На территории предприятия расположен резервуар с метаном. АЗС из контейнера: как открыть свою заправку

Наземные сооружения должны быть размещены на расстоянии не менее 10 м от края проезжей части дороги. Территория отделяется от проезжей части островком безопасности из расчёта размещения на нём транспортного барьера, тротуара.

На дорогах с 1-2 полосами движения в каждом направлении на подъездах к АЗС должны быть устроены: полоса накопления шириной равной основной полосе движения длиной до 50 метров и полоса выезда длиной 15 метров.

Противопожарные разрывы до прилегающих зданий, сооружений, открытых площадок, лесных массивов, а также между строениями и оборудованием на территории станций должны соответствовать требованиям государственных строительных норм.

Территория должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения в соответствие с нормами.

Запрещается проведение работ с применением открытого огня на расстоянии менее 20 м от территории АЗС. Курение разрешается только в специально отведенных местах.

Место расположения АЗС обозначается дорожным знаком «Автозаправочная станция».

При въезде на территорию должны быть установлены дорожные знаки:

« Ограничение максимальной скорости» - 5 км/час ,

для АЗС, имеющих навес – «Движение транспортных средств, высота которых превышает ... м, запрещено».

На выезде устанавливается знак «Въезд запрещен».

Направление движения к заправочным островкам определяется дорожной разметкой.

Схема организации движения, установка всех дорожных знаков предусматривается проектом и согласовывается с Госавтоинспекцией.

На территории и технологическом оборудовании устанавливаются знаки безопасности:

-запрещающие:

«Запрещается пользоваться открытым, огнем»;

«Запрещается курить»;

«Вход (проход) запрещен»;

«Запрещается работать без заземления»;

-предупреждающие:

«Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества»;

«Осторожно! Опасность взрыва»;

«Осторожно! Электрическое напряжение»;

«Осторожно! Возможно падение»;

-предписывающие:

«Работать с применением средств защиты органов дыханиям;

«Работать в защитных очках»;

«Проход держать свободным»;

«Выходить здесь»;

-указательные:

«Огнетушитель»;

«Пункт извещения о пожаре»;

«Место курениям;

«Пожарный водоем» или «Пожарный гидрант»,

таблички с указанием категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и класс взрывоопасных зон;

плакаты с обязанностями водителя при заправке автотранспорта,

знаки обозначающие: «Место высадки пассажиров», «Остановка мототранспорта за 15 м».

На территории могут быть размещены художественно оформленные витрины и рекламные плакаты.

На въезде и выезде с территории должны быть устроены пологие возвышения высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки для отвода загрязнённых нефтепродуктами атмосферных осадков в очистные сооружения.

Бетонные, асфальтовые и плиточные покрытия территории и подъездов не должны иметь дефектов.

Места заправки и слива нефтепродуктов должны быть освещены в ночное время.

Светильники, применяемые во взрывоопасных зонах класса 2, должны соответствовать уровню взрывозащиты.

АЗС должны быть оснащены системами наблюдения и оповещения чрезвычайных ситуаций:

Телефонной,

Громкоговорящей связью,

Камерами видеонаблюдения,

Системой круглосуточного пожарного наблюдения,

Датчиками контроля уровня топлива в резервуарах и другим оборудованием.

АЗС должны быть обеспечены переносными газоанализаторами во взрывозащищенном исполнении.

На каждой топливораздаточной колонке должны быть нанесены её порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.

На каждом резервуаре (на табличке при отсутствии смотровых колодцев) должны быть надписи с указанием:

Порядкового номера резервуара,

Базовой высоты (высотного трафарета),

Марки хранимого нефтепродукта,

Предельной высоты заполнения.

За пределами взрывоопасной зоны сливная площадка должна быть оборудована заземляющим устройством.

Информация и документация

Основная информация

В соответствии с «Правилами розничной торговли нефтепродуктами», утвержденными постановлением Кабинета министров Украины от 20.12.1997 года № 1442 (с изменениями и дополнениями) рекомендуется:

На фасаде здания торгового помещения размещается вывеска с указанием названия субъекта хозяйственной деятельности;

Размещается информация о режиме работы; копия свидетельства о государственной регистрации; табличка с указанием фамилии, имени и отчества оператора; прейскурант цен на нефтепродукты;

На видном и доступном для покупателей месте оборудуется утолок, в котором отражается информация: торговый патент (если предприятие не плательщик единого налога), информация для покупателей (адреса, телефоны органов, которые контролируют государственную защиту прав потребителей); порядок обмена товаров (выписка из Закона Украины «О защите прав потребителей»);

С целью ознакомления покупателя, на информационном табло (стелле) указываются марки нефтепродуктов, розничная цена за литр, содержание серы в дизельном топливе, наличие дополнительного сервиса.

Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами компании и т.д., не нарушающих условий безопасности эксплуатации.

Основная документация

На АЗС ведется документация в соответствии с требованиями нормативно-технических и правовых документов. Ведение документации определяется руководителем предприятия и возлагается на должное лицо, ответственное за эксплуатацию объекта.

Разрешительная (копии документов):

Государственный акт на право пользования землей.

Акт Госкомиссии на ввод в эксплуатацию.

Разрешения на выбросы в атмосферу, сбор и хранение отходов.

Разрешения Государственных органов на начало работ.

Документы по идентификации потенциально опасных объектов.

Торговый патент.

Техническая:

Графики технического обслуживания и ремонта, поверки средств измерений (свидетельства о поверке), средств защиты, средств пожаротушения; зачистки резервуаров.

Паспорт АЗС. Паспорта на резервуары. Градуировочные таблицы на резервуары. Паспорта (формуляры), руководства по эксплуатации на топливо– газо– и маслораздаточные колонки. Паспорта технического и технологического оборудования, средств измерения, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.

План занятий и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Инструкции по:

Охране труда для работников по видам работ;

Пожарной безопасности;

Эксплуатации очистных сооружений;

Оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Схемы: размещения технологического оборудования, трубопроводов; электрических сетей и электроустановок; инженерных сетей; очистных сооружений; средств пожаротушения.

Акты и протоколы: зачистки резервуаров и проверки на герметичность; измерения базовой высоты; измерения сопротивления заземляющих устройств, изоляции кабелей, молниеотводов; проверки ТРК на дозу отпуска; замеров концентрации вредных веществ в воздухе.

Учетная:

Сменный отчет. Товаро-транспортные накладные, акты приема нефтепродуктов. Утвержденный прейскурант цен на нефтепродукты и услуги, ценники на товары.

Паспорта (сертификаты) качества на нефтепродукты и другие товары.

Журналы и книги: учета расчетных операций; учета поступления нефтепродуктов; учета ремонта технического и технологического оборудования; осмотра и ремонта зданий и сооружений; приема и передачи смен; показаний суммарных счетчиков; проверки ТРК на точность отпуска; осмотра, обслуживания электроустановок; содержания средств защиты; осмотра и технического обслуживания очистных сооружений; посещения и осмотра должностными лицами.

Документы о регистрации регистраторов расчетных операций (контрольно-кассовых аппаратов) в налоговых органах.

Договор материальной ответственности с персоналом. Журналы выдачи инструкций; регистрации инструктажей по вопросам охраны труда и пожарной безопасности.

Журнал регистрации проверок государственными контролирующими органами.

Журнал учета работы автономной энергообеспечивающей установки (ДЭС).

Копии приказов о назначении ответственных за: эксплуатацию объекта, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение; состояние охраны труда, пожарной безопасности; охрану окружающей среды.

Все книги и журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью и скреплены печатью.

По решению руководства компании допускается ведение дополнительной документации по эксплуатации АЗС и учету товарно-материальных ценностей.

Контейнерная АЗС (КАЗС) - это комплексное устройство, состоящее из резервуара-хранилища и бензораздаточной колонки, которые позволяют соорудить мобильную автозаправку в любом удобном месте, где существует такая необходимость. Подобная конструкция позволяет установить собственную АЗС на предприятии и удовлетворить спросы его автопарка касаемо топлива.

Модульная автозаправочная станция - это одна из конфигураций КАЗС, характеризующаяся надземным местоположением резервуаров с горючим материалом, при этом технологическая схема представлена топливно-раздаточной колонкой и топливным резервуаром, выполненными как единое заводское решение. Благодаря чему данная автозаправка и получила название «модульная». Отличие модульной контейнерной АЗС в том, что она, как правило, лишена жесткого каркаса, а несущим элементом конструкции считается сам резервуар с горючим материалом с прикрепленным шкафом, в котором располагаются насосы, топливно-раздаточная колонка и автоматика, учитывающая расход топлива.

Размеры контейнерных АЗС могут различаться в зависимости от габаритов встроенного топливного резервуара.

Предназначение контейнерной АЗС

Главное назначение АЗС контейнерного типа - хранение, раздача и учет топлива на предприятии, в местах застройки, а также на участках, где существует потребность в хранении, транспортировке и подаче топлива в местах, где необходимость в заправочной станции носит кратковременный характер. Например, подобная конструкция может быть расположена рядом с местонахождением сельскохозяйственной техники, работающей в поле. В данном случае установка контейнерной АЗС позволит вести раздачу топлива для машинно-тракторных и иных агрегатов, а также его учет (как по виду горючего, так и по объему).

В последнее время подобные конструкции популярны в качестве резервного топливного хранилища преимущественно для дизель-генераторных установок на случай отключения электроэнергии, связанной с проведением аварийных работ либо ремонтом электросети.

Преимущества над другими видами АЗС

Контейнерные мини-АЗС обладают следующим особенностями и преимуществами:

  • благодаря надземному исполнению конструкций необходимость в сооружении дополнительного фундамента сведена к нулю;
  • топливно-раздаточные колонки могут быть установлены непосредственно в топливном хранилище;
  • резервуар с топливом имеет монолитную конструкцию;
  • на объект АЗС поставляется в виде отдельных функциональных блоков, и при наличии соответствующей инструкции собрать и наладить конструкцию можно в кратчайшие сроки;
  • эксплуатация при температуре в диапазоне -40 ... +50 °С;
  • возможность установки средств автоматизации;
  • быстрая окупаемость (до 12 месяцев);
  • защита от утечек;
  • компактность и отсутствие обслуживающего персонала;
  • возможность отпуска топлива в местах, удаленных от населенных пунктов;
  • оборудование полностью отвечает всем нормам и требованиям пожарной безопасности.

Модульную АЗС контейнерного типа можно быстро и легко доставить в любую удобную точку. Транспортировка осуществляется обычным грузовым транспортом. При поставке данная станция уже полностью укомплектована и может практически сразу начать работу. Для установки контейнерной АЗС необходима ровная бетонированная либо выложенная плитами площадка. Она должна быть выровнена по уровню для обеспечения корректной работы насоса и измерительного оборудования.

Проблемы, которые решает контейнерная заправочная станция

АЗС контейнерного типа позволяет избежать следующих ситуаций, возникающих при покупке топлива и заправках собственного автопарка:

  • продукт низкого качества на заправках общего использования;
  • необходимость в перегонке транспорта до расположенной поблизости АЗС;
  • жульничество со стороны обслуживающего персонала, механиков и водителей;
  • переливание топлива из одних резервуаров в другие;
  • лишние временные затраты между продажей и покупкой топлива.

Контейнерные АЗС (в Перми, например, да и в других городах России) используются для удовлетворения личных нужд предприятия при наличии оборота от 3000 литров топлива. Сфера применения данных конструкций охватывается почти все основные отрасли - от предприятий промышленной направленности до геологоразведочных.

Комплектование

АЗС контейнерного типа - это единая система, где все модули связаны между собой. Стандартная комплектация включает следующие оборудования и устройства:

  • двустенный (толщина одной стенки - 4 мм) резервуар требуемого объема;
  • топливно-раздаточную колонку, модификация которой заранее оговаривается с заказчиком;
  • консольно-моноблочный насосный агрегат, предназначенный для перекачки нефтепродукта из бензовозов в топливную емкость контейнерной АЗС (требуемую мощность определяет объем резервуара);
  • поддон для сбора пролитых горючих смесей под топливно-раздаточной колонкой и насосом;
  • обвязку горловины емкости с линией выдачи к топливно-раздаточной колонке и линий наполнения от насоса;
  • механический либо электронный уровнемер для определения уровня, плотности и температуры горючих жидкостей;
  • освещение отсека с топливно-раздаточной колонкой и насосами;
  • самосрабатывающие огнетушители;
  • шкаф для управления электроприводами.
  • оборудование оценки герметичности резервуара.

По желанию заказчика контейнерные АЗС могут оснащаться системой видеонаблюдения и охраны с передачей информации на удаленный операторский пункт. При установке станции для удовлетворения потребностей населения возможен вариант поставки автоматической АЗС с системой безоператорной оплаты и раздачи топлива.

Производство конструкций

Любая АЗС - это объект повышенной опасности, поскольку является хранилищем огромного объёма топлива, поэтому к производству ее элементов выдвигаются высокие требования. Особого внимания удостаивается изготовление топливных резервуаров, ведь от их качественного исполнения и прочности зависит надежность и безопасность последующей эксплуатации контейнерной АЗС.

Производственный процесс в отношении топливного резервуара сопряжен с выполнением ряда технологических мероприятий, способствующих повышению надежности емкости и снижения рисков утечек нефтепродуктов. Особое внимание в данном случае уделяется качеству сварочных работ, прочности резервуара и методу его установки в контейнере.

Для получения качественных сварных швов на предприятиях используются различные технические средства, к примеру установка для резки струей плазмы, позволяющая получать ровные кромки листового металла; гильотина для изготовления довольно больших деталей прямоугольной конфигурации из металла, а также стапели для скручивания.

Производственное помещение требует наличия достаточной площади для размещения самой установки и оборудования для ее изготовления. Производство контейнерных АЗС включает в себя ряд технических и технологических особенностей, направленных на безопасную будущую эксплуатацию автозаправочной станции. Особое внимание уделяется мастерам, участвующим в изготовлении подобных конструкций. При необходимости корпус резервуара может быть утеплен, что позволит создать условия для бесперебойной работы на территориях с низкими температурами. Зачастую утепление требуется на АЗС, работающих с дизельным топливом, загустевающем на сильном холоде.

Материал изготовления

При производстве контейнерных АЗС используется сталь различных марок. На выбор того или иного материала влияют погодные и климатические условия предполагаемой рабочей территории. Чаще всего задействуется стандартный вариант - СТ3Сп5 - обычная углеродистая сталь, обладающая необходимыми показателями при сопротивлении на изгиб, растяжении и ударной вязкости. Также применяется марка 09Г2С - сталь конструкционная низколегированная.

Если эксплуатация контейнерных АЗС подразумевает хранение опасных видов нефтепродуктов, то топливную емкость и сопутствующее оборудование производят из нержавеющей стали. При этом применяется марка AISI321 или же российский аналог 12Х18Н10Т.

Модификации контейнерных автозаправок

Основные различия контейнерных АЗС отдельных модификаций обусловлены следующими факторами:

  • размерами топливных резервуаров;
  • конструктивным исполнением емкостей (одностенные и двустенные);
  • количеством обособленных отсеков, выступающих в качестве хранилищ для различных видов нефтепродуктов;
  • составом группы вспомогательного оборудования, сказывающегося на эксплуатации КАЗС.

На сегодняшний день самыми востребованными считаются модификации, рассчитанные минимум на три вида горючего сырья и оборудованные двустенными резервуарами.

Требования к монтажу

Установка контейнерной автозаправки требует соблюдения ряда требований:

  • Установка должна быть произведена в заводских условиях и в соответствии с утвержденными техническими документами.
  • Оформление проекта привязки АЗС контейнерного типа на территории осуществляется в порядке, установленном для расположения типовых автозаправочных станций.
  • Заземление нетоковедущих элементов конструкции из металла, на которых может оказываться напряжение, осуществляется в соответствии с требованиями «Правил устройства электрических установок».
  • Монтаж контейнерной автозаправки должен производиться на площадях, обладающих твердым негорючим покрытием, устойчивым по отношению к воздействию нефтепродуктов либо их паров.
  • Размещение топливно-раздаточных колонок должно предусматривать организацию свободного доступа специалистов, осуществляющих их техническое обслуживание. Расположение топливно-раздаточных колонок должно обеспечивать беспроблемное управление и обзор информации касаемо расхода горючего сырья. Освещенность рабочего места регламентируется действующей нормативной базой.
  • Насос и топливно-раздаточная колонка обязательно устанавливаются в запирающемся отсеке контейнера.

Требования к контейнерной АЗС касательно норм пожарной безопасности следующие: максимально разрешенный объем для автозаправок контейнерного типа, расположенных в черте населенного пункта, составляет 40 м 3 (при этом объем одного отсека не должен превышать 10 м 3), для установок, размещенных за пределами населенных пунктов - 60 м 3 (с максимальным объемом одного отсека 20 м 3). КАЗС могут быть рассчитаны на хранение и отпуск 1-4 видов топлива.

Факторы, влияющие на конечную стоимость КАЗС

Производитель не может заранее озвучить стоимость каждой конкретной КАЗС. Цена складывается из многих факторов. Сегодня на рынке можно встретить самые разные предложения - от 160 тыс. до 4,5 млн рублей.

Основным фактором является численность резервуаров и их габариты. Емкость объемом 1 м 3 , как правило, рассчитана на один вид горючего, а объемом 40 м 3 - на три.

Второй фактор — это система учета нефтепродуктов и ее автоматизация. ПК, кассовый аппарат, специальное ПО, современные средства связи с центральным офисом по желанию заказчика могут быть установлены на контейнерной автозаправке, что существенно скажется на конечной стоимости.

Не каждый предприниматель готов тратиться и на отдельный пункт управления (диспетчерскую), который занимает отдельный контейнер.

Различна и стоимость контейнерных автозаправок разных климатических исполнений. Ведь чаще всего для производства резервуаров применяются специальные морозоустойчивые стали, помимо этого, нередко такие устройства комплектуются системой подогрева горючего материала в трубопроводах.

Цена на подобные автозаправки также зависит и от комплектности. Топливно-раздаточные колонки могут отличаться конструкцией, способом установки, типом и производителем. Даже, казалось бы, одинаковые контейнерные АЗС, фото которых сделаны в Германии, России и Китае, будут сильно разниться по стоимости.

Мощность насосного агрегата и наличие того или иного уровнемера также важны и играют не последнюю роль в ценообразовании.

Техническое обслуживание

Любая автозаправочная станция, будь то контейнерная или стационарная, нуждается в проведении периодических специальных мероприятий по очистке и визуальному осмотру на предмет возможных утечек. Обслуживание АЗС контейнерного типа определяется составленным графиком с указанием вида работ и ответственных лиц.

Контейнерная автозаправка не требует какого-либо специфического обслуживания. Технологический резервуар такого комплекса оснащен люком, предоставляющим доступ ко внутренней части корпуса емкости для ее механической очистки. Кроме того, в резервуаре предусмотрены места для крепления шлангов, что позволяет устранить осадок со дна емкости.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что автозаправка контейнерного типа - это дешевая, компактная и обладающая небольшим сроком окупаемости установка. Кроме того, она обладает прекрасными эксплуатационными характеристиками, особенно в условиях низких температур и отсутствия бетонного покрытия площадки расположения.

Здания и сооружения на территории АЗС размещаются в строгом соответствии с проектом, утвержденным и согласованным в установленном порядке.

Все виды ремонтно-строительных работ зданий и сооружений выполняются в строгом соответствии с графиком планово-предупредительных работ (ППР), составленным на основании местных условий эксплуатации. За осадкой фундаментов зданий, сооружений и оборудования в первые два года их эксплуатации (после ввода в эксплуатацию) устанавливается тщательное наблюдение путем осмотра и измерений не реже одного раза в три месяца.

Металлические конструкции необходимо осматривать не реже одного раза в год, а железобетонные - не реже двух раз в год. При обнаружении повреждений и неисправностей в конструкциях зданий и сооружений проводится обследование специализированными организациями. По результатам обследования принимаются меры по дальнейшему использованию конструкций.

Для предохранения от коррозии металлические конструкции зданий и сооружений необходимо периодически окрашивать защитными грунтами, красками или лаками (наружные - не реже одного раза в год, а находящиеся внутри помещения - не реже одного раза в 3-5 лет) .

На АЗС ведется журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений, в который необходимо записывать: даты и результаты осмотров с описанием всех замеченных повреждений, выполненные ремонтные работы, с указанием дат начала и окончания ремонта, его характера и объема, результаты измерений осадки фундаментов, данные о трещинах и их местонахождении. Для снижения загазованности жилых и производственных зданий автозаправочная станция располагается со стороны преобладающего направления ветров. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС поддерживаются в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия ежегодно проверяется специализированными организациями с выдачей заключений и отметкой в паспорте на вентиляционную установку.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории АЗС и за ее предел. На въезде и выезде с территории устраиваются пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами осадки в очистные сооружения.

Планировка предусматривает:

Удобный подъезд и стоянку автомобильной техники у колонки во время заправки;

Хороший обзор всей территории из помещения оператора;

Отведение зон под зеленые насаждения;

Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона;

Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее сооружениями, должны соответствовать НПБ 111-98. «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;

Место расположения АЗС обозначается дорожным знаком;

При въезде на территорию АЗС устанавливается;

Дорожный знак «ограничение максимальной скорости движения»;

Дорожный знак «движение транспортных средств с опасными грузами запрещено»;

Предписывающий знак «обязательная высадка пассажиров» на АЗС устанавливается в зоне сервисного обслуживания;

Предупреждение водителям мототранспорта о выключении двигателя за 15 метров до ТРК путем установки указателя «Остановка мототранспорта за 15 метров»;

Информационное табло «Схема движения автотранспортных средств по АЗС»;

Информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов, видов обслуживаемого транспорта;

На подъездах к заправочному островку устанавливают знак «движение только прямо» на АЗС, имеющей навес, устанавливают знак «ограничение по высоте»;

Информационные знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта.

В соответствии с требованиями технических условий на технологические системы, применяемые на АЗС, устанавливаются знаки, ограничивающие габариты, массу и виды транспортных средств, разрешенных для въезда на АЗС.

На видном месте размещается информация для водителя по правилам заправки транспортных средств, применительно к типу топливораздаточных колонок.

Рисунок 1. Схема организации стационарной (традиционной) автозаправочной стации.

Современные автозаправочные станции, или АЗС, принято классифицировать по нескольким основным принципам и направлениям, одним из которых являются нормативные параметры типовых проектов:

  • Количество топливораздаточных колонок (ТРК);
  • Общая вместимость имеющихся резервуаров;
  • Максимальное число заправок в течение определенного промежутка времени, например, в «часы пик»;
  • Количество машин, заправляемых в течение одних суток.

К числу наиболее используемых типовых проектов относятся:

1.1 Проект многотопливной автозаправочной станции , основной характеристикой которого служит возможность заправки транспортных средств двумя-тремя видами моторного топлива (светлые нефтепродукты, компилированный природный и сжиженный углеводородный газ).

1.2 Проект топливозаправочного пункта , размещаемого, как правило, на территории крупного производственного предприятия (автомобильного парка) и обеспечивающего моторным топливом транспортные средства данного предприятия.

1.3 Проект традиционной АЗС , предусматривающий подземное расположение топливных резервуаров-хранилищ, и реализующий технологическую схему, предполагающую разнесение ТРК и резервуаров.

Эффективность использование типовых проектов АЗС обусловлена следующими факторами:

  • упрощенный порядок согласований и прочих разрешительных мероприятий;
  • минимальные сроки проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию;
  • гарантированный экономический эффект, рассчитанные сроки окупаемости инвестиций и получения прибыли.

Генплан АЗС – это одна из составляющих проекта, назначение которой заключается в комплексном решении планировки, размещения зданий (сооружений), инженерных сетей и технологических коммуникаций, а также благоустройство территории автозаправочной станции. Расположение автозаправки в границах населенного пункта или промышленного (автотранспортного) узла тоже оговаривается в генеральном плане.

В данном документе в обязательном порядке учитываются:

  • места установки дорожных (по согласованию с ГИБДД) и информационных (о размещении пожарного гидранта, водозаборного колодца или пожарного водоема) знаков;
  • значения годовой «розы ветров»;
  • устройство пологих повышенных участков на въездах и выездах и дренажных лотков для отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, в очистные сооружения;
  • соблюдение минимальных расстояний.

Технологические требования, предъявляемые к схемам генеральных планов автозаправочных станций:

  • наличие возможности заправки моторным топливом транспортных средств с различными вариантами расположения топливных баков (правостороннее, левостороннее, двустороннее);
  • обеспечение независимого подъезда автомобилей к ТРК;
  • минимальная протяженность топливных коммуникаций;
  • оптимальность радиусов поворота транспортных средств;
  • вместимость зоны отстоя транспорта, ожидающего заправки;
  • наличие визуального контроля заправочной зоны (зон) оператором АЗС.

Проектирование и строительство автозаправочных станций

При проектировании автомобильных заправочных станций обязательным условием является соблюдение следующих требований:

3.1 Размещение АЗС выполняется на участках придорожной полосы, обладающих одним из следующих признаков:

  • возвышение;
  • уклон, превышающий 40%;
  • закругление, радиус которого превышает 1000 метров;
  • удаленность от железнодорожного переезда более 250 метров;
  • удаленность от мостовых переходов 1000 метров и более.

3.2 Включение в расчет поставки оборудования серийных технологических систем приема, хранения и раздачи топлива, сопровождающихся согласованной в установленном законодательством порядке технико-эксплуатационной документацией.

3.3 Соответствие технико-эксплуатационных данных разрабатываемых систем пожарной безопасности требованиям, предъявляемым нормами «НПБ 111» к автозаправочным станциям всех типов.

3.4 Учет требований комплекса требований, включающих правила безопасной эксплуатации в сфере взрывозащищенности, газовой и экологической безопасности, охраны труда и иных требований, регламентируемых утвержденными действующими нормативно-правовыми актами.

3.5 Определение минимальных расстояний в пределах территории АЗС.

Организация территорий

Процесс организации территорий АЗС сопровождается соблюдением нижеперечисленных условий:

4.1 Учет инженерно-геологических, климатических и социально-экономических особенностей данной территории. Размещение комплекса сооружений АЗС предполагает отсутствие негативного влияния деятельности автозаправки на состояние здоровья и санитарно-бытовые условия населения и обслуживающего персонала.

4.2 Выполнение функционального зонирования территории, учитывающее не только технологические связи, но и соблюдение противопожарных и санитарно-гигиенических мероприятий, пропускную способность АЗС, рациональность транспортных и инженерных связей, а также защиту территорий, прилегающих к заправочной станции от загрязнений отходами ее деятельности.

4.3 Выезды на дороги с I-ой по IV-ю категории оборудуются переходно-скоростными полосами, длина которых определяется СНиПом 2.05.02.

4.4 Установление движения автотранспорта в одном направлении.

4.5 Размещение на территории АЗС необходимых средств организации дорожного движения (знаки, ограждения, направляющие устройства, разметка, светофоры и т.п.). Не допускается установка рекламных щитов на выездах (въездах) со стороны дорог.

4.6 Наличие малых архитектурных форм и устройство озеленения.

4.7 Устройство жестких покрытий и оснований (цементно-бетонных, асфальтобетонных, монолитных) проездов и площадок, предотвращающих попадание моторного топлива в грунт.

4.8 Равная прочность конструкции покрытий переходно-скоростных полос и основной дороги.

4.9 Наличие отдельного проезда (не менее 3,5 метров шириной) для проезда автоцистерн к местам слива светлых нефтепродуктов.

4.10 Устройство «треугольника видимости» при въезде (выезде) на АЗС.

Применяемые для АЗС нормы проектирования

НПБ 111-98*

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

CAR REFUELING STATIONS.
FIRE SAFETY REQUIREMENTS*

Дата введения 1998-05-01

РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ФГУ ВНИИПО МВД России) (А.Я.Корольченко, Ю.Н.Шебеко, В.Л.Малкин, И.М.Смолин, В.А.Колосов, Е.В.Смирнов, Д.М.Гордиенко), нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (В.Е.Татаров, Ю.Д.Сергеев) и Академией ГПС МВД России (В.В.Рубцов, А.С.Андросов, В.П.Назаров).

ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.

СОГЛАСОВАНЫ с Госстроем России (письмо от 30.12.1997 г. N 13-831).

ВВЕДЕНЫ в действие приказом ГУГПС МВД России от 23.03.1998 г. N 25.

ПОДГОТОВЛЕНЫ с учетом Изменения N 1 , утвержденного и введенного в действие с 01.11.1999 г. приказом ГУГПС МВД России от 02.07.1999 г. N 53, согласованного с Госстроем России (письмо от 28.12.1998 г. N 09-689), Изменения N 2 , утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 08.11.2000 г. N 66, согласованного с Госстроем России (письмо от 11.09.2000 г. N 9-18/419) и с Госгортехнадзором России (письмо от 29.11.2000 г. N 03-35/406), Изменения N 3 , утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 20.07.2001 г. N 47, Изменения N 4 , утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МЧС России от 23.05.2002 г. N 17.

Вводятся взамен НПБ 102-95.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1*. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.

2*. В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.

Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.

Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система* которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

* Термины и определения приведены в обязательном приложении 1.


Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

3*. При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93 .

4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.

5*. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторного топлива - приложением 3, к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС - приложением 6.

При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

6. Исключен (Изм. N 4).

II. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ

7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93 .

8. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой "розе ветров") по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

10*. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;

до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения - до окон (дверей);

до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании);

Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89 *, а именно:

до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;

до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;

до остальных дорог и улиц - не нормируются.

11*. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:

тип А - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 м;

тип Б - общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м.

Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м - вне населенных пунктов.

Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м, а вне населенных пунктов - 20 м.

Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на типы А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 4.

12*. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Наименование объектов, до которых определяется расстояние

Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м

Расстояние от АЗС с надземными резервуарами, м

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10)

Лесные массивы:

хвойных и смешанных пород

лиственных пород

Жилые и общественные здания

Места массового пребывания людей

Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

Торговые киоски

Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):

Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети)

Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)

Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС

Технологические установки категорий А, Б, Г, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007

Линии электропередач, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции)

Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

Примечания: 1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1, указанные в таблице 1, допускается уменьшать не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.

2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1 расстояния допускается уменьшать не более чем на 25% (за исключением указанных в строках 3, 4, 10, 11).

3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.


13*. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Наименование зданий и сооружений АЗС

Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе "Наименование... ", м

Подземные резервуары для хранения топлива

Топливораздаточные колонки

Площадка для АЦ

Здания для персонала АЗС и сервисного обслуживания транспортных средств:

Здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров:

I, II и III степени огнестойкости класса С0 или С1

IV степени огнестойкости класса С0

Площадка для стоянки транспортных средств

Котельная на дизельном топливе

Примечания: 1. Расстояния указаны: в числителе - до стен зданий, в знаменателе - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные "-", не нормируются и принимаются, исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.

2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.

3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров топливом из АЦ, расстояния от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС расстояния следует увеличивать на 30%.

4. Расстояния не нормируются:

а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной;

б) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.

5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 ед. транспортных средств. В строке 9 приведены расстояния до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости класса С0 или С1 должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50%.

6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ .


14*. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Наименование зданий и сооружений АЗС

Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе "Наименование…", м

Контейнеры хранения топлива

Топливораздаточные колонки

Площадка для АЦ

Здания для персонала АЗС

Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами

Примечания.

1. Расстояния, обозначенные "-", а также расстояния от ТРК до контейнеров хранения топлива и площадки для АЦ на контейнерной АЗС не нормируются и принимаются, исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.

2. Расстояния между контейнерами хранения топлива, технологические отсеки которых расположены друг напротив друга, следует принимать не менее 4 м.

3. Расстояния до зданий сервисного обслуживания водителей, пассажиров и транспортных средств принимаются по таблице 1.

15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.

16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.

17*. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд.

Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.

18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.

19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ


20*. На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.

Помимо указанных, на территории многотопливных АЗС, АГНКС или АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами), а также на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы, для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей.

К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,2 м (для резервуаров и трубопроводов с жидким моторным топливом) или не менее 0,5 м (для сосудов, резервуаров и трубопроводов с компримированным природным газом или сжиженным углеводородным газом и его парами) или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить целостность (предотвращение разрушения насыпи, предотвращение образования пустот между резервуаром (трубопроводом) и защищающим его материалом и т.п.) в течение времени и в условиях эксплуатации резервуара (трубопровода).

21*. На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий "А", "Б" (за исключением помещений для оборудования со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС) и "Г" (за исключением котельной).

На территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и АГЗС с одностенными резервуарами размещение котельной категории "Г" не допускается.

В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли (например, окраска и т.п.).

22*. Здания и сооружения*, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или III степени огнестойкости класса С0 или С1 или IV степени огнестойкости класса С0 и, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 м, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

* Здесь и далее под сооружениями АЗС следует понимать сооружения, размещаемые на территории АЗС, за исключением технологических систем.


При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 °С. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.

Допускается применять котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе с температурой вспышки более 45 °С. Котельные на дизельном топливе должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило, в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ. Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов. Оборудование хранения и линии подачи топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии.

23. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств, а также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) с наличием свободного пространства, не допускается. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.

24*. Помещения для персонала АЗС, включая операторную, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств. При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

Допускается предусматривать место оператора в помещениях сервисного обслуживания водителей и пассажиров при условиях размещения кабелей электропитания электроагрегатов технологической системы в специальном помещении электрощитовой, управления работой технологической системы и обесточивания электропитания АЗС оператором посредством слаботочной системы управления, а также обеспечения возможности визуального контроля за технологическими операциями оператором АЗС.

25*. Не допускается объединять в едином здании:

помещения сервисного обслуживания транспортных средств (за исключением помещений механизированной мойки автомобилей, работающих на жидком моторном топливе) и помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;

помещения магазина, в котором предусмотрена продажа товаров, содержащих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, и помещения общественного питания. В случае, если указанные товары размещены только в помещении кладовой, отделенной от помещений сервисного обслуживания водителей и пассажиров противопожарными перегородками 1-го типа, допускается размещать помещения магазина в едином здании с помещениями общественного питания.

26*. В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различного функционального назначения следует разделять перегородками, выполненными из негорючих материалов, а помещения, предназначенные для установки транспортных средств (кроме механизированной мойки), - противопожарными перегородками 1-го типа.

При проектировании АЗС, предназначенных для размещения в населенных пунктах, допускается предусматривать помещения постов технического обслуживания только легковых автомобилей.

27. В зданиях АЗС запрещается предусматривать помещения для проведения огневых и сварочных работ.

28*. Помещения категорий В1-ВЗ, а также кладовые магазина для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует размещать у наружных стен зданий с оконными проемами.

Смазочные масла (включая отработанные) должны храниться в емкостях общей вместимостью не более 1 м, размещаемых либо подземно, либо в специальном помещении, отделенном от соседних помещений противопожарными перегородками 1-го типа и имеющем самостоятельный выход непосредственно наружу из здания.

Допускается увеличивать общую вместимость указанных емкостей и производить заправку маслом транспортных средств на самостоятельных заправочных островках в случае, если оборудование для приема, хранения и выдачи смазочных масел и его размещение отвечает требованиям настоящих норм, предъявляемых к технологическим системам АЗС жидкого моторного топлива.

29*. В случае, если выход из помещений зданий АЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.

30*. Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).

Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и СУГ не допускается.

31. Технологические системы должны быть изготовлены и/или размещены таким образом, чтобы обеспечивались их целостность и работоспособность при воздействии на них возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств, подвижках грунта и т.п.), определяемых проектом на АЗС.

32*. Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС, ТРК традиционных и модульных АЗС, а также раздаточные колонки АГЗС и АГНКС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами. На АЗС для заправки крупногабаритной техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника и т.п.) крепление защитных устройств к блокам и контейнерам хранения топлива не допускается.

33. Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов.

34. Высота надземной части колодцев для инженерных сооружений должна быть не менее 0,05 м. Конструкция колодцев должна предотвращать попадание в них грунтовых вод.

35*. Площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована:

отбортовкой высотой не менее 150 мм;

пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны;

аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ.

При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10% вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками.

Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года.

Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.).

36. Расположение транспортных средств на площадке для их стоянки не должно препятствовать свободному выезду транспортных средств с ее территории.

37. Фундаменты для контейнеров хранения топлива должны исключать скопление топлива под резервуарами. Высота фундамента должна быть не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к нему площадке, его размеры в плане должны превышать размеры контейнера хранения топлива не менее чем на 0,5 м во все стороны, а верхняя поверхность фундамента должна иметь уклоны от резервуаров в сторону краев фундамента не менее 2°.

38. В случае применения ограждающих конструкций контейнеров хранения топлива и их технологических отсеков эти конструкции должны выполняться в виде продуваемых преград с равномерным расположением отверстий по площади ограждений. Отношение площади отверстий к полной площади преграды должно быть не менее 50%.

Допускается использовать ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50% при выполнении требований п.89.

39*. При оснащении АЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям:

оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно;

емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении;

оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом;

линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров;

трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами;

крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек.

40. АЗС следует оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87 , но не ниже II категории.

41. Система заземления АЗС должна отвечать требованиям ПУЭ и Правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности .

Монтаж системы заземления следует проводить до начала пусконаладочных испытаний технологических систем АЗС.

42. Предусматривать на АЗС воздушные линии электропередачи не допускается.

43. АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.

IV*. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ АЗС ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА

44. На АЗС должны использоваться ТРК, обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства.

Топливораздаточные колонки рекомендуется оснащать устройствами, предотвращающими выход топлива при повреждении колонок.

45. Резервуары и трубопроводы для топлива и его паров должны сохранять герметичность в течение не менее 10 лет при соблюдении требований ТЭД на технологические системы.

46. Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами контроля их герметичности.

Примеры указанных систем приведены в рекомендуемом приложении 5.

47*. Подземные одностенные резервуары для хранения топлива должны устанавливаться внутри оболочек (за исключением аварийных резервуаров), выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между указанными стенками должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.

48. При применении двустенного резервуара для хранения топлива следует предусматривать конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности образования взрывоопасной смеси паров топлива с воздухом (в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном пространстве. В случае заполнения межстенного пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна быть ниже 100 °С.

Двустенный резервуар следует оборудовать системой объединенного или непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС о разгерметизации и автоматическое прекращение наполнения резервуара. Для двухстенных резервуаров традиционной АЗС допускается предусматривать периодический контроль их герметичности.

49. Для каждой камеры многокамерного резервуара должны выполняться требования, предусматриваемые настоящими нормами для однокамерного резервуара. Одновременное хранение бензина и дизельного топлива в различных камерах одного резервуара допускается только в двухстенных резервуарах, в которых камеры для бензина и дизельного топлива разделены двумя перегородками и обеспечен контроль герметичности межперегородочного пространства.

50. Ввод трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня заполнения их топливом. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня не допускается.

51. Трубопроводы линии деаэрации резервуара должны быть оснащены огнепреградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года.

При размещении трубопровода линии деаэрации на расстоянии не менее 5 м (по горизонтали) от проездов высота расположения его верхнего среза по отношению к прилегающей площадке должна быть не менее 2,5 м. Если это расстояние менее 5 м, то его высота определяется соотношением

Где - высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации, определяемая от уровня прилегающих проездов для транспортных средств, м; - максимальная высота транспортного средства, допускаемого для заправки на АЗС (м), но не менее 2 м; - внутренний диаметр трубопровода линии деаэрации, м.

На трубопроводах линии деаэрации резервуара перед дыхательными клапанами или огнепреградителями рекомендуется устанавливать запорную арматуру.

52. Оснащение линии деаэрации должно обеспечивать возможность контроля ее пропускной способности во время эксплуатации.

53. Резервуары (камеры) рекомендуется оснащать раздельными системами деаэрации. Допускается для резервуаров (камер) с одинаковым видом топлива использовать общую газоуравнительную систему при условии установки огнепреградителей в узлах подсоединения трубопроводов этой системы к резервуарам (камерам).

Устройство общей газоуравнительной системы между резервуарами (камерами) с бензином и дизельным топливом не допускается.

54. Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95%-ного заполнения резервуара.

55*. Если вероятность отказа автоматических систем предотвращения переполнения резервуаров, непрерывного контроля герметичности межстенного пространства резервуаров и трубопроводов, обнаружения утечек и прекращения подачи топлива или его паров, а также контроля пропускной способности линий деаэрации или рециркуляции превышает 10 в год, то следует предусматривать либо дублирование их элементов, обеспечивающее выполнение функционального назначения систем, либо самоконтроль исправности, обеспечивающий автоматическое отключение ТРК и исключающий возможность наполнения резервуаров при неисправностях указанных систем.

56. Конструкция технологической системы должна предусматривать возможность проведения пожаробезопасных периодических испытаний на герметичность топливного оборудования непосредственно на АЗС. Требования к периодичности указанных испытаний должны быть приведены в ТЭД.

57. Технологические системы рекомендуется оснащать системами флегматизации свободного пространства инертным газом или иными системами, исключающими воспламенение и/или сгорание паровоздушной смеси топлива внутри технологического оборудования.

58. Все трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны удовлетворять следующим требованиям:

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.