Структурно функциональная схема управления охраной труда. Принципиальная схема процесса управления охраной труда

Рисунок 8.2 - Схема организационной структуры управления отдела охраны труда

Обязанности заместителя главного инженера, начальника ООТ в области ОТ:

Организует разработку, внедрение и обеспечивает функционирование системы управления ОТ в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.0.006;

Контролирует выполнение всех нормативных требований ОТ на рабочих местах и во всех областях деятельности предприятия;

Осуществляет оперативное и методическое руководство работой по ОТ;

Организует разработку мероприятий, направленных на улучшение УТ и ОТ, на предупреждение профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;

Разрабатывает графики комплексных обследований по охране труда и промышленной безопасности, экологии и санитарии, пожарной безопасности в соответствии с требованиями СТП 2-6.4-01. Проверяет организацию работы по охране труда в цехах, службах, организует и проводит комплексные и целевые проверки по охране труда;

Возглавляет проведение комплексных обследований, проводимых комиссией во вспомогательных цехах;

Организует оперативный учет и анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Рассматривает акты по несчастным случаям. По характерным несчастным случаям выпускает информационные письма и контролирует их проработку в подразделениях с целью недопущения травматизма по аналогичным причинам;

Организует и проводит аттестацию руководителей и специалистов в области ОТ. Принимает участие в аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений в составе аттестационной комиссии;

Участвует в работе комиссий по приемке объектов и оборудования в эксплуатацию;

Устанавливает связи с научно-исследовательскими и проектными институтами по решению актуальных в условиях производства вопросов, обеспечивающих снижение травматизма и заболеваемости, принимает меры по внедрению их рекомендаций;

Приостанавливает работу на отдельных участках или работу оборудования в случае обнаружения нарушений правил безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью трудящихся;

Контролирует проведение обучения по ОТ, а также проверки знаний правил безопасности руководителями и специалистами;

Организует составление отчетности по ОТ и направляет ее соответствующим организациям в установленные сроки;

Организует аттестацию рабочих мест по УТ и контролирует выполнение мероприятий в соответствии с требованиями ми Б-6.4-02. Контролирует ознакомление персонала с картами аттестации рабочих мест по УТ;

Осуществляет контроль за профилактической работой по ОТ руководителей и специалистов структурных подразделений, за выполнением предписаний органов надзора;

Организует обеспечение структурных подразделений необходимой для работы документацией: правилами по охране труда, инструкциями по охране труда (далее - ИОТ), плакатами и другой наглядной информацией;

Контролирует пересмотр ИОТ в установленные сроки в соответствии с требованиями МИ Б-6.4-04;

Организует работу кабинета ОТ, внедрение современных технических средств обучения и пропаганду передовых методов обеспечения безопасности труда;

Организует контроль за обеспечением работающих на предприятие спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ согласно установленным нормам;

Согласовывает технологические, должностные инструкции, Положения о подразделениях, инструкции по эксплуатации;

Выполняет работы по осуществлению контроля по третьей ступени общественно-административного контроля (методические рекомендации по организации трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда);

Контролирует выполнение предписаний должностных лиц, органов государственного надзора;

Участвует в осуществлении работы по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанности ведущего специалиста в области ОТ:

Разрабатывает мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда, на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве;

Организует работы по аттестации рабочих мест по УТ в подразделениях предприятия в соответствии с требованиями МИ Б - 6.4 - 02;

Осуществляет методическое руководство работой уполномоченных лиц по ОТ в подразделениях предприятия;

Осуществляет контроль выполнения принятых руководства решений по ОТ - кураторов подразделений;

Осуществляет руководство работой инженеров по ОТ - кураторов подразделений;

Осуществляет контроль за состоянием ОТ, выполнением предписаний органов государственного надзора;

Организует оперативный учет и анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. По характерным случаям готовит информационные письма, контролирует их проработку в подразделениях с целью недопущения травматизма по тем же причинам;

Принимает участие в аттестации по ОТ руководителей и специалистов структурных подразделений в составе аттестационной комиссии. Организует проведение аттестации в ООТ;

Приостанавливает работу на отдельных участках в случае обнаружения нарушений правил безопасности, создающих угрозу жизни и здоровья трудящихся;

Организует проведение вводного инструктажа по ОТ для вновь поступающих на предприятие в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004;

Обеспечивает составление отчетности по ОТ и направление ее соответствующим организациям в установленные сроки;

Организует проведение проверок состояния ОТ в подразделениях (с привлечением соответствующих служб), безопасности технологических процессов, производственных территорий, оснащенности рабочих мест средствами коллективной защиты и СИЗ, контролирует выполнение мероприятий, по устранению выявленных нарушений;

Согласовывает ИОТ, технологические инструкции, должностные инструкции, инструкции по эксплуатации, Положения о подразделениях;

Контролирует соблюдение сроков пересмотра ИОТ.

Обязанности инженера отдела охраны труда в области ОТ:

Организует работу по ОТ в закрепленных цехах и других подразделениях, постоянно совершенствует ее с целью создания, здоровых и безопасных УТ работающих, предупреждения производственного травматизма;

Осуществляет контроль за соблюдением в закрепленных подразделениях предприятия действующего законодательства, инструкций, правил, норм по ОТ;

Участвует в проверке состояния оборудования, на соответствия безопасности ведения работ;

Осуществляет контроль за состоянием технических средств безопасности, технологического оборудования и инструмента;

Контролирует выполнение предписаний органов государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением действующих норм и стандартов в процессе производства;

Оказывает содействие в разработке и пересмотре ИОТ, программ обучения рабочих безопасным методам работы;

Проводит вводные инструктажи с работниками предприятия, студентами, учащимися средних специальных учебных учреждений и школьниками в период прохождения ими практики, осуществляет контроль за проведением проверки знаний в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004;

Участвует в расследовании случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний изучает их причины, анализирует эффективность проводимых мероприятий по их предупреждению;

Участвует в комплексных обследованиях подконтрольных подразделений по ОТ, проводимых главным инженером, зам. главного инженера по ОТ;

Контролирует в подразделениях безопасность проведения текущих и капитальных ремонтов основного оборудования и технических средств безопасности;

Участвует в работе по выявлению опасных производственных факторов, принимает меры по устранению их воздействия на работающих;

Осуществляет контроль за работой по аттестации рабочих мест по условиям труда в закрепленных подразделениях;

Приостанавливает производство работ на отдельных участках, если это угрожает жизни и здоровью работающих, с уведомлением об этом руководителей подразделений и службы ОТ;

Привлекает по согласованию с начальником отдела соответствующих специалистов других подразделений к про веркам состояния ОТ;

Запрашивает и получает от подразделений материалы по вопросам ОТ, требует письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения правил и норм ОТ, ИОТ;

Требует от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данной работы, или грубо нарушающих правила и нормы по ОТ, ИОТ;

В любое время суток имеет право беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документацией по вопросам ОТ.

Обязанности начальника лаборатории в области ОТ:

Обеспечивает непосредственное руководство ОТ в подчиненных отделах;

Проводит анализ безопасности оборудования и технологических процессов в соответствующих службах и принимает меры по повышению безопасности труда. Выявляет опасные и вредные факторы и принимает меры к их устранению;

Пересматривает устаревшие и разрабатывает новые ИОТ по руководимой службе, представляет их на согласование и утверждение в установленном порядке;

Ежедневно проверяет состояние оборудования, технических средств безопасности и промышленной санитарии на рабочих местах, принимает меры по устранению выявленных нарушений;

Осуществляет контроль за обеспечением и применением СИЗ и ТСБ.

Обязанности ответственного по охране труда в цехе:

Обеспечивает безопасную организацию работ на участке, в смене и выполнение подчиненным персоналом (ИТР, бригадирами и рабочими) правил и норм по охране труда;

Не допускает производства работ в случае неисправности оборудования, инструмента, технических средств безопасности и производственной санитарии, спецодежды и спецобуви, вентиляции и других устройств, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда;

Ежедневно проверяет состояние оборудования, технических средств безопасности и промсанитарии на рабочих местах, принимает меры по устранению выявленных нарушений;

Ежемесячно присутствует на рабочих собраниях участка по охране труда, проводимых бригадирами и сменными мастерами. Принимает меры к устранению замечаний, внесенных рабочими на этих собраниях;

В процессе работы посещает рабочие места и контролирует состояние оборудования, соблюдение рабочими правил безопасности, работу бригадиров, мастеров, сменных механиков, энергетиков, запрещает производство работ, ведущихся с нарушениями требований безопасности.

Обязанности рабочего по охране труда:

Перед началом смены прибыть на сменно-встречное собрание и получить задание на производство работ;

Перед началом работы тщательно осмотреть свое рабочее место, проверить исправность оборудования, инструмента, вентиляции и освещения, защитных приспособлений и устранить нарушения. Если нарушение самостоятельно устранить невозможно, не приступая к работе, сообщить об этом бригадиру или мастеру;

Выполнять только порученные работы с соблюдением всех требований инструкций по технике безопасности и промышленной санитарии, исполнять указания бригадира и мастера;

Не приступать к работе, если условия ее выполнения противоречат инструкции по технике безопасности или другому документу, регламентирующему безопасное производство работ, а также без инструктажа по охране труда при временном переводе на другую работу или при выполнении работ по наряду - допуску;

Работать только в исправной спецодежде и спецобуви, предусмотренной нормами, пользоваться соответствующими средствами защиты и предохранительными приспособлениями. При переводе на другую, даже временную работу, требовать выдачи спецодежды, установленной нормами для этой работы. Запрещается менять форму, размеры и порядок применения СИЗ и спецодежды;

О всех нарушениях, выявленных в процессе работы, немедленно сообщить непосредственному руководителю;

При получении любой травмы немедленно обратиться в медпункт и сообщить об этом мастеру, а при его отсутствии - бригадиру, старшему рабочему или товарищу по работе.

Так как руководство любой компании ответственно за здоровье и жизнь своего персонала, организация охраны труда на предприятии является одним из важнейших аспектов, который необходимо учитывать на этапе оформления компании как юридического лица. Ее основные положения изложены в официальных документах, разработанных таким образом, чтобы максимально защитить каждого сотрудника от вероятного получения травм различного характера.

Организация охраны труда на предприятии в первую очередь предполагает проведение первоначального инструктажа, тщательное изучение техники безопасности на каждом уровне управления. Инженер по охране труда инструктирует руководителей отдельных подразделений, которые затем проводят обучение и последующий контроль находящихся в их подчинении лиц.

Кроме того, для обеспечения безопасности квалифицированными специалистами осуществляется организация службы охраны труда на предприятии. Сотрудники данного подразделения проходят обучение в специализированных учебных заведениях, включая теоретическое ознакомление с материалом и практическое применение знаний в экстремальных условиях. В качестве обязательного требования при устройстве на работу выдвигается четкое знание стандартов безопасности, которые должны соблюдаться в любой организации.

Что такое охрана труда? В самом общем смысле это комплекс мероприятий, направленных на максимальное улучшение условий труда, минимизацию случаев травматизма в рабочее время, а также страхование по профессиональным заболеваниям или несчастным случаям. Качественное исполнение вышеперечисленных задач может гарантировать только формирование соответствующего отдела из высококвалифицированных специалистов.

Итак, как уже отмечалось, организация охраны труда на предприятии предполагает проведение инструктажа, который можно классифицировать по критерию периодичности на вводный, первичный, внеплановый и текущий. Вводный тип осуществляется непосредственно при принятии специалиста на любую должность, проводит его инженер по технике безопасности. Такую же беседу должны пройти и студенты, проходящие практику, и профессионалы, прибывшие на предприятия в командировку. Как правило, данная консультация проводится в конференц-зале с использованием новейших информационных технологий. Но прежде специалист обязан разработать конкретный план или программу, которой будет придерживаться на протяжении всего своего выступления. Данный план проходит предварительное утверждение сотрудниками профкома.

Первичный тип инструктажа проводится с каждым сотрудником, переходящим на другое рабочее место или на новую должность, а также со всеми сотрудниками и студентами, впервые посетившими конкретный цех. Он предполагает ознакомление с основными положениями инструкции по охране труда. Через полгода работы проводится повторный инструктаж, позволяющий определить, насколько четко и ясно специалист усвоил установленные правила и стандарты безопасности, а также убедиться в том, что он их соблюдает.

Консультации по охране труда проводятся внепланово в случае изменения главных норм и стандартов, реструктуризации и модернизации основных фондов производства, в ситуации массового нарушения установленных правил. Текущий инструктаж осуществляется регулярно с определенной периодичностью для сотрудников всех должностей. Обычно он проводится массово, то есть с группами лиц, выполняющими однородные обязанности.

В заключение можно сказать, что организация охраны труда на предприятии является важнейшим фактором, влияющим на показатель эффективности производственной деятельности. Поэтому руководители компаний особое внимание должны уделять формированию соответствующих отделов и обучению специалистов.

Охрана труда на предприятии кратко

Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:

  • обучение работающих вопросам охраны труда;
  • обеспечение безопасности производственного оборудования;
  • обеспечение безопасности зданий и сооружений;
  • обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
  • обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
  • обеспечение безопасности производственных процессов;
  • нормализация условий труда и др.

Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с «Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда», утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.

Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.

Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.

Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.

Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).

Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.

Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:

  • общие требования безопасности;
  • требования безопасности перед началом работ;
  • требования безопасности во время работы;
  • требования безопасности в аварийных ситуациях;
  • требования безопасности по окончанию работы.

Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «строго» и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.

Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.).

Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.

Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций.

У руководителя подразделения организации должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ.

Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.

Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется:

  • работодателем и руководителями подразделений;
  • через совместный административно-общественный контроль;
  • через контроль вышестоящей организации;
  • инспекторами государственного специального надзора (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор и др.);
  • инспекторами государственной службы по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции и работники подразделения по охране труда органа по труду субъекта Федерации);
  • через смотры по охране труда и технике безопасности.

Организация работы по охране труда

Организация безопасного труда на производстве возложена на соответствующих руководителей и специалистов предприятия.

Наниматель обязан правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила по охране труда, внимательно относиться к нуждам и запросам работников, улучшать условия их труда и быта, выполнять другие обязанности, Предусмотренные статьей 226 Трудового кодекса, а также другими нормативными правовыми актами по безопасности и гигиене труда.

Руководитель, главный инженер, главный механик, главный энергетик, другие главные специалисты, руководители структурных подразделений, мастера — каждый на своем участке работы обязан обеспечивать безопасные и безвредные условия труда.

Правильная организация работы по охране труда имеет первостепенное значение для повышения производительности труда, ликвидации причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Основными задачами соответствующих руководителей и специалистов предприятия по охране труда являются также обеспечение безопасного и надлежащего санитарного состояния оборудования и инструмента, производственных и вспомогательных помещений и рабочих мест; проведение инструктажа и обучения правилам охраны труда; организация контроля за осуществлением всех этих мероприятий.

Организация работы по охране труда на предприятии определяется специальными документами (система управления охраной труда, система работы по охране труда, положение об организации работы по охране труда), которыми определяются обязанности должностных лиц предприятия по охране труда, порядок планирования работы по охране труда, контроля за этой деятельностью, оценки состояния и стимулирования за работу по охране труда.

Проведение всей организационно-технической работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда возлагается на главного инженера (технического директора).

Главный инженер руководит разработкой и осуществлением текущих и перспективных планов работы по охране труда, анализирует причины травматизма и заболеваемости на производстве, организует исполнение указаний вышестоящих и контролирующих органов. Он систематически проверяет в цехах и других структурных подразделениях состояние техники безопасности и санитарно-гигиенических условий труда и принимает оперативные меры по устранению выявленных недостатков.

Главный инженер контролирует соблюдение требований правил техники безопасности и производственной санитарии в проектах строительства и реконструкции объектов производственного назначения, во внедряемых новой технике и технологии, а также соответствие установленным требованиям эксплуатируемого оборудования, действующих технологических процессов и выпускаемой продукции. Он утверждает акты расследования несчастных случаев на производстве, лично участвует в расследовании аварий и несчаст­ных случаев с тяжелым исходом, обеспечивает разработку и осуществление мероприятий, исключающих их повторение.

В обязанности главного инженера входят также организация разработки и утверждение инструкций по охране труда для всех профессий работников и выполняемых работ, осуществление пропаганды охраны труда и обеспечение работников инструкциями и правилами по охране труда. Он организует проверку знаний и повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, утверждает тематику для рационализаторов и изобретателей и подготавливает предложения о проведении научно-иссле­довательских и проектно-конструкторских работ по охране труда.

Государственное регулирование

Сфера охраны труда граждан является одной из самых важных в трудовых взаимоотношениях, поэтому государство её чётко регулирует с помощью своих органов власти.

Иерархию государственного регулирования можно представить таким рисунком:

Государственное регулирование охраной труда находится в ведении Правительства страны. А оно, между тем, поручает федеральным органам исполнительной власти осуществление контроля в отдельных её сегментах.

  • Министерство здравоохранения и социального развития вырабатывает государственную политику и выпускает нормативно-правовые акты;
  • Федеральная инспекция труда функционирует как орган государственного контроля и надзора и расследует происшествия;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека предпринимает санитарно-гигиенические мероприятия.

А также можно выделить Государственную противопожарную службу, которая входит в состав МЧС. Она инспектирует противопожарную безопасность, которая должна присутствовать на любом предприятия независимо от количества персонала и наличия профессиональных рисков.

Общественный контроль

Наряду с государственным контролем деятельности служб ОТ существует ещё и общественный контроль.

Как гласит Трудовой Кодекс РФ, этот контроль могут осуществлять:

Профкомы для осуществления функций контроля могут создавать специальные инспекции труда технического или правового характера.

В права профкомов входит проведение независимых экспертиз условий труда, принятие участия в расследовании несчастных случаев и защита прав и интересов своих членов в вопросах возмещения вреда их здоровью.

Уполномоченные лица избираются на общих собраниях коллектива организации на срок не менее двух лет.

Обычно необходимость их назначения возникает, если у работников нет профсоюзной организации.

Избранного уполномоченного работодатель обязан обучить за счёт собственных средств и предоставить ему определённое время в течение рабочей смены для осуществления своей деятельности.

Кроме контроля над охраной труда, уполномоченные могут представлять интересы рабочих при рассмотрении трудовых споров и давать консультации по вопросам защиты их прав.

Комитет по ОТ является совещательным органом общественного контроля и состоит из представителей работников и представителей работодателя.

Все его члены проходят обучение в области ОТ по расширенной программе за счёт средств работодателя.

Одной из главных миссий комитета является разработка плана совместных мероприятий работодателя и профкома по обеспечению требований ОТ и предупреждению производственного травматизма.

Положено ли обучение по охране труда при совместительстве? Узнайте тут.

Организация охраны труда на предприятии

Выбор политики организации в области ОТ

Прежде всего, на предприятии необходимо разработать политику в области ОТ.

Она представляет собой локальный нормативный акт, излагающий главные принципы и цели организации в области ОТ:

  • обеспечение безопасности работы и охраны здоровья её исполнителей;
  • обеспечение соблюдения законов, нормативных актов по ОТ и коллективных договоров;
  • привлечение работников и их представителей к активному участию в системе управления ОТ.

К выбранной политике организации в области ОТ предъявляют ряд требований:

  • Она должна соответствовать численности предприятия, специфике производства и масштабам риска.
  • Она должна быть лаконичной, с чёткими формулировками, излагаться понятным языком, иметь дату создания, подписываться работодателем.
  • Быть в свободном доступе для каждого сотрудника.

Контроль

Ответственные лица

Как правило, на предприятии осуществляется трёхступенчатый контроль за соблюдением требований ОТ административно-общественного характера.

Его ответственные лица на каждой ступени:

  • 1 ступень: начальник структурного подразделения ежедневно осуществляет контроль на рабочих местах;
  • 2 ступень: члены комиссия по ОТ осуществляют еженедельный мониторинг на участках производства, закреплённых за ними;
  • 3 ступень: руководитель предприятия во главе комиссии по ОТ на ежемесячных заседаниях заслушивает доклады, получает данные мониторинга, на основании которых принимает соответствующие решения.

Ответственность за невыполнение установленных требований

В Трудовом Кодексе установлены следующие виды ответственности за нарушение требований ОТ:

Таким образом, система управления охраной труда, структура и численность её службы будет напрямую зависеть от численности штата предприятия и масштабов производственного риска.

Краткое пособие по организации службы охраны труда на предприятии

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Охрана труда — это важнейшая социально-экономическая задача, без решения которой невозможна эффективная работа любого предприятия или организации.

Охрана труда — это широчайшая прикладная сфера, требующая специальных знаний в области физики, химии, электротехники, медицины, экономики, права и других дисциплин.

На крупных промышленных предприятиях и в корпорациях создаются отделы, службы или даже комитеты охраны труда, которые возглавляют подготовленные квалифицированные специалисты.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организациях малого и среднего бизнеса, а также в образовательных и медицинских учреждениях, на предприятиях сферы обслуживания и т. п. таких подразделений, как правило, нет.

Функции организации охраны труда, а также обеспечения пожарной безопасности обычно возлагаются на одного из сотрудников, часто не обладающего необходимыми знаниями и опытом.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Для начала необходимо пройти следующие основные этапы:

  • ознакомление с основными положениями законодательства Российской Федерации об охране труда и важнейшими нормативными документами;
  • изучение основных тематических направлений в области охраны труда и безопасности;
  • приобретение необходимой литературы, информационно-справочных материалов, журналов и наглядных пособий, плакатов и знаков безопасности;
  • подготовка инструкций по охране труда для сотрудников организации;
  • организация систематических инструктажей сотрудников по охране труда и пожарной безопасности;
  • подготовка и ведение необходимой документации;
  • систематический контроль состояния зданий, сооружений, технологического и офисного оборудования, систем пожарной и охранной сигнализации;
  • организация «Уголка охраны труда»;
  • помощь в подготовке и проведении специальной оценки условий труда.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Вопросы охраны труда и безопасности в Российской Федерации регламентируются следующими основными федеральными законами и нормативными правовыми актами:

  • Трудовой кодекс РФ (Раздел X. Охрана труда);
  • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан;
  • Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
  • О пожарной безопасности;
  • О промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Государственные (ГОСТ) и отраслевые (ОСТ) стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
  • Межотраслевые (ПОТ Р М) и отраслевые (ПОТ Р О) правила по охране труда;
  • Межотраслевые (ТИ Р М) и отраслевые (ТИ Р О) типовые инструкции по охране труда;
  • Правила безопасности (ПБ) при эксплуатации промышленных производственных объектов и оборудования;
  • Правила пожарной безопасности (ППБ) в Российской Федерации;
  • Санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы (ГН);
  • Строительные нормы и правила (СНиП);
  • другие отраслевые и ведомственные нормативные правовые акты.

К последним относятся приказы и постановления федеральных министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

  • Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций;
  • Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Следует обязательно ознакомиться с приказами и распоряжениями вышестоящих организаций по вопросам охраны труда и безопасности и неукоснительно следовать их указаниям. Это особенно актуально для образовательных учреждений и организаций здравоохранения.

На предприятиях, связанных с производством, необходимо строго соблюдать правила безопасности при эксплуатации оборудования, подконтрольного Ростехнадзору России.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Действующий «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» требует обязательного специального обучения руководителей и специалистов по охране труда организаций всех форм собственности (независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности), а также периодической проверки их знаний в установленном порядке. Обучение следует проходить в ЧОУДПО «Коломенский компьютерный центр» , имеющем соответствующую лицензию на все нижеперечисленные виды обучения. Возможно дистанционное обучение по интернету

Примерная типовая программа обучения по охране труда для руководителей и специалистов предприятий малого и среднего бизнеса включает следующие основные разделы:

основные положения законодательства о труде в Российской Федерации;

законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда;

государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

организация управления охраной труда на предприятии;

обучение и инструктирование работников по охране труда;

1.1. Цели управления охраной труда на предприятии

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему “человек - машина - производственная среда” для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда. Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий – это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач.

Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека.

Каждая из указанных задач представляет собой сложную многофакторную и многокритериальную проблему.

Рис.15. Функциональная схема СУОТ предприятия

1.2. Принципиальная схема управления охраной труда на предприятии


Рис.16. Принципиальная схема управления охраной труда на предприятии

Глава 2. Основные задачи управления охраной труда

2.1. Задачи, функции и объекты управления охраной труда

Основными задачами службы охраны труда являются:


  1. Организация и координация работы по охране труда на предприятии.

  2. Контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятия.

  3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.

  4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
Для выполнения поставленных задач рекомендуется на службу охраны труда возложить следующие функции:

  1. Выявление опасных производственных факторов на рабочих местах.

  2. Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

  3. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных производственных факторов , аттестации и сертификации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

  4. Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов.

  5. Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

  6. Проведение проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-гигиенических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.

  7. Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.

  8. Участие в составление раздела “Охрана труда” коллективного договора, соглашения по охране труда предприятия.

  9. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, по приемке их ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования.

  10. Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

  11. Оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия безопасности труда.

  12. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами , прибывшими на производственное обучение или практику.

  13. Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.

  14. Организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание им методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов.

  15. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.

  16. Осуществление контроля за:

  • соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

  • правильным применением средств индивидуальной защиты;

  • соблюдением “Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве”;

  • выполнением мероприятий раздела “Охрана труда” коллективного договора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта Н-1), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;

  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

  • соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;

  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

  • состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

  • своевременным и качественным проведением обучения , проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;

  • организацией хранения, выдачи, стирки, механической и химической чистки, сушки, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

  • правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.

  1. Доведение до сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

  2. Организация хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих мест и др.).
Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда должны быть предоставлены следующие права:

  1. В любое время суток беспрепятственно осматривать производственные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда.

  2. Проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

  3. Запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах, на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя (руководителя подразделения или его заместителя).

  4. Привлекать по согласованию с работодателем и руководителями подразделений предприятия соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда.

  5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений предприятия материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда.

  6. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила , нормы и инструкции по охране труда.

  7. Представлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и нормативных правовых актов об охране труда.

  8. Представительствовать по поручению руководства предприятия в совещаниях по охране труда.
Между работниками службы охраны труда должны быть четко распределены обязанности и закреплены участки работ.

В целях координации и более эффективной деятельности работников службы охраны труда составляется общий годовой план работы.

Для более качественного планирования работ, службой охраны труда составляется Перечень работ, проводимых в течение года с указанием их периодичности.
Объекты управления охраной труда
Как видно из функциональной схемы управления труда на предприятии, в качестве общего объекта управления в СУОТ принята “Деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасности и безвредных условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом”.

Важным является полное соответствие определяемого объекта управления решаемой задаче управления любого уровня.

Точное представление объекта управления, как деятельности различных служб и подразделений, позволяют составить матрицу решения задачи управления соответствующим службам и должностным лицам, объем и содержание их деятельности по реализации задач управления, устанавливают последовательность и периодичность действий, отчетность и ответственность. В конечном итоге это определит полноту и четкость составления нормативных документов, определяющих структуру и организацию решения конкретной задачи управления охраной труда на предприятии.

2.2. Информация в управлении охраной труда

Всю информацию, необходимую для управления охраной труда, можно условно разделить на нормативную и осведомляющую.

Нормативная информация содержит сведения, характеризующие требуемое состояние объектов управления. Осведомляющая информация характеризует действительное, конкретное на данный отрезок времени состояние объектов управления. Нормативная информация относительно устойчива , поскольку объекты управления, их параметры и нормы, которым должны удовлетворить эти параметры, для системы охраны труда в течение относительно длительного периода времени неизменны. Осведомляющая информация, отражающая быстро изменяющуюся действительность конкретного производственного процесса, постоянно меняется.

К нормативной информации по охране труда относятся, прежде всего, нормы права, устанавливаемые государством или, по его поручению, соответствующими органами и организациями, направленные на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Все нормы, которые определяют требования по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний на производстве, в совокупности образуют один из разделов трудового права – раздел охраны труда.

Все нормы охраны труда можно разделить условно на две группы:


  1. Технические нормы, определяющие взаимоотношение человека с орудиями и предметами труда. Эти нормы являются наиболее точными и однозначными.

  2. Правовые нормы, которые регламентируют действия и поведение людей.
Правовые нормы, в отличие от технических, являются более абстрактными, поскольку излишняя конкретизация поведения работающих, в особенности руководителей, сковывала бы их инициативу и лишала бы свободы действия там, где нет необходимости.

Во многих случаях нормативные документы государственного и отраслевого уровня в области охраны труда не указывают способ реализации содержащихся в них норм, не учитывают технологии деятельности по осуществлению принятых решений, а зачастую определяют только границы деятельности. Поэтому, исходя их конкретных условий , применительно к конкретным событиям, фактам и случаям на предприятиях разрабатываются индивидуальные нормативно-правовые документы в форме приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Таким образом, перечисленные выше нормативно-правовые документы, их содержание, сформулированные в них нормы и правила, конкретные значения нормативных параметров и другое составляют основу нормативной информации, обязательной для использования в процессе управления охраной труда на любом предприятии.

К осведомляющей информации по охране труда относится информация, качественно и количественно характеризующая факторы, обеспечивающие безопасность, и дающая возможность определить степень соответствия этих факторов нормативам. Осведомляющая информация сигнализирует о необходимости управляющих воздействий, корректирующих имеющиеся отношения.

К осведомляющей информации предъявляются определенные требования. Она должна быть:


  1. Оптимальной, т.е. содержать минимальное количество показателей, дающих возможность максимально характеризовать данный фактор, чтобы принять эффективное решение.

  2. Своевременной, т.е. должна поступать в тот момент, когда эта информация необходима.

  3. Достоверной, т.е. соответствовать объектам, процессам, системам фактам, которые отражает.

  4. Ценной, т.е. содержать сведения, уменьшающие степень неопределенности наших знаний об объекте управления.

  5. Простой и ясной для того, чтобы ею можно было пользоваться без каких-либо дополнительных преобразований.

  6. Меняемой, по возможности, в одних и тех же с нормативной информацией единицах.
Эта система включает в себя перечень и виды информации, характеризующие состояние охраны труда, источники и объем информации, периодичность сбора и представления , перечень лиц, которые обязаны собрать информацию, методы сбора, хранения, обработки и выдачи осведомляющей информации используются ЭВМ информационно-вычислительного центра предприятия.

К информации, качественно и количественно характеризующей состояние охраны труда, относятся:


  1. Санитарно-техническое состояние условий труда на рабочих местах, участках и в цехах.

  2. Сведения о состоянии производственного травматизма, заболеваемости и состоянии санитарно-бытового обслуживания;

  3. Уровни механизации и автоматизации.

  4. Состояние оборудования, зданий и сооружений.

  5. Данные об организации труда, режимов труда и отдыха.

  6. Состояние трудовой и производственной дисциплины.

  7. Уровни квалификации производственного персонала.
Четкая организация информационного обеспечения управления охраной труда на предприятии, применение современных математических методов и технических средств обработки информации во многом определяют эффективность функционирования всей системы управления охраной труда.

Понятие и структура управления безопасностью труда. Система управления безопасностью труда

Система управления безопасностью труда

Управление безопасностью труда - это планомерный процесс воздействия на систему «человек - машина - производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.


Процесс управления включает: оценку параметров условий труда; формирование целей и постановку задач; составление программ; оперативное управление программами; оценку эффективности осуществления программ; стимулирование исполнителей. Функциональная схема процесса управления безопасностью труда представлена на рис. 2.


Рис. 2. Функциональная схема управления безопасностью труда


Управление безопасностью труда происходит с помощью управляющего органа, включающего администрацию предприятия, руководителей структурных подразделений, службу охраны труда на основе информации о состоянии объекта управления.


Орган управления принимает решение с учетом внешней информации: законодательные и нормативные акты, директивные указания вышестоящих органов исполнительной власти.


Функции управления определяют направление деятельности при решении задач по управлению безопасностью труда, причем каждая задача решается посредством всех перечисленных функций.


Функции учета, анализа и оценки направлены на формирование необходимой информации об объекте управления для разработки управленческих решений. При этом используются материалы аттестации и сертификации условий труда, анализ травматизма, результаты производственного контроля, предписания органов государственного надзора.


Функция планирования и прогнозирования работ по охране труда включает определение заданий подразделениям и службам предприятия, участвующим в решении задач по охране труда. Планирование работ по охране труда осуществляется на основе:

  1. перспективных (пятилетних) - комплексных планов улучшения условий труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;
  2. текущих (годовых) - планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда для заключения коллективных договоров;
  3. оперативных (квартальных, месячных) - планов по цехам и участкам.

Прогнозирование работ по охране труда основано на результатах научного анализа и исследований в данной области. При этом анализ травматизма должен охватывать период не менее 5-10 лет. Правильный прогноз -залог реальности планов по улучшению условий и безопасности труда.


Функции организации, координации и регулирования направлены на объединение усилий различных служб предприятия для решения задач управления. Они предусматривают установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, принятие и реализацию приказов, распоряжений и т.п.


Функция контроля заключается в выявлении отклонений от принятых решений, проверке выполнения ранее принятых решений. При этом предусматривается контроль за состоянием объекта управления:

  1. оперативный - руководителя работ и других должностных лиц;
  2. контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
  3. ведомственный контроль вышестоящих органов;
  4. контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

Функция стимулирования за работу по охране труда способствует заинтересованности работающих в решении задач управления безопасностью труда. Виды и формы стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом с учетом постановлений и указаний государственных и профсоюзных органов.


Функции управления органически связаны между собой, дополняют друг друга. Пренебрежение или снижение реализации одной функции управления отрицательно сказывается на реализации другой. Так, неполная реализация функции учета, анализа и оценки состояния объекта резко ограничивает эффективность функции контроля, особенно функции планирования и прогнозирования работ.


С другой стороны, полная и всесторонняя реализация функций стимулирования позволяет привлечь к управлению трудовые коллективы и повысить эффективность других функций управления, а также эффективность решения задач управления безопасностью труда в целом.


Таким образом, система управления безопасностью труда - это часть общей системы управления предприятием, которая включает организационную структуру (объект и орган управления), деятельность по планированию, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения и достижения целей. При этом процесс управления безопасностью труда основан на системе законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда и техники безопасности осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Структуру системы управления охраной труда и техникой безопасности в России можно представить следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1

Система государственного управления охраной труда

Под-сис-темы

Органы власти, образующие подсистему

Функции органов власти

Государственная межотраслевая

Министерство труда и социального развития РФ

На федеральном уровне в области условий и охраны труда:

  • · осуществление государственного управления охраной труда и техникой безопасности, координация работы федеральных органов исполнительной власти в этой области;
  • · разработка федеральных программ улучшения условий и охраны труда;
  • · представление в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
  • · разработка межотраслевых правил и организационно-методических документов по охране труда и технике безопасности;
  • · разработка предложений по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • · организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организация выборочной экспертизы соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда, техники безопасности;
  • · работы по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • · аттестация рабочих мест, а также организация и проведение во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификации работ по охране труда и технике безопасности в организациях;
  • · разработка предложений по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;
  • · разработка предложений о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • · представление по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;
  • · организация обучения и проверки знаний работников в области условий труда, охраны труда и техники безопасности;

Межведомственная комиссия по охране труда

Основная задача - координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

Функциональная

Министерство экономического развития и торговли РФ

Методическое руководство и координация работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда

Министерство финансов РФ

Участие в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечение их финансирования

Министерство здравоохранения РФ

Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разработка и утверждение санитарных правил, норм, гигиенических нормативов в области охраны труда

Министерство промышленности, науки и технологий РФ

Участие в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда

Министерство образования РФ

Организация обучения по охране труда в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Другие федеральные министерства и ведомства

Функциональное участие в реализации государственных функций по управлению охраной труда и техникой безопасностиы

Отраслевая

Отраслевые ведомства при поддержке Министерства труда

  • · участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • · разработка и утверждение отраслевых нормативных правовых актов об охране труда; участие в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
  • · определение совместно с отраслевыми профсоюзами круга производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;
  • · участие в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

Отраслевая

  • · организация на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучения и проверки знаний требований охраны труда и техники безопасности работников, в т. ч. руководителей;
  • · изучение состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, ежегодное информирование Министерства труда РФ о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, внесение предложений по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;
  • · определение тематики исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разработка пакета заказов по данной тематике для отраслевых научно- исследовательских организаций
  • · участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организация работы отраслевых комиссий по охране труда;
  • · обеспечение взаимодействия по вопросам охраны труда в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;

В организациях обязанности по обеспечению техники безопасности и охраны труда возлагаются на работодателя. В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и техники безопасности, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 12.

Служба охраны труда в организации - основное звено в системе управления охраной труда. От ее деятельности, в первую очередь, зависит уровень организаторской работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п. Этим целям служит инструктаж по охране труда и технике безопасности. Федеральным Законом от 17 июля 1999 г. предусмотрено, что все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и технике безопасности и проверку знаний требований охраны труда и техники безопасности в порядке, определенном Правительством РФ. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию или учебному заведению возлагается на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.