Вопрос Архиерею. О Страстной и Светлой седмицах

Поистине правильное причащение и исповедание происходит тогда, когда человек боится этого таинства и ему стыдно перед Царем Божьим, когда сердце сокрушается и просыпается не достоинство свое.

Все службы Седмицы связаны с воспоминаниями Тайной Вечери. Этот день стал значимым в установлении Евхаристии.

Причастие на Страстной неделе

Поистине верующий человек должен причащаться на всех литургиях, которые совершаются на седмице. Поэтому если есть возможность, отправьтесь с работы и отмените важные дела. Проведите седмицу, как положено по церковным законам.

Три дня с начала Страстной недели священники проводят литургии Преждеосвященных Даров. Этот день считается самым сложным, и практически ни у кого не получается присутствовать на всех богослужениях.

Человек, желающий причаститься и исповедоваться, должен прийти в храм в среду вечером и до Великого Четверга отстоять все службы. В Великий Четверг уже начинается причащение пречистых Крови и Тела Царя Божьего. Он заповедовал всем людям исцелять тело и душу, чтобы оставить все грехи и обрести жизнь вечную.

В Великую субботу каждый христианин проходит таинство причащения. Как говорят практически все священники –одна из самых лёгких и возвышенных литургий проходит именно в Великую субботу. В этот день можно ощутить легкую возвышенную пасхальную радость. Сама Пасха является ярким бурным торжеством, которое затрагивает рецепторы нашей души.

В Великую субботу чувства духовенства обостряются до пределов, ведь Спас уже во Гробе, а Христос уже победил Ад. В этот день мы уже чувствуем, как наступает Светлый праздник Воскресения Христова.

Устав Богослужения гласит, что православному христианину положено находится в Храме во время всей Светлой Седмицы, и каждый день причащаться.

Причастия в пасхальные дни намного короче, и читаются только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. По сравнению с другими службами пасхальные самые короткие, радостные и бодрые. Они абсолютно не будут в тягость, но только так по-настоящему можно встретить Пасху. Ведь именно во время такой службы мы причащаемся Плоть распятого, погребенного и воскресшего Сына Божьего.

Как причаститься на Страстной неделе перед Пасхой, пояснили священнослужители, видео

Каждый из семи дней этой недели, которая у православных также называется Чистой неделей, имеет свою особенность и важность, считаясь святым днем, поэтому, подчеркивая особенность, важность каждого дня к его названию добавляется слово «великий».

Великий понедельник

Начинается неделя с Великого понедельника, знаменующего собой начало подготовки к празднованию Пасхи.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. Во время богослужения вспоминают также бесплодную смоковницу, иссохшую до корня ‑ как образ человека, погибающего в нераскаянии.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения совершается только раз в году и только на Страстной седмице. В этот день Патриарх читает молитвы на начало чина мироварения. Миро ‑ это особая смесь растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 веществ), которая используется во время Таинства Миропомазания (совершается после крещения), а также при освящении новых престолов в храме.

В храмах в понедельник Страстной седмицы служится литургия Преждеосвященных Даров.

В Великий понедельник начинается самый строгий пост – можно есть только хлеб, фрукты и овощи, а по монастырскому уставу предписано полное воздержание от пищи.

Великий вторник

Во второй день Страстной седмицы ‑ Великий вторник Церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий. Во время богослужения в Великий вторник Церковь вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде.

В день Великого вторника в пищу можно употреблять сырую пищу, без растительного масла.

Великая среда

В третий день Страстной недели, Великую среду, Церковь воспоминает жену‑грешницу, омывшую слезами и помазавшую драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечере в Вифании в доме Симона прокаженного. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот решил предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду во время Литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются. Отмена земных поклонов во время богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи. На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.

В этот день постящиеся употребляют сырую пищу без масла.

Великий четверг

В четвертый день Страстной недели ‑ в Великий четверг начинаются собственно приготовления к Пасхе. Непосредственно примыкая к главным дням церковного года ‑ Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, Великий четверг приближается к ним и по своей значимости.

По Церковному Уставу «последование святых страстей» должно начинаться в 8 часов вечера в Великий четверг. По своей литургической форме это утреня Великой пятницы, или служба 12‑ти Евангелий, как обычно называют это богослужение, во время которой читаются «12 Евангелий», то есть 12 частей из четырех Евангелий, где описываются земные страдания Иисуса Христа. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой пятницы (до вечера).

Богослужение в Чистый четверг еще называется «страстями» или «великим стоянием», так как во время всенощной не разрешается сидеть. Во время чтения Евангелий все стоят с зажженными свечами. В России существовал обычай, кое‑где сохранившийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12‑ти Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в лампадах до Пасхи.

В Великий Четверг во всех православных храмах традиционно проходят литургии святителя Василия Великого.

В Великий четверг обычно все православные христиане причащаются. В России до 1917 г. большинство православных причащалось только в Великий четверг ‑ один раз в год; сейчас причащаются чаще, но причащение в Великий четверг все же остается совершено особенным. После богослужения все подходят к распятию и сделав три земных поклона, целуют его и уходят из церкви.

Великий четверг называют еще Чистым четвергом. В этот день верующие не только очищают свою душу исповедью и причастием, но стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.

Традиционным в Великий четверг является ставить на стол хлеб и освященную соль.

Великая пятница

Великая пятница ‑ самый скорбный день в Православной церкви. Служба Великой пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрене (которая служится вечером в Великий четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангелий, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной вечере и кончая Его погребением. В Великую пятницу литургии не бывает, а совершаются царские часы. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.

Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

В Великую пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.

В Великую пятницу на вечернем богослужении, когда совершается чин погребения, звонят благовест перед началом службы в большой колокол, и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. После выноса плащаницы в центр храма – трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к пасхальной службе.

Великая суббота

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед плащаницей читаются библейские пророчества.

Богослужение Великой субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски … и на престоле со Отцем и Духом» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрене Великой субботы, после великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится священнослужителями из храма при участии народа и обносится вокруг храма. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам и кладется на место посредине храма.

Черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом. По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина.

После этого начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня.

День Великой субботы для верующих ознаменован освещением пасхальных куличей и пищи для разговления в Пасху. В день Великой субботы верующие стараются закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Святой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни.

В конце литургии Великой субботы поется пасхальный тропарь. Начинается праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения.

Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы – особенно трех последних ее дней – совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи.

Великая суббота посвящена воспоминанию о погребении Иисуса Христа. Согласно Церковному календарю, после вечернего богослужения начинается новый день. В вечер Великой субботы совершается Святая Литургия Сочельника, а после нее объявляется благая весть о Светлом Христовом Воскресении: «Христос воскрес, воистину воскрес». В этот вечер заканчивается пост. И на следующий день в Воскресенье все православные празднуют самый важный праздник в христианском мире – Пасху Христову .

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Владимир Зязев, настоятель храма Рождества Христова г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

- Почему каждый день Страстной седмицы именуется Великим?

Великий пост - самый строгий и самый длинный: он подготавливает нас к величайшему из праздников Русской Православной Церкви - Воскресению Господню. Последняя Страстная седмица уже не относится к посту, который уже закончился. Страсти Господни - это пытки и мучения, предательства. Господь знал, что Иуда Его предаст. В Великий Четверг была Тайная Вечеря, на которой Господь омывал ноги своим ученикам, в том числе и Иуде. Многие говорят, что причастие - это благодать, но мы видим и иное причастие, когда Господь подал Иуде хлеб - Тело Свое, и в него вошел дьявол. Тот, кто причащается, достойно приготовившись, получает великую благодать, а кто это делает недостойно, то «суд себе яст и пиет», как говорится в молитве.

Господь претерпел великие пытки, мучения, великое предательство всего народа. В Вербное воскресение, еще несколько дней назад, народ кричал: «Осанна вышних! Благословен грядый во имя Господне!» Евреи очень эмоциональны, они празднуют, взметая пыль с воздух, махая ветвями, устилая землю одеждами.

Когда Господь воскресил Лазаря, иудеи пришли соболезновать его сестрам Марфе и Марии. Они видели, что Лазарь уже скончался, а некоторые, может быть, были и в те моменты, когда он еще только умирал. Они знали, что его погребли и что он уже смердит. Господь сказал: «Отвалите камень», а сестра ответила: «Господи, он уже смердит». Христос воскликнул: «Лазарь, гряди вон!» И еще несколько минут назад разлагающийся труп вышел живым человеком, полным жизни и сил. А иудеи, видя смерть и воскрешение, сказали, что нужно Христа и Лазаря убить.

На этой неделе мы видим великие испытания и великое покаяние - покаяние разбойника. Разбойник сказал своему собрату: «Мы с тобой получили по заслугам нашим» - это покаяние. И он попросил прощения: «Господи, помяни меня, когда придешь в Царствие Свое» . Это прощение, исповедь и проповедь, ведь это сказано перед всей толпой. Совершить самое величайшее дело - воскреснуть - мог только Бог. Он воскрес, и этому остались немалые свидетельства того времени. Поэтому эта неделя называется Великой Страстной седмицей, и каждый день в ней - Великий.

- Чему стоит уделить особое внимание в оставшиеся дни Страстной седмицы?

Если мы признаем, что это действительно Великие дни земной жизни и земной смерти Иисуса Христа, то зачем нам предаваться каким-то мелочам? Многие всю неделю заботятся о том, какие куличи испекут, как яички раскрасят, кого в гости пригласят и куда сами сходят. Вся Великая неделя проходит в мелкой суете. Достойно покрасить яйца и испечь кулич, но не стоит этому предавать большое значение, иначе это будет умаление праздника. Иуда получил от Христа Тело и Кровь, и вошел в него бес. Давайте не будем мелкое ставить над великим, иначе тоже будем недалеки от Иуды. Первым делом должны быть воспоминания Великих дней Господа нашего Иисуса Христа. Многие делали благочестиво, когда причащались на Великий Четверг или на Страстной седмице, чаще ходили в церковь. Если человек привык только по воскресеньям посещать храм, то хорошо посещать его каждый день, если есть возможность. Моя мама говорила: «Некогда тому, кто ничего не делает». Кто войдет в ритм, у того хватит времени на всё. Когда мы будем думать, как угодить Господу, то и наши земные дела очень хорошо исправятся - это однозначно.

Вопрос телезрительницы из Волгоградской области: «Я инвалид второй группы, принимаю жизненно необходимый препарат, без которого не двигаюсь. Можно ли его принять перед причастием, не будет ли мне это в осуждение?».

Это не будет Вам в осуждение. Если бы Вы пригласили домой священника исповедовать и причастить, как больную, то он бы даже не спросил, кушали Вы или нет. Больному человеку пост и евхаристическое воздержание ослабляется. После сложных операций я тоже каждый день должен утром принять лекарство. Если необходимо запить лекарство глотком воды, то это тоже делайте и со спокойной совестью идите к Богу. Господь Вам усугубил пост болезнью. Помоги Бог!

В идеале каждому христианину нужно каждый день на Страстной седмице бывать в храме. В Великий Четверг вспоминается установление Таинства Евхаристии. В Великую Пятницу вспоминаются Крестные страдания Господа. Это очень важные дни, когда нужно иметь особое благоговейное и молитвенное состояние. Но мы живем в мире, который не позволяет должным образом это осуществить. Когда-то давно на этой неделе все освобождались от работы, а сейчас такой возможности нет. Как быть работающему человеку, если он не сможет быть на богослужении?

Кто может посещать храм во все дни седмицы - это достойно и хорошо. Кто не может в силу каких-то обстоятельств - молитесь про себя усердно, наложите дома на себя правило больше читать Псалтырь, Евангелие, размышлять. Пойте псалмы, много духовных хороших стихотворений, например, «Мира Заступница, Матерь Всепетая». Бывает, я дома запою, так меня вся семья сразу слушает. Есть благочестивые песнопения, благочестивые молитвы и благочестивые занятия. Не унывайте, если по какой-то причине не можете прийти в храм, молитесь дома.

Я во многом не согласен со Львом Николаевичем Толстым, есть моменты, за которые он был отлучен от Церкви. Но у него есть рассказ о суровом хозяине, который заставил своих работников пахать поля на Пасху. Одни зароптали, другие в гневе бросили орудия труда, начался саботаж. Когда хозяин приехал на поле, то увидел одного смиренного работника, который пахал, прикрепив на соху свечку. Ветер дует, а свеча горит! А работник поет псалмы и пашет. Хозяина очень тронуло это смирение и чудо. И, может быть, в храме он бы так не помолился, как молился за работой. Смирись, скрепи свое сердце, делай добрые дела и усиль молитву дома. Можно сказать Господу: «Господи, не дал Ты мне в Великий Четверг в храм сходить, но я за это, как только у меня выдастся время, схожу и помогу кому-нибудь». Это будет принято Богом, как жертва. Роптать не нужно.

Одна матушка на Пасхальной седмице подошла ко мне на исповедь: «Я поствую». Говорю: «Пасхальная седмица идет, а Вы даже яичко не скушали?» Она отвечает: «Нет, батюшка, у меня только на хлебушек хватает денег, а на яичко уже нет». Лучше вот эту матушку посетить в Великий Четверг, спросить: «Все ли у тебя готово к Пасхе?». О себе только заботимся, а рядом человек нуждается. Вот это и будет великая жертва и помощь. «Если ты принес дар свой Богу и вспомнил, что брат твой гневается на тебя, то оставь дар и иди, примирись с братом, а потом принеси дар, и тогда он будет принят ». Тем, что идешь в храм, ты уже приносишь жертву ради Божиего дела. Но, может быть, ты с кем-то не помирился? Может, есть нуждающийся, и ты про него забыл? Богу угодить мы всегда найдем где, лишь бы сердце этого хотело. Сердце захочет - Бог укажет.

Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Я подала записочку о здравии, а ее прочли об упокоении. Что мне делать?».

Не унывайте: это была просто ошибка, они случаются у всех, человек не может жить без ошибки. Даже если бы ее вообще забыли прочитать, то ничего страшного. Вы подали записочку, принесли какую-то жертву за нее. Подали о здравии и знайте, что она пошла о здравии.

- Я когда-то писал записку, а священник почему-то не произнес имя.
- Когда писали записку, то человек уже помянулся. Бывает, что батюшка потерял, не произнес, забылся - все мы люди. Для Вас записочка уже у Бога, не сомневайтесь.

- А правильно ли так стоять и слушать: произнесут или не произнесут?
- Нужно стоять и молиться. Когда батюшка поминает, ты сам поминай своих, которых в записке указал. С твоей молитвой батюшкина молитва будет только сильнее. Это будет гораздо благочестивее, чем стоять и думать: «Ах, какой батюшка, забыл прочитать!» Ты совершаешь этим грех.

В нашем эфире мы когда-то приводили великопостную статистику, которую публиковал Всероссийский центр изучения общественного мнения. Опросили 1600 человек, из них только 3% соблюдают Великий пост. Однако 9% из опрошенных сказали, что на Страстной седмице планируют поститься. Чем обусловлено такое стремление людей поститься именно в эту неделю?

Страстная седмица даже во времена атеистов была на слуху. Я служил на сельском приходе в Талице. Бывало, на вынос плащаницы, на Двенадцать Евангелий приходили много тех, кто не приходили весь Великий пост. У людей закрепилось в сердце, что Страстная седмица - особая. Около 12-14 миллионов людей в нашей стране (9%) будут на Страстной седмице поститься - это же какая мощная армия христиан! А 4 миллиона человек постятся весь пост - и это очень значительно.

Лет 30 назад мне довелось открыть первый храм в городе Камышлов, разрешили купить домик. Прошла первая Пасха, мои дети были еще юные. С сыном, дочерью, алтарником (ныне протоиерей Игорь) мы договорились пойти гулять вечером по Камышлову, но поставили себе условие каждому встречному говорить: «Христос Воскресе!». Реакция у людей была такая: двое-трое покрутят пальцем у виска, еще трое остановятся, раскрыв рот и не зная, что ответить, а где-то пятый-шестой или восьмой-девятый скажут: «Воистину Воскресе!» или спросят: «А что отвечать-то?». Сейчас тебе каждый или почти каждый ответит: «Воистину Воскресе!» Правда, у нас был один уполномоченный, с гордостью называвший себя атеистом, и когда ему говорили «Христос Воскресе!», он отвечал: «Здравствуйте, здравствуйте». Это вроде анекдота, когда Леониду Ильичу сказали: «Христос Воскресе!», а он отвечает: «Знаю, знаю, мне уже докладывали».

Были времена значительно хуже. Вы мне сказали про такие проценты, и я очень удивлен. Но ведь есть еще другие - 80% называют себя верующими. Получается, что 100 миллионов человек в России называют себя верующими. Россия становится православной. При этом я нисколько не умаляю заслуг мусульман, иудеев и католиков. С мусульманами и иудеями мы в одних окопах и в одних танках дрались в Отечественную войну, отстаивая нашу Родину, но все-таки она православная. У меня есть добрые знакомые мусульмане, и они всегда говорят: «Вы - наши «старшие братья», мы здесь помладше вас», и это говорится всегда с уважением. Русь становится верующей - это главное. Строятся костелы, мечети, синагоги, мы становимся похожими на цивилизованных людей.

Что Вам запомнилось из жизни, могли бы Вы привести какие-то примеры, как люди реагируют на праздничное настроение?

Меня перевели в епархию, и я стал служить в Екатеринбурге, назначили на «Уралмаш». Елена Анатольевна Шевченко, наша староста, еще до меня начала «битву» за церковь. Я пришел в маленькое помещение бывшего кинотеатра, мы с ней стали добиваться церкви, и тогда в газете появилась статья «Построите - взорвем!». Устраивали митинги, было море противников, а сейчас, если сказать, что «Уралмаш» безбожный, то 90% жителей будут оскорблены. Там и храмы теперь есть, и службы идут.

В Талице на Рождество мы с супругой решили прогуляться, и я взял с собой коробку конфет. Тогда конфеты достать было очень трудно, это были времена богатой страны с голодными людьми. Супруга спрашивает: «Ты куда, отец, берешь конфеты?» Я отвечаю: «Сейчас увидим!». Вышли на улицу, и я ей говорю: «Сейчас всех детей, которые попадутся, буду спрашивать, какой сегодня праздник? Кто мне ответит, что сегодня Рождество, тому я вручу эту коробку конфет». И только пятнадцатый-шестнадцатый ребенок ответил, что сегодня Рождество. А сейчас любой знает! Троицу все знают, Пасху знают. Становится совершенно другое время: Россия просыпается, «русский богатырь» просыпается.

Мы уже говорили, что не стоит чрезмерно увлекаться готовкой, покупкой подарков на Пасху, а нужно уделять больше внимания молитве. Скажите, для чего эти символичные блюда появляются на столах?

Яйцо имеет свое предание. С одной стороны, оно как бы «дважды рожденное» и символизирует нашу жизнь: человек сейчас на Земле, а потом из своей телесной «скорлупы» милостью Божией изойдет и будет жить вторую жизнь - вечную. А где это будет - зависит уже от наших земных дел. Второе предание: один еврей пришел на рынок продавать яйца, и когда ему сказали, что Христос, которого распяли несколько дней назад, воскрес, он ответил: «Скорее яйца в моей корзине станут красными, чем я поверю, что Он воскрес!». Открыл корзину, а яйца там все красные.

Что касается куличей, то их символическое значение имеет прообразом хлебы евангельские, исход евреев из Египта. Существует много разных преданий, но не будем на это обращать большого внимания, а будем думать, как нам в Великую неделю быть со Христом. Не с яйцом и не с пасхой, а именно со Христом и с Ним распяться. А уж если мы с Ним распнемся, то Он нас с Собою воскресит! Давайте будем думать, как нам не убежать от Него, как это сделали многие ученики. Один ученик убежал, и когда его схватили за одежду, он и одежду оставил, убежал нагой. Господь передал своей Матери все человечество: «Се чадо Твое» . И нам показал нашу Небесную Мать: «Чадо, се Матерь твоя» . Будем вспоминать эти великие дела, чтобы быть усыновленными Богородицей и признать ее Великой Небесной нашей Матерью.

Вопрос телезрительницы: «В интернете, в передачах по телевизору часто натыкаюсь на такие вещи, как пророчества о России, информация о паспортах, электронных карточках, о том, что от этого нужно отказываться, иначе не спастись. Из-за этого возникает большое смятение и тревога. Но в Евангелие написано о том, что власть, правительство поставлено от Бога и нужно его слушаться».

Берите паспорта, не нужно их выбрасывать: мы живем в государстве. Спасителю сказали: «Ты должен заплатить налог», и Он ведь его заплатил: послал Петра, тот поймал рыбу, а у нее во рту была золотая монета, этой монетой Он и отдал за себя и за Петра. Мы видим, что Спаситель обличал, но Он нигде не противился властям. Давайте исполнять то, что установил закон. У меня есть паспорт, другие документы, но нет электронных карт только потому, что в электронном смысле я совершенный невежда. Кто отказывается от пенсии - это вообще нелепость. Пенсию вы заработали сами, отчисления на нее шли долгие годы, может быть, вам сейчас и платят меньше того, что вы заработали, поэтому не отказывайтесь. Правильно написано в Евангелии: «Будьте покорны властям». Ваше непокорство в отношении богоборческой власти не будет осуждено, но сейчас мы можем гордиться главой своей страны. Я ведь застал еще Сталина, жил при Хрущеве и при Брежневе. Да, наш президент ошибается, я в чем-то с ним не согласен, но у нас достойный правитель, который болеет за свою страну, подает нам пример, как любить и отстаивать свою Родину. Слава Богу, наши власти не богоборческие, а верующие, православные.

На прошлой программе женщина спрашивала о том, что у нее в паспорте есть три шестерки. Люди встречают это число в документах, на номерах машин и так далее. Как правильно к этому относиться?

Есть страны, где цифры 13 вообще нет. Есть много поверий, мнений и разных слухов. Давайте не будем относиться к этому с предвзятостью. Если ты можешь безболезненно отойти от этой цифры - отойди. Или если тебе сегодня выдадут пенсию 6 666 рублей или 16 666, то бери ее и не думай об этих шестерках! Мы думаем о цифрах и забываем думать о Боге, будущей жизни, добром деле. Из-за этих трех шестерок мы готовы кому-то глаза выцарапать, прости Господи. Пусть это сатанинское число, но Бог-то сильнее дьявола!

Вопрос телезрителя: «Я хожу в храм Рождества Христова, хочу причаститься в это воскресенье, но моя работа не позволяет мне поститься в еде. Можно причаститься, не постясь?»

Если Ваша совесть Вам говорит, что можно, то я, как священник, на это Вам запрета не наложу. Желательно хотя бы день попоститься. Постарайтесь, тем более идет Страстная седмица. Но если Вы за весь пост причащались 4-5 раз, постились, можете причаститься в Пасху Христову даже без исповеди. А вообще нужно готовиться. Конечно, у одного работа, у другого болезни. Если для тебя скоромная пища, как лекарство, и тебе говорит об этом совесть, можешь принять ее. Если ты чувствуешь, что поствуешь во вред своему здоровью, то это не пост, а самоубийство. Исходя из этого, посмотрите, что скажет Ваша совесть, подойдите ко мне и я с Вами побеседую. Все равно надо, чтобы люди воздерживались. Если сейчас все разрешить, то люди будут после завтрака приходить в храм к причастию. Нужно иметь строгость, возможную для Вас.

Есть мое личное наблюдение, что на Пасхальное богослужение собирается так много людей, что в некоторые храмы даже не попасть. Но проходит часа два, крестный ход, возвещается о том, что Христос Воскрес, и около 30-40% людей уходят. Как объяснить такое поведение, и как донести до людей важность всего богослужения, а не только его начала?

Здесь тоже намечается перелом. Раньше, когда служил в Талице, замечал, что после крестного хода в храме оставалось очень немного народа, но это было в те годы. Сейчас люди остаются семьями, с детьми, выстаивают службы. Если раньше в храм заходили выпившие люди, безобразно себя вели, то сейчас этого практически нет. Улучшение заметно.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Каждый ли православный христианин, который поствует, регулярно исповедуется, причащается, должен иметь духовника?».

Духовник - это священник, который ведет вас по жизни. Вы к нему приходите побеседовать, рассказать о своих тяготах, необязательно на исповеди. Он Вам может посоветовать, что делать по поводу работы, семьи, детей, учения, по любому вопросу. Есть семейные доктора, и бывает, что один врач ведет целые поколения: бабушку и дедушку, сына и дочь, внука и внучку и знает всю наследственность этой семьи. Такой доктор будет гораздо ценнее, чем тот, который побеседовал с Вами 15 минут на приеме. Так же и духовник: если он Вас знает, Вы ему доверяете, советуетесь, просите у него разрешения трудных вопросов, то с годами он Вас изучит и, возможно, лучше кого-либо другого даст совет. Лучше иметь духовника, но Вы имеете право выбрать его: к кому ляжет сердце. Но уж коли выбрали, то если его смените, потеря будет для Вас, потому что он Вас знает как никто другой. Иметь духовника, я считаю, очень достойно. А чтобы причаститься, прийти на исповедь можно к любому священнику. К своему духовнику человек может ездить даже в другую область, звонить по телефону, например, раз в три месяца.

Вопрос телезрительницы рабы Божией Марины: «Я прихожанка храма Рождества Христова на «Уралмаше». Батюшка сказал, что можно всю Светлую седмицу приходить на причастие без исповеди. Как быть с питанием, ведь нельзя держать пост на Светлой седмице?»

Про всю седмицу я не слышал, но в день Воскресения Господня можно причаститься без исповеди, но в том случае, если Вы весь пост держали, исповедовались, причащались. Есть евхаристическое воздержание, и я бы не советовал всю Светлую седмицу причащаться, это рано или поздно может обернуться тем, что мы привыкнем к причастию и перестанем с благоговением относиться к этому Таинству. Нужно вычитывать хотя бы минимальное правило. Один раз на Пасху, если Вы всем постом себя готовили, подойдите и причаститесь во Славу Божию.

- Как провести оставшиеся дни до Пасхи, к чему стремиться, как встретить само Светлое Христово Воскресение?

Оставшиеся дни нужно провести в усиленном воздержании. Если есть возможность и вы готовились, то нужно причаститься в Великий Четверг или Великую Субботу. Не нужно над великим ставить мелкое, поменьше хлопот. У нас часто бывает, что мы знание догмата ставим выше его исполнения. Мы знаем, и давайте будем делать, а то ведь и Суд Страшный будет над всеми нами: каждый ответит за свои дела. Светлую седмицу нужно провести в радости, любви, помнить, что лучший подарок Богу - помочь нашему ближнему. Если мы узнаем, что человеку нужна помощь и поможем ему в Светлую седмицу, то не бойтесь, греха не будет, если вы нарушите Светлую седмицу трудом. Я работал сторожем в церкви в 1974 году, молился на Всенощной на Троицу, и ко мне подошел старичок: «У одной хозяйки ветром сдуло забор, а неподалеку пасутся овцы, сейчас они зайдут на ее огород. Давай пойдем и сделаем ей забор». Мы пошли и загородили, в другие дни люди доделали забор. А когда мы шли, на нас ругались, что мы во время Всенощной на Троицу другими делами занимаемся. Мне этот старичок (дожил до 106 лет) говорит: «Володя, не переживай, ты сегодня не здесь этой бабушке забор городил, ты его городил себе в вышней жизни, на небе. Этот забор будет у Бога». Вот так нужно проводить время: весело, с любовь и добром.

Вопрос телезрительницы: «Внучке 3 года, мы ее водим часто на причастие. Как ей объяснить, Кого она принимает?».

В 3 года рано говорить о Страстях Господних. В детских книжечках, которые у нас продаются, очень простым и доходчивым языком все это объясняется.

Радует, что из всех дозвонившихся сегодня, двое являются прихожанами храма, настоятелем которого Вы являетесь. Некоторые люди считают, что если они ходят на исповедь к какому-то священнику, то он автоматически становится их духовником.

Это нормально. Когда люди ходят к одному батюшке на исповедь, он их знает в лицо и по имени, знает, чем и как человек живет, к чему склонно его сердце, этот батюшка и является духовником.

Не должно быть официального принятия от человека, который берет ответственность за своего духовного сына или дочь?

Духовник молится за своих чад, поминает на уединенной и церковной молитве, и чадо молится за своего духовника. Так между ними строится духовный мостик. Чадо тоже часто знает своего духовника, чем он живет, какие у него немощи, беды, и тоже старается его поддержать. Все это достойно и нормально, не надо никаких официальных удостоверений.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Анна Солодникова

02.04.2015

В Великий четверг мы вспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии. В этот день особенно много людей стремится прийти в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. Но зачастую из-за огромного стечения прихожан и захожан в храме у священников приходских храмов просто не хватает времени на то, чтобы принять у них всех исповедь, поговорив с каждым, подробно побеседовав с теми, кто исповедуется впервые. Как же исповедоваться в Страстную седмицу? Рассказывает протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья − храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.

− Могу рассказать о практике, которую мы старались ввести для наших прихожан. Им мы заранее говорили: «Дорогие братья и сестры! Если желаете причащаться в Великий четверг, Великую субботу, в Пасхальную ночь и за весь пост еще серьезно не говели, серьезно не исповедовались, постарайтесь сделать это до наступления Великого четверга − или в Лазареву субботу, или на Вход Господень в Иерусалим, или в первые три дня Страстной седмицы. Тогда еще на богослужении нет столь большого притока людей, в том числе таких, которые бывают в храмах преимущественно только в эти дни; мы, священники, должны работать с ними, потому что, если каким-то образом не поговорить с этим человеком в Великий четверг, потом его, возможно, и не увидишь в храме. Иной раз знаешь, что встречаешься с человеком, который больше не придет, если сейчас его каким-то образом не «зацепить» на богослужении. Давайте постараемся поисповедоваться несколько предварительно».

Мысль моя сводилась к тому, что в таких случаях хорошо бы получить благословение на возможность причащаться в последующие дни Страстной седмицы. Но когда принципиального благословения в том или ином месте нет, вы, если уже исповедовались подробно, в день Великого четверга можете подойти и под общую исповедь, которая в этих случаях часто практикуется: читаются молитвы перед исповедью, какое-то слово говорится, и люди просто подходят.

Общая исповедь нехороша, на мой взгляд, тогда, когда человек меняет на нее личное исповедание грехов и вместо того, чтобы сказать об обличающих его совесть тяжких грехах, назовет имя − Владимир или Наталья, скажет: «Грешен, батюшка простите, благословите». Это, конечно, неправильно.

В какой день лучше причаститься Святых Христовых Таин? На Страстной седмице многих верующих волнует этот отнюдь не праздный вопрос.

Действительно, Страстная седмица - неделя уникальная, насыщенная исключительными событиями, которые присутствуют в богослужебном круге всего один раз в году.

Церковный человек рассуждает: «Как не причаститься в Великий Четверг, когда на Тайной Вечере было установлено таинство Причастия? Хорошо бы приобщиться и в Великую Субботу - единственную благословенную субботу в году, с ее особенным богослужением. Как остаться непричастным Христу в этот день тишины и покоя, когда Он телом заключен во гробе, а душой сходит во ад? Наконец, как можно не приобщиться на Пасху, когда вся земля ликует, когда ангелы веселятся и прославляют Господа? Из алтаря вынесут Чашу Жизни - высший дар Божий человеку, и многие причастники подойдут к ней. Что же я? Так и останусь стоять в стороне от Трапезы Господней?»

Как ни странно, еще можно встретить священников, которые не благословляют причащаться на Пасху. Иные уклоняются от ответа и говорят: «Ну, если ты считаешь себя достойным, то причащайся». Это обыкновение не причащать верующих на Пасху сложилось в советское время. Оно было продиктовано благочестивыми соображениями и учитывало реальное положение людей того времени. Понимая, что человеку придется провести последнюю субботу перед Пасхой на работе (в советское время почти всегда суббота перед Пасхой была рабочей или в этот день объявлялся всесоюзный коммунистический субботник) или в домашней суете, священники благословляли верующих причащаться заранее – в Вербное воскресенье, или в Великий Четверг, или в Великую Субботу, а на пасхальной службе уже только молиться. В те времена в некоторых храмах за ночной Литургией даже Евхаристическую Чашу не выносили из алтаря. Но теперь другое время, и верующий человек может свободно в любое время причащаться Тела и Крови Христовых.

В Пасхальную ночь празднуется исключительное событие - Христово Воскресение. Это праздник праздников и торжество торжеств. Но таинство Причастия в эту ночь не меняется так, что приобщаться Господней Трапезе могут только «достойные». Таинство Евхаристии абсолютно одинаково, где бы и когда бы оно ни совершалось. В будний день в отдаленном сельском приходе или в великий праздник в многолюдном кафедральном соборе причастники причащаются истинного Тела и Крови Христовых и соединяются с Ним.

С другой стороны, само причащение не должно быть для нас самоцелью. Мы причащаемся, чтобы пребывать в единстве с Господом, чтобы Он мог войти в нас и попалить тернии всех наших прегрешений, чтобы мы могли наследовать вечную жизнь в Его Царстве. Поэтому мы готовим себя к этому таинству, а не просто, проходя мимо, заходим в храм, причащаемся и спешим дальше по своим делам. Для христианина Причастие - это значимое событие, мы за него благодарим Бога и стараемся этот день провести достойно.

Желая причаститься на Пасху, надо учесть, будет ли у нас возможность соответствующим образом подготовиться. Если мы Великую Субботу проведем в покое, в молитве, в размышлении об Искупительной Жертве, думаю, ничто не воспрепятствует исполнению нашего благочестивого желания. Однако многие в Великую Субботу полностью погружены в предпраздничные хлопоты: наводят дома чистоту, запасаются провизией на много дней вперед, готовят пасхальный стол. Им некогда вспомнить, что в это самое время «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Церковь напоминает: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Если же «плоть человеча» весь день снует по магазинам, перебирая в уме, что еще надо докупить для праздничного стола, если человек только тем и занят, что жарит, парит и печет, разжигая свой аппетит, пробует, какой получилась пасха (творожное блюдо), то вполне может прийти в такое состояние, когда приобщение Таин Христовых не принесет ему пользы.

Но есть ситуации, когда человек погружен в хлопоты постоянно. Например, многодетная мать не может позволить себе даже в Великую Субботу побыть в тишине и молитвенном созерцании. Малые дети у нее на руках не только в преддверии Пасхи, но и каждый день. Это обстоятельство не должно служить препятствием к причащению Святых Таин, если она имеет желание причаститься на Пасху.

Наши постоянные обязанности (по работе, уходу за детьми, за больными и т. п.) у нас есть всегда. В Великую Субботу мы ограничиваем себя в такой деятельности, которой вполне можно избежать в этот день, или перенести на другое время, или сократить до минимума, или вообще от нее отказаться. Если, например, мы духовное празднование Пасхи ставим на первое место, то приготовление разнообразных блюд лучше отложить на последующие дни. Это поможет нам сохранить не только правильный внутренний настрой, но и физические силы.

Насыщаться после длительного поста вредно для здоровья. Тем более это не пойдет на пользу душе. В магазин можно сходить и раньше, не обязательно в субботу. Да и после ночной пасхальной службы устраивать пышное разговение неверно, так как можно утратить радость духовную, да и все домочадцы смысл Пасхи сведут к вкусным блюдам.

Когда говорят о достойном причащении на Пасху, речь идет не о том, что по праздникам причащаются более достойные, а в будние дни - менее достойные. Никогда и никого из людей, даже святых, нельзя назвать достойными соединиться с Богом, Который «есть огнь поядающий» (Евр. 12, 29). Все мы причащаемся по милости Божией и по заповеди Христовой (см. Лк. 22, 19). Многое зависит от обстоятельств жизни человека, но важнее всего его стремление принять Христа в свое сердце, соединиться с Ним в таинстве. При этом все должно быть по совести, а не в осуждение.

Таким образом, если человек может себе позволить всю Страстную седмицу прожить сосредоточенно, в молитве, в благоговении, стараясь быть на всех службах, то почему же ему нельзя приобщаться за каждой Божественной литургией? Если человек испытывает сильную жажду быть со Христом в эти особые святые дни и имеет для этого время и силы, ему надо готовиться и со страхом Божиим, благоговением и радостью приобщаться Распявшемуся ради нас и Воскресшему Спасителю.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"