Роль общественного мнения в политике. Общественное мнение

15 января в Санкт-Петербурге Следственный комитет предъявил обвинение экологу Дине Гариной, которая ранее обвинялась в возбуждении ненависти в отношении социальной группы «сотрудники Центра по противодействию экстремизму» (ч. 1 ст. 282 УК РФ). Сейчас обвинение переквалифицировали на оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ).

Адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Виталий Черкасов, защищающий активистку, сообщил «АГ», что действия, которые инкриминируются Дине Гариной, имели место 15 марта 2015 г. во время санкционированного митинга, на котором присутствовали и сотрудники Центра «Э», наблюдавшие за соблюдением общественного порядка. «Моя подзащитная, выступая на мероприятии, в том числе высказывала критику в адрес сотрудников Центра. Спустя год в отношении нее было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ. Мотивировано обвинение было тем, что девушка своим выступлением на митинге “возбуждала ненависть и вражду к отдельной социальной группе, состоящей из числа сотрудников Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области”. С этого момента я вступил в дело в качестве защитника», - сообщил адвокат.

В рамках расследования была назначена лингвистическая экспертиза. Ее проводили эксперты СПбГУ, которые пришли к выводу, что сотрудники «Э» составляют отдельную социальную группу. «Я как защитник с этим был не согласен, потому что мне известна правоприменительная практика: в большинстве случаев ни чиновники, ни отдельные представители из числа сотрудников правоохранительных органов не могут представлять социальную группу. Законодатель, когда вводил ст. 282 УПК РФ, полагал, что такими группами могут быть признаны наиболее уязвимые социальные группы, например, дети-инвалиды и т.д. А чиновников сложно назвать социально уязвимой группой», - подчеркнул Виталий Черкасов.

Сторона защиты проводила свои исследования: подключала иных независимых экспертов, которые высказали другую точку зрения и обосновали ее. Результаты экспертизы были представлены на стадии окончания предварительного следствия с просьбой признать экспертные заключения, которые появились в деле по инициативе следователя, недопустимым доказательством. Также Виталий Черкасов просил назначить повторную экспертизу в экспертном учреждении в северо-западном Министерстве юстиции, так как его сотрудники руководствуются методическим пособием, в которых указано, что чиновники не являются социальной группой.

Но защитнику было отказано в этом. Дело направили в суд. «Во время предварительного слушания судья согласился с нами, что данное дело подлежит возврату прокурору для устранения нарушений при составлении обвинительного заключения», - рассказал защитник. После этого длительный период времени проводились дополнительные следственные действия.

«Дело было вновь направлено прокурору, и прокурор вновь его вернул со своими указаниями на допущенные нарушения в ноябре прошлого года, после чего следователь нас вызывал и ознакомил с новой конструкцией: оказывается, параллельно было возбуждено два дела по двум новым эпизодам», - пересказал события Виталий Черкасов.

Так, за 2015 г. надзорные структуры нашли посты в социальных сетях, авторство которых следствие приписало Дине Гариной, с чем последняя, однако, категорически не согласилась, но это не помешало возбуждению уголовного дела. «Как я понимаю, когда дело стало шатким только с одним эпизодом, то его решили укрепить дополнительными», - разъяснил защитник.

Также адвокат рассказал, что к концу прошлого года появились новые потерпевшие в виде двух сотрудников Центра «Э», которые находились на месте проведения митинга. «Здесь возникает вопрос: а где они были раньше? Почему они ранее не испытывали моральных страданий в результате нанесенных им оскорблений? Прослеживается искусственность всего этого дела», - прокомментировал Виталий Черкасов.

На днях активистку и защитника уведомили о том, что их доводы учтены, а также то, что дело прекращено в части двух эпизодов по постам в социальных сетях в силу непричастности девушки к их изготовлению. Обвинение же переквалифицировали со ст. 282 УК РФ на ст. 319 УК РФ.

«Статья 228 УК РФ предусматривает до 5 лет лишения свободы, а ст. 319 УК РФ не подразумевает реального осуждения. Получается, в этой части надо признавать, что сроки давности уже истекли (с 2015 г. прошло практически 3 года, а срок давности по этой статье всего 2 года). Тем не менее, так как мы не заявляли ходатайство о прекращении дела на стадии предварительного следствия по нереабилитирующим основаниям, оно будет направлено в суд, и уже там будет приниматься решение. Естественно, что оно будет прекращено: либо по реабилитирующим, либо по нереабилитирующим основаниям», - констатировал адвокат.

Виталий Черкасов сообщил также и о своей стратегии защиты: «Мы будем доказывать, что дело нужно прекращать по реабилитирующим основаниям за отсутствием состава преступления. Во-первых, в течение 3 лет никаких потерпевших не было, и никто не писал заявление с требованиями восстановить свои права и привлечь Дину Гарину к ответу. Это говорит о том, что это искусственное создание обвинительной конструкции. Во-вторых, мы будем упирать на право моей подзащитной на свободу выражения своего политического мнения, при этом буду ссылаться на Конституцию Российской Федерации и практику Европейского Суда по правам человека».

Под непосредственным влиянием обыденного сознания формируется общественное мнение. Общественное мнение - положение массового сознания, которое включает отношение (скрытое или явное) различных социальных совместно остей, слоев и классов, групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение реально проявляется через систему социологических исследований, опросов, свобод людей в процессе избирательных кампаний, референдумов, массовых митингов, шествий, собраний, через средства массовой информации. Действуя во всех сферах общественной жизни, общественное мнение одновременно имеет границы, определяемые общественным й значимости событий, явлений, обсуждаемых. Прогрессивная роль общественного мнения наиболее заметна при сочетании обыденного общественного сознания с теориейрією.

Массовое сознание фиксируется в общественном мнении, что составляет, с одной стороны, политический институт, который участвует в осуществлении власти, механизм принятия решений на всех уровнях жизни общества, а с другой - совокупное суждение, делится различными социальными общностями по поводу тех или иных событий, явлений действительности. Общественное мнение занимает определенную позицию, дает совет, рекомендации, вынос ить решение по различным вопросам общественно-политической жизни, регулирует поведение индивидов, общностей и социальных учреждений, поддерживая или отрицая те или иные представления, ценности, нормы. Сплошь на мысль - сфера политического соревнования, соперничества, в которую вовлекаются экономические и политические силы, так как формирование и отражение того, чтоо составляет его содержание, зависит от материальных средств формирования и распространения мысли и политических средств, которые позволят определить границы легальной общественной мысли, предпосылок . Характер влияния общественного мнения на политические процессы зависит от существующего политического строя. Так, в условиях тоталитаризма, авторитаризма с помощью государственных институтов осуществляется манипуляция масс совой сознанием и общественное мнение теряет свой смысл. Общественное мнение как элемент функционирования политических систем - постоянно действующий фактор управления, посредством которого реализуются несколько влиятельных х функций:: экспрессивно-контрольная которая определяет политическую жизнь тех или иных общностей; консультативная, дающего советы по поиску оптимальных политических действий; директивная что выносит решение по тем или иным вопросам, регулирующая поведение индивидов, социальных общностей и учреждений, поддерживает или отвергает те или иные представления, ценности и нормы

Общественное мнение может быть истинной или ложной, иллюзорной, формируется под влиянием не только социально-экономических и политических факторов, но и путем идеологических средств. Действием многих факторов -факторов - составом тех общностей, высказывают свое мнение, степенью совпадения интересов социальных слоев и групп, характером обсуждаемых, и проблем и определяется общественное мнение. Но сам процесс фо рмування и функционирования общественного мнения может происходить стихийно. В современных условиях на формировании общественного мнения отражается определенное влияние со стороны многочисленных политических партий, движений,. Объединенных средств массовой информации. В свя связи с тем, что общественное мнение - важное средство борьбы за власть, политическая история дает немало примеров манипулирования и обработки его в интересах определенных политических с и сил.

На формирование общественного мнения все больше влияют средства массовой информации. Социологические исследования показывают, что абсолютное большинство населения Украины приоритетными источниками политической информа ции называет телевидение и прессу. Велика гражданская и политическая ответственность работников средств массовой информации за правдивость публикации, за предотвращение возможных негативных влияний на сус зверей мнение и создания непродуманных или просто ложных передач и публикацияхій.

В политическом сознании, общественном мнении оказываются интересы людей и важно достигать известной согласованности, гармонии между общественным мнением и сознанием. Любое политическое решение обречено на прова ал, если вступает в конфликт с доминирующими в обществе интересами, с политическим сознанием, сложившейся. Взвешивая на возможность проявления противоречий между общественным мнением по той или иной проблемы и осуществляемой политикой, польский социолог. Ежи. Вятр отмечал, что противоречия следует устранить и они, как правило, устраняются с помощью одного или двух средств: либо путем изменения политики, проводит ься, или путем эффективного воздействия на общественное мнение с целью восстановления соответствия между ней и политикой. Попытки же решения"связать противоречия силовыми, насильственными средствами способны вызвать серьезное и политические последствиядки.

Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях - занимает определённую позицию, даёт совет или выносит решение по тем или иным общественным проблемам. В зависимости от содержания высказываний Общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных суждениях. Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов и социальных групп. В этом смысле можно говорить не только об Общественное мнение всей страны, но и об Общественное мнение, например, рабочего класса, молодежи, республики или района, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной организации и т.п. Применительно к названным общностям носителем (субъектом) Общественное мнение может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее образования (группы) - независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли они «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре Общественное мнение может быть монистичным, единодушным и плюралистичным , состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.В каждом конкретном случае содержание и другие характеристики Общественное мнение (степень однородности, знак высказываний и другие) определяются рядом факторов - структурой (прежде всего социальной) высказывающейся общности , степенью совпадения интересов входящих в нее различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т.п. Процессы формирования и функционирования общественное мнение могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода государственных учреждений, политических организаций, научных и др. центров. В развитом обществе привычными каналами (и формами) выражения Общественное мнение являются: выборы органов власти, участие масс в законодательной и исполнительной деятельности, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским и т.п. интересом и принимающие форму референдумов массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.д.Активность функционирования и фактическое значение Общественное мнение в жизни общества определяются существующими социальными условиями - всеобщими , связанными с характером производственных отношений, классовой структуры общества, уровнем развития производительных сил, культуры и т.п., и специфическими , связанными с развитостью демократических институтов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений - слова, печати, собраний, манифестаций.Огромное значение имеют и гарантии действенности Общественное мнениеВ современном капиталистическом обществе Общественное мнение формируется в первую очередь под влиянием буржуазных источников информации и пропаганды и используется господствующими классами в системе идеологического управления, в том числе в качестве средства манипулирования сознанием людей.При социализме , в условиях ликвидации социальных антагонизмов, качественных изменений в социальной структуре, культуре, установления социально-политического и идейного единства общества, Общественное мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции едино по коренным проблемам общественного развития и выражается Коммунистической партией, др. общественными организациями трудящихся. Общественное мнение - активный субъект государственного и общественного управления, включенный непосредственно в процесс принятия решений органами управления. Эта исторически новая роль Общественное мнение усиливается по мере дальнейшего развития общества, в связи с изменениями экономических, социальных, политических, технических и др. условий функционирования.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ. Регуляция и интеграция современного общества - важнейшие функции политической власти , выполнение которых зависит от способности политических органов влиять на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования идейно-психологического воздействия на массовое сознание, основанное на изучении, знании основных форм и уровней сознания и психологии граждан.Можно говорить о двух способах идейно-политического воздействия . С одной стороны , это политико-идеологическое убеждение, предполагающее честное, прямое обращение к людям, к их созна­тельному, критическому мышлению. С другой - косвенное, скрытое, с махинациями, ложью апеллирование к иррациональному, инстинктивному, отсталым взглядам в человеке. В период общественных кризисов политико-управленческие круги часто отказываются от методов убеждения, прибегая к манипулированию, являющемуся способом скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать), иногда вопреки собственным интересам. Осуществляясь незаметно для управляемых, манипулирование имеет преимущество перед силовыми способами реализации господства.

Политические деятели для манипулирования используют закономерности массовой психологии :

1. Массовое сознание отличается сознательным и бессознательным пониманием общественно-политической действительности. С одной стороны , рост культуры, образования, информированности расширяет возможности рационального осмысления строя, с другой неравномерность этих процессов, усложнение общественной жизни, ее противоречивость мешают человеку создать системный образ общественных событий и проблем. В результате у людей складывается бессознательное отношение к общественно-политической действительности. В политической практике сочетаются обе стороны, но манипулирование осуществляется через обращение к бессознательному. Следует обратить внимание на корреляцию между степенью демократичности общества и насаждением бессознательных политических взглядов, слепой веры.

2. Массовое сознание характеризуется также догматическим и критическим отношением к действительности. Правящие круги, прибегающие к манипулированию, заинтересованы в сдерживании критического отношения и культивировании догматического, чтобы обеспечить устойчивость своей власти. Для этого осуществляется деятельность по унификации мышления. Сознание формируется с опорой на стереотипы , авторитеты как критерий истины. В результате убеждения выступают как совокупность законченных, выверенных и усвоенных мнений и представлений, не приемлющих другой точки зрения. Такой тип сознания характерен для тоталитарных, авторитарных режимов и весьма затрудняет реформирование и демократизацию общества и тогда, когда эти режимы рухнули.

3. Сочетание в массовом сознании привычного, традиционного и необычного, инновационного дает широкие основания для манипулирования. Обращение к традициям, обычаям, привычкам способствует сохранению устойчивости политической власти. Но для политического манипулирования наиболее важны мифы как фундамент иллюзорной картины мира В бывшем СССР власть широко использовала, например, мифы о неизбежном крахе капитализма и торжестве коммунизма как совершенного, идеального общества, о частной собственности как источнике социального зла, о ведущей роли рабочего класса и др.

Манипулирование предполагает богатый арсенал способов , приемов. Немало эгоистичных деятелей не гнушаются откровенным обманом, используют так называемую большую ложь , которая повторяется, пока не начинает восприниматься как правда. В демократическом обществе, в среде компетентных людей явная ложь “не срабатывает”, тогда используются частичная ложь. скрывающая то, что более всего возмущает, правдоподобная ложь, когда за констатацией фактов скрывается ложное содержание, и приукрашенная ложь - провозглашение невыполнимых, но желаемых людьми обещаний (вспомним предвыборные кампании в России 1993 и 1995 годов). Используется также частичная правда, приходится обнародовать и полную правду, так называемую горькую правду. Такое признание неприятной истины сопровождается различными оправданиями, воздействующими на оправдательную психологию людей. Например, политического руководителя объявляют без вины виноватым или жертвой обстоятельств (его ввели в заблуждение подчиненные), он может покаяться, а “повинную голову меч не сечет”; он может прослыть жаждущим правды (вина умаляется, ибо “лучше горькая правда, чем сладкая ложь”).Кроме того . в манипулировании особое внимание уделяется ценностному подчинению . Это регулирование ценностей, когда в зависимости от обстоятельств политики выдвигают или “прагмати­ческие”, или “гуманистические” идеалы; идеализация ценностей, отнесение их к будущему, потенциальному бытию; абсолютизация ценностей, апеллирование к таким добродетелям, которые выдаются за вечные и неизменные, пишутся с большой буквы и могут использоваться в разных сочетаниях: Свобода, Равенство, Справедливость, Патриотизм, Демократия, Мир и т. д.Тактика манипулирования не обходится без ценностного ориентирования интересов в соответствии с установленным критерием образа и качества жизни . Используется и ценностное камуфлирование (особенно ярко проявляется в межпартийной конкуренции, когда заимствуются лозунги, программные положения друг у друга в борьбе за электорат и потом оказывается, что под антисоциалистической риторикой консервативные партии проводят курс, близкий социалистическим партиям). Важными являются и ценностное ограничение и самоограничение интересов, предлагающие людям во имя национального возрождения, величия страны, ее радикального обновления откладывать удовлетворение своих требований, т. е. политика “затягивания поясов”. Этому служит и прием сваливания вины на других. Поиски “козлов отпущения” приводят к “пережиткам капитализма”, “родимым пятнам”, к выявлению “вредителей”, “ренегатов” и пр.Манипулирование предполагает и ценностное оправдание принудительного воздействия и маскировку видов принуждения. Тоталитарные режимы широко использовали террор и репрессии, но и они были вынуждены прибегать к их оправданию и маскировке.Определенным препятствием , сдерживающим манипулирование, являются разделение властей и принцип демократической организации средств массовой информации, что подразумевает наличие трех форм организации СМИ: частной, государственной и общественно-правовой при наличии контроля со стороны парламента, правительства или общественных советов.

Одним из духовных факторов современного политического процесса является общественное мнение . Общественное мнение - одна из формобщественного сознания, существующая в видекомплекса относительно устойчивых коллективно-массовых представлений, оценок, идей, отражающих позиции и интересы основной массы граждан и фиксирующих их отношение к основным проблемам и реалиям общественной - политической жизни страны .

Общественное мнение складывается и существует при определенных обстоятельствах. Главной предпосылкой его формирования является отсутствие в духовной сфере общества монополии какой – либо одной формы общественного сознания: мифологии, религии или политической идеологии. В противном случае коллективное мнение выступает в форме навязываемой индивидам жесткой мировоззренческой системы, как это было, например, в СССР, где над всем царствовала государственная идеология марксизма.

Общественное мнение – атрибут светского , демократического общества и государства без признаков выраженной политизации и политического раскола. Акцентированное политическое противостояние в стране препятствует формированию устойчивых массовых представлений. Подобная ситуация существует в Украине, находящейся на стадии формирования демократии в условиях резкого политического раскола главных политических группировок. Следовательно, объективных условий для зрелого общественного мнения в Украине еще не создано, результатом чего является его подвижность и своеобразная конъюнктурность, а также излишняя политизованность.

Политические представления и оценки составляют лишь часть общественного мнения , обозначая наиболее значимые для граждан политические проблемы. Именно политическая составляющая является его наиболее динамичным элементом, отображая повышенную динамику политической сферы общества, смену настроений граждан.

Основными носителями и выразителями общественного мнения выступают средства массовой информации (СМИ): радио, пресса, телевидение. Политическая составляющая общественного мнения может выражаться также в массовых политических акциях: митингах, демонстрациях, шествиях. Своеобразным проявлением общественного политического мнения можно также считать общенациональные выборы в представительные органы власти, референдумы. Так как политические пристрастия граждан в ходе выборов фиксируются в поддержке популярных политиков и авторитетных партий, что есть выражение их поддержки общественным мнением.

Общественное мнение выражается в оценках крупных политических событий, деятельности политических лидеров, поддержке или неодобрении, осуждении деятельности государственных институтов и важных международных политических акций.

Влияние общественного мнения на политику отражается в его характеристике как «Четвертой власти», существующей в стране. По сути, «четвертая власть» и есть отражение авторитета общества, народа, его реальной возможности влиять на политику правящей элиты, партии. Общественное мнение выступает в роли своеобразного духовного посредника между гражданским обществом и государственной властью, важнейшим средствомлегитимации власти.

К его важнейшим функциям относится:

    Функция легитимации власти , ее институтов и представителей;

    Функция экспертизы, оценки важнейших событий и явлений общественной жизни; действий политиков и известных людей;

    Функция социализации или формирования граждан и их сознания;

    Функция мобилизации и управления поведением граждан;

    Функция стабилизации социально-политичесих процессов;

    Функция коммуникации или средства взаимодействия государства и общества, общественных групп, институтов и граждан и др.

Общественное мнение выступает объектом постоянного воздействия со стороны государства и влиятельных политических партий и групп. Целью этого воздействия является использование его возможностей, авторитета для решения каких-либо корпоративно-групповых или личных проблем. Инструментом этого воздействия выступают СМИ, за контроль над ними идет острая борьба во всех демократических странах. Поэтому наличие свободы прессы и других средств массовой коммуникации является важнейшим условием наличия политического и идеологического плюрализма, а также возможности для существования полноценного общественного мнения.

Его состояние служит предметом постоянного научного изучения, экспертизы представителями социологической, политической и других общественных наук. Опросы общественного мнения, егомониторинг (проведение постоянных исследований по какой – либо социальной проблеме и отношении к ней различных категорий граждан) сегодня осуществляются во всех странных и стали частью практики повседневного управления делами общества и государства. Ни одна политическая партия сегодня не может действовать без изучения и использования информации о состоянии общественных позиций (мнения) граждан по ключевым политическим вопросам.

Практически все современные социальные и политические технологии, используемые государственными институтами, партиями, гражданскими организациями и учреждениями основаны на исследовании общественного мнения и их результатах. Все это позволяет сделать вывод о том, что общественное мнение в развитых странах стало важнейшим фактором ирегулятором социально-политических процессов, фактором общей социально-культурной и политической эволюции общества и государства.

Механизм влияния граждан и общественных групп на решения государства также основан на использовании авторитета общественного мнения. Митинги, демонстрации и другие массовые политические акции направлены на общественное мнение, на формировании соответствующей социальной обстановки, гражданского настроения, игнорировать которое правящая партия и лидеры страны не могут, не рискуя при этом утратить поддержку общества. Вместе с этой поддержкой они автоматически теряют власть, или возможность быть избранными как представители общества, народа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Гуманитарно-социальный факультет

Кафедра социологии

Курсовая работа

по теме: Роль общественного мнения в политике

Липецк 2008

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

На данном этапе развития Россия находится в неком висячем положении: она пережила "перестройку", постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ. И, как и в любой демократической стране в России стало "развиваться" свободное (вышедшее из-под влияния партий, общественных традиций и т.д.) общественное мнение. И именно сейчас оно получило свою значимость.

Но что же такое общественное мнение и как оно формируется? Какие функции выполняет данное явление? Какие мыслительные процессы происходят в сознание каждого члена нашего общества, и как на это влияет общественное мнение? Оказывают ли пропаганда и средства массовой информации влияние на формирование общественного мнения? И наиболее важный вопрос, на который следует обратить внимание: что же собой представляет общественное мнение в России на данном этапе её развития? Эти и некоторые другие вопросы старается раскрыть данная работа.

Важно заметить, что изучение общественного мнения очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Его актуальность ещё состоит в том, что в России, как, в принципе, и во многих других странах общественное мнения выступает в качестве "создателя" каких-либо общественных норм, которые позже могут перерасти в традиции. Ещё одна не менее важная причина изучения общественного мнения, это то, что в последнее время предвыборные кампании и программы партий или тех или иных партийных лидеров опираются на результаты опросов общественного мнения. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть недоствовернными и ошибочными. В этом случае они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них своего собственного мнения по тем или иным вопросам.

В рамках социологического исследования, объектом которого стало изучение общественного мнения и его влияния на политическую сферу жизни, были проанализированы репрезентативные данные о представителях общественного мнения в г. Липецке (2008 г., опрашивалось городское население). Выборка (стихийная, 40 человек) создавалась методом отбора населения в возрасте 18 лет и старше. Исследование было направлено на фиксацию собственных оценок и реакций населения, связанных с представлениями о политике, на выяснение обстоятельств и факторов, влияющих на эти оценки, и как следствие - на определение взаимодействия и взаимовлияния общественного мнения и политической сферы.

Данная курсовая работа состоит из введения, заключения и трёх глав, две первые из которых включают теорию, а третья - эмпирическую часть исследования.

Глава 1. Общественное мнение как социальный институт

1.1 Сущность общественного мнения

Общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

Под социальным институтом понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер. Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода "социальной власти", т.е. "власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия". Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых, где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданского общества.

Научная традиция, связывающая существование в обществе института общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, писал в "Философии права", что: формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением. Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.

Артикуляция общественного мнения может выражается как в дискурсе, так общественное мнение может быть зафиксировано и в виде текстов, воспроизведено в разговорах, беседах и т. п. В такой форме общественное мнение доступно критичному осмыслению и рефлексии. Но общественное мнение может быть и латентным. В этом случае оно артикулируется поступками индивидов, а существует оно в виде их стереотипов, предубеждений и т. п.

Общественное мнение регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определённые нормы общественных отношений. Оно действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Общественное мнение находит выражение в голосовании на выборах органов власти, в средствах массовой коммуникации, опросах населения и др. Наконец, в зависимости от знака высказываний общественное мнение выступает в виде позитивных или негативных суждений.

Структуру общественного мнения принято описывать с помощью пяти элементов этого мнения:

Ш Направленность общественного мнения на определенный предмет, его интенциональность;

Ш Интенсивность общественного мнения, степень интереса, который проявляет социальная группа или общество в целом к предмету интереса;

Ш Окрашенность общественного мнения отражает содержание отношения к предмету, формируемому общественным мнением;

Ш Стабильность общественного мнения показывает насколько постоянно общественное мнение в своих оценках того или иного события, насколько устойчив интерес группы или общества к конкретному вопросу и т. п.;

Ш Информационная поддержка суждений общественного мнения, отражающая как внутренний багаж знаний по тому или иному предмету, так и информационные потоки в средствах массовой коммуникации, поддерживающие ту или иную тему.

Для политтехнолога особый интерес представляет возможность влияния на общественное мнение, возможность его формирования по определенной тематике в нужном ключе. В рамках данной модели, очевидно, что на общественное мнение можно влиять следующими способами:

1. Изменение фокуса событий. Рядом с одним событием выстраивается другое, более яркое, более интенсивное и в плане общественного интереса, и в плане информационного повода для СМИ.

2. Изменение интенсивности. Косвенно на интенсивность влияет изменение фокуса событий. Происходит своего рода конкуренция информационных поводов. Чем более важное событие выстраивается рядом, тем больше снижается интерес общественности к данному событию.

3. Изменение окрашенности знаний, изменение отношения к тому или иному событию. Возможен вариант изменения знака "минус" на "плюс", хотя чаще всего на практике происходит изменение знака "плюс" на знак "минус". Открывшиеся новые факты могут изменить отношение общества к той или иной проблеме.

4. Ценностный разрыв. Изменение стабильности общественного мнения - вещь трудная и неблагодарная, поскольку практически невозможно напрямую изменить систему ценностей и картину мира. Необходимо выстраивать сложное контекстное воздействие.

5. Блокирование информационной поддержки (информационная блокада) в виде контроля над информационными потоками, вплоть до прямой цензуры. Но здесь кроется опасность дефицита информации -- рождение неуправляемых слухов.

1.2 Складывание общественного мнения в России

Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников - необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.

В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения.

В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение. Однако можем ли мы говорить о том, что наше общественное мнение сформировалось в качестве института гражданского общества?

Для ответа на этот вопрос вспомним краткую, но весьма насыщенную историю становления и развития общественного мнения в посттоталитарной России. Ее отсчет надо начинать с 1988 г., когда руководством КПСС был провозглашен курс на гласность и плюрализм мнений. В марте 1989 г. в стране прошли первые альтернативные выборы Съезда народных депутатов СССР, давшие мощный импульс формированию нового общественного самосознания.

В этот период общественное мнение становится не только очень заметным фактором социально-политической жизни, но нередко и основным двигателем проводимых преобразований. Для страны, находившейся на начальной стадии перехода от тоталитарного состояния к гражданскому обществу, такая роль общественного мнения, очевидно, является закономерной. Дело в том, что в условиях развитой демократии, при стабильной социально-политической ситуации роль и значение общественного мнения четко ограничены и сбалансированы сильной и авторитетной представительной властью.

Общественное мнение выступает там как институт гражданского общества и его воздействие на государственную деятельность осуществляется не напрямую, а опосредовано формами представительной демократии. Причем, посредниками между обществом и государством и основными выразителями общественного мнения являются там политические партии и иные общественные объединения политического характера. В нашей же ситуации, когда единовластие КПСС еще не было подорвано, представительные органы не были сформированы на основе достаточно свободного волеизъявления избирателей, общество относилось к ним с заметной долей недоверия, общественное мнение нередко пыталось выступать в роли института прямой демократии. Это происходило потому, что в тот период демократический потенциал общества был выше, чем у представительных структур. И общество стремилось выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя таким образом давление на органы представительной власти.

Вышедшие на улицу массы оказались непосредственно вовлечены в активную политическую деятельность, а их мнение стало фактором давления на сферу государственно-политических отношений.

Переломным моментом на пути становления и развития нашего общественного мнения стало введение в 1993 г. новой избирательной системы, ориентированной на парламентский тип представительной власти. Формирование федерального законодательного органа на основе пропорционально-мажоритарной системы (когда одна половина депутатов Государственной Думы избирается по партийным спискам, а другую составляют депутаты, выступающие в своем личном качестве и получившие большинство голосов в своем избирательном округе) явилось мощным стимулом для развития политических партий и движений, в значительной мере взявших на себя функцию выражения общественного мнения и доведения позиций общества до органов государственной власти. С этого периода наблюдается заметное затухание политической активности самого общества и снижение роли общественного мнения как самостоятельного фактора политической жизни.

1.3 Современное состояние общественного мнения

Что происходит с общественным мнением сегодня? На его состоянии сказываются остаточные процессы предыдущих этапов развития, в частности отсутствие градаций свободного волеизъявления. Конечно, гласность сняла многие преграды для выражения плюралистических позиций и мнений, оставив в прошлом запретные темы. Однако переход от монистических структур к плюралистическим не происходит в одночасье. Навязанные стереотипы единомыслия оставили глубокий след в массовом сознании.

По-прежнему на состояние общественного мнения влияют опасения перед возможными санкциями и репрессиями. Так, например, в Москве доля лиц, отказывающихся отвечать на вопросы в ходе телефонных интервью, в два раза выше, чем, скажем, к ФРГ. Немаловажную роль играет также феномен, который можно обозначить как стремление к антипозиции. Это эффект маятника. После долгих лет молчания вполне понятно состояние человека, выражающего позицию, противоположную той, которая кажется ему официальной. Отсюда - ярко выраженный критический настрой массового сознания, подпитываемый социальной напряженностью и дезинтеграцией основных социальных структур.

Не снята с повестки дня и проблема актуализации значимых социальных фактов. В массовом сознании нет и не может быть сложившихся установок хотя бы потому, что сами эти партии находятся в стадии поиска своей социальной и политической идентификации. Переходный характер общественных структур определяет маргинальность черт массового сознания. Так, в сфере идеологии в неустойчивом равновесии находятся две противоположные системы ценностей, которые условно можно обозначить как тоталитарную и демократическую. Причем, однозначных носителей каждой из них немного, о чем убедительно свидетельствуют исследования ценностного потенциала массового сознания. То же и в политике.

Правда, в последнее время появились новые формы выражения общественного мнения, с частности, голосование на выборах, референдумы и сплошные опросы населения по важным социальным проблемам. Их значение трудно переоценить. Именно они, в особенности голосование на выборах, составляют главную опору демократии.

По степени влияния общественного мнения на содержание и характер власти принято определять уровень развития демократии в стране. Простой пример: общественное мнение в демократических странах, если оно действительно сформировалось, может привести к отставке политического деятеля любого ранга, нанести колоссальный экономический ущерб промышленному концерну или, наоборот, привести к его процветанию. В нашей же стране степень демократии такова, что общественное мнение пока еще не оказывает решающего влияния. Президент назначает высших руководителей, не пользующихся доверием населения, а политические партии не стесняются выдвигать лидеров, имеющих однозначно отрицательный имидж.

С огромным трудом общественное мнение - через выборы и референдумы - все же начинает влиять на характер политических процессов в стране. При отсутствии реальной многопартийности прошедшие избирательные кампании, хотя их нельзя относить к подлинно демократическим институтам формирования структур власти, представляют собой, тем не менее, первый шаг на пути к ним. И именно этот шаг является главным рубежом, отделяющим нас от прошлого.

Еще одна новая форма - митинги и демонстрации. "Митинговая демократия" весьма неоднозначна с точки зрения социальных последствий и общественного блага. Удовлетворенные люди не митингуют. В тактическом плане митинги и демонстрации могут иметь негативные последствия, перерастая в массовые беспорядки, что, конечно же, дестабилизирует общественную ситуацию. Но и "застойная стабильность" в стратегическом плане отнюдь не благо.

Другие формы выражения общественного мнения, весьма характерные для наших дней, включают акции протеста, неповиновения и забастовки. Они набирают "вес" не только статистически, но и в массовом сознании.

Разрыв между вербальными и поведенческими установками в массовом сознании достаточно велик. Например, нередки ситуации, когда по результатам опроса партия получает поддержку у населения, однако эта поддержка выражается лишь словами, но не какими-либо конкретными действиями (участия в митингах, денежные взносы и т.д.).

Как же происходит институциализация общественного мнения, если учитывать новые формы его проявления ярко выраженной поведенческой компонентой? Акции протеста и неповиновения свидетельствуют скорее о нестабильности и несформированности общественного мнения, о слабости его влияния. Однако сама возможность выразить свое мнение о разнообразных формах - факт, несомненно, положительный, свидетельствующий о социальной зрелости населения.

Неразвитый механизм фиксации общественного мнения, недоверие к результатам массовых опросов (во многом вполне справедливое) позволяют носителям власти весьма вольно его интерпретировать. По-прежнему с высоких трибун мы слышим ссылки на общественное мнение, зафиксированное в ходе пресловутых встреч в трудовых коллективах. С другой стороны, наряду с игнорированием общественного мнения начинает проявляться противоположная тенденция - его фетишизация. Субъекты власти стремятся действовать исключительно в соответствии с общественным мнением, понимая под ним мнение большинства. В то же время мировой опыт доказывает, что истинный политик действует с учетом, а не в соответствии с общественным мнением (что характерно прежде всего для популизма). В мировой политике не раз случалось так, что лидеры ведут себя вопреки общественному мнению, против воли своих избирателей, даже навязывая им свое решение, а в итоге оказываются правы и сторицей возвращают доверие электората.

Глава 2. Общественное мнение и политика

2.1 Влияние общественного мнения на политику

Любой современный политический режим, даже самый репрессивный стремится создать иллюзию включенности общественного мнения в реальные процессы принятия властных решений. Соответственно, возникает проблема максимально объективной оценки характера взаимоотношений власти и общественного мнения, возможностей участия последнего в решении общезначимых вопросов.

Одной из важных и интересных проблем философии и социологии политики является проблема условий, границ и возможностей влияния общественного мнения на функционирование и развитие социальных систем.

Возможности влияния такого рода могут быть сугубо различны. Способность массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений и обусловленных ими волевых проявлений в большей или меньшей мере воздействовать на положение дел в государстве во многом является функцией способа устройства власти и характера политической системы. Соответственно и роль общественного мнения как фактора социальной динамики может меняться в рамках широкого диапазона - от ничтожной до определяющей. Ответ на вопрос, какова же эта роль применительно к конкретной ситуации в конкретном государстве в рамках возможного диапазона имеет как важное научное, так и не менее существенное политическое значение. Ведь мера включения оценок и суждений общественности в практические решения органов власти и управления есть показатель открытости общества, уровня развития в нем важнейших прав и свобод, наконец, одним из критериев демократичности политического устройства государства. Довольно часто от ответов на эти вопросы зависит решение важных для страны внешнеполитических и внешнеэкономических проблем - присоединение или неприсоединение к международным пактам и организациям, получение или неполучение займов, кредитов, режимов благоприятствования в торговле и т.д. и т.п.

Под режимом взаимодействия власти и общественного мнения понимается обобщенная характеристика меры его реальной включенности в принятие политических решений, управление делами государства и общества и возможностей для функционирования, предоставленных властными институтами. Нетрудно заметить, что основанием, на котором построено данное понятие, является тип отношения институтов власти к общественному мнению (а не наоборот).

Можно выделить следующую систему критериев, на основании которых различаются между собой отдельные режимы взаимодействия.

ь Критерий I: демократичность системы выборов и избирательных законов на различных уровнях.

ь Критерий 2: характер законодательной (в том числе конституционной) закрепленности роли и прерогатив общественного мнения.

ь Критерий 3: наличие каналов свободного выражения мнений и собственно свобода их выражения.

ь Критерий 4: характер протекания дискуссий общественности и власти.

ь Критерий 5: частота, предметный и объектный ареал обращения власти к общественному мнению.

ь Критерий 6: характер, предметный и социальный ареал включения реакций и оценок общественного мнения во властные решения.

ь Критерий 7: наличие свободных и множественных каналов изучения и анализа общественного мнения.

Предложенная система критериев имеет комплексный характер. Система критериев обладает свойством полноты в том смысле, что исключение из ее списка любого из представленных в ней элементов сразу же лишает возможности однозначного решения требуемых классификационных и группировочных задач. С другой стороны, она является комплексной, поскольку составляющие ее критерии различаются по своей природе. Одна группа - это основания для классификации булевского характера. Способ взаимодействия общественного мнения и органов власти в своих механизмах и проявлениях может удовлетворять или не удовлетворять этим критериям и в зависимости от этого составлять причину для отнесения к тому или иному режиму. Другая группа - критерии скорее количественного плана. Их использование не только определяет принадлежность конкретной ситуации взаимодействия к тому или иному идеально типическому режиму, но и позиционируют ее в рамках выбранного режима.

2.2 Механизмы взаимодействия власти и общественного мнения

Вопрос о типах и механизмах сосуществования, сотрудничества или противостояния массовых социальных оценок и властных институтов имеет длительную и глубокую традицию изучения. В рамках этой традиции можно обозначить два основных описываемых типа взаимодействия рассматриваемых феноменов. Первый, допускающий общественность и ее "голос" - общественное мнение в святая святых политики и управления, второй, напротив, ограничивающий такой доступ. Разные авторы по-разному обозначают данные типы. Одни - как демократические и недемократические, другие - как тип подавления общественного мнения и тип социального партнерства.

Соответственно следует признать, что в современной социологии политики сформировался серьезный теоретический базис анализа бытия общественного мнения как специфического социально-политического феномена.

Другая сторона сложившейся познавательной ситуации заключается в том, что дихотомических оппозиций, выделяющих только два типа отношений власти и общественного мнения, уже недостаточно для адекватного описания социальных реалий, складывающихся в современном мире и, в частности, в трансформирующейся России.

В современной научной литературе практически не содержится развернутых непротиворечивых ответов на вопрос о том, какие же режимы и типы взаимодействий между властью и общественным мнением теоретически могут существовать, каковы условия реализации того или иного типа в реальной социально-политической практике, как отграничить один режим взаимодействия от другого.

Каковы же основные проблемные зоны существующих базовых методологических подходов, на которые хотелось бы обратить внимание?

Во-первых, эти подходы нормативны. Во-вторых, большинство существующих подходов как бы имплицитно исходит от старшего партнера - от власти и подразумевает правомерность рассуждений о том, стоит или не стоит и если стоит, то в какой мере стоит пускать общественное мнение к рычагам политики и управления. В-третьих, вызывает сомнения жесткая поляризованность, дихотомический характер большинства предлагаемых моделей - с одной стороны исключение общественного мнения из пространства властвования, его подавление, с другой - полноценное его партнерство с властью. В-четвертых, большинство из существующих типологических схем является незавершенными, они не замкнуты. В-пятых, излишне упрощенными представляются попытки ряда авторов увязать тип отношений общественного мнения и власти напрямую со способом организации последней. Если тоталитаризм или авторитаризм - тип отношений патерналистский, если демократия - партнерский. На самом деле ситуация не так однозначна.

Таким образом, состояние познавательной ситуации ставит на повестку дня проблему более развернутого и строгого анализа возможных характеристик взаимодействия общественного мнения и институтов власти. Можно выделить 6 режимов взаимодействия власти и общественного мнения идеально типического характера, расположив их в относительном порядке убывания давления первой и увеличения роли второго:

o режим подавления общественного мнения со стороны властных структур;

o режим игнорирования общественного мнения;

o режим патернализма власти по отношению к общественному мнению;

o режим сотрудничества (взаимореализации);

o режим давления общественного мнения на власть;

o режим диктатуры общественного мнения.

1. Режим подавления общественного мнения.

Данный режим характеризуется жестким прессингом со стороны институтов власти, включая и репрессивный компонент по отношению ко всем проявлениям массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений по поводу объектов, имеющих хотя бы минимальную социально-политическую окраску. Общественное мнение при этом представляет исключительно в качестве духовного образования и не переходит в духовно-практическую форму. Не приходится говорить о наличии сколько-нибудь развитых волевых и, тем более, поведенческих его компонентов.

2. Режим игнорирования общественного мнения.

В условиях режима игнорирования власть стремится свести к минимуму социально-преобразующую роль общественного мнения не с помощью его жесткого подавления, а путем отстранения от его оценок, исключения их из всех сфер принятия решений. Массовые заинтересованные оценочно-ценностные суждения и даже соответствующие волевые проявления как бы "выносятся за скобки" политического процесса и обречены существовать сами по себе в духовном пространстве, не пересекающемся с пространством государственного управления. В данном режиме, как правило, отсутствует демократическая избирательная система, обеспечивающая включение оценок большинства социальных субъектов в процессы политического руководства, либо имеет место лишь ее имитация. Также в большинстве случаев либо вообще отсутствуют серьезные законодательно закрепленные гарантии прерогатив и возможностей общественного мнения в решении общезначимых вопросов, либо эти гарантии носят крайне ограниченный, урезанный характер.

3. Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению.

В данном режиме власть и общественное мнение явно неравноправны. Первая имеет приоритет по отношению ко второму. Это господство власти, но господство в мягкой форме. Патернализм - это уже качественно другой режим, чем подавление или игнорирование. Патернализм - это давление, но не подавление, это отношения ведущего и ведомого, начальника и подчиненного, в которых за ведомым, подчиненным признаются определенные права, а сам он считается хоть и младшим, но участником диалога. В отличие от подавления или игнорирования общественного мнения, когда власть считает себя единственным субъектом политического и управленческого процесса, в рассматриваемом режиме массовые оценки и общественное мнение в целом уже тоже выступает как субъект, хотя и существенно ограниченный другим субъектом в правах и возможностях.

4. Режим сотрудничества (взаимореализации) власти и общественного мнения.

Этот режим является наиболее благоприятным как для общественного мнения, так и для власти в условиях демократической политической системы. В его рамках происходит наиболее полная реализация сущностных потенций мнения, оно выступает полноправным субъектом политической жизни и полноценным участником процесса управления делами общества. Такой способ построения отношений между сторонами изучаемого взаимодействия О. Иванов назвал "социальным партнерством".

5. Режим давления общественного мнения на власть.

В данном режиме имеет место давление массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений и обусловленных ими волевых проявлений на институты власти и управления. Его можно сравнить с неким подобием зеркального отображения режима патернализма власти по отношению к общественному мнению, в котором субъекты взаимодействия поменялись ролями. Тот, который в патерналистском варианте находился под жестким прессингом, был ведомой стороной, вынужденной во многом себя ограничивать и подчиняться, теперь обрел качество доминантности и возможности давления на противостоящую сторону.

6. Режим диктатуры общественного мнения.

Режим диктатуры - это предельный, редко встречающийся на практике особый способ построения отношений между общественным мнением и властными структурами. Его скорее следует рассматривать как идеальный тип, характеризующий крайнюю точку шкалы возможных типов взаимодействия. Для него свойственна крайняя слабость всех властных структур, их неустойчивость, подверженность воздействию со стороны эмоционально окрашенных оценок различных массовидных социальных общностей. В режиме диктатуры общественное мнение далеко выходит за пределы своей компетентности. Его субъект не имеет никаких сомнений в том, что нет ни одной социально значимой задачи или проблемы, решение которой он не мог бы найти в ходе своей непосредственной оценочно-ценностной деятельности. С другой стороны, конфигурация общественно-политической ситуации и расстановка сил в обществе такова, что у органов власти нет возможностей противиться претворению в жизнь результатов этой деятельности. Более того, именно они вынуждены организовать данный процесс.

общественный мнение россия политический

Глава 3. Эмпирическая часть исследования

Объект и предмет исследования.

Объект исследования: влияние общественного мнения на политическую жизнь страны.

Предмет исследования:

o активность участия населения в политической жизни страны;

o причины отсутствия интереса к политике;

o желание и нежелание что-либо изменять в политической ситуации в стране;

o степень влияния общественного мнения на политику;

o причины непринятия во внимание общественного мнения политическими деятелями.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: выявить степень влияния общественного мнения на политическую жизнь страны.

Задачи исследования:

o выявить степень активности участия населения в политической жизни страны;

o выявить удовлетворённость или недовольство сложившейся политической ситуацией;

o определить готовность или отказ высказывать своё мнение в отношении проводимой политики;

o проанализировать просвещённость населения в вопросах общественного мнения;

o оценить объём мероприятий по интеграции политики и общества в единую систему, ведущую междусторонний диалог;

o сделать выводы о степени влияния общественного мнения на политическую жизнь страны.

Основные понятия: интерпретация и операционализация.

Политика

1. Это социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика).

2. Это совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами.

3. Это деятельность по поводу общественных интересов, выраженная в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

Общество

1. Это обособившаяся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей.

2. Это сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями.

3. Это система экономических, политических и духовных взаимодействий различных социальных субъектов.

Общественное мнение

1. Это динамичное состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (так или иначе артикулированное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам.

2. Это отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Позитивные и негативные факторы, влияющие на значимость общественного мнения в политической сфере

Позитивные:

o желание и возможность правительства выслушивать мнение народа;

o согласованное и чёткое мнение в общественной среде;

o наличие представителей из общественных организаций;

o демократический режим в стране;

o отсутствие вмешательства других стран в политическую и социальную сферу.

Негативные:

o отсутствие диалога между правительством и обществом;

o отсутствие единого и чёткого мнения в общественной среде;

o напряжённая общественно-политическая ситуация в стране;

o вмешательство со стороны других стран.

Гипотезы исследования.

Гипотезы исследования:

o большая часть населения интересуется политикой;

o считается, что сфера политики не может обойтись без вмешательства со стороны общества;

o общественное мнение играет в политической сфере страны недостаточно значимую роль.

План исследования.

Февраль 2008г.

Определение темы исследования, объекта и предмета исследования, выявление целей и задач

Февраль 2008г.

Определение операционализации и интерпретации ключевых понятий исследования, построение гипотезы

Март 2008г.

Поиск теоретического материала

Март 2008г.

Построение плана исследования

Апрель 2008г.

Определение выборки, инструментария и методов сбора информации

Апрель 2008г.

Работа с практической частью исследования, проведение анкетирования

Анализ результатов исследования, написание отчёта

Выборка - стихийная, создавалась методом отбора населения в возрасте 18 лет и старше. В исследовании принимало участие 40 человек.

Методы сбора информации, характеристика инструментария.

Методы сбора информации:

o анкетный опрос;

o анализ документов.

Характеристика инструментария:

o анкетный лист (40 экземпляров);

o пояснения к анкетному листу;

o программа обработки данных (Microsoft Excel, Microsoft Word).

Анкета состоит из 20 вопросов, из них 16 закрытых вопросов (3 вопроса типа "да - нет", 1 альтернативный вопрос, 2 вопроса-шкалы), 1 открытый вопрос, 3 полузакрытых вопроса. Можно также выделить 2 вопроса-ловушки, 1 вопрос-фильтр, 2 косвенных вопроса, 1 вопрос-глушитель. Анкета разбита на 5 смысловых блоков:

1) активность участия в политической жизни страны;

2) оценка ситуации на политической арене;

3) роль и масштаб влияния общественного мнения;

4) ответственность за политическую ситуацию в стране;

5) паспортичка.

Результаты исследования.

В исследовании принимало участие 40 человек, из них 22 женщины и 18 мужчин. Преобладающие возрастные категории: 22-25, 26-40 и 41-55 лет. Большинство респондентов работают, около 55% имеют высшее образование.

72% респондентов считают себя людьми, интересующимися политикой, в то время как 20% не считает, а оставшиеся затрудняются ответить.

37 из 40 опрошенных полагают, что каждый житель страны должен принимать участие в политической жизни. На деле, однако, их личное участие ограничивается посещением выборов (22 респондента), вниманием к политическим новостям (13 респондентов), участием в политических акциях и митингах (3 респондента).

Под "общественным мнением" почти равное количество респондентов понимает мнение представителей общественных объединений (34%) и мнение всех жителей страны в совокупности (33%), чуть меньше мнение каждого жителя страны (23%), мнение социальных групп (10%).

Почти все респонденты (78%) сходятся во мнение, что общественное мнение играет большое значение в политике, но не всегда, а лишь в определённых ситуациях, 17% считают, что оно важно всегда, и только 5% почти отрицают его значимость. Такие же единогласные результаты были получены и при ответе на вопрос, может ли политика обойтись без вмешательства со стороны общества. 93% опрошенных посчитали, что не может, 5% - что всё зависит от ситуации и 2% - что может, но не должна.

Наиболее значимыми причинами, мешающими влиянию общества на сферу политической жизни, являются: недостаточно чёткое и громкое выражение обществом своего мнения (52%), отсутствие единого мнения у населения (27%), нежелание правительства прислушиваться к народному мнению (18%), вмешательство со стороны других стран (3%).

На вопрос о том, кто в большей степени ответственен за происходящие в стране политические события, 28 человек ответили, что правительство, оставшаяся часть опрошенных решила, что и правительство, и население в равной степени. Также интересно отметить, что в вопросе по поводу количества человек, должных определять политическую ситуацию в стране, более 65% опрошенных выбрали вариант "всё население страны", 30% - "все, кто имеет отношение к политике", и очень незначительное количество ответило "группа людей".

Исследование показало, что степень доверия граждан политическим деятелям всё же достаточно высока: 58% опрошенных смогли бы доверить кому-либо представлять своё мнение в политической жизни, 24% не сделали бы этого и 18% - в зависимости от обстоятельств.

В выборе высказываний среди четырёх возможных ("Политика для общества", "Общество для политики", "Интеграция политики и общества", "Политика - отдельно, общество - отдельно") 85% респондентов отметили вариант "Политика для общества", оставшиеся - "Интеграция политики и общества". Это также подтверждается и тем, что в оценивании значимости различных сфер общественной жизни политической сфере среди прочих даются достаточно высокие оценки.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, нужно заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. Также можно заметить, что у общественного мнения есть своя структура, сущность, критерии, функции и т.д., как и любого социального явления. Это в очередной раз доказывает, что общественное мнение представляет собой социальный институт. А что касается его функций, то они направлены на более точное и обусловленное социальными законами развитие общественного мнения.

В настоящее время ситуация с общественным мнением внешне выглядит вполне благополучно. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации. Политические партии все активнее выступают в роли выразителей мнений различных социальных слоев, все более заметное влияние на принятие законодательных решений оказывают партийные парламентские фракции.

Однако, возвращаясь к вопросу о том, может ли современное российское общественное мнение рассматриваться в качестве института гражданского общества, следует дать отрицательный ответ. И дело не только в том, что еще не сложилось само гражданское общество, процесс отделения власти и собственности далек от своего завершения, отсутствует средний класс, позиция которого в развитых демократиях составляет основу общественного мнения, и т.д. Ведь, в конце концов, общественное мнение в своем становлении в качестве социального института могло бы и несколько опередить процессы формирования гражданского общества. Однако опыт показывает, что наше общественное мнение, которое на первых порах успешно взяло на себя роль локомотива, вытягивающего общество из тоталитарного состояния к цивилизованным общественным отношениям, в настоящее время не способно справляться с этой задачей.

Качество нашего общественного мнения также во многих отношениях оставляет желать лучшего. Современное общественное мнение в России в силу вполне понятных причин отличается большой подверженностью манипулированию, готовностью впадать в крайности, низкой способностью к поиску компромиссов, маргинальностью оценок и суждений. Очевидно, что качественное состояние общественного мнения и перспективы его становления как полноценного социального института во многом будут зависеть от общего хода преобразований в стране, от успехов на пути к гражданскому обществу и правовому государству.

Библиографический список

1) Артемов, Г.П. Политическая социология [Текст]: / Г.П. Артемов. - М: Логос, 2002. - 280 с.

2) Бурдье, П. Социология политики [Текст]: / П. Бурдье. - М: Socio-Logos, 1997. - 336 с.

3) Гормонов, М.К. Общественное мнение: история и современность [Текст]: / М.К. Гормонов. - М: Наука, 1993. - 204 с.

4) Горшков, М.К. Общественное мнение [Текст]: / М.К. Горшков. - М: Наука, 1999. - 198 с.

5) Дилигенский, Г.Н. Политика и общественное мнение в России [Текст]: / Г.Н. Дилигенский. - Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 10. - с. 46-57.

6) Дмитриев, А.П. Социологический опрос и политика [Текст]: / А.П. Дмитриев, Ж.В. Тощенко. - Социс. - 1994. - № 5. - с. 42-50.

7) Житенев, В.Б. Общественное мнение в социальном управлении [Текст]: / В.Б. Житенев. - Новоссибирск: Наука, 1991. - 164 с.

8) Левада, Ю.А. Пирамида общественного мнения в электоральном зеркале [Текст]: / Ю. Левада. - Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1996. - № 1. - с. 16-28.

9) Левада, Ю.А. Факторы и ресурсы общественного мнения в условиях постмобилизационного общества [Текст]: / Ю. Левада. - Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1994. - № 5. - с. 7-9.

10) Ментальность россиян [Текст]: / Под общ. ред. И.Г. Дубова. - М: Имдж-контакт, 1997. - 480 с.

11) Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания [Текст]: / Э. Ноэль-Нойман. - М: Прогресс Академия, 2003. - 278 с.

12) Российское общество: ценности и приоритеты. Сообщение Фонда "Общественное мнение" [Текст]: / Полис. - 1993. - № 6. - с. 54-78.

13) Рукавишников, В.О. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения [Текст]: / В.О. Рукавишников, Л. Халман, П. Эстер. - М: Совпадение, 1998. - 368 с.

14) Руткевич, М.Н. Социология, власть и общественное мнение [Текст]: / М.Н. Руткевич. - Социс. - 1993. - № 7. - с. 3-14.

15) Укледов, А.К. Общественное мнение и пропаганда [Текст]: / А.К. Укледов. - М: Просвещение, 1990. - 184 с.

Приложения

Уважаемые отвечающие!

Данная анкета составлена студенткой III курса социологии гуманитарно-социального факультета с целью написания курсовой работы по теме

"Роль общественного мнения в политике".

Данная анкета анонимна и её данные не будут использоваться ни в каких иных целях, кроме анализа исследования. Для заполнения анкеты вам необходимо ручкой обвести в кружок подходящий вариант ответа (если указано, несколько).

Заранее спасибо, что нашли время заполнить анкету!

1. Считаете ли Вы себя человеком, интересующимся политикой?

1.3. Не задумывался над этим

2. Насколько активно Вы принимаете участие в политической жизни страны?

2.1. Я состою в партии / политическом движении

2.2. Часто участвую в демонстрациях, митингах, политических акциях

2.3. Я всегда хожу на выборы - этого вполне достаточно

2.4. Слежу за политическими событиями в новостях

2.5. Другое__________________________________

2.6. Не участвую вообще

3. Придерживаетесь ли Вы мнения, что каждый житель страны должен принимать участие в политике?

3.3. Не знаю

Если 1.2., то переходите к в. 5

4. Если "да", то в какой степени должно проявляться это участие?

4.1. Населению необходимо только высказывать своё мнение и оценку

4.2. Населению необходимо вмешиваться в политический процесс с целью его корректировки

4.3. Населению необходимо полностью контролировать политическую ситуацию в стране

5. Если бы Вы хотели изменить что-либо в политической жизни страны, как бы вы действовали?

5.1. Написал(а) бы письмо президенту страны

5.2. Вышел(шла) бы на митинг

5.3. Обратился(лась) бы с предложением в местную газету

5.4. Вынес(ла) бы обсуждение проблемы на Интернет-форум

5.5. Ваш вариант_______________________________

5.6. Ничего бы не стал(а) делать

6. Что бы Вы хотели изменить в политической ситуации в стране, если бы у Вас была такая возможность?

_______________________________________________________

7. Как Вы понимаете термин "общественное мнение"?

7.1. Мнение каждого человека в отдельности

7.2. Мнение социальной группы, коллектива людей

7.3. Мнение представителей общественных организаций

7.4. Мнение всех жителей страны в совокупности

8. Какое значение, по-вашему, имеет общественное мнение в политике?

8.1. Имеет очень большое значение

8.2. Имеет достаточно большое значение, но лишь в определённых ситуациях и при определённых условиях

8.3. Почти не имеет значения

8.4. Вообще ничего не значит

9. Может ли, по Вашему мнению, политика обойтись без вмешательства со стороны общества?

9.2. Не может

9.3. Может, но не должна

9.4. Не может, хотя и должна

9.5. Всё зависит от ситуации

10. Если общество не всегда может влиять на сферу политической жизни, то что является причиной?

10.1. Правительство не прислушивается к мнению людей

10.2. Общество выражает своё мнение не достаточно громко и веско

10.3. У населения нет единого мнения

10.4. Не позволяет общественно-политическая ситуация в стране

10.5. Мешает воздействие со стороны мирового сообщества

10.6. Ваш вариант__________________________

11. Кто, по-вашему, в большей степени ответственен за те или иные политические события?

11.1. Правительство

11.2. Население страны

11.3. Государство в целом (правительство и общество)

11.4. Мировое сообщество

12. Доверили бы Вы кому-либо представлять Ваше мнение в политической сфере?

12.3. В зависимости от обстоятельств

13. Как много человек должны определять ситуацию на политической арене?

13.1. Один человек

13.2. Группа людей

13.3. Все, кто имеет отношение к политике

13.4. Всё население страны

14. Выберите, в какой мере Вы интересуетесь различными сферами жизни страны. (оцените по пятибалльной шкале, где 1 - не имеет никакого значения, 2 - почти не важно, 3 - важно, но не очень, 4 - очень важно, 5 - самое важное)

Экономическая сфера

Политическая сфера

Культурная сфера

Сфера международных отношений

Сфера образования

Религиозная сфера

Социальная сфера

15. Выберете из следующих высказываний одно, которое Вы считаете наиболее правильным.

15.1. "Политика для общества"

15.2. "Общество для политики"

15.3. "Интеграция общества и политики"

15.4. "Политика - отдельно, общество - отдельно"

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ВАС

16. Ваш пол:

16.1. М 16.2. Ж

17. Ваш возраст:

17.6. Выше 65

18. Род занятий:

18.1. Учусь

18.2. Работаю

18.3. Работаю и учусь

18.4. Не учусь и не работаю

18.5. На пенсии

19. Ваше образование:

19.1. Среднее

19.2. Среднее специальное

19.3. Неоконченное высшее

19.4. Высшее

20. Ваш уровень дохода:

20.1. Денег никогда не хватает

20.2. Хватает только на самое необходимое

20.3. Денег хватает почти всегда

20.4. Ни в чём себя не ограничиваю

Ваше мнение очень важно. Спасибо за заполнение анкеты!

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование феномена общественного мнения как института, имеющего социальную силу. Изучение аспектов взаимодействия общественного мнения и политики. Роль общественного мнения при формировании гражданского общества и системы социальных взаимоотношений.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2015

    Сущность и основные признаки общественного мнения, определение субъектов и объектов. Порядок формирования общественного мнения и средства манипулирования им. Понятия "субъект общественного мнения"; "выразитель общественного мнения"; "мнение общества".

    курсовая работа , добавлен 24.07.2010

    Понятие общественного мнения: сущность и признаки, объекты и субъекты. Формирование общественного мнения, средства манипулирования. Сравнение понятий "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Значение термина "мнение общества".

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Особенности использования результатов опросов общественного мнения в политике муниципалитетов на примере города Иркутска. Основные формы взаимодействия граждан и властных структур по каналам общественного мнения в муниципалитетах Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2014

    Понятие социологии общественного мнения, характеристика ее субъекта и объекта. Место общественного мнения в структуре общественного сознания. Функции общественного мнения, особенности его структуры. Социологическое исследование общественного мнения.

    презентация , добавлен 06.04.2014

    Сущность и основные характеристики общественного мнения. Становление и развития методики опросов общественного мнения в США. Практическое применение методики Гэллапа на примере социологического исследования "Каким видят россияне будущего президента".

    курсовая работа , добавлен 30.01.2011

    Роль и функции общественного мнения как социального института. Особенности и технологии формирования общественного мнения и его влияние на общество. Средства массовой информации как основной источник формирования и выражения общественного мнения.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Поллинг и социологическое исследование общественного мнения, их сходства и различия. Классификация и особенности систем опросов общественного мнения, их структура, институциональность, методы работы. Опросные центры при средствах массовой информации.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Сущность общественного мнения как специфического проявления общественного сознания. Основные методы изучения общественного мнения: социологические и неформальные исследования, коммуникационный аудит. Мониторинг публикаций средств массовой информации.

    реферат , добавлен 16.01.2010

    Общественное мнение как предмет научного анализа. Сущность общественного мнения как элемента системы местного самоуправления. Роль общественного мнения в системе местного самоуправления. Каналы воздействия власти на формирование общественного мнения.