Основные правила обеспечения общественного порядка. Общественный порядок — это… Что такое Общественный порядок? Национальные, расовые и религиозные мотивы

  • Введение в дисциплину «Административная деятельность полиции»
  • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью
    • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью: понятие, содержание и особенности
    • Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями
    • Содержание обеспечения личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
    • Методологическая основа курса «Административная деятельность полиции». Взаимосвязь с другими специальными дисциплинами
  • Административная деятельность полиции
  • Полиция: понятие и основные направления деятельности
    • Назначение полиции России
    • Правовая основа деятельности полиции
    • Основные направления деятельности полиции
  • Организация полиции
    • Правовое положение и организационная структура МВД России
    • Полиция в структуре ОВД
  • Обязанности и права полиции
    • Обязанности полиции
    • Права полиции
  • Административная деятельность полиции: понятие, содержание, принципы
    • Административная деятельность полиции: признаки и особенности
    • Принципы административной деятельности ОВД
  • Формы и методы административной деятельности полиции
    • Формы административной деятельности полиции: понятие, виды и характеристика
    • Методы административной деятельности полиции
    • Меры административного предупреждения и административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции. Методы административного предупреждения
    • Меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции
  • Административный надзор полиции
    • Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности
    • Осуществление полицией общего административного надзора за неопределенным кругом лиц
    • Порядок осуществления полицией административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    • Взаимодействие полиции с судами и органами системы ФСИН по осуществлению надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания
  • Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: правовые основы, условия и пределы
    • Основания применения сотрудниками полиции физической силы
    • Основания применения сотрудниками полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия и запреты, связанные с его применением
  • Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
    • Задержание как отдельная мера государственного принуждения
    • Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения
    • Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов как отдельная мера государственного принуждения
    • Формирование и ведение полицией банков данных о гражданах как отдельная мера государственного принуждения
  • Административно-юрисдикционная деятельность ОВД (полиции)
  • Рассмотрение полицией обращений граждан
    • Содержание и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции
    • Обращения граждан в ОВД
  • Возбуждение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по возбуждению дел об административных правонарушениях
    • Основания и порядок действий сотрудников полиции при возбуждении дел об административных правонарушениях
    • Процессуальные документы, применяемые сотрудниками полиции для возбуждения дел об административных правонарушениях
  • Реализация полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация
    • Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении, применяемые ОВД
    • Меры, направленные на пресечение административного правонарушения
    • Применяемые ОВД меры, направленные на получение доказательств
  • Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях
    • Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях
  • Исполнение ОВД (полицией) постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Правовые основы исполнения полицией постановлений о назначении административных наказаний
    • Административно-правовой статус полиции в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях
    • Организация исполнения ОВД административных наказаний
  • Обеспечение законности в административной деятельности полиции
    • Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции
    • Контроль и надзор за законностью деятельности полиции
    • Основные направления укрепления законности в административной деятельности полиции
  • Организация административной деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
  • Основы правоохранительной службы
    • Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка
    • Организационная структура подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка
    • Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
    • Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации)
  • Правовое положение и организация деятельности дежурных частей ОВД
    • Деятельность дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы
    • Организация работы дежурных частей территориальных органов МВД России
    • Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
    • Патрульно-постовая служба полиции: правовое положение, задачи, функции, силы и средства
    • Элементы организации ППСП
    • Обязанности и права личного состава ППСП
  • Правовое положение участковых уполномоченных полиции
    • Правовая основа деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Особенности оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Взаимодействия в работе участкового уполномоченного полиции: направления, формы и группы лиц
  • Организация деятельности участковых уполномоченных полиции
    • Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Деятельность участкового уполномоченного полиции на закрепленном участке
    • Отчет участковых уполномоченных полиции о результатах работы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних
    • Обязанности и права сотрудников ПДН
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
    • Правовая и организационная основа деятельности изоляторов ОВД для временного содержания подозреваемых и обвиняемых
    • Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Лицензионно-разрешительная деятельность и контроль полиции за оборотом оружия
    • Правовые основы деятельности ОВД по осуществлению лицензионно-разрешительной работы
    • Лицензирование частной охранной и сыскной деятельности
    • Лицензирование деятельности, связанной с оборотом оружия
    • Административно-правовые средства контроля полиции за оборотом служебного и гражданского оружия
  • Контроль полиции за частной детективной и охранной деятельностью
    • Задачи и компетенции полиции по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью
    • Основные обязанности сотрудников полиции в ходе осуществления контроля в сфере частной детективной и охранной деятельности
  • Основные направления деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Задачи, обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) МВД России
    • Организационная структура Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Регистрация и учет автотранспортных средств
    • Новая система подготовки водительского состава. Пропаганда правил дорожного движения
    • Взаимодействие ГИБДД с государственными органами, негосударственными организациями в обеспечении безопасности дорожного движения
  • Дорожно-патрульная служба ГИБДД
    • Задачи, функции дорожно-патрульной службы
    • Подразделения ДПС: виды, структура и функции
    • Контроль сотрудниками ДПС ГИБДД МВД России соблюдения участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: методы и формы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Правовое положение и организационная структура подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Государственная услуга по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны полиции
  • Контроль полиции за соблюдением паспортно-регистрационных и миграционных правил
    • Контроль полиции за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда и выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России
    • Контроль полиции за соблюдением порядка пребывания и проживания на территории РФ
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
    • Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы транспортной безопасности
    • Нормативно-правовое регулирование деятельности ОВД на транспорте
    • Организационно-правовые основы деятельности ОВД на железнодорожном транспорте
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного и водного транспорта
    • ОВД на воздушном транспорте: задачи, функции, деятельность по обеспечению авиационной безопасности
    • Особенности организации общественного порядка на объектах водного транспорта
  • Правовое регулирование и организация участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Особенности правового статуса некоммерческих объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Правовой статус и организация работы внештатных сотрудников полиции
    • Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности
  • Пресечение административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности
    • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности: краткая характеристика
    • Деятельность полиции по пресечению административных правонарушений, посягающих на права граждан
    • Деятельность полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
    • Деятельность полиции при получении информации о совершенном правонарушении в области охраны собственности и при непосредственном его обнаружении
  • Пресечение административных правонарушений в области дорожного движения
    • Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Административная ответственность в области дорожного движения
    • Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения
    • Полномочия подразделений Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства и должностные регламенты их сотрудников
  • Пресечение административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
    • Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
    • Полномочия полиции по применению мер пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
  • Особенности административной деятельности полиции при проведении массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции при получении информации о проведении на обслуживаемой территории публичных и массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка
    • Деятельность сотрудников полиции по оказанию содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в период проведения публичных и массовых мероприятий
  • Особенности осуществления административной деятельности полиции при введении особых режимов
    • Правовые и административно-правовые режимы: понятие и признаки
    • Классификация административно-правовых режимов
    • Деятельность полиции при введении особых режимов

Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями

К наиболее общим объектам административной деятельности органов внутренних дел относятся безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность.

В Конституции Российской Федерации отражены различные виды безопасности:

  1. правовая (юридическая), физическая безопасность личности (ст. 20-23 Конституции РФ), информационная безопасность личности (ст. 24, 29 Конституции РФ), экономическая безопасность личности (ст. 34, 35 и 36 Конституции РФ) и т.д.;
  2. безопасность личности (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ);
  3. безопасность общества (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);
  4. безопасность государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 5, ст. 71 Конституции РФ).

Безопасность личности . Анализ различных видов безопасности личности, обозначенных в Конституции Российской Федерации, свидетельствует, что безопасность личности - понятие комплексное, отражающее различные стороны жизни и деятельности человека. Наиболее широкая интегральная основа юридической безопасности личности воплощается в категории национальной безопасности. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства 1 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс». .

На полицию возложена задача защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Фактически в этой задаче отражены основные жизненно важные интересы, под которыми понимаются жизнь и здоровье. Таким образом, можно утверждать, что

Личная безопасность - это состояние защищенности жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Общественный порядок

Общественный порядок - это регламентируемая социальными нормами система общественных отношений, складывающаяся в общественных местах в процессе общения людей, неприкосновенность которой гарантирована государством.

Общественные отношения, складывающиеся в общественных местах, в сфере общественного порядка, регулируются нормами права и иными социальными нормами. Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации 2 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: Моск. акад. МВД России: Щит-М, 2000. С. 24. . Статья 114 Конституции РФ определяет, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Значительную роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка отведена нормам законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка. Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся в административном, уголовном и ином законодательстве. Кроме того, они содержатся в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, в законах и иных актах представительной и исполнительной власти субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления.

Отношения в сфере общественного порядка регулируются также общепринятыми в обществе нормами морали, традициями, обычаями и т.д. Они являются важным средством профилактики антиобщественного поведения граждан.

Общественная безопасность . Общественный порядок неразрывно связан с другой сферой жизни общества - общественной безопасностью. Государство рассматривается гарантом безопасности личности и общества. Государство посредством реализации своей социальной и иных функций обеспечивает безопасность личности и всего общества. Выполнение функций субъекта обеспечения безопасности личности определяет социальный характер государства, которое должно заботиться о соблюдении интересов всех слоев общества с помощью права.

Общественная безопасность обеспечивается органами государственной власти, при этом значительную часть функций по ее обеспечению государство делегирует органам внутренних дел, полиции. К общественной безопасности, как правило, относят общественные отношения, связанные с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при их неправильном использовании. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением определенных правил, обеспечивающих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Необходимо отметить, что понятие «общественная безопасность» законодательно не определено. В современном российском законодательстве термин «общественная безопасность» употребляется как юридическая категория для определения сферы деятельности органов государства, в частности органов исполнительной власти. Ряд ученых отмечают, что общественная безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности, ее «призваны обеспечивать органы государства (прежде всего, полиция, внутренние войска, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), а также органы местного самоуправления, общественные организации и движения» 3 Босхамджиева Н.А. Вопросы понятия «общественная безопасность»: зарубежный опыт // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 27-29: Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 69-70: и др. .

Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь, которая выражается в том, что укрепление общественного порядка способствует повышению уровня общественной безопасности. Кроме того, общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны с другими социально-правовыми категориями, такими как правопорядок, государственный порядок, благоустройство.

Взаимосвязь общественного порядка, общественной безопасности и правопорядка выражается в том, что правопорядок охватывает только ту часть общественных отношений, которая регулируется нормами права. Таким образом, общественные отношения, регулируемые нормами морали, нравственности, традициями и обычаями, находятся за пределами сферы правопорядка. Вместе с тем многие правоотношения выходят за рамки общественного порядка. Правопорядок составляет основу общественного порядка, так как государство при помощи права регулирует основные отношения в сфере общественного порядка. Отношения в сфере общественной безопасности регулируются нормами права, таким образом, можно утверждать, что общественная безопасность является элементом правопорядка.

Государственный порядок составляет основу общественного порядка, определяет его сущность и содержание. Вместе с тем он не охватывает всей сферы общественного порядка.

Общественное благоустройство, под которым понимается рациональная планировка населенных пунктов, общественных мест, их обустройство, существенно влияет на состояние общественного порядка и общественной безопасности, однако в отличие от них сфера благоустройства включает в себя отношения людей к материальным ценностям окружающей среды.

Разграничение общественного порядка и общественной безопасности с другими социально-правовыми категориями позволяет оптимально определить компетенции правоохранительных и иных органов.

общественный порядок безопасность инспектор

Общественный порядок в государстве - это результат соблюдения людьми установленных правил, это определенная система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения норм (права, морали, обычаев) регулирующих доведшее людей в общественных местах.

Общественный порядок рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком смысле общественный порядок рассматривается как совокупность всех общественных отношений, складывающихся в государстве данного типа.

В узкой смысле общественный порядок представляет систему общественных отношений, складывающихся преимущественно в общественных местах, регулируемую нормами права и морали в целях обеспечения неприкосновенности граждан, защиты их прав, обеспечения спокойствия в общественных местах и создания необходимых условий для общения людей в процессе удовлетворения различных жизненных потребностей и нормальной деятельности государственных органов и общественных организаций.

Система общественных отношений в сфере общественного порядка характеризуется:

  • а) закрепленностью нормами права я морали;
  • б) установлением определенных прав и обязанностей участников этих отношений;
  • в) гарантированной возможностью осуществления прав личности;

Отношения между людьми в сфере общественного порядка находят свое выражение в поведении людей, всех действиях, поступках. Это поведение, совершение поступков, принятие решений обусловлено объективными факторами и условиями, в которых живут люди. Правовые нормы призваны направлять поведение людей таким образом, чтобы в каждом конкретном Попов Л.Л. Административное право и административная деятельность органов внутренних дел. М., Ак. МВД СССР, 1990.случае регламентированного правом, граждане совершали те или иные действия и поступки в направлении, соответствующем интересам общества.

Поступки со стороны отдельных лиц, неуважение к установленному общественному порядку, требуют его защиты от посягательства силами и средствами специальных государственных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел. Конечно, проступки не так серьезны, как преступления. Но, во-первых, некоторые из них граничат с преступлениями, во-вторых, ввиду своей многочисленности они причиняют значительный вред. Часто нарушаются правила дорожного движения, распространенными являются такие как мелкое хулиганство, нарушение правил, направленных на борьбу с пьянством, наркоманией, правил охраны природы.

Борьбу с административными проступками нельзя сводить к наложению взысканий на лиц их совершивших. Необходимо борьбу вести с данными правонарушениями уже на "дальних подступах". Это - воспи-тание в семье, школе, коллективах, выявление причин и условия способствующих совершению административных правонарушений и их устранение.

Общественный порядок должен:

  • а) обеспечить жизнь и неприкосновенность граждан;
  • б) охранять честь, достоинство и иные права граждан;
  • в) охранять имущество собственника;
  • г) обеспечить спокойствие в общественных местах, поддерживать необходимые условия для нормальной деятельности учреждений, предприятий и т.д.

Охрана общественного порядка - это проведение государственными органами различных мероприятий по обеспечению неприкосновенности граждан, защите их прав и законных интересов, народного достояния.

Эти меры включает:

  • - во-первых, создание законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны порядка, правила поведения людей в общественных местах;
  • - во-вторых, деятельность органов суда, прокуратуры, внутренних дал, юстиции и др. по проведению в жизнь этих актов.

Охрана общественного порядка осуществляется тремя способами:

  • а) уголовно-правовым;
  • б) гражданско-правовым;
  • в) административно-правовым.
  • - Органы следствия и суда используют уголовно - правовые средства для борьбы с преступностью.
  • - Суды используют гражданско-правовые средства для охраны прав и законных интересов граждан.
  • - Административно-правовая охрана общественного порядка осуществляется, прежде всего, органам государственного управления. Они создают соответствующие нормативные акты, направляют и контролируют деятельность других органов по вопросам охраны порядка.

Организация охраны общественного порядка, представляет собой систему знаний о правовых, организационных и тактических основах охраны общественного порядка, ее объективных закономерностях, принципах организации, формах и методах деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка, путях совершенствования, повышения качества и эффективности этой деятельности.

Основные черты управления в области охраны общественного горянка.

Управление в области охраны общественного порядка представляет составную часть управления внутренними делами, которые в свою очередь являются составной частью государственного управления. То есть - это исполнительно-распорядительная деятельность органов государства (ОВД) направленная на организацию и практическое осуществление охраны общественного порядка путем планирования, подбора и расстановки кадров, выработки соответствующих решений и проведение их в жизнь, руководства подчиненными органами, проведения профилактических мероприятий и применения мер принуждения.

Управлению в области охраны общественного порядка характерны такие общие черты государственного управления как:

  • - подчиненность и подконтрольность Государственным администрациям, Советам народных депутатов;
  • - исполнительно-распорядительный, государственно властный характер;
  • - организующая, правоохранительная, предупредительно-профилактическая направленность.

Подчиненность и подконтрольность органов внутренних дел Государственным администрациям и мест-ным Советам проходят в основном по линии их административной деятельности. В силу специфического характера дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной работы руководство ими сосредоточено в основном в вышестоящих органах внутренних дел.

Административная деятельность органов внутренних дел, как и других органов государственного управления" одновременно исполнительная и распорядительная.

Исполнительной она является потому, что направлена на повседневное исполнение, непосредственное практическое претворение в жизнь законов, указов, постановлений, правительства, решений местных Советов по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Органы внутренних дел исполняют наказания, определенные приговорами судов за совершение преступления.

Распорядительный характер она носят потому, что государство наделило ОВД широкими административно-распорядительными полномочиями необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей. ОВД и их должностные лица полномочны принимать акты управления о наложении на правонарушителей административных взысканий, давать гражданам и должностным лицам предприятий и учреждений обязательные для исполнения указания о совершении действий, установленных правилами общественного порядка и обязанности, или о прекращении действий, нарушающих эти правила применять принудительные меры с целью предупреждения и пресечения правонарушений, а также в рамках своей компетенции самостоятельно решать другие вопросы (например, предоставлять право на управление транспортом, выдавать разрешения).

Государственно-властный характер деятельности ОВД выражается в том, что она осуществляется от имени государства, с использованием предоставленных государством властных полномочий. Сотрудники ОВД при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью выступают в качестве представителей власти. В этом состоит одно из основных отличий деятельности ОВД от деятельности общественных организаций, осуществляющих охрану порядка путем общественно-организационных форм работы и не наделенных государственно-властными полномочиями

Однако, характеризуя государственно-властный характер деятельности ОВД, необходимо иметь в виду, что она не сводится только к государственно-властным предписаниям. Властный метод регулирования отношений в процессе охраны порядка сопровождается широким использованием разъяснения, воспитания, рекомендаций.

Деятельность ОВД носит творческий, организационный характер. Основу ее содержания составляет положительная, созидательная работа по организации и развитию общественных отношений, возникающих в связи с пребыванием людей в общественных местах, передвижение по республике, выездом и въездом за границу, функционированием объектов, представляющих повышенную опасность для окружающих, по организации движения транспорта и пешеходов, перевоспитания осужденных и т.д.

Применение норм права в процессе, деятельности ОВД в преобладающем большинстве случаев не связано с правонарушениями, а направлено на организацию проведения норм права в жизнь, на решение многочисленных организационных вопросов, возникающих при правомерном поведении граждан, деятельности общественных организаций государственных учреждений, предприятий и их должностных лиц.

Вместе с тем важнейшей специфической чертой деятельности ОВД является ее предохранительная направленность. Вся их деятельность имеет своим основным назначением организацию и практическое осуществление охраны Закон ПМР "О милиции" от 18 июля 1995 г.

2. Кодекс ПМР об административных правонарушениях принят Верховным Советом ПМР 18.12.2013 г. вступил в силу с 28.04.2002 г.ОП и безопасности, направлена на борьбу с нарушениями соответствующих правил.

Основными методами деятельности ОВД являются:

  • - надзор за соблюдением установленных правил;
  • - убеждение граждан в необходимости их соблюдения и применение мер административного принуждения в целях предупреждения, пресечения правонарушений и наказания нарушителей.

ОВД наделены широкими полномочиями по осуществлению надзора и выявлению нарушителей установленных правил. Так, органы пожарного надзора имеют право:

  • - производить осмотры всех зданий, сооружений, вкладов, жилых помещений и составлять акты осмотров;
  • - требовать от всех государственных и общественных организаций, а также отдельных граждан представления сведений о противопожарном состоянии соответствующих объектов;
  • - давать обязательные для исполнения письменные предписания об устранении недостатков в организации пожарной безопасности.

Главным в административной деятельности ОВД является предупреждение правонарушений, проведение профилактических мероприятий.

Правление в области охраны общественного порядка включает внешнюю деятельность и внутриорганизационную.

К внешней деятельности относятся:

  • - издание актов регулирующих деятельность государственных и общественных организаций в сфере общественного порядка, устанавливающих правила поведения граждан;
  • - осуществление мер по проведению в жизнь изданных актов (административный надзор, выдача паспортов, их прописка и выписка и т. Д.);
  • - предупреждение и пресечение административно-правовыми средствами посягательств на общественный порядок.

Внутриорганизационная деятельность складывается из:

  • - определения структуры органов и штатов;
  • - четкого определения компетенции органов и конкретных исполнителей;
  • - планирование работы;
  • - выработка решений;
  • - организация практического исполнения принятых решений и т.д.

Сущность и элементы общественного порядка. Сущность общественного порядка составляют необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие общественному порядку, объединяющие воедино его элементы. Сущность общественного порядка является действительным его содержанием, под которым понимается система элементов, свойств общественного порядка и его функций.

Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).

Материальное содержание. Под этим видом содержания общественного порядка понимаются реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении; реальные потребности и интересы членов общества.

детерминированы материальным содержанием общественного порядка, реальной действительностью, закономерностями общественного развития. . Приказ МВД ПМР 178 от 12 июня 2002 г. ""Об утверждении и введении в действие Инструкции ""Об организации и тактике проведения операции МВД ПМР при задержании вооружённых преступников""

Воля индивидуума проявляется в его сознательных действиях по достижению определенных целей. Волевые акты индивидуума, являясь функцией человеческой психики, тесно связаны с реальной жизнью и зависят от нее. Действия и поступки, совершаемые индивидуумом в сфере общественного порядка, могут соответствовать его требованиям и способствовать упрочению общественного порядка или противоречить его интересам. В этой связи важное значение имеет воспитание у индивида уважительного отношения к социальным нормам, регулирующим общественный порядок, формирование привычки соблюдать действующие правила.

Носителями общественной воли в нашем обществе являются рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, нации, народности, общественные объединения и социальные группы, разного рода неформальные образования.

Разновидностью общественной воли является воля государственная. Содержание этой воли определяется экономикой, политическими интересами и целями народа, который обладает государственной властью.

Государственная воля, выраженная в законе (праве), является общеобязательной. Предписания и правила правовых норм определяют поведение людей в сфере общественного порядка. Государственная воля, выраженная в праве, регулирует отношения, особенности и другие важные стороны общественного порядка. Она воздействует на поведение, действия, т.е. волю участников общественного порядка. Воля последнего должна соответствовать государственной воле, выраженной в нормах права.

Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка.

С учетом целей правового регулирования отношений в сфере общественного порядка правовые нормы могут быть сведены в следующие группы: нормы, определяющие правовой статус граждан в рассматриваемой сфере; нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка; нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка.

Нормы, определяющие правовой статус граждан в сфере общественного порядка. Эти нормы составляют наиболее многочисленную группу. Они устанавливают права, обязанности и ответственность граждан в данной сфере.

Граждане имеют право на спокойствие и благоприятные условия для труда и отдыха. Общественный порядок дает возможность людям спокойно проводить свой досуг, обеспечивает надежные условия пребывания в общественных местах, создаёт нормальные условия для трудовой деятельности и т.д. Они вправе обращаться в компетентные органы за защитой от посягательств на их личность.

Граждане имеют право на участие в охране общественного порядка. Они вправе сообщать в компетентные органы (милицию и др.) о готовящихся или совершаемых нарушениях общественного порядка, принимать меры к пресечению нарушений общественного порядка. Действия граждан, направленные на пресечение преступных посягательств и на задержание преступника, правомерны и не влекут юридической или иной ответственности, даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику.

Граждане имеют право на самооборону. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу, то есть при защите личности и прав обороняющегося от других лиц охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.

Нормы права предоставляют гражданам возможность обращаться в компетентные органы с критическими замечаниями и предложениями, направленными на укрепление общественного порядка и совершенствование деятельности органов и организаций, охраняющих общественный порядок.

Граждане имеют право участвовать в охране общественного порядка в качестве членов народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка.

Права граждан в сфере общественного порядка не могут рассматриваться вне их связи с обязанностями в данной сфере. Единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе основывается на сочетании интересов общества и личности. Известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Граждане обязаны соблюдать установленный нормами права и иными социальными нормами общественный порядок, правила поведения в общественных местах.

Граждане должны соблюдать специальные запреты, установленные в сфере общественного порядка. Запрещаются: нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (мелкое хулиганство), стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка; распитие спиртных напитков в общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в разлив разрешена компетентными органами; появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, азартные игры на деньги, вещи и иные ценности, а равно принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения и др.

Правовые запреты и предписания направляют поведение субъектов отношений в сфере общественного порядка. Запреты и предписания реализуются путем их соблюдения, воздержания от совершения действий, запрещенных нормами права, т.е. вне правовых отношений. Реализация запретительных норм через правоотношения осуществляется в тех случаях, когда предписание запретительной нормы нарушено. За нарушение запретов, совершение правонарушения в сфере общественного прядка устанавливается юридическая ответственность. Эта ответственность устанавливается законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

Важную регулирующую функцию выполняют нормы права, устанавливающие гарантии прав граждан в сфере общественного порядка. К числу таких норм относятся нормы, закрепляющие принцип законности в деятельности органов и должностных лиц вообще и в применении мер воздействия за нарушение общественного порядка в частности; нормы, предоставляющие право на обжалование действий органов и должностных лиц; нормы, устанавливающие ответственность органов и должностных лиц за незаконные действия, и др.

Нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка. Эту группу составляют нормы, которые устанавливают задачи, функции, обязанности, права и ответственность органов и должностных лиц по охране общественного порядка, определяют формы и методы их деятельности. В состав данной группы входят нормы, устанавливающие нормотворческую компетенцию государственных органов в сфере общественного порядка, обязанности и права органов внутренних дел, милиции и других правоохранительных органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, полномочия работников милиции и других должностных лиц в сфере общественного порядка и др. Объем полномочий того или иного звена в системе государственных органов в сфере общественного порядка зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией оно обладает. Совершенствование компетенции органов и должностных лиц, точное и четкое определение задач, обязанностей и прав, а также ответственности каждого органа (должностного лица) в сфере общественного порядка способствуют дальнейшему укреплению законности, улучшению работы органов, охраняющих общественный порядок.

Нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Нормы, входящие в данную группу, содержатся в законодательных и иных актах, устанавливающих основные обязанности и права общественных формирований. Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных Приказ МВД ПМР № 80 от 4 апреля 2002 г. ""Об утверждении Инструкции ""Об образовании работы ОВД по обеспечению взаимодействия с добровольными народными дружинами по охране общественного порядка""формирований с государственными органами и др. определяются положениями о соответствующих общественных формированиях.

Общественная безопасность. Общественный порядок тесно связан с другой сферой жизни общества - общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства и в особенности органы внутренних дел, милиция.

К сфере общественной безопасности относятся те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Общественная безопасность связана с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему (например, правил приобретения, хранения, перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, правил приобретения и хранения взрывчатых материалов, правил открытия и функционирования объектов, где они обращаются, и др.).

Отношения, складывающиеся в сфере общественной безопасности регулируются правовыми нормами. Их соблюдение и исполнение гарантируются применением принуждения со стороны государства и его органов.

Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Так, обеспечение должного общественного порядка при проведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций, шествий и т.п.) одновременно является и обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целям предотвращения наступления опасности для жизни и здоровья людей или их имущества. Вместе с тем соблюдение правил и требований общественной безопасности (скажем, правил дорожного движения, правил пользования спортивными сооружениями во время проведения соревнований и т.п.) является важным условием поддержания надлежащего общественного порядка.

Однако, несмотря на тесную взаимосвязь, рассматриваемые сферы не тождественны. Они объединяют различные группы общественных отношений, регулируемые нормами и правилами. В связи с этим законодательство об административных правонарушениях устанавливает дифференцированную ответственность за правонарушения в сфере общественного порядка и в сфере общественной безопасности.. Кисин В.Р., Коренев А.П., Селиванов В.В. Производство по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел (милицией). Образцы документов. Учебное пособие. М., МВШМ МВД СССР, 1989.

Каждый человек осознанно либо бессознательно в своей деятельности руководствуется теми или иными правилами. Они выступают в качестве образцов, моделей поведения. Все эти правила различны и по своему содержанию, и по способам возникновения. Однако объединяет их одна цель. Эти модели позволяют предупредить действия, разрушающие правопорядок и общественный порядок.

Классификация норм

По своему предмету регулирования правила можно разделить на две больших категории. К первой относят социальные нормы. За счет них формируется правопорядок и общественный порядок. Они координируют отношения между людьми и их группами. Во вторую категорию входят нормы технического характера. Они регулируют взаимодействие между человеком и окружающим его миром – техникой и природой.

Социальные нормы

Они выступают в качестве правил поведения, при соблюдении которых формируется общественный порядок. Существующие модели поведения иллюстрируют, как нужно поступать в тех или иных случаях. Социальные нормы регулируют отношения в обществе, выступая в качестве средства управления, необходимого условия для развития и жизни человечества. Таким образом, обеспечение общественного порядка зависит от непосредственного их действия.

Технические нормы

Эти модели указывают на то, как нужно вести себя в отношении разнообразных природных объектов, сложных и простых приспособлений, как формировать материальные ценности. В соответствии с тенденциями развития современного мира, в особенности в течение последних двух столетий, отмечается обострение экологической, сырьевой, ядерной, энергетической и ряда других глобальных проблем. В этой связи все больше технических норм переходят в разряд социальных, образуя качественно новый пласт. Эти новые модели позволяют регулировать взаимодействия между людьми в процессе исполнения ими технических инструкций и правил. Таким образом, они также косвенно регулируют общественный порядок. К таким нормам, например, относят предписания, действующие в сфере материального права, ПДД, стандарты по эксплуатации разного оборудования, ПТБ при хранении, транспортировке и использовании взрывчатых, отравляющих и прочих токсических соединений и так далее.

Общественный порядок: понятие

Необходимость установления надлежащих условий жизнедеятельности обусловливается самой природой социума. Он нуждается в стабильной, устойчивой системе отношений, дисциплине, правилах, предотвращающих такие правонарушения. Общественного порядка не существует в мире, где царит распущенность, безнаказанность, безнравственность. В теории государства и права установлено, что для любого способа производства материальных благ требуется упрочение социальных взаимодействий и связей. Без этого немыслима целеустремленная и совместная деятельность человечества. Что же представляет собой общественный порядок? Понятие в доклассовом обществе предполагало наличие у людей определенных традиций и обычаев. На основании их население вступало во взаимоотношения, выполняло ту или иную деятельность. После появления частной собственности, разделения труда, образования классов обеспечение охраны общественного порядка осуществляется посредством моральных и юридических норм, установленных государством.

Суть явления

Общественный порядок формируется из волевых взаимоотношений между людьми, проявляющихся в их поведении и действиях. Они выступают в качестве результата их сознательной деятельности. Государство и политическая система оказывают активное воздействие на отношения между людьми. Организация общественного порядка выступает в качестве одной из основных функций власти. Реализация этой задачи осуществляется посредством принятия определенных законов, контроля над их соблюдением и исполнением. Таким образом, общественный порядок в рамках государства представляет собой социально-юридическую категорию, основанную на отношениях между людьми при следовании ими установленным нравственным, моральным и прочим нормам. Неприкосновенность этой системы гарантируется властью. Суть явления формируют относительно устойчивые, закономерные, необходимые внутренние связи, которые присущи порядку и объединяют все его элементы в один комплекс.

Взгляд на проблему

Общественный порядок как систему социальных отношений и связей в литературе и законодательстве рассматривают в широком и узком смысле. В последнем случае речь идет о том, что установленные правила распространяются не на все существующие взаимодействия, а только на их определенную часть. Необходимость такого разделения обусловливается многообразием и разносторонностью отношений между людьми в каждой конкретной области, наличием особых юридических норм, направленных на регулирование этих связей.

Кроме этого, следует учесть и установленные в законодательстве виды ответственности за подобные преступления. Общественного порядка не будет, если государство не предусмотрит определенные инструменты регулирования. Использовать их уполномочены далеко не все институты власти. Для их применения формируются соответствующие органы общественного порядка. Их компетенция, обязанности и возможности строго регламентированы законом. Вместе с этим в системе отводится особое место и для граждан. В охране общественного порядка в той или иной степени могут участвовать все люди, проживающие на территории страны. Однако население не обладает такими полномочиями, какими наделены разные инстанции. В этой связи безопасность и охрана общественного порядка людьми реализуются путем соблюдения установленных в законах предписаний и норм.

Основные цели

Рассматривая общественный порядок как социально-юридическую категорию, следует отметить обусловленность системы потребностями населения, удовлетворение которых происходит в процессе взаимодействия между разными людьми. Отношения складываются в соответствующих местах в ходе общения. Цель всей этой системы состоит в обеспечении спокойной для жизни человека обстановки, нормальных условий для отдыха и труда, деятельности организаций, учреждений, служб, инстанций, институтов власти.

Общественные места

В законодательстве нет четкого определения данного термина. Тем не менее в нормах предусматривается примерный перечень мест, относящихся к категории общественных. В него, в частности, входят:

  • Транспортные магистрали.
  • Парки.
  • Аэропорты.
  • Вокзалы.
  • Пристани.
  • Улицы.
  • Площади и так далее.

В литературе общественное место определяется как территория, на которой происходит общение между людьми для удовлетворения разных жизненных нужд. Итак, данный термин связан с пребыванием на одной местности группы лиц. Нарушение общественного порядка, таким образом, будет затрагивать интересы других людей, находящихся с виновным лицом на одной территории. Это обстоятельство объясняет установление наказания за одно и то же деяние, совершенное в местах скопления людей и вне их. В первом случае оно будет рассматриваться как нарушение общественного порядка и повлечет за собой ответственность. Например, закон предусматривает наказание за распитие алкоголя в парке, на улице и т. д.

Материальное содержание

Этот элемент общественного порядка включает в себя реально существующие социальные отношения. В качестве материальной основы выступают:

  1. Экономический режим в стране.
  2. Политическое устройство государственного аппарата.
  3. Вид демократии.
  4. Действительные нужды и интересы населения (членов общества).
  5. Система взаимоотношений между людьми и необходимость в их регулировании.

Волевой элемент

Он проявляется в поведении лиц, которые принимают участие в охране общественного порядка, его формировании, поддержании. Волевые акты человека, выступая в качестве функции его психики, имеют тесную связь с реальностью и зависят от действительности. Те или иные действия, которые совершает индивид в области общественного порядка, могут соответствовать предъявляемым законом требованиям. За счет этого происходит упрочение социального положения в стране. Поведение человека может и противоречить установленным нормам. В этом случае его действия при определенных обстоятельствах расцениваются как преступления против общественного порядка.

Субъективная воля проявляется в сознательном производстве поведенческих актов, необходимых человеку для достижения каких-либо целей. В данном случае особое значение имеет воспитание у личности уважительного отношения к установленным социальным нормам, посредством которых осуществляется поддержание и охрана общественного порядка. Государственная воля выражается в законодательных актах. Она является обязательной для всех. Правила и предписания устанавливают модели поведения людей, регулируют отношения между ними и прочие важные аспекты социальной жизни. За счет такого нормативного влияния на действия, поведение, то есть волю, участников взаимодействий осуществляется государственная охрана общественного порядка.

Юридический аспект

Нормы, которые действуют в сфере общественных отношений, координируют поведение граждан посредством:

  • Введения запретов на совершение действий, вызывающих негативные последствия для социума.
  • Установления правил, которые предписывают возможное или должное поведение людей.
  • Определения компетенции и регулирования деятельности уполномоченных на охрану порядка субъектов.
  • Установления ответственности за несоблюдение предписаний и запретов.

Таким образом, нормативное регулирование охватывает достаточно широкий круг отношений, которые складываются между людьми в рамках общественного порядка.

Конституционные предписания

Нормы основного закона занимают ведущее место в сфере юридического регулирования отношений в рамках общественного порядка. Конституционные предписания не только выражают основные принципы государственного устройства и взаимодействия между субъектами. Они возлагают обязанность на граждан и объединения, должностных лиц, государственные и территориальные органы соблюдать установленные правила. В частности, на территории РФ запрещается формирование и функционирование организаций, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение и разрушение целостности строя страны, разжигание религиозной, национальной, расовой, социальной розни.

Законодательные и подзаконные акты

Они также играют немаловажную роль в обеспечении общественного порядка. Нормы, направленные на формирование нормальных и спокойных условий для жизнедеятельности населения и организаций, предусматриваются в Уголовном, Административном и других кодексах. Они также присутствуют в правительственных постановлениях и президентских указах, актах, принятых иными органами исполнительной и представительной власти субъектов и муниципальных образований.

Мораль, обычаи и традиции

Эти элементы существуют в обществе с давних времен. Они накладывают на людей определенные обязательства, выступают в качестве средств предупреждения любого преступления против общественного порядка. Мораль воспитывает человека в духе неуклонного и точного соблюдения закона, уважения достоинства и чести других людей. Она способствует развитию непримиримости к антиобщественным проявлениям, формированию добросовестного исполнения тех или иных обязанностей, ответственности и прочего. Вместе с этим моральные нормы являются основой для мер воздействия на тех, кто не соблюдает законодательство. Антисоциальные действия могут стать предметом обсуждения на собраниях товарищеского суда, трудового коллектива и так далее. От соблюдения моральных устоев и правил общежития во многом зависит состояние порядка в обществе, его прочность в рамках государства.

Антисоциальные проявления: потенциальная угроза

Чем более развитым и цивилизованным становится общество, тем сильнее в нем проявляется нетерпимость к разным разлагающим его действиям. В этом смысле все большее значение с течением времени приобретает соблюдение всеми людьми установленных норм поведения. Необходимость укрепления и поддержания общественного порядка обусловливается интересами государства, всего населения и каждого человека в отдельности. Установленные нормы отражают волю большей части людей, проживающих в стране, способствуют развитию и совершенствованию отношений между субъектами. Предписания охраняют законные интересы, свободы и права людей, организаций, предприятий, учреждений.

Участие государства

Вопросы, касающиеся укрепления и поддержания порядка в обществе, являются предметом заботы власти. Государство, особенно в современных условиях, уделяет внимание в первую очередь воспитанию у населения уважения к законам, правильного отношения к принимаемым нормам и действующим правилам. Первостепенное значение в деятельности власти уделяется искоренению нарушений в сфере трудовой дисциплины, предотвращению взяточничества и хищений, хулиганства, пьянства и прочих антисоциальных проявлений. Пристальное внимание направлено на защиту личности, стабилизацию ее положения в государстве, сохранность и обеспечение реализации экономических, политических и прочих прав и свобод. Вместе с этим усиливается и ответственность людей за свое поведение перед коллективом, властью, другими индивидами. Достижение поставленных целей осуществляется государством посредством последовательного внедрения мер воспитательного, организационного и законодательного характера. Они направлены на усиление прочности юридической основы жизни, дисциплины, борьбы с антисоциальными проявлениями.

Инструменты воздействия

Меры по укреплению порядка в обществе предусматриваются в отечественном законодательстве. В последние годы оно претерпело ряд существенных изменений. В частности, в 1991-м и в последующие за ним годы были приняты законодательные акты, которые непосредственно ориентированы на обеспечение порядка в стране и обществе, сохранение безопасности в государстве. К ним, в частности, относят ФЗ о:

  • о полиции;
  • чрезвычайных положениях;
  • оперативно-разыскной деятельности;
  • безопасности;
  • внутренних войсках МВД РФ и многие другие.

Установление и поддержание социальной стабильности

Охрана общественного порядка – это осуществление государственными институтами совместно с социальными объединениями разных мер, направленных на защиту жизни и здоровья, достоинства и чести, свобод, интересов людей, организаций, учреждений, должностных лиц, предприятий. Целью их применения выступает создание спокойной обстановки в населенных пунктах, благоприятствующей отдыху и труду, стабильной работе социальных объединений, государственных институтов, коллективов предприятий. Система мер включает в себя правовое регулирование – принятие уполномоченными инстанциями соответствующих актов, координирующих поведение населения, а также реализацию всеми субъектами этих предписаний.

Практическое использование мер

Оно выражается в деятельности уполномоченных органов по пресечению и предупреждению антисоциальных действий, привлечению виновных лиц к ответственности. Меры реализуются также посредством содействия компетентным объединениям и инстанциям в создании и поддержании нормальных условий для общения и взаимоотношений людей в ходе трудовой, производственной и иной разрешенной законом деятельности, а также при удовлетворении ими своих духовных и материальных нужд. Немаловажное значение в использовании инструментов воздействия имеет и обеспечении гарантий для исполнения обязанностей и осуществления прав всеми субъектами.

Способы поддержания стабильности

Комплексный и достаточно сложный характер сферы регулирования общественного порядка требует формирования разных методов его охраны. С учетом специфики нормативного регулирования и характера используемых мер различают несколько способов поддержания стабильности в государстве. К ним относят:

  1. Оперативно-разыскной метод. Этот способ предусматривает использование мер, направленных на раскрытие и предотвращение преступлений в рассматриваемой области. Такая деятельность также ориентирована на розыск и задержание лиц, которые скрываются от ответственности, следствия и суда.
  2. Административно-правовой способ охраны. Он предполагает применение мер организационного и нормотворческого характера. Инструменты административного воздействия позволяют пресекать и предупреждать правонарушения. Ответственность в этом случае проявляется в форме применения соответствующих взысканий к виновным.
  3. Уголовно-правовое регулирование. Этот способ реализуется посредством привлечения к ответственности и применения наказаний к виновным лицам в порядке, установленном в УК и УПК РФ.
  4. Гражданско-правовой метод обеспечения общественного порядка предусматривает использование средств для защиты интересов людей, организаций, предприятий от посягательств, связанных с причинением материального или морального вреда.

Взаимодействие с другими сферами жизнедеятельности

Общественный порядок имеет тесную связь с социальной безопасностью. Она, как это указано в юридических изданиях, состоит из отношений, которые касаются локализации (предотвращения) негативных для здоровья и жизни людей и их имущества действий и явлений, которые, в свою очередь, выступают в качестве последствий поведения отдельных лиц или действия природных сил. Отношения в сфере безопасности имеют свою специфику. Однако она не создает препятствий для соблюдения норм и правил поведения в социуме.

Более того, укрепление общественного порядка способствует усилению безопасности отдельного человека и всего населения в целом. Для уяснения сущности указанных явлений особое значение имеет вопрос о соотношении их с еще одной сферой жизнедеятельности. Речь, в частности, идет о правопорядке. Его рассматривают как правильное, налаженное устройство и состояние чего-либо. Правопорядок и общественный порядок – две взаимосвязанных категории. Первая используется для характеристики состояния отношений в социуме, которое формируется при регламентации взаимодействий юридическими нормами и их реализации. Правопорядок и общественный порядок выполняют общие функции – устанавливают стабильность в социальной сфере.

С точки зрения широкого понимания термина «общественный порядок», нарушение общественного порядка можно рассматривать как любые противоправные действия, связанные с нарушением норм морали и права, норм общественных организаций, норм неправовых традиций, обычаев и ритуалов, которые во всей своей совокупности характеризуются как социальный и правовые нормы системы общественных отношений. В действительности же, нарушение общественного порядка, применительно к возможным мерам правовой ответственности, зачастую ассоциируется только с такими действиями, которые, во-первых, прямо закреплены в нормативно-правовых актах, как противоправные, во-вторых, могут повлечь за собой наступление каких-то конкретных видов ответственности.

К сожалению, отсутствие единого подхода к пониманию общественного порядка в теории права и тем более в конкретных нормативно-правовых актах нередко приводит к ошибкам в правоприменительной практике. Однако, как бы, возможно, не показалось это странным, именно правоприменительная (судебная) практика зачастую становится единственной возможностью разобраться в природе правоотношений и прийти к верной квалификации.

Нарушение общественного порядка и ответственность

Общественный порядок - огромный по составу, структуре правоотношений и норм институт. Если же затрагивать только вопрос наказания за различные нарушения общественного порядка, то возможные меры ответственности могут представлять собой:

  • гражданско-правовую ответственность;
  • дисциплинарную;
  • административную;
  • уголовную ответственность.

Следует понимать, что неверным является рассмотрение абсолютно любых нарушений общественного порядка только лишь как хулиганские действия, хотя в обиходе большая часть нарушений общественного порядка именно так и именуется. Но это – только в обиходе, в праве такой подход ошибочен. Хулиганство – отдельная статья за нарушение общественного порядка и только лишь один из всех возможных видов составов правонарушений, охватывающих различного рода нарушения общественного порядка. Вместе с тем, в реальной жизни именно хулиганство и соответствующая статья за нарушение общественного порядка, присутствующая как в административном кодексе, так и в уголовном, являются одними из наиболее распространенных категорий в правоприменительной практике.

Административная и уголовная ответственность за нарушение общественного порядка

И в административном, и в уголовном кодексе составам правонарушений, посягающим на общественный порядок, отведены специальные разделы: в КоАП России – Глава 20, в УК России – Раздел IX. Это огромный массив правовых норм с самыми различными составами и санкциями, причем, если уголовное законодательство, находящееся в ведении государства, содержит единый перечень составов правонарушений, то вот административные правонарушения делятся на две категории: установленные в КоАП РФ, и установленные на уровне субъектов федерации, тем самым, то деяние, которое, по мнению законодателя, является административным правонарушением, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге, может не являться таковым в каком-то ином регионе, и наоборот

Административные нарушения общественного порядка принято относить к менее тяжким действиям, в то время как уголовные всегда рассматриваются как грубые (более тяжкие) нарушения. Такой подход четко прослеживается в статье о хулиганстве, трактуемом в уголовном кодексе именно как грубое нарушение общественного порядка.

Возможные меры наказания за различные нарушения общественного порядка зависят от конкретного содержания действий, наступивших последствий, то есть от конкретного состава правонарушения, и определяются согласно санкциям конкретных статей. Так, например, административно наказуемое хулиганство (ст.20.1 – «мелкое хулиганство») предусматривает, как простое нарушение общественного порядка: штраф до одной тысячи рублей или арест до 15 суток, квалифицированное: штраф до 2,5 тысяч рублей или тот же административный арест. В уголовном кодексе диапазон возможных мер наказания уже более широк – это и штраф, и обязательные, принудительные или исполнительные работы, и лишение свободы (до 5 лет по 1 части и до 7 лет – по второй части).

Общественный порядок составляют фактически складывающиеся общественные отношения, которые могут иметь как правовой, так и не правовой характер. Поэтому, анализируя отношения в сфере общественного порядка, мы обращаемся в конечном итоге к поведению людей, то есть их действиям и поступкам, из которых эти отношения складываются.

Общественный порядок – это обусловленное совокупностью факторов объективного и субъективного характера состояние социальной жизни, предполагающее внутреннюю согласованность и упорядоченность системы общественных отношений, основанных на положениях и принципах социальных норм.

Правопорядок – это составная часть общественного порядка - итог воплощения законности в реальные общественные отношения.

Правопорядок представляет собой не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений. Таким образом, правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права.

Правопорядок как особое урегулированное правом состояние общественных отношений зиждется на системе основополагающих начал, т.е. принципов.

К принципам правопорядка можно отнести:

    Формальная определенность . Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

    Системность . Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

    Государственная гарантированность . Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

    Устойчивость . Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

    Единство . Правопорядок основан на единых политических и правовых принципах, обеспечивается единством государственной воли и законности и является единым на всей территории страны.

3. Роль ОВД в обеспечении законности

и правопорядка.

Роль органов внутренних дел в обеспечении законности и правопорядка определяется, прежде всего, особенностями реализуемой ими правоохранительной функции, а так же спецификой возложенных на них государством задач, обусловленных рассмотренными выше юридическими гарантиями законности. К числу таких задач, в первую очередь, следует отнести:

    обеспечение личной безопасности граждан;

    предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    раскрытие преступлений;

    охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

    оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

В целях реализации правоохранительной функции, обеспечения законности и правопорядка ОВД осуществляют ряд мер, которые являются юридическими гарантиями законности и правопорядка. К числу таких мер следует отнести:

    Меры выявления (обнаружения) нарушений законности и правопорядка;

    Меры по предупреждению нарушений законности и правопорядка;

    Меры по пресечению нарушений законности и правопорядка;

    Меры по защите и восстановлению нарушенных прав, по устранению последствий правонарушений;

    Меры по привлечению к юридической ответственности нарушителей законности и правопорядка;

    Меры процессуального характера.

Кроме того, следует отметить участие органов внутренних дел в реализации организационных гарантий законности и правопорядка. К ним относятся мероприятия организационного характера, обеспечивающие состояние законности и правопорядка. К числу таких мер относится, например, кадровая работа, образование в системе МВД специальных подразделений по борьбе с коррупцией и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

    Дайте понятие законности.

    Перечислите основные признаки законности.

    В чем выражаются гарантии законности?

    Может ли право на необходимую оборону рассматриваться в качестве юридической гарантии законности?

    Сформулируйте определение общественного порядка.

    Как соотносятся понятия «законность», «правопорядок» и «общественный порядок»?

    В чем на Ваш взгляд заключается специфика правопорядка сложившегося в условиях современной России?

    Охарактеризуйте роль ОВД в обеспечении законности и правопорядка.

Учебная литература:

    Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С.178 – 181.

    Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.62 – 64.

    Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С.206 – 210.

Дополнительная литература:

    Законность в Российской Федерации. М.: Спарк, 1998.

    Лисюткин А.Б. К понятию законности // Государство им право. 1994. №3.

    Матузов Н.И. Право как нормативная основа правопорядка // Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995.

    Правовой режим законности: вопросы теории и истории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 15 февраля 2001г. Под общ. Ред. Д.И. Луковской. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2001.

    Ромашов Р.А. Сальников В.П. Теоретическая модель законности (проблемы формирования в современной России) // Общество, право, полиция. Материалы международной научно-практической конференции. 23 – 24 мая 1996 г. Ч.3/ Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1997.