Календарь церковных праздников апреля.

Начинается апрель 2019 года с Благовещения Пресвятой Богородицы, датируемое 7-ым числом апреля . Данное празднество символизирует начало искупления человеческих грехов (как оно и называлось в определенный период времени). В этот день Дева Мария получила благую весть о том, что зачала и должна родить Сына Божьего. Всякая работа, физический ли то труд или же умственный, считается греховной в этот день. Все силы истинного христианина должны уйти на благодарность Деве Марии за то, что она помогла Иисусу Христу войти в этот мир.

Лазарева суббота

Суббота, которая идет предварительно Вербного Воскресенья, называется Лазаревой субботой. В 2019 году этот праздник выпадает на 20 апреля . В этот день всякий и каждый вспоминает о чуде воскрешения Лазаря Иисусом Христом. Лазарь – молодой человек, который был обязан погибнуть, дабы показать всему свету насколько же он греховен. Ужас от смерти Лазаревой затмил Иисуса Христа, и тот прослезился. Потому что каждый обязан помнить, что всякая тварь Божия обречена на вечную жизнь, и лишь человеческое существо греховною сущностью своей – на смерть. И потому был воскрешен Лазарь из своей гробницы-пещеры. Жил он далее еще три десятка лет, проповедовал христианство на Кипре.

Вербное Воскресенье

Продолжает череду православных праздников 21-е число апреля – вход Господень в Иерусалим или же Вербное Воскресенье. Был такой прекрасный обычай у древних евреев – въезжать на конях или же на ослах, символизируя победителя. В этот праздник все живущие вспоминают то, как взошел Иисус Христос в Иерусалим в качестве победителя всего греховного и преступного. И был Иисус волен в своих страданиях, избавляя землю от царства скверны.

Пасха (Светлое Воскресение Христово)


Тот самый религиозный праздник, когда каждая старушка кричит другой через всю улицу «Христос Воскрес!», а та отвечает ей «Воистину Воскрес», выпадает на 28-е число апреля .
Это событие считается самым великим праздником для каждого христианского человека. По истечении третьего дня своей смерти Господь воскрес, и тело его поддалось изменениям чудотворным, если верить Священному Писанию.
В этот день, по традиции, пекут куличи и идут освящать яйца. В этот же день Великий Пост приходит к концу.

Светлая Пасхальная неделя

Сплошная Светлая Пасхальная Седмица выпадает в 2019-ом году на 28-е число апреля . В первую неделю после пасхального праздника по средам и по пятницам отменяется пост и воспеваются Пасхальные часы вместо утренних и вечерних молитв.
Ежедневно, после литургических песен, совершается праздничный крестный ход и звонят во все колокола, выражая радость.
Вся неделя олицетворяет собой час ликования тому, что воскрес когда-то давно Иисус Христос и одновременно полностью вечный промежуток времени, который должен напомнить о том, что когда-то в Царствие Божьем время уже не будет существовать.

Апрель – один из самых насыщенных месяцев на церковные праздники и посты, за весь календарный период, на который выпадает немалое количество праздничных событий. Ознакомимся со всеми православными праздниками и постами на апрель 2017 года.

Церковные православные праздники в апреле 2017 года

07 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. Согласно Священному писанию в этот день Пр. Дева Мария узнала благую весть о том, что вскоре она родит Сына Божьего – человека, который станет посланником Господа и спасением для всего рода человеческого. Православный праздник относится к двунадесятым и чествуется с особенной тщательностью. В народе не принято в этот день работать.

08 апреля – Лазарева Суббота. В этот церковный праздник принято вспоминать одно из самых ярких событий библейских времён – воскрешение Лазаря. Праздник приходится на время Великого поста, потому к обычной трапезе разрешается добавлять икру.

09 апреля 2017 г. – Вход Господень в Иерусалим. Иначе именуется Вербным воскресением. Данный церковный праздник принято проводить в церкви, в которой святятся веточки вербы.

Один из кульминационных праздников православной церкви . В некоторых странах считается государственным. Христиане вспоминают воскрешение Иисуса после его распятия и открытие небесных врат для всех истинно верующих людей.

16-22 апреля – Сплошная светлая Пасхальная седмица. В этот период отменяется традиционный православный пост, установленный по средам и пятницам. Всю неделю принято проводить крестные ходы и окропляться святой водой.

С 23.04 и до конца месяца – Весенний мясоед. Период, который, как правило, идёт после завершения поста. Разрешено употреблять в пищу продукты животного происхождения.

23 апреля – . Народное название первого воскресения после наступления Пасхи. Люди отмечают окончательный приход весны. В этот праздник принято кушать блюда из яиц, петь песни и танцевать.

25 апреля 2017 года – . Принято ходить на кладбище, убирать могилки, поминать умерших, оставлять угощения.

Календарь церковных праздников на апрель 2017 года

Многодневные и однодневные церковные посты в апреле 2017 года

Следует отметить, что от начала месяца и до 15 апреля – будет длиться православный Великий пост. Вся неделя до этого дня – Страстная Седмица (см. православный календарь выше). Самый ответственный период перед наступлением Светлого праздника Христова Воскресения. Сегодня принято освещать пасхальную пищу и вспоминать на служении пребывание Иисуса Христа во гробе.

Кроме того, в апреле 2017 года, будут действовать однодневные посты по средам и пятницам . При этом, исключением являются дни Великого поста и Пасхальная седмица. Таким образом, однодневные посты в апреле следует соблюдать лишь два дня: 26 и 28 числа.

Также смотрите: все , церковный календарь.


Апрель - это весенний солнечный месяц, в этот период в воздухе проявляется настоящий аромат свежести. В календаре на указанный месяц не обозначено ни одного государственного праздничного дня. А вот календарь церковных праздников апреля содержит в себе очень важные и значимые для различных религий даты. В православии на апрель обозначено значимое торжество - это светлая Пасха. Как известно, указанное событие является основополагающим для библии, ведь Пасха означает священное воскрешение Христа. Именно от даты Пасхи начинается отчет всех других важных дат православия.
В католицизме многие торжественные события сходи с православием, единственное различие между данными религиями - это даты встречи важных религиозных праздников. Какие же церковные праздники в апреле 2017 года обозначены религиозным календарем?

Праздники православия в апреле

С начального апрельского дня продолжается действие Великого и Строгого поста. Данное ограничение основано в честь странствий Иисуса по пустыне, когда он отрекся от человеческих страстей и желаний в знак освобождения от грехов и душевных мучений. Согласно правилам Строгого поста верующие должны также соблюдать строжайшие ограничения в питании, а также в ведении земной жизни. Главное ограничение касается привычных правил питания - христианам запрещено вкушать любую пищу животного происхождения. На время действия поста обязательно должны соблюдаться и иные основы: вести скромный образ жизни, не отмечать увеселительных торжеств, регулярно читать молитвы, не ругаться матом, не вести половую связь.


Великий пост оканчивается с приходом светлой Пасхи. В апреле настоящего года великое православное торжество назначено на 16 число. Какие же еще христианские праздники в апреле 2017 года имеют значение для всех верующих?

Католические праздники

Все католические церковные праздники в апреле 2017 года занесены в религиозный календарь. Какие значимые даты отмечают в весеннем месяце католики?

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро-бе, сошествие душею во ад для возвещения там побе-ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав-ших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соедине-нии с вечерней.

Утреня Великой Субботы

Утреня начинается по обычаю с двухпсалмия (псалмы 19, 20).

После шестопсалмия, великой ектении и Бог Господь с обычными стихами поются: , Слава - , И ныне - .

Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плаща-нице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совер-шает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются , т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или «похвалы» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы по-ются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.

Непорочны с похвалами разделяются на 3 статии, или Славы , из которых каждая заканчивает-ся малой ектенией и особым возгласом.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропа-ри св. Иоанна Дамаскина:

После 50-го псалма поется Волною морскою , представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон до 6-й песни включительно принадлежит св. Марку, епископу Идрунтскому, остальные песни — св. Косме, епископу Маиумскому, ирмосы — инокине Кассии (IX в.).

На 9-й песни вместо Честнейшую поется ирмос 9-й песни. Диакон поет его начальные слова: Не рыдай Мене, Мати , хор продолжает: зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия .

После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального Святый Боже . После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом»

Затем возглас Премудрость, прости , и поется тропарь .

Затем следует , из книги пророка Иезекииля (37,1-14), созерцавшего воскресение мертвых в образе сухих костей па поле, оживших по повелению Божию, (о плодах смерти Спасителя), и о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (читаются перед Святой Плащаницей).

После отпуста утрени - целование Плащаницы при пении стихиры , и читается 1-й час .

Утреня Великой Субботы. Запись 2010г. Хор Сретенского монастыря.

По прочтении 6-й паремии - о чудесном переходе евреев через Чермное море - поется при открытых царских вратах песнь Моисея Поим Господеви, славно бо прославися . Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев Славно бо прославися , а чтец читает .

По прочтении последней паремии - о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада - поется песнь трех отроков: Господа пойте и превозносите Его во веки , а чтец читает . Царские врата при этом открыты.

Затем малая ектения, возглас Яко Свят еси и далее - Литургия.

Вместо Трисвятого - Елицы во Христа крестистеся ... - в воспоминание древнего обычая крестить оглашенных в Великую Субботу.

Поется прокимен Великой Субботы, глас 8: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. Стих: Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его.

Далее чтение Апостола (читается перед Плащаницей), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения. Чтением Апостола как бы заканчивается погребальный день субботний, и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало скорбь этих дней.

После Апостола вместо Аллилуиа поются стихи 81-го псалма с припевом . Во время пения этого припева великопостные одежды священнослужителей, а также облачения в храме меняются на белые.

Читается Евангелие Великой Субботы.

Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь

Задостойник .

Причастен Великой Субботы: Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас.

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина - в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.. По обычаю поются , Слава - , И ныне - , читается молитва на благословение хлебов и вина, но без упоминания о пшенице и елее.

Утреннее богослужение в Субботу Страстной седмицы Великого поста. Запись 2010г. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 156:46 мин. Размер 75.3 Mb)

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2017 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дни особого поминовения усопших

18.02.2017 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
11.03.2017 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
18.03.2017 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
25.03.2017 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
25.04.2017 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05.2017 - Поминовение усопших воинов
03.06.2017 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
28.10.2017 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.