Пасха - путь из ада - Irzeis.

Видеть на аналое икону Троицы (обычно копию с написанной преподобным Андреем Рублевым), но точный исторический смысл этого праздника передает икона Сошествия Святого Духа на апостолов («Пятидесятница»). Разобраться в иконографии этого образа нам помогла искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведущая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте святого апостола Андрея.

История и смысл

В основе сюжета иконы Сошествия Святого Духа лежит рассказ книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 2: 1-13), из которого мы знаем, что в день Пятидесятницы апостолы собрались вместе в сионской горнице. В третий час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках, что привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению. С тех пор это чудесное событие торжественно отмечается как день рождения Церкви и день установления Таинства Священства. (Еще до Своего Вознесения Господь дал апостолам обетование: «…Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы).

Несмотря на единство сюжета этого события, есть несколько вариантов его иконографии. «Правила написания многих икон были оговорены и зафиксированны на VII Вселенском соборе (восстановившем иконопочитание; VIII век), но традиция написания икон праздников сложилась раньше, и образцы старой иконографии чудом сохранились в период иконоборчества на глиняных сосудах и среди синайских икон, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Поэтому сегодня мы имеем несколько вариантов (изводов) написания этой иконы. Их можно поделить на исторические, где иконописец старается максимально точно передать евангельскую историю, и литургические, основная цель которых — раскрыть смысл произошедшего события. Для сравнения: например, есть икона Тайной Вечери и есть икона Причащения апостолов. Тайная Вечеря — это исторический извод, то есть там все изображено так, как это описывает текст Евангелия, а Причащение апостолов — это литургический (символический) извод, где Христос одет как священник и причащает апостолов в Царствии Небесном, а через них и всю Церковь».

Павел, которого там не было

Самый распространенный вариант иконы Сошествия Святого Духа на апостолов — литургический. На иконе изображен триклиний (трапезная), где полукругом сидят апостолы, в руках у них книги и свитки, они оживленно беседуют. С неба на апостолов опускаются лучи света, иногда с огненными языками. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное (это тьма отражает состояние мира до того, как апостолы пошли просвещать его светом Христовым). Здесь помещены народы (в виде толпы людей), ждущие света Евангелия, о чем сказано во второй главе книги Деяний. Ирина Языкова: «Интересно, что на литургическом изводе в центре композиции — апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. (И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолов все же Церковь считает Павла.) Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов — это символы их церковного учительства. Все они с нимбами, внутри которых часто вписан язычок пламени, как удостоенные просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию».

Царь Космос

Позже, но еще до иконоборчества, на литургическом изводе, во «тьме» между апостолами появляется загадочная фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Над этой фигурой (без нимба) сделана надпись: «Космос». «Идея персонификации отдельных явлений, стихий или понятий вообще очень свойственна грекам, — объясняет Ирина Языкова. — Например, следуя античным изобразительным приемам, в иконографию Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке (самый ранний пример — мозаика в Баптистерии в Ровенне, VI век), а иногда добавляли и персонификацию моря в виде уплывающей женщины. Основой такого буквального изображения иконописцу послужил текст псалма: “Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять” (Пс. 113: 3). Так и здесь, царь-Космос — это персонификация обитаемой вселенной, он символизирует собой все народы, всех людей, которых предстояло просветить апостолам».

Исторический извод

Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (см. Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. «По преданию, Пресвятая Богородица присутствовала при этом событии, — говорит Ирина Языкова. — И, следуя ему, в историческом изводе в центре композиции мы видим именно Пресвятую Богородицу. Эта икона очень похожа на икону Вознесения, где апостолы стоят вокруг Богородицы и смотрят на восходящего Христа, а здесь они сидят, беседуют и на них сходит Святой Дух. Разница только в том, что на иконе Вознесения нимб есть у одной Богородицы (не случайно Благовещение называют малой Пятидесятницей — Богородица первая получила Святого Духа), а на иконе Пятидесятницы нимбы появляются уже и у всех апостолов — это подчеркивает их состоявшуюся принадлежность к Царствию Божию. В Испании сохранились даже такие иконы VIII века, где объединены оба события: Вознесение и Пятидесятница. Апостолы собрались вместе, Христос возносится на небо, посылая апостолам Святого Духа».

На историческом изводе иконы Пятидесятницы Святого Духа иногда изображают в виде голубя (в поздних иконах — голубь в языках пламени), но такое изображение, говорит Ирина Языкова, неканонично, так как Дух Святой, как и Бог Отец, не имеет своего ипостасного образа, в отличие от второго лица Святой Троицы — Сына Божия, «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», то есть явленного миру как богочеловек Христос. Стоглавый собор (прошел в Москве в 1551 году), осудивший в том числе и неканонические изображения, настаивал на том, что Духа Святого нельзя изображать в виде голубя нигде, кроме Крещения, где Он был явлен, согласно евангельскому повествованию, именно в этом образе. В Пятидесятницу, согласно книге Деяний, Святого Духа видели в виде огненных языков — и так и должны изображать.

Троица или Пятидесятница?

«Икона Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) — это икона рождения Церкви, — говорит Ирина Языкова. — Из апостолов Святым Духом соединяется Тело Христово, апостолы, получившие Святого Духа, передают Его всем народам».

Называть праздник Пятидесятницы Троицей на Руси начали с XVI века (в Греции такой традиции нет), после того как икона преподобного Андрея Рублева была объявлена на Стоглавом соборе каноничным образом Троицы. Дело в том, что до этого еще существовал образ «Гостеприимство Авраама», а Рублев по существу создал новый образ — Святой Троицы, в котором уже нет Авраама и Сарры, а сидящие за столом ангелы символически истолкованы как Лица Пресвятой Троицы. Постепенно в народном сознании Троица и Пятидесятница слились — в трех ангелах проще «увидеть» Три Лица Пресвятой Троицы, чем в сюжете Сошествия Святого Духа на апостолов, где проявление Божественных Ипостасей не так явно выражено.

Но это слияние сюжетов не случайно. На иконе Троицы все Три Лица Святой Троицы явлены не только как полнота Божества, но и Церкви, как исполнение обетования, данного в предвечном совете: Бог Отец послал Своего Сына во искупление отпавшего от Бога человека, Сын принял крестную смерть за грешных людей, воскрес, явился людям и отошел к Отцу, послав от Отца верующим в Него Святого Духа-Утешителя — сначала апостолам, а через них в Таинстве Крещения и всем христианам. Так родилась Церковь, собравшая всех верующих во Христа. И как Три Лица Святой Троицы соединяет любовь, так любовь соединяет людей друг со другом и со Христом в Церковь.

Все мы знаем и слышали о таком празднике как Святая Троица, Пятидесятница, или, как его еще называют, день Сошествия Духа Святого на апостолов. Но не многие из нас знают историю его возникновения, как надо себя вести в дни празднования, и почему он имеет именно такое названия. В статье мы постараемся разобраться о том, когда он возник, что означает, и какие традиции его сопровождают.

История возникновения праздника Святой Троицы

Согласно библейским заветам, считается, что в этот день должно было исполниться пророчество Христа, и Дух Святой должен спуститься на землю. Согласно Писанию, произойти это должно было на десятый день после того как душа Христа вознесется, и на пятидесятый после его воскрешения.

В этот день в ожидании чуда Матерь Божья и апостолы собрались в горнице в привычное время для молитвы. Неожиданно им послышался шум, и перед глазами их явился святой огонь, который горел, но не обжигал. Как раз в этот момент произошло схождение Духа Святого, что знаменовало о том, что они прошли крещение огнем и Святым Духом.

Со временем у дома собралась толпа. Люди пришли сюда из разных стран, чтобы увидеть чудо собственными глазами. К ним начали выходить апостолы и разговаривать с ними на их родном языке. Это не могло не удивлять, так как все знали, что ученики Христа были не учеными родом из Галилеи и не могли знать языки других народов.

Следующим чудом сего дня считается проповедь апостола Петра, который ранее никогда не проповедовал, а был лишь смиренным учеником своего Учителя. Но когда он заговорил, то всем окружающим стало понятно, что его устами говорит Сам Дух Святой. Проповедь была настолько проникновенной, что многие, кто слушал ее, уверовали в Христа и приняли Крещение в тот же день.

День Сошествия Святого Духа на апостолов считается днем рождения Церкви. Отныне все больше людей стало приходить к молебну апостолов и слушать их проповеди. А место Сошествия Святого Духа на апостолов со временем стало считаться священным, где каждый может помолиться.

Как крещение огнем изменило жизнь апостолов

После этого дня ученики Христа очень сильно изменились. До этого дня они впадали в отчаяние и предавались унынию, так как не могли пережить смерть Учителя своего. Не все верили в то, что Сын Божий воскреснет и придет на землю уже в другом обличии, хотя Он не раз говорил им об этом. Но сошествие Святого Духа на апостолов резко изменило их. Они стали проповедниками Слова Божия, которые больше не предавали свою веру.

Верили они, даже несмотря на то, что знали о всех мучениях, которые предстоит перенести. Как пророчил им Христос - жизнь их будет предана гонениям, их будут высмеивать и поливать грязью. Некоторых закрывали в тюрьмы, издевались, только чтобы «выбить» веру из их душ и прекратить нескончаемую цепь проповедей. Чтобы ноша апостолов не была столь тяжелой, Христос послал ученикам Своим Духа-Утешителя, который поддерживал в них веру и помогал переносить все тяготы, связанные с гонениями.

Отныне никто и ничто не могло заставить усомнится апостолов в вере своей. Даже во время казней, избиений, распятий на кресте дух учеников Христа все больше укреплялся.

Первые христиане жили праведно, соблюдая все заповеди, следовали учениям святым. Они молились каждый день, постоянно причащались, соблюдали все правила и обычаи. Старались поддерживать друг друга везде и во всем, как учил Христос.

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов верующих христиан начало становиться все больше и больше по всему миру.

Изначально свои проповеди апостолы читали только в Палестине. А потом ими было принято решение разойтись в разные стороны. Апостолы кинули жребий, дабы решить, кому в какую сторону идти. Андрею Первозванному выпал жребий идти в сторону русских земель.

«Троица», или «Пятидесятница»

В слово «Пятидесятница» заложено двойное название, что свидетельствует о его ветхозаветном происхождении. Понятие «Святая Троица» берет свое начало из Нового Завета. Но, несмотря на это, эти два понятия - названия одного и того же праздника.

Итак, внесем некую ясность. Изначально Пятидесятница никак не относилась к событию Сошествия Духа Святого на апостолов. Это был один из трех праздников, который относился к принятию законодательства во времена пророка Моисея. Тогда евреи у подножья горы Синай обещали Господу Богу быть верными Ему, а Он, в свою очередь, - оберегать их от гонений египетского фараона. Также Пятидесятница совпадала по времени со сбором урожая, что вызывало у людей двойную радость. Большое количество евреев, которые проживали в различных уголках Римской Империи, старались в этот день приехать в Иерусалим. Многие из них уже забыли родной язык, но обычаи народа чтили всегда. И хоть раз в жизни еще в те времена каждый еврей стремился совершить паломничество к родным местам.

А спустя более полутора тысяч лет новозаветная Пятидесятница обрела новый смысл. И в день, когда на пятидесятый день снизошел Дух Святой, начали сбываться все пророчества и исполняться обещания Сына Господнего, о том, что пошлет Он Духа-Утешителя от Отца Своего. И будет Дух истины свидетельствовать о Воскрешении Его. Тем самым Христос дал понять ученикам своим, что Святая Троица с ними до скончания дней их.

Таким образом, Пятидесятницу Сошествия Святого Духа на апостолов стали называть Святой Троицей.

Икона Сошествия Святого Духа на апостолов: описание

За основу в описании на иконе сюжета берется рассказ из писаний апостолов.

Именно из этого описания до наших времен дошла история об апостолах и Матери Божией, которые были освящены огнем. Но, несмотря на то что история едина, иконография Сошествия Святого Духа на апостолов имеет несколько вариантов. Это связано с тем, что традиции написания икон у каждого поколения были свои. Со временем образа несколько видоизменялись. И только в 8 веке были обговорены и зафиксированы правила написания икон.

Поэтому до нашего времени дошло несколько вариаций написания образа Сошествия Святого Духа на апостолов, которые делятся по двум направлениям. Исторический вариант написания - иконописец пытается максимально правдиво передать на холсте события, происходившие в то время. Литургический вариант - подразумевает раскрытие смысла события, которое произошло в тот вечер. Оба варианта имеют право на существование, но несколько отличаются между собой.

Распространенный вариант написания иконы

Чаще всего можно встретить икону Сошествия Святого духа на апостолов в центре с сидящим апостолом Павлом - литургический вариант написания. На ней изображено, как апостолы сидят полукругом с книгами и свитками в руках и ведут оживленную беседу. Сверху на них исходит свет, а снизу изображена тьма. Тьма символизирует мир, до снисхождения святого огня. Тут же помещены люди разных национальностей, которые ждут света Евангелия.

И что характерно в данном варианте написания, в центре сидят апостолы Петр и Павел. Хотя апостола Павла тогда не было на схождении. Но авторы многих книг не могут о нем забыть, так как он считается верховным апостолом. Поэтому иконографы помещают и его на икону Сошествие Святого Духа на апостолов. Фото (литургический вариант) располагается ниже, где апостолы написаны с нимбами над головами и языками пламени у рта. Это и является символом того, что они прошли просвещение Духом Святым.

На этом варианте под куполом одной из церквей Сошествия Святого Духа на апостолов изображено по кругу двенадцать учеников Христа. Посередине появляется царь. В руках у него двенадцать свитков. Над головой у этой фигуры вместо нимба надпись «Космос». Фигура в виде царя олицетворяет вселенную, наполненную разными народами. Апостолам предстоит пойти по миру и просветить всех их.

Исторический вариант написания иконы

В историческом изображении иконы, несмотря на то что по преданию святого евангелиста Луки, который описывал Сошествие Духа, событие было без присутствия Матери Иисуса Марии, ее лик является центральным. На иконе все апостолы сидят полукругом, но уже без нимба, в отличие от литургического изображения, и на них исходит благодатный огонь сверху. Нимб есть только над головой Девы Марии, что свидетельствует о том, что она первая получила благодать Святого Духа.

Этот образ очень напоминает икону Вознесения. Еще ее называют Малая Пятидесятница. Также на иконе часто изображают Святого Духа в виде голубя, но такое изображение считается не каноничным. Как мы знаем, из всей Святой Троицы образ имеет только Сын Божий. А что касается Отца Святого и Духа Его, то испокон веков они не имеют ипостасного воплощения.

Именно на Стоглавом Соборе, который проходил в середине 16 века в Москве, был поднят вопрос о том, что нельзя изображать Святого Духа в виде голубя, кроме как во время празднования Крещения. Согласно евангельскому писанию, только в день Крещения Святой Дух явился народу в виде голубя. А на иконе Пятидесятнице было постановлено изображать Святого Духа в виде огненного пламени, как он и являлся в тот вечер апостолам.

Не стоит также забывать про икону "Святой Троицы", которую часто отождествляют с иконой "Пятидесятницей". Хотя это совершенно разные изображения. Икона Андрея Рублёва еще на Стоглавом сборе была объявлена каноничной. На ней изображено три ангела, которые олицетворяют собой Лица Пресвятой Троицы.

Картина «Сошествие Святого Духа на апостолов». Врубель

Известный сюжет в исполнении художника Михаила Врубеля стал частью фрески в Кирилловской церкви города Киева. На картине изображено двенадцать апостолов, которые пришли после воскрешения Христа с Его Матерью и молились. Матерь Божья изображена в центре. Над ее головой исходит Священный огонь, в центре которого летает голубь. Его лучи расходятся над головами каждого апостола. У участников картины свитки в руках отсутствуют, а нимб есть над головами каждого из них.

Традиции и приметы на Пятидесятницу

Троицу, Сошествие Святого духа на апостолов принято праздновать три дня. Накануне праздника все хозяйки приводят в порядок свои жилища. Убирают и раскладывают по дому ветки ивы, березы или липы. Это является символом начала новой цветущей жизни.

День до праздника считается поминальным. В церковь несут дары, чтобы помянуть усопших родственников своих.

К празднованию хозяйки пекут пироги, готовят много вкусных блюд.

Первый день праздника называется Зеленое воскресенье. Считается, что в этот день вылезет вся нечисть, которая забирает невинные души, а зелень, разложенная по дому, является защитой от всяких мифических персонажей. С утра люди идут в церковь на богослужение. После уже ходят друг другу в гости. Зачастую организовываются массовые гулянья в виде ярмарок.

Сегодня Троица почему-то считается праздником незамужних девушек, которые плетут венки именно в этот день и отправляют плыть по реке. И смотрят, куда венок поплывет, с той стороны к ней жених явится. Также выпекается каравай и раздается девушкам. Кусочки каравая они засушивают, а потом во время свадьбы его сухари подмешивают в тесто каравая. Считается, что такая волшебная выпечка принесет в дом благополучие, достаток. Гулянье продолжается до вечера с пикником и ряжеными.

Клечальний понедельник - второй день празднования, когда священники после службы идут на поля и читают там молитвы, чтобы урожай был хороший.

Третий - Богодухов день. Парни сами выбирают себе невесту. Также в этот день по селам освящают воду в колодцах.

Считается, что если на Троицу пойдет дождь, значит, урожай будет хороший, а лето - теплым. По традиции каждое утро девушки умываются росой, которая выпадет в один из трех дней, чтобы сохранить как можно дольше свою красоту и молодость.

Также на празднование имеются и свои запреты. В эти дни запрещается работать на земле. Но наряду с тем, можно собирать лечебные травы. Опасным считается купание в реке. По старинному поверью, русалки выходят из воды и живут на полях и в лесах. А опасны они тем, что могут защекотать встретившегося им путника до смерти.

Особенности празднования Пятидесятницы в храмах

В храмах Сошествие Святого духа на апостолов отмечают с особым почтением. Это один из главных христианских праздников в году, который приравнивается по своей значимости к Пасхе и Рождеству Христову. В первую ночь с субботы на воскресенье проходит ночная служба. В первый день праздника отменяются обычные песнопения. Вместо них в храмах в этот день можно услышать особые праздничные песни.

Вся служба проходит не так, как обычно. После литургии начинается вечерняя служба, во время которой снисхождение благодати славится тремя специальными молитвами. Сами священники на этот праздник надевают красивые изумрудные одеяния. Церковь так же, как и дома, украшают различными зелеными веточками и цветами.

Стоит помнить, и о том, что после праздника целую неделю можно не соблюдать пост.

Значение Благодати в жизни каждого верующего

Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов - не только народное гулянье. Это символ наполнения людских душ Господней Благодатью, которая ведет к их исцелению и освобождению. Согласно библейским истинам, в каждом человеке еще с рождения есть семя добра. Оно закладывается свыше. И если не питать его на протяжении всей жизни, то оно не сможет вырасти. Как обычное семя, которое мы садим в землю для того, чтобы оно выросло, нам приходится поливать его.

Также и человеческая душа может остаться бесплодной (пустой) если ее не орошать на протяжении всей жизни Божьей Благодатью. Каждый человек, который по-настоящему хочет достичь просветления, понимает, что без Божьих проповедей духовная жизнь для него будет закрыта.

Апостолы после того, как на них снизошел Святой Дух, пытались донести до людей, что Божья Благодать поможет очистить совесть, исцелит больную душу, наполнит ее светом, укрепит веру, просветит разум. Божья Благодать наполнит сердце добром к ближнему, обратит взор человеческий к небесному, поможет правильно жить по духовным законам.

По свидетельству тех, на кого снизошла Божья Благодать, она приносит просветление и радость душе, которые не могут принести мирские блага. Все физические радости кажутся ничтожными.

С того дня, как Святой Дух снизошел на апостолов, каждый удостаивается Благодати, кто следует законам Божьим. Считается, что снисхождение приравнивается к Крещению. И также осуществляется единожды за всю жизнь. А такие таинства, как исповедь, молитва, причащение, пост и даже дела благие, только помогают укрепить силу Веры.

Сила Благодати очень меняет людей. Это видно на примере учеников Христа. Как мы знаем, до того, как на них спустился Дух Святой, они были простыми неграмотными людьми. После Благословения их проповеди обрели силу. Апостолы могли своими речами достучаться до самых загрубевших сердец. К ним стали прислушиваться знатные люди того времени, философы. Своим словом, которое было окутано Благодатью и теплом, располагали уже отчаявшихся людей вернуться к жизни, грешников каяться.

При жизни Христа апостолы были робкими и боязливыми. После снисхождения Духа Святого они почувствовали силу, стали бесстрашными и мужественными. В результате их проповедей люди не только впускали в свое сердце Христа, но и начали строить общины. Церкви Сошествия Святого Духа на апостолов выстраивались не только на территории Римской Империи, а далеко за ее пределами.

Благодаря трудам апостолов и их последователей христианская вера стала распространяться по всему миру, что дало начало возрождения человеческого общества.

О том, как происходил процесс возрождения в первые десятилетия после Пятидесятницы, можно прочесть в книге «Деяния святых апостолов».

Икона из праздничного ряда повторяет один из вариантов иконографии, известный в византийском и древнерусском искусстве XIV-XV веков. Его характерные особенности – симметричное построение композиции с фигурами Адама и Евы, располагающимися по обе стороны от центральной фигуры Христа, который представлен в круглой славе, стоящим на сокрушенных адских вратах в трехчетвертном повороте к Адаму. Кроме того, икона имеет и редкие, очевидно, местные особенности. Прежде всего, это изображение ада со скованным сатаной, поза Адама, припадающего к деснице Христа

Икона из праздничного чина. В центре композиции фронтально представленный Христос обеими руками поднимает из гробниц коленопреклоненных Адама и Еву, изображенных симметрично, по обе стороны от Спасителя. В правой части расположены фигуры праведного Авеля и трех ветхозаветных пророков, беседующих между собой. В левой - пророки Давид и Соломон с Иоанном Предтечей.

В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. По обе стороны от Него расположены две группы персонажей на фоне симметричных горок: справа представлены ветхозаветные цари и пророки Давид и Соломон с Иоанном Предтечей, а слева – прародители человечества Адам и Ева с праведным Авелем.

Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.

В православной традиции Воскресение Христа изображается в виде Сошествия во ад. Это событие списывается в «Евангелии Никодима» и других апокрифических сочинениях. Композиция с развернутой сценой ада, включающей фигуры восстающих из гробов праведников. Спаситель стоит на разрушенных вратах ада, правой рукой он держит за руку Адама.

В центре композиции представлен Христос с крестом в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции на фоне «сквозной» миндалевидной «славы» изображен Христос, облаченный в красные одежды. Спаситель, попирающий врата ада, выводит за руки Адама и Еву. В нижнем регистре композиции присутствует подробное изображение пленения сатаны и освобождения праведников.

На верхнем поле иконы введено изображение полуфигурного деисуса, в центре которого, на традиционном месте Христа, представлен святитель Николай Чудотворец, к которому обращены мученик Никита и преподобный Варлаам Хутынский, святые целители Косьма и Дамиан, мученицы Варвара и Ульяна, святители Власий и Нифон(?), архангел Михаил и мученица Параскева Пятница.

На фоне мандорлы изображен Христос, попирающий сломанные врата ада. Он выводит коленопреклоненных Адама и Еву. По сторонам от Христа две группы ветхозаветных пророков. В нижней части композиции - изображение ада со скованным ангелами сатаной.

Из Праздничного ряда. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции представлен Христос в круглой славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым стоят ветхозаветные цари и пророки во главе с Давидом и Соломоном, а слева – Иоанн Предтеча, праотцы, праматери и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории. Достаточно редкая деталь - изображение трех праматерей, окружающих фигуру Евы. В нижней части иконы изображены ангелы, сковывающие стану в адской пещере. По обе стороны от этой группы изображены праведники в белых одеждах, выходящие из гробов.

В центре композиции изображен Христос со свитком в руке, попирающий сломанные врата ада. В мандорле и над ней – небесные чины. По обе стороны от Него расположены Адам и Ева, ветхозаветные цари и пророки, среди которых цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, пророки Даниил и Моисей, праматери, Авель, Захария. В разломе ада представлены дьяволы, поражаемые копьями ангелов.

В центре композиции изображен Христос со свитком в руке, попирающий сломанные врата ада. В мандорле и над ней – небесные чины. По обе стороны от Него расположены Адам и Ева, ветхозаветные цари пророки, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча.
В нижнем регистре изображен ад в виде темной зияющей бездны Ангелы заковывают сатану, изображенного в виде чудовищного зверя. Души праведников, одетые в белое ожидают освобождения, простирая руки к Христу.

Икона из праздничного чина. В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада. Он выводит за руки из гробницы коленопреклоненных Адама и Еву. По обе стороны от Него расположены две группы персонажей на фоне горок: справа представлены ветхозаветные цари и пророки.

Четырехчастная икона. В верхнем левом углу представлено Сошествие Христа во ад с шествием праведников в рай, выше расположена сцена беседы благоразумного разбойника с Илией и Енохом в раю. В верхнем правом углу – Богоматерь «Живоносный источник». Богородица с Младенцем Христом изображена в фиале в виде потира, по сторонам от них – фигуры ангелов на облаках. Вокруг бассейна в форме квадрифолия страждущие, пьющие воду из источника. В нижнем левом углу – Чудо Георгия о змии, включающее изображение Георгия на коне, поражающего змия, которого на привязи держит царевна Елисава, а также царя и придворных за стенами города. В нижнем правом углу – Единородный сыне. В центре изображены: Господь Саваоф в славе с духом святым в виде голубя на лоне; ниже – Спас Эммануил, восседающий на херувимах, в славе, поддерживаемой двумя ангелами. По сторонам от Господа Саваофа – небесные светила, в верхних углах иконы на фоне построек фигуры Богоматери и ангела.
В центре, между двух горок, расположена композиция "Не рыдай Мене Мати". В нижнем левом углу - фигура Христа на Кресте, который поставлен над фигурой поверженного, скованного архангелом Михаилом сатаны. Правее разворачивается шествие Смерти. Сидящая на белом апокалиптическом звере, с колчаном и стрелами за спиной, Смерть косит грешников, чьи тела безжалостно терзают звери и птицы. Выше изображен Огненный херувим с мечом.

Из Праздничного ряда. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в круглой славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

Сошествие Иисуса Христа к темноте преисподней после смерти на кресте является одним из главных беспрекословных утверждений (догматов) христианского учения. Эта тема нашла отражение на иконах, полотнах художников, в росписях храмов. Приход Спасителя в ад принадлежит к перечню Страстей Господа (тайная вечеря, предательство Иуды, арест, бичевание, путь на Голгофу, распятие, пр.) и является его кульминацией. Каждая икона Сошествия Христа во ад, выполненная с соблюдением византийских и древнерусских традиций, одновременно считается изображением Христового Воскресения (Анастасис). Данное событие отмечается почитанием Великой субботы. Полагают, что сошествие произошло на второй день после того, как Сына Божьего положили во гроб.

Библейские упоминания о посещении Христом ада

Точного и подробного описания сошествия Иисуса Христа в ад не существует. Составить картину можно только по отдельным штрихам, упоминаниям апостолов Нового Завета. Например:

  • Послание от Петра содержит слова о том, что Спаситель после смерти ожил духом и проповедовал грешным, сойдя к темой бездне.
  • Сам Христос, обращаясь к ученикам, предсказывал судьбу: сравнивал свое будущее («Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи») с Ионой, который 3 дня находился в темном чреве кита.
  • Пророчества из Ветхого Завета о том, что Сын Божий сломает железные запоры, сокрушит двери, чтобы отдать Всевышнему богатства и сокровища, хранимые во тьме.

Достаточно прозрачная аллегоричность высказываний позволяет восстановить картину на холсте, дополнив ее своей особенной трактовкой.

Епископ Иларион сформулировал основные выводы из информации, которую содержат различные тексты Библии. Факт сошествия Иисуса во ад является частью церковного догматического учения. Реальность события неоспорима, но есть различия трактовок – кого Спаситель вывел из преисподней: всех людей или лишь ветхозаветных праведников. Также существуют различные мнения по вопросу, кому проповедовал Иисус во время схождения и освобождения заточенных из подземного мира. Слова о том, что Сын Божий сошел в ад, победил смерть и уничтожил (или разрушил) подземный мир, по-разному объясняются различными религиозными классическими направлениями.

Иконографические традиции Сошествия Иисуса Христа в ад

Иконография Сошествия Иисуса к глубинам ада сформировалась приблизительно на стыке IX-Х веков. Ее можно увидеть на византийских мозаиках. Центральной фигурой композиции иконы всегда является Христос, который выводит из преисподней первого человека – Адама. Вторую руку Спаситель протягивает Еве (либо держит крест). Над головой Иисуса написаны ангелы, иногда они представляют олицетворение человеческих добродетелей – счастье, чистоту, смирение – и имеют соответствующие подписи. Наличие молотков в их руках свидетельствует о борьбе с темной силой – Сатаной. Другой вариант трактовки события: Демона связывают веревкой.

На искупительную жертвенность события указывает изображение вверху Голгофского креста. Также наиболее частыми персонажами композиции иконы являются предки Спасителя – цари Соломон и Давид; символ жертвенности – невинно убитый братом Авель; человек, сообщивший обитателям темных бездн о явлении Мессии, – Иоанн Предтеча.

Под ногами Иисуса Христа лежат сломанные замки и адские врата, части которых, как правило, складываются накрест. Спаситель наступает на поверженного, раздавленного Сатану, часто последнего изображают закованным крепкими цепями. Преисподняя традиционно выглядит как символический раскол земли, из которого выглядывает устрашающая, загадочная бездна. Условно пространство каждой иконы, изображающей сошествие Мессии в ад, можно разделить на три части:

  • преисподняя;
  • промежуточная зона не от мира сего;
  • место для вывода праведных душ.

По положению фигуры Христа на иконе различают несколько типов изображений:

  • Иисус идет навстречу Адаму (нарративный).
  • Спаситель ведет Адама за собой (ренессансный).
  • Фронтальное изображение Сына Божьего, который раскинул руки ко всем присутствующим, является догматическим (гимнологическим). В этом случае фигура Христа окружена светлым светящимся ореолом – силой.
  • Комбинированное положение.

Особенности изображений сошествия в ад согласно западноевропейской традиции

Композиция и сюжет изображения сошествия Иисуса к бездне не была регламентирована строгими правилами западноевропейской традиции. Поэтому варианты картин могли сильно отличаться. Так, например, Спаситель мог выводить не только Адама, но и его сына Сифа, Давида, Моисея, Исайю, Иоанна Крестителя, пр. Место ада, куда спускался Мессия, также могло быть обозначено и называлось «Христос в лимбе». Фигура Сына Божьего изображалась склоненной над расколом земной тверди (Дуччо «Христос в лимбо») или в ранних вариантах олицетворением ада была пасть огромного чудовища – левиафана, кита, льва, переполненная человеческими душами (Хайме Серра «Христос выводит праведников из ада»).

Иногда ад на иконе представляется аллегоричным персонифицированным образом старика. Он скован кандалами, побежден и повержен Спасителем.

Исследователи обращают внимание на уникальную характеристику икон – стремительное направленное движение Христа. Он одновременно опускается к глубинам ада и взлетает из него, забирая с собой спасенных людей. Динамика передается движением складок одежд Иисуса. Подобное изображение призвано передать скрытый смысл – Воскресенья Спасителя, которое следует за его схождением в темные глубины.

Нерешенный однозначно вопрос: «Кого из людей вывел Христос из ада?» – отражен композицией фрески, которая находится в константинопольском монастыре Хора, датируемая 1315–1320 годами. Центральную часть изображения занимает Иисус, облаченный в белые одежды. Правой рукой он держит за руку Адама, устремлено бегущего к Спасителю. Левой рукой Мессия держит руку Евы. Женщина в красном тяжело с большим усилием тянется к освобождению из пропасти преисподней. Справа от Христа расположились праведники с Иоанном Предтечей, слева – нерешительно, напряженно замерла группа грешников с Каином. Они не знают, спасет ли их Сын Божий, касаются ли их слова Мессии.

Изображение сошествия Мессии в русской традиции

Вместе с принятием христианства из Византии сложившийся там образ Воскрешения или Сошествия Христа во ад перешел к иконописцам на Руси. До сегодняшних дней сохранились старые изображения Анастасиса, относящиеся к XI – началу XV века.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

В киевском Софийском соборе можно увидеть одну из наиболее древних фресок «Анастасис». Она датируется XI веком.

Христос ступает по сломанным адовым вратам. Левой рукой он держит крест, а правой выводит из преисподней опустившегося на колено Адама. Около Адама изображена фигура Евы. Сейчас сложно утверждать, что присутствие в группе пророка Исайи и Симеона было изначальным. Возможно, это дополнение, внесенное при реставрации. Справа от Христа находятся (в саркофаге) Соломон, Давид, Иоанн Креститель, указывающий рукой на Мессию. Изображение носит застылый и торжественный характер, который присущ многим подобным творениям, демонстрирующим Воскресение Христово на иконах и фресках храмов Болгарии, Грузии, Сербии, Македонии, Армении, Коптской Церкви.

Прохор с Городца

Под именем Про́хор с Городца известен старец-иконописец, представитель московской школы живописи начала XV века. Предположительно этот человек являлся учителем знаменитого Андрея Рублёва. Летопись называет иконописца Прохора «старцем».

Икона Про́хора с Городца «Сошествие во ад» находится сегодня в экспозиции Благовещенского cобора Московского Кремля . Эксперты датируют ее концом XIV – началом XV века.

Андрей Рублев

Работа Андрея Рублева о сошествии в ад создана художником около 1408 года. Сегодня она экспонат сокровищницы Государственной Третьяковской галереи.

Главное отличие художественных произведений Андрея Рублева – это тщательная детальная прорисовка лиц всех персонажей. Перед нами живые люди с чувствами, мыслями, переживаниями. Христос наступает на сломанные врата ада, немного склонившись, чтобы взять коленопреклоненного Адама за руку. Адам стоит на гробнице из камня, а рядом с ним выпрямилась, повернувшись к Мессии, маленькая Ева, выделенная ярким красным одеянием. За ней тесной группой собрались праотцы с сыном Симеона-Богоприимца, который повествует об этом событии. Слева от Иисуса находятся цари Соломон, Давид и массивная фигура Иоанна Предтечи. Все склоняют головы перед Сыном Божьим.

Иисус Христос изображен с крыльями, от его силуэта распространяется светло-голубое свечение – слава, которая четко выделяется на фоне черного зева пещеры. Работы Рублева отличает яркость и эмоциональность. Икона излучает радость и оптимизм, передавая эти впечатления от описанного события зрителю. На полотне изображен не строгий судья, а заботливый и добрый отец.

Дионисий

Диони́сий – знаменитый московский иконописец, живший на рубеже конца XV – начала XVI веков. Его по праву считают последователем традиций А. Рублёва. К особенностям икон Дионисия можно отнести повышенное внимание к изображению и обозначению (подписыванию) человеческих пороков и добродетелей (ангелов и бесов).

Икона «Сошествие Христа во ад» была написана Дионисием в 1502-1503 годах. Композиция картины включает несколько частей. Центр полотна занимает фигура Мессии, сияющая золотыми одеждами. Такой цвет выбран не случайно, он олицетворяет Солнце Воскресения, празднует победу над смертью. Под ступнями Сына Божьего разверзлась огромная черная пещера преисподней. Там корчатся пораженные страхом бесы. Их очертания, серые на черном, напоминают темные дымные тучи.

Христос изображен окруженным голубым сиянием славы, которое наполнено двенадцатью ангелами. Ангелы своими длинными копьями настигают бесов, каждый из которых является олицетворением конкретного порока. Добродетели побеждают пороки. В самом низу композиции ангелы связывают поверженного, сокрушенного Сатану.

Врата ада сломлены и сложены крестом, на них ступает нога Спасителя. Мессия держит за руки, помогая встать из гробов, Адама и Еву. Сразу за первыми людьми мученики, пророки, праведные люди, праотцы. Все они устремлены к Иисусу Христу, жаждут спасения. Нимбами выделены цари Соломон и Давид, Иоанн Предтеча, пророки Ветхого Завета.

Молитва перед иконой

Икона «Воскресение», или «Сошествие во ад», с давних времен сохраняет основное значение – изображение праздника Воскресения Иисуса Христа. Она устанавливается в праздничном ряду иконостаса. Если сам храм и его убранство посвящены Воскресению Христа, икона должна быть расположена справа от Царских врат второй.

Образ «Воскресение Христово» напоминает каждому о цели жизни человека – стремиться ко всему праведному, светлому, наследовать Спасителя в делах и мыслях. Человек, открывший Господу сердце, принявший изменения для преображения души, сможет изменить свою жизнь. Счастье достижимо для каждого, независимо от количества материальных ценностей. Молитва – это путь к счастью, поэтому молиться перед иконами нужно искренне и постоянно. Главными христианскими молитвами есть «Символ веры», «Отче наш», «Молитва к Святому Духу». Перед иконой «Сошествие во ад» можно просить Всевышнего о:

  • нематериальных дарах,
  • помощи при работе,
  • здоровье близких людей,
  • помощи в воспитании,
  • разрешении сложных ситуаций, пр.

Христос Воскресе!!!

С Праздником!!!

Икона "Сошествие во ад". XVI в.

Сошествие Христа в ад (сошествие во ад; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, лат. Descensus Christi ad inferos) - христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Церковь считает, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминает это событие за богослужением Великой субботы.

Сошествие во ад. 1408-1410. Андрей Рублёв.

Сошествие во ад. 1503. Дионисий.

В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад», сопровождаемый греческой надписью «Η ἀνάστασις», являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности и сделало обязательным сюжетом храмовой декорации. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку. К ранним примерам изображения Сошествия во ад относятся миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век).

Большой иконографический извод «Сошествия во ад» отличается изображением Христа, изводящего из Ада Адама и простирающего руку к Еве, а также изображением ангелов, окружающих Гологофский крест у Иисуса над головой, который является символом искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени. В композиции также могут фигурировать цари Давид и Соломон (предки Христа), Иоанн Предтеча, возвестивший в Аду о приходе Мессии, и невинноубиенный Авель (как прообраз будущей жертвы Христа) и «сонмы праведников». Иисуса также мог сопровождать Благоразумный разбойник.

Сошествие во ад. XIV в.

Сошествие во ад. XV в.

Сошествие во ад. XVI в.

На иконах пишутся обломки сокрушенных Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа). Под ногами Иисуса на поверженных вратах ада изображается Сатана, закованный в цепи, в ранних византийских миниатюрах изображенный в виде Силена. Кроме того, встречается персонифицированная человеческая фигура Ада, который также может попираться ногами Иисуса, и удерживать одновременно встающего из саркофага праотца Адама. Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны - мрачное пространство преисподней. Таким образом, икона обычно делится на три зоны: ад, не от мира сего, и пространство, куда выведены праведники.

Сошествие во ад. XVII век.

Сошествие во ад. Андрей Рублёв

Сошествие во ад. Вторая половина XVI в.

На некоторых иконах Христа окружает множество ангелов - персонификаций христианских добродетелей, которым соответствует множество бесов, олицетворяющих грехи. Их фигуры могут быть подписаны говорящими именами (к примеру, «Смирение», «Счастье», «Чистота» или же «Смерть», «Ненависть», «Неразумье») Ангелы могли держать в руках молотки - это означало, что они заковывали Сатану. Или же он может быть связан веревками.

Изредка этот сюжет мог совмещаться с изображением жен-мироносиц у гроба Господня, и еще реже - с изображением Страшного суда.

Сошествие во ад. Конец XIV в. Прохор с Городца