Обозначение моторного масла синтетика. Расшифровка моторного масла

– этот вопрос на протяжении многих лет волнует начинающих водителей. И действительно, маркировку моторного масла знать очень важно, так как именно от этого компонента напрямую зависит стабильная работа двигателя вашего автомобиля.

Моторные масла работают в очень тяжелых условиях (по сравнению с другими смазочными материалами, применяемым в автомобилях — несравненно легче выполнять свои функции, не теряя нужных свойств, так как они работают в среде относительно однородной, с более-менее постоянными температурой, давлением и нагрузками).

У моторных же режим рваный — одна и та же порция масла длительное время подвергается ежесекундным перепадам тепловых и механических нагрузок, поскольку условия смазки различных узлов двигателя далеко не одинаковы. Кроме того, моторное масло подвергается химическому воздействию — кислорода воздуха, других газов, продуктов неполного сгорания топлива, да и самого топлива, которое неминуемо попадает в масло, хотя и в очень малых количествах.

Практически на каждой этикетке канистры с моторным маслом вы можете найти сведения о его классе вязкости, спецификациях и допусках автопроизводителей. Попробуем расшифровать значение маркировок моторных масел.

Видео: Что означают цифры на этикетке моторного масла

Типы и характеристики моторных масел

В Европе, США, Японии и других странах действует маркировка моторных масел по SAE (Общество Автомобильных Инженеров ) по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на:

  • Зимние масла при небольшой вязкости обеспе­чивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надеж­ного смазывания двигателя);
  • Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
  • Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких — летних.

Зимние масла обозначают буквой W (от слова winter -зима). SAE разделяет моторные масла на 10 клас­сов, отличающихся по вязкостно-температур­ным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел — OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних — 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указы­вающее класс зимнего масла, тем ниже темпе­ратура, при которой масло сохраняет работоспо­собность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями.

Класс вязкости всесезонного масла обозначают через дефис (-), например 10W-40; причем, чем больше разница первого и второго чисел в обозначении, тем в большем диапазоне температур может работать это масло.

Также существует принятая во многих странах классификация API (Американского Нефтяного Института ), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:

  • первая определяет тип двигателя (S — бензиновый, С — дизель),
  • вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) — уровень эксплуатационных свойств моторного масла.

Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и СА пред­назначены для нефорсированных двигателей, сконст­руированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD — для высоко-форсированных многоклапанных двигателей и двига­телей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели вы­пуска с 1989 года).

На упаковках обычно ставят обозначение маркировки моторного масла по обеим системам.

Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом мно­гие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее харак­терно только для моторных масел для легковых авто­мобилей.

Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характе­ризующие состав масла . Масла бывают

  • минеральные (полученные из нефтепродуктов),
  • синтетические,
  • полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).

Такое деление вполне оправдано, поскольку мине­ральные и синтетические масла отличаются по вяз­костно-температурным характеристикам, а значит — и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену.

Маркировка моторных масел в России

В настоящее время ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел :

  • SAE – Общество автомобильных инженеров;
  • API – Американский институт нефти;
  • ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.
  • ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.

Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Таблица маркировки и классификаций моторных масел SAE

Масло с маркировкой 5W — наиболее жидкое на хо­лоде, применяется в любые морозы. Масло с маркировкой 10W обеспечивает пуск мо­тора до -30°С (применимо зимой в зоне умеренного климата).

Масло с маркировкой 15W может создать пусковые трудности при температуре около -25°С, однако при мощном стартере и хорошем аккумуляторе возможно расширение диапазона. В умеренном климате -подходящее масло для езды круглый год.

Масло с маркировкой 20W – для районов, где температура редко опускается до -20°С. Часто такое масло используется в гоночных и раллийных автомобилях.

Таблица маркировки и классификаций моторных масел по API

Основными показателями масел в соответствии с классификацией API являются: тип двигателя и режим его работы, эксплуатационные свойства и условия применения, год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория «S» (Service) – масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;
  • Категория «C» (Commercial) – масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

В обозначение класса масла входят две буквы: первая – категория (S или C), вторая – уровень эксплуатационных свойств.

Класс API Эксплуатационные условия
Категория S
SH Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков. Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел.
SJ Обеспечивает соответствие требованиям SH, а также вводит дополнительные требования в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и стойкости к образованию отложений при нагреве.
SL Предусматривает улучшение антиокислительных, энергосберегающих и моющих свойств масел.
SM Устанавливает еще более жесткие требования к моторным маслам.
SN Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя. Масла класса API SN можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе.
Категория С
CH-4 Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях.
CI-4 Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает использование масел при содержании в дизельном топливе серы до 0.5%. Обеспечивает увеличение срока эксплуатации двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Предъявляются дополнительные требования к противоокислительным свойствам, износостойкости, образованию отложений, вспениванию, деградации уплотнительных материалов, потере вязкости при сдвиге.
CJ-4 Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает возможность использования при содержании серы в дизельном топливе до 0.05% по массе. Масла, соответствующие классу CJ-4, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений.

Таблица маркировки и классификации моторных масел по ACEA

Маркировка моторного масла ACEA была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:

  • A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • E – тяжелонагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (в случае, если были обновлены технические требования).

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:


По кинематической вязкости ГОСТ 17479.1-85 подразделяет масла на следующие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3 З /8, 4 З /6, 4 З /8, 4 З /10, 5 З /10, 5 З /12, 5 З /14, 6 З /10, 6 З /14, 6 З /16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85:

Класс вязкости Кинематическая вязкость при температуре 100 °С Кинематическая вязкость при температуре -18 °С, мм 2 /с, не более
не менее не более
3 З 3.8 - 1250
4 З 4.1 - 2600
5 З 5.6 - 6000
6 З 5.6 - 10400
6 5.6 7.0 -
8 7.0 9.3 -
10 9.3 11.5 -
12 11.5 12.5 -
14 12.5 14.5 -
16 14.5 16.3 -
20 16.3 21.9 -
24 21.9 26.1 -
3 З /8 7.0 9.3 1250
ILSAC GF-1 Устарела Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX - 30, 40, 50, 60
ILSAC GF-2 1996 Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, к классам GF-1 добавляются дополнительно SAE 0W-20, 5W-20
ILSAC GF-3 2001 Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также улучшенными показателями испаряемости. Классы ILSAC CF-3 и API SL во многом схожи, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.
ILSAC GF-4 2004 Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с катализаторами отработанных газов.
ILSAC GF-5 2010 Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с катализаторами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами.

Рекомендации по выбору моторного масла

  1. Ориентируйтесь на рекомендации, изложенные в инструкции по эксплуатации;
  2. Температурный диапазон, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
  3. Не оценивайте масло по цвету, поскольку большин­ство присадок в нем делают масло более темным;
  4. При тяжелых условиях эксплуатации (городские пробки, бездорожье) замену масла следует про­изводить в 1,5-2 раза чаще, поскольку масло при использовании низких передач быстрее «старится»; то же самое рекомендуется для автомобилей со старыми, изношенными двигателями;
  5. Доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как смешивание разных присадок приведет к значительному ухудшению свойств масла;
  6. Не смешивайте минеральные и синтетические масла, и не доливайте минеральное масло в полу­синтетическое из-за разной растворимости приса­док; такое смешивание приведет к образованию нерастворимого осадка;

Добавление в масло различных препаратов может улучшить одни свойства и резко ухудшить другие, поскольку вы нарушаете точно сбалансированный пакет присадок; изменяйте состав масла только в крайних случаях.

Правильно подбирать смазочные материалы для автомобилей владельцам помогает маркировка моторных масел. Перед приобретением всегда предоставляется возможность изучить продукт. Данные о производителе и основные характеристики можно прочесть на этикетке, если знать расшифровку всех обозначений.

[ Скрыть ]

Выбираем моторное масло по составу

Удачно подобранное моторное масло способно надолго продлить срок работы двигателя, а неподходящий состав, наоборот, сократит период его службы. Сегодня производится три основных группы масел.

Синтетическое (Fully Synthetic)

Водители называют масло «синтетикой», так как изготовители получают его с помощью синтеза химических компонентов. Это сложный процесс, при котором изначально в основу будущего масла закладывается ряд необходимых параметров и количество присадок.

Такие смазывающие материалы обладают качествами:

  • надежно защищают мотор;
  • обладают отличными очищающими свойствами;
  • не густеют на сильном морозе;
  • способны выдержать максимально возможный нагрев агрегата во время работы.

При использовании смазки синтетического типа элементы системы двигателя меньше изнашиваются, так как продукт хорошо сгорает с минимальным количеством отложений.

Испаряется такое масло очень медленно, поэтому менять его придется реже. Но один недостаток у «синтетики» все же имеется – это высокая стоимость.

Полусинтетическое (Semi Synthetic)

Недорогой альтернативный вариант для экономных автовладельцев. По составу представляет собой нечто среднее между «синтетикой» и «минералкой». Основа у смазки минеральная, но для улучшения ее характеристик производители добавляют большое количество присадок. При этом масло становится наполовину синтетическим. В итоге получается жидкость с содержанием натуральных компонентов и улучшенными качествами за счет наличия в ней химических добавок.

Минеральное (Mineral)

Масло получают в ходе переработки нефтепродуктов. По своим характеристикам не уступает синтетическим аналогам, однако натуральным компонентам сложнее противостоять влиянию природной среды — низким температурам, а также перегреву двигателя и окислению. При закипании жидкости образуются шлаки, которые откладываются в моторе. Проводить замену придется часто, чтобы сохранить работоспособность компонентов.

Зачем нужно маркировать моторные масла

Благодаря маркировке потребители могут быстро и безошибочно подбирать подходящую смазку для защиты двигателя.

Классификация производится по двум параметрам:

  • сфера использования — бензиновый, турбодизельный двигатель либо дизель;
  • степень вязкости и способность обслуживать силовой агрегат в летний или зимний период.

Самые распространенные классификации масел — сообщества автоинженеров (SAE) и Американского нефтяного института (API).

Канал PARTBOX рассказывает, какое масло выбрать, чтобы не вывести двигатель из строя.

Маркировка моторных масел по SAE

В соответствии с SAE масла маркируются по вязкости – важнейшему параметру для всех горюче-смазочных материалов. Она указывает на уровень трения элементов и стойкость двигателя к износу. Особенно этот показатель важен для автолюбителей, проживающих в северных районах нашей страны.

В свою очередь, SAE делят на три класса:

  • летний (жидкий);
  • зимний (густой);
  • универсальный.

Большинство современных продуктов относятся к третьему классу, то есть их можно использовать вне зависимости от времени года. Масла маркируют двумя цифрами, разделяемых дефисом, а в промежутке указывается буква «W» — зима (winter), значит смазку можно использовать в зимнее время года. Первая цифра — это показатель самой низкой температуры, какую способно выдерживать масло. Вторая — указывает на самую высокую температурную отметку, при которой жидкость останется в рабочем состоянии и не закипит.

Чтобы смысл значений был более понятен, охарактеризуем несколько популярных обозначений:

  1. 5W-30 — марка используется для заливки в двигатели авто европейских производителей. Цифра 5 означает вязкость масла в холодном состоянии при первоначальном запуске мотора. Буква «W» — возможность применения в холодную погоду. Цифра «30» определяет вязкость состава после нагрева двигателя.
  2. 5W-40 – подходит для самых быстрых спортивных автомобилей. Интервал вязкости в холодном состоянии и разогретом будет равен соответственно 5 и 40. Буква «W» также сообщает о возможности использования в суровых зимних условиях.

Расшифровка маркировки моторного масла по SAE

Классы масел по системе SAE и температура, при которой жидкости могут работать.

Класс t, °C Температура для прокачки/ проворачивания коленвала, °C Плотность, мм2/с при 100 °C
0W от -40 до 10 -35/-30 3,8
5W от -35 до 10 -30/-25 3,8
10W от -30 до 0 -25/-20 4,1
15W от -25 до +5 -20/-15 5,6
20W от -15 до +15 -15/-10 5,6
30 от -5 до +35 +20/-25 9,3
40 от +10 до -40 +35/-40 12,5
50 от +10 до -50 +45/-50 16,3
60 от +10 до -60 от +50 21,9

По мере роста первой цифры вязкость масла повышается. Так, жидкость 5W-40 можно использовать при температуре воздуха от -35 мороза до +40 градусов тепла.

Маркировка моторных масел API

Специалисты института нефти регулярно проводят испытания моторных масел на качество и по их результатам присваивают каждому виду продукции индекс, соответственно требованиям производителей. На этикетках сначала указываются символы класса качества, а за ними следует маркер API.

По API тип масла обозначают двумя прописными латинскими буквами. Бензиновый двигатель имеет знак S, дизельный – С. Вторая буква указывает водителям, при каких условиях будет возможно применить данный вид масла. Все зависит от самого агрегата – новый он или изношенный, турбированный или обычный. Если смазка подходит для всех видов двигателей данной категории, то обозначение будет двойное через черточку, например, SJ/CF.

Если автовладелец решит поменять класс масла, то выбирать нужно из тех, что стоят на 1-2 пункта выше.

Жидкость более высокого класса использовать можно, а более низкий выбирать не стоит. Масла каждого последующего класса по возрастающей, как правило, производятся со всеми необходимыми присадками для предыдущей категории. Если ранее в системе было залито масло SЕ, то вместо него подойдут продукты с маркировкой SF или SG. А вот SJ и прочие жидкости для современных машин сразу брать не рекомендуется. Можно попробовать применить SM, если мотор не очень старый.

Как расшифровать маркировку API

Всего в системе API насчитывается 10 классов для бензиновых агрегатов и 9 классов для дизелей.

Маркировка моторных масел по системе API для движков, использующих бензин.

Класс моторного масла Год выхода с заводского конвейера Наличие в продаже
SC До 1964 года Не выпускается
SD С 1964 до 1968 г. Не выпускается
SE С 1969 по 1972 г. Не выпускается
SF С 1973 по 1988 г. Есть в продаже
SG С 1989 по 1994 г. (жесткие условия) Есть в продаже
SH С 1995 до 1996 г. (жесткие условия) Есть в продаже
SJ С 1997 по 2000 г. (функция энергосбережения) Есть в продаже
SL С 2001 по 2003 г. (повышают срок эксплуатации узла) Есть в продаже
SM с 2004 года (увеличивают интервал замены, не окисляются, препятствуют образованию отложений, морозостойкие) Есть в продаже
SL+ Новая разработка с высокой стойкостью к окислению Встречается реже
Обозначение Год выпуска авто
CB До 1961 г. — содержит в составе серу
CC До 1983 г. — для сложных условий
CD До 1990 г. — объединяет признаки предыдущих классов
CE Сошли с конвейера до 1990 года, для мотора с турбиной
CF Сошли с конвейера в 1990 году и позднее
CG-4 Сошли с конвейера в 1994 года
CH-4 Сошли с конвейера в 1998 года, низкий процент токсичных выбросов
CI-4 Новые модели, имеющие клапан EGR
CI-4 plus Пониженная токсичность, соответствует высоким нормам

Классификация моторных масел по ACEA

Существует также классификация по системе ассоциации производителей из Европы (ACEA). Требования к качеству продукции схожи с системой API, но некоторые параметры очень жесткие. Бензиновые моторы обозначаются буквой «А», дизельные – «В». На этикетках буквы сочетаются с цифрами. Чем большая цифра, тем более высоким требованиям должен соответствовать смазочный материал. Так, масло с маркировкой ACEA A3/B3 относится к классу API SL/CF.

Для компактных турбинных агрегатов европейцы специально разрабатывают масла с повышенными защитными свойствами и сниженной вязкостью. Это позволяет улучшать экологический показатель продукта и снижать потери жидкости на трение между деталями. Так, масло ACEA A5/B5 показывает себя в работе намного лучше API SM/CI-4.

Классификация моторных масел по ГОСТ

ГОСТ делит моторные масла на классы с учетом степени вязкости, а также на группы по типу автомобильного двигателя и характеру применения продукта.

Показатели кинематической вязкости

С группами масел по ГОСТ и их назначением можно ознакомиться в таблице.

Группы масел по ГОСТу 17479.1-85 Назначение и эксплуатация
А Обычные двигатели с нефорсированной мощностью, дизельные и бензиновые
Б Б1 Двигатели с незначительно повышенной мощностью, имеют невысокие антикоррозийные показатели и оставляют отложения при нагревании
В В1 Двигатели, имеющие среднюю степень форсирования мощности
В2 Среднефорсированные с более высокими требованиями к качеству масел
Г Г1 Двигатели с высоким форсированием мощности (бензиновые), призванные работать в тяжелых условиях
Г2 Высокофорсированные дизельные моторы с умеренным турбонаддувом или без него
Д Д1 Имеют такие же характеристики, как и предыдущая группа, но работают в условиях более тяжелых, чем масла категории Г
Д2 Для дизелей с турбонаддувом
Е Е1 Бензиновые двигатели с усиленной мощностью, работающие в условиях более сложных, чем группа Д
Е2 Дизели высокой мощности

Классификация моторных масел по ILSAC

Сообщество производителей Японии вкупе с американскими коллегами организовало Международный комитет по лицензированию и сертификации, представив собственный способ разграничения масел по уровню качества.

Классификация разработана, как система проверки качества масел для двигателей иномарок, произведенных в Японии и Америке. Стандарты похожи на API.

Характеристики отличающие масла, которые классифицируются по ILSAC:

  • имеют энергосберегающие свойства;
  • экономят топливо (подтверждено испытаниями);
  • обладают низкой вязкостью;
  • медленно испаряются;
  • фильтруются при низких температурах;
  • стойки к вспениванию;
  • повышенная устойчивость к сдвигу;
  • защитные свойства.
  1. GF-5. Экономит топливо, заставляет более эффективно работать все узлы автомобиля, а не только двигатель. Надежно защищает компоненты от отложений при сильном нагревании. Совместимо с уплотнителями.
  2. GF-4. Мало испаряется, экономит топливо, сохраняет стабильность параметров масла. Характеризуется улучшенными моющими свойствами, содержит фосфор 0,08%, что снижает токсичность выхлопов. Имеется модификатор трения.
  3. GF-3. Характеризуется экономичностью, медленно испаряется, снижает количество отложений. Отличается стабильностью в ходе всего эксплуатационного периода.
  4. GF-2. Содержит фосфор до 0,1%. Может использоваться при пониженной температуре, препятствует образованию отложений и перегреву.
  5. GF-1. Создан в 90-е годы. Имеет допустимый минимум требований к маслу — противоизносные свойства, пониженный объем отложений, меньший расход горючего. Норма фосфора в общем объеме составляет 0,12%.

В разработке находится новый класс масла — ILSAC GF-6.

Соответствие категорий ILSAC относительно API

Перечислим некоторые соответствия:

  • ISLAC класса GF-1 похож по характеристикам на API SH;
  • ISLAC GF-2 схож с API SJ, а также 0W-30, 40, 5W-20 и до 5W-50, 10W- от 30 до 50;
  • ISLAC GF-3 имеет соответствия с API SL;
  • ILSAC GF-4 схож с API SM (тестирование проходят вместе).

Видео «Как выбрать вязкость моторного масла»

О выборе вязкости моторного масла рассказывается на видео от TOKO. ru.

Маркировки моторных масел – отличная возможность изучить продукт, без риска для двигателя своего автомобиля. На этикетке продукта, многие производители указывают уровень вязкости, допуски производителя, специфику продукта и прочие аспекты, которые помогут водителю сделать правильный выбор.

Чтобы вникнуть в суть вопроса, рассмотрим все обозначения, которые могут быть указаны на этикетке масла.

Расшифровываем обозначения

На большинстве упаковок, производитель указывает следующие параметры:

Получается, чтобы изучить марки масел, теперь не требуется идти в магазин и «пытать» продавца-консультанта. Грамотную оценку товару можно дать самому, изучив значение некоторых показателей масел.
Теперь рассмотрим каждый вышеприведенный показатель более подробно, чтобы понять значение каждого из них.

SAE – различаем масло по степени вязкости

Вязкость – один из важнейших параметров для любого ГСМ. Именно это значение указывает степень износостойкости двигателя и создаваемый уровень трения. SAE подразделяется на три подкласса – зимний, летний и всесезонный. Вязкость является очень важным параметром для автолюбителей из северных широт. Качество автомобильных масел напрямую влияет на быстрый пуск и правильную смазку элементов двигателя.

К примеру, жидкое масло актуально для двигателя авто в зимнее время – оно не замерзает и позволяет снизить расход потребляемого топлива на 2-3%. Густые масла (значение SAE 15w-40) наоборот, востребованы в жарких климатических зонах и рекомендованы к использованию для старых, изношенных двигателей.

Чтобы понять, какое значение SAE подойдет именно для вашего авто, рассмотрим несколько примеров:

С SAE все понятно. От степени вязкости масла во многом будут зависеть работоспособность двигателя авто и его эксплуатационные качества. Но есть и другие показатели, которые мы сейчас рассмотрим.

Спецификация по API и ACEA

Данный показатель означает, а точнее помогает определиться с выбором моторного масла профессионалам и любителям. Использование автомасел необходимой категории позволит продлить долговечность двигателя (бензиновых и дизельных), снизит уровень выделения «нагара», поможет уменьшить расход топлива и улучшит качественные показатели работы мотора.

Среди востребованных марок масла по спецификации, можно выделить следующие:

  • API SN – моторные масла для бензиновых двигателей от американских и азиатских производителей авто;
  • ACEA A3/B3 – данный тип масел имеет высокие эксплуатационные характеристики. Предназначены для дизельных и бензиновых моторов.

Производственные допуски и штрих-код

В отличие от американских и азиатских производителей масел, европейцы придумали систему производственного допуска. Если рассматривать конкретно европейскую продукцию, то производственный допуск – наиважнейший параметр при выборе продукта. Показатель означает, что продукт прошел сертификацию и «контроль качества» у автозавода и рекомендован именно для конкретного авто.

В качестве примера, рассмотрим некоторые из них: FORD WSS M2C, MB-APPROVAL 229,5.

С помощью штрих-кода можно получить информацию о стране изготовителе, самом производителе или филиале (если таковой имеется), в котором произведено ГСМ. Для определения всех вышеуказанных параметров, имеется специальная таблица, в которой сопоставив все цифры, покупатель сможет найти всю необходимую информацию.

Сроки годности и номер партии

Срок годности такого продукта как масло составляет 3 года. Но даже несмотря на столь впечатляющий срок, нередко попадаются просроченные нефтяные продукты. Чтобы не стать очередной жертвой некачественного смазочного материала (пострадает не только водитель, но и двигатель авто), требуется сделать следующее:

На многих современных маслах можно встретить такие надписи, как «Люкс», «Эстеровое», «Содержит умные молекулы» и пр. Каждая этикетка загружена различной информацией, не имеющей технической подоплеки, которая призвана привлечь внимание покупателя и выделить продукт из целого ряда аналогичных. При покупке нового ГСМ на данные параметры можно не обращать никакого внимания – тут попросту нет нужной информации.

Мы ознакомились с различными данными. Теперь необходимо применить их на практике и разобраться, как именно будет «работать» вся полученная информация на деле.

Основы правильного выбора масла

Конструктивные особенности мотора у многих моделей различны. Что это означает? Это говорит о том, что для определенной марки авто подходит далеко не каждый вид масла. Каждый автомобиль имеет собственные факторы, которые могут повлиять на работу двигателя: мощность масляного насоса, уровень теплоотвода, диаметр пропускных каналов и пр.

Как уже говорилось выше, особое внимание следует уделить вязкости масла. Если вы не можете определиться с маркой ГСМ и его вязкостью, на сайтах компаний-производителей (Castrol, Shell и ряд других) имеются специальные «вычислители SAE» — необходимо «забить» всю информацию о марке вашего авто, типе двигателя и его мощности. В результате, вы получите необходимые цифры и список продуктов, которые актуальны именно для вашего авто и вашего типа двигателя.

Второй важный момент — климатические условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль. Здесь все просто – чем ниже градус по Цельсию, тем меньше должен быть класс SAE.
К примеру, для особенно холодных регионов, подойдут масла: 0W-30, 5W-20, 5W-30.

Сроки эксплуатации двигателя как определяющий фактор

После длительной эксплуатации мотора, износостойкость деталей становится низкой, а расход масла достаточно большим. Чтобы привести показатели в норму, необходимо использовать масло с высокой степенью вязкости – это означает, что для изношенного мотора идеально подойдут масла класса 15w-40, 20w-40 и пр.

Обратите особенное внимание на то, что масло с высокой степенью вязкости, при экстремально низких температурах, станет не панацеей от всех болезней вашего двигателя, а его убийцей.

Экономим или гоняем?

Правильно подобранное масло для авто поможет не только сохранить качественные характеристики мотора на долгие годы, но и незначительно снизить расход топлива. Если для вас на первом месте стоит экономия – выбираем продукт с низким классом вязкости (5W-30, 0W-20 и т.д.).
Если вы относитесь к разряду гонщиков и не прочь выжать из своего стального коня всю мощь, следует отдавать предпочтение маслам с высокой вязкостью, которые смогут защитить мотор от износа, при работе в экстремальных условиях.

Еще несколько слов о спецификации

API и ACEA – самые распространенные в мире виды моторных масел. Первые, проверяются и классифицируются в странах Америки, вторые – принадлежат европейским промышленникам. Первый бренд (спецификация), предусмотрен исключительно для американских и азиатских авто, которые широко распространены в мире.

Что касается ACEA. Данные продукты ориентированы на европейские автомобили с разными конструкциям двигателей. Например, продукция с обозначением ACEA и с индексом Е, говорит о том, что данный продукт предназначен для использования в дизельных моторах на грузовиках. Индексы А и В, говорят о том, что масла используются в дизельных и бензиновых двигателях легковых авто и пр.

Усвоение полученной информации

Получается, что выбрать качественный продукт самому, именно для собственного двигателя достаточно просто. Достаточно иметь простое представление о том, как и где будет эксплуатироваться автомобиль и иметь под рукой таблицу.

Помните, что долговечность вашего двигателя напрямую зависит от качества масла, которое вы в него заливаете. Не стоит пренебрегать представленной информацией и воспользуйтесь ей при первой же возможности.

Сентябрь 18th, 2016 Admin

Всем владельцам автомобилей необходимо уметь разбираться в моторных маслах, уметь читать информацию, скрытую в маркировке, написанной на этикетке. Правильный выбор и использование продукта хорошего качества дает вам гарантию на стабильный и продолжительный срок службы двигателя автомобиля. Свойства смазывающего продукта должны отвечать по всем условиям завода-изготовителя. Работа масел проходит под высоким давлением и в большом температурном диапазоне, по этой причине к ним выдвигаются такие жесткие требования.

Чтобы сделать проще процесс подбора масла для определенного вида двигателя по необходимым характеристикам и требуемым условиям, выработано несколько видов международных норм. Мировые изготовители масел пользуются всеми признанными классификациями.

Классификация автомобильных моторных масел:

  • ILSAC;
  • ГОСТ;
  • ACEA.

Чаще применяют 3 разновидности классификации – API, ГОСТ и ACEA.

Выделяют 2 главные категории моторных масел, привязанных к виду двигателя: дизельные или бензиновые. Также есть и универсальное масло. На упаковке обязательно имеется информация по назначению продукта. В состав каждого моторного масла входит минеральное масло, которое составляет основную его часть, и необходимое количество присадок.

Жидкость для смазки разделяют по химическому составу на:

  • Синтетическую.
  • Минеральную.
  • Полусинтетическую.

На таре, рядом с другой информацией, всегда пишется химический состав.

Что может быть написано на канистре с маслом:

  1. Присутствующие присадки API и ACEA.
  2. Классификация плотности SAE (вязкость).
  3. Штрих-код.
  4. Рекомендации производителей автомобилей.
  5. Спец. категории моторных масел.
  6. Дата изготовления и номер партии.
  7. Псевдонимная маркировка (не имеет ничего общего со стандартной маркировкой, является частью маркетинга, к примеру, fully synthetic и тому подобное).

Чтобы выяснить, какое именно масло идеально подойдет для мотора вашего автомобиля, мы поможем разобраться в более значимой маркировке.

Классификация моторных масел по SAE: таблица

Главные свойства, которые указаны в разметке на таре продукта, – параметры плотности по классификации SAE – международные нормы, регулируемой вязкости масел зависимости от сезонного изменения температуры воздуха.

Из-за этого масла разделяют на 3 вида, которые отличаются по своей структуре:

  • Зимние масла более жидкие и позволяют без затруднений запустить двигатель автомобиля при низкой температуре воздуха. Обозначается показатель SAE такого вида символом «W» (к примеру, 0W, 5W, 10W и так далее). Для того чтобы выяснить предельное значение, следует вычесть число 35. При плюсовой температуре воздуха такое масло не подходит для применения, так как по структуре оно становиться слишком жидким и не сможет образовывать смазывающий слой, т.е. не будет выполнять функции своего предназначения.
  • Летние масла используются при температуре воздуха от 0˚ и выше, так как вязкость у них довольно велика, чтобы при высокой температуре текучесть не превосходила нужного показателя для эффективной смазки частей мотора. В зимний период года невозможно будет запустить двигатель с маслом высокой вязкости. Маркируются летние масла числовым обозначением без букв (к примеру, 5,10,15 и т.д.; больше число – сильнее вязкость).
  • Всесезонные масла являются самыми востребованными из-за способности осуществлять функции своего предназначения как в холодное, так и в теплое время года. Предельные значения таких масел можно посмотреть в схеме, где расшифрованы показатели SAE. Такой тип масла обозначают двойной маркировкой (к примеру, SAE 15W-40).

Характеристика вязкости – самая первая и значимая составляющая маркировки и спецификации смазывающей жидкости, но существуют и другие. Делать выбор смазывающей жидкости, применяя только данные по вязкости, – неверно. Также необходимо учитывать соотношение свойства продукта и условия его применения.

Все масла обладают не только вязкостью, но и многими другими различными эксплуатационными свойствами (противоизносные, моющие и антиокислительные свойства, коррозийная активность и другие). Эти свойства дают возможность определять область их назначения.

Классификация моторных масел по API: таблица

Основными показателями в классификации по API являются: вид двигателя и режим его работы, действующие свойства масла и год введения в эксплуатацию. Разделяются масла по стандарту на 2 категории:

  1. Категория «S» – для двигателей, работающих на бензине.
  2. Категория «C» – предназначена для дизельного мотора.

Как расшифровать маркировку моторного масла API?

Начинаться обозначение API может с буквы «C»или «S». Они указывают, для какого типа двигателя предназначено масло. Следующая буква определяет класс продукта, который показывает уровень действующих свойств.

По этой классификации разъяснения маркировки моторных масел выглядит так:

  • Сокращенное обозначение ЕС, расположенное сразу после API, указывает на масла, сберегающие энергию.
  • За аббревиатурой указывающие римские цифры несут информацию об уровне экономии топлива.
  • Буквой «С» определяются масла для двигателей, работающих на дизельном топливе.
  • Буквой «S» обозначают масла для бензиновых моторов.
  • Универсальное масло отмечено буквами обеих категорий через черточку с наклоном (к примеру, API SL/CF).
  • После букв «S» или«C» указывают степень эксплуатационных качеств, обозначается она буквами от «А» (самый маленький показатель) до «N» и т.д. (чем выше по алфавитному порядку значение 2-й буквы, тем выше класс продукта).
  • Для дизельных двигателей масла по маркировке API делят на двухтактные и четырехтактные (обозначается в конце цифрой «2» или «4» соответственно).

Моторные масла, прошедшие ряд проверок SAE/API и имеющие соответствие нормам действующих разновидностей качества, указываются в виде круглого знака на этикетках. В верхней части знака располагается обозначение – «API Service», в центральной – степень вязкости по SAE, снизу – степень энергосбережения (если она есть).

Используя моторные масла по необходимой спецификации, вы повышаете износоустойчивость и снижаете риск поломки мотора. При этом уменьшается расход топлива и «угар» масла, двигатель работает тише, а его ходовые качества улучшаются (в особенности при холодной температуре), меньше изнашиваются система очистки выхлопа и катализатор.

Классификации ILSAC, ГОСТ, АСЕА – что означает и как расшифровать

Классификация и обозначение моторных масел по ILSAC

Совместная разработка Америки и Японии – классификация ILSAC. Международным комитетом по стандартизации и испытаниям было выведено 5 нормативов смазывающей жидкости:

  • ILSAC GF-1,
  • ILSAC GF-2,
  • ILSAC GF-3,
  • ILSAC GF-4,
  • ILSAC GF-5.

Они подобны классам по API и отличаются лишь тем, что соответствующие масла классификации по ILSAC являются энергосберегающими и универсальными по всем сезонам. Такая классификация выступает лучшим вариантом для японских автомобилей.

Классификация и обозначение моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85, масла для двигателей разделяют на:

  • группы по действующим свойствам;
  • категории по кинематической вязкости.

По вязкости масла разделяют на следующие классы:

  • Зимний период года – 3, 4, 5, 6.
  • Летний период года – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
  • Универсальные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10,….6/16 (1-ая цифра обозначает зимний класс, а 2-ая – летний).

Чем больше числовое обозначение во всех описанных выше классах, тем выше уровень вязкости.

Масла для двигателей подразделяются на 6 групп по сфере использования и помечаются буквами от «А» до «Е».

Масла с цифровым показателем «1» указывают на свое предназначение для использования в двигателях, работающих на бензине, «2» – для дизельных моторов, а отсутствие цифрового показателя говорит об универсальности жидкости.

Классификация и обозначение моторных масел по АСЕА

Объединение автопроизводителей Европейских стран разработало классификацию АСЕА. В ней отмечены их категории и предназначение, а также эксплуатационные свойства масел для двигателей. Эта спецификация также разделена по применению в бензиновых и дизельных типах двигателей.

Последние нормативы разделяют масла на 3 разновидности и 12 групп:

  • А/В – дизельные и бензиновые двигатели легковых машин, микроавтобусов и фургонов (А1/В1-12, А5/В5-12 и т.п.)
  • С – дизельные и бензиновые моторы с каталитическим конвертером (С1-12…. С4-12).
  • Е – грузовые автомобили с дизельным двигателем (Е4-12…. Е9-12).

Кроме классификации моторного масла, в маркировке по АСЕА отмечается номер издания (обновления тех. требований) и год введения в эксплуатацию. Отечественные масла дополнительно проходят сертификацию ГОСТ.

Группы масел в категории ILSAC, их соответствие стандартам API:

  • ILSAC GF-1 (устаревшая категория) – качество масла подобно классификации API SH; по вязкости SAE 0W-20, 5W-35, 10W-40.
  • ILSAC GF-2 – аналогично по качеству продукта API SJ, по плотности SAE 0W-20, 5W-25.
  • ILSAC GF-3 – соответствует разновидности API SL, выпущен в эксплуатацию в2001 г.
  • ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5 – аналогичны SM и SN.

Также в соответствии со стандартом ILSAC для японских машин с турбированными дизельными двигателями, разработана категория JASO DX-1. Такая маркировка масел рассчитана на двигатели новых машин с высокими нормами экологичности и вмонтированными турбинами.

Спецификации и допуски моторных масел

В спецификации ACEA и API выражены минимальные основные требования, принятые изготовителями присадок и масел и производителями автомобилей. Характеристики масла при эксплуатации отличаются, поскольку у разных марок автомобилей моторы устроены по-разному. Часть ведущих производителей двигателей создали свой персональный метод классифицирования масел (упрощенное название – допуск), который вносит дополнения в систему классификации АСЕА. Производители двигателей, такие как: BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Renault, Ford, Fiat, GM – предпочтительно пользуются личными одобрениями при выборе моторных масел.

Разберемся в более известных и чаще используемых допусках, которые указаны на таре моторных масел.

Допуски моторного масла для VAG

Моторное масло – VW 500.00 – сберегающее энергию (SAE 10W-30, 5W-30, 5W-40 и т.д.) Для бензиновых моторов (до 2000 года выпуска) рассчитано VW 501.01 – подходит для любого сезонного периода. VW 502.00 – предназначается для применения в турбированных двигателях.

Масло для моторов, работающих на бензине с вязкостью SAE 0W-30, – VW 503.00 – требующее более редкую замену (до30.000 километров). Для двигателя автомобиля, у которого система выхлопа с трехкомпонентным нейтрализатором, – VW 504.00.

Допуск масел VW 505.00 для двигателей TDI предусмотрен для таких авто, как AUDI, VOLKSWAGEN, SKODA работающих на дизеле (до 2000 года выпуска). Моторам PDE с насос-форсункой – масла с допуском VW 505.01.

Для автомобилей, работающих на дизельном топливе (выпущенных после 2002 года), рекомендуется масло энергосберегающее с вязкостью 0W-30 – VW 506.00 – более редко требует замены (до50.000 километровв 4-х цилиндровых двигателях TDI). Для двигателей, работающих на дизельном топливе с насос-форсункой и турбированных PD-TDI, – допуск VW506.01 – редко требующее замены масло.

Допуски моторного масла для Мерседес

Личные допуски-разрешения имеются также и у производителей авто MERCEDES-BENZ. Разрешение МВ 229.1 обозначает масло для двигателей MERCEDES, работающих на бензине и на дизеле, с 1997 года выпущенных в производство. Разрешение МВ 229.31, ограничивающее содержание фосфора и серы, введено в применение позже, имеет соответствие с SAE 0W и SAE 5W. Многофункциональное масло для двигателей, работающих как на бензине, так и на дизельном топливе с увеличенным сроком эксплуатации, а также энергосберегающее, имеет разрешение МВ 229.5.

Допуски моторного масла для BMW (БМВ)

Для автомобилей, выпуска с 1998 года, предлагается использовать масла с обозначением допуска «BMW Long life-98», которые соответствуют нормам АСЕА А3/В3, с увеличенным эксплуатационным сроком. «BMW Long life-01» – допуск масла, рекомендован для двигателей автомобилей, выпуск которых приходится на конец 2001г. При повышенной нагрузке двигателя в сложных условиях рекомендуется использовать масла с допуском «BMW Long life-01 FE». В современных автомобилях BMW применяют моторные масла с допуском «BMW Long life-04».

Допуски моторного масла для Рено

В 2007 году производителями RENAULT были разработаны допуски, соответствующие главным требованиям АСЕА:

  • Renault RN0700 – АСЕА А3/В4 или АСЕА А5/В5.
  • Renault RN0710 соответствует условиям АСЕА А3/В4.
  • Renault RN0720 соответствует условиям АСЕА С3 (некоторые вспомогательные от Renault).
  • Допуск RN0720 создан для применения в современных автомобилях, работающих на дизельном топливе с наличием сажевого фильтра.

Допуски моторных масел для Форд (FORD)

Масло для двигателей классификации SAE 5W-30, получившее разрешение Ford WSS-M2C913-A, рассчитывается для начального применения и последующей замены. Такое масло имеет соответствие всем требованиям и нормам по следующим классификациям: АСЕА А1-98, ILSAC GF-2 и еще вспомогательным требованиям Ford.

Масло, которое имеет разрешение Ford М2С913-В, соответствует необходимым нормативам АСЕА А1-98 и В1-98, ILSAC GF-2 и ILSAC GF-3, рекомендуется для первичного применения и последующей замены в автомобилях с дизельными и бензиновыми моторами.

В 2012 году был разработан и введен допуск-разрешение Ford WSS-M2C913-D. Моторные масла с таким показателем предлагаются для всех автомобилей Ford с дизельным двигателем. Исключением являются модели Ford Ка TDCi, запущенные в производство до 2009 года, и двигатели выпуска от 2000 до2006 г. Допуск предусматривает повышенный эксплуатационный период масла и заправку топливом с высоким содержанием серы или био-дизельным горючим.

Моторное масло, получившее допуск Ford WSS-М2С934-А, рассчитано на увеличенный эксплуатационный период и предназначается для использования в автомобилях с дизельным мотором и сажевым фильтром (DPF). Масло, которое соответствует допуску Ford WSS-М2С948-В, отвечает стандартам по классификации АСЕА С2 (для дизельных и бензиновых моторов с катализатором). Наличие этого допуска говорит о том, что вязкость масла соответствует SAE 5W-20 с пониженным сажеобразованием.

Выбирая моторное масло необходимо учитывать следующее:

  • Выбор соответствующего химического состава масла – синтетическое, полусинтетическое или минеральное.
  • Нормативы классификации вязкости по SAE (зимние, летние или универсальные).
  • Набор присадок, соответствующий требованиям (формулируются в классификациях АСЕА и API).
  • Обратить внимание, для каких именно марок автомобилей предназначается продукт (эту информацию можно рассмотреть на этикетке тары).
  • Важно не упускать из вида дополнительные показатели и допуски масла (к примеру, обозначение Long life говорит о том, что масло подходит для использования в автомобилях с увеличенным сервисным сроком замены).
  • В особенностях некоторых составов можно определить сочетание с двигателями, у которых имеются интеркулер, турбонадув, регулировка высоты подъема клапанов, фазами ГРМ и охлаждением газов рециркуляции.

Синтетическое масло наиболее совершенное по совокупности качеств (пробег между заменами, низкотемпературные свойства и т. д.), но и самое дорогое.

Минералка (mineral, а при отсутствии обозначения - по умолчанию), как правило, требует частой смены (интервал 4–5 тыс. км) и плохо приспособлена для использования в холодное время.

Полусинтетический продукт (semi synthetic) - улучшенная минералка, другой базовой группы.

Классификация моторных масел ACEA (классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей - европейский аналог американской классификации API). А - моторные масла для бензиновых моторов; В - для дизельных. Классификация ACEA разбита на четыре класса: 1, 3, 4, 5 .

Допуски европейских производителей означают, что масло протестировано некоторыми изготовителями автомобилей и рекомендовано ими для своих моделей.

SAE 5W40

179–1

Классификация моторных масел SAE (Общество автомобильных инженеров США). Первая цифра обозначает класс вязкости при отрицательных температурах (W означает winter - зима). Чем она меньше, тем легче масло будет прокачиваться на морозе. Вторая цифра характеризует вязкость при положительных температурах - с ее увеличением растет защита двигателя от износа и, увы, расход топлива. Бывают масла как исключительно зимние (SAE 5W), так и летние (SAE 50).