимание и на балансовую стоимость активов, исчисленную в форме остаточной стоимости основных средств с включением суммы нематериальных активов. Определение критериев

Первый критерий – средняя численность сотрудников микропредприятия определяется за календарный год с учетом не только работающих в штате, но и работников, оформленных согласно гражданско-правовым договорам, совместителей, а также сотрудников филиалов либо иных структурных подразделений. Принимается во внимание реально отработанное время.

Второй критерий – выручка, полученная от реализации товаров за календарный год может быть определена в соответствии с налоговым законодательством.

Третий критерий – остаточная стоимость основных фондов с нематериальными активами малые и микропредприятия определяют в соответствии с соответствующим законодательством о бухгалтерском учете. Реестр микропредприятий Специальные государственные органы, отвечающие за поддержку таких субъектов хозяйствования, ведут соответствующие реестры с целью учета получателей указанной поддержки. При этом даже если статистика микропредприятия и говорит об отнесении его к малому предприятию, это не значит, что оно будет занесено в данный реестр. Бывает и наоборот, субъект хозяйствования находится в реестре, а не является малым. Преимущества создания микропредприятий Вновь созданное микропредприятие – это наличие ряда преимуществ для успешного старта. Благодаря формированию благоприятных условий многие предприниматели создают именно такие предприятия. Одним из преимуществ для индивидуальных предпринимателей служит сниженная ставка налога (9%), включающая: налог с доходов физических лиц; платежи государственного значения на обязательное социальное страхование; госпошлину за предпринимательский риск, а также налог с дохода предприятий.

В качестве основных условий для регистрации микропредприятия принято считать: участниками являются физические лица, которые одновременно могут быть и членами правления ООО (если при регистрации предприятия выбрана именно такая форма организации); непревышение граничного уровня оборота предприятия (60 млн руб.); число работников не должно превышать установленного норматива (15 человек). Микропредприятие имеет право зарегистрироваться плательщиком НДС. Плюсы и минусы существования микропредприятия Положительные стороны функционирования такого предприятии: отчет в налоговые органы подается ежеквартально, аналогично осуществляется уплата; при сдаче годового отчета не нужно предоставлять заключение присяжного аудитора; отсутствуют обязательства по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль предприятий; наличие возможности у сотрудников микропредприятий работать по совместительству на нескольких субъектах хозяйствования; относительно небольшие затраты на ведение бухгалтерского учета на предприятии. Негативные моменты работы микропредприятий: работники таких предприятий не могут пользоваться некоторыми льготами; ведение бухгалтерского учета одинаковое для всех субъектов малого бизнеса; переход в иную категорию предприятий (например, среднего или крупного бизнеса) возможен только с наступлением нового календарного года.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что микропредприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, имеющий собственные основные фонды и осуществляющий ведение бухгалтерского учета. Другими словами, такие предприятия ничем не отличаются от крупного и среднего бизнеса, кроме величины оборота и основных средств, а также численности работников.

Чтобы понять, кто относится в 2018 году к субъектам малого предпринимательства, посмотрите лимиты доходов, численности работников и доли участия в других компаниях. Если показатели не превысят максимум, то можно использовать льготы.

Какие предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие компании, предприниматели, потребительские кооперативы и фермерские хозяйства, которые соответствуют определенным параметрам (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Доход

В 2018 году статус малого предприятия определяют исходя из доходов, а не выручки. В расчет включайте не только деньги, которые поступили в кассу или на расчетный счет от покупателей и клиентов. Лимит определяйте из всех доходов по налоговому учету. При этом суммы пределов 120 млн руб. - для микропредприятий и 800 млн руб. - для малых предприятий.

Лимит работников

У микропредприятий штат не может превышать 15 человек. У малых — 100 человек. Учитывать нужно .

До августа 2016 года брали среднюю, которая учитывала внешних совместителей и сотрудников на ГПД. Сейчас этих сотрудников в расчет не включают.

Доля участия других компаний

Компания считается малой при условии, что доля участия в ее уставном капитале других организаций не превышаем максимальную:

  • не более 25 процентов уставного капитала ООО и не более 25 процентов голосующих акций ОА — у государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов:
  • не более 49 процентов уставного капитала ООО и не более 49 процентов голосующих акций ОА — у иностранных организаций и у организаций, которые не относятся к малым и средним.

Все параметры субъектов малого предпринимательства (кто к ним относится в 2018 году) смотрите в таблице ниже.

Кто относится у субъектам малого предпринимательства в 2018 году. Таблица

Когда компании и ИП утрачивают статус субъектам малого предпринимательства

Даже если выручка и численность превысили лимиты, не сразу утратит особый статус. Срок, в течение которого компания, превысившая лимиты по выручке и численности работников, все равно считается малым или микропредприятием, в 2018 году составляет три года (ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Например, если доходы будут превышать лимит в течение 2018-2020 годов, то предприятие потеряет статус малого только с 2021 года.

Какими льготами пользуются субъекты малого предпринимательства

Компания, которая стала малой, вправе воспользоваться сразу несколькими льготами.

Упрощенная работа с кассой

И малые компании, и микропредприятия вправе не устанавливать лимит наличных в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). То есть они могут хранить в кассе любое количество денег в течение какого угодно времени.

Если вы обнаружили, что входите в категорию малых предприятий, можно отказаться от лимита остатка по кассе. Для этого издайте приказ об отказе от лимита. Просто так перестать соблюдать лимит рискованно. На проверке налоговики могут решить, что прежний лимит все еще действует. А за его превышение компании грозит штраф — до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ). В приказе обозначьте, с какой даты организация перестает соблюдать лимит.

Льготы по налогу на имущество

Налоговый кодекс РФ позволяет региональным властям устанавливать льготы по налогу на имущество. Регионы часто предоставляют их малому бизнесу.

Например, в Москве малые предприятия вправе уменьшать базу по налогу на имущество за один объект на величину кадастровой стоимости 300 кв. м недвижимости (ст. 4.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64). Этой льготой можно воспользоваться при выполнении двух условий:

  • компания зарегистрирована в ИФНС не позже, чем три года назад (до 2015 года);
  • в 2017 году в компании в среднем работали не менее 10 человек, а выручка от реализации на одного такого сотрудника составила не менее 2 млн руб.

Другой пример — Республика Башкортостан. Там малые компании, которые занимаются производственной деятельностью в специальных центрах, вправе не платить налог со среднегодовой стоимости производственного оборудования (ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. № 43-з).

Компания, которая стала малой, вправе с этой же даты применять и льготу по налогу на имущество.

Упрощенные бухучет и бухотчетность

Малые компании вправе вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке: сократить план счетов, отказаться от учетных регистров, отражать доходы и расходы кассовым методом, не создавать резервы предстоящих расходов и не фиксировать разницы по ПБУ 18/02. Подробности — в статьях «Бухучет малого предприятия » и « ».

Малые предприятия вправе составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным форма. Кроме того, они не обязаны сдавать отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала, пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 № 34н). Однако эти отчеты все же придется составить, если в балансе или отчете о финансовых результатах нет важной информации о финансовом положении или результатах. Подробнее — «Упрощенная форма бухгалтерского учета на малых предприятиях ».

Ограничены неналоговые проверки

До 31 декабря 2018 года у малого бизнеса надзорные каникулы. В этот период запрещены практически все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Например, которые проводит санэпидемнадзор. Чиновники не должны проверять лицензии, приостановили ревизии в области образования, строительства, розничной продажи алкоголя и прочие (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ).

Срочные трудовые договоры, для микропредприятий — типовые

Малая компания имеет право заключать со всеми своими сотрудниками срочные трудовые договоры на период до пяти лет, даже если нет специального основания (временная работа до двух месяцев, исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника и т. п.). Но есть два ограничения:

  • численность работников малой компании не превышает 35 человек, а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек;
  • против срочного трудового договора не возражает сотрудник (ст. 59 ТК РФ).

Аренда

Малые предприятия вправе заключить договор аренды на здание или помещение с местными или региональными властями на льготных условиях: как минимум на пять лет и с постепенным повышением арендной платы. Законодательство не запрещает компаниям и региональным властям пересматривать условия действующего договора. Для этих целей можете изложить и обосновать свою просьбу в официальном письме и направить его арендодателю.

Госзакупки

Малые предприятия имеют преимущество при участии в госзакупках. Заказчики обязаны закупать у них не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. Такие правила установлены статьей 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Пониженные ставки по УСН

Регионы могут устанавливать для малого бизнеса пониженные ставки упрощенного налога. См. «Пониженные ставки УСН в 2017 году по регионам ».

Что дает реестр малых предприятий

Реестр малых предприятий ведет и размещает на своем сайте ФНС России. Попадете в список - автоматически подтвердите все льготы, которые положены малым предприятиям. Сдавать какие-то документы для этого не надо. Налоговые инспекторы сами сформируют реестр на основании тех данных, которые у них есть. Это:

  • отчеты о численности сотрудников;
  • декларации о доходах;
  • сведения из ЕГРЮЛ об участниках и структуре уставного капитала.

В реестре публикуют сведения о статусе компании - малого или среднего предпринимательства. Из реестра также можно получить и другие сведения - как о своей компании, так и о контрагентах. По запросу на сайте Единого реестра вы узнаете и проверите:

  • наименование организации или ФИО предпринимателя;
  • ИНН организации и ИП;
  • дату включения в Единый реестр малых и средних предприятий;
  • точное местонахождение;
  • сведения об основном и дополнительных видах экономической деятельности из ОКВЭД;
  • сведения о продукции;
  • наличие лицензии на деятельность;
  • обязательства компании в партнерствах.

Такие правила установлены статьей 4.1 Закона № 209-ФЗ.

Что делать, если вашей компании в реестре нет или статус присвоен неверно? Обратитесь в инспекцию. Заявку можете подать прямо на сайте налоговой службы. После рассмотрения заявки инспекторы обновят некорректные данные или внесут дополнительные сведения, чтобы другие пользователи реестра получили полную информацию.

Юрлицо, ИП, а также потребительские и производственные кооперативы, партнерства и КФХ могут получить статус субъекта малого предпринимательства только в том случае, если они соответствуют ряду условий, предусмотренных российским законодательством. Налоговая служба составляет специальный реестр, где перечислены все юридические лица и ИП, относящиеся к субъектам малого предпринимательства (СМП).

Условия для получения статуса субъекта малого предпринимательства

Основной законодательный акт, регулирующий работу субъектов малого и среднего предпринимательства, и устанавливающий их признаки, это закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В нем приведены три группы хозсубъектов, которые по среднесписочной численности трудящихся и величине дохода, полученного за предшествующий год, делятся на следующие категории:

  • микропредприятия – это субъекты, годовой доход которых не превышает 120 млн рублей, а среднесписочная численность не более 15 человек,
  • малые предприятия – субъекты с численностью в среднем не более 100 сотрудников и доходом не более 800 млн руб.
  • средние – их среднесписочная численность не должна превышать порог в 250 человек, а годовой доход – 2 млрд руб.

Предельные значения годового дохода МСП определены постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265. Данные берутся из налоговой отчетности и сведений о среднесписочной численности за предыдущий год.

Величина дохода для определения установленного лимита определяется путем суммирования всех доходов за год (в т.ч. внереализационных), полученных от различных видов хозяйственной деятельности объекта, за минусом НДС.

Дополнительные условия для юридических лиц

Для юридических лиц установлены также дополнительные условия отнесения их к субъектам малого предпринимательства:

  • в уставном капитале компании доля государства, фондов, включая благотворительные, общественных и религиозных организаций не должна быть выше 25%,
  • доля иностранных организаций и других предприятий, которые нельзя отнести к категории малых, не может превышать 49%.

Если хозяйствующий субъект является участником проекта «Сколково», либо включен в перечень предприятий, относящихся к инновационному отделу экономики, ограничение на участие в нем иностранных компаний и фирм, не являющихся МСП, не действует (ст. 4 закона № 209-ФЗ).

Данные условия применяются вместе с установленными ограничениями по численности и доходу, то есть компания не может быть внесена в реестр только по одному из вышеперечисленных признаков.

Реестр субъектов малого предпринимательства

На основании предоставленных в ИФНС хозяйствующими субъектами деклараций и сведений о среднесписочном составе работников, а также данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, налоговики проверяют их соответствие критериям, установленным для малого бизнеса. ИП и компании, соответствующие требованиям, заносятся налоговой службой в специальный реестр МСП . Подтверждать каким-либо образом свой статус или дополнительно уведомлять об этом ИФНС, малые предприятия не должны.

Если все сведения предоставляются вовремя, но указанные критерии (доход и численность) превышают определенные лимиты на протяжении трех лет подряд, то организация из реестра выбывает. Исключению подлежат и субъекты, не предоставившие отчетность и информацию о численности работников.

Реестр обновляется ежегодно по состоянию на 1 июля, и доступен на странице официального ]]> сайте ФНС ]]> – проверить свое наличие в нем может любая компания или ИП.

Согласно закону о малых предприятиях, отдельные индивидуальные предприниматели и организации могут быть включены налоговиками в специальный реестр, как субъекты малого предпринимательства. Кто к ним относится в 2018 году, определяют исходя из размера среднесписочной численности и величины дохода за предыдущий налоговый период. Реестр формируется работниками налоговой службы.

Организации, относящиеся к субъектам малого бизнеса, наделены правом на госсубсидии, льготы по налогам и прочие преференции. Им разрешено вести бухучет по упрощенной схеме и минимизировать кассовые документы.

Какие субъекты предпринимательства относятся к малым?

К категории малого и среднего бизнеса относятся юрлица и ИП, нацеленные на получение прибыли. Принадлежность к нему определяется численностью сотрудников и величиной дохода. Этим статусом могут обладать крестьянские и фермерские хозяйства, производственные и сельхозкооперативы. Каждый субъект этой категории обязан соответствовать положениям закона № 209-ФЗ от 24.07.2007г.

Критерии малого бизнеса

Определяющим показателем считается численность наемных работников и годового дохода. По этим показателям законом определены лимиты, превышение которых ведет к утрате статуса СМП. Но происходит это не сразу.

После превышение лимита субъект малого бизнеса продолжает считаться таковым еще в течение трех лет, если добровольно не переоформит свой правовой статус. К примеру, если лимит по выручке или количеству сотрудников превышен в 2017-м, то вплоть до 2020-го компания может работать на прежних условиях.

Численность сотрудников

  • Средние компании – от 101 до 250 работников.
  • Малый бизнес – до 100 сотрудников в организации.
  • – максимум наемных 15 работников.

При этом учитываются все сотрудники – работающие на основании гражданско-правового договора и совместители. Минимальное превышение вышеуказанных лимитов лишает организацию статуса СМП.

Для ИП действуют те же самые численные параметры. С той разницей, что предприниматель без наемных сотрудников в СМП относится, ориентируясь только на объем выручки. Абсолютно все ИП, применяющие патент, причисляются к микропредприятиям вне зависимости от численности сотрудников и объема выручки – эти параметры варьируются условиями патентной системы налогообложения.

Объем выручки

Значимым признаком малого предприятия является доход. В расчет принимается валовая выручка до налогообложения за предыдущий год. К малому предприятие относят с учетом годового объема выручки.

  • Средние – до 2 млрд. руб.
  • Малые – 800 млн. руб.
  • Микро – 120 млн. руб.

Есть еще один критерий СМП – качественный состав уставного капитала. Процент участников, не относящихся к малому бизнесу, не выше 49%.

Экономическое значение малого бизнеса

Без малого предпринимательства экономика не соответствовала бы определению рыночной. Предпринимательство ярче других факторов демонстрирует способность приспосабливаться к экономическим и политическим изменениям.

Малое предпринимательство активно участвует в решении социальных, экономических и научно-технических задач. Финансовый кризис 2008-го изменил его структуру – кто-то закрылся, а кто-то поучил дополнительный стимул для развития. Российское малое предпринимательство серьезно уступает бизнесу США, Японии, Канады по социальной значимости.

Появление и развитие малого бизнеса призвано качественно решать следующие задачи:

  • Появление новых социальных и производственных структур;
  • Самозанятость населения;
  • Создание конкурентоспособных товаров и услуг народного потребления;
  • Формирование здоровой конкурентной среды;
  • Максимально эффективное использование природных ресурсов;
  • Появление и внедрение технических новшеств;
  • Адресное решение экологических проблем.

Малый бизнес плодотворно влияет даже на экономику стран с уже достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями, способствуя развитию народного хозяйства, увеличению рабочих мест и повышению доходов населения. Социальные вопросы решаются более оперативно и качественно. Законы, стимулирующие развитие малого предпринимательства в России, разрабатываются регулярно. Базовые нормативы приняты еще в 1991-м и с тех фактически ежегодно обновляются.

Есть ли у малого предпринимательства особый статус?

Представители малого бизнеса пользуются рядом льгот, недоступных остальным субъектам бизнес-среды.

  • Применение налоговых спецрежимов. Статус СМП позволяет рассчитывать и платить налоги по сниженным ставкам. Предпринимателям доступны УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСХН. Выбор конкретной системы зависит от основного вида деятельности и способа его реализации, а также масштабов бизнеса.
  • Налоговые каникулы. Вновь зарегистрированные после 2015-го года ИП на УСН и ПСН имеют право в течение двух лет вообще не платить налоги. Экономия на них позволяет максимально эффективно использовать оборотные средства для развития бизнеса. Эта преференция действует до 2020 года.
  • Программа господдержки малого бизнеса. Она реализуется в виде предоставления субсидий и грантов начинающим и уже активно работающим предпринимателям. Эта программа рассчитана до 2020 года, предполагает безвозмездный характер и позволяет возместить затраты на лизинг (покупку техники, оборудования, транспорта), погасить проценты по кредитам на развитие бизнеса, компенсировать оплату участия в профильных выставках, конференциях и прочих важных для развития бизнеса мероприятий.
  • Административные привилегии. Предпринимателям позволено принимать на работу сотрудников по срочным трудовым договорам. Проверки в их отношении проводятся редко и быстро. К этом роду льгот относится и право на упрощенный бухучет.

Право ООО и ЗАО на статус малого предприятия

Попадает ли ООО под определение малого предпринимательства?

В законе ФЗ-209 четко определено, кто может причисляться субъектом малого предпринимательства. Любое ООО причисляется к СМП при соблюдении условий по следующим лимитам, описанным выше:

  • состав учредителей;
  • количество сотрудников;
  • сумма уставного капитала;
  • годовой доход;
  • общая сумма активов.

Лимиты определяются Правительством РФ 1 раз за 5 лет. При регистрации ООО применяются критерии и лимиты, действующие на момент оформления документов. На их основании выбирается система налогообложения.

ЗАО – малый или крупный бизнес?

Начиная с 01.01.2016г. акционерные общества утратили право на причисление к малому бизнесу. Эти изменения санкционированы законом ФЗ-408 от 29.12.2015 г. Исключения составляют акционерные общества, соответствующие следующим условиям.

  • Выпуск высокотехнологичной продукции и активный оборот акций на рынке.
  • Инновационный характер основной деятельности – внедрение результатов интеллектуального труда, правообладателями которых являются госучреждения (университеты, институты, лаборатории и бюро). Это может быть использование новых компьютерных программ, технологий, решений и образцов, разработанных в этих учреждениях.
  • Статус участника проекта «Сколково» на основании положений ФЗ-244.
  • Участниками АО являются юрлица, оказывающие поддержку инновациям в соответствии с перечнем и правилами, установленными ФЗ-127.

Необходимо также соответствовать остальным критериям СМП по численности персонала и годовой выручке.

Расчет СМП по 44 ФЗ

С января 2014-го заключение контрактов с предпринимателями по выполнению госзаказов стало обязательным для бюджетных структур. Эта обязанность закреплена законом 44-ФЗ (ст. 30). Точного определения суммы закупок у малого бизнеса в законе нет. Общепринятой считается цифра в 15% от общего объема закупок за год. То есть, после анализа всех контрактов по итогам года, доля поставок от малого бизнеса должна быть не меньше вышеуказанной цифры.

В соответствии с ФЗ-44 расчет производится следующим образом.

  • Определяется совокупный объем закупок для компании.
  • Из полученного результата вычитаются затраты на оборону, оплату кредитов, энергетику и услуг единственного поставщика.
  • От оставшейся суммы высчитывается 15 %.

Право на проведение закупок на общих основаниях госзаказчик получает только после признания выбранного исполнителя несостоявшимся согласно закона ФЗ-44.

Где найти информацию о малом бизнесе?

Реестр субъектов малого предпринимательства представляет собой перечень всех организаций, относящихся к этой категории. Он представлен на официальном сайте ФНС РФ. Сведения в него попадают автоматически из ЕГОРИП и ЕГРЮЛ. В реестре представлена следующая информация:

  • Полное наименование предприятия или предпринимателя.
  • ИНН по месту регистрации.
  • Категория – малый, средний или микро.
  • Коды видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.
  • Информация о лицензиях.

Проверить данные и запросить информацию можно без авторизации на сайте. Дополнительные сведения вносятся в реестр только по заявлению субъекта малого предпринимательства.

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").

Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.