Права человека в контексте глобализации. Влияние процессов глобализации на развитие прав человека

Права и свободы человека - одна из вечных проблем развития человечества, прошедшая через тысячи лет, но неизменно находящаяся в центре внимания правовой и общественной жизни.

«Всемирная история, - писал Гегель, - это прогресс в сознании свободы, прогресс, как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективизации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах».

Другими словами каждое последующее поколение человечества постигает всё новый и новый уровень понимания прав человека. И если, относительно ещё недавно говорили о так называемой «негативной свободе», обязывающей государство воздержаться от вмешательства в сферу личной свободы граждан, то сейчас уже говорят о коллективных правах (право на мир, на здоровую окружающую среду, право на общечеловеческое наследие).

Вообще развитие - это неотъемлемый атрибут любых динамических систем. Человек, общество, государство - это всё сложные динамические системы, в которых происходят постоянная детерминация тех или иных явлений. Соответственно помимо развития понимания прав человека в мире происходят и иные крупные процессы и изменения, оказывающие друг на друга непосредственное влияние.

Одним из таких процессов является «глобализация», который воспринимается всеми по-разному. Так, одни пророчат процветание, другие наоборот видят в нем закат человеческой истории. Однако те и другие отмечают, что глобализация - это сложный макромасштабный процесс, охватывающий все сферы жизни общества.

Рассмотрим некоторые аспекты влияния глобализации на права и свободы человека.

Одной из особенностей глобализации является постепенное «стирание» существующих государственных границ. Открытость государств приведет к появлению качественно нового мирового пространства, характеризуемого всеобщей восприимчивостью к любым проявлениям (положительным или отрицательным) жизнедеятельности человека.

Хорошо это или плохо однозначно ответить трудно, но основной причиной глобализации, является развитие человеческого разума, способствующее появлению научных достижений, перевернувших раннее существовавшие средства коммуникации и формы восприятия мира. Называемые же в качестве причин восстановление западным миром ведущей геополитической роли, глобальные проблемы человечества и другие, всё это, является лишь условиями, которые активизировали, в той или иной мере, процессы глобализации. Удержать развитие человеческого разума невозможно, кроме как уничтожить человечество, а значит, прекратить процесс глобализации может только гибель человечества. Пока существует человечество, существует идея глобализации. Таким образом, глобализация - это процесс естественный и неотвратимый, но в зависимости от доминирования тех или иных условий, развиваться он может в двух альтернативных направлениях: по пути постоянных конфликтов к крушению человеческой цивилизации, или путем справедливости и согласия к миру и развитию в новой эпохе.

По мнению Тойнби, это самый главный и трудный вопрос сегодняшнего дня. «Человечеству, - пишет он, - требуется незамедлительно выработать некие механизмы достижения справедливости, причем не только ради нас самих, но и ради нашей уверенности в самосохранении».

«Трудный путь достижения справедливости - каждому быть справедливым. Это тяжело, но этот путь, несомненно, открыт, и это путь, по которому идут святые». И первым шагом к святости, как отмечает Тойнби, является обретение некоторого чувства ответственности и действовать согласно ему путем сдерживания своих собственных эгоцентричных порывов. Вторым шагом будет осознание человеком новой роли хранителя своего брата.

Именно от осознания каждым человеком «новой роли хранителя своего брата», от понимания им высочайшей ценности прав и свобод любого человека, зависит будущее всего человечества.

По результатам проведенного мной осенью 2002 года в г. Ижевске анкетирования мужчин и женщин, в возрасте от 18 до 70 лет, стало видно, что из 131 человека, при вопросе, что является высшей ценностью государства, ответили:

  • 2,3% - государственный золотой запас;
  • 9,92% - нефтяные запасы;
  • 9,92% - национальные (религиозные) традиции;
  • 76,33% - права и свободы человека;
  • 1,53% - затруднились ответить.

Таким образом, мы видим, что более ѕ опрошенных в г. Ижевске мужчин и женщин считают права и свободы высшей ценностью государства.

К сожалению, такого понимания придерживаются не все. По мнению Керстена Книппа, люди в настоящий момент так ни о чём, менее едины, как о своих правах. Права человека не появляются в идеальном пространстве по ту сторону всех местных традиций, географии и исторического опыта.

Профессор Геттингенского университета (ФРГ) Али Якхеши задает вопрос, могут ли свобода слова, создание партий и политического участия считаться основными принципами в стране, где доминируют безработица, нищета и антисанитария? Он выступает против навязывания исламским странам западных стандартов. Должна быть найдена новая концепция прав человека, учитывающая различия в культуре государств.

Действительно, к началу XXI века социальная раздробленность населения планеты не уменьшилась, а наоборот увеличилась. Так, в настоящее время самая богатая (одна пятая) часть населения планеты имеет 86% мирового внутреннего продукта, при этом на долю самой бедной части (20% населения планеты) приходится всего 1%. Более половины населения Земли - свыше 3 млрд. человек страдают от недоедания. Пять миллионов детей умирают ежегодно от недоедания, а многие миллионы не способны учиться и овладевать профессиями из-за постоянного голода. Это не может благоприятно сказываться на понимании друг друга.

По данным Госкомстата Удмуртской Республики, в 2002 году в республике за чертой бедности проживало 510 000 человек (31,6%), в 2001 году за чертой бедности проживало 607 000 человек (37,4%).

По мнению Мартина и Шумана, по мере расширения в обществе экономической пропасти между бедными и богатыми первые все чаще видят политическое спасение в отделении и обособлении.

Культура, традиции, религия же каждой нации, является величайшей ценностью в мировой культурной обители, и изначально несут в себе положительное интегрирующее зерно.

И.А. Ильин сравнивал национальные культуры с «глубочайшими колодцами духа» и «священными огнями жизни», ибо «в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания молитвы и мысли».

Далай Лама на Венской конференции по правам человека сказал: «В той мере, в какой дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или желтым - все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы».

Отсутствие же элементарных условий поддержания жизнедеятельности и развития человека, благоприятствуют проникновению в социум и завладению умами людей низких экстремистских идеологий.

Исходя из вышесказанного, увеличение социального разрыва между бедными и богатыми, игнорирование социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения планеты очень опасно, и способно привести к социальному бунту, к взрыву национализма, экстремизма, а это в глобальном мире может привести к краху человеческой цивилизации.

В этом отношении убыток суверенитета вследствие глобализации состоит в том, что ошибка наказывается сильнее.

Уровень прав и свобод человека, также непосредственно связан с уровнем развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество свободных индивидов, ориентированное на конкретного человека, создающее возможность всесторонней реализации его прав и свобод, путем выработки механизмов ограничения и контроля за деятельностью государства.

Под влиянием процессов глобализации происходит и изменение гражданского общества, оно переходит от рамок национального в рамки глобального. Суверенное же государство, обладающие верховенством власти и монополией принуждения на всей территории страны, в эпоху глобализации, теряет былую свободу в принятии решения. Большое влияние в мире начинают приобретать различные международные организации. Так, транснациональные корпорации, используя открытость границ и свои материальные возможности, выделяемые на разработку новейших образцов продукции, фактически вытесняют с рынков продукцию более мелких национальных компаний, что приводит к банкротству последних и как следствие, к увеличению числа безработных.

Для привлечения инвестиций транснациональных корпораций, государство вынуждено лавировать между интересами общества и интересами данных корпораций, создавая более благоприятные инвестиционные условия: низкие налоги, размер социального страхования, требования по охране окружающей среды. Фактически происходит ограничение не только государственной власти, но нарушение интересов людей, проживающих на территории данного государства.

По мнению, Дж. Сороса, рынки далеки от совершенства. Они способны удовлетворить лишь частные потребности, удовлетворение же общественных выходит за рамки их возможностей.

В таких условиях, главной задачей глобального гражданского общества, для обеспечения соблюдения прав и свобод человека, является выработка механизмов ограничения и контроля за деятельностью не только государства, но и различных транснациональных организаций.

Как отметил Ю. Хабермас: «В переходе от национально-государственного к космополитическому порядку, точно не знают, что опаснее: погибающий мир суверенных субъектов международного права, которые давно потеряли их невиновность, или неясное положение смеси супернациональных учреждений …».

Для решения данной задачи и создания надежного фундамента будущей мировой политической организации человечества, обеспечивающий защиту и реализацию прав и свобод человека, необходимо сотрудничество между государствами, наделенными властью своего народа и различными общественными объединениями.

В настоящий момент, к сожалению, уровень экономической глобализации, руководимый желанием получения максимальных прибылей, превосходит уровень глобализации в области защиты прав и свобод человека. Противодействовать этому также необходимо путем межнационального сотрудничества общественных объединений. Своеобразная правозащитная сеть, имеющая свои центры в каждом регионе мира, включающая в себя миллионы людей, решающих конкретные проблемы на местах, укрепит гражданское общество и создаст большое влияния для обеспечения прав и свобод человека в глобальном мире.

Как отметили Мартин и Шуман: «Мыслить глобально, а действовать локально - это, конечно, хорошо, но ещё лучше действовать сообща поверх границ».

Глобализацию можно описать как объективный процесс, в основе которого лежат историческое и технологическое развитие, в частности - развитие транспорта, средств связи и информационных технологий, и который оказывает глубокое воздействие на все сферы экономической, политической, социальной и культурной жизни. Она представляет собой усиливающееся взаимопроникновение рынков, коммуникаций и идей сквозь государственные границы и олицетворяет растущую взаимозависимость сграи мира. В результате глобализации события, происходящие в одной части мира имеют последствия для людей проживающих других его частях. Можно выделить несколько аспектов глобализации. Некоторые исследователи рассматривают глобализацию как преимущественно экономический процесс и даже синоним глобального капитализма, другие сосредотачивают внимание па росте международных институтов и организаций, третьи указывают на транснациональные демографические и культурные потоки, четвертые отмечают возникновение глобального гражданского общества185. Процессы глобализации не могли не затронуть и измерения прав человека.

О воздействии глобализации на права человека можно творить двояко. С одной стороны, глобализация ускоряет процессы экономического развития. Кроме того, более космополитичная и открытая международная система должна расширить свободу индивидов и увеличить их возможности по реализации и защите своих прав. С другой стороны, преимущества от процессов глобализации распределяются неравномерно и некоторые ее аспекты представляют собой угрозу правам и свободам. Это ставит перед международным сообществом задачу усиления международного режима прав человека.

Следует также отметить, что в результате процессов глобализации государство перестает быть единственным источником защиты прав человека. Развитие систсм связи и транспорта в значительной степени снизили возможности правительств контролировать потоки информации, знаний и идей и расширили возможности групп людей со сходными убеждениями организовываться вне зависимости от государственных границ, что способствовало развитию международных неправительственных организаций и возникновению международного или глобального гражданского общества186.

4.1. Экономический аспект глобализации и права человека

Одним из наиболее значимых последствий глобализации является се воздействие на осуществление социальных, экономических и культурных прав. Так, в периферийных странах уменьшились возможности правительств осуществлять контроль за экономическим развитием своих стран. Во многих случаях глобализация привела к дерегулированию или «повышению гибкости» рынков рабочей силы, что па практике означало изменение или отмену законов о труде, препятствующих увольнению рабочих, снижение заработной платы, внесение изменений в системы социального обеспечения, использование временной рабочей силы, осуществление поднайма работников, экстернализацию работников второстепенных предприятий и т.д187.

В результате открытия рынков стран с централизованно планируемой экономикой и стран третьего мира наблюдается значительный рост мировой торговли. Однако конкретные последствия глобализации значительно отличаются в зависимости от того места, которое страна занимает на международной арене.

Как отмечает X. Бенгоа «Если для одних сгран, находящихся па периферии мирового капитализма, глобализация означает открытие рынков и создание новых экономических, социальных и культурных моделей, для других стран, расположенных в центре мирового капитализма, этот процесс влечет за собой экспорт их экономических, социальных, политических и культурных ценностей и их развитие»188. Таким образом, глобализация, с одной стороны влечет концентрацию в развитых странах, а с другой стороны усиливает внутреннее неравенство, причем, как в развитых, так и в периферийных странах.

Усиление неравенства внутри стран вызвано тем, что страны конкурируют друг с другом за предложение транснациональным корпорациям как можно более дешевой рабочей силы и низких социальных и экологических расходов. Такие корпорации размещают свои предприятия в местах с наименьшими уровнями заработной платы и налогов, а также с максимальными возможностями в плане выбросов загрязняющих веществ. Многие правительства оправдывают уменьшение бюджетных ассигнований на образование и здравоохранение необходимостью снижения налогов на предприятия с целыо сохранения рабочих мест189. Таким образом, существует тенденция, когда международный капитал пытается обосноваться в странах с низкими уровнями заработной платы, с неразвитой системой социального обеспечения, низкими налогами и низким уровнем защиты

окружающей среды.

Наиболее неблагоприятно последствия процессов глобализации проявились в области распределения дохода. Выгода от процессов глобализации распределяется крайне неравномерно: благами глобализации пользуется лишь меньшая часть населения Земли, в то время как большинство людей оказались отстраненными от ее преимуществ. Нередко в результате глобализации их жизненный уровень лишь снижается. Причиной такого положения является то, что большинство стран третьего мира осуществляют свою макроэкономическую политику в соответствии с требованиями глобального капитализма. Конкурируя друг с другом за привлечение иностранных инвестиций, они принимали следующие меры для создания благоприятных условий для таких инвестиций: дерегулирование рынков труда, позволяющее снизить себестоимость продукции на предприятиях, расположенных в принимающей стране; дерегулирование или устранение излишних препятствий для добычи природных ресурсов, а также снижение экологических требований; создание финансовых механизмов, обеспечивающих беспрепятственный вывоз капитала и прибылей, предоставление таможенных и налоговых льгот. Такое развитие повлекло негативные последствия для бедных слосв населения и усилило неравномерность распределения доходов190. В ряде случаев появляются даже новые формы рабства, означающие, по сути, полное отрицание всех прав человека. Вместе с тем, некоторые негативные последствия глобализации затронули развитые сграны. Процессы глобализации привели к перемещению предприятий и целых отраслей экономики в страны с низкой оплатой труда, что привело к сокращению рабочих мест в развитых странах и послужило дополнительным источником имущественного расслоения и нищеты.

Таким образом, в результате глобализации человечество сталкивается со следующими проблемами275: 1)

Рост рыночной экономики и се глобализация привели к одновременному появлению двух социальных явлений: концентрации богатства и социальной изоляции. В результате этого некоторые страны и целые регионы в ряде частей мира оказались оторванными от процесса развития, обмена технологиями, стремительных перемен, происходящих в мире. При этом процессы изоляции происходят на трех уровнях. Во- первых, территориальная изоляция на международном уровне, которая выражается в том, что если некоторые районы мира подключаются к новой глобализации, то многие другие районы и регионы мира оказываются в стороне от нее. Во-вторых, территориальная изоляция внутри каждой из стран, где в новых условиях регионы, ранее надлежащим образом взаимодействовавшие с остальной страной, начинают скатываться к изоляции. В-третьих, изоляция на уровне социальных групп, на которые разделено общество. То есть внутри обществ существуют социальные группы, которые отторгнуты от него. Причем расслоение по доходам в обществе влечет за собой всс большие нарушения связей между такими группами и остальной частью общества. 2)

Несправедливое распределение доходов всегда сопровождается нищетой, причем с концентрацией доходов в одних руках растет как относительная, так и крайняя нищета. 3) Несправедливое распределение доходов при одновременном росте экономики создает взрывоопасную социальную ситуацию и приводит к размыванию основ единства общества. Слабозащищсниыс и обездоленные слои общества утрачивают веру в демократию, что ведет к появлению авторитарных и антидемократических режимов, шовинистических национальных движений, ксенофобии т.д.

Вместе с тем, как отмечает X. Бенгоа, глобализация нищеты стимулирует процесс массового осознания «глобализации прав». «Для верхов глобализация происходит в области торговли, информатики и т.д., а для низов глобализация затрагивает нрава. Бедные слои населения, бедные страны видят социальные различия на телевизионных экранах, слышат призывы к эгалитаризму, и в результате усиливается глобализация запросов и «стандартов» общества. Этические нормы выходят за узкие границы отдельного района, страны или региона»2"6.

Политический обозреватель РИА Новости, Юрий Филиппов.

Как влияют процессы глобализации на мировое положение дел в области прав человека? Данная тема многогранна и включает в себя не только политические и юридические, но и множество экономических, экологических, культурных, социальных и других аспектов. Одно только их перечисление и краткая характеристика потребовали бы солидной брошюры. Тем не менее, существуют путеводные маяки, по которым можно ориентироваться и в этой теме.

Например, в ежегодном докладе «Фридом Хауз» (Freedom House), опубликованном в декабре 2005 года, утверждается, что 46 процентов мирового населения (а это три миллиарда человек!) сейчас живет в так называемых «свободных» странах, то есть в условиях «открытой политической конкуренции, уважения к гражданским правам, значительной степени развития гражданского общества и независимых СМИ». Три десятилетия назад, в 1973 году, когда мир был поделен на сферы влияния и о глобализации мечтали лишь самые смелые западные интеллектуалы, в условиях подобной свободы, по данным той же «Фридом Хауз», жило только 35 процентов человечества, то есть, менее его третьей части - то, что было принято называть «золотым миллиардом». Иными словами, с тех пор как глобализация властно заявила о своих правах, в мире существенно увеличилась доля демократизированных обществ. Следовательно, связь между глобализацией и правами человека существует и эта связь в основном позитивна.

Интересны и другие изменения: доля населения стран, охарактеризованных «Фридом Хауз», как «несвободные», сократилась с 47 до 36 процентов, а доля демократических правительств в мире достигла 64 процентов. Это значит, что почти две трети правительств государств - членов ООН являются сегодня демократическими согласно весьма строгим критериям международной неправительственной организации. Это поистине всеобщий мировой рекорд, причем есть основания предполагать, что в ближайшие годы он будет побит.

Взаимодействие процессов, связанных с глобализацией (в том числе и с глобальным распространением и упрочением прав человека), с одной стороны, и государственных суверенитетов, с другой, часто рассматривается как одно из системных противоречий современного мира. Действительно, многие суверенные государства долгое время ставили во главу угла свою абсолютную самостоятельность и независимость, а потому объявляли соблюдение прав человека на собственной территории своим внутренним делом. В значительной степени во многих регионах такая ситуация сохраняется до сих пор. В последние годы европейские и мировые СМИ широко освещали коллизии, разыгрывавшиеся на сессиях Парламентской Ассамблеи Совета Европы, когда, например, речь шла о положении с правами человека в Чечне, где Россия проводила контртеррористическую операцию. Гораздо меньше мировой общественности известно о дискриминационном отношении к русскому языку на Украине, где русскоязычные составляют до половины населения, или о притеснениях русских в странах Балтии, где самое крупное национальное меньшинство, насчитывающее десятки тысяч человек, имеет статус «неграждан».

Впрочем, вступление государств Балтии в Европейский Союз, попытки их интеграции в единое европейское правовое и культурное пространство позволяют надеяться, что положение с правами человека в этих странах будет меняться к лучшему.

Известно, что глобализация в современном мире идет рука об руку с регионализацией, то есть экономической, правовой, культурной и т.п. интеграцией больших регионов планеты. С этой точки зрения европейскую интеграцию, включающую не только процессы, протекающие на территории Европейского Союза, но и, шире - на огромных просторах до Урала и Большого Кавказского хребта, и даже перешагивающие через них, можно рассматривать как часть общих процессов глобализации.

Надо сказать, что взятая в таких широких границах Европа - наиболее благоприятное место для реализации прав человека. Богатый исторический опыт, общая добрая воля, продуманные и достаточно эффективные национальные и международные институты (на первое место здесь, пожалуй, надо поставить именно Совет Европы), позволяют поддерживать правовой режим, максимально отвечающий требованиям основных международных документов по правам человека.

Разумеется, такое положение существовало в Европе не всегда. Только в прошлом столетии она прошла через две самые кровопролитные в истории человечества мировые войны, с огромным напряжением сил уничтожила фашизм, который уже начал превращать ее территорию в арену своих человеконенавистнических планов, увидела дряхление и падение тоталитарных режимов. Самым существенным образом положение с мониторингом прав человека в Европе изменилось во второй половине 90-х годов прошлого века, когда Совет Европы был расширен за счет новых восточных членов. В 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод была дополнена Протоколом № 11, что позволило реформировать Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Юрисдикция ЕСПЧ была распространена на все государства - члены Совета Европы. Таким образом, права человека в европейских странах были не просто продекларированы, но и получили наднациональную судебную защиту. Каждый европеец получил возможность добиваться реализации своих прав в рамках международной юридической процедуры. Решения ЕСПЧ являются обязательными для всех государств - членов Совета Европы и выступают одним из источников их внутригосударственного права.

Вследствие глобализации практически все страны оказались вовлеченными в международные политические процессы, в мировые финансовые, технологические и информационные потоки. Наблюдается необычно интенсивный рост деловой активности, глобальное проявление личностных и групповых контактов, что находит выражение в глобальных объемах правовой активности и правоотношений.

Эти проявления глобализации указывают на необходимость поиска адекватных механизмов опосредования правовых контактов глобального уровня. Глобализация указывает на необходимость расширения проникающих возможностей (регулятивного потенциала) права в сферы, ранее не доступные для него. Это касается, прежде всего, транснациональных связей и контактов. Увеличение зон действия права, расширение пределов правового пространства объективно предопределены фактором глобализации. В своё время А.С. Пиголкин утверждал, что роль права в условиях глобализации существенно возрастает. Это, по мнению автора, закономерность глобального миропорядка. Ученым подчеркивалось, что будущее за всемерным развитием новых форм права: это законы – программы, акты – доктрины, рекомендации, прогнозы, различные законы, модельные законы. Отмечается тенденция к признанию повсеместно судебной практики в качестве источника права.

Основные направления воздействия глобализации на право являются следующие.

Глобализация и интернационализация права. Глобализация предполагает увеличение «прозрачности» границ между различными национальными экономическими и политическими системами, что, в свою очередь, связано с необходимостью выработки более или менее общих норм поведения политических, экономических субъектов, использования общих «правил игры» на мировом рынке. Вследствие этого национальные правовые системы интернализируются, происходит их сближение, унификация ряда отраслей и институтов права и законодательства. В целом интернационализация права происходит путем рецепции и правовой аккультурации, сближения (конвергенции) правовых систем, путем унификации и стандартизации права. В условиях глобализации получает новое осмысление правовая аккультурация (передача права принудительно или без принуждения одним обществом другому). Современное правовое развитие во всемирном масштабе характеризуется непрерывным влиянием одной правовой системы на другие, менее развитые.

Происходит заимствование, т.е. перенос элементов развитой правовой системы в правовую систему, уступающую в развитии. В современных условиях правовая аккультурация приобретает глобальное измерение; правовое развитие отдельно взятой страны подчиняется законам движения права в планетарном масштабе. Усиливается взаимосвязь, взаимовлияние правовых систем различных государств.

Влияние проявляется в нескольких направлениях: рецепция идей, понятий, юридических конструкций, институтов и др. Это, прежде всего, прямое и непосредственное заимствование нормативного материала: одна правовая система инкорпорирует в свой состав нормативные комплексы другой (отрасль права, законодательства, крупный законодательный акт, институт права). С этим направлением связано восприятие идей, принципов правового регулирования, а нередко форм (источников) права, формы законодательного акта, юридических конструкций.

Особой формой восприятия является заимствование юридической терминологии, правил и приемов законодательной техники, толкования, использования специфических для правовой системы той или иной страны технологий законодательной деятельности, законодательных процедур и т.п

Происходит взаимное влияние друг на друга различных типов правовых систем, что наиболее отчетливо проявляется в сближении континентальной системы права и системы общего права. Наблюдаются две взаимообусловливающие друг друга тенденции: интервенция закона и законодательной культуры в сферу общего права, с одной стороны, и возрастание роли судебной деятельности и прецедентной практики в системе континентального права, – с другой. А.Х. Саидов замечает, что современные сравнительно – правовые исследования подтверждают, что ни одна правовая система не может претендовать на универсальность. Наиболее распространенные правовые семьи (англо – саксонская и романо – германская) не являются всеобщими. Основная цель юридической глобалистики – формирование нового глобального юридического консенсуса. Чрезвычайно важно признавать сегодня исключительное равноправие различных правовых систем.

Интернационализация национального права переплетается с интернационализацией международного права, проявляющейся в признании его частью внутреннего права страны. Национальные правовые системы активно воспринимают принципы и нормы международного права.

А.С. Пиголкин полагал, что постепенно уходит в прошлое четкое разделение международного и внутригосударственного права. На этой основе формируется понятие «мировое право». Ученый считал, что человечество стоит на пороге создания новой модели права – мировой глобальной системы, включающей: 1) международное право, причем объем его регулирования значительно расширяется за счет новых сфер: это и финансовые вопросы в мире, и проблемы экологии и рационального использования природных богатств, и обеспечение и защита, в т. ч. судебная, прав и свобод личности, и борьба против международного терроризма и организованной преступности; 2) национальные системы права, в которых экономические и социально – гуманитарные компоненты неуклонно возрастают; 3) совершенно новые, постепенно нарождающиеся нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения, не связанные напрямую с государственными границами международных, межрегиональных экономических анклавов, многих хозяйственных субъектов (корпораций, объединений, трансграничных финансовых, банковских и иных подразделений).

В.М Шумилов убежден в том, что в ходе глобализации идёт постепенное формирование «глобального» права. Причем этот процесс происходит и по горизонтали, и по вертикали. Горизонтальное взаимодействие правовых систем современных государств выражается в том, что все основные правовые семьи сближаются по некоторым своим параметрам. Вертикальное взаимодействие в правовой надстройке выражается во взаимном влиянии внутреннего права государств и международного права. Автором отмечается, что в формирующейся глобальной правовой системе появляются ещё два важных компонента – транснациональное право и наднациональное право.

Общий смысл концепции транснационального права состоит в том, что участники международных отношений, главным образом, многонациональные предприятия, транснациональные банки, сами вырабатывают нормы поведения, которые находятся за рамками и внутреннего, и международного права. Примером может служить унифицированные правила, разработанные Международной торговой палатой.

Явление наднациональности возникает в тех случаях, когда государства должны подчиняться нормам, созданным или вступившим в силу без их согласия. Так, многие международные организации на основании уставной правосубъектности наделяются правом обязывать своими конкретными действиями и решениями государства – члены, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельном случае.

Все большее число международных норм инкорпорируется внутренним правом и там обретает свое полное значение.

Ю. А. Тихомиров замечает, что, с одной стороны, национальные предметы правового регулирования трансформируются в международном праве в виде принципов, нормативных понятий и стандартов и возвращаются в сферы внутреннего права в иной юридической оболочке. Автор утверждает, что традиционно международные явления зачастую порождают национально – правовую регуляцию в сфере безопасности и конфликтов, миграции, прав человека, демократических институтов. С другой стороны, происходит увеличение числа объектов совместного правового регулирования, когда требуется тонко и умело сочетать принципы и нормы, вводить новые юридические режимы в обеих правовых система.

Глобализация оказывает активное влияние на все стороны (части) правовой системы фактически любой страны, на её статические и динамические элементы. Наиболее наглядно это проявляется при анализе нормативной базы РФ, в которой, под влиянием глобализационных процессов сформировались целые отрасли и институты права и законодательства, такие, как космическое, атомное, информационное и экологическое законодательство, уголовно-правовые институты борьбы с хакерством, торговлей людьми, незаконной миграцией и др.

Процессы правовой аккультурации, принявшие глобальный характер, взаимовлияние правовых систем неизбежно ведут к сближению последних, к определенной их унификации. Так, на основе европейских стандартов в области прав человека унифицируется гуманитарное национальное право. Вступление страны в международные организации, к примеру, в такие, как МОТ и ВТО, обязывает страну-члена таких международных организаций имплементировать конвенциальные нормы в собственное законодательство, подчинить правовой режим регулирования труда и внешнеэкономической торговли правилам принятым уставами вышеозначенных организаций.

А.С. Пиголкин, говоря об унификации права отдельных государств, писал, что: 1) этому способствует значительное увеличение числа международно-правовых актов, которые зачастую являются образцами, моделями единообразных норм внутригосударственного законодательства; 2)степень такой унификации бывает несовпадающей для различных отраслей и институтов права.

Глобализация – «это система открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и адаптации культурных стереотипов», и в этом смысле она является существенным фактором стандартизации правовой жизни. Углубляющее взаимодействие международного и внутреннего права связано с интернационализацией внутреннего права, одним из путей осуществления которого является приведение в соответствие его норм с так называемыми международно-правовыми стандартами. Стандартизация права – юридическое отражение стандартизации всей общественной жизни, что является одной из самых ярких черт современной цивилизации. Правовая стандартизация проявляется в установлении в рамках международных организаций, а также в государственном масштабе (в федерации) единых минимальных норм и требований к правовому регулированию тех или иных общественныхотношений.

Глобализация и права человека. Стандартизация все более проникает в сферу прав человека. Государства – члены сообщества ориентируются на международно-правовые стандарты в области гуманитарного права. Приобретают интерес наднациональные механизмы защиты прав человека. Как отмечается в литературе, в современном мире права человека будут все больше подвергаться международно-правовому регулированию, что предопределено интернационализацией всей общественной жизни, необходимостью решения глобальных проблем, имеющих общечеловеческое значение. Это положительная сторона.

Негативная сторона состоит в том, что защита прав человека в условиях глобализации приобретает особую остроту, что, прежде всего, характерно для сферы частной жизни. Глобализация сопровождается накоплением информации о гражданах, их поведением, созданием электронных баз данных о телеметрических параметрах каждого человека, о структуре ДНК, отпечатках пальцев и т.д. В этой связи действие ряда основных прав и свобод будет испытывать серьезные затруднения.

Возникновение новых глобальных общностей права. С явлением глобализации связано возникновение наднациональных нормативных правовых массивов, которые находятся вне национальной юрисдикции и территориального суверенитета государства. Примером этого является возникновение глобального торгового и договорного права. Возникновение глобальных общностей права наблюдается в сфере защиты и охраны окружающей среды. К новым правовым общностям следует отнести гуманитарное право, которое давно уже стало наднациональным. Пожалуй, наиболее колоритным проявлением глобализации является возникновение информационного права. Правовой общностью экстерриториального действия является региональное право, в частности, право Европейского Союза (европейское право – нормативно-юридический комплекс, которому одновременно присущи как черты наднационального, так и внутригосударственного права).

Глобализация и эволюция правовых систем. Глобализация и универсализация культуры самым непосредственным образом влияет на некогда замкнутые правовые семьи: происходит стирание грани между различными типами правовых систем, основывающихся на общности типов культур и цивилизаций. Происходит то, что можно назвать стандартизацией или мутацией правовых систем и правового образа народов, населяющих разные страны и континенты. Это в особенности заметно на уровне европейского континента. Расширение числа государств Европейского Союза и Совета Европы унифицирует правовое развитие стран, входящих в эти сообщества.

Принципиальные изменения коснулись и некогда наиболее замкнутой правовой семьи – мусульманской. Под влиянием правовых систем различных стран мусульманская правовая семья эволюционирует. Это связано прежде всего с её вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих континентальной или англо-саксонской правовым семьям. Получает развитие законотворческая деятельность, принимаются кодексы (гражданский и гражданско-процессуальный), совершенствуется деятельность судов (происходит ограничение им упразднение деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата). Наметилась общая тенденция гуманизации мусульманского права. В 1981 г. принята Декларация прав человека, содержащая каталог прав человека. Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве как исключительно совокупности обязанностей мусульман.

Глобализация и правовое мироощущение. Правовая жизнь современного человека всё более выходит за пределы национальных правовых и государственных систем, приобретая глобальное измерение. Под влиянием глобализации происходит разрушение сформировавшихся типов правосознания; отрицание самодостаточности национальных правовых систем ощущается всё очевиднее. Ослабление государственной власти и действия права снижают как у отдельного человека, так и социальной общности чувствительность к национальным государственно-правовым институтам. В правовой психике людей поселяется напряженность, как реакция на угрозы, которые, по их мнению, нельзя устранить. В то же время, под влиянием негативных процессов глобализации (силовых акций властей, попирающих права отдельных людей и целых народов, пагубного влияния транснациональных предприятий и пр.) наблюдается консолидация правовых чувств и настроений народов самых разных стран и континентов, правовая и политическая активность людей даже противоположных убеждений, вероисповеданий все чаще и сильнее заявляет о себе как важнейший институт формирующегося транснационального (глобального, всемирного) гражданского общества.

Глобализация и правовая наука. Изменение парадигм юридического мышления, отказ от изолюционизма, синтез юридического опыта различных народов и социальных укладов – характерная черта современной отечественной правовой мысли. Нормативно-партийный подход к юридическим изысканиям, монизм юридической методологии остались в прошлом.

Глобализация и правонарушаемость. Транснациональная преступность как следствие глобализации. Глобализация вызывает социальный протест, иногда принимающий преступные формы; порождая люмпенизацию и маргинализацию, создавая значительные массы мелких правонарушений; обогащает арсенал способов и средств совершения преступлений; затрудняет поиск и обнаружение преступников, детерминирует организованные формы преступности. Глобализация самым непосредственным образом связана с транснациональной преступностью, способствует её активизации. Верно замечено, что в эпоху индустриализации (XIХ в.) право выступало инструментом защиты людей от производственного травматизма, в постиндустриальную (XXв.) – от разрушающего воздействия химических и ядерных технологий, то в XXI в. право призвано осуществлять гуманитарную миссию планетарного масштаба, связанную с правовой (цивилизованной) защитой человечества от преступных посягательств на экономическую и деловую организацию всемирного рынка, законное обращение капталов и другие угрозы.

Глобализация и создание транснационального правопорядка. Реально утверждающий на планете порядок всё отчетливее проявляет себя как порядок экономический. Мировая революция нашего века, если она возможна, как раз и может быть представлена глобальной экономикой, которая становится повсеместно правящей системой. Она рассматривается не только как способ хозяйствования, но и как доминирующая система управления обществом (как политика и даже идеология наступающей эпохи). Очевидно, что правовой порядок не только определенных стран, но и целых регионов будет формироваться и находится под воздействием этого глобального фактора.

Глобализация, в том числе и правовая, — особая проблема. Современная напряженность государственно-правовой жизни во многом обусловлена глобализацией. Она является объективным явлением. В процессе глобализации большую роль играют ее субъекты, главными из которых являются государства. Именно государства определяют масштабы глобализационных процессов и направление их развития (усиление или торможение) .

Влияние глобализации на право и права человека, в том числе и в России, весьма заметно. Современные всеобъемлющие интеграционные процессы вызвали к жизни широкое распространение рассуждений о правовой глобализации как о явлении, определяющем сегодняшний облик правовой карты мира. Правовая глобализация — это создание некой новой системы права и прав человека, включающей разные составляющие, имеющие как позитивное, так и негативное содержание. Глобализация разрушает систему прав человека, которая сложилась на этапе интернационализации, но из-за двойных стандартов западных государств не создает другой совершенной правовой системы, превращая пока несовершенное право в политическую демагогию и воинствующий произвол.

Поэтому нельзя допустить, чтобы пауза между разрушением существующей системы прав человека и созданием новой, глобализирующейся, была длительной. Правовая глобализация ассоциируется с процессом постепенного формирования единого общемирового правового поля. При этом к числу проявлений данного процесса относят приобретение международным правом значения общемировой универсальной системы правовых норм, оказывающей все большее влияние на национальное, внутригосударственное право, а также универсализацию нормативно-правовых стандартов, нивелирование национальных особенностей законодательства и права в целом5 . Более того, некоторые западные идеологи утверждают, что альтернативы для участия государств в процессе глобализации нет, если только они не хотят лишить свой народ выгод, связанных с техническим прогрессом и международным обменом.

Однако в условиях глобализации говорить о тенденции к созданию единого общемирового правового пространства не вполне обоснованно. Международное право само по себе никогда не сможет стать всеобщим, единым для всех субъектов права экстерриториальным регулятором, непосредственно создающим права и обязанности не только для государств, но и для иных лиц. Для того чтобы действовать внутри государства, оно должно быть поддержано и обеспечено теми же средствами и инструментами, которыми поддерживается и обеспечивается действие национального права.

Глобализация ведет к формированию не единого мирового гражданского общества (во всяком случае не какого-то однородного образования), а более сложного и многосоставного комплекса согласованных или согласуемых правовых систем, точнее национальных и цивилизационных стандартов права и прав человека. Такое согласование и, как следствие, интеграция возможны лишь благодаря сотрудничеству и объединению наций-государств как носителей суверенной монополии на легитимное принуждающее насилие. Именно таким образом и до той степени, в какой сотрудничество суверенных государств реально, происходит интеграция структур коллективного контролирования и использования принуждающего насилия. Эти структуры являются не столько централизованными, сколько сетевыми, они формируются прежде всего на основе согласованных и взаимно принятых процедур, таких как международное право, Совет Безопасности ООН, Интерпол и др.

Отрицательными тенденциями глобализации, по мнению российских ученых, необходимо признать следующие: сохраняется опасность политизации вопросов прав человека при их обсуждении на межгосударственном уровне; несовершенство и рост механизмов и процедур защиты прав усугубляются их хаотичностью, дублированием, огромными финансовыми расходами, неэффективностью; отсутствуют критерии рассмотрения индивидуальных случаев нарушения прав человека, когда заинтересованное государство возражает против этого; отсутствуют критерии, позволяющие определить, происходят ли в государстве грубые и массовые нарушения прав; отсутствие механизма реагирования на неотложные случаи нарушения прав; рассмотрение проблем прав человека без учета социально-политической и экономической ситуации в том или ином государстве; недостаточное информирование широких слоев населения и должностных лиц государств о результатах обсуждения данных вопросов; поток жалоб в международные органы, который не позволяет своевременно и квалифицированно на них реагировать. Идеологическая основа глобализации — глобализм, проводником которого в первую очередь являются США.

Доминирующей идеологией эпохи глобализма в сфере прав человека, его основной ценностью становятся индивидуализм, максимизация свободы индивида. В рамках этой идеологии активно формулируются личностные (соматические) права человека, в число которых включают права на смерть (эвтаназию), изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов и тканей, употребление наркотиков или психотропных веществ, суррогатное материнство, искусственное репродуцирование, стерилизацию, аборт, клонирование, однополые браки. Выделение соматических прав в качестве самостоятельного класса основывается на искаженной уверенности отдельных групп населения и даже государств в праве человека самостоятельно распоряжаться своим телом.

По мнению представителей Русской православной церкви, это означает, что многие провозглашаемые сегодня права человека направлены на их превращение в «свободу от греха» . Провозглашение некоторыми философами, юристами, политиками и даже законодателями вышеназванных возможностей человека в качестве прав призывает людей, по мнению В. Д. Зорькина, к абсолютной распущенности, которую когда-то восхвалял маркиз де Сад перед французским Национальным конвентом. Конвент поместил этого горе-оратора в сумасшедший дом. Однако новоявленные де Сады не только не признаются сумасшедшими, но и превозносятся. Такая глобализация прав человека! В этих условиях от правовой системы Российской Федерации требуется адекватное реагирование на ее вызовы.