Классный час в начальной школе по пдд.

Тема: «Обязанности пешеходов и пассажиров»

Цель: закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения.

Задачи: формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Тип: урок-игра.

1. Организационный момент:

Сегодня, ребята, у нас необычный урок, урок-викторина.

Одним из основных помощников современного человека является автомобиль. Для передвижения автомобиля существуют дороги. А чтобы пешеходы и автомобили не мешали друг другу, созданы правила дорожного движения.

Вот о них мы сегодня поговорим. Сейчас послушайте правила викторины: вы должны разделиться на две команды, придумать название команды, и выбрать командира. Каждая команда выполняет задание, за правильно выполненное задание получает жетон. Победитель тот, у кого больше жетонов.

У нас две команды – «Пешеходы» и «Пассажиры».

Задание №1. Разминка.

Вопросы для команды «Пешеходы»

    Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете?

    В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

    Где нужно стоять в ожидании автобуса?

Вопросы для команды «Пассажиры»

    Как нужно переходить улицу при выходе из общественного транспорта?

    Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

    Сколько сигналов у пешеходного светофора?

Задание №2 «Разгадай кроссворд»

Каждой команде раздаются карточки с кроссвордами.

Учитель: Данный конкурс заключается в том, какая команда быстрее разгадает кроссворд и узнает дорожный знак, обозначающий опасный участок дороги.

По вертикали:

1. Бывает надземным, подземным, пешеходным. (переход)

2. Любая часть для движения по улице, проспекту. (дорога)

З. Специальное место для ожидания общественного транспорта. (остановка)

4. Любимое транспортное средство, водителем которого вы можете стать. (велосипед)

5. Кто управляет движение машин и пешеходов? (регулировщик)

6. Человек, идущий по дороге. (пешеход)

7. Бывает железнодорожным, воздушным, водным, сухопутным. (транспорт)

Итак, у нас задание для командиров :

Азбука дорог”

Я читаю стихотворение, кто догадается, выбирает нужный знак.

Задание №3. “Собери знак”

Это задание, ребята, на время. Команда, которая быстрее соберёт разрезанный дорожный знак, получит жетон. (В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей).

Подведение итога.

Сейчас я прочитаю вам вопросы, а вы, если поступаете так, как здесь говорится: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если же какие-либо из правил не соответствуют норме, тогда вы молчите.

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

Кто бежит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелёный

Означает: путь открыт?

А что жёлтый свет всегда

Нам о вниманье говорит?

Кто, пусть честно говорит,

На трамвае не висит?

Знает кто, что красный свет-

Это значит: хода нет?

4 конкурс «Знатоки правил дорожного движения».

(Все вопросы оформлены в виде билетов, каждому участнику команды предоставляется возможность ответить на вопрос)

В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? (красный, жёлтый, зелёный)

Что обозначает красный свет светофора? (стоп)

Что обозначает жёлтый свет светофора? (внимание, приготовься к пути)

Что такое зебра? (это пешеходный переход)

С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе? (с 14 лет)

Где могут ездить велосипедисты? (по специально отведённой для них велосипедной дорожке)

Как нужно двигаться по загородной дороге? (по обочине, навстречу идущему транспорту, тогда издали увидишь машину)

Как нужно обходить автобус? (Только сзади, а ещё лучше подождать, когда он уедет)

Что такое перекрёсток? (это пересечение улиц)

Как регулируется движение на перекрёстке? (светофором, а если он сломался, то регулировщиком)

Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, подземный, воздушный, речной или морской)

Как нужно вести себя в транспорте? (громко не разговаривать, не кричать, не толкаться, уступать место старшим и обязательно оплачивать проезд).

Задание №5. Шуточная викторина «Какой вид транспорта?»

Вам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства:

На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке.)

Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед.)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем.)

Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед.)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету.)

На чем летал старик Хоттабыч? (Ковер-самолет.)

Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа.)

На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд.)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ним комарики…

На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)

Кто путешествовал в мультфильме "Чунга-Чанга"? (Кораблик.)

На чем катался Кай? (На санках.)

На чем летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре.)

В чем переплавлялись по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане? (В бочке.)

При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты? (Повозка.)

На чем перебиралась Василиса Премудрая к царю во дворец? (В карете.)

Подведение итога.

Итог:

Ребята, я уверена, что вы на дороге ив транспорте такие же внимательные, как и сегодня на уроке. Соблюдайте все правила дорожного движения и дорожно-транспортные происшествия вам не страшны.

Подсчет баллов. Награждение победителей.

На этом наш урок подошел к концу. Я хотела закончить его словами:

Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были цели,

Знаки надо знать.

Надо знаки уважать!

Игра "Да или нет."

Ребята, светофор хочет с вами поиграть в игру «Да или нет». Светофор вам будет задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет».

Светофор: Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?

Дети: Да.

Светофор: Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?

Дети: Нет.

Светофор: Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?

Дети: Да.

Светофор: Сел в трамвай, не взяв билет. Светофор: Так поступать полагается?

Дети: Нет.

Светофор: Старушка - преклонные очень года. Ты место ей уступишь?

Дети: Да.

Светофор: Молодцы, ребята!





В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз?

Что обозначает красный свет светофора?

Что обозначает жёлтый свет светофора?

Что такое зебра?

С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе?

Где могут ездить велосипедисты?

Как нужно двигаться по загородной дороге?

Как нужно обходить автобус?

Что такое перекрёсток?

Как регулируется движение на перекрёстке?

Какие виды транспорта вы знаете?

Как нужно вести себя в транспорте?









По горизонтали:

    Участник движения

    Вид общественного транспорта

    Участник дорожного движения за рулём

    Осветительный прибор автомобиля

    Трёхглазый регулировщик движения

По вертикали:

    Участок земли, предназначенный для движения автотранспорта

    Край дороги

    Экологически чистый вид транспорта

    Место, где пассажиры входят и выходят из общественного транспорта

Цели :

Продолжить знакомство учащихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице, расширить знания учащихся по безопасности движения,способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умение предвидеть опасность

Воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц,

Развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование : сигналы светофора, дорожные знаки, плакаты

Ход занятия

    Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Слайд 1

Делаем ребятам предостережение,

Выучим сегодня правила движения,

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулём водители

- Ребята, сегодняшний наш классный час посвящен правилам дорожного движения. Мы с вами отправимся в путешествие по волшебной стране ПДД.

А для чего нужно знать правила дорожного движения?

С каждым годом всё больше и больше появляется транспорта на дорогах городов и посёлков. Для того, чтобы движение было безопасным действует строгий закон Правила дорожного движения. Соблюдать эти правила обязаны все: водители, пешеходы и пассажиры общественного транспорта. Об этих правилах мы сегодня и поговорим. Твёрдо запомните, и строго соблюдайте их. Этим вы сохраните себе здоровье и жизнь.

Везде и всюду правила, их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам полярник и пилот,
Свои имеют правила шофер и пешеход.
По городу, по улице, не ходят просто так
Когда не знаешь правила легко попасть впросак.
Все время будь внимателен, и помни наперед:
Свои имеют правила шофер и пешеход

Слайд 2-3

2 “Путешествие в прошлое”

Послушайте немного об истории правил дорожного движения.

Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам делались ещё во времена конных экипажей.

В России правила дорожного движения на лошадях были введены царем Петром I 13 января 1683 года. - Указ предупреждал извозчиков, что бы они ездили осторожно, не давили пеших людей.

В 1812 г были введены правила, которые установили правостороннее движение, ограничение скорости, введение номерных знаков для экипажей.

Слайд 4-14

3. Станция «Виды транспорта»

Отгадайте загадки.

Пьёт бензин, как молоко,

может бегать далеко (машина)

Бегу при помощи двух ног,

Пока сидит на мне ездок.

Мои рога в его руках,

А быстрота в его ногах.

Устойчив я лишь на бегу,

стоять на месте не могу. (велосипед)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках (автобус, троллейбус)

Мимо рощи, мимо яра мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка. Кто такая?.. (электричка)

Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держит их руками (трамвай)

Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи: как называются такие чудеса? (поливальная машина)

Однорукий великан поднял руку к облакам.

Он работник очень важный, строит дом многоэтажный (кран)

К нам во двор забрался крот,

Землю роет у ворот.

сотню рук он заменяет,

Без лопаты он копает (экскаватор)

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт (корабль)

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит (самолёт )

Молодцы! Вы знаете много видов транспорта: водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный.

А какое основное назначение всех видов транспорта? (перевозка пассажиров и грузов)

Слайд 15

4. Станция «Правила дорожного движения»

- Сейчас ребята расскажут правила дорожного дв ижения для наземного транспорта

1 ученик:

Бурлит в движении мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны -
Держитесь правой стороны.

Слайд 16-22

2 ученик:

Объяснить можно запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая - для транспорта,
Для тебя – тротуар!

3 ученик:

Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.

4 ученик:

На проезжей части, дети,
не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.

5 ученик:

Не висни на машине лучше –
Грозит тебе несчастный случай.
Напомни ротозею строго:

6 ученик:

Шум, движение, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора не умеешь разбираться.

Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвиться,
Потом окажется в больнице.

7 ученик:

Когда транспорт на дороге
У обочины стоит
Он обычно закрывает
пешеходам общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно.
Это каждый пешеход должен знать прекрасно.

8 ученик:

На проезжей части не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.
Мчатся по дороге
Быстрые машины,
Там вы попадете
Прямо им под шины.

– В пешеходном деле самое главное и трудное - перейти дорогу. Вы уже многое знаете и умеете.

5. Станция «Светофор»

И вот … машина едет за машиной. Конца не видно. Такая вот улица, что никак не перейти. Будешь стоять до самого вечера? А вот есть один помощник, который может регулировать движение. --- -Послушайте загадку.

Я глазищами моргаю неустанно день и ночь,

Я машинам помогаю и тебе хочу помочь (светофор)

Слайд 23

- Ребята, а вы знаете, для чего нужен светофор?

(Чтобы помогать пешеходу правильно переходить проезжую часть)

Перед вами лежат листки с изображением светофора. Раскрасьте сигналы светофора в правильном порядке. (Раскрашивание сигналов светофора)

Слайд 24

Для тебя горят они,

светофорные огни:

Красный – стой,

жёлтый – жди,

А зелёный свет – иди.

- Такие цвета выбраны не случайно. Красный цвет тревожный, он напоминает нам об опасности. Увидев его, остановись, не переходи дорогу. Желтый цвет предупреждения: будь внимателен. Водители издалека видят жёлтый цвет, сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И вы, когда увидите желтый цвет светофора, не спешите, подождите. Наконец, зажигается зелёный цвет – теперь спокойно переходи дорогу. Зелёный цвет – спокойный, приятный – это цвет листьев и травы.

А сейчас поиграем. Встали все.

Игра «Светофор»

Показываю красный цвет – стоите тихо.

Жёлтый – хлопаете в ладоши.

Зелёный - идёте на месте.

Слайд 25

6. Станция «Дорожная азбука»

Знак “Движение запрещено":

Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: "Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!"

Знак "Пешеходный переход":

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знак "Движение пешеходов запрещено":

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"

Знак "Подземный пешеходный переход":

Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!

Знак "Пункт первой медицинской помощи":

Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут.

Знак “Жилая зона”

Площадка детская у дома
По Правилам – жилая зона.
Подскажет знак водителю –
Во дворе – будь бдительным.
Едешь тихо, осторожно,
Припаркуйся, там, где можно.

Знак “Дети”

Это очень важный знак,
Он висит не просто так.
Будь внимательней, шофер!
Рядом садик, школьный двор.

Знак “Велосипедная дорожка

Велосипедная дорожка
Обгоняй Максим Сережку.
Вам никто не помешает –
Этот знак все дети знают.

Знак “Пешеходная дорожка

По пешеходной дорожке,
Шагают только ножки.
Лишь в коляске, малышам,
Можно ездить, не спеша.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

    Кто из вас идёт вперёд

только там, где переход?

    Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

    Кто из вас с дружком на пару

В школу шёл по тротуару?

    Кто автобус ожидая,

Прыгает и всех толкает?

    Кто из вас в вагоне тесном

Уступает старшим место?

    Знает кто, что красный свет

Означает «Хода нет»?

    Если жёлтый свет горит, кто идёт?..

    А кто стоит?

    Кто же правила все знает,

И всегда их выполняет?

Слайд 26

7.Станция «Вопрос – ответ»

    Можно ли играть на проезжей части?

На какой свет надо переходить улицу?

    Что надо сделать, прежде чем переходить улицу или дорогу, если нет светофора?

    Как вести себя в общественном транспорте?

Можно ли переходить дорогу на жёлтый сигнал светофора?

    Можно ли вам садиться на переднее сиденье автомобиля?

8.Итог классного часа

- И как итог, посмотрите небольшой ролик по правилам дорожного движения. (Показ видеоролика)

На улице будьте внимательны, дети,

Твёрдо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Чтобы вы помнили о правилах дорожного движения ученики 2 класса подготовили для вас Памятки пешехода. (вручение памяток)

Цели : пропагандировать среди детей Правила дорожного движения Российской Федерации и прививать твердые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; привлекать младших школьников к систематическому изучению и выполнению Правил дорожного движения.

Задачи : развивать у детей способность быстро оценивать уличную обстановку и ориентироваться в ней; обучать и воспитывать грамотных участников дорожного движения; формировать навыки грамотных пешеходов и пассажиров посредством игры в соответствии с Программой.

Оборудование : магнитная доска; макет дороги; таблички с названиями станций; сигнальные карточки; кукла - Петя Светофоров.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Долгожданный дан звонок.

Это начался кружок,

А кружок расскажет всем -

Как без бед и без проблем,

Рано утром, не спеша,

Прийти в школу малышам.

Усаживайтесь удобно, ведь сегодня вы не просто мальчики и девочки, сегодня вы путешественники, которым предстоит исполнить различные жизненные роли. Перед тем как отправиться в дорогу, я предлагаю вам потереть ладошки (показывает).

Потёрли, приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло - это жизнь, а жизнь - это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь.

II. Постановка цели занятия.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие. А всегда ли путешествие проходит в безопасности?

(Ответы детей.)

Где нас могут подстерегать опасные моменты и ситуации? (Ответы детей.)

Что нам помогает их преодолевать? (Ответы детей.)

В нашем путешествии мы расширим и пополним знания по ПДД, которые являются самыми надёжными помощниками и защитниками нашей жизни от опасностей и неприятностей, подстерегающих нас на улицах и дорогах.

Город, в котором мы с вами живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектом дорог

Город всё время даёт нам урок.

Вот она, азбука над головой,

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Кто считает, что знает все правила ПДД и умеет пользоваться ими, покажите зелёный сигнал.

Кто знает все правила, но не умеет правильно их применять, покажите жёлтый сигнал.

Кто не всё знает и не всё умеет, покажите красный сигнал.

Ребята, я вижу, что нам еще многому предстоит научиться и многое узнать. Для того чтобы пополнить копилку своих знаний по ПДД, в наше увлекательное путешествие мы отправимся в школу Пети Светофорова.

III. Путешествие.

На каком транспорте вы любите путешествовать? Какие виды городского транспорта вы знаете? (Троллейбус, автобус, трамвай, машина, метро.)

Загадка.

Красный вагон по рельсам бежит,

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

На чем же мыс вами, ребята, поедем? (Трамвай.)

Прикрепляется макет трамвая на доску.

Я вам открою секрет: как сделать так, чтобы этот трамвайчик поехал. Главное в трамвае - звоночек, чтобы все знали, что мы едем, и уступали нам дорогу. А звенит он вот гак... (показывает).

Дети повторяют движения за учителем.

Ещё трамваю нужны двери, чтобы входить и выходить на остановках. «Двери закрываются» (руки сомкнуть впереди себя). «Двери открываются» (руки разводятся в стороны), и помогаем голосом: ш-ш-ш-ш.

А про колёса забыли. Без них даже сказочные трамваи не двигаются. А стучать колёса будут вот так (топают с усилением звука.) Стоп!

Молодцы! Когда мы идём по улице, мы кто? (Пешеходы.)

Показывает плакат «Пешеходы».

А когда мы едем в трамвае или в другом транспорте, мы кто? (Пассажиры.)

Показывает плакат «Пассажиры».

Как должен вести себя в транспорте пассажир? (Ответы детей.)

Итог беседы.

К доске прикрепляется и каждому ребенку раздается «Памятка пассажира».

В путь! (Двери закрываются, звенит звонок, стучат колеса - показ детьми.)

Стоп! (Остановка.) Двери открываются! (Ш-ш-ш.)

Остановка «Школа Пети Светофорова. (Таблица «Школа Пети Светофорова».)

Появляется Петя Светофоров - кукольный персонале.

Петя Светофоров . Здравствуйте, ребята! Я Петя Светофоров, житель города, а какого, догадайтесь.

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят.

Приглашают вас, ребят,

В славный город - авто...(град).

Таблица «Автоград».

Постановка проблемной ситуации.

Ребята, чего не хватает в нашем городе?

Учитель создает на доске макет улицы с неправильной дорожной ситуацией по мере поступления ответов: домов, дорог, тротуаров, перекрёстков, машин, пешеходов.

Что такое дорога? (Дорога — это обустроенная, приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо искусственная поверхность сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.)

Что такое перекресток? (Перекресток - это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.)

Что такое тротуар? (Тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.)

Кто такой пешеход? (Пешеход - это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге.)

Ребята, всё ли в порядке на улицах нашего города?

Нет. (Идёт оценка дорожной ситуации.)

Где должны ходить пешеходы?

Где должны ездить автомашины?

Какое движение на нашей улице: одностороннее или двустороннее?

Где и как нужно переходить улицу?

Что такое пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Ребята, назовите правила поведения пешеходов. (Дети называют правила поведения пешеходов.)

Итог.

Петя Светофоров вешает на доску «Правила поведения пешеходов» и дарит ребятам памятки с этими правилами.

А сейчас мы отправимся с вами в гости на станцию «Светофорная» в гости к Светофору.

Двери закрываются, звенит звонок, стучат колеса.

Стоп! Станция «Светофорная»!

Учитель вывешивает табличку с названием станции.

С виду грозный и серьезный,

Очень грозный светофор

С перекрёстка, с перекрёстка

На меня глядит в упор.

Всё, что хочет он сказать,

Свет зелёный, жёлтый, красный.

Игра «Собери светофор».

Группам детей раздаются пазлы.

Ваша группа собирает пазл, который обозначает сигнал светофора «Стой!».

Ваша группа собирает сигнал светофора «Внимание!».

А ваша группа собирает сигнал светофора «Иди!».

Дети выполняют задание.

Молодцы! Вы хорошо знаете сигналы светофора, и за это он дарит вам танец разноцветных огоньков.

Если горит зелёный свет, вы весело танцуете. Загорелся жёлтый - нужно остановиться и посмотреть налево и направо. Ну а если зажёгся красный - вы стоите на месте и грозите друг другу пальцем.

Дети под музыку танцуют, учитель меняет сигналы светофора.

Мы хорошо с вами отдохнули, а теперь отправляемся дальше, на следующую станцию.

Дети закрываются. Звенит звонок, стучат колёса.

Стоп! Станция «Игровая!» (Вывешивается табличка.)

Ребята, посмотрите, а чего ещё не хватает в нашем городе на нашей улице? (Знаков.)

Какие виды дорожных знаков вы знаете? (Предупреждающие и запрещающие.)

Предупреждающие знаки в треугольнике с красной обводкой. А запрещающие - это круг с красной обводкой. Сейчас мы с вами закрепим полученные знания.

Игра «Найди нужный знак».

Учитель делит детей на две команды, которые выстраиваются в колонны.

Задание первой команде: собрать предупреждающие знаки, второй - запрещающие знаки.

По одному игроки команд должны добежать до цели (цель - сложенные вперемешку таблички с изображёнными на них дорожными знаками), выбрать нужный знак, вернуться к своей команде.

По окончании эстафеты - проверка выбора нужных знаков. Обязательно повторить, какой это знак, что он обозначает.

Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были целы.

Знаки эти надо знать!

Надо знаки уважать!

Молодцы! Запомните эти знаки: они ваши надёжные помощники! А в награду за отличную работу наш трамвай отвезёт вас в сказку.

Двери закрываются, звенит звонок, колёса стучат.

Стоп! (Двери открываются.)

Остановка. Станция «Сказочная».

Ребята, вы узнали героя сказки? (Емеля.)

Да, это Емеля. Вы помните, что Емеля отправился к Царевне Несмеяне, чтобы рассмешить её. Но у нас не один Емеля, а целых три. Чтобы узнать, чей Емеля быстрее доедет до царевны, надо выполнить следующие задания.

Викторина «Будем ЗНАКомы»

1. Дорожный знак «Дети».

1) Ура! Уроки отменены!

2. Дорожный знак «Светофорное регулирование».

1) Шарики без роликов.

2) Светофорное регулирование.

3. Дорожный знак «Дорожные работы».

1) Клад кота Леопольда.

2) Дорожные работы.

4. Дорожный знак «Пешеходный переход».

1) По роялю ходить запрещено.

2) Пешеходный переход.

Емеля передвигается.

Конкурс «Загадки».

Ожидаешь ты посадки

На отведённой площадке,

Не нужна тебе сноровка

Это место - ... (Остановка.)

Вот стоит на мостовой

Рослый, статный постовой,

Крутит, вертит головой,

Всем прохожим говорит:

«Путь сейчас для вас открыт». (Регулировщик.)

Чудо-палочка она,

Всем знакома, всем видна.

Днём заметна,

А под вечер

Изнутри освещена. (Жезл регулировщика.)

Емеля продвигается.

Конкурс «Отгадай кроссворд».

1. Место, где мы живём. (Город.)

2. Цель изучения правил дорожного движения. (Безопасность.)

3. Что включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары и обочины? (Дорога.)

Определяется победитель. Награждение.

Итог.

Ребята, изменился ли сигнал вашего светофора, который мы поднимали в начале урока?

Поднимите, пожалуйста, свои сигналы.

Молодцы! Мы сегодня узнали много новых правил.

Как вы думаете, их достаточно для того, чтобы сохранить свою жизнь в условиях города и вступить с этими знаниями во взрослую жизнь? (Ответы детей.)

Да, мы приподняли с вами планочку ваших знаний вверх, но с каждым годом нам нужно поднимать её выше и выше, поэтому у нас впереди ещё много встреч с Петей Светофоровым.

Цели:

  • углубление знания учащихся о правилах безопасного поведения на дороге и на улице, о значении соблюдении их.
  • развитие умение анализировать; классифицировать, обобщать изучаемый материал; формирование положительной мотивации изучения правил дорожного движения;
  • развитие коммуникативных навыков обучающихся, умение работать в группе; культуры общения между детьми, этических норм поведения.

Оборудование: дорожные знаки, у каждого ученика таблица, клубок ниток, карточки с ситуациями, конверт с картинками,

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся

Когда мы становимся пешеходами?(Когда мы идем по улице, переходим дорогу) .
А если мы сели в автобус, трамвай, то в этом случае кто мы? (Пассажиры) .
(Учитель знакомит со статистикой ДТП по вине пассажиров и пешеходов).
– Ребята, это мало или много. Почему люди попадают в различные ДТП? (Нарушают правила безопасного поведения на дорогах).
Да, вы правы. Причина именно в этом.

Беседа о безопасности.

Скажите, что такое безопасность?
Это значит оберегать себя от какой–либо опасности, быть осторожным, внимательным, строго выполнять установленные правила, т.е. беречь себя от опасности.
Ребята, как думайте, о чём будем говорить сегодня на уроке?
Правильно, мы с вами будем повторять правила безопасного поведения на дороге и улице. Знание ПДД необходимо и детям и взрослым. Не только знание, но и соблюдение их. Соблюдение любых правил необходимо, а уж на дороге – просто обязательно.

III. Работа по теме урока

1.Заполнение таблицы

У вас на столах лежат таблицы, заполните две колонки: какие правила знаю, какие правила хотел(а) бы знать. Третью колонку заполните в конце урока.

2. Повторение правил дорожного движения

(Учащиеся читают заранее подготовленные стихи и показывают знаки).

По проезжей части ездят
Все по правой стороне,
Это Правило движенья
Действует в стране.

Пешеходы на дороге
Были бы в опасности,
Но для них есть тротуар
Вдоль проезжей части.

Люди на обочине
Двигаться должны
Транспорту навстречу
С левой стороны.

Переход через дорогу
Мы всегда найдем:
Полосатая дорожка
Нарисована на нем.

Рядом знак дорожный ставят:
«Пешеходный переход»,
Здесь дорогу переходит
Весь сознательный народ.

Если же под перекрестком
Есть подземный переход,
По нему через дорогу
Ходит каждый пешеход.

Перекресток переехать
И дорогу перейти
Вам нельзя одновременно,
Не столкнувшись на пути.

Регулирует движенье
Сложное приспособленье
Под названьем СВЕТОФОР.

Загорелся красный Свет,
Это значит – хода нет.
Светофор сигналит строго:
«Не ходите на дорогу!»

А когда горит зелёный,
Это значит – путь свободный.
Светофор вам говорит:
«Переход для вас открыт!»

Если светофора
Нет на переходе,
Посмотрите влево
Прежде, чем пойдете.

Посреди дороги
Вправо посмотрите,
Транспорт пропустите,
А потом идите.

Где вдоль улицы барьер,
Там нет перехода.
Транспорт движется за ним,
Не сбавляя хода.

За барьером можно сразу
Под колеса угодить:
Ведь тяжёлую машину
Нелегко остановить.

На проезжей части
Не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.

Если транспорт на дороге
У обочины стоит,
Он обычно пешеходам
Закрывает общий вид.

Грузовик или автобус
Обходить опасно,
Это каждый пешеход
Должен знать прекрасно.

Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят (Дети)

Если друг велосипед
Мчит тебя быстрей ракет,
Никогда не нужно ехать
Там, где знак увидишь этот.
(Проезд на велосипеде запрещен)

Футбол – хорошая игра,
Пусть каждый тренируется
На стадионах, во дворах,
Но только не на улицах. (Жилая зона)

Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
И домчит вас быстро, ловко
Знак… (автобусная остановка)

Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион. (Ремонт дороги)

Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути –
С электричкой не шути.

Сообщает знак о том,
Что вблизи аэродром.
Коль услышишь шум ужасный,
Знай, что это не опасно.

3. Игра «Паутинка»

Дети сидят в кругу. У водящего – регулировщика дорожного движения, в руках клубок ниток. Он бросает любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах. Тот, назвав причину, в руке держит нитку, а клубок бросает дальше. Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.
Вы знаете много правил и выполняете их. А правила дорожного движения надо очень хорошо знать. Не зная, как и где перейти улицу, вы можете попасть в беду.

4. Ситуации

Класс сидит группами (4 группы). Каждой группе даётся две ситуации. Учащиеся в каждой группе должны обсудить ситуацию и дать правильный ответ.

1. Незнайка опаздывал на поезд. Красная Шапочка торопилась в аптеку, у нее заболела бабушка. Они увидели мальчика, который катался на велосипеде и стали просить его подвезти. Кого подвез мальчик? (Никого нельзя катать на велосипеде)

2. Каждый раз, когда автомобиль подъезжает к перекрёстку, он его встречает. То зелёным светом моргнёт, то красным засияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрёстке.

3. Однажды Петя переходил проезжую часть улицы на зелёный сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк быстро-быстро заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперёд на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?

4. Подошли школьники к перекрёстку и замерли от удивления. Светофор, как всегда моргал, но только одним своим глазом – жёлтым, подавая сигналы для водителей и пешеходов. «Наверное, сломался», – подумали школьники. Как ты думаешь, что случилось со светофором?

5. Как правильно переходить дорогу на остановке – перед автобусом или за ним? Почему?

6. Шёл Миша как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекрёсток без светофора. Подошли к перекрёстку и только собрались переходить улицу, как Миша сказал: «Подождите, пропустим машину». И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают: «Как ты догадался?» Как автомобили могут «разговаривать» с пешеходами?

7. Коле исполнилось 9 лет. На день рождения ему подарили велосипед. Он обрадовался, сел на него и покатил. Мальчик объехал вокруг своего домика, проехал по двору и выехал на дорогу, направляясь к дому своего друга. Все правильно сделал Коля?

8. Оля вышла из автобуса и сразу побежала на другую сторону улицы. Правильно ли поступила Оля? Где и как надо переходить улицу, выйдя из транспорта?

В результате неправильного поведения происходят дорожно-транспортные происшествия. Люди получают различные травмы, иногда тяжёлые. Причина этого – нарушение правил.

5. Игра «Найди правильный ответ»

– Каждой группе я раздам конверт с картинками. Вы должны внимательно рассмотреть картинки, обсудите и дайте правильный ответ по ситуации. (В конверте лежат картинки, изображающие правильные и неправильные действия детей при переходе проезжей части и т. д.)

6. Конкурс «Разрешается – запрещается»

– Я задаю вопрос, а группы по очереди говорят, разрешается или запрещается.
Играть на мостовой … запрещается.
Переходить улицу на зеленый сигнал светофора … разрешается.
Выбегать на проезжую часть … запрещается.
Переходить улицу по подземному переходу … разрешается.
Помогать старикам и старушкам переходить улицу … разрешается.
Болтать и громко смеяться в транспорте … запрещается.
Играть во дворе на специально отведенных площадках … разрешается.
Кататься на велосипеде, не держась, за руль … запрещается.
Идти по тротуару слева … запрещается.
Уступить место в транспорте пожилым людям … разрешается.
Катать на велосипеде своих друзей … запрещается.
Соблюдать правила дорожного движения … разрешается

IV. Итог урока. Рефлексия

Учащиеся заполняют третью колонку в таблице: что нового узнал(а) о ПДД. Вопросы, оставшиеся без ответа, будут домашним заданием на следующий урок по ПДД. Повторяют источники, где можно найти информацию.

– Ребята, я уверена, что вы на дороге и в транспорте такие же внимательные, как и сегодня на уроке. Соблюдайте все правила дорожного движения и дорожно-транспортные происшествия вам не страшны. Какое у вас настроение от урока? Прикрепите «магниты-настроений» на доску.

Литература:

М.Р. Максиняева . Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – Москва 2004.
М.А. Бочкарева . Культура общения, риторика и этика в начальной школе. – Ижевск 1996.